Кто такой макошь. Ведические сказки: Мать — cыра Земля или Макошь? Великая Богиня матерь Макошь славянская

5-11 мая славяне празднуют Стречу Даждьбога, в череде этих праздников 9 мая - день Мать - сыра Земли. Суть его – в чествовании Земли, которая, по поверьям, была сотворена Родом именно в этот день. И это прекрасный праздник! Но почему сегодня меня пригласили на чествование Богини Макошь?! Не могу молчать! Нельзя путать: славянская Макошь это не Мать - сыра Земля! Это разные ипостаси Великого Женского Начала! Совершенно разные! Сейчас докажу!

Великая Богиня Мать - сыра Земля. Основа мироздания

Живая, мыслящая, первозданная, источник жизни, первичная стихия мироздания – это она! «Гой еси земля матерая, сырая! Всех еси нас породила, матерь нам родная». Щедрая Мать Урожаев, Покровительница женского плодородия, Великая повитуха Беременных, Хозяйка Природы, Подательница Богатства и Изобилия, Сама Мидгард - Земля! Все рождается и проживает на Земле, кормится от нее же!

Мать русского народа

Всю жизнь Мать - сыра Земля растит-питает на благо народное хлеб насущный, унимает полунощные ветры с тучами, сдерживает «морозы со метелями», силу нечистую поглощает. Остается она всегда матерью для живущего ею на и на ней народа. Как траве-мураве не расти без земли, так и славянскому народу не прожить без земли - кормилицы. Как без пахаря - хозяина и добрая земля-горькая сирота, так и он без земли - что без живой души в своем богатырском теле!

Святыня мать - сыра земля

Мать - сыру Землю славяне неустанно благодарили каждый месяц, особенно в день рождения, 9 мая, пели в честь нее песни, вышивали ее изображение виде лосих – Роженец, в виде фигурки с «рогами», или просто женской фигурки в окружении оленей и уточек, почитали и благодарили, в обмен на материнскую любовь Земли – Матушки.

Священная, требующая соблюдать правила поведения с ней и наказывающая за нарушение предписанных запретов. Нельзя тревожить Мать - cыру Землю в этот день – копать, разбивать комья, вбивать в нее колья. Неминуема кара на этот запрет – засуха, неурожай, голод и смерть!


«Северная сказка» - Мать - сыра Земля славянская

Вот такая она, Великая Богиня Мать - сыра Земля!

Попробуйте теперь плюнуть на Землю-Матушку!

Великая Богиня матерь Макошь славянская

Макошь, Макешь, Мокошь, Мокуша, Макешь, Макуша, Мокуша, Макуша, Де Метра,Ма-Дивия, Ма-Кошь,Де Метра, Ма-Кошь, Богиня магии и волшебства, колдовства,Богиня Судьбы, Хозяйка Перехода из этого мира в мир Иной, Богиня магии и волшебства, колдовства, Держательница Покутных Нитей, Обладающая тайной Прави и тайной Коло Сварога, Пряха судеб, Матерь Макошь славянская – это все о ней. Славяне всегда считали, что именно .


«Северная сказка» - Богиня Макошь

Славянская Макошь, Богиня, обращаясь к которой, проводят все гадания на желания.

Первая Богиня, культ которой держался даже тогда, перестали возводить капище Велесу, когда забыли самого Рода, когда низвергли кумир Перуна, и он поплыл по Великой реке, перестали возводить капище Велесу, и уже не обращались к Переплуту с просьбой помочь вернуться домой, на берег, когда уже просто Солнце катилось по небосводу, а не Хорс на своих горячих конях.

Изменилось все, но культ Матери Богини Макошь держался! Во времена христианства она пряталась под именем Параскевы Пятницы, и все тайные крещенские гадания, которые так не любит РПЦ, проходят под невидимым благословением Макошь, Небесной Матери, обладающей тайной Прави и тайной Коло Сварога. Знаете об этом?

Изменяющая Судьбы Макошь Богиня славянская

Удивительной особенностью мировоззрения наших предков - славян было отсутствие фатализма – наши пращуры считали, что человек .

Считали, что в основе жизни – божественная нить Макоши, из которой день за днём человек сплетает именно своё кружево. Что, в конечном счёте, получится, зависит только от самого человека. День за днём, сутки за сутками мы сами плетём кружево нашей жизни. В старославянском языке мера времени «сутки» звучало как «соткать», что отражало отношение к жизни как к ткачеству. Жить – это значит ткать кружево своей жизни… Именно к Макошь обращались наши предки, сплетая наузы, изменяя течение своей жизни.

Помогающая людям макошь богиня

Вот другая северная сказка из книги «Боги и Люди», где боги древних славян живут, попадают в разные истории, ведут себя почти как люди:

- Батюшки – светы! Да где ж это я? - всполошился Горюня.

Сидит он на скамье в богатых хоромах, все стены рукодельями увешаны, маками расшиты, узорами разными. На лавке кошка сидит, на Горюню кошачьими зелеными глазищами уставилась, только что не говорит вслух:

Тебя кто сюда звал, парень?

Засмущался Горюня, совсем сник. Но все же глазами туда – сюда зыркает. Сморгнул, а прямо перед ним сидит уже не кошка, а женщина статная, красивая. Глаза же – зеленущие и смотрят, насквозь все видят. Женщина пряжу прядет, веретено крутится, что глазом не уследить, кругом клубки разноцветные, а две женщины, вроде как прислужницы, эти нити сматывают, какой клубок большой, яркий, а какой маленький, темный. За один миг Горюня все это обсмотрел и сразу понял, что перед ним великая Богиня Судьбы Макошь, которая знает все Прошлое, правит Настоящим и властна над Будущим. Его со скамьи, как ветром, снесло! Упал в ноги богине и молит о снисхожденье. Понимает, рассказывать ей про свое житье – бытье незачем, она и так все знает.

Поднимись, сядь и слушай,- голос у Макошь строгий, но не гневливый.
- Своей недоли ты нахлебался вволю, но ты не опустился, не разуверился, не предал мечту о счастье, и не махнул на все рукой – мол, Кривая вывезет, поэтому я помогу тебе. Сделать же все ты должен сам, должен, ступив на этот путь, пройти его до конца. Но не отвергай помощь друзей и сам не замыкайся в своей недоле…

Вот такая она, Великая Богиня Макошь!
Так что к ней обращаются, если требуется исполнение желаний,
И именно к ней обращают гадание на желание!
Попробуйте теперь сказать, что Судьбы не существует!

Две Богини

Познакомьтесь:

5-11 мая славяне празднуют Стречу Даждьбога, в череде этих праздников 9 мая - день Мать сыра-Земли. Суть его в чествовании Земли, которая, по поверьям, была сотворена Родом именно в этот день.">

Cлaвянcкaя бoгиня Мaкoшь относится к самым почитаемым женским божествам наших предков. Она изначально изображалась как взрослая женщина, вошедшая в полную жизненную силу. Как покровительница ремесла бoгиня Мaкoшь предположительно благоволила к ткачеству. Однако работы русского исследователя-историка А. С. Никитина доказывают, что ей приписывались более широкие полномочия.

  • Загадочный образ Макоши

    Cлaвянcкaя бoгиня Мaкoшь и ее место в пантеоне окутано загадочным ореолом. Культ женского божества изучали историки этнографы А. С. Никитин, Д. С. Лихачев, Б. А. Рыбаков и М. Н. Тихомиров. Собранные ими данные доказывают, что бoгиня Мaкoшь относится к древним этническим культам от 5-8 века до н.э. Однако, нельзя точно сказать где и когда впервые сформировалось имя богини. Кто был первым носителем ее мудрости, так же трудно установить. Достоверность существования Макоши в пантеоне славян подтверждают народный фольклор и множественные археологические находки.

    Чем ведала богиня

    Достоверно нельзя сказать, какую роль отводили наши предки богине. В летописных источниках не оговаривается, как появилась бoгиня Мaкoшь. Ее образ неразрывно связан с Матерью - Сырой Землей.

    Б. А. Рыбаков по собранным свидетельствам составил примерный список входящих в область влияния богини аспектов. Согласно обобщенным сведеньям она покровительствовала повитухам. Ей поклонялись женщины вошедшие в брак, родившие детей. Пожилые женщины вовремя работы с пряжей пели песни с именем богини. Этот обряд до сих пор пользуется популярностью в Рязанской и Брянской областях.

    Макошь в народном фольклоре

    Активно упоминается в народном фольклоре бoгиня Мaкoшь как заступница семьи, покровительница травничества и знахарства. Днем поклонения богине считалась пятница. Если женщина желала найти скорого замужества, она обязательно проводила бытовые обряды с целью обратить внимание Мокоши на свою просьбу.

    В число подобных ритуалов входило:

    • посыпание маком порога;
    • оставленное за порогом блюдце с молоком;
    • подвязывание четырех столбов изгороди венком из ивы, репейника и крапивы;
    • обмывание теплой водой самой плодовитой коровы.

    В устно-песенном фольклоре эти действия нашли отражения в поговорках и заговорах:

    • В пятницу уберусь ― замуж соберусь.
    • Пятничная опара, к понедельнику свадебная запара.
    • Теплою водою телочку омою. Как полно вымя молоком, так и счастьем полон дом.
    • Двор вымятаюць чыста, сватоў зазываюць да пятніцы. (белорусская поговорка)

    По поверьям cлaвянcкaя бoгиня Мaкoшь несла в себе магию земли, что способствовало ворожбе и различным ритуальным действиям в ее честь. Основным символом в подобных действиях была свеча. Воск для ее изготовления собирался в маю. При этом свечу изгтовляла сама просительница или ведунья.

    Вышивка

    Из собранных этнографами данных становится ясно, что бoгиня Мaкoшь покровительствовала декоративным ремеслам и прядению. В вышивке ей посвящается сразу несколько символов:

    • берегиня с поднятыми руками и возложенными на поясницу;
    • перекрещенный ромб с точками в каждом поле;
    • цветущее дерево;
    • бегущий конь;
    • берегиня с двумя голубями;
    • павычи (павлины);
    • птицы;
    • круг с вписанным крестом или ромбом.

    Благодаря своему графическому отражению cлaвянcкaя бoгиня Мaкoшь закрепилась в народном творчестве. Ее образ не смогло вытеснить христианизация. Упоминания о женщинах приносящих требы Макоши встречаются в церковных книгах вплоть до конца 18 века.

    Резьба по дереву символика Макоши

    Нередко бoгиня Мaкoшь вырезалась как изображение на различных предметах домашнего быта. Ее изображениями украшались прялки, деревянные блюда. Совмещенный в символике богине солнечный и земной символ украшал ставни, наличники и изразцы.

    Резные изделия с изображающими Макошь символами присутствовали на ряду с Велесом в утвари для домашнего скота. Изображенный репейник часто покрывал долбленые ковши для молока, меда. Поскольку это растение наряду с ивой и крапивой входило в число любимых растений богини, его наносили на эти предметы.

    Песенное творчество

    Славилась cлaвянcкaя бoгиня Мaкoшь любовью к народным гуляньям. Ведь вовремя праздников плодородия пары сходились в брачном союзе. Целый ряд песен и приговок взывали к милости богини.

    Откликалась бoгиня Мaкoшь на искренние просьбы замужества, рождения ребенка или плодородия полю. Широко распространены были словоформы:

    Макошь матушка, покрой подолом. Приведи милого в мой дом. Поведи нас, аки лебедей по пруду. Чтобы жизнь была словно чаша в меду.

    Ты Макошь, Макошь! Пригож твой взор, мил лик. Поле широкое покрой цветом синим к лету, а алым к осени.

    Дай-дай, гуси-лебеди над крыльцом кружиться. Дай-дай, белым пухом стелют двор. Как по тому двору пойду к милому в руки, да через них в мужний дом.

    Макошь заступница постели землю рожью, двор белым пером.

    Чем чествовали богиню?

    В народном обрядовом цикле бoгиня Мaкoшь относится к божествам плодородия и домашнего быта. Исследования жертвенных камней Брянского и Ижевского капищ показало, что ей несли в дар:

    • семена масленичных культур;
    • молочные продукты;
    • хлеб, пшеничное зерно;
    • ягоды.

    Химический анализ найденных жертвенных сосудов показал, что на стенках имеются остатки перетертых в кашицу растительных элементов. Подробный разбор подтвердил наличие ядовитых грибов и лекарственных растений. Эти находки подтверждают причастность богини к знахарскому делу.

    Как предположительно выглядело поклонение богине?

    Слaвянcкaя бoгиня Мaкoшь была женским кумиром, которому отправлялись требы замужними и пожилыми женщинами. Принести дань богине мог любой желающий, таким образом заручаясь ее поддержкой. Но сами обряды чествования и прославления выполнялись исключительно женской частью общины.

    Мудрая бoгиня Мaкoшь восхвалялась песенными ритуальными стихами. Перед ее изваянием произносились определенные слова, возлагались собранные полевые травы и дары собранного урожая. В отличии от Лады празднества и отправления не имели танцевальных элементов. Присутствовали так называемые «затяжные хоры». Действие выглядело как перепевки на несколько голосов, каждый из которых выводит одну и ту же строчку.

    Макошь: от древних славян к современности

    Даже после христианизации cлaвянcкaя бoгиня Мaкoшь не покинула помыслов славян. Она нашла отображение в Параскеве Пятнице. Перевод с греческого имени «Параскева» как раз означает «пятница». Отсылку к древней богине в имени христианской святой дают ее другие прозвища:

    • Льняница;
    • Прядильница, Пряха;
    • бабья святая;
    • мать святой Недели.

    Описываемые праздники в день святой неразрывно связаны с водоемами, возложением трав на алтари и всяческим прославлением брака. Пятничное празднование для славянских народностей было важнее воскресного. Что вызывало напряженное отношение к самому процессу восхваления Параскевы со стороны священнослужителей. Однако избавиться от традиционного восприятия торжества они так и не смогли.

«Велес» Славянский интернет-магазин © Лѣта 7518 от С.М.З.Х. - продажа славянской одежды, аксессуаров, оберегов, оружия, кумиров, книг, картин, изделий из кожи...
Весь ассортимент

Выберите удобный язык

Читайте и смотрите нас

В далёкие дохристианские времена в Киеве на языческом капище, устроенном будущим крестителем Руси князем Владимиром, среди прочих идолов выделялась единственная женская фигура. Это была загадочная богиня Макошь. Могущество её, по мнению древних славян, было велико и не ограничивалось лишь приписываемым ей покровительством прядению и ткачеству. Знали наши предки, что повелевает она и судьбами людскими.

Богиня Луны, колдовства и рукоделия

Кто же эта богиня Макошь, фото идола которой представлено в начале статьи, и что скрывается под её именем? Многие христианские авторы в дошедших до нас трудах, предостерегая от поклонения языческим богам, непременно упоминают и её имя. Любопытно, что в одном из таких трудов ― «Слове об идолах», датируемом XV веком, Макошь уподобляют Гекате ― древнегреческой богине Луны и колдовства. Если такое сравнение справедливо, то понятно, почему наши предки старались с ней не ссориться.

По утверждению исследователей, Макошь ― славянская богиня, имя которой происходит от греческого слова «mokos» ― прядение. И это не случайно, ведь она считалась богиней-покровительницей чисто женских ремёсел. В те времена всё необходимое для жизни производилось в своём домашнем хозяйстве, и каждая славянка, даже если она жила в тереме княжеском, с детства училась прясть и ткать. Это явилось причиной того, что богиня Макошь стала одним из самых почитаемых божеств в обширном языческом пантеоне.

Мать судьбы и богиня плодородия

Справедливости ради нужно заметить, что есть и ещё одна версия, объясняющая значение её имени. Согласно этой версии, в основе имени лежит глагол «мокнуть». Такое объяснение позволяет предположить, что когда-то её власть простиралась на такие жизненно важные области, как дождь и урожай. Отсюда и дошедшее до нас определение ― богиня земли Макошь. Оно встречается довольно редко, так как предпочтение отдаётся всё же первому толкованию.

Чтобы до конца разобраться с именем богини, вспомним, что его можно рассматривать как сочетание двух корней ― «ма» ― мать, и «кош» ― жребий, судьба. Отсюда следует ― «мать судьбы», то есть та, от которой зависит жребий, предназначенный человеку в жизни. Но следует учесть и то, что словом «кош» у славян обозначалась корзина для зерна, амбар и телега для снопов, иначе говоря, понятия, связанные с урожаем. Вот и ещё одно толкование ― «мать урожая», богиня земли и плодородия.

День почитания Макоши

Согласно установившейся в те времена традиции, каждая пятница считалась днём её особого поклонения. В связи с этим возникли многие обычаи, сведения о которых дошли до нас главным образом из литературных памятников. Так, например, прясть и ткать по пятницам запрещалось, так как это считалось оскорблением богини. В тех же памятниках встречаются чисто фольклорные описания Макоши с руками, исколотыми иглами и израненными веретёнами, от того, что женщины её не чтут и работают в этот день.

Вершительница судеб

В народных сказаниях богиня Макошь обычно изображалась в виде длиннорукой женщины, которая являлась по ночам в дом, садилась за веретено и начинала прясть. Вот тут-то и начиналось самое таинственное. Дело в том, что в древней мифологии прядению приписывается особый сакральный смысл. Нить, рождающаяся от вращения веретена, ассоциируется с нитью судьбы, а сам процесс ― с непрерывностью жизни. Это и стало причиной того, что богиня, занятая вполне невинным делом, считалась тайной вершительницей судеб.

Как и всякому божеству, ей положено было приносить жертвы. В связи с этим существовал особый обряд ― «мокриды». Он заключался в том, что в установленный день - пятницу - женщины бросали в колодцы пряжу и кудель. Многие исследователи склонны считать, что богиня Макошь у славян занимала одну из главенствующих позиций в их пантеоне. Есть даже гипотезы, что она считалась женой громовержца Перуна.

Богиня ― символ женского начала

Следует также заметить, что если культ Перуна носил «дружинный» характер, то есть был распространён, главным образом среди служивого люда, то его «подруге» поклонялось всё население дохристианской Руси. Бытует мнение, что Макошь ― богиня-символ женского начала в жизни. В основе его лежат многие аргументы, в том числе и её сакральная связь с нечётным днём недели ― пятницей.

Языческая богиня и христианская святая

Когда на смену язычеству пришло христианство, то святая Параскева-Пятница, как это ни странно, унаследовала многие черты языческой богини. Именно ей передала свои функции Макошь. Славянская богиня и христианская великомученица слились в народном сознании. Одной из причин этому послужило имя Параскевы, означающее в переводе "пятница", то есть привычный для наших предков день почитания Макоши. Определённую роль сыграло и то, что в этот день многие народы Европы совершали поклонение именно женским божествам. В результате пятница стала как бы еженедельным женским днём, связавшим языческую богиню с христианской святой.

Кроме того, о связи святой Параскевы-Пятницы с её языческой предшественницей говорит и то, что образ христианской подвижницы часто бывает представлен в виде скульптурных изображений, в целом не принятых в православии, но употреблявшихся у язычников. Для этой святой не только делается исключение, но и существует традиция устанавливать эти скульптуры, а также посвящённые ей часовни и церкви вблизи рек и водоёмов. Это наводит на мысль о находившихся также вблизи водоёмов местах поклонения идолам Макоши ― богини, у которой просили дождей и урожая.

Хорошо известно, что на ранних этапах христианская церковь вела борьбу с подобными тенденциями, но со временем, понимая всю её бесперспективность, смирилась и постаралась лишь придать поклонению Параскевы соответствующие формы. Любопытно, что в народе её до сих пор часто называют так же, как именовали когда-то Макошь ― «бабьей заступницей» или, что более соответствует времени ― «бабьей святой».

Символы богини Макошь

Богиня Макошь, как было сказано выше, часто уподоблялась богине Луны, и связывалась со всем, что имеет отношение к ночи. По этой причине её камнем принято считать лунный камень и горный хрусталь, а металлом - серебро. Считалось, что среди животных особым покровительством богини пользовались кошки. Этому существует два объяснения. Во-первых, кошка ведёт активную ночную жизнь, а потому наверняка знается со всякими духами ночной стихии. Так это или нет ― не знаем. Сами кошки об этом помалкивают. Во-вторых, обращает на себя внимание простое созвучие: кош-ка ― ма-кош.

Среди символов, олицетворяющих богиню, чаще всего встречаются предметы, связанные с рукоделием, такие как клубки ниток, пряжа или просто веретено. У современных почитателей языческих богов её кумир принято делать в виде женской фигуры с рогами на голове и рогом изобилия в руках. Для его изготовления, как правило, используются древесные породы, носящие названия женского рода, например: сосна, липа или берёза.

Макошь — славянская богиня вселенской судьбы

Макошь (Макошь, Мокоша, Мокуша) — славянская богиня. Занимает одно из самых важных и значимых мест в языческом пантеоне славян. Стоит сказать, что идол Макоши находился в числе других на киевском капище, которое поставил, а потом разрушил, князь Владимир. То, что Макошь была удостоена такой чести, как идол на главном княжеском капище, говорит о её необычайной значимости в верованиях и представлениях наших предков. Среди других идолов Макошь являлась единственным женским божеством.

Макошь — богиня земли и дождя, урожая, прядения, ткачества, покровительница ремёсел, покровительница женщин, богиня судьбы. Само имя «Мокошь» или «Макошь» связывают с несколькими версиями происхождения. Одной из версий, которую выдвинул М. Фасмер, Мокошь происходит от слова «мокнуть», и в древности эта богиня напрямую была связана с дождём и урожаем.
В качестве жертв Мокоши приносили пряжу, кудель, нитки, которые сбрасывали в колодец. Этот обряд носит название — мокриды. Удивительно, но в одном обряде подчёркиваются сразу две ипостаси этой богини — покровительницы рукодельниц и богини дождя и урожая.

Макошь была, без сомнения, одной из центральных фигур языческих верований древних славян. Особой популярностью культ Макоши почитается у женщин, непосредственной покровительницей которых и является богиня.
Макошь часто сравнивают с таким богинями, как Геката (древнегреческая богиня луны, ночных видений и чародейств), Фрейя (скандинавская богиня любви и красоты), Афродита (древнегреческая богиня красоты и любви). Макошь существовала не только на территории древней Руси, но и в других странах. Например, у чехов Макошь — богиня дождя и сырости, к которой прибегали с молитвами и жертвоприношениями во время засухи.


Макошь связана с культом воды и дождя, она считается тесно связанной с почитанием земли и покровительствует плодородию. Она часто изображается в виде женского образа с рогами и относится и к лунному культу. Как известно, на Руси Луна всегда считалась «звездой» женщин и покровительствовала женщинам. Таким образом, Макошь — богиня луны, богиня дождя и земли, покровительница женщин, покровительница рукоделий, домоводства и старшая из прях — богиня судьбы. Также есть мнение, что не только Луна является олицетворением Макоши, но и планета Венера. Венера всегда считалась покровительствующей женщинам, и поэтому некоторые исследователи сближают Денницу, Зорю (богиня Венеры) и Макошь.
Так как Макошь связана с луной, камнем-оберегом этой богини считается лунный камень, горный хрусталь. Металлом Макоши является серебро. Животным — кошка. При этом, кошка может быть животным богини по двум причинам. Издревле кошку считали ночным животным, которая гуляет под луной и тесно связана с ночной стихией, ночными духами и ночными Богами. Также кошку считают зверем Макоши по созвучию: Кош-ка — Ма-кош. Символом может быть пряжа, веретено, клубок шерсти и другие предметы рукоделия. Кумир часто выглядел, как женский образ с рогами и рогом (изобилия) в руках.

Кумир или идол предпочтительно делать из женских пород дерева, например, из осины. Ещё одним символом Макоши является паук и паучья сеть. Паук, как и Макошь, прядёт нить (судьбы). Отсюда идёт поверие, что если в лесу вдруг попадешься в паучью сеть, то это добрый знак, то есть Макошь благоволит такому человеку и подаёт знак, что его нить будет ровная и счастливая. Также её символом может служить наиболее известный и распространенный оберег-амулет — Лунница, который в древности был женским украшением и амулетом, и выглядел как полумесяц с различными вставками и изображениями, как то: косые линии дождя, звёзды и так далее.

За много поколений до того люди избрали себе царя и добавили к его имени приставку Ра. Он стал верховным жрецом и императором по имени Ра-Му. Сама империя называлась Империей Солнца.
На «Му» было семь главных городов - центров религии, науки и образования. Города были украшены огромными храмами из резного камня, не имеющими крыш - прозрачные Храмы. Крыша отсутствовала, чтобы лучи Ра (бог Солнца) могли беспрепятственно проникать в Храм и озарять головы молящихся.
Символ Солнца был первым воспринят и понят лемурийцами. В Храмах прославлялся Культ Огня и Культ Солнца. В те времена запрещались всякие изображения Бога. Золотой Диск Солнца являлся единственной эмблемой и находился в каждом храме. Он помещался таким образом, чтобы первый луч Солнца озарял его во время Весеннего Равноденствия и Летнего Солнцестояния. Имя Единого и Неделимого не произносилось всуе, но каждый рассвет и закат рмоахалы сопровождали пением священного созвучия А-У-М. Они умели передавать сообщения и образные понятия на большие расстояния. Они общались на равных с пришельцами из Космоса. Они могли общаться со зверями, птицами телепатически.
Символом Эгрегора Лемурии была семиконечная Звезда (владение энергиями семи чакр и тайнами семи планет, семь звёзд Плеяд) - звезда Магов.Звезда магов - семилучевая звезда. Семь ее лучей - это шесть Амеша-Спента (Архангелов в Авесте) и сам Ахура-Мазда, Творец и Хранитель Мироздания. Все жесткие неизменные ритмы времени работают по законам этой звезды, например, связь планет с днями недели. Одна из разновидностей изображения Вифлиемской звезды.
Звезда семиконечная - один из древнейших символов Востока, древних цивилизаций. Известна в древней Ассирии, Халдее, Шумере и Аккаде. Была эмблемой Иверии (древней Грузии). Символ астрального культа, семи алхимических лучей (эманаций) Бога, семи планет, семи дней недели и т.д.
Полюса их Эгрегора Лимурии представляли собой «Храмы Солнца» с золотой мужской фигурой в главном Храме и «Храмы Земли» с серебряной женской фигурой (всё женское в ней было преувеличено) в главном Храме.

Богиня-Мать

50 000 - 47 700 до н.э. Эпоха Водолея

ВОДОЛЕЙ - МАКОШЬ - МОЙРЫ - БОГИНЯ СУДЬБЫ

- 49.000 г. до н.э. возник ностратический моноязык.
Расчетное возникновение моноязыка - по лингвистическим данным, это никак не глубже, чем 40 - 50 тысяч лет. Это максимум, потому что те макросемьи, которые нам известны, имеют датировку порядка 15 - 17 тысяч. Для сведения воедино других языковых семей может потребоваться еще два-три этажа, но исходный пункт не может быть старше 40 - 50 тысяч лет.

СОЗВЕЗДИЕ ВОДОЛЕЙ: «Мужская стоящая или сидящая на троне фигура, из плеч которой (или из кувшина, прижатого к груди) изливаются два потока воды (в которых иногда изображаются рыбы). Символ известен со старых аккадского времени и в большинстве случаев представляет бога Энки/Эа». Водолеем в древности называли бога Энки, Эа.
Иероглифически Водолей изображается в виде струй, льющихся из двух сосудов, которые переходят в спираль, так пишут астрологи.
Архаичное имя - Мокос , включает в себя производную понятия «мокрая» (сырая), ибо в этом обнаруживает себя и духовная составляющая Богини Земли - на всей Матери Сырой Земле.
На многих древнеегипетских изображениях астрологического знака Водолея, мы видим ряд изображений, на которых человек, символизирующий Водолея, изображён несущим ДВА ПРЕДМЕТА конусоидальной формы, имеющих вершину «конуса», расположенную снизу, и утолщающихся к верху (признак 1). От каждого из этих предметов, из верхней его части, исходит волнообразный поток неизвестной сущности - сначала распространяющийся немного вверх, а потом плавно спускающийся вниз (признак 2).
На голове у Водолея имеется убор, представляющий собой три торчащие вверх «ТЫЧИНЫ» (признак 3.1.), а также две - направленные в стороны или свисающие вниз (признак 3.2.).
Водолея обязательно сопровождают два персонажа (признак 4). Первый бывает - без головы (признак 4.1.). Второй - с «ножом» (признак 4.2.) и иногда держащий за уши некое животное, очень похожее на зайца (признак 5).
Есть также разновидность изображения Водолея, отличающаяся от первой тем, что персонаж изображён держащим не два «сосуда», а один - обязательно в правой своей руке, а через левую его руку перекинуто нечто, очень похожее на полотенце, «шаль», тряпицу, пучок чего-то и т.п. (признак 6).
Астрологи средневековья присвоили этому знаку и соответствующие ипостаси: один кувшин с живой водой, другой - с мёртвой.
Предметы, которые держит в руках египетский Водолей, мы можем сравнить с изображениями веретена - найденными в разных частях индоевропейской-славянской языковой общности. Распространение волнистой субстанции, изображённой на египетских фресках движущейся сначала вверх, а потом вертикально вниз, точно соответствует поведению шерсти/волокна, подвергающегося прядению с применением веретена. Веретено устроено таким образом, что на некий шесток с одного конца нанизывается тороидальное пряслице, выполненное из тяжёлого камня. Оно исполняет роль маховика при раскручивании веретена. А шесток служит основанием, на которое наматывается ссучёная нить.
Пряжа - мифопоэтический символ долгой жизни, прядения - ткачества. Образ пряжи, пряденой нити, вытягивания её и сучения, тесно связан и неотделим с темой сырья - животного (шерсть, руно, волос) и растительного (лён, конопля, хлопок и т.п.), а также с ткачеством как дальнейшей обработкой пряжи. Пряжа, делаемая из животного материала, приводит нас к понятиям руна, волоса, а также змей.
Венедское имя Богини Mokos заключается в понятии «пряжа» - клубок с нитями судьбы. Окончание имени этой Богини на букву «с» аналогично Богу Волосу и Велесу. Смягчение окончания и появление буквы «а» вместо «о» в имени Макошь, связано с устной формой речи и обусловлено дополнением к северному говору южного диалекта (молвы).
В славянской мифологии волосы - символ мистической силы. В волосах заключалась сверхъестественная сила. У многих народов неостригаемые волосы - символ власти и благородного происхождения. Не случайно короли «варваров» не стригли волос. И, наоборот, выстриженный затылок «избранных мира сего» символизировал раба. Мода на такую стрижку, распространившаяся среди пуритан, подразумевала якобы, что все мы рабы Божьи. Выстрижение волос происходит и во время крещения - человек переводится в уровень раба. Посвящение в монашеский сан именуется пострижением. При посвящении в духовный сан у католиков выстригается тонзура. В Древнем Египте волосы, зачесанные на правую сторону, носили только дети. Распущенные волосы одновременно символизировали девственность. На Руси одна коса символизировала девичество, две - замужество.
Оба процесса - прядение и ткачество - совершает так называемый космический ткач, который в ряде космологических традиций не только создаёт космическую ткань (вещество), но и прядёт космическую нить, пряжу, составляющую самое ткань.
В метафорическом понимании вервь/нить соотносится с жизнью, которая развивается подобно прядению нити. Прядётся не только нить, вервь и жизнь, но также составляется человеческий коллектив, община, в которой всё спрядено одной нитью. Русская вервь как обозначение верёвки, то есть чего-то спряденного и ссученного, и общины реализует именно этот образ.
В хронологическом плане пряжа/верёвка обозначает переплетение поколений. Например, слова того же корня, что и русское «вервь», сербохорватское «врвник», «родственник» или хеттское «aralan-», «семья», «потомство»; лувийское «warwala/i-», «семя», «зародыш», «потомство».
В этом контексте объясняются такие символические значения пряжи-нити, как жизнь, пуповина, преемственность, очерёдность, ряд, а также судьба. Отсюда роль нити, верёвки как образа связи неба с землёй и реже земли с нижним миром. Образ нити или верви-спасительницы, с помощью которой удаётся куда-то спуститься, подняться или просто спастись, постоянно фигурирует в мифах и в фольклорных текстах.
Прядёт пряжу женский персонаж, «продолжающий» древнерусскую Мокошь.
Но и распространённый образ божественной девы-пряхи, практически неотличимый от девы-ткачихи, даёт нам представление о сочетании двух действий (прядение, тканье) и двух результатов (пряжа, ткань). Например, в мифе Арахна, превращённая Афиной в паука, прядёт нить (пряжу) и создаёт ткань (паутину). МАКОШЬ (Мокошь) - Богиня Судьбы (кош, кошт - судьба, слог «ма» может сокращенно обозначать слово «мать»), старшая из богинь прях судьбы, а также покровительница женских рукоделий - на Земле; попечительствует женскому плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме.
Может быть соотнесена с верованиями древних греков в прядильщиц судьбы - Мойр, а так же с германскими пряхами судьбы - Норнами и Фригг - женой Одина, прядущей на своем Колесе. В силу того, что богини - пряхи судьбы в верованиях предстают по трое, ткать Пряжу Судеб Макоши помогают Богини Доля и Недоля, связующие покутными нитями человека с плодами его трудов - добрыми либо злыми.
Связана с Землей (в этом ее культ близок к культу Матери Сырой Земли) и Водой (которая тут также выступает в роли материнской, жизнезарождающей среды).

Имя богини Макоши (мать Коша-судьбы-выбора) определяет звук «К», как, например, в словах коса, (пере)крёсток и т.п., обозначаемых процесс плетения, путём пересечения минимум трёх нитей (волокон).
Вславянском свастическом письме - имя богини Макоши в варианте Макожь (Makog) имеет согласные - М, К, Ж. Как было показано ранее (см. п. 3.6.2.1. гл. VI), структура Богини Макоши трёхчастная - в центре сама Макошь (её логограмма - «К»), слева Мара (смерть; её логограмма - «М») и справа Жива (жизнь; её логограмма - «Ж»). При чтении по указанным логограммам получим имя «Макошь/Макожь».

В русском языке слово «идол» буквально означает: «I» - Индра - «внутри»; «Д» - Дый - «дею, делаю»; «Л» - Лада - «ливень, лой (жир, достаток, богатство)». В итоге получаем: идол - «вместилище того, что делает богатство» (бог). Слово «богатство» в других русских языках обозначается либо по первой половине своего синонима «роскошь» - (ро-) словами с корнем «ri, re, ro, er и т.д.», от имени общеславянского бога Ра - например, англ. riches, richness, немец. Reichtum, франц. richesse, итал. ricchezza, исп. riqueza и т.д. Либо по второй половине - (-кошь), от имени общеславянской богини Макоши - франц. fortune, исп. fortuna и т.д. Слово «роскошь» в русском означает ро + со + кошь = «бог (Ра) со счастьем (Макошь)».

Слово «идол» в английском языке употребляется для обозначения бога - idol. Буква «i» в английском означает «внутренний, собственный». Слог «dol» - буквально обозначает одну из спутниц Макоши славянскую богиню достатка и доли Долю (dol - например, франц. «умысел»). Счастье (Доля) - англ. fortune, итал. fortuna, исп. fortuna - это имя римской богини счастья, удачи Фортуны, местного позднего аналога славянской Макоши - богини судьбы, промысла, умысла. В английском слово «судьба» наряду с fortune обозначается также словом fate (от имени богини Фатум - местного и более позднего аналога Макоши). Во французском языке значение слов «счастье, удача» восходят к общеславянскому богу Ра - древний корень «r» в слове heur (h, e - протезы).

Матерь богов, либо жена, либо реализация Велеса-Мокоса-Мокоша, соотносимая с Гекатой (имя употребляют иногда в мужском роде). «Мамаи же царь... нача призывати боги своя: Перуна, Салманата, Мокоша, Раклия, Руса и великаго своего помощника Ахмета».

Культ Макоши возник 40 - 30 тыс. лет назад и прошёл сквозь тысячелетия .
Палеолитические скульптурные изображения Макоши в обильном количестве встречаются на территории Русской равнины, а также в Северной и Восточной Европе, Альпах, на территории Украины, на Южном Урале и в Сибири. Обнаружены, во многих палеолитических стоянках - Монтеспан (Франция), Виллендорф (Австрия), Лоссель (Франция). И в России - Буреть (Сибирь), Елесеевичи (Брянская область), Гагарино (Воронежская область), Мальта (100 км от Иркутска), Юдиново (150 км от Брянска), Хотылево (на Десне), Зарайск (Московская область), Костёнки (Воронежская область), Авдеево (Курская область) и др.
Налицо особая концентрация палеолитических статуэток в центральной части России.
В Костёнках найдены самые древние фигурки палеолитической Макоши - 40 тыс. л. до н.э. (Костёнки XIV).
По всем особенностям к культуре Авдеевской стоянки очень близки Костёнки 1 (21 - 20 тыс. до н.э.), где обнаружены 40 статуэток Макоши из бивня мамонта и из мергеля, а также фигурки медведя, пещерного льва и антропоморфные головки из мергеля. Голова статуэтки оформлена тщательно: видна попытка передать прическу или головной убор в виде коротких ритмичных вертикальных насечек, образующих узкие горизонтальные пояски, окружающие голову и сужающиеся от основания к макушке.
В ходе раскопок, проводившихся в 2005 г. на расположенной в Подмосковье Зарайской стоянке (20 тыс. до н.э.) обнаружены две женские статуэтки, вырезанные из бивня мамонта. Одна из них - завершённое произведение, вторая осталась незаконченной.

В пещере Hohle Fels (Полые Скалы. Германия) была найдена шестисантиметровая женская статуэтка («палеолитическая Венера») с гротескно преувеличенными половыми признаками (выставленным вперед бюстом, широкими бедрами, выпуклым животом и столь же преувеличенными половыми губами), выточенная из бивня мамонта.
Находке примерно 35 тыс. лет, и она является одним из древнейших образцов фигуративного искусства, древнейшим изображением человека и древнейшей из известных «палеолитических Венер» - архаичных женских фигурок, предположительно символизирующих плодородие.
Статуэтка была расколота на шесть кусков, которые все были найдены в пределах одного квадрата 25 × 25 см. У склеенной скульптуры недостает левой руки и плеча. Длина статуэтки 59,7 мм, ширина - 34,6 мм, толщина - 31,3 мм, вес - 33,3 г.
Гипертрофированные женские половые признаки роднят ее со знаменитыми «палеолитическими венерами» более поздней граветтской эпохи (начавшейся около 30.000 лет назад). Еще одной интересной особенностью статуэтки является полное отсутствие головы. Видимо, древний скульптор считал эту часть женского тела наименее существенной. Вместо головы он вырезал аккуратное колечко, чтобы можно было носить фигурку на шнурке. Колечко слегка отполировано изнутри: вероятно, кто-то ее действительно носил - может быть, в качестве амулета.
Талия «холе-фельсской Венеры» лишь ненамного уже широких плеч и бедер. Живот разукрашен горизонтальными линиями, которые, возможно, символизируют какое-то одеяние. Линии были процарапаны острыми каменными орудиями, причем древний скульптор многократно проводил острием по одному и тому же месту и прикладывал значительные усилия, чтобы борозда в твердой мамонтовой кости стала достаточно глубокой. В отличие от типичных палеолитических венер, грудь у холе-фельсской Венеры не висит, плечи очень широкие, а живот почти плоский.


Костёнки 1 (слева). «Виллендорфская Венера» (справа).

Костёнки I - 23-21 тыс. л. н. Женская фигурка представляет изображение палеолитической «Венеры» c увеличенными округлыми формами груди и живота. 10,1 х 4см, толщина 1,7-3,5 см. Безликая голова наклонена к груди. Руки прижаты к туловищу, их кисти расположены на животе. Поверхность головы покрыта рядами насечек и прочерченными линиями, которые создают изображение причёски или шапочки. Нагрудное украшение передано рельефным жгутиком (перевязь), соединённым через плечи лентами. На руках изображены браслеты.

Дошедшие до нас символы в большинстве своём сохранились со времён палеолита, и в ходе эволюции символов и знаков было сформировано «письмо - знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию и закреплять её во времени». Одним из самых древних археологических памятников, содержащих и символы, и протобуквы, является статуэтка палеолитической Макоши, найденная на стоянке Костёнки.

Сравнение письменных символов:
ряд 1 - «китайские» насечки (5 - 3-е тыс. до н.э.);
ряд 2 - проторусские символы со скульптуры Макоши (Костёнки, 40-е тыс. до н.э.);
ряд 3 - письмена Лепенского Вира (7-е тыс. до н.э.);
ряд 4 – письмо Винча (5-е тыс. до н.э.).

Идеограммы:
ряд 1 - славянские свастические символы (слева направо): «Смычка», «Макошь», «Жива», Дый», «Хорс», «Свастика» (начиная с 25-го тыс. до н.э.);
ряд 2 - символы культуры Винча (5-е тыс. до н.э.);
ряд 3 - насечки на керамике из Китая (европеоидная культура крашеной керамики, 5 - 3 тыс. до н.э.);
4 - символы на керамике из Триполья (4 - 3 тыс. до н.э.); 5 - фрагмент крупно; 6 - символ из Китая, называемый «Инь-ян»; 7 - символ с керамики из Триполья .

Этимология славянского символа «Засеянное поле»:
1 - образец символа «Засеянное поле»; 2 - символ «Засеянное поле» в славянской подвеске; 3 - засеянное поле со всходами; 4 - шахматное поле; 5, 6 - символы «Засеянное поле» на животах трипольских статуэток, изображающих славянскую богиню Макошь (4 тыс. до н.э.).


Макошь

Откуда, очевидно, палеолитические Макоши, вырезанные из бивня мамонта, кости или камня либо вылепленные из смеси костной золы с глиной были принесены в верхнепалеолитическую культуру Граветт (Франция) - «принесена в Европу с востока, к ней обычно относят памятники Южной России, такие как Гагарино».
В 1908 г. на территории Австрии найдена статуэтка палеолитической Макоши, названная «Венерой из Виллендорфа». Высота изображения - 11 см., материал - тонкозернистый плотный известняк, возраст 26 тыс. лет.
В 1922 году в верховьях реки Гаронна в пещере Леспюг (Франция) найдена женская статуэтка, изготовленная из бивня мамонта.
Развитую женскую скульптуру Запада по традиции принято относить к достаточно ранним фазам ориньяка. С культурой развитого ориньяка можно связывать только сложную по моделировке «Венеру Леспю»…, и не исключено, скульптурную серию Брассемпуи. Ко времени, отвечающему финальному ориньяку и позднему перигору Франции (25.000 - 20.000 л. н.) принадлежит статуэтки Виллендорфа в Австрии, Лизенберга и Мауэрна в Германии, Дольни Вестонице, Петржковице и Павлова в Словакии и, возможно, Костенок, Гагарино, Авдеево и Елесеевичей в европейской части России.

«Дама с капюшоном» - «Венера из Брассемпуи » является фигуркой из слоновой кости времени верхнего палеолита, которая была открыта во Франции в Брассемпуи. Ей примерно 25 тыс. л. Граветт. Она была открыта в «Галерее гиены», в «пещере Сященника» и сопровождалась по меньшей мере восемью другими человеческими фигурами, которые затем часто игнорировались как пример незавершенной работы, и со множественными фигурками женщин, вырезанных в то же время.
Венера из Брассемпуи вырезана из бивня мамонта. Она имеет 3,65 см высоты, 2,2 см толщины и 1,9 см ширины. Ее лицо треугольно и кажется спокойным. В то время как лоб, нос и брови вырезаны рельефно, рот отсутствует. Вертикальная трещина с правой стороны лица связана с внутренней структурой бивня. На голове имеется капюшон с насечками как на шахматной доске, образуемых двумя сериями узких надрезов, начиная с правого угла; они интерпретируются как парик, капюшон или просто представляют волосы.

Фраваши - Духи-Хранители человечества.



Copyright © 2015 Роза Мира



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: