Кто вкусил запретный плод. Расшифровка символики яблока - плеядеянец

, Берешит , Адам , Бенцион Зильбер

Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны

Уважаемый раввин!
Однажды мне довелось услышать, что описанную в третьей главе книги Бытия историю о древе познания следует понимать не строго буквально, а иносказательно. Говорилось, что в обиходе древних иудеев \"вкусить запретный плод\" означает сексуальную связь, а \"не знать добра и зла\" означает детский возраст, невиннность, когда человек ещё ничего не знает.
Вопрос мой таков: как понимать историю о древе познания и какой она содержит смысл?
Заранее благодарен.
Леонид Самсонов, Москва

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый Леонид!

Определённо это не так. «Вкусить запретный плод» надо понимать буквально – откусить от плода определённого дерева. Вопрос другой – в чём была сущность этого нарушения, что произошло, что изменилось? Маймонида спросили: «Как это, за нарушение получить большой подарок – повысить своё знание?».

Рав Хаим из Воложина в своей книге «Нефеш а-хаим» объясняет это так: конечно, у Адама был выбор. Ведь человек был создан, прежде всего, ради наделения его свободой выбора. Мы даже видим, что он не выдержал испытания и откусил от запретного плода, т.е. осуществил свой выбор. Но что был за выбор? Это был выбор самой возможности совершить что-то запретное. Он сам был в другой зоне – полностью чистой и благородной. Но у него была возможность войти в зону греха, как человек может протянуть свою руку в огонь. Адам думал: как я могу выполнить желание Б-га? Вот если я войду в область запретного и у меня будет более широкий выбор, тогда я смогу выполнить Его желание.

С другой стороны, запретное, недоступное – интересно, привлекательно, любопытно. Но Адам и не представлял себе, в какую темноту он введёт себя и весь мир. Зло вошло внутрь него самого, зло перемешалось с добром и в нём самом, и во всём мире, и очень трудно разобраться, где добро, а где зло. Уровень выбора стал совсем другим. Раньше зло шло извне – Змей пришёл к человеку и стал его уговаривать преступить запрет.

Сейчас зло находится внутри каждого из нас – йецер а-ра («дурное стремление»), и человек ощущает: «Мне хочется» и т.д. Страсти человека усилились, в том числе и половая, и поэтому стало нехорошо быть неодетым. До этого, когда всё было совершенно естественно, не было необходимости покрывать тело. Это очень кратко о том, что произошло с Адамом и со всем миром в результате того, что Адам вкусил от запрещённого плода Древа познания.

Это история первой женщины на земле, которая берет начало в Эдемском саду.

Ева была самым прекрасным творением, созданным Творцом. Библия не так много описывает ее, но, читая Писание в целом и рассматривая всю картину, мы видим как великолепен план Божий.

Плод

Многих интересует вопрос, что же съела Ева в Эдемском саду, и почему Бог так рассердился на первых людей, что привело к их изгнанию из сада.

Непослушание Создателю — вот истинная причина. Дерево в Эдемском саду, которое Бог посадил в самом центре, было под запретом Божьим.

Сказать, что это была яблоня будет неверно. Потому что Библия не дает точного описания — ни дерева, ни его плодов.

Конечно, можно трактовать Писание как кому нравится (чтобы легче воспринимать написанное). Но если мы ищем истину, тогда мы должны полагаться на Библию так, как говорит она, не добавляя ничего своего.

Это дерево имело название — «дерево познания добра и зла», и как выглядят его плоды неизвестно никому, кроме Бога и самых первых людей — Адама и Евы.

И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. (Быт.2:16-17)

И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. (Быт.3:6)

В Библии написано «плод»; как он выглядит, его форма, цвет и размер — неизвестны. Одно мы знаем точно — оно съедобное, растет посреди рая, но его нельзя есть.

Известно, что дерево было хорошим для пищи, приятным для глаз и вожделенным, потому что давало знание. Именно этот плод и съела Ева, тем самым нарушив повеление Творца.

Дерево жизни

Но это не единственное дерево, которое описывает Библия. Второе дерево, которое было особенным в саду — это дерево жизни. Оно также имело свои плоды, но дающие жизнь .

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. (Быт.3:22)

Дерево познания добра и зла упоминается только в первой книге Ветхого Завета, но дерево жизни мы находим и в Новом Завете. Плоды этого небесного дерева вкусят лишь те, кто родился свыше и соблюдает его слово, кто стремится быть похожим на Христа, поступать как Он.

Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. (Откр.22:12-14)

Это дерево доступно для любого человека. Христос умер за всех живущих и за всех рожденных ныне и в будущем.

У каждого есть шанс на спасение, но время для этого шанса ограничено. Это годы, отведенные на этой земле, пока в ваших ноздрях есть дыхание жизни. После смерти выбрать будет невозможно.

Фраза “запретный плод” относится к истории Адама и Евы в Эдемском саду. Бог запретил им есть плоды дерева познания добра и зла (Бытие 2:9; 3:2). Библия ничего не говорит о том, что это был за тип плодов. Традиционно считается, что это было яблоко, но мы не можем знать наверняка. Из текста книги Бытие можно лишь понять, что это было буквальное дерево с буквальными плодами.

Ключевой элемент в этом стихе – не сам плод, а запрет его есть. В Своих указаниях Бог дал Адаму и Еве всего лишь один запрет. И, на самом деле, не имеет значения, было ли какое-то духовное свойство в самом плоде. Грех заключался в неповиновении Божьему повелению. Съев плод (акт непослушания), Адам и Ева обрели личное знание зла. Они уже знали добро, но теперь обрели противоположное знание зла неповиновения, а также вины и стыда, пришедших вместе с ним. Обман сатаны заключался в том, что, зная добро и зло, они стали бы как боги (Бытие 3:5). На самом же деле, они уже были сотворены по образу и подобию Бога и имели Его особое благословение.

Урок для нас сегодня заключается в том, что, если Бог запрещает что-то, – это для нашего же блага. Отказываясь слушаться Его, выбирая свой собственный путь и решая для себя, что хорошо, а что плохо, мы накликаем на себя беду. Адам и Ева сделали это печальное открытие после съедения запретного плода, и человечество до сих пор страдает от последствий их решения (Римлянам 5:12). Наш Небесный Отец, наш Творец, знает, что лучше для нас, и когда Он запрещает что-то, нам следует повиноваться.

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions? org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Многим из нас знакома ситуация, когда что-либо запрещают делать или же употреблять в пищу, и от того запрещенное становится еще более желанным. Хотя, убрав такой запрет, привлекательность может исчезнуть. Предлагаем узнать значение фразеологизма «запретный плод сладок», и кто были первыми, вкусившими эти плоды, людьми.

Что такое запретный плод?

Каждому известно, что запретный плод – это фразеологизм из поговорки «Запретный плод сладок», означающий что-то желанное, доступ к чему ограничен запретом. Данное выражение связывают с известным ветхозаветным сюжетом о грехопадении первых людей Адама и Евы. В русском языке значение популярного фразеологизма основывается на оппозиции «то, чего кто-то хочет, но не может или не имеет права иметь». Первая часть представляется «желанным», «привлекательным», а вторая – «недозволенным», «недоступным».

Почему запретный плод всегда сладок?

В известном многими выражении «запретный плод всегда сладок» выделяют два важных момента. Это запретный плод, то есть такой, который человек может вкусить не тогда, когда ему этого хочется. При этом он является сладким по причине того же запрета. Возможно, если бы не было запрета, плод был бы неприятным и не таким интересным. Отсюда становится понятным, что он не является психофизиологической потребностью.

Здесь можно видеть определенную закономерность, заключающуюся в удовлетворении при нарушении каких-либо правил. Однако важно понимать, что, нарушая старые правила, человек осознанно становится творцом новых. Даже если специально он их не формирует, поступки это демонстрируют. Словари трактуют слово «искус» как испытание и проверка чьих-то качеств. В религиозном контексте понятие «искушение» принято трактовать как «испытание», которое человеку требуется пройти в качестве определенного этапа, тем самым доказав зрелость своих качеств.


Запретный плод в Библии

Нет такого человека, кто не знает, что запретный плод по Библии – это такой плод, который рос в Эдемском саду и был запрещен Богом. Однако змей-искуситель смог уговорить Еву таки попробовать его. Диавол нашептал первой женщине, что этот запретный плод Бог запрещает им с Адамом есть только потому, что они смогут стать такими же могущими, как и он сам, и им откроются многие тайны. Услышав это, Ева уговорила Адама попробовать такой желанный сочный запретный плод - яблоко. Нарушив запрет, первые люди были изгнаны Богом из рая. Помимо того, они стали смертными и отдалились от Бога.

Дерево с запретными плодами

Сейчас вопрос где найти запретный плод из Библии может и вправду звучать глупо, ведь не существует того самого описанного в Ветхом Завете Дерева познания добра и зла, на котором росли такие плоды. Согласно Библии это дерево было особенным, поскольку его наряду с Деревом жизни посреди посадил Бог. Оно олицетворяет познание, а также способно различать такие две противоположности как добро и зло.

Кто вкусил запретный плод?

Первородный грех и последовавшее страшное наказание произошло в далекие описанные Библией времена. Нередко идут споры о том, кто же первым ослушался Творца и вкусил тот самый запретный плод – Адам или Ева. В Ветхом Завете Библии рассказывается о том, что Адам вкусил запретный плод, хотя Бог ему и не разрешил это делать. Можно уверенно говорить о том, что, поступив таким образом, мужчина предал своего Творца. Возможно, мужчина и не совершил бы такой поступок, если бы Ева его не уговорила попробовать то, что им так давно запрещено делать.

Адам и Ева даже не предполагали, какие споры будет вызывать съеденный ими плод.

Библия - одна из наиболее значимых книг в истории человеческой культуры. Своим религиозным содержанием она, как известно, всегда притягивала к себе как иудеев и христиан, так и последователей ислама. Помимо этого Библия служила и продолжает служить объектом постоянного интереса для представителей различных областей науки. Эта книга содержит огромное число тайн и загадок. Некоторые из них обсуждаются преимущественно в среде специалистов (историков, этнографов, текстологов, богословов). Например, это вопрос о происхождении и авторстве библейских книг, достоверность описываемых в Библии исторических событий, загадка предсказанного в ней конца света.

В то же время некоторые библейские сюжеты и символы становятся предметом неугасающего интереса для широкого круга людей. Одним из таких загадочных сюжетов является и история грехопадения первых людей - Адама и Евы.

Кому не знакома сцена, многократно представленная как на средневековых гравюрах и полотнах, так и в произведениях современных живописцев? Древо, Змей, Ева и Адам. В руках у женщины яблоко. И если спросить у современного человека о том, какой плод вкусили прародители, то ответ будет, как правило, одним и тем же: "Яблоко". Однако в Библии точно не говорится, что это было за Древо и какие у него были плоды. Поэтому в разных культурах и традициях, почитающих Библию, сформировались различные представления на этот счет.

В иудейской традиции наиболее распространенным является мнение, что плодами Древа познания были смоквы, или, как их обычно называют у нас, инжир или фиги. Иудеи полагают, что первые набедренные повязки Адам и Ева сделали именно из листьев смоковницы. А если это действительно так, то кажется очевидным, что библейские прародители человечества, устыдившись своей наготы, поспешили изготовить себе "одежду" из листьев того дерева, плод которого только что вкусили. Существует даже обиходное выражение "фиговый листок". В произведениях изобразительного искусства эпохи Средневековья и Ренессанса гениталии обнаженных героев прикрыты листьями именно этого растения.

Есть и другие "кандидаты" на то, чтобы считаться Древом познания, например, банан (из-за величины листьев), виноград (как объясняют иудеи, от вина часто случаются неприятности), гранат. Кроме того, в рамках иудаизма встречаются мнения о том, что это был орех или плод рожкового дерева.

С тем, что Адам и Ева вкусили плод смоковницы, солидарно и большинство древних христианских толкователей. В то же время некоторые знатоки Священного Писания считали, что это был этрог - цитрусовый плод, у которого есть вмятинки на коже, или "Евины зубки". Однако часть современных богословов высказывает мнение, что плод, о котором идет речь, - это виноград. Причем в отличие от "иудейской теории", где виноград ассоциируется с неприятностями, христиане видят в нем символ Христа и таинства Причастия. Печальные последствия вкушения плода произошли от того, что люди самовольно попытались присвоить дар совершенного познания мира и Бога, т.е. попросту захотели украсть этот дар у Бога.

Параллель с драмой грехопадения можно увидеть в словах апостола Павла, когда он наставляет христиан, чтобы те приступали к таинству Причастия с должным благоговением. В противном случае, предупреждает апостол, вместо благодати и пользы причастившиеся получат только вред. Символ винограда использовал сам Иисус в беседах с учениками ("Я - лоза, вы - ветви"). В христианстве этот образ получил широкое распространение. Он используется как в богослужебной практике, так и в искусстве. Например, на картинах средневековых мастеров традиционный атрибут Христа - это именно виноград, символ искупительной жертвы и причастия. Помимо винограда часто изображались вишни, символизировавшие возможность обретения праведниками небесного рая взамен утраченного Эдема. Таким образом, виноград и вишня, представленные вместе, - это образ смерти и воскресения Христа.

В культурах, сформировавшихся под влиянием ислама, распространена теория, что райский плод Древа познания - персик. Однако так считают далеко не все мусульмане. Например, в местечке Аль-Курна на юге Ирака, где, согласно библейскому преданию, располагались райские кущи, хранится древний ствол дерева ююба, которое местные жители называют набук. Жители убеждены, что именно маленький желтый плод этого дерева послужил причиной изгнания Адама и Евы из Эдемского сада. В Аль-Курне "Древо Адама" считается местной достопримечательностью.

Тем не менее наиболее распространенной остается "версия" яблока. Почему? Такое представление сложилось в западноевропейской культуре Средневековья и лишь впоследствии вместе с образцами европейского искусства перекочевало в Россию. В эпоху Возрождения в изображениях Мадонны с младенцем яблоко, которое держит в руках Христос, указывает на него как на Спасителя рода человеческого от первородного греха. Дева Мария же выступает здесь как вторая Ева, искупившая грех прародительницы людей.

Итальянские католические журналисты Роберто Беретта и Элизабетта Броли в недавно выпущенной книге "Разгадка библейских загадок" весьма критично подошли к "проблеме яблока". "Там, где находился Эдемский сад, не могли расти яблони", - утверждают журналисты, полагая, что Адам и Ева все-таки вкусили плод смоковницы. Тогда по какой причине в Средние века Западная Европа так охотно подхватила идею о том, что змей-искуситель предлагал Еве отведать именно яблоко? Итальянские журналисты считают, что всему виной недоброкачественный перевод латинского текста Библии.

Действительно, многие библеисты и литературоведы полагают, что всему виной... особенности средневековой лингвистики. В латинском языке есть слово "malum", обозначающее, во-первых, "зло", а во-вторых - "яблоко". Средневековые толкователи Писания рассуждали примерно так: "Что же совершили Адам и Ева, вкусив от Древа познания, как не первое зло? А значит, и плод, который они вкусили, был плодом зла! Адам и Ева съели malum (яблоко) и тем самым сотворили malum (зло)!"

Так яблоко стало плодом Древа познания. Причем сопоставление "яблока" и "зла" филологически не оправданно: в слове "malum", обозначающем "зло", звук "a" короткий, а в случае с "яблоком" - долгий. Однако средневековых богословов подобные нюансы не смущали.

Видимо, Адам и Ева все же не ели яблок по наущению змея. Однако сформированный западноевропейским Средневековьем стереотип прижился на нашей почве, и ответ "яблоко" на вопрос о плоде Древа познания остается наиболее популярным.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: