Кафедральный собор палермо. Южный фасад собора

Собор Успения пресвятой Девы Марии более известен как Кафедральный. Это уникальное сооружение, которое было возведено в Средние века и до сих пор поражает окружающих своим величием и красотой, над созданием которой трудились испанские, арабские и немецкие скульпторы и художники. В статье подробно расскажем, что собой представляет Палермо. Описание самого здания и его внутренних достопримечательностей будет интересно всем любителям архитектуры.

Историческая справка о строительстве

История Палермо насчитывает более пятнадцати веков. На этом месте еще в четвертом столетии находилась церковь имени мученика Мамилиана. Затем она была разрушена вандалами, и вместо нее был возведен храм Пресвятой Богородицы (в 604 году). Спустя двести лет, а именно в 831 году, Палермо захватили арабы, которые превратили храм в пятничную мечеть. Когда в 1072 году в город пришли норманны, здание вновь окрестили в честь Богородицы.

В дальнейшем храм был разрушен, и от него остались только колонная южного портика, находящаяся слева, и крипта. Поэтому во второй половине 12 столетия на его месте построили новое здание - кафедральный собор. Начиная с этого времени здание начали постепенно расширять и достраивать. Изначально это была трехнефная церковь с тремя апсидами. Но через сто лет по углам здания были достроены башни, а еще спустя десятилетие на юго-востоке появилась ризница.

На время строительные работы были прекращены. Продолжили возведение постройки лишь в 14-16 столетиях:

  • 1342 год - выстроены по четырем углам башни;
  • 1352 год - появился готический портал с западной стороны;
  • 1426-1430 годы - строительство южного портика, украшенного стрельчатыми арками;
  • 15 век - на территории разбили зеленый сад;
  • 1575 год - возведена балюстрада, украшенная статуями святых.

Описание Кафедрального собора в г. Палермо

Серьезной реконструкции здание подверглось в самом начале 19 века. Именно тогда облик Кафедрального собора Палермо (Италия) претерпел значительных изменений не только снаружи, но и внутри. Например, низкий купол заменили деревянным резным потолком, а императорские и королевские саркофаги послужили для создания «мемориальной» зоны. Фонтан, занявший почетное место на площади в 1744 году, украсили статуями святых. В разные годы тут были похоронены Роджер Второй, короли и императоры из дома Гогентрауфенов с супругами. В 12-13 веках в соборе проходила коронация всех королей Сицилии.

Сегодня собор представляет собой не только главную достопримечательность города, куда стремится попасть каждый турист. Это также и место обращения всех верующих к Богу. Это потрясающее здание сочетает в себе главные элементы классицизма, арабского и готического стилей.

Северный фасад достопримечательности

Северный фасад Кафедрального собора Палермо в Италии является воплощением всей сложности и продолжительности строительства сооружения. Одна стена была значительно выдвинута, после чего рядом пристроили семь боковых капелл, верхушки которых украшены мини-куполами. В результате такого архитектурного решения северный портик, пристроенный в 1536 году, слился с общим фасадом и утратил первоначальное назначение.

Южный фасад собора

Эта часть здания особенно претерпела изменений во время реконструкции. Если ранее тут преобладали элементы готики и норманнские мотивы, то после стало больше черт классицизма. Особое внимание приковывает к себе большой купол, надстроенный на пересечении осей главного нефа и трансепта. Он значительно выделяется на фоне небольших вытянутых вверх куполов, украшающих боковые капеллы и выполненных в норманнском стиле.

Также тут есть и другие элементы, в которых наблюдаются еще и готические черты: ложные арки с зубцами, классический большой купол и несколько маленьких над капеллами, которые пристроили при расширении нефа, узкие окна-бойницы, портик со стрельчатыми арками и колоннами и так далее.

Внутри портика выстроен портал, украшенный мозаичным образом Богородицы. Оба эти элемента - дело рук Гамбары. Внутренняя часть портика также украшена многочисленными мраморными мемориальными досками.

Западный фасад строения

Это главная часть Кафедрального собора, которая выходит на улицу Виа Бонелло. Его западный портал был выстроен в 1352 году, и в его оформлении преобладает готический стиль. Обрамлен он двумя небольшими башнями-колокольнями. Украшает их очень тонкая скульптурная лепнина с абстрактными исламскими и растительными мотивами. На каждом ярусе башен имеются арабо-норманнские арки и окна, которые разделены пополам по вертикали узкой колонной.

Восточный фасад Кафедрального собора

Эта часть достопримечательности выполнена в типично арабо-норманнском стиле. Яркими элементами в оформлении трех выступов фасада являются ложные арки, утонченные абстрактные инкрустации из туфа и лавы, растительные орнаменты, зубцы. Лишь благодаря двум башням-колокольням, которые являются близнецами башен на западной стороне, все здание собора выглядит единым целым.

Здание ризницы также выдержано в восточном стиле. Ее верхний ярус состоит из череды глухих и с окнами-бойницами арок, украшенных поверху рядами зубцов. От такого убранства ризница очень похожа на самую настоящую крепость.

Колокольня и капеллы

Колокольня, возведенная еще норманнами, имеет вид крепости. С собором она соединена В 19 столетии верхнюю часть центральной колокольни реконструировали, в результате чего она приобрела готические черты. В 20 веке ее увенчали статуей Мадонны.

Большая часть реликвий Кафедрального собора собрана в боковой капелле Реликвий, расположенной в южном нефе. В списке культурных ценностей числятся мощи или части мощей мучениц Оливы, Агаты, Нинфы, которые до 18 столетия почитались как покровительницы города. Также тут покоятся части мощей равноапостольной Марии Магдалины. Попасть сюда с экскурсией нельзя, так как доступ перекрывает массивная решетка.

Мощи святой Розалии, которая была покровительницей не только Палермо, но и всей Сицилии, находятся в другой капелле, носящей ее имя. Напротив нее нашел место ценный алтарь из лазурита. Его капелла носит имя Святых Таин.

Другие внутренние достопримечательности собора

Соборы и храмы Палермо известны не только коронациями и саркофагами. Например, в 18 столетии в Кафедральном храме можно было проводить астрономические наблюдения. Здесь был специальный гелиометр с зодиаками, сохранившийся до наших дней. Ровно в двенадцать часов дня солнечный луч падает именно на изображение того созвездия, в котором находится сейчас солнце.

Снаружи и внутри практически на каждом шагу встречаются различные статуи - дело рук знаменитых художников. Самой известной является Богородица с младенцем, расположенная в северном нефе. Ее возвел в 1469 году Франческо Лаурана. Также в Кафедральном соборе очень много работ Антонелло Гаджини.

Алтарная часть храма выполнена в готическом стиле. Тут находится епископский трон, на котором частично удалось сохранить мозаику 12 столетия. В главной апсиде собора в 18-19 веках появился цикл фресок, рассказывающих о норманнской эпохе. Изображения сохранились до наших дней в своем первозданном виде, незавершенными.

Кафедральный собор Палермо является уникальной архитектурной шкатулкой, где собрано большое количество уникальных произведений искусства разных веков. Мраморные статуи, полотна знаменитых художников, архитектурные украшения, драгоценности из императорских гробниц, благородные кубки и многое другое можно увидеть в этом прекрасном месте.

Как попасть в Кафедральный собор

Кафедральный собор расположен в самом центре Палермо, поэтому найти его не составит труда. От железнодорожного вокзала пешая прогулка займет всего 20 минут. Также можно воспользоваться услугами таксиста или конным экипажем.

Двери собора открыты для туристов ежедневно. С понедельника по пятницу попасть внутрь можно с 8:30 до 18 часов, а в субботу и воскресенье - с 11:00 до 18:00. Единственное время, когда туристам запрещено посещать собор - время мессы. В будни она начинается в 7:30 и 18:00, а в праздники - в 8:45, 9:45, 11:00 и 18:00.

Чтобы посетить религиозный комплекс, необходимо позаботиться о соответствующей одежде: плечи обязательно должны быть прикрыты, несмотря на погоду за окном. За посещение собора денег с туристов не берут. Но вот за возможность посмотреть сокровищницу, королевскую гробницу, а также крипты придется платить: нужно купить билет. Его цена варьируется в зависимости от возраста посетителей:

  • для детей от 11 до 17 лет вход стоит 5 евро;
  • взрослым придется заплатить 7 евро.

Это стоимость по состоянию на 2017 год комплексного билета, который позволяет осмотреть все достопримечательности. Если вы хотите, например, увидеть поближе только королевскую гробницу, то цена за вход будет ниже.

Если хотите не только прикоснуться к этой архитектурной и культурной достопримечательности с многовековой историей, но и стать участником священного действа, тогда вам стоит приехать в Кафедральный собор 15 июля. Именно в этот день наступает праздник святой Розалии. Накануне рака с ее мощами выносится в центральную часть храма, чтобы верующие могли поклониться ей. На следующий вечер раку проносят крестным ходом по центральным улицам города. Процессию встречают на Вилльена власти Палермо, которые преподносят святой венок из цветов роз. Это действие является символическим и олицетворяет встречу города с покровительницей.

Собор Успения Девы Марии (итал. Cattedrale di Vergine Assunta; Madre Chiesa) - кафедральный собор архиепархии Палермо (Сицилия). Является местом пребывания мощей покровительницы города святой Розалии, и центром исключительно сицилийского культа данной святой, известного с XVII века. В течение XII-XVIII веков неоднократно перестраивался, соединяет в себе черты арабо-норманнской архитектуры, готического стиля и классицизма. Известен уникальными гробницами сицилийских королей и германских императоров, в правление которых Сицилийское королевство достигло своего расцвета. 3 июля 2015 года внесен ЮНЕСКО в список объектов всемирного культурного наследия.

История собора

Предыстория (IV-XII века)

В IV веке на месте нынешнего собора была построена церковь в честь местного мученика Мамилиана, разрушенная впоследствии вандалами. При византийцах в 604 году на том же месте был построен новый собор в честь Пресвятой Богородицы, освящённый, по местной легенде, папой Григорием Великим. В 831 году Палермо был захвачен арабами, которые превратили собор в Пятничную мечеть. 6 января 1072 года норманны во главе с Робертом Гвискаром и его младшим братом Рожером взяли Палермо. В тот же день Пятничная мечеть была вновь освящена в честь Богородицы, и здесь палермский архиепископ Никодим совершил первую литургию по греческому обряду и благодарственный молебен в честь победителей. В том же 1072 году палермская кафедра была передана латинскому духовенству, а владыка Никодим, служивший по греческому обряду, был отправлен в Меццомонреале. После переезда в Палермо Аделаиды Савонской, матери Рожера II и регентши в годы его несовершеннолетия, (не позднее 1112 года) собор Палермо становится главным в норманнской Сицилии. 25 декабря 1130 года Рожер II был коронован в соборе в качестве первого монарха Сицилийского королевства. Здесь же впоследствии были коронованы его преемники Вильгельм I Злой (4 апреля 1154 года) и Вильгельм II Добрый (10 мая 1166 года). В 1154 году в соборе был погребён Рожер II. От здания собора VII-XII века до нашего времени дошли лишь крипта, по форме которой и можно судить о первоначальном строении, и левая из четырёх колонн южного портика, на стволе которой вырезана цитата из Корана.

Норманнский собор XII-XIII веков (базилика Гуальтеро)

В 1179 - 1186 годах на месте старого собора амбициозный и влиятельный архиепископ Палермо Гуальтеро Оффамилио (Уолтер Милль) построил новый кафедральный собор. Сооружение нового собора было вызвано стремлением Уолтера Милля подчеркнуть столичный статус его епархии в противовес построенному Вильгельмом II Добрым собору Монреале, который стал центром нового архиепископства. Так как возможности архиепископа значительно уступали возможностям короля, базилика Гуальтеро значительно уступала своему конкуренту из Монреале по пышности убранства. Собор Палермо представлял собой трёхнефную базилику с тремя апсидами. В 1250 году четыре угла собора были увенчаны изящными башнями, а в 1260 году к юго-восточной части собора…

Кафедральный Собор Палермо, также известный под именем Успения Пресвятой Богородицы - это главный католический храм столицы Сицилии, в котором хранятся мощи покровительницы города - святой Розалии.

Кроме того, здесь находится и центр культа этой святой, возникшего на Сицилии в XVII веке.

В сегодняшнем интерьере собора хитро переплелись несколько стилей: романо-германский, готический и классический. Причиной тому множественные перестройки, которые пережил храм за свою долгую историю.

Внутри храма находятся усыпальницы королей Сицилии - управителей Великой Римской империи, благодаря которым Сицилийского королевство долгие годы процветало на просторах Средиземноморья.

На том месте, где сегодня гордо возвышается величественный собор, в IV веке находилась церковь мученика Мамилиана. В VII веке здесь воздвигли собор, посвященный Святой Богородице, который арабы, спустя двести лет, превратили в мечеть.

В 1072 году норманнское воинство, возглавляемое Робертом Отйвилем (Гвискаром), изгнало арабов из Сицилии, и мечеть совершила обратную трансформацию - стала христианской церковью. Первые богослужения в ней совершались по греческому обряду. В самом начале XII века церковь становится главной на норманнской Сицилии. Именно в ней коронуется первый король Сицилии Роджер II , останки которого покоятся в соборе.

До нашего времени из первоначального сооружения дожили только здание крипты и колонна южного портика с начертанной на ней цитатой Корана, эти сооружения датируются VII - XII веками. В период с 1179 по 1186 год был построен новый собор. Он не просто был построен на месте старого, а включил в себя некоторые конструкции старого собора. Новый собор, по задумке создателей, должен был своей величественной красотой затмить епископский кафедральный собор в Монреале (пригород Палермо). В 1250 году к собору были пристроены угловые башни, а, спустя десять лет, в 1260 году - ризница.

Восточная часть собора хранит свой первоначальный арабо-норманнский облик - ложные арки, узкие стрельчатые окна, разнообразные инкрустации, растительный орнамент. В те годы в базилике были похоронены императоры Фридрих II и Генрих VI c женами - саркофаги с их останками находятся в боковых часовнях.

В XIV - XVI веках в соборе активно велись строительные работы - был построен западный портал и южный портик, а южный портал был увенчан иконой Богородицы автора Антонио Гамбара.

Прилегающий к церкви сад был разбит в XV веке, тогда же внутри собора появились скульптура Богородицы с Младенцем и мощи святой покровительницы Палермо - Розалии.

В XVI веке к собору был пристроен северный портик, спроектированный известными архитекторами Винченцо и Фабио Гаджини. Установленная в 1575 году на площади перед собором, мраморная балюстрада со статуями святых, тоже выполнена по проекту одного из братьев Гаджини = Винченцо.

В 1685 году на Соборной площади был возведен фонтан, который позже был увенчан статуей святой Розалии.

На рубеже XVIII и XVIV веков собор претерпел серьезные изменения вследствие реконструкционных работ, которые здесь проводились под руководством Фердинандо Фуга - появился классический купол, были построены 14 новых капелл, новый северный и южный фасады, придавшие собору классический вид. Деревянный резной потолок был заменен низкими сводами, что также добавило сдержанности интерьеру церкви.

Адрес, часы работы, как добраться

  • Cattedrale di Palermo
  • Адрес : Кафедральный Собор Палермо, Corso Vittorio Emanuele, 90040 Palermo, Италия
  • 123 4567
  • Координаты : 38.114374 , 13.355971
  • http://сайт/crop_t/200/150/images/places/1888.jpg

Оценить!

Известен уникальными гробницами сицилийских королей и германских императоров, в правление которых Сицилийское королевство достигло своего расцвета.

Собор выстроен в 1179 — 1186 годах на месте старого собора. В течение XII-XVIII веков неоднократно перестраивался. Собор соединяет в себе черты арабо-норманнской архитектуры, готического стиля и классицизма.

Святыни и достопримечательности Собора

Королевские гробницы

Гробницы находятся в первых двух капеллах справа от основных западных ворот собора. Здесь покоятся:

Рожер II (1095-1154) — первый король Сицилийского королевства (1130-1154 годы)

Констанция Норманнская (1154-1198) — младшая посмертная дочь Рожера II, королева Сицилии с 1194 года, императрица Священной Римской империи, королева Германии и Италии по браку с Генрихом VI

Генрих VI (1165-1197) — император Священной Римской империи (с 1191 года), король Германии (с 1190 года), Италии (с 1186 года), Сицилийского королевства (с 1194 года)

Фридрих II (1194-1250) — император Священной Римской империи (с 1220 года), король Сицилийского королевства (с 1197 года) и Иерусалима (с 1225 года)

Констанция Арагонская (1179-1222) — дочь арагонского короля Альфонса II, первая жена Фридриха II, по браку с ним императрица Священной Римской империи и королева Сицилии.

Madonna Libera Inferni

Статуя Богородицы с Младенцем, называемая Madonna Libera Inferni (буквально, «избавляющая из ада»), находится в одной из боковых капелл северного (левого) нефа. Эта статуя принадлежит резцу Франческо Лаурана (1469 год) и предназначалась изначально для церкви Монте-Сан-Джулиано в Трапани, но была помещена в этом соборе. В 1576 году папа Григорий XIII постановил, что заупокойная месса, совершённая на алтаре, освящённом в честь этого образа, может служить одним из условий получения индульгенции. Благодаря этому, статуя приобрела своё нынешнее название.

Капелла Реликвий

После реконструкции Фердинандо Фуга большая часть реликвий собора была собрана в особой боковой капелле в южном (правом) нефе собора. В числе реликвий находятся мощи или частицы мощей мучениц Агаты, Кристины, Нинфы и Оливы, до XVII века почитавшихся в качестве покровительниц города, а также часть мощей равноапостольной Марии Магдалины. Доступ в капеллу закрыт массивной решёткой, реликвии выносятся для поклонения верующим в определённые местным обычаем дни.

Капелла святой Розалии

Здесь находятся мощи святой Розалии (жившей в XII веке) - покровительницы Палермо и всей Сицилии. Розалия - была представительницей знатного норманнского рода.

Изображения

Кафедральный собор Кафедральный собор Кафедральный собор Надвратная икона
Гробница Роджера II Гробница Генриха IV Гробница Фридриха II

Собор Успения Пресвятой Богородицы представляет собой кафедральный собор архиепархии Палермо. Сегодня здесь хранятся мощи Святой Розалии – покровительницы города. Также собор является центром сицилийского культа святой. В XII – XVIII веках собор неоднократно перестраивался. В настоящее время в архитектуре собора прослеживается сразу несколько стилей – арабо-норманнский, классический и готический. Собор получил известность благодаря гробницам королей Сицилии и германских императоров, в период правления которых Сицилия достигла своего расцвета.

Еще в IV веке на месте собора находилась церковь, освященная в честь мученика Мамилиана, которая впоследствии была разрушена вандалами. В 604 году при византийцах на месте старой церкви был возведен храм в честь Пресвятой Богородицы. В 831 году город захватили арабы, превратившие храм в пятничную мечеть.В 1072 году городом завладели норманны, которые освятили мечеть в честь Богородицы. В 1154 году Роджер Второй был погребен в соборе.От изначального здания собора сохранились лишь крипта и левая колонна южного портика.Во второй половине XII века на месте старого собора был построен новый кафедральный собор. Внутреннее убранство здания представляло собой трехнефную церковь с тремя апсидами. В середине XIII века углы здания были увенчаны башнями, а 10 лет спустя к юго-восточной части была пристроена ризница.Свое последнее пристанище в соборе нашли сицилийские короли и императоры из дома Гогенштауфенов – Фридрих Второй и Генрих Шестой, и их супруги – Констанция Арагонская и Констанция Норманнская. Из старого собора сюда же были перенесены остатки Роджера Второго.В XII – XIII столетиях собор стал местом коронации всех сицилийских королей – Танкреда, Генриха Шестого, Фредериго Первого, Манфреда, Педро Третьего Арагонского и Фредериго Второго.В XIV – XVI веках постройка собора продолжилась. В 1342 году завершилось строительство четырех угловых башен здания, в 1352 году был сооружен западный готический портал. В 1426-1430 годах был создан южный портик со стрельчатыми арками, выполненными в стиле каталанской готики. В XV веке на площади, примыкающей к южному фасаду, был разбит прекрасный сад.В начале XVI века алтарная часть была украшена ретабло со статуями, которые, к сожалению, были утрачены. В 1575 году соборная площадь была ограждена балюстрадой, украшенной статуями святых.Проведенная в 1801 году реконструкция значительно изменила облик собора. Интерьер собора также претерпел немало изменений – деревянный резной потолок заменили низким сводом. Императорские и королевские саркофаги создали в здании особую «мемориальную» зону.Ссылка на



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: