Какие бывают звоны колоколов. Виды колокольных звонов

Различают четыре вида канонических звонов, которые по отдельности или в комбинации составляют все разнообразие православного звона: благовест, трезвон перебор и перезвон. Благовест — одиночные мерные удары в один из больших колоколов click to see more .

Трезвон — собственно сам звон, все, или несколько одновременно звучащих колоколов .

Перебор — по одному удару в каждый колокол от малого к большому с последующим ударом «во вся», чаще это погребальный перебор.

Перезвон — поочередные удары в каждый колокол от большого к малому (без удара «во вся»).

click at this page О благовесте

Как уже отмечалось в предыдущем занятии благовествующие колокола называются благовестниками и они делятся на праздничные/воскресные, будничные и постные. При наличии на колокольне нескольких благовестников звонарь может подчеркивать торжественность богослужения, выбирая колокола-благовестники по весу. Чем больше празднуемое событие, тем больше колокол. Эта закономерность отражается и в названии благовестников.

Праздничный благовестник используется в праздник Святой Пасхи и в двунадесятые праздники. Настоятель Храма может благословить использование праздничного колокола и в иные дни, например, при освящении престола в храме, или престольные праздники. Праздничный колокол должен быть самым большим по весу в наборе колоколов.

Воскресный благовестник используется в воскресные дни и в великие праздники. При наличии праздничного колокола, воскресный должен быть вторым по весу.

Полиелейный благовестник (если в наборе достаточно благовестников) используется в дни, когда совершается полиелейное Богослужение (в Типиконе оно обозначается особым знаком - красным крестом). Это следующий по весу за воскресным колокол.

Будничный (простодневный) колокол используется в будние дни седмицы, а также шестеричные и славословные службы. Соответственно, следующий по весу за полиелейным.

Постный колокол используется в качестве благовестника только в Великий пост. Во все остальные посты звон происходит по обычному циклу.

Если на колокольне недостаточно колоколов-благовестников, то праздничный и воскресный благовестники могут быть представлены одним колоколом, а полиелейный, будничный и постный — другим по определению настоятеля.

О самом звоне, или трезвоне

Собственно звоном называется звучание, когда используют сразу все колокола поочередно, или же несколько колоколов одновременно. Звон во все колокола разделяется на: трезвон, перезвон, перебор.

Трезвон — это звон во все колокола, по своей форме он не ограничен, поэтому звонарь сам выбирает состав используемых колоколов, а также ритмику, динамику и композицию. Трезвон выражает собой христианскую радость и торжество. В нем участвуют обычно все три группы колоколов, каждая из которых имеет свою партию.

По установившейся традиции в трезвоне может участвовать только тот благовестник, который участвовал в благовесте перед началом данного богослужения (меньший можно, но не больший). При исполнении отдельно трезвона обычно выделяют три отрезка: начало (затравка), собственно тре-звон и окончание (концовка). Затравка представляет собой короткий по времени ритмический фрагмент, например, с использованием только зазвонных колоколов, чтобы перейти от благовеста к основному звону. Основная часть звона может совершаться с небольшими паузами в один, два или три приема (стиха, серии). Причем каждый такая серия звона может иметь свою ритмику, темп, динамику и композицию. Между сериями могут быть паузы, либо каждая серия оканчивается аккордом во все колокола одним, двумя, или тремя по порядку серии. Звон в один прием называется просто звон, звон в два приема — двузвон, и звон в три приема — трезвон. Перед вечерней совершается звон в один приём, так как это первая служба дня; перед утреней, поскольку это вторая служба, звон проводится в две серии; перед Литургией — в три серии (стиха). По сложившейся к настоящему времени традиции это правило не соблюдается и звон с трезвоном стали синонимами. В обиходной речи глагол «потрезвонь» означает «просто позвони» без смыслового подтекста дать три серии. А традиция заканчивать серию аккордом превратилась в концовку звона и заключается в троекратном аккорде во все колокола во славу Святой Троице.

Звонить или не звонить сериями и указания по характеру звона определяет и дает настоятель храма. Трезвон должен соответствовать характеру богослужения, праздника или события, при котором идет звон, соблюдая при его исполнении определенную умеренность, избегая различных излишеств. Не принято «ломать» ритм благовестника, нужно выдержать на протяжении всего звона один темп, можно немного ускоряться и замедляться, но основной темп должен быть выдержан. Уставом определяется продолжительность звона в минутах. Например, пятиминутный трезвон, или настоятель говорит: «Звоните подольше».

Схематически структуру звона можно изобразить в таком виде:

БЛАГОВЕСТ ТРЕЗВОН=ЗВОН
3 удара 37 ударов затравка 1-ый прием 2-ой прием 3-ий прием концовка
3*40” 37* 6”=222 20” 20”
2.0 мин. 3,7 мин. 0,3 мин. 3-5 мин. 3-5 мин. 3-5 мин. 0,3 мин.
5-6 минут 10-15 минут

У трезвона есть две разновидности — «красный звон» и «звон в двои». О «красном звоне» можно сказать следующее: в Типиконе встречается выражение: «звон в красных» (Типикон, гл. 49). Красными в старину называли средние (подзвонные) колокола за их приятный голос. Слово красный имеет в церковно-славянском языке значение «красивый, миловидный, прекрасный». Поэтому «красным» именуют трезвон, отличающийся красотой и разнообразием ритмических фигур, создающий ощущение сугубого торжества и ликования. Красный звон обычно бывает при кафедральных соборах, монастырях, лаврах, т. е. там, где имеется большое количество колоколов, в составе которых много больших и средних колоколов. Красный звон обычно совершается несколькими звонарями, когда каждый звонарь н средних колоколах исполняет свою партию. Красный звон уместно применять в Великие Праздники, при особо торжественных и радостных событиях в Церкви.

Звон «в двои» используется вместо трезвона, когда желательно применить трезвон, но правила и характер службы не позволяют трезвонить по-праздничному. Звонят «в двои» ударами в постовой и меньший следующий за ним колокол поочередно с последующим ударом в оба. Такой звон совершается перед малой Вечерней, Литургией Преждеосвященных Даров, после Утрени Великой Среды и в ряде других случаев.

О переборе

Перебор является похоронным, погребальным звоном, который выражает грусть и скорбь об усопшем и символизирует земную жизнь человека от его рождения до смерти и надежу на жизнь вечную. Этот звон совершается медленным перебором колоколов, от самого маленького до самого большого, символизируя собою возрастающую жизнь человеческую на земле, от младенческого возраста до зрелости и возмужалости, а одновременный удар во все колокола означает пресечение земной жизни человеческой смертью, при которой все, что приобретено человеком для жизни сей, оставляется. Звонарь медленно ударяет по одному разу в каждый колокол и «во вся». При переборе удары в колокол обычно совершаются, пока звук от предыдущего удара полностью не прекратится. Здесь спешка не нужна и звонарь должен добиваться особого проникновения путем равномерного увеличения пауз при чередовании ударов (с учетом индивидуального звучания колоколов) и сильного и синхронного удара «во вся». Такой перебор может осуществляться многократно в зависимости от хода процессии по выносу почившего их храма до ворот, либо до места захоронения, но обязательно должен доводиться до конца и заканчиваться ударом «во вся».

Скорбный похоронный перебор может заканчиваться кратким трезвоном, выражающим радостную христианскую веру в воскресение усопшего (хотя в некоторых руководствах по звону указано не совершать при отпевании усопших трезвона). Таким образом, после отпевания, при выносе усопшего из храма, совершается перебор, оканчивающийся трезвоном. При отпевании и погребении иереев, иеромонахов, архимандритов и архиереев совершается несколько иной перебор. Сначала ударяют в большой колокол 12 раз, потом следует перебор, снова 12 раз в большой колокол и снова перебор и т. д. При внесении тела в храм совершается трезвон. По прочтении разрешительной молитвы — трезвон. При вынесении тела из храма, снова указанный перебор, а по поставлении тела в могилу бывает трезвон.

О перезвоне

Перезвон представляет собой печально-торжественный звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько раз), начиная с самого большого и до самого малого. По установившейся традиции в конце перезвона нет удара во все колокола, так называемого «во вся». В богослужебной практике он производится для того, чтобы подчеркнуть важность предстоящей службы или действа и используется, как звон относящийся к Господу Богу.

Перезвон по одному разу в каждый колокол с ударом «во вся» является наиболее печальным и совершается только два раза в году: на Великую Пятницу и в Великую Субботу в день Крестной Смерти Господа и Его вольного погребения. На вечерне Великого Пятка, перед выносом Плащаницы, во время пения «Тебе одеющегося …» полагается медленный перезвон по одному разу в каждый колокол, а по положении Плащаницы посреди храма — тотчас трезвон. На утрени Великой Субботы, начиная с пения «Великого Славословия» и в продолжение всего крестного хода с Плащаницею вокруг храма, полагается перезвон, такой же, как и при выносе Плащаницы, когда же внесут Плащаницу в храм и дойдут с Нею до Царских Врат — тотчас трезвон. Чтобы скорбный звон, относящийся к Спасителю нашему, по манере исполнения не был одинаков с погребальным звоном (перебором) для простых смертных и грешных, людей, перезвон обычно осуществляется более быстрыми и равномерными ударами и символизирует «истощение сил» Господа нашего Иисуса Христа.

Три раза в году на утрени в день Воздвижения Креста Господня, в Неделю Крестопоклонную Великого Поста и в день Происхождения Честных Древ, перед выносом креста из алтаря во время пения «Великого Славословия», бывает перезвон, при котором медленно ударяют по три раза (в некоторых местностях по 1 разу) в каждый колокол от самого большого до малого. Когда же крест вынесен на середину храма и положен на аналой бывает трезвон.

(как правило, отлитый из так называемой колокольной бронзы), источник звука, имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, ударяющийся изнутри о стенки. Известны также колокола без языка, по которым бьют молоточком или бревном снаружи.

Колокола используются в религиозных целях (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов Богослужения) и в музыке. Известно употребление колокола в общественно-политических целях (как набат, для созыва граждан на собрание (вече)).

Классический колокол как музыкальный инструмент

Колокола средних размеров и включены уже давно в разряд ударных музыкальных инструментов, имеющих определенную звучность. Колокола бывают различных величин и всех строев. Чем колокол больше, тем ниже его строй. Каждый колокол издает только один звук. Партия для колоколов средних размеров пишется в басовом ключе, для колоколов малых размеров - в скрипичном. Колокола средних размеров звучат октавой выше написанных нот.

Применение колоколов более низкого строя невозможно, вследствие их размеров и веса, которые препятствовали бы их помещению на сцене или эстраде. Так, для звука до 1-й октавы потребовался бы колокол весом в 2862 кг, а для звука октавой ниже в церкви св. Павла в Лондоне был употреблен колокол весом в 22900 кг. О более низких звуках и говорить нечего. Они потребовали бы новгородского колокола (31000 кг), московского (70500 кг) или Царь-Колокола (350800 кг). В 4-м акте оперы «Гугеноты» Мейербер применил для набата наиболее низкие из употребительных колоколов, издающих звуки фа 1-й октавы и до 2-й. Колокола применяются в симфоническом и оперном оркестрах ради особых эффектов, связанных с сюжетом. В партитуре пишется одна партия для колоколов числом от 1 до 3, строи которых обозначаются в начале партитуры. Звуки колоколов средних размеров имеют торжественный характер.

С конца XIX в театрах стали применять колокола-колпаки (timbres) из литой бронзы с довольно тонкими стенками, не столь громоздкие и издающие более низкие звуки, чем набор обыкновенных театральных колоколов.

В XX в. для имитации колокольного звона используются уже не классические колокола, а так называемые оркестровые, в виде длинных трубок. См. колокола (музыкальный инструмент).


Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Потому православный колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения, но служит и выражением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона и каждый из них имеет свое название и значение.

Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида: благовест и собственно звон.

Благовестом называются мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к Богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения.

Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а затем уже следуют мерные удары. Если колокол очень большого или огромного размера, то эти мерные удары производятся качающимся языком в оба края колокола. Если же колокол сравнительно небольшой, то в таком случае язык его притягивается веревкой довольно близко к его краю, на веревку кладется доска и нажимом ноги производятся удары.

Благовест,в свою очередь, бывает двух видов:

1. Обыкновенный или частый - производится самым большим колоколом;

2. Постный или редкий - производится меньшим по величине колоколом, в седмичные дни Великого Поста.

Если при храме имеются несколько больших колоколов, а это бывает при кафедральных соборах, больших монастырях, лаврах, тогда большие колокола, в соответствии своему назначению, различаются на следующие колокола: 1) праздничный; 2) воскресный; 3) полиелейный; 4) простодневный или будничный; 5) пятый или малый колокол .

Обычно в приходских храмах больших колоколов бывает не больше двух или трех.

Собственно звоном называется звон, когда звонят сразу во все колокола или же в несколько колоколов.

Он бывает нескольких видов:

1. Трезвон — это звон во все колокола, затем маленький перерыв, и второй звон во все колокола, снова маленький перерыв, и третий раз звон во все колокола, т. е. звон во все колокола трижды или звон в три приема.

Трезвон выражает собою христианскую радость, торжество.

В наше время трезвоном стали называть не только звон во все колокола трижды, но, вообще, звон во все колокола.

2. Двузвон — это звон во все колокола дважды, в два приема.

3. Перезвон — это звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов в каждый колокол), начиная с большого и до самого малого, и так повторяют много раз.

4. Перебор — это медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу, начиная с самого малого и заканчивая самым большим, а после удара в большой колокол, ударяют во все колокола вместе сразу, и так повторяют много раз.

Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида:

1. Благовест

2. Собственно звон

БЛАГОВЕСТ

Благовестом называется мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к Богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения.

Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а затем уже следуют мерные удары. Если колокол очень большого или огромного размера, то эти мерные удары производятся качающимся языком в оба края колокола. Если же колокол сравнительно небольшой, то в таком случае язык его притягивается веревкой довольно близко к его краю, на веревку кладется доска и нажимом ноги производятся удары.

Благовест в свою очередь делится на два вида:

1. Обыкновенный или частый и производится самым большим колоколом; и

2. постный или редкий, производится меньшим по величине колоколом, в седмичные дни Великого Поста.

Если при храме имеются несколько больших колоколов, а это бывает при кафедральных соборах, больших монастырях, лаврах, тогда большие колокола, в соответствии своему назначению, различаются на следующие колокола: 1) праздничный; 2) воскресный; 3) полиелейный; 4) простодневный или будничный; 5) пятый или малый колокол.

Обычно в приходских храмах больших колоколов бывает не больше двух или трех.

СОБСТВЕННО ЗВОН

Собственно звоном называется звон, когда звонят сразу во все колокола или же в несколько колоколов.

Звон во все колокола различается на:

1. Трезвон – это звон во все колокола, затем маленький перерыв, и второй звон во все колокола, снова маленький перерыв, и третий раз звон во все колокола, т. е. звон во все колокола трижды или звон в три приема.

Трезвон выражает собою христианскую радость, торжество.

В наше время трезвоном стали называть не только звон во все колокола трижды, но, вообще, звон во все колокола.

2. Двузвон – это звон во все колокола дважды, в два приема.

3. Перезвон – это звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов в каждый колокол), начиная с большого и до самого малого, и так повторяют много раз.

4. Перебор – это медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу, начиная с самого малого и до большого, а после удара в большой колокол, ударяют во все колокола вместе сразу, и так повторяют много раз.

Перебор, иначе похоронный или погребальный звон , выражает грусть и скорбь об усопшем. Он совершается, как уже сказано было выше, в обратном порядке, чем перезвон, т. е. медленно ударяют по одному разу в каждый колокол с самого малого и до самого большого, а после этого ударяют одновременно во все колокола. Этот скорбный похоронный перебор обязательно заканчивается кратким трезвоном, выражающим радостную христианскую веру в воскресение усопшего.

Существует еще так называемый красный звон во все колокола («во вся тяжкая»).

Красный звон бывает при кафедральных соборах, монастырях, лаврах, т. е. там, где имеется большое количество колоколов, в составе которых много больших колоколов. Красный звон совершается несколькими звонарями, в количестве пяти человек и больше.

Красный звон бывает в Великие Праздники, при торжественных и радостных событиях в Церкви, а также для отдания почести епархиальному архиерею.

Всполошным или набатным звоном называется непрерывные, частые удары в большой колокол. В набат или всполох звонили во время тревоги по случаю пожара, наводнения, мятежа, нашествия врагов или другого какого-нибудь общественного бедствия.

«Вечевыми» колоколами назывались колокола, которыми жители Новгорода и Пскова созывали народ на вече, т. е. на народное собрание.

Победа над неприятелем и возвращение полков с поля брани возвещалось радостным, торжественным трезвоном во все колокола.

Наши русские звонари достигли высокого мастерства в колокольном звоне и прославились на весь мир. Много туристов приезжало из Европы, Англии и Америки на Праздник Пасхи в Москву, слушать пасхальный звон. В этот «праздников Праздник» в Москве, в общей сложности всех храмов, звонили боле 5.000 колоколов. Тот, Кто слышал Московский пасхальный звон, тот никогда его не мог забыть. Это была «единственная в мире симфония», как пишет о том писатель И. Шмелев.

Этот мощный, торжественный звон переливался, по всей Москве, различными мелодиями каждого храма и возносился от земли к небу, как победный гимн Воскресшему Христу.

(В основу указаний о порядке звона положена гл. образом практика Русской Православной Церкви (центр. России). Эта практика создана и утверждена многовековым опытом и бытом Русского Православного народа, т. е. самою жизнью Соборной Церкви).

БОУ «Андреевская ООШ»

Колокольные звоны

Журавлева Екатерина

Руководитель: ,

учитель музыки

учебный год

Краткая аннотация проекта

Актуальность проекта обусловлена необходимостью более глубокого изучения культурных традиций русского народа, воспитанию у детей музыкальной культуры, развитию музыкального слуха, а также повышением уровня исследовательской деятельности детей.

Направляющие вопросы

Основополагающий вопрос:

Что такое колокольный звон?

Вопросы учебной темы:

1. Что такое колокольный звон?

2. Какие существуют виды колокольных звонов?

3. Какие бывают колокола?

4. Когда звонят колокола?

5. Работа звонницы и колокольни

6. Значение колокольных звонов

План проекта

Подготовительный этап:

· Подбор информационных ресурсов по теме проекта: энциклопедии, справочники, список научно-популярной и художественной литературы , Интернет-ресурсы

· Подготовка презентации для выявления представлений и интересов школьников

1 этап – Погружение в проект:

* Представление вводной презентации

* Выявление предварительных представлений по учебным вопросам

* Объявление о создании в группе выставки «Колокола»

2 этап – Организации деятельности:

* Совместное планирование исследования и оформления результатов. Выбор формы представления работы.

* Анализ проблемных вопросов по темам исследований, выдвижение гипотез, определение целей исследования

3 этап – Осуществление деятельности:

* Групповая работа по темам исследований: поиск, обсуждение полученной информации

* Представление промежуточных результатов

* Сбор разных видов колоколов для выставки

* Фотографирование детей за работой

4 этап – Презентация:

* Презентация итоговой работы

5 этап – Заключительный

* Подведение итогов работы над проектом.

Мы исследуем

Колокол по своей основной функции - музыкальный инструмент. Кроме того, это - памятник истории и материальной культуры, произведение художественного литья, памятник письменности, механическая система. Все эти аспекты должны стать объектом исследования соответствующих специалистов.

На протяжении многих веков колокола сопровождали своим звоном жизнь народа. Они размеряли течение дней, возвещая время трудиться и время отдыхать, время бодрствовать и время спать, время веселью и время скорби. Они оповещали о грозящем стихийном бедствии и о приближении врага, они созывали мужчин для борьбы с неприятелем и встречали торжественным звоном победителей, собирали граждан для обсуждения важных дел и призывали народ к восстаниям в годы тирании. Звук вечевого колокола был сигналом к народным собраниям в древнерусских феодальных республиках Новгороде и Пскове,- недаром назвал «Колоколом» свой журнал, посвященный борьбе с самодержавием.

ВИДЫ КОЛОКОЛЬНЫХ ЗВОНОВ На сегодняшний день в христианском мире существуют три вида колокольного звона , каждый из которых предъявляет свои требования и к колоколам.

1. Православный звон - в его основе лежат ритм с присущей ему динамикой и взаимодействием тембров. Поэтому в колоколах ценится прежде всего благозвучие (благо-лепие) и богатство тембров, а абсолютное значение основного тона здесь роли не играет. Количество колоколов в звоннице обычно от 5 до 12. Звон осущест-вляется раскачкой языка, к которому предъявляются определенные требования. Благозвучие достигается грамотным подбором колоколов и мастерством звонаря.

2. Католический звон - в его основе лежат одиночные или двойные удары облегченного языка о качающийся или вращающийся колокол, который обычно оснащен противовесом с тем, чтобы центр тяжести проходил через ось вращения. Количество колоколов в звоннице обычно от 2 до 6. По традиции колокола подбираются или отливаются под определенный основной тон с ограниченным количеством обертонов. Отсюда звон сам по себе не так богат и зависит от количества колоколов, а также амплитуды их качания или скорости вращения, поэтому квалификация звонаря особого значения не имеет. В некоторых странах наравне с традиционным звоном практикуется и звон путем раскачки языка.

3. Кариольный звон - в его основе лежит исполнение звонарем мелодий по нотам с использованием набора колоколов, составляющих звукоряд в 2 - 5 полных октав. Звон, как правило, осуществляется клавишным устройством (напоминающим клавиатуру органа). Оно приводит в движение языки или молотки колоколов через механические тяги или электромагнитные приводы. Колокола обычно подтачиваются точно в ноту, при этом стараются убрать лишние обертона и сократить время его звучания до 4 - 5 секунд, иначе это будет мешать исполнению мелодии. Если карильон оснастить автоматическим программным управлением в виде барабана или электромагнитного устройства, то он превращается в куранты.

В церкви различают 4 канонических звона : благовест, перебор, перезвон и трезвон.

Благовест - один из наиболее древних звонов Православной Церкви и называется так потому, что несет Благую, радостную весть о начале Богослужения. Этот звон также оповещает о совершении таинства евхаристии на Литургии и о чтении Евангелия в других службах. Благовест может звучать как самостоятельно, так и в составе других звонов.

Перебор - или погребальный (похоронный, проводной) звон выражает грусть и скорбь об усопшем и состоит из двух частей: непосредственно канонической (как такового перебора) и свободной (трезвона).

Перезвон - более сложный по сравнению с благовестом и перебором. Он состоит также из двух частей: канонической (т. е. самого перезвона) и свободной (трезвона). Классически перезвон представляет собой звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько раз в каждый), начиная с большего и до самого малого (иногда с ударом "во вся"), и так повторяют много раз.

Трезвон - наиболее сложный по сравнению с другими каноническими звонами, но и является наиболее ярким в музыкальном отношении выражением колокольного звона, так как трезвон по своей форме не ограничен церковными уставами и поэтому различен как по составу используемых колоколов, так и имеет разнообразную форму исполнения, ритм, фактуру и инструментовку.

КАКИЕ БЫВАЮТ КОЛОКОЛА?

При многих церквах бывают обычно несколько колоколов, и они различаются между собой величиной и силой звука, и объединяются по этим признакам в три основные группы:

I группа - БАСОВЫЕ

Благовестник

Праздничный

Полиелейный

Воскресный

Постовой

II группа - ТЕНОРОВЫЕ И АЛЬТОВЫЕ (Подзвонные)

III группа - ТРИОЛЬНЫЕ (Зазвонные)

Во многих храмах различаются следующие колокола:

Праздничный

Воскресный

Полиелейный

Простодневный (будничный)

Малый (или пятый)

Колокола бывают разные. Церковные, музыкальные, для домашнего скота, колокольчики для выпускников, для Последнего звонка

https://pandia.ru/text/78/176/images/image005_102.jpg" alt="Колокола Тихвина" width="335" height="301">

https://pandia.ru/text/78/176/images/image007_95.gif" alt="Картинки" width="302" height="251 src=">

Лечение колокольным звоном" отмечает: "Российские исследователи еще в 70-х годах прошлого века установили, что такие недуги, как беспричинное беспокойство, страхи, нервозность и бессонница , прекрасно исцеляются колокольным звоном.

Сделанные (но неоцененные государством) выводы были просто потрясающими. Оказывается, аудиозапись малинового звона успокаивающе действует даже на самых нервных. А прослушивание музыкальных произведений, исполненных на колоколах, излечивает тяжелейшие виды депрессий и других психических заболеваний. Прекрасно излечивает бессонницу и малиновый церковный звон." Очень рекомендует целителям, да и всем людям, заботящимся о своем духовном благополучии использовать колокольный звон!

Вообще, замечено, когда в церкви регулярно используется колокол, то число прихожан увеличивается в 2-3 раза! Лечебное очищающее воздействие такой службы увеличивается тоже в разы!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ефименко по этнографии.., с. 168, 141

2. Израилев колокола и звоны. М., 1884.
3. Оловянишников колоколов и колокололитейное искусство. М., 1912, с. 42-43.

4. Смоленский Ст. О колокольном звоне в России.- Русская музыкальная газета, 1907, № 9-10, 4-11 марта, стб. 265.
5. Энциклопедический словарь юного музыканта. Москва Педагогика, 1985



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: