Лоренцо валла основные философские идеи. Философия лоренцо валла

В итальянском гуманизме XV в. проблемы этики разрабатывались на разных уровнях - от практической морали, в том числе связанной с социально-политическими идеями, до философского осмысления центральных этических категорий - высшего блага, нравственного идеала, добродетели и т. д.

Второй подход был характерен для моральной философии одного из самых ярких представителей гуманизма XV в. - Лоренцо Валлы (1407-1457). Римлянин по происхождению, Валла в молодости преподавал риторику в университете Павии, в 30-40-е годы был секретарем у правителя Неаполитанского королевства Альфонса Арагонского, а последние годы своей жизни служил апостолическим секретарем в Римской курии.

Круг научных интересов Валлы был необычайно широк - филология и ораторское искусство, этика, история, философия. Во всех этих областях он создал значительные труды, широко прославившие его имя. Проблемам этики посвящен его диалог «Об истинном и ложном благе» (другое название - «О наслаждении»), филологические штудии нашли отражение в сочинении «Красоты латинского языка» и текстологическом комментарии к Новому Завету; главными историческими трудами гуманиста стали «О деяниях короля Фердинанда Арагонского» и резко обострившее его отношения с церковью «Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина» (на этом документе папство основывало свои притязания на светскую власть). Антицерковным произведением был и его диалог «О монашеском обете».

Философские проблемы Валла поднял в диалоге «О свободе воли» и в «Диалектике», где вопросы логики рассматривал нетрадиционно - с позиций филологии. Валлу отличала высокая эрудиция в гуманитарных знаниях, а также совершенное владение латинским и греческим языками (известны его переводы Эзопа, Фукидида и других древних авторов).

Основой этической концепции Валлы стали идеи Эпикура, его теория наслаждения, получившая у гуманиста резкую антиаскетическую направленность. Наслаждение (voluptas), полагает Валла, - это естественное свойство человека и цель его устремлений. Все богатство материальных и духовных благ должно служить человеку, удовлетворению его разносторонних потребностей и в конечном счете - радости и счастью в земной жизни.

Валла - решительный противник традиционного для христианского учения противопоставления души и тела, он, напротив, настаивает на необходимости гармонии двуединой человеческой природы. Поэтому стремление к чувственным наслаждениям вполне оправданно - оно порождено инстинктом самосохранения, присущим человеку.

Отсюда и важный этический принцип - избегай страданий и ищи радостей. У Валлы он направлен против учения стоиков о добродетели, связанной с преодолением жизненных трудностей, жертвенностью, готовностью переносить страдания.

В этике Валлы наслаждение отождествляется с высшим благом, счастьем, а также с пользой. К высшему благу, которое «заключается в удовольствии души и тела», стремятся все. Однако благо отдельного человека, по убеждению гуманиста, не должно достигаться в ущерб другим людям: важен разумный выбор пути к счастью.

Ведь быть добрым или злым зависит от самого человека, правильно или неверно осознающего и свою конечную цель - счастье в наслаждении - и средства для ее осуществления. Коренные интересы человека, особенно когда речь идет о сохранении самой жизни, вынуждают его порой совершать зло.

Валла не оправдывает это, поскольку полагает, что зло приносит страдание также и тому, кто его совершает, тем самым отдаляясь от блага. В конечном счете Валла утверждает гуманистическую идею гармонии во взаимоотношениях людей как нормы, характерной для его этики. Здесь он и сходится и расходится с моральными принципами гражданского гуманизма: они также были основаны на представлениях о необходимости общественной гармонии, но подход к проблеме и характер аргументации были иными.

Выдвинутое Валлой понимание нравственности с учетом личного интереса человека определялось стремлением гуманиста оправдать его природные свойства, особенно чувства. Оно оказывалось в глубоком противоречии с принципами официальной церковной морали.

В сочинении «О монашеском обете» Валла бросил ей прямой вызов, подвергнув сомнению правомерность существования института монашества, ибо истинное благочестие, по его мнению, заключается не в обете, насилующем плоть, а в радостной мирской жизни согласно природе.

Еще более смелым был антицерковный памфлет «Рассуждение о подложности...», где Валла, опираясь на данные исторической географии, лингвистики и других областей гуманитарного знания, неопровержимо доказал фальшивость Дарственной грамоты Константина, дополнив свой вывод нравственными аргументами против права пап на светскую государственную власть. В 1444 г. Валла был привлечен к инквизиционному суду, но заступничество неаполитанского короля оградило его от церковной расправы.

Независимость суждений - яркая черта всего творчества Валлы - страстного полемиста. Со схоластами он спорил по важнейшему философско-теологическому вопросу о соотношении божественного провидения и свободной человеческой воли, акцентируя роль последней в жизненной практике людей. В остром диспуте с гуманистом Поджо Браччолини, касающемся проблем риторики, Валла отстаивал авторитет Квинтилиана, а не Цицерона, как было принято.

Он имел немало врагов, но и множество последователей как в Италии, так и в других странах, особенно в Германии, где уже в первые годы Реформации были опубликованы его антицерковные произведения, получившие большой общественный резонанс.

Лоренцо Валла

Гуманизм - это особое явление в духовной жизни эпохи Возрождения. Смысл данного термина в эпоху Возрождения был принципиально иным, нежели в современную эпоху, где «гуманизм» близок к «гуманности» - «человеколюбию».

В XIV-XV вв. было принято деление наук на «науки божественные» (studia divina) и «науки человеческие (гуманитарные)» (studia humana), причем к последним обычно относили грамматику, риторику, литературу и поэзию, историю и этику. Гуманистами называли образованных людей, особенно хорошо знавших именно эти науки. Со второй половины XIV в. особое значение придается классической (древнегреческой и римско-латинской) литературе. Греческие и латинские писатели стали считаться истинными учителями человечества, особенно высок был авторитет Вергилия (в «Божественной комедии» он служит Данте проводником по Аду и Чистилищу) и Цицерона. Симптоматичен в этом смысле тезис одного из гуманистов - Гермолая Варвара (1453- 1493): «Признаю только двух господ: Христа и литературу».

Первым гуманистом считается Петрарка (1304-1374). Анализируя причины «испорченности» и «безбожия» своего времени, он указал две их основные причины и способы борьбы с ними.

В центре внимания гуманистов находится человек, но не как «сосуд греха» (что было характерно для Средневековья), а как самое совершенное творение Бога, созданное по «образу Божьему». Человек, как и Бог, является творцом, и в этом его высшее предназначение. Программным в этом смысле можно считать трактат Джаноццо Манетти (1396-1459) «О достоинстве и превосходстве человека», открывший длительную дискуссию о «достоинствах человека». Одна из важнейших идей гуманистов состояла в том, что оценивать человека надо не по его знатности или богатству, не по заслугам его предков, а только по тому, чего достиг он сам. Высокая оценка личности, индивида неизбежно вела к индивидуализму.

Самым значительным после Петрарки философом-гуманистом можно назвать Лоренцо Валлу (1407-1457). ВАЛЛА Лоренцо (Lorenzo Valla) (1407-1457) - выдающийся итальянский гуманист, один из наиболее ярких мыслителей XV в. Родился в Риме в семье юриста. В университете не учился, но получил отличное знание латинского и греческого языков. Ранние годы Валлы прошли вблизи папской курии, где был апостолическим секретарем его дядя, ставший после смерти отца опекуном Валлы. В курии в этот период собрались известные гуманисты - Поджо Браччолини, А. Беккаделли, А. Лоски и др.; здесь царил дух вольномыслия, обсуждались события гуманистической жизни, вновь открытые рукописи.

Все это не могло не оказать влияния на молодого Валлу. Важным этапом в формировании его взглядов была его работа в университете Павии, где он в 1431-1433 гг. преподавал риторику; здесь, в павийском окружении, рядом с такими гуманистами, как Маффео Веджо, Катоне Сакко, сформировались филологический метод исследования Валлы и его антисхоластическая и антиаристотелевская позиция. Самым плодотворным периодом в творчестве Валлы было его пребывание в 1435-1447 гг. при дворе неаполитанского короля Альфонса Арагонского. Позже Валла вернулся в Рим, служил при папской курии, занимался преподаванием в Римском университете и творческой работой.

Как для истинного гуманиста, филология стала для Валлы не просто предметом научных занятий, но и мощным исследовательским методом философско-теологических исследований. Благодаря филологическому анализу, заключавшемуся в критической семантической реконструкции текста, ему удалось продвинуться в понимании Нового завета и по существу заложить первый камень в научное изучение Библии. Этой и другими своими критическими работами Валла внес существенный вклад в переосмысление средневекового мировоззрения и создание предпосылок новоевропейского знания и самосознания. В своем творчестве он воплотил идеал свободного мыслителя, для которого главным авторитетом является его собственный разум, а стимулом творчества - пытливость беспокойного ума. Критицизм Валлы был выражением его внутреннего достоинства и автономии духа. И за это при жизни ему то и дело приходилось платить высокую цену.

Основное его произведение – «О наслаждении». Уже из названия явствует, что Валла был философом, возрождавшим эпикурейское мировоззрение. Вторая часть названия этого произведения – «...или Об истинном и ложном благе». В своих философских воззрениях Лоренцо Валла был близок к эпикуреизму. В трактате «О наслаждении как истинном благе» он исходит из пантеистического тезиса о тождестве Природы и Бога. Божественная природа не может быть источником зла, но стремление к удовольствию лежит в природе человека, оно есть требование природы. Значит, никакие чувственные удовольствия не являются безнравственными. Лоренцо Валла был индивидуалистом: он считал, что интересы других людей надо учитывать лишь постольку, поскольку они связаны с личными удовольствиями.

Кроме того, у него есть трактаты «О красотах латинского языка» (против современного ему варварского латинского языка), «О свободе воли», «О монашеском обете», «Сопоставление Нового Завета». В полемике со схоластикой и ее непререкаемым авторитетом Аристотелем Валла создает свою "Диалектику", где критикует метод мышления и способ аргументации схоластов и пытается, упростив диалектику, приблизить ее к жизни. В диалоге "О свободе воли" он выступает против средневековой теологической концепции относительно соотношения свободы воли и божественного провидения. Острые антиклерикальные сочинения - "О монашеском обете" (1442), опубликованное лишь в 1869 г., в котором подвергается критике монашество, и "Рассуждения о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина" (1440), в которой филологический анализ известного документа, лежавшего, как считалось, в основе светской власти Папы, позволил сделать вывод о его подложности.

Также знаменитая работа «Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина». Согласно общепринятому в католическом мире взгляду, в IV в. император Константин подарил в дар патриарху Сильвестру I в благодарность за свое чудесное исцеление и за победу в известной битве грамоту, в которой говорится о передаче папе всей власти над западными областями Европы, в первую очередь над Италией. Именно на этом документе римские папы основывали приоритет папской власти над властью императорской. Лоренцо Валла, используя филологический анализ, доказал, что эта грамота не могла быть написана в IV в., а является гораздо более поздней подделкой. С тех пор скептическое отношение к приоритету папской власти все более и более укрепляется.

Лоренцо Валла был незаурядным лингвистом, что следует из названия и другой работы – «О красотах латинского языка», в которой он выступал как критик варварской латыни. Он возражает против терминов, вводившихся сторонниками Иоанна Дунса Скота («чтойность», «бытийность», «этовость» и т.п.), и призывает возвратиться к живому латинской языку, не уродовать его нововведениями. Валла делает также вывод о том, что реалистическое философствование также не может быть истинным, так как не может соответствовать нормальному человеческому языку. Все те универсалии, которые необходимо выражать столь непонятными для человеческого уха словами, являются не чем иным, как выдумкой псевдоученых. Валла отличался независимым и критическим духом, остро чувствовал проблемы времени и откликался на них. Вокруг его работ постоянно велась полемика. Церковь, институты которой (монашество прежде всего) и светскую власть он критиковал, пыталась даже устроить против него в Неаполе инквизиционный процесс, но этому помешал король. Валла был выдающимся филологом своего времени, его трактат "О красотах латинского языка" стал первой научной историей языка; работа была очень популярной, читалась в гуманистических школах, филологический метод Валла использовал в "Сопоставлении Нового завета", где, исследуя ряд латинских и греческих рукописей, отмечает грамматические ошибки, ошибки переводчиков, предлагает многочисленные исправления, т.е. подходит к Новому завету как к историческому документу, доступному филологическому анализу. Эту работу Валлы высоко ценил Эразм.

Философия Лоренцо Валлы видит свой идеал в фигуре Эпикура, но возрождает она не его атомизм, а отношение к жизни, трактовку понятия «наслаждение». Валла понимает наслаждение не так, как понимал его исторический Эпикур, который не был эпикурейцем в современном смысле этого слова. Валла же понимает эпикуреизм именно как предпочтение наслаждения всем остальным человеческим ценностям, и иногда даже сожалеет о том, что у человека всего пять органов чувств, а не 50 или 500, чтобы получать наслаждение в гораздо большем объеме.

Кроме такого рода преувеличений, Валла приводит и более серьезные аргументы, доказывая, что чувства, помимо того, что дарят нам способность испытывать наслаждение, служат еще и для познания мира. Благодаря чувствам живое существо сохраняет свою жизнь, а наслаждение является тем критерием, благодаря которому оно может избегать опасности или стремиться к тому, что помогает ему выжить. Не случайно питание приятно и потому полезно для жизни, а яд горек и, как любая опасность, не доставляет наслаждения. Поэтому Валла делает фундаментальный вывод: жить без наслаждения невозможно (чего не скажешь о добродетели), поэтому наслаждение является истинным благом, истинной ценностью, и католики (да и вообще христиане) лукавят, когда говорят, что наслаждение не является истинным благом. Ибо чего боится христианин после смерти? Мучений в аду. А чего он ждет от рая? Вечного наслаждения. Валла считает, что его взгляд на наслаждение не противоречит христианству, а является более честным и последовательным.

Человек существует для наслаждения, и все высказывания типа «лучше смерть за родину, чем позор» Валла называет глупостью, ибо вместе со смертью человека умирает для него и его родина. Поэтому лучше предать родину (или кого угодно), но остаться в живых. Добродетель может пониматься только как полезность для человека, а критерием полезности для Валлы является наслаждение или не-наслаждение.


В итальянском гуманизме XV в. проблемы этики разрабатывались на разных уровнях -от практической морали, в том числе связанной с социально-политическими идеями, до философского осмысления центральных этических категорий - высшего блага, нравственного идеала, добродетели и т. д. Второй подход был характерен для моральной философии одного из самых ярких представителей гуманизма XV в. -Лоренцо Валлы (1407-1457). Римлянин по происхождению, Валла в молодости преподавал риторику в университете Павии, в 30-40-е годы был секретарем у правителя Неаполитанского королевства Альфонса Арагонского, а последние годы своей жизни служил апостолическим секретарем в Римской курии. Круг научных интересов Валлы был необычайно широк -филология и ораторское искусство, этика, история, философия. Во всех этих областях он создал значительные труды, широко прославившие его имя. Проблемам этики посвящен его диалог «Об истинном и ложном благе» (другое название - «О наслаждении»), филологические штудии нашли отражение в сочинении «Красоты латинского языка» и текстологическом комментарии к Новому Завету; главными историческими трудами гуманиста стали «О деяниях короля Фердинанда Арагонского» и резко обострившее его отношения с церковью «Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина» (на этом документе папство основывало свои притязания на светскую власть). Антицерковным произведением был и его диалог «О монашеском обете». Философские проблемы Валла поднял в диалоге «О свободе воли» и в «Диалектике», где вопросы логики рассматривал нетрадиционно- с позиций филологии. Валлу отличала высокая эрудиция в гуманитарных знаниях, а также совершенное владение латинским и греческим языками (известны его переводы Эзопа, Фукидида и других древних авторов).
Основой этической концепции Валлы стали идеи Эпикура, его теория наслаждения, получившая у гуманиста резкую антиаскетическую направленность. Наслаждение (voluptas), полагает Валла, - это естественное свойство человека и цель его устремлений. Все богатство материальных и духовных благ должно служить человеку, удовлетворению его разносторонних потребностей и в конечном счете - радости и счастью в земной жизни. Валла - решительный противник традиционного для христианского учения противопоставления души и тела, он, напротив, настаивает на необходимости гармонии двуединой человеческой природы. Поэтому стремление
38
к чувственным наслаждениям вполне оправданно - оно порождено инстинктом самосохранения, присущим человеку. Отсюда и важный этический принцип - избегай страданий и ищи радостей. У Валлы он направлен против учения стоиков о добродетели, связанной с преодолением жизненных трудностей, жертвенностью, готовностью переносить страдания. В этике Валлы наслаждение отождествляется с высшим благом, счастьем, а также с пользой. К высшему благу, которое «заключается в удовольствии души и тела», стремятся все. Однако благо отдельного человека, по убеждению гуманиста, не должно достигаться в ущерб другим людям: важен разумный выбор пути к счастью. Ведь быть добрым или злым зависит от самого человека, правильно или неверно осознающего и свою конечную цель - счастье в наслаждении - и средства для ее осуществления. Коренные интересы человека, особенно когда речь идет о сохранении самой жизни, вынуждают его порой совершать зло. Валла не оправдывает это, поскольку полагает, что зло приносит страдание также и тому, кто его совершает, тем самым отдаляясь от блага. В конечном счете Валла утверждает гуманистическую идею гармонии во взаимоотношениях людей как нормы, характерной для его этики. Здесь он и сходится и расходится с моральными принципами гражданского гуманизма: они также были основаны на представлениях о необходимости общественной гармонии, но подход к проблеме и характер аргументации были иными.
Выдвинутое Валлой понимание нравственности с учетом личного интереса человека определялось стремлением гуманиста оправдать его природные свойства, особенно чувства. Оно оказывалось в глубоком противоречии с принципами официальной церковной морали. В сочинении «О монашеском обете» Валла бросил ей прямой вызов, подвергнув сомнению правомерность существования института монашества, ибо истинное благочестие, по его мнению, заключается не в обете, насилующем плоть, а в радостной мирской жизни согласно природе. Еще более смелым был антицерковный памфлет «Рассуждение о подложности...», где Валла, опираясь на данные исторической географии, лингвистики и других областей гуманитарного знания, неопровержимо доказал фальшивость Дарственной грамоты Константина, дополнив свой вывод нравственными аргументами против права пап на светскую государственную власть. В 1444 г. Валла был привлечен к инквизиционному суду, но заступничество неаполитанского короля оградило его от церковной расправы.
Независимость суждений - яркая черта всего творчества Валлы -страстного полемиста. Со схоластами он спорил по важнейшему философско-теологическому вопросу о соотношении божественного провидения и свободной человеческой воли, акцен-
39

тируя роль последней в жизненной практике людей. В остром диспуте с гуманистом Поджо Браччолини, касающемся проблем риторики, Валла отстаивал авторитет Квинтилиана, а не Цицерона, как было принято. Он имел немало врагов, но и множество последователей как в Италии, так и в других странах, особенно в Германии, где уже в первые годы Реформации были опубликованы его антицерковные произведения, получившие большой общественный резонанс.

Лоренцо Валла (1407 - 1457) - итальянский гуманист, который много сделал для реабилитации земных потребностей человека, для утверждения новых принципов морали. Уже представители гражданского гуманизма подчеркивали земной характер морали, противопоставляя ее морали религиозной.

Центром новой морали для них идея общественного блага, гражданского служения, патриотического воспитания. Этика гражданского гуманизма была ориентирована на земное, деятельная жизнь, в котором служение обществу становилось моральным долгом каждого человека. Однако рост личностного начала в общественной и культурной жизни вело к возникновению в гуманизме нового направления, который утверждал другие моральные критерии, а именно благо отдельного человека, благо личности. Разработка этой идеи является главным достижением Лоренцо Валли. Свою этическую концепцию он строит на этике Эпикура.

Философско-этические поиски Лоренцо Валли отражены в известном диалоге "Об истинном и ложное благо", который был написан в виде споры стоика, эпикурейца и христианина. И хотя свою собственную позицию Лоренцо Балла окончательно не определяет, его наиболее красноречивые страницы посвящены именно изложения эпикурейской точки зрения. В основе этических соображений эпикурейца - принцип наслаждения. Следуя его, Валла выводит этот принцип из самой природы человека, которая заключается в стремлении к самосохранению. Жизнь Валла понимает как самоценность, и все, что ему способствует, вызывает чувство удовольствия, чувственного наслаждения.

Наслаждение рассматривается им как высшее благо. Он осуждает аскетическую мораль, олицетворением которой является точка зрения стоика. Добродетель, стоящий вне природы или над ней, рассматривается им как насилие над человеком и отвергается. Даже христианство пересматривается Валли с позиции эпикуреизма. Христианин тоже признает наслаждение как высшее благо, но перенесено в рай. Блаженство здесь мыслится как сочетание духовных и чувственных наслаждений, правда, более изощренных сравнению с земными.

Наслаждение - это цель, к которой стремится каждый человек согласно своей природы, она является счастьем, блаженством и любовью. "Не к добродетели, но к наслаждению ради нее самой нужно стремиться как тем, кто желает радоваться в этом жития, так и тем, кто желает радоваться жизни будущем", - заключает свои рассуждения Лоренцо Валла . Он пытается реабилитировать чувственную природу человека. Природа не может быть причиной порока, все, что она создала, - святое и достойное похвалы. Сама природа дала человеку чувство и способность к наслаждению, поэтому человек не новинка действовать вопреки этой природе.

В основе человеческой деятельности, за ним, лежит принцип собственной пользы. Связав личный интерес человека с ее чувственной природой, Лоренцо Валла создает систему индивидуалистической морали, хотя он и пытается вывести на этой основе необходимость общественной жизни, трактуя его как взаимную пользу и взаимной наслаждение, которое люди получают от общения друг с другом.

Индивидуалистическую концепцию человека мы видим также в одного из самых оригинальных умов Европы - Николло Макиавелли.

Валла (Valla) Лоренцо (ок. 1407, Рим - 1 августа 1457, Рим) - итальянский гуманист эпохи Возрождения, философ, филолог, историк. Происходил из семьи римского юриста, служившего в папской курии. Уже в юности в совершенстве овладел латинским языком, изучал греческий, с увлечением читал античных авторов, проявляя особый интерес к проблемам этики, филологии, риторики . В 1431-1433 преподавал риторику в университете Павии. В эти годы закончил 2-ю редакцию этико-философского сочинения «Об истинном и ложном благе» (De vera falsoque bono), написанного в форме диалога (в 1-й редакции - «О наслаждении как истинном благе», «De voluptate ас de vero bono», 1431, рус. пер. 1989). В нем дискуссию о высшем благе ведут три собеседника - стоик, эпикуреец и христианин. Стоик говорит о враждебности природы человеку, наделившей его склонностью к порокам, а не к добродетели, эпикуреец - о возможности достичь блага, данного людям от природы и состоящего в наслаждении; христианин не согласен со стоиком и, как и эпикуреец, отождествляет высшее благо с наслаждением, но осуждает тягу человека к земным радостям. Однако апология последних в речи эпикурейца столь выразительна, что не оставляет сомнений в симпатиях Валлы: наслаждение полезно человеку, тогда как страдания пагубны, важна лишь разумная мера в стремлении к удовольствиям. В 1435-1447 Валла служил секретарем у Альфонса Арагонского, правителя Неаполитанского королевства. В 1439-1440 им было написано философско-теологическое сочинение «О свободе воли» (De libera arbitrio, рус. пер. 1989), где он утверждал, что первородный грех не исказил волю человека, сохранившую способность самостоятельного выбора между добром и злом. В «Диалектических диспутах» (Dialecticae disputationes contra Aristotelikos, 1439, изд. 1499) он поставил под сомнение непререкаемый для схоластов авторитет Аристотеля в вопросах логики. К неаполитанскому периоду относятся и остро антицерковные сочинения Валлы, создание которых стало возможным в обстановке противоборства Альфонса Арагонского и папы Евгения IV. В диалоге «О монашеском обете» (1439-1443, рус. пер. 1963) объявлялся противоестественным сам институт монашества с его аскетизмом и отречением от мирской жизни. В «Рассуждении о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина» (De falso credita et emendita Constantini donatione Declamatio, 1440, изд. 1517, рус. пер. 1963) Валла, опираясь на свои познания в истории, лингвистике, археологии, географии, нумизматике, доказал подложность документа, в течение многих веков служившего основанием для притязаний папства на светскую власть. «Рассуждение» стало образцом новаторской исторической критики текста. В Неаполе Валла работал над 3-й, расширенной редакцией диалога «Об истинном и ложном благе». В 1444 Валла был привлечен к инквизиционному суду, от которого его спасло заступничество короля Альфонса Арагонского; он выступил с защитой своих взглядов в «Апологии против клеветников» (1444).

При новом папе, Николае V , Валла в 1448 вернулся в Рим, став секретарем курии; в 1450 начал преподавать риторику в Римском университете. В теории ораторского искусства он отдавал предпочтение не Цицерону, как большинство гуманистов, а Квинтилиану. Валла продолжил в Риме редактирование диалога «Об истинном и ложном благе», создав четвертый вариант этого сочинения, а также написал 2-ю и 3-ю редакции «Диалектических диспутов». Главным трудом последних лет стали «Примечания к Новому Завету», где различные кодексы греческого текста.Нового Завета сопоставлялись с его латинским переводом, - пример ис-торической критики текста. Напечатанные в 1505 «Примечания» способствовали формированию идей Реформации.

Л. M. Брагина

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 360.

Валла (Valla), Лоренцо (1407 - 1.VIII.1457), итальянский гуманист. В 1435-1448 годы жил при дворе Альфонса Арагонского, затем был на службе у римских пап Николая V и Каликста III. В диалоге "О наслаждении как истинном благе" ("De voluptate ас de vero bono", 1431), выступив с защитой эпикуреизма, отстаивал принципы гуманистической морали, призывал следовать велениям человеческой природы и сделать целью жизни достижение счастья и наслаждения. Нападая на средневековую идеологию аскетизма, Валла в диалоге "О монашеском звании" ("De professione religiosorum", написан 1442) отрицал институт монашества. Будучи крупнейшим знатоком латыни, Валла требовал возвращения от искаженной, варварской латыни к классической (трактат "Шесть книг о красотах латинского языка"; "Elegantiarum latinae linguae libri VI", 1444). Он использовал оружие филологической критики в борьбе против церковных авторитетов (выявил множество ошибок в каноническом латинском переводе Библии ("Примечания к Новому завету"; "In Novum testamentum... adnotationes", 1449). В трактате "О ложности дара Константина" ("De falso credita et ementita Constantini donatione Declamatio", 1440, впервые издан в 1517 У. фон Гуттеном) Валла, опираясь на исторические и филологические доводы, неопровержимо доказал подложность так называемого "Константинова дара", на котором папство основывало свои притязания на светскую власть. Объявив политическую власть пап тысячелетней узурпацией, обусловившей испорченность церкви и тираническое господство духовенства, Валла призывал государей Европы лишить пап их территориальных владений. Только покровительство Альфонса Арагонского спасло Валла от расправы инквизиционного трибунала.

M. Л. Абрамсон. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.

Сочинения: Scritti filosofici е religiosi, Firenze, 1953.

Литература: Ревякина Н. В., Политич. значение трактата Л. Валлы "Заявление о ложном и вымышленном дарении Константина", "ВМГУ", 1961, No 4, Сер. 9; ее же, Из истории этич. учений эпохи Возрождения, там же, 1962, No 2, Сер. 9; Корелин М. С., Этич. трактат Лоренцо Валлы "Об удовольствии и об истинном благе", "Вопр. филос. и психол.", 1895, кн. 29 и 30; Gaeta F., Lorenzo Valla, Napoli, 1955.

Валла, Лоренцо (ит. Lorenzo Valla) (ок. 1407, Рим - 01.08.1457, Рим) - итальянский гуманист, филолог и историк. С юных лет был вовлечен в интеллектуальную деятельность, обсуждая со многими просвещенными мужами (часть из которых состояла на службе у римского папы) различные вопросы философии, богословия, истории и филологии. Именно тогда у Валла зародился интерес к изучению языков (владел латинским и греческим). Получив превосходное образование, Валла занялся преподавательской деятельностью: с 1431 по 1433 был лектором в университете г. Павия, а после давал частные уроки в Милане и Генуе. Увлечение классической литературой, философией и ораторским искусством, блестящие лингвистические способности и в немалой степени покровительство опекуна, имевшего связи в Римской курии, способствовали быстрому карьерному росту Валла. Был принят в личные секретари к Альфонсо V Арагонскому , в течение 1435-1448 отвечая за делопроизводство и ведение корреспонденции. После устроился в курию к папе Николаю V, вел личную и деловую переписку понтифика, являясь его секретарем и доверенным лицом. Валла как яркий представитель гуманистической образованности оставил обширное наследие. Размышляя о сущности человеческой жизни, он обратил внимание на то, что лишь удовольствие (voluptas) наделяет ее подлинным смыслом. Речь идет не столько о бытовом и примитивном утолении низменных желаний, сколько о получении высшего удовлетворения от познания мира и самого себя. В этой связи Валла не принимал аскетических программ многих христианских богословов, считая бессмысленным отказываться от удовольствия, позволяющего, как он полагал, обрести «полноту жизни» (в подобных суждениях многие усматривали следы эпикурейской традиции с ее воспеванием гедонистических «ценностей»). Данной морально-этической теме Валла посвятил специальный трактат «О наслаждении» (De voluptate, 1431). Во многих отношениях В. не принимал жизненные модели (строгий аскетизм и т. д.), предлагаемые человеку представителями монашеских орденов, чему посвятил специальный труд (De professione religiosorum, 1442).

Перу В. также принадлежат работы «О свободе воли» (De libero arbitrio, начало 1440-х), «Диалектические диспуты» (Dialecticarum disputationum, 1440-е), «О красоте латинского языка» (De elegantiis linguae latinae, ок. 1440). Большое значение для развития критического метода в гуманистической историко-филологической науке имеют два сочинения В. «О вымышленности и подложности Константинова дара» (1440), доказывающее фальсифицированный характер грамоты, согласно которой римский понтифик обладает всей полнотой духовной власти, и «Сопоставление Нового Завета» (1443), стимулировавшее активные библиоведческие штудии в XV-XVI столетиях.

А. К. Гладков.

Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2016, с. 450-451.

Сочинения: О монашеском обете / Пер. Ю. Х. Копелевич // Итальянский гуманизм XV в. о церкви и религии. М., 1963. С. 100-138; Рассуждение о подложности так называемой дар-ственной грамоты Константина / Пер. И. А. Перельмутера // Там же. С. 139-216; Элеганции / Пер. Н. А. Федорова // Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV в.). М., 1985. С. 121-137; Об истинном и ложном благе. О свободе воли / Пер. В. А. Андрушко, Н. В. Ревякиной, И. Х. Черняка. М., 1989; Opera. Basileae, 1540.

Литература: Хоментовская А. И. Лоренцо Валла - великий итальянский гуманист. М.-Л., 1964; Ревякина Н. В. Творческий путь Л. Валлы и его философское наследие // Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989. С. 5-64; Gaeta F. Lorenzo Valla: Filologia e storia nell’Umanesimo italiano. Napoli, 1955.

Далее читайте:

Валла Л. Об истинном и ложном благе (Статья Л.М. Брагиной о сочинении Л.Валлы).

Философы, любители мудрости (биографический справочник).

Исторические лица Италии (биографический справочник)

Основные события XV века (хронологическая таблица).

Сочинения:

Opera omnia, a cura di Е. Garin, v. 1-2. Torino, 1962; в рус. пер. - В кн.: Итальянские гуманисты XV века о церкви и религии. М., 1963;

Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1939.

Литература:

Ревякина Н. Б. Творческий путь Лоренцо Валлы и его философское наследие. - В кн.: Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989;

Gaeta F. Lorenzo Valla. Filosofia e storia nell" umanesimo italiano. Napoli, 1955;

Camporeale S. I. Lorenzo Valla. Umanesimo e teologia. Firenze, 1972;

Lorenzo Valla e umanesimo italiano. Padova, 1966;

Fubini R. Umanesimo e secolarizzazione da Petrarca a Valla. Roma, 1990.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: