Колочский монастырь и чудотворная икона божией матери. Колочская и кипрская чудотворные иконы божией матери

Как свидетельствуют старинные летописи и древнерусская «Повесть о Луке Колочском», чудотворная Колочская икона Божией Матери явилась в 1413 году в вотчине князя Андрея Димитриевича, внука Иванова, правнука Иванова и праправнука Даниила Московского, в 15-ти верстах от города Можайска, в местечке Колоча Смоленской губернии.

Крестьянин этого селения по имени Лука обрел и с благоговением перенес святой образ в свой дом, в котором в то время находился некий расслабленный больной. Услышав о чудесном явлении иконы Пресвятой Богородицы, болящий с верою приложился к иконе и получил полное исцеление.

Об этом чудесном исцелении стало известно в окрестностях, многие страждущие и больные начали притекать к чудотворной иконе на поклонение и получали от Богородицы благодатную помощь.

Святой образ был перенесен в Можайск, где его с великим торжеством встречал князь Андрей Димитриевич с великим множеством народу: «Лука же поиде со иконою ис Колочи ко граду Можайску; и якоже приближися ко граду, и изыде во сретенье князь Андрей Дмитриевич з бояры своими и весь град от великих и до малых...; и быша знамения и чудеса много от иконы Божия Матери» («Повесть о Луке Колочском»).

Из Можайска образ был перенесен в Москву. В столице святую икону встретил митрополит Фотий со священным Собором и множеством православных христиан. В то время, как чудотворный образ проносили по Москве, многие больные исцелялись от недугов. Позднее Колочская икона Божией Матери была возвращена в Можайск.

На месте явления чудотворного образа Лукой, который собрал благодаря иконе большие средства, была построена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, где и была помещена святая икона. Но и сам Лука не смог преодолеть искушения большими деньгами – для себя он построил просторные каменные хоромы и зажил там, как князь, порою даже избивая и грабя ловчих князя Андрея Димитриевича, охотившихся с ястребами и соколами в лесах близ Колочи. Однако один случай заставил Луку раскаяться в своей неправедной жизни. Однажды ловчий князя поймал огромного злого медведя и велел вести его мимо двора Луки. Тот приказал выпустить зверя. Медведь бросился на Луку и покалечил его. Чуть живой, вмиг раскаявшийся Лука умолял приехавшего князя Андрея Димитриевича с пользой распорядиться своим достоянием. И впоследствии на пожертвования Луки и других православных верующих князь устроил на месте явления чудотворной иконы мужской монастырь, получивший наименование Колочского или Можайского. В этом монастыре Лука принял монашеский постриг и провел последние дни своей жизни в слезах и покаянии.

Первообраз Колочской иконы Божией Матери был утерян в 70-е годы прошлого века.

В Можайске списки с этой редкой Богородичной иконы можно было увидеть лишь в церкви святых праведных Иоакима и Анны и в церкви Илии Пророка. Последний был передан в возрожденный Колоцкий монастырь (ныне он женский). В 1993 г. монастырь был открыт как подворье Спасо-Бородинского монастыря, а в октябре 1997 г. – как самостоятельный. Летом 1998 года список чудотворной Колочской иконы Пресвятой Богородицы замироточил.

Согласно «Степенной книге Царского родословия», празднование Колочской иконе в монастыре издревле проходило 9 июля (по ст. ст.). Согласно устному преданию, на месте чудесного явления иконы забил целебный источник, к которому в день праздника совершается крестный ход. Сейчас на этом месте стоит деревянная часовня.

В Московском Успенском соборе, в приделе святых Апостолов Петра и Павла находится один из поздних списков чудотворного образа, на вызолоченной ризе которого есть надпись: «Лета 7197 (1689), июния, в 28 день, построен образ сей по обещанию великих государей мастерския палаты чиновников, за избавление бед милостию Пресвятыя Богородицы и святых молитвами».

На чудотворной иконе по обе стороны от Божией Матери изображены святитель Николай Чудотворец и Илия пророк.

Издревле наши предки называли родную землю Домом Пресвятой Богородицы. Но есть на ней избранные места, взятые под особый покров Царицы Небесной. Об одном из таких мест на благословенной Можайской земле пойдет речь в нашем рассказе. В 1413 г., т. е. ровно 600 лет назад, близ реки Колочь явилась простому человеку, крестьянину Луке, чудотворная икона Божией Матери, ставшая прославленной общерусской святыней. На месте явления иконы был основан Колоцкий Успенский монастырь, также отмечающий в 2013 году свое 600-летие.

Днесь возсия неизреченно
месту Колочу икона Богоматере,
и, яко светозарным солнцем,
пришествием Тоя озарися место то…
(Тропарь Колочской иконе Божией Матери)

ЯВЛЕНИЕ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ

В двадцати двух километрах на запад от Можайска на возвышенности, пересекаемой Старой Смоленской дорогой, на левом берегу реки Колочь (приток реки Москвы) расположено село Колоцкое. По свидетельству археологов «Колоцкое селище» возникло еще в XI веке. Изначально Колоцкие земли входили в состав Смоленского княжества, а в 1303 г. отошли к Московскому княжеству. В 1389 г. в духовной грамоте великого князя Димитрия Донского встречается первое упоминание Колочи как Можайской волости. По этому документу, сын князя, семилетний Андрей Димитриевич, получил в удел «Можаеск со всем…», в том числе и Колочу, «да ему же даде куплю деда своего Белоозеро со всеми волостьми…». Эти далекие друг от друга земли, объединенные в одно владение князя Андрея, вскоре объединились и духовным родством.

Князь Андрей Димитриевич – третий сын святых родителей – благоверного князя Дмитрия Донского (†1389 г., память 19 мая /1 июня) и святой благоверной княгини Московской Евдокии, в монашестве Евфросинии († 1407 г., память 17/30 мая) родился 14/27 августа 1382 г. Крестил его игумен Московского Симонова монастыря Феодор, племянник преподобного Сергия Радонежского, впоследствии архиепископ Ростовский († 1394, память 28 ноября/ 11 декабря). И, наконец, многие годы благоверный князь находился под духовным руководством преподобных отцов Ферапонта Можайского († 1426. память 27 мая /9 июня) и Кирилла Белоезерского († 1427 г., память 9/ 22 июня).

ПРП. ФЕРАПОНТ И КНЯЗЬ АНДРЕЙ ДМИТРИЕВИЧ — ОСНОВАТЕЛИ МОЖАЙСКОГО ЛУЖЕЦКОГО ФЕРАПОНТОВА МОНАСТЫРЯ. ФРЕСКА СОБОРА РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. НАЧАЛО XX в.

Во владениях князя Андрея Димитриевича произошло чудо, имевшее огромное значение для всей Московской Руси того времени. В 1413 г. в Колоче «от Можайска 15 верст в вотчине князя Андрея Дмитриевича … явись знамение»,– была обретена чудотворная икона Божией Матери. Эта икона стала одной из первых икон, явившихся на Московской земле. Это чудо было отмечено в большинстве русских летописей.

Местный крестьянин Лука нашел «на некоем древе икону со двема затворы стоящу, на ней же написан образ Пречистыя Богородицы, держащи на руках Предвечного Младенца Господа нашего Иисуса Христа, на едином же затворце бяше образ божия Ревнителя и великого Пророка Илии, и на друзем затворце такоже образ великого Чудотворца и Святителя Николы». Лука с благоговением взял икону и принес в свой дом, где от нее тут же исцелился лежащий в расслаблении родственник Луки. Весть о чуде разнеслась по всей округе, к иконе начали стекаться недужные и получали исцеление.

С иконой Лука побывал и в Москве, где его встретили глава русской Православной Церкви св. митрополит Фотий с епископами, со всем священным собором, князья, бояре и весь народ московский. «И хожаху Лука от града во град со иконою Божия Матери, от нея же везде неизчетныя чудеса содевахуся, и вси даяху многу милостыню Луце».

Узнав о такой милости Царицы Небесной, боголюбивый князь Андрей Димитриевич молился чудотворному образу Пречистыя Богородицы: «Посетил мя Господь Бог Своею неизреченною милостею таковым чюдотворным образом и град сей, и окрестныя веси, и пределы града моего – благословение прадед моих». И глаголя моляся: «Державная моя помощница и великая Воеводо и надеждо всем христианом, не остави нас, всегда надеющеяся на Тя».

Слава хранителя великой святыни вскружила Луке голову. Вернулся бывший крестьянин к себе на Колочь с большим богатством. Недалеко от места явления иконы он построил церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, где и поместил Чудотворный образ.

Прельстившись богатством он воздвиг для себя каменные хоромы не хуже княжеских, нанял слуг, завел охоту, бесчинствовал в княжеских лесах, отбирая у княжеских ловчих добычу, а посланным от князя для его вразумления отвечал «сурово и жестоко», увлекся плясками и пьянством. Князь Андрей терпеливо сносил все его дерзости. Но Господь, всем желая спасения, не отверг и Луку в его падении. Тяжко заболев, Лука покаялся в своих грехах и призвал к себе князя. Андрей Димитриевич, «видев Луку в последних дышуща, и рече к нему: «почто еси бесовское позорище и плясание возлюбил и пьянству совокупился, како тя Бог прославил Своея Матери, Пречистыя Богородицы образом чудотворным, ты ж сия ни во что положи, но к неполезному мирскому житию сшел еси, тако тебе и случися». Простив Луку, князь Андрей Можайский «многим его безчисленным имением на том месте монастырь постави во имя Пречистыя Богородицы, глаголемый Колочский, и чудотворную икону Божия Матери в нем постави, иже чудеса творит и до сего дни с верою приходящим». И, совершив молебныя пения, дал он монастырю чудотворного образа Пречистой Богоматери на пропитание братии села и имения множество, глаголя: «Бог с нами, никто же на ны». Раскаявшийся Лука стал первым пострижеником нового монастыря и, прожив несколько лет в умилении и слезах, преставился.

Об основании монастыря сообщает «Степенная книга», относя его к 1413 г. Для русского православного общества это событие было исполнено великого смысла. Ведь чудотворная Колочская икона была первой явленной в непосредственной близости от Москвы, ставшей в это время центром объединения всех русских земель. Явление иконы было отмечено не только во многих официальных документах, но и стало сюжетом древнерусской литературы – «Повести о Луке Колочском».

Издревле в монастыре был установлен обычай празднования Колочской иконе Божией Матери в 9/22 день месяца июля. Это празднование для всей Русской Православной Церкви утвердил созванный при митрополите Макарии Собор 1545 г. Особой торжественностью отличались крестные ходы к Святому колодцу, который наполнялся из источника, забившего на месте явления чудотворной иконы. Крестный ход происходил на следующий день после празднования Колочской иконе. Недалеко от Святого колодца стояла часовня.

КОЛОЦКИЙ МОНАСТЫРЬ


СОБОР МОЖАЙСКИХ СВЯТЫХ. В ЦЕНТРЕ — КОЛОЧСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ИКОНА

У древнего Колоцкого монастыря богатейшая история. Постепенно расширяясь, он стал великим и богатым, подписи его игуменов значатся под соборными уложениями XVI в. Колочский чудотворный образ упоминается в числе прочих чудотворных икон, взятых царем Иоанном Грозным в поход на Новгород. Древние стены собора в честь Успения Божией Матери молчаливо хранят память о событиях Смутного времени – польско-литовском разорении XVII в., о славных битвах 1812-го г. под стенами монастыря.

К концу XVI в. все основные постройки монастыря уже были каменными. К 1609 г. в монастыре было две каменные церкви: Успения Пресвятой Богородицы с приделом Святителя Николая Чудотворца и Богоявленская церковь, а также церковь Святителя Алексия, Митрополита Московского, под колокольней. Ограда вокруг монастыря была деревянная. Шатровый собор и трапезная палата с теплой церковью стояли на высоких подклетах, третья церковь помещалась в основании шатровой колокольни.

В 1609 г., во время польско-литовской интервенции монастырь был разорен неприятелем. Согласно описанию монастыря за 1626–1627 гг. обе монастырские церкви стояли разрушенными, а богослужения совершались в церкви Святителя Алексия. Строителем был старец Феодосий.


До начала XVIII века обитель пребывала в запустении, хотя по приписным книгам 1676 г. за монастырем числилось семьдесят четыре крестьянских двора, восемьсот тридцать восемь душ крепостных, обширные земельные угодья и пять прудов. В 1724 г. обитель была приписана к Новоспасскому монастырю, но через два года вновь стала самостоятельной.

В 1732 г. игумен Нифонт начал строить вокруг монастыря каменную ограду. В 1739 г. обитель насчитывала восемь человек братии. В 1763 г. было составлено описание Успенской церкви с двумя теплыми приделами: Святителя Николая Чудотворца и Пророка Илии. Монастырь с трех сторон был окружен каменной стеной с шестью каменными башнями, крытыми тесом, с четвертой – забором. На Святых вратах была возобновлена каменная трехъярусная колокольня. В обители был разбит большой фруктовый сад.

В 1784 г. императрица Екатерина II отпустила 5750 рублей на ремонт зданий обители. Были отстроены новые каменные настоятельские кельи, обновлены братские кельи и трапезная.

ГРОЗА 1812 ГОДА


Когда началась Отечественная война 1812 г., скромная обитель на Смоленской дороге оказалась в центре событий, решавших судьбу России. Монастырь упоминается в военных реляциях, официальных известиях из армии, приказах и других документах тех дней. Перед Бородинским сражением здесь несколько суток размещался штаб М. И. Кутузова, который предполагал дать генеральное сражение у стен обители. Затем Наполеон осматривал с колокольни поле будущей битвы.

Колочская чудотворная икона Божией Матери в сопровождении игумена того монастыря была вынесена из обители и до окончания войны пребывала в Варницком монастыре.

У стен Колоцкого монастыря происходили арьегардные бои, которыми руководили генералы Коновницын, Крейц и Сиверс. Здесь был смертельно ранен генерал-майор Войска Донского П. К. Краснов, которого похоронили на территории обители.


До осени Колоцкий монастырь был занят французами под госпиталь в основном для раненых в Бородинском сражении. Адъютант Наполеона граф Сегюр сообщает, что после окончания Бородинской битвы раненых насчитывалось 20 тысяч. Госпиталь находился здесь до самого отступления французской армии в октябре 1812 г. Но стены Колоцкого монастыря не стали защитой для французов, а были скорее кладбищенскими стенами: по свидетельству пленных, в нем ежедневно умирало по 150 человек из-за недостатка продовольствия, медикаментов и надлежащего ухода. Монастырь постоянно атаковали партизанские отряды и стихийно возникавшие отряды из крестьян.

16 октября отступающие французские войска вновь прошли через село Колоцкое. Наполеон ночевал в монастыре, полностью забитом ранеными. Вот как вспоминает об этом граф Сегюр: «Дальше мы снова увидели большой Колоцкий монастырь, обращенный в госпиталь. Он представлял собой еще более ужасное зрелище, чем поле битвы. На Бородинском поле была смерть, но также и покой, там, по крайней мере, борьба была окончена, а в Колоцком монастыре она продолжалась; казалось, что тут смерть все еще преследует тех из своих жертв, которым удалось избегнуть ее на войне. Смерть проникала в них одновременно путем всех их пяти чувств. У нас не было ничего, чтобы бороться с ней, кроме врачебных советов, оставшихся невыполнимыми в тех пустынях, да и советы эти приходили свысока и издалека, проходили через столько рук, что оставались без действия. Тем не менее, несмотря на голод, на жалкие остатки амуниции, усердие нескольких хирургов и последний луч надежды поддерживали еще большую часть раненых в этой нездоровой жизни. Но когда они увидели, что армия возвращается, что их собираются покидать, что для них не осталось больше никакой надежды, слабейшие из них выползли на пороги; ими были усеяны все дороги, и они протягивали нам с мольбой свои руки. Тогда император отдал приказ, чтобы каждая повозка, каково бы ни было ее назначение, подобрала одного из этих несчастных, а чтобы слабейшие из них были оставлены, как и в Москве, на попечение тех русских пленных офицеров, которые выздоровели, благодаря нашим заботам». В монастыре еще какое-то время оставался французский арьергард под командою маршала Даву, но уже в феврале 1813 г. он при сильнейшей атаке наших войск оставил монастырь.


При отступлении французы подвергли святую обитель беспощадному разрушению: храм был опустошен, иконостас сожжен, монастырское имущество разграблено, все деревянные постройки также сожгли. Согласно рапорту настоятеля, в обители не осталось ничего, кроме стен. 19 октября 1812 г. в разоренную обитель вошли казаки корпуса Платова.

Вот так прославил Господь Бог сей монастырь не только образом Своей Пречистой Богоматери, но человеческими воинскими подвигами защитников Отечества 1812 г.


Полностью монастырь после войны 1812 года отстроился только к 1839 г. За это время дважды обитель посещали царственные особы. В 1818 г. монастырь посетил государь император Александр I. Ему была поднесена копия чудотворной иконы. А в 1837 г. в обители был цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II), который с колокольни осматривал Бородинское поле и, уезжая, сделал щедрое пожертвование.

К 1839 г. закончились восстановительные работы в обители. Устроена колокольня о четырех ярусах, на которой десять колоколов. Вне монастыря, у проезжего тракта, была устроена деревянная часовня на каменном фундаменте.

Ежегодно монахи ходили с Колочской иконой по окрестностям этих городов, служа перед нею молебны. И не раз Заступница христиан являла Свое милостивое предстательство. Так, в 1830 г. во время эпидемии холеры в монастыре был устроен карантин, и все живущие в нем, а равно и окрестные жители заступлением Богородицы остались живы. Подобное же избавление по молитвам Божией Матери от свирепствовавшей в нашем Отечестве жестокой болезни было в 1871 и в 1892 годы. О почитании Колоцкой иконы Божией Матери говорит и тот факт, что один из наиболее ранее известных списков этой иконы находился в Большом Успенском соборе Московского Кремля.


В следующем столетии до 1917 г. монастырь жил спокойно и мирно. В 1896 г. братии в монастыре было восемь человек: пять иеромонахов, два иеродиакона и один монах. Монастырь имел более двенадцати гектаров земли, рыбные ловли, лесную дачу в сорока трех километрах от обители, фруктовый сад с четырьмястами плодовыми деревьями, мельницу на реке Колочь, многочисленные хозяйственные постройки. Денежные средства на содержание монастыря были небольшими, однако он находил возможность содержать школу грамотности, в которой в то время обучалось тридцать пять мальчиков, а также приют для странников и богомольцев.

В 1913 г. было отмечено 500-летие монастыря.

ЛИХОЛЕТИЕ

ЕПИСКОП ФЕОФАН (БЕРЕЗКИН) (1863 – 1936) — ПОСЛЕДНИЙ ИГУМЕН КОЛОЦКОГО МОНАСТЫРЯ

После октябрьского переворота 1917 г. монастырь постигла участь большинства российских обителей – закрытие и разорение. В 1918 г. в Гжатском и Юхновском уездах вспыхнул крестьянский мятеж против действий советской власти, который скоро был подавлен. По уезду прокатилась карательная акция. В это время пострадали многие священно-и церковнослужители. Обвинение в подстрекательстве к бунту пало на насельников Колоцкого монастыря. Первыми пострадали иеромонах Филадельф и рабочий Алексей Самсонов, которых расстреляли на месте, а остальные обвиняемые арестованы и увезены в Смоленскую ЧК. 8 августа 1918 г. постановлением ЧК настоятель монастыря архимандрит Никифор (Никанор Леонтьевич Алтухов; 1853–1918) и священник села Ново-Рождества Алексей Константинович Михайлов были приговорены к расстрелу. Приговоры приводились в исполнение немедленно.


Из отчета Гжатской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениям по службе за сентябрь 1918 года: «…Контрреволюционные выступления были в Корытовской волости и в районе города Гжатска. Контрреволюционное выступление было вызвано распоряжением земельного отдела о распределении монастырской земли среди населения…. Инициаторами выступления были в пределах Корытовской волости монашество Колочского монастыря во главе с настоятелем архимандритом Никифором, …/который/ расстрелян» 8 августа 1918 г. «Закончено контрреволюционное выступление посылкою карательной экспедиции в пределы Корытовской волости, где произведены … расстрелы…». «… Монахи были распущены. В монастыре решено было организовать первую в Гжатском уезде коммуну».

7 октября 1918 г. последним настоятелем был назначен архимандрит Феофан (Федор Алексеевич Березкин), который с 1921 г. стал епископом Гжатским, викарием Смоленской епархии. Скончался Владыка 17 марта 1936 года недалеко от Колоцкого монастыря и был похоронен на кладбище деревни Колоцкое.

По воспоминаниям старожилов села, к 1923 г. Успенский собор был обращен в приходскую церковь, однако монахи еще оставались в монастыре и жили в кельях.

Но внимание властей привлекал и храм Колоцкого монастыря, о чем свидетельствует следующее заключений: «Капитального переоборудования монастырская церковь не требует, т.к. имеет центральное паровое отопление…. На приведение церкви в гражданский вид /нужно только/ снять небольшой купол, кресты, закрасить иконы по стенам». Постановлением Мособлисполкома от. 14 января 1934 г. приходская церковь в Успенском соборе Колоцкого монастыря по ходатайству Уваровского райисполкома была закрыта.

Официально закрытый в 1934 г. Успенский собор продолжал действовать до 1938 г. Он служил приходским храмом для двенадцати окрестных деревень. Благодаря чудотворной иконе монастырь оставался духовным центром округи. В 1932 г. все монастырские постройки были переданы интернату для глухонемых детей, а в 1934 г. и Успенский храм перешел в руки этой организации. Община верующих была переведена в Рождественскую церковь в селе Суконники, туда же был перенесен и чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Когда в 1937 г. власти закрыли и этот храм, то Колочская икона была перенесена в Гжатск, где хранилась на частной квартире, а потом в Вознесенском соборе города. Дальнейшая судьба чудотворной Колочской иконы не известна.

В 30-е годы придорожную монастырскую часовню колхоз превратил в овчарню, после войны ее использовали для трепания льна. В 1966 г. часовня была разрушена, и теперь на ее месте высится опора линии электропередач.

ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ


Сильно пострадали монастырские здания в годы Великой Отечественной войны. Взрывами снарядов была снесена верхняя часть колокольни, оставалось всего два яруса, частично разрушена монастырская стена, башни и храм. Во время оккупации келейные корпуса использовались немцами под конюшни. При отступлении, в январе 1942 г., фашисты собрали всех жителей села Колоцкое в южном келейном корпусе, начали минировать весь монастырь, но стремительное наступление нашей армии помешало этим приготовлениям. Село Колоцкое было полностью сожжено, но монастырь сохранился.

В 1942–1943 гг. в Колоцком монастыре размещался передвижной военный госпиталь. Как память об этом на территории монастыря осталось братское кладбище советских воинов, на котором похоронено около 700 человек, из них 600 человек безымянных.


После войны монастырский ансамбль продолжал подвергаться разрушению и переделкам. Старый монастырский сад был вырублен на дрова. Все сохранившиеся монастырские здания служили приютом и кровом для многих лишившихся своих домов жителей села Колоцкого. Даже остатки стен полуразрушенных башен люди использовали под жилище. В стенах обители размещались сельская школа, до 1959 г. – родильный дом и больница, с 1962 г. – сельсовет и библиотека. Кирпичная ограда, частично разрушенная в войну, была полностью разобрана местными жителями, начали разрушать и храм – кирпичи использовали для строительства печей. . В 1966 г. была уничтожена придорожная часовня, разрушили и надкладезную часовню на месте явления чудотворного образа.

В 1970-е гг. комплекс монастырских зданий был частично отреставрирован. В 1980-е гг. архитектурный ансамбль монастыря был взят на баланс Бородинского военно-исторического музея.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ОБИТЕЛИ


Возрождение обители началось в 1993 г., когда бывший Колоцкий монастырь стал подворьем Спасо-Бородинского женского монастыря. В 1997 г. решением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода подворье было преобразовано в самостоятельный монастырь.

До наших дней в г. Можайске сохранялись два списка с Колочской иконы: в церкви свв. правв. Иоакима и Анны и церкви св. пророка Илии, что в Ильинской слободе. Икона Ильинского храма и была передана возрожденной обители. Возобновлена и традиция ежегодного крестного хода в день празднования Колочской иконе на Святой источник. На самом источнике была восстановлена деревянная надкладезная часовня.

Предание гласит о том, что из-под корней дерева, на котором явилась чудотворная икона Божией Матери, забил целебный источник. К этому источнику в день празднования в честь иконы ежегодно совершался крестный ход. Дерево это просуществовало до самой революции. Затем его срубили, а источник не раз пытались закопать, но благочестивые люди регулярно расчищали его. Даже в самые тяжелые времена гонений на Церковь, когда святая обитель была закрыта, в этот день к источнику, стекалось множество богомольцев. Зимой вода в нем не замерзает, а летом не становится теплее (ее температура круглый год +3°С).

Колочская икона Божией Матери - великая святыня. В особенности лик почитают в Можайске и Москве. Перед иконой Богородицы люди молятся о духовной поддержке и исцелении.

Чудеса иконы явились миру еще в 15 веке, в имении князя Андрея Можайского, в городке под названием Колоча. Предание гласит о благодатной помощи, исходящей от лика Богородицы ко всем страждущим, убогим и больным.

История иконы

Смоленское княжество было захвачено в 1404 году, и на реке Угре образовалась граница между Москвой и Литвой. Тогда-то все и началось. Сама Богородица подарила свой образ, появившийся недалеко от Смоленска, в городке Колочи, дабы стать заступницей земель русских.

В тот день сердца людей наполнились радостью, крепкой верой и надеждой. И каждую субботу они славили Матерь Божию песнопением. Жители всех городов, поселков и деревень стали молиться перед святым образом, прося поддержки и выздоровления, особенно при непереносимых недугах и душевных переживаниях. Во время смертных болезней и вражеских нападок с иконой совершался крестный ход. В честь нее построен храм в городе Возьме.

Где хранится икона

Подлинная копия иконы была утеряна, и в настоящее время никто не знает о ее местонахождении. Самый ранний список можно встретить в Успенском Соборе в Москве.

В чем помогает чудотворный образ

Явление образа Пречистой Девы — чудо, которое спасло русский народ от ополчения, войн и смертельных болезней. Но это далеко не все, в чем помогает Богородица. Святой лик обладает многими чудотворными способностями, к которым взывают православные люди.

  • Молитвы перед святыней помогут преодолеть трудности на работе, а также начать собственное дело.
  • Икона считается защитницей от различных недугов, вражеских ополчений, зависти и злости.
  • Колочская Матерь Божия помогает при семейных разладах , искореняет ссоры и ругань в доме.
  • Исцеляете от бесплодия, если усердно и искренне предаваться молитвам на протяжении девяти месяцев.
  • При тяжких заболеваниях икона Богоматери приходит на помощь и помогает исцеляться от недугов.

Описание иконы

На иконе изображена Пресвятая Богородица . Подле Ее правой руки находится Младенец, в руках его — свиток, символизирующий Слово Божие и просвещение. По обе стороны от Святого Семейства на иконе написаны Святые. По одну сторону от них — Николай Чудотворец, на другой — пророк Илия.

Дни празднования иконы

День, когда свершается празднование иконы, приходится на 9 июля. По новому стилю эта дата переносится на 22 июля.

Молитва пред иконой

«О великая заступница всего народа православного, посланная самим Господом Богом нашим! Взываем мы в молитвах к Тебе и просим о защите и поддержке Твоей! Встань на защиту нашу и убереги нас от недругов, от людей нечестивых. Дай сил и успехов на работе, огради семью от разлада, исцели от болезней и недугов, о Святейшая Дева! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во веки веков. Аминь».

Только усердные и искренние молитвы помогут вам обрести поддержку Пресвятой Девы. Призвав к Ее защите и покровительству, вы сразу почувствуете легкость и радость на душе. Чудотворный лик Богородицы подарит успех в делах мирских , гармонию в семье и крепкое здоровье. Мы желаем вам нерушимой веры. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

15.08.2017 05:21

Среди образов Богородицы особенно почитаема икона «Умиление», иначе называемая Игоревской. Молитвы перед ней способны защитить...


Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Колочской»


Пречистая Владычице Богородице, Царица Небесе и земли, высшая Ангел и Архангел и всея твари Честнейшая, чистая Дево Марие, миру Благая помощнице, всех христиан поможение и утверждение, и всем во всяких нуждах избавление! Призри ныне, О, Всемилостивая Госпоже, на рабы Твоя, умиленною душею и сокрушенным сердцем Тебе молящыяся, со слезами к Тебе припадающыя и Пречистому и Цельбоносному образу Твоему поклоняющыяся, Твоея же помощи и заступления в скорбех и напастех своих просящыя. Буди за нас хода-таица к Сыну Твоему, Христу Богу нашему: мы бо грешнии не имамы иныя помощницы раз­ве Тебе, Владычице. Ты еси наша надежда и упование, Ты еси заступница и предстательни­ца наша, Ты обидимым защищение, печаль­ным утешение, скорбящым радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, слезящым веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение. Се­го ради, О, Богомати, к Тебе прибегаем, и на Твой Святый образ взирающе, с любовию покланяемся Тебе с предвечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господем нашим Ии­сусом Христом, и молебное пение приносим, вопиюще: помилуй ны, Мати Божия, и проше­ния наша исполни во благо, вся бо возможна суть ходатайству Твоему к Сыну Твоему и Богу нашему, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение и благодарение, со Безначальным Его Отцем и со Присносущным Его Духом, ны­не и присно и во веки веков. Аминь.


Описание Колочской иконы Божией Матери:
Как-то бедный крестьянин по имени Лука из села Колочи, что недалеко от Можайска, идя по лесу, увидел стоящую на дереве икону Божией Матери. Когда он принёс домой обретенную икону, лежащий в доме больной, благоговейно приложившись к образу, тут же получил исцеление, как будто никогда и не был болен. Слух о совершившемся чуде быстро распространился по окрестным селениям, и к святой иконе для исцеления стали привозить больных со всей округи.
С иконой Богородицы Лука отправился по многим российским городам, и везде от святого образа непрестанно совершались чудеса исцелений. Исцелённые в знак благодарности давали Луке щедрые пожертвования, так что он вскоре собрал немалую сумму. Возвратившись в Колочь, Лука построил церковь Рождества Пресвятой Богородицы, где и поставил чудотворную икону. Но богатство, давшее Луке возможность совершить святое дело, его и соблазнило: он построил себе роскошные хоромы, и начал проводить время в пиршествах, удовольствиях и забавах.
Однажды ловчие благочестивого Можайского князя Андрея поймали медведя и повезли его в город. Лука, увидев проезжавших мимо его дома ловчих, остановил их и приказал выпустить медведя к себе во двор. Зверь, очутившись на свободе, тотчас же с яростью бросился на Луку и сильно его изранил. Приехавший князь обличил Луку в его неправедной жизни и тот, слёзно раскаявшись, решил употребить всё своё богатство на дело, угодное Богородице и полезное для спасения своей души.
Все свои средства Лука отдал князю Андрею, который в 1413 году построил монастырь в честь Успения Божией Матери и назвал его Колочским. Раскаявшийся Лука постригся в этом монастыре в иноки и провёл в нём в слезах и покаянии всю оставшуюся жизнь.
На иконе помимо Пресвятой Богородицы с Богомладенцем на руках помещены изображения Пресвятой Троицы и святых. Рядом с Божией Матери изображены святитель Николай и святой пророк Илия.
После революции монастырь был закрыт, монахи расстреляны. Чудотворный образ перенесли в Рождественскую церковь села Суконники, а после её закрытия – в Вознесенский собор Гжатска. В семидесятые годы ХХ столетия следы иконы теряются.
В 1993 году Успенский монастырь стал вновь действовать, но уже как женский. Поскольку ныне старинное село Колочи носит название – Колоцкое (Московская область, Можайский район), то и монастырь назван Колоцким. В обители чтится точный список (копия) Колочской иконы Пресвятой Богородицы, прославившийся исцелениями.

Практически каждый день Русская Православная Церковь чествует тот или иной образ Девы Марии. Лишь немногие из обилия таких праздников являются по-настоящему большими с точки зрения значимости святыни для народа, Отечества, чудотворной силы и прочим параметрам. Но, тем не менее, любая из икон Божией Матери важна для верующих и имеет свою собственную историю. 22 число июля месяца посвящено сразу двум образам Богородицы: Колочскому и Кипрскому. Оба они считаются чудотворными.


Колочская икона Богородицы

Прежде всего, познакомимся поближе с первой православной святыней. особенно почиталась и почитается доныне верующими, проживающими на Московских и Можайских землях. Ее история на территории нашей страны началась в 1413 году, в эпоху правления князя Василия I Димитриевича. Тогда икона явилась одному бедному крестьянину по имени Лука. Произошло сие событие в Колоче – местечке, что, согласно летописи, «от Можайска 15 верст».


В сущности, то были владения князя Андрея Димитриевича, третьего сына святых благоверных князя Димитрия Донского и княгини Евдокии. Надо сказать, что появление так называемого «Колоцкого селища» - предшественника села Колоцкого или местечка Колочи (по названию реки) иначе – относится к XI–му веку. До 1303 года земли эти принадлежали Смоленской губернии, после отошли к Московской. А с 1389 года они стали упоминаться в документах как Можайская волость.


Вернемся непосредственно к явлению иконы Божией Матери Колочской. Выше уже упоминалось о том, что ее нашел местный крестьянин Лука. Вот как написано об этом в летописи: «на некоем древе икону со двема затворы стоящу, на ней же написан образ Пречистыя Богородицы, держащи на руках Предвечного Младенца Господа нашего Иисуса Христа, на едином же затворце бяше образ божия Ревнителя и великого Пророка Илии, и на друзем затворце такоже образ великого Чудотворца и Святителя Николы». Лука взял святой образ к себе в дом. И сразу же произошло чудо: один из родственников-домочадцев крестьянина, болевший расслаблением тела, исцелился. Этот случай быстро стал достоянием местной общественности, и вскоре к дому Луки стали стекаться толпы страждущих и убогих.

Спустя какое-то время о чудотворной иконе узнали в Москве. Луку пригласили в столицу. Там он был встречен самим митрополитом Фотием и многочисленными епископами. На дивную икону собрались посмотреть представители самых разных сословий: бояре, князья, обычные горожане-простолюдины. Князь Андрей Димитриевич молился перед святым образом и произнес такие слова: «Державная моя помощница и великая Воеводо и надеждо всем христианом, не остави нас, всегда надеющеяся на Тя».

Лука с чудотворной иконой Божией Матери побывал в разных городах и концах необъятной Руси. И где бы ни появился крестьянин, все относились к нему с глубоким почтением и уважением: ведь именно этот человек и никто другой удостоился чести найти исцеляющий недуги и душевные раны святой образ Девы Марии! В итоге Лука возгордился своим положением и статусом хранителя иконы, тем более, что высокопоставленные особы не жалели денег для человека, который стал обладателем великой православной святыни. Он вернулся к себе в Колочь с большим богатством. Часть его Лука употребил на строительство храма во имя Успения Пресвятой Богородицы близ места явления иконы – там впоследствии была помещена святыня.


Но и себя не обидел: воздвиг каменные хоромы, завел слуг, стал часто пропадать в местных лесах на охоте, отбирая добычу у княжеских собак, пьянствовать и вести разгульный образ жизни. Князья пытались его образумить, но в ответ слышали только грубости.

Кончилось все тем, что Лука тяжело заболел. Когда это случилось, он понял: пришло наказание Господне за творимые ранее бесчинства. Осознав истину, крестьянин покаялся в грехах своих и позвал к себе князя Андрея, который более всех терпел унижения и оскорбления от обретшего когда-то чудотворную икону Божией Матери человека. Между ними состоялся разговор, по окончании сего князь простил своего подданного. Затем Андрей Димитриевич выстроил Колочский монастырь, ставший новым местом хранения святого образа Девы Марии. Первым иноком обители явился Лука. Он прожил в монастырских стенах, скорбя о своих грехах, несколько лет, после чего умер.

Колочский монастырь был основан, как сообщает «Степенная книга», в 1413 году. В нем и был установлен обычай празднования дня Колочской иконы Божией Матери 9/22 июля ежегодно. Данную традицию утвердил в 1545 году Собор, созванный митрополитом Макарием. При нем, кстати говоря, совершались особенно торжественные крестные ходы к Святому колодцу, простроенному на месте явления иконы и забившего позже источника. Близ того места также находилась часовня.

На сегодняшний день во многих российских храмах есть чтимые списки с Колочской иконы Божией Матери. Имеется такой и в Москве, в Успенском соборе. Где в настоящий момент находится и существует ли вообще оригинал, неизвестно. После революции 1917 года икона вынужденно покинула свою обитель из-за закрытия оной и очутилась сначала в Рождественской церкви села Суконники, затем - в Вознесенском соборе Гжатска. Ее следы окончательно потерялись в 70-х гг. прошлого столетия.

Кипрская икона Божией Матери

Явление второй православной святыни, почитаемой 22 июля, случилось намного раньше, чем то произошло с первой: в 392 году. Из названия иконы понятно, что данное событие имело место быть на острове Кипр . Святой образ помещался на воротах, которые вели к храму Панагии Ангелоктисты. На нем Матерь Божия изображалась сидящей на престоле с Богомладенцем в окружении двух Ангелов Господних. История повествует о том, что однажды чудотворная икона подверглась надругательствам, исходящим со стороны одного циничного и безнравственного островитянина. Тот, проезжая мимо церкви Панагии Ангелоктисты, для собственного удовольствия пустил из лука стрелу в икону. В результате острие пришлось аккурат в колено Девы Марии. К ужасу островитянина из «раны» на святом образе потекла в большом количестве кровь. Негодяй помчался на лошади прочь, но не доехал до собственного дома, упав замертво. Так Бог справедливо наказал человека за святотатство.


Существует некоторая неоднозначность в изображении Матери Божией на Кипрской иконе Богородицы. В одних вариантах Деву Марию со Младенцем окружают Ангелы с пальмовыми ветвями в руках, в других – к ним добавляются еще и преподобные Пелагия и Мария, припадающие к ногам Пречистой, в третьих последняя не сидит на троне, как об этом сказано в предании, в четвертых – Иисус держит в руках скипетр. В любом случае, композиция сего раннего образа Богородицы содержит тот же смысл, что заключался и в более поздних изображениях: Дева Мария - единственная из людей, живших когда-либо на Земле, уподобилась Иисусу Христу, став Сосудом Святого духа и Жилищем Божиим.

В России всегда существовало много разных списков с Кипрской иконы. Особым почтением православных верующих пользовался Старомынский образ, что в селе Стромынь.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: