Лидером старообрядцев был патриарх. Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество

При войнах, революциях религиозный фактор играет исключительную роль, потому что религиозная мотивация пронизывает самые глубины души человеческой. И, чем пристрастнее ее последователи в своих убеждениях, тем кровавее последствия. Революции в России в 1905-м, 1917 годах не стали исключением. Какое же имеют отношение к революциям и убийству России православные старообрядцы? Не громко ли сказано?

Первые мои знакомства со старообрядцами и с их святынями произвели на меня положительные, неизгладимые впечатления: набожность, строгость, аскетизм, многочасовые богослужения, смиренные поклоны, притягательная старина, трудолюбие, скрупулезность, аккуратность, некая мистичность. Надеюсь, что к большинству современных старообрядцев всё это и относится. Но каково было положение старообрядцев в период 1905 - 1917 гг. и в чем выражалось их участие в революциях?




Современные старообрядческие епископы

Оказывается, участие было самое что ни на есть прямое. О старообрядцах, о единоверцах — тех, которые присоединились к Русской Православной Церкви, — речь в статье идти не будет. Вам придется по-новому посмотреть на нашу историю, поэтому репродукции и картины я буду подписывать от лица старообрядцев.

Что собою представлял старообрядческий социум в Российской Империи?

О них однозначно можно сказать, что это была религия купечества.

В дореволюционной России наиболее богатыми и предприимчивыми людьми являлись старообрядцы. Будучи притесняемыми и гонимыми властями несколько столетий, имея крепкий общинный уклад, высокую нравственность и аскетизм, они создали свою, внутреннюю финансовую религиозно-коллективную империю. Оптимальным инструментом, позволяющим им максимально концентрировать как экономические, так и духовные ресурсы, стала знаменитая русская община; общинно-коллективистские (а не частнособственнические) отношения служили тем фундаментом, на котором строилась социальная жизнь старообрядцев.

На рубеже XX века в России существовали только три финансово состоятельные группы людей: старообрядцы (купцы и промышленники), иностранные бизнесмены и дворяне-помещики. Вдумайтесь, на долю старообрядцев приходилось более 60% всех частных капиталов Империи! А это значит, что финансово они влияли на всю экономику и политическую палитру страны. При этом численность самих старообрядцев всех существующих на то время толков, по разным подсчетам, составляла не более 2% от общего числа населения и 10-15% от численности русских в Империи.

Старообрядцы не являлись монолитным религиозным образованием, они делились на две группы: «поповцев» и «беспоповцев». Уже сами эти названия говорят о существовании или отсутствии в этих группах духовенства. Кроме того, внутри групп также происходили разделения и создавались различные толки, которые переплетались с разными сектами. За прошедшие века таких толков, с ужасными извращениями Евангельских истин, возникло не менее семидесяти.

Вероучение и отношение к обрядам внутри групп нередко были даже взаимоисключающие. Но всех староверов объединяла, на уровне вероучения и культа, лютая ненависть к Российской Православной Церкви и к властям, в частности, к дому Романовых, как к правителям антихриста. Для этой ненависти имелись объективные исторические причины - гонения за веру, социальное угнетение, запрет на проповедь и распространение своей религии. Под надуманными предлогами старообрядцев наказывали и отбирали у них имущество, отправляли в ссылку, закрывали и разрушали их храмы. Браки им разрешалось регистрировать (венчаться) только в храмах РПЦ, а это означало принудительное склонение в «веру антихриста».

Хозяйственно-управленческой модели, сформированной расколом, был брошен вызов в 50-е годы ХIХ века. Главный удар оказался направлен на купечество. Отныне попасть в купеческие гильдии могли только те, кто принадлежал к Синодальной Церкви (РПЦ) или единоверию; все русские купцы обязывались предоставить свидетельства об этом от православных священнослужителей. В случае отказа предприниматели переводились на временное гильдейское право сроком на один год. В результате всё староверческое купечество оказалось перед жёстким выбором: лишиться всего или поменять веру. Была альтернатива - вступить в единоверчество, сохраняя при этом старые обряды; большинство склонялось к последнему варианту.

В России тогда происходили старообрядческие бунты, которые позднее, во времена СССР, представляли как проявление классовой борьбы, умалчивая об их религиозной мотивации.

Лютой ненавистью ненавидели старообрядцы П.А. Столыпина за его реформаторскую деятельность, поэтому радовались его убийству. При всей успешности его реформ, новые цивилизационные вызовы урбанизации, такие как, например, переселение крестьян в Сибирь, разрушали устоявшийся общинный уклад старообрядцев. Кроме того, крестьяне-переселенцы составляли конкуренцию предприятиям и банкам старообрядцев тем, что из государственной казны им выплачивали ссуды и подъемные, выделяли бесплатные земельные участки и они успешно развивали свое хозяйство.

П.А. Столыпин держал на личном контроле вопрос о переводе старообрядцев — раскольников в единоверчество и достиг в этом успеха: подавляющая часть казаков — старообрядцев перешли в РПЦ или единоверие.


Убийство П.А. Столыпина

Но вот пришла долгожданная свобода - были приняты действенные меры «к устранению стеснений в области религии»: своим Указом от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» Государь Император Николай II уравнял права старообрядцев и православных христиан. С тех пор они перестали называться раскольниками. Это была вспышка процветания и развития старообрядцев вплоть до конца 20-х годов.

Организация старообрядцами революции 1905 года

В августе 1905 года в Нижнем Новгороде прошло закрытое «частное собрание старообрядцев», которое постановило, что дарованные старообрядцам свободы могут быть у них отняты. Было решено продолжить борьбу до появления в Государственной думе фракции старообрядцев с решающим голосом. Миллионер Рябушинский предложил создать для этого систему «разъездных пропагандистов».


Старообрядец миллионер Владимир Павлович Рябушинский подготавливал революционных агитаторов

Более 120 человек, финансируемые старообрядцами, разъехались по всем уголкам Российской империи с призывами к революции и социальной справедливости. Их главным лозунгом было: «Наступила свобода! Можно силой забирать землю у помещиков». В то же время, призывов об экспроприации фабрик и заводов, на 60% принадлежащих старообрядцам, конечно же, не звучало. Это объяснялось тем, что ими двигало вовсе не желание бороться за социальную справедливость, а то, что помещики являлись для них конкурентами. Имела значение и религиозная мотивация: ведь помещики и представители власти были православными, то есть, в глазах старообрядцев, еретиками — никонианами, новообрядцами — «слугами антихриста».

Почва для революции 1905 года подготавливалась старообрядцами давно. Так, в 1897 году в Замоскворечье ими были основаны «Пречистенские курсы», на которых всем желающим читали лекции о социализме и марксизме. К 1905 году на курсах обучалось уже 1500 человек. Естественно, эти профессиональные революционеры-агитаторы по вероисповеданию были раскольники — старообрядцы разного толка, недовольные «властью антихристовой». На курсах могло бы учиться и больше народа, но не позволяли размеры помещения. Впрочем, это оказалось делом поправимым. Знаменитый клан старообрядцев Морозовых внес 85 тысяч рублей на строительство трехэтажной марксистской школы, землю под которую выделила Городская дума в лице ее руководителя старообрядца Гучкова. На деньги того же старообрядца Саввы Морозова революционерами в 1905 году закупалось оружие.


Старообрядец купец Савва Морозов, на деньги которого закупалось оружие для братоубийства

Казалось бы, налицо противоречие: как глубоко верующие люди могли помогать противникам любой религии? Но на самом деле никакого противоречия не было! Старообрядцы боролись не с частной собственностью, а лишь с антихристовой, с их точки зрения, властью, используя марксистов в своих целях, тем самым взращивая зверя, который их же самих и пожрал.

Революция — дело доходное!

По стране прокатилась череда забастовок и бунтов. В качестве классического примера можно привести легендарный Ленский расстрел . Компанией «Лензолото» до начала беспорядков владели англичане, купцы-старообрядцы и барон Гинцбург. Акциями предприятия торговали на Лондонской, Парижской и Московской биржах. Протесты, начавшиеся после продажи в фабричном магазине гнилого мяса, закончились, как водится, народным бунтом. Затем последовали расстрел рабочих солдатами, массированная кампания в прессе, а также ряд гневных докладов в Думе, инициированные все теми же старообрядцами. Англичане были вынуждены уйти, акции же за копейки скупил старообрядец-миллионер Захарий Жданов, один из бывших владельцев «Лензолота», удачно продавший свой пакет акций незадолго до начала беспорядков. На сделке он выиграл 1,5 млн золотых рублей. Аналогичные, можно сказать рейдерские, захваты, проводимые с благой целью - лишить иностранцев права владения активами в Российской империи, — проходили повсеместно.

Февральская революция завершила дело, начатое в 1905 году: старообрядцы получили всю полноту власти. Более половины из 25 наиболее влиятельных купеческих родов Москвы были староверами: Авксентьевы, Бурышкины, Гучковы, Коноваловы, Морозовы, Прохоровы, Рябушинские, Солдатенковы, Третьяковы, Хлудовы. Власть в городе принадлежала старообрядцам. Они были гласными Московской городской думы, членами общественных комитетов, главенствовали на Московской бирже. Руководство крупнейшими оппозиционными буржуазными партиями — кадетов, октябристов и прогрессистов — осуществлялось все теми же людьми. Н.Д. Авксентьев, А.И. Гучков, А.И. Коновалов, С.Н. Третьяков заправляли и во Временном правительстве.

Старообрядческий социализм

Уже к началу XX века старообрядцы ввели на своих предприятиях высокие социальные стандарты: 9-часовой рабочий день, бесплатные общежития для рабочих, медицинские кабинеты, ясли-сад для детей, библиотеки. Для постройки собственных каменных домов выдавались беспроцентные ссуды. Собственная бесплатная больница была оборудована операционной, амбулаторией, аптекой и родильным домом. Имелись санаторий и богадельня для престарелых. Для молодежи существовали профтехучилища. Также назначалась пенсия в размере 25-50% от средней заработной платы. Так что высокие социальные стандарты в СССР были изобретением не коммунистов, а старообрядцев.

Неудивительно, что рабочие предприятий, которыми владели старообрядцы, во всем поддерживали своих хозяев. Во время баррикад, стачек, забастовок рабочим все равно оплачивали рабочий день. Баррикады во время революции 1905 года в Москве располагались по принадлежности к предприятиям старообрядцев. Баррикады Сокольнического и Рогожско-Симоновского районов находились в зоне влияния Преображенской и Рогожской старообрядческих общин. Крупные силы на революционную борьбу отрядили фабрика старообрядца Мамонтова и мебельная фабрика старообрядца Шмита. На Бутырском Валу стояли представители Рахмановской старообрядческой общины.


Стачки старообрядцы организовывали для борьбы с «антихристовой» властью

Купеческая элита решительно распрощалась со славянофильскими идеями о возможности развития на монархической основе. Купечество обратилось к радикальным элементам, которые концентрировались в кружках социал-демократов и социал-революционеров. Именно из такого кружка происходил Дмитрий Богров - убийца Столыпина. Это было предательство Святой Руси!

Начиная с 1905 года, по стране прокатилась волна убийств чиновников, губернаторов, глав городов. Революционеры делали свое дело - расшатывали страну.

Профессиональные революционеры и террористы были приняты на работу на предприятия промышленников-старообрядцев. В цехах их видели редко, а вот зарплату они получали исправно. Зарплата революционеров-слесарей колебалась от 80 до 150 рублей (достаточно крупные по тем временам деньги). Тех рабочих, кто возмущался, объявляли агентами полиции, прихвостнями царизма и увольняли, ведь предприятия были частными.


Старообрядческое пособничество террористам

Итак, исторические факты подтверждают, что в 1905 г. старообрядцы и их капитал принимали в революции самое активное участие.

Радость старообрядцев: Временное правительство и большевики 1917 года

Приход Временного правительства и отречение Царя с неистовым восторгом встретили все старообрядцы разного толка, особенно «древлеправославные поповцы».

Старообрядцы Егорьевска на своем собрании 17 апреля 1917 года приняли резолюцию, где отмечали, что «душевно радуются свержению мучительного гнета деспотической власти безответственного правительства, чуждого русскому духу — гнета, сковывавшего развитие духовных и материальных сил страны; радуются также и всем возвещенным свободам: слова, печати, личности».

В апреле 1917 года состоялся внеочередной съезд старообрядцев Белокриницкой иерархии. В его резолюции говорилось: «Полное отделение Церкви от государства и свобода религиозных групп, находящихся в России, послужат только ко благу, величию и процветанию свободной России».

Временное правительство объявило о намерении снять все ограничения с деятельности религиозных объединений. 14 июля 1917 года появилось соответствующее постановление «О свободе совести». Оно вызвало большую радость во всех старообрядческих согласиях; собрания общин и епархий выразили Временному правительству свою поддержку.

Осенью 1917 года Временное правительство пало, к власти пришли большевики, которые разогнали Учредительное собрание и установили диктатуру пролетариата.

Слово «большевик» очень нравилось старообрядцам. В общинном укладе старообрядцев существовала должность-положение «большак», что означало старший в семье, в доме, в сельской и в церковной общинах. Большаки решали важные общинные вопросы. Особенно большаки почитались у беспоповцев, у которых они играли роль религиозных лидеров, вместо священников. Трудно представить, что такое созвучие могло быть всего лишь совпадением, скорее всего, это была продуманная религиозная манипуляция закулисных революционеров.


Большевик-большак-старообрядец, художник Б. Кустодиев

Сейчас старообрядцы не хотят признавать свою ошибку - сознательное участие в кровавой революции, но именно на приход большевиков они возлагали свою надежду о новой эре Христа после правления «власти антихристовой».

Если посмотреть статистические данные о том, где в средней полосе России максимально поддержали большевиков, то это оказываются Владимирская (куда входил и г. Иваново), Костромская и Нижегородская губернии — края, в которых весьма густо селились как поповцы, так и беспоповцы разного толка.

Портреты немецких вождей большевиков вызывали у старообрядцев доверие — ведь у них были большие бороды! Для староверов это было важным. Красный цвет знамени ассоциировался с Красной Пасхой, и они вполне серьезно писали на революционных плакатах: «коммунистическая Пасха».


Участники революции имели религиозную мотивацию. Пасхальная открытка революционного периода.

Старообрядцы принимали самое активное участие в революции 1917 г. и поддерживали большевиков и лично Ленина. Обе стороны объединяла ненависть к дому Романовых. Достаточно посмотреть картины и плакаты революционной тематики, где действующими лицами являются бородатые мужики-старообрядцы: Владимира Серова «Ходоки у Ленина», Бориса Кустодиева «Большевик», его плакат «Заем свободы» и т.д.


Ходоки-старообрядцы у Ленина, художник В. Серов

Большую часть старообрядцев России составляли беспоповские толки. Беспоповцы пользовались в народе нравственным авторитетом. Пролетарские низы к концу XIX века приблизительно на 80% составляли старообрядцы-беспоповцы: возникавшие фабрики и заводы вбирали потоки староверов из Центра, с Поволжья и Урала, из северных районов. Каналы староверческих согласий (землячеств) выступали в роли своеобразных «кадровых служб». После революции 1917 г. именно из среды этих «сознательных рабочих» происходило рекрутирование новых народных партийных кадров, «ленинский призыв», «второе завоевание души рабочего класса» и т.д. Именно беспоповцы составили основу первого советского поколения управленцев, партработников и комиссаров.

Ленин и масоны, стоящие за ним, прекрасно знали религиозную подноготную России и манипулировали общественным сознанием, стравливая и убивая народ. Ленину нужны были те, кто ненавидел царизм и православие, и это были сектанты, старообрядцы.

Советская власть приглашала вернуться в страну всех, кто бежал от прежнего режима: «Рабоче-крестьянская революция сделала свое дело. Все те, кто боролся со старым миром, кто страдал от его тягот, сектанты и старообрядцы в их числе, — все должны быть участниками в творчестве новых форм жизни. И мы говорим сектантам и старообрядцам, где бы они ни жили на всей земле: добро пожаловать!»


Большак-большевик Бонч-Бруевич, он же старообрядец Семен Гвоздь личный друг Ленина

В 1921 году старообрядцы подписали с советской властью «Акт о лояльности». Характерным примером взаимодействия старообрядцев и революционеров может послужить судьба знаменитого большевика Бонч-Бруевича, личного друга Ленина. В конце 1890-х годов миллионер-старообрядец Прянишников помог Бонч-Бруевичу перебраться на Запад под псевдонимом Дядя Том. Одной из задач революционного агента стала переправка духоборов и молокан из России в Англию и США. В 1904 году неутомимый Дядя Том начал издавать за рубежом ряд журналов и периодическое издание «Рассвет», в котором выступал под псевдонимом Старообрядец Семен Гвоздь. Самое интересное, что сразу же после революции 1917 года Бонч-Бруевич активно помогал вернуться на родину многим сектантам, которым до этого помог покинуть пределы России, Ведь нужно было уничтожить православную Россию.


Казак-старообрядец, принявшие большевистские идеи

Старообрядческий красный террор

Но как все же могло так произойти, что у глубоко верующих людей, аскетов, ревнителей старины, желавших справедливости и правды, возникла такая ненависть, выразившаяся в человекоубийстве, разрушении и взрывах православных (не старообрядческих) храмов, сожжении икон, расстреле духовенства, доносах?

Старообрядцы и сектанты сформировали костяк советской власти. Поэтому весь комплекс антирелигиозных мер был заимствован ими у Синода Русской Православной Церкви, занимавшегося как раз борьбой с раскольниками, которая выражалась в разрушениях их храмов, лишении юридических прав и прав регистрации браков, доносы и казнях, ссылках, в том числе и на каторгу, и т.д. Но, кроме чувства мести, ими двигали еще и религиозные мотивы.

Все поповцы и беспоповцы считали официальную государственную Церковь лишенной благодати и служкой антихриста, так же, как и правящую Царскую династию. Поэтому ненависть к ним была на уровне вероучительных истин. Кратко коснусь некоторых из них.


Поругание «слуг» антихриста

Беспоповцы - это старообрядцы, отвергшие священников нового поставления, после реформ патриарха Никона. Они решили, что от последователей Никона нельзя принимать не только священства, но и крещения, поэтому всех приходящих к ним из новообрядческой церкви крестили заново. Таинства крещения и покаяния стали совершать простые миряне; проводили они и все церковные службы, кроме литургии. С течением времени у беспоповцев образовался особый чин наставников — миряне, избранные обществом для исполнения духовных служб и дел.

Древлеправославная поморская церковь - это течение беспоповцев. В ней Таинства крещения и исповеди также совершаются мирянами — духовными наставниками.

Аароновцы не признавали венчание, совершенное в православной церкви, требуя в этом случае развода или нового брака. Как и многие другие раскольники, они чурались паспортов, считая их «печатями антихриста».

Федосеевцы были убеждены в исторической испорченности Российского государства. Они верили, что наступило царство антихриста, отрицали моление за Царя на имя. Впоследствии учение федосеевцев восприняли поморцы. Во время Великой Отечественной войны федосеевцы проявили себя злостными коллаборационистами, сотрудничавшими с гитлеровской Германией.

Неплательщики отвергали богослужения, таинства и почитание святых. Они не совершали крестного знамения, не носили креста, не признавали постов. Молитвы им заменяли религиозные домашние беседы и чтения.

«Бегунами» называли тех, кто отвергал новое крещение, считал, что необходимо порвать все связи с обществом, уклониться от всех гражданских повинностей.

Самокрещенцы - старообрядцы крестили себя сами, без священников.

Средники , в отличие от других самокрещенцев, не признавали дни недели. По их мнению, когда во время Петра I перенесли празднование нового года с 1 сентября на 1 января, придворные ошиблись на 8 лет и передвинули дни недели. Таким образом, для них среда - это бывшее воскресенье.

Рябиновцы отказались молиться на иконы, где присутствовал кто-либо еще, кроме изображаемого образа. Они стали вырезать для молений восьмиконечные кресты из рябинового дерева без изображений и надписей. Кроме того, рябиновцы не признавали церковных таинств.

Дырники не почитали икон, молясь на дырки.

Пастухово согласие : его последователи осуждали пользование паспортами и деньгами с изображением императорского герба, которое они считали печатью антихриста. Новых сторонников своего учения перекрещивали.


Борьба с антихристовой «печатью»

Не́товское согласие (спасовцы): главная идея этого учения заключается в том, что в мире воцарился антихрист, благодать взята на небо, Церкви больше нет, таинства истреблены. Спасовцы произошли от стригольников, которые отвергали церковную иерархию. Последователи этого согласия делятся на староспасовцев и новоспасовцев, которые, в свою очередь, разделились на малоначальных и большеначальных.

А́ристовский толк: создан санкт-петербургским купцом Аристовым, который считал, что всякие отношения со светской властью, как, по его мнению, еретичествующей и служащей антихристу, незаконны. Вследствие этого истинный христианин должен избегать распоряжений власти и не относиться к ней ни в каком случае.

Некрещеные старообрядцы — самое радикальное направление старообрядчества, созданное в Васильсурском и Макарьевском уездах Нижегородской губернии. Его последователи дошли до того, что отрицали возможность осуществления таинства крещения даже мирянином (то есть беспоповским чином), поэтому представители этого согласия оставались вовсе без крещения, заменив его надеванием на новорожденного креста при чтении 50-го псалма.

Неокру́жники (противоокру́жники, раздо́рники) — часть приверженцев белокриницкого согласия (поповцев), не принявшая «Окружное послание Российских архипастырей Белокриницкой иерархии» 1862 года. Наибольшее возмущение у радикально настроенных членов белокриницкого согласия вызвали утверждения «Окружного послания» о том, что «господствующая ныне в России Церковь, равно и Греческая, верует не во иного Бога, но во единого с нами», что под именем «Иисус» Русская церковь исповедует того же «Исуса» и поэтому называющий «Иисуса» иным Богом, антихристом и т.п. есть богохульник. Противоокружники, напротив, утверждали, что в Русской и Греческой церквях царствует антихрист. Они настаивали на восьмиконечной форме креста и написании имени «Исус» на том основании, что Иисус Христос был рождён восемью годами позже Исуса. По своей сути, это было крайнее проявление беспоповского учения, проникшего в среду старообрядцев-поповцев, против которого и было направлено «Окружное послание».


Разрушение храмов «антихриста»

Итак, подведя итог вероучительных истин старообрядцев разных толков, можно прийти к выводу, что они были убеждены: ради воцарения эры свободы - эры Христа доносить на священников — еретиков никониан, расстреливать их, взрывать православные храмы и жечь иконы — святое и богоугодное дело, а не грех. И, чем больше будет уничтожено слуг антихриста, чем будет больше уничтожено-низвергнуто «печати антихриста» (царской символики), тем лучше!

Хочу оговориться, что, конечно, не все старообрядцы приняли большевистскую власть, но таких было меньшинство, это были, в основном, казаки-старобрядцы Сибири, Урала, Дальнего Востока, Дона, Терека. Для них именно власть большевиков и была властью антихриста.

Льготы от советской власти и дальнейшая судьба старообрядцев

За активное участие в деле революции старообрядцы имели некоторое временные льготы. Если красный террор сразу коснулся Русской Православной Церкви, начались расстрелы и разрушения ее храмов, то старообрядцы еще до конца 1920-х годов могли свободно открывать и строить свои храмы, иметь свои печатные издания. Но «медовый месяц» длился не долго, они также были уничтожены, как и РПЦ, хотя некоторые успели уехать. Миллионерам старообрядцам, которые были посмекалистей, советская власть разрешила вывести свои капиталы за рубеж.

В высшем руководстве СССР было много старообрядцев (по своему происхождению). Есть убедительные свидетельства того, что к ним относились Калинин, Ворошилов, Ногин, Шверник (настоящая фамилия - Шверников), Москвин, Ежов, Косарев, Постышев, Евдокимов, Зверев, Маленков, Булганин, Устинов, Суслов, Первухин, Громыко, Патоличев и многие другие. Немало героев Великой Отечественной войны также были из старообрядцев.

Пройдя через братоубийство, природа человека становится другой; вот и у многих староверов не осталось ничего от веры в Бога, одна только идеология. Бывшие старообрядцы стали строить советского человека, советское общество, советскую страну. Но при этом знаменитый советский ученый и фантаст, по происхождению старообрядец, Иван Ефремов описал в «Туманности Андромеды», «Часе быка» идеал высоконравственного советского человека. Эти идеальные представления, конечно же, черпались из христианства.

Интересные факты . Оказываться, Рим был прекрасно осведомлен о религиозной ситуации в России, у них были попытки на почве общей ненависти к РПЦ и дому Романовых заключить дружбу-унию со старообрядцами. Но, для старообрядцев иметь дело с бритобородыми еретиками это нонсенс. Но, тем не менее, римские папы выражали свою несказанную радость в связи братоубийственной революции, говорили: «железная метла Бога руками безбожников выметала православие с России для католической миссии в будущем».

Еще одна интересная тема раскрылась; внутрипартийные зачистки в руководстве СССР, когда расстреливали активных революционеров, так же имели религиозную идеологическую окраску. Это была борьба двух партий ленинцев-масонов и постправославных. Окончательную точку поставил в этом раздоре бывший семинарист товарищ И.В.Сталин, сказав: «Как Моисей вывел евреев из пустыни, так и я их выведу из аппарата компартии».

Нравственно-богословский вывод

Грехопадение — это первый раскол, это трагедия всего человечества, а далее в истории расколы, отступления от истин Божиих, приобретают разные извращенные формы.

Старообрядчество стремилось сохранить древнюю правдивую веру, древнее благочестие (аналогичные постулаты были у фарисеев, и в этом стремлении нет ничего плохого), но превратилось в те же самые фарисейство и законничество, которые и распяли Христа. История повторилась: «цедили комара», «сучок видели в чужом оке», а распяли Россию.

Христос у старообрядцев заменился на обряд Христа. Поэтому под благочестивой мотивацией появлялись бесчисленные толки, претендующие на истину в последней инстанции. Старообрядцы ненавидят друг друга лютой ненавистью (я имею в виду сторонников разных толков), ведь оказывается, что сородичи исказили веру. Господь еще в древности предупреждал о такой модели отношения к вере в Бога: «бойтесь фарисейской закваски».

По сути, старообрядцы волей или неволей стали соучастниками убийства России, стали ее палачами. Религиозные манипуляции как раз и были использованы в гражданской братоубийственной войне, и сами они оказались заложниками и жертвами этих манипуляций.

Сегодня Россия и Русская Православная Церковь вновь под разными предлогами начинают раскачивать, конечно же, с самыми благочестивыми намерениями. Это и та же борьба с антихристовыми печатями и кодами, с антихристовой властью, но при этом забывается самое главное - ценность единства Церкви Христовой. Технологии и модели религиозных манипуляций столетней дальности вновь были успешно применены в период современных цветных, майданных революций для стравливания людей друг с другом. Не пора ли делать выводы?

Сейчас нужно все же набраться смелости, нравственных сил, духовного мужества признать свои ошибки и просить прощения у Бога и России за свои преступления. Единственная возможность преодоления раскола для старообрядцев — это покаяние, возвращение в лоно Церкви Христовой. Такая форма, в виде единоверчества, весьма успешно существует, начиная с 1800 года.

Поместный собор Русской Православной Церкви Московского патриархата в 1971 году признал старые обряды равноблагодатными и снял те клятвы, которые были наложены на них. Но это было совершено де-юре, а де-факто с самого начала нашей господствующей Церкви она признавала святость древних обрядов. В 2000 году Синод РЗПЦ принес покаяние перед старообрядцами за причиненные им гонения.

Протоиерей Олег Трофимов, доктор богословия,
магистр религиоведения и философских наук

14 апреля 1682 г. ярким пламенем вспыхнул костер православной ин­квизиции, на котором был сожжен протопоп Аввакум, руководитель и идеолог религиозно-общественного движения на Руси, известного под названием раскола. Раскол в православной церкви послужил началом оформления одной из старейших русских религиозных сект - старообрядцев.

Старообрядчество явилось идеологической формой выражения клас­совых противоречий в XVII в. в связи с разрушением натурального хо­зяйства, ростом товарно-денежных отношений, усилением крепостниче­ского гнета. При царе Алексее Михайловиче был введен целый ряд новых законов, укрепивших власть крепостников, установлены новые порядки отбывания государственных повинностей и военной службы, подушная подать и т. п. Целью этих нововведений, проводившихся при поддержке патриарха русской православной церкви, было усиление самодержавия, а вместе с тем эксплуатации широких народных масс. Укреплялся союз церкви и самодержавия, создавалась более централизованная и крепкая церковная организация.

Новые законы вызвали недовольство в различных социальных сло­ях. В самой русской церкви давно назревал конфликт между верхушкой духовенства, утопавшей в роскоши, и рядовыми церковнослужителями,

озлобленными поборами, вымогательствами и жестокостью православной знати.

Церковная оппозиция встретила поддержку со стороны угнетаемых крепостническим государством масс, всех недовольных укреплением са­модержавия.

Несмотря на то что раскол отражал стихийный протест народных масс против усиления крепостничества и самодержавия, он уводил мас­сы от активной и сознательной борьбы, толкая их на путь религиозного фанатизма, ухода от мира, отрешения от земных интересов.

Поводом для раскола послужило решение патриарха Никона изме­нить некоторые обряды православия и исправить церковные книги по современным ему греческим источникам. Изменения эти были совершен­но несущественными. Так, до Никона крестились двумя пальцами, а он поставил креститься тремя, как крестились в то время в Греции. Имя Христа до этого произносили и писали через одно «и» - «Исус», почи­тали только восьмиконечный крест. Никон же велел писать «Иисус», почитать шестиконечный крест и т. п. Главные отличия заключаются, таким образом, лишь в обрядах. Вероучение же старообрядцев ничем от православного не отличалось.

Против патриарха выступила группа духовенства во, главе с прото­попом Аввакумом, недовольная изменениями в церковной жизни. Вдох­новителями раскольников с самого начала стали родовитые бояре и бо­гатые купцы, боровшиеся против всех нововведений, желавшие ограни­чить царскую власть. К расколу примкнули отстаивавшие свои старые феодальные привилегии торговцы, недовольные льготами купцам-ино­странцам. Основной силой этого движения стали крестьяне, выступавшие против жестокой эксплуатации, и городская беднота, обездоленная не­имоверными податями и налогами. Под религиозной оболочкой развер­нулась, таким образом, жестокая классовая борьба. Преследуемые властями, старообрядцы бежали на окраины Московского государства, на Урал, в леса Севера, на Дон. С середины XVIII в. идейное руководство расколом постепенно переходит в руки богатого купечества, которое использовало это религиозное движение для духовного порабощения трудящихся. Из силы враждебной старообрядчество превращается в си­лу, во многих отношениях полезную самодержавию. Со временем это движение распалось на два основных направления: поповцев и беспо­повцев. В поповщину отделилась та часть старообрядцев, которая по своим экономическим интересам была неразрывно связана с господствующим классом и ввиду этого готова была идти на компромисс с господствую­щей церковью. Для них вера без церкви или часовни и без попов была немыслима. Царскую власть они считали богоустановленной, молились за царя и требовали от всех верующих исполнения царских законов.

Поповцы со временем разделились на более мелкие направления и толки: единоверцы, беглопоповцы (лужково согласие, уставщина, перемазанцы и др.), белокриницкая иерархия, беловодская иерархия. Бес­поповцы - часть старообрядцев, непримиримо относившихся к господ­ствующей православной церкви и государству, в которых они видели воплощение антихриста. Они долго и тщетно ожидали второго прише­ствия Христа для уничтожения антихриста, ожидали скорого конца ми­ра, отказываясь от всякого сношения с никонианами, от попов, обособля­ясь, таким образом, от мира, в котором не видели своего места.

В XIX-XX вв. руководителями старообрядцев стали крупнейшие ка­питалисты: Гучков, ставший после Февральской революции военным ми­нистром Временного правительства, Рябушинский, грозивший задушить Октябрьскую революцию костлявой рукой голода, Рахманов, Сироткин, Щербаков. Беспоповщину возглавляли известные фабриканты Морозо­вы. Понятно, что все они активно включились в борьбу против Со­ветской власти, стараясь увлечь за собою и верующих. Старообрядческий архиепископ Мелентий, так же как и православный патриарх Ти­хон, призывал к вооруженной борьбе против большевиков.

Старообряд­ческие скиты (монастыри) долго служили пристанищем для контррево­люционеров.

Большинство старообрядцев впоследствии изменило отношение к Со­ветской власти. Они поняли, что враждебное отношение может только оттолкнуть от них оставшихся верующих.

Вред их учения и деятельности заключается во враждебном отноше­нии ко всему новому, возникающему в нашей жизни. Главари секты запрещают своей пастве ходить в театры, учиться грамоте, читать газе­ты и книги, смотреть кинофильмы. Они запрещают даже брить бороду, носить платье современного покроя, пить чай и кофе и т. п. Фанатизм некоторых из старообрядцев доходит до того, что они не едят из посуды, к которой прикасался человек другой веры. Всякий посторонний, верующий или неверующий, для них «поганый»: собьется с дороги, спро­сит, как выйти, - не скажут; попросит пить - не дадут, попросится погреться - не пустят в дом; дотронется до посуды - разобьют ее. Эти и многие аналогичные требования направлены на то, чтобы оторвать человека от той бурной, кипучей, творческой деятельности, которая на каждом шагу заставляет верующего задумываться над действительным смыслом жизни и уходить из темного царства старообрядческих сект к жизни, к свету.

Особые усилия главари старообрядчества направляют на то, чтобы оградить от влияния новой жизни молодежь, всячески ограничивая ее духовные интересы. Пережитки домостроевской морали в быту здесь можно встретить и в наши дни.

Старообрядчество - секта, заскорузлая в своей вражде к новому. Но, в отличие от других сект, она не занимается активно пропаган­дой своего учения. Пополняется она в основном за счет членов семей сектантов.

Но старообрядчество, как и другие секты, не выдерживает столкно­вения с советской действительностью. Молодежь все чаще, несмотря на запреты, бунтует против мертвящих традиций старой веры, число ста­рообрядцев неуклонно уменьшается. Сохраняется секта по преиму­ществу в глухих местах, отдаленных от промышленных и культурных центров.

Это, конечно, не значит, что старообрядчество исчезнет само собой, что оно не может принести вреда. Это религиозное течение, с его фана­тизмом, приверженностью к старому, враждебностью к новому, прино­сит большой вред. Именно поэтому борьба со старообрядчеством долж­на занимать важное место в антирелигиозной работе наших пропаган­дистов.

Раскол-отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы Никона 1653-56 гг. Во второй половине 17-18 вв. был идейным знаменем антифеодальных и оппозиционных движений.

Старообрядчество- совокупность религиозных групп и церквей в России, не принявших церковный реформ 17 века и ставших оппозиционными или враждебными официальной православной церкви. Сторонники старообрядчества до 1906 г. преследовались царским правительством. Старообрядчество делится на ряд течений (поповцы1, беспоповцы2, беглопоповцы3), толков и согласий.

Советский энциклопедический словарь.

Поповцы -течение в старообрядчестве, наиболее близкое к официальной православной церкви. Признаёт священников и церковную иерархию.

Советский энциклопедический словарь.

Беспоповцы - одно из течений в старообрядчестве. Отвергают священников и ряд таинств.

Советский энциклопедический словарь.

Беглопоповцы – течение среди поповцев в старообрядчестве. Возникло в конце 17 в. включало беглых священников, отошедших от официальной православной церкви. Основу общин составляли лица укрывавшиеся от царских властей.

Советский энциклопедический словарь.

Интерес к расколу появляется сейчас не из археологического любопытства, на него начинают смотреть как на событие, способное повториться и потому требующее внимательного изучения.

В. Распутин

Откуда пошли семейские?

Вторая половина XVIIIвека. Необозримые пространства русского государства оставались неосвоенными и слабозаселёнными. В Сибири вопрос колонизации отдельных районов настолько назрел, что его нужно было решать немедленно: медеплавильным, сереброплавильным, железоделательным заводам, возникшим к этому времени на востоке страны, требовалось много рабочих, специалистов, которых нужно было кормить. В продовольствии нуждались и регулярные войска, казаки, производившие мало хлеба.

Правительство Екатерины IIусмотрело в старообрядцах прекрасных колонистов, которые смогут хлеб и другие сельскохозяйственные продукты там где их не хватает. Будучи исконными земледельцами они обладали такими чертами, как предприимчивость, трудолюбие, были отличными общинниками, да и на западных границах без них было бы спокойнее. Поэтому возложить на них дела русской земледельческой культуры казалось просто необходимым.

Из Верхотурья потянулись неведомую Сибирь по старому Московскому тракту подводы, сани, повозки, телеги, гружённые самым необходимым домашним скарбом, стариками, больными да малыми детьми. Младенцев везли в берестяных люльках, подводы конвоировали солдаты и казаки. Путь лежал за Байкал-море, куда были направлены беглые старообрядцы из пределов Заднепровья. Природа Забайкалья всегда вызывала восхищение у путешественников.

Но хлебопашество в Забайкалье до середины XVIIIвека развивалось очень медленно и не везде успешно. Отдельные островки русского земледелия не обеспечивали потребности населения в хлебе. А количество крестьян, казаков, служилых и промышленных из года в год возрастало. И надо отметить, что с появлением русских людей в Забайкалье, к многоликости природной среды, к чересполосице местных ландшафтов прибавилось и разнообразие этнических культур, усилилась антропологическая и этнографическая пестрота в крае, появились новые селения, пополнялись вновь поселяемыми людьми старые деревни и слободы, а вокруг них земля принимала обхоженный вид. Тщательно обработанные огороды, полосы пашен и сенокосов занимали всё большее пространство. Две цивилизации бок о бок начали жить в крае: скотоводческая и земледельческая. Началось их взаимное влияние, культурный обмен, усилилась торговля. Всё это положительно сказалось на развитии производительных сил в Забайкалье.

Особый колорит, пестроту и яркость в этнографическую картину Забайкалья внесли поселённые здесь староверы, выведенные из польских пределов. С их водворением началось более интенсивное освоение девственных мест этого края. Приведённые сюда в значительном числе (около 5 тыс. человек) старообрядцы, обладая большим сельскохозяйственным опытом, крепкой общинной сплочённостью и поразительным трудолюбием, уже через короткое время достойное признание лучших земледельцев края.

Прежде в сельских общинах велись летописи о значительных событиях в жизни старообрядцев Забайкалья, но эти записи почти все куда то исчезли. Старые рукописные и печатные книги дониконианского времени, которые так ценились староверами, в большинстве своём уничтожены во время репрессий 20-30х гг. или позже по невежеству, иные же закопаны в могилы с их владельцами, другие попали в нечистые руки скупщиков, какая то часть оказалась в руках специалистов-археографов, собиравших редкие старые книги в специальных экспедициях.

Обнаруженные документы свидетельствуют о некоторых сторонах внутренней жизни раскольников конца XVIII– начала XIXвв. Они не теряли связи с прежними местами жительства. Из их прошений об открытии церкви видно, что забайкальские старообрядцы списались с Черниговской дикастерией и с её ведома просили себе в старообрядческие священники «Черниговской губернии Лужковского погоста Дмитрия Алексеева да Митьковского посада Фёдора Иванова», а позже некоего Петрова. Добиваясь открытия церкви, старообрядцы действовали довольно сплочённо и дружно. От своих обществ они выбрали двух доверенных лиц, Фёдора Черных и Ануфрия Горбатых, собрав им на мирские нужды 800 руб. В 1794 г. разрешение было получено, но дело застопорилось спорами о месте строительства церкви. Доверенные, нарушив «мирской приговор» об открытии Покровской церкви в д. Куналейской, где было «ветковское согласие», предложили свой религиозный центр- д. Шаралдайскую. В 1801 г. старообрядцы запросили с Тельминской казённой фабрики Антропа Черных и посельщиков Иркутской округи Манзурской волости Фёдора Разуваева и Бориса Семёнова, обещав за них «исправно вносить государственные подати». Черных им потребовался для «написания икон, а последних двух выбирают старообрядцы все в причетники». На запросы духовных властей старцы разъяснили, что церковную службу они хотят вести по книгам царя Алексея Михайловича, а федосеевцы крестят и женят детей в церкви, а больше никаких обрядов не признают.

Староверие явление парадоксальное. Парадокс его состоит в сохранении русско-византийских православных и языческих основ через раздробленность и концентрацию. Начало этому было положено ещё при царе Алексее Михайловиче и при патриархе Никоне. Разобщённость их по территориям (местностям), ими населённых, и по согласиям и толкам продолжается до наших дней. Но зато наблюдается удивительная концентрация духа и творческих производственных успехов на их жизненном пути в небольших общинах, поселениях или анклавах.

Конечно, мы не можем закрывать глаза и на негативные явления в быту и культуре староверов. К ним можно отнести отрицание научной медицины, в частности отказ от оспопрививания (в рубце, оставшемся от прививки, видели знак антихриста), что приводило к высокой детской смертности. Отрицанием научной медицины можно объяснить раздражающий многих запрет на общение с мирскими в «ядении, питии и дружбе». Запрет есть из одной чашки и пить из одной посудины с не старовером - явление, вполне объяснимое. Он был установлен с чисто гигиенической целью – не перенять болезнь от другого человека. Староверам в старину не разрешалось пить чай и кофе. Староверы не признавали светской грамоты – только церковнославянскую. Староверы до революции составляли значительную часть русского народа. Их численность превышала 20 млн. чел. И эти люди постоянно находились на положении гонимых как со стороны официальной русской православной церкви, так и со стороны государства.

Староверы - кто они?

Староверы - кто они: Беспокойный дух России или же её невежество, фанатизм, рутина, пионеры освоения новых земель или вечно мечущиеся странники, ищущие своё Беловодье!?

В поисках ответа на эти вопросы нельзя не отметить, что старообрядцы сохранили крепкий дух своих учителей: протопопа Аввакума, боярыни Морозовой, епископа Павла Коломенского, - дух гордого сопротивления властям, неубывающего кержацкого упрямства в сохранении своей веры, своей культуры.

Староверы в истории России – феномен поразительный. Сторонники староверия впечатляют преданностью вере, широтой расселения на земном шаре, сохранением древнерусской культуры и своего лица на протяжении одной трети тысячелетия. Осмотрительный консерватизм старообрядцев во многом оказался нужным для нового подъёма или возрождения национальной культуры, ибо продлил её бытование до наших дней и, надо полагать, ещё сослужит свою службу в различных уголках земного шара, куда забросила судьба горсточки дюжих русских людей, приверженцев старой веры и старых обрядов.

Гонимые властями старообрядцы становились невольными насельниками новых земель. Их хозяйственная деятельность на этих землях требовала выхода на рынок, что приводило к завязыванию связей с аборигенами края, к взаимовлиянию различных культур. Такое взаимное влияние наблюдалось почти везде, где поселялись старообрядцы. Гонения на приверженцев старой веры и старых обрядов начались в царствование Алексее Михайловича, названного Тишайшим, во времена патриаршества Никона (1652-1666 гг.) и продолжались вплоть до наших дней. Лишь в последние годы начался поворот к веротерпимости.

Менялись цари, менялись власти и режимы, а репрессии против ревнителей старой веры и древнего благочестия не прекращались: они или усиливались, что происходило в царствование Софьи, Петра I, Анны Иоановны, Павла I, Николая I, в советское время или несколько затухали, ослабевали при Екатерине II, Александре I, Александре III, Николае II.

Как отколовшуюся непокорную часть народа староверов объявили вне закона, лишили всех прав и преследовали за веру.

Сегодня, в отличие от прошлых десятилетий, не является «террой инкогнита» — явлением неизвестным, непонятным и не изученным. Истории и культуре старообрядчества посвящено сотни научных исследований, десятки книг и кинофильмов, тысячи статей и заметок в интернете. К некогда неизвестной летают туристы на вертолете, на, казалось бы, полностью забытое в советские годы Рогожское кладбище , а старообрядческие иконы и книги экспонируются в залах Федерального Собрания страны. Тем не менее в обществе сохраняется ряд устойчивых мифов о старообрядчестве.

Какие-то мифы пришли в нашу эпоху из дореволюционных времен, когда клевета на старую веру возводилась в ранг государственной политики, другие имеют «советские» корни и связаны с антирелигиозной пропагандой, некоторые появились совсем недавно и отражают «детские болезни» становления общественного самосознания новой России. Попробуем разобраться с некоторыми из мифов.

1. Целью реформы патриарха Никона было исправление русских богослужебных книг по древним рукописям

Ответ : Современной наукой доподлинно установлено, что в ходе реформ патриарха Никона и исправления богослужебных книг не использовалось никаких авторитетных исторических источников и древних рукописей. Литургист и византолог А.А. Дмитриевский указывает:

Выяснено уже в исторической литературе с достаточной убедительностью, что книжная справа при патриархе Никоне, да и во все последующее время при его приемниках велась на Московском печатном дворе не по старым харатейным греческим и славянским церковно-богослужебным рукописям, а по печатным греческим книгам венецианской типографии. (Дмитриевский А.А. Исправление книг при патриархе Никоне и последующих патриархах. С. 26).

Этого же взгляда на исправление книг держались такие ученые, как С.А. Белокуров (1862-1918), профессор Н.Ф. Каптерев (1847-1918), П.Ф. Николаевский (1841-1899), И.Д. Мансветов (1843-1885) и другие. Найдены и книги, с которых патриарх Никон приказал «исправлять» весь древнерусский богослужебный чин. Их всего две: Служебник 1602 года венецианского издания Антония Пинела и Служебник 1604 года львовского епископа Гедеона Балабана, изданный в Стрятине.

2. Старообрядцы не являются православными христианами

Ответ : Этимология слова «православие » и «православный » понятна любому человеку, хотя бы немного знающему русский язык. Два корня этого слова «право » и «славие » обозначают правое, правильное прославление Бога.

Так вот, в своем богословии старообрядцы придерживаются учения Церкви, выраженного святыми отцами семи Вселенских и ряда древних Поместных Соборов, а также Соборов русской Церкви, состоявшихся до церковного раскола XVII века. В своей богослужебной жизни старообрядцы употребляют обряды, чины и последования, полностью соответствующие догматическому содержанию учения древней Церкви.

  • Так, двуперстное крестное знамение символическим языком жестов выражает православный Символ Веры, принятый отцами Никейского и Цареградского Вселенских Соборов, а именно воплощение Сына Божьего в земном человеке и его крестную жертву, то есть веру во святую Троицу — Отца и Сына и Святаго Духа — и во Христа, имеющего две природы — Бога и человека, и что именно Христос был распят на кресте.
  • Трехпогружательное крещение, употребляемое у старообрядцев, символически означает соумирание и совоскресение человека со Христом.
  • В старообрядческой Церкви употребляется унисонное, монодическое церковное пение, главной целью которого является не развлечение слуха, а молитва.
  • Иконы, используемые старообрядцами, — исключительно канонического письма, которое, как известно, отображает в первую очередь духовную ипостась изображаемого лица или события.

Таким образом, в старообрядческой церкви богослужение, богопрославление происходит с употреблением соответствующих христианской догматике чинов и обрядов. Иными словами, Бог воспевается и прославляется «право», «правильно», «православно». Поэтому именно старообрядцев и надо называть православными, поскольку они славят Бога в правильных формах богопочитания.

Прочих же христиан, включая даже тех, кто придерживается правильного догматического учения Церкви, но употребляет искаженные формы богослужения, православными называть уже нельзя. Искаженные формы прославления Бога свидетельствуют уже не о «православии» (правильном прославлении), а как минимум о «кривославии » (так или иначе искаженном прославлении).

3. Старый обряд может быть понятен только русским и русскоговорящим

Ответ : Поскольку обряды и чины, употребляемые старообрядцами, символически отражают догматическое учение древней христианской Церкви, то они будут понятны любому христианину, признающему это учение, на каком бы языке он не разговаривал.

В качестве примера можно привести , в котором два пальца (указательный и великосредний) сложены во имя двух естеств во Христе — Божеского и человеческого. Совершенно очевидно, что на любом языке мира два пальца означают число два. В противоположность этому в новообрядческой церкви широко используется так называемое именословное перстосложение, когда пальцами пытаются изобразить буквы «IС» и ХС». Однако человеческими перстами можно изобразить лишь славянские или греческие литеры. Ни на каких других языках, как современных, так и древних, имя Спасителя таким способом изобразить невозможно.

4. Староверы не пьют чай, кофе и не едят картошку, не пользуются телефоном и компьютерами — словом, живут как Агафья Лыкова

Ответ : Староверы (старообрядцы) в наши дни употребляют чай, кофе, картошку и иные современные продукты, однако при этом отдают предпочтение блюдам русской национальной кухни. Исторически настороженное отношение староверов к зарубежным товарам, включая продукты питания, связано с тем, что среди подобных новинок встречаются некоторые, могущие нанести непоправимый вред духовному или телесному здоровью. Так, например, старообрядцы в течение трех сотен лет выступали против употребления табака, активно насаждаемого зарубежными торговцами и российской государственной властью. Но только в последние десятилетия общество признало правоту староверов и стало бороться с распространением этого пагубного зелья.

В 1909 г. вопрос об употреблении чая, кофе и картофеля вызвал острую полемику на Первом старообрядческом съезде старообрядцев-безпоповцев (приемлющих брак). После обсуждений этой темы было принято решение:

Еретиками считать нельзя. Наказующим следует внушить, что нигде употребление чая и вина не называется ересью. Чрезмерное употребление всего есть грех. Относится к разряду излишеств. Умеренно употребляющих водку и чай не обязывать епитимиями.

Возникшие пищевые традиции и устные предания, не обязательно даже основанные на Библии или иных источниках, в современном старообрядчестве разнятся в зависимости от особенностей народа, места и времени проживания. Большая же часть пищевых запретов уже не соблюдается.

Также староверы пользуются современными технологическими приспособлениями — это в полной мере касается и староверов, проживающих в глубокой тайге. Там имеются средства передвижения охотников и рыболовов, современное оружие, аппаратура связи и навигации.

Что касается городского старообрядчества, то многие его представители в свое время стояли на передовом крае научного и технического прогресса. Старообрядцем был известный русский изобретатель И.П. Кулибин . Крестьянин Ф.А. Блинов разработал первый в мире концепт гусеничного трактора, схема которого легла во все последующие машины на гусеничном ходу, включая танки. Председатель совета Рогожской общины П.П. Рябушинский стоял у основ атомной энергетики. Основатель пароходного общества «По Волге» нижегородский купец Д.В. Сироткин одним из первых стал использовать нефтеналивные танкеры.

Что же касается семьи Лыковых и в частности Агафьи Лыковой, с образами которых часто связывают старообрядчество, то можно точно сказать, что они смогли выжить в тайге благодаря картофелю, который культивировали более 40 лет. Сегодня же Агафья и другие отшельники-старообрядцы при необходимости используют современные средства связи, лекарственные препараты и т. п.


5. Старообрядцы организовали Октябрьскую революцию 1917 года

Ответ : Идея о том, что революцию в значительной степени сделали старообрядцы, появилась совсем недавно. Ни большевики, ни монархисты, ни представители белого движения, ни советские историки и представители русской эмиграции никогда не упоминали о какой-либо роли старообрядцев в революционных событиях 1917-1918 годов. Эта идея возникла лишь в конце 1990-х гг., когда страну покинула большая часть тех, кого псевдопатриотические круги до этого традиционно считали виновными в революции, то есть евреи. Потребовалось найти новых виновных. А поскольку ни русский народ в основной своей массе, ни синодальная церковь, которая первой среди религиозных конфессий приветствовала свержение царя, виновными в революционных событиях признавать себя не хотели, то появилась идея назначить виновными староверов.

Эту идею в нескольких статьях обозначил экономист О.Л. Шахназаров. Затем ее стал развивать историк А.В. Пыжиков . Старообрядческий историк М.А. Дзюбенко указывает:

Труды этих исследователей содержат огромное количество фактических ошибок и умолчаний. Перед нами псевдонаучный манипулятивный монтаж в востребованном ныне стиле. Относиться к этим работам и содержащимся в них заявлениям серьезно не стоит. Надо четко понимать: старообрядчество лишь в последние десять лет существования Российской империи было ограниченно допущено к общественной жизни и, в отдельных случаях, к государственной жизни. Повлиять на общий ход событий оно, может быть, и хотело, но не могло, поскольку весь уклад российского государства противоречил ценностям древлеправославия. Так что, безусловно, главную ответственность за произошедшее в 1917 г. несут те, у кого были власть и численное преимущество, и переложить эту ответственность на других не получится.

6. Чтобы присоединиться к старообрядческой Церкви, нужно второй раз креститься

Ответ : Поскольку старообрядческая Церковь, как было указано выше, в совершении таинств следует православной догматике и Церковному Преданию, то и в ней совершается через полное погружение.

50 правило св. апостолов гласит:

Если кто, епископ или пресвитер, совершит не три погружения единого тайнодействия, … да будет извержен.

В 91 правиле св. Василия Великого говорится, что погружательное крещение есть святоотеческое предание:

Откуда и троекратное погружение человека? И прочее, бывающее при Крещении: отрицаться сатаны и аггелов его, из какого взято Писания? Не из сего ли необнародываемого и неизрекаемого учения, которое Отцы наши сохранили в недоступном любопытству и выведыванию молчании, быв здраво научены молчанием охранять святыню Таинства.

Крещение через обливание, окропление, равно как и крещение мученической кровью, песком и прочим допускаются лишь в исключительных случаях, когда крещающийся тяжко болен и нет никакой возможности крестить его погружением, либо человек находится в заточении, и ему грозит скорая гибель. Проводимый в таком случае обряд, по сути, не является таинством крещения, но лишь служит свидетельством для внешних о том, что человек исповедует свою веру во Христа.

В качестве таких примеров можно привести благоразумного разбойника Раха, распятого одесную Христа на Голгофе. Над ним не было исполнено никакого крещения, но он лишь своим устным исповеданием и кровью заслужил право первым быть в раю. И наоборот, широко известна история о неком путешественнике-еврее, который тяжко заболел в пустыне и, встретив на своем пути христианских монахов, умолял крестить его. Поскольку рядом не было никакой воды, странствующие иноки крестили его песком. Однако по прибытии в ближайший город дело о крещении песком было рассмотрено местным епископом. И поскольку по счастью путешественник не умер в пустыне, «епископ Дионисий велел крестить еврея в воде, ни во что вменив крещение песком ».

С распространением обливательного крещения на западе восточные церкви отдельными своими решениями утвердили практику полного погружательного крещения лиц, крещенных другими неканоническими способами. Самыми яркими примерами этого являются постановление Константинопольского Собора 1755 года и Московского Собора 1620 года, отвергающие действительность обливательного крещения.

Таким образом, крупнейшие старообрядческие согласия, такие как и , присоединяют христиан, крещенных погружательно, безо всякого дополнительного крещения. Не имеющие же канонического крещения (прошедшие обряды обливания, окроплении, посыпания песком и т. п.) получают полное трехпогружательное крещение, которое считается первым и единственным.

Есть, однако, и другая точка зрения. Другие старообрядческие согласия (главным образом безпоповцы — и Древлеправославная Кафолическая церковь Старопоморского ) совершают крещение над каждым присоединяющимся, независимо от того, как был крещен человек раньше. Это толкуется следующим образом: «крещение в еретической церкви не есть крещение, но паче осквернения, так как совершается еретическими священниками». Поморские сочинения XVIII века указывают: любой еретик, в отсутствие священных лиц, может быть принят в церковь только через повторное крещение, а приём по второму и третьему чину в условиях отсутствия священства невозможен.

Таким образом, при отсутствии священства у безпоповцев вступают в силу церковные правила, позволяющие мирянину в особых случаях крестить и перекрещивать, то есть принимать «от ересей приходящих» первым чином. Выговцы, обосновывая перекрещивания, писали, что вообще всякий еретик подлежит повторному крещению, а если церковь прежде и не перекрещивала некоторых еретиков, то это следует понимать не как закон, а как «снисхождение», в надежде их скорейшего обращения.

7. Староверы — это язычники, которые жили на Руси до крещения Владимиром

Ответ : После церковного раскола XVII века в правительственных и церковных документах православных христиан, сохраняющих древние Богослужебные чины, старопечатные книги и обычаи, называли «раскольниками». Во времена правления Екатерины Великой по предложению князя Потемкина Екатерина подписала ряд документов, предоставляющих им права и льготы на проживание в особых районах страны. В этих документах староверы были поименованы не как «раскольники», а как « ». Сами же древлеправославные христиане нередко называли себя староверами, поясняя, что разница между старообрядчеством и новообрядчеством не только в обрядах, но и в самой вере.

В конце XX века в России стали появляться религиозные и квазирелигиозные культурные объединения, исповедующие религиозные воззрения, не имеющие отношения к христианству. Сторонники некоторых подобных объединений и сект провозглашают возрождение религиозных традиций дохристианской, языческой Руси. Чтобы выделиться, отделить свои воззрения от христианства, полученного на Руси во времена князя Владимира, некоторые неоязычники начали называть себя «староверами».

И хотя употребление этого термина в данном контексте неправильно и ошибочно, в обществе стали распространяться воззрения, что староверы — это действительно язычники, которые возрождают старую веру в древних славянских богов — Перуна, Сварога, Дажьбога, Велеса и прочих. Не случайно поэтому, например, появилось религиозное объединение «Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов-инглингов».

В какой-то момент, в начале 2000-х годов, термин «староверы» стал весьма широко восприниматься как синоним язычников. Однако благодаря широкой разъяснительной работе, а также ряду серьезных судебных процессов против «староверов-инглингов» и других экстремистских неоязыческих группировок, популярность этого лингвистического феномена сегодня пошла на спад. В последние годы подавляющее большинство неоязчников предпочитают все же называться «родноверами».

Религиозно-политическое движение XVII века, в результате которого произошло отделение от Русской православной церкви части верующих, не принявших реформ патриарха Никона, получило название раскола .

Также на богослужении вместо пения "Аллилуйя" два раза было велено петь три раза. Вместо обхождения храма во время крещения и венчания по солнцу было введено обхождение против солнца. Вместо семи просфор на литургии стали служить на пяти. Вместо восьмиконечного креста стали употреблять четырехконечный и шестиконечный. По аналогии с греческими текстами вместо имени Христа Исус в новопечатных книгах патриарх приказал писать Иисус. В восьмом члене Символа веры ("В Духа Святаго Господа истинного") убрал слово "истинного" .

Нововведения были одобрены церковными соборами 1654-1655 годов. В течение 1653-1656 годов на Печатном дворе выпускались исправленные или вновь переведенные богослужебные книги.

Недовольство населения вызвали насильственные меры, с помощью которых патриарх Никон вводил в обиход новые книги и обряды. Первыми за "старую веру", против реформ и действий патриарха выступили некоторые члены Кружка ревнителей благочестия. Протопопы Аввакум и Даниил подали царю записку в защиту двоеперстия и о поклонах во время богослужения и молитв. Затем они стали доказывать, что внесение исправлений по греческим образцам оскверняет истинную веру, так как греческая церковь отступила от "древлего благочестия", а ее книги печатаются в типографиях католиков. Иван Неронов выступил против усиления власти патриарха и за демократизацию церковного управления. Столкновение между Никоном и защитниками "старой веры" приняло резкие формы. Аввакум, Иван Неронов и другие противники реформ подверглись жестоким преследованиям. Выступления защитников "старой веры" получили поддержку в различных слоях русского общества, начиная от отдельных представителей высшей светской знати и заканчивая крестьянами. В народных массах живой отклик находили проповеди расколоучителей о наступлении "последнего времени", о воцарении антихриста, которому якобы уже поклонились царь, патриарх и все власти и выполняют его волю.

Большой московский Собор 1667 года анафематствовал (отлучил от церкви) тех, кто после многократных увещеваний отказался принять новые обряды и новопечатные книги, а также продолжал ругать церковь, обвиняя ее в ереси. Собор также лишил Никона патриаршего сана. Низложенный патриарх был отправлен в заточение — сначала в Ферапонтов, а затем Кирилло Белозерский монастырь.

Увлекаемые проповедью расколоучителей многие посадские люди, особенно крестьяне, бежали в глухие леса Поволжья и Севера, на южные окраины Русского государства и за границу, основывали там свои общины.

С 1667 по 1676 год страна была охвачена бунтами в столице и на окраинах. Затем с 1682 года начались стрелецкие бунты, в которых раскольники играли немаловажную роль. Раскольники совершали нападения на монастыри, грабили монахов, захватывали церкви.

Страшным последствием раскола явились гари — массовые самосожжения. Самое раннее сообщение о них относится к 1672 году, когда в Палеостровском монастыре совершили самосожжение 2700 человек. С 1676 по 1685 год, по документально зафиксированным сведениям, погибли около 20 000 человек. Самосожжения продолжались и в XVIII веке, а отдельные случаи — в конце XIX века.

Главным результатом раскола явилось церковное разделение с образованием особой ветви православия — старообрядчества. К концу XVII — началу XVIII века существовали различные течения старообрядчества, получившие названия "толков" и "согласий". Старообрядчество разделилось на поповщину и беспоповщину. Поповцы признавали необходимость духовенства и всех церковных таинств, они были расселены в Керженских лесах (ныне территория Нижегородской области), районах Стародубья (ныне Черниговская область, Украина), Кубани (Краснодарский край), реки Дон.

Беспоповцы жили на севере государства. После смерти священников дораскольного рукоположения они отвергали священников нового поставления, поэтому стали называться беспоповцами. Таинства крещения и покаяния и все церковные службы, кроме литургии, совершали избранные миряне .

Патриарх Никон уже никакого отношения к гонениям на старообрядцев не имел — с 1658 года до кончины в 1681 году он находился сначала в добровольной, а затем в вынужденной ссылке.

В конце XVIII века сами раскольники стали предпринимать попытки сблизиться с церковью. 27 октября 1800 года в России указом императора Павла было учреждено единоверие как форма воссоединения старообрядцев с Православной церковью.

Старообрядцам, было дозволено служить по старым книгам и соблюдать старые обряды, среди которых наибольшее значение придавалось двоеперстию, но богослужение и требы совершали православные священнослужители.

В июле 1856 года по указу императора Александра II полиция опечатала алтари Покровского и Рождественского соборов старообрядческого Рогожского кладбища в Москве. Поводом послужили доносы, что в храмах торжественно совершаются литургии, "соблазняющие" верующих синодальной церкви. Богослужения проводились в частных моленных, в домах столичных купцов и фабрикантов.

16 апреля 1905 года, накануне Пасхи, в Москву пришла телеграмма Николая II, разрешающая "распечатать алтари старообрядческих часовен Рогожского кладбища". На следующий день, 17 апреля, был обнародован императорский "Указ о веротерпимости" гарантировавший староверам свободу вероисповедания.

В 1929 году патриарший Священный Синод сформулировал три постановления:

— "О признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им";

— "Об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам, и в особенности к двуперстию";

— "Об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие".

Поместный Собор 1971 года утвердил три постановления Синода от 1929 года.

12 января 2013 года в Успенском соборе московского Кремля по благословению святейшего патриарха Кирилла была совершена первая после раскола литургия по древнему чину.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источнико в



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: