Кафедральный Собор Палермо. Что посмотреть в Кафедральном Соборе

Кафедральный собор Палермо (итал. Cattedrale di Palermo) является одной из основных достопримечательностей столицы Сицилии, - из тех, которые принято называть "визитными карточками" города. Прилагательное кафедральный указывает на главенствующий статус этого храма в ряду других многочисленных приходов старинной, выросшей еще при нормандских королях архиепархии Палермо. Официальная дата основания - 1179 г., хотя до того на месте нынешнего собора Успения Девы Марии стоял собор построенный еще на заре Византийской империи и который позже - при арабах-мусульманах - функционировал как мечеть. Заказчиком нового храма был выходец из туманного Альбиона, могущественный архиепископ Уолтер Милль. От той постройки, выдержанной в узнаваемом арабо-нормандском стиле до нас дошло не так уж и мало, хотя в целом собор производит впечатление грандиозного конструктора, в который каждая эпоха добавляла что-то свое.

ФОТО 1. Своеобразную точку, с которой завершился многовековой процесс строительства и перестроек, поставил в 1801 г. архитектор Фердинандо Фуга. Я говорю о классическом куполе, который лишь по цвету своего "барабана" совпадает с арабо-нормандским фасадом южной части храма, но во всем остальном выглядит "пришельцем". Зато с изначальной постройкой времен Уолтера Милля вполне согласуются по стилю готические башни-колокольни, возведенные в начале XIV столетия.

ФОТО 2. Старинные часы под башней-колокольней. "Operibus credite" - "Верьте делам" (Иоан., 10, 38).

ФОТО 3. Великолепно смотрится на фоне главного купола собора статуя святой Розалии - главной святой-покровительницы Палермо. Этот "барочный" по духу памятник, созданный скульптором Винченцо Виталиано, был установлен еще в 1744 г. Мощи святой Розалии покоятся внутри храма.

ФОТО 4. Иосиф с младенцем Иисусом на руках. Скульптура стоит на пьедестале у западного фасада собора.

ФОТО 5. Это - т.н. южный портик, в настоящее время служащий главным входом в собор. Строился в 1426-1430 гг. архитектором Антонио Гамбара. Можно сказать, что в общий "конструктор" кафедрального собора Палермо был добавлен элемент каталонской готики. Портик интересен неожиданным наличием в его композиции некоторых элементов из прото-собора: мозаичной иконы Богородицы на троне и колонны с стихом из Корана. Каким-то чудом и то, и другое сохранились в соборе, построенном при Уолтере Милле, а спустя два с лишним столетия они "всплыли" в этом самом южном портике.

ФОТО 6. Внутри храма - царство барокко и нет в нем уже давно никаких следов арабо-норманского архитектурного стиля.

ФОТО 7. Капелла святой Розалии. По преданию, в 1624 г. Палермо охватила эпидемия чумы, и только вмешательство святой Розалии, которая жила еще во времена нормандских королей, но которую до того времени никто толком не почитал, спасло ситуацию: было обнаружено ее захоронение на Монте-Пеллегрино, откуда ее мощи были немедленно доставлены сюда, в кафедральный собор Палермо, - и чума отступила...

ФОТО 8. Santa Lucia. Раннехристианская мученица Лючия Сиракузская - еще одна (наряду со св. Розалией из Палермо и св. Агатой из Катании) дева-покровительница Сицилии.

ФОТО 9. Грехопадение. Одна из многочисленных скульптур кафедрального собора Палермо.

ФОТО 10. Барельеф на тему Крещения.

ФОТО 11. Пол храма тоже заслуживает особого внимания. Его пространство пересекает линия с изображенными на ней знаками зодиака. Автором концепции был выдающийся итальянский астроном, профессор математики Палермского университета Джузеппе Пиацци (1746-1826).

ФОТО 12. Дева, Телец...

Кафедральный собор Палермо известен как место погребения первых королей Сицилии. В частности, здесь есть гробницы первого короля Сицилии Рожера II (1095-1154); Генриха VI Штауфена (1165-1197) - одновременно императора Священной Римской империи; Фридриха II Штауфена (1194-1250) - сына Генриха VI и внука Рожера II, который тоже совмещал королевский трон Сицилии с императорским Священной Римской империи; Педро II (1304-1342) - короля Сицилии из Арагонской династии. Все они когда-то короновались на трон в стенах этого храма.

ФОТО 13. Порфировая гробница Фридриха II Штауфена заслуживает особого внимания.

ФОТО 14. Искусная проработка деталей, образная символика которых находится в русле нормандской художественной традиции, восходящей к прикладному искусству викингов.

ФОТО 15. Вид гробницы спереди.

ФОТО 16. Царственный лев с ложным кольцом для транспортировки саркофага.

ФОТО 17. Вид гробницы сзади.

ФОТО 18. Более скромная, но также выполненная из благородного порфира гробница принадлежит Рожеру II. Нужно сказать, что основатель Сицилийского королевства завещал похоронить себя не здесь, а в кафедральном соборе Чефалу; однако его наследник - Вильгельм I Злой (1126-1166) - распорядился по-другому. Кстати сказать, нынешняя гробница Фридриха II изначально была изготовлена именно для Рожера II, но после перемены решения о захоронении со стороны его сына, она простояла в Чефалу вплоть до того момента, пока ее не присвоил себе Фридрих II Штауфен.

ФОТО 19. Украшением этой гробницы служит основание саркофага. Здесь мы видим искусную резьбу по белому мрамору, выполненную опять-таки в нормандских традициях.

ФОТО 20. При выходе из собора полюбуемся постройками в западной части храма. Две башни кажутся относящимися к одной эпохе, однако это не так. Справа - готическая башня-колокольня, сооруженная в начале XIV в. Слева - большая неоготическая колокольня эпохи романтизма (начало XIX в.).

P.S.
ФОТО 1-3 и 5-19 сделаны 04.10.2017, ФОТО 4 и ФОТО 20 сделаны 06.10.2017.

Кафедральный собор Палермо, носящий имя Успения Пресвятой Богородицы, - это главная церковь столицы Сицилии, в которой хранятся мощи святой Розалии – покровительницы города. Кроме того, это центр культа данной святой, с 17 века существующий на Сицилии. Поскольку за свою долгую историю собор неоднократно перестраивался, сегодня в нем можно заметить черты арабо-норманнского и готического стилей, а также классицизма. Внутри находятся гробницы сицилийских королей и германских императоров, благодаря которым Сицилийское королевство когда-то процветало в Средиземноморье.

Еще в 4 веке на месте современного собора стояла церковь, посвященная мученику Мамилиану. Затем, в начале 7 века, здесь был построен собор в честь Пресвятой Богородицы, который двумя веками позднее арабы, захватившие Палермо, превратили в мечеть.

В 1072 году норманны во главе с Робертом Гвискаром свергли арабское правление на Сицилии, и мечеть вновь стала христианской церковью – первая литургия была проведена по греческому обряду. Уже в начале 12 века собор стал главной церковью норманнской Сицилии – именно здесь был коронован Роджер II, первый правитель Сицилийского королевства. Погребен он тоже внутри собора. От первоначального здания церкви до наших дней дошли только крипта и одна их колонн южного портика с цитатой из Корана – они датируются 7-12 веками.

В 1179-1186 годах на месте старого собора был построен новый, более величественный, который должен был соперничать по красоте с собором Монреале. В 1250 году к нему были пристроены изящные угловые башни, а десять лет спустя – ризница. Восточная часть собора сохранила свой арабо-норманнский облик – узкие стрельчатые окна, ложные арки, многочисленные инкрустации, растительные орнаменты. В те годы в базилике были погребены императоры Генрих VI и Фридрих II с супругами – их саркофаги можно увидеть в одной из боковых часовен.

Строительство собора активно продолжалось в 14-16 веках: был сооружен западный портал в готическом стиле и южный портик с тремя стрельчатыми арками, а над южным порталом появилась икона Богородицы работы Антонио Гамбара. В 15 веке рядом с церковью был разбит сад, а внутри собора были помещены статуя Богородицы с Младенцем и мощи святой Розалии. Северный портик пристроили в первой половине 16 века по проекту знаменитых архитекторов Винченцо и Фабио Гаджини. Винченцо Гаджини также был автором мраморной балюстрады со статуями святых, установленной на площади перед собором. Наконец, в 1685 году на Соборной площади возвели фонтан, который позднее увенчали статуей святой Розалии.

Серьезные реконструкционные работы под руководством Фердинандо Фуга проводились в соборе в конце 18 – начале 19 веков, в результате чего он значительно изменил свой внешний вид. Появился классический купол, 14 новых капелл, новые северный и южный фасады, придавшие собору классический вид. Резной деревянный потолок заменили на низкие своды, что также придало церкви более сдержанный вид.

Кафедральный Собор в Палермо, или Собор Успения Девы Марии – это уникальный архитектурный памятник и главная достопримечательность города. Здесь покоятся мощи покровительницы города Палермо святой Розалины. Кафедральный Собор создавался трудами мастеров нескольких стран в разные времена и поэтому славится необыкновенной красотой и смешением стилей. Архитектура и убранство Кафедрального собора отражают всю историю Сицилии.

По преданию Святая Розалина родилась в знатной семье в 1133 году, но вскоре потеряла отца, лишилась имущества и всех привилегий. Тогда она решила оставить мирскую жизнь и посвятить себя богу. В сентябре 1166 года Розалина умерла. Ее мощи были найдены в горах в 1625 году и когда вскоре началась эпидемия чумы, ее мощи пронесли по улицам Палермо. Эпидемия остановилась, а Розалину, спасшую город от чумы стали считать его покровительницей.

Режим работы Кафедрального собора Палермо в 2019 г.

  • Собор открыт ежедневно:
    • С понедельника по субботу с 7:00 до 19:00
    • Воскресенье и праздничные дни с 08:00 до 13:00 и с 16:00 до 19:00
    • Во время богослужений часть храма может быть закрыта для посетителей
  • Смотровая площадка на крыше
    • В зимний период
      • С понедельника по субботу с 9:00 до 14:00, последний вход в 13:30
      • По воскресеньям с 9:00 до 13:00, последний вход в 12:30
    • В летний период
      • Ежедневно с 9:00 до 17:00. По пятницам и субботам открыта смотровая площадка с ночными видами Палермо с 20:30 до 24:00. Точный график работы стоит уточнить на официальном сайте
  • Сокровищница, королевская гробница и крипта
    • В зимний период
      • С понедельника по субботу с 9:00 до 14:00, последний вход в 13:10
      • По воскресеньям открыта только смотровая площадка и королевская гробница с 9:00 до 13:00, последний вход в 12:30
    • В летний период
      • С понедельника по субботу с 09:30 до 17:30
      • По воскресеньям с 10:00 до 17:30 открыта только зона гробниц и смотровая площадка
  • Храм можно посетить только в одежде, закрывающей плечи и колени

Стоимость билетов в Кафедральном соборе Палермо в 2019 г.

Вход в храм бесплатный за исключением нескольких объектов:

  • Билет на посещение всех объектов собора (смотровой площадки, сокровищницы, королевской гробницы и крипты)
    • полный билет 8 евро
  • Билет на посещение сокровищницы, королевской гробницы и крипты
    • взрослый 4 евро
    • пенсионеры (старше 65 лет) 3 евро
    • детский (11-17 лет) 1,5 евро
    • детский (6-10 лет) 0,5 евро
  • Билет на смотровую площадку
    • полный билет 5 евро
    • детский (11-17 лет) 3 евро

Из истории

Первый собор на этом месте был построен в IV веке, но был разрушен вандалами. Новый Византийский храм, возведенный в начале VII века, был освящен в честь Святой Девы Марии, и просуществовал до IX века, когда мусульмане захватили Палермо и превратили сооружение в большую мечеть Gami.

С южной стороны строения можно увидеть своеобразный памятник истории двух разных эпох - Византийскую колонну с сохранившимися словами из Корана.

В январе 1072 года, когда Сицилию завоевали норманны во главе с Робертом Гискаром и его братом Рожером, храм был освящен в честь Богородицы и вновь стал христианским. В начале XII века собор становится главным на Сицилии, здесь проходила коронация всех ее правителей, а также он стал местом погребения королевских особ.

Новый Кафедральный собор, построенный в 1179 – 1186 годах при архиепископе Гуальтеро, представлял собой трехнефную базилику с тремя апсидами. В середине XIII века по углам строения были надстроены башни, а с юго-западной стороны появилась ризница. О внешнем виде базилики той эпохи можно судить, глядя на строение с восточной стороны храма.

Во времена правления испанских королей собор утратил статус кафедрального и коронация была возобновлена только в XVIII веке.

Последние постройки были выполнены в конце XVIII века – начале XIX века, когда были устроены дополнительные 14 капелл по бокам храма и возведен классический купол над мощами Розалины.

Описание

Уникальность храма обусловлена тем, что в его архитектуре можно увидеть смешение трех стилей - готики, арабского и классического:

  • В готическом стиле оформлены южный портик, главный западный вход, построенный в 1352 году, а также деревянные хоры и трон епископа, украшенный мозаикой
  • Ложные арки восточной стороны украшены узорами с арабскими мотивами, зубцами и инкрустацией из вулканических камней - лавы и туфа
  • С северной стороны можно увидеть смешение средневековой и классической архитектуры – это северный портик, созданный в 1532 году и малые купола, выполненные в классическом стиле через два столетия.
  • Кафедральный собор окружен мраморной балюстрадой со статуями святых, созданной в 1575 году скульптором Доменико Ганджини. Через столетие на площади был установлен фонтан, а в 1744 году его увенчали статуей Розалины, спасающей от чумы, выполненной скульптором Винченцо Витталиано.

Саркофаги в Кафедральном соборе Палермо

В храме проходила не только коронация, здесь погребены короли и королевы, а также императоры, правители Сицилии. Их саркофаги представляют собой настоящие произведения искусства, они украшены инкрустацией, резьбой и мозаикой, жемчугом и позолотой. Из-за ценности и уникальности каждая из гробниц охраняется законом.

Интересна не только архитектура комплекса, но и само назначение храма. Кроме коронаций, захоронений и религиозных обрядов, здесь проводились и исследования: так, в XVII веке здесь установили гелиометр со знаками зодиака. В полдень луч солнца указывал на тот знак, в котором находится светило. Позже в храме размещалась научная обсерватория.

Кафедральный собор в Палермо - официальный сайт

Во время визита в Палермо обязательно посетите Кафедральный собор - одну из самых ярких достопримечательностей Сицилии.

Собор Успения Пресвятой Богородицы представляет собой кафедральный собор архиепархии Палермо. Сегодня здесь хранятся мощи Святой Розалии – покровительницы города. Также собор является центром сицилийского культа святой. В XII – XVIII веках собор неоднократно перестраивался. В настоящее время в архитектуре собора прослеживается сразу несколько стилей – арабо-норманнский, классический и готический. Собор получил известность благодаря гробницам королей Сицилии и германских императоров, в период правления которых Сицилия достигла своего расцвета.

Еще в IV веке на месте собора находилась церковь, освященная в честь мученика Мамилиана, которая впоследствии была разрушена вандалами. В 604 году при византийцах на месте старой церкви был возведен храм в честь Пресвятой Богородицы. В 831 году город захватили арабы, превратившие храм в пятничную мечеть.В 1072 году городом завладели норманны, которые освятили мечеть в честь Богородицы. В 1154 году Роджер Второй был погребен в соборе.От изначального здания собора сохранились лишь крипта и левая колонна южного портика.Во второй половине XII века на месте старого собора был построен новый кафедральный собор. Внутреннее убранство здания представляло собой трехнефную церковь с тремя апсидами. В середине XIII века углы здания были увенчаны башнями, а 10 лет спустя к юго-восточной части была пристроена ризница.Свое последнее пристанище в соборе нашли сицилийские короли и императоры из дома Гогенштауфенов – Фридрих Второй и Генрих Шестой, и их супруги – Констанция Арагонская и Констанция Норманнская. Из старого собора сюда же были перенесены остатки Роджера Второго.В XII – XIII столетиях собор стал местом коронации всех сицилийских королей – Танкреда, Генриха Шестого, Фредериго Первого, Манфреда, Педро Третьего Арагонского и Фредериго Второго.В XIV – XVI веках постройка собора продолжилась. В 1342 году завершилось строительство четырех угловых башен здания, в 1352 году был сооружен западный готический портал. В 1426-1430 годах был создан южный портик со стрельчатыми арками, выполненными в стиле каталанской готики. В XV веке на площади, примыкающей к южному фасаду, был разбит прекрасный сад.В начале XVI века алтарная часть была украшена ретабло со статуями, которые, к сожалению, были утрачены. В 1575 году соборная площадь была ограждена балюстрадой, украшенной статуями святых.Проведенная в 1801 году реконструкция значительно изменила облик собора. Интерьер собора также претерпел немало изменений – деревянный резной потолок заменили низким сводом. Императорские и королевские саркофаги создали в здании особую «мемориальную» зону.Ссылка на

Кафедральный собор, именуемый собором Успения Пресвятой Девы Марии (Cattedrale di Palermo или Cattedrale Metropolitana della Santa Vergine Maria Assunta) — уникальное сооружение средних веков. Он выделяется среди других комплексов красотой, смешением стилей разных времён и религий. Снаружи и изнутри собор представляет настоящее произведение искусства, над которым трудились арабские, испанские, немецкие зодчие, скульпторы и художники.

Богатая история обеспечила кафедральному храму разнообразие и смешение стилей. Многоликое сооружение отразило всю сложную историю Сицилии. Владычество над островом переходило от одного государства к другому, здесь правили римляне, норманны, арабы, испанцы. Наконец в 19 веке Сицилия была включена в состав Итальянского королевства.

Лучшие времена самостоятельного Сицилийского королевства пришлись на 13-14 века. Здесь, в Палермо, был построен и использовался для торжественных государственных событий великолепный собор, своим убранством напоминающий дворец. В нём торжественно короновались на правление и величественно хоронились в усыпальницах короли и королевы, а позже, через несколько столетий – императоры.

Здание собора представляет восхитительное архитектурное сооружение, объединившее в себе готику, арабский стиль и классицизм, хранящее в себе королевские драгоценности, средневековые произведения искусства. Это главный туристический объект города, место обращения к богу для верующих и преклонения перед историей для туристов.

Описание

Кафедральный собор в Палермо изначально возводился в готическом стиле. Здание было перестроено из мусульманской мечети. До мусульман здесь был византийский храм (с 7-го по 9-й век), и ещё раньше, в 4-м веке — христианская церковь. Сохранилась память о первой византийской церкви — одна из колонн южной стороны. На ней вырезаны слова из священной книги мусульман — Корана. Старинная колонна представляет редкое объединение истории разных веков: исламские слова на византийском столбе.

В готическом стиле сооружён главный западный вход (1352 г.) с небольшими колокольнями 13-14 веков. На колокольнях — арабская лепнина. Элементы готики содержит южный портик (1430 г.). Соответствуют готике деревянные хоры и епископский трон с мозаикой 12 века. Восточная сторона здания имеет характерные черты арабо-нормандского стиля вокруг ложных арок. Здесь — зубцы, инкрустации из лаврового камня, орнамент. Восточный фасад навевает мысли о Восточной Азии.

Северный портик представляет смешение стилей средневековой архитектуры и классики. Он был пристроен в 1536 году, над его проектом работали сицилийские архитекторы семейной династии Гаджини. Черты классики у северного входа появились позже, в 18 веке, в виде небольших куполов и новых стен.

Классический купол над мощами Розалины является сооружением конца 18 века. Его строительством руководил архитектор-флорентиец Фердинандо Фуга. Это последнее капитальное перестраивание комплекса, окончившееся в начале 19 века и подарившее зданию современный вид.


Начиная с Рожера второго, отвоевавшего город у арабов в 11 веке, в Палермо происходила коронация всех правителей Сицилии. Наибольшее количество коронаций приходится на 12-13 век, когда собор имел статус центрального кафедрального храма. Соборная церковь стала не только местом приобретения власти, но и последним вместилищем королевских особ.

Саркофаги королей

Рожер второй и другие короли были с честью погребены в этом же храме. Во времена испанского владения, величественное сооружение утратило кафедральное значение. Коронации возобновились только через несколько столетий в 18 веке, когда Сицилийское королевство вновь приобрело независимость.

Кафедральный собор в Палермо является уникальным саркофагом сицилийских правителей. Они покоятся в порфировых и мраморных гробницах, украшенных драгоценной инкрустацией, жемчугом, золотом, резьбой, мозаикой. Гробницы – настоящие произведения искусства, охраняемые законом за их уникальную художественную ценность и дороговизну.

Опоры для саркофага первого сицилийского короля Рожера выполнены в виде коленопреклонённых юношей. Саркофаг Фридриха второго покоится на львах. А саркофаг Констанции Арагонской украшен скульптурным панно. Каждая гробница выполнена из редкого дорогого материала, с великолепными художественными украшениями.

Кафедральный собор знаменит не только коронациями и саркофагами. В конце 18 века церковная власть давала возможность выполнять здесь астрономические наблюдения. Храм совмещал в себе функции научной обсерватории и вместилища церковной власти. В 17 веке внутри строения был устроен гелиометр с зодиаками, он сохранился до наших дней. В двенадцать по полудню луч солнца падает на рисунок того созвездия, в котором находится светило.

Капеллы и колокольня


Кафедральный собор в Палермо представляет уникальное произведение искусства. Здесь собраны мраморные статуи, полотна художников, уникальные архитектурные украшения. В сокровищнице представлены драгоценности из императорских гробниц, уникальное церковное облачение, благородные кубки.

Боковая капелла справа, называемая капеллой Реликвий, хранит мощи христианских мучеников. В обычное время проход в капеллу закрыт. Мощи выносят только в дни христианских праздников. Отдельная капелла хранит мощи Св. Розалии. По преданию, под именем Розалии в 12 веке жила женщина знатного происхождения, оставившая мирскую жизнь и уединившаяся в пещерах для молитвы. В средние века мощи чистой Розалии спасли горожан от чумы. Поэтому современный Палермо считает святую своей покровительницей. Гробницы правителей находятся в двух отдельных храмовых помещениях — капеллах. Они расположены по правую сторону от западного портика.

Колокольня времён нормандского строительства выглядит как крепость. В 12 веке здесь был осаждён королевский канцлер Стефан дю Перш. В 19 веке верх центральной колокольни перестроили под готику. Колокольная башня соединилась с собором вверху стрельчатыми арками. В 20 веке колокольню увенчали статуей Мадонны.

Купол над мощами Св. Розалии – одно из последних сооружений, датируемых концом 18 века. Вместе с куполом были построены 14 боковых капелл (дополнительных помещений). Драгоценные саркофаги, расставленные до реконструкции по всему собору, собрали в двух отдельных капеллах.

Статуи

С 1575 года Соборную площадь в Палермо окружает балюстрадное ограждение из мрамора и статуи работы скульптора Гаджини. Через сто лет после возведения балюстрады посреди площади установили фонтан, а ещё через сто лет фонтан украсили статуей Розалии работы скульптора Винченцо Витталиано (1744 г.).

Статуи знаменитых художников украшают кафедральный собор снаружи и изнутри. Самая известная из скульптурных достопримечательностей – статуя Богородицы с младенцем (Madonna Libera Inferni) — 1469 года. Статуя является произведением средневекового мастера резьбы Франческо Лаурана (1469 г.) и расположена в северном нефе.

Величие Кафедрального собора, его архитектуры, золотых инкрустаций и лепных украшений поражает посетителей, лишает их дара речи, восхищает неповторимой красотой. Пожалуй, это самое красивое место в Палермо.

Время работы

Двери храма открыты для верующих и туристов ежедневно. В будни – с 8:30 до 18:00, в выходные — 11:00 до 18:00. Вход туристам воспрещается во время мессы, которая начинается в 7:30 и в 18:00 по будням, по праздникам — в 8:45, 9:45, 11:00 и 18:00.

Посещение собора совершенно бесплатно. А визит в сокровищницу, королевскую гробницу и крипты — стоит денег. Цена входа варьируется от 0,5 евро до 3 евро, в зависимости от возрастной категории посетителя. Телефону для справок: +39 091 334373. Официальный сайт собора в Палермо: www.cattedrale.palermo.it/

Дресс-код

Для посещения религиозного комплекса необходимо соблюсти дресс-код: плечи и колени должны быть закрыты даже в самую невообразимую жару. Внутри храма летом стоит прохлада. Толстые стены собора спасают от июльской жары. Внутри здания можно долго созерцать храмовые украшения и внимать размеренному укладу религиозной жизни.

Как добраться

Найти Кафедральный собор не сложно, он расположен в центре Палермо. Попасть к собору можно пешком от железнодорожного вокзала, затратив всего 20 минут. Сначала надо будет пройти по Via Maqueda, а затем по Via Vittorio. Также можно взять такси или воспользоваться экзотическим конным экипажем.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: