Когда заканчивается служба в церкви 18 января. Крещение на Южном Урале: во сколько начнутся службы в храмах, когда освятят воду и как правильно окунуться в купель? Крещенский сочельник, или голодный день

Ежегодно 19 января отмечают великий праздник Крещения все православные. Также его еще называют Богоявление. Если вы чтите все православные традиции и хотите прочувствовать всю благодать праздника, тогда вам будет интересно узнать, во сколько начнется крещенская служба в 2019 году. Учтите, что в каждом храме она начинается еще с повечерия 18 января. Но точное время ее начала лучше уточнить в том храме, в который вы собираетесь.

По евангельским рассказам Иоанн, который до этого много проповедовал о приходе Спасителя на землю, крестил Христа в реке Иордан. Во время обряда отверзлось небо, и на Мессию сошел Святой Дух. Он был в теле голубя, при этом был слышен Небесный глас, говорящий о том, что Христос сын Божий. После таинства крещения Христос, ведомый Святым Духом, удалился в пустыню, где он в уединении готовился к выполнению миссии, с которой он был послан на землю.

Всем православным известно, какого числа ожидается Крещение, ведь его дата не меняется. С вечера 18 числа начинаются богослужения во всех храмах. Повечерие заканчивается литией, служба переходит в утреню. Утреня завершается отпустом православных. И лишь после завершения литургии совершается обязательный обряд освящения воды.

В храмах люди набирают в принесенные с собой емкости святую воду. При этом не обязательно пытаться унести домой годовой запас жидкости. Достаточно набрать небольшую бутылку и затем разбавить этой освященной водой обычную водопроводную. Даже исследователи отмечают, что структура воды в ночь с 18 на 19 число меняется, она становится более упорядоченной.

В храмах вода освящается, как в навечерие, так и в сам праздник. Священнослужители читают над водоемами молитву и опускают трижды в нее крест. После этого считается, что можно в освященные купели можно погружаться. Те, кто не готов окунаться на Крещение Христово в 2019 году в морозы в ледяную воду, могут просто ею умыться.

Если же вы хотите совершить личный подвиг, чтобы подтвердить силу свой веры, и окунутся в вырубленную во льду «иордань», то заранее узнайте, когда это необходимо делать. В большинстве храмов вода освящается утром 19 января, только после завершения этого ритуала стоит совершать символическое омовение святой водой.

Стоит отметить, что перед погружением в водоем лучше получить благословение у своего духовника. При этом церковь не обязывает никого опускаться в ледяную воду. Это просто установленная традиция. Такое окунание символизирует начало новой духовной жизни, считается, что вода способствует очищению души человека от грехов.

Дата Крещения окружена множеством суеверий. Но стоит помнить, что разнообразные и попытки узнать будущее не приветствуются церковью. Также в день Крещения популярны разнообразные приметы. Например, звездная ночь – к сухому лету, а оттепель – к хорошим урожаям. Туман над водой к хорошему хлебному году.

Не забудьте поздравить близких людей с этим двунадесятым праздником. Вы можете сказать им такие слова:

  • пусть святая Крещенская вода смоет все печали и подарит здоровье;
  • желаю в день Крещения оставить все горести и невзгоды;
  • пусть исповедь, покаяние и омовение в священной воде приблизит Вас к Господу и очистит ваши помыслы;
  • поздравляю с Крещением Спасителя! Пусть святая вода подарит здоровье и бодрость.

Крещенский Сочельник – время, когда надо быть в храме
19 января православные отметят праздник Крещения Господня или Богоявление, которому 18 января будет предшествовать Сочельник. О том, что такое Крещенский Сочельник и какое место он занимает в Церкви, «Фоме» рассказал протоиерей Максим Первозванский.

Что такое Сочельник?
Крещенский Сочельник (Сочевник) – это народное название дня накануне праздника Крещения Господня, происходящее от слова «сочиво» – постного блюда, которое верующие едят в этот день. Сочиво – это сваренные зерна пшеницы, приправленные медом, сухофруктами и иными сладостями. В церковной же традиции это время называется Навечерие Крещения Господня или Навечерие Богоявления.

Традиционно в храме в этот день совершаются Часы и Вечерня с чтением паремий (отрывков из книг Священного Писания) и Литургия Василия Великого, то есть это очень большая служба, похожая на те, которые совершаются в Рождественский Сочельник и в Великую Субботу. Все богослужебные тексты этого дня посвящены Крещению Господню и Богоявлению. Литургия в этот день начинается Вечерней, то есть это необычный вид Литургии, которая совершается всего несколько раз в год – Рождественский Сочельник, Крещенский Сочельник, Великий Четверг и Великая Суббота.

Крещенская вода и купания

На Крещение вода освящается дважды: первый раз в Сочельник, а второй, собственно, на праздник. Самая главная народная традиция на Крещение это, конечно же, купание в водоемах и прорубях. К этому в Церкви есть разное отношение, но я думаю, что если все делать правильно и последовательно, то она вполне приемлема. Считаю, что для Церкви важно не ограничиваться стенами храма, а максимально распространять радость праздника даже на людей далеких от Церкви. Тем более что таких дней в церковном календаре не так уж и много. Единственное, я бы рекомендовал верующим, желающим искупаться на Крещение, сделать это уже в полдень 19 января, потому что на ночных купаниях, куда приходит много людей нецерковных, может быть не очень благочестивая атмосфера. Хотя, по большому счету, принципиальной разницы здесь нет.

Пост в Сочельник
В Крещенский Сочельник пост строгий и, в принципе, не полагается ничего вкушать до освящения воды, то есть примерно до полудня 18 января. По традиции же верующие вкушают сочиво. По сути, Крещенский Сочельник – это первый постный день после Рождества, так как до этого в Церкви празднуются Святки, когда поста нет. Однако сам день в праздник Крещения Господня – не постный.

Как провести время
Никаких особых разгульных веселий в Крещенский Сочельник не полагается. Если у человека есть возможность быть в это время в храме, то хорошо бы там быть. Тем более что все службы этого цикла – Рождество – Сочельник – Крещение – особенные и очень красивые. Это, кстати, признают люди, которые впервые попадают на Сочельник в храм.

19 января православные отметят праздник Крещения Господня или Богоявление, которому 18 января будет предшествовать Сочельник. О том, что такое Крещенский Сочельник и какое место он занимает в Церкви, «Фоме» рассказал протоиерей Максим Первозванский.

Что такое Сочельник?

Крещенский Сочельник (Сочевник) – это народное название дня накануне праздника Крещения Господня, происходящее от слова «сочиво» – постного блюда, которое верующие едят в этот день. Сочиво – это сваренные зерна пшеницы, приправленные медом, сухофруктами и иными сладостями. В церковной же традиции это время называется Навечерие Крещения Господня или Навечерие Богоявления.

Богослужение Сочельника

Традиционно в храме в этот день совершаются Часы и Вечерня с чтением паремий (отрывков из книг Священного Писания) и Литургия Василия Великого , то есть это очень большая служба, похожая на те, которые совершаются в Рождественский Сочельник и в Великую Субботу. Все богослужебные тексты этого дня посвящены Крещению Господню и Богоявлению. Литургия в этот день начинается Вечерней, то есть это необычный вид Литургии, которая совершается всего несколько раз в год – Рождественский Сочельник, Крещенский Сочельник, Великий Четверг и Великая Суббота .

Крещенская вода и купания

Фото Владимир Ештокина

На Крещение вода освящается дважды: первый раз в Сочельник, а второй, собственно, на праздник. Самая главная народная традиция на Крещение это, конечно же, купание в водоемах и прорубях. К этому в Церкви есть разное отношение, но я думаю, что если все делать правильно и последовательно, то она вполне приемлема. Считаю, что для Церкви важно не ограничиваться стенами храма, а максимально распространять радость праздника даже на людей далеких от Церкви. Тем более что таких дней в церковном календаре не так уж и много. Единственное, я бы рекомендовал верующим, желающим искупаться на Крещение, сделать это уже в полдень 19 января, потому что на ночных купаниях, куда приходит много людей нецерковных, может быть не очень благочестивая атмосфера. Хотя, по большому счету, принципиальной разницы здесь

Пост в Сочельник

В Крещенский Сочельник пост строгий и, в принципе, не полагается ничего вкушать до освящения воды, то есть примерно до полудня 18 января. По традиции же верующие вкушают сочиво . По сути, Крещенский Сочельник – это первый постный день после Рождества, так как до этого в Церкви празднуются Святки, когда поста нет. Однако сам день в праздник Крещения Господня – не постный.

Как провести время

Никаких особых разгульных веселий в Крещенский Сочельник не полагается. Если у человека есть возможность быть в это время в храме, то хорошо бы там быть. Тем более что все службы этого цикла – Рождество – Сочельник – Крещение – особенные и очень красивые. Это, кстати, признают люди, которые впервые попадают на Сочельник в храм.

Православные жители Челябинской области готовятся встречать великий праздник – Крещение Господне. «Губерния» выяснила, что владыка Никодим отслужит Божественную литургию в ночь с 18 на 19 января на берегу Смолино, всего на водоемах Южного Урала откроется более ста купелей, а вода станет святой даже в водопроводах.

Напомним, Крещение Господне, или иначе Богоявление, празднуется 19 января. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие о том, как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке Иордан. Во время крещения произошло чудо. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя, и был голос, глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». 18 января мы встречаем праздник Навечерие Богоявления, или же Крещенский сочельник. С раннего утра в храмах читаются Царские часы, затем идет служба Василия Великого. Однако православные знают, что служба, посвященная сочельнику, начинается еще раньше – с вечера 17 января. Вечером 18 января происходит Великое повечерие. В ночь на 19 января служится Божественная литургия Иоанна Златоуста. Утром в этот день также служится Божественная литургия.

Богослужения Крещенского Сочельника и Крещения Господня пройдут в храмах Челябинской митрополии.
– Митрополит Челябинский и Миасский Никодим 18 января совершит литургию и чин великого освящения воды в Свято-Симеоновском кафедральном соборе, служба начнется в 9 часов утра, – рассказал «Губернии» руководитель пресс-службы Челябинской епархии Алексей Ермолюк. – В 17 часов владыка совершит вечернюю службу в том же храме. В ночь с 18 на 19 января владыка Никодим совершит литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», который расположен в Ленинском районе Челябинска на берегу озера Смолино. Архиерейское богослужение начнется в полночь. После литургии, около двух часов ночи, верующие выйдут из храма крестным ходом, и владыка Никодим освятит воды озера Смолино.

Священники многих храмов Челябинской епархии после богослужений совершат освящение воды в открытых водоемах. Так, настоятель челябинского храма апостолов Петра и Павла в поселке Сосновка иерей Сергий Зайцев совершит великое освящение воды в Шершневском водохранилище. Настоятель челябинского храма Всех святых иерей Александр Погудин освятит иордань в Шершневском водохранилище в районе пляжа «Каспийский берег». Чин освящения здесь начнется 18 января около половины восьмого вечера. Крещенскую прорубь близ пляжа челябинского отеля «Смолинопарк» начнет освящать настоятель храма в честь равноапостольного Владимира Киевского протоиерей Владислав Василевский 19 января в 10.45. Будут освящены и воды Первого озера. Здесь, вблизи городского пляжа, иордань освятит клирик Свято-Васильевского храма города Челябинска иерей Вадим Никитин. Чин освящения состоится 18 января в 16.00.

Праздник Крещения – красивое событие. Духовенство в этот день облачено в белые ризы. Главная особенность богоявленского богослужения – это освящение воды. Воду освящают дважды. В Крещенский сочельник 18 января, и в праздник Богоявления 19 января. Издавна первый Чин освящения совершался в купели, стоящей в центре храма. А вот второй раз освящение совершалось уже на местном водоеме – на реке, озере или колодце, если иного не было. В день Крещения после литургии люди шли к проруби крестным ходом, которую называли иордань по названию реки Иордан, в водах которой крестился Иисус Христос. После молебна, который служил священник, наши предки набирали из проруби святую воду. Самые удалые – опускались в купель. Однако священнослужители из года в год подчеркивают, что купание в проруби – это не таинство, смыть свои грехи в ледяной воде не удастся. Душа человека очищается в покаянии. Чтобы отпраздновать Крещение по-православному, прежде нужно посетить службы, по возможности исповедаться и причаститься. И уже после этого, если здоровье позволяет, – опуститься в иордань.

Всего в Челябинской области откроется более ста купелей. По словам начальника Управления гражданской защиты Челябинска Александра Рымарева, больше всего иорданей организуют в Карталинском (девять) и Еткульском (семь) районах. Глава региона Борис Дубровский поручил главам муниципалитетов обеспечить безопасность граждан при проведении традиционных мероприятий в честь православного праздника.

Сотрудники МЧС настоятельно рекомендуют участникам крещенского обряда окунаться только в оборудованных купелях: они должны иметь два спуска с лестницами; глубину не более 1,5 метров; располагаться желательно на открытых участках водоемов с пологим, свободным от посторонних предметов дном. Возле каждой такой купели действует спасательный пост, дежурит наряд полиции и бригада скорой помощи. Вблизи с выходом из купели организуется отапливаемое помещение (вагончик, палатка) для обогрева и переодевания граждан, вышедших из воды. Специалисты советуют быть в проруби несколько секунд (обычно не больше трех), а затем нужно надеть халат и пойти в теплое помещение, где сразу выпить горячего чая с медом.

Святую воду в храмах будут раздавать всю неделю. Не нужно идти за водой ночью, тем более, если вы не принимали участия в службе. Не стоит проставить в очереди на морозе. Отправляйтесь за водой не раньше обеда 19 января. Кстати, многие по незнанию идут за водой с целыми канистрами. Однако в церковной традиции капля святой агиасмы (великой святыни) освящает море. Поэтому в данном случае качество важнее количества. Верующие хранят воду в течение года, принимая ее натощак с молитвой. Кстати, даже ученые давно согласились, что в период Крещения вода меняет свою структуру, приобретая наиболее полезные для человека свойства. Поэтому есть такое мнение, что в любой момент Крещения вода святая везде. И многие набирают воду прямо из-под крана, и также принимают ее как святыню.

18:47 Ровесники области: южноуральцы рассказали об уникальных традициях в их семьях

Сегодня губернатор Челябинской области Борис Дубровский встретился с несколькими жителями региона, которым исполнилось 85 лет

13:58 В наукограде даже детские сады инновационные! Регион славится не только металлургией, но и учеными

В Челябинской области находятся три города, которые называют наукоградами. Это закрытые административно-территориальные образования: Снежинск, Озерск и Трехгорный. В каждом из них есть градообразующий научно-производственный комплекс. В Трехгорном это «Приборостроительный завод», в Озерске – «Маяк», а в Снежинске – Российский Федеральный ядерный центр – Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики (РФЯЦ – ВНИИТФ) имени академика Е. И. Забабахина. В самый научный ЗАТО – Снежинск – Борис Дубровский с рабочим визитом приезжал вчера. Вместе с губернатором в закрытом городе побывал корреспондент «Губернии».

Когда купаться на Крещение – 18 или 19 января – этот вопрос задают очень часто в дни Крещения и Богоявления Господня.

Самое главное, что нужно знать о Крещении Господнем – это не то, когда купаться (совершенно не обязательно окунаться в этот день в проруби), а то, что в этот день был крещен сам Господь Иисус Христос. Поэтому 18 января вечером и 19 января утром важно быть в храме на службе, исповедоваться, причаститься и взять святой воды, великой агиасмы.

Купаются же, по традиции, после вечерней службы 18 января и в ночь с 18 на 19 января. Доступ к купелям открыт, как правило, 19 января в течение всего дня.

Распространенные вопросы о купании на Крещение

Нужно ли купаться на Крещение в проруби?

Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским?

В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды.

Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ.

К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам – праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне – благословением урожая яблок. Также и в день Крещения Господня будет освящены все воды независимо от их температуры.

протоиерей Игорь Пчелинцев

Наверное, следует начать не с купания в крещенские морозы, а с самого благодатного праздника Богоявления. Крещением Господа нашего Иисуса Христа освящается вся вода, во всех ее видах, ведь за две тысячи лет вода реки Иордан, коснувшаяся благословенного тела Христа, миллионы раз поднималась к небесам, плыла в облаках и вновь возвращалась каплями дождя на землю. В чем она - в деревьях, в озерах, реках, травах? Ее частички повсюду. И вот приближается праздник Богоявления, когда дарит нам Господь изобилие освященной воды. В каждом человеке пробуждается беспокойство: а как же я? Ведь это мой шанс очиститься! Не упустить бы его! И вот люди без раздумий, даже с каким-то отчаянием бросаются к проруби и, окунувшись, потом целый год рассказывают о своем «подвиге». Приобщились они благодати Господа нашего или потешили свою гордыню?

Православный человек идет спокойно от одного церковного праздника к другому, соблюдая посты, исповедуясь и причащаясь. И к Богоявлению он готовится неспешно, решая в кругу семьи, кто сподобится после исповеди и причастия по старинной русской традиции окунуться в Иордань, а кто по малолетству или недомоганию омоет святой водой лицо, или обольется на святом источнике, или просто примет с молитвой святую воду как духовное лекарство. Нам, слава Богу, есть из чего выбирать, и не нужно рисковать бездумно, если человек ослаблен болезнью. Иордань - это не Овчая купель (см. Ин. 5: 1-4), и приступать к ней нужно с осторожностью. Опытный батюшка благословит на купание далеко не всех. Он позаботится о выборе места, укреплении льда, сходнях, теплом месте для раздевания и одевания и присутствии кого-то из православных медицинских работников. Здесь и массовое крещение будет уместным и благодатным.

Другое дело - масса людей отчаянных, которые решили без благословения и просто элементарного раздумья искупаться «за компанию» в ледяной воде. Здесь речь идет не о силе духа, а о силе тела. Сильнейший спазм кожных сосудов в ответ на действие холодной воды приводит к тому, что масса крови устремляется во внутренние органы - сердце, легкие, головной мозг, желудок, печень, и для людей со слабым здоровьем это может плохо кончиться.

Особенно возрастает опасность для тех, кто готовился к «очищению» в проруби курением и алкоголем. Приток крови к легким только усилит хроническое воспаление бронхов, которое всегда сопровождает курение, может вызвать отек стенки бронхов и пневмонию. Длительный прием алкоголя или острое опьянение и в теплой воде постоянно приводят к несчастьям, что уж говорить о купании в проруби. Артериальные сосуды алкоголика или бытового пьяницы, даже если он сравнительно молод, не способны правильно реагировать на массивное холодовое воздействие, в этих случаях можно ожидать парадоксальных реакций вплоть до остановки сердца и дыхания. С такими дурными привычками и в таком состоянии лучше к проруби не подходить.

Протоиерей Сергий Вогулкин, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Всецарица» города Екатеринбурга, доктор медицинских наук, профессор:

– Объясните все-таки, для чего православному человеку купаться в Крещение в ледяной воде, когда на улице мороз за тридцать градусов?

Священник Святослав Шевченко: – Нужно различать народные обычаи и церковную богослужебную практику. Церковь не призывает верующих лезть в ледяную воду - это каждый решает для себя индивидуально. Но сегодня обычай окунуться в морозную прорубь стал для нецерковных людей чем-то новомодным. Понятно, что в большие православные праздники в русском народе происходит религиозный всплеск - и в этом нет ничего плохого. Но не очень хорошо то, что люди этим поверхностным омовением и ограничиваются. Более того, некоторые всерьез считают, что, искупавшись в крещенской иордани, они смоют с себя все грехи, накопившиеся за год. Это языческие суеверия, и ничего общего с церковным учением они не имеют. Грехи отпускаются священником в таинстве Покаяния. Кроме этого, в поиске острых ощущений мы упускаем главную суть праздника Крещения Господня.

Откуда пошла традиция на Крещение нырять в прорубь? Обязательно ли это делать каждому православному? Купаются ли в ледяной воде священники? Каково место этой традиции в христианской иерархии ценностей?

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма мученицы Татианы при МГУ:

Не купанием проверяется вера

- на Крещение - традиция сравнительно новая. Ни в исторической литературе о Древней Руси, ни в воспоминаниях о дореволюционной России я не читал, чтобы где-то на Крещение прорубали лед и купались. Но в самой этой традиции нет ничего плохого, только надо понимать, что Церковь никого к купанию в холодной воде не принуждает.

Освящение воды - напоминание, что Господь везде и всюду, освящает все естество земли, а земля создана для человека, для жизни. Без понимания, что Бог с нами везде, без духовного осмысления праздника Богоявления крещенское купание превращается в спорт, любовь к экстриму. Важно почувствовать присутствие Троицы, которое пронизывает все природное естество, и приобщиться именно к этому присутствию. А остальное, включая купание в освященном источнике - лишь сравнительно новая традиция.

Я служу в центре Москвы, далеко от воды, поэтому у нас в приходе купание не практикуется. Но, например, я знаю, что в храме Троицы в Останкино, который находится возле Останкинских прудов, освящают воду и ею омываются. Кто купается не первый год, пусть продолжает купаться. А если человек впервые хочет приобщиться к этой традиции, я бы советовал ему подумать, позволяет ли ему здоровье, хорошо ли он переносит холод. Не купанием проверяется вера.

Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа:

Духовный смысл - в освящении воды, а не в купании

- Сегодня Церковь не запрещает купание в водоемах, а до революции относилась к нему отрицательно. Отец Сергий Булгаков в «Настольной книге священнослужителя» пишет следующее:

«…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.

В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».

(С. В. Булгаков, «Настольная книга для священно-церковно-служителей», Издательский отд. Московского Патриархата, 1993, репринт издания 1913, стр. 24, сноска 2)

По моему мнению, если не привязывать купание к языческим верованиям, в нем нет ничего плохого. Кому позволяет здоровье, может окунуться, только не надо искать в этом какой-то духовный смысл. Духовное значение имеет крещенская вода, но ее можно и каплю выпить, и окропить себя, и нелепо думать, что тот, кто искупался, обязательно получит больше благодати, чем тот, кто выпил глоток. Не от этого зависит получение благодати.

Неподалеку от одного из храмов нашего благочиния, в Опалихе, есть чистый пруд, я знаю, что духовенство храма освящает там воду. Почему нет? Типикон это допускает. Разумеется, в конце литургии или, когда сочельник приходится на субботу или воскресенье, в конце великой вечерни. Освящение воды Великим чином в другое время допустимо в исключительных случаях.

Например, бывает, что один священник является настоятелем сразу трех сельских храмов. Служить две литургии в день ему нельзя. И вот батюшка служит и освящает воду в одном храме, а в два других, иногда за десятки километров, едет, чтобы специально для местных жителей освятить воду. Тогда, конечно, допустим Великий чин. Или в Доме престарелых, если там невозможно совершить литургию на Крещение, тоже можно совершить Великое освящение воды.

Если же, допустим, благочестивый богатый человек хочет освятить воду в своем пруду, в этом нет ничего плохого, но в таком случае нужно освятить ее Малым чином.

Ну, а когда, как в Опалихе, после заамвонной молитвы проходит крестный ход, освящается вода в пруду, а потом все возвращаются в храм и заканчивают литургию, церковный чин не нарушается. А уж будут ли потом священники и прихожане окунаться в прорубь, личное дело каждого. Надо только подходить к этому разумно.

Одна наша прихожанка - морж со стажем, даже ездит на соревнования моржей. Естественно, она с удовольствием и на Крещение купается. Но ведь моржами люди становятся, закаляясь постепенно. Если же человек неморозоустойчив, часто простужается, неразумно с его стороны будет без подготовки лезть в прорубь. Если же он таким образом хочет убедиться в могуществе Бога, то пусть поразмыслит, не искушает ли он этим Господа.

Был случай, когда пожилой иеромонах - я его знал - решил вылить на себя десять ведер крещенской воды. Во время такого обливания он умер - не выдержало сердце. Как любое купание в холодной воде, крещенское купание требует предварительной подготовки. Тогда оно может быть на пользу здоровью, без подготовки же может навредить.

Я говорю о телесном здоровье, возможно, душевном - взбадривает холодная вода, - но не о духовном. Духовный смысл есть в самом таинстве освящения воды, а не в купании. Не так важно, купается ли человек в крещенской проруби, гораздо важнее, придет ли он на праздничную литургию, ли Святых Христовых Таин.

Естественно, как православный священник, я желаю всем не просто прийти в этот день за крещенской водой, а помолиться за богослужением и по возможности причаститься. Но все мы, православные христиане, должны относиться к приходящим людям с любовью и пониманием, со снисхождением к человеческой немощи. Если кто-то приходит только за водой, неправильно говорить ему, что он такой-сякой и не получит благодати. Не нам об этом судить.

В жизнеописании я читал, как он одной духовной дочери, у которой муж был неверующий, посоветовал, чтобы она давала ему просфорку. «Батюшка, он ее с супом ест», - пожаловалась вскоре она. «Ну и что? Пусть с супом», - ответил отец Алексий. И в итоге тот человек обратился к Богу.

Из этого, конечно, не следует, что надо всем неверующим родственникам просфорки раздавать, но приведенный пример показывает, что Божья благодать часто действует непонятным для нас образом. Так и с водой. Пришел человек только за водой, но, может быть, он через эти внешние действия, сам того не осознавая, тянется к Богу и со временем придет к Нему. Пока же порадуемся, что он помнит о празднике Крещения и вообще пришел в храм.

Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке:

Купание - только начало

Традиция купаться на Крещение - поздняя. А относиться к ней надо в зависимости от того, ради чего человек купается. Проведу аналогию с Пасхой. Всем известно, что в Великую Субботу десятки или даже сотни тысяч людей идут в храм, чтобы освятить куличи.

Если они действительно не знают, что это лишь крошечная часть той радости, которой является для верующего человека Пасха, приходят в храм с благоговением и искренне молятся, для них это все равно встреча с Господом.

Если же они из года в год слышат, что это не самое главное, и священник, освящая куличи, каждый раз приглашает их прийти на ночную службу, разделить со всеми радость о Воскресшем Господе, объясняет, в чем смысл богослужения, а их общение с Церковью по-прежнему сводится к освящению куличей, это, конечно, печально.

Так же и с купанием. Если человек, совершенно незнакомый с церковной жизнью, окунается в воду с благоговением, обращаясь к Господу так, как он умеет, искренне желая получить благодать, Господь, конечно, подаст благодать, и у этого человека состоится встреча с Богом.

Думаю, когда человек искренне ищет Бога, рано или поздно он поймет, что купание - только начало, а гораздо важнее быть на всенощной и литургии. Если крещенское купание служит ступенькой к тому, чтобы хотя бы через несколько лет начать встречать этот праздник по-настоящему, по-христиански, такое купание можно только приветствовать.

Увы, многие относятся к нему просто как к одному из видов экстремального спорта. Часто купания нецерковных людей проходят с непотребными шутками и неумеренной выпивкой. Как и популярные некогда драки стенка на стенку, такие забавы ни на шаг не приближают человека к Господу.

Но и многие из тех, кто не позволяет себе никакого непотребства, на службу не приходят - купаются-то обычно ночью и считают, что уже приобщились к празднику, отсыпаются, довольные собой - доказали, что и телом сильны, и вера их крепка. Сами себе доказали, но это самообман.

Конечно, необязательно купаться ночью, можно после службы. Наш храм в центре находится, поблизости купаться негде, но некоторые прихожане ездят в другие районы или в Подмосковье. Иногда советуются со мной, я никогда не возражаю, если вижу, что человек это действительно ради Господа делает. А вот один мой знакомый священник, очень хороший, несколько лет подряд окунался в прорубь и каждый раз после этого заболевал. Значит, его купание неугодно было Господу, и Господь вразумлял его через болезнь - теперь он не купается.

Я тоже никогда не купался. До ближайших освященных водоемов ехать мне достаточно далеко, если я полночи потрачу на дорогу и купание, не смогу исповедовать прихожан и служить литургию так, как должен. Но иногда мы с матушкой и детьми обливались крещенской водой на улице, на снегу. Живу я за городом, вот после возвращения со всенощной и обливались всей семьей. Но это за городом можно, в Москве так не обольешься.

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах, духовник Свято-Владимирской православной гимназии:

А причем здесь Крещение?

Я как-то особо не озадачиваюсь вопросом ночных крещенских ныряний. Хочет человек, пусть ныряет, не хочет – пусть не ныряет. Только какое отношение ныряние в проруби имеет к празднику Богоявление Господне?

Для меня эти окунания – просто развлечение, экстрим. Наши люди же любят что-нибудь такое необыкновенное. Последнее время стало модным, популярным нырнуть на Крещение в прорубь, затем выпить водки, а потом всем рассказывать о своем таком русском благочестии.

Такая русская традиция, вроде кулачных боев на Масленицу. К празднованию Крещения имеет ровно такое же отношение, как и кулачные бои к празднованию Прощенного воскресения.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: