Лики богородицы. Почитаемые иконы божией матери в алфавитном порядке

Каждый человек с появлением его в мире призван прославлять Бога своего, того, кто сотворил его, мир, землю, животных, людей и все остальное. Но задавались ли вы вопросом, как много вы знаете о своей вере, её традициях и святых, а также значении православной Церкви в мире на сегодняшний день? Православием называется истинное, настоящее Богопознание.

Традиционно все православные веруют в Святую Троицу: Отца, Сына и Святого Духа. Но, кроме этого, в любой православной Церкви можно встретить иконы святых. Сталкиваясь, с различными жизненными трудностями верующие обращаются за помощью не только к Всевышнему, но и к святым, через их и определенные молитвы. У каждого свой ангел-хранитель и святой, в которого человек верит больше, чем в остальных. Но для того, чтобы жизненная ситуация разрешилась в лучшую сторону, и просящий был услышан необходимо знать все иконы и их значение.

Иконы всех святых фото и их значение.

Для начала, разберемся с вопросом что такое иконы. Икона – священное изображение лиц святых, а также событий церковной истории, представленной в библии . Другими словами, икона – это путь и способ связи и объединения с Богом. Разные иконы помогают в разных ситуациях.

Николай Чудотворец поможет вам в любой нужде. Говорят, его икона, находящаяся у вас дома, защитит вас и ваших близких от нищеты и нужды. Вы можете попросить святого о том, чтобы в доме был достаток, благополучие. Николаю Угоднику поклоняются все и путешественники, и летчики, и водители, и моряки, и все, кто просто верит в него.

Православные празднуют праздник Николая Чудотворца дважды в год — 22 мая и 19 декабря. Эти две даты фиксированы, в отличие от некоторых других церковных праздников.

2. Божья Матерь

Божья Матерь — один из наиболее почитаемых иконописных образов среди православных верующих. Образ Божьей Матери всегда был и по настоящий день считается символом хранительницы и заступницы русского народа. Одним из доказательств является победа русского народа в Великой Отечественной войне под защитой Божьей Матери. Именно с того времени повелось на Руси, что образ Богоматери помогает и защищает Русскую землю.

Несмотря на общее значение, в Православии существуют разные иконы Девы Марии. У каждого вида есть свое особое значение для верующих. Мы приведем, к примеру, пять видов изображений Девы Марии:

  • Путеводительница —

По библейским данным, именно она впервые была написана евангелистом Лукой. Дева Мария изображена здесь по пояс, реже по плечи. Имеется также легкий наклон головы в сторону Иисуса Христа, а правой рукой указывает на него. Данный тип означает взаимные отношения матери и сына.

  • Умиление — Елеуса

В данном случае Божья Матерь прижимает к щеке своего малыша, между ними нет расстояния, и это является символом безграничной любви и нежности между сыном и матерью. Умиление несет безграничную любовь Бога ко всем людям, изображение напоминает нам о его великой жертве во спасение всего человеческого народа.

  • Молящаяся — Оранта, Панагия, Знамение

Божья Матерь изображена по пояс или же во весь рост с поднятыми кверху руками, ее сын Иисус изображен по центру, на уровне груди своей матери. Здесь значением является предзнаменование Рождества Христова.

  • Всемилостивая — Панахранта,

Дева Мария, восседающая на троне и Иисус, сидящий у нее на коленях, это все лишь показывает ее величие, как заступницы земной.

  • Заступница — Агиосоритисса

Здесь Дева изображена одна, без сына божьего. Ее руки направлены к Богу, что означает моление о защите человечества Пресвятой Богородицей перед Иисусом Христом.

Иоанн Креститель является последним пророком Ветхого Завета, который представил народу Израиля в качестве спасителя - Иисуса Христа. Его также зовут другим именем — Иоанн Предтечи — подчеркивающим свою специфическую роль предтечи и предшественника Иисуса. Именно Иоанн крестил Иисуса Христа в реке Иордан. К иконе обращаются за помощью в плодородности почвы и богатом урожае.

Праздник Иоанна Крестителя отмечается несколько раз и связан с различными эпизодами из его жизни и почитания. 7 июля — Рождество Иоанна Крестителя; 11 сентября — Обезглавливание Иоанна Крестителя; 20 января — Синапсис Иоанна Крестителя.

4. Георгий Победоносец

— православный святой. Он изображен сидя на коне и с мечом дракона в руках. Именно он поможет вам в делах с вашими детьми, а также в защите ваших домашних зверей. Праздник Георгия Победоносца празднуется 6 мая.

5. Иоанн Кронштадтский

Отец Иоанн Кронштадтский, один из самых известных святых недавней истории, обладал евангельским рвением и, прежде всего, был православной традиции и веры и жизни Православной Церкви. Отец Иоанн, можно сказать, семейный святой, был выразительным и впечатляющим проповедником, человеком, который перенес сердца отверженных грешников в покаяние, человека с большой глубиной любви и духовного целителя. Огромные толпы устремились к нему со всех частей православной России, чтобы услышать его и исцелиться от него (в теле и душе). До сих пор к его иконе обращаются с просьбами об исцелении от тяжелых болезней. Днем памяти святого Иоанна Кронштадтского считается 2 января.

6. Святой мученик Вонифатий

Если в вашем доме поселилась проблема алкоголизма, советом вам будет обращение за помощью к Вонифатию. Кроме того, он поможет вам справиться с обжорством.

7. Блаженная Матрона Московская

Матрона была наделена особым чувством, духовной проницательностью, чудотворными и исцеляющими силами. Еще в раннем возрасте ее семья, а также соседи заметили, что она знала абсолютно все не только о людских грехах, но и об их мыслях. В дополнении ко всему она с легкостью могла видеть приближающиеся опасности и социальные катастрофы.

Икона Блаженной Матроны — одна из тех, к которым вы можете приходить поклониться и попросить абсолютно обо всем, в особенности об исцелении. Стоит также помнить о том, что верующие должны знать иконы и молитвы к ним. Праздником в честь Матроны Московской считается день — 22 ноября каждого года.

8. Ксения Петербургская

Каждый должен знать какие иконы для чего нужны, например, икона Ксении Петербургской поможет всем в семейных проблемах. Обращаться к ее иконе можно не только с просьбами о счастливом браке, но и при скорби. Днем блаженной Ксении Петербургской считается 6 февраля.

Святой Серафим Саровский — один из самых любимых и известных православных святых последних времен. Он провел 1000 дней и ночей на камне, обращаясь с молитвами к Богу о прощении. Он был отшельником, духовным проводником и священником. Он вел много христианских душ на пути апостольского христианства в России в течение 19-го века.

Существуют разные иконы, например, иконы семейные, среди которых . Молите Серафима Саровского об исцелении от болей в суставах, руках, ногах и позвоночнике. Праздник обретения мощей Серафима Саровского в православии празднуется 1 августа.

10. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София .

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София верили в Бога и доказали, что люди, укрепленные благодатью Святого Духа, не имеют препятствия к проявлению сил духа и мужества. Вы тоже можете попросить заступничества святых в день их молебна — 17 сентября — и в любой другой день.

Пару слов о том, как нужно молиться

Вне зависимости от того женщина вы или мужчина, перед походом в Храм вам необходимо очиститься и телесно, и душевно. Только потом отправится в храм с благими намерениями. Женщина обязательно должна быть в юбке, желательно, чтобы юбка покрывала колена. Мужчины приходят в обычной одежде, но без головного убора. Все женщины в обязательном порядке должны покрыть голову платком.

Прежде чем войти в храм и совершить молитву вам необходимо перекреститься перед входом в церковь. После чего, вы можете подойти к иконе. С выбором иконы вам поможет наш список. Перед иконой вам нужно покреститься, прочесть молитву и вновь покреститься три раза. Каждая икона требует своей молитвы, обычно молитву можно найти вблизи иконы. После окончания вашей молитвы в храме вам необходимо перекреститься три раза на выходе, и только потом отправится по своим делам с чистой душой.

Иконы Богородицы – Православная Церковь почитает многие: Казанскую, Владимирскую, Иверскую и многие другие. Так почему их так много? Об этом наша статья!

Почему так много икон Богородицы?

Разнообразие икон Богородицы поражает воображение. Число почитаемых икон, по подсчетам специалистов, достигает семисот. Откуда взялось такое множество образов и как в них ориентироваться, «НС» объяснила искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея, автор книг о русской иконе.

Особое покровительство

В истории христианства есть страны и народы, которые ощущали свою тесную связь с Богородицей. В их числе, например, Грузия — по Преданию, эта земля выпала Деве Марии по жребию для проповеди, и Божия Матерь навсегда обещала Грузии свое покровительство. На Афоне Богородица почитается игуменьей Святой горы. В Западной Европе Она именовалась Королевой Польши. А в Средние века Ливония (часть Латвии) называлась «Терра Мариана» — земля Марии.

Но все-таки на Руси Богородицу почитали особо. Одна из первых церквей в Киеве — Десятинная, построенная еще при князе Владимире, была посвящена Богородице (празднику Успения). В XII веке князь Андрей Боголюбский даже ввел в русский церковный календарь новый праздник — Покров Пресвятой Богородицы, официально обозначив тем самым идею покровительства Божией Матери русской земле. За десять веков христианской культуры в России написано множество гимнов Божией Матери и создано потрясающее количество икон, многие из которых прославились как чудотворные, многие были свидетелями и участниками русской истории. Яркий тому пример — , которая сопровождала Россию на протяжении всей ее истории.

Согласно восточно-христианской традиции Богородицу принято изображать в вишневом мафории (плате), синей тунике и голубом чепце. На мафории обычно изображаются три золотые звезды — символ девства «до Рождества, в Рождестве и по Рождестве» и символ Святой Троицы. Во многих иконах фигура Богомладенца закрывает собой одну из звезд, символизируя тем самым Воплощение второй ипостаси Святой Троицы — Бога Сына. Кайма на мафории – знак Ее прославления. Например, на мафории Богоматери Донской исследователи увидели надпись и расшифровали ее, и в ней действительно прочитывается прославление Богородицы

Икона на Руси была и моленным образом, и книгой, с помощью которой обучаются основам веры, и святыней, и главным богатством, которое передавали в наследство из поколения в поколение. Обилие икон в русских церквях и домах верующих по сей день удивляет иностранцев. Иконы Богородицы тем более любимы, что Ее образ, близкий народной душе, кажется доступнее, ему открывается сердце, может быть, даже легче, чем Христу.

«И при всей доступности этого образа лучшие иконы содержат глубочайший богословский смысл, — говорит искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея. — Образ Богородицы сам по себе столь глубок, что богородичные иконы оказываются одинаково близки и простой неграмотной женщине, в любви своей к Матери Божией принимающей каждую богородичную икону за самостоятельную личность, и интеллектуалу-богослову, усматривающему даже в самых простых каноничных образах сложный подтекст».

Верная лоция

Учение Церкви о Богоматери напрямую связано с христологической догматикой и основано прежде всего на тайне Боговоплощения. «Через иконописный образ Богородицы раскрывается глубина богочеловеческих отношений, — объясняет Ирина Языкова. Дева Мария дала жизнь Богу в Его человеческой природе — тварь вместила Творца, и через это пришло спасение к Ней и ко всему человеческому роду. Христоцентричность икон Богородицы — также и верная лоция, которая помогает разобраться в море различных иконографий». На большинстве икон Божией Матери Она изображена с Младенцем. Их отношения, представленные на иконе, можно разделить по трем христианским добродетелям — вера, надежда, любовь — и так запомнить три типа иконографии. Итак:

В иконографии, получившей название Знамение или Оранта, Богородица представлена в позе Оранты (греч. «молящаяся») с воздетыми к небу руками, на Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила. Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Икона Божией Матери «Знамение». Москва, XVI в.

Вера — иконография, получившая название Знамение или Оранта. Богородица представлена в позе Оранты (греч. «молящаяся»), с воздетыми к небу руками, на Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила. Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Христос воплотился через Богородицу, Бог стал человеком — в это мы верим . Самые известные иконы этого типа: Курская-Коренная, Знамение, Ярославская Оранта, Мирожская, Неупиваемая Чаша, Никопея.

Надежда — иконография называется Одигитрия (греч. «путеводительница»). На этих иконах Богородица держит Младенца Христа и на Него показывает рукой, направляя тем самым внимание предстоящих и молящихся к Спасителю. Младенец Христос правой рукой благословляет Мать, а в Ее лице и всех нас, в левой руке держит свернутый свиток — символ Евангелия. Христос сказал о себе: «Я путь, и истина и жизнь» (Ин. 14: 6), а Богородица Та, кто помогает идти по этому пути, — она наша ходатаица, помощница, наша надежда . Самые известные иконы этого типа: Тихвинская, Смоленская, Казанская, Грузинская, Иверская, Пименовская, Троеручица, Страстная, Ченстоховская, Споручница грешных.

Любовь — иконография Умиление или Елеуса — «милующая», как ее называют греки. Это наиболее лиричный из всех типов иконографии, открывающий интимную сторону общения Матери Божией со Своим Сыном. Иконографическая схема представляет фигуры Богородицы и Младенца Христа прильнувшими друг ко другу ликами. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица представлена не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении, в любви с Богом . Самые известные иконы этого типа: Владимирская, Донская, Корсунская, Федоровская, Почаевская, Взыскание погибших.

Иконография Умиление или Елеуса – «милующая», как ее называют греки – это наиболее лиричный из всех типов иконографии. Фигуры Богородицы и Младенца Христа представлены прильнувшими друг ко другу ликами. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. «Умиление». Конец XIV в. Благовещенский собор Московского Кремля

Свеча светоприемная

В церковной поэзии Богородица величается «честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим» (почитаемой более херувимов и славной более серафимов), «невестой неневестной» (невестой, не бывшей замужем), «Матерью Света» (Матерью Христа). Византийская гимнография соединила в себе черты пышной восточной поэзии и глубокой греческой метафорики. На Руси в тонкости богословия тогда не слишком вникали, но почитание Богоматери носило не менее высокий и поэтичный характер, чем в Византии. Образ Богородицы обрел черты Заступницы и Ходатаицы, Покровительницы и Утешительницы.

Четвертый тип иконографии Богородицы – акафистный – основан на гимнографии. Ее иконографические схемы строятся по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богородица величается в акафисте или других произведениях. Например, композиция иконы «Богоматерь – Гора нерукосечная» строится по принципу наложения на изображения Богоматери с Младенцем Христом (обычно сидящей на троне) различных символов, иллюстрирующих акафистные эпитеты – ветхозаветные прообразы Богородицы: руно орашенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная

Именно на гимнографии, то есть на церковной поэзии, основан последний, четвертый тип иконографии Богородицы — акафистный . Ее иконографические схемы строятся по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богородица величается в акафисте или других произведениях. «Например, композиция иконы “Богоматерь — Гора Нерукосечная”, — рассказывает Ирина Языкова, — строится по принципу наложения на изображения Богоматери с Младенцем Христом (обычно сидящей на троне) различных символов, иллюстрирующих акафистные эпитеты — ветхозаветные прообразы Богородицы: руно орошенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная (один из символических образов Богоматери, основанный на ветхозаветном пророчестве Даниила –истолковании сна Навуходоносора о камне (см. Дан 2: 34). Царь видел истукана, разлетевшегося в прах от удара камня, который внезапно сам отвалился от горы. Камень — прообраз Христа, Который разрушит все предшествующие царства, величие которых держалось на богатстве, власти и угнетении. То, что камень без постороннего вмешательства оторвался от горы, стало прообразом рождения Христа от Девы: “Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос…”. Примеров акафистных икон — великое множество (“Неопалимая Купина”, “Нечаянная радость”, “Богоматерь — Живоносный Источник” и прочие), и в большинстве своем это поздние иконографии, созданные не ранее XVI – XVII веков, в тот период, когда богословская мысль теряла свою глубину и оригинальность, и ее направление более разливалось по поверхности, нежели шло вглубь».

В основу сюжета иконы «Неопалимая Купина» положено толкование св. Григорием Нисским и св. Феодоритом видения пророку Моисею горящего и несгораемого тернового куста (купины). Святые богословы трактуют несгораемую купину как символ-прообраз Богоматери-Приснодевы, неопалимо вместившей в себя огненное естество Сын Божия. На илл.: «Неопалимая Купина». Сер. XVI в. Кирилло-Белозерский монастырь

Первообраз

Есть предание о том, что самую первую икону написал апостол Лука, причем есть даже такая иконография, где апостол пишет, а Богородица ему позирует. У историков в этом есть сомнения, но Предание возникло не на пустой почве. «Мы знаем из Нового Завета, что апостол Лука был врачом, образованным человеком, но о том, что он был художником, в Писании не сказано, — говорит Ирина Языкова, — к тому же иконописание как традиция возникло не ранее IV века. Но именно в Евангелии от Луки больше всего говорится о Богородице, и именно апостол Лука создал для нас образ Богородицы. А поскольку Евангелие в древности называли словесной иконой, как и икону называли живописным Евангелием, то в этом смысле можно сказать, что апостол Лука был первым иконописцем, хотя прямо кисточкой по доске, скорее всего, не водил».

Существует еще одно предание о первообразе: когда святые апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали в Лидде, недалеко от Иерусалима, там был сооружен для новообращенных храм. Придя в Иерусалим, апостолы просили Матерь Божию посетить и Своим присутствием освятить и благословить храм. Пречистая Дева ответила, что будет там с ними. И придя в храм, апостолы увидели на одном из опорных столбов дивной красоты нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. Эта икона — Лиддской Божией Матери — почитается до сих пор. Но, по словам Ирины Языковой, ее действительный исторический путь проследить навряд ли возможно. В научном сообществе самыми ранними изображениями Богородицы считаются жанровые сюжеты из живописи катакомб — сцены Благовещения (катакомбы Прискилы II в.) и сцены Рождества Христова (катакомбы св. Себестьяна III – IV вв.). Но все это скорее протоиконы, первые же иконы в собственном смысле этого слова появляются только после Эфесского собора 431 года, где было утверждено почитание Девы Марии как Богородицы.

Следы истории

Как из четырех типов иконографии могли возникнуть 700 разных икон, каждая из которых обладает своей индивидуальностью, но при этом все еще подходит под описание своего типа? «С первых греческих икон делались списки, — объясняет Ирина Языкова, — они распространились по всему миру и “зажили” своей жизнью. По молитвам верующих перед этими иконами случались чудотворения и исцеления, что и старались запечатлеть, зафиксировать следующие иконописцы, делая новые списки. Они хотели «привязать» икону к своей местности, рассказать реальную историю пребывания этой конкретной иконы на их земле.

Например, третья рука у иконы «Троеручица» добавлена святым Иоанном Дамаскиным в память о чуде, которое случилось с ним самим. Во времена иконоборчества (VIII в.) за свои сочинения в защиту икон св. Иоанн был подвергнут казни по приказу Дамасского халифа — ему отсекли правую руку. Он молился Богородице перед Ее иконой, и Пречистая восстановила отрубленную руку, так что великий святой и далее мог славить Христа и Божию Матерь в своих писаниях. Потом в знак уважения икону переписывали уже с тремя ручками, и эта иконография закрепилась.

Кровоточащая ранка на щеке «Иверской» — также свидетельство иконоборческих времен, когда икона подверглась нападению отвергавших священные изображения: от удара копья из иконы истекла кровь, что повергло нападавших в ужас. Такую же рану можно видеть и на иконе «Ченстоховской», которая претерпела нападения в XV веке: разбойники, ограбившие Ясногорский монастырь, вывезли и икону. Но лошади, запряженные в обоз с награбленным, встали; разъяренные грабители решили «наказать» икону и ударили по ней мечом — из раны на щеке Богородицы снова истекла кровь. Святотатцы замерли от ужаса, а в это время подоспели монахи и вернули святыню в монастырь.

Рублевы

Новые, принятые Церковью иконографии вдохновлены древними образцами, но с умом и сердцем переработаны иконописцем в своей интерпретации. «Если сравнить, например, Рублевскую Владимирскую икону с оригиналом XII века — то это совершенно разные иконы, — отмечает Ирина Языкова. — Владимирский образ XII века — это аристократическое произведение живописи того времени: тончайшие нюансы, глубокий взгляд, полный скорби, который вас пронзает. Но у Рублева Богородица на молящегося совсем не смотрит, она ангельская, прозрачная, она совершенно в других мирах. Здесь сохранена иконографическая схема, мы узнаем, что это Владимирская икона, но если их сопоставить — увидим, насколько по-разному воспринимали образ Богородицы греческий мастер XII века и русский мастер XV .

Новая икона должна родиться изнутри Церкви, соборно. Например, в 1917 году владыка Афанасий Сахаров восстановил праздник Всех святых, в земле Российской просиявших (почему-то он был забыт во время никоновских реформ). Владыка искал иконописца, который бы мог написать икону праздника. Нашел, но не был доволен результатом. И только спустя двадцать лет родилась эта сложнейшая иконография — когда владыка встретил Марию Николаевну Соколову, которую мы теперь знаем как монахиню Иулианию. Владыка Афанасий продумал эту икону богословски, написал службу празднику и передал свое видение иконописцу, и только тогда Мария Николаевна, опираясь на интерпретацию владыки, создала художественный образ богословия праздника».

Не всегда новые иконы бывают безупречны. По словам Ирины Языковой есть две основные ошибки, которые допускают многие современные иконописцы: одни бездумно множат копии, не вкладывая в них свой собственный молитвенный опыт и переживание, а другие, наоборот, пишут совершенно новые образы «от ветра головы своея», нисколько не оглядываясь на церковные традиции.

«Взять, например, современную икону, написанную после гибели подлодки “Курск”, — рассказывает Ирина Языкова. — Художник воспользовался древней иконографией Курской иконы — в центре Богородица, вокруг которой изображены пророки. Но только он вокруг Божией Матери написал погибших моряков! Это же полное непонимание сути, икона — это не мемориальная доска, где написаны имена погибших и тем более их портреты. Икона — это окно в невидимый мир. Икона — это прежде всего лик, это общение. Мы можем поминать этих людей, но пока они не канонизированы — мы не можем молиться перед ними. Таким образом, художник создал светское нецерковное произведение.

Но вместе с тем я уже больше двадцати лет наблюдаю за творчеством нескольких современных мастеров, которые, как мне кажется, работают очень серьезно, творчески. С одной стороны — канонично, с другой — Дерзновенно. И я, зная их жизнь, понимаю, что они имеют на это право. Один иконописец мне как-то сказал, что икона — это путь, и она сама тебя ведет. Он занялся иконописью в 16 лет, много копировал в период ученичества, и первые его работы были очень скованные, но он писал-писал-писал, жил церковной жизнью, а потом взял и написал чудотворную икону «Неупиваемая чаша». Этот образ сейчас известен во всем мире. Это воссозданная иконография, которую написал наш современник, Александр Соколов. В ее основу был положен некогда существовавший в Серпуховском монастыре, но утраченный в двадцатые годы образ, от которого остались только списки и словесное описание. Все думают, что это древняя икона, потому что она чудотворная. Но есть свои Рублевы и в наше время!»

Матерь Божия, спаси нас!

Исцеляющие иконы Пресвятой Богородицы

Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская.

Каза́нская ико́на Бо́жией Ма́тери
Каза́нская ико́на Бо́жией Ма́тери — чудотворная икона Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году.
К ней чаще всего обращают взоры в бедах, болезнях и тяготах: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего... всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо ecи Божественный покров рабом Твоим».
Святой образ осенял русских солдат, идущих на освобождение России от иноземных захватчиков.
Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан. Ей молятся об исцелении болезней глаз.

Празднования по новому стилю:
21 июля и 4 ноября./Что соответствует старому стилю:
8 июля и 22 октября.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
«ТРОЕРУЧИЦА»
Связана с именем приверженца почитания икон св. Иоанна Дамаскина, который был оклеветан перед калифом в Дамаске и наказан отсечением руки. Но Иоанн вымолил у Богородицы отсеченную руку и, в благодарность за это чудо, приписал к Ее иконе изображение серебряной руки. Эта икона была в XIII в. привезена в Сербию св. Саввой, а потом находилась на Афоне. В России ее список появился в 1661 г. и был помещен в Воскресенском монастыре (Новый Иерусалим). Точный ее список появился также в мужской Белобережской пустыни в Орловской губернии. Празднование чудотворному образу совершается дважды: 28 июня и 12 июля.

Перед иконой Божией Матери «ТРОЕРУЧИЦА» - молятся при болезнях рук, ног, душевном неспокойствии, при пожаре.
Дни памяти: 28 (11) июня (12 (25) июля

Святая икона Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Святая икона Богородицы «Всех скорбящих Радость» стала известна с 1688 года, когда от нее в царствование царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича совершилось чудесное исцеление родной сестры патриарха Иова, Евфимии, жившей в Москве на Ордынке, и страдавшей долгое время неизлечимой болезнью.


Сколько утешительного заключено в одном уже имени этой иконы - будящем, укрепляющем веру людей в Богоматерь как в дивную заступницу, Которая спешит всюду, где слышится стон страдания людского, утирает слезы плачущих и в самом горе дает минуты отрады и радости небесной. Ей молятся при общих болезнях, болезненном состоянии.Радуйся же вечно Ты, Небесная скорбящих Радость!
Празднование 24 октября/6 ноября

Тихвинская икона Божией Матери
Одна из особо почитаемых на Руси святынь.Считается, что этот образ был создан святым евангелистом Лукой при жизни Пресвятой Богородицы. До XIV века икона находилась в Константинополе, пока в 1383 году неожиданно не исчезла из Влахернского храма. Согласно сказанию, составленному на основе местного предания в конце 15 века, икона чудесным образом явилась в северных русских землях, остановившись «на воздухе» над рекой Тихвинкой в Новгородской области, где для нее была сооружена церковь Успения. Год явления иконы, по сказанию — 1383.


Особенно прибегают к этой Иконе при болезнях детей.
Празднование совершается 26 июня(по старому стилю) / 9 июля(по новому)

Икона Божией Матери «Споручница грешных»
Икона прославилась чудесами в 1843 году в Николаевском Одрине монастыре. Первым получил исцеление парализованый мальчик, мать которого горячо молилась перед иконой.
Перед иконой Божией Матери "Споручница грешных" молятся об избавлении от эпидемии холеры и чумы,параличах,припадках.
Празднование(7/20 марта; 29 мая/11 июня).

Икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша"
Чудесное явление святого образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он дошел до нищенского состояния, потерял здоровье — у него отнялись ноги. Однажды ему приснился святолепный старец и сказал: «Иди в город Серпухов, в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи пред ней молебен и будешь здоров душой и телом».

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» молятся об исцелении одержимых недугом страсти пьянства и запоя, наркомании и табакокурения.
Празднование(5/18 мая).

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «СКОРОПОСЛУШНИЦА»
Скоропослушница» чудотворная икона Божией Матери - святыня монастыря Дохиар на Афоне. Согласно афонскому преданию, в 1664 Богоматерь наказала монаха, проявлявшего небрежение к Ее образу, написанному на стене, а затем, после его раскаяния и молитвы, чудесно исцелила его и повелела именовать этот образ «Скоропослушницей».

Через Свою святую икону Матерь Божия совершала и доныне совершает многие исцеления: слепым дарует зрение, восставляет расслабленных, особо помогает при падучей болезни и бесновании. Многих верующих Она избавляла от кораблекрушений и освобождала от плена. Перед образом «Скоропослушницы» особенно молятся о духовном прозрении, в растерянности и недоумении, когда не знают, как лучше поступить и о чем просить,за детей, в просьбе родить здоровых детей,а также те, кому нужна быстрая и неотложная помощь, при раковой болезни.
Празднование 9 / 22 ноября

Икона Божией Матери, именуемая "Целительница"
История написания иконы Богоматери Целительница связана с чудесным событием, происшедшим в Москве в конце XVIII столетия. Один из церковнослужителей Викентий Бульвенинский имел благочестивую привычку при входе в церковь и при выходе из неё преклонять колени перед образом Пресвятой Богородицы и произносить краткую молитву: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Блаженно чрево, носившее Христа, и сосцы, питавшие Господа Бога, Спасителя нашего!»И вот однажды Викентий тяжело заболел.Как-то, придя в себя после очередного приступа боли, он прочитал свою обыкновенную молитву к Богородице и тотчас увидел у своего изголовья ангела, который вместе с ним стал возносить молитвы к Божией Матери, прося Её исцелить болящего. По окончании молитвы ангела в необычном свете явилась Сама Богородица и исцелила больного.

Перед этой иконой молятся при различных телесных недугах, а также о рождении здоровых детей.
Празднование 18 сентября/1 октября

Икона Божьей Матери "Слово плоть бысть"
Албазинская икона Божией Матери «Слово плоть бысть» - великая святыня Приамурья, свое название получила от русской крепости Албазин (ныне село Албазино) на Амуре, основанной в 1650 году знаменитым русским землепроходцем атаманом Ерофеем Хабаровым на месте городка даурского князя Албазы.

Чудотворный образ благоговейно чтут во всем Амурском крае. Пред ним обычно молятся женщины, ожидающие ребенка.Чудотворный образ Богоматери изображает чревоношение Божественного Младенца, поэтому укоренился обычай молиться перед ним за матерей во время их беременности и болезней рождения. Известны случаи благодатной силы иконы "Слово плоть бысть" в тяжких муках разрешения от беременности.
Празднование (9/22 марта).

Икона Божией Матери «МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦА»
Эта древняя икона является одним из лучших образцов византийской школы и имеет богатую историю. Она связана с именем святого Саввы Освященного — основателя лавры, расположенной некогда в 18 верстах от Иерусалима. Святой Савва отошел к Господу в 532 году, пророчески завещав икону знатному богомольцу из Сербии по имени тоже Савва. Через шесть столетий иноки дождались другого святого Саввы — архиепископа Сербского. «Млекопитательницу» он перенес в Хилендарский монастырь на Афоне, к основанию которого имел прямое отношение. В России «Млекопитательница» является иконой весьма редкой, хотя в 1860 году её список с Афона был послан в Курскую губернию и скоро обрел чудотворную силу.


Прежде всего, к иконе обращаются за помощью кормящие матери. Но эта икона - великая поддержка и для всех нас. Подобно тому, как Божественного Младенца питала Матерь Божия своим молоком, так и нас всех, православных христиан, чающих от Господа помощи и утешения, питает Небесная Царица благодатию, помощью,заступничеством Своим и помогает нам беспреткновенно войти в Царствие Божие,спасти свои души в радость Господа и Матери Божией.
Празднование (12/25 января).

Икона Божией Матери «Прибавление Ума» («Подательница Ума»)
Происхождением эта икона обязана глубокому верованию православных в Пресвятую Деву как Ходатаицу пред Богом и Сыном Своим о даровании людям благ духовных и вещественных, между которыми озарение ума и сердца Божественною Истиною занимает главное место.

Иконе Божией Матери «Прибавление Ума» молятся об успешном обучении, о просвещении разума в учении.К этой иконе обращаются, когда требуется "добавление ума" в помощь в учебе студентам и школьникам,а также при склерозе, атеросклерозе, недостатке ума, слабом умственном развитии. Кроме этого, к этой иконе можно обращаться с молитвой о помощи (прибавлении ума или вразумлении) при научной работе, работе над каким-либо проектом и т. д.
Празднование (15/28 августа)

Икона Божией Матери «Нечаянная Радость»
Икона Божией Матери «Нечаянная Радость» названа в память об исцелении некоего грешника через святую икону молитвами Пречистой Богородицы.

В сказании о чуде, описанном святителем Димитрием Ростовским, говорится о том, как некий грешник, проводя жизнь в грехах, имел однако обыкновение преклоняться пред иконой Богоматери и приносить ей архангельское приветствие: «Радуйся, Благодатная!» Матерь Божия не отвергла его молитвы. Она стала молить Бога о помиловании грешника. И Господь даровал ему покаяние.

Икона называется так потому, что многие, с верой прибегающие к помощи Пресвятой Богородицы, получают через эту икону нечаянную радость прощения грехов и благодатного утешения.
Святой иконе молятся при тяжелых проблемах в жизни.
Празднование (1/14 мая; 9/22 декабря)

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина»
В церковных песнопениях Божия Матерь нередко сравнивается с неопалимою купиною (несгорающим терновым кустом), которую видел Моисей на горе Хорив (Исход, глава 3, стих 2). Сходство между неопалимою купиною и Матерью Божьей заключается в том, что как ветхозаветная купина оставалась невредимой во время охватившего её огня, так и Пресвятая Дева Мария, родившая Иисуса Христа, до Рождества и после пребывала Девою.

Перед иконой молятся об избавлении от пожаров и смерти в огне.
Празднование (4/17 сентября)

Владимирская икона Божией Матери
Владимирская икона Божией Матери (икона Богородицы) считается чудотворной и, по преданию, написана евангелистом Лукою на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство.
В Россию икона была завезена из Византии в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Проезжая Владимир, лошади, везшие чудотворную икону, встали и не могли двинуться с места. Замена лошадей новыми также не помогла. Князь увидел в этом желание Божией Матери остаться во Владимире, где за два года и был сооружен храм Успения Богородицы.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Владимирская» молятся об избавлении от насилия, вражды между родственниками,об избавлении от нашествия иноплеменных, о наставлении в Православной вере, о сохранении от ересей и расколов, об умирении враждующих, о сохранении России.
Празднование (21 мая/3 июня; 23 июня/6 июля; 26 августа/8 сентября)

Смоленская икона Божьей Матери, именуемая «Одигитрия»
Одна из трех наиболее почитаемых в России икон (наряду с Владимирской и Казанской).По преданию, прославилась как великая защитница еще во время нашествия Батыя.

перед иконой молятся о даровании безопасной дороги.Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: "Ты верным людям - Всеблагая Одигитрия, Ты - Смоленская Похвала и всея земли Российския - утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!"
Празднование (28 июля/ 10 августа)

Икона Божией Матери, именуемая «Утоли моя печали»
Икона Божией Матери, именуемая «Утоли моя печали» была принесена в Москву казаками в 1640 году и помещена в храме Святителя Николая на Пупышах в Замоскворечье. Вследствие неоднократных перестроек храма, икона оказалась на колокольне.Почитание иконы как чудотворной началось после исцеления от нее расслабленной женщины. Больная, жившая далеко от Москвы, долгие годы страдала тяжким недугом: у нее болели все члены тела, особенно ноги, так что она не могла ходить.
Однажды, когда больная была в забытьи, она увидела икону Божией Матери и услышала от нее голос: «Вели везти себя в Москву. Там в Пупышеве, в церкви святителя Николая, есть образ «Утоли моя печали»; молись перед ним и получишь исцеление».

В Москве больная осмотрела все иконы в храме во имя святителя Николая Чудотворца, но не нашла той, которая явилась ей в видении. Тогда священник попросил принести с колокольни находившиеся там ветхие иконы. Когда внесли икону «Утоли моя печали», больная вдруг вскрикнула: «Она! Она!» — и перекрестилась. После молебна она приложилась к иконе и встала с одра совершенно здоровой.

На этой иконе Божия Матерь изображена держащей правой рукой Младенца Христа, у Которого в руках развернут свиток со словами: «Суд праведный судите, милость и щедроты творите кийждо искреннему своему; вдовицу и сиру не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите». Левую руку Богоматерь приложила к Своей голове, несколько склоненной набок, будто она прислушивается к молитвам всех обращающихся к Ней в печалях и скорбях.
Празднование (25 января/7 февраля)

По вере Русской Православной Церкви иконы Пречистой Богородицы благодатным осенением расположились по лицу нашей Отчизны, образуя ее защиту и Небесный покров. Образ Владимирской Божией Матери хранит и благословляет наши северные пределы. Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли, простирает влияние чудотворный Казанский образ Пречистой Богородицы.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

Какую меру горя и страданий способна вынести земная женщина? Раннее сиротство, жизнь при храме, подозрения супруга об измене - это начало жизненного пути Пресвятой Богородицы. Много горя и страданий перенесла Дева Мария… Издевательства толпы над Сыном, его мученическая смерть и долгие годы жизни без Него свидетельствуют о страданиях Матери. Ее жертвенная любовь и бесконечное терпение помогли подняться на высшую духовную ступень.

Сияющими и смиренными кажутся иконы Пресвятой Богородицы.Ее переживания, лишения, страдания сменились Небесной славой и радостью воссоединения Матери с Сыном. Чудотворные иконы Богоматери почитаемы во многих городах и странах. Они облегчают скорбь и приносят веру, исцеляют от болезней и награждают прощением. Молитвы у образа Богородицы помогают воинам на полях сражений, избавляют от врагов. Вместе с тем даруют простые семейные радости и утешение в бедах.

Четыре вида икон Богородицы

В православном календаре много дней отмечено почитанием чудотворных икон Богоматери. Через свой лик она творит добрые дела, изменяет судьбы людей, спасает падших. Иконы Пресвятой Богородицыотличаются друг от друга. Существует 4 основных вида таких икон.

Одигитрия (в переводе с греческого - Путеводительница). На иконе этого вида Богородица держит Младенца Христа, указывая на него рукой. В ее глазах отражен весь жизненный путь христианина. Наиболее известные образы этого вида - Смоленская, Грузинская и Казанская икона Пресвятой Богородицы.

Елеуса (в переводе с греческого - Милующая). Здесь Богородица прильнула к Младенцу, они обнимают друг друга. Этот образ - символ любви Матери и Сына, их единения. Самые известные иконы Елеуса - Владимирская, Донская Божья Матерь.

Оранта (в переводе с греческого - Знамение). В иконографии этого вида Богородица воздела руки к небу в молитвенном порыве. Младенец еще не рожден, но уже присутствует на медальоне, символизируя божественное и человеческое начала. Наиболее известные иконы - «Неупиваемая Чаша», «Ярославская Оранта».

Акафистный вид иконы - собирательный образ. Он создается в иконографии под впечатлением от евангельских текстов. Это больше похоже на иллюстрацию действий Богородицы, участие ее в судьбе Сына. Яркие иконы этого вида - «Нечаянная радость», «Неопалимая Купина», «О тебе радуется обрадованная вся тварь».

Покровительство икон

Иконы Богородицы на Руси имели самое широкое распространение. Этим и объясняется такое обилие образов Божьей Матери. Ее лик любим и почитаем в народе. Она считается защитницей, утешительницей и заступницей. Образ Богородицы несет в себе любовь, прощение всем грешным и покаявшимся.

К Святому образу обращаются в скорби и болезни, просят защитить от врагов и недоброжелателей. Молитвы перед иконами Пресвятой Богородицы помогают женщинам при беременности, даруют легкие роды и здоровье детям. Мужчины приходят за покровительством и утешением. Каждая из чудотворных икон Богородицы способна помочь после искренней молитвы.

Перед образом «Взыскание погибших» молятся при головных, зубных болях, о погибающих детях, благодатном браке, об отвращении от алкогольной зависимости.

Перед иконой Феодоровской Божьей Матери просят об облегчении трудных родов. Острабрамская Богородица защитит брак от злых сил, сделает его благополучным. «Неопалимая Купина» убережет дом от пожаров.Икона «Знамение Пресвятой Богородицы»защищает от общенародных бед, ограждает от опасности, помогает матерям, дарует счастье их детям.

Образ Владимирской Божьей Матери принес победу русским войскам над Тамерланом в 1395 году. Говорят, что чудотворная икона устрашила врага, и полчища хана просто бежали.

Образ Донской Богородицы помог в день Куликовской битвы в 1380 году. А в 1558-м Иван Грозный долго молился перед походом на Казань. Икона даровала победу русским войскам и взятие города.

Как молиться перед иконой Богородицы

Существует множество уже готовых молитв, которые читаются перед ликом Богородицы. Это просьбы о помощи, прославление Матери во время церковных праздников, Акафисты. Они настолько просты, что при постоянном чтении их легко выучить наизусть.

Существуют молитвы:

  • при голоде;
  • в скорби и недуге;
  • при опасности потопления;
  • при увечьях и болях;
  • при глазных болезнях и слепоте;
  • при защите дома от пожара;
  • при болезнях слуха и глухоте;
  • при раковых заболеваниях;
  • о недуге пьянства;
  • о даровании терпения;
  • об избавлении от мыслей о самоубийстве.

Это только малая часть молитв, с которыми народ обращается к образу. Иконы Пресвятой Богородицынедаром считаются чудотворными. Известны факты, когда образ помогал в излечении от тяжелых болезней, дарил веру, терпение.

Богородица - защитница и заступница. Если к образу подойти с чистым сердцем, светлыми помыслами, то и вознаграждение не заставит себя ждать. Молитвы можно читать дома, перед домашним иконостасом. Или в церкви, после службы. Формальное произнесение слов текста не дарует чуда. Только искренняя вера в силу Божью поможет исполнению просьбы.

Священнослужители уверяют, что если текст молитвы выучить сложно, то его можно читать в записанном виде. Или излагать просьбу своими словами. Не следует забывать о том, что после исполнения желания необходимо прийти к иконе, поблагодарить.

Чудотворные иконы

Икона олицетворяет собой связь между Богом и человеком. Это возможность приобщиться к Благодати и получить ее. Это вера в счастливое избавление от мук и греховности. Это понимание, что только страдание способно очистить душу, принести успокоение в сердце, научить терпению и всепрощению.

Чудотворная икона - концентрация Божественной силы. Не все образы сохранились до наших дней. И не все иконы, будучи чудотворными, признавались церковной администрацией. Должны существовать неоспоримые факты исцеления, свидетельства силы для того, чтобы образ был официально признан. Только после этого икона получает статус чудотворной. В основном такие свидетельства повествуют об исцелении во время эпидемии, о спасении государства от врагов или излечении от различных болезней.

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицыможно найти в разных городах и странах мира. К ним приходят с просьбами, молитвами, надеждами. Объединяет их сила образа, который способен в обычную человеческую жизнь внести чудо.

Икона «Успение Пресвятой Богородицы»

Свидетельства об Успении (телесном переселении) Богородицы можно найти в разных источниках. Однако в Священном Писании об этом ничего не сказано. Известны лишь факты, что во время VI Вселенского собора было принято решение о вскрытии гробницы. В ней увидели только погребальные одежды и святой пояс. Последний можно и сейчас найти на святой горе Афон (Греция) в обители Ватопед.

Перед смертью к Богородице явился Архангел Гавриил с вестью о том, что ее жизненный путь окончится через 3 дня. После Господь заберет ее к себе. Похороны Богородицы состоялись в Гефсиманском саду. Больные, прикоснувшись к ее одру, исцелялись. А через 3 дня после похорон апостолы не нашли ее тела в пещере, там остались только погребальные одежды.

28 августа происходит празднование образа «Успение Пресвятой Богородицы». Икона выставляется в храмах Москвы, Киева.

Образ помогает справиться со страхом смерти. Можно просить об укреплении веры, смирении. Избавление от болезней также дарует «Успение Пресвятой Богородицы». Икона, кроме всего прочего,помогает осмыслить свои деяния, укрепиться в добродетелях, достойно пройти свой жизненный путь.

«Знамение Пресвятой Богородицы»

Такое название образа связано с событиями 1170 года. Войска осадили Великий Новгород. Горожане непрестанно молились о спасении. Архиепископ Новгородский во время просьбы о помощи услышал повеление Богородицы, чтобы икону ее вознесли на городские стены. Лик доставили на стену, повернули к неприятельским войскам. Одна из стрел попала в образ. Чудотворная икона отворотилась от нападавших, лишив тех света и Благодати. Повернулась к осажденным, даровав им чудо спасения. В тот же миг в стане неприятеля произошло смятение, их обуял страх, и враги были побеждены.

  • Великий Новгород;
  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Барнаул;
  • Муром;
  • Белгород;
  • Северодвинск;
  • Нижний Тагил;
  • Курск.

Чудотворная икона «Знамение Пресвятой Богородицы»защищает солдат и население в военных конфликтах. Помогает путешествующим, примиряет враждующих. Спасает от болезней во время эпидемий, исцеляет при заболеваниях глаз, слепоте.

Благовещение - благая весть. Архангел Гавриил сообщает Деве Марии о том, что ее посетила Благодать. Она родит Сына Божьего и наречет его Иисусом. День празднования этой чудотворной иконы приходятся на 7 апреля.

Существует предание, по которому на стене одной из кремлевских башен при правлении Ивана Грозного было явление иконы «Благовещение». Именно в эту башню был заключен несправедливо обвиненный воевода. Он молился и просил о чуде. В подтверждение его невиновности и было явление лика Божьей Матери.

Икона «Благовещение Пресвятой Богородицы»уцелела при пожаре в 1737 году. Тогда сгорела Благовещенская церковь и Царь-колокол. Но икона осталась нетронута пламенем. Ее можно найти в храмах таких городов:

  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Переславль-Залесский;
  • Нижний Новгород;
  • Казань.

Молятся чудотворной иконе об избавления от тюремного заключения и несправедливых нападок, об исцелении болезней духовных и телесных, о скорбях и искушениях.

По легенде, этот образ был написан апостолом Лукой. Якобы еще при жизни Богородицы, с ее благословения, Лука создал от 3 до 70 ликов Матери.

Четыре удела было у Девы Марии - Иверия (Грузия), Афон, Киевская Русь, Дивеевская обитель. Туда она должна была нести слово Божие и проповеди. Не везде при жизни успела побывать Богородица. Но и после смерти она знамениями, видениями участвовала в распространении христианской веры.

Иверская икона Пресвятой Богородицы «Вратарница»является символом защиты всех истинно верующих людей. Она предстает заступницей, хранительницей, утешительницей во всех бедах и напастях.

Иверская икона Пресвятой Богородицы находится в храмах Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Ростова-на-Дону, Орле. Есть она и в церквях Новгородской, Курской, Псковской, Тамбовской областей. Дни празднования приходятся на 25 февраля, 26 октября и на вторник Светлой Седмицы.

Существует множество письменных и устных свидетельств об исцелении после молитвы. Икона помогает найти в себе силы для покаяния, очищения. К ней приходят грешники в поиске праведной дороги, с просьбами о защите и утешении. Икона избавляет от телесных и душевных болезней. Перед ней можно молиться о сохранении дома от пожаров, наводнений и других катастроф.

Икона Пресвятой Богородицы «Вратарница»оставляет загадки и по сей день. В 1981 году греческим монахом был создан образ, списанный с оригинала. Икона оказалась мироточащей. Ее 1982 году привез в Монреаль (Канада) Иосиф Муньос Кортес. После акафистов, молебнов перед образом исцелялись тяжелые, неизлечимые заболевания (лейкоз, паралич). Икона возвращала людей к духовной жизни, избавляла от неверия. В 1997 году хранитель образа Кортес был убит. Икона исчезла.

«Умиление Пресвятой Богородицы»

Существует несколько известных чудотворных икон «Умиление». С них сделано множество списков, которые не теряют своей благодатной силы.

Смоленская икона «Умиление Пресвятой Богородицы»явилась в 1103 году. Польские захватчики осаждали город. Целых 20 месяцев с помощью чудотворного образа смоленские войска удерживали Смоленск, не сдали его врагам.

Псково-Печорская икона славна своими чудесными исцелениями. В летописях Пскова и Великого Новгорода сохранились свидетельства, датированные 1524 годом.

Серафимо-Дивеевская икона «Умиление Пресвятой Богородицы»находилась в келье святого старца Серафима Саровского до самой смерти. После было сделано несколько списков, которые впоследствии тоже оказались чудотворными. Елеем от лампады, горевшей перед иконой, старец Саровский мазал больных, и те излечивались.

Новгородская икона «Умиление» в 1337 году парила в воздухе над церковными дверями. Слезы капали из ее глаз. Позднее в этот же год началось в городе моровое поветрие. Горожане молитвами просили святой образ заступиться за них. Вскоре болезнь отступила.

Молитва перед иконой помогает в бедах и несчастьях. Избавляет от искушений, сохраняет брак. Дарует беременность и легкие роды. Этот образ считается женским и помогает во многих болезнях и печалях. Избавляет от болезней глаз, слепоты. Почти все чудотворные образы Девы способны исцелить телесные и душевные болезни после молитв и Акафистов.

«Рождество Пресвятой Богородицы»

Пророчества о рождении Девы, которая станет матерью Мессии, звучат уже в Ветхом Завете. Она происходила из древнего рода, который насчитывал множество первосвященников, патриархов, царей. Иокаим и Анна, родители Богородицы, долго не имели детей. Они истово молились, чтобы в семье появился ребенок. Спустя 50 лет жизни в браке им была дарована счастливая весть о зачатии и рождении Царицы Небесной.

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы»повествует о радостном событии. Рождение и вся последующая жизнь Марии проникнуты верой, спокойствием, терпением. Недаром она считается заступницей, утешительницей всех христиан и заблудших душ. День празднования - 21 сентября.

Часто икона «Рождество Пресвятой Богородицы»даровала отчаявшимся родителям долгожданного ребенка. Любая молитва перед образом способна успокоить, исцелить душу от обид и несправедливости. Особенно действенны просьбы о заблудших душах, возвращении веры, очищении от грехов, даровании духовно-нравственных устоев. Молитвы о детях, воссоединение семьи, устранение обид и ссор между супругами также будут услышаны.

Значение иконы

Иконы Пресвятой Богородицыолицетворяют единство Бога и человека. Как простая женщина она родила Спасителя, как святая Дева Мария встала рядом с ним на Небесах. Это совмещение высшей духовности и понимания людских слабостей. Образ Богородицы является собирательным образом матери, умеющей простить своих детей, заступиться за них, понять их. Поэтому так много икон, молитв, праздников, памятных дат, посвященных Божьей Матери.

Священники учат, что нет большего страдания на земле, нежели стоять рядом и видеть смерть собственного ребенка. К духовному преобразованию через муки жертвенности прошла Пресвятая Богородица. Икона, значениекоторой заключено не во внешнем блеске, а во внутренних добродетелях, учит мирян многому...

В смирении и терпении провела всю жизнь Богородица. Рано потеряла родителей. Вышла замуж за вдовца, чьи сыновья не любили ее, не верили в Божественную Благодать. Ее кротость, страдания стали удивительным сочетанием земной духовности и небесной святости.

Формальное чтение молитв, равнодушное посещение церкви не подарит благоволение Богородицы. Только покаянием, чистым сердцем, искренней любовью можно добиться заступничества Девы.

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы учат человечности, умению оставаться добродетельным в любых жизненных ситуациях. Со смирением переносить трудности, испытания и знать, что даже в грехе можно покаяться и вернуть себе Благодать.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: