Как правильно дышать при динамической медитации. Основы правильного дыхания в медитации — фазы и способы

Для медитации дома у вас должен быть угол в вашей комнате – абсолютно чистый, и освященный – священное место, которое вы используете только для медитации. Там вы можете поставить алтарь, где у вас будет портрет вашего духовного учители, или Христа, или какого-то другого любимого духовного лица, кого вы считаете своим учителем.

Полезно, если вы перед началом медитации примете душ или ванну. Чистота тела очень полезна для очищения сознания. Если невозможно принять ванну или душ перед тем, как сесть медитировать, вам следует, по крайней мере, умыться. Кроме того, рекомендуется надеть чистую и светлую одежду.

Вам также поможет, если вы зажжете ароматические палочки и на вашем алтаре поставите свежие цветы. Когда вдыхаете запах ароматических палочек, то вдохновения и очищения вы получаете, может быть, только на йоту, но эта йога может быть добавлена к вашему внутреннему сокровищу. Есть люди, которые говорят, что не обязательно иметь перед собой цветы во время медитации. Они говорят: «Цветок – внутри, тысячелепостковый лотос – внутри нас». Но живой цветок на алтаре напомнит вам о вашем внутреннем цветке. Его цвет, его аромат и его чистое сознание вдохновят вас. От вдохновения вы получите устремленность.

То же можно сказать и об использовании свечей во время медитации. Пламя свечи само по себе не даст вам устремленности. Но когда вы видите внешнее пламя, сразу же вы почувствуете, что пламя устремленности в вашем внутреннем существе восходит высоко, выше, еще выше. Для того, кто находится накануне реализации Бога, или для того, кто уже реализовал Бога, эти внешние атрибуты не будут иметь значения. Но если вы знаете, что для вас реализация Бога все еще далеко впереди, то они определенно усилят вашу устремленность.

Когда вы проводите ежедневную индивидуальную медитацию, старайтесь медитировать в одиночку. Это не относится к супругам, если у них один духовный учитель. Для них медитировать вместе естественно. В остальных случаях не рекомендуется медитировать с другими во время ваших повседневных индивидуальных медитаций. Коллективная медитация тоже важна, но в повседневной индивидуальной медитации лучше медитировать уединенно у своего собственного алтаря.

Медитация – божественный дар. Медитация упрощает нашу внешнюю жизнь и питает энергией внутреннюю. Медитация даст нам естественную и свободную жизнь, жизнь, которая становится настолько естественной и свободной, что с каждым дыханием мы осознаем нашу собственную божественность.

Поза – это важно

При медитации важно удерживать позвоночник в прямом и вертикальном положении, и при этом тело должно быть расслаблено. Если тело напряжено, то божественные и осуществляющиеся качества, которые входят и протекают через него во время медитации, не будут восприняты. Поза также не должна причинять телу неудобства. Когда вы медитируете, ваше внутреннее существо спонтанно придаст вам удобное положение, и вам останется лишь поддерживать его. Главное достоинство позы лотоса в том, что она помогает удерживать позвоночник прямо и вертикально. Но эта поза неудобна для большинства людей. Так что поза лотоса вовсе не обязательна для правильной медитации. Многие люди медитируют очень хорошо, сидя на стуле.

Некоторые люди выполняют физические упражнения и принимают позы. Эти упражнения, называемые Хатха Йогой, расслабляют тело и успокаивают ум на короткий период. Если кто-то физически очень беспокоен и не может оставаться спокойным даже одну секунду, тогда эти упражнения определенно помогут. Но Хатха Йога вовсе не обязательна. Есть много устремленных, которые могут просто сесть и успокоить свой ум без всяких занятии Хатха Йогой.

Ни при каких условиях не рекомендуется медитировать лежа, даже тем, кто медитирует уже в течение нескольких лет. Те, кто пытаются медитировать лежа, войдут в мир сна, либо внутренней пассивности или дремоты. К тому же, когда вы лежите, ваше дыхание не такое хорошее, как в положении сидя, так как оно не осознается и не поддается контролю. Правильное дыхание очень важно в медитации.

Душевное сердце открыло высочайшую истину: медитировать на Бога – привилегия, а не обязанность.

Глаза открыты или глаза закрыты?

Меня часто спрашивают, нужно ли медитировать с закытыми глазами. В девяноста случаях из ста, медитирующие с закрытыми глазами засыпают во время медитации. В течении пяти минут они медитируют, а затем пятнадцать минут проводят в мире сна. В нем нет динамической энергии, только апатичность, благодушие, нечто подобное приятному ощущению отдыха. Медитируя с закрытыми глазами и погружаясь в мир сна, вы можете насладиться любыми иллюзиями. Ваше богатое воображение может дать вам почувствовать, что вы входите в высшие миры. Существует много способов, с помощью которых вы можете убедить себя, что вы прекрасно медитируете. Поэтому, лучше всего медитировать с полуоткрытыми и полузакрытыми глазами. В этом случае вы – корень дерева, и в то же самое время – самая верхняя ветвь. Та ваша часть, которая соответствует полуоткрытым глазам,- корень, символизирующий Мать-Землю. Часть, соответствующая полузакрытым глазам,- самая верхняя ветвь, мир видений, или, скажем, Небес. Ваше сознание находится на самом высшем уровне, и в то же время оно здесь, на земле, где пытается изменить мир.

Когда вы медитируете с полуоткрытыми и полузакрытыми глазами, вы делаете то, что называется «медитацией льва». Даже когда вы погружаетесь глубоко внутрь, вы фокусируете сознательное внимание как на физическом плане, так и на подсознательном плане. Как физический мир с его шумом и другими помехами, так и подсознательный мир, мир сна, оба зовут вас, но вы справляетесь с ними. Вы говорите: «Смотрите, я начеку. Вы не можете овладеть мною». Поскольку ваши глаза частично открыты, вы не уснете. Так вы бросаете вызов миру подсознания. В то же время вы сохраняете ваше господство над физическим планом, потому что вы можете видеть, что происходит вокруг вас.

Дыхательные упражнения

1. Вдох, направленный в сердечный центр
Пожалуйста, вдохните, задержите дыхание на несколько секунд, и почувствуйте, что вы удерживаете дыхание, которое есть сама жизнь-энергия, в сердечном центре. Это поможет развить вам внутреннюю способность к медитации.

2. Осознание дыхания
Когда вы садитесь медитировать, пытайтесь вдыхать как можно медленнее и спокойнее, так, что тончайшая нить, если бы кто-нибудь поместил ее перед вашим носом, вовсе не колебалась бы. И когда вы выдыхаете, пытайтесь выдыхать даже еще медленней, чем вдыхали. Если возможно, сделайте маленькую паузу между концом вашего выдоха и началом вдоха. Если можете, задержите дыхание на несколько секунд. Но если это трудно, не делайте этого. Никогда не делайте ничего, что доставит вам физический дискомфорт во время медитации.

3. Вдыхание покоя и радости
Первое, о чем вы должны думать, занимаясь дыхательной техникой – чистота. Если при вдохе вы можете почувствовать, что дыхание приходит прямо от Бога, от самой Чистоты, тогда ваше дыхание может быть легко очищено. Затем, каждый раз вдыхая, пытайтесь почувствовать, что вы вдыхаете бесконечный покой в ваше тело. Противоположность покоя – беспокойство. Когда вы выдыхаете, пытайтесь чувствовать, что вы удаляете беспокойство, которое находится внутри вас и то, которое вы видите вокруг себя. Когда вы дышите таким способом, вы видите, что тревога покидает вас. После того, как проделаете это несколько раз, пожалуйста, попытайтесь почувствовать, что вы вдыхаете энергию Вселенной, и когда выдыхаете, чувствуйте, что весь страх уходит из тела. После того, как проделаете это несколько раз, попытайтесь почувствовать, что вы вдыхаете бесконечную радость, и выдыхаете печаль, страдание и меланхолию

4. Космическая энергия
Почувствуйте, что вы вдыхаете не воздух, а космическую энергию. Почувствуйте, что громадная космическая энергия входит в вас с каждым вдохом, и что вы собираетесь использовать ее для того, чтобы очистить тело, витал, ум и сердце. Почувствуйте, что нет ни одного места в вашем существе, которое не было бы заполнено потоком космической энергии. Он течет как река внутри вас, омывая и очищая все ваше существо.

Потом, когда вы выдыхаете, почувствуйте, что выдыхаете весь мусор, скопившийся в вас – все ваши низменные мысли, мрачные идеи и нечистые действия. Все внутри вас, что вы называете низменным, все, что вы не хотите признавать вашим, почувствуйте, что это все вы исторгаете из себя.

Это не традиционная пранаяма Йоги, которая более сложна и систематизирована, это – наиболее эффективный духовный способ дыхания. Если вы будете практиковать такой способ дыхания, то скоро увидите результаты. В самом начале вы должны будете использовать свое воображение, но через некоторое время вы увидите и почувствуете, что это вовсе не воображение, это – реальность. Вы сознательно вдыхаете энергию, потоки которой повсюду вокруг вас, очищая себя и избавляясь от всего небожественного. Если вы будете дышать так по 5 минут каждый день, вы сможете очень быстро совершенствоваться. Но это должно делаться очень сознательно, а не механически.

5. Совершенное дыхание
Когда вы станете более подготовленным, вы сможете попытаться почувствовать, что вдыхаете и выдыхаете каждой частичкой вашего тела: сердцем, глазами, носом, и даже порами. Сейчас вы можете дышать только носом или ртом, но придет время, когда вы будете способны дышать каждой частью вашего тела. Духовные учителя могут дышать даже с закрытыми носом и ртом. Когда вы овладеете этим духовным дыханием, вся ваша нечистота и невежество будут заменены божественным светом, покоем и энергией.

6. Дыхание на счет 1-4-2
Когда вдыхаете, повторите один раз имя Бога, Христа, или кого-либо еще, кому вы поклоняетесь. Или, если ваш духовный учитель дал вам мантру, можете повторять ее. Это дыхание недолжно быть долгим или глубоким. Потом задержите дыхание и повторите то же имя 4 раза. А когда выдыхаете, повторите 2 раза имя или мантру, которую вы выбрали. Вы вдыхаете на 1 счет, задерживаете дыхание на 4 счета, и выдыхаете на 2 счета, про себя повторяя священное слово. Если вы просто считаете числа 1-4-2, вы не получите никаких вибраций или внутреннего ощущения. Но когда вы произносите имя Бога, немедленно божественные высшие качества входят в вас. Потом, когда вы задерживаете дыхание, эти божественные качества циркулируют в вас, проникая во всю вашу темноту, несовершенство, ограниченность и нечистоту. И когда вы выдыхаете, те же самые божественные качества уносят прочь все ваши небожестенные, отрицательные и разрушительные качества.

В самом начале вы можете начать со счета 1-4-2. Когда вы приобретете опыт в дыхательных упражнениях, вы будете способны сделать то же самое на счет 4-16-8: вдох – 4 счета, задержка дыхания на 16, и выдох да 8. Но к этому следует идти очень постепенно. Некоторые люди считают 8-32-16, но такое подходит только для специалистов.

7. Переменное дыхание
Другая техника, которую вы можете попробовать, это переменное дыхание. Оно осуществляется зажатием правой ноздри большим пальцем и выполнением продолжительного вдоха левой. Во время вдоха повторите имя Бога 1 раз. Затем задержите дыхание на 4 счета, повторив при этом 4 раза имя Бога. И, наконец, освободите правую ноздрю, зажмите левую, закрывая ее безымянным пальцем и выдохните на 2 счета, то есть на 2 повтора имени Бога. Затем сделайте все это наоборот – начиная с зажатой левой ноздри. При таком методе, когда вы вдыхаете, не обязательно делать это тихо. Даже если вы производите шум, не страшно. Но, конечно, эти упражнения не должны делаться на людях или там, где другие пытаются медитировать в тишине.

Вы не должны упражняться в дыхании 1-4-2 больше четырех или пяти минут и не должны делать переменного дыхания более нескольких раз. Если вы будете делать его 20 или 40 или 50 раз, то от основания позвоночника будет подниматься тепло и входить в голову, создавая напряжение и головную боль. Это похоже на переедание. Еда хороша, но если вы едите ненасытно, это расстроит ваш желудок. Этот внутренний жар действует так же. Если вы будете дышать на пределе своих возможностей, тогда вместо того, чтобы дать вам успокоенный ум, дыхание даст вам высокомерный, беспокойный и разрушительный ум. Позже, когда вы разовьете вашу внутреннюю способность, вы сможете делать это переменное дыхание в течение 10 или 15 минут.

Вопрос/Ответ

Вопрос: Необходимо ли медитировать только дома, или можно пытаться медитировать в любом месте?
Ответ: Сейчас вы только начинающий. Вы можете медитировать лучше всего только когда вы один в комнате или в присутствии духовного учителя. Если вы попытаетесь медитировать во время управления автомобилем, когда идете, или когда сидите в метро, вы не сможете войти в медитацию очень глубоко. И в то же время, вовсе недостаточно сесть перед своим алтарем. Когда вы садитесь перед алтарем, вы должны чувствовать внутренний алтарь, алтарь внутри своего сердца, иначе у вас не будет удовлетворительной медитации. Где бы вы ни медитировали, вы должны войти в ваше сердце, туда, где вы можете увидеть и почувствовать живой алтарь Всевышнего. У своего внутреннего алтаря вы в безопасности и защищены. Там вы под покровительством божественных сил. Если вы можете медитировать во внутреннем алтаре, вы обязательно быстро достигнете прогресса, потому что там вы не встретите противодействия.

После нескольких лет старательных занятии медитацией, когда развита внутренняя сила, вы сможете медитировать где угодно. Даже если вы стоите в метро или идете по улице, вам это не помешает. В конечном счете, вы должны научиться, как проводить высшую медитацию, и в то же время сознавать все, что происходит во внешнем мире.

Вопрос: Медитируя или молясь, некоторые люди концентрируются на определенных объектах, например, на фотографии, или каких-то других предметах. Мудро ли с их стороны привязываться к этим объектам, или им лучше медитировать на нечто бесформенное и незримое?
Ответ: Когда они медитируют на что-то, они не поклоняются этому как Богу. Они только получают вдохновение от этого предмета. Я бросаю взгляд на свечу, и я вижу пламя, но я не воспринимаю пламя как Бога. Я воспринимаю пламя как источник вдохновении. Это пламя вдохновляет меня и увеличивает мою устремленность подниматься вверх с пылающим внутренним призывом. Я могу держать цветок перед собой, когда медитирую. Цветок – не Бог, хотя внутри цветка есть Бог. Но цветок вдохновляет меня и дает мне чистоту. Я могу зажечь ароматическую палочку. Она сама не Бог для меня, но она дает мне ощущение чистоты и помогает мне в моем духовном прогрессе.

Все, что вдохновляет меня, я должен использовать для того, чтобы увеличить мою устремленность, будь то фотография, свеча или цветок. Ибо, когда мое вдохновение и устремленность увеличиваются, я чувствую, что я продвинулся на один шаг дальше по направлению к цели. Но ни свеча, ни фотография, ни цветок сами по себе не являются объектами поклонения.

Вопрос: Когда мы в конце-концов достигнем Божественной реализации, будут ли необходимы все эти атрибуты?
Ответ: Когда мы сделаемся специалистами в нашей жизни – устремленности, тогда не останется никаких внешних форм. Мы станем едины с Неимеющим Обличья. Но вначале необходимо идти к Богу через форму. Вначале ребенок читает вслух. Он должен убедить своих родителей, он должен убедить себя, что он читает слова. Если он не читает вслух, он чувствует что не читает совсем. Но когда ребенок взрослеет, он читает молча. К тому времени он и его родители знают, что он действительно умеет читать, тогда внешняя форма может быть отброшена. Но эти внешние формы для ищущего – дело первостепенной важности во время подготовительной стадии. Окончательно они отпадут, когда в них не будет необходимости.

Вопрос: Хорошо ли медитировать после еды, или желательно медитировать натощак?
Ответ: Нехорошо медитировать сразу после обильной пищи. У тела есть тысячи тонких духовных нервов. Они становятся отяжелевшими после большой еды и не позволят вам осуществить высший уровень медитации. Тело будет тяжелым, сознание будет тяжелым, нервы будут тяжелыми и ваша медитация не будет хорошей. Когда вы медитируете правильно, вы чувствуете, что все ваше существо, как птица, летит высоко, выше, еще выше. Но если ваше сознание тяжело, вы не сможете подняться.

Итак, всегда желательно медитировать на пустой желудок. По крайнем мере, два часа должно пройти между едой и моментом, когда вы садитесь медитировать. Но все-таки, если вы действительно голодны, когда идете медитировать, ваша медитация не будет удовлетворительной. Ваш голод, как обезьяна, будет постоянно отвлекать вас. И в таком случае хорошо выпить стакан молока или сока перед медитацией. Это не испортит ее.

Но воздержание от обильном пищи перед медитацией – не то же самое, что голодание. Голодание вовсе не обязательно для медитации. Голоданием вы очищаете себя до некоторой степени. Раз в месяц, если вам хочется, вы можете голодать один день, чтобы очистить вашу сущность от внешней агрессивности и жадности. Но голодая часто, вы достигнете смерти раньше, чем Бога. Голодание – не разрешение проблемы самоочищения. Разрешение ее – это постоянная, глубокая, душевная медитация, неограниченная любовь к Богу и безусловное смирение Ему.

Вопрос: Необходимо ли быть для того, чтобы следовать по пути духовной жизни?
Ответ: Вегетарианская диета, действительно, имеет значение в духовной жизни. Чистота – дело первостепенной важности для учеников. Эту чистоту мы должны создавать в теле, в чувствах и в уме. Когда мы едим мясо, агрессивное животное сознание входит в нас. Наши нервы становятся возбужденными и беспокойными, и это может отрицательно повлиять на нашу медитацию. Если ищущий не прекращает есть мясо, обычно он не достигает тонких ощущений и видения тонких миров.

Когда-то животное сознание было необходимо для продвижения вперед. Животные по своей природе агрессивны, но в то же время в их природе есть некий динамический толчок к развитию. Если бы мы не взяли качеств от животных, мы бы остались инертными, как деревья, или остались бы в сознании камня, в котором нет ни роста, ни движения. Но, к сожалению, животное сознание содержит и темные, и разрушительные качества. А мы вошли в духовную жизнь, так что животное сознание не является больше необходимым в нашей жизни. От животного сознания мы перешли к человеческому сознанию. И теперь мы пытаемся войти в божественное сознание.

Фрукты и овощи, будучи легкой пищей, помогают нам обретать и в нашей внутренней, и в нашей внешней жизни качества доброты, нежности, простоты и чистоты. Вегетарианство поможет нашему внутреннему существу усилить его внутреннюю сущность. В душе – мы молимся и медитируем, снаружи – пища, которую мы берем от Матери-земли, помогает нам тоже, давая нам не только энергию, но и устремленность.

Некоторые люди чувствуют, что мясо дает им силу. Но если они заглянут поглубже, то сделают открытие, что это их собственное представление о мясе дает им силу. Можно изменить представление и почувствовать, что не мясо, а духовная энергия, пронизывающая тело, даст ему силу. Эта энергия идет от медитации так же, как от правильного питания. Сила, которую можно получить от устремленности и медитации, бесконечно мощнее, чем сила, которую можно получить из мяса.

Многие духовно ищущие пришли к заключению, что вегетарианство способствует более быстрому прогрессу в духовной жизни. Но наряду с вегетарианской диетой нужно молиться и медитировать. Если имеется устремленность, то вегетарианская диета значительно поможет; телесная чистота поможет устремленности стать более интенсивной и более духовной. И все-таки, если кто-то не вегетарианец, это не означает, что ему не суждено продвинуться в духовной жизни, или что он не способен к реализации Бога.

Чудо осознанности: практическое руководство по медитации Нат Хан Тик

Концентрация на дыхании

Концентрация на дыхании

Таким образом, осознанность представляет собой одновременно средство и результат, семя и плод. Когда мы практикуем осознанность, чтобы достичь концентрации, осознанность – это семя. Но осознанность сама по себе позволяет вам ясно чувствовать, что вы живете; находиться в состоянии осознанности – это значит жить в состоянии бодрствования, и с этой точки зрения, осознанность является плодом. Осознанность избавляет нас от рассеянности и забытья и позволяет проживать жизнь во всей ее полноте в каждый момент времени. Осознанность делает нас живыми.

Вам следует знать, как правильно дышать, чтобы сохранять осознанность, поскольку дыхание является естественным и крайне эффективным средством, позволяющим предотвращать рассеянность. Дыхание – это мост, соединяющий тело и ум, жизнь и ее осознание. Как только ваши мысли начинают рассеиваться, используйте дыхание, чтобы восстановить контроль над сознанием.

Сделайте легкий, длинный, глубокий вдох, осознавая, что вы делаете вдох. Теперь выдохните весь воздух из ваших легких, не забывая все время осознавать, что вы выдыхаете. «Сутра осознания дыхания» учит нас техникам дыхания.

Вдыхая, он знает, что вдыхает и, выдыхая, он знает, что выдыхает.

Вдыхая длинным вдохом, он знает: «Я вдыхаю длинным вдохом».

Выдыхая длинным выдохом, он знает: «Я выдыхаю длинным выдохом».

Так он практикует.

Вдыхая коротким вдохом, он знает: «Я вдыхаю коротким вдохом». Так он практикует.

Выдыхая коротким выдохом, он знает: «Я выдыхаю коротким выдохом».

«Я вдыхаю и осознаю все мое тело. Я выдыхаю и осознаю все мое тело». Так он практикует.

«Я вдыхаю, и все мое тело становится тихим и мирным. Я выдыхаю, и все мое тело становится тихим и мирным». Так он практикует.

В буддийских монастырях всех учат, как использовать дыхание, чтобы остановить непроизвольное рассеяние мыслей и усилить концентрацию. Концентрация – это мощный навык, который приходит по мере тренировки осознанности. Именно с помощью концентрации можем мы достичь наивысшего пробуждения. Когда практикующий владеет своим дыханием – он уже пробуждается. Чтобы поддерживать осознанность в течение долгого периода времени, мы обязательно должны следить за своим дыханием.

Здесь у нас осень, и можно наблюдать, как падают золотые листья, один за одним. Это по-настоящему красиво. Я совершил короткую прогулку по лесу, следя за своим дыханием и сохраняя осознанность, и теперь чувствую себя освеженным и полным сил. И я могу почувствовать свою общность с каждым листком.

Разумеется, одинокие прогулки по сельским тропам – это наиболее простой способ поддерживать состояние осознанности. Если рядом идет ваш друг, и он не разговаривает с вами, а, как и вы, следит за своим дыханием, сохранять состояние осознанности также не составляет труда. А вот если ваш спутник начинает разговор – тогда возникают сложности.

Если вы думаете про себя: «Как бы мне хотелось, чтобы он замолчал, и я снова смог сконцентрироваться», – вы, тем самым, уже утратили осознанность. Но если вы думаете так: «Он хочет поговорить, что ж, я поддержу разговор, но я сохраню состояние осознанности, так как буду постоянно отдавать себе отчет, что мы идем вдвоем по этой тропинке, буду осознавать, о чем мы говорим, и продолжать следить за своим дыханием».

Если ваши мысли идут в этом направлении – вы сохраните осознанность. В такой ситуации практиковать осознанность гораздо труднее, чем в одиночестве, но если вы продолжите практиковать, несмотря ни на что, ваша способность к концентрации неизмеримо возрастет. В одной вьетнамской народной песне есть такие слова: «Труднее всего следовать пути дома, легче – в собрании, еще легче – в храме». Только ситуация, которая требует от нас отвлечься, по-настоящему бросает вызов нашей способности сохранять осознанность!

Из книги Современные буддийские мастера автора Корнфилд Джек

Медитация на дыхании В дополнение к основным способам медитации о дыхании, уже описанным в данной книге, учителя тхеравады пользуются многими другими видами практики, связанной с дыханием. Одни учат контролю над дыханием, сходному с упражнениями пранаямы йоги, другие

Из книги Что такое Йога? автора Аткинсон Вильям Волкер

Из книги Сила Земли автора Каннингем Скотт

Концентрация Концентрация - это чрезвычайно мощная форма магии, она заключается в сохранении какой-то мысли, образа или картинки в сознании на долгое время без мыслей о другом и является составляющей частью многих ритуалов и заклинаний.Логически понятно, что то, что

Из книги Секреты китайской медицины. 300 вопросов о цигун. автора Хоушен Линь

50. Что значит концентрация на внутренних объектах и концентрация на окружающих объектах В зависимости от выбранного объекта различают внутреннюю и внешнюю концентрацию. Если внимание сосредоточено на каком-то внутреннем органе или области, например на даньтяне,

Из книги Секреты биоэнергетики.Указатель к богатству и успеху в жизни. автора Ратнер Сергей

КОНЦЕНТРАЦИЯ И ОБРАЗЫ «Во время медитации я отвлекаюсь. Не хватает терпения дослушать до конца и доделать».Это значит, что вам не хватает концентрации, а не терпения. Начните делать какую- то медитацию на концентрацию. Я вам могу дать одну технику. Можно нарисовать на

Из книги Оккультизм. Руководство к воспитанию оккультных сил в человеке автора Брандлер-Прахт Карл

4. Упражнение в дыхании Дыхание - чрезвычайно важный жизненный процесс. Без дыхания невозможна никакая жизнь. Чем чище воздух и чем сильнее и полнее мы вдыхаем его в себя, тем в лучшее состояние приходит наше тело. Не через пищу мы получаем возмещение израсходованной

Из книги Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги автора Рерих Елена Ивановна

Этика и психотехника в классической йоге. Роль пранаямы и наука о дыхании в учениях хатха– и раджа-йоги 02.03.35 Конечно, многие, прочитав «Раджа-йогу» Вивекананды, считают, что практикование раджа-йоги вполне возможно. Но все они упускают из виду, что, выдавая способы

Из книги Йога для пальцев. Мудры здоровья, долголетия и красоты автора Виноградова Екатерина А.

Из книги Где взять энергию? Секреты практической магии Эроса автора Фратер В. Д.

Творческая концентрация Это упражнение хорошо тем, что, с одной стороны, оно помогает сконцентрироваться, а с другой, делает шаблоны сознания и подсознания более четкими.Напишите письмо любому человеку. Это может быть живой человек, умерший, выдуманный – по вашему

Из книги Сверхвозможности человека автора Мавлютов Рамиль

14. Концентрация Концентрация повышает мыслительные способности. Это очевидно, но не так очевидно то, что понижает уровень концентрации. Научитесь распознавать то, когда вы рассеяны. Это часто не осознается. Например, если вам нужно куда-то позвонить, вы можете

Из книги Жизнь без границ. Концентрация. Медитация автора Жикаренцев Владимир Васильевич

КОНЦЕНТРАЦИЯ Концентрация отличается от медитации тем, что в ней присутствует цель, предмет концентрации, сосредоточения ума.Не знаю, как там на Востоке, но западный ум привык всегда иметь перед собой цель. Когда у него нет цели, он теряется и застывает. Так работает

Из книги Сверхъестественные способности человека автора Конев Виктор

Концентрация 1. В положении лежа или сидя с прямой спиной (ноги скрещены) сконцентрируйте внимание на правой кисти. Глубокая концентрация удалась, если вы не ощущаете ничего, кроме места концентрации (также в кисти возможно легкое покалывание, ощущение легкого тепла или

Из книги Азбука экстрасенса автора Норд Николай Иванович

Концентрация Концентрация - это способность к активности нашего восприятия происходящих событий, способность сосредоточиться на какой-то идее или деле. Включая ее, мы получаем более точное знание об интересующей нас теме или предмете, можем выудить из памяти

Из книги Как быть счастливым всегда. 128 советов, которые избавят вас от стресса и тревоги автора Гупта Мринал Кумар

1. Концентрация Физические упражнения укрепляют тело, концентрация усиливает разум.Сильный разум не тревожится и не раздражается из-за жизненных проблем и испытаний. Чтобы усилить концентрацию на собственном занятии, мы должны погрузиться в него целиком, сколь бы

Из книги Учебник по экстрасенсорике. Советы от практикующей ведуньи автора Болтенко Элина Петровна

Раздел 5 Концентрация Направив луч, и сфокусировав его, Мы лазер получили невзначай. Так и внимание твое направь на то, Что хочется тебе, и получай! ЭПБ Освоив контроль мыслей, научившись останавливать внутренний диалог, вы приступаете к обучению концентрации.Для мага

Из книги Маленькая книжка для получения больших денег автора Правдина Наталья Борисовна

Многие люди не раз слышали о медитации. Это относится не только к тем, кто интересуется йогой и вопросами самопознания, но и ко всем остальным. Это слово можно услышать из различных телевизионных передач или от друзей и знакомых. Причиной такой популярности медитации является жизненная необходимость. Сегодня люди находятся в условиях постоянного стресса. Темп жизни постоянно ускоряется. Увеличивается объём поступающей информации, жизнь усложняется. Медитация – это естественный метод возвращения к состоянию гармонии и спокойствия, который был известен ещё в древности. Чтобы достичь состояния гармонии, очень важно знать, как правильно дышать при медитации.

Что такое медитация, польза медитации

Чтобы понять, что такое медитация, нужно сначала разобраться в природе человека. Нужно понять, как функционирует разум и как он связан с телом и психикой. В человеке можно выделить нескольких составляющих, например, тело, эмоциональную сферу и разум.

Что такое физическое тело всем понятно. Согласно йоге психика – это тонкое энергетическое тело. Оно тоже имеет материальную природу, но обладает меньшей плотностью в отличие от физического тела. Можно привести аналогию магнитному полю, которое невидимо для глаза, но воздействует на физические плотные объекты. Разум – это ещё более тонкий конгломерат, он отвечает за мыслительную деятельность. Все эти составляющие объединены между собой сознанием человека. Сознание – это и есть то, что вдыхает жизнь во всю эту биологическую машину. Сознание управляет телом и разумом.

В обычной жизни всё это не осознаётся. Люди очень заняты, разум постоянно наполнен кучей разных мыслей. Сознание людей не осознаёт свою самость, свою истинную природу. В духовных системах самопознания это называется неведением, что и создаёт страдания и беспокойства. Медитация – это тот инструмент, который позволяет избавиться от этого ложного отождествления с телом и разумом. Это высшая ступень многих духовных систем.

Медитация – это процесс сосредоточения внимания на чём-то одном, когда весь поток внимания собирается в одно целое. Объектом сосредоточения может быть что угодно: материальный предмет, мысль, дыхание, какой-то наблюдаемый процесс. В обычном состоянии внимание раздроблено на множество потоков. Человек думает о различных делах, проблемах, желаниях. Его беспокоят какие-то ощущения в теле. И целый поток внимания делится на множество. Там где внимание, там и энергия. Чем больше раздроблено внимание, тем меньше осознанности у человека, тем меньше уровень энергии.

Суть медитации заключается в том, чтобы сосредоточить внимание на каком-то одном объекте или одной мысли. Тогда все остальные мысли перестают получать подпитку вниманием и начинают ослабевать. Затем они угасают совсем и перестают беспокоить человека. Когда сосредоточение достигает максимальной интенсивности, практикующий ощущает внутреннюю наполненность энергией, спокойствие и блаженство. Его внимание перенаправляется от внешних объектов на внутренний источник жизни и бытия. Медитирующий начинает осознавать свою истинную природу, свой внутренний источник счастья.

До практики медитации в разуме у человека могло быть множество различных беспокоящих мыслей. Человек направлял всё своё внимание на какую-то проблему или то, что ему не нравится. Вся его энергии утекала таким образом. Энергия следовала за вниманием. В результате медитации практикующий “вытаскивает” своё внимание и энергию из этих процессов, сохраняет их и остаётся полон сил. Его разум становится более ясным и “лёгким”.

В духовных системах самопознания такое состояние ясности и лёгкости – это лишь промежуточная ступень. Конечная цель медитации – состояние за пределами разума и логики. Его невозможно выразить словами. Люди, пережившие это состояние, говорят, что можно лишь дать приближённое представление о нём.

Медитация в индуистской традиции делится на несколько ступеней:

Пратьяхара – отключение внимания от органов чувств и от внутренних мыслительных процессов;
Дхарана – сосредоточение разума;
Дхьяна – само состояние медитации.

Последняя ступень – самадхи, это уже состояние за пределами медитации, высшая ступень.

Как видно из классификации ступеней, сосредоточение предшествует медитации. Это означает, что медитация не может быть сгенерирована принуждением. Она возникает спонтанно, как проявление естественного состояния разума. Невозможно одним лишь усилием воли вызвать медитацию. При таком подходе может наоборот возникнуть обратный эффект. Разум может стать ещё более возбуждённым и беспокойным.

Правильный подход заключается в том, чтобы совмещать два подхода сосредоточения.
Один подход — произвольное сосредоточение. Второй подход – непроизвольное сосредоточение.
В первом случае практик усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-то объекте или на дыхании.
Во втором случае практик позволяет своему разуму созерцать, то, что его привлекает. Например, это может быть красивый закат. Или может быть ощущение приятного вкуса или запаха.

Каждый подход работает только ограниченное количество времени. И потом разум теряет сосредоточение, устаёт. Поэтому нужно сочетать два этих метода. Например, какое-то время созерцать пейзаж пока нравится, а потом стараться усилием воли сосредоточиться на нём, когда надоест созерцать. Через какое-то время разум начнёт самопроизвольно входить в состояние потока – состояние медитации. Тогда практикующий не заставляет это происходить своей волей, но и не привязывается к тому, что приятно ли ему или нет. Разум обретает свойство однонаправленного потока внимания.

Когда это происходит, человек сохраняет жизненную силу, которая не расходуется на посторонние процессы, объекты и явления. Практикующий становится более потенциален, более здоров, более жизнерадостен. Повышаются его интеллектуальные способности и эффективность в работе и в отношениях с другими людьми.

Как качество медитации зависит от дыхания

Как уже и было упомянуто выше, существуют различные виды медитаций: на дыхании, на объектах, на различных процессах. Но во всех случаях очень важно понимать, как правильно дышать при медитации. Особенно это важно в техниках наблюдения за дыханием. Дыхание очень тесно связанно с работой разума и с движением жизненной энергии – праны, ци, лунг.

В йоге говорится, что прана и разум – это две стороны одной медали. То есть одно неразрывно связанно с другим. Поэтому если не успокоить дыхание, то и разум будет в состоянии беспокойства. В то же время, когда разум беспокойный, дыхание становится хаотичным. Во всех техниках йоги дыханию уделяется особое внимание, будь то физические упражнения или медитативные техники.
Поэтому всем, желающим достичь каких либо духовных высот, очень важно разобраться, как правильно дышать во время медитации.

Чем более упорядоченное и равномерное дыхание, тем успешнее будет медитация. Спокойное дыхание означает спокойный ум.

Как дышать во время медитации

Техника дыхания при медитации не так сложна, как может показаться на первый взгляд. Для того чтобы это понять, нужно уделить совсем немного времени на практику. На начальном этапе незнакомые упражнения всегда кажутся трудными или непонятными. Всё новое требует усилий и воли. Но со временем, когда выработается привычка, всё будет получаться естественным образом без усилий.

Техника дыхания при медитации заключается в том, чтобы внимание следовало за дыханием. Поза медитации может быть любой, главное чтобы было удобно. Нужно сосредотачивать всё своё внимание на процессе дыхания и в то же время нужно упорядочить дыхание, успокоить его. Но здесь может быть ловушка. Не нужно чрезмерно стараться контролировать дыхание. Всё должно происходить как можно естественней, без лишних усилий. Задача в том, чтобы отделить себя от процесса дыхания. Должно произойти осознание того, что дыхание само по себе, а сознание отдельно.

Осознающий должен прийти к такому состоянию, когда он как бы со стороны наблюдает за дыханием, не контролируя его. Сначала практикующий полностью сосредоточен на дыхании, отслеживает вдох, паузу и выдох. Внимание постоянно движется вместе с дыханием – то вовнутрь, то наружу. У опытных практиков в какой-то момент происходит остановка дыхания. То есть они вроде бы не задыхаются, жизнь продолжается, но дыхание останавливается, и останавливается разум.
Когда человек спит, он не контролирует дыхание, и оно остаётся спокойным. Также и здесь, задача в том, чтобы дыхание было спокойным и существовало само по себе. В данном случае оно является самым доступным объектом для медитации, так как оно всегда рядом.

Сама природа дыхательного цикла делает его идеальным объектом для созерцающего ума. Нас отделяет от медитации лишь очередной вдох. Сам цикл хоть и совершается автоматически, но позволяет более полно и сознательно участвовать в нем. Фазы дыхания в медитации могут меняться, в некоторых пределах путем сознательного вмешательства в процесс дыхания. Йогические практики дыхания склонны к деятельному вмешательству, буддийские же тяготеют к пассивному участию в нем. Медитация и дыхание является всеобщей практикой созерцания.

Чаще всего именно это является стартовой площадкой для медитации. И все же этот самый простой предмет для созерцания, возможно, оказывается и самым сложным. Подтверждено, что можно посредством осознавания лишь одного дыхания. Лама Говинда воздает настоящую хвалу дыханию, этой естественной функции организма, на которое мы смотрим как на нечто само собой разумеющееся. Он описывает дыхание как «наивысшую функцию нашего организма». Это орудие для духовного опыта. Оно является посредником между умом и телом, с него начинается первый шаг на пути преображения тела из более или менее пассивно и неосознанно функционирующего органа в орудие или инструмент совершенно развитого и просветленного ума . Как только в медитации дыхание становится осознанным, мы обретаем физический и умственный покой. Как только мы начинаем все больше обращать внимание на дыхание, у нас возрастает наша внутренняя осознанность. Буддизм здесь явно склонен к счету, наблюдению и осознанию дыхания, тогда как йога стремится управлять процессом дыхания.

Фазы медитации дыхания

Во время медитации дыхание осуществляется при нашем участии, что позволяет включиться глубокому брюшному дыханию. Дыхательный цикл управляется посредством нервных клеток мозга. Сам дыхательный центр, расположенный в medulla oblongata (лат.продолговатый мозг), ответствен за вдох (вентральная часть, именуемая инспираторным центром). Пневмотаксический центр (дорсальная и обе латеральные части дыхательного центра, носящие собирательное название экспираторного центра) управляет выдохом (тормозит вдох и стимулирует выдох). Нервные импульсы непосредственно (через диафрагмальные и грудные нервы) из дыхательного центра поступают в диафрагму. Поскольку диафрагма образует сразу и низ верхней грудной полости, и верх нижней, то любые изменения в верхней части отражаются на нижней и наоборот. Когда верхняя грудная полость расширяется, брюшная сокращается, а как только происходит сокращение грудной полости, расширяется брюшная полость. Дыхательный цикл характеризуется поочередной сменой расширения и сокращения в легких, диафрагме и животе. Медитация дыхания долгая и глубокая как и сам цикл дыхания. В этом случае диафрагма будет спадать, а живот плавно выдаваться вперед. При выдохе диафрагма будет подниматься, а живот втягиваться. Вы сможете ощутить это, если положите руку на живот. Хотя принято считать, что дыхание происходит в два этапа, цикл осознанного медитативного дыхания состоит из четырех этапов - вдоха, паузы, выдоха и второй паузы.

Способы медитации дыхания

Во время медитации дыхание оказывается в большей степени осознанным, чем машинальным процессом; подобная осознанность лежит в основе всякой медитации. Даже если осознание сосредоточено на дыхании, случайные мысли будут возникать в вашем уме. Когда такое происходит, давайте этим мыслям идти своим чередом, не пытаясь ни следовать за ними, ни контролировать их. Осознание дыхания чаще всего начинается с его счета. Такая практика также имеет свои варианты, начиная с исходного и заканчивая сложным комплексом. Чаще всего используются следующие четыре варианта. Вы можете попытаться применить каждый из этих подходов по очереди. Выберите одно из вышеприведенных упражнений счета дыхания, и пусть оно служит вам в качестве медитации дыхания на протяжении недели.

  • При вдохе пользуйтесь для счета нечетными цифрами 1, 3, 5, 7, 9, 1 и т. д.
  • При выдохе пользуйтесь для счета четными цифрами 2, 4, 6, 8, 10, 2 и т. д.
  • Считайте каждый цикл вдоха-выдоха как одно целое. Ведите счет после окончания выдоха.
  • Считайте каждый цикл вдоха-выдоха как одно целое. Ведите счет после завершения вдоха.

Более сложная буддийская техника описана у Геше Рабтена, который разъясняет, как использовать умственное осознавание, чтобы следовать за дыханием в медитации. Сюда входит мысленное слежение за тем как воздух втягивается и вытесняется из легких, с увеличением глубины дыхания и длительности между фазами вдоха и выдоха. На первом этапе ум следует за вдохом до тех пор, пока усилия вдоха не достигнут уровня шеи. При выдохе ум следует за усилиями выдоха вплоть до выхода воздуха из ноздрей. На следующем этапе ум следует за вдохом до уровня груди. Таким образом, при выдохе ум следует за движением выдоха на то же расстояние, до ноздрей. Затем ум следует за вдохом вниз, вплоть до коленей, после чего следует за выдохом на соответствующем отрезке до ноздрей. Наконец, ум следует за вдохом вниз до ступней ног, а потом следует за выдохом опять до ноздрей. Перемещая таким образом усилия дыхания по всему телу, мы, следовательно, упражняем ум. Геше Рабтен утверждает, что «делая подобное упражнение, мы достигаем контроля над дыханием и умом». Совершенствуясь в этом упражнении, мы учим ум анализировать и исследовать природу вдыхаемого воздуха.

Каждая личность уникальна, в каждом из нас заложен огромный потенциал к тому, чтобы реализовать себя и свои возможности для обретения всего желаемого. На собственном опыте, проживая его во всей полноте, а не из книг или методических пособий, вы обретаете себя, раскрываете всю силу и мощь своего потенциала и возможностей. Можно быть никем, можно вписаться в рамки и параметры, заданные социумом, а можно сотворить себя заново, обрести полную независимость и свободу от чужих мнений, суждений и каких-либо обязательств. Выбор за вами. .

Медитация дыхания пранаяма

Связь между дыханием и энергиями тонких тел становится все более явной, как только мы развиваем связи между умом и телом, особенно посредством пранаямы, этой науки дыхания. Медитация дыхания пранаяма предлагает широкий выбор средств по единению ума и тела. Самым знаменитым из них, вероятно, является попеременное носовое дыхание, хотя существует много иных особых упражнений в сочетании с умственным и дыхательным контролем. Пранаяма делает владение естественной связью между дыханием и тонкими энергиями по-настоящему виртуозным. Она выходит далеко за пределы просто наблюдения, обеспечивая управление и полностью осознанное манипулирование этой связью. Длина и вдоха, и выдоха, а также время между ними меняются, чтобы создать целый спектр дыхательных ритмов.

Просмотры 1 249

Намасте, уважаемые гости и читатели моего блога! С вами вновь Руслан Цвиркун и сегодня продолжим говорить о практиках, которые позволяют заглянуть вглубь себя. В статье — техника медитации на дыхание для начинающих, а также видео о том, как правильно дышать и наблюдать за собой во время практики. Попробуйте эту простую методику, она достаточно эффективна и является подготовительным этапом к более серьезным ступеням.
Итак начнем:

Дыхательная медитация — это такой вид медитации, когда внимание во время практики сосредоточивают на дыхании.

По своей сути это легкий вид пранаямы, и можно практиковать ее либо как отдельную медитацию либо совмещая с другими видами техник.

Наблюдая за своим дыханием, старайтесь как бы отстраниться, подняться над своим Умом и в результате ощутить себя отличным от своего тела.

Как правильно дышать при медитации

Дышите свободно и естественно. Не совершайте усилий, чтобы сделать вдох или выдох. Позвольте вашему дыханию быть свободным. Просто наблюдайте за ним не делая дополнительных усилий.

В любой технике медитативное дыхание должно оставаться свободным и непринужденным .

Наблюдая вы сможете заметить, что Ваше дыхание может действовать независимо от Вас, как часовой механизм, ровные вдохи и выдохи. Далее можно отметить, что и другие процессы в теле способны происходить без нашего вмешательства. Такие как пищеварение, кровообращение, рост тела и другие. Мы по сути не в силах контролировать доскональным образом все эти процессы. Как будто невидимая сила управляет всем этим.

На данном этапе наша основная цель не управлять процессами а ощутить себя, почувствовать, что отдельно есть мое тело, а есть «Я», «Сознание», «Личность», которая пребывает в этом теле. В одной из самых первых публикаций в своем блоге я говорил об этом, (читайте статью )

Хотя, конечно, в некоторых практиках йоги, научиться контролировать все эти процессы является целью, о чем можно найти подтверждение в древних Ведических источниках:
Бхагавад Гита 4.29

« Некоторые, чтобы войти в состояние транса, учатся управлять дыханием, принося выдыхаемый воздух в жертву вдыхаемому, а вдыхаемый в жертву выдыхаемому; в конце концов они полностью перестают дышать и погружаются в транс» .

Здесь описывается техника пранаямы, которую использую йоги в мистических практиках, чтобы полностью взять под контроль свое тело

Во время дыхания, переводите Ваше внимание на различные участки тела, начиная с макушки головы, а потом переключившись на кончики пальцев ног и поднимать внимание вверх, снова к макушке, стараясь полностью ощутить свое тело, наблюдать за ним.

Если ум отвлекается на посторонние мысли, возвращайте его к наблюдению за вдохами выдохами.

В результате такого упражнения, произойдет расслабление тела и возникнет спокойствие в Уме. Если практика прошла правильно и успешно, можно ощутить некий вкус Счастья и удовлетворения от проделанной работы.

Пошаговая техника выполнения

Вначале мы полностью расслабимся и подготовим тело, а далее начнем медитацию наблюдения за дыханием, для этого проделайте все шаги, которые описаны ниже:

  • примите , (наиболее популярная поза у практикующих — )
  • закройте глаза и начните наблюдать за своим дыханием
  • представляйте себя наблюдающим а не действующим
  • дыхание постепенно становится ровным и спокойным
  • наблюдайте за своим носом, как через него входит и выходит воздух
  • переведите внимание на глаза, полностью расслабьте их
  • расслабьте брови, лоб и далее все лицо
  • переведите внимание на уши и расслабьте их
  • переведите внимание на макушку головы
  • переведите внимание на кончики пальцев правой ноги
  • постепенно поднимайте ваше внимание выше к стопе, щиколотке, голени к бедру
  • проделайте тоже самое с левой ногой
  • переведите концентрацию внимания на кончики пальцев правой руки,
  • поднимайте внимание к кисти, локтю, плечу
  • тоже самое проделайте с левой рукой
  • переведите внимание к копчику и постепенно поднимайте его вверх к шее
  • почувствуйте полную расслабленность и спокойствие
  • переведите внимание в область сердца
  • теперь просто наблюдайте за тем как происходит вдох и выдох (5-10 минут)
  • сделайте глубокий вдох, откройте глаза и выйдите из медитации.

Упражнение длительной дыхательной медитации можно выполнять в любое время, но самые благоприятное это ранние утренние часы и вечер. Вы можете начать с 10 минут и увеличивать время по своим ощущениям.

Успех кроется в регулярности, если это делать время от времени, то несомненно эффект также будет, но глубины достичь будет намного сложней.

Что значит наблюдать за своим дыханием

Наблюдать за дыхание — значит смотреть на себя как бы со стороны, отслеживать момент вдоха и момент выдоха. При вдохе как бы мысленно фиксировать, что сейчас происходит вдох, а на выдохе выдох. Почувствовать, что тело само дышит, без наших усилий. Не пытайтесь вдыхать или выдыхать прилагая усилия, позвольте телу самому дышать. Вы как наблюдатель. Почувствуйте как воздух входит и выходит через ноздри. Наблюдайте за этим процессом.

Если Ум отвлекается, возвращайте его назад к наблюдению за дыханием.

Немного позже в этой статье появится видео, в котором я запишу урок по медитации на дыхание, слушая и повторяя за мной Вы быстро освоите эту технику.
Чтобы не пропустить выход видео подписывайтесь на новости моего блога . Просто введите свой адрес электронной почты и Вы станете первым, кто узнает о выходе этого видео урока.

На сегодня все, с вами был Руслан Цвиркун.
До новых встреч.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: