Китай – страна, готовая к христианству. – Обманывает из вежливости? О тоталитарном режиме и смертных казнях

В Китае уже насчитывается до 130 млн. христиан, а к 2040 году их там станет до 400 млн. человек. Большинство из них составляют протестанты. Сами китайцы признают, что внедрение «протестантской этики» в их жизнь даст толчок развитию. Однако в XIX веке протестантизм в Китае привёл к десяткам миллионам жертв и почти распаду страны.

Блог Толкователя продолжает знакомить читателей с наиболее интересными отрывками из . В частности, в ней Фергюсон смотрит в прошлое христианства в Китае и пытается сделать прогноз, к чему приведёт новая христианизация этой страны. Он упоминает, что сейчас в Китае уже насчитывается до 130 млн. христиан, из которых 100 млн. – протестанты. К 2040 году их число вырастет до 30% населения Китая, т.е. до 400-450 млн. человек.

«Сегодня в Китае печатают больше Библий, чем в любой другой стране мира. Это ещё удивительнее, если вспомнить, какие препятствия здесь всегда встречали христианские миссионеры.

Несториане принесли христианство в Китай в VII веке. Первую католическую церковь построил в 1299 году францисканец Джованни Монтекорвино, назначенный архиепископом Ханбалыка (ныне Пекин) в 1307 году. Однако из-за враждебности династии Мин к концу XIV века все форпосты христианства исчезли.

Вторая волна миссионерства пришлась на начало XVII века, когда китайские власти позволили основаться в Пекине иезуиту Маттео Риччи. К началу XVIII века в Китае было уже 300 тысяч христиан. Но в 1724 году император Юнчжэн снова изгнал миссионеров.

Третью волну, уже в XIX веке, составили протестанты. Такие организации, как Английские миссионерские общества, отправляли сотни проповедников. Первым стал 25-летний Роберт Моррисон. Он приехал в Кантон (Гуанчжоу) в 1807 году. Ещё до путешествия Моррисон стал изучать северокитайский диалект и переводить Библию. Уже в Кантоне он взялся за составление латинско-китайского словаря. К 1814 году Моррисон на деньги Ост-Индской компании перевёл на китайский «Деяния святых апостолов», Новый Завет и «Бытиё», а также «Комментированный катехизис учения Христова». Этого было достаточно, чтобы Ост-Индская компания обратилась к китайским властям за разрешением ввезти печатный станок.

Моррисон блестяще справился со своей задачей по подготовке почвы для широкого внедрения христианства в Китае, и Ост-индская компания перевела его в Малакку, где он открыл англо-китайский колледж. Там о совместно с Уильямом Милном завершил перевод Библии (1823 год) и составил грамматику для китайцев и полный англо-китайский словарь. Перед смертью в 1834 году Моррисон ещё успел составить «Словарь кантонского диалекта».

Деятельность английских миссионеров вызвала неожиданные последствия. Имперское правительство под страхом смертной казни запретило в христианство на том основании, что это «поощряет настроения в народе, близкие к бунтарским»:

«Указанная религия не почитает ни духов, ни предков, и, следовательно, противоречит здравому смыслу. А если простонародье следует этим заблуждениям и учится им, то чем оно отличается от толпы мятежников?»

В это же время начинает восходить звезда Хун Сюцюаня. Он четырежды участвовал в экзамене на чиновнике, и каждый раз проваливал его. В 1833 году Хун встретил Уильяма Милна, соавтора перевода Библии на китайский язык. После некоторого времени общения с Милном Хун объявил себя младшим Христа. Якобы Бог послал его, чтобы избавить Китай от конфуцианства.

Хун организовал квазихристианское Общество поклонения Верховному Владыке, которое получило поддержку десятком миллионов китайцев, в основном неимущих. Себя он назвал главой Небесного государства Великого благоденствия. (Тайпин тяньго; отсюда и название восстания – Тайпинское). От Гуанси мятежники отправились к Нанкину, который Небесный князь сделал своей столицей. К 1853 году последователи хуна (они носили красные куртки и длинные волосы) управляли всей долиной Янцзы.

Некоторое время казалось, что тайпины опрокинут Цинскую империю. Но мятежники не смогли взять ни Шанхай, ни Пекин. В 1864 году правительственная армия взяла Нанкин, и Хун отравился. Но последняя тайпинская армия была разбита только в 1871 году. Количество жертв «первой религиозной войны» в Китае было ошеломляющим: в 1850-1864 годах погибли 20 млн. человек.

После поражения Тайпинского восстания английские миссионеры не сдались. Джеймсу Хадсону Тейлору было 22 года, когда он впервые приехал в Китай от Общества по обращению китайцев в христианство. В 1865 году он основал Китайскую внутреннюю миссию (КВМ). Чтобы стать ближе к китайцам, её миссионеры должны были одеваться как китайцы и даже носить косицу.

Другим бесстрашным миссионером стал Джордж Скотт, одноногий шотландец. Одним из первых его шагов стало открытие книжного магазина с часовней, где он произносил речи перед толпами. Он и ещё один миссонер, Чарльз Сперджен, придумали рисовать для неграмотных китайцев христианские сюжеты.

Другой подход избрал миссионер Тимоти Ричард, которого спонсировало Баптистское миссионерское общество (БМО). Он говорил, что Китай нуждается не только в благой вести любви и всепрощения, но и благой вести материального прогресса и научных знаний. Он пользовался значительным влиянием в Обществе усиления государства Кан Ювэя и стал советником императора. Именно Ричард добился открытия в 1902 году первого в Китае университета западного типа.

Однако в 1900 году накопившаяся ненависть китайцев ко всему иностранному прорвалась в ходе Ихэтуаньского восстания («восстания боксёров»). Тогда последователи причудливого культа «Кулак во имя справедливости и согласия» решили изгнать из страны «заморских дьяволов», на сей раз с согласия вдовствующей императрицы Цыси. До начала интервенции коалиционных сил и подавления восстания были убиты 58 миссионеров КВМ, с ними 21 ребёнок.

Едва взошедшие ростки снова погибли. Основатель Китайской республики, христианин Сунь Ятсен умер в 1924 году. Затем лидер националистов Сан Кайши и его жена (оба христиане) потерпели поражение в долгой гражданской войне и бежали от коммунистов на Тайвань. Вскоре после революции 1949 года Чжоу Эньлай и У Яоцзун составили манифест «Направление усилий китайских христиан в строительстве Нового Китая», чтобы подорвать положение миссионеров. В 1950-52 годах КВМ эвакуировала свой персонал из Китая. Церкви закрылись, оставшиеся в Китае местные священники были посажены в тюрьмы на 20 лет. Жена Мао, Цзян Цин объявила, что христианство в Китае сдано в музей.

Казалось, Китай мог выбирать лишь между конфуцианским застоем и хаосом. Но всё изменилось в конце 1970-х, после прихода вк власти Дэн Сяопина…

…Вэньчжоу в провинции Чжэцзян, к югу от Шанхая – важный промышленный город. Его население 8 млн. человек. Трудовая этика воодушевляет всех. Но население Вэньчжоу заимствовало у Запада нечто гораздо большее, чем трудовую этику. Речь о протестантизме.

Перед Культурной революцией в городе насчитывалось 480 церквей. Сейчас их 1139 (и это только официально разрешённые). Церковь, которую Джордж Скотт построил век назад каждое воскресенье заполняется до отказа. Уже в 2002 году 14% жителей Вэньчжоу были христианами. Сейчас их доля, конечно, больше. В деревнях вокруг города общины открыто конкурируют друг с другом, стремясь построить церковь с самым высоким шпилем.

Среди самых набожных прихожан Вэньчжоу, т.н. «христианских боссов», такие предприниматели, как Чжан Ханьпин, глава «Айхао» - глава одного из трех крупнейших в мире изготовителей пишущих принадлежностей. Ревностный христианин Чжан – живое воплощение связи между духом капитализма и протестантской этики, точно по Максу Веберу.

По мнению Чжана христианство процветает в Китае потому, что оно даёт опору людям, изо всех сил пытающихся приспособиться к быстрой трансформации общества. В современном Китае дефицит доверия, объясняет Чжан. Чиновники нередко коррумпированы. Деловые партнеры обманывают. Рабочие крадут у нанимателей. В детских продуктах появляются яды, а школы строят из бракованных материалов. А вот своим товарищам-христианам (протестантам) Чжан может доверять, потому что знает – они трудолюбивы и честны. Как и в протестантской Европе и Америке в первые годы Промышленной революции, религиозные общины выполняют двойные функции. Они служат и кредитными сетями, и системой поиска партнёров-единоверцев.

Сейчас, как и во времена Тайпинов, некоторые китайцы организуют удивительные культы. Приверженцы «Церкви Всемогущего Христа – Восточный свет» считают, что Христос уже возвратился на Землю в лице некой женщины. Среди других радикальных квазихристианских движений – «Хухань пай» (крикуны – из-за своих шумных богослужений с обязательным плачем), «Церковь всех предков».

С 1982 года власти пытаются проявлять терпимость и к «домашним церквям» - конгрегациям, члены которых тайно встречаются. Примерно такая – неофициальная Церковь Сиона преподобного Цзинь Минжи. Почти все его 350 прихожан – предприниматели и интеллигенты, почти все моложе 40 лет.

Христианство в Китае стало модным. В интеллектуальных кругах страны понимают, что христианство будет развиваться и дальше. Вот мнение одного учёного из Академии общественных наук Китая:

«Нас попросили выявить причины, стоящие за могуществом Запада. Сначала мы думали, что это оттого, что их оружие было мощнее нашего. После мы думали, что политическая система у вас была лучше. Затем мы сосредоточились на вашей экономической системе. Но в прошедшие 20 лет мы поняли, что корень вашей культуры – это христианство. Именно благодаря ему запад стал могущественным. Христианский моральный фундамент социальной и культурной жизни – вот что сделало возможным появление капитализма, а затем успешный переход к демократии. В этом мы ничуть не сомневаемся.

Лишь принимая как критерий такое толкование трансцендентного, мы сможем осознать подлинное значение таких идей, как свобода, права человека, терпимость, равенство, правосудие, демократия, верховенство права, универсализм, защита окружающей среды».

Незадолго до своей отставки лидер Китая Цзянь Цзэминь заявил высокопоставленным партийным деятелям, что если бы он мог издать указ, о котором он знал, что его повсеместно будет выполнять, то этим указом «провозгласил бы христианство государственной религией Китая».

Ещё в Блоге Толкователя о христианстве в Юго-Восточной Азии.

В издании Operation World от 2001 года оценочное число христиан в Китае составляет 91,575 млн человек, из которых 23 млн относятся к «движению трёх» и 11,7 млн являются католиками. В конце 2006 года руководитель государственного религиозного бюро Йе Сяовэнь сообщил информационному агентству, что число христиан в Китае достигло 130 млн человек.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Подпольные церкви в Китае.

    ✪ Раннее христианство позднего Рима

Субтитры

История

Легендарная история

Существует легенда, появившаяся в XIII веке о том, что апостол Фома пробыл несколько дней в Китае. Однако, увидев, что его деятельность не дает плодов, апостол вернулся назад, оставив в Китае трех или четырех учеников.

Несториане

Первое документально подтвержденное свидетельство о знакомстве китайцев с христианством относится к VII веку, времени правления династии Тан (618-907). Первыми прибывшими в Китай христианами были несториане . В 635 году небольшая группа несторианских миссионеров во главе с епископом Алобэнем (в китайской транскрипции) прибыла из Персии в Чанъань , в то время - столицу Китая. Они были радушно приняты при императорском дворе, и им было поручено перевести несторианские тексты для дворцовой библиотеки. В китайском языке их учение получило название «цзинцзяо », что можно перевести как «сияющая религия».

Вторая часть «Канона», обрывающаяся на описании смерти распятого Иисуса Христа , стала первой евангельской композицией-переводом на китайском языке [ ] .

В 845 году император Уцзун издал указ о роспуске несторианских монастырей, также как и буддийских и даосских . После этого несторианская церковь в Китае прекратила своё существование.

Собственно, вероучение, которого придерживался Несторий , не было создано им самим, вероучение начинается гораздо ранее появления самого Нестория, но фактически является учением Антиохийской богословской школы , которой он принадлежал. Антиохийская христология развита в трудах предшественников и учителей Нестория - Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуэстийского (IV век). Сами несториане всегда протестовали против наименования их несторианами. Интересно наблюдение В. Бартольда , который, говоря о несторианах, отмечает, что в Средней Азии несториане не называли себя христианами. Он пишет, что имя «христиане» «не перешло в восточные языки и не встречается ни в семиреченских надписях, ни в сиро-китайском памятнике» .

В 2014 году китайские археологи обнаружили ранне-христианское захоронение с останками несторианских христиан в китайской провинции Хэнань , в одной из скальных ниш, расположенных в пещерном комплексе Лунмэнь недалеко от города Лоян , что подтвержает факт распространения христианства в Китае в VII веке .

К числу ранних несторианских текстов («писаний Алобэня») относятся :

  • «Сюйтин мишисо цзин» (Канон Иисуса Мессии), создан между 635 и 638 годами;
  • «Юй ди эр» (Притчи-сравнения, часть вторая);
  • «И тянь лунь ди и» (Рассуждения об одном Небе, часть первая);
  • «Ши цзунь бу ши лунь ди сань» (Миром почитаемый о милостивом даянии, часть третья), в тексте упоминается дата - 641 год;
  • «Дашэн тунчжэнь гуйфа цзань» (Гимн о проникновении в истинное и возвращении к закону Великого Мудреца). Датирован 720 годом, что помещает его после «писаний Алобэня», но до «писаний Цзин-цзина».

К поздним несторианским текстам («писаниям Цзин-цзина») принадлежат :

  • «Сань вэй мэн ду цзань» (Гимн Святой Троице);
  • «Дацинь цзинцзяо люсин Чжунго бэй» (Памятник распространения сияющей религии [несторианства] из Да-цинь в Китае), стела с надписью была воздвигнута в 781 году;
  • «Сюань юань ань лэ цзин» (Канон скрытого-таинственного покоя и радости);
  • «Сюань юань бэнь цзин» (Канон об основах изначального). Саэки отнес доступный ему вариант текста к 786-788 годам. Ставший доступным позднее текст «Сюань юань чжи бэнь цзин» (Канон о достижении основ изначального) был датирован 717 годом;
  • «Цзунь цзин» (Канон почитания). По мнению Саэки, этот текст был составлен через несколько поколений после смерти Цзин-цзина между 906 и 1036 годами.

Католические миссионеры

XIX век

После Синьхайской революции

На основании заключений правозащитной ассоциации ChinAid, уровень преследований христиан в 2011 году (по сравнению с 2010) возрос на 42,5 %.

Несториане, пришедшие в Срединную Империю из Средней Азии, принесли христианство в Китай в VII веке. Первую католическую церковь построил в 1299 году францисканец Джованни Монтекорвино, назначенный архиепископом Ханбалыка (ныне Пекин) в 1307 году. Тогда последователи религии из далеких западных стран встретили при танском дворе теплый прием: им была дарована свобода проповеди, и вскоре в танской столице Чанъане были построены две христианские церкви. В середине IX в. христианство вместе с другими иностранными религиями подверглось запрету, но отдельные несторианские общины продолжали существовать на северо-западных рубежах империи, а в XII в. несторианство получило распространение среди части монголов. Однако из-за враждебности династии Мин к концу XIV века все форпосты христианства исчезли.

Вторая волна миссионерства пришлась на начало XVII века, когда китайские власти позволили основаться в Пекине иезуиту Маттео Риччи, члену ордена иезуитов, прожившему в Китае более 30 лет и приобретшего влиятельных друзей среди ученых людей. Некоторые из них приняли христианство и помогли Маттео Риччи перевести на китайский язык несколько христианских книг. К середине XVII в. в Китае насчитывалось, по некоторым сведениям, 150 тыс. китайцев-христиан. Иезуиты были приняты при китайском дворе, где они, впрочем, выполняли обязанности не столько миссионеров, сколько советников по части астрономии и других наук.

Однако в начале XVIII в. цинская династия под страхом сурового наказания запретила проповедь «учения небесного Господа», как окрестили в Китае религию Христа (это название закрепилось в китайском языке за католичеством). К началу XVIII века в Китае было уже 300 тысяч христиан. Но в 1724 году император Юнчжэн снова изгнал миссионеров. Спустя столетие в цинской империи находилось лишь около двух десятков иностранных миссионеров. Правда, цинские власти сделали исключение для Русской Православной церкви, державшей в Пекине свою духовную миссию.

Христианские миссионеры вновь получили доступ в Китай после 1860 г.

С тех пор наибольшую активность проявляли протестанты из Англии и Америки -- они составляли около трех четвертей всех миссионеров, действовавших в Китае, и среди католических стран наибольшее содействие миссионерам оказывала Франция.

Третью волну, уже в XIX веке, составили протестанты. Такие организации, как Английские миссионерские общества, отправляли сотни проповедников. Первым стал 25-летний Роберт Моррисон. Он приехал в Кантон (Гуанчжоу) в 1807 году. Ещё до путешествия Моррисон стал изучать северокитайский диалект и переводить Библию. Уже в Кантоне он взялся за составление латинскокитайского словаря. К 1814 году Моррисон на деньги Ост-Индской компании перевёл на китайский «Деяния святых апостолов», Новый Завет и «Бытиё», а также «Комментированный катехизис учения Христова». Этого было достаточно, чтобы Ост-Индская компания обратилась к китайским властям за разрешением ввезти печатный станок.

Моррисон блестяще справился со своей задачей по подготовке почвы для широкого внедрения христианства в Китае, и Ост-индская компания перевела его в Малакку, где он открыл англо-китайский колледж. Там о совместно с Уильямом Милном завершил перевод Библии (1823 год) и составил грамматику для китайцев и полный англо-китайский словарь. Перед смертью в 1834 году Моррисон ещё успел составить «Словарь кантонского диалекта».

Деятельность английских миссионеров вызвала неожиданные последствия. Имперское правительство под страхом смертной казни запретило в христианство на том основании, что это «поощряет настроения в народе, близкие к бунтарским»:

«Указанная религия не почитает ни духов, ни предков, и, следовательно, противоречит здравому смыслу. А если простонародье следует этим заблуждениям и учится им, то чем оно отличается от толпы мятежников?»

Всего к началу XX в. в цинской империи насчитывалось около 900 католических миссионеров и 700 тыс, китайцев-католиков, а также 3,5 тыс. протестантских миссионеров и около 100 тыс. китайцев-протестантов. Имелись также 32 православные церкви и 5,5 тыс. китайцев, исповедовавших православие.

Переломный момент: Тайпинь-тянго вплоть до начала ХХ века.

Начинает восходить звезда Хун Сюцюаня. Он четырежды участвовал в экзамене на чиновнике, и каждый раз проваливал его. В 1833 году Хун встретил Уильяма Милна, соавтора перевода Библии на китайский язык. После некоторого времени общения с Милном Хун объявил себя младшим Христа. Якобы Бог послал его, чтобы избавить Китай от конфуцианства.

Хун организовал квазихристианское Общество поклонения Верховному Владыке, которое получило поддержку десятком миллионов китайцев, в основном неимущих. Себя он назвал главой Небесного государства Великого благоденствия. (Тайпин тяньго; отсюда и название восстания - Тайпинское). От Гуанси мятежники отправились к Нанкину, который Небесный князь сделал своей столицей. К 1853 году последователи хуна (они носили красные куртки и длинные волосы) управляли всей долиной Янцзы.

Некоторое время казалось, что тайпины опрокинут Цинскую империю. Но мятежники не смогли взять ни Шанхай, ни Пекин. В 1864 году правительственная армия взяла Нанкин, и Хун отравился. Но последняя тайпинская армия была разбита только в 1871 году. Количество жертв «первой религиозной войны» в Китае было ошеломляющим: в 1850-1864 годах погибли 20 млн. человек.

После поражения Тайпинского восстания английские миссионеры не сдались. Джеймсу Хадсону Тейлору было 22 года, когда он впервые приехал

в Китай от Общества по обращению китайцев в христианство. В 1865 году он основал Китайскую внутреннюю миссию (КВМ). Чтобы стать ближе к китайцам, её миссионеры должны были одеваться как китайцы и даже носить косицу. Другим бесстрашным миссионером стал Джордж Скотт, одноногий шотландец. Одним из первых его шагов стало открытие книжного магазина с часовней, где он произносил речи перед толпами. Он и ещё один миссонер, Чарльз Сперджен, придумали рисовать для неграмотных китайцев христианские сюжеты.

Народная поговорка тех времен гласила: «Одним христианином больше -- одним китайцем меньше». Неудивительно, что во второй половине ХIX в. широкое хождение получили антихристианские памфлеты. Классическим памятником такого рода литературы является анонимное сочинение «Запись фактов, отвращающих от ереси», изданное впервые в 1861 г. Его автор приписал христианам все самые отвратительные пороки--содомский грех, сожительство с собственными детьми, соблазнение незамужних девиц и пр. Отдельный раздел памфлета посвящен опровержению христианской доктрины. В нем утверждается, например, что христианский догмат о непорочном зачатии противоречит принципу сыновней почтительности; что христианство подстрекает людей к мятежу, поскольку Христос был распят на кресте как преступник; что христианский Бог не может быть всемилостивым и всемогущим, потому что допустил грехопадение человека, и т.д. Словесная пропаганда, направленная против иностранного вероучения, дополнялась наглядной агитацией: широкое хождение получили лубочные картинки, на которых христианские миссионеры изображались в виде свиней, и т.п.

Привилегии и амбиции христианских миссионеров вызывали активное противодействие традиционной китайской элиты. Вплоть до начала XX в. среди перешедших в христианство китайцев почти не было ученых людей, а симпатизировавшие христианству сторонники реформ, как правило, скрывали свои контакты с миссионерами. Появление миссионеров, покровительства которых многие искали из корыстных соображений, часто обостряло конфликты и трения в китайском обществе. Существовал даже термин «рисовые христиане»: так называли тех, кто принял" христианство в надежде обеспечить себя пропитанием.

Деятельность миссионеров неизменно наталкивалась на глухое недовольство и открытое сопротивление широких слоев общества. Восстание ихэтуаней -- лишь один, самый известный пример из нескольких сотен антимиссионерских выступлений в старом Китае . Накопившаяся ненависть китайцев ко всему иностранному прорвалась в ходе Ихэтуаньского восстания («восстания боксёров») в 1900г. Тогда последователи причудливого культа «Кулак во имя справедливости и согласия» решили изгнать из страны «заморских дьяволов», на сей раз с согласия вдовствующей императрицы Цыси. До начала интервенции коалиционных сил и подавления восстания были убиты 58 миссионеров КВМ, с ними 21 ребёнок.

После подавления восстания ихэтуаней деятельность христиан в Китае приняла еще более широкий размах. К моменту образования КНР в Китае насчитывалось около 3 млн. католиков, более 700 тыс. протестантов и около 70 тыс. православных.

Власти КНР запретили миссионерскую деятельность в стране и отрезали христианские общины Китая от иностранных церквей. Официальные католические организации КНР откололись от Римской католической церкви. Были созданы «Патриотические ассоциации» христиан, которые провозгласили своей целью «воспитывать любовь к родине и уважение к государственным законам». Китайские христианские священники подчеркивают солидарность их паствы с народом Китая. В годы «культурной революции» все христианские церкви в стране были закрыты, а многие разрушены. Быстрыми темпами росла численность христианской общины. В начале 20-х годов насчитывалось около 2 млн. китайцев-католиков , число же протестантов на 1948 г. составляло почти 1 млн. человек. Появилась обширная сеть миссионерских учебных заведений, больниц, приютов.

Примечательно признание Сунь Ятсена, который сказал о себе, что принадлежит «не к христианству церкви, а к христианству Христа, который был революционером». Один из будущих основателей КПК, Чэнь Дусю, в 1919 г. объявил Иисуса Христа образцом самопожертвования и призвал китайскую молодежь «впитать в себя возвышенный и великий дух Христа». Это не мешало Чэнь Дусю заявлять, что «все религии бесполезны как средства управления и образования».

Примером влияния идей национально-освободительной борьбы на восприятие христианства в Китае могут служить взгляды одного из авторитетных деятелей китайской христианской общины У Лэйчуаня. По словам У Лэйчуаня, он принял христианство вследствие «сердобольного характера» этой религии, а также «понимания бесперспективности старого уклада». На первых порах У Лэйчуань проповедовал идею единства конфуцианства и христианства, отождествляя конфуцианский идеал «человечности» с христианской любовью, а молитвенную практику христианства -- с конфуцианским нравственным совершенствованием.

С 20-х годов У Лэйчуань стал называть Христа революционером и борцом за освобождение еврейского народа. У Лэйчуань выступал против традиционной теологии, подчинения христианской общины Китая западным державам, а в социальной сфере -- против частной собственности, но его леворадикальные взгляды не получили широкой поддержки в кругах китайских христиан.

Если на рубеже XIX--XX вв. христианство представало для многих реформаторов и революционеров Китая как символ западной цивилизации, то очень скоро здесь поняли, что на Западе существуют учения, враждебные христианству, и что заимствование западной науки и техники даже предполагает отвержение христианства. С 20-х годов революционное движение в Китае открыло для себя возможность не признавать ни христианства, ни конфуцианства. Тем не менее, сейчас, как и во времена Тайпинов, некоторые китайцы организуют удивительные культы. Приверженцы «Церкви Всемогущего Христа - Восточный свет» считают, что Христос уже возвратился на Землю в лице некой женщины. Среди других радикальных квазихристианских движений - «Хухань пай» (крикуны - из-за своих шумных богослужений с обязательным плачем), «Церковь всех предков».В новых условиях получает распространение тезис о сходстве конфуцианства и христианства, особенно этических ценностей обоих учений. Многие китайские революционеры выделяли в учении Христа мотивы социального протеста и ценили его как средство сплочения масс в освободительной борьбе.

В последние десятилетия наблюдается быстрый численный, рост христианской общины Китая, особенно протестантской. В настоящее время численность китайцев-христиан насчитывается до 130 млн. христиан, а к 2040 году их там станет до 400 млн. человек. Большинство из них составляют протестанты. Сами китайцы признают, что внедрение «протестантской этики» в их жизнь даст толчок развитию.

Через 20 лет число христиан в Африке и Азии превысит их количество в Европе и Латинской Америке вместе взятых. Уже сегодня общая численность христиан в Африке и Азии составляет 670 млн. человек - против 532 млн. в Европе. Расовые перемены приведут к новому переосмыслению христианства. Как могут тогда выглядеть те же христианские иконы - можно видеть сегодня на примере стран Третьего мира.

Список использованной литературы

  • · Кафаров Палладий А. «Старинные следы христианство в Китае по китайским источникам» ж «Восточный сборник» том al, выпуск 1, Спб. 1872
  • · Монография Ломанова Д. В. «Христианство и китайская культура»
  • · Иванов П. «Из истории христианства в Китае»/свящ. Пётр Иванов; Рос. акад. наук, Ин-т востоковедения - М.: ИВ РАН, 2005. - 224с.
  • · Николай Адоратский «Исторический очерк католической пропаганды в Китае». Казань, 1885
  • · Монина А.А «Из истории тяньцзиньских событий.- Краткие сообщения Института народов Азии». 1962
  • · Священник Петр Иванов «Из истории христианства в Китае». М. 2005

В Китае стремительно растет число христиан, что вызывает смешанные чувства в руководстве КПК – от одобрения до подозрения, сообщает Живая Вера Медиа со ссылкой на Радио Свобода .

Число христиан всех конфессий в Китайской Народной Республике, все население которой составляет почти 1 миллиард 367 миллионов человек, по последним данным, достигло ста миллионов. Христиан в Китае стремительно становится все больше – к 2030 году, по некоторым прогнозам, их может насчитываться уже 240-250 миллионов. Данное обстоятельство не может не беспокоить руководство правящей Коммунистической партии Китая, по-прежнему подозрительно относящееся к любой религии, и уж тем более к такой, которую принято считать «иностранной».

В 2014 году в Китае, согласно последнему докладу международной благотворительной организации «Всемирная христианская солидарность», по приказу властей были снесены более 30 церквей, в основном в прибрежной восточной провинции Чжэцзян, где христиан исторически много. В докладе говорится об общей тенденции и росте антихристианских инцидентов в КНР. Более 100 человек, принадлежащих к различным христианских церквям, были арестованы или подверглись нападениям толпы.

Американский профессор Карстен Вала, преподающий в «Центре изучения религии и Китая» при университете Пердью в штате Индиана, в интервью Радио Свобода рассказывает о нынешнем положении христиан разных конфессий в Китайской Народной Республике и об их прошлом и вероятном будущем:

— Твердого мнения о реальной численности христиан в Китае нет. Согласно официальным данным, в стране насчитывается 10 - 12 миллионов католиков и 40 - 60 миллионов протестантов. Некоторые оценивают численность протестантской общины в 100 миллионов, но это, на мой взгляд, завышенная цифра. Как бы то ни было, не побоюсь сказать, что христиан в Китае сегодня никак не меньше, чем членов Компартии. Христианское сообщество в Китае не уменьшалось и в самые трудные времена религиозных преследований, а с наступлением оттепели, лет тридцать назад, начался его бурный рост, особенно протестантских общин. Хочу отметить, что если раньше христианами были по преимуществу пожилые, больные и женщины, то сегодня демографически их община выглядит почти так же, как и все китайское общество в целом. Больше молодых и здоровых, больше мужчин, намного больше лиц с высшим образованием. Если говорить о территориальном распределении, то вновь обратившиеся христиане концентрируются в местах, где много лет назад были активны иностранные миссионеры. Или в местах, где церкви существовали еще с 19-го века. Проповедники были, на мой взгляд, главным внешним стимулом роста христианского сообщества в Китае с начала эпохи реформ в первой половине 80-х.

— Каковы последние тенденции в отношениях между Пекином и Ватиканом? Не так давно папа Франциск под невнятным предлогом уклонился от встречи с Далай-ламой – видимо, ради того, чтобы не вызвать лишний гнев руководства КПК?

— Они стали более спокойными за последние тридцать лет, это заметно. Однако, в феврале было объявлено о смерти в заключении (где точно, не сообщалось) католического епископа, и это напомнило всем нам, что о полной нормализации отношений говорить рано. Несколько лет назад на церемонии интронизации одного важного иерарха в Шанхае он вдруг заявил, что не признает примата государства над церковью. Чем вызвал аплодисменты собравшихся. Расплатой было помещение его под домашний арест, но это, согласитесь, прогресс по сравнению с альтернативой в виде заключения в лагере. Католическое сообщество Китая расколото на официозное, признанное государством, и подпольное, «катакомбное», отвергающее «конкордат» с Пекином.

— И кого поддерживает папский престол?

— Ватикан выступает за расширение диалога с властями, о чем открыто говорил папа Франциск. От римской курии мы узнали, что он направил личное послание Си Цзинпиню, но ответа не получил. Раньше назначения католических прелатов происходили по взаимному согласованию Пекина и Ватикана, но в последние годы имели место и назначения, не утвержденные понтификом. Повторю: отношения государства с католиками стали лучше, но они по-прежнему далеки от нормальных.

— Краткий исторический экскурс, причем не столько в прошлое Китая, сколько соседней Японии. Там в 16-м и 17-м веках действовали активно и католические, и протестантские миссионеры, и они не очень между собой ладили. В то время межконфессиональные раздоры отражали в немалой степени геополитическое соперничество великих мировых держав той эпохи, католических Испании и Португалии и протестантской Голландии. Сейчас отношения католиков и протестантов в Китае более дружественные?

— Католическая и протестантская общины в Китае отгородились друг от друга. Даже китайские иероглифы, обозначающие бога, у католиков и протестантов разные! Как и тексты Библии, которыми они пользуются. Могу сказать, что быстрый рост числа протестантов в Китае подвигнул католиков к освоению новых методик проповедования, прозелитизму. Я думаю, что структурная организация католицизма как религиозного института мешает его быстрому распространению в наш век гиперскоростей; все решения требуют длительного согласования. Протестантство децентрализовано и, что называется, легко на подъем. Оно более ориентировано на пастырские качества каждого отдельного священника. В Китае католики и протестанты не столько соперничают между собой, сколько живут в абсолютно разных духовных и даже физических мирах. Католики в прошлом направляли своих миссионеров преимущественно в села, и если им сопутствовал успех, то они обращали в свою веру не просто отдельных людей, а целые коммуны; коллективное начало сильнее в деревнях, чем в городах. Протестанты, благодаря молодым, высокообразованным национальным кадрам, оказались более адекватны вызовам современности и стремительной урбанизации Китая.

— Исторически как менялось отношение китайских властей к христианам в целом, и к католикам и протестантам по отдельности?

— Католические миссионеры находятся в Китае еще с 16-17 веков, протестантские в большом количестве появились в стране только после окончания Первой опиумной войны в 1842 году. Поэтому протестантская Библия долгое время ассоциировалась в сознании китайцев с пушками. Влияние европейских католиков на Китай было огромно, они принесли с собой важнейшие новшества: печатные станки, сверлильные станки по металлу , высшие учебные заведения, школы для девочек, больницы, женские клиники. Если обратиться к современной истории, то сразу после победы коммунистов в Китае их отношения с христианами были вполне сносными. Но как только Мао Цзедун цементировал свою власть, он припомнил протестантам Опиумные войны; протестантство было приравнено к внешней агрессии, империализму. На момент начала Корейской войны в 1950 году все было кончено: выдворению подверглись все иностранные миссионеры — и католики, и протестанты. Для христиан, правда, создали контактные организации, отдельно для католиков и протестантов, но укомплектованы те и другие были сплошь партийными функционерами. Католики, подчиняющиеся единому центру, находились в непримиримой оппозиции к власти, что отражало в 50-е годы непримиримость Святого престола к коммунистам. Открытых смутьянов упекали в лагеря, часть верующих из страха за свою жизнь прервала связи с церковью. В эпоху «Культурной революции» христианство считалось разновидностью пресловутых «феодальных пережитков», подлежавших искоренению. Чтобы облегчить это искоренение, все христианские конфессии были загнаны в единый «лагерь», без деления на католиков и протестантов.

После смерти Мао Дэн Сяопин ослабил нажим на христиан, сохранив, правда, запрет на деятельность иностранных миссионеров. Чем были продиктованы эти послабления? Отчасти - обещанием, данным американскому президенту Джимми Картеру, истовому баптисту, в ожидании того, что он откроет «зеленую улицу» американским инвестициям в Китай. Отчасти - желанием установить контроль над «катакомбными» христианами, численность которых не уменьшилась во время репрессий, а с наступлением либеральной эры стала резко увеличиваться. Относительная толерантность сохраняется и по сей день, если местные общины ведут себя тихо. Как гласит китайская поговорка, «один глаз открыт, другой глаз закрыт».

Часть старых верующих восстановили контакты со своими церквами в эпоху Ден Сяопина, но главное приращение численности приходов наступило, когда домой вернулись поехавшие учиться в семинарии за границей молодые священники, подчеркивает профессор Карстен Вала из «Центра изучения религии и Китая»:

— Даже подпольные церкви, образно выражаясь, не «партизанят» и сильно не прячутся, они просто не регистрируются, но власти знают об их существовании. Эти общины подчеркивают свою аполитичность или даже лояльность существующим порядкам, и просят только, чтобы их оставили в покое. Церкви не являются рассадниками политического инакомыслия, им не по нраву лишь вмешательство функционеров в их внутреннюю жизнь. В партийной литературе, посвященной регулированию религиозных культов, временами появляются признания положительной роли, которую сыграли иностранные миссионеры в развитии Китая. Отношение КПК к христианству не однородно: в ее центральном аппарате по-прежнему преобладает несколько негативный настрой, опасения «чуждых влияний», возможного раскола общества; местные же комитеты партии проявляют большую терпимость. Не в последнюю очередь потому, что через христианские общины идет приток в их вотчины инвестиционного капитала от единоверцев за границей. В дополнение к средствам, которые переводятся на строительство новых и восстановление старых церквей. Для местного партийного аппарата это имеет большое значение, поскольку центр возложил на них ответственность за повышение уровня материального благосостояния населения, а сегодня это, как мы знаем, краеугольный камень легитимности режима.

Кроме того, местные власти ценят укрепление нравственных устоев, которое привносит христианство, и то, что церковная администрация берет на себя важные социальные функции, традиционно недофинансируемые государством, а именно - заботу о пожилых. При церквах учреждаются также сиротские приюты - еще один пробел в государственной системе социальной защиты населения. И приходские школы. Следует отметить, что после страшного землетрясения в провинции Сычуань в 2008 году церкви по всей стране, официальные и незарегистрированные, много сделали для реконструкции пострадавших районов — через сбор пожертвований или путем отправки волонтеров. Повторю: местные власти видят для себя пользу от существования христиан и проявляют к ним большую терпимость, чем центральные органы.

Профессор Карстен Вала, сотрудник «Центра изучения религии и Китая» при университете Пердью в Индиане рассказывает, что в последнее время появились первые слабые признаки участия христиан в политической оппозиционной деятельности. Так, некоторые молодые адвокаты-протестанты стали защищать диссидентов. Или оказывать безвозмездно профессиональные услуги крестьянам, чью земельную собственность власти отчуждают по грабительски низким ценам и передают застройщикам. В заключение профессор Вала сказал.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: