Кротость, смирение, благоговение. Внутренние и внешние признаки смирения

Мормон учил, что у человека «не может… быть ни веры, ни надежды, если он не будет кроток и смирен сердцем» . Он добавил, что без таких качеств «тщетны его вера и надежда, ибо никто не приемлем Богом, кроме кротких и смиренных сердцем» .

Кротость – это качество людей, «боящи[хся] Бога, праведны[х], скромны[х], восприимчивы[х] к обучению и терпеливы[х] в страданиях» . Те, кто обладают такими качествами, готовы следовать Иисусу Христу. Они спокойны, послушны, терпеливы и покорны.

Апостол Павел учил, что кротость – это плод Духа и потому ее легче всего достичь, если мы «живем духом» . А чтобы жить Духом, наш образ жизни должен отражать праведность перед Господом.

Если мы берем на себя имя Христа, то ожидается, что мы стараемся подражать Его качествам и менять свой характер, чтобы каждый день становиться более подобными Ему. Спаситель, увещевающий Своих учеников, сказал: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» . Если мы «прид[ем] ко Христу,.. и отре[чемся] от всего безбожного,.. и возлюби[м] Бога», то по благодати Христа придет день, когда мы будем совершенны в Нем .

«Качества, присущие Христу, -- это дары Бога. [Эти качества] даются [нам], если [мы] правильно распоряжае[мся] своей свободой воли… Стараясь угодить Богу, признайте свои слабости и будьте готовы усердно работать над собой» .

Кротость необходима нам, чтобы стать более подобными Христу. Без нее мы не сможем развить в себе другие важные добродетели. Быть кротким – не значит быть слабым, но значит поступать с добротой и благостью, проявлять силу, искренность, здоровое самоуважение и самоконтроль.

Кротость была одним из преобладающих качеств в жизни Христа. Он Сам учил Своих учеников: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» .

Мы благословлены тем, что рождаемся с семенем кротости в сердце. Нам необходимо понимать, что невозможно вырастить и развить это семя в мгновение ока, так как это процесс. Христос просит нас ежедневно «брать наш крест» , а это значит, что мы должны быть постоянно сосредоточены на этом и желать этого.

Президент Лорензо Сноу, пятый Пророк нашего устроения, учил: «Наша обязанность – стараться быть совершенными… развиваться каждый день, оглядываться на прошедшую неделю и становиться лучше на этой; быть лучше сегодня, чем были вчера» . Итак, первый шаг в становлении кроткими – это развиваться день за днем. Каждый день нам необходимо стараться быть лучше, чем раньше, проходя этот процесс.

«Мы подвержены некоторому безрассудству и слабостям; нам следует стремиться преодолевать их как можно скорее, а также воспитывать это чувство в сердцах наших детей, чтобы… они научились вести себя перед Ним должным образом в любых обстоятельствах.

Если муж может прожить день, не ссорясь со своей женой, обращаясь со всеми доброжелательно и никоим образом не огорчая Дух Божий,.. на данный момент он совершенен. Тогда пусть он попробует быть таким же и на следующий день. Но предположим, что на следующий день он в этом не преуспеет. Это совсем не значит, что и на третий день это ему не удастся» .

Признав нашу посвященность и стойкость, Господь даст нам то, что мы неспособны обрести вследствие своего несовершенства и человеческих слабостей.

Еще один важный шаг в становлении кротким – это научиться контролировать свой нрав. Поскольку плотский человек обитает в каждом из нас, а мы живем в мире, полном давления, то умение контролировать свой нрав может стать одной из самых непростых задач в нашей жизни. Задумайтесь на несколько секунд, как вы реагируете на то, что кто-нибудь не исполняет ваши желания в момент их появления. А как насчет того, когда люди не соглашаются с вашими идеями, даже если вы абсолютно уверены, что предлагаете надлежащее решение проблемы? Как вы отвечаете, когда кто-то оскорбляет вас, критикует ваши старания или просто невежлив, потому что у него или у нее плохое настроение? В такие моменты и в других трудных ситуациях мы должны научиться контролировать свой нрав и выражать свои чувства с терпением и мягким убеждением. Это наиболее важно в наших семьях и в наших отношениях с вечными спутниками. За 31 год, что я женат на своей возлюбленной, она часто мягко напоминала мне об этом, когда мы сталкивались с тревожными жизненными проблемами.

Среди наставлений, находящихся во Втором Послании к Тимофею, Апостол Павел сказал:

«Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,

с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,

Контролируя свою реакцию, оставаясь спокойными и сдержанными и избегая споров, мы начнем соответствовать дару кротости. Президент Генри Б. Айринг однажды сказал: «Это высокая духовная планка для нас. Однако, когда мы с верой контролируем свой темперамент и преодолеваем гордыню, Святой Дух дарует Свое одобрение, благодаря чему священные обетования и заветы становятся действенными» .

Еще один шаг в достижении кротости – это стать смиренными. Господь наставлял Томаса Б. Марша через Пророка Джозефа Смита, говоря: «Будь смирен; и Господь Бог твой поведёт тебя за руку и даст тебе ответ на молитвы твои» .

Я верю, братья и сестры, что только смиренные способны принять и познать ответы Господа на молитвы. Смиренные восприимчивы к обучению, признаю́т свою зависимость от Бога и желают подчиняться Его воле. Смиренные кротки и имеют способность влиять на других, чтобы они становились такими же. Бог обещает смиренным, что поведет их за руку. Я поистине верю, что мы избежим отклонений от курса и печалей в своей жизни, если будем идти с Господом рука об руку.

Один из наиболее замечательных современных примеров кротости, известных мне, -- это история брата Мозеса Малангу. Его обращение в веру началось в 1964 году, когда он получил экземпляр Книги Мормона. Он увлекся чтением этой книги, но только в начале 1970-х годов увидел вывеску Церкви СПД на здании в Йоханнесбурге, Южно-Африканская Республика, прогуливаясь по улице. Брат Малангу был заинтригован и вошел в здание, чтобы узнать побольше о Церкви. Ему доброжелательно объяснили, что он не может посещать службы или креститься, потому что законы страны не разрешают этого.

Брат Малангу принял это решение с кротостью, смирением и без обиды, но у него оставалось сильное желание узнать больше о Церкви. Он спросил церковных руководителей, не могут ли они оставлять открытым одно из окон дома собраний во время воскресных Богослужений, чтобы он мог сидеть снаружи и слушать службы. Несколько лет семья брата Малангу и его друзья регулярно посещали церковь «через окно». Однажды в 1980 году им сказали, что они могут ходить в церковь и могут креститься. Какой это был великолепный день для брата Малангу!

Позже Церковь организовала небольшой приход в его районе в Соуэто. Это стало возможным только благодаря решимости, мужеству и верности таких людей, как брат Малангу, которые много лет оставались верными в трудных обстоятельствах.

Один из друзей брата Малангу, присоединившийся к Церкви в то же время, рассказал эту историю мне, когда я посещал кол в Соуэто. В конце нашей беседы он обнял меня. В тот момент, братья и сестры, я ощутил, будто меня обнимают любящие руки Спасителя. Взор этого доброго брата излучал кротость. C сердцем, исполненным доброты и глубокой благодарности, он попросил меня передать Президенту Томасу С. Монсону, как признательны и благословлены он и многие другие люди за то, что в их жизни есть истинное Евангелие. Пример кротости брата Малангу и его друзей по-настоящему повлиял на жизнь множества людей, и в особенности на мою.

Братья и сестры, я верю, что Спаситель Иисус Христос – это совершенный пример кротости. В последние моменты Своей земной жизни, будучи несправедливо осужденным и приговоренным, с болью неся Свой крест на Голгофу, будучи осмеянным и проклятым Своими врагами, будучи оставленным многими, кто знал Его и был свидетелем Его чудес, Он был прибит к кресту.

Испытывая сильнейшие физические страдания, Господь обратился к Своему Отцу, говоря из глубины Своего кроткого и смиренного сердца: «Отче! прости им, ибо не знают, что́ делают» . Христос столкнулся с неописуемыми физическими и духовными страданиями, чтобы дать нам возможность измениться духовно и стать кроткими, как Он.

Я приношу свое свидетельство, что Иисус Христос – наш Спаситель. Я свидетельствую вам, что благодаря Его любви мы можем меняться. Мы можем оставить свои слабости. Мы можем отвергать влияние зла в своей жизни, контролировать свой гнев, стать кроткими и развить в себе качества нашего Спасителя. Он указал нам путь. Он дал нам совершенный пример и заповедал каждому из нас стать такими как Он. Он приглашает нас следовать Ему, следовать Его примеру и уподобиться Ему. Об этих истинах я приношу личное свидетельство в Его священное имя, Самого Иисуса Христа, аминь.

К огда Бену Франклину исполнилось 20 лет, он был полон решимости стать добродетельным человеком. Он написал список из 12 добродетелей (бережливость, искренность, справедливость и т.д.), и разработал схему, как регулярно концентрироваться на одной добродетели в неделю, отслеживая при этом свой прогресс.

Он показал свой список ценностей служителю в церкви и тот обратил внимание, что Франклину не хватает смиренности - королевы всех добродетелей. Франклин добавил ее в список и общее количество добродетелей стало 13.

После многих месяцев работы над приобретением добродетелей, друг Франклина спросил, как у него со смирением. Франклин ответил: «Я не могу похвастаться большим успехом в постоянстве этой добродетели, но у меня неплохо получается проявлять ее».

Если ты упорно работаешь над проявлением смирения, на самом деле ты не обладаешь смирением.

Добродетели во многом похожи на одежду; ты не можешь ее надеть, если у тебя ее нет. Ты не просто обманываешь людей вокруг себя, разыгрывая такой маскарад - ты обманываешь самого себя.

Смирение намного проще проявить внешне, чем сделать его своим внутренним состоянием, и до тех пор, пока мы более сосредоточены на внешнем смирении, мы никогда не сможем пережить его трансформацию во внутреннее смирение нашего сердца.

Итак, что такое смирение?

В Писании есть много ссылок, где смирение показано, как что-то, что Бог почитает, но большинство мест Писания использует смирение, как антоним для гордости (что-то, что Бог презирает).

Классическая цитата К. Льюиса из книги «Просто христианство» будет полезной фразой для начала:

«Истинное смирение - не думать о себе хуже, а думать о себе меньше».

Простота смирения делает его таким сложным. Это же просто: думать о других, отстаивать их интересы и радоваться за других больше, чем за себя.

Вместо того чтобы сосредоточиться на других, мы склонны поощрять, радоваться и сосредотачиваться на себе с небольшой самоиронией, чтобы создать видимость, что мы действительно не воспринимаем себя так серьезно.

Вот четыре распространённых «скромности», которые далеко не являются проявлением смирения:

1. Смиренное хвастовство

Я работал с парнем, который сказал бы что-то вроде: «Моя жена всегда говорит мне, что люди думают, будто я странный и несносный, потому что я использую умные слова и научные термины, вместо того, чтобы говорить, как нормальный человек».

Позволь мне перевести его слова: «Люди думают, что я странный, ПОТОМУ ЧТО Я ДО НЕПРИЛИЧИЯ УМЁН!»

Скромное хвастовство - это восхитительная техника сказать что-то удивительное о себе, но залить это порцией лжекритики или иронии.

Только один человек никогда не сможет распознать скромное хвастовство, и это тот, кто его использует. Ведь он слишком занят тем, чтобы напичкать тебя своей удивительностью.

2. Использование слова «смирённый»

Когда я сделал мой первый вирусный пост в блоге, я вел себя немного как идиот. Это было такой большой неожиданностью, что я не знал, как говорить об этом так, чтобы это не казалось ужасным. И вместо того, чтобы просто сказать об этом, я размещал скриншоты, статистику и писал смешные подписи, типа, «Я в таком смирении, что так много людей читают мой блог сегодня».

Я не был смирённым в этом – это же была полная ерунда. Я был в восторге. И знаешь, что? Это нормально. Не нормально проявлять ложное чувство смирения, чтобы привлечь к себе внимание.

Теперь всякий раз, когда я слышу от людей, какие они смирённые, я воспринимаю это как полную чушь. (Более того, когда я слышу или читаю фразу «Я такой смирённый» , в моей голове ее озвучивает Шрам из мультфильма Король Лев голосом Джими Айрона). Не надо этого смирения, просто скажи мне о своих победах или достижениях, чтобы я мог порадоваться с тобой.

3. Не принимать комплименты

Новость дня: Смиренным людям можно принимать комплименты.

Забавно видеть, как человек часами делает укладку и выбирает наряд, а потом на комплимент о том, как он выглядит реагирует так: «Ой, перестань. Я выгляжу ужасно».

В человеческой неспособности принять комплимент (даже если он искренний) больше гордости, чем смирения.

Скромные люди имеют сильные стороны, положительные качества и хорошие наряды. Все нормально. Улыбнись, скажи спасибо и иди дальше.

4. Предоставлять славу Господу

Иногда, когда ты делаешь комплимент христианину о его хорошо выполненной работе, он может ответить приблизительно так: «О, это все Господь сделал через меня!» или «Вся слава Господу!».

Это такая христианская смесь: не принимать комплименты и свято скромно хвастаться. Это самый худший вид религиозности, потому что она пропускает мимо ушей комплименты и еще удваивается самоправедностью.

Подписывайтесь:

Признавая свои дары, ты прославляешь Господа. Смирение не дефилирует в обтягивающих джинсах ложной набожности.

Здорово находиться в окружении истинно скромных людей, потому что они - удивительные. Хочешь быть похожим на них? Для этого не нужно фокусировать свое внимание на том, как быть смиренным. Вместо этого, начни искать пути, как отмечать что-то в других людях и перестать искать способы продвижения своей собственной уникальности.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в пятницу, в день памяти Сергия Радонежского, призвал людей быть кроткими и смиренными сердцем, сообщает Интерфакс-Религия .

"Как этот христианский идеал далек от того, к чему призывает современный мир! Для многих современных людей кротость и смирение сердцем - это не добродетель, это проявление слабости", - сказал патриарх после Божественной литургии в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры.

Однако, как подчеркнул предстоятель, кротость и смирение сердца - это не слабость, а "великая сила, это осознание человеком того, что над ним - Бог, Который Сам кроток и смирен сердцем".
Кроме того, продолжил патриарх Кирилл, кротость есть осознание ценности других людей.

"Человек, поставляющий себя в центр бытия, не может быть кротким, а значит, он не принимает других людей, он считает их ниже себя, слабее себя. А ведь на этом мироощущении основываются все беды, которые сотрясают человеческое общество. Кротость есть признание того, что все люди - дети Божии, что у каждого свой талант, своя красота, свой духовный мир", - отметил он.

По словам патриарха, кроткий человек "не топчет мир своего ближнего ногами, но бережно относится к нему, а значит, вокруг кроткого всегда собираются люди".

"Когда кроткий человек созидает семью, он наполняет ее духовной силой, любовью, взаимным уважением. Кроткий, смиренный сердцем человек видит ценность других людей, и, даже находясь во власти, он помогает другим проявлять свои таланты - не боясь конкуренции, а предавая себя в руки Божии и уважая силу другого человека", - подчеркнул он.
Так и преподобный Сергий собрал вокруг себя всю Русь потому, что люди собираются вокруг кротких и смиренных сердцем, "рядом с ними они чувствуют себя спокойно и уверенно, у них возникают совсем иные чувства друг к другу и прорастает великая добродетель любви к ближнему".

"Как бы ни учили нас иному, каким бы притягательным ни делали образ язычника - гордого, надменного, самолюбивого, властного, богатого, способного любыми средствами прокладывать себе дорогу - устоим от соблазнов, сохраним в сердце своем Божественный идеал, памятуя о жизни и личности святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия", - призвал патриарх Кирилл.

Он также освятил знамя первого в России православного военно-патриотического клуба - учебного центра "Пересвет" при лавре, который был образован 15 лет назад и имеет статус негосударственного образовательного учреждения. Ежегодно здесь занимается около 100 подростков в возрасте от 6 до 18 лет. Инструкторами и преподавателями центра являются священники, монахи, кадровые офицеры.
Здесь изучают основы православия, историю, общевоинские уставы, строевую, огневую, топографическую, горную, медицинскую, инженерную, физическую подготовку, жизнеобеспечение в экстремальных ситуациях. Воспитанники посещают спортивные секции и различные кружки.

Наставления из проповедей архиепископа Серафима

Смирение является самым главным средством, при помощи коего мы можем совершить дело своего спасения.

Смирение не есть одна из добродетелей, а есть целое христианское миросозерцание, начало новозаветной христианской жизни и самая эта жизнь.

Вот почему преподобный в своих дивных творениях говорит, что смирение есть признак христианства, или, что то же, критерий, по которому можно определить христиане ли мы, или язычники; есть ли в нас благодать или нет ее; с Богом ли мы, или без Бога; счастливы ли мы или несчастны.

Без смирения все добродетели не имеют для нас никакого спасительного значения.

Да и как может быть иначе, когда сама благодать – главное средство нашего спасения, даруется нам от Бога только за смирение.

Смирение есть направление всей христианской жизни нашей, или ее основа. За смирение Господь дает нам благодать. А благодать дает нам силу неуклонно соблюдать Божественные заповеди. Исполнение же заповедей делает нас участниками Христовой радости и здесь, и в будущей жизни. Если в нас будет смирение, то все христианские добродетели будут присущи нам, ибо смирение есть их основа.

Ради смирения и кротости благодать сохранит нас от всех козней вражиих, превратит все скорби в радости, навеки соединит нас со Христом, и мы еще в земной нашей жизни будем испытывать несказанную небесную радость этого единения с Богом.

Пусть смирение будет для нас самою первою и основною добродетелью. Если оно будет у нас, то мы приобретем дивную кротость с ее высшею любовью к бедным. Ибо только за смирение Господь дает нам Свою благодать, которая одна только может дать нам силу любить своих оскорбителей.

Спасительно нам вспомнить, что апостол Павел, говоря в своем Первом послании к коринфянам о любви, как о высшем даре Св. Духа, не разумеет под нею благотворительность, и даже раздача всего нашего имущества бедным. И это понятно. Ведь и чревоугодники, и пияници, и блудницы, и гордецы, и тщеславные люди нередко предаются благотворительности. Благотворительность есть только подготовительная ступень к приобретению дара совершенной любви, но не самая эта любовь.

Что же под нею надо разуметь? Св. отцы учат, что под совершенною любовью надо разуметь кротость или кроткое перенесение обид со стороны наших ближних. Господь требует от нас всегда истинной любви к нашим врагам (), к нашим обидчикам. Господь хочет, чтобы мы от всего сердца прощали их.

Кротость прежде всего выражается в молчании наших уст во время оскорблений. А разве отвечать на оскорбление кротостью не есть великое чудо? Вот почему преп. в своих дивных творениях говорит, что кротость, или кроткий человек, есть чудо из чудес. Кротость есть наше совершенство. Больше всего мы должны стремиться к приобретению высшего дара Св. Духа – т.е. совершенной христианской любви и кротости.

Господь прежде всего требует от нас для соединения с Ним кротости, когда говорит: Приiдите ко Мне… и научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ: и обрящете покой душамъ вашымъ (). Сей покой есть ничто иное, как блаженство Небесного Царства Христова. Ясно, что без кротости мы никогда не приидем ко Христу, не соединимся с Ним и поэтому будем не блаженными, а самыми несчастными людьми.

Только кроткий находится под особенным покровительством Божиим. А это покровительство есть источник всех неизреченных к нам милостей Божиих, всякого нашего счастья и блаженства временного и вечного.

Отсюда понятно, почему св. отцы говорят: “Не ищи чудес, а ищи кроткого человека, который есть чудо из чудес.”

Поэтому, будем искать этой кротости, и прежде всего к ней стремиться. Для этого мы должны знать что такое кротость? Кротость есть младенческое незлобие, и не только младенческое, но и ангельское, и не только ангельское, но и Божественное. Самым отличительным и существенным свойством святых была именно кротость.

Эту кротость имел преп. . Когда в Саровском лесу напали на него три разбойника, то он бросил на землю бывший в его руках топор, скрестил руки на груди, и кротко сказал им: “Делайте со мною что вам угодно”. Разбойники почти до смерти избили святого старца его-же собственным топором. А когда этих разбойников изобличили в преступлении и предали суду, то св. Серафим ходатайствовал перед властями об освобождении их от наказания. Этого мало. Разбойников по ходатайству преп. Серафима освободили из тюрьмы. Они пришли к угоднику Божиему просить у него прощения, и он от всего сердца, как родной отец, простил их.

Эту кротость имел святитель . Когда один гордый и злобный помещик ударил его по лицу, то святитель Тихон упал к ногам помещика и просил у него прощения.

Во всей полноте и совершенстве имел эту дивную кротость Спаситель наш. Когда Его били по голове и терновому венцу тростью, когда плевали Ему в лицо, Господь не отклонял головы Своей, Он кротко и молча смотрел на Своих мучителей. Когда же начали распинать Господа, Он молился за Своих палачей.

Вот к какой благодати, к какому высшему и дивному ея проявлению в нас, мы должны стремиться всем сердцем своим. Если мы достигнем сей кротости, мы достигнем блаженства Небесного Христова Царства.

Церковное предание повествует, что св. патриарх Иоанн Александрийский Милостивый и св. , архиепископ Фесалонийский, особенную любовь свою оказывали тем, которые их оскорбляли. К ним надо причислить и великого Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Он считал своих обидчиков великими своими благодетелями. Советовал о. Амвросий так относиться к людями другим, говоря, что оскорбляющие нас своими оскорблениями как щеткой очищают нашу душу от всех ее нечистот.

Долгие годы о. смиренно переносил страшные хуления и клеветы на него от своего помощника, протоиерея и ключаря Андреевского Собора. Он мог бы попросить Св. Синод, в котором был в то время к тому же членом, перевести от него на другое место о. ключаря. Но о. Иоанн на него никому не жаловался и молчал. Когда о. Иоанн смертельно заболел, то в своем тяжком недуге он метался и все просил, то посадить его в кресло, то положить на постель. О. ключарь пришел в чувство раскаяния. Совесть сильно заговорила в нем. Он пошел попросить прощения у о. Иоанна и проститься с ним. О. Иоанн в тот момент сидел в кресле и был в полузабытии. Когда ему сказали что пришел о. ключарь, то о. Иоанн собрал последние в себе силы, встал, подошел к о. ключарю, поклонился ему и поцеловал ему руку. Это великое смирение так подействовало на о. ключаря, что он залился слезами и бросился в ноги о. Иоанну. С этого времени он стал проповедывать, что о. Иоанн величайший угодник Божий и что таких праведников не было в Православной Церкви с самых первых веков христианства.

На святых во всей полноте осуществились слова Господа: На кого воззрю? Токмо на кроткого и молчаливого и трепещущаго словес Моих (). Для чего Господь говоря здесь о кротости, говорит и о молчании? Для того, чтобы показать, что в молчании должна выражаться наша кротость.

Но можно устами молчать, а в сердце иметь страшную злобу и ненависть против обижающих нас. Ему угодно, чтобы во время молчания молчало и сердце наше.

Поэтому пусть молчание Христа на суде будет для нас в данном случае постоянным примером и слова в сем Евангелии: Иисусъ же молчаше () да будут главным и основным руководством в нашей духовной жизни.

Будем всегда помнить о увещании преп. одному иноку в словах: “Молчи, молчи, безпрестанно молчи.” Разумеется и устами, и сердцем во время оскорблений для достижения кротости или совершенной любви.

Могут сказать: как приобрести эту кротость, эту совершенную любовь, когда мы так слабы, так немощны и своими силами ничего доброго сделать не можем? Да, мы немощны и слабы, но всесильна в нас благодать Св. Духа, которая и невозможное делает возможным и достижимым.

Поэтому Господь не от некоторых, а от всех людей без исключения требует нашего уподобления Самому Богу по совершенству, когда говорит: Будите убо вы совершени, якоже Отецъ вашъ Небесный совершенъ есть (Мат. 5:48). И Будите убо милосерди, якоже и Отецъ вашъ Небесный милосердъ есть .

Будем стремиться к приобретению кротости или совершенной любви, этой вершины всех христианских добродетелей.

Но вершины горы нельзя достигнуть не пройдя всей горы. Поэтому будем стремиться к стяжанию всех добродетелей и прежде всего к приобретению их основы – христианского смирения.

Иметь смирение в смысле сознания своей греховности не трудно. Легко нам смиряться и перед Богом, сознавая все свои немощи и все свое ничтожество. Но очень трудно нам смиряться пред нашими ближними. Этому препятствует сознание нашего будто превосходства перед ними, ибо мы считаем себя лучше других даже в том случае, когда имеем очень большие недостатки. Эти недостатки мы всегда оправдываем, всегда себя обеляем. Зато редко, когда мы извиняем недостатки своих ближних. Почти всегда мы их обвиняем и осуждаем даже за такие грехи, которые в их жизни не существуют и которые существуют только в нашем греховном, гордом воображении.

Будем смиряться перед своими ближними до рабского угождения им не из-за страха, а по любви к ним, как заповедал нам Господь на Тайной Своей вечери (). А для этого не будем считать себя выше и лучше других по своему нравственному состоянию. Будем обращать внимание своего сердца и ума только на свои собственные грехи, а не на грехи своих ближних.

Ибо любовь выражается в том, чтобы мы взаимно и снисходительно участвовали в несении тягостей, т.е. недостатков наших ближних.

Говорит: “Ничто не делает нас так высокими в очах Божиих, как наше снисходительное отношение к недостаткам наших ближних.”

К сожалению в наших взаимных отношениях наблюдается совершенно обратное явление: не любовь друг к другу, а жестокость; не снисходительное, а осудительное отношение к недостаткам ближних. Это осуждение является самою излюбленною темою наших бесед, при чем нередко сопровождается клеветою и чувством злорадства.

Как бы следовало нам всегда помнить великого пастыря земли русской, о. . Однажды при нем кто-то очень поносил известного о. Иоанну человека: “Правда ли, что все это было?” – спросил великий пастырь своего собеседника. – “Правда”, ответил тот. – “В таком случае, сказал о. Иоанн, не будем говорить о грехах своих ближних. У нас своих грехов довольно. И если сравнить наши грехи с грехами тех, которых мы осуждаем, то может быть греховность наша собственная превзойдет их греховность.”

Так же чутко и бережно относился к душе своего ближнего и великий старец Оптиной пустыни иеросхимонах Амвросий. В бытность мою в Оптиной пустыни в 1910 году одна из самых преданных и любимых учениц сего великого старца, монахиня Мария, мне говорила, что из всех угодников Божиих самыми великими являются по преимуществу три: Николай угодник, св. Серафим Саровский и о. . На мой вопрос, почему к самым великим святым причисляет только поименованных ею, монахиня ответила: “Потому, что они отличались самою великою любовью к ближним, которая проявлялась в их снисходительном отношении к недостаткам людей.”

Такою снисходительностью отличался и друг святого Серафима Саровского Антоний, архиепископ Воронежский, По долгу своего архипастырского служения, ему приходилось обличать пороки ближних своих, к нему приходящих. Но он так обличал, что обличаемый сразу не чувствовал этого обличения и думал, что дело касается совсем не его, а каких-то других лиц. И только после, слово праведного и прозорливого святителя, как растворенное благодатной солью являло свою божественную силу, и обличаемый архиепископом Антонием убеждался, что хотя свою обличительную речь Владыка начинал издалека, но она касалась лично его недостатков. Часто свое назидательное наставление святитель сопровождал извинением: “Может быть – говорил он обличаемому, – я Вас огорчил, обидел своими словами, поэтому прошу Вас, ради Христа, простить меня.”

Но в особенности таким снисходительным отношением к недостаткам ближних отличался преп. Серафим Саровский. Какую великую любовь проявлял он к людям, явствует из его обращения к приходившим к нему, как к дерзновенному молитвеннику и утешителю в скорбях. Он грешным людям кланялся до земли, нередко целовал даже руки у мирян и называл их своею радостью.

Даже к явно порочным людям преп. Серафим относился с изумительною по снисхождению любовью, и других увещевал так относиться к людям.

Преп. Серафим в своей любви к ближним был подобен Самому Спасителю, Который не осудил падшей женщины, взятой фарисеями в прелюбодеянии и приведенной к Нему на суд.

Да поможет нам Господь иметь эту великую любовь к ближним, это снисхождение к их недостаткам. Как свидетельствует св. ап. Павел, при достижении сей любви мы будем исполнять весь закон Христов, все Его спасительные заповеди.

Тогда крещенская благодать Св. Духа воссияет на нас своим божественным светом. Тогда исполнятся над нами слова чудной церковной песни: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (срв. ) и крещенская благодать крещения будет для нас одеждою Христовою.

Эта одежда Христова, или благодатный божественный свет, покроет нас от всех нападений демонов, когда наши души, после смерти, будут проходить воздушные мытарства.

Эта одежда Христова, сия крещенская благодать, раскрытая нами исполнением заповедей и скорбями, покроет нас на Страшном суде Христовом. Как брачная одежда, сия благодать введет нас в Небесный чертог нашего Спасителя и будет источником вечной непрестанной радости в Небесном Царстве Господа нашего Иисуса Христа.
Аминь.

В святоотеческой литературе много говорится о смирении и кротости. Но, к сожалению, мало кто из мирян понимает, что это такое. И одна из причин данного непонимания состоит в том, что смирение (как и кротость) есть опытное (а не теоретическое) сверхъестественное внутреннее устроение человека, которое, в принципе, невозможно передать словами. К примеру, в Евангелии Христос учит как власть имеющий и, вместе с тем, Он обладает наивысшим смирением… В общем, такое ангельское свойство души нужно вымаливать.

Посему проще и правильнее сказать: смирение – дар Божий, стяжаемый через великие труды подвижничества. А значит его невозможно достичь только своими собственными усилиями. Смирение – это полная отдача себя в руки Божии, т.е. внутренняя нищета духа, согласно первой из заповедей блаженства. Каковы же основные признаки сей добродетели? Во-первых, смирение – это усмирение себя в своем сердце, а не игра в самоуничижение. «Истинное смирение рождается от видения Божией святости, мы же часто пытаемся заставить себя почувствовать смирение, искусственно умаляя себя… Таким образом, смирение вовсе не заключается в постоянном усилии принизить себя и отвергнуть человеческое достоинство, которым Бог наделил нас, которого он требует от нас, потому что мы Ему дети, а не рабы» (митр. Антоний Сурожский). Во-вторых, смирение – венец мужества. Нельзя свою трусость оправдывать смирением. Как говорил митрополит Антоний Сурожский, «смирение – одна из самых мужественных евангельских добродетелей, мы же умудрились превратить его в жалкое свойство раба».

Перейдем теперь к рассмотрению кротости. Это, по сути божественное, качество заключается в том, чтобы никого не раздражать и самому не раздражаться. (Или, как писал свт. Николай Сербский: «…никого не обижать и терпеливо сносить обиды»). Иначе говоря, если у человека нет кротости, то в душе у него всегда присутствуют беспокойство, раздражительность и недовольство, то есть на личность воздвигается бесовская брань через помыслы. Ведь без смирения и кротости к верующему не может приблизиться благодать, потому что Бог – Кроткий и Смиренный!
Как прекрасно сказал преп. Иоанн Лествичник: «Кротость есть неизменное устроение ума, который и в чести и в бесчестии пребывает одинаковым… Кротость есть скала, возвышающаяся над морем раздражительности, о которую разбиваются все волны, к ней приражающиеся. А сама она не колеблется». В этом смысле понятие «кротость» в какой-то степени раскрывает изречение Апостола: «Великое приобретение - быть благочестивым и довольным» (1 Тим. 6).
Однако нельзя забывать: цель приобретения смирения и кротости – достижение евангельской любви, посредством стяжания благодати Божией. Ибо именно эти добродетели дают возможность ничем невозмутимой, непоколебимой, как скала, душе стать вместилищем Духа Святого. А в этом, по словам преп. Серафима Саровского, и заключается смысл христианской жизни.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: