Изучение библии в православной церкви. Зачем христианам читать Библию

Помню у меня возникал такой вопрос, когда я впервые взял в руки Библию. Я думал начать читать с начала, как обычную книгу, но благодарен Богу, что знакомые христиане подсказали, что лучше начать читать не с начала, потому что может не хватить терпения прочесть все книги и понять суть всех книг правильно. Дело в том, что Библия - это сборник книг, это 66 книг, объединенных в одну книгу .

На русском языке есть несколько переводов Библии. Самый распространенный - Синодальный. Он завершен и опубликован по благословению Святейшего Синода (отсюда название "синодальный") в 1876 году. Язык этого перевода должен быть понятен любому, кто читал русских классиков. Синодальный перевод читает преимущественное большинство всех русских христиан. Если же вы хотите читать Библию на более простом языке, то есть такой перевод, как МБО (Международное Библейское Общество) и Новый перевод .

1. Евангелие (их всего четыре, это четыре свидетельских показания жизнеописания и учения Иисуса Христа). Я рекомендую начать с Евангелия от Луки (оно объемом около 40 страниц) . Тем более это Евангелие более полно рассказывает обо всех этапах жизни Иисуса в сравнении с другими Евангелиями.

Не бойтесь отмечать карандашом важные мысли текста . Цель Бога научить вас Его истине, а не сохранить вашу книгу нетронутой.
Вопросы Записывайте на отдельных листочке (или тетради), чтобы задать их знакомым христианам (либо можете задать их мне в этом посте --> ).


2. Послание Римлянам (его лучше всего прочесть после Евангелия) . Это послание объемом 16 страниц адресовано верующим в Риме, которые никак не могли перестать ругаться из-за того, как нужно жить по-христиански, нужно ли выполнять закон. Апостол объясняет в чем суть веры в Иисуса Христа, помогая понять Евангелие.

3. Евангелие от Иоанна - 30 страниц (оно отличается во взгляде на события и выделении фактов от Евангелий от Матфея, Марка и Луки) . Чтение Евангелия от Иоанна после послания к Римлянам поможет глубже понять суть Радостной вести (именно так переводится слово Евангелие), поверить в Иисуса Христа и принять спасение Божье от грехов.

4. Послание к Галатам (5 страниц) . Покажет, как апостол Павел общался с христианами, которые неправильно поняли Евангелие.

5. Деяния Святых Апотолов (39 страниц) помогут увидеть, как развивалась церковь (община верующих во Христа людей) после воскресения и вознесения Иисуса. Лично мне очень нравятся Деяния, потому что там не только рассказывается учение Иисуса, но и видно, как оно воплощается в жизнь (читать также проще, потому что там много приключений) .

7. Откровение Иоанна Богослова (20 страниц) . Показывает события последних дней. Христос показывает Иоанну, что будет перед тем, как Он придет второй раз на землю для суда. А также рассказывает о том, что будет с людьми после того, как земля и вся вселенная будут уничтожены. Это пророческая книга, которая изобилует массой разных красочных образов и помогает быть спокойным, потому что показывает исход битвы (как если бы вам показали видео из будущего о том, как закончилась война) . Вы можете , но я советую вам сделать это после прочтения, чтобы не быть заложниками образов, нарисованных другим воображением.


8. Евангелие от Марка (это самое короткое Евангелие - 23 страницы) . Вообще Евангелие лучше читать всегда, потому что в нем самая суть всей Библии. Сейчас же я советую прочесть его для того, чтобы не потерять фокус с главного за этим обилием образов Откровения и следующими истинами посланий.

10. Евангелие от Матфея (38 страниц) . Это Евангелие начинается с родословной, которая часто смущает читателей, особенно, когда они читают Библию в первый раз. Поэтому просто прочтите ее, не смущаясь и продвигаясь дальше. Позже вам эта родословная и цель ее приведения будет понятнее.

11. Послание Евреям (12 страниц) . Его стоит обязательно прочесть перед тем, как начинать читать Ветхий Завет Библии (события и пророчества, написанные до рождения Иисуса из Назарета) , потому что это послание объясняет образы, которые могут быть непонятными, если читать Ветхий Завет, не зная этого объяснения.

12. Ветхий Завет (923 страницы) , начиная с Бытие и по порядку. Некоторые книги, такие как Левит и Числа могут быть сложными для прочтения, потому что там описываются законы и правила, инструкции по принесению жертв и устройству скинии. Вы можете для первого раза пропустить те главы, которые будут вам ну очень непонятными, чтобы не остановиться. Ведь надо обязательно помнить, что первое прочтение Библии является своего рода ознакомительным, поэтому вам нужно просто погрузиться и прочесть информацию. А углубленно разбираться лучше во время второго прочтения, когда вся Библия будет прочитана хотя бы один раз.

Б ывало ли у вас когда-нибудь, что вы открывали свою Библию и не знали, с чего начать?

В Библии тысячи страниц. 66 книг. И вечный вопрос новообращённых:

На самом деле, и много верующих со стажем задают мне тот же вопрос. Закончив одну книгу, они часто задумываются, как двигаться дальше.

У многих христиан была такая ситуация, когда они какое-то время не читали Библию или читали непоследовательно, а потом им было трудно понять, с чего опять начать читать.

Вот несколько моих предложений для христиан, которые задаются вопросом, с чего же им начать читать Библию.

1. Псалмы. Я люблю Псалмы. На самом деле, бывают такие периоды, когда я читаю только Псалмы, особенно, когда у меня трудное время в жизни. Читать о сражениях Давида и о том, как он был способен славить Бога и поклоняться Ему, проходя все эти испытания, - это такое ободрение для меня, и это даёт мне силы делать то же самое. Кроме того, читая Псалмы, я часто наталкиваюсь на слова из моих любимых песен прославления. Я люблю рисовать музыкальную ноту возле этих стихов.

2. Притчи. Знаете ли вы, что существует 31 притча - по одной на каждый день месяца? Вы могли бы читать Притчи каждый месяц, и это было бы очень полезно. Есть выражение “Одна притча в день заставляет дьявола держаться подальше” . В своей статье “Как читать книгу Притчей” (на англ.) я рассказываю о своём уникальном методе чтения Библии, с помощью которого можно разбивать каждую Притчу на отдельные крупицы мудрости, которые можно применить к жизни.

3. Лука. Евангелие от Луки - наиболее описательный рассказ о жизни Иисуса. Мне нравится так думать, потому что он был врачом и уделял внимание каждой детали. Если вы хотите по-настоящему узнать Иисуса, читайте Евангелие от Луки. А когда закончите, перелистните две следующие книги и прочитайте написанное им продолжение - Деяния Апостолов.

4. Иоанн. Если вы хотите понять глубину любви и жертвы Иисуса, прочитайте Евангелие от Иоанна. Иоанн по-настоящему раскрывает путь спасения через Иисуса Христа. Мы видим это в самом популярном стихе из всей Библии - Иоанна 3:16. Хотя она и не написана в хронологической последовательности, как Евангелие от Луки, вы можете заметить аккуратную и целенаправленную структуру, в которой написана книга Иоанна с целью рассказать о спасении, которое Иисус дал миру.

5. Ефесянам. Вы боретесь со своим прошлым? Вас мучает чувство вины и осуждения? Вы часто чувствуете себя как Божий “приёмный ребёнок”? Прочитайте Послание к Ефесянам. В своём письме в Эфес Павел каждую главу наполнил напоминаниями о том, кто мы такие во Христе, о наших правах как Его детей, и о власти, которую Он даёт нам, через свой Святой Дух.

6. Филиппийцам. Если вы утратили радость, откройте Послание к Филиппийцам. Читайте его, изучайте его, размышляйте о нём, и позвольте каждому стиху войти в ваш дух.

Это некоторые из моих самых любимых книг Библии.

Не начинайте с Бытия и не читайте просто от корки до корки, если только вы - не опытный христианин, который регулярно читал Библию долгое время. Со многими христианами, которые применяли этот подход к чтению Библии, случалось то, что они застревали на книге Левит или Числа и, полные разочарования, прекращали читать.

Прочитывайте книгу целиком. Читая книгу полностью, а не выбирая стихи то тут, то там, вы прочувствуете весь полный контекст. Иногда вы будете удивлены тем, как известный стих приобретает абсолютно новое значение в контексте всей истории или общей идеи.

Читайте, пока не станут понятными какие-то 3 вещи. В своей статье , я делюсь тем, почему так важно читать, пока не станут понятными три вещи, и без этого понимания не двигаться дальше. Запишите их и размышляйте о них в течение дня.

Когда вы приходите в гости и вам показывают семейный фотоальбом, то вам не обойтись без некоторых дополнительных комментариев, помогающих правильно ориентироваться в изображенных лицах. Ведь семейный архив является достоянием данного семейства, так что человек посторонний может и не разобраться здесь самостоятельно.

Библия была написана для избранного народа, наследником которого после пришествия в мир Господа и Спасителя стал народ Божий, то есть Церковь Христова. Библия есть книга Церкви. И поэтому понимать ее надо так, как понимает ее семья, которой она принадлежит, то есть Церковь.

Но сначала порассуждаем вот о чем. Сегодня каждый человек может приобрести Библию, открыть ее и начать читать. Что же нужно для того, чтобы это чтение привело к положительному результату, стало спасительным? И можно ли читать Библию так, как читают обычную книгу?

Библия есть книга Божественная, это обращенное к нам Слово Божие. Но к правильному пониманию этого Слова надо себя подготовить. Если мы открываем священные страницы где-нибудь в метро или в автобусе, если пытаемся проникнуть в их смысл наспех или без усилий, то скорее всего не поймем ничего. Здесь требуется внутренняя подготовка, определенный духовный настрой.

Святые отцы учат, что чтению Библии должна предшествовать молитва - концентрация духовных и умственных сил для того, чтобы “остыть” от горячки повседневной жизни, освободиться из плена эмоций, страстей, переживаний. “Чтение твое да будет в не возмущаемой ничем тишине”, - внушает преподобный Исаак Сирин. Древние монахи читали Писание понемногу, вслух, стараясь максимальным образом сосредоточиться на смысле библейского текста. В египетских монастырях IV века монахи заучивали библейские тексты наизусть, постоянно повторяя их про себя в течение всего дня. А великий русский святой XIX века преподобный Серафим Саровский говорил, что ум христианина должен “плавать” в словах Писания. Читая Библию, нужно с

готовностью воспринимать ее не только разумом, но и сердцем. Читать Библию следует неспешно. Не нужно поглощать главу за главой, прочитывая по нескольку страниц без остановки. “Когда читаешь Божественное Писание, не то имей в виду, чтобы только прочитать лист за листом, - говорит преподобный Никодим Святогорец. - Но с размышлением вникай в каждое слово”. Лучше всего читать не более одной главы в день, размышляя над прочитанным. Очень важно замечать в Священном Писании непонятные слова, записывать новые для нас выражения, с тем чтобы впоследствии, обратившись к толкованию или с помощью просвещенного человека, найти ответ на возникший при чтении Слова Божия вопрос.

Читая Библию, мы входим в общение с Богом, узнаем Его, устанавливаем личную связь с Творцом. Поэтому чтение Библии является не только рациональным, но и глубоко духовным деланием.

В зависимости от уровня знаний, образования, жизненного опыта у человека складывается свое восприятие и понимание библейского текста. В этом сокрыта некоторая опасность. С одной стороны, индивидуальная работа со Словом Божиим возгревает в нас религиозное чувство, укрепляет нашу веру. Но с другой стороны - мы не застрахованы от ошибок, когда, читая Библию, способны по незнанию, отсутствию опыта и соответствующего образования прийти к неправильным выводам.
В связи с этим возникает вопрос: а существует ли безошибочный критерий для правильного понимания Священного Писания? Церковь утверждает: поскольку Библия есть книга народа Божия - Церкви, то общецерковное понимание и содержит в себе тот критерий, сверяясь с которым, можно избежать ошибок.

Почему же общецерковное понимание Библии безошибочно, а индивидуальное может обернуться заблуждением?
Библия есть Богодухновенная книга, написанная по Божественному внушению, и, чтобы проникнуть в суть Божия послания к миру и человеку, нужно иметь Духа Святого в своем сердце.

Люди находятся на разном расстоянии от Бога. Один стоит ближе, другой - дальше. Один имеет великие дары Духа Святого, а другой этих даров не имеет. Но известно: в Церкви как общине веры живет и действует тот же Божественный Дух, Который внушал древним библейским авторам Богодухновенные тексты. И потому Церковь, имея в себе этот Дух, способна безошибочно постигать Слово Божие. Это всесовершенное толкование Священного Писания содержится, конечно, не в индивидуальных высказываниях тех или иных церковных деятелей, пусть даже самых просвещенных и авторитетных. Безошибочное понимание Слова Божия хранится в церковном учении, которое формируется на основании Священного Писания, принадлежит Церкви и передается в лоне ее из поколения в поколение. Таким образом, Церковное вероучение, основанное на Слове Божием, есть по своей сути обширный комментарий к Слову, внушенный силою Святого Духа.

С какой торжественностью, с какой величавостью происходит в Церкви чтение Священного Писания! В один из самых важных моментов богослужения Слово Божие торжественно выносят на середину храма. Перед тем как провозгласить текст во время Божественной литургии, священник читает особую молитву, в которой просит Господа помочь всем присутствующим понять смысл читаемого. Диакон возглашает: “Премудрость. Вонмем”, - подчеркивая тем самым, что Слово Божие несет особую мудрость людям, и воспринимать его надо с особым вниманием. После прочтения библейских текстов за литургией следует проповедь, содействующая правильному церковному пониманию Божественных истин.

Вслушиваясь в слова Священного Писания, мы стоим со склоненной головой, готовые к приятию Слова Божия. Вслушиваясь в вечные глаголы Божественного Откровения, мы расстаемся на время с миром и погружаемся в себя. Ибо Слово Божие, по свидетельству апостола, действием своим подобно “мечу духовному” (Еф. 6. 17), способному рассечь человеческое естество, отделить правду от неправды, свет от тьмы, добро от зла. Слово Божие обладает колоссальной силой духовного воздействия на человека. И очень важно, чтобы, внимая этому Слову, мы впитывали истину, которую Дух Святой передал древним авторам Библии и которую доныне преподает Церкви Христовой, общине веры.

К сожалению ваш браузер не поддреживает (либо работает с отключенной) технологией JavaScript, что не позволит вам использовать функции, которые критичны для правильной работы нашего сайта.

Включите, пожалуйста, поддержку JavaScript если она была отключена или используйте современный браузер если ваш текущий браузер не поддерживает JavaScript.

Глава 7.
Как нужно читать Библию

У людей довольно часто возникают весьма странные идеи о том, как нужно читать Библию. Одни относятся к ней, словно это какой-то талисман или амулет. Они открывают книгу наобум и читают первый попавшийся им на глаза текст, будучи уверенными в том, что Бог разговаривает с ними именно так.

Другие поступают в этом случае так, словно Библия - это подобие «шведского» стола, когда выхватывают кусок текста в одном, затем в другом месте и пытаются таким образом найти в них пищу для размышления.

Третьи, повинуясь строгому чувству долга, считают, что они непременно должны начать с самого начала и прочитать каждое слово Священного Писания от Бытия до Откровения.

Такие подходы к чтению Библии оставляют желать много лучшего.

Нельзя отрицать, что молитвенно - т. е. с предшествующей выбору молитвой выбранные наугад весьма ценные тексты иногда могут принести внезапное и весьма необходимое благословение страждущей душе. Но такой метод вряд ли следует рекомендовать для полного и обогащающего понимания Библии. Это может даже привести к непредвиденным умозаключениям, когда беззаботный любитель выборочного чтения может перескочить резко от «Восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт. 4:8) до «Иди, и ты поступай так же» (Лук. 10:37).

Конечно, перескакивание от одного любимого текста к другому лучше, чем когда не читают Библию вообще, но и это весьма поверхностный подход. Пастырский псалом (Пс. 22) на самом деле несет утешение; прекрасно также описание Исаии о пришествии Мессии (гл. 53); попытки Иисуса утешить Своих учеников (Иоанна 14) очень трогательны; рассуждения Павла о любви (1 Кор. 13) - это несравненная литературная жемчужина нравственного учения,

но не следует ограничивать свое представление о Божественной цели Библии, продолжая читать одни и те же места. Это все равно, что жить в прекрасном маленьком саду и никогда не заглянуть за пределы забора, на усеянный цветами луг, возвышающиеся холмы и горы со снеговыми шапками. Ведь вся эта красота находится за его пределами!

Что касается систематического чтения, начиная от Быт. 1:1 до Откр. 22:21 - многие ревностные христиане в виде благочестивого упражнения совершают это ежегодно, воспроизводя в памяти содержание Библии. Для тех, кто уже хорошо знаком с Библией, такое рвение заслуживает всяческой похвалы, но новичку, быть может, не стоит быть столь ревностным читателем. Многие, успешно прочитав Бытие и Исход, постоянно «вязнут» на книге Левит или Второзаконие. Но даже, если они сумеют преодолеть эти трудные книги, то почти наверняка сдадутся к тому времени, когда подойдут к книгам Иезекииля, Даниила или же малых пророков.

Ниже мы приводим несколько советов, которые помогут вам получить удовлетворение от чтения Библии и убедиться в том, какая это по сути прекрасная и чудесная книга:

1. Начинайте чтение с самых простых книг - таких, как Евангелие от Марка. Прочтите его до конца. У вас это не займет много времени, не больше часа.

Здесь помещены самые первые записи о жизни и смерти Иисуса Христа, о которых рассказали очевидцы. Многие встречающиеся здесь ссылки на апостола Петра заставляют предположить, что значительная информация была представлена самим «великим рыболовом», что делает это повествование еще более значимым.

Евангелие от Марка очень динамично, и в процессе постижения текста вы убедитесь, что это не такое сложное чтение. Оно введет вас не только в Новый Завет, но также укажет на основные факторы христианской веры.

2. Затем прочитайте Евангелие от Матфея. Эта книга была написана несколько лет спустя после написания Евангелия от Марка и повторяет ее многие детали. Кроме того, в нем приводится большая часть поучений Иисуса, которые Марк в своем сочинении опустил.

Матфей приводит шесть проповедей Иисуса, причем первой по важности и наиболее всем нам знакомой является Нагорная проповедь. В ней мы находим блаженства, «золотое правило» и молитву Господню.

Во второй проповеди рассказывается о том, как нужно благовествовать (гл. 10); третья (гл. 13) касается Царства Небесного, о чем повествуется в притчах или небольших рассказах; а четвертая (гл. 18) говорит о прощении и смирении.

Пятая проповедь (гл. 23) содержит обличение в адрес фарисеев за их лицемерие; а шестая (гл. 24 и 25) - пророчество о разрушении Иерусалима и конце мира.

Эти шесть проповедей рисуют яркую картину прекрасной вести Иисуса, которую Он провозгласил равно как народу того времени, так и нам с вами.

3. Затем прочитайте Евангелие, составленное Лукой, которого называли первым церковным историком из-за его особого внимания к таким важным деталям, как имя римского императора и год его правления, который восседал на троне, когда Иоанн Креститель начал проповедовать (Лк. 3:1).

Явный интерес Луки к медицине свидетельствует о его гуманном подходе ко многим вопросам, что, несомненно, стало причиной, побудившей его записать притчи о добром самарянине, блудном сыне, о богаче и Лазаре.

После завершения чтения Евангелия от Луки, - а на это у вас не уйдет больше полутора часов, - ваше понимание истинного величия Иисуса еще более возрастет.

4. Теперь приступайте к чтению Евангелия от Иоанна, которое сильно отличается от всех остальных, но в некоторых своих аспектах - в частности, по своей красоте - оно превосходит их. Евангелие от Иоанна было написано по крайней мере полстолетия спустя после Евангелия от Луки, и за это время произошли многие изменения. Два поколения выросли с тех пор, как Иисус принял смерть на кресте. Христианская церковь утвердилась несмотря на многие страдания и лишения, и Иоанн побужден был записать для ее ободрения свои бесценные воспоминания об Иисусе.

Прочитав все четыре Евангелия, вы обретете самое замечательное введение в Библию. Вы получите достаточную подготовку для того, чтобы приступить к чтению книги Деяния апостолов, историю Луки о раннехристианской церкви, или же, если хотите, начинайте с Бытия, с начала трагедии, вызванной грехом, развязкой которой стала Голгофа. Вы можете выбрать один из многих советов прочтения Библии - по своему усмотрению.

5. Обратите внимание на библейские истории. Их сотни, охватывающих поразительное разнообразие тем. Многие годы. я рассказывал библейские истории детям. Изучая эти истории и пересказывая их детям на простом, доступном для них языке, я обнаружил, что Библия - это просто завораживающая книга. Она притягивает к себе, как магнит. Вы можете сами убедиться в этом.

6. Обратите внимание на биографии. Их в Библии немало. В отличие от многих биографических произведений мира, в ней представлено все - как хорошие, так и плохие черты описываемых персонажей.

Можно сконцентрировать свое внимание на Иосифе и прочитать все, что сказано о нем, начиная от рождения первенца Рахили до того счастливого дня, когда фараон вручил судьбу Египта в его руки (см. Быт. 37-50 главы).

Затем прочтите биографию Моисея, этого великого освободителя евреев, и проследите за его удивительной судьбой с того дня, когда мать положила его в тростниковую корзинку и опустила в воды реки Нил, и до того момента, когда он стоял на горе Синай и разговаривал с Богом «лицом к лицу». Книга Исход 1:20, 24; 31-35 главы и Числа с 10 по 27 главы осветят основные этапы этой истории.

История об Иисусе Навине заставит вас поволноваться от победы его в первой битве с амаликитянами (Исх. 17:9) и до захвата Иерихона, Гая и, наконец, всей Палестины (Ис. Нав. 1-24 главы).

Читая рассказ о Давиде, вы, несомненно, испытаете наслаждение. С момента его появления на страницах Библии как невинного мальчика-пастушка и до последней волнующей речи умирающего царя Израильского. Эта история не оставит вас равнодушными. Между прочим, это - самая пространная биография в Ветхом Завете, которая занимает 13-ю часть всего объема книги. Большая ее часть находится в Первой книге Царств (гл. 19-31), во всей Второй книге Царств, а также в первой и во второй главах Третьей книги Царств.

Если вы захотите узнать больше о Соломоне, этом великом царе, который славился своей мудростью, обратитесь к первым одиннадцати главам Третьей книги Царств.

Илия - еще одна выдающаяся личность, с которой вы непременно захотите познакомится. Он вместе со своим преемником Елисеем был выдающимся израильским пророком девятого столетия до Р. Хр. Как немногие, они научились использовать Божью силу. Они сводили огонь с небес, воскрешали мертвых и творили самые разнообразные чудеса (см. от 17 главы Третьей книги Царств, до 13 главы Четвертой книги Царств).

В Новом Завете одной из наиболее выдающихся биографий, кроме истории об Иисусе и незначительных отрывочных описаний Его учеников, является биография Павла. Он вступает на сцену в Деян. 7:58 в качестве официального представителя синедриона при побивании камнями Стефана, а уже в восьмой главе становится центром нашего внимания и остается на этом месте до последнего стиха книги. Его три миссионерских путешествия описаны очень подробно; в них он стремится донести весть о Христе в Иерусалиме, Дамаске, Антиохии, Тарсе, Афинах, Коринфе, Филиппах, Ефесе и Риме. Он был величайшим миссионером, провозглашавшим благовествование в первом столетии по Р. Хр. И рассказ о нем вы, конечно, не должны пропустить.

7. Другой весьма полезный подход к Библии - рассматривать ее как своеобразную библиотеку, в которой посредством чтения вы можете найти много различных тем для изучения. Для этой цели необходима хорошая Симфония.

Возможно, вы пожелаете более подробно познакомиться с темой о молитве. Заглянув в Симфонию, вы найдете сотни мест, где применяется это слово или же его эквиваленты.

Пред вами предстанут имена людей, которые молились, вы узнаете причины их молитв и результаты моления. В ходе такого исследования вы поймете причину, почему и когда, в каком случае Бог отвечает на молитвы.

Еще одна важная тема: вера. Что же это такое? Насколько Бог ценит ее и почему? Какова ее важность в христианской жизни? Библия даст ответы на все эти вопросы.

Послушание и непослушание - еще одна тема, которая освещается многими библейскими примерами; любовь и ненависть, верность и измена, алчность и щедрость, справедливость и несправедливость, радость и печаль - все эти темы достойны самого пристального внимания.

Вам захочется понять милость и справедливость Божию, важность закона и благодати, награду праведных и возмездие нечестивым.

Еще одна воистину захватывающая тема - тема пророчества. В Библии их очень много. В ней записаны самые разнообразные виды пророчеств, рассказывается, как мы сами убедимся чуть позже, даже об их исполнении. Ничто иное не в силах так укрепить наше доверие к Библии, как исполнение предсказаний ее пророчеств.

Если вы - человек практический, то обратитесь к научным фактам, которые наглядно доказывают, что Библия намного опережала современные исследования. Вот лишь несколько примеров:

а). «Он... повесил землю ни на чем» (Иов 26:7). Только в 1530 году Коперником был обнаружен факт, что наша земля находится в «подвешенном» состоянии в пространстве.

б). «Ибо Он презирает до концов земли... Когда Он ветру полагал вес» (Иов 28:24, 25). Только в 1630 году Галилей пришел к выводу, что воздух обладает весом.

в). «Ибо душа всякого тела есть кровь его» (Лев. 17:14). Только в 1615 году Уильям Гарвей открыл функцию крови в организме человека.

г). «И тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр. 3:10). Лишь недавно ученым стало известно, что глобальное разрушение возможно благодаря ядерному распаду, хотя Бог, конечно, может использовать и иной метод, чтобы привести историю земли к ее «огненному» концу.

Если вы чувствуете, что не успели завершить какое-то исследование и подвести под ним черту за один раз, продолжайте чтение до тех пор, пока не найдете ответ на ту мысль, которая вас беспокоит.

Без всяких колебаний подчеркивайте важные фразы в Библии, если считаете это необходимым. Аккуратное подчеркивание текстов карандашами различных цветов приносит многим большую пользу.

Можно сказать еще очень много по поводу того, как следует читать Библию, ибо этот предмет поистине неисчерпаем. Но самое важное здесь - не метод и не план, а тот дух, то расположение, в котором вы приступаете к чтению. Если вы подходите к Библии с критическим настроем, готовые выискивать всевозможные грехи и неточности, то ни к чему хорошему это не приведет. С другой стороны, если вы будете читать ее с молитвой в сердце, обращаясь к Богу за руководством и благословением, то вы найдете в ней не только неиссякаемый источник мудрости и радости, но также и «источник воды, текущий в жизнь вечную» (Ин. 4:14).

Проверьте ваше знание Библии

(вопросы к первому разделу книги)

Ответьте на следующие вопросы и проверьте правильность ответов по тексту.

1. Каковы основные различия между Ветхим и Новым Заветом?

2. Как долго составлялась Библия? Сколько писателей принимали участие в ее написании?

3. Какой самый старый и полный манускрипт Библии, существующий до сих пор?

4. На какой язык впервые был переведен Новый Завет? Когда это произошло?

5. Когда был осуществлен первый перевод Библии на английский язык? Кто это сделал?

6. Какие археологические раскопки пролили свет на иудейское вторжение в Палестину под руководством Иисуса Навина?

7. Какие существуют доказательства, что обычный человек мог писать и читать за 1000 лет до Р. Хр.?

8. Лишается ли Библия своей силы и влияния при ее переводе на иностранный язык?

9. Кто был самым известным «городским» евангелистом - миссионером городов в первом столетии по Р. X.?

10. Приведите четыре примера, доказывающие, что Библия шла впереди современных научных исследований.

— Нередко нас, православных, упрекают в том, что мы не так часто читаем Библию, как это делают, к примеру, протестанты. Насколько подобные упреки справедливы?

— Православная Церковь признает два источника богопознания — Священное Писание и Священное Предание. Причем первое является неотъемлемой частью второго. Ведь первоначально проповеди святых апостолов произносились и передавались в устной форме. Священное Предание включает в себя не только Священное Писание, но и богослужебные тексты, постановления Вселенских Соборов, иконографию и целый ряд других источников, которые занимают важное место в жизни Церкви. И все, что сказано в Священном Писании, есть и в Предании Церкви.

Начиная с древности, жизнь христианина была неразрывно связана с библейскими текстами. А в XVI в., когда возникла так называемая «реформация», ситуация изменилась. Протестанты отказались от Священного Предания Церкви и ограничились лишь изучением Священного Писания. И поэтому в их среде появился особый род благочестия — чтение и изучение библейских текстов. Еще раз хочу подчеркнуть: с точки зрения Православной Церкви, Священное Предание включает в себя весь объем церковной жизни, в том числе и Священное Писание. Более того, даже если кто-то не читает Слово Божие, но регулярно посещает храм, то слышит, что все богослужение пронизано библейскими цитатами. Таким образом, если человек живет церковной жизнью, то он находится и в атмосфере Библии.

— Сколько всего книг входит в Священное Писание? В чем отличие православной Библии от протестантской?

— Священное Писание — это собрание книг, разных книг и по времени их написания, и по авторству, и по содержанию, и по стилю. Они разделены на две части: ветхозаветную и новозаветную. В Православной Библии насчитывается 77 книг, а в протестантской — 66.

— Чем вызвано такое разночтение?

— Дело в том, что в православной Библии, точнее в Священном Писании Ветхого Завета, кроме 39 канонических книг насчитывается еще 11 неканонических: Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Послание Иеремии, Варуха, вторая и третья книги Ездры, три Маккавейские книги. В «Пространном христианском катехизисе» святителя Филарета Московского сказано, что деление книг на канонические и неканонические вызвано отсутствием последних (11 книг) в еврейских первоисточниках и наличием их только в греческих, т. е. в Септуагинте (переводе 70-ти толковников). В свою очередь, протестанты, начиная с М.Лютера, отказались от неканонических книг, ошибочно присвоив им статус «апокрифических». Что же касается 27 книг Нового Завета, то их признают как православные, так и протестанты. Речь идет о христианской части Библии, написанной после Рождества Христова: новозаветные книги свидетельствуют о земной жизни Господа Иисуса Христа и первых десятилетиях существования Церкви. К ним относятся четыре Евангелия, книга Деяний апостольских, послания апостолов (семь — соборных и 14 — апостола Павла), а также Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).

— Как правильно изучать Библию? Стоит ли начинать познание с первых страниц Бытия?

— Главное — иметь искреннее желание познавать Слово Божие. Начинать лучше с Нового Завета. Опытные пастыри рекомендуют знакомиться с Библией через Евангелие от Марка (т. е. не по порядку их изложения). Оно — самое короткое, написано простым и доступным языком. Прочитав Евангелия от Матфея, от Луки и от Иоанна, переходим к книге Деяний, апостольским посланиям и Апокалипсису (самая сложная и самая таинственная книга во всей Библии). И лишь после этого можно приступать к ветхозаветным книгам. Только прочитав Новый Завет, легче понять смысл Ветхого. Ведь апостол Павел не зря сказал, что ветхозаветное законодательство было детоводителем ко Христу (см.: Гал. 3: 24): оно ведет человека, как будто ребенка за руку, чтобы дать ему понять по-настоящему, что же произошло во время боговоплощения, что такое в принципе боговоплощение для человека...

— А если читатель не понимает какие-то эпизоды Библии? Что в таком случае делать? К кому обращаться?

— Желательно иметь под рукой книги, которые изъясняют Священное Писание. Можно порекомендовать творения блаженного Феофилакта Болгарского. Его объяснения короткие, но очень доступные и глубоко церковные, отражающие Предание Церкви. Классическими также являются беседы святителя Иоанна Златоуста на Евангелия и послания апостольские. Если возникают какие-то вопросы, неплохо было бы посоветоваться с опытным священником. Необходимо понимать, что чтение Священного Писания — это часть духовного подвига. И очень важно молиться, очищать свою душу. Ведь еще в Ветхом Завете было сказано: в лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды (Прем. 1: 4-5).

— Значит, к чтению Священного Писания нужно готовиться особым образом?

— Опытные старцы в монастырях давали послушнику правило: прежде чем изучать Священное Писание, сначала нужно ознакомиться с творениями святых отцов. Библейские чтения — это не просто изучение Слова Божия, это как молитва. Я вообще бы рекомендовал читать Библию утром, после молитвенного правила. Думаю, несложно выделить 15-20 минут, чтобы прочитать одну-две главы из Евангелия, посланий апостольских. Так можно получить и духовный заряд на весь день. Очень часто таким образом появляются ответы на серьезные вопросы, которые ставит перед человеком жизнь.

— Иногда бывает и такая ситуация: прочел, понял, о чем речь, но тебе это не подходит, поскольку ты не согласен с тем, что написано...

— По словам Тертуллиана (одного из церковных писателей древности), наша душа — христианка по природе. Таким образом, библейские истины даны человеку изначально, они заложены в его природу, его сознание. Мы иногда называем это совестью, т. е. это не что-то новое, которое несвойственно человеческой природе. Основные постулаты Священного Писания — глас Божий, звучащий в природе каждого из нас. Поэтому нужно, прежде всего, обратить внимание на свою жизнь: все ли в ней согласуется с заповедями Божиими? Если человек не хочет слушать голос Бога, то какой еще голос ему необходим? Кого же он послушает?

— Однажды у святителя Филарета спросили: мол, как можно верить в то, что пророк Иона был проглочен китом, у которого очень узкое горло? В ответ он сказал: «Если бы в Священном Писании было написано, что не кит проглотил Иону, а Иона — кита, я бы и этому поверил». Разумеется, сегодня подобные высказывания могут воспринять с сарказмом. В связи с этим возникает вопрос: почему Церковь так доверяет Священному Писанию? Ведь библейские книги написаны людьми...

— Главное отличие Библии от других книг — богооткровенность. Это не просто творчество какого-то выдающегося человека. Через пророков и апостолов на доступном языке воспроизводится голос Самого Бога. Если к нам обращается Творец, то как же мы должны к этому относиться? Отсюда такое внимание и такое доверие к Священному Писанию.

— На каком языке были написаны библейские книги? Как их перевод повлиял на современное восприятие священных текстов?

— Большинство ветхозаветных книг написано на древнееврейском языке (иврите). Некоторые из них сохранились только на арамейском. Уже упомянутые неканонические книги дошли до нас исключительно на греческом: к примеру, Иудифи, Товита, Варуха и Маккавейские книги. Третья книга Ездры в своей полноте известна нам только на латыни. Что же касается Нового Завета, то он в основном был написан на греческом — на наречии койнэ. Некоторые библеисты полагают, что Евангелие от Матфея было написано на еврейском, но никаких первоисточников до нас не дошло (есть только переводы). Конечно, лучше было бы читать и изучать библейские книги, опираясь на первоисточники, оригиналы. Но так сложилось еще с древних времен: все книги Священного Писания переводились. И поэтому в большинстве своем люди знакомы со Священным Писанием в переводе на их родной язык.

— Интересно бы узнать: на каком же языке говорил Иисус Христос?

— Многие считают, что Христос использовал арамейский язык. Однако, когда говорят об оригинале Евангелия от Матфея, большинство библеистов указывают на иврит как на язык ветхозаветных книг. Споры на эту тему продолжаются до сих пор.

— По данным библейских обществ, еще в 2008 г. Библия полностью или частично была переведена на 2500 языков. Одни ученые полагают, что в мире существует 3 тыс. языков, другие указывают на 6 тыс. Очень тяжело обозначить критерий: что является языком, а что — диалектом. Но с абсолютной уверенностью можно сказать: все люди, живущие в разных уголках земного шара, могут полностью или частично прочитать Библию на своем родном языке.

— Какой язык для нас предпочтительнее: русский, украинский или церковнославянский?

— Главный критерий — Библия должна быть понятной. Традиционно за богослужением в Церкви используется церковнославянский язык. К сожалению, в общеобразовательной школе он не изучается. Поэтому многие библейские выражения требуют пояснения. Это, кстати, касается не только нашей эпохи. Такая проблема возникала и в XIX в. Тогда же появился и перевод Священного Писания на русский язык — Синодальный перевод Библии. Он прошел проверку временем, оказал огромное влияние на становление русского языка в частности и русскую культуру в целом. Поэтому для русскоязычных прихожан я бы рекомендовал использовать для домашнего чтения именно его. Что же касается украиноязычных прихожан, то здесь ситуация немного сложнее. Дело в том, что попытка первого полного перевода Библии на украинский язык была предпринята Пантелеймоном Кулишом в 60-х годах XIX в. К нему присоединился Иван Нечуй-Левицкий. Завершил перевод Иван Пулюй (уже после смерти Кулиша). Их труд был издан в 1903 г. библейским обществом. В XX в. наиболее авторитетными стали переводы Ивана Огиенко и Ивана Хоменко. В настоящее время очень многие предпринимают попытки перевести всю Библию или частично. Есть и положительный опыт, и сложные, спорные моменты. Так что, наверное, было бы некорректно рекомендовать какой-то конкретный текст украинского перевода. Сейчас Украинская Православная Церковь осуществляет перевод Четвероевангелия. Надеюсь, что это будет удачный перевод и для домашнего чтения, и для богослужебного (на тех приходах, где употребляется украинский).

— На некоторых приходах во время богослужения прочитывается библейский отрывок на родном языке (после прочтения на церковнославянском)...

— Эта традиция характерна не только для наших, но и для многих зарубежных приходов, где есть верующие из разных стран. В таких ситуациях богослужебные отрывки из Священного Писания повторяют и на родных языках. Ведь духовная пища должна быть дана человеку в том виде, в котором она может принести духовную пользу.

— Время от времени в СМИ появляется информация о какой-то новой библейской книге, которая якобы ранее была утрачена или хранилась в тайне. В ней обязательно обнаруживаются какие-то «сакральные» моменты, противоречащие христианству. Как относиться к таким источникам?

— В последние два столетия было открыто немало древних рукописей (манускриптов), что позволило скоординировать взгляд на изучение библейского текста. В первую очередь, это касается Кумранских рукописей, обнаруженных в районе Мертвого моря (в Кумранских пещерах). Там было найдено много рукописей — как библейских, так и гностических (т. е. текстов, искажающих христианское учение). Не исключено, что и в дальнейшем будет найдено немало манускриптов гностического характера. Следует напомнить, что еще на протяжении ІІ и ІІІ вв. Церковь вела борьбу с ересью гностицизма. А в наше время, когда мы наблюдаем повальное увлечение оккультизмом, эти тексты появляются под видом некой сенсации.

— По каким критериям можно определить положительный результат от регулярного чтения Священного Писания? По количеству заученных цитат?

— Мы читаем Слово Божие не для заучивания. Хотя бывают ситуации, например в семинариях, когда именно такая задача ставится. Библейские тексты важны для духовной жизни, чтобы почувствовать дуновение Самого Бога. Таким образом, мы приобщаемся к тем благодатным дарам, которые есть в Церкви, узнаем о заповедях, благодаря которым становимся лучше, приближаемся к Господу. Поэтому изучение Библии — важнейшая часть нашего духовного восхождения, духовной жизни. При регулярном чтении многие отрывки постепенно запоминаются и без специального заучивания.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: