Какой известный древнегреческий скульптор создал статую зевса. Статуя зевса в олимпии

Статуя Зевса в Олимпии – это единственное из 7 чудес света, располагавшееся в Европе. Сегодня на территории, где находился храм Зевса Олимпийского, создан археологический музей.

Вконтакте

Одноклассники

Храм Зевса, Олимпия (Sarah Murray) Руины храма Зевса, Олимпия (Roy L) Храма Зевса в Олимпии (Ronny Siegel) Развалины храма Зевса в Олимпии (DAVID HOLT) Сстолбы храма Зевса, упавшие после землетрясения в V веке (Davida De La Harpe) Храма Зевса (Sarah Murray) Sarah Murray Внутри музея (Sarah Murray) Внутри музея (Sarah Murray) Davida De La Harpe Institute for the Study of the Ancient World Sarah Murray

Олимпия – небольшой греческий городок, а скорее даже деревня, расположенная на Пелопонесском полуострове, в 150 км. западнее Афин. Это своеобразный центр обслуживания археологического участка и музейных комплексов. А еще пару веков тому назад Олимпия являлась главным религиозным и культурным центром Эллады. Современный же город мало чем привлекателен, а вот его история и археологические памятники ежегодно притягивают к себе тысячи туристов.

Древня Эллада – колыбель европейской цивилизации. Здесь зародились науки, демократия, культура и искусства. Именно здесь, на Пелопоннесском полуострове в Олимпии, когда-то находилось четвертое чудо света – статуя Зевса Олимпийского. Примерная дата создания «чуда» – V в. до н.э. Автор – величайший скульптор древнего мира Фидий.

Олимпия в эллинскую эпоху во многом уступала величию Афин, но именно она являлась центром религиозной жизни Эллады и родиной античных игр. Олимпийские игры, имевшие многовековую историю, неизменно посвящались верховному богу Олимпа – Зевсу.

В 410 г. до н.э. «Стаж» олимпийских соревнований, проводимых в честь Зевса, уже перевалил трехсотлетний рубеж, а на всей Аттике еще не было возведено ни одного значимого храма, где бы возносились почести главному божеству Эллады. Дабы избежать гнева небесного владыки, был объявлен сбор пожертвований для строительства святилища.

О том, какую роль играл Зевс в Олимпии, говорит тот факт, что олимпийцы не поскупились для любимого бога: выстроенный в кратчайшие сроки храм впечатлял своим величием и богатством. При его строительстве был использован самые дорогие материалы – мрамор и ракушечник.

Размеры сооружения были под стать величию Зевса: общая площадь храма составляла 1728 кв. м., высота достигала 10,6 м. Автором проекта стал архитектор Либон.

Над отделкой и внутренним убранством святилища трудились лучшие мастера эпохи: внешние стены были украшены барельефами, изображавшими 12 подвигов Геракла, интерьер был украшен мозаикой и изобиловал золотом.

Храма Зевса в Олимпии (Ronny Siegel)

Храм Зевса в Олимпии: создание святыни

Храм Зевса в Олимпии являлся одной их самых значимых святынь древней Эллады.

Строение было возведено в 471 – 456 гг. до н.э. и приурочено победе над персами, в ходе которой были добыты немалые трофеи. Именно они и пошли на строительство храма. Также посильное участие в возведении святилища любимому божеству приняли и обычные граждане Олимпии, пожертвовавшие свои личные средства.

Руины храма Зевса, Олимпия (Sarah Murray)

Автор проекта – архитектор элейец Либон. Строение, по признанию ряда историков, относится к раннекласическим храмам дорического стиля. Это было самое большое дорическое строение на все Пелопоннесе, и именно оно является классическим образом общегреческого стиля.

Храм представлял собой строение из 6 колонн поставленных по ширине и 13 по длине основания.

Главным строительным материалом был мрамор и ракушечник. Строение достигало 22 м. в высоту, а в основании представляло собой правильный прямоугольник 27×64 м.

Фронтоны храма были декорированы групповыми скульптурными композициями. Так вход в святилище – целлу, украшали фризы с метопами, изображавшими 12 подвигов любимого греческого героя – Геракла.

Храма Зевса (Sarah Murray)

Западная часть была посвящена битве лапифов с кентаврами (автор – афинский скульптор Алкамен), восточная сторона повествовала о подготовке к состязаниям на колесницах Пелопса, от которого и пошло название полуострова Пелопоннес, и Эномая (автор – меидский мастер Пеоний).

Однако, в первую очередь, Храм Зевса Олимпийского был известен не своим архитектурным обликом, а ее «властителем» – статуей бога-Громовержца, работы известного афинского мастера Фидия. Скульптуру еще называют Седьмым чудом древнего мира.

История святилища была недолгой. В 406 г. н.э. оно было уничтожено по приказу византийского правителя Феодосия II, боровшегося с языческими культами. А в 522 и 551 годах, во время сильных землетрясений, Храм Зевса в Олимпии был окончательно утрачен.

Статуя Зевса Олимпийского: автор скульптуры

Храм для Зевса в Олимпии был выстроен за десять лет, но не во время его возведения, ни несколько лет спустя он так и не обрел своего «хозяина» – греки долго определяли мастера, достойного воплотить образ бога в статуе.

В конце концов, выбор пал на Фидия, известного творца из Афин, воплотившего в камне почти весь пантеон богов, в том числе и знаменитую Афину Парфенос для Парфенона.

Статуя Юпитера - древнеримского бога громовержца. Эрмитаж,
Санкт-Петербург

Фидий подошел к делу обстоятельно – он потребовал выстроить возле святилища мастерскую, которая по своим габаритам была схожа с храмом, затребовал самые лучшие образцы слоновой кости и 200 кг. золота.

В работе ему помоги его ученик Колот и брат Панен, вызванные из Афин. Скульптура верховного бога, как и большинство работ мастера, была исполнена в хрисоэлефантинной технике – в основе лежал деревянный каркас, который был покрыт тончайшими пластинками кости слона и золота.

Вся работа велась в строжайшей секретности. Скульптор прятал статую Зевса от посторонних глаз за занавесом, из-за чего простые обыватели решили, что сам бог спускается позировать мастеру.

Результат был ошеломляющий. Перед зрителями явился олимпийский владыка, восседавший на троне. Он был облачен в золотые одежды, руки его держали скипетр с орлом и символ победы – крылатую богиню Нику. Чело было увенчано венцом из листьев золотой оливы. Основание трона было украшено изображениями богов и мифологическими сюжетами.

Высота скульптурной композиции составила, по различным источникам от 12 до 17 м. У каждого входящего в святилище создавалось впечатление, что Зевс, если он захочет встать, сможет снести крышу храма.

Для дополнительного эффекта одушевленности статуи, Фидий велел расположить у ног Зевса бассейн с водой, покрытый тончайшей пленкой масла. Блики света, отражавшиеся от маслянистой воды, озаряли свечением голову и плечи гиганта. В результате оптического обмана, люди верили, что от памятника исходит божья благодать.

Так статуя Зевса в Олимпии стала местом паломничества – каждый стремился узреть бога воочию.

Судьба шедевра

Статуя Зевса в Олимпии была открыта для общественности в 435 г. до н.э., но до наших дней памятник не сохранился. Скульптурная композиция несколько раз подвергалась разрушениям.

Вид на руины храма Зевса, Олимпия (Roy L)

Первые серьезные повреждения были получены во время землетрясения, произошедшего во II в. до н.э. Реставрация была поручена скульптору Димофонту из Мессен.

Благодаря тому, что скульптура была выполнена в хрисоэлефантинной технике, удалось довольно быстро привести ее в порядок, заменив несколько испорченных пластин.

Существуют сведения, что дальнейшей целостности шедевра грозила прихоть римского императора Калигулы, возжелавшего насадить на плечи греческого бога лицо одного из римских божеств, и таким образом, попрать религиозные чувства угнетенного народа.

Есть также сведения, что памятник Зевсу в Олимпии был существенно испорчен во время гражданской смуты во II в. н.э.

Study of the Ancient World

Окончательная гибель памятника началась в 391 г. н.э. Римляне, утвердившие в качестве официальной религии христианство, поспешили закрыть все бастионы язычества на подвластной им греческой территории.

Со статуи Зевса были сняты все золотые детали, а сама она постепенно разрушалась. Последние сведения о статуе датируются V в.

Согласно ряду источников, из Олимпии скульптура Зевса была перевезена в Константинополь, где была утеряна во время пожара. По другой версии – статуя оставалась на греческой земле и сгорела вместе с храмом.

Судьба Фидия — автора статуи Зевса Олимпийского

Плачевной оказалась и судьба мастера, подарившего миру одно из чудес света. Согласно ряду сведений, Фидий так и не вернулся в Афины.

Он был обвинен в растрате золота, предназначавшего для статуи Зевса. Однако мастер быстро доказал свою невиновность, сняв все золотые элементы со скульптуры и взвесив их. Вскоре его вновь обвинили, на сей раз в непочтительности к богам, в том числе и к верховному олимпийскому богу Зевсу, и бросили в темницу.

Существует и версия того, что Фидий, спустя 6-7 лет после возведения статуи, был забыт обществом, влачил нищенское существование и умер вдали от родных Афин.

Современность: археологический музей

Статуя Зевса в Олимпии – это единственное из семи чудес света, располагавшееся на материковой части Европы. Вплоть до конца XIX в. о существовании скульптуры было известно лишь из описаний древнегреческих историков.

Ученые со всего света долгое время пытались отыскать материальные свидетельства существования рукотворного чуда, и лишь в 1857 г. были найдены останки святилища олимпийского бога.

Внутри музея (Sarah Murray)

В 1954 – 1958 гг. неподалеку от храма возобновились археологические раскопки, в результате которых удалось обнаружить мастерскую афинского мастера и его инструменты, с помощью которых он обрабатывал слоновую кость и золото.

Здесь же была найдена чаша с надписью – «Я принадлежу Фидию».

Сегодня на территории, где некогда восседала статуя Зевса Олимпийского, расположился археологический музей. В нем собраны редчайшие экспонаты, когда-то находившиеся в храме – 3-х метровые фигуры с фронтонов храма, элементы мозаики, части скульптур других божеств, сохранившиеся работы Фидия и др.

В музее представлено и художественное полотно, на котором изображена статуя громовержца – утерянное чудо света. Картина является своеобразной творческой реконструкцией скульптуры, в основу которой были положены описания древнегреческих историков и сама статуя Зевса в Олимпии – уменьшенная мраморная копия работы неизвестного автора I в. н.э., находящаяся в Эрмитаже.

Трехметровый мраморный Зевс Олимпийский был найден во время археологических раскопок в Риме и продан в конце XIX в. разорившимся итальянским коллекционером русскому музею. Многие ученые предполагают, что копия утерянного чуда света очень точно воспроизводит оригинал.

В древнегреческом мире было воздвигнуто много храмов, посвященных Зевсу, важнейшему из греческих богов.

В одном из этих храмов, в древнегреческом полисе Олимпия, находилось одно из Семи чудес света Древнего мира – Статуя Зевса – величайшее из скульптурных достижений античной истории.

Интересно то, что это единственное чудо света, которое находилось в материковой части .

Олимпийские игры

История греческого города Олимпия тесно связана с мифами о боге-громовержце Зевсе. Согласно легендам, именно здесь он одержал победу над своим отцом титаном Кроносом и низверг его в Тартар.

Чтобы почтить эти события и величие верховного бога Олимпа, в VII веке до нашей эры, здесь были организованы состязания атлетов на силу и ловкость. Они проводились раз в четыре года и сначала не имели такого массового характера.

Затем Олимпийские игры стали широко известны по всему греческому миру и по другим странам, так религиозный ритуал стал носить и политический характер.

В Олимпию стали приезжать многие греки, чтобы поприсутствовать на Олимпийских играх.

И чтобы подчеркнуть их значительность, возникла необходимость построить большой храм для поклонения Зевсу, и еще более грандиозное изображение — изображение бога-громовержца, объекта культа.

Сначала был сооружён храм – место, где стояло третье из семи чудес света. Сооружение было возведено архитектором Лебоном из соседней Элиды в 466-456 годах до нашей эры.

Святилище было целиком изготовлено из мрамора, выполнено в дорическом стиле, преобладающем архитектурном стиле того времени.

В этой же манере был выполнен знаменитый . Вот только святилище в Олимпии было гораздо крупнее по размерам и величественнее, чем храмы, построенные в то же время.

Высота равнялась двадцати метрам, ширина – двадцати восьми метрам, а длина составляла шестьдесят четыре метра.

Мраморная крыша держалась на тринадцати десятиметровых колоннах. И все же этот грандиозный храм был лишь защитой для главного объекта поклонения – статуи Зевса.

Скульптура Фидия

Статуя Зевса Олимпийского – это работа известнейшего в то время скульптора Фидия, который был родом из Афин.

У себя на родине он уже создал великолепную статую богини Афины в Парфеноне. Но оказался в центре политического скандала и был обвинен в хищении материалов во время работы над изваянием богини.

Фидий даже был отправлен в тюрьму.

После того, как его выкупили из тюрьмы почитатели его творчества, творец был вынужден покинуть Афины и отправился в Олимпию. Он приступил к созданию скульптуры Зевса в 435 году до нашей эры.

Ему помогали способный ученик Колот и художник Панен, который был братом скульптора.

Фидий разработал уникальную скульптурную технику для создания столь величественного изваяния. Ведь высота фигуры Зевса составляла около пятнадцати метров.

Необходимо было что-то придумать, чтобы статуя не разрушалась под собственным весом. Похожую технику он использовал и при создании скульптуры Афины Парфенос.

Сначала Фидий установил деревянный каркас, затем покрыл его тонкими пластинами из слоновой кости, изображавшими кожу Зевса, волосы и наряд бога были изготовлены из листов золота.

Эти части были идеально подогнаны друг к другу.

Трон Зевса был столь же впечатляющим, построенным из кедра, инкрустированным слоновой костью и драгоценными металлами, расписанным художником Паненом картинами из мифов о богах и героях.

На каждой ножке было изображение Ники, богини победы, перекладины содержали сцены битв с амазонками и состязаний атлетов.

Голова и плечи бога распространяли свет, а глаза блестели так, как будто сверкали молнии. Этот эффект был достигнут Фидием весьма занятным способом.

У подножья изваяния был вырублен резервуар, заполненный водой, а сверху было разлито темное масло. Лучи солнца, попадавшие в храм из дверей, отражались от маслянистой поверхности и озаряли верхнюю часть бога-громовержца.

Статую Зевса Фидий созидал в особой мастерской, которая располагалось неподалеку от храма. Его обнаружили в ходе раскопок немецкие археологи.

Здесь были найдены орудия труда скульпторов, остатки литейного цеха, а также яма с бракованными деталями. Эта находка пролила свет на то, каким образом было создано одно и семи чудес света.

Дальнейшая история статуи

Статуе Зевса в Олимпии поклонялись более восьмисот лет. За ней тщательно ухаживали, чтобы материалы не портились, обрабатывали маслом слоновые пластины, а также проводили реставрацию.

За годы своего существования скульптура пережила много катаклизмов: в нее неоднократно ударяла молния, было много землетрясений, золотые пластины и драгоценности бывали украдены.

После покорения Греции Римской империей император Калигула пытался захватить статую и увезти в свой дворец. Но, по легенде, когда солдаты пришли в храм, Зевс рассмеялся им в лицо со своего трона и обратил в бегство.

В 391 году нашей эры, когда Греция полностью перешла в христианскую веру, римский император Феодосий I запретил Олимпийские игры и всяческое поклонение языческим богам, все храмы были упразднены.

Статуя Зевса тогда была разграблена, а то, что от нее осталось, увезено в Константинополь, где она полностью была уничтожена при пожаре в императорском дворце в 462 году нашей эры.

Древняя Греция стала родиной двух чудес света: статуи Зевса и Колосса Родосского. Оба шедевра не сохранились до наших дней, а с изваянием владыки Олимпа и вовсе произошла каверзная история. Многие полагают, что она находилась в одноименном храме в Афинах, но на самом деле легендарная статуя Зевса размещалась в деревушке Олимпия на Пелопоннесе . В честь знаменитого громовержца здесь возвели монументальный дворец, известный сегодня как храм Зевса в Олимпии. В наши дни от сооружения остались лишь руины, но даже по реконструкциям виден высочайший уровень мастерства, которым обладала архитектурная школа того времени.

Градостроительство и особенности архитектуры Древней Греции служили своеобразным идеалом совершенства. Как славилась в средние века романская и готическая архитектура западной Европы, так в античный период образцом для подражания было древнее царство греков.

Влияние греческой школы встречается в сооружениях крупной и малой форм у государств Северного Причерноморья, царств Аравии, Сасанидской империи (Иран). Многие элементы позаимствовала романская архитектура Западной Европы, в том числе знаменитые базилики, монастыри и церкви св Марии (Санта Мария). Не осталась в стороне даже готическая архитектура Восточной и Северной Европы.

И чем больше исследуют древние города и гробницы с артефактами, тем сильнее ощущается уровень развития строительства, которым обладало раннее греческое царство. Храм Зевса в Олимпии – одно из недостижимых сооружений античности, вершина архитектуры дорического ордера. Раскопки оставшихся от Олимпийского святилища руин позволили реконструировать первоначальный облик дворца и восстановить историю возведения храма.

Строительство храма

Небольшому поселению Олимпия на северо-западе Пелопоннеса суждено было сыграть значительную роль в мировой истории.

С древнейших времен на этих землях было заложено крупное святилище богини Геи. Здесь же Геракл заложил традицию проведения Олимпийских игр , которая существует и поныне. Но это все было ранее, а в период эпохи расцвета греческой цивилизации царил культ Зевса, поэтому новую святыню посвятили именно ему.

Храм Зевса начали строить в 472 г. до н.э. Как и храм Аполлона Эпикурия, дворец громовержца связан с военными действиями: его возведению предшествовало легендарное сражение греков с персами. Окрыленные победой жители Эллады не скупились на пожертвования, и строительство времени заняло немного. Для дворца подбирались строительные конструкции из самых лучших материалов, а выполняли работы опытнейшие зодчие Греции. Украшением храма стали рельефные изваяния, памятники и роскошная статуя Зевса работы великого Фидия. Завершение строительства датируется 456 г. до н.э.

По восстановленным планам Олимпии, храм располагался в самом центре Священной рощи (Альтиса). С запада он соседствовал с мастерской Фидия, а с восточной и северной стороны дворец окружали скульптуры и вотивные дары. Для античных греков храм Зевса был важнейшей святыней. По значимости с ним сравнимы лишь византийский собор Софии или знаменитейший дворец Азии Тадж-Махал.

Утрата былого величия античного дворца связана с кризисом греческой цивилизации, а затем и упадком римской республики. С приходом христианства храм был разрушен, а уцелевшие фрагменты скрыли под слоем песка мощные землетрясения 520-550 гг. Раскопать останки и восстановить облик святыни археологи смогли только в 19 веке.

Архитектурные достопримечательности

Возведенный лучшими зодчими Греции дворец стал самым крупнейшим на Пелопоннесе: длина основания составляла 64 м, а ширина 28 м.

Храм Зевса в Олимпии представляет собой дорический периметр, т.е. со всех сторон здание окружено колоннадой (к слову, позднее этот стиль частично примет школа средневизантийской архитектуры). На торцах культового сооружения насчитывалось 6 колонн, а на боковых сторонах по 13. Причем все они были идеальной формы, т.е. это самый первый образчик классического стиля греческой архитектуры.

Особый интерес исследователей вызывает декор храма. На фронтонах и метопах размещались скульптурные группы, обыгрывающие мифологические сюжеты. Композиция восточного фронтона повествует о состязаниях между Пелопсом и Эномаем, за которыми зорко наблюдает Зевс. Западный фронтон демонстрирует сцены из битвы лапифов с кентаврами, а на метопы нанесены 12 подвигов Геракла. Фрагменты этих скульптурных групп были найдены и частично восстановлены.

Главная особенность храма – монументальная статуя Зевса Олимпийского, которая впоследствии стала одним из чудес света. Величественное изваяние, исполненное из черного дерева, слоновой кости, золота и драгоценных камней, поражало входящего в храм. Высота восседающей на троне фигуры составляла 10 метров: казалось, что если громовержец встанет, то он возвысится даже над самим храмом. Скульптура располагалась в центре зала, а по бокам тянулись смотровые галереи. К сожалению, этот шедевр был утерян еще в античные времена.

Реконструкция облика дворца Зевса позволила понять, что греческие храмы были столь же величественны, как возведенные в средние века церкви и монастыри архитектуры Западной и Восточной Европы. Хотя в XI-XIII вв развитие строительства было совсем на другом уровне.

Сегодня на месте святилища остались лишь руины, но даже маленькая частичка храма стоит внимания современных туристов, ведь она несет в себе величие античных времен.

Как добраться до Храма Зевса в Олимпии

Чтобы своими глазами полюбоваться колоннами древнего святилища, необходимо отправиться на Пелопоннес, в городок Олимпия.

Еще раз предостерегаем: не перепутайте храм со статуей Зевса в Олимпии и храм Зевса Олимпийского, находящийся у акрополя в Афинах!

Олимпия – небольшое поселение, основную часть которого составляет археологический комплекс. Своего транспорта здесь нет, путешественников привозят туристические автобусы или общественный транспорт других городов. Если экскурсионным путевкам вы предпочитаете самостоятельные поездки, то добраться до храма Зевса в Олимпии можно тремя способами.

Автобусы из Афин

Из греческой столицы с улицы Кифису, где расположен терминал А, дважды в день курсируют прямые рейсы до Олимпии (через Пиргос). Время отправления автобуса из Афин 09:30 и 13:00, дорога займет 5,5 часов, а билет обойдется в 28 евро.

Кроме того, с этой же автобусной стоянки каждый час (с 06:30 до 21:30) ходят автобусы до Пиргоса. Здесь необходимо пересесть на автобус до Олимпии, который курсирует ежечасно.

Автобусы из Патр

Если вы отдыхаете на Пелопоннесе, то проще всего до Олимпии доехать из Патр. Отсюда до Пиргоса в день курсирует 10 автобусных рейсов (с 05:30 до 20:30). Дорога займет 1,5 часа + пересадка в Пиргосе и еще 30 мин пути до Археологического комплекса в Олимпии.

Поездка на авто

Путешественникам, предпочитающим общественному транспорту арендованное авто, проще простого добраться в любой уголок Греции, достаточно только сориентироваться по дорожной карте. Из Афин до Олимпии обычно едут по маршруту Коринф-Патры-Олимпия. Время в пути занимает порядка 6 часов. Альтернативная трасса пролегает через Коринф и Триполи.

Храм Зевса в Олимпии на карте Греции

Для наглядного ориентирования предлагаем вашему вниманию карту, на которой отмечено местоположение храма. К слову, будьте внимательны при поиске удобного маршрута, так как часто возникает все та же путаница между храмом Зевса Олимпийского в Афинах и археологическим комплексом в Олимпии.

Условия посещения Олимпии

Посетить древнее святилище и обозреть храм Зевса и другие памятники религиозного культа может каждый желающий.

В археологическом парке сохранился 21 фрагмент античного комплекса, в том числе фронтонные скульптуры и изваяния. На территории расположено 3 музея: археологический, исторический и музей Олимпийских игр. В отличие от афинской версии храма Зевса, в Олимпии недостатка в достопримечательностях нет. Чтобы не упустить ничего интересного лучше запланировать пребывание на 2 дня, тем более что в городке расположено много уютных гостиниц.

Часы работы

Руины античных зданий и дворца Зевса в археологическом комплексе Олимпии доступны для посещения ежедневно.

Режим работы заведения корректируется в зависимости от сезона. С мая по октябрь ворота комплекса открыты с 8:30 до 19:00. В зимний период (ноябрь-апрель) рабочий день сокращается на два часа: с 8:30 до 17:00. В выходные дни музей работает до 15:00.

Несмотря на указанный график, обычно новых посетителей не впускают на территорию уже за 2-3 часа до закрытия. Этот момент особенно важно учитывать путешественникам, приезжающим на один день из других городов.

Стоимость билетов

С 2016 года чтобы оказаться за стеной, ограждающей раскопки древнего святилища, необходимо приобретать комплексный билет на посещение парка. Заплатив 12 евро, туристы могут осмотреть храм Зевса и руины древних алтарей, погулять по территории и ознакомиться с экспонатами всех трех музеев. Для обладателей льгот цена прохода снизится ровно вдвое – до 6 евро.

В особые дни вход на территорию свободный. Бесплатно ознакомиться с наследием античности можно в следующие даты:

  • 18 мая (День музеев);
  • Последние выходные сентября (Дни европейского наследия);
  • Первое воскресенье месяца (только с 1 ноября по 31 марта);
  • 6 марта (День памяти Мелина Меркури)
  • 18 апреля (День памятников).

Храм Зевса в Олимпии – один из лучших представителей классической греческой архитектуры. Даже по дошедшим до нас фрагментам видно величие античного сооружения и кропотливая работа архитектора и скульпторов.

Вконтакте

Одноклассники

Статуя Зевса Олимпийского - работа Фидия. Выдающееся произведение античной скульптуры, одно из бывших семи чудес света. Находилась в храме Зевса Олимпийского, в Олимпии - городе в области Элида, на северо-западе полуострова Пелопоннес, где с 776 г. до н. э. по 394 г. н. э. каждые четыре года проводились Олимпийские игры - состязания греческих, а затем и римских спортсменов. Греки считали несчастными тех, кто не видел статую Зевса в храме.

Создание храма

Уже более 300 лет проводились Олимпийские игры. Они были очень популярны среди народа. Проводились они в честь бога Зевса. Но в Греции до сих пор не было возведено главного храма в честь Зевса. В 470 г. до н. э. в Греции начали собирать пожертвования на строительство этого храма. Строительство храма началось в 470 г. до н. э. и закончилось в 456 г. до н. э. Руководил строительством архитектор Либон, сведения о котором до нас не дошли.

Описание храма

По преданиям, храм был великолепен. Весь храм, включая крышу, был построен из мрамора. Его окружали 34 массивные колонны из ракушечника. Каждая была высотой в 10,5 метров и толщиной более 2 метров. Площадь храма составляла 64×27 м. На наружных стенах храма располагались плиты с барельефами, с изображениями 12 подвигов Геракла. Бронзовые двери, высотой в 10 метров, открывали вход в культовое помещение храма. В V веке до н.э. граждане Олимпии решили построить храм Зевса. Величественное здание возводилось между 466 и 456 гг. до н.э. Оно было сооружено из огромных каменных блоков, и его окружали массивные колонны. В течение нескольких лет после окончания строительства в храме не было достойной статуи Зевса, хотя довольно скоро решили, что она необходима. В качестве создателя статуи был избран знаменитый афинский скульптор.

Создание статуи

Строительство храма заняло около 10 лет. Но статуя Зевса появилась в нём не сразу. Греки решили пригласить знаменитого афинского скульптора Фидия, для создания статуи Зевса. Фидий успел к этому времени создать две знаменитые статуи Афины («Афину Промахос» и «Афину Парфенос». К сожалению, ни одно из его творений до нашего времени не сохранилось). По его приказу была построена мастерская в 80 метрах от храма. Эта мастерская точно соответствовала размеру храма. Там он, с двумя своими помощниками, которые были ему нужны только как сборщики мусора, за огромным пурпурным занавесом создал статую Бога-громовержца в хрисоэлефантинной технике. Сам Фидий был очень придирчив к материалу, который ему доставляли. Особенно он был придирчив к слоновой кости, из которой он создал тело бога. Затем под усиленной охраной в храм к ногам громовержца внесли драгоценные каменья и 200 кг чистого золота. По современным расценкам стоимость одного только золота, пошедшего на отделку статуи, составляла около 8 млн долларов.

Описание статуи

Золотом были покрыты накидка, которая закрывала часть тела Зевса, скипетр с орлом, который он держал в левой руке, статуя богини победы - Ника, которую он держал в правой руке и венок из ветвей оливы у Зевса на голове. Ноги Зевса покоились на скамеечке, которую поддерживали два льва. Рельефы трона прославляли, в первую очередь, самого Зевса. На ножках трона были изображены четыре танцующие Ники. Также были изображены кентавры, лапифы, подвиги Тесея и Геракла, фрески, изображающие битву греков с амазонками. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла по разным данным от 12 до 17 метров. Создавалось впечатление «что если бы он (Зевс) захотел бы встать с трона, то снёс бы крышу». Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека.

"Бог сидит на троне, его фигура сделана из золота и слоновой кости, на голове у него венок как бы из ветвей маслины, на правой руке он держит богиню победы, сделанную также из слоновой кости и золота. У нее на голове повязка и венок. В левой руке бога скипетр, украшенный всякого рода металлами. Сидящая на скипетре птица - орел. Обувь бога и верхняя одежда - также из золота, а на одежде - изображения разных животных и полевых лилий" (Павсаний. «Описание Эллады». )

Зевс Громовержец был главным богом у древних греков. Вместе с женой Герой и детьми он, по преданию, жил на вершине Олимпа - самой высокой горы на Балканах, расположенной в Северной Греции. Отсюда и наименование классических богов древней Греции - «олимпийские». Вслед за горой Олимп наименование Олимпия получил и город на полуострове Пелопоннес, где в античности проводились спортивные состязания. Греки считали, что сам Зевс завещал им состязаться в силе, быстроте и ловкости. Сначала в играх участвовали только жители Элиды, но очень скоро слава об Олимпийских играх облетела всю Грецию, и сюда стали приезжать воины. Но вооруженных людей не подпускали к Олимпии, объясняя им, что побеждать нужно силой и ловкостью, а не железом.

На время Олимпийских игр в Греции прекращались войны.

В V в. до н. э. жители Олимпии решили, что незачем Зевсу взирать на состязания с вершины горы, а хорошо бы ему переехать поближе к спортивной столице. Поэтому они воздвигли на площади города храм в честь Громовержца. Здание получилось большим и красивым. В длину оно достигало - 64, в ширину - 28, а внутри высота, от пола до потолка, равнялась - 20 метрам. Сами греки не считали эту постройку выдающейся: в их стране было много и других красивых зданий. Знаменитый скульптор Фидий вырезал фигуру бога из дерева и обложил его плитами из розовой слоновой кости, и потому тело казалось живым. Громовержец сидел на огромном позолоченном троне. В одной руке он держал символ власти - скипетр с орлом; на раскрытой ладони другой руки стояла статуэтка Ники, богини Победы.

По преданию, когда Фидий закончил свою работу, он спросил: «Ты доволен, Зевс?». В ответ раздался удар грома, и пол перед троном треснул.

Семь столетий Зевс, доброжелательно улыбаясь, наблюдал за спортсменами, пока во II в. н. э. не случилось мощное землетрясение, сильно повредившее статую. Но игры в Олимпии все равно продолжались: спортсмены верили, что им помогает если не храмовая статуя, то сам бог, восседающий на вершине горы. Конец спортивным состязаниям положил в 394 г. христианский император Феодосий I, запретивший за два года до этого все языческие культы.

После запрета Олимпийских игр воры обдирали статую Зевса, похищая золото и слоновую кость. Все, что осталось от знаменитой скульптуры Фидия, вывезли из Греции в город Константинополь, но там деревянная скульптура сгорела во время сильного пожара. Так погибло третье чудо света, но основанные, согласно легенде, Громовержцем Олимпийские игры были восстановлены в конце XIX века и сейчас собирают атлетов уже со всего мира, готовых померяться силой в самых разных видах спорта.

Открытие статуи

В 435 г. до н. э. состоялось торжественное открытие статуи. На Зевса пришли посмотреть самые влиятельные люди Греции. Они были поражены увиденным. Глаза громовержца ярко сверкали. Создавалось такое впечатление, что в них рождаются молнии. Вся голова и плечи бога сверкали божественным светом. Сам Фидий ушел в глубину храма и оттуда наблюдал за восторженной публикой. Для того, чтобы голова и плечи громовержца сверкали, он приказал вырубить у подножья статуи прямоугольный бассейн. Поверх воды в нём наливалось оливковое масло: поток света из дверей падает на тёмную маслянистую поверхность, и отраженные лучи устремляются вверх, освещая плечи и голову Зевса. Возникала полная иллюзия того, что этот свет льётся от бога к людям. Говорили, что сам громовержец спустился с небес, для того, чтобы позировать Фидию. Судьба самого Фидия до сих пор осталась неизвестной. По одной версии он, спустя 3 года, был осужден и брошен в тюрьму, где и умер вскоре. По другой версии он прожил ещё 6-7 лет, став на старости лет изгоем, и умер в забвении.

Современник писал :

«Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ,
Или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел?».

Судьба третьего чуда света

Около 40 г н. э. римский император Калигула захотел перенести статую Зевса к себе в Рим. За ней были посланы рабочие. Но, по легенде, статуя расхохоталась, и рабочие в ужасе разбежались. Статуя пострадала после землетрясения во II веке до н. э., затем была отреставрирована скульптором Димофонтом. В 391 г н. э. римляне, после принятия христианства, закрыли греческие храмы. Император Феодосий I, утверждавший христианство, запретил Олимпийские игры как часть языческого культа. Наконец от храма Зевса Олимпийского осталось только основание, некоторые колонны и скульптуры. Последнее упоминание о ней относится к 363 г. н. э. В начале V века н. э. статую Зевса перевезли в Константинополь. Статуя сгорела при пожаре храма 425 г. н. э. или в пожаре в Константинополе в 476 г. н. э.

Статуя Зевса - это третье чуда света, которое, к сожалению, до наших дней не сохранилось. Располагалась она в Олимпии - древнегреческом городе, в 150 км к западу от Афин. Город был известен тем, что в нем проходили Олимпийские игры. Соревнования начали проводить в VII веке до н.э., но тогда они носили немасштабный характер. Со временем весть о состязаниях между мужчинами на силу и ловкость разнеслась по многим странам, и в Олимпию начали съезжаться представители из Египта, Сирии, Сицилии. Игры приобрели политический характер, и чтобы подчеркнуть их важность, было решено построить храм главному богу Зевсу и создать его статую.

Сначала был построен храм, над его возведением более 15 лет работал талантливый Лебон. Сооружение напоминало греческие святилища того времени, вот только было гораздо больше по размерам и роскошнее. Длина храма Зевса составляла 64 м, ширина - 28 м, а высота - 20 м. Его крыша держалась на 13 огромных 10-метровых колонах. Но все же грекам было мало одного святилища, они хотели, чтобы сам Зевс присутствовал на их Олимпийских играх, поэтому было решено создать его статую.

Статуя Зевса Олимпийского - это творение афинского скульптора Фидия. Согласно сохранившимся записям очевидцев, ее высота составляла около 15 м, из-за чего она еле поместилась в храм. Создавалось впечатление, что если Зевс поднимется из трона, то головой упрется прямо в потолок. Фигура громовержца была высечена из дерева. Затем на деревянный каркас Фидий прикрепил плиты из розовой слоновой кости, поэтому тело бога казалось живым. Борода, плащ, скипетр с орлом и фигурка Ники были вылиты из чистого золота. Венок из оливковых веток, украшающий голову Зевса, также был создан из этого драгоценного металла. На создание скульптуры ушло более 200 кг золота, а это чуть ли не 9 миллионов долларов.

Статуя Зевса в Олимпии была таким уникальным шедевром на то время, что весть о ней облетела многие страны, из близлежащих государств сходились люди, чтобы посмотреть на это великолепие. Бог выглядел настолько естественным, что казалось, он вот-вот встанет. Если верить легенде, после того как Фидий закончил работу над статуей, он спросил: «Зевс, ты доволен?». В то же время грянул гром, и греки восприняли этот знак как удовлетворительный ответ.

На протяжении семи столетий статуя Зевса благосклонно улыбалась всем участникам Олимпийских игр. В 391 году н.э. храм был закрыт римлянами, принявшими в то время христианство. Феодосий I, который был христианином, негативно относился ко всему, что связано с язычеством, он запретил проведение соревнований и поклонение Зевсу.

Статуя Зевса в то время подверглась разграблению, а то, что от нее осталось, было отправлено в Константинополь. Но скульптуре не суждено было сохраниться, там она полностью сгорела во время пожара. Остатки храма обнаружены в 1875 году, а в 1950 году археологам посчастливилось найти мастерскую гениального скульптора Фидия. Эти места были тщательно исследованы, в результате чего ученым удалось выяснить, как выглядела статуя Зевса, а также возродить сам храм громовержца.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: