Как долго готовилась нынешняя встреча? Почему эта встреча так важна.

12 февраля 2016 года в здании международного аэропорта имени Хосе Марти столицы Кубы — Гаваны состоялась встреча патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы римского Франциска. Встреча такого уровня стала первой за всю современную историю РПЦ и Католической церквей. Это событие вызвало большой резонанс в новообрядческой среде. Ряд клириков Московской Патриархии крайне резко высказались об этой встрече, обвинив ее участников в ереси, другие наоборот одобрили развитие диалога церквей и консервативно-традиционалистскую направленность декларации, подписанной сторонами. Были высказаны и мнения, что ничего сверхъестественного в этом событии нет. Римский папа и восточные патриархи, например, константинопольский патриарх Варфоломей, встречаются регулярно.

Как ни странно, это событие активно обсуждается и в старообрядческих согласиях, вроде бы далеких от церковно-политических процессов диалога восточного и западного христианства. Сегодня мы публикуем мнения об этой встрече авторитетных старообрядческих священнослужителей и экспертов.

Митрополит Корнилий, московский и всея Руси (РПСЦ) (из ответов на вопросы читателей 16 февраля 2016 г.)

Честно говоря, я не имею телевизора и лично не пользуюсь интернетом, однако основные мировые события все равно становятся тем или иным образом известны. Думаю, Господь дает информацию о том, что нужно, а что не нужно, может, и не дает. Состоявшаяся встреча патриарха Кирилла и папы римского Франциска к нам, к нашей старообрядческой Церкви не имеет никакого отношения. Никто у нас благословение на нее не спрашивал.

Как отношусь к этой встрече?

Руководитель информационно-издательского отдела Московской Митрополии Александр Васильевич Антонов отметил, что, может быть, даже и хорошо, что во время встречи говорили о Сирии. Говорили о том, что в Сирии пора прекращать войну. Очень хорошо, если война прекратится, потому что страшно, когда идут боевые действия, убивают множество людей, а для многих беженцев война стала настоящей трагедией.

На этой встрече обсуждалась недопустимость однополых браков, и это тоже хорошо, и мы, старообрядцы, со своей стороны тоже говорим, что это недопустимо. Однако печально, что незадолго до этой встречи на Кубе провели парад содомитов, как говорят, в угоду американцам. Не знаю, случайность это, совпадение или преднамеренная провокация. Конечно, очень неприятное вступление к подобным встречам, можно так сказать. Александр Васильевич говорит, что участники встречи глав конфессий также осудили все это безобразие. Что касается далеко идущих итогов встречи патриарха Кирилла и папы римского, подождем, увидим. Что дальше будет, может, какие секреты возможно и есть, пока на сегодняшний день мы в стороне от этой темы.

Благочинный Западносибирского благочинья (Сибирская епархия РДЦ) протоиерей Андрей Марченко

Встреча патриарха РПЦ МП Кирилла с папой Франциском — событие скорее из сферы внешней политики России, а не из религиозной сферы. Мне кажется безосновательным предполагать соединение этих конфессий, поскольку ни Римский престол никогда не откажется от идеи своего первенства в пользу равенства, ни РПЦ МП не согласится стать всего лишь очередным униатским патриархатом под омофором «Слуги Слуг Божьих», особенно принимая во внимание, с каким пиететом РПЦ МП относится к вопросу собственного первенства в христианском мире. Ни одна из сторон никогда не переступит через свои амбиции, по крайней мере в обозримом будущем. Поэтому, как мне думается, нет оснований для ожидания каких-то дальнейших практических шагов на пути соединения этих конфессий. Даже сделанный шаг патриарху Кириллу дался нелегко, что видно из того, что подготовка к Кубинской встрече, по словам самого патриарха Кирилла, проводилась в абсолютной тайне и о ней знали всего пять человек. То есть патриарх Кирилл не считал для себя возможным в данном случае рассчитывать на лояльность собственной же паствы и клира.

В таких условиях разве можно говорить о каком-то грядущем соединении? Хотя следует признать, что современные новообрядцы безропотно, а некоторые и «с чувством глубокого удовлетворения» готовы проглотить уже все,что угодно. Предметом общественного обсуждения стала встреча патриарха и папы, хотя в самой встрече нет ничего примечательного, кроме того, что она первая в истории новообрядческой церкви. Патриарх Кирилл постоянно встречается и с иудеями, и с мусульманами, и с буддистами в рамках различных мероприятий. В этом нет ничего необычного, да и предосудительного, если обсуждаемые вопросы имеют общественное значение и выходят за рамки интересов одной конфессии. На встрече папы и патриарха как раз и обсуждались вопросы глобального масштаба: противостояние терроризму, гонения на христиан на Ближнем Востоке и т.п.

И всё бы ничего, если бы не сам дух подписанного по итогам встречи совместного Заявления, в котором все разногласия православных и католиков объявляются «следствием человеческой слабости и греховности ». То есть, по представлениям составителей этого Заявления и подписавшего оное патриарха Кирилла, реальных причин (богословского и канонического характера) для разрыва отношений с Западной церковью у Восточной Церкви не было… Но, как я уже сказал, современные новообрядцы готовы, видимо, уже не жуя проглотить все, что угодно.

Как реагировать на это староверам? Да никак. К староверию данная встреча не имеет никакого непосредственного отношения. И всякое повышенное внимание к подобным мероприятиям может свидетельствовать лишь о странной психологической зависимости от внешних. А между тем св. ап. Павел наставляет нас: «Что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог » (1Кор.5:12,13). Староверы должны быть вполне самодостаточными, коль скоро считают именно себя Церковью Христа. Максимум, что может измениться в случае пока представляющегося иллюзорным соединения новообрядцев и католиков, это чин отречения от ереси. Он просто будет дополнен соответствующим образом…

Настоятель кафедрального собора РПСЦ в г. Ростове-на-Дону о. Иоанн Севастьянов

В отношении встречи патриарха Кирилла с папой римским как политического события нельзя сказать чего-то определенного. Потому что действительная суть этих мероприятий всегда остаётся за кадром. Истинные причины и последствия знает только узкий круг людей. И они информируют общество в той мере, в которой считают себе полезным.

Но вот что действительно удивляет, так это реакция старообрядческой общественности на это происшествие. Как все всколыхнулись! Сколько было высказано опасений, предупреждений, «неопровержимых фактов», «канонических оценок» и «авторитетных мнений» в отношении вроде бы посторонней нам конфессии! Мне кажется этот факт более удивительным, чем сама встреча. Получается, что многие старообрядцы еще не до конца перерезали пуповину, связывающую их с РПЦ? Многих ещё мучают фантомные боли по когда-то утерянной части их жизни?

В этом смысле прошедшая встреча очень важна для старообрядчества. Как показатель, как лакмус реальных взаимоотношений старообрядцев с РПЦ МП.

Доцент Высшей школы экономики, сотрудник Академии Наук, завуч духовного училища Русской Православной старообрядческой Церкви в 2007 - 2014 годах Алексей Муравьев .

На мой взгляд, это событие не имеет не только отношения к жизни старообрядцев, или даже тех христиан, которые не принадлежат к РПЦ МП. Даже к внутренней жизни Московской Патриархии это событие имеет малое отношение, потому что сейчас очень сильно изменилась вся ситуация с религией в мире. Если в 1990-х годах общественность очень бурно реагировала на, скажем, молитву патриарха в католическом костеле или на посещение синагоги, то сейчас это уже никого не интересует. Это политическое событие, более того, с неизвестным подтекстом — экономическим, политическим, мы ничего об этом не знаем. Обществу через СМИ явили некий «сигнал любви и доброты», который вроде как наше политическое руководство посылает всему миру. Я так понимаю его.

Забавно, что у людей заработали аналогии: вот византийские императоры в последние годы своего правления, боясь найти управу на турков, продавали веру католикам, папе римскому… но сейчас-то ничего подобного нет. Ведь на самом деле и папа римский готов отказаться не только от филиокве, но и вообще чуть ли не от каких-то фундаментальных основ католицизма в традиционном понимании. Произошла какая-то тотальная подмена очень многих религиозных понятий. Да и новообрядческий патриарх — не символ незыблемости православия.

Сегодня католическая церковь находится в ситуации совершенно иной, то есть у нее максимально либеральная программа, католическая церковь готова заключить какой-то мир, условно говоря, с РПЦ по частным вопросам. У обеих церквей весьма широкая программа реформ, которая во многом совпадает, но объединяться никто не будет — это попросту никому не выгодно. Поэтому мне кажется, что это событие, которое не стоит такого внимания, вообще ничего не обозначает.

Новообрядческий патриарх встречается с Папой, причем не в первый раз. От того, что Константинопольский патриарх Варфоломей регулярно встречается и молится с Папой, объединилась ли Греческая церковь с Римской? Нет, не объединилась. В нынешнем мире совместная молитва ничего не значит. А что касается качества веры и проблем богословского диалога, то нас, старообрядцев, в эксперты по чистоте веры никониан никто не зовет. Сейчас нет такого запроса ни у кого. Поэтому, честно говоря, удивительно, что это вообще кого-то из старообрядцев интересует.

От редакции: в продолжение темы читайте впечатления католического священника о служении в России: « » .

МОСКВА, 1 сен — РИА Новости. Патриарх Московский Кирилл заявил, что итоги его переговоров с патриархом Константинопольским Варфоломеем не несут ничего такого, что произвело бы "взрыв в сознании", разговор получился очень правильный.

Религиовед о притязаниях Филарета: имущество УПЦ Украине не принадлежит В УПЦ назвали абсурдными притязания главы неканонической церковной структуры Филарета на имущество церкви. Религиовед, историк религий Юрий Табак в эфире радио Sputnik отметил, что притязания Филарета не имеют под собой юридических оснований.

"Мы обсуждали все вопросы, которые нас волнуют. Но еще раз хочу сказать, что это была братская беседа, и я без согласования с его святейшеством (патриархом Варфоломеем) не хотел бы посвящать вас в детали. Хотя ничего секретного там не было. И ничего такого, что произвело бы какой-то взрыв в сознании,… ничего этого не было. Разговор был очень правильный", — сказал предстоятель, отвечая на вопрос, обсуждалась ли на встрече тема "украинской автокефалии".

Патриарх Кирилл напомнил, что с предстоятелем Константинопольской церкви они не виделись в течение двух лет — предыдущая встреча состоялась в январе 2016 года в Швейцарии.

"Многое за это время произошло в жизни наших церквей, и ситуация в мире очень поменялась. Поэтому мы в конфиденциальном режиме это обсудили — в таком, хорошем смысле слова, не то что это "тайны за семью печатями", а в том смысле, что это был разговор между двумя братьями", — сказал патриарх.

Самое важное для православного мира

Политолог рассказал, зачем Порошенко пытается "узурпировать веру" Вселенский патриархат сообщил, что рассмотрел запрос президента Украины Петра Порошенко об отдельной церкви на Украине. Политолог Александр Асафов в эфире радио Sputnik объяснил, зачем киевским политикам разговоры об автокефалии.

На встрече с патриархом Константинопольским Варфоломеем в его резиденции в стамбульском квартале Фанар патриарх Кирилл напомнил об ответственности предстоятелей "за всю Церковь Христову" и за сохранение единства православного мира.

"У меня с этим местом связаны очень светлые воспоминания, потому что никогда мы не сделали ничего, что могло бы повредить вселенскому православию. Потому что мы несем ответственность за всю Церковь, за все Тело Христово", — сказал патриарх Кирилл, приветствуя предстоятеля Константинопольской церкви.

В свою очередь патриарх Варфоломей, открывая встречу, отметил, что рад приветствовать патриарха Кирилла в своей резиденции. "Всякий раз, когда вы приезжаете, для нас это радость, радость обсудить вместе вопросы, представляющие взаимный интерес", — сказал он.

"Мы верим в силу диалога… Диалог — это путь, который нам указан самим Богом", — добавил Варфоломей.

Плодотворный обмен мнениями

Трепещи, Москва – на Порошенко "пролился свет из Царьграда" У всех весна наступает по-разному: кому "ласточка в сени", а кто и "петуха пускает", как Петр Порошенко. Его одержимость созданием на Украине независимой от Москвы православной церкви поднялась на новый виток.

Встреча патриарха Московского Кирилла с патриархом Константинопольским Варфоломеем носила братский и искренний характер и может привести к каким-либо решениям синодов этих поместных церквей, заявил журналистам глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

"Были ли приняты какие-то решения на этой встрече? Я хотел бы сказать вот о чем: два патриарха не могут встретиться и просто принять какие-то решения за свои церкви, потому что каждая православная церковь управляется собором. Во главе церкви стоит архиерейский собор, а в период между архиерейскими соборами Церковью управляет священный синод. И каждый патриарх, естественно, представляя свою церковь, говорит от ее лица. Но решения принимаются не в каком-то кулуарном формате, а на синодах соответствующих церквей", — сказал митрополит.

"Та беседа, которая сегодня состоялась, может в дальнейшем привести к каким-то решениям синодов Константинопольской и Русской православной церкви", — допустил Иларион.

Но пока об этих решениях "говорить рано". Самое главное, по мнению представителя РПЦ, то, что состоялся очень плодотворный обмен мнениями.

"Трезвая позиция"

Митрополит Иларион отметил, что в РПЦ поддержали озвученную Константинопольским патриархатом позицию о том, что созданием нового раскола на Украине нельзя ликвидировать старый раскол.

"Я хотел бы обратить внимание на то высказывание митрополита Эммануила, которое прозвучало в греческих СМИ о том, что мы — имеется в виду Константинопольский патриархат — не будем уврачевывать раскол путем создания другого раскола. Я думаю, что это очень трезвая позиция", — заявил журналистам глава отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион.

По его словам, у Константинопольской православной церкви и Русской православной церкви "есть своя позиция по различным вопросам".

Автокефальная церковь на Украине

Президент Украины Петр Порошенко пытается добиться признания неканонических религиозных структур и создания на их основе единой поместной автокефальной церкви на Украине, вне рамок Украинской православной церкви. Ранее он заявил, что власть не будет вмешиваться во внутренние церковные дела, но при этом вновь сказал о необходимости автокефалии для Украины.

Епископат Украинской православной церкви Московского патриархата ответил на это, что идет речь о попытках внешних сил превратить церковь в составную геополитики, идеологии и государственной безопасности, хотя это противоречит призванию церкви. В УПЦ МП убеждены, что церковь не должна быть инструментом в руках государства или политической идеологии, откуда бы она ни исходила. Епископы полагают, что попытки изменить статус церкви на Украине углубят раскол в православии и обществе и приведут к ограничению ее прав и свобод.

Степушова Любовь 08.02.2016 в 17:52

В пятницу была анонсирована встреча на Кубе Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском. Встречу назвали сенсационной. По форме - да, но по содержанию, это пока всего лишь наметки к возможному диалогу, который надо вести очень осторожно, поскольку как только православие перестанет им быть, погибнет и Россия, и христианство.

Встреча намечена в рамках поездки патриарха по странам Латинской Америки, а папы - в Мексику, сообщил председатель отдела внешних церковных связей митрополит Илларион . "Тема станет на этой встрече центральной" , - заметил он. По его словам, будет также обсуждаться вопрос действий грекокатоликов (униатов) на Украине, в частности "разгром униатами трех епархий Московского патриархата на Западной Украине, перенос центра Украинской Грекокатолической церкви из Львова в Киев, настойчивое желание этой Церкви присвоить себе статус патриархата, распространение миссии УГКЦ на традиционно православные земли Восточной и Южной Украины, поддержка униатами раскольников".

Представляется, что для Русской православной церкви последнее - это главный вопрос, а первый - только предлог для начала диалога. Дело в том, что православие трактует любые другие христианские религии и верования как ересь и запрещает даже совместные молитвы. Поэтому тема "гонений на христиан" - это повод разобраться, а что такое христианин. Напомним, что термин "христианин" родился в единой Христовой церкви, созданной апостолами Петром и Павлом в 37 году в Антиохии, то есть в современной Сирии. После Никейского собора в 325 году были приняты правила Единой церкви. Главное состояло в признании Божественной Троицы (Отца, Сына и Святого духа) с констатацией того, что Святой дух (то есть Божественная воля) исходит только от Отца. Католики в 1054 году откололись от Единой церкви с признанием того, что Дух Святой исходит и от Сына, то есть от Христа.

Казалось бы, маленький нюанс, но в итоге мы сегодня имеем четкое разделение "христианского мира" на православие и католичество (плюс протестанство), на Запад и Восток (православные страны во главе с Россией), так как именно религия определяет государственную идеологию. Признание того, что от человека (а на Никейском соборе было признано, что Христос двуедин в божественной и человеческой сути) может исходить Святой Дух, привело в конечном счете к тому, что Воля Божья у католиков перестала быть главной, ее заменила воля наместника Бога на земле - папы - и стали возможными такие явления, как снятие греха за индульгенцию, инквизиция, крестовые походы и насильственная колонизация, которая продолжается и сегодня в виде глобализации. Однако попирание Божьей воли (а это не что иное, как агрессия к Творцу) привело к ее развороту в программу самоуничтожения, что мы и видим сейчас на примере вырождения Европы и снижения роли католицизма как нравственного оплота современной цивилизации.

Однако он еще силен тем, что структурирован в государство Ватикан, который имеет все его атрибуты и может выполнять поручения западных политиков. С некоторых пор главная задача Ватикана - уничтожение России, а значит, и православия. Для этого в рамках католицизма были созданы "экуменическая концепция" (объединение церквей) и (Грекокатолическая церковь), которая на Украине поглотила исконные земли русичей и православных - Галичину и теперь насильственным путем стремительно движется на восток - в Россию. Если кто не видел в интернете, то посмотрите, как там представитель Униатской церкви в Киеве кричит: "Я хочу слышать шелест украинских лесов, чтобы это был шелест веревок на шеях москалей". Христос сказал: "По делам их узнаете их". Христианин ли этот священник, которого поддерживает папа?

Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО (У) МИД, доцент Ольга Четверикова считает, что "главная задача Святого Престола (папства) заключается в настоящее время в достижении признания Православными церквами примата римского епископа, толкуемого крайне широко и мыслимого как главенство его власти. Ключевую роль в его осуществлении призван сыграть константинопольский патриарх Варфоломей. Он должен утвердить в православии заимствованную у папизма идею о Константинопольском патриархе как видимом главе Православной церкви с особыми властными прерогативами, чтобы объединить все поместные церкви под своим началом". Заметим, что Варфоломей уже совместно молится с папой римским.

Конечно, встреча патриарха с Франциском уместна, чтобы посмотреть воочию на папу, так ли он готов к компромиссам по вопросам унии, или это истинный рыцарь ордена иезуитов, для которого главная цель - установление мирового господства в христианском мире. Эта встреча уместна и перед назначенным на лето на острове Крит Всеправославном соборе, который должен разобраться, что происходит в православном мире. Как мы видим, там будет непросто из-за позиции формально главного патриарха - Константинопольского.

Надо отдать должное руководству Русской православной церкви, оно это понимает. По словам митрополита Иллариона, Русская церковь предприняла ряд защитных механизмов. "В первую очередь, мы добились, что все решения на Всеправославном Соборе будут приниматься консенсусом. У каждой из 14 Церквей будет один голос, если хотя бы одна Церковь выступает против какого-то решения, то оно не проходит". То же самое касается и поправок в соборные документы - они не могут быть приняты без единогласного утверждения. Второй мерой, по словам митрополита, стало настояние о том, чтобы не выносить на Собор вопросы, которые не были заранее согласованы на Предсоборных совещаниях. И наконец, третий защитный механизм - открытая публикация всех соборных документов (сейчас они доступны на сайте ).

В заключение скажем, что было бы правильнее говорить, не о гонениях на христиан, а о гонениях на инакомыслящих, на тех, кто верует в Бога не так, как хотят экстремисты всех мастей. Или же тогда четко определить, что другие христиане (католики, протестанты, баптисты. лютеране - это не еретики, а заблудшие души (что, кстати, в отношении православных и сделал Ватикан на втором своем Соборе в 1965 году). Но, вероятно, итоговый документ по встрече патриарха и папы уже подготовлен, и в подсознание будет вложена неправильная и опасная для православия мысль о том, что христиане едины. Единство надо искать, но с продвижением своего видения мира, а не встраиванием в матрицу, уготованную Ватиканом.

Прокрутите Вниз

1 && "cover" == "gallery"">

{{currentSlide + 1}} / {{countSlides}}

12 февраля патриарх Московский и всея Руси Кирилл и папа римский Франциск встретились в международном аэропорту Гаваны. Еще до начала переговоров, ставших важным шагом на пути к сближению католиков и православных, это событие назвали историческим.

По итогам беседы была подписана на 10 страницах, которая содержит 30 пунктов.

Почему к этой встрече с самого начала было приковано столько внимания, что предшествовало и мешало ее проведению в прошлом и какие вопросы могут быть решены - в материале ТАСС.

Почему эта встреча так важна?

Папа римский и патриарх Московский и всея Руси встретились впервые в истории. За все время контактов между Русской православной церковью (крупнейшей из Поместных православных церквей в мире) и Римско-католической церковью (крупнейшей из всех существующих христианских церквей) таких прецедентов не было.

"Готовившаяся в течение долгого времени встреча предстоятелей Русской православной и Римско-католической церквей станет первой в истории и ознаменует важный этап в отношениях между двумя церквями", - заявил глава Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Волоколамский Иларион.

Встреча приобрела особое значение на фоне обострения международной напряженности, добавил кардинал Вальтер Каспер, председатель папского совета по содействию христианскому единству.

"Крайне важно, что эта встреча происходит сейчас, когда в мире так много проблем. От взаимодействия двух церквей будет многое зависеть для дальнейшего урегулирования международных вопросов", - сказал иерарх.

Когда и почему христиане разделились на православных и католиков?

Разделение христианства на Римско-католическую и Православную церковь, именуемое также Великим расколом либо Великой схизмой, было окончательно оформлено в 1054 году, хотя еще задолго до этого между ними возникли расхождения, имеющие обрядовый, догматический, этический и иной характер.

Cреди догматических расхождений есть несколько наиболее существенных - это вопрос о филиокве (в православном Символе веры Святой дух исходит от Отца, а в католицизме - от Отца и Сына) и о непорочном зачатии Девы Марии.

Еще одним непреодолимым разногласием является догма о безошибочности папы римского, когда он говорит о вероучении. Кроме того две церкви расходятся в понимании верховности понтифика, его главенства над всеми христианами. Оно было провозглашено в 1870-м на первом Ватиканском соборе. Хотя первенство папы среди прочих "церквей" и "царей" Рим установил еще в раннем средневековье - при Григории VII (папа римский с 1073 по 1085 г.) и Бонифации VIII (папа римский с 1294 по 1303 г.).

Встречался ли когда-либо папа римский с другими православными патриархами?

Несмотря на разногласия между двумя церквями, начиная с XX века папа римский несколько раз встречался с православными патриархами.

Важной вехой в отношениях католиков с православными стала встреча Константинопольского патриарха Афинагора и папы римского Павла VI в Иерусалиме в 1964 году. "Это была первая такая встреча, и тогда были сняты взаимные анафемы", - отметил историк религий, знаток истории православия Петр Чистяков.

Нынешний папа римский Франциск несколько раз лично общался с патриархом Константинопольским Варфоломеем. Во время визита главы Святого престола в 2014 году в Стамбул, приуроченного к 50-летию встречи Павла VI с Афинагором, многие обратили внимание, что понтифик преклонился перед православным патриархом, несмотря на то, что за католическим папой закреплено "непререкаемое первенство".

Однако встречу московского патриарха с папой римским до сих пор организовать не удавалось, хотя в какие-то периоды вероятность этого была высокой. "Ближайший помощник патриарха Пимена (патриарх Московский и всея Руси с 1971 по 1990 г.) митрополит Никодим встречался с папой многократно, это известный факт. И, если бы в 1971 году патриархом избрали бы не Пимена, а Никодима, он бы продолжил встречи с папой", - считает ученый.

Как долго готовилась нынешняя встреча?

Встреча патриарха Московского и всея Руси с папой римским готовилась 20 лет. Ей предшествовала кропотливая работа разных рабочих групп и комиссий. В частности, одна из них занимается тщательным анализом теологических вопросов, приведших к расколу в 1054 году.

Митрополит Иларион напомнил, что еще в середине 1990-х годов была запланирована встреча между патриархом Московским и всея Руси Алексием II и папой Иоанном Павлом II, однако она не состоялась, так как не удалось согласовать вопросы, существенно важные для позиции РПЦ. Это касалось грекокатоликов, которые захватывали православные храмы на Западной Украине, и прозелитизма (стремление обратить других в свою веру) католических миссионеров на канонической территории Московского патриархата.

Тем не менее стороны продолжили готовить встречу, указывая, что она важна и возможна. Для глав церквей было важно не просто встретиться и пожать руки перед камерами, а решить реальные вопросы, подчеркнул митрополит Иларион.

Перспектива встречи глав двух церквей стала казаться ближе при понтификате Бенедикта XVI после интронизации Кирилла, бывшего председателем Отдела внешних связей РПЦ при Алексии II. Патриарха Кирилла связывали с немецким папой давние личные отношения. Он неоднократно встречался с Бенедиктом XVI в качестве "министра иностранных дел" Московского патриархата. Кроме того, они переписывались по теологическим вопросам в то время, когда Кирилл был проректором Ленинградской духовной академии, а Йозеф Ратцингер, принявший впоследствии имя Бенедикта XVI, преподавал в Регенсбургском католическом университете.

С отказом от престола Бенедикта в феврале 2013 года возможность встречи вновь отдалилась.

Избранный в марте 2013 года первый латиноамериканский папа Хорхе Марио Бергольо, взявший себе имя святого покровителя Италии и Европы Франциска, сразу продемонстрировал свою открытость по многим вопросам, в том числе в диалоге с православными.

патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Почему сейчас эта встреча стала возможной?

По мнению экспертов, встречу между двумя предстоятелями удалось приблизить благодаря тому, что Франциск не является приверженцем авторитарного католицизма. "Нынешний понтифик отказался от имперского размаха с его прозелитизмом и уважает автономию других церквей", - считает ватиканист, автор нескольких книг о папстве Марко Полити.

Кроме того, в последнее время папское государство нередко оказывается на стороне России по ключевым вопросам международной политики. Так, Святой престол придерживается подчеркнуто сдержанной позиции по украинскому кризису. Стоит вспомнить о письме Франциска президенту РФ Владимиру Путину накануне саммита "двадцатки" в Санкт-Петербурге в сентябре 2013 года. Понтифик предупредил, что "без России нельзя решить ни одной важной международной проблемы".

Что касается темы униатства, то сегодня для Ватикана этот вопрос "как идея и самоцель преодолен", заявил кардинал Вальтер Каспер, председатель папского совета по содействию христианскому единству.

В свою очередь митрополит Иларион отмечал, что встреча патриарха и папы римского . "Во-первых, не преодолены вероучительные разногласия. Однако целью встречи и не является обсуждение вероучительных вопросов. Во-вторых, не преодолены те разногласия практического характера, которые омрачают жизнь наших церквей", - добавил он.

Вместе с тем сам патриарх Кирилл подчеркивает, что в вопросах общечеловеческих ценностей позиции глав двух церквей близки. "Что касается отношений с Католической церковью, то мы имеем сегодня много общего в наших позициях, в том числе по вопросам, которые сегодня беспокоят людей, таким как семья, брак, рождение детей, биоэтика, защита христианских ценностей в Европе. У нас есть много общего, и это общее мы развиваем через диалог", - отметил глава РПЦ.

Однако основным фактором, повлиявшим на решение предстоятелей провести встречу, стали непрекращающиеся в последние годы гонения на христиан в мире.

Ситуация, сложившаяся сегодня на Ближнем Востоке, в Северной и Центральной Африке и в некоторых других регионах, где экстремистами осуществляется подлинный геноцид христианского населения, требует неотложных мер и более тесного взаимодействия между христианскими церквями, считают в РПЦ.

митрополит Волоколамский Иларион

1">

1">

{{$index + 1}}/{{countSlides}}

{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}

Почему встреча проходила на Кубе?

Беседа глав двух крупнейших Церквей мира проходила на нейтральной территории. Патриарх Кирилл с самого начала не хотел, чтобы встреча проходила в Европе, поскольку именно с Европой связана тяжелая история разделений и конфликтов между христианами.

Митрополит Иларион заявил, что ни Россия, ни Ватикан не рассматривались как место встречи папы римского и патриарха, а для этого выбрана "нейтральная территория". "Куба устраивает всех, это та часть региона, которая динамично развивается", - сказал митрополит.

"Совпадение визита Святейшего патриарха в страны Латинской Америки и посещение папой римским Мексики предоставило возможность именно в Новом Свете провести встречу", - отметил священнослужитель.

Как проходили переговоры иерархов?

С первого момента встречи оба предстоятеля продемонстрировали чрезвычайно доброжелательный настрой. Они обнялись и троекратно поцеловались. "Наконец-то, мы - братья", - сказал Франциск. "Встреча проходит в правильное время и в правильном месте", - ответил патриарх Кирилл.

По окончании переговоров была подписана десятистраничная декларация из 30 пунктов. В ней, в частности, говорится, что патриарх и папа римский скорбят об утрате единства церквей, "ставшей следствием человеческой слабости и греховности, произошедшей вопреки Первосвященнической молитве Христа Спасителя".

В документе также затронуты другие темы:

Иерархи призвали международное сообщество защитить христиан на Ближнем Востоке и покончить с терроризмом и насилием на планете, отметив, что в Сирии и Ираке насилие унесло тысячи жизней, оставив без крова и средств к существованию миллионы людей.

Предстоятели увидели серьезную опасность для свободы религии в некоторых странах и отметили необходимость межрелигиозного диалога. "Абсолютно неприемлемы попытки оправдания преступных деяний религиозными лозунгами", - добавили они.

Папа Франциск и патриарх Кирилл призвали не оставаться безучастными к судьбе беженцев, стучащихся в двери богатых стран.

Главы двух церквей призвали уважать неотъемлемое право на жизнь младенцев и тяжело больных людей.

Иерархи выразили сожаление об уравнивании однополых браков с традиционными.

В декларации содержится призыв ко всем сторонам конфликта на Украине к благоразумию и деятельному миротворчеству. "Мы скорбим о противостоянии на Украине, унесшем уже множество жизней", - говорится в документе.

Папа и патриарх считают, что уния вредит единству церквей. По мнению иерархов, православные и греко-католики нуждаются в примирении и нахождении взаимоприемлемых форм сосуществования.

Предстоятели исключили любые формы прозелитизма (стремление обратить других в свою веру). Патриарх и понтифик подчеркнули, что они "не соперники, а братья".

Станет ли встреча в Гаване "экуменическим прорывом"?

Встречу патриарха Кирилла и папы Франциска восприняли как добрый знак во всем мире.

Защита христиан

По мнению секретаря по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского патриархата иеромонаха Стефана (Игумнова), главная тема декларации - "совместные действия глав двух церквей в защиту наших страдающих братьев на Ближнем Востоке". Кроме того, "в документе прозвучал очень важный тезис - призыв от двух ведущих христианских лидеров к тому, чтобы человечество не допустило мировой войны, поскольку кризисы, которые происходят в разных регионах планеты, приобретают глобальный характер".

Сотрудничество несмотря на исторические барьеры

Пресс-секретарь Римско-католической Архиепархии Божией Матери в Москве Кирилл Горбунов считает, что важнейшей темой декларации является необходимость достижения единства двух церквей. "Теперь возможны не только официальные контакты, но и сотрудничество между приходами, общинами, в благотворительной деятельности, в культурной сфере", - считает он. После встречи в Гаване паломнический обмен между католиками и православными может выйти на новый уровень, добавил Горбунов.

В свою очередь председатель Конференции католических епископов России митрополит Архиепархии Божией Матери в Москве Павел Пецци добавил, что "речь, конечно, не идет о романтическом стремлении возродить идеал какой-то чистой первой христианской общины". "Папа Франциск и патриарх Кирилл прекрасно знали и знают, какие богословские, пастырские, исторические барьеры существуют между церквами, но они показали, что сретение - встреча - возможно, обращение - желаемо, путь - один, хотя мы еще не можем проделать его вместе", - подчеркнул Павел Пецци.

Не только историческое, но и политическое значение

По мнению издания The Washington Post, встреча предстоятелей имеет не только важнейшее культурно-историческое, но и широкое политическое значение. "Для Ватикана она стала кульминационным моментом продолжавшихся в течение десятилетий попыток примирения с Русской церковью. Она также может открыть более широкие каналы связи с Москвой для обсуждения гуманитарных последствий конфликтов на Ближнем Востоке, в том числе наплыва беженцев в Европу и разрушения древних христианских общин исламистскими боевиками", отмечает газета.

В свою очередь "Москва может рассматривать встречу патриарха с Франциском как возможность продемонстрировать роль России на Ближнем Востоке и установить более прочные контакты с Ватиканом в сложное время", полагает The Washington Post.

Критика папы римского

В репортаже телекомпании CBS отмечается, что несмотря на то, что многие представители католической церкви приветствовали встречу в Гаване как важный экуменический прорыв, в адрес папы Франциска звучала также критика "по поводу того, что он позволил использовать себя в интересах России, которая пытается упрочить свое положение среди православных христиан и на международной арене в то время, когда она становится все более изолированной от Запада".

Позиция понтифика

Сам папа римский Франциск так прокомментировал совместное в патриархом Кириллом заявление:

папа римский Франциск



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: