Когда католическая церковь объявила мартина лютера еретиком. Мартин Лютер: христианский богослов и инициатор Реформации

В этом году исполняется 500 лет с того момента, как немецкий теолог Мартин Лютер 31 октября 1517 году представил свои 95 тезисов, проложивших дорогу Реформации и евангелическо-лютеранской церкви, которая обосновалась во многих странах северной Европы.

В юбилейные дни вспоминают Мартина Лютера как мужественного теолога, который с риском для собственной жизни восставал против злоупотребления властью Папой и защищал право простого человека на спасение и чтение Библии на собственном языке.

С темными сторонами Мартина Лютера церковь сегодня неохотно имеет дело. Не только евреев Лютер считал отбросами общества. Крестьяне, которые поднимали восстания, тоже вызывали отвращение Лютера. Ведь хотя Лютер и защищал маленького человека, он проповедовал уважение и смирение перед властью.

Те крестьяне, которые, отчасти вдохновленные и Мартином Лютером, поднимали восстание и требовали более справедливого деления земли и имущества, могли не ждать какого-то понимания со стороны лидера Реформации. Напротив, Лютер считал, что бунтовщики заслуживали того, чтобы быть убитыми:

«Пусть все, кто может, рубят, убивают и закалывают их, открыто или тайно, ведь никто не может быть более отвратительным, разлагающим или более дьявольским, чем тот, кто поднимает восстания. Это подобно тому, как необходимо убивать взбесившуюся собаку: если ты не убьешь ее, то будешь убит сам, и вся страна вместе с тобой. Не думаю, что сейчас хоть один дьявол остался в преисподней, все они вселились в крестьян. Их безумие переходит всякие границы».

Так в 1525 году Лютер в семистраничном письме открестился от требующих справедливости крестьян. Тогда крестьянское восстание переросло в настоящий набег. Крепости, замки и монастыри грабились и сжигались, знать и землевладельцев убивали. По подсчетам, было убито до 100 тысяч крестьян, прежде чем в королевстве Германия вновь восстановился порядок.

Выбрал монастырь

Прежде чем Мартин Лютер ополчился против крестьян и евреев, он бесчисленное количество часов сидел и размышлял о своей вере и роли католической церкви. У Мартина Лютера не сходилось то, что Папа говорил в Риме, и то, что он сам читал в Библии.

Если бы все было так, как хотел его отец Ганс Лютер, маленький Мартин никогда бы так излишне много не размышлял над вечными вопросами, а стал бы, согласно воле родителя, адвокатом. Мартин Лютер родился в 1483 году и был отправлен в школу в Айзенахе и Магдебурге. Школьный период Лютер потом сравнивал с адом и чистилищем.

В семнадцатилетнем возрасте Лютер начал учиться в Эрфуртском университете, который он называл пивной и публичным домом. Четырьмя годами позже он сдал магистерский экзамен и должен был продолжить изучение юриспруденции, но она быстро ему надоела. Страстью Мартина Лютера были теология и философия. После поездки домой, когда 2 июля 1505 года он скакал обратно в Эрфурт, посреди леса его внезапно застигла гроза. Молния ударила рядом с его лошадью, и смертельно напуганный Лютер закричал: «Святая Анна, помоги, стану монахом!»

Это была клятва, которую он не посчитал возможным нарушить. Несмотря на яростные протесты отца, Мартин Лютер за ненадобностью продал все свои учебники, попрощался с родственниками и 7 июля 1505 года записался в августинский монастырь в Эрфурте.

Теперь события развивались стремительно. Через два года Мартин Лютер был рукоположен, еще через несколько лет он посетил Папу Римского и стал доктором теологии в университете Виттенберга.

Спасение на продажу

Начало протестам Мартина Лютера положило решение папы Leo X профинансировать возведение Собора святого Петра в Риме за счет продажи индульгенций. Тому, кто покупал эти папские письма, гарантировалось прощение грехов и спасение.

Монах доминиканец Йоханн Тетцель с успехом продавал индульгенции по всей Германии. Его аргумент при продаже звучал, например, так: «Как только денежки в сундучок, душа из чистилища сразу скок». Продажами занимались немецкие банковские фирмы, половина выручки уходила в Рим, другую же половину между собой делили немецкие банкиры и архиепископ Альбрехт Бранденбургский.

Мартин Лютер не мог смириться с идеей, что спасение можно купить за деньги. Он написал архиепископу письмо с 95 тезисами и выразил протест против индульгенций. Возможно, Лютер также прибил свои тезисы к двери церкви в Виттенберге, как гласит одна история, но эксперты в этом сомневаются.

Благодаря искусству книгопечатания Гуттенберга тезисы быстро распространились. За две недели их можно было прочитать по всей Германии, а двумя месяцами позже они разошли по остальной Европе. Хотя Лютер вначале не хотел разрывать отношения с Папой, тезис номер 86 можно расценить как открытое объявление войны: «Почему Папа, который богаче Креза, повелел построить Собор святого Петра на деньги бедных верующих, а не на свои собственные?»

Контекст

Мартин Лютер был антисемитом

Yle 22.04.2017

Без религии нам было бы плохо

Die Welt 06.05.2017

Норвегия будет светской - лютеранская церковь теряет статус государственной религии

National Post 05.06.2012 Мартин Лютер стал героем всех, кто сомневался в Папе. Теологи собрались в Виттенберге, чтобы развивать протест дальше. Реформация получила очень мощное начало.

Папа был привычен к критике от сторонников реформ и к тому, что существует бесчисленное количество теологов всех мастей, которые ему противоречат, и обычно не обращал на них внимания. Умеренного устрашения, как правило, хватало, чтобы призвать самого упрямого священника к порядку. Но Лютер был из другого теста. Он, напротив, лишь ужесточал свою критику и утверждал, что у Папы нет эксклюзивного права толковать Библию, и что ни Папа, ни католическая церковь вовсе не непогрешимы.

Папа в 1521 году ответил анафемой. Лютера объявили вне закона, его книги и памфлеты попали в черный список, кроме того, его приказали арестовать. Давать Лютеру еду или приют также стало преступлением.

Тут на выручку пришел князь Фридрих III Гессенский. Замок Вартбург в Айзенахе целый год был убежищем Лютера.

Монахиня стала фру Лютер

Мартин Лютер перевел Новый завет на немецкий язык и еще углубил свою критику в адрес церкви: например, он заверял монахов и монахинь, что те не совершали греха, если нарушали целомудрие и другие обеты.

В то же время часть сторонников Реформации радикализировались, им уже недостаточно было, что их объявляли равными перед Богом, теперь они требовали равенства и в жизни на земле. Мартин Лютер вернулся в Виттенберг, где он на Пасху 1522 года резко открестился от возможности применять насилие, чтобы совершать изменения. Он подчеркивал, что христианские послания сводились к любви, терпению, благотворительности и свободе. Лучшего мира нужно было добиваться, полагаясь на слово Божье и мирские власти, а не противопоставляя себя им.

В возрасте 42-х лет Лютер женился на Катарине фон Боре. Она была монахиней, которой он помог бежать из монастыря. Протестантские священники женились и раньше, но с женитьбой Лютера католическое требование целибата было окончательно уничтожено в этой части мира.

У супругов Лютер было шесть детей, из которых четверо дожили до взрослого возраста. Семья жила непритязательно, так как глава дома никогда не получал каких-то гонораров за все те бесчисленные книги, которые он писал и которые распространялись по всему миру. Вместо него богатство наживали издатели.

В Саксонии Лютер образовал новую церковь с новыми богослужениями. Например, псалмы должны были петься по-немецки. Лютер написал Большой катехизис, который стал руководством для священников, и Малый катехизис, в котором понятным языком разъяснял основы христианской веры простому народу.

Никакого посредничества

Всего через восемь лет после анафемы Мартина Лютера Реформация отвоевала территорию в таком количестве немецких и швейцарских королевств, что ведущие протестантские теологи собрались в Марбурге в Гессене, чтобы договориться об общих правилах для новой церкви.

Нужно было прийти к согласию насчет пятнадцати тезисов. Четырнадцать из них не вызывали проблем, но вот вопрос о Вечере Господней вызывал ожесточенные споры. Присутствовал ли Иисус действительно своей плотью и кровью, или это имеет лишь символическое значение — об этом теологи могли пререкаться месяцами. Как Иисус мог присутствовать сразу в нескольких местах одновременно, спрашивал один из лагерей, на что Лютер отвечал, что Иисус повсюду.

Гармонии достичь так и не смогли, тем не менее, большинство подписало соглашение, которое в 1530 году объединило протестантские страны. Швейцарцы воздержались от подписания, а взгляд на Вечерю Господню до сих пор остается причиной разногласия разных протестантских церквей.

Одновременно с тем, как реформаторы обсуждали Вечерю Господню в Марбурге, католическому миру угрожали турки, которые продвинулись на север и стояли уже под Веной. Император Священной Римской империи хотел быстро положить конец религиозным распрям, чтобы пойти против турок единым фронтом. Поэтому лидеры реформации были призваны в Аугсбург для переговоров.

Мартин Лютер участвовать в них не мог, в отношении него по-прежнему действовал смертный приговор. Но его ближайшие соратники поехали в Аугсбург и зачитали соглашение, заключенное в Марбурге, которое в связи с этим потом стало называться «аугсбурским признанием».

Католическая церковь не была готова идти на уступки, а лишь дала протестантам несколько месяцев отсрочки, чтобы те оставили свою ересь и подчинились Папе. Иначе она угрожала войной.

Это стало последней попыткой объединить церковь. Мартин Лютер констатировал, что дальнейшие переговоры бессмысленны. Протестантские князья образовали собственный военный альянс, чтобы защититься от возможной католической агрессии.

Погромы

Поэтому призывы изгонять и убивать евреев стали выполняться, что привело к погромам во многих немецких городах, они происходили в течение всей второй половины 16 века и позднее. Но молодой Мартин Лютер изначально был вовсе не враждебно настроен по отношению к евреям, напротив.

Лютер знал, что евреи, конечно, отрицали Иисуса и распяли его, но вначале он думал, что их действия можно объяснить тем, что им не была дана истинная вера. Когда случился прорыв реформации, тогда и евреи, наконец-то, должны были услышать правду об Иисусе Христе, осознать, что он был Спасителем и глубоко раскаяться в том, как они встретили сына Божьего полторы тысячи лет назад, полагал Лютер.

Он ошибался. Как Лютер и другие ведущие священники ни проповедовали христианские послания евреям, те продолжали придерживаться убеждений своих предков о том, что Иисус вовсе был не божество, а обыкновенный смутьян, который получил то, что заслужил.

То, что евреи отрицали Иисуса по незнанию, Мартин Лютер мог понять. Но то, что они продолжали отрицать Спасителя и после того, как познакомились со священными писаниями, когда им на блюдечке поднесли все евангелическое христианство — это было уже слишком.

Такую неблагодарность Мартин Лютер простить не мог и потому в 1543 году написал памфлет «О евреях и их лжи». Книге суждено было много раз переиздаваться, особенно в 1930-е годы.

Следует помнить, что преследование евреев продолжалось по всей Европе многие сотни лет. То есть, Мартин Лютер совершенно не оригинален в этом вопросе.

Уникален же Мартин Лютер потому, что ему удалось восстать против Папы и создать целую новую евангелическую церковь, которая превратилась в народную церковь Северной Европы.

Факты


Мартин Лютер


1483 — родился в Айслебене.


1505 — прекращает изучение юриспруденции и уходит в монастырь.


1512 — становится доктором теологии и профессором университета в Виттенберге.


1517 — нападает Папу и католическую церковь в своих 95 тезисах, которые он представляет в Виттенберге.


1521 — объявлен Папой вне закона, бежит в замок Вартбург, где переводит Новый завет на немецкий язык и пишет постиллу, которая становится основой евангелических проповедей.


1525 — женится на бывшей монахине Катарине фон Бора.


1529 — Лютер издает Большой катехизис для священников и Малый катехизис для простого народа.


1530 — в Аугсбургском признании протестантские королевства приходят к согласию насчет нового церковного порядка.


1546 — Лютер умирает в Айслебене 62 лет от роду. Похоронен в Виттенберге.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

«У меня есть мечта» («Я мечтаю», «I have a dream») - название самой известной речи Мартина Лютера Кинга. Мартин Лютер Кинг произнес эту речь около полувека назад 28 августа 1963 года со ступеней Мемориала Линкольна во время Марша на Вашингтон за рабочие места и свободу. В этом выступлении Кинг на весь мир провозгласил свое видение будущего Соединенных Штатов Америки, где белое и черное население могли бы сосуществовать как равноправные граждане своей страны.


Смотреть видео «I have a dream»
на английском языке


Смотреть видео «У меня есть мечта»
на русском языке

Речь Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта» и по настоящее время является общепризнанным шедевром ораторского мастерства. Наверное, многие знаменитые политики не раз пересматривали ее, шлифуя свои риторические навыки.

Ораторские приемы

Давайте и мы рассмотрим эту знаменитую речь с точки зрения использования Мартином Лютером Кингом специальных ораторских приемов , оформляющих тезисы его речи, превращающих его выступление в мощнейшее агитационное оружие.

Стиль и формат. Мартин Лютер Кинг, являясь баптистским священником, произнес настоящую речь-проповедь. Конечно, это не была проповедь в чистом виде, но выступление прошло именно в религиозном формате, на тот момент столь близком для 300 тысяч американцев, стоявших у подножья монумента Линкольну. Стилистика выступления в первую очередь продиктована отказом автора от стандартных политических лозунгов и обращением к такому личному рассказу о своей мечте.

Подготовка к выступлению. Стоит отметить, что речь эта не была спонтанной, к своему выступлению «У меня есть мечта» Мартин Лютер Кинг осознанно и очень серьезно. По ходу выступления автор изредка пользовался своими записями, которые помогли ему произнести великолепную эмоциональную речь, без оговорок и запинок. Его голос звучал настолько естественно и уверенно, что эта уверенность мгновенно передалась всем присутствующим. Без тщательной подготовки, произнести такую заразительную речь было бы просто невозможно.

Метафоры. «Мы сможем вырубить камень надежды из горы отчаяния», «мы сможем превратить нестройные голоса нашего народа в прекрасную симфонию братства». Метафоры сделали тезисы Кинга яснее, ярче, и смогли поистине придать его мыслям эмоциональные оттенки настоящей мечты, донести их до самых глубин сознания и сердец слушателей.

Цитаты. Речь Кинга изобилует аллюзиями на Ветхий и Новый Завет, Декларацию независимости США, Манифест об освобождении рабов и Конституцию Соединенных Штатов. Автор намеренно использует цитаты из тех источников, которые признаны, как среди его сторонников, так и среди противников, таким образом, адресуя свое выступление и тем, и другим, увеличивая свои шансы воздействия на слушателей.

Темп и паузы. Важнейшую роль в этой речи играет темп произнесения текста и логические паузы. Они выделяют каждую фразу речи, каждую законченную мысль. Основной темп речи плавный, с постепенной тенденцией к ускорению, усилению эмоциональной составляющей, которая подогревает толпу слушателей, срывая громкие овации и крики одобрения.

Аудитория. Вы, скорее всего, заметили на фоне выступления Кинга кивающие лица, которые отражают их доверие к оратору, настоящую веру в его идеи. Эти лица воздействуют на наше восприятие речи «I have a dream» подсознательно, используя человеческую склонность к конформизму, нежелание идти наперекор мнению большинства. Этот ораторский прием используется многими политиками, он и по сей день не потерял своей актуальности.

Цикличность речи. Речь Кинга нельзя назвать типичным последовательным изложением одной мысли. Обратите внимание на тот факт, что он не раз возвращается к определенным тезисам своего выступления. Общими местами являются неоднократные обращения оратора к своим товарищам из Колорадо, Миссисипи, Алабамы, которые перекликаются с идеями уже упомянутыми автором ранее, возвращают слушателей к этим мыслям, заставляют еще раз задуматься о главных для Кинга вещах.

Общие тезисы

Сама концепция речи построена так, что Мартин Лютер Кинг делится своей мечтой со своими товарищами. Он не заявляет, как должно быть и что следует делать, а говорит лишь о том, о чем мечтает. Тем не менее, форма изложения речи не умаляет силы воздействия его тезисов на аудиторию, ведь Кинг не просто декламирует, призывая к разуму, а затрагивает чувства слушателей и вселяет в их головы свои идеи, свою мечту. И эта мечта становится общей, и народ начинает верить в нее.

Кроме того, Мартин Лютер Кинг адресует свое выступление не только аудитории, собравшейся у Мемориала Линкольна, но и руководству страны, людям, принимающим важнейшие решения. Этим фактом продиктована особая логическая структура тезисов в речи оратора. Можно сказать, что некоторые высказывания и заявления Мартина Лютера Кинга в речи «I have a dream» были похожи на шантаж властей США: «Мы не успокоимся до тех пор, пока…», — говорит он, обращаясь и к своим товарищам, чтобы обозначить их чувство идентичности с протестным движением, с одной стороны, и обращаясь к своим противникам, чтобы вынудить их вступить в переговоры во избежание беспорядков, с другой стороны.

Цитаты речи

“I have a dream” – «У меня есть мечта»

“I say to you today, my friends, so even though we face the difficulties of today and tomorrow. I still have a dream. It is a dream deeply rooted in the American dream.” – “И хотя мы сталкиваемся с трудностями сегодня и будем сталкиваться с ними завтра, у меня всё же есть мечта. Эта мечта глубоко укоренена в американской мечте.”

“I have a dream that one day down in Alabama, with its vicious racists, with its governor having his lips dripping with the words of interposition and nullification; one day right down in Alabama little black boys and black girls will be able to join hands with little white boys and white girls as sisters and brothers.” – “Я мечтаю сегодня, что однажды в Алабаме с её злобными расистами и губернатором, с губ которого слетают слова о вмешательстве и аннулировании, в один прекрасный день, именно в Алабаме, маленькие чёрные мальчики и девочки возьмутся как сёстры и братья за руки с маленькими белыми мальчиками и девочками.”

Сочинения

  • Лекции о Послании к Римлянам (1515-1516)
  • К христианскому дворянству немецкой нации ()
  • О свободе христианина (нем. Von der Freiheit eines Christenmenschen , )
  • Против проклятой буллы Антихриста

Биография

Начало жизни

Мартин Лютер родился в семье Ганса Лютера (1459-1530) - бывшего крестьянина, перебравшегося в Эйслебен (Саксония) в надежде на лучшую жизнь. Там его отец поменял профессию и занялся горным делом в медных рудниках. После рождения Лютера семья переехала в горный городок Максфельд, где отец стал зажиточным бюргером. В 1497 году 14-летнего Мартина родители отвели во францисканскую школу города Марбург . В эти времена Лютер с друзьями зарабатывали на хлеб пением песен под окнами набожных обывателей. В 1501 году по решению родителей Лютер поступил в Эрфуртский университет. Дело в том, что в те времена все бюргеры стремились дать своим сыновьям юридическое высшее образование. Но ему предшествовало прохождение так называемого курса "свободных искусств". В 1505 году Лютер получил степень магистра свободных искусств и приступил к изучению юриспруденции. Тогда же, против воли отца он поступил в Августинский монастырь в Эрфурте. Существует несколько точек зрения, объясняющих такое неожиданное решение. Первая - угнетенное состояние вследствие "сознания своей греховности". Вторая гласит о том, что однажды Лютер попал в сильную грозу, и был настолько напуган, что дал обет монашества. Третья говорит о чрезвычайной строгости родительского воспитания, которую Лютер не смог пережить. На самом деле причину надо искать в окружении Лютера и в бытовавшем тогда в бюргерской среде колебании умов. На решение повлияло и знакомство со многими участниками кружка гуманистов. Лютер отзывался позже описывая свою монашескую жизнь как очень сложную, но тем не менее он был примерным монахом и с огромной тщательностью выполнял все свои задания. Лютер вступил в Августинский орден в Эрфурте. За год до этого должность викария ордена получил викарий Иоанн Штаупитц, в последствие ставший другом Мартина. Лютер принял монашеский обет в 1506 г., а в 1507 г. был посвящён в священники.

В Виттенберге

В 1508 г. Лютера отправили преподавать в новый университет в Виттенберге. Там он впервые ознакомился с работами блаженного Августина. Лютер одновременно преподавал и учился, чтобы получить степень доктора теологии. В 1511 г. Лютера отправили в Рим по делам ордена. Поездка произвела на молодого богослова неизгладимое впечатление. Именно там он впервые столкнулся и увидел воочию развращенность римско-католического клира. В 1512 г. он получил степень доктора богословия. После этого Лютер получил сан профессора теологии вместо Штаупитца. На Лютера возымели большое влияние номинализм и схоластика. Лютер постоянно ощущал себя в состоянии подвешенности и невероятной слабости по отношению к Богу, и эти переживания играли значительную роль в формировании его взглядов. В 1509 г. Лютер преподавал о Петре Ломбарде, в 1513-15 гг. - о псалмах, 1515-16 гг. - о послании к римлянам, в 1516-18 гг. - о посланиях к Галатам и иудеям. Лютер кропотливо изучал Библию, а помимо своих обязанностей преподавателя он являлся смотрителем 11 монастырей и проповедовал в церкви.

Лютер говорил, что он постоянно пребывает в состоянии ощущения греха. После сильного кризиса Лютер открыл для себя иную интерпретацию посланий св. Павла. "Я понял," - писал он, - "что божественную справедливость мы получаем последствием самой веры в Бога и благодаря ей, тем самым милостивый Господь оправдывает нас последствием самой веры". При этой мысли Лютер, как он сказал, почувствовал, что он родился вновь и чрез открытые врата вступил в рай. Представление о том, что оправдание верующий получает благодаря своей вере в милость Бога, Лютер разработал в 1515-19 гг.

Реформаторская деятельность

18 октября 1517 года папа Лев Х выпускает буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях "Оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира". Лютер взрывается критикой роли церкви в спасении, которая выражается 31 октября 1517 года в 95 тезисах . Тезисы были также отправлены епископу Бранденбургскому и архиепископу Майнцскому. Стоит добавить, что выступления против папства были и раньше. Однако они носили несколько другой характер. Будучи возглавлены гуманистами, выступления против индульгенции рассматривали ее с точки зрения человечности. Лютер же критиковал догмы, т.е христианский аспект учения. Слух о тезисах распространяется молниеносно и Лютера вызывают в 1519 году на суд и, смягчившись, на спор в Лейпциг , куда он отказывается явиться, памятуя о судьбе Яна Гуса . Тогда Папа Римский Лев X предает Лютера анафеме в 1520 году (в настоящее время католическая церковь планирует его «помиловать» ). Лютер публично сжигает во дворе Виттенбергского университета папскую буллу об отлучении его от церкви и в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» объявляет, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации.

Папу Римского поддерживает Император Карл и Лютер ищет спасения у Фридриха Саксонского в замке Вартбург ( -). Там ему якобы является дьявол , но Лютер приступает к переводу Библии на немецкий язык.

В работе Аугсбургского рейхстага 1530 года Лютер не участвовал, позиции протестантов на нем представлял Меланхтон .

Последние 13 лет своей жизни Лютер страдал от болезней пищеварения.

Историческое значение деятельности Лютера

Одним из центральных и востребованных положений философии Лютера считается концепция «призвания» (нем. Berufung ). В противоположность католическому учению о противопоставлении мирского и духовного, Лютер полагал, что и в мирской жизни на профессиональном поприще осуществляется благодать Бога . Бог предназначает человека к определенному виду деятельности посредством вложенного таланта или способности и долг человека прилежно трудиться, исполняя свое призвание. Причем в глазах Бога нет труда благородного или презренного .

Труды монахов и священников, какими бы тяжкими и святыми они ни были, ни на йоту не отличаются в глазах Бога от трудов крестьянина в поле или женщины, работающей по хозяйству

Сама концепция «призвания» появляется у Лютера в процессе перевода фрагмента Библии на немецкий язык (Сирах 11:20-21): «пребывай в труде (призвании) своем»

Основной мыслью тезисов было показать, что священники не являются посредниками между Богом и человеком, они лишь должны направлять паству и являть собой пример истинных христиан. "Человек спасает душу не через Церковь, а через веру" - писал Лютер. Он опровергал догмат божественности личности папы, что было ярко продемонстрировано в дискуссии Лютера со знаменитым богословом Иоганом Экком в 1519 году. Опровергая божественность папы, Лютер ссылался на греческую, т.е православную церковь, которая также считается христианской и обходится без папы и его безграничных полномочий. Лютер утверждал непогрешимость Священного Писания, а авторитет Священного предания и соборов ставил под сомнение.

Лютер и антисемитизм

Лютер в искусстве

О Лютере было снято несколько фильмов: американо-канадский «Лютер» (Luther, ), два немецких фильма «Мартин Лютер» (Martin Luther , оба в ) и немецкий «Лютер » (Luther ; в российском прокате «Страсти по Лютеру», )

Основатель евангелическо-лютеранской церкви. Родился в Эйслебене (в Саксонии) 10 ноября 1483 года. Он происходил из крестьянского сословия, был сыном рудокопа и получил в семье строгое религиозно-нравственное воспитание. В 1501 г. он поступил в эрфуртский университет, где, изучая право (по желанию отца), занимался в то те время философскими науками, а также усвоил себе все необходимые приемы диалектики. Одновременно с этим Мартин Лютер изучал латинских классиков и вступил в близкие сношения с представителями эрфуртского гуманизма – Рубианусом и Лангом. В 1502 г. Лютер получил степень бакалавра, а в 1505 г. магистра философии.

В том же году незначительное; событие послужило толчком к перемене в жизни Лютера, положившей начало его будущей деятельности. Гроза, застигшая его в горах, произвела глубокое впечатление на его пылкую натуру; Лютер был, по собственному его выражению, «объят страхом, ниспосланным с неба», и с той поры стал мучиться сомнениями в возможности достигнуть спасения при греховности человеческой природы. Он оставил рассеянную жизнь, поступил в августинский монастырь в Эрфурте и принял священническое звание (1507). Однако, несмотря на жизнь, полную труда и покаяния, страх божественной кары не оставлял Лютера, и в тиши своей кельи он переживал не одну тяжелую минуту грусти и отчаяния. Решительный переворот в его душевном мире произвёл один старый монах, разрешивший все его сомнения простым указанием на главу об отпущении грехов. Ревностное изучение Святого Писания, с одной стороны, и беседы с приором августинского ордена, Штаупицем, с другой – содействовали укреплению в Мартине Лютере сознания о возможности достижения вечного спасения силою одной веры.

Портрет Мартина Лютера. Художник Лука Кранах Старший, 1525

Совершив в 1511 г., по поручению своего ордена, путешествие в Рим, Лютер ужаснулся, увидев глубокую испорченность католического духовенства, Тем не менее из Рима он вернулся еще верным сыном католической церкви, глубоко верующим в её безграничный авторитет. Еще до поездки в Рим Мартин Лютер начал читать во вновь учреждённом виттенбергском университете лекции об Аристотеле; сделавшись доктором теологии (1512), он начал чтения о посланиях апостола Павла, произнося в то же время частые проповеди в виттенбергских церквах на тему о Божьей благодати, достигаемой помощью веры, сделавшейся краеугольным камнем его учения.

95 тезисов Лютера (кратко)

Вскоре Лютеру представился случай открыто выступить врагом римской церкви. Злоупотребление папскими индульгенциями достигло тогда крайних пределов. Торговавший этими индульгенциями монах Тецель появился также в окрестностях Виттенберга (1517), именно в то время, когда там праздновалась годовщина освящения местной дворцовой церкви, По обычаю того времени подобные празднества сопровождались публикациями, прибивавшимися к дверям храма; Лютер воспользовался этим и прибил к церковным дверям 95 тезисов, в которых указал на различие между покаянием, как актом внутреннего, нравственного мира, и существующей церков ной системой покаяния. Успех 95 тезисов был чрезвычайный: в течение 14 дней они успели обойти всю Германию и были встречены всеобщим сочувствием. В начале 1518 г. 95 тезисов подверглись осуждению со стороны папского цензора; а в 1519 г. папский теолог Экк вызвал Мартина Лютера на публичный диспут в Лейпциге (касавшийся главным образом вопроса о главенстве папы), после которого совершился окончательный разрыв между Лютером и римской церковью.

Сожжение Лютером папской буллы

Неутомимо работая пером, Мартин Лютер стал развивать в своих сочинениях учение о праве на священство всех верующих, о религиозной свободе, о том, что церковь не нуждается в земном заместителе в лице папы, и потребовал, между прочим, причащения под обоими видами и для мирян. Эти учения и его связь с такими отъявленными врагами Рима, как Гуттен , окончательно навлекли на Лютера гнев папы. В 1520 г. появилась папская булла, отрешившая его от церкви, на которую Лютер ответил новым сочинением: «О свободе христианской личности», а буллу торжественно сжег вместе с папскими декреталиями пред воротами Виттенберга. От наказания за этот поступок Лютера спасло только заступничество курфюрста Фридриха Мудрого, бывшего до избрания Карла V наместником императорского престола.

Как в вышеупомянутом, так и в других изданных в том же году сочинениях («К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианского состояния» и «О вавилонском пленении церкви») Мартин Лютер призывает христианство к борьбе против заносчивых требований папы и духовенства, требует уничтожения порабощавшей народ системы отпущения грехов и указывает на непосредственное сближение с Богом путем веры, как на единственный источник успокоения и блаженства.

Лютер на Вормсском сейме 1521 и в замке Вартбург

В 1521 г. Мартин Лютер был потребован к ответу пред императором Карлом V и рейхстагом; явившись на имперский сейм в Вормсе , он перед лицом властей и многочисленного народа смело отстаивал свое учение и решительно отклонил предложение отречься от своих идей.

Лютер на Вормсском сейме. Картина А. фон Вернера, 1877

На обратном пути, по инициативе покровителя его, саксонского курфюрста Фридриха Мудрого, на Лютера «напали» замаскированные «разбойники», привезшие его в Вартбург, где он, скрываясь под чужим именем, нашел безопасное убежище от всяких преследований и мог спокойно отдаться своей литературной и реформаторской деятельности. Здесь Лютер совершил один из капитальнейших трудов своей жизни – перевод Библии на немецкий язык.

Лютер в Вартбурге (где он жил под именем Йорга). Художник Лука Кранах Старший, 1521-1522

Реформация Мартина Лютера (кратко)

Недолго, однако, он удержался в Вартбурге. Фанатические крайности его последователей , иконоборство, нерешительность Меланхтона в виду этих событий вызвали Лютера из его убежища. Он снова появился в Виттенберге и силою горячей проповеди восстановил спокойствие, после чего ревностно отдался устройству преобразованной церкви, обнимая своей реформаторской деятельностью богослужение (которое стало производиться на немецком языке, и многие обряды которого были заменены молитвой и пением гимнов), церковное устройство, школьное дело и т. д., результатом чего явились его сочинения: «О порядке богослужения в общине», «Книга церковных песен», «Большой катехизис», «Малый катехизис» и др. Отрицая безбрачие духовенства, Мартин Лютер женился (1525) на Катарине фон Бора (тоже бывшей монахине), затем стал уничтожать монастыри, обращая их имуществе на устройство школ, больниц и пр.

Портрет Мартина Лютера и его жены Катарины Бора. Художник Лука Кранах Старший, 1525

Смелый религиозный реформатор, Лютер, однако, твердо стоял за существующий политический строй, резко осуждая всякую попытку к его изменению. Таким образом, он явился горячим противником партии Мюнцера , а во время Крестьянской войны в 1525 г. горячо осуждал действия крестьян и анабаптистов в двух сочинениях: «Призыв к миру» и «Против крестьян – грабителей и убийц». Точно также реформаторская деятельность Цвингли встретила в нем противника. Помимо религиозно-обрядовых несогласий со швейцарскими реформаторами, Мартин Лютер был крайним противником идеи вооруженная сопротивления, вследствие чего совершенно отклонил обширный план Цвингли и ландграфа гессенского относительно совместного действия всех реформационных сил для борьбы с папством и католической монархией. Окончательный разрыв между лютеранской или саксонской и южногерманской и швейцарской реформацией последовал на религиозном диспуте в Марбурге (1529) так что на аугсбургском рейхстаге 1530 г. саксонские немцы выступили уже со своим особ, исповеданием веры («Аугсбургская конфессия»), которым завершился процесс образования лютеранской церкви. Однако, и в следующие годы Лютер продолжал неутомимо работать над начатым делом, оставаясь до конца верным своим идеям: в этом духе были им составлены в 1537 г. Шмалькальденские артикулы; руководствуясь теми же идеями, он отклонил посреднические предложения в Регенсбурге в 1541 г. и приглашение на Тридентский собор в 1545 г.

Личность Лютера

Пылкий, порывистый, подчас неумеренно резкий, когда дело касалось его религиозных убеждений, в частной жизни Мартин Лютер отличался ясностью духа, добродушными юмором, веселым нравом и теплым, сострадательным отношением к людям. Внутренняя, душевная жизнь его представляла, однако, меньше спокойствия: не раз переживал он тяжелые, мрачные минуты, борясь с дьяволом, мучимый фантомами, грозившими помутить его сознание. К этому присоединялись еще частые телесные страдания, развившиеся в мучительную болезнь, которая свела его в могилу. До самой своей смерти Лютер продолжал действовать в Виттенберге в качестве проповедника. Он умер 18 февраля 1546 г. в Эйслебене, в том самом городе, где родился и куда отправился за несколько дней до смерти. Тело его похоронено в Виттенберге.

Значение Лютера

На памяти Мартина Лютера остается упрек в потворстве его высокопоставленным друзьям – князьям. Но эта слабость отчасти искупается его духовными и нравственными качествами. Не менее важны услуги, оказанные Лютером немецкой литературе. С ним начинается новый период в истории немецкого языка; слог его проповедей, брошюр, трактатов полон энергии, силы и выразительности, и потомки ценят Мартина Лютера не только, как церковного реформатора, но и как одного из популярнейших писателей Германии.

Причины Реформации.

Реформация и контрреформация

С начала XVI в. началась Реформация (в переводе с латинского - преобразование). Это широкое обществен­ное движение, характеризующееся отходом от католической церк­ви значительной части населения Европы. Учение католической Церкви перестало удовлетворять многих европейцев в условиях про­исходящих перемен. Католическая церковь служила опорой феода­лизма. Она учила, что мир и все, что в нем находится, созданы богом и не подлежат никакому изменению. Проповедовалась идея об исконной греховности человека; церковь же через спои таинства (Крещение, причащение и т.д.) может его спасти. Распространение гуманистических идей подрывало учение церкви. Людей раздражала роскошь духовенства, его жадность, что особенно проявлялось в продаже индульгенций. За деньги можно было купить «отпущение грехов». Правители многих стран были недовольны претензиями т-.

пап на верховную власть. Короли, купцы, предприниматели, дво­ряне мечтали получить богатства и земли церкви.

Начало Реформации было свя­зано с выступлением профессора Виттенбергского университета в Германии Мартина Лютера в октябре 1517 г. с 95 тезисами против индульгенций. Вопреки учению католической церкви Лютер про­возгласил, что церковь и духовенство не являются посредни­ками между Богом и человеком. Он объявил ложными претензии католической церкви на то, что она может отпускать грехи с по­мощью таинств в силу особых полномочий от Бога. Основное по­ложение в проповеди Лютера гласило, что человек достигает спа­сения души не через церковные обряды, а с помощью сноси веры. Источником религиозной истины, по мнению Лютера, явля­ется Священное Писание. Роль церкви и духовенства должна сво­диться только к разъяснению его текстов. Богослужение должно проводиться на понятном народу языке, а не на латыни. Лютер перевел Библию на немецкий язык.

Поднявшееся в Германии широкое движение в поддержку Лютера не позволило католическому духовенству быстро покон­чить с его умением. Лютеранство приняли многие горожане, кре­стьяне, дворяне и правители ряда германских государств. Лютер призывал действовать против папского Рима не только словом, но и с помощью оружия.

В ходе Реформации от католической церкви отделились раз­личные направления в христианстве, общее название которых - протестантизм. Протестантами впервые стали называть герман­ских правителей, подписавших в 1529 г. на имперском сейме (со­брании князей Священной Римской империи) «Протестацию». Они протестовали против решения большинства сейма об ограниче­нии распространения лютеранства в Германии.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: