Как перестать завидовать православие. Из наследия Оптинских старцев

Свт. Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст сравнивает завистника с навозным жуком, свиньей и даже демоном. По его утверждению, зависть – прямая вражда против Бога, благоволящего к тому или другому человеку. В этом смысле завистник даже хуже демонов: те вредят людям, завистник же желает зла себе подобным.

«Завидовать хуже, чем враждовать, – говорит святитель. – Враждующий, когда забывается причина, из-за которой произошла ссора, прекращает и вражду; завистливый же никогда не станет другом. Притом первый ведет открыто борьбу, а последний – скрытно; первый часто может указать достаточную причину вражды, а второй не может указать ни на что другое, кроме своего безумия и сатанинского расположения».

Пример из жизни. Два человека претендует на место с хорошей зарплатой и перспективой карьерного роста. Если духовные запросы у этих людей низкие, а материальные потребности высокие, то, скорее всего, между ними возникнет конкуренция, а на ее фоне – явно или неявно выраженный конфликт.

Со стороны того, кто получит вожделенную должность, конфликт будет исчерпан, как только он займет кресло. А вот «неудачник», если он вообще склонен к зависти, конфликт усугубит еще сильнее и непременно впадет в этот грех – даже когда он найдет другую работу, он будет помнить, что вот этот негодный человек занял ЕГО место.

Зависть действительно напоминает безумие в самом что ни на есть медицинском смысле: навязчивое состояние. Один из способов избавиться от навязчивого состояния – попытаться его рационализировать.

Человек успешен – значит, через него прославляется Бог. Если этот человек твой ближний – значит, через него успешен и ты, и через тебя тоже прославляется Бог. Если этот человек твой недруг – значит, нужно стремиться сделать своим другом его – уже ради того, что через него прославляется Бог.

Прп. Иоанн Кассиан Римлянин

Общее для всего Священного Предания мнение – именно из зависти ополчился змей на Еву. Именно зависть к уникальному статусу человека как образа и подобия Божьего заставила его приложить усилия к его низвержению. Более того, и праматерь Еву диавол провоцирует на зависть: «Будете как боги, знающие добро и зло». Вот зависть к этим несуществующим богам и толкает первую женщину на нарушение заповеди Божией. Так что, действительно, сатанинский порок.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин категорически утверждает, что своими силами зависть не побеждается. В ответ на добродетель завистник только озлобляется. Так, доброжелательность и услужливость Иосифа еще больше ожесточила его одиннадцать братьев. Когда он шел, чтобы накормить их в поле, они приняли решение убить брата – идея продать его в рабство стала уже смягчением их первоначального намерения…

Ветхозаветная история повторяется во все времена, пусть и без уголовщины. Во многих подростковых коллективах найдутся ребята, которые отличника, разъясняющего недалеким одноклассникам сложные задачи, обзовут «ботаном» – и хорошо если не подложат жвачку, а то и кнопку, на стул…

Отчаиваться не стоит. Преподобный Иоанн Кассиан дает универсальный совет: молиться.

«Чтобы василиск (дьявол) одним уязвлением только этого зла (зависти) не истребил всего того, что в нас есть живого, что как бы воодушевляется жизненным действием Святого Духа, постоянно будем испрашивать помощи Божией, для которой нет ничего невозможного».

Свт. Василий Великий

Молитва – труд никак не менее тяжелый, чем, например, упражнения в посте. Далеко не всем он дается без должной тренировки, а битва с завистью необходима здесь и сейчас. Что делать?

Святитель Василий Великий дает два очень простых совета. Первый: осознать, что завидовать вообще нечему. Богатство, слава, почет и уважение – абсолютно земные вещи, которыми к тому же надо научиться правильно пользоваться.

«Недостойны еще нашего соревнования – богатый ради его богатства, властитель ради величия его сана, мудрый ради обилия в слове. Это – орудия добродетели для тех, которые пользуются ими хорошо, но в самом себе не заключают блаженства… А кто таков, кто не поражается мирским как чем-то великим, к тому никогда не может приблизиться зависть».

Второй совет – «сублимировать» свою зависть в творческое преображение самого себя, достижение многих добродетелей. Правда, эта рекомендация подходит для борьбы с особым видом зависти, связанном с честолюбием:

«Если непременно желаешь славы, хочешь быть виднее многих и не терпишь быть вторым (ибо и это бывает поводом к зависти), то честолюбие твое, подобно какому-то потоку, направь к приобретению добродетели. Ни под каким видом не желай разбогатеть всяким способом и заслуживать одобрение чем-либо мирским. Ибо это не в твоей воле. Но будь справедлив, целомудрен, благоразумен, мужествен, терпелив в страданиях за благочестие».

Если даже не касаться высоких добродетелей, то совет более чем практичен. Предположим, два молодых человека увлекаются игрой на гитаре. Один становится в своем городе рок-звездой, а другой так и играет на трех аккордах в переходе. Для второго проще всего начать завидовать успешному приятелю – сложнее, во-первых, прикинуть риски (Курт Кобейн, Джим Моррисон и Джимми Хендрикс были колоссально талантливы и бешено популярны, что не защитило их от уродливой и страшной смерти, а только стимулировали трагический конец), а во-вторых, выучить дополнительные аккорды и выйти за пределы полюбившегося перехода.

Постепенное, завязанное на тренировке и самодисциплине возрастание в профессионализме, может, и не вознесет на Олимп, но позволит развиваться, играть и сочинять музыку в свое удовольствие.

Свт. Феофан Затворник

Если противостоять завистнику добрым отношением довольно затруднительно, о чем прямо свидетельствует Священное Писание (приведенный выше пример Иосифа и его братьев, царь Саул, который продолжает завидовать Давиду и гнать его невзирая на его смирение…), то сам завистник может и должен преодолевать свою страсть через «не хочу» – именно изменением поведения по отношению к своей «жертве». Как бы тяжело ни было.

«Доброхоты, у которых чувства симпатии и сострадания преобладает над эгоистическими, не страдают от зависти. Это указывает путь к погашению зависти, и всякому мучимому ею. Надо спешить возбудить доброхотство, особенно к тому, которому завидуешь, и обнаружить это делом, – тотчас зависть и стихнет. Несколько повторений в том же роде, и с Божией помощью, она совсем уляжется», – утверждает святитель Феофан Затворник.

Иными словами, когда сострадание и сочувствие ближнему войдет в привычку, места зависти не останется.

Почти хрестоматийный пример: одинокая молодая леди, съедаемая завистью к успешным «кумушкам», вдруг узнает, что у ее благополучной, замужней и богатой подруги муж – наркоман, и все благополучие показное. Если процесс зависти еще запущен не слишком сильно, завистница (возможно, вначале и не без злорадства) устремляется на помощь подруге… и в процессе совместного обзвона наркологических клиник, дружеских бесед и взаимных слез на кухне так проникается горем ближней, что о зависти больше и не вспоминает. Сострадание горю оказывается выше зависти к успеху.

Прп. Максим Исповедник

8Между прочим, у этого совета есть и другая сторона: по возможности, не надо давать повода к зависти. Если не хочешь, чтобы тебе завидовали, не кичись своим успехом, богатством, умом и счастьем.

«Не иначе можно успокоить его, разве скрывая то от него. Если же то для многих полезно, а ему печаль причиняет: то которую пренебречь сторону? Надобно стать на стороне полезного для многих; но по возможности не понебречь и о нем и не давать себе увлекаться коварством страсти, подавая помощь не страсти, а страждующему от оной», – рекомендует подход с рассуждением преподобный Максим Исповедник.

Он также отмечает, что самому избавляться от этой страсти следует по заповеди Апостола: «радоваться с радующимися и плакати с плачущими» (Рим.12:15).

Первое сложнее. Пожалеть несчастного – естественное движение души. Порадоваться чужому счастью – действие сознательное и продиктованное искренней любовью, когда к ближнему относишься по-настоящему как к самому себе. Только автор знаменитых «Сотниц о любви» мог дать такой совет.

Правда, иногда примеры его исполнения встречаются и в жизни. Одинокая женщина в стесненных жилищных условиях долго переживает, что у нее нет детей, работает с усыновителями, начинает радоваться за счастливых детишек и их новых родителей… А потом вдруг неожиданно обстоятельства складываются в ее пользу, и ей удается усыновить своего ребенка.

Свт. Григорий Богослов

Как мы видим, Отцы Церкви дают однообразные советы по борьбе с завистью: молись, радуйся за ближнего, возрастай в добродетели. Мастер-классов по преодолению зависти никто из учителей Церкви не проводит. Именно потому, что рождение этой страсти можно проследить из Библии, именно потому что она очевидно неизвинительная как прямое порождение диавола, основное оружие против нее – обличение.

Святитель Григорий Богослов считал, что зависть, как ни странно, не лишена справедливости – уже в этой жизни она наказывает грешника.

Отцы говорят, что у завистника становится иссохшим лицо, он дурно выглядит… В нашей жизни завистника легко узнать по поджатым губам и морщинам. Он недоволен жизнью, он всегда ворчит (в особенности на объект своей страсти). Скажу больше: многие заболевания, имеющие психосоматический характер, от панкреатита до астмы, обостряются именно у завистника. «Несправедливо, что другой успешнее меня!» – эта мысль поедает несчастного, не только его душу, но и тело.

Это дурная справедливость, адская. Одно только это должно отвращать человека от столь пагубной страсти.

«О, когда бы истребилась между людьми зависть, эта язва для одержимых ею, этот яд для страждущих от нее, эта одна из самых несправедливых и вместе справедливых страстей, – страсть несправедливая, потому что возмущает покой всех добрых, и справедливая, потому что сушит питающих ее!» – восклицает святитель Григорий.

Прп. Ефрем Сирин

В основе зависти лежит так называемый «агональный дух» – способность личности находиться в постоянной борьбе, соревновательности, соперничестве, агрессии. Агональность была характерной чертой античной культуры (оттуда большое количество игр и соревнований) и в совсем примитивной форме присутствует в современной жизни: соревноваться можно и в том, у кого круче айфон или моднее одежда.

Слово «агональность» – однокоренное к αγωνία (борьба). Этим словом мы называем предсмертное состояние, попытку организма бороться за выживание, последние судорожные вздохи. Это не совпадение – борьба за жизнь есть прямое следствие наличия в мире смерти. А смерть внесена в мир грехом и диаволом. Парадоксальным образом борьба, в природе являющаяся проявлением жизни, в мире человеческом сама по себе являет собой смерть.

Особенно это очевидно, когда некто «соревнуется» не в реальных жизненных ценностях, а во внешнем, выражающемся в примитивном «хочу быть круче». Так человек становится родней диаволу – одного с ним «агонального» духа.

«А кто уязвляется завистью и соперничеством, тот жалок, потому что он соучастник диавола, которым вошла в мир смерть (Прем. 2:24), – напоминает преподобный Ефрем Сирин. – В ком зависть и соперничество, тот всем противник, ибо не хочет, чтобы предпочтен был ему другой».

Тот же святой подчеркивает: завистник уже побежден, его мучает любая чужая радость, тогда как счастливец, избежавший этой страсти, рад успеху другого.

Пусть не покажется никому сравнение со смертью притянутым. Достаточно посмотреть даже не по сторонам, а внутрь себя.

«Почему у соседа новая квартира и машина, а я вкалываю с утра до ночи – и у меня ничего?» – негодует действительно работящий человек – и за этими мыслями не успевает жить. Вместо того чтобы потратить выходной на встречу с мамой, друзьями, любимой девушкой (не говоря уж о том, чтобы в церковь сходить) – он берет работу на дом, вкалывает еще больше, но ни квартиры, ни машины у него не появляется, а зависть ест все сильнее…

Прп. Паисий Святогорец

Старец Паисий Святогорец еще официально не прославлен Церковью, но его труды и советы уже прочно вошли в сокровищницу Священного Предания. Для современного человека его рекомендации могут оказаться наиболее полезными.

Старец считал, что зависть просто смешна и преодолевается элементарным здравым смыслом.

«Человеку нужно чуть-чуть поработать головой, чтобы преодолеть зависть. Не требуется великих подвигов, потому что зависть – это душевная страсть».

Действительно, не нужно быть Эйнштейном, чтобы понимать: от того, что тебя съедает тоска по чужому «мерседесу», в твоем гараже не появится даже «тойота». Особенно если гаража у тебя тоже нет. Угонять чужой «мерседес» не только грешно, но и уголовно наказуемо, поэтому надо не завидовать, а работать. А если зарплата маленькая – довольствоваться велосипедом. Зато будут ноги здоровые.

Но самое главное, на что обращает внимание старец Паисий – зависть есть грех против одной из десяти заповедей. Даже самый нецерковный человек к Декалогу испытывает уважение если не на природном, то на культурном уровне. Убивать – преступно, молиться идолам – глупо, уводить супруга из семьи - аморально, воровать - отвратительно… Так вот, завидовать – тоже дурно.

«Если Бог сказал: «Не пожелай… всего, елика суть ближняго твоего», то как мы можем желать чего-то, что принадлежит другому? Что же, даже основных заповедей не будем соблюдать? Тогда наша жизнь превратится в ад».

Святые отцы о ревности и зависти

© Издательство Сибирская Благозвонница, составление, оформление, 2016

* * *

Священномученик Киприан Карфагенский

Книга о ревности и зависти

Печатается по: Творения священномученика Киприана, епископа Карфагенского. М., 1999. С. 343–354.

Ревность кажется тебе делом хорошим; а некоторые считают легким и маловажным грехом завидовать тем, возлюбленнейшие братья, которые лучше них. А считая грехом легким и маловажным, не боятся его; не боясь, пренебрегают им; пренебрегая же, нелегко избегают его, и таким образом совершается невидимая и тайная пагуба: будучи едва заметною для того, чтобы предусмотрительные могли уберечься от нее, она скрыто повреждает умы неосмотрительные. Между тем Господь повелел нам быть мудрыми, заповедал быть крайне осторожными, чтобы враг, который всегда бодрствует и непрестанно подстерегает нас, вторгшись в сердце, не раздул из искр пороха, не превратил малого в большое и, убаюкивая небрежных и неосторожных легким дыханием и тихим веянием, не возбудил вихрей и бурь и чрез то не разрушил веры и спасения – не разбил самой жизни. Итак, надобно бодрствовать, возлюбленнейшие братья; надобно всеми силами стараться противопоставить тщательное и полное бдение врагу, который, свирепствуя, направляет на все части тела свои стрелы, могущие поразить и ранить нас.

Убеждая нас к тому и поучая, апостол Петр говорит в своем Послании: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5, 8). Он обходит каждого из нас и, как неприятель, обложивший крепость, осматривает стены и испытывает, нет ли в них какой части не столь укрепленной и прочной, чрез которую можно бы проникнуть внутрь. Глазам он представляет соблазнительные образы и нетрудные забавы, чтобы посредством зрения подорвать целомудрие; завлекает ухо веселыми песнями, чтобы посредством слышания сладких звуков поколебать и ослабить христианскую силу; вызывает язык на злословие и, раздражая обидами, подстрекает руку на наглое убийство; выставляет неправедные барыши, чтобы при учить к барышничеству; вводит пагубные сбережения, чтобы пристрастить душу к деньгам; обещает земные почести, чтобы отнять небесные; выставляет на вид ложное, чтобы похитить истинное.

Всегда озабоченный поражением рабов Божиих, всегда неприязненный, коварный во время мира, жестокий во время гонения, он – когда не может обольстить тайно – грозит открыто и явно, устрашая ужасами гонения. Потому, возлюбленнейшие братья, необходима стойкость нашему духу: он должен быть настроен и вооружен как против всех тайных козней диавола, так и против явных угроз его, должен быть готов к отражению их так же, как враг всегда готов к нападению. А как стрелы, пускаемые втайне, многочисленнее и поражение скрытое и потаенное тем тяжелее и чаще причиняет раны, чем менее оно предусматривается, то мы должны быть бдительными, чтобы все подобное и понимать, и отражать, – а сюда-то и относится зло ревности и зависти.

Кто вникнет в дело, найдет, что христианину надлежит более всего беречься и с особенною осмотрительностью заботиться, чтобы не увлечься злобою и завистью, – чтобы брат, опутанный скрытыми сетями тайного врага, возымев от ревности вражду на брата, не поразил себя, сам того не зная, собственным своим мечом.

Дабы полнее представить это и яснее понять, обратимся к началу и источнику – посмотрим, откуда и как началась ревность; ибо легче нам будет избегнуть столь пагубного зла, если мы будем знать его происхождение и великость.

В самом начале мира диавол первый погиб от этого зла и сделался губителем. Он, украшенный ангельским величием, угодный и любезный Богу, возревновал и предался враждебной зависти, увидевши человека созданным по образу Божию, и затем, подстрекаемый ревностью, сам низвержен ревностью прежде, чем низверг другого, пленен прежде, чем пленил, погиб прежде, чем погубил, и, возжелав из-за зависти отнять у человека благодать дарованного ему бессмертия, сам утратил то, чем был прежде. Каково же это зло, возлюбленнейшие братья, от которого пал Ангел, которое могло опутать и низвергнуть столь высокую и превосходную тварь, которое обольстило самого обольстителя? С тех пор зависть свирепствует на земле, и гибнет от зависти, кто повинуется учителю погибели – подражает диаволу, кто ревнует, как сказано в Писании: завистию же диаволею смерть вниде в мир; а ему подражают все, которые суть от его части (Прем. 2, 24).

Наконец, первая вражда между первыми братьями и нечестивые братоубийства начались с того, что неправедный Каин поревновал праведному Авелю, – что злой возненавидел доброго, позавидовав ему; бешеная ревность столько имела силы для совершения злодеяния, что забыта и братская любовь, и тяжесть греха, и страх Божий, и казнь за преступление: неправедно подавлен тот, кто первый показал праведность, подвергся ненависти не умевший ненавидеть, умерщвлен беззаконно тот, кто и умирая не сопротивлялся.

От ревности также Исав сделался врагом брата своего Иакова: так как последний получил благословение от отца, то зависть подвигла Исава на вражду и преследование. В ревности заключается и причина того, что Иосиф продан был своими братьями: по простоте своей он рассказал им, как брат братьям, свои видения, пророчившие ему возвышение, и враждебный дух их исполнился зависти. Да и что, если не ревность, возбудило в царе Сауле ненависть к Давиду, так что он, часто преследуя невинного, милосердого, кроткого, смиренно-терпеливого, желал его смерти? Когда убит был Голиаф и по умерщвлении, помощью и содействием Божиим, такого врага народ выразил свое удивление торжественными песнями в честь Давида, тогда Саул позавидовал тому, и им овладела ярость злобы и гонения. Но не останавливаясь долго на отдельных примерах, обратим внимание на гибель народа, раз навсегда пропащего. Не оттого ли погибли иудеи, что они лучше захотели завидовать Христу, чем верить? Понося великие Его деяния, они обольщены были слепою ревностью и не могли открыть сердечных очей для созерцания дел Божественных. Помышляя об этом, возлюбленнейшие братья, бдением и мужеством оградим сердца наши, посвященные Богу, от столь пагубного зла. Смерть других да послужит к нашему спасению; казнь неосмотрительных да принесет здравие осмотрительным.

Неверно мнение тех, которые думают, что это зло имеет один вид или что оно кратковременно и заключено в тесных пределах. Гибель от ревности далеко простирается: она многообразна и многоплодна. Это – корень всех зол, источник опустошений, рассадник грехов, причина преступлений. Отсюда возникает ненависть; отсюда происходит задор. Ревность возжигает корыстолюбие, когда кто не может довольствоваться своим, видя другого богаче. Ревность возбуждает честолюбие, когда видишь другого в почестях выше тебя. Коль скоро ревность ослепила наши чувства и овладела тайными помыслами – тотчас презирается страх Божий, пренебрегается учение Христово, не помышляется о дне суда; надмевает гордость, усиливается жестокость, умножается вероломство, мучит нетерпение, свирепствует раздор, кипит гнев – и не может уже удержать себя или управлять собою тот, кто подпал чужой власти. Отсюда – разрыв связи мира Господня, нарушение братской любви, извращение истины, рассечение единства; отсюда – переход к ересям и расколам, когда кто поносит священников, завидует епископам, жалуется – почему не он поставлен или не хочет признавать другого начальником. Отсюда происходит то, что восстает и упорствует от ревности нечестивец, от задора и зависти враг – враг не человека, но почести.

И какой это червь для души, какой яд для помыслов, какая ржавчина для сердца – ревность в другом его доблести или счастью, то есть ненавидеть в нем или собственные его заслуги, или благодеяния Божии, обращать в свое зло блага других, мучиться благополучием знатных людей, славу других делать для себя казнью и к сердцу своему приставлять как бы некиих палачей, к помыслам и чувствам своим приближать мучителей, которые терзали бы их внутренними мучениями, раздирали тайники сердца когтями зложелательства! Нерадостна для таковых пища и питье не может быть приятно; они постоянно вздыхают, стонут, скорбят; и как ревность никогда не оставляет завидующих, то сердце, днем и ночью обладаемое ею, терзается беспрерывно. Другие виды зла имеют свой предел, и всякий грех оканчивается совершением греха: в прелюбодее преступление совершается по совершении любодеяния; в разбойнике злодеяние затихает по учинении человекоубийства; у грабителя хищничество останавливается похищением добычи; у лжеца мера полагается выполнением лжи. Ревность же не имеет предела: это зло, пребывающее непрерывно; это грех без конца! И чем более обстоятельства благоприятствуют тому, на кого обращена зависть, тем более завидующий возгорается пламенем зависти. Отсюда – угрюмый вид, суровый взгляд, бледное лицо, дрожащие губы, скрежет зубов, свирепые слова, неистовые ругательства, руки, готовые на убийство, и хотя свободные на время от меча, но вооруженные бешеной ненавистью.

Зависть сопровождает человека всю его историю. Уже в четвертой главе книги Бытия, то есть сразу после описания изгнания Адама и Евы из рая, рассказывается о трагедии их первенцев. Каин завидует брату Авелю за то, что Бог принял жертву последнего и «не призрел» на его собственную. Продолжение известно: Каин не прислушивается к голосу Божьему, заманивает брата в поле и убивает. В наказание Господь обрекает преступника на изгнание. Что говорят отцы Церкви об этом поистине убийственном грехе?

1. Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст сравнивает завистника с навозным жуком, свиньей и даже демоном. По его утверждению, зависть – прямая вражда против Бога, благоволящего к тому или другому человеку. В этом смысле завистник даже хуже демонов: те вредят людям, завистник же желает зла себе подобным.

«Завидовать хуже, чем враждовать, – говорит святитель. – Враждующий, когда забывается причина, из-за которой произошла ссора, прекращает и вражду; завистливый же никогда не станет другом. Притом первый ведет открыто борьбу, а последний – скрытно; первый часто может указать достаточную причину вражды, а второй не может указать ни на что другое, кроме своего безумия и сатанинского расположения».

Пример из жизни. Два человека претендует на место с хорошей зарплатой и перспективой карьерного роста. Если духовные запросы у этих людей низкие, а материальные потребности высокие, то, скорее всего, между ними возникнет конкуренция, а на ее фоне – явно или неявно выраженный конфликт.

Со стороны того, кто получит вожделенную должность, конфликт будет исчерпан, как только он займет кресло. А вот «неудачник», если он вообще склонен к зависти, конфликт усугубит еще сильнее и непременно впадет в этот грех – даже когда он найдет другую работу, он будет помнить, что вот этот негодный человек занял ЕГО место.

Зависть действительно напоминает безумие в самом что ни на есть медицинском смысле: навязчивое состояние. Один из способов избавиться от навязчивого состояния – попытаться его рационализировать.

Человек успешен – значит, через него прославляется Бог. Если этот человек твой ближний – значит, через него успешен и ты, и через тебя тоже прославляется Бог. Если этот человек твой недруг – значит, нужно стремиться сделать своим другом его – уже ради того, что через него прославляется Бог.

2. Иоанн Кассиан Римлянин

Общее для всего Священного Предания мнение – именно из зависти ополчился змей на Еву. Именно зависть к уникальному статусу человека как образа и подобия Божьего заставила его приложить усилия к его низвержению. Более того, и праматерь Еву диавол провоцирует на зависть: «Будете как боги, знающие добро и зло». Вот зависть к этим несуществующим богам и толкает первую женщину на нарушение заповеди Божией. Так что, действительно, сатанинский порок.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин категорически утверждает, что своими силами зависть не побеждается. В ответ на добродетель завистник только озлобляется. Так, доброжелательность и услужливость Иосифа еще больше ожесточила его одиннадцать братьев. Когда он шел, чтобы накормить их в поле, они приняли решение убить брата – идея продать его в рабство стала уже смягчением их первоначального намерения…

Ветхозаветная история повторяется во все времена, пусть и без уголовщины. Во многих подростковых коллективах найдутся ребята, которые отличника, разъясняющего недалеким одноклассникам сложные задачи, обзовут «ботаном» – и хорошо если не подложат жвачку, а то и кнопку, на стул…

Отчаиваться не стоит. Преподобный Иоанн Кассиан дает универсальный совет: молиться.

«Чтобы василиск (дьявол) одним уязвлением только этого зла (зависти) не истребил всего того, что в нас есть живого, что как бы воодушевляется жизненным действием Святого Духа, постоянно будем испрашивать помощи Божией, для которой нет ничего невозможного».

3. Василий Великий

Молитва – труд никак не менее тяжелый, чем, например, упражнения в посте. Далеко не всем он дается без должной тренировки, а битва с завистью необходима здесь и сейчас. Что делать?

Святитель Василий Великий дает два очень простых совета. Первый: осознать, что завидовать вообще нечему. Богатство, слава, почет и уважение – абсолютно земные вещи, которыми к тому же надо научиться правильно пользоваться.

«Недостойны еще нашего соревнования – богатый ради его богатства, властитель ради величия его сана, мудрый ради обилия в слове. Это – орудия добродетели для тех, которые пользуются ими хорошо, но в самом себе не заключают блаженства… А кто таков, кто не поражается мирским как чем-то великим, к тому никогда не может приблизиться зависть».

Второй совет – «сублимировать» свою зависть в творческое преображение самого себя, достижение многих добродетелей. Правда, эта рекомендация подходит для борьбы с особым видом зависти, связанном с честолюбием:

«Если непременно желаешь славы, хочешь быть виднее многих и не терпишь быть вторым (ибо и это бывает поводом к зависти), то честолюбие твое, подобно какому-то потоку, направь к приобретению добродетели. Ни под каким видом не желай разбогатеть всяким способом и заслуживать одобрение чем-либо мирским. Ибо это не в твоей воле. Но будь справедлив, целомудрен, благоразумен, мужествен, терпелив в страданиях за благочестие».

Если даже не касаться высоких добродетелей, то совет более чем практичен. Предположим, два молодых человека увлекаются игрой на гитаре. Один становится в своем городе рок-звездой, а другой так и играет на трех аккордах в переходе. Для второго проще всего начать завидовать успешному приятелю – сложнее, во-первых, прикинуть риски (Курт Кобейн, Джим Моррисон и Джимми Хендрикс были колоссально талантливы и бешено популярны, что не защитило их от уродливой и страшной смерти, а только стимулировали трагический конец), а во-вторых, выучить дополнительные аккорды и выйти за пределы полюбившегося перехода.

Постепенное, завязанное на тренировке и самодисциплине возрастание в профессионализме, может, и не вознесет на Олимп, но позволит развиваться, играть и сочинять музыку в свое удовольствие.

4. Феофан Затворник

Если противостоять завистнику добрым отношением довольно затруднительно, о чем прямо свидетельствует Священное Писание (приведенный выше пример Иосифа и его братьев, царь Саул, который продолжает завидовать Давиду и гнать его невзирая на его смирение…), то сам завистник может и должен преодолевать свою страсть через «не хочу» – именно изменением поведения по отношению к своей «жертве». Как бы тяжело ни было.

«Доброхоты, у которых чувства симпатии и сострадания преобладает над эгоистическими, не страдают от зависти. Это указывает путь к погашению зависти, и всякому мучимому ею. Надо спешить возбудить доброхотство, особенно к тому, которому завидуешь, и обнаружить это делом, – тотчас зависть и стихнет. Несколько повторений в том же роде, и с Божией помощью, она совсем уляжется», – утверждает святитель Феофан Затворник.

Иными словами, когда сострадание и сочувствие ближнему войдет в привычку, места зависти не останется.

Почти хрестоматийный пример: одинокая молодая леди, съедаемая завистью к успешным «кумушкам», вдруг узнает, что у ее благополучной, замужней и богатой подруги муж – наркоман, и все благополучие показное. Если процесс зависти еще запущен не слишком сильно, завистница (возможно, вначале и не без злорадства) устремляется на помощь подруге… и в процессе совместного обзвона наркологических клиник, дружеских бесед и взаимных слез на кухне так проникается горем ближней, что о зависти больше и не вспоминает. Сострадание горю оказывается выше зависти к успеху.

5. Максим Исповедник

Между прочим, у этого совета есть и другая сторона: по возможности, не надо давать повода к зависти. Если не хочешь, чтобы тебе завидовали, не кичись своим успехом, богатством, умом и счастьем.

«Не иначе можно успокоить его, разве скрывая то от него. Если же то для многих полезно, а ему печаль причиняет: то которую пренебречь сторону? Надобно стать на стороне полезного для многих; но по возможности не понебречь и о нем и не давать себе увлекаться коварством страсти, подавая помощь не страсти, а страждующему от оной», – рекомендует подход с рассуждением преподобный Максим Исповедник.

Он также отмечает, что самому избавляться от этой страсти следует по заповеди Апостола: «радоваться с радующимися и плакати с плачущими» (Рим.12:15).

Первое сложнее. Пожалеть несчастного – естественное движение души. Порадоваться чужому счастью – действие сознательное и продиктованное искренней любовью, когда к ближнему относишься по-настоящему как к самому себе. Только автор знаменитых «Сотниц о любви» мог дать такой совет.

Правда, иногда примеры его исполнения встречаются и в жизни. Одинокая женщина в стесненных жилищных условиях долго переживает, что у нее нет детей, работает с усыновителями, начинает радоваться за счастливых детишек и их новых родителей… А потом вдруг неожиданно обстоятельства складываются в ее пользу, и ей удается усыновить своего ребенка.

6. Григорий Богослов

Как мы видим, Отцы Церкви дают однообразные советы по борьбе с завистью: молись, радуйся за ближнего, возрастай в добродетели. Мастер-классов по преодолению зависти никто из учителей Церкви не проводит. Именно потому, что рождение этой страсти можно проследить из Библии, именно потому что она очевидно неизвинительная как прямое порождение диавола, основное оружие против нее – обличение.

Святитель Григорий Богослов считал, что зависть, как ни странно, не лишена справедливости – уже в этой жизни она наказывает грешника.

Отцы говорят, что у завистника становится иссохшим лицо, он дурно выглядит… В нашей жизни завистника легко узнать по поджатым губам и морщинам. Он недоволен жизнью, он всегда ворчит (в особенности на объект своей страсти). Скажу больше: многие заболевания, имеющие психосоматический характер, от панкреатита до астмы, обостряются именно у завистника. «Несправедливо, что другой успешнее меня!» – эта мысль поедает несчастного, не только его душу, но и тело.

Это дурная справедливость, адская. Одно только это должно отвращать человека от столь пагубной страсти.

«О, когда бы истребилась между людьми зависть, эта язва для одержимых ею, этот яд для страждущих от нее, эта одна из самых несправедливых и вместе справедливых страстей, – страсть несправедливая, потому что возмущает покой всех добрых, и справедливая, потому что сушит питающих ее!» – восклицает святитель Григорий.

7. Ефрем Сирин

В основе зависти лежит так называемый «агональный дух» – способность личности находиться в постоянной борьбе, соревновательности, соперничестве, агрессии. Агональность была характерной чертой античной культуры (оттуда большое количество игр и соревнований) и в совсем примитивной форме присутствует в современной жизни: соревноваться можно и в том, у кого круче айфон или моднее одежда.

Слово «агональность» – однокоренное к αγωνία (борьба). Этим словом мы называем предсмертное состояние, попытку организма бороться за выживание, последние судорожные вздохи. Это не совпадение – борьба за жизнь есть прямое следствие наличия в мире смерти. А смерть внесена в мир грехом и диаволом. Парадоксальным образом борьба, в природе являющаяся проявлением жизни, в мире человеческом сама по себе являет собой смерть.

Особенно это очевидно, когда некто «соревнуется» не в реальных жизненных ценностях, а во внешнем, выражающемся в примитивном «хочу быть круче». Так человек становится родней диаволу – одного с ним «агонального» духа.

«А кто уязвляется завистью и соперничеством, тот жалок, потому что он соучастник диавола, которым вошла в мир смерть (Прем. 2:24), – напоминает преподобный Ефрем Сирин. – В ком зависть и соперничество, тот всем противник, ибо не хочет, чтобы предпочтен был ему другой».

Тот же святой подчеркивает: завистник уже побежден, его мучает любая чужая радость, тогда как счастливец, избежавший этой страсти, рад успеху другого.

Пусть не покажется никому сравнение со смертью притянутым. Достаточно посмотреть даже не по сторонам, а внутрь себя.

«Почему у соседа новая квартира и машина, а я вкалываю с утра до ночи – и у меня ничего?» – негодует действительно работящий человек – и за этими мыслями не успевает жить. Вместо того чтобы потратить выходной на встречу с мамой, друзьями, любимой девушкой (не говоря уж о том, чтобы в церковь сходить) – он берет работу на дом, вкалывает еще больше, но ни квартиры, ни машины у него не появляется, а зависть ест все сильнее…

8. Илия (Минятий)

Страсть эта рискует преследовать до смерти – либо завистника, либо его жертвы. В обоих случаях смерть избавлением не является. Завистник, отошедший в вечность в этом грехе, за него и будет осужден, а Каин обречен на изгнание и презрение. Святитель Илия Минятий рассказывает драматичную историю оклеветанной завистниками царицы Евдокии, супруги императора Феодосия: несправедливо обвиненная в супружеской измене, она была изгнана и отправлена в ссылку, а ее друг Павлиниан – казнен.

«И никто от этого не получил никакого для себя удовольствия», – подводит мрачный итог святитель Илия.

Святитель обращает внимание: завистник вообще не видит блага. Любой положительный пример его раздражает. Завистливые очи, «если и видят (доброе), наполняются слезами и стараются не видеть, как бы сами невольно закрываясь». Но при этом и спрятаться от них нельзя – завистник следит за своей жертвой, не может оторваться от нее, хотя самому было бы легче, если бы переключил внимание на другой объект.

Действительно, навязчивое состояние.

9. Паисий Святогорец

Старец Паисий Святогорец еще официально не прославлен Церковью, но его труды и советы уже прочно вошли в сокровищницу Священного Предания. Для современного человека его рекомендации могут оказаться наиболее полезными.

Старец считал, что зависть просто смешна и преодолевается элементарным здравым смыслом.

«Человеку нужно чуть-чуть поработать головой, чтобы преодолеть зависть. Не требуется великих подвигов, потому что зависть – это душевная страсть».

Действительно, не нужно быть Эйнштейном, чтобы понимать: от того, что тебя съедает тоска по чужому «мерседесу», в твоем гараже не появится даже «тойота». Особенно если гаража у тебя тоже нет. Угонять чужой «мерседес» не только грешно, но и уголовно наказуемо, поэтому надо не завидовать, а работать. А если зарплата маленькая – довольствоваться велосипедом. Зато будут ноги здоровые.

Но самое главное, на что обращает внимание старец Паисий – зависть есть грех против одной из десяти заповедей. Даже самый нецерковный человек к Декалогу испытывает уважение если не на природном, то на культурном уровне. Убивать – преступно, молиться идолам – глупо, уводить супруга из семьи - аморально, воровать - отвратительно… Так вот, завидовать – тоже дурно.

«Если Бог сказал: «Не пожелай… всего, елика суть ближняго твоего», то как мы можем желать чего-то, что принадлежит другому? Что же, даже основных заповедей не будем соблюдать? Тогда наша жизнь превратится в ад».

10. Протопресвитер Александр Шмеман

Отец Александр Шмеман тоже еще не прославлен как святой, и вряд ли его канонизация будет делом ближайшего времени – это, однако, не мешает многим и многим христианам прислушиваться к его мнению по многим вопросам.

Выше мы говорили об агональности – свойственной европейской культуре черте, соревновательности, лежащей в основе в том числе и страсти зависти. Отец Александр Шмеман идет дальше: любое сравнение, с его точки зрения, есть источник зла. Сравнение одного в пользу другого предполагает, что все должно быть «по справедливости», вернее – все и все должны быть равны.

«Сравнением никогда и ничего не достигается, оно источник зла, то есть зависти (почему я не как он), далее – злобы и, наконец, восстания и разделения. Но это и есть точная генеалогия дьявола. Тут ни в одном пункте, ни в одной стадии – нет положительного, все отрицательно от начала до конца. И в этом смысле наша культура «демонична», ибо в основе ее лежит сравнение».

Сравнение и зависть упраздняют различия.

«Так как сравнение всегда, математически приводит к опыту, знанию неравенства, то оно всегда приводит и к протесту, – продолжает богослов. – Равенство утверждается как недолжность никаких различий, а поскольку они есть – к борьбе с ними, то есть к насильственному уравнению и, что еще страшнее, к отрицанию их как самой сущности жизни».

Есть такой анекдот: внучка декабриста в 1917 году слышит шум на улице и отправляет горничную узнать, что происходит.

– Там революция, сударыня.

– О! Революция – это прекрасно! Мой дедушка тоже хотел сделать революцию! Выясни, чего же хотят протестующие?

– Они хотят, чтобы не было больше богатых.

– Как странно! Мой дедушка хотел, чтобы не было бедных.

При всем абсурде, анекдот вполне жизненный. Доведенная до предела зависть хочет не счастья себе, а несчастья другому. Чтоб ему было так же худо, как мне. Чтоб он жил на одну зарплату. Поэтому сам принцип равенства и уравнивания Шмеман называет демоническим.

«В мире и нет, и не может быть равенства, что он создан любовью, а не принципами. И жаждет мир любви, а не равенства, и ничто – мы знаем это – не убивает так любви, не заменяет ее так ненавистью, как именно это постоянно навязываемое миру как цель и «ценность» равенство».

Короче говоря, завидовать некому. Ты никогда не будешь таким, как он. И это прекрасно.

говорил о зависти:

«Страсть зависти ни в какой радостный праздник, ни при каких радостных обстоятельствах не дает вполне порадоваться тому, кем она обладает. Всегда, как червь, точит душу и сердце его смутной печалью, потому что завистливый благополучие и успехи ближнего почитает своим несчастием, а оказываемое другим предпочтение считает для себя несправедливою обидой».

Завистливому угодить никак нельзя

Сравнивая с другими страстями, преподобный Амвросий вспоминал притчу о сребролюбце и завистливом человеке:

«Один греческий царь пожелал узнать, кто из двух хуже - сребролюбец или завистливый, потому что оба не желают другим добра. С этой целью повелел позвать к себе сребролюбца и завистливого и говорит им:

Просите у меня каждый из вас, что ему угодно. Только знайте, что второй вдвое получит, что попросит первый.

Сребролюбец и завистливый долго препирались, не желая каждый просить прежде, чтобы после получить вдвое. Наконец царь сказал завистливому, чтобы он просил первый. Завистливый, будучи объят недоброжелательством к ближним, вместо получения обратился к злоумышлению и говорит царю:

Государь! Прикажи мне выколоть глаз.

Удивленный царь спросил, для чего он изъявил такое желание. Завистливый отвечал:

Для того, чтобы ты, государь, приказал товарищу моему выколоть оба глаза.

Вот насколько страсть зависти зловредна и душевредна, но еще и зложелательна. Завистливый готов подвергнуть себя вреду, лишь бы только вдвое повредить ближнему».

Старец пояснял, что все страсти душевредны, но в других страстях человека можно чем-то успокоить, а зависть ничем не утоляется:

«Гордого можно почтить! Тщеславного - похвалить! Сребролюбивому - что-нибудь дать… и т.д. Завистливому же человеку угодить уж никак нельзя. Чем больше ему угождают, тем больше он завидует и мучается».

Первые признаки зависти - неуместная ревность и соперничество

Преподобный Амвросий учил замечать первые признаки зависти, которые проявляются в неуместной ревности и соперничестве:

« вначале обнаруживается неуместною ревностию и соперничеством, а затем рвением с досадою и порицанием того, кому завидуем».

Причина зависти

На вопрос духовного чада, в чем причина зависти и ревности, преподобный Макарий отвечал следующим образом:

«Спрашиваешь: откуда в тебе такое ненавистное чувство, когда слышишь похвалу другим, и как от того избавиться? Что наводит это смущение, то уже и есть страсть, лежащая в тебе, высокоумия… А когда будешь себя укорять и смирять, то исцелишься. Конечно, причина искушению оному - гордость, ибо от ней ревность и зависть происходят».

Как бороться с завистью

Преподобный Макарий учил бороться с помыслами зависти в самом начале, когда это еще прилоги, учил подавлять эти прилоги, пока они еще «вавилонские младенцы»:

«Бога ради, не допускай сему Каинову семени возрастать в тебе, но подавляй малые ростки его, убивай “младенцы вавилонские”, пока они еще младенцы. От прилога низлагай оные самоукорением и смирением».


Преподобный Амвросий также наставлял замечать в своем сердце малейшие начальные признаки зависти и бороться с ней молитвой, смиренной исповедью и благоразумным молчанием:

«Она, как и все другие страсти, имеет разные размеры и степени, и потому должно стараться подавлять ее и истреблять при первом ощущении, молясь Всесильному Сердцеведцу Богу псаломскими словами: “От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою (или раба Твоего)” (Пс. 18: 13-14).

Также со смирением должно исповедовать немощь эту пред духовным отцом.

А третье средство - всячески стараться не говорить чего-либо противного о том человеке, которому завидуем. Употребляя эти средства, мы можем с помощью Божией, хотя не скоро, исцелиться от завистливой немощи».

Преподобный Никон также советовал молиться о тех, к кому испытываешь неприязненные чувства:

«Когда чувствуешь к кому-либо нерасположение, или злобу, или раздражение, то нужно молиться за тех людей, независимо от того, виноваты они или не виноваты. Молись в простоте сердца, как советуют святые отцы: “Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имя) и ради его святых молитв помоги мне, грешной!” От такой молитвы умиротворяется сердце, хотя иногда не сразу».

Заставлять себя делать добро

Преподобный Амвросий советовал:

«Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим, а главное - не мстить им и быть осторожным, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения».

Молиться о тех, кому завидуешь, и о тех, кто завидует тебе

Учил молиться не только о тех, кому завидуешь, но и о тех, кто завидует тебе:

«Кому завидуешь, за того Богу молись».

«Молись о завидующей и старайся не раздражать ее».

Как можно извлекать духовную пользу из помыслов зависти

Преподобный Амвросий подсказывал, каким образом можно извлечь духовную пользу из помыслов зависти, обратив завистливые помыслы в помыслы смирения:

«Пишете вы, что, видя себя хуже других, склоняетесь на . Обратите это чувство к другой стороне - и полу чите пользу. Видеть себя хуже других служит началом смирения, если только человек будет укорять себя за примесь противных чувств и мыслей и постарается отвергать эту душевредную примесь. Если же дадите место в душе вашей водвориться смирению, то по мере оного и будете получать успокоение от различных тягот душевных.

Также нечего завидовать и обеспеченным во внешнем отношении. Пример у вас пред глазами, что и имеющие богатое состояние не пользуются миром душевным. Для сего требуется не внешнее обеспечение, а упование твердое на Бога. Если бы вам полезно было это обеспечение, то Господь послал бы вам и богатство. Но, видно, вам это не полезно».

Быть готовым к возвращению страсти

Преподобный Макарий напоминал: иногда нам кажется, будто мы победили какую-то страсть, но при подходящем случае выясняется, что она вернулась в прежнем обличье. Старец советовал не смущаться этим, а быть к такому обороту готовым и, познавая свою немощь, смиряться:

«О твоей страсти [зависти] ты думала, что уже свободна от нее, но после показалось при открывшемся случае, что нет. О чем нельзя удивляться, а готовой быть надобно к сопротивлению страсти и, познавая свою немощь, смирять себя. Когда смирение и любовь воцарятся, то и страсти исчезнут».

Молитвами святых отец наших, преподобных старцев Оптинских, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!

Чем опасна зависть, на какие поступки

Она толкает? Какие примеры этого

Душевного порока известны вам из литературы?

Как победить зависть? Любовь покрывает

Все. Учиться любви – самое важное в

Жизни человека.

Что сделала зависть

Свершилось! Бледность наложила

Печать на мертвые уста,

Впервые смерть уста смежила,

И кровь впервые пролита!

Брат поразил родного брата,

Расторгнув связь минувших лет,

И для деянья нет возврата,

И для греха прощенья нет.

Трепещущий, с безумным ликом

Бежит убийца в страхе диком,

Пугаясь близких и родных.

Но завтра также, как сегодня,

Услышит, ужасом объят,

“Cкажи, где Авель? Где твой брат?”


О. Чумина

Каин убил своего родного брата Авеля. Не сразу это случилось. Сначала он принял помысл, внушенный ему врагом рода человеческого, поддался ему из зависти. А помысел этот нужно было отразить в самом начале, как учат нас святые отцы, чтобы он не разросся до совершения греха на деле.

Зависть – страшное зло. От нее страсть к славе и стяжанию; от нее властолюбие и гордость. Отсюда на путях преступные разбойники и грабители, отсюда и убийства, отсюда разделение нашего рода. Какое не встретишь зло – оно от зависти.

***

Иван Ильин. ЗАВИСТЬ.

Пока люди живут на земле, они должны ладить, находить дорогу друг к другу, объединяться, помогать один другому. Иначе земля разверзнется под ними, и небо расколется над их головой. Но зависть – сильнейшее средство развала: его выдумал когда-то мастер “Врозь” и “Друг против друга”.

Для того чтобы ладить, людям надо “прощать” друг другу свою непохожесть, свои преимущества, свое первенство. Не только в обладании состоянием, но во всем: ты умен, одарен, образован, красив, силен, богат, высоко стоишь по службе – я нет; ты наверху – я внизу; ладно, я принимаю это, я довольствуюсь этим… Я не завидую тебе. Если мне станет недостаточно моего “низа”, я буду бороться за “больше” и “лучше”, но, не желая отнять у тебя твоего. Я буду трудиться, творчески работать, перемещу себя “вверх” – в соревновании, но без зависти. Ты только оставайся “наверху“; я поднимусь к тебе.

Соревнование как внутренняя побудительная причина – явление здоровое, созидательное, братское.

Зависть, как внутренняя побудительная причина, напротив, болезненна, разрушительна, враждебна. Ее формула – неразумна и безнравственна.

Зависть – прежде всего скупость и алчность .

Она ненасытна, как любопытство; она означает тем самым вечную бедность, вечную заботу, вечно плохое настроение; всякую удачу она превращает в неудачу и оставляет человека бедствовать в безнадежном одиночестве. Жестокий завистник – зложелатель: он обижается на человека за чужое счастье, его задевает всякий чужой успех, любое положительное качество в другом мучит его как рана на сердце; гнев лишившегося на обладателя наполняет его, как ярость неполноценного, постоянно чувствующего свою неполноценность, а потому пристрастно отмечающего чужое превосходство. К “делу” он даже не подступается: он застревает в борьбе между “я” и “ты”, и в этой вечной борьбе изводит себя самого и своего противника.

Если же ярость его расширяется до социальной программы, тогда она выливается в классовую борьбу и начинается марксистская гражданская война.

Где же спасение и утешение? В искусстве не завидовать. Оно вовсе не сложно. Дари каждому то, что у него и так есть, и не копайся непрестанно в собственной неполноценности. Отбрось это жалкое “вычитывание” – твоей мнимой “малости” из якобы чужого “превосходства”. Знай, ты сам стоишь “сложения”. Поднимайся вверх, не сталкивая вниз другого. Не завидуй! Не завидуй! И – самое важное – научись в большом деле забывать о себе!

Вопросы к ученикам:

— ни одного, наверняка, не обошло

Чувство зависти. Что испытывает

Душа, когда с ним соприкасается?

— как зависти избежать?

— легко ли не завидовать?


ГРЕХИ СМЕРТНЫЕ



Гордость – презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая на небо взыти и уподобиться Вышнему – словом, гордость до самообожания.

Несытая душа – или Иудина жадность к деньгам, соединенная, большей частью, с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном.

Блуд – или распутная жизнь блудного сына, расточившего на такую жизнь все отцовское имение.

Зависть – доводящая до всякого возможного злодеяния Ближнему.

Чревоугодие – или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстной привязанностью к различным увеселениям по примеру евангельского богача, который веселился на вся дни светло.

Гнев — непримирительный и решающийся на страшные разрушения, по примеру Ирода, который в гневе своем избил Вифлеемских младенцев.

Леность – или совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни, как, например, во дни Ноя.

***

НЕ СПЕША ПОДУМАЙ!

Как ржавчина изъедает железо, так зависть душу, в которой она живет.

Зависть есть печаль о благополучии ближнего.

Святитель Василий Великий

Зависть есть дочь гордости: умертви мать, и дочь погибнет.

Блаженный Августин

Завистливый вредит самому себе прежде, нежели тому, кому завидует.

Святитель Иоанн Златоуст

***

Все бес назойливый хлопочет,

Прельстить меня усладой хочет:

Услад приемлю часть мою

И славу Богу воздаю.

А бес вокруг опять хлопочет,

Пугнуть меня бедою хочет:

Скорбей приемлю часть мою

И славу Богу воздаю.

За каждый лучик и дыханье

Хвалу я Богу воздаю

И старость, дружницу мою,

Веду к порогу, в упованье.

Вячеслав Иванов

*

Есть два пути: добра и зла.

Любой открыт, но всем полезен

Лишь тот, которым Правда шла,

Который свят, тернист и тесен.

Для плоти тесен, зла и лжи,

Но не для праведной души,

Хранящей честь, Закон Творца

С начала жизни – до конца.


Протоиерей Вл. Бороздинов


***

Не желай того,

что принадлежит твоему ближнему

Крестьянский сын Тимоша пас чужих овец и получал за это такую маленькую плату, что не на что было купить сапоги. Однажды под вечер, когда он босой стоял у ворот постоялого двора, к дому подъехала господская карета.

— Бывают же ведь такие счастливцы, что в карете разъезжают! – подумал Тимоша, поглядывая с завистью на богатый экипаж. – А наш брат – изволь ходить босиком. Чем же я, сиротинушка, прогневил Господа, что вечно должен маяться и по чужим людям скитаться? И за что такая милость Божия вот хотя бы этому барину?.. Если бы с ним хоть на час поменяться, то-то было бы счастье!

Едва он это сказал, как дверки кареты растворились и из нее, с помощью двух слуг, выбрался безногий калека.

— С нами крестная сила! – воскликнул оторопевший Тимофей, перекрестился и без оглядки побежал в поле.

С тех пор он не только никому не завидовал, но и на нищету свою больше не жаловался.

***

Трое путников нашли однажды на дороге драгоценную находку. Надлежало ее разделить поровну между всеми. Находка была так велика, что часть каждого была бы весьма значительна.

Но диавол тотчас явился со своими спутниками духами зависти, коварства и жадности.

Полюбовавшись своей находкой, путешественники сели отдохнуть, чтобы подкрепить себя пищей, но каждый думал не о еде, а о том, как бы ему одному завладеть сокровищем.

Нужно было кому-нибудь из них сходить в ближайший город, чтобы купить припасов. Один отправился. Двое, оставшихся на месте, договорились убить третьего, когда тот вернется, чтобы разделить его часть. Между тем отправившийся за припасами решил отравить их ядом, чтобы по смерти обоих товарищей богатство осталось ему одному.

Когда он вернулся, то немедленно был убит своими спутниками, а они, в свою очередь, поев принесенную им пищу, оба умерли.

Драгоценная находка осталась на своем месте ждать других – безумцев или более достойных людей.

***

Один греческий государь, пожелав узнать, кто хуже: завистник или сребролюбец, приказал привести к себе двоих людей, один из коих страдал завистью, а другой сребролюбием.

Когда позванные явились, государь сказал:

— Пусть каждый из вас требует от меня такого дара, какого пожелает, и я дам ему с радостью. После этого второй из просивших и получивших дар получит дважды столько, сколько потребует и получит первый.

Завистник отказывался просить подарка первым, не желая, чтобы сребролюбец получил вдвойне. И сребролюбец отказывался просить подарка первым в тех видах, чтобы двойным даром не овладел завистник.

Так как спорам не было конца, то государь эти споры вынужден был прекратить повелением, чтобы первый высказал просьбу о подарке завистника. И что же вы думаете, в дар себе потребовал завистник? Он потребовал, чтобы у него вырвали один глаз, разумеется, желая, чтобы у соперника были вырваны оба глаза, т.е. чтобы тот стал совершенно слепым.

Таким образом, этот злодей, по зависти своей, не только отказался от всякого царского подарка, но и решился себя даже дать изуродовать, лишь бы только не получил дара вдвойне его соперник.

***


НЕ ЗАВИДУЙ


Завистью диаволею смерть вниде в мир , — говорит св. Писание (Прем. Сол.2, 24).

Зависть не сродна людям, а сродна диаволу; она и происходит от диавола.

Людям свойственно по немощи погрешать, но только диаволу одному свойственно по зависти делать зло.

Зависть есть дщерь диавола, и кто с нею сочетается, тому она не принесет ничего кроме злобы, а злоба рождает смерть. Подружился Каин с завистью и воспитал в себе злобу, злоба возмужала и принесла смерть двоим: Авелю временную, а самому Каину – вечную.

Св. Григорий Нисский пишет: “Зависть есть начало злобы, мать смерти, первая дщерь греха, корень всякого зла ”.

Св. Василий Великий увещевает: “Будем, братия, избегать несносного зла – зависти; она есть заповедь змия-искусителя, изобретение диавола, вражие семя, залог казни Божией, препятствие к богоугождению, путь к геенне, лишение Царства небесного”.

Св. Иоанн Златоуст говорит: “Кто сотворит чудеса, сохранит девство, соблюдет пост, будет класть земные поклоны и сравнится с ангелами в добродетели, но имеет сей недостаток (зависть), тот всех нечестивее, беззаконнее и прелюбодея, и блудника, и раскопателя гробов”.

СОВЕТ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО

ПОБЕЖДАТЬ ЗАВИСТЬ

“Если прозришь рассудком выше человеческого, не будешь ничего земного почитать великим и чрезвычайным: ни того, что люди называют богатством, ни увядающей славы, ни телесного здоровья; если не будешь поставлять блага для себя в преходящих вещах, а устремишь взор свой к истинно прекрасному и похвальному, к достижению благ вечных и истинных, то будешь далек от того, чтоб достойным ублажения и соревнования признать что-нибудь земное и тленное. А кто таков, и не поражается мирскими величиями, к тому никогда не может приблизиться зависть”

(Творения св. Василия Великого IV.188, 190)

***


Духовные соты



Зависть строит козни добрым ближним. Где зависть и жадность к славе, там нет истинной дружбы.

Зависть превращает человека в демона.

Зависть хуже блуда и прелюбодеяния, порождает клеветы, обвинения. Ее должно побеждать сорадованием.

Все грехи – от любви к себе. Начало добра – отвергнуть себя, распять плоть со страстьми, терпеть огорчения, обиды, напасти.

Когда человек живет в просторе, в изобилии и довольстве, тогда он растет в чрево свое и не возрастает духом, не приносит плодов добрых.

А когда живет в тесноте, в бедности, в болезни, в напастях, в скорбях, тогда он духовно возрастает, зреет и приносит добрые богатые плоды.

Посему-то тесен путь любящих Бога.

Глава и сущность всех добрых дел есть любовь, без которой ни пост, ни бдение, ни труды ничего не значат…

Без любви к Богу и Ближнему

не спастись

Дикая, суровая пустыня. Кругом полное безлюдье. Здесь в строгих подвигах воздержания спасаются три инока. Каким только истязаниям не подвергают они свою грешную плоть! Казалось, она сделалась совершенно безстрастной. Только сердца оставались холодными: любовь к ближнему ни разу не согрела их…

Встретились однажды эти иноки с опытным в духовной жизни старцем и стали хвалиться ему своими делами.

— Я выучил наизусть весь Ветхий и Новый Завет: что мне будет за это?

— Воздух ты наполнил словами, а все-таки пользы тебе от твоего труда нет, — отвечал старец ему.

— А я, отче, все Священное Писание переписал! – похвалился второй.

— И тебе нет пользы, — последовал ответ.

Тогда третий воскликнул:

— А я, отче, чудеса творю!

— И тебе пользы нет, — говорит ему старец, — ибо и ты любовь отогнал от себя.

Если хотите спастись, имейте любовь в сердце своем, творите милости, и тогда спасетесь, ибо:

Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть… И сию заповедь имамы от Бога, да любяй Бога, любит и брата своего (1 Ин.4: 20.21).

***


Легенда о святом Юлиане


В свой шалаш, устроенный в самой чаще непроходимого леса, Юлиан приводит неведомого путника. Его тело сплошь покрыто отвратительной проказой. Худые плечи, грудь и руки буквально исчезают под чешуйками гнойных прыщей. Из синеватых губ отделяется зловонное и густое, как туман, дыхание. Путника томят голод и жажда. Юлиан охотно удовлетворяет их и при этом видит, как стол, ковш и ручка ножа, за которые хватался прокаженный, покрываются подозрительными пятнами.

Безжизненное тело больного холодеет. Юлиан всячески старается согреть его у разведенного костра. Но прокаженный угасающим голосом шепчет: “На твою постель…”-и требует, чтобы Юлиан лег возле него и грел его теплотой своего тела.

Юлиан беспрекословно выполняет все. Прокаженный задыхается. “Я умираю!-восклицает он. – Обними меня, отогрей всем существом твоим!”

Юлиан без всякой тени брезгливости обнимает его, целует в смердящие уста.

Тогда, — повествует легенда, — и прокаженный сжал Юлиана в своих объятьях, и глаза его засветились вдруг ярким светом, как звезды, дыхание его стало сладостней благоговония розы. Неземная радость наполнила душу Юлиана, а тот, кто держал его в объятиях, вырастал, вырастал…

Крыша взвилась, звездный свод раскинулся кругом, и Юлиан поднялся в лазурь лицом к лицу с нашим господом Иисусом Христом, уносившим его в небо…

***

Вот какая она любовь, вот чем побеждаются все страсти!

По своей сути любовь всегда жертвенна. Когда ты ради ближнего жертвуешь собой, идешь на лишения, теряешь какую-то свою выгоду – ты близок к этому чувству. Если это, конечно, не случайное совпадение, а состояние твоей души.

Мы далеки от этого высокого жертвенного чувства. Сегодня все мы опошлили: и любовь, и влюбленность, и дружбу. Но даже в современных взаимоотношениях, как это не удивительно, встречается чувство жертвенной любви.

Во всякой истинной любви есть непременно элемент религиозный. Согласитесь, как только мы любим глубоко, мы говорим – “навеки”. Потому что тогда мы ясно чувствуем, что эта любовь, заполнившая все духовное существо наше, не умрет с нами, но перенесется с нами в иную жизнь.

Вот отчего любовь большая и несчастная ищет убежище себе в небе, в мечтах о соединении там с теми, с кем земля разлучила, и говорит подобно знаменитой Шиллеровской героине Текле:

Есть лучший край, где мы любить свободны,

Туда моя душа уж все перенесла…

Великий русский лирик Афанасий Фет , поэзия которого почти чужда религиозных мотивов, оставил, тем не менее, хрустальное по чистоте стихотворение, в котором изображена мечта о любимой девушке человека в ночном уединении, перед иконой:

Владычица Сиона, пред Тобою

Во мгле моя лампада зажжена.

Все спит кругом. Душа моя полна

Молитвою и сладкой тишиною.

Ты мне близка. Покорною душою

Молюсь за ту, кем жизнь моя ясна.

Дай ей цвести. Будь счастлива она

С другим ли избранным, одна или со мною…

О, нет!.. Прости влиянию недуга.

Ты знаешь нас: нам суждено друг друга

Взаимными молитвами спасать…

Так дай же сил, простри святые руки,

Чтоб ярче мог в полночный час разлуки

Я пред Тобой лампаду возжигать!


Как хорошо, как глубоко это сказано и как чудесно это выражает конечную цель всякой христианской привязанности: “Нам суждено друг друга взаимными молитвами спасать”…



Судьба может разлучить людей. Двое, казалось бы, созданных друг для друга человека, могут оказаться разведенными в разные стороны. Но вот уж чего судьба не в силах отнять ни у кого, так это права молиться за любимую душу.

Время не имеет власти над настоящими чувствами. Есть исключительная сила чувств, когда любят в разлуке еще крепче, когда души чувствуют друг друга на расстоянии: волнуются, если любимый человек заболевает или на него сваливаются неприятности и скорби, радуются, когда там успех и душевный покой.


Наше время – время всеобщей развращенности. Если бы наши далекие предки увидели сегодняшнюю молодежь – почти совсем оголенных девушек, словно предлагающих себя первому встречному, они бы такого зрелища, думаю, не вынесли!


А ведь не только непристойный внешний вид, но еще и непристойное поведение молодых людей! Под влиянием западной тлетворной культуры опошлились отношения, исчезает тайна во взаимоотношениях мужчины и женщины, эротика и секс стали делом обыденным. Блуд и прелюбодеяние входят в норму.


Но ведь, дорогие друзья, пред Богом не слукавишь! Как бы мы не списывали все на время и нравы, отвечать придется по всей строгости: больными или неполноценными родятся дети, не сложится в дальнейшем супружеская жизнь, да разве перечислить все последствия греховной жизни!

Мы должны глубоко понять, в какое время мы живем, как на самом деле мало знаем и чувствуем свое Православие, как мы далеки не только от твердых моральных устоев таких далеких времен, но и от морали простых христиан, живших лет сто тому назад.

Мы же еще и удивляемся: отчего происходят постигающие нас отовсюду великие бедствия? Ради грехов наших месть Божия бьет нас, а мы не хотим признать греховности нашей. Не хотим покаяться и исправиться.

Почему важно покаяться – пойти в Церковь на исповедь?

Потому что если мы искренне каемся в своих грехах, Господь прощает нас. Почему в Церкви? Потому что священник данной Богом властью имеет право отпустить грехи: вас покрывает он епитрахилью и читает специальную молитву.

Человечество получило святой дар – Таинство Евхаристии. Через покаяние и Причастие открылся путь ко спасению бесчисленным великим грешникам. Нам бы всем только искренне покаяться!


ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

Инсценировка “Сказки о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина.


МАТЕРИАЛЫ

Евангелие

Закон Божий

“Духовные беседы”. Т.16.№ 42, с. 359

“Духовные посевы”. Духовно-нравственное чтение для народа, школы и семьи. М.. 1995 – с репринтного издания Свято-Введенского монастыря Оптиной Пустыни.

“Грех и покаяние последних времен”. Архимандрит Лазарь. М., 2002 г .

Крупицы духовной мудрости. М.. 1993 г .

И. Ильин. “Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий”. М.: “Афон”, 2000г.

Стихи: А. Фет, Шиллер, В. Иванов, прот. Владимир Бороздинов

Q?Известно другое повествование о первом красном яичке.
Мария Магдалина, как и другие ученики Господа, ходила из страны в страну и всюду рассказывала про Иисуса Христа, про то, как Он воскрес из мертвых и про то, чему Он учил людей. Однажды пришла она в Рим и там вошла во дворец. Когда-то давно Мария была знатной и богатой, ее во дворце знали и пропустили к императору Тиверию. В те времена, приходя к императору, люди всегда приносили ему какой-нибудь подарок. Богатые приносили драгоценности, а бедные приносили что могли. И вот Мария пришла теперь, когда у нее ничего больше не было, кроме веры в Иисуса Христа. Она остановилась перед императором, протянула ему простое яичко и громко сказала:
— Христос воскрес!
Удивился император и сказал:
— Как может кто-нибудь воскреснуть из мертвых! Трудно в это поверить. Так же трудно, как поверить, что это белое яичко может стать красным!
И пока он еще говорил, яичко стало меняться цветом: порозовело, потемнело и наконец стало ярко-красным!

К особым пасхальным обрядам относится благословение артоса. Артос – это просфора с изображенным на ней крестом или Воскресением Христовым.

Историческое происхождение артоса таково. Апостолы по обычаю вкушали трапезу вместе с Господом, а по вознесении Его на небо отлагали часть хлеба для своего учителя, тем самым изъявляли свою веру в постоянное присутствие Иисуса Христа среди учеников.

Приготовляя артос, Церковь подражает апостолам. Вместе с тем артос напоминает нам, что Иисус Христос Крестною смертью и Воскресением сделался для нас Истинным Хлебом Жизни.

После Литургии освящаются принесенные верующими яйца, пасхи и куличи (по традиции пасхальная трапеза начинается с пения молитвы «Христос Воскресе» и вкушения освященных яиц, пасхи и кулича). Вспоминая о великих благодеяниях, оказанных роду человеческому Воскресением Иисуса Христа, древние христиане простирали руку помощи и благотворения сирым, нищим и убогим. Свидетельством древней христианской благотворительности во дни святой Пасхи осталась и ныне раздача денег и освященных продуктов бедным, чтобы сделать и их в этот светлый праздник участниками всеобщей радости.

Особенности пасхального богослужения

В сознании Православной Церкви событие Воскресения Христова есть один сплошной восторг, одна непрерывная радость. Ни один праздник не празднуется так необычайно светло и торжественно, как праздник светлого Христова Воскресения. Поэтому и самое Пасхальное Богослужение у нас единственное и неповторимое. Оно есть одно сплошное ликование.

Если бы мы стали приводить удивительные песнопения этой необычайной по своему содержанию церковной службы, то нам пришлось бы просто переписать ее целиком, потому что трудно решить, какому из песнопений отдать предпочтение, так они все хороши и выразительны.

Перед Пасхальной утреней совершается чин полунощницы, где на 9-й песни канона Не рыдай мене Мати плащаница уносится с середины храма в алтарь и полагается на святой Престол до Отдания Пасхи.

По окончании полунощницы начинается Пасхальная утреня крестным ходом с пением воскресной стихиры 6-го гласа Воскресение Твое Христе Спасе. Перед закрытыми дверьми храма после возласа Слава Святей… наступает такой момент, которого все очень ждут: духовенство поет тропарь Пасхи Христос воскресе из мертвых… , и люди подхватывают эти долгожданные слова.

Пасхальная заутреня является чрезвычайно праздничной, воспринимается нами как «праздников праздник», и в тоже время не имеет никаких обычных, регулярных признаков праздничного богослужения: на ней не поется славословие, нет полиелея — всего того, что обычно является неотъемлемой частью праздничной утрени. Зато на Пасхальной службе практически все поется. Во время пения пасхального канона священники совершают каждение народа со словами «Христос воскресе!», люди отвечают: «Воистину воскресе!» Все убранство храма, облачения духовенства – праздничное, ярко-красное. Царские врата алтаря всю Светлую седмицу бывают открытыми. Вся пасхальная служба – неумолкающий, торжественный гимн светлому Воскресению Христову. Победа жизни над смертью. Примирение Бога с человеком и человека с Богом… В светлую Пасхальную ночь небо и земля сливаются вместе, ангелы и люди соприкасаются и всякая преграда между ними исчезает. Величественное и многознаменательное Пасхальное богослужение являет верующему все, что в христианстве есть таинственного, высокого и спасительного для души, светлого, отрадного и утешительного для сердца. Именно в минуты величественнейшего Пасхального богослужения христианский восторг захватывает душу человека всецело и господствует в ней над всеми другими ее мыслями, чувствами и стремлениями.

На этой службе мы слышим Огласительное слово свт. Иоанна Златоуста, удивительное по содержанию: Все, кто был благочестив и боголюбив,- пусть наслаждаются этим добрым и светлым торжеством. И все, кто был благоразумен,- пусть войдут в этот день в радость Господа своего. Кто трудился и постился- пусть получит сегодня награду. Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые- пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и непостившиеся- пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своем убожестве- потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет- потому что в этот день Бог дал людям Свое прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова.

· «Христос Воскресе!»- мы говорим с чувством духовного восторга и трепета, и эти слова хочется произносить без конца, слушая в ответ два других святых слова «Воистину Воскресе!»

· ЛИТЕРАТУРА

·

· Евангелие

·

· Закон Божий

·

· Диакон А.Кураев. «Школьное богословие» — М.,1998 г.

·

· Православное чтение. М., 2001- 2004 г . Ю. Воробьевский.

·

· “Путь в Апокалипсис”. М., 1999 г .

·

· “Непознанный свет веры”. М., 2002 г .

·

· “Звезда Вифлеема”. М., 2000 г .

· Неопознанный мир веры. Издание Сретенского монастыря., М., 2002 г .

·

· Духовная пэзия. М., 1990 г .

преп. Иустин Попович. “Прогресс в мельнице смерти”. Минск.,

2001 г .



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: