Когда появилась первая икона. Первые христианские иконы

Самые ранние моленные иконы, дошедшие до наших дней, относятся к периоду не ранее VI века. Они изготовлялись в технике энкаустики (греч. ἐγκαυστική - выжигание), когда краска замешивалась на разогретом воске. Нужно отметить, что все краски состоят из красочного порошка (пигмента) и связующего материала - масла, яичной эмульсии либо, как в данном случае, воска.

Энкаустика была самой распространенной живописной техникой античного мира. Именно из античной эллинистической культуры эта живопись пришла в христианство.

Для энкаустических икон характерен определенный «реализм» в трактовке образа. Стремление к документальному отражению реальности. Это не просто культовый предмет, это, своего рода, «фотография» - живое свидетельство реального существования Христа, Богородицы, святых и ангелов. Ведь оправданием и смыслом иконы святые отцы считали сам факт истинного вочеловечивания Христа. Невидимый Бог, не имеющий образа, изображен быть не может.

Но если Христос был действительно воплощен, если Его плоть была реальна, значит она была изобразима. Как позднее писал прп. Иоанн Дамаскин: «В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога». Именно этим свидетельством, своего рода «документалистикой», пронизаны первые иконы. Если Евангелие, в буквальном смысле, благая весть - своего рода репортаж о воплотившемся Господе, распятом за наши грехи, то икона - иллюстрация этого репортажа. Здесь нет ничего удивительного, ведь само слово икона - εἰκών - означает «образ, изображение, портрет».

Но икона передает не только и не столько телесный облик изображаемого. Как пишет тот же прп. Иоанн: «Всякий образ — есть обнаружение и показание скрытого». И на первых иконах, несмотря на «реализм», на иллюзорную передачу света и объема, мы видим также знаки мира невидимого. Прежде всего, это нимб - окружающий голову световой диск, символизирующий благодать и сияние Божества (свт. Симеон Солунский). Точно так же на иконах изображаются и символические образы бестелесных духов - ангелов.

Самой известной энкаустической иконой сейчас, наверное, можно назвать образ Христа Вседержителя, хранящийся в монастыре святой Екатерины на Синае (стоит отметить, что коллекция икон Синайского монастыря совершенно уникальна, там сохранились древнейшие иконы, поскольку монастырь, находясь с VII века вне Византийской империи, не пострадал от иконоборчества).

Синайский Христос написан в свободной живописной манере, присущей эллинистическому портрету. Для эллинизма характерна и определенная асимметрия лика, которая уже в наше время вызвала много споров и подвигла некоторых на поиск скрытых смыслов. Эта икона, скорее всего, была написана в одной из мастерских Константинополя, о чем свидетельствует высокий уровень ее исполнения.

К этому же кругу, скорее всего, относятся также иконы апостола Петра и Богоматери на троне, в сопровождении святых и ангелов.

Богородица изображена как Царица Небесная, восседающая на троне, в сопровождении святых, облаченных в придворные одеяния, и ангелов. Интересно продемонстрированы одновременно царственность и смирение Марии: на первый взгляд она облачена в простой темный хитон и мафорий, но его темно-фиолетовый цвет говорит нам, что это - пурпур, а пурпурные одеяния в византийской традиции могли носить только Император и Императрица.

Подобный образ, но писаный позднее в Риме, представляет Богоматерь - уже без всяких намеков - в полном императорском облачении и венце.

Икона имеет парадный характер. Она следует стилю церемониальных императорских изображений. При этом лики изображенных персонажей наполнены мягкостью и лиричностью.

Изображение святых в придворных одеждах должно было символизировать их славу в Царстве Небесном, а для передачи этой высоты византийские мастера прибегали к привычным, понятным для своего времени формам. В таком же стиле исполнен образ святых Сергия и Вакха, ныне хранящийся в Киеве в музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко.

Но, помимо утонченного искусства культурных центров Империи, ранняя иконопись представлена и более аскетичным стилем, который отличается большей резкостью, нарушением пропорций изображенных персонажей, подчеркнутым размером голов, глаз, рук.

Такие иконы характерны для монашеской среды Востока Империи - Египта, Палестины и Сирии. Суровая, резкая выразительность этих образов объясняется не только уровнем провинциальных мастеров, несомненно отличным от столичного, но и местными этническими традициями и общей аскетической направленностью данного стиля.

Без всякого сомнения, можно убедиться, что еще задолго до иконоборческой эпохи и VII Вселенского Собора, осудившего иконоборчество, существовала богатая и разнообразная традиция иконной живописи. И энкаустическая икона - только часть этой традиции.

Самые ранние моленные иконы, дошедшие до наших дней, относятся к периоду не ранее VI века. Они изготовлялись в технике энкаустики (гр. ἐγκαυστική – выжигание), когда краска замешивалась на разогретом воске. Нужно отметить, что все краски состоят из красочного порошка (пигмента) и связующего материала – масла, яичной эмульсии либо, как в данном случае, воска.

Энкаустика была самой распространенной живописной техникой античного мира. Именно из античной эллинистической культуры эта живопись пришла в христианство.

Для энкаустических икон характерен определенный «реализм» в трактовке образа. Стремление к документальному отражению реальности. Это не просто культовый предмет, это, своего рода, «фотография» - живое свидетельство реального существования Христа, Богородицы, святых и ангелов. Ведь оправданием и смыслом иконы святые отцы считали сам факт истинного вочеловечивания Христа. Невидимый Бог, не имеющий образа, изображен быть не может.

Но если Христос был действительно воплощен, если Его плоть была реальна, значит она была изобразима. Как позднее писал прп. Иоанн Дамаскин: «В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога». Именно этим свидетельством, своего рода «документалистикой», пронизаны первые иконы. Если Евангелие, в буквальном смысле, благая весть – своего рода репортаж о воплотившемся Господе, распятом за наши грехи, то икона – иллюстрация этого репортажа. Здесь нет ничего удивительного, ведь само слово икона – εἰκών – означает «образ, изображение, портрет».

Но икона передает не только и не столько телесный облик изображаемого. Как пишет тот же прп. Иоанн: «Всякий образ - есть обнаружение и показание скрытого». И на первых иконах, несмотря на «реализм», на иллюзорную передачу света и объема, мы видим также знаки мира невидимого. Прежде всего, это нимб – окружающий голову световой диск, символизирующий благодать и сияние Божества (свт. Симеон Солунский). Точно так же на иконах изображаются и символические образы бестелесных духов – ангелов.

Самой известной энкаустической иконой сейчас, наверное, можно назвать образ Христа Вседержителя, хранящийся в монастыре святой Екатерины на Синае (стоит отметить, что коллекция икон Синайского монастыря совершенно уникальна, там сохранились древнейшие иконы, поскольку монастырь, находясь с VII века вне Византийской империи, не пострадал от иконоборчества).

Синайский Христос написан в свободной живописной манере, присущей эллинистическому портрету. Для эллинизма характерна и определенная асимметрия лика, которая уже в наше время вызвала много споров и подвигла некоторых на поиск скрытых смыслов. Эта икона, скорее всего, была написана в одной из мастерских Константинополя, о чем свидетельствует высокий уровень ее исполнения.

Христос Вседержитель. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай

К этому же кругу, скорее всего, относятся также иконы апостола Петра и Богоматери на троне, в сопровождении святых и ангелов.

Апостол Петр. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай

Богородица с предстоящими святыми Феодором и Георгием. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай

Богородица изображена как Царица Небесная, восседающая на троне, в сопровождении святых, облаченных в придворные одеяния, и ангелов. Интересно продемонстрированы одновременно царственность и смирение Марии: на первый взгляд она облачена в простой темный хитон и мафорий, но его темно-фиолетовый цвет говорит нам, что это – пурпур, а пурпурные одеяния в византийской традиции могли носить только Император и Императрица.

Подобный образ, но писаный позднее в Риме, представляет Богоматерь – уже без всяких намеков – в полном императорском облачении и венце.

Богоматерь - Царица Небесная. Ранний VIII век. Рим. Базилика Санта Мария ин Траставере

Икона имеет парадный характер. Она следует стилю церемониальных императорских изображений. При этом лики изображенных персонажей наполнены мягкостью и лиричностью.

Богоматерь - Царица Небесная. Ангел. Фрагмент

Изображение святых в придворных одеждах должно было символизировать их славу в Царстве Небесном, а для передачи этой высоты византийские мастера прибегали к привычным, понятным для своего времени формам. В таком же стиле исполнен образ святых Сергия и Вакха, ныне хранящийся в Киеве в музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко.

Свв. Сергий и Вакх. VI век. Киев. Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко

Но, помимо утонченного искусства культурных центров Империи, ранняя иконопись представлена и более аскетичным стилем, который отличается большей резкостью, нарушением пропорций изображенных персонажей, подчеркнутым размером голов, глаз, рук.

Христос и св.Мина. VI век. Париж. Лувр

Такие иконы характерны для монашеской среды Востока Империи - Египта, Палестины и Сирии. Суровая, резкая выразительность этих образов объясняется не только уровнем провинциальных мастеров, несомненно отличным о столичного, но и местными этническими традициями и общей аскетической направленностью данного стиля.

Епископ авраам. VI век. Гос.музеи Далема. Берлин.

Без всякого сомнения, можно убедиться, что еще задолго до иконоборческой эпохи и 7-го Вселенского Собора, осудившего иконоборчество, существовала богатая и разнообразная традиция иконной живописи. И энкаустическая икона – только часть этой традиции.

Дмитрий Марченко

Для христианина главная икона – это икона Христа. Когда и как появилась первая икона Господа Иисуса? Она, конечно, была. У нас в Церкви установлен и специальный праздник в ее честь. По календарю праздник приходится на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы.

29 августа праздник в честь Нерукотворенного образа Господа Иисуса Христа. Первая икона Христа не была написана красками, не была создана руками человеческими. Не являлась плодом фантазии древнего художника.

Первая икона дана нам напрямую от Господа. Согласно церковному преданию первая икона представляла собой чудесно появившийся на холсте отпечаток лика Иисуса Христа.

Дать людям икону – это была Божья воля, а не пожелание человеческое.

Мы, православные, должны бы хорошенько это знать.

Икона – дар Божий.

Зачем Господь нам его дал?

Каждый дар от Господа служит людям для чего-то важного. Для чего же христианину икона? Какая духовная польза от нее? – Неоценимая! Много об этом можно рассуждать.

Во времена советских гонений на Церковь иконы проповедовали. Так буквально говорили знающие люди. И не ошибались. Как это было?

В то время власти старались уничтожить церковную проповедь вне храма и даже загасить проповедь с амвона. Так вот, помимо проповеди звучащим словом , до людей доходила проповедь зримым образом – иконой. И распространялась проповедь по храмам и далеко за церковной оградой. Иконы проповедовали в музеях. Проповедовали в художественных альбомах по древнерусскому искусству.

Проповедь икон достигала до людей, очень далеких от мысли прийти на церковное богослужение.

Икона в политическом детективе

Помню популярный игровой фильм середины восьмидесятых годов. Политический детектив «ТАСС уполномочен заявить» по сценарию Юлиана Сёменова.

Как полагается, сюжет острый: в одной африканской стране происходит переворот, за которым стоят американские спецслужбы. ЦРУ удалось завербовать какого-то советского специалиста высокого уровня. Его пытаются вычислить и обезвредить сотрудники госбезопасности. Тематика, прямо скажем, в стороне от религиозной жизни.

И все-таки в одном эпизоде детектива мелькнул диалог об иконе.

Перескажу его. Сотрудник КГБ приходит к подопечному, повидавшему виды художнику, и дает ему письмо, написанное от имени свидетеля вербовки. Анонимное письмо подкинул в наше посольство вроде бы тот, кто лично видел, как американцы обрабатывали русского специалиста. Перед художником был поставлен вопрос: «Как думаете, кто автор письма? И насколько автор искренний?»

Художник подтверждает подлинность и искренность письма. Считает, что автор его – бывший власовец. Сотрудник спецслужб вроде бы согласен с художником. Тем не менее, интересуется, почему собеседник решил, что письмо настоящее.

Старый художник, в свое время близкий к власовским кругам, в ответ вспоминает короткую историю. Был у него знакомый, иконы реставрировал. Показал этот коллега как-то свою работу, скопировал он русскую икону XVI века. Копия получилась удачная. И состоялся небольшой спор:

– Слушай, почему бы тебе не заняться иконописью?

Реставратор только рассмеялся:

– Что ты! У меня так никогда не получится.

– Ты, талантливый художник с такой великолепной школой, и сработаешь хуже, чем этот безграмотный богомаз?!!

Тогда реставратор поставил рядом оригинал и сказал:

– Неужели ты не видишь разницу? Этот художник писал икону с верой в Бога . А веру подделать трудно. Даже невозможно.

Икона XVI века была подлинной. И письмо о вербовке было выстрадано, было подлинным…

До сих пор удивляюсь: в политическом детективе икона засвидетельствовала о подлинных человеческих религиозных чувствах. Может быть, икона и здесь, с советского телеэкрана проповедовала о религиозном опыте, который стоит за церковным искусством.

Да, техникой иконописи можно овладеть, можно выучиться копировать старинные образцы. Но вот веру в Того, Кого пишешь, нельзя скопировать, не получится подделать. Чтобы написать подлинную икону, нужен дар Божий, дар веры, дар общения с Господом.

Иконопись начинается с опыта

Что это за опыт? Опыт настоящей встречи с настоящим Христом. И опыт молитвенного общения с Ним. Без этого не было бы на Земле подлинной иконы.

Господь дает нам видеть Свой Лик, обращаться к Нему. Поблагодарим Его за это счастье.


«Иконы требуются нашею природою. Может ли природа наша обойтись без образа? Можно ли, вспоминая об отсутствующем, не воображать его? Не Сам ли Бог дал нам способность воображения? Иконы — ответ Церкви на вопиющую потребность нашей природы».
Иоанн Кронштадтский

Первое живописное изображение на Руси - это икона, появившаяся еще до принятия христианства. Самые первые иконы были написаны греческими авторами, так как к этому времени у греков уже сложились приемы по написанию икон.

В иконописи не существует ничего случайного, все подчинено определенным правилам и канонам: жесты, цвета изображаемых Образов. Цвета Спасителя - белый и красный. Красный- мученическая кровь и власть, а белый - чистота. Древняя Русь стала последовательницей Византии, переняв и религию, и религиозное искусство.

Что касается именно изображения русских святых и первой русской иконы, то канонизация первых русских святых Бориса и Глеба, произошла только лишь в конце XI века. Именно с этого времени начинается отсчет иконописных изображений.

В Древней Руси канонизация святых происходила через несколько столетий после кончины. Так случилось и с князем Владимиром. Икона князя Владимира была написана только спустя два с половиной столетия после его смерти.

Интересно заметить, что в первое время после принятия христианства на Руси практически не было домашних икон. Большую роль играла храмовая живопись и Образы святых были чаще руки византийских мастеров. В центральном куполе изображается традиционно Спаситель, между окнами апостолы, пророки и архангелы, на парусах - евангелисты. Святые изображались на колоннах и стенах. Такое же изображение осталось и в наши дни. За исключением некоторых деталей.

Цвета изображения святых Образов остались прежними. Голубой - цвет Божией Матери, зеленый- Святой Троицы. Символика осталась прежней еще с времен Византии.

Copyright 2013 Все права защищены

На вопросы отвечает Павел Тупчик, главный редактор

журнала " Свет Евангелия" и издательства " Живое слово";

пресвитер церкви; имеет степень магистра гуманитарных

наук от Теологической Семинарии Христианского

Миссионерского Альянса .

Два вопроса на одну тему: «Когда и почему появились иконы?»; « Вторая заповедь гласит: «Н е делай себе кумира » . Я узнал, что когда поклоняешься иконе, то должен представить себе того, кто изображен на ней, а не считать саму икону за божество. Так ли это?»

Ответ: Трудно назвать точную дату, когда появились первые иконы. Сторонники иконопочитания передвигают эту дату как можно раньше, утверждая, что первая икона появилась в результате того, что на полотенце, которым
женщины отерли лицо Иисуса по дороге на Голгофу, отпечатался Его лик
В связи с этим называют имя евангелиста Луки. Однако это не более, чем предания. Ни Лука, ни другие евангелисты и апостолы ни единым словом не подали даже намека на то, что Иисус заповедал поклоняться изображениям, или о том, что подобная практика существовала в первой церкви. Наоборот, евангельское учение осуждает поклонение изображениям, статуям, мощам и другим реликвиям.


Исторические данные свидетельствуют, что иконопочитание проникло в церковь после того, как христианство стало государственной религией Римской империи. Сначала это были элементы украшения новых храмов. Но по мере того, как в церковь вливались обращенные из языческих народов, значение, которое придавалось иконам, изменилось.

Многие влиятельные люди в ранней церкви боролись с возникающим культом икон, называя его прямым влиянием язычества.

Вот, например, как говорит об изображениях историк Евсевий Памфил в 7 книге «Церковной истории»: «Нет ничего удивительного в том, что в старину язычники, облагодетельствованные Спасителем нашим, это делали. [Речь идет о статуе Христа, исцелившей женщину]. Сохранились изображения Павла, Петра и Самого Христа, написанные красками на досках. Естественно, что древние привыкли, особенно не задумываясь, по языческому обычаю, чтить таким образом своих спасителей». Как видите Евсевий, живший в 3-м веке, говорит об использовании написанных на дереве изображений, как о языческом обычае, проникшем в христианство.


Кстати, даже современные защитники иконопочитания, например, протоиерей Сергей Булгаков, не отрицают, что техника написания икон была позаимствована в культуре дохристианской Византии. Один из самых ранних церковных соборов – в городе Эльвире в 306 году – строго запретил использование икон в богослужении. Епископ Марсельский в VI веке также запретил в подведомственной ему области использовать иконы. Папа Лев 3-й в декретах 726 и 730 годов запретил использовать иконы в церкви и приказал их уничтожить. Это решение подтвердили и 348 епископов на Втором Никейском соборе в 754 году. Но по настоянию императрицы Ирины, а позже и Феодоры в 787 году было возобновлено почитание икон, но не поклонение им.


Как относится к почитанию изображений Библия? Вторая заповедь Закона гласит: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненгавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».(Исх.20:4-6). Бог предусмотрел строгое наказание за нарушение данной заповеди.


Является ли иконопочитание нарушением второй заповеди? Некоторые конфессии пытаются подвести под иконопочитание духовную основу. Они учат, что нужно поклоняться не иконе, т.е. не изображению на ней, а мысленно воссоздать образ личности, изображенной на ней.

Большинству рядовых прихожан понять эти тонкости очень трудно, поэтому на практике многие люди поклоняются тому, что видят. Иначе, как бы возникло почитание определенных икон, связанных с какими-то чудесами?

Почти каждый монастырь или храм имеет свою такую святыню. Таким образом, объектом поклонения становятся сами предметы, которым даже присваиваются определенные титулы: «чудотворная», « благодатная». (Например, икон, изображающих Марию, мать Иисуса, очень много. Но лишь некоторые из них считаются «чудотворными» - «Фатимская Божья Матерь», «Казанская Божья Матерь» и т.д. То есть акцент смещен на конкретное изображение, а не на человека, изображенного на иконе. Иначе бы почитались все иконы без выбора.) А это явное нарушение второй заповеди.


Далее, сама идея «духовного почитания икон» также противоречит учению Библии. Вторая заповедь ясно говорит: не делай никакого изображения и не поклоняйся им . Верующему человеку запрещено поклоняться изображению или предмету вне зависимости от того, что человек в этот момент думает или представляет своим воображением. Поклоняясь духовному образу, человек всё равно поклоняется человеку, пусть даже хорошему. А это нарушение первой заповеди закона: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф.4:10).


В книге протоиерея Сергея Булгакова «Православие. Очерки учения православной церкви» объясняется, что при освящении иконы устанавливается связь между изображением и изображаемым. В иконе происходит «таинственная встреча» молящегося с изображенной на ней личностью. Этим объясняют различные чудеса, происшедшие с иконами.

Но это вообще выходит за рамки библейского учения. Соединение человека с Господом происходит в духе, а не в неодушевленном предмете. А что касается присутствия духа умершего человека в иконе и попытки общения с ним, то это строжайше запрещено в Библии. Запрет относится и к стремлению общаться с духами умерших праведников. Достаточно вспомнить Саула, вызывавшего духа пророка Самуила. Господь строго наказал его за это.


Почитание икон опровергается в Ветхом Завете, и тем более оно не находит места в Новом. Иисус Христос сказал, что « настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе».(Иоан.4:23). Доступ к Богу для людей открыт через Иисуса Христа: « Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1Тим.2:5-6) .

Не поклонялись никому, кроме Бога, апостолы, вознося молитвы через Иисуса Христа прямо к престолу Божьей благодати. И Бог благословлял их. Так же должны поступать все люди, желающие, чтобы Господь слушал их молитвы.
Аминь.
Предлагаю прослушать видео на тему икон и мощей



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: