Какой завтра божественный праздник 11 сентября. В чём помогает Cвятитель Николай Чудотворец

Неделя 24-я по Пятидесятнице. Глас седьмый.

Прмц. Анастасии Римляныни

(III).

Преподобномученица Анастасия Римляныня в младенчестве лишилась родителей, и ее взяла под свое покровительство настоятельница женского монастыря, София. Игумения воспитала Анастасию в горячей вере, в страхе Божием и послушании. В то время началось гонение на христиан императора Декия (249-251). Градоначальник Пров, по велению императора, приказал привести к себе святую Анастасию. Благословленная на страдальческий подвиг за Имя Господне своей старицей-наставницей, юная мученица Анастасия смиренно вышла навстречу вооруженным воинам. Пров, увидев ее молодость и красоту, пытался сначала лестью соблазнить ее и заставить отречься от веры Христовой: "Зачем ты губишь свои годы, лишаясь наслаждений? Что за прибыль отдавать себя на мучение и смерть за Распятого? Поклонись нашим богам, будешь иметь благородного мужа, жить в славе и почете". Святая твердо ответила: "Мой муж, мое богатство, жизнь и мое веселие - Господь мой Иисус Христос, и страхом мучений ты не отлучишь меня от Господа!" Начались жестокие пытки. Святая страдалица мужественно переносила их, славя и воспевая Господа. В ярости палачи отрезали ей язык. Народ, видя бесчеловечные издевательства над святой, вознегодовал, и правители города вынуждены были прекратить пытки, обезглавив мученицу. Тело святой Анастасии было брошено за городом на съедение диким зверям, но Бог не допустил глумления над святыми останками. Игумения София, извещенная Господом, нашла истерзанное тело преподобномученицы и с двумя помощниками-христианами предала его земле.


Прп. Аврамия затворника и блж. Марии, племянницы его (ок. 360) .

Преподобный Аврамий затворник и блаженная Мария, племянница его, подвизавшиеся в селении Хидана, близ города Эдессы, были современниками и соотечественниками преподобного Ефрема Сирина (память 28 января ( по н.ст.)), который впоследствии написал о их жизни. Преподобный Аврамий начал трудный подвиг уединенного жития в расцвете своих лет. Он покинул родительский дом и поселился в пустынном месте, вдали от мирских соблазнов, проводя дни свои в беспрестанной молитве. После смерти родителей святой отказался от наследства и просил родных раздать его нищим. Строгой подвижнической жизнью, кротостью и человеколюбием Аврамий привлекал к себе многих, ищущих духовного света, молитвы, благословения. Вскоре вера его подверглась серьезному испытанию: он был назначен пресвитером в одно из языческих селений Месопотамии. Три года, не жалея сил, трудился преподобный над просвещением язычников. Он разрушил языческое капище и построил Божий храм. Смиренно перенося поругания и даже тяжкие побои от сопротивлявшихся идолопоклонников, он в молитвах призывал Господа: "Призри, Владыка, на раба Твоего, услыши мою молитву, укрепи меня и освободи рабов Твоих от уз диавольских и даруй им познать Тебя, Единого Истинного Бога". Ревностному пастырю было даровано счастье увидеть завершение своих праведных трудов: язычники уверовали в Иисуса Христа, Сына Божия, и преподобный сам крестил их. Выполнив священный долг, Аврамий вновь удалился в свою пустынь, где продолжал прославлять Бога, исполняя Его святую волю. Диавол, посрамляемый подвигами преподобного, попытался прельстить его помыслом гордости. Однажды в полночь, когда святой Аврамий молился в своей келлии, внезапно воссиял свет и послышались слова: "Блажен ты, блажен, как никто из людей!" Разгадав вражии козни, святой сказал: "Я - человек грешный, но надеюсь на помощь и благодать Бога моего и не боюсь тебя". В другой раз диавол явился пред святым в образе юноши, зажег свечу и начал петь псалом: "Блажени непорочнии в путь ходящии в законе Господни". Поняв, что и это бесовское наваждение, старец перекрестился и спросил: "Если ты знаешь, что непорочнии блажени, то зачем ты беспокоишь их?" Искуситель ответил: "Я досаждаю им, чтобы победить их и отвратить от всякого доброго дела". На это святой сказал: "Ты одерживаешь победу над отступившими от Бога по своей воле, а от любящих Бога ты исчезаешь, как дым от ветра". После этих слов диавол исчез. Так побеждал святой Аврамий врага, укрепляемый Божественной благодатью. После пятидесятилетней подвижнической жизни он мирно отошел ко Господу († около 360 года).
Преподобная Мария, племянница святого Аврамия, выросла, назидаемая его духовными наставлениями. Но враг рода человеческого сумел совратить ее с истинного пути. На двадцать седьмом году жизни она, оставив свою келлию, ушла в другой город и начала жить распутно. Узнав об этом, преподобный Аврамий оделся в воинские доспехи, чтобы не быть узнанным, и отправился в город. Он разыскал племянницу и привел ее к покаянию. Преподобная Мария вернулась в свою келлию и всю дальнейшую жизнь провела в молитвах и слезах раскаяния. Господь удостоил ее дара исцеления болезней. Скончалась она через пять лет после преподобного Аврамия.


Прп. Аврамия, архим. Ростовского (1073-1077) .

Преподобный Аврамий, архимандрит Ростовский, в миру Аверкий, с юных лет ушел из родительского дома и вступил на путь христианского подвижничества. Приняв иночество, поселился Аврамий в Ростове на берегу озера Неро. В Ростовской земле тогда было много язычников, и преподобный усиленно трудился над распространением истинной веры. Недалеко от келлии святого было капище, где язычники поклонялись каменному идолу Велесу (Волосу), который наводил страх на жителей Ростова. В чудном видении предстал перед Аврамием святой апостол Иоанн Богослов и дал ему жезл, увенчанный крестом, которым преподобный сокрушил идола. На месте идольского капища святой Аврамий основал обитель в честь Богоявления и стал ее настоятелем. В память явления преподобный воздвиг храм во имя апостола Иоанна Богослова. Убежденные святым Аврамием, крестились многие язычники. Особенно велико было его влияние на детей: он обучал их грамоте, наставлял в законе Божием, крестил, постригал в иноки. Всех приходящих в обитель святой принимал с любовью. Жизнь его была повседневным подвигом молитвы и труда на пользу братии: он колол дрова для пекарни, стирал одежды иноков, носил воду для кухни. Преставился преподобный в глубокой старости и был погребен в храме Богоявления († ХI в.). Святые мощи его обретены при великом князе Всеволоде (1176-1212). В 1551 году царь Иоанн Грозный, перед походом на Казань, обходил святые места. В Богоявленском - Аврамиевом монастыре ему показали тот жезл, которым преподобный Аврамий сокрушил идола Велеса. Посох царь взял с собой в поход, а крест оставил в обители. Возвратившись после покорения Казанского ханства, Иоанн Грозный приказал построить в Аврамиевой обители новый каменный храм в честь Богоявления с четырьмя приделами и прислал туда книги и иконы.


Сщмч. Николая пресвитера и с ним. мчч. Космы, Виктора, Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и мц. Агафии
(1918).
Сщмч. Иоанна пресвитера
(1930).
Сщмч. Евгения пресвитера
(1937).
Мц. Анастасии
(после 1937).
Сщмч. Леонида пресвитера
(1941).
Мчч. Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы
(285).
Прп. Анны Константинопольской
(826).
Прп. Аврамия, затворника Печерского.
Прмч. Афанасия.

|

Какой сегодня праздник? Этот вопрос на регулярной основе возникает в поле зрения миллионов россиян. Люди хотят узнать о праздниках больше информации, чтобы не пропустить тот или иной важный из них.

Сегодняшний день в этом отношении является показательным, так как на 8 октября 2018 года приходится сразу несколько праздников. Профессиональным праздником в России сегодня является следующий: День командира надводного, подводного и воздушного корабля ВМФ России. В свою очередь церковный календарь свидетельствует о Дне памяти Преподобного Сергия Радонежского.

Какой сегодня праздник, 08.10.2018: День командира надводного, подводного и воздушного корабля ВМФ России

8 октября в России отмечают День командира надводного, подводного и воздушного корабля ВМФ. Праздник в 2007 году установил Указом главнокомандующий военно-морским флотом России.

Дату 8 октября выбрали в память о Наваринском морском сражении (в годы Греческого национально-освободительного восстания), в котором отличился линейный корабль "Азов" под командованием капитана первого ранга Михаила Лазарева. Битва на воде состоялась в 1827 году в Наваринской бухте на юго-западном побережье полуострова Пелопоннес.

В сражении принимали участие объединенные эскадры Англии, России и Франции против флота Османской империи.

"Азову" впервые в истории российского флота присвоили Георгиевский флаг и вымпел за боевые подвиги. Османский флот был разбит.

Православная церковь посвятила этот день Сергию Радонежскому. От рождения будущий прославленный подвижник Руси был наречен Варфоломеем, отцом семейства его был служилый боярин Кирилл, матушку звали Мария, а жили они недалеко от Ростова. Осиротев, Варфоломей прежде всего, навестил брата Стефана, который, овдовев, жил иноком в Хотьковско-Покровском монастыре.

Но больше жизни монастырской, Варфоломея влекло уединение, и вместе с братом они обосновались на побережье реки Кончуры, где также основали пустынь. Брат, как оказалось, не был таким аскетом, и вскоре избрал иной путь - стал игуменом московского Богоявленского монастыря. В 23 года вместе с постригом Варфоломей сменил имя на Сергия. Благочестивая жизнь в строгости влекла к нему иноков, и вскоре, вместо скромного уединения, он жил в обители, положившей начало Троице-Сергиевой лавре, а сам Сергий стал в ней игуменом.

Братия обители кормилась лишь своим трудом, не принимая пожертвований. Не знавший усталости в трудах праведных Сергий основал целый ряд монастырей: на Клязьме - Георгиевский и Высоцкий, у Коломны - Старо-Голутвинский, на Киржаче - Благовещенский, поручая управление ими своим ученикам.

Святому приписывают совершение многих чудес, не только исцеления, но даже воскрешения одного мертвого ребенка.

К Сергию шли многие люди, порой, чтобы просто взглянуть на него. Он предотвращал распри, примиряя князей, сводя их воедино под власть Великого князя Московского. Считается, что это стало решающим в Куликовской битве, когда под знаменами князя Дмитрия Иоанновича собрались многие русские правители. И не удивительно, что благословение на сражение князь получил у Сергия, посулившего Дмитрию победу и также направившего с его войском иноков Ослябю и Пересвета.

Прозвание Капустник сложилось от обычной в это время заготовки капусты на зиму. Поспеть с этим нужно было аккуратно к первым заморозкам, чтобы капуста не скисла. Над запасами хлопотало все семейство - бабы и мужики рубили капусту, дети постарше чистили яблоки и морковку, а дедушки с бабушками нарезали их.

Затем капусту укладывали в кадки, пересыпали солью и добавками, прибавляя к моркови и яблокам также клюкву или бруснику. Иногда капусту солили половинками кочана. И, конечно, кое-что оставляли и на стряпню, например, на щи со свежей капустой, на начинку в пироги, а еще на ее листах пекли лепешки, причем укладывая на лист тесто, молились о том, чтоб зима была милостива.

А вот отчего святого прозвали Курятником, доподлинно неизвестно, но наши предки верили, что он оберегает домашнюю птицу и кур в особенности.

Первый снегопад на Сергея предвещал приход зимы 21 ноября, в Михайлов день, а, если погода была ясной и бесснежной, то того же ждали на следующие три недели. Были и долгосрочные прогнозы - ветер северный обещал зиму студеную, южный - теплую, а западный - щедрую на снега.

Согласно канонам Святой Русской Православной Церкви, 11 сентября верующие отдают дань мученической смерти святого Иоанна Предтечи и придерживаются строгого поста. Иоанн Предтеча чтится Святой Церковью в наибольшей мере, по сравнению со всеми святыми, исключением является лишь Богоматерь.

Какой православный праздник 11 сентября?

Среди всех церковных праздников одним из самых великих является праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи, отмечаемый 11 сентября или 29 августа согласно старому стилю. Трагическое событие подробно описано евангелистами Марком и Матфеем. Народное название православного праздника – Иван Постный, ибо церковный устав требует соблюдения в этот день строгого поста (нельзя употреблять в пищу продуктов животного происхождения).

Протоиерей Фомин Игорь объясняет, каким смыслом обладает праздник Усекновение главы Иоанна Предтечи. Несмотря на то, что святой расстался с этим миром по вине человеческой жестокости, а виновники злодеяния остались живы, мученическая смерть не отменяет того добра, которое нес Иоанн при жизни. Отдавая жизнь во имя истины, мы приносим величайшую жертву, с помощью которой человек доносит до народа собственные идеалы и веру в истину. Жертва не напрасна, как для Иоанна, так и для каждого из нас.

История православного праздника

Благие проповеди пророка Иоанна после крещения Иисуса Христа не были продолжительными, поскольку вскоре он принял мученическую смерть. В годы правления Ирода Антипа Галилеей Иоанн обличал царя в прелюбодеянии с женой брата Ирода Филиппа при его жизни. Иродиада же, законная жена Филиппа, обозлилась на Иоанна и всячески подстрекала царя убить его, однако тот слишком боялся народного гнева. Тем не менее в темницу Иоанна Крестителя посадили.

С тех прошло около года, и на пиру в честь дня рождения Ирода царю и его гостям угодила своими танцами его падчерица – дочь Иродиады, Саломея. Тот пообещал ей все что угодно за подобное удовольствие, и она решила взять совет у матери. Будучи обозленной на Крестителя, который был до сих пор заточен в темнице, Иродиада велела своей дочери просить голову Иоанна. Разумеется, Саломея так и поступила, а отказать ей Ирод уже не мог, ибо обещание было дано привселюдно, и опозориться перед своим народом было не в его планах.

В темницу был отослан воин (спекулатор) для отсечения главы Иоанна, после чего Саломея получила ее на блюде и понесла голову Иоанна Крестителя своей матери. В 32 году тело святого Крестителя было захоронено его учениками, а мощи, за исключением правой руки и головы сожгли в 362 году вместе с Севастийским храмом по указу императора Юлиана-Отступника. Часть останков мученика христиане успели приобрести и переправить в Александрию, где они по сей день оберегаются, как величайшая святыня.


Промысел Божий над грешными душами Саломеи, ее матери и Ирода свершился, однако источники расходятся в фактах.

  1. Согласно первой версии, царь Ирод был лишен собственной власти по велению римского императора и был сослан вместе с Иродиадой и ее дочерью в заточенье, где они и встретили закат жизни.
  2. Согласно другой версии Иродиада вместе с Иродом была поглощена землей заживо, но дочь ее погибла первой. Зимой она держала путь через реку по льду, как вдруг он раскололся, и девушка провалилась под воду. Ее тело тут же было сковано так, что она повисла в воде в танцующем образе, как некогда плясала на земле. Вскоре острие льда поразило ее шею, и вода унесла ее труп. Голову же унесло течением прямо в руки ее матери.

День мученической смерти и Усекновения главы Иоанна Крестителя отмечать начали еще его ученики. Церковью день 11 сентября был установлен как великий православный праздник, как демонстрация безграничной скорби христиан о мученической погибели великого Пророка.

Традиции и обычаи

Среди других народных названий данного православного праздника – Иван-пост, Головосек, Репный праздник, Иван-пролеток или Полетовщик. Бытовые суеверия и языческие верования существенно отобразились на традициях празднования. Многочисленные христианские символы со временем в сознании народа исказились, и их значение стало гротескным.

Например, круглые овощи и плоды в этот день есть запрещено, ибо они визуально могут напоминать голову Иоанна. Любые острые предметы могли напомнить народу о мече, которым голова была отсечена, поэтому они также были под запретом. Хлеб можно только ломать руками, но он не должен быть круглым. В некоторых регионах ранее отказывались от красного вина и плодов красного цвета, ибо они ассоциировались с кровью.

Среди народных традиций были также и те, которые с языческим веяниям не были связаны, а скорее с календарным циклом и погодой. 11 сентября отождествлялось с приходом осени, но песни петь и хороводы водить было запрещено. Странники и бедняки обязательно приглашались к обеденному столу. В праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи христиане не только скорбят о Крестителе, но также поминают усопших воинов.

Что нельзя делать в день Усекновения главы Иоанна Предтечи

Под запретом в этот день любые острые предметы, продукты круглой формы или красного цвета. Запрещено накрывать пышный стол, вести активный образ жизни и радоваться, поскольку именно эти действия привели к трагедии. Нельзя совершать любые действия, которые могут спровоцировать даже малейшие ассоциации с мученической кончиной Пророка. Еда в этот праздник должна быть без излишеств, исключительно постная.

* Преподобномученицы Анастасии Римлянки (ок. 249-259). * Преподобного Авраамия Затворника и блаженной Марии, племянницы его (ок. 360). ** Преподобного Авраамия, архимандрита Ростовского (ок. 1073-1077).
Мучеников Кирилла, Мины и Минея (ок. 249-259); Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы (285). Преподобных Анны (Евфимиана) Вифинской (826); Серапиона Зарзмели, Грузинского (900); Аврамия Затворника, в Ближних пещерах почивающего (XII-XIII). Преподобномученика Афанасия Мунтанского (1653). Преподобного Феодосия Сийского (1687). Преподобномученика Тимофея Есфигменского, Афонского (1820). Священномученика Николая (Пробатова) пресвитера и с ним мучеников Космы, Виктора (Краснова), Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и мученицы Агафии, Рязанских (1918). Священномучеников Иоанна (Рудинского) пресвитера (1930); Евгения (Ивашко) пресвитера, Тверского (1937); мученицы Анастасии (после 1937); священномученика Леонида пресвитера (1941).

Преподобномученица Анастасия Римлянка

Преподобномученица Анастасия Римлянка с трех лет жила в монастыре близ Рима, у своей воспитательницы игуменьи Софии, которая отличалась святостью жизни. Так как Анастасия была очень красива, то многие из богатых и знатных граждан предлагали ей оставить монастырь и вступить в брак. Искушал ее выйти в мир и злой дух. Но святая, несмотря ни на что, решила посвятить себя Богу. Скоро св. Анастасии пришлось принять мученическую кончину. Император Декий воздвиг гонение на христиан, и начальник Пров потребовал к себе святую мученицу. София убеждала ее не слушать мучителей и оставаться верной Христу. Правитель удивился красоте св. Анастасии и стал стараться отвлечь ее от Христа. «Поклонись богам нашим; они даровали тебе жизнь на веселье, а ты хочешь принять страдание во имя какого-то Распятого; выбери себе жениха богатого и знатного, и наслаждайся жизнью», - говорил Анастасии Пров. Но она отвечала: «Жених мой, богатство и счастье мои - Христос, Господь мой; я желала бы принять смерть за Христа не один раз, а сто, если бы это было возможно». Правитель приказал мучить святую, но она вместо того, чтобы стенать, пела псалмы Давидовы. Мучения стали столь жестоки, что даже народ, привыкший к подобным зрелищам, стал укорять правителя, и тогда он велел отсечь голову святой мученице.

Преподобный Аврамий Затворник

Преподобный Аврамий Затворник с малых лет любил чтение священных книг и, придя в возраст, хотел удалиться в монастырь; но родители настаивали на том, чтобы он женился. Не желая ослушаться родителей, св. Аврамий женился, но через неделю после брака тайно ушел из дому и поселился в одной пустынной хижине. Родители скоро нашли его и удивились. «Оставьте меня здесь, -говорил он родителям, - прославляйте Бога, что Он избавил меня от суетного мира, и молитесь, чтобы дал мне силы подвизаться для спасения». Родители вынуждены были оставить его, и он затворился в своей келье и через небольшое отверстие принимал пищу от родителей. Епископ города, узнав о святом, вызвал его к себе с тем, чтобы отправить его для обращения язычников в один из городов, где никто из посылаемых епископом пресвитеров или диаконов не мог обратить ни одного человека. Аврамию не хотелось оставлять свое уединение, и он долго отказывался; но когда епископ сказал ему: «Живя в уединении, ты заботишься о спасении только себя одного, а в городе можешь спасти многих», - решился идти. Язычники долго не хотели слушать проповеди Аврамия, несколько раз били его; но святой не переставал проповедовать и молиться за них. Тогда язычники уразумели в нем человека Божия и сами пришли и просили его научить их вере в проповедуемого им Бога, и скоро весь город стал христианским. После того Аврамий снова удалился в свою келью. Сюда привели к нему его семилетнюю племянницу, сироту Марию. Он поселил ее во внешней своей келье и учил Псалтири и прочим книгам, и при этом посту, молитве и другим иноческим подвигам. Когда Мария достигла совершеннолетия, то некто, ходивший к Аврамию за советом, обольстил ее. Марии показалось стыдно после того оставаться в келье дяди, и она скрылась от него.
Придя в отдаленный город, она предалась худой жизни и поселилась в гостинице. Узнав об этом, св. Аврамий оделся в одежду воина и отправился в город для спасения своей племянницы. Найдя Марию в гостинице, он приказал приготовить обед. За обедом, сняв воинскую шапку, открылся ей и склонил ее к раскаянию. Мария воротилась в келью, каялась в своих грехах и проводила время в посте, молитве и трудах, так что Господь удостоил ее дара исцелять болезни. Аврамий скоро умер; недолго жила после него и Мария. Жили они в IV в.

Преподобный Аврамий, архимандрит Ростовский

Преподобный Аврамий был архимандритом построенного им в Ростове Богоявленского монастыря. Жил в XI в. В молодых летах он оставил родительский дом и постригся в иноки. В Ростове, у озера Неро, Аврамий поставил себе хижину и проводил время в труде, посте и молитве. Преподобный много трудился в сокрушении идолопоклонничества и водворении христианства в Ростове, так как в то время там было еще много язычников. При помощи святого Иоанна Богослова, который, явившись, дал ему трость, он сокрушил каменного идола Велеса и на месте, где стоял идол, основал монастырь. Язычники не раз пытались сжечь монастырь, но сила Божия и терпение святого сокрушили злобу их. По убеждению святого Аврамия крестилось много язычников. Аврамий особенно действовал на детей: уча их грамоте, крестил и постригал в иноки. Он подавал инокам пример истинного благочестия. Скончался в глубокой старости. Мощи св. Аврамия открыты в начале XVIII в. и почивают в обители.

Преподобная Анна

Преподобная Анна под именем Евфимиана подвизалась в одной из вифинийских обителей. Была дочерью диакона Влахернской церкви, была замужем и имела детей. Лишившись их всех, Анна оделась в мужское платье и поступила в монастырь. Жила в IX в.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
11.03.2019 -
12.03.2019 -
13.03.2019 -

Православные отмечают 11 сентября праздник Усекновения головы пророка и крестителя Господня Иоанна Предтечи, в народе – Головосек.

История этого праздника уходит в далекое прошлое, когда ближайший помощник Иисуса Христа, подготавливающий людей к приходу Господа, был лишен головы по приказу царя Ирода. В православной и греко-каталитической церкви этот день считается великим.

Что можно, а что нельзя делать в день Усекновения Головы Пророка Предтечи:

В этот день очень много запретов. Например не стоит брать в руки: нож, топор, пилу, иголку. Это те вещи, которые символизируют мученическую смерть святого. По старым поверьям нельзя даже нарезать хлеб.

В таком случае люди его просто ломают на кусочки. В народе даже есть поверье, что если в этот день срезать немного капусты, то из нее потечь кровь.

Все, что напоминает голову нельзя резать. Сюда к примеру относятся: помидоры, арбузы и другие продукты с красной внутренностью.

Нежелательно пить напитки красного цвета.

Запрещено пить вино и любые алкогольные напитки.

В этот день хозяйка должна знать, что борщ не готовят.

Не венчают и справляют свадьбы, крестины и прочие знаковые события.

Нельзя есть молочные продукты, мясо и рыбу, так как строгий пост.

Кроме всего прочего нельзя веселиться, петь, танцевать. Это считается смертным грехом.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: