Как не потерять веру лучшее. Снежный ком страха

Даже в самом успешном обществе очень многие люди нуждаются в помощи. Это и дети из приюта, и нищие на улице, и ветераны, и те, кому требуется переливание крови.

Попробуйте сделать чей-то день немного лучше. Решение чужих проблем сделает вас увереннее, повысит самооценку.

2. Составьте список побед

Наверняка у вас в жизни были сложные ситуации, из которых вы вышли победителем, или достижения, которыми можно гордиться. Вспомните о них. Это поможет вам поверить в свои силы.

3. Окружите себя людьми, которые верят в вас

Постарайтесь по минимуму общаться с теми, кто постоянно вас и унижает. Вместо этого найдите людей со схожими ценностями, которые будут вас поддерживать и радоваться вашему прогрессу.

4. Примите себя

Примите и полюбите себя полностью, со всеми своими достоинствами и недостатками. Невозможно поверить в себя, если вы отвергаете собственные качества.

5. Измените угол зрения

Перестаньте фокусироваться на трудностях и несправедливостях вашей жизни. Сосредоточьтесь на хорошем и интересном вокруг вас, ищите положительные моменты в сложных ситуациях и будьте благодарны судьбе.

6. Решайте задачи постепенно

Совершенно невозможно начать верить в себя, если вы постоянно терпите неудачи в своих начинаниях. Возможно, жизнь действительно подкидывает вам слишком трудные задачи. Возможно, вы недостаточно хорошо оцениваете свои силы.

Определите заведомо достижимую для себя цель и делайте к ней небольшие, но . Это научит вас правильно оценивать свои силы.

7. Изучайте себя

Френсис Бэкон сказал, что знание - это сила. И он был прав. Если вы не можете справиться с проблемой, то вы изучаете всё, что может помочь в ее решении. Если вы не можете справиться с собой, вы в первую очередь должны изучать себя.

Мотивационная литература и семинары по личностному росту могут помочь вам найти опору в жизни. Исследуйте, как устроен мир и другие люди, чтобы лучше понять себя.

8. Живите своими целями

Оцените свои цели на год, пять лет и всю жизнь. Будьте честны перед собой и живите своей жизнью. Это действительно ваши стремления или просто картинки из модного журнала, застрявшие в сознании? Вы действительно хотите этого или это цель навязана вам вашей половиной, начальником, окружением? Может быть, вместо путешествия по тропическим островам в глубине души вам больше всего хочется закрыться в кабинете и писать программу или роман? Или наоборот, пора все бросать и менять корпоративный галстук на бунгало с видом на океан?

Вы сможете начать верить в себя только если будете до конца честны с собой и станете жить своей жизнью. Нельзя тратить свою жизнь для выполнения чужих желаний и уважать себя при этом.

9. Прекратите сравнивать себя с другими

У каждого свой путь, цели и достижения. Не тратьте время, эмоции и силы на бег наперегонки с другими людьми. Иначе вся ваша жизнь пройдет в шкуре скаковой лошади, подгоняемой кнутом тщеславия и шпорами честолюбия.

Ежедневно тысячи опускают руки. Перестают бороться, идти дальше, меняют вектор своего движения. Кто-то вполне осознанно, кто-то на подсознательном уровне, просто избегая чего-либо. И происходит это в жизни каждого. Даже сверхгерои из фильмов, показывающие высший пилотаж в пределах сюжетной линии, сталкивались с какой-нибудь непреодолимой проблемой в детстве. Или даже не так. Ведь терять веру - это ведь не только терять веру в себя, правда? Можно перестать верить в Деда Мороза, в Бога, в платяной шкаф, или, что хуже, просто перестать верить людям, которые тебя окружают. И да, с такими ситуациями уже сталкивались не только люди, но даже наши домашние питомцы. Об этом и рассказов предостаточно, и фильмов, и вообще, примеры - повсюду.

Вера во все, окружающее нас - вообще уникальна. Меня вообще умиляют люди, которые не могут поверить знакомым, зато с радостью вкушают подчас нелепый бред телевезионщиков и других работников некоторых СМИ. Да и чего скрывать, я сам себя подчас не понимаю. Я могу поверить какому-то определенному человеку, который утверждает, что стал свидетелем чего-нибудь сверхъестественного, но передразниваю и с полным скептисом отношусь к передачам по ТВ3, которые постоянно смотрит моя мама.

Под враньем просто обычно подразумевается выгода. Если человек врет, значит чего-то хочет этим добиться. А обычно считается, что СМИ, если вопрос не касается политики, просто незачем нам врать. Однако часто не учитывается, что для непрерывного потока информации, показываемой по телевизору, необходимо просто огромное количество соответствующих событий. А зачастую происходит лишь часть от нормы, которая намечена на сезон. Остальное, оттуда же его взять, придумывается. Или другой ход - мы покажем вам то, что не покажет больше абсолютно никто. И народ впитывает в себя это, заедая попкорном. Подхлестнуть такую веру могут броские фразы ака: «еще десять лет назад вера в потусторонние силы считалась невежеством, а сегодня таковым считается человек, который отрицает их существование». Ну и кому захочется оказаться невеждой? Окей, давайте начистоту. Я не отрицаю возможность существования всего этого. Просто я уверен, что половина передач про это - подстроена.

Кстати, как сказал какой-то герой из произведения Клюева «Между двух стульев», знать что-то - это неинтересно. Если ты чего-то не знаешь, ты можешь продумать что угодно и на полном серьезе в это верить. Слова, конечно, в большинстве случаев бесполезны, однако если весь мир ведется на какую-то сомнительную недоказанную ерунду, почему бы и не продумать что-нибудь свое?

Что касается людей, то тут все сложнее. Есть те, кто врать не будет никому. Потому что на этом базируются его моральные принципы. Бывают те, кто друзьям не врет, а - случайным знакомым вполне может. А еще есть и такие, кто врут всем без разбора. И самое кошмарное, что сразу-то и не определишь, кто есть кто. И даже когда определишь, вероятность отличить правду ото лжи остается зачастую не такой уж и большой. А потому многие просто никому не верят. Закрылись от всего мира, и не стесняются об этом говорить. С одной стороны, оно и верно - превеликое удовольствие быть кинутым, а точнее шансы его, сильно сокращаются. С другой же - это просто мешает жить свободно. Нет, вообще, ощущение, что каждый хочет тебя обмануть, - просто чудовищно. Просто не представляю, как некоторые с ним живут.

Хотя существует некий лимит доверия. В какой-то басне про волка и овец, где некий пастушок слишком много шутил про то, что его стаду угрожает опасность, удалось соврать только два раза. Потом ему уже перестали верить. В жизни, конечно, порог - не два вранья, да и повод тоже может влиять по разному, но некая карма-таки существует. Кстати, в положительную сторону тоже есть тенденция к движению, но тут все намного в больших коэффициентах. Чтобы закрепить за собой репутацию честного человека, обычно надо много раз сказать правду, имея повод соврать.

Далее по списку идет вера во что-то, что совсем-совсем далеко, да еще и не факт, что существует. В самом обобщенном варианте - это религия. Многим ее призывают с детства, дети ходят в храмы, соблюдают обряды, носят соответствующие аксессуары. И у одних все это даже не вызывает сомнений. А у других вера исчезает тогда, когда обнаруживается, что никаких признаков существования-то и нет. Однозначно этот вопрос никак не решишь - к консенсусу люди не смогли прийти за многие века.

Прежде чем перейти к тому значению веры, которое при начале написания этого поста имело для меня наибольшее значение, хочу сделать небольшое лирическое отступление. Дело в том, что на следующий день после того, как я начал это писать, на русском языке мне для сочинения попался текст с темой веры. Поднимал он несколько другие проблемы. Автор в нем рассуждал, что вера - это связующая нить между разумом и чувствами, и что развитие без нее невозможно. Однако суть именно в таком забавном совпадении. Не было ли это знаком свыше для меня?

Даже если и не было, статья попалась весьма кстати. Ведь вопрос о том, что формирует у человека способность верить свои силы мучал меня уже несколько дней. Почему же там, где одни сдаются, другие идут напролом и побеждают?

Когда я подумал, то решил, что в первую очередь здесь действует среда. Люди, которые тебя окружают, окружали когда-то, и самое важное, наверное, в раннем детстве. Сильные личности, которые добивались всего сами, и убеждали других, что это возможно - это яркий пример для подражания и источник нехилой мотивации. И даже если тысячи вокруг - жалкие лохи, а твой отец смог добиться в своей жизни всего, то на всю эту тысячу будет плевать. Смог отец, почему не смогу я.

Второй важный пункт - это собственный опыт успехов и неудач. Любой успех значительно повышает веру в свои силы, череда неудач-таки ее сильно подрывает.

И если говорить о всех опорных точках, на которых держится вера человека в себя, то, мне кажется, тут еще стоит выделить темперамент. Или что-то подобное, что заложено в каждого еще до личностного развития. Вообще, это достаточно спорно, но, по-моему, каждый все же рождается уже с разным запасом внутренних жизненных сил, что проявляется уже в первых днях жизни.

А когда дело доходит до конкретной ситуации, то тут все сложнее. Из трех ранее перечисленных пунктов, врожденной веры, следует отнять (или прибавить) некоторые другие величины, чтобы определить веру в себя для некого текущего события.

Здесь же самый мощный фактор - это вера в тебя окружающих. Причем коэффициент тут следует выбирать осторожно. На сильную веру он подействует слабо. А если у человека есть какие-либо сомнения по поводу собственных сил, то внешние воздействия оказываются фатальными.

Другой фактор - время. Тут все банально. Чем больше проходит времени, тем меньше ты осознаешь, зачем ты делаешь что-либо, тем меньше у тебя желания это продолжать, тем меньше, как следствия, уверенности, что ты справишься. Если, конечно, ты не рассчитывал справиться с этим через бесконечно долгие сроки.

График успехов/неудач конкретно для этого события чем-то похож на фактор времени. Только, если судить в целом, то фактор времени - это одна большая неудача. (Ведь если цель не достигнута, это неуспех, так?). С другой стороны, можно считать разнообразные микроуспехи. Например, если у меня цель - похудеть на 10кг, то сброс 100г - своеобразный микроуспех. Только вот если это произошло спустя пять лет упорной борьбы и с набором при этом еще пяти кило, то такой успех будет казаться абсолютно незначителеным, и вообще именно тогда человек может и сдаться.

Общая формула при этом выглядит так:

ты + среда + общее положение дел = вера.

А вообще, несмотря на то, что верить очень важно, этого так же мало, как выучить пять цифр для успешного изучения арифметики. Главное - действие. Даже действие без веры, с одной лишь малююсенькой надеждой может привести к куда большим результатам. А результат - это новая прибавка к вере. Вот такой вот замнутый круг.

Если подводить итог в целом, то вере во что-либо нужна постоянная подпитка. Она постоянно тает, как запас еды в холодильнике, если его владелец не ходит в магазин. Может, не так быстро, но в целом - именно так. А сам холодильник, кстати, мне представляется символом темперамента. Или того, что заложено в человека изначально. Вот, он только отделился от пуповины матери и уже несет свой собственный холодильник. Кто-то большой, а кто-то маленький. У иных же он вообще под замком.

Постоянно употребляя слова «вера», «верить», «верующий», подхватывая за священником или диаконом «Верую во Единого…», задумываемся ли мы о том, что это такое - вера? Что значит верить в Бога? Почему один человек верит в Бога, а другой нет, в чем разница между этими двумя людьми? Как и почему обретает веру вчерашний безбожник? Попробуем прояснить это для себя с помощью главного редактора нашего журнала игумена Нектария (Морозова).

- Прежде всего - что есть вера? Это рациональное убеждение, некий вывод, к которому человек приходит, наблюдая и размышляя, - или это иррациональное душевное (духовное) состояние? Что должен сделать человек, чтобы прийти к вере?

На вопрос о том, что есть вера, лучше всего ответил, безусловно, апостол Павел в Послании к Евреям: осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (11, 1). Нам хорошо известно, что такое доверие. Мы общаемся с человеком, и благодаря его поступкам, его поведению по отношению к нам у нас возникает доверие к нему. Вера в Бога - это тоже доверие к Нему. Но здесь человек должен - даже совсем Бога не зная, не видя еще Его в своей жизни - поверить в то, что Он есть. Это очень похоже на тот самый шаг апостола Петра - с борта лодки на вздымающийся вал Генисаретского озера (см.: Мф. 14, 29). Петр совершает этот шаг по слову своего Учителя.

Как возникает вера в сердце человека - на этот вопрос до конца ответить невозможно. Вокруг нас масса людей, верующих и неверующих; как среди тех, так и среди других есть люди добрые, честные, милосердные, порядочные… И невозможно провести черту, сказать: вот этот тип людей с неизбежностью приходит к вере, а вот этот нет. Вера - это встреча с Богом, и она у разных людей происходит по-разному. Один человек переживает эту встречу непосредственно и не нуждается в рассуждениях, а другой думает, анализирует и приходит наконец к выводу, что Бог есть, и эта уверенность ума передается его сердцу. Один только разум, без участия сердца, к вере не приводит. Есть сколько угодно ученых, прекрасно понимающих, что ни одна из существующих научных теорий не объясняет зарождения вселенной, но неспособных почему-то сказать: «Верую, Господи и Создателю». Воспользоваться анализом может только тот человек, у которого встреча с Богом в сердце произошла. Есть такие слова в Апокалипсисе: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (3, 20). Кто-то услышит этот стук и откроет дверь - будучи ученым и придя в конце концов к выводу о бессилии науки в объяснении определенных вещей. Кто-то вдруг услышит стук, раздававшийся на самом деле всю его жизнь - получив нежданную помощь в скорби. А кто-то - когда его все бросят, когда он останется совсем один. И поймет, может быть, впервые, что есть Кто-то, Кто его любит. Но каждый из них узнает Бога, до той поры неведомого, в ощущении, которое ни с чем не перепутаешь. Потому что встреча с Богом предполагает узнавание. Ответить на вопрос, почему человек узнал Отца именно в этот момент, а не раньше, не позже - невозможно, конечно. Но любого из нас можно сравнить с плодом, висящим на ветке и созревающим в свой срок. Просто кто-то созреет, а кто-то так и провисит и упадет в конце концов с этой ветки несозревшим… Что такое вера? Одним словом можно ответить так: вера - это чудо.

- Люди часто спрашивают: что надо, чтоб укрепилась вера? Чтоб из зернышка она превратилась в могучее дерево? А для этого нужно по вере жить. Святых подвижников спрашивали: как обрести дар любви? И они отвечали: делай дела любви, и сердце твое обретет любовь. То же и с верой. Ведь есть вера ума, а есть вера сердца. Есть вера-знание, а есть вера-опыт. До того, как апостол Петр пошел по воде, он тоже знал, что для Бога все возможно, но знал теоретически. А ступив на воду, он обрел опыт - опыт веры. И такого опыта в жизни Петра, в жизни других апостолов и святых угодников оказалось много. По сути, Евангелие требует, чтоб мы пошли по воде. Оно требует от нас того, что с точки зрения земного разума - «здравого смысла», не учитывающего Вечности, - не только неразумно, но и вредно. Скажем, подставлять правую щеку, если ударили по левой (см.: Мф. 5, 39) - разве не вредно? Человек может спрашивать: ну хорошо, я исполню все, что требуется, а что со мной будет-то после этого? А может этого вопроса не задавать, а просто исполнить все, как велел Господь. И если человек поступит таким именно образом, он почувствует: там, куда он ступил, там, где не только почвы, даже воды не было - там есть опора, и она крепче всех земных опор. Так приходит опыт веры: я сделал что-то, послушавшись Господа, и Он меня не подвел, Он оказался верен. Бывает и иначе. Бывает, что человек обращается к Богу из бездны отчаяния, когда, кажется, никакого выхода из его ситуации нет и быть не может - и вдруг стены колодца, на дне которого человек себя видит, рассыпаются, и он выходит на Божий простор. Господь вмешался, потому что Он всегда рад прийти на помощь. И это тоже опыт, из которого рождается живая вера. Так человек ее обретает, так он в ней растет и укрепляется. А теряет - противоположным образом. Когда человек не складывает крупицы своего опыта в сокровищницу сердца, не отвечает Богу благодарностью, когда он говорит Богу: нет, я этого не хочу, не воспринимаю, не понимаю - тогда и происходит оскудение веры. Внезапно веру потерять нельзя; к потере веры человек идет, так же, как и к обретению веры. И то, и другое - результат множества маленьких шагов, которые мы совершаем. Потому важно вовремя понять, как опасны мелкие, незаметные, неосознаваемые шаги в сторону от Христа.

От иного психолога можно услышать, что вера - это всего лишь оптимальный для определенных натур способ жить, уход от всех проблем. Боюсь, что моя натура именно такова. Я знаю, что не могу без веры обойтись; но - вот парадокс - именно поэтому меня преследует сомнение в истинах веры. Мне думается, что я верю только потому, что вынуждена; что моя вера имеет характер некоей условленности с самою собою: «Чтобы жить - давай условимся, что для нас с тобой отныне вот так, а не иначе». Что бы Вы сказали на это?

Вы крайне усложнили то, что на самом деле очень просто. Вера - это действительно способ жить. Более того - единственный способ жить по-настоящему. Не существовать, не выживать, не коротать жизнь, а именно жить. Жизнь - это Божий дар. Множество людей растрачивают этот дар впустую, попирают его ногами, бездумно играют с ним или превращают его в некое постоянное для себя мучение - а живет-то по-настоящему меньшинство! Живут те, для кого жизнь - дар от Бога. И если человек выбирает жизнь с Богом, то это не психологический прием, применяемый им к самому себе, не условленность с самим собой, не субъективный выбор, связанный с особенностями личности, нет, это просто единственный верный путь. И совершенно не надо этого бояться.

А что касается того, что вера есть уход от проблем - вера на самом деле порождает огромное количество проблем. Для человека, познавшего Бога, врать - проблема, поступить корыстно - проблема, отказать ближнему в помощи - проблема. Вещи, которые раньше казались нравственно нейтральными, обретают именно нравственную окраску. Добро и зло явственно расходятся по своим полюсам, и человек лишается возможности компромисса. Сказать, что с верой жить проще, чем без веры, может только человек, не имеющий о вере никакого понятия. Вера - это не уход от ответственности, а, напротив, полная ответственность человека за его жизнь.

- Но разве нет, разве не было людей неверующих, но при этом совестливых? Разве они, оказываясь перед трудным выбором, не принимали ответственность на себя, не поступали нравственно? И можем ли мы назвать жизнь иного неверующего человека ущербной и неполноценной, если это великий ученый, например?

В том-то и дело, что вера - не компенсация неполноценности, не удел неудачников. В жизни есть много вещей, которые вполне могут человека удовлетворять. Но о людях, которые «прекрасно» обходятся без веры, Господь в Священном Писании говорит: Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век зане суть плоть (Быт. 6, 3). Человек может стать настолько плотяным, настолько земным, что его душа практически умирает в нем, и дух угасает, и он даже не ощущает потребности в том, для чего он создан. Но это тоже свободный выбор человека, и тоже некий итог, к которому он может прийти. Безрелигиозная совесть, о которой так много говорили в советские времена, - это та самая лукавая совесть, об очищении от которой молится священник в молитве Великого входа. По-настоящему верующий человек никогда не станет утверждать: «Я живу по совести», потому что знает: его совесть лукава. С помощью безрелигиозной совести человек себя обманывает. Люди, которые не обманывали себя, - святые - видели себя великими грешниками. Они смотрели на себя теми глазами, которыми смотрит на нас Господь. А обычный человек видит себя лучше, чем он есть. Человек, считающий, что его совесть чиста, нечестен с собою. «Чистая революционная совесть» железных большевиков и пламенных комсомольцев не мешала им, напротив, подвигала их на братоубийственную войну, террор, разрушение храмов. Есть субъективные критерии - их-то и выбирает для себя безрелигиозная совесть, причем каждый раз заново, в зависимости от эпохи - а есть незыблемый вечный критерий, это Господь.

Что есть сомнение: гордыня рассудка, убежденного, что только он один может все постигнуть, или просто-напросто здравость рассудка, его нормальное функционирование? Что делать с сомнением - просто молиться? Или попытаться переубедить рассудок на его языке, то есть его же рассудочными доводами?

Сомнение сомнению рознь. Есть сомнения, которыми колеблет наш ум враг. Все то, что делает в отношении нас враг, вменяется не нам, а ему. Другое дело - находят ли эти сомнения, колебания какую-то почву для себя в нас. Здесь начинается область уже нашей ответственности. Если мы укрепляем, развиваем, культивируем возникающие сомнения в своем сердце и сознании, значит, мы сами по той или иной причине склонны к ним. По какой же причине? Заметьте: люди нечестные и непорядочные бывают, как правило, недоверчивы и подозрительны к другим. Они никому не доверяют, потому что знают, что им самим доверять нельзя, и судят о других по себе. Так и здесь. Человек верный и преданный Богу не усомнится в Нем: если уж на меня, грешного, можно положиться, то тем паче на Господа.

- Значит, любое обдумывание, продумывание, следовательно, развитие своих сомнений - это заведомо грех?

Мыслительная способность - это то, что дано человеку для созидания. Для созидания души, дома душевного, собственной жизни и жизни вокруг себя. А бывает так, что мыслительный процесс выходит из-под контроля и становится хозяином человека. Тогда уже не мысль для человека, а человек для мысли. Должен ли человек думать? Да, он мыслящее существо, он должен думать. Но мыслительная деятельность должна находить опору в его сердце. Если вера у человека только в голове, он будет постоянно колебаться. Как только она спустится в область сердца, сомнения уйдут. Что для этого нужно? Для этого нужно стать проще. Потому что Бог - существо совершенно простое. А человек стал сложным в результате грехопадения. Но, по мере обретения той простоты, которую сообщает нам христианство, человек обретает способность верить просто, как дети. Почему Господь говорит: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18, 3)? В чем секрет этой детской веры? Ребенок не умеет не доверять. Вот он потерялся, мы подходим к нему, берем за руку и говорим: «Пойдем, отведу тебя к маме». И он вкладывает свою ладошку в нашу и спокойно идет за нами. А мы, взрослые, недоверчивы: даже и того человека, который искренне предлагает нам помощь или спрашивает о нашем здоровье, мы в чем-то подозреваем. Это наша испорченность, искореженность грехом - с одной стороны, а с другой - горьким опытом нашей жизни. Но каждый человек призван обрести веру детскую. Перестать копаться в своих сомнениях, в своих рассуждениях и обратиться к своему непосредственному опыту. Ведь у каждого верующего он есть - опыт непосредственного участия Бога в его жизни. У каждого была такая минута, когда он не мог не понять: это Господь. Когда приходит сомнение, нужно просто вспомнить эту минуту - когда твоя рука легла в руку Божию. Ты же тогда знал, что это Он? Почему же теперь не веришь? Чем ты загромоздил свою дорогу к Богу? Что ты здесь настроил, какие рассуждения? Это все тебе не нужно. Когда мы вкладываем свою руку в руку Божию и Господь ведет нас путем порой трудным, жестким, но мы не вырываем своей руки, не убегаем - от этого вера крепнет.

А что, если это самое «мне Бог помог» - лишь некое самовнушение, самогипноз, благодаря которому я смогла себя внутренне организовать и выйти из какого-то кризисного состояния?

Если вы отказываетесь видеть помощь Божию и за нее благодарить, просив и получив ее, вы оказываетесь в числе тех самых девяти прокаженных, которые, будучи очищенными от проказы, не сочли нужным прийти и поблагодарить Христа (см.: Лк. 17, 12–19). Та душевная проказа, которой они страдали, была куда страшнее проказы телесной. Это неверие и неблагодарность, а вера дается благодарному сердцу. От неблагодарности и внутреннего предательства вера уходит.

- Я не раз читала о том, что в вере нельзя опираться на видимые, объективно свидетельствуемые чудеса - мироточение икон, схождение Благодатного Огня, отпечаток на Туринской Плащанице, благоухание мощей святых; что опора должна быть иной. Но мне все эти чудеса очень нужны!

Такая странная вещь: признать чудо чудом и опереться на него можно, только если ты уже имеешь веру. Если веры нет, чудо не убедит. Человек даст ему какое угодно объяснение или вовсе никакого объяснения не даст - просто забудет о нем. Для многих репортеров, рассказывающих о нисхождении Благодатного Огня в Иерусалиме на Пасху, это только новость в потоке новостей: она не изменяет их, как, кстати, не изменяет человечества в целом. Видимые чудеса - гораздо менее чудеса, чем те, которые происходят в сердцах человеческих. То, что мытарь Закхей, взрослый, состоятельный, скорее всего, по-настоящему испорченный своей жизнью и профессией человек, залез на смоковницу, чтобы увидеть Христа, - чудо (см.: Лк. 19, 1–10). А то, что Солнце остановилось, - не чудо. Тот, Кто создал это солнце, может его и остановить. Тот, Кто создал море, может сделать так, чтобы оно расступилось. А вот обратиться к Богу человек может только сам, по своему личному выбору. И это действительно чудо. Чудо - когда человек молится и вдруг чувствует, что Господь слышит его молитву, что Он ему отвечает - не голосом, не светом, а вот этим прикосновением к сердцу. Вот это гораздо чудеснее, чем расступившееся море. Я, может быть, чье-то осуждение на себя навлеку, но скажу все же, что лично для меня схождение Благодатного Огня не так важно, как те маленькие, казалось бы, чудеса, которые Господь совершал в моей собственной жизни. И если бы вдруг выяснилось, скажем, что нет никакого Благодатного Огня, что это просто трюк, как утверждают некоторые (сам я так не думаю, безусловно) - моей веры это нисколько не поколебало бы. Если вера человека рушится, как карточный домик, от разоблачения чуда - значит, это вовсе не вера. Видимое чудо у нас могут отнять, а вот то чудо, которое ведомо мне одному, которое произошло в моем сердце, никто и никогда у меня не отнимет. Повышенное внимание к видимым чудесам, стремление опереться на них в вере сродни стремлению опереться на костыли. Это слабость, хотя слабость не постыдная, естественная для нас. Однако надо учиться ходить без костылей.

Но еще раз скажу: для того чтобы с нами происходили эти подлинные, невидимые миру чудеса, надо стать как можно проще, не путаться в собственных мыслях. Есть вещи, которые не поддаются анализу. Мы можем анализировать внешние события и какие-то происходящие у нас в душе процессы, но наши взаимоотношения с Богом препарировать и анализировать, словно данные научного эксперимента, не надо. Надо понять, что нас лишает благодати, а что помогает ее стяжевать. Когда-то Господь не дает нам благодати, потому что это преждевременно, нам она сейчас не будет полезна; когда-то - чтоб у нас не сложилось впечатление, что она легко дается. Но в основном - гнев, осуждение, тяжелые, грубые грехи лишают наc благодати. И если мы постараемся избавиться от них, мы увидим, что есть еще какие-то, казалось бы, мелкие вещи, которые тоже лишают нас благодати. Есть что-то такое в нас самих, что благодати противится. Если мы это понимаем, значит, мы учимся благодатной жизни. А благодать и вера - понятия неразрывные, потому что подлинная вера - это дар благодати Божией. Когда в человеке вера жива, он ее ощущает именно как жизнь. От какой смерти нас Господь спас? От той, которою является на самом деле жизнь без Него. Чувство жизни с Богом - это и есть вера.

Есть ведь какая-то связь между сомнением и грехом. Человеку, не желающему или не находящему в себе сил расстаться со своими грехами, подсознательно надо, чтоб не было никакого Создателя и Судии.

Когда мы молимся, просим: «Господи, помоги, я пропадаю без Тебя», мы верим, что Он есть, что Он нас слышит и придет на помощь. Если бы не верили, то не молились бы. Но вот другая ситуация: человеку не нужна уже помощь, и он собирается совершить некий грех. Однако совесть подсказывает: Тот, Кому ты молился, - здесь, Он никуда не пропал. Как ты молился перед Его лицом, так ты и грешишь - перед Его лицом. А человек говорит: нет, это не так, где оно, это лицо?.. В старину были люди, которые полотенцами занавешивали иконы в своем доме прежде, чем совершить нечто греховное. Так же и Адам прятался от Творца своего между деревьями рая , как сказано в Книге Бытия (3, 8). Если человек, получивший от Бога дар веры, будет по вере жить, она будет в нем укрепляться, в противном случае - незаметно уйдет от него.

Этим, наверное, и объясняется испуг грешного человека при встрече с чудом, желание, чтоб чуда не было, чтоб оно оказалось обманом зрения или чьим-то трюком?

Если вас пугает чудо Божие, значит, у вас, как у жителей страны Гадаринской, есть свои свиньи, которые вам дороги, и вам не хочется, чтобы они бросились в озеро и там погибли (см.: Мк. 5, 11–14; Лк. 8, 32–34; Мф. 8, 30–34). Свиньи бывают разные, у кого-то они большие, толстые, хрюкают, трудно их не заметить, а у кого-то вполне симпатичные розовые свинки - но совесть-то подсказывает, что это свинки все-таки! Оттого и страшно, что вот сейчас явится Господь - и все то, что в нас несовместимо с Его светом, обнаружится и будет вытеснено, изгнано прочь. Страх и желание отвернуться в данном случае - защитная реакция. Однако в силах человека - каждый раз - сказать: «Господи, такой, как я есть - я боюсь Тебя; но я хочу научиться Тебя любить. Потому что я понимаю, что без Тебя пропаду».

- Сомнение и маловерие - как соотносятся эти понятия? Это одно и то же или нет?

Это понятия очень близкие. Помните, Господь говорит Петру, протягивая ему Свою руку: маловерный! зачем ты усомнился? (Мф. 14, 31). Маловерие - это малая вера, вера, которая живет в человеке, но не заставляет человека жить в соответствии с нею. Помните эпизод с исцелением бесноватого отрока? Отец этого отрока говорит Господу: если что можешь, сжалься над нами и помоги нам (Мк. 9, 22). У него есть вера, ее хватает на то, чтобы обратиться к Учителю, но не хватает на то, чтобы верить в Его всемогущество.

Есть люди, которые говорят, что не могут поверить в Бога и во все, что происходит в Церкви: «Нет веры, и все. Такой (такая) я, видно, по природе - неверующий (неверующая)». Что бы Вы сказали такому человеку?

Ничего бы говорить не стал. Бесполезно что-то говорить, доказывать человеку, который сам выставляет щит меж собой и Богом. О таком человеке нужно молиться, чтоб Господь его просветил. И являть ему ту любовь, которая в христианах, - главное свидетельство о привлекающем к себе сердца человеческие Боге Любви.

Беседовала Марина Бирюкова

Журнал "Православие и современность", №22 (38), 2012 г.

Я теряю веру в Бога. Я знаю, что это грех, но у меня все чаще и чаще появляются сомнения о том, что Господь есть. Я очень снова хочу поверить в Бога, но не знаю, как быть... Я все равно обращаюсь к Богу, но перестаю чувствовать.

Уважаемая Малика, «вера усиливается молитвой. (…) Будем просить Христа прибавить нам веру и умножить ее. Чего попросили у Христа апостолы? «Умножь в нас веру». (…) Мы просим у Бога прибавить нам веру не для того, чтобы творить чудеса, но для того, чтобы больше Его возлюбить» (старец Паисий Святогорец . Слова. Том II. Духовное пробуждение).

В Евангелии отец бесноватого отрока воскликнул: "Верую, Господи, помоги моему неверию!" - и произошло чудо исцеления его сына. Необходимо и нам так молиться, просить о чуде исцеления нашей души, читать Евангелие и помнить, что даже если Господь и медлит с ответом - это для нашей же пользы.

Хорошо, что даже в минуту сомнений Вы продолжаете обращаться к Богу. Многие пишут о том, что Господу еще дороже те наши молитвы, которые мы обращаем к нему в моменты душевной сухости, чем в минуту Им же посланного горения веры. Поэтому не отступайтесь. Наша вера истинная. Вспомните о тысячах святых. Эти люди имели личный опыт общения с Христом, многие пожертвовали своей жизнью ради Христа, претерпевали страшные мучения. Неужели все они заблуждались в своей вере? Вспомните о пророках, которые за много сотен лет до воплощения Спасителя говорили о Нем с необыкновенной точностью: пророк Захария назвал сумму, за которую будет предан Христос; а Царь и Псалмопевец Давид в своем мессианском 21 псалме подробно описал то, что Господь наш пережил на Кресте, даже о жребии, который бросали об одежде Христа, в этом псалме написано.

Горячая неустанная молитва, чтение Священного Писания, участие в Таинствах Церкви, прежде всего, в Таинстве Покаяния и Таинстве Причащения избавят Вас от сомнений и помыслов неверия. Вспомните и о том, что: «вера без дел мертва» (Иак.2:20) , потому творите и дела милосердия, оказывая нелицемерную любовь к ближнему.

Предлагаю Вам также слово митрополита Антония Сурожского, которое так и называется «О сомнении »:

Часто верующие пугаются сомнения. Им кажется, что усомниться - это уже изменить. На самом деле это далеко не так. Сомнение появляется у человека тогда, когда однообразность, односторонность его мировоззрения сталкивается с новыми фактами, - фактами, которые ему представляет жизнь, внутренний и внешний опыт. И человек должен бы хвататься за сомнение как за одну из самых творческих возможностей внутреннего, умственного и душевного, роста. Усомниться вовсе не значит поставить истину под вопрос, - это значит ставить под вопрос свое очень ограниченное представление об истине. И в этом отношении всякий человек, который не согласен отойти от раз принятых представлений, будь он материалист или верующий, с одной стороны, будет дрожать при мысли о сомнении, а с другой - никогда не перерастет своей ограниченности.

Когда ученый, исследователь построил на основании всех существующих фактов теорию или мировоззрение или гипотезу, если он добросовестный человек, если он хочет прогресса науки, а не прославления своего имени, он сразу же принимается за критику своего же мировоззрения или гипотезы и за дальнейшее исследование. И цель его именно в том, чтобы обрести новые факты, которые поставят под обстрел его собственную теорию; иначе сказать, родят сомнение, т.е. двойственность в отношении к существующему мировоззрению. И когда он такие факты находит, он с радостью в них углубляется, потому что тогда, когда рухнет прежняя гипотеза, откроется возможность построить более истинное представление о вещах. В этом отношении сомнение ученого точно такое же творческое, как сомнение верующего, и наоборот: потому что предмет сомнения, которое входит иногда в душу верующего, вовсе не Бог, не истина, а ограниченное о них представление. И поэтому сомнение является одной из самых сильных творческих сил внутреннего роста и познавания мира как видимого, так и невидимого.

Обширную книгу о вере и сомнении написал также митрополит Вениамин (Федченков) , Вы можете найти ее в интернете или в церковных магазинах. Возможно, чужой опыт позволит Вам справиться со своими проблемами или хотя бы почувствовать, что они преодолимы и многие благополучно пережили период сомнений и двинулись дальше по пути веры.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: