Когда после смерти душа приходит домой. Как душа умершего прощается с родными и когда уходит из тела

После ухода из жизни близкого человека наше сознание не желает мириться с тем, что его больше рядом нет. Хочется верить, что где-то далеко на небесах он помнит о нас и может послать весточку.

В этой статье

Связь души и живого человека

Последователи религиозных и эзотерических учений рассматривают душу как маленькую частицу Божественного сознания. На Земле душа проявляет себя через лучшие качества человека: доброту, честность, благородство, щедрость, умение прощать. Творческие способности считаются Божьим даром, а значит, также реализуются посредством души.

Она бессмертна, но тело человека имеет предельный срок существования. Поэтому по окончании земной жизни душа покидает тело и отправляется на другой уровень мироздания.

Основные теории о послесмертии

Мифы и религиозные воззрения народов предлагают свое видение того, что происходит с человеком после смерти. Например, «Тибетская книга мертвых» пошагово расписывает все этапы, через которые проходит душа от момента умирания и заканчивая следующим воплощением на Земле.

Рай и Ад, Небесный суд

В иудаизме, христианстве и исламе человека после смерти ожидает Небесный суд, на котором оцениваются его земные дела. В зависимости от количества ошибок и хороших поступков, Бог, ангелы или апостолы разделяют умерших людей на грешников и праведников, чтобы направить их либо в Рай для вечного блаженства, либо в ад на вечные муки.

Однако нечто подобное было у древних греков, где всех умерших отправляли в подземное царство Аида под стражу Цербера. Души также распределяли по уровню праведности. Благочестивых людей помещали в Элизиум, а порочных – в Тартар.

Суд над душами присутствует в разных вариациях в древних мифах. В частности, у египтян было божество Анубис, которое взвешивало сердце умершего с помощью страусового пера, чтобы измерить тяжесть его грехов. Чистые души направлялись в райские поля солнечного бога Ра, куда остальным дорога была заказана.

Души праведников направляются в рай

Эволюция души, Карма, Реинкарнация

Религии древней Индии смотрят на судьбу души иначе. Согласно традициям, она приходит на Землю не единожды и каждый раз приобретает бесценный опыт, необходимый для духовной эволюции.

Любая жизнь – это своего рода урок, который проходят, чтобы выйти на новый уровень Божественной игры. Все действия и поступки человека во время жизни составляют его карму, которая может быть хорошей, плохой или нейтральной.

Понятий «ад» и «рай» здесь нет, хотя итоги жизни имеют значение для предстоящего воплощения. Человек может заслужить лучшие условия в следующей реинкарнации либо родиться в теле животного. Все определяет поведение во время пребывания на Земле.

Пространство между мирами: неприкаянные

В православной традиции есть понятие 40 дней с момента смерти. Дата ответственная, поскольку Высшими силами принимается окончательное решение о пребывании души. До этого она имеет возможность проститься с дорогими ей местами на Земле, а также проходит испытания в тонких мирах – мытарства, где ее искушают злые духи.

«Тибетская книга мертвых» называет схожий промежуток времени. И в ней также перечисляются испытания, встречающиеся на пути души. Налицо сходство между абсолютно различными традициями. Два вероучения рассказывают о пространстве между мирами, где умерший человек пребывает в тонкоматериальной оболочке (астральном теле).

В 1990 году на экраны вышел фильм «Привидение https://www.kinopoisk.ru/film/prividenie-1990-1991/». Смерть застигла героя картины внезапно – Сэма предательски убили по наводке партнера по бизнесу. Находясь в теле призрака, он проводит расследование и наказывает виновного.

Эта мистическая драма прекрасно обозначила астрал и его законы. Фильм также объяснил, почему Сэм застрял между мирами: у него на Земле осталось незаконченное дело – защита любимой женщины. Добившись справедливости, Сэм получает проход в рай.

Неприкаянные души становятся призраками

Люди, чья жизнь была оборвана в раннем возрасте, в результате убийства или несчастного случая, не могут свыкнуться с фактом своего ухода. Их называют неприкаянными душами. Они блуждают по Земле в виде призраков и иногда даже находят способ заявить о своем присутствии. Не всегда такой феномен вызван трагедией. Причиной может быть сильная привязанность к супругам, детям, внукам или друзьям.

Видео – фильм о неприкаянных душах:

Правда ли, что умершие люди видят нас?

Много общего в рассказах тех, кто прошел через клиническую смерть. Скептики сомневаются в достоверности такого опыта, считая, что посмертные образы – это галлюцинации, которые генерирует угасающий мозг.

Известный целитель Мирзакарим Норбеков рассказывает о том, как в течение четырех лет он руководил исследованием клинической смерти. 380 из 500 пациентов описали опыт совершенно одинаково, разница была лишь в деталях.

Человек видел свое физическое тело со стороны, и это не были галлюцинации. Включалось иное зрение, позволявшее наблюдать за происходящим в больничной палате и за ее пределами. Причем человек мог совершенно точно описать место, где физически его не было. Все случаи добросовестно документированы и проверены.

Что видит человек?

Поверим на слово людям, которые заглянули по ту сторону физического мира, и систематизируем их опыт:

  1. Первый этап – провал, ощущение падения. Иногда – в буквальном смысле слова. По рассказу свидетеля, получившего ножевую рану в драке, сначала он почувствовал боль, затем стал падать в темный колодец со скользкими стенами.
  2. Затем «умерший» обнаруживает себя там, где находится его физическая оболочка: в больничной палате или на месте аварии. В первый момент он не понимает, что видит со стороны самого себя. Он не узнает собственное тело, но, ощущая связь, может принять «погибшего» за родственника.
  3. К очевидцу приходит осознание, что перед ним собственное тело. Он делает шокирующее открытие, что мертв. Возникает острое чувство протеста. Расставаться с земной жизнью не хочется. Он видит, как над ним колдуют врачи, наблюдает тревогу своих родных, но ничего не может сделать.
  4. Постепенно человек свыкается с фактом смерти, и тогда тревога отступает, приходит покой и умиротворение. Человек понимает, что это не конец, а начало нового этапа. И тогда перед ним открывается путь вверх.

Что видит душа?

После этого человек получает новый статус. Человеческое принадлежит Земле. В Небеса (или в более высокое измерение) отправляется душа. В этот миг все меняется. Душа воспринимает себя как облако энергии, больше похожее на разноцветную ауру.

Рядом возникают души близких людей, ушедших из жизни раньше. Они выглядят как живые субстанции, излучающие свет, но путешественник точно знает, кого повстречал. Эти сущности помогают перейти к следующему этапу, где ждет Ангел - проводник в высшие сферы.

Путь, по которому идет душа, озарен Светом

Образ Божественного существа на пути души люди затрудняются описать словами. Это воплощение Любви и искреннего желания помочь. По одной версии, это Ангел-хранитель. По другой – прародитель всех человеческих душ. Проводник общается с вновь прибывшим с помощью телепатии, без слов, на древнем языке образов. Он демонстрирует события и проступки прошедшей жизни, но без малейшего намека на осуждение.

Дорога проходит через пространство, заполненное Светом. Пережившие клиническую смерть говорят об ощущении невидимого барьера, который, вероятно, служит границей между миром живых и царством мертвых. Дальше завесы никто из вернувшихся не постигал. Что лежит за чертой, живущим знать не дано.

Может ли душа умершего приходить в гости?

Религия осуждает практику спиритизма. Это считается грехом, поскольку под маской ушедшего из жизни родственника может явиться демон-искуситель. Серьезные эзотерики тоже не одобряют подобные сеансы, так как в этот момент открывается портал, через который в наш мир могут проникнуть темные сущности.

Церковь порицает спиритические сеансы для связи с умершими

Впрочем, такие визиты могут происходить по инициативе тех, кто покинул Землю. Если в земной жизни между людьми была прочная связь, то смерть ее не разорвет. Как минимум в течение 40 дней душа покойного может навещать родных и близких и со стороны наблюдать за ними. Люди с высокой чувствительностью ощущают это присутствие.

Умерший использует пространство сновидений для встречи с живыми. Он может явиться спящему родственнику, чтобы напомнить о себе, оказать поддержку или дать совет в сложной жизненной ситуации.

К сожалению, мы несерьезно воспринимаем сны, а порой просто забываем, что снилось ночью. Поэтому попытки наших ушедших родственников достучаться до нас во сне не всегда успешны.

Может ли умерший стать ангелом-хранителем?

Уход близкого каждый воспринимает по-разному. Для матери, потерявшей ребенка, такое событие – подлинная трагедия. Человек нуждается в поддержке и утешении, поскольку в сердце царят боль утраты и тоска. Связь между матерью и ребенком особенно прочна, поэтому дети остро чувствуют страдания.

Дети, ушедшие из жизни рано, могут стать ангелами-хранителями

Впрочем, для семьи ангелом-хранителем может стать любой умерший родственник. Важно, чтобы при жизни этот человек был глубоко религиозен, соблюдал законы Творца и стремился к праведности.

Как умершие могут связаться с живыми?

Души усопших не принадлежат миру материальному, поэтому у них нет возможности явиться на Землю как физическое тело. Во всяком случае в прежнем облике мы их увидеть не сможем. К тому же существуют негласные правила, по которым мертвые не могут напрямую вмешиваться в дела живых.

  1. По теории реинкарнации, покойные родственники или друзья возвращаются к нам, но в облике другого человека. Например, они могут появиться в этой же семье, но уже как младшее поколение: ушедшая в мир иной бабушка может вернуться на Землю как ваша внучка или племянница, хотя, скорее всего, ее память о предыдущем воплощении не сохранится.
  2. Другой вариант – спиритические сеансы, об опасности которых мы говорили выше. Возможность диалога, конечно, существует, но церковью не одобряется.
  3. Третий вариант связи – сны и астрал. Это более удобная площадка для ушедших из жизни, поскольку астрал принадлежит к нематериальному миру. Живые попадают в это пространство тоже не в физической оболочке, а в виде тонкой субстанции. Поэтому диалог возможен. Эзотерические учения рекомендуют серьезно воспринимать сны с участием умерших близких и прислушиваться к их советам, поскольку мертвые обладают большей мудростью, чем живые.
  4. В исключительных случаях душа умершего может появляться в физическом мире. Это присутствие может ощущаться холодком по спине. Иногда можно даже увидеть что-то вроде тени или силуэта в воздухе.
  5. В любом случае связь ушедших людей с живыми отрицать нельзя. Другое дело, что не все эту связь воспринимают и понимают. Например, души ушедших могут посылать нам знаки. Есть поверье, что птица, случайно залетевшая в дом, несет послание из загробного мира, призывающее к осторожности.

В этом видео рассказывается о связи с умершими через сны:

Мнение ученых о душе и загробном мире

Представители науки стояли на позиции материализма, а церковь всегда осуждала атеистов.

В прежние времена ученые считали, что души нет. Сознание и психика - деятельность головного мозга и нервной системы. Соответственно, с прекращением жизни физического тела умирает и сознание. Загробный мир ученые тоже не воспринимали всерьез. Они были убеждены, что в церкви рассказывают про рай и ад, чтобы добиться покорности у прихожан.

Около века назад Альберт Эйнштейн выдвинул общую теорию относительности, которая перевернула научные взгляды на устройство Вселенной. Оказалось, что такие категории материи, как время и пространство, непостоянны. Да и саму материю Эйнштейн поставил под сомнение, объявив, что разумнее говорить об энергии в различных ее проявлениях.

Развитие квантовой физики также внесло коррективы в мировоззрение ученых. Появилась теория о множестве вариантов Вселенной. И опытным путем доказано, что сознание может влиять на процессы в мире микрочастиц.

В этом видео рассказывается о взгляде современных ученых на феномен смерти:

Что говорят отдельные ученые

По мере продвижения в космические просторы и погружения в процессы микромира ученые раздвигали рамки восприятия и приходили к мысли о существовании Вселенского разума, который религии именуют Богом. Они убедились в одушевленности Космоса не через слепую веру, а во время многочисленных научных экспериментов.

Русский биолог Василий Лепешкин

В 1930 годах русский биохимик обнаружил выбросы энергии, исходящие от умирающего тела. Всплески фиксировала сверхчувствительная фотопленка. На основе наблюдений ученый пришел к выводу, что от умирающего тела отделяется особая субстанция, которую в религиях принято называть душой.

Профессор Константин Коротков

Доктор технических наук разработал метод газоразрядной визуализации (ГРВ), позволяющий фиксировать тонкоматериальные излучения тела человека и получать изображение ауры в режиме реального времени.

Используя ГРВ-метод, профессор зафиксировал энергетические процессы в момент смерти. Фактически опыты Короткова дали картину, как из умирающего человека выходит тонкая составляющая. Ученый полагает, что затем сознание вместе с тонким телом отправляются в другое измерение.

Физики Майкл Скотт из Эдинбурга и Фред Алан Вольф из Калифорнии

Приверженцы теории о множестве параллельных Вселенных. Отдельные их варианты совпадают с реальностью, другие радикально от нее отличаются.

Любое живое существо (точнее, его духовный центр) не умирает никогда. Оно одновременно воплощается в разных версиях реальности, и каждая отдельная часть не подозревает о двойниках из параллельных миров.

Профессор Роберт Ланц

Провел аналогию между непрерывным существованием человека и циклами жизни растений, которые умирают зимой, но весной вновь начинают расти. Таким образом, взгляды Ланца близки к восточному учению о перевоплощениях личности.

Профессор допускает существование параллельных миров, в которых одна и та же душа проживает одновременно.

Анестезиолог Стюарт Хамерофф

В силу специфики своей работы наблюдал людей, находящихся на грани жизни и смерти. Сейчас он уверен, что душа имеет квантовую природу. Стюарт считает, что ее образуют не нейроны, а уникальная субстанция Вселенной. После смерти физического тела духовная информация о личности передается в космос и там живет как свободное сознание.

Заключение

Как видите, ни религия, ни современная наука не отрицают существования души. Ученые, кстати, даже назвали ее точный вес – 21 грамм. Покинув этот мир, душа продолжает жить в ином измерении.

Однако мы, оставаясь на Земле, не можем по своему желанию выйти на контакт с ушедшими родственниками. Нам остается лишь хранить о них добрую память и верить в то, что они тоже помнят о нас.

Немного об авторе:

Евгений Тукубаев Нужные слова и ваша вера – ключ к успеху в совершенном ритуале. Информацию я вам предоставлю, но ее реализация напрямую зависит от вас. Но не стоит переживать, немного практики и у вас все получится!

Иногда хочется верить, что покинувшие нас близкие приглядывают за нами с небес. В этой статье рассмотрим теории о посмертии и выясним есть ли зерно истины в утверждении, что умершие видят нас после смерти.

В статье:

Видят ли нас умершие после смерти - теории

Для того чтобы с точностью ответить на этот вопрос, нужно рассмотреть основные теории о том, . Рассматривать версию каждой из религий будет достаточно сложно и трудоёмко. Так что существует неофициальное разделение на две основные подгруппы. Первая говорит о том, что после смерти нас ждёт вечное блаженство в «другом месте» .

Вторая - о полном , о новой жизни и новых возможностях. И в обоих вариантах существует возможность того, что умершие видят нас после кончины. Сложнее всего понять это, если вы считаете верной вторую теорию. Но стоит задуматься и ответить на вопрос - как часто вас посещают сны о людях, которых вы никогда в жизни не видели?

Странные личности и образы, которые общаются с вами так, словно давно вас знают. Или вообще не обращают на вас внимания, позволяя спокойно наблюдать со стороны. Некоторые считают, что это - просто люди, которых мы видим каждый день, и которые просто непонятным образом отложились в нашем подсознании. Но откуда тогда берутся те стороны личности, о которых вы не можете знать? Они разговаривают с вами определённым, незнакомым вам образом, используют слова, которых вы никогда не слышали. Откуда это берётся?

Легко апеллировать к подсознательной части нашего мозга, ведь никто не сможет с точностью сказать, что именно там происходит. Но это - логический костыль, ни более и не менее. Ещё существует возможность, что это память о людях, которых вы знали в прошлой жизни. Но часто обстановка в таких снах поразительно напоминает нашу с вами современность. Как ваша прошлая жизнь могла выглядеть так же, как ваша нынешняя?

Самая благонадёжная, по многим суждениям, версия говорит о том, что это - ваши мёртвые родственники, посещающие вас во снах. Они уже перешли в другую жизнь, но иногда тоже видят вас, а вы - их. Откуда они говорят? Из параллельного мира, или из другой версии реальности, или из другого тела - однозначного ответа на этот вопрос нет. Но одно можно сказать точно - таков способ общения между душами, которые разделены пропастью. Всё-таки наши сны - удивительные миры, где подсознание гуляет свободно, так почему бы ему не заглянуть на огонёк? Тем более, что существуют десятки практик, которые позволяют спокойно путешествовать во снах. Многие испытывали подобные ощущения. Это - одна версия.

Вторая касается мировоззрения, в котором говорится, что души умерших уходят в другой мир. На Небеса, в Нирвану, мир эфемерный, воссоединяются с общим разумом - таких взглядов существует превеликое множество. Их объединяет одно - человек, перешедший в другой мир, получает огромное количество возможностей. А так как он связан узами эмоций, общих переживаний и целей с теми, кто остался в мире живых - естественно он может общаться с нами. Видеть нас и пытаться как нибудь помочь. Не раз и не два можно услышать истории о том, как мёртвые родственники, или друзья, предупреждали людей о больших опасностях, или советовали, как поступить в сложной ситуации. Как такое объяснить?

Существует теория, что это - наша интуиция, появляющаяся в момент, когда подсознание более всего доступно. Оно принимает близкую нам форму и пытаются помочь, предостеречь. Но почему оно принимает форму именно мёртвых родственников? Не живых, не тех, с кем у нас прямо сейчас существует живое общение, а эмоциональная связь сильна как никогда. Нет, не их, а именно умерших, давно, или недавно. Бывают случаи, когда людей предупреждают родственники, которых они почти забыли - виденная всего несколько раз прабабушка, или давно умерший двоюродный брат. Ответ может быть только один - это прямая связь с душами умерших, которые в нашем сознании приобретают ту физическую форму, которая была у них при жизни.

И есть третья версия, которую можно услышать не так часто, как первые две. Она говорит о том, что первые две верны. Объединяет их. Получается у неё вполне неплохо. После смерти человек попадает в иной мир, где благоденствует, пока ему есть кому помогать. Пока его помнят, пока он может проникнуть в чьё-нибудь подсознание. Но память человеческая не вечна, и наступает момент, когда умирает последний родственник, который хотя бы изредка вспоминал его. В такой момент человек и перерождается, чтобы начать новый цикл, обзавестись новой семьёй и знакомыми. Повторить весь этот круг взаимопомощи между живыми и мёртвыми.

Что видит человек после смерти

Разобравшись в первом вопросе, нужно конструктивно подойти к следующему - что видит человек после смерти? Как и в первом случае, никто не сможет с полной уверенностью заявить, что же именно встаёт перед нашими глазами в этот скорбный момент. Существует множество рассказов людей, переживших клиническую смерть . Рассказы о туннеле, ласковом свете и голосах. Именно из них, как считают самые авторитетные источники, и складывается наш посмертный опыт. Для того чтобы пролить побольше света на эту картину, нужно сделать обобщение всех историй о клинической смерти, найти пересекающиеся сведения. И вывести истину, как некий общий множитель. Что же видит человек после смерти?

Прямо перед смертью в его жизни наступает некое крещендо, самая высокая нота. Предел физических страданий, когда мысль начинает понемногу затухать и в конце концов тухнет совсем. Часто последнее, что он слышит - как врач объявляет об остановке сердца. Зрение затухает окончательно, постепенно превращаясь в туннель света, а потом покрываясь окончательным мраком.

Второй этап - человек словно появляется над своим телом. Чаще всего он висит в несколько метрах над ним, имея возможность рассмотреть физическую реальность до последней детали. Как врачи пытаются спасти ему жизнь, что они делают и говорят. Всё это время он находится в состоянии сильного эмоционального шока. Но когда буря эмоций успокаивается, он понимает, что с ним таки произошло. Именно в этот момент с ним происходит изменения, которые никак не обратить. А именно - человек смиряется. Смиряется со своим положением и понимает, что даже в таком состоянии всё равно есть дорога вперёд. Точнее - вверх.

Что видит душа после смерти

Разбираясь с самым важным моментом всей истории, а именно с тем, что видит душа после смерти, нужно понять важный момент. Именно в ту секунду, когда человек смиряется со своей участью и принимает её - он перестаёт быть человеком и становится душой . До этого момента его духовное тело выглядело точно так же, как в реальности выглядит тело физическое. Но, поняв, что оковы физического больше не держат его духовное тело, оно начинает терять свои первоначальные очертания. После чего вокруг него начинают появляться души его мёртвых родственников. Даже здесь они стараются помочь ему, дабы человек перешёл дальше, на следующий план своего существования.

И, когда душа двигается дальше, к ней приходит странное существо, которое невозможно описать словами. Всё, что можно понять абсолютно точно - от него исходит всепоглощающая любовь, желание помочь. Некоторые побывавшие за гранью говорят, что это наш общий, первый предок - тот, от кого произошли все люди на земле. Он спешить помочь ещё ничего не понимающему мертвецу. Существо задаёт вопросы, но не голосом, а образами. Оно прокручивает перед человеком всю его жизнь, но в обратном порядке.

Именно в этот момент он осознает, что приблизился к некому барьеру. Его не видно, но его можно ощутить. Словно некая мембрана, или тонкая перегородка. Рассуждая логически, можно прийти к выводу, что это - именно то, что отделяет мир живых от . Но что происходит за ней? Увы, такие факты не доступны никому. Всё потому, что человек, который пережил клиническую смерть, так и не перешагнул за эту черту. Где-то рядом с ней врачи вернули его к жизни.

Потеря близкого человека – это всегда трагедия, с которой нелегко смириться. Поэтому многих интересует вопрос: может ли душа умершего приходить в гости? Ведь зачастую мы не только на духовном, а и на физическом уровне ощущаем, что к нам приходил умерший родственник или близкий друг.

Причем иногда такие «визиты» могут иметь достаточно весомые подтверждения в виде запахов, перемещений предметов, снов, музыки, цифр. В связи с участившимися вопросами на данную тему мы решили сегодня немного более подробно рассказать о том, по каким критериям и признакам можно определить присутствие души недавно покинувшего этот мир родственника или хорошо знакомого человека.

Как связываются умершие с родственниками

Запах – один из вариантов того, как связываются умершие с родственниками. Ведь зачастую близкие люди ассоциируются у нас с определенным запахом. Аромат туалетной воды или любимого блюда умершего, запах сигаретного дыма – все это может говорить в пользу того, что умерший родной человек рядом.

Кроме того, наши ощущения могут подсказать нам, что душа умершего находится рядом , как бы неправдоподобно это не звучало. Вы спросите: как связываются души умерших со своими родственниками? Отвечаем: с помощью легких прикосновений к волосам, поглаживаний или даже поцелуев, которые мы чувствуем.

А как часто бывает так, что по радио или телевидению начинает играть именно та музыкальная композиция, которая ассоциируется с человеком, которого вы потеряли? Совпадение? А если звучать мелодия начинает именно в тот момент, когда вы думаете об этом человеке? Вполне возможно, что это послания от умерших , от тех, кто вам дорог, несмотря на то, что их уже нет и не будет рядом.

Умерший приходит во сне

Потеряв близкого человека, мы хотим хотя бы во сне встретиться с ним. Но когда умерший приходит во сне, мы пугаемся, считая, что таким образом он пытается предупредить нас об опасности . Иногда, действительно, душа умершего хочет предостеречь нас от опрометчивого шага.

А может ли душа умершего приходить в гости во сне, чтобы просто сказать, что все хорошо, что пора отпустить его (или ее) и жить дальше? Или умершие приходят во сне, потому что живые постоянно думают о своей потере, о тех рассветах и закатах, которые провели вместе? Такой вариант тоже нельзя исключать.

Души умерших видят нас

Многие верят в то, что души умерших видят нас, они наблюдают за нашей жизнью. И если мы становимся на опасный путь, если нам необходима поддержка и совет, могут подавать знаки , которые могут подсказать человеку как решить или не попасть в ту или иную опасную ситуацию.

Это может быть пропажа и появление предметов в самых непредсказуемых местах. Вы точно помните, что положили кольцо на журнальный столик, а спустя час его там не оказалось, хотя в квартире, кроме вас, никого не было.

Иногда можно наблюдать и вовсе не поддающуюся логике картину – перемещение предметов (например, кружка может передвигаться без посторонней помощи по столу). Что это: рассеянность или присутствие умершего человека?

О том, что души умерших видят нас, иногда приходят к живым в гости и пытаются с нами связаться могут свидетельствовать и. Так, могут возникать помехи при просмотре телевизора, может наблюдаться мерцание света. Мало того, самостоятельно могут включаться и выключаться электроприборы.

Но и это еще не все: есть сведения и о странных звонках «с того света». На телефон родственников или друзей могут поступать звонки или даже приходить смс-сообщения с телефона умершего, который давно уже отключен.

Связь умерших с родственниками

Во сне (да и наяву) связь умерших с родственниками может осуществляться посредством цифр, из которых могут составляться коды, анаграммы и другие послания.

При этом нередко используемые цифры очень значимы для тех, кто покинул наш бренный мир. Интересно то, что цифры эти могут как сниться родственникам, так и окружать их в повседневной жизни в качестве знаков, которые только надо научиться правильно читать.

Многих интересует вопрос: может ли душа умершего приходить в гости в образе животного? Известно немало случаев, когда после смерти близкого человека родственники находили под своей дверью кошек или собак. Таким именно образом души умерших дают знать, что они рядом, что оберегают и защищают от бед и несчастий.

Кроме того, если ваше домашнее животное начинает себя неспокойно или странно вести, особенно если вы при этом еще дополнительно наблюдали несколько признаков, описанных выше, то задумайтесь о том, что это может быть душа кого-то, кто недавно покинул данный мир, возможно, ваш умерший родственник или близкий вам человек. А иногда даже тот, о кончине которого вы еще не знали.

Конечно, в итоге верить в то, может ли душа умершего человека приходить в гости к живым людям или нет – дело каждого! Важно в любом случае помнить о том, что жизнь продолжается, что после дождя всегда светит солнце, а после зимы наступает весна. И, скорее всего, умерший человек приходил попрощаться и отпустить вас в новую самостоятельную жизнь!

Также отпустите и вы тех, кого слишком сильно удерживаете на этой земле своими переживаниями, даже если это очень и очень нелегко, но после этого наверняка и вам и душе оставившего данную землю близкого человека будет намного лучше и легче продолжать свой дальнейший путь. Чего мы вам настоятельно рекомендуем и советуем.

Также если у вас недавно произошло подобное событие в жизни, можете дополнительно ознакомиться на нашем портале с тем, как правильно проводить , и даже со дня смерти. А также советуем подробнее изучить, по славянским поверьям и традициям, и многие другие полезные материалы по саморазвитию.

Узнайте видит ли душа свои похороны и где находятся души умерших. Здесь вы найдете мнения пользователей, видят ли дети души, может ли душа умершего приходить в гости, можно ли увидеть душу умершего.

Ответ:

За последнее время появилось довольно много историй о том, что маленькие дети видят своих родственников, которые некоторое время назад уже покинули наш мир. Мистики часто утверждают, что животные и дети действительно способны видеть потусторонний мир лучше, чем кто-либо из нас. Видят ли дети души умерших на самом деле? Доля правды в этом, определённо, есть.

Можно встретить и взрослых людей, сохранивших способность видеть мир глубже, чем остальные. Но в основном это характерно для маленьких детей. До определённого возраста их мир отличается от того, что видят все остальные. Но со временем и это проходит.

Было уже достаточно много свидетельств в этой сфере. Дети просто полностью пользуются тем, чем награждает их природа. Когда они взрослеют, то во многом теряют способность к этому. Кто приходит на кладбище, наверняка тоже не раз сталкивался с подобным. Если там что-то и видят, то обычно это именно дети. На самом деле, экстрасенсорные способности есть у каждого человека при рождении. Но, если не уделять времени их развитию и тренировке, то мы просто перестаём верить и видеть то, что должны. Животные тоже восприимчивы к проявлениям потусторонних миров, не менее, чем дети.

Может ли душа умершего приходить в гости?

Многие люди интересуются тем, может ли душа умершего приходить в гости? По рассказам многих людей можно понять, что это допустимо. Ведь иногда мы видим во сне тех, кто некоторое время назад покинул нас. Некоторые задумываются над тем, происходит ли это реально, или же является только плодом уставшего мозга, к примеру, после долгой и нудной работы.

Существует мнение о том, что во снах нас навещают остаточные явления после смерти человека. Но у них не так много сил, потому они общаются с нами не с помощью слов. Видит ли душа нас в такой момент? Отдельный вопрос, и довольно спорный.

Многим родственники приходят на 40 день после своих похорон. И пытаются поговорить, о чём-то предупредить. Опять же, дети и животные к таким явлениям более восприимчивы, нежели обычные взрослые люди. Но иногда и у них появляется некая связь с потусторонним миром. Особенно, если есть явное желание. Народная мудрость говорит о том, что лучше заказать заупокойную службу на сорок дней. Особенно, если после визита родственника появляется чувство вины. Главное при выполнении любых обрядов – сохранять глубокое уважение к тем, кто ушёл из жизни.

Можно ли увидеть душу умершего?

На самом деле, можно положительно ответить на вопрос, можно ли увидеть душу умершего. Они иногда даже бродят по квартирам, если остались неприкаянными. Наверняка они наблюдали и свои похороны. Но, по какой-то причине, остались здесь. Обычно считается, что спустя 40 дней после похорон души на земле быть уже не должно. Спустя этот срок она возносится на небо.

На третий день душа ещё привязана к телу умершего. И находится рядом с ним. На девятый день связь слабеет, появляется возможность бывать в ранее увиденных местах. За это время как бы происходит прощание со своей земной жизнью, с прошлым опытом. А вот неупокоенные души не нужны нигде. Именно их и можно увидеть чаще всего, они бродят по земле.

Простым взглядом распознать этого нельзя. Нужно иметь способность видеть и понимать именно тонкий мир. Чаще всего простые люди могут что-то заметить только внутри аномальных зон. Особенно, там, где есть большая концентрация негативной энергии. Пригласив опытного медиума, можно проверить, насколько реальны видения, если они присутствуют. В квартире можно видеть неупокоенных, если смерть произошла здесь недавно. Или произошло какое-то несчастье. Хотя иногда это всё оказывается лишь нашими фантазиями, вызванными чувствительностью и раздражительностью.


В первых девяти главах этой книги мы попытались изложить некоторые основные аспекты православного христианского взгляда на жизнь после смерти, противопоставляя их широко распространенному современному взгляду, а также появившимся на Западе взглядам, которые в некоторых отношениях отошли от древнего христианского учения. На Западе подлинное христианское учение об Ангелах, воздушном царстве падших духов, о природе общения людей с духами, о небе и аде было потеряно или искажено, в результате чего имеющие место в настощее время "посмертные" опыты получают совершенно неверное толкование. Единственным удовлетворительным ответом на эту ложную интерпретацию является православное христианское учение.

Настоящая книга имеет слишком ограниченный объем, чтобы изложить полностью православное учение о потустороннем мире и посмертной жизни; наша задача была куда более узкой – изложить это учение в той мере, в какой было бы достаточно, чтобы ответить на вопросы, поднимаемые современными "посмертными" опытами, и указать читателю на те православные тексты, где содержится это учение. В заключении мы здесь специально даем краткое изложение православного учения о судьбе души после смерти. Это изложение состоит из статьи, написанной одним из последних выдающихся богословов нашего времени, архиепископом Иоанном (Максимовичем) за год до его смерти. Его слова напечатаны более узким столбцом, а объяснения к его тексту, комментарии и сравнения напечатаны как обычно.

Архиепископ Иоанн (Максимович)

"Жизнь после смерти"

Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века.

(Никейский символ веры)

Безграничным и безуспешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы Господь не дал нам вечную жизнь. Жизнь наша была бы бесцельна, если бы она оканчивалась смертью. Какая польза была бы тогда от добродетели и добрых дел? Тогда были бы правы говорящие: "Будем есть и пить, ибо завтра умрем". Но человек создан для бессмертия, и Христос Своим воскресением открыл врата Царства Небесного, вечного блаженства для тех, кто верил в Него и жил праведно. Наша земная жизнь – это приготовление к будущей жизни, а это приготовление завершается смертью. Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. IX, 27). Тогда человек оставляет все свои земные попечения; тело его распадается, чтобы вновь восстать при Общем Воскресении.

Но душа его продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновение. Многими явлениями мертвых нам дано было знать частично, что случается с душой, когда она покидает тело. Когда прекращается видение телесными очами, начинается видение духовное.

Обращаясь в письме к своей умирающей сестре, епископ Феофан Затворник пишет: "Ведь ты не умрешь. Тело твое умрет, а ты перейдешь в другой мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая" ("Душеполезное чтение", август 1894).

После смерти душа жива, и чувства ее обострены, а не ослаблены. Св. Амвросий Медиоланский учит: "Поскольку душа продолжает жить после смерти, остается добро, которое не теряется со смертью, но возрастает. Душа не удерживается никакими препятствиями, ставимыми смертью, но более деятельна, потому что действует в своей собственной сфере без всякой связи с телом, которое ей, скорее, бремя, чем польза" (св. Амвросий "Смерть как благо").

Преп. авва Дорофей суммирует учение ранних отцов по этому вопросу: "Ибо души помнят все, что было здесь, как говорят отцы, и слова, и дела, и мысли, и ничего из этого не могут забыть тогда. А сказано в псалме: В той день погибнут вся помышления его (Пс. 145, 4); это говорится о помышлениях века сего, т. е. о строении, имуществе, родителях, детях и всяком деянии и поучении. Все сие о том, как душа выходит из тела, погибает... А что она сделала относительно добродетели или страсти, все то помнит и ничего из этого для нее не погибает... И ничего, как я сказал, не забывает душа из того, что сделала в этом мире, но все помнит по выходе из тела, и притом лучше и яснее, как освободившаяся от земного сего тела" (авва Дорофей. Поучение 12).

Великий подвижник V века преп. Иоанн Кассиан ясно формулирует активное состояние души после смерти в ответе еретикам, верившим в то, что душа после смерти бессознательна: "Души после разлучения с телом бывают не праздны, не остаются без всякого чувства; это доказывает евангельская притча о богатом и Лазаре (Лук. XVI, 19-31)... Души умерших не только не лишаются своих чувств, но не теряют и расположений своих, т. е. надежды и страха, радости и скорби, и нечто из того, чего ожидают себе на всеобщем суде, они начинают уже предвкушать... они еще живее становятся и ревностнее прилепляются к прославлению Бога. И действительно, если, рассмотрев свидетельства Священного Писания о природе самой души по мере нашего смысла, несколько порассудим, то не будет ли, не говорю, крайней глупостию, но безумием – хоть слегка подозревать, что драгоценнейшая часть человека (т. е. душа), в которой, по блаженному апостолу, заключается образ Божий и подобие (1 Кор. XI, 7; Кол. III, 10), по отложении этой дебелости телесной, в которой она находится в настоящей жизни, будто становится бесчувственною – та, которая содержит в себе всякую силу разума, своим причастием даже немое и бесчувственное вещество плоти делает чувствительным? Отсюда следует, и свойство самого разума требует того, чтобы дух по сложении этой плотской дебелости, которая ныне ослабляется, свои разумные силы привел в лучшее состояние, восстановил их более чистыми и более тонкими, а не лишился их".

Современные "посмертные" опыты сделали людей потрясающе осведомленными о сознательности души после смерти, о большей остроте и быстроте ее умственных способностей. Но самой по себе этой осведомленности недостаточно, чтобы защитить находящегося в таком состоянии от проявлений внетелесной сферы; следует владеть ВСЕМ христианским учением по этому вопросу.

Начало духовного видения

Часто это духовное видение начинается у умирающих еще до смерти, и все еще видя окружающих и даже беседуя с ними, они видят то, чего не видят другие.

Этот опыт умирающих наблюдался в течение веков, и сегодня подобные случаи с умирающими – не новость. Однако, здесь следует повторить сказанное выше – в гл. 1, ч. 2: только в благодатных посещениях праведных, когда появляются святые и Ангелы, мы можем быть уверены, что это явились действительно существа из другого мира. В обычных же случаях, когда умирающий начинает видеть почивших друзей и родственников, это может быть лишь естественное знакомство с невидимым миром, в который он должен войти; подлинная же природа образов почивших, появляющихся в этот момент, известна, возможно, одному лишь Богу, – и нам нет нужды вникать в это.

Ясно, что Бог дает этот опыт как наиболее очевидный способ сообщить умирающему, что потусторонний мир не есть совсем незнакомое место, что жизнь там также характеризуется любовью, которую человек питает к своим близким. Преосвященный Феофан трогательно излагает эту мысль в словах, обращенных к умирающей сестре: "Там встретят тебя батюшка и матушка, братья и сестры. Поклонись им и наши передай приветы, – и проси попещись о нас. Тебя окружают твои дети с своими радостными приветами. Там лучше тебе будет, чем здесь".

Встреча с духами

Но по выходе из тела душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она тянется к тем, которые ближе ей по духу, и, если находясь в теле, она была под влиянием некоторых из них, то она останется зависимой от них и по выходе из тела, какими бы отвратительными они ни оказались при встрече.

Здесь нам снова серьезно напоминают, что потусторонний мир, хотя и не будет совершенно чужим для нас, но не окажется просто приятной встречей с любимыми "на курорте" счастья, а будет духовным столкновением, которое испытывает расположение нашей души во время жизни – склонялась ли она больше к Ангелам и святым через добродетельную жизнь и повиновением заповедям Божиим или же, путем нерадения и неверия, сделала себя более годной для общества падших духов. Преосвященный Феофан Затворник хорошо сказал (см. выше конец гл. VI), что даже испытание на воздушных мытарствах может оказаться, скорее, испытанием искушениями, чем обвинением.

Хотя сам факт суда в загробной жизни стоит вне всякого сомнения – как Частного Суда сразу по смерти, так и Страшного Суда в конце света, – внешний приговор Божий будет только ответом на внутрреннее расположение, которое душа создала в себе по отношению к Богу и духовным существам.

Первые два дня после смерти

В течение первых двух дней душа наслаждается относительной свободой и может посещать на земле те места, которые ей дороги, но на третий день она перемещается в иные сферы.

Здесь архиепископ Иоанн просто повторяет учение, известное Церкви с IV века. Предание сообщает, что Ангел, сопровождавший в пустыне преп. Макария Александрийского, сказал, объясняя церковное поминовение умерших на третий день по смерти: "Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, каковую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где она хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучалась с телом, иногда возле гроба, в который положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий день же Тот, Кто воскрес из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих" ("Слова св. Макария Александрийского о исходе душ праведных и грешных", "Христ. чтение", август 1831).

В православном чине погребения усопших преп. Иоанн Дамаскин ярко описывает состояние души, расставшейся с телом, но все еще находящейся на земле, бессильной общаться с любимыми, которых она может видеть: "Увы мне, яковый подвиг имать душа, разлучающаяся от телесе! Увы, тогда колико слезит, и несть помилуяй ю! ко Ангелам очи возводящи, бездельно молится: к человекам руце простирающи, не имать помогающаго. Тем же, возлюблении мои братие, помысливше нашу краткую жизнь, преставленному упокоения от Христа просим, и душам нашим велию милость" (Последование погребения мирских человек, стихира самогласна, глас 2).

В письме к мужу упоминавшейся выше своей умирающей сестры св. Феофан пишет: "Ведь сестра-то сама не умрет; тело умирает, а лице умирающего остается. Переходит только в другие порядки жизни. В теле, лежащем под святыми и потом выносимом, ее нет, и в могилу ее не прячут. Она в другом месте. Так же жива, как теперь. В первые часы и дни она будет около вас. – И только не проговорит, – да увидеть ее нельзя, а то тут... Поимейте сие в мысли. Мы, остающиеся, плачем об отшедших, а им сразу легче: то состояние отрадное. Те, кои обмирали и потом вводимы были в тело, находили его очень неудобным жильем. То же будет чувствовать и сестра. Ей там лучше, а мы убиваемся, будто с нею беда какая случилась. Она смотрит и, верно, дивится тому ("Душеполезное чтение", август 1894).

Следует иметь в виду, что это описание первых двух дней после смерти дает общее правило, которое ни в коем случае не охватывает всех ситуаций. Действительно, большинство процитированных в этой книге отрывков из православной литературы не подходит под это правило, – и по вполне очевидному соображению: святые, которые совсем не привязывались к мирским вещам, жили в непрестанном ожидании перехода в иной мир, не влекутся даже и к местам, где они творили добрые дела, но сразу же начинают свое восхождение на небо. Другие же, подобно К. Икскулю, начинают свое восхождение ранее двух дней по особому соизволению Божия Провидения. С другой стороны, все современные "посмертные" опыты, как бы они не были фрагментарны, не подходят под это правило: внетелесное состояние есть лишь начало первого периода бесплотного странствия души к местам ее земных привязанностей, но никто из этих людей не пробыл в состоянии смерти достаточно долго, чтобы даже встретить двух Ангелов, которые должны сопровождать их.

Некоторые критики православного учения о посмертной жизни находят, что подобные отклонения от общего правила "посмертного" опыта являются доказательствами противоречий в православном учении, но такие критики понимают все слишком буквально. Описание первых двух дней (а также и последующих) ни в коем случае не является какой-то догмой; это просто модель, которая лишь формулирует самый общий порядок "посмертного" опыта души. Многие случаи как в православной литературе, так и в рассказах о современных опытах, где мертвые мгновенно являлись живым в первый день или два после смерти (иногда во сне), служат примерами истинности того, что душа действительно остается вблизи земли на некоторое короткое время. (Подлинные явления мертвых после этого краткого периода свободы души куда более редки и всегда бывают по Божьему Произволению с какой-то особой целью, а не по чьей-то собственной воле. Но к третьему дню, а часто и раньше, этот период подходит к концу.)

Мытарства

В это время (на третий день) душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах, в которые сами же они ее и вовлекли. Согласно различным откровениям, существует двадцать таких препятствий, так называемых "мытарств", на каждом из которых истязуется тот или иной грех; пройдя одно мытарство, душа приходит на следующее. И только успешно пройдя все их, может душа продолжить свой путь, не будучи немедленно ввергнутой в геенну. Как ужасны эти бесы и мытарства, можно видеть из того факта, что Сама Матерь Божия, когда Архангел Гавриил сообщил Ей о приближении смерти, молила Сына Своего избавить душу Ее от этих бесов, и в ответ на Ее молитвы Сам Господь Иисус Христос явился с Небес принять душу Пречистой Своей Матери и отвести Ее на Небеса. (Это зримо изображено на традиционной православной иконе Успения.) Воистину ужасен третий день для души усопшего, и по этой причине ей особенно нужны молитвы.

В шестой главе приведен ряд святоотеческих и агиографических текстов о мытарствах, и нет нужды добавлять здесь еще что-либо. Однако и здесь мы можем отметить, что описания мытарств соответствуют модели истязаний, которым подвергается душа после смерти, а индивидуальный опыт может значительно отличаться. Малозначительные подробности типа числа мытарств, конечно, второстепенны в сравнении с главным фактом, что душа действительно вскоре после смерти подвергается суду (Частный Суд), где подводится итог той "невидимой брани", которую она вела (или не вела) на земле против падших духов.

Продолжая письмо мужу умирающей сестры, епископ Феофан Затворник пишет: "У отшедших скоро начинается подвиг перехода через мытарства. Там нужна ей помощь! – Станьте тогда в этой мысли, и вы услышите вопль ее к вам: "Помогите!" – Вот на что вам надлежит устремить все внимание и всю любовь к ней. Я думаю – самое действительно засвидетельствование любви будет – если с минуты отхода души, вы, оставя хлопоты о теле другим, сами отстранитесь и, уединясь, где можно, погрузитесь в молитву о ней в новом ее состоянии, о ее неожиданных нуждах. Начав так, будьте в непрестанном вопле к Богу – ей о помощи, в продолжении шести недель – да и далее. В сказании Феодоры – мешец, из которого Ангелы брали, чтобы отделываться от мытарей, – это были молитвы ее старца. То же будет и ваши молитвы... Не забудьте так сделать... Се и любовь!"

Критики православного учения часто неправильно понимают тот "мешок золота", из которого на мытарствах Ангелы "платили за долги" блаженной Феодоры; иногда его ошибочно сравнивают с латинским понятием "сверхдолжных заслуг" святых. И здесь также такие критики слишком буквально читают православные тексты. Здесь имеется в виду не что иное, как молитвы об усопших Церкви, в частности, молитвы святого и духовного отца. Форма, в которой это описывается, – вряд ли есть даже необходимость говорить об этом – метафорическая.

Православная Церковь считает учение о мытарствах таким важным, что упоминает о них во многих богослужениях (см. некоторые цитаты в главе о мытарствах). В частности, Церковь особо излагает это учение всем своим умирающим чадам. В "Каноне на исход души", читаемом священником у одра умирающего члена Церкви, есть следующие тропари:

"Воздушнаго князя насильника, мучителя, страшных путей стоятеля и напраснаго сих словоиспытателя, сподоби мя прейти невозбранно отходяща от земли" (песнь 4).

"Святых Ангел священным и честным рукам преложи мя, Владычице, яко да тех крилы покрывся, не вижу бесчестнаго и смраднаго и мрачнаго бесов образа" (песнь 6).

"Рождшая Господа Вседержителя, горьких мытарств начальника миродержца отжени далече от мене, внегда скончатися хощу, да Тя во веки славлю, Святая Богородице" (песнь 8).

Так умирающий православный христианин приготовляется словами Церкви к предстоящим испытаниям.

Сорок дней

Затем, успешно пройдя через мытарства и поклонившись Богу, душа на протяжении еще 37 дней посещает небесные обители и адские бездны, еще не зная, где она останется, и только на сороковой день назначается ей место до воскресения мертвых.

Конечно, нет ничего странного в том, что, пройдя мытарства и покончив навсегда с земным, душа должна познакомиться с настоящим потусторонним миром, в одной части которого она будет пребывать вечно. Согласно откровению Ангела преп. Макарию Александрийскому, особое церковное поминовение усопших на девятый день после смерти (помимо общего символизма девяти чинов ангельских) связано с тем, что до сего времени душе показывали красоты рая и только после этого, в течение остальной части сорокадневного периода ей показывают мучения и ужасы ада, прежде чем на сороковой день ей будет назначено место, где она будет ожидать воскресения мертвых и Страшного Суда. И здесь также эти числа дают общее правило или модель послесмертной реальности и, несомненно, не все умершие завершают свой путь согласно этому правилу. Мы знаем, что Феодора действительно завершила свое посещение ада именно на сороковой – по земным меркам времени – день.

Состояние души до Страшного Суда

Некоторые души спустя сорок дней оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие – в страхе вечных мучений, которые полностью начнутся после Страшного Суда. До этого все же возможны изменения в состоянии душ, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на Литургии) и других молитв.

Учение Церкви о состоянии душ на Небе и в аду до Страшного Суда более подробно изложено в словах св. Марка Эфесского.

Польза молитвы, как общественной, так и частной, о душах, находящихся в аду, описана в житиях святых подвижников и в святоотеческих писаниях.

В житии мученицы Перпетуи (III век), например, судьба ее брата была открыта ей в образе наполненного водой водоема, который был расположен так высоко, что он не мог дотянуться до него из того грязного, невыносимо жаркого места, куда он был заключен. Благодаря ее усердной молитве на протяжении целого дня и ночи, он смог дотянуться до водоема, и она увидела его в светлом месте. Из этого она поняла, что он избавлен от наказания ("Жития святых", 1 февраля).

Подобных случаев много в житиях православных святых и подвижников. Если кто-то склонен к излишнему буквализму в отношении этих видений, то следует, наверное, сказать, что конечно, формы, которые принимают эти видения (обычно во сне), – не обязательно "фотографии" того, в каком положении находится душа в ином мире, но, скорее, образы, передающие духовную правду об улучшении состояния души по молитвам оставшихся на земле.

Молитва об усопших

Как важно поминовение на Литургии, можно видеть из следующих случаев. Еще до прославления святого Феодосия Черниговского (1896), иеромонах (знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г.), переоблачавший мощи, устал, сидя у мощей, задремал и увидел перед собой Святого, который сказал ему: "Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить Литургию, упомянуть моих родителей"; и он дал их имена (иерей Никита и Мария). До видения эти имена были неизвестны. Спустя несколько лет после канонизации в монастыре, где св. Феодосий был игуменом, был найден его собственный помянник, который подтвердил эти имена, подтвердил истинность видения. "Как можешь ты, святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?" – спросил иеромонах. – "Да, это верно, – ответил св. Феодосий, – но приношение на Литургии сильнее моих молитв".

Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им поминовение на Божественной Литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение. В Церкви постоянно возносятся молитвы об упокоении усопших, а в коленопреклоненной молитве на вечерне в день Сошествия Святого Духа имеется особое прошение "о иже в аде держимых".

Св. Григорий Великий, отвечая в своих "Собеседованиях" на вопрос, "есть ли нечто такое, что могло бы быть полезно душам после смерти", учит: "Святое жертвоприношение Христа, нашей спасительной Жертвы, доставляет большую пользу душам даже после смерти при условии, что грехи их могут быть прощены в будущей жизни. Поэтому души усопших иногда просят, чтобы о них была отслужена Литургия... Естественно, надежнее самим при жизни делать то, что, как мы надеемся, другие будут делать о нас после смерти. Лучше совершить исход свободным, чем искать свободы, оказавшись в цепях. Поэтому мы должны от всего сердца презирать этот мир, как если бы его слава уже прошла, и ежедневно приносить Богу жертву наших слез, когда мы приносим в жертву Его священную Плоть и Кровь. Только эта жертва имеет силу спасать душу от вечной смерти, ибо она таинственно представляет нам смерть Единородного Сына" (IV; 57, 60).

Св. Григорий приводит несколько примеров явления умерших живым с просьбой отслужить Литургию об их упокоении или благодарящих за это; однажды также один пленный, которого жена считала умершим и по ком она в определенные дни заказывала Литургию, вернулся из плена и рассказал ей, как его в некоторые дни освобождали от цепей – именно в те дни, когда за него совершалась Литургия (IV; 57, 59).

Протестанты обычно считают, что церковные молитвы за усопших несовместимы с необходимостью обрести спасение в первую очередь в этой жизни: "Если ты можешь быть спасен Церковью после смерти, тогда зачем утруждать себя борьбой или искать веру в этой жизни? Будем есть, пить и веселиться"... Конечно, никто из придерживающихся таких взглядов никогда не достигал спасения по церковным молитвам, и очевидно, что такой аргумент является весьма поверхностным и даже лицемерным. Молитва Церкви не может спасти того, кто не хочет спасения или кто никогда сам при жизни не приложил для этого никаких усилий. В известном смысле можно сказать, что молитва Церкви или отдельных христиан об усопшем есть еще один результат жизни этого человека: о нем бы не молились, если бы за свою жизнь он не сделал ничего такого, что могло бы вдохновить такую молитву после его смерти.

Св. Марк Эфесский также обсуждает вопрос о церковной молитве за умерших и облегчении, которое она им доставляет, приводя в качестве примера молитву св. Григория Двоеслова о римском императоре Траяне – молитву, вдохновленную добрым делом этого языческого императора.

Что мы можем сделать для умерших?

Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: "Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих".

Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.

О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется, чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим.

Как только кто умер, немедленно зовите священника или сообщите ему, чтобы он мог прочитать "Молитвы на исход души", которые положено читать над всеми православными христианами после их смерти. Постарайтесь, по мере возможности, чтобы отпевание было в церкви и чтобы над усопшим до отпевания читалась Псалтирь. Отпевание не должно быть тщательно обставленным, но совершенно необходимо, чтобы оно было полным, без сокращения; думайте тогда не о своем удобстве, но об умершем, с которым вы навеки расстаетесь. Если в церкви одновременно несколько покойников, не отказывайтесь, если вам предложат, чтобы отпевание было общим для всех. Лучше, чтобы отпевание было отслужено одновременно о двух или более усопших, когда молитва собравшихся близких будет более горячей, чем чтобы последовательно было отслужено несколько отпеваний и службы, из-за отсутствия времени и сил, были сокращены, потому что каждое слово молитвы об усопших подобно капле воды для жаждущего. Сразу же позаботьтесь о сорокоусте, т. е. ежедневном поминовении на Литургии в течение сорока дней. Обычно в церквах, где служба совершается ежедневно, усопшие, которых так отпевали, поминаются сорок дней и более. Но если отпевание было в храме, где нет ежедневных служб, сами родственники должны позаботиться и заказать сорокоуст там, где есть ежедневная служба. Хорошо также послать пожертвование в память усопшего монастырям, а также в Иерусалим, где в святых местах возносится непрестанная молитва. Но сорокадневное поминование должно начаться сразу же по смерти, когда душе особенно нужна молитвенная помощь, и поэтому поминовение следует начать в ближайшем месте, где есть ежедневная служба.

Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. V, 7).

Воскресение тела

Однажды весь этот тленный мир придет к концу и наступит вечное Царство Небесное, где души искупленных, воссоединенные со своими воскресшими телами, бессмертные и нетленные, будут навеки пребывать со Христом. Тогда частичная радость и слава, которую даже ныне знают души на Небе, сменится полнотой радости нового творения, для которой был создан человек; но те, кто не принял спасения, принесенного на землю Христом, будут мучиться вечно – вместе с их воскресшими телами – в аду. В заключительной главе "Точного изложения православной веры" преп. Иоанн Дамаскин хорошо описывает это конечное состояние души после смерти:

"Верим же и в воскресение мертвых. Ибо оно истинно будет, будет воскресение мертвых. Но, говоря о воскресении, мы представляем себе воскресение тел. Ибо воскресение есть вторичное воздвижение упавшего; души же, будучи бессмертными, каким образом воскреснут? Ибо, если смерть определяют как отделение души от тела, то воскресение есть, конечно, вторичное соединение души и тела, и вторичное воздвижение разрешившегося и умершего живого существа. Итак, само тело, истлевающее и разрешающееся, оно само воскреснет нетленным. Ибо Тот, Кто в начале произвел его из праха земли, может снова воскресить его, после того, как оно опять, по изречению Творца, разрешилось и возвратилось назад в землю, из которого было взято...

Конечно, если только одна душа упражнялась в подвигах добродетели, то одна только она и будет увенчена. И если одна только она постоянно пребывала в удовольствиях, то по справедливости одна только она была бы и наказана. Но так как ни к добродетели, ни к пороку душа не стремилась отдельно от тела, то по справедливости то и другое вместе получат и воздаяние...

Итак, мы воскреснем, так как души опять соединятся с телами, делающимися бессмертными и совлекающими с себя тление, и явимся к страшному судейскому Христову седалищу; и диавол, и демоны его, и человек его, т. е. антихрист, и нечестивые люди, и грешники будут преданы в огнь вечный, не вещественный, каков огонь, находящийся у нас, но такой, о каком может знать Бог. А сотворшая благая, как солнце, воссияют вместе с Ангелами в жизни вечной, вместе с Господом нашим Иисусом Христом, всегда смотря на Него и будучи видимы Им, и наслаждаясь непрерывным проистекающим от Него веселием, прославляя Его со Отцем и Святым Духом в бесконечные веки веков. Аминь" (стр. 267-272).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: