Как становятся монахами в миру. «три типа монашеской ситуации»

Епископ Лидский и Сморгонский Порфирий

Доклад председателя Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата епископа Лидского и Сморгонского Порфирия на монашеской секции Регионального этапа XXVI Рождественских образовательных чтений «Миссия монашества в современном мире» (Свято-Елисаветинский женский монастырь. Минск, 15 ноября 2017 года).

Досточтимые отцы игумены, матушки игумении, дорогие братия и сестры!

Свято-Елисаветинский монастырь уже во второй раз с большой любовью предоставил нам всем возможность здесь встретиться, за что позвольте выразить сердечную благодарность от всех участников матушке Игумении, отцу Андрею и всем сестрам обители.

Тема нашей монашеской секции Регионального этапа Рождественских чтений в этом году обозначена как «Миссия монашества в современном мире».

Церковное предание, история Церкви свидетельствуют о том, что монашество, несмотря на то, что оно отделено от мира, не относилось никогда безучастно к проблемам современного общества. Преподобная Мария Египетская, которая прожила сорок лет в пустыне и достигла невообразимых для нас высот духовной жизни, встретив авву Зосиму спрашивала, как живут императоры и простые христиане в миру. Междоусобные княжеские войны, потрясавшие русские земли, печалили Преподобную Евфросинию Полоцкую, она примиряла враждующих князей и бояр, организовывала монастыри, переписывала книги. Преподобная любила свою земную родину и с большим участием относилась к проблемам современников.

Монахи всегда были очень чувствительны к нуждам людей, будь это отдельная личность или все общество. Цель монашеской жизни – стяжать любовь, а любовь означает «горение сердца за всю тварь», по слову преподобного Исаака Сирина. Добродетель любви монах старается возделывать во всех областях своей монашеской жизни. В основе каждого монастырского устава лежит любовь к Богу и ближнему.

Справедливо человеческую жизнь сравнивают с волнующимся морем или стремительным потоком вод, которые уносят и поглощают все, что встречается на пути. В силу самых разных причин и проблем современного общества очень многие люди сегодня, если можно так сказать, потерпели крушение в своем житейском плавании, утратили вкус к жизни и чувствуют себя очень одинокими. Люди теряют ориентиры и не понимают направления своего пути. Миллионы людей суетятся, делают дела и в итоге создают пустыню, в которой задыхаются или же погибают от духовной жажды.

Как писал архиепископ Иоанн Сан-Францисский, «человек переворачивает горы своей энергией, воздвигает и разрушает целые города в очень короткие сроки. Но если мы вглядимся в его энергию и посмотрим на ее последствия, то увидим, что она не умножает добра в мире» .

Технический прогресс увеличил как скорость передвижения людей, так и процесс добывания земных ценностей. По логике вещей больше времени должно остаться на жизнь духа. Однако, наблюдая за тем, что происходит в современном мире, с уверенностью можно сказать, что люди не стали счастливее. Стандарты общества потребления поглощают не только тело человека, но и его душу. Сил, пространства и времени для чего-то возвышенного попросту не остается. Общая дезориентация в современном обществе, кажется, достигла своего апогея.

Многие задаются сегодня вопросом: что есть человек? Откуда он идет и куда? Какова цель человеческого существования? Люди сегодня как никогда ищут ответы на так называемые «вечные вопросы». Они остро нуждаются в обретении смысла жизни, духовно-нравственных принципов, которые бы наполнили их жизнь подлинным содержанием.

На всех нас лежит ответственность помочь нашим ближним обрести цель человеческого существования, согласно божественному откровению. Тайна жизни христианской – это тайна живого общения Бога и человека, начинающегося здесь на земле и продолжающегося в вечности.

Современному человеку монашество нередко представляется однородной массой людей, одетых в черное. Для тех, кто измеряет пользу и результат деятельности своей или чьей-то исключительно благами материальными, монашество может казаться бессмысленным и устаревшим пережитком прошлого. Но кто понимает необходимость молитвы за мир, кто ищет подлинного смысла своей жизни, тот знает и чувствует, что монахи – это люди, которые до конца и безраздельно отдали себя на служение Богу и ближнему.

Один молодой человек, наш с Вами современник, пребывающий в сомнениях и в поисках смысла жизни, посетив Псково-Печерский монастырь, писал:

«Там довелось мне встретить людей, очистивших свои сердца, усмиривших свои страсти, победивших свой эгоизм и дебелость плоти и уже здесь, на земле, излучавших удивительный свет, силу и теплоту. Мне больше не нужны были доказательства, что Царство Божие существует, потому что я видел и слышал живых свидетелей этого Царства . <…> Сам их образ действовал на мою душу очень сильно: как они говорили, как служили, как относились друг к другу и к людям. Все это запечатлелось в сердце и осталось на всю жизнь . <…> На примере старцев подвижников я увидел, что совершенство возможно достичь здесь, на земле, что Царство Божие находится не где-то далеко в космосе, а значительно ближе, в теплом, чистом, неравнодушном, любящем сердце» .

Однако важно помнить, что приводить ко Христу может только тот, кто сам стремится постоянно быть с Ним, спасать других может только тот, кто спасается сам. Тот огонь, который понудил нас оставить мир и пойти вслед за Господом, не должен погаснуть в наших сердцах, а должен разгораться в еще большее пламя любви к Богу и к нашим ближним. Монахи должны служить миру, но в чем, прежде всего, заключается это служение? Чем больше всего монах по роду своей жизни способен помочь миру?

Духовно-просветительская и социальная деятельность наших монастырей, несомненно, имеет важное значение. Но прежде всего в монастыре должны быть созданы условия для полноценной духовной жизни. Монахи должны иметь время для уединения, чтения святых отцов и келейной молитвы.

Прежде всего мы должны жить так, чтобы жизнь наша была Евангельской, соответствовала нашему предназначению и тогда наши молитвы, которые мы будем возносить Богу о наших ближних, испытывающих нужду, будут иметь огромное значение и великую силу. Молитва – это активная деятельность монаха, это самое ценное, что он может дать миру. Но только созидая себя духовно, монах своей молитвой может оказывать воздействие на других. В самом чине пострижения мы слышим напоминание монаху приучить себя к «всегдашней молитве Иисусовой».

Поистине удивительны законы духовной жизни! Одинокий отшельник, невидимый и неслышимый никем, творит дело, затрагивающее многих людей. Эта невидимая миру работа может иногда решить судьбу целого государства. Так преподобный Сергий Радонежский постом и молитвой помог русскому народу освободиться от татарского ига.

Ошибочно полагают некоторые, что когда монах уходит из мира и ведет уединенную молитвенную жизнь, он уходит от людей и теряет с ними связь. Никогда человек не бывает таким одиноким, как когда он разменивает свою жизнь на временные удовольствия и увязает в грехах. И никто не достигает такого чуткого понимания чужой жизни, как подвижник, который день и ночь служит Богу и молится за весь мир.

В первую очередь именно благодатная атмосфера молитвы делает наши монастыри такими притягательными для многих людей.

Помню, я где-то прочитал, что монастыри – это как бы запасные водоемы живой воды духовного воодушевления и подъема для приезжающих туда людей. Они питают и увлажняют, дают живительную и спасительную влагу душам жаждущих. Посещая монастырь, многие обретают мир души и бодрость сил, смысл и полноту жизни.

Наблюдая за монахами, многие понимают, что свободен не тот, кто может делать все, что он хочет, а тот, кто не привязан сердцем к богатству, кто каждый день побеждает в себе гордость, зависть, лукавство и другие немощи человеческой природы. А достигается это ежедневным трудом над самим собой. Нигде так быстро не успокаивается душа человеческая, как в месте, где нет роскоши, суеты, злобы и зависти, общей погони за модой, порабощающей не только тело, но и разум.

Сотрудниками Синодального отдела был проведен интересный опрос относительно того, что ждет от монашества современный мир? Среди респондентов были архипастыри и пастыри, игумены и игумении, монашествующие и миряне.

Ответы были такими:

– Люди хотят увидеть у монахов пример христианской жизни.

– Молитвы и примера жизни в соответствии с Евангельским учением.

– Мир ждет от монашества содержательного раскрытия сути христианской веры, яркого, зажигающего слова о Христе, причем, слова не богословского, слова не человеческой мудрости, а слова именно как свидетельства о возможности жизни во Христе.

– Современный человек ожидает от монашества бескомпромиссной борьбы против духа века сего, примера покаяния, самоотречения, пламенной любви и всецелого предания себя воле Божией. Церковный человек ищет в монастыре прообраз Царства Божия, а в монахе хочет видеть его глашатая, указывающего, к какой высоте и величию призван человек во Христе.

– Когда человек переступает порог монастыря, он должен чувствовать, что здесь совершенно другой мир, другое восприятие жизни.

Как видно из опроса, все респонденты разными словами говорили об одном и том же: мир ждет от монахов того, к чему они призваны самим Господом – жизни в Боге.

Преподобный Силуан Афонский говорил: «Как монах, я должен жить так, чтобы все поняли, что Бог «есть Сущий», что Он пребывает среди нас. К этому-то и призвано существующее монастырское братство и каждый отдельный монах» .

На одном собрании, посвященном миссии монашества в информационном пространстве, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации Русской Православной Церкви сказал о том, что в генетический код русского человека вписан интерес к монашеству. Монашество наложило печать святости на душу русского человека и сделало ее сродною подвигу, стремлению к Богу и небу. Через годы, столетия и тысячелетия монашество совершает свое богоугодное шествие, вселяя надежду, пример истинной евангельской жизни, идеалы любви, мира и добра в сердца людей.

Дай Бог, чтобы мы с вами, дорогие отцы игумены и матушки игумении, понимали всю ту великую ответственность, возложенную на нас самим Богом и делали все, что можем, чтобы пример нашей жизни открывал перед людьми красоту христианства и его высокое предназначение. Церковь доверила нам попечение как о тех людях, которые принимают монашество в наших монастырях, так и о тех, которые ищут у нас созидательного примера.

Христос ждет от своих последователей постоянной внутренней духовной борьбы, чтобы дух победил плоть, небесное начало в человеке победило плотяное, земное. Самый убедительный способ донести до человека истину православной веры – это показать ее на примере своей жизни. Пусть наши обители будут тихими пристанями, где беспокойная встревоженная совесть и отчаянные вопросы современного человека, стремящегося найти счастье и спокойствие, обрели бы правильный, точный и окончательный ответ на самый главный вопрос: кто я и зачем пришел в этот мир?

Настольная книга для монашествующих мирян. Сост. архимандрит Иоанн (Крестьянкин). – Печоры: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1998. С. 94.

Щербинин В.И. Сердце сокрушенно. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2016. С.122.

Там же. С. 185.

Там же. С. 215.

Молитвы старца Силуана. Житие преподобного старца Силуана Афонского, записи разных лет, молитвы. – М.: «Дар», 2006. С.171.

Мы привыкли проводить четкую разделительную черту между монашеством и семейной жизнью, но принципиальной разницы между ними нет просто потому, что это один и тот же путь – путь к Богу.
Св. блгв. кн. Петр и Феврония Муромские Сегодня часто говорят, что нынешнее христианство сильно отличается от христианства прошлого, ибо мир коренным образом изменился и современная цивилизация накладывает мощный отпечаток на бытие Церкви. Поэтому условия спасения сейчас для нас несколько другие, чем те, которые предлагали и предлагают святые отцы. На мой взгляд, подобное суждение глубоко ошибочно, ибо мир изменяется лишь во внешних и, надо сказать, несущественных своих формах, как это ни парадоксально звучит, поскольку суть человеческой жизни после грехопадения остается прежней.

Христианство прежних веков и нынешнего времени нисколько не отличаются

Христианство прежних веков и нынешнего времени нисколько не отличаются. Задачи христиан в деле спасения остаются теми же: исполнять заповеди Господни, молиться, поститься, участвовать в богослужении, делать добрые дела. Все это ведет к стяжанию духа мирного, о котором в свое время говорил преподобный старец Серафим. Не изменилось за историю христианства и главное – стараться избегать двух главных грехов: осуждения («Не судите , да не судимы будете», Мф. 7:1) и неблагодарности («Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите : ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе», 1 Фес. 5:16-18). Если есть в твоем сердце благодарение, если ты никого не осуждаешь, то «дух мирен» потихонечку приходит в твою душу.

Осуждение же отступает тогда, когда человек любит не абстрактной любовью все человечество[i] , но любит каждого отдельного человека, а уже через эту любовь учится любить и весь мир, частью которого всякий человек является. Примечательные слова есть у святого апостола Иоанна Богослова: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин. 2:15). Что же это, значит, не надо любить творение Божие? Нет, наоборот, его нужно любить, нужно восхищаться им и радоваться ему. Но под «миром» здесь понимается грех , исказивший красоту тварного мира и губящий ее. Тогда, конечно, от этого греха и от жизни во грехе надо отрекаться. Ведь подлинное содержание мирской жизни не заключается в пребывании в каких-либо клубах, кафе – в занятии тем, что опустошает душу… Труд, чадородие, воспитание детей, работа – вот что подразумевает наша мирская жизнь, вот что составляет истинную ее цель. И это не только можно – нужно любить! И благодарить Бога за все, что Он тебе дает.

Мы постоянно должны воспитывать в себе благожелательность

В чем должна проявляться такая любовь? В нашем отношении к тем, кто рядом с нами. Мы постоянно должны воспитывать в себе благожелательность. Мы должны стараться быть примером любящего человека. Мы должны ко всем относиться при этом мирно, уметь отличать догматическую истину, истину Православия от человеческих отношений.

Посмотрите, православным христианам приходится общаться с разными людьми, разного вероисповедания. Вот у меня был сосед-мусульманин – Ахмед. Мы с ним всегда хорошо общались, можно даже сказать, дружили. Я всегда относился к нему с любовью. Также у меня было много знакомых иудеев, я и их любил, но это не значит, что я исполнял закон Моисеев. Еще пример: в моем доме живет раввин, но я к нему отношусь с любовью. У нас никогда с ним не было никаких диспутов, мы всегда просто и по-человечески искренно относились друг к другу.

Господь говорит, что надо возлюбить не только ближнего, как самого себя (Мф. 22:39), но и врагов (Мф. 5:43-45), а здесь перед нами не враги. Поэтому я и всех своих студентов учу: давайте, как говорится, разделять, одно дело – наша любовь, которая должна проявляться во всем нашем существе. И совсем другое – наши убеждения в вере, которые должны оставаться нашими убеждениями, которые мы должны хранить независимо от добрых и хороших отношений к людям другой веры или национальности.
Преподобные Кирилл и Мария Радонежские Научиться такому дружелюбному, мирному и полюбовному отношению к людям мы можем на примерах, впитывая мудрость святых отцов и подвижников Церкви. Есть прекрасная духовная литература, например, «Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцов» или «Древний Патерик», где показывается, что смирение, смиренномудрие, доброе отношение, «дух мирен», о котором мы говорили, – вот то, чему мы обязаны учиться. В монашеской письменности это очень четко проявляется. Монашеская письменность, я бы так сказал, – это сосредоточие всего нашего духовного опыта. Этот опыт мы приобретаем, в первую очередь, личным путем, но поучиться опыту святых отцов нам просто необходимо, чтобы в спешке и горячности не оступиться.

Монашеская письменность – это сосредоточие всего нашего духовного опыта

При этом, конечно, чтение монашеской литературы не означает, что все мы должны становиться монахами. Часто можно слышать, что есть два пути: монашеская жизнь и жизнь семейная. Однако своим семинаристам я обычно говорю: у нас порой не понимают, кто такой монах. Монах – это не столько «один», «одинокий», сколько «единый». Значит это, что он в идеале един с самим собой и с Богом. Но единство с Богом – это идеал не только монашеской, а и вообще всякой христианской жизни. И я бы даже сказал так: монашество и семейная жизнь – это не два разных пути, а две разные обочины одной и той же дороги. Что очень важно, и та и другая стезя ведет к единой цели. А опыт достижения этой цели как раз и сосредоточен в основном в монашеских книгах.

Конечно, нужно признать, что монашеская стезя более короткая. Мирская стезя, которой я, например, проходил и прохожу до сих пор, связана со многими житейскими попечениями. Хочешь не хочешь, но ты должен многое делать. Если ты человек семейный – у тебя жена, дети, – ты должен о них заботиться, и тут могут быть всякие трудности и даже неприятности. Особенно важно для людей семейных понять и всегда помнить, что чадородие является великим подвигом и необходимым условием для спасения. У монаха – свои заботы и свои огорчения. Как-то я у одного спросил: «Ну что, отец, молишься?» А он мне в ответ: «Да какой там молюсь! У меня так желудок болит, что ничего на сердце нет (имеется в виду молитва)». Болезни – это тоже монашеское делание.

Однако в мирской жизни всякого рода попечения преизобилуют и непрестанно отвлекают от Бога. Встать на утреннюю, вечернюю молитву, в храме побывать, помолиться, приобщиться, причастившись, Богу иногда очень тяжело. Наши попечения нас раздергивают, отвлекают и не дают сосредоточиться. Отцы это явление называли «περισπασμός», то есть собственно «развлечение» и «отвлечение».
Некоторые говорят сейчас часто о том, что надо «развлечься» и «отвлечься». На самом же деле нужно, наоборот, соединиться с самим собой. Монах почему «единый»? Потому что он молится умом и сердцем, сосредотачивается на том, что он – образ Божий. Мы очень много усилий тратим на то, чтобы в мирской жизни этот образ в себе восстановить, но постоянно отвлекаемся от этой главной своей цели. Например, надо идти в магазин: что-то купить жене, допустим, платье или сапоги – старые совсем уже пришли в негодность. Бывает, стоишь на молитве, а в голове у тебя все эти попечения, весь этот мелочный «мусор», и все это мешает тебе. А у монаха – в тех совершенных примерах, которые нам являют святые монахи, такие, как преподобные Пимен Великий, Арсений Великий и другие, – таких попечений не было.

Но сонм святых огромен. В нем не только те святые, которые прославились совершением монашеских подвигов, но много и тех, кто жил в миру, людей семейных, воспитывавших детей и т.д. Но эти люди, посвящая свою жизнь родным и близким, удостоились духовной высоты, например, как святой апостол Петр. Святая Мелания Старшая сначала жила мирской жизнью, а после того, как осталась одна с единственным выжившим ребенком, отдала его на попечение Божие и избрала монашеский путь. Она в своей жизни сочетала два пути, пережив трагедию (гибель ближайших родственников), приняла монашество. Святые Петр и Феврония сначала тоже прожили в браке, а потом приняли постриг.

Более того, нам известны примеры святости и высоты духовной жизни, явленной мирянами, на которых Сам Бог указал для того, чтобы их совершенному житию подражали монахи. С таким случаем мы встречаемся в житии преподобного Макария Египетского.

Думается, настоящая православная мирская жизнь рано или поздно должна приводить к монашеству. Дело даже не в формальном постриге. Мы привыкли проводить четкую разделительную черту между монашеством и семейной жизнью, но, как я уже говорил, принципиальной разницы между ними нет просто потому, что это один и тот же путь – путь к Богу. Главное, что все должны быть едины. И в Церкви мы именно едины. Мы, по словам апостола Павла, составляем одно тело (1 Кор. 12:13). Нужно понимать, что каждый из нас в Теле Христовом выполняет свое назначение, только бы это было ради Бога, во славу Божию и, конечно, ради ближнего.

В этом-то есть неизменная в веках истина христианства.

Алексей Иванович Сидоров,

кандидат исторических наук, кандидат богословия,

доктор церковной истории,

профессор Сретенской духовной семинарии

Ключевые слова: семья, верность, любовь, монашество, путь, спасение, христианство

[i] «Любовь к человечеству - словесный блуд. Любовь к человеку конкретному, на нашем жизненном пути Богом данному, - дело практическое, требующее труда, усилия, борьбы с собой, своей леностью» (архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Авотинтересно,почемуиногдасвидомыеузнаютновостираньшенас?Например,явотузналаотом,чтоПутин, оказывается,наВалааме,тольковчеравечером,послепоявленияофициальнойинформациинапрезидентскомсайте,авотнекоторыесвидомые,насколькоянеошибаюсь,вопилиобэтомещёввоскресенье: «Ой-вэй,ой-вэй,шожонобудет-поукропиибольшойкрестный ходидёт,аПутинсПатриархомКирилломнаВалааме!Этонеспроста!Что-тозатевается!»

Может,свидомитыузнаютоновостяхраньшепотому,чтоследятзасвоимбогом (Путинбогхохлов)внимательнее,чеммызасвоимПрезидентом? Аможет,всёделов том,чтосвидомые,вотличиеотнас,негнушаютсясборомслухов,аслухииногдаоказываютсяправдивыми? Нучтоже,разтак,давайтеимысегоднянемножкослухипораспространяем.)))

Знаете,граждане,явотсмотрюнаэто фото с сайта Президента…

…имнекажется,чтослухотом,что Путинпринялмонашествов миру,появившийсяпослепоездкиПутинанаАфон,небезосновательный.

Давайтевспомним,чтотогдаписалнаАфтершокенеизвестный

«Первое, что надо помнить - Гора Афон имеет полную независимость от греческих властей и законов.

Второе - видящий, да увидит - Путин приветствует монахов Святой Горы как собрат , что очень хорошо видно на видео, и они также его приветствуют как собрата.

Третье - визит подчёркнуто говорит о том, что Путин прибыл на Святую Гору не в качестве главы государства или туриста, а как паломник - как сам президент, так и его сопровождающие без галстуков. То есть - он прибыл как простой паломник помолиться Господу.

Четвёртое - простого паломника определяют стоять во время Молебна на Царское место. Понимаете? Он прибыл туда не как глава государства, а его поставили стоять там, где место Императору. А это не простое место - оно находится напротив Царских врат, и символизирует прямые отношения Царя Небесного с царём православным. Но при этом - Путин не является царём в юридическом смысле, он не был помазан на Царство , и в этом смысле афонские монахи не имеют права совершить такую грубейшую ошибку, но они нисколько не возмущаются тому факту, что Путин встал там, где должен стоять Помазанник Божий.

И отсюда следует вывод -

Пятое - Путин принял православное монашество (есть форма монашества в миру , тот же великий русский философ Лосев), а значит в представлении афонских старцев имеет полное право занимать Царское место, ибо с одной стороны есть глава православной страны, а с другой стороны помазан Богу как монах…»

Вкомментахтамуказываютещё накое-какиепризнаки, чторанееотомже -тоестьопринятииПутиныммонашествавмиру-писал П. Шипилин, отметивший,что:

а)Путинотослалотсебяжену;

б)Путинрегулярнокуда-то«исчезает»: «Как рассказывают мои знакомые, каждый год в Великий пост, да и во время других постов Владимир Путин бывает в Спасо-Преображенском Валаамском ставропигиальном мужском монастыре, где исповедуется и причащается . К слову, Валаам — не единственная святая обитель, где он духовно окормляется. Причем, регулярно, а не от случая к случаю ...»

Нучто же. Пожалуй,ужеможносказать,чтослухиотом,чтововремясвоих «исчезновений»Путинпостится,молитсяи духовнокчему-тоготовится-непростослухиизразряда «знакомыерассказывают»,аправда.

Кчему,интересно,Государьготовилсянаэтотраз?Ядумаю,ктому,что:

ВближайшеевремяукрыначнутнаступлениенаДонбасс;

-Государюпридётсярешать -илисдаватьДонбасс,ИЛИ…

Кто такие монахи, где они живут и какую одежду носят? Что заставляет их выбирать именно столь непростой путь? Эти вопросы интересуют не только тех, кто собирается уйти в монастырь. Что же известно о людях, добровольно отказавшихся от мирских удовольствий и посвятивших себя богослужению?

Монастырь - что это такое

Для начала стоит разобраться в том, где живут монахи. Термин «монастырь» пришел в наш язык из греческого. Это слово означает «один, одинокий», используется по отношению к сообществам или людям, которые выбирают одиночество. Монастырь представляет собой религиозное собрание людей, принявших обет безбрачия и удалившихся от общества.

Традиционно монастырь обладает комплексом строений, в который входят церковные, хозяйственные и жилые помещения. Они используются в зависимости от нужд общины. Также каждый монастырь определяет свой устав, которому должны следовать все члены религиозной общины.

В наши дни сохранилось несколько разновидностей монастырей, в которых может протекать монашеская жизнь. Лавра представляет собой крупную мужскую обитель, которая является частью православной церкви. Киновией именуют христианскую общину, имеющую общежитский устав. Аббатство - католический храм, который подчиняется епископу или даже непосредственно папе. Также встречаются монашеские селения, именуемые пустынями, которые располагаются вдали от главного монастыря.

Историческая справка

Знание истории возникновения монастырей поможет лучше понять, кто такие монахи. В наши дни обители можно встретить во многих государствах мира. Считается, что они начали появляться с момента распространения христианства, что случилось в третьем веке нашей эры. Первыми монахами стали люди, которые уходили из городов в глушь и вели жизнь аскетов, тогда их называли отшельниками. Египет - родина монашества, именно в этой стране в 4 веке появилась первая киновия благодаря Пахомию Великому.

Вскоре после этого монастыри возникли сначала в Палестине, а затем и в европейских странах. Первые монастырские общины на Западе были созданы усилиями Афанасия Великого. Отцами Киево-Печерской лавры на Руси стали Антоний и Феодосий Печерские.

Кто такие монахи: общая информация

Настало время перейти к самому интересному. Кто такие монахи - вопрос, ответ на который занимает многих людей. Так называют тех, кто добровольно отринул мирские радости и посвятил жизнь богослужению. Монашество - это призвание, а не выбор, неудивительно, что лишь немногие избранные становятся монахами, тогда как все остальные покидают монастырские стены.

Постриг в монахи доступен не только для мужчин, но и для женщин. Последние также могут поселиться в монастыре, дав необходимые обеты. Были времена, когда не существовало женских и мужских монастырей. Эта практика была введена в 1504 году, именно тогда на Руси отменили совместные обители.

Жизнь монахов

Выше рассказывается о том, кто такие монахи. Какую же жизнь ведут люди, последовавшие своему призванию и посвятившие себя Богу? Постриг вовсе не означает то, что человек прекращает жизнь на земле. Он продолжает удовлетворять потребность во сне и пище. Конечно же, каждый монах имеет свои обязанности, трудится на благо людей или монастыря, что зовется послушанием.

Послушание - работа, которой обитатели монастыря занимаются тогда, когда свободны от богослужений. Она подразделяется на хозяйственную и воспитательную. Под хозяйственной работой подразумевается та, что направлена на поддержание порядка в обители. Каким именно трудом занят монах - решает настоятель. Воспитательная работа - это молитвы.

Каждая минута такого человека посвящена служению Бога. Его не тревожат земные цели и идеалы. День монаха проходит в молитвах, которые становятся для него своеобразным смыслом жизни.

Обеты

Ни для кого не секрет, что монахи дают обеты. Что представляет собой монашеский обет безбрачия? Человек, дающий подобное обещание, не только отказывается от возможности жениться. Этот обет подразумевает, что для него больше не играет роли пол. Телесная оболочка осталась в мире, который покинул монах, отныне для него важны исключительно души.

Также служитель Бога должен дать обет нестяжания. Прощаясь с миром, монах отказывается также от права на личную собственность. Это подразумевает, что он не может владеть ничем, даже если речь идет о шариковой ручке. Человек отказывается от собственности, так как больше в ней не нуждается. Все, чем пользуются монахи, к примеру, книги, является собственностью монастыря.

В чем заключается монашеский обет послушания? Это означает, что человек полностью отвергает свои желания. Его единственная цель отныне - единение с Господом, которому он ежечасно возносит молитвы. Однако сила воли остается при нем. Помимо этого, от монаха требуется беспрекословное выполнение распоряжений настоятеля. Это не является признаком покорности и раболепия, скорее помогает обрести мир и радость в душе.

Как стать монахом

Постриг в монахи - долгий путь, пройти который удается далеко не каждому претенденту. Многие люди осознают, что не способны расстаться с благами цивилизации, отказаться от возможности иметь семью и собственность. Дорога в служители Бога начинается с общения с духовником, который дает человеку, решившему проститься с мирской жизнью, полезные советы.

Далее претендент, если он еще не отказался от своего намерения, становится трудником - помощником у духовных лиц. Ему необходимо постоянно находиться в монастыре, следовать его уставу. Это дает человеку возможность понять, готов ли он проводить свою жизнь в молитвах и физическом труде, проститься с благами цивилизации, редко видеться с семьей. В среднем будущий монах идет по пути трудника около трех лет, после чего становится послушником. Продолжительность этой стадии определяется индивидуально, человек все еще волен в любой момент оставить монастырские стены. Если же он с честью выдерживает все испытания, его ждет постриг в монахи.

О санах

Жители нашей страны привыкли именовать священнослужителя «батюшкой». Это простонародное слово допустимо, однако нужно знать, что в православной церкви наблюдается строгая иерархия санов. Для начала стоит упомянуть о том, что все духовенство подразделяется на черное (дающее обет безбрачия) и белое (имеющее право создавать семью).

Семейным людям доступно лишь четыре православных сана: диакон, протодиакон, иерей и протоиерей. Многие отдают предпочтение именно этому пути, так как не желают полностью отказываться от мирской жизни. Какой же монашеский сан может получить человек, решившийся на это? Вариантов гораздо больше: иеродиакон, архидиакон, иеромонах, игумен, архимандрит и так далее. Также монах может стать епископом, архиепископом, митрополитом, патриархом.

Высший монашеский сан - патриарх. Удостоиться его может лишь человек, давший обет безбрачия. Известны случаи, когда семейные священнослужители, дети которых уже выросли, с согласия супруги уходят в монастырь и отказываются от мирской жизни. Бывает, что также поступают и их жены, доказательством чему может служить пример преподобных Февронии и Петра Муромских.

Одежда

Одежда монахов также вызывает живейший интерес у общественности. Подрясником называется длинное одеяние, достающее до пят. Оно обладает узкими рукавами, ворот застегнут наглухо. Подрясник представляет собой нижнее одеяние. Если его носит монах, изделие должно быть выполнено в черном цвете. Подрясники других цветов (серые, коричневые, белые, темно-синие) могут позволить себе лишь семейные священнослужители. Традиционно они изготавливаются из шерсти, сукна, сатина, льна.

Разумеется, одежда монахов - это не только подрясник. Верхнее одеяние человека, посвятившего себя Богу, именуется рясой. Традиционно оно обладает длинными и широкими рукавами. Наибольшее распространение получили черные рясы, однако также можно встретить белые, кремовые, серые, коричневые варианты.

Нельзя не упомянуть и монашеский головной убор - клобук. Он давно появился в церковной среде, изначально выглядел как мягкий колпак, созданный из простой материи. Современный колпак покрыт черным покрывалом, которое опускается ниже плеч. Чаще всего можно встретить черные клобуки, однако встречаются и изделия, выполненные в других цветах.

Кто не может стать монахом

Уход в монастырь - решение, которое может осуществить далеко не каждый человек. Считается, что люди не могут расстаться с мирской жизнью, если их удерживают от этого обязательства перед другими. Допустим, у кандидата есть маленькие дети, престарелые родители, родственники-инвалиды. Также о постриге не стоит задумываться тем, кто лечится от тяжелого заболевания. Это связано с тем, что человеку пришлось бы отказаться от качественного медицинского обслуживания.

Церковь, говоря откровенно, разделяет такие понятия, как монашество и жизнь в миру. До тех пор, пока вы не приняли монашество и не стали монахом, вы – живущий в миру. Действительно, если послушать батюшек, то к монашеству необходимо подготовиться. Этому есть несколько объяснений. Дело в том, что вы можете желать этого по неопытности, по незнанию мира. Другой вариант – обида на мир, на окружение. Очень многие молодые и уже не очень люди, как мужчины, так и девушки, желают обратиться в монашество после ссор с семьей. В церковь приходят мужчины чаще всего, у которых маленькие дети и не ладится быт с женой, порой с неофициальной женой. Они, желая уйти от проблем, стремятся в монахи. Есть и те, кто обращается в монахи из-за того, что в жизни не ладятся отношения с противоположным полом.

Что хочется сказать, перед тем, как стать монахом вам: свое решение стоит обдумать, т.к. придется привыкать к жизни в монастыре, это очень сложно. Проверьте себя в миру, справитесь ли вы с такой жизнью. Любой батюшка посоветует вам постараться подготовиться к принятию монашества в привычных условиях и тогда, если все получится, можно обратиться к настоятелю храма, к вашему духовнику, которому вы регулярно исповедуетесь. Чтобы подготовиться к монашеству в миру, вам необходимо:

  • соблюдать посты,
  • постоянно ходить в церковь, в храм (несколько раз в неделю),
  • ежедневно читать молитвы,
  • изучать и перечитывать Священное Писание, а так же работы святых отцов,
  • вставать утром в 5 часов утра,
  • стараться есть только постную пищу,
  • отказаться от просмотра телевизора и компьютерных игр,
  • не встречаться с друзьями и противоположным полом.

Если вас не смущает ничего из вышеперечисленного, то морально вы уже подготовились к монашеству. Теперь начните подготовку к монашеству и хотя бы один год выполняйте то, о чем прочли выше. Будет сложно, но если вы действительно считаете, что созданы для этого, вы справитесь с Божьей помощью.

Обратитесь в свой храм, куда регулярно ходите. Вам необходимо рассказать о своем решении священнику. В его силах понять вас или отговорить от ошибки, если это так и есть. Вы узнаете досконально, что такое собой монашеская жизнь, для чего она нужна, как ее принять, как привыкнуть и полюбить ее.

Далее духовник посоветует вам несколько монастырей, куда вам стоит отправиться со своим решением, пообщаться с наставником монастыря, увидеть сам монастырь. Вам могут предложить пожить в монастыре, не отказывайтесь от такой возможности, пока не узнаете, что это такое, ни за что не поймете, что вас ждет в полной мере.

Если вас все устраивает, и вы только подкрепили свою веру и укоренили желание стать монахом, вам предстоит длительная подготовка в стенах монастыря к постригу в монахи. Постриг, вот как правильно называют как стать монахом. Но не огорчайтесь, если вам посоветуют отправиться домой, подумать о своем решении. Значит, наставник монастыря видит, что вы сомневаетесь в своем решении. Сейчас, лучше узнав себя, отдохнув от бренного мира, вы, возможно, лучше его поймете, поймете людей и сможете .

В том случае, когда наставник считает вас готовым к постригу в монахи, вы не станете им тут же. Придется долгое время прожить в монастыре, забыть о человеческих благах, чтобы через некоторое время (для каждого оно свое, но зачастую это долгие годы) стать монахом.

Какие ограничения принимает человек в монашестве.

Монашество – серьезное решение, нельзя просто захотеть стать монахом и стать им, а потом перехотеть и уйти в мир. Вы должны понимать, что вместе с монашеством вы смиряетесь и идете на такие вещи, как жесткое ограничение. Какие ограничения встают перед тем, кто хочет стать монахом:

Соблюдение этих ограничений крайне сложно, но справиться можно со всем, если есть реальная вера, надежда в лучшее и любовь в Богу!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: