Маккавейские мученики. Страдание святых ветхозаветных мучеников Елеазара священника, семи братьев Маккавеев, матери их Соломонии и иных с ними


14 августа Православная Церковь чтит память святых мучеников Маккавеев. Подумаем, что, собственно, мы знаем о них?

Святые мученики Маккавеи – ветхозаветные мученики

Прежде всего то, что святые мученики Маккавеи: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.
Девяностолетний старец - законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.


Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья.
После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Святые мученики Маккавеи. Смерть их принесла земные плоды

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

Святые мученики Маккавеи — небесные покровители партизан

Война Маккавеев против захватчиков была партизанской. Началом восстания стало убийство Маттафией еврея, который принес жертву на алтаре, построенном греками. После этого Маттафия с семьей бежал в горы и вскоре объединил и возглавил ранее действовавшие в Иудее и Южной Самарии повстанческие отряды. Священник Маттафия, вставший во главе восставших, мешал деятельности царской администрации, совершал набеги на соседние местности, разрушая алтари, карая отступников от веры предков и евреев, лояльных новой политике.
Вскоре Маттафия умер, и повстанцев возглавил его сын Иуда.

Святые мученики Маккавеи — сколько их было на самом деле? Определенно, их было больше, чем семеро. Так, вначале это прозвание получил Иуда Маккавей из династии Хасмонеев, возглавивший восстание против ига сирийских греков. Позднее оно стало применяться к остальным сыновьям Маттафии, иудейского священника из рода Иоарива: Иоанну, Симону, Елеазару и Ионафану, – которые тоже принимали активное участие в восстании. Потом распространенное на всех вообще защитников и исповедников веры во время гонений Антиоха Епифана.

Святые мученики Маккавеи почитаются не только православными. Иудеи тоже установили празднование в честь этих событий.

Важным результатом восстания под руководством Хасмонеев считается создание независимого иудейского государства с центром в Иерусалиме и восстановление храмового богослужения. В честь этого события был установлен восьмидневный праздник под названием Ханука (ивр. «освящение»). Династия Хасмонеев правила Иудеей (сначала под контролем Сирии, затем независимо) почти 120 лет (с 152 по 37 до н. э.).

Святые мученики Маккавеи протестантами не признаются. Мученическая смерть семи братьев Маккавеев и Маккавейское восстание описаны в Маккавейских книгах, и в протестантском издании Священного Писания их нет. Они относятся ко второканоническим, т.е. книгам Ветхого Завета, еврейский текст для которых в первые века нашей эры не был известен, однако они были включены в состав Септуагинты.

Первая книга Маккавейская состоит из 16 глав, где после краткого упоминания о завоеваниях Александра Македонского и распаде его империи, рассказывается о страшном гонении Антиоха Епифана на иудеев, строго соблюдающих свою религию, что в итоге вызывает восстание под рукодствовм священника Маттафии, а затем и его сыновей Иуды, Ионафана и Симона. Повествование заканчивается общим примечанием о заслугах сына и преемника Симона - Иоанна.
Текст Второй книги Маккавейской не является продолжением Первой, а лишь дополнением к ней. Если первая книга Маккавейская представляет собой почти документальное повествование, то вторая книга изобилует драматическими эпизодами, диалогами, описанием чудес, произошедших при изгнании Селевкидов и эллинистов из Иудеи и образовании независимого царства Маккавеев. Мученическая смерть семи братьев, память которых мы празднуем сегодня, описана во Второй книге Маккавейской (6:18 – 7:42).

Третья же книга Маккавейская, состоящая из семи глав,не имеет ничего общего с двумя первыми, так как описываемые в ней события относятся к другому времени и другой местности: речь идет о гонениях на палестинских евреев во времена египетского царя Птоломея IV Филопатора.

Четвертую же книгу Маккавейскую читать не рекомендуется, поскольку она относится к апокрифам – произведениям позднеиудейской и раннехристианской литературы, не вошедшим в библейский канон и содержащим грубое искажение исторических фактов и/или нехристианские идеи. Впрочем, ни в одном издании Библии вы эту книгу не найдете.

И, наконец, следует сказать об одном суеверии. Освящение мака к Маккавеям отношения не имеет

Слово “маккавей” произошло от арамейского «makkaba» - «молот» (как оружие на врагов), также связывается с еврейским «makkevet», имеющим то же значение. С русским “веять мак” это слово просто созвучно, но в народном сознании память мучеников Маккавеев прочно связалось с освящением мака и приготовлением блюд из него.

Семь мучеников Маккавеев, матерь их Соломония и учитель Елеазар (+ 166 г. до н.э.)

Эти святые мученики жили во II веке до Pождества Xристова. Их история описана в Маккавейских книгах : 2 Мак 6 –7, а также в апокрифе, т.н. "Четвертой книге Маккавейской ", авторство которой некоторые приписывают Иосифу Флавию .

Вначале к этому деянию решили принудить девяностолетнего законоучителя Елеазара, открыв ему рот силой. Но святой старец выплюнул пищу с презрением и отверг советы притвориться покоренным ради спасения жизни. Он с твердостью пошел на мучения, выказал мужество молодого воина, вызывая восхищение палачей, и скончался под пытками.

Семь братьев, наставленные Елеазаром в обычаях израильского народа, были арестованы и предстали перед царем: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл. Они казались слаженным хором, в центре которого находился головщик – их мать Соломония. Братья думали только об одном: этот священночисленный лик, благословенный Богом, не должен разрушиться отступничеством одного из них. Поэтому они ободряли друг друга перед исповеданием веры следующими словами: «Если мы не погибнем сейчас, то так или иначе умрем однажды. Сделаем же из необходимости природы повод для торжества» .

Государь велел разложить перед ними инструменты для пыток и пытался устрашить Маккавеев, но, побеждая его доводы вдохновенным любомудрием, старший из них ответил: «Лучше умереть, чем преступить Закон наших отцов».

Старший из отроков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения.

Соломония присутствовала при пытках сыновей, но не была охвачена скорбью. Именно она призывала каждого из них на языке отцов мужественно сносить испытания во имя Господа и ради надежды на воскресение.

Младшему из семи братьев тиран стал давать разного рода обещания и, призвав его мать, попытался ее склонить к тому, чтобы она заставила сына сберечь себе жизнь. Торжествуя над всеми чувственными привязанностями, она склонилась над юношей и, напротив, призвала перенести все пытки, чтобы она смогла встретить его вместе с братьями в Царстве Небесном. Одушевленный новым порывом, ее сын начал проклинать тирана, предсказывая ему скорое справедливое наказание за гордыню. Он скончался, молясь о том, чтобы его жертва, как и жертва братьев, смягчила гнев Божий против угнетенного израильского народа. Антиох, пораженный в самое сердце, проявил по отношению к святому мученику еще большую жестокость, чем по отношению к его братьям.

После того как последний торжественно предал душу Господу, Соломония, в свою очередь, принесла себя в жертву и присоединилась к сыновьям в сонме святых мучеников. Согласно 4 Мак. 17:1 , она сама бросилась в огонь, до того как палачи схватили ее. Ее святые мощи почитаются сегодня в храме Константинопольского Патриархата.

Хотя эти святые мученики свидетельствовали до воплощения Христа, они ничем не уступают тем, кто следовал за Господом, подражая Его животворящим Страстям. Именно вера во Христа уже жила в них через надежду на воскресение и помогла победить все земные привязанности .

Подвиг святых семи братьев маккавеев воодушевил Иуду Маккавея , и он поднял восстание против Антиоха Епифана и с помощью Божией одержал победу, очистив Иерусалимский храм от идолов (см.

Мученики за веру.

Маккавеи

Царь Антиох Епифан захотел, чтобы все его подданные говорили на одном греческом языке и кланялись только греческим богам, то есть идолам. Многие из иудеев повиновались царю, но другие готовы были лучше умереть, чем отступить от истинной веры.

Одного старца, Елеазара, царские правители заставляли есть запрещенную законом Моисеевым пищу - свиное мясо. Когда он отказался, его стали уговаривать, чтобы он показал только вид перед народом, будто он ест запрещенное законом. Но Елеазар и на это ответил: "в мои лета недостойно лицемерить; если молодые узнают, что девяностолетний Елеазар уклонился в язычество, то и они могут соблазниться и отойти от веры". Тогда его повлекли к мучителю, и Елеазар мужественно умер за истинную веру.

Однажды к самому царю привели женщину Соломонию с семью сыновьями. Царь принуждал их есть свиное мясо, но они смело отвечали ему: "мы готовы лучше умереть, чем преступить закон наших отцов". Тогда царь предал их жестоким мучениям. Им вырезали языки, отсекали пальцы на руках и на ногах, сдирали кожу с головы, и живыми жгли на раскаленных сковородах. Так были замучены шесть братьев. Самого младшего царь с ласкою убеждал не противиться. Он обещал щедро наградить его и, наконец, обратился к матери, чтобы она дала совет своему сыну исполнить требование царя. Но она подошла к сыну и сказала: "сын мой! не бойся этого мучителя и встреть смерть так же, как твои братья, чтобы я могла, всех вас вместе, встретить в будущей, вечной жизни". Тогда царь предал смерти и младшего брата, подвергнув его еще большим мучениям. Затем была замучена и сама мать. Это семейство мучеников известна под именем мучеников Маккавеев .

На защиту истинной веры и своего Отечества восстал священник Маттафия с пятью своими сыновьями. Около них скоро собралось много ревнителей Божиего закона. Особенной храбростью из сыновей Маттафии отличался Иуда, названный в память мучеников Маккавеем . Иуда Маккавей, с небольшим войском, много раз побеждал сирийцев. Но раз его окружило многочисленное войско сирийское (22 тысячи), а у него было только 800 человек. Иуда погиб геройской смертью. Он не согласился бежать от врагов и тем помрачить свою славу.

Брат его Симон окончательно разбил сирийские войска, очистив от них город Иерусалим с храмом, и освободил свой народ от владычества греческих царей. В благодарность за это иудеи постановили, что на будущее время, до самого пришествия Спасителя, старший из рода Симонова должен быть у них первосвященником и правителем народа.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию - "Книги Маккавейские"

Из книги Забавная библия автора Таксиль Лео

ГЛАВА СОРОК ПЯТАЯ. ДОБЛЕСТНЫЕ БРАТЬЯ МАККАВЕИ. Мы приближаемся к последнему периоду истории еврейского народа до так называемого рождества Христова. В полном виде ветхозаветная часть Библии заканчивается тремя книгами Маккавейскими и Третьей книгой Ездры.Первые семь

Из книги Забавная Библия (с иллюстрациями) автора Таксиль Лео

Глава 45 Доблестные братья Маккавеи Мы приближаемся к последнему периоду истории еврейского народа до так называемого рождества Христова. В полном виде ветхозаветная часть Библии заканчивается тремя книгами Маккавейскими и Третьей книгой Ездры.Первые семь стихов главы

Из книги Книга еврейских афоризмов автора Джин Нодар

Из книги Еврейский мир автора Телушкин Джозеф

Из книги Непознанный Мир Веры автора Автор неизвестен

Расстрелянный за веру Пограничник Евгений Родионов попал в плен в феврале 1996 года. Чеченская война была в самом разгаре. Десять долгих месяцев мать искала сына по всей Чечне. Он был расстрелян под Бамутом после трех месяцев плена в день, когда ему исполнилось 19 лет. Могилу

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Как можно совместить веру в Бога как во Вседержителя и веру в нашу свободу и ответственность? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряИстина о Домостроительстве нашего спасения и путях Божественного Промысла, сохраняющего человеку данную Творцом

Из книги Теряя веру [Как я утратил веру, делая репортажи о религиозной жизни] автора Лобделл Уильям

Из книги Андрей Десницкий Статьи о Библии автора

Антиглобалисты Маккавеи Глобализм, антиглобализм- об этом есть и в Библии. Уже более двух тысяч лет назад у одних людей возникло горячее желание установить «во всем цивилизованном мире» единый порядок, язык и культуру, а другие готовы были противостоять им с оружием в

Из книги Земля Ханаанская. Родина иудаизма и христианства автора Азимов Айзек

Глава 11. МАККАВЕИ ЭллинизацияВ то время, когда умер Ганнибал, народ древней Ханаанской земли, казалось, находился на последней стадии полного забвения и должен был стать не более чем маленьким штрихом в истории человечества. На западе еще существовал Карфаген, но теперь

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Как обрести веру? 14 Но как же призывать Того, в Кого не уверовали? Как верить в Того, о Ком не слышали? И как услышать, если нет проповедующего? 15 И как люди могут проповедовать, если они на то не посланы? Вот почему в Писании сказано: «Отраден приход вестников, несущих добрую

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Страдания за веру 12 Возлюбленные, не удивляйтесь тому, что вам приходится проходить через огненные испытания, в этом нет ничего странного. 13 Наоборот, радуйтесь тому, что вы тоже участвуете в страданиях Масиха, чтобы вам радоваться и веселиться и тогда, когда откроется Его

Из книги Жизнь и учение св. Григория Богослова автора Алфеев Иларион

Маккавеи Сюжетом Слова 15–го стал подвиг мучеников Маккавеев, память которых совершается в Восточной Церкви 1 августа. Слово произнесено, вероятно, 1 августа 362 г., когда Григорий только начинал свое священническое служение, а у власти в Восточно–Римской империи

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Иудея под властью Сирии. Мученики Маккавеи Недовольные политикой очередного египетского царя, иудеи помогли сирийскому царю Антиоху Великому овладеть Иерусалимом. Но если сам Антиох Великий покровительствовал иудеям, то последующие сирийские цари начали преследовать

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том III (июль – сентябрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Поучение 4-е. Свв. мученики Маккавеи (О хранении свв. постов и других святоотеческих преданий) I. В сегодняшний день память творим святых семи мучеников Маккавеев, и матери их Соломонии, и учителя Елеазара. Кто они были? За что мы их ублажаем?Жили они без малого за два века до

Из книги Бумаги Иисуса автора Бейджент Майкл

Из книги Сорок библейских портретов автора Десницкий Андрей Сергеевич

24. Маккавеи – первые антиглобалисты Глобальный проект Александра Великого Древний Ближний Восток знал разные империи: Ассирийскую, Вавилонскую, Персидскую, о них мы уже не раз говорили. Поэтому, когда в 330-е годы до н. э. Александр Македонский вторгся со своими войсками в

Во втором веке до нашей эры сирийский царь Антиох Зпифан, яркий приверженец эллинизации, решил уничтожить в Иерусалиме иудаизм. Но сделать это оказалась намного сложнее, чем он предполагал. В 170 году до н.э. Антиоху пришлось ввести в город дополнительные войска.

Это помогло, но ненадолго. В 168 году до н. э. город восстал. Пришлось снова увеличить воинский контингент. Мятеж был жестоко подавлен.

Оскверненный алтарь

Антиох оскорбил иудеев, превратив святой для них Иерусалимский храм в святилище Зевса. Храм по приказу царя был осквернен — на его алтарь возложили свиную голову. Понимая, что иудеи не смирятся с этим надругательством над своей верой, царь все же решил любым путем заставить их поклоняться греческим богам, тех же, кто продолжит исповедовать иудаизм, полностью уничтожить.

На всякий случай все городские укрепления Антиох приказал сравнять с землей, чтобы в случае очередного восстания его армии не пришлось снова их преодолевать. Более того, царь построил в Иерусалиме крепость для своих солдат.

Но искоренить иудаизм не удалось. И это несмотря на пытки и постоянные публичные казни приверженцев иудаизма.

Мужество старца

В 166 году до нашей эры сирийские солдаты схватили законоучителя Божьего Елеазара, вина которого заключалась в том, что он не пожелал отказаться от иудаизма и свято соблюдал все его законы. Учителю Елеазару исполнилось тогда 90 лет.

Поскольку старец являлся одним из самых благочестивых, мудрых и уважаемых законоучителей, Антиоху было очень важно его сломить. Он понимал, что если добьется своего, то воля других ревностных приверженцев иудаизма может ослабнуть. Было решено заставить Елеазара осквернить уста свининой, вкушать которую иудеям категорически запрещалось Законом Божьим. Но как ни добивались этого его мучители, они ничего не могли поделать со старцем. Тогда сочувствовавшие законоучителю язычники принесли разрешенное его верой мясо — говядину — и предложили обмануть Антиоха. Елеазар мог съесть это мясо, притворяясь, что с отвращением употребляет свинину. Таким образом он не осквернит своих уст, не будет подвергнут пыткам и останется жить. Но почтенный старец ответил, что никогда на это не пойдет.

И тогда царь решил устроить для Елеазара ад на земле. Палачи хотели его и унизить, но оказались униженными сами, потому что даже самые страшные пытки не заставили старца им подчиниться. Изуродованному Елеазару, не зная уже как умножить его страдания, влили в окровавленные ноздри крепкий уксус и живым бросили в огонь.

Царский гнев

Затем арестовали и учеников Елеазара: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Адима и Маркелла Маккавеев. Вместе с ними была схвачена и мать братьев Маккавеев — Соломония.

Антиох предложил им, дабы избежать участи Елеазара, отказаться от Господа Саваофа и начать поклоняться Зевсу. Но никто из Маккавеев согласия на это не дал. И снова, как старца, их пытались заставить вкусить свиное мясо. Но принудить к этому не смогли. Тогда по приказу царя сирийцы начали избивать их бичами. И тогда старший брат сказал Антиоху, что они готовы умереть, но от законов Саваофа все равно не отступятся.

Разгневавшись, царь приказал разжечь огонь под сковородами и котлами. Библия свидетельствует, что Антиох придумывал такие страшные пытки, каких, по его мнению, выдержать было просто невозможно, а видя, что волю иудеев сломить не может, впадал в ярость. Старшему из братьев на глазах у его родных отрезали сначала язык, затем содрали с него кожу, после чего отрубили руки и ноги. Заметив, что юноша еще дышит, Антиох распорядился бросить его на раскаленную сковороду.

Теперь Антиох ничуть не сомневался в том, что остальные Маккавеи устрашены и не посмеют больше ему противиться. Со второго брата, чтобы окончательно сломить его волю, сначала сняли скальп и только затем приказали ему есть свинину. Но когда, несмотря на страшную боль, и он отказался выполнять прихоть сирийца, с ним расправились точно так же, как и со старшим братом. Затем и еще четыре брата, которые не уступили воле даря, также скончались в страшных муках.

Материнское сердце

В живых теперь оставался самый младший брат. Антиох понимал, что если ничего не добьется и от него, то будет унижен перед своими подданными, и поэтому стал уговаривать Маккавея отказаться от иудейского Бога. Царь клялся, если юноша покорится, обогатить его и пожаловать ему высокую должность. Затем Антиох обратился к Соломонии и сказал, что у нее есть возможность не только спасти жизнь единственному теперь своему сыну, но и увидеть его богатым, влиятельным и счастливым. Мать ответила, что она согласна повлиять на сына и обратилась к нему на своем, непонятом Антиоху языке.

Но Соломония поступила так, как подсказывало ей сердце. Она сказала юноше, что смерть его братьев не напрасна, умоляла не поддаваться увещеваниям царя, потому что Бог, за которого они в мучениях умирают, не оставит их и снова соединит всех вместе. «Я верю, — произнесла эта мужественная женщина, — что мой младший сын проявит себя настоящим мужчиной и не устрашится жестокого убийцы». И тогда юноша обратился к Антиоху: — Претерпевая эти краткие мучения за свой народ, мы обретаем вечную жизнь, а ты, нечестивый преступник, знай, что тебе предстоит по суду Божию понести праведное наказание. Ты познаешь еще всемогущество нашего Господа, но не будет тебе от него прощения.

Антиох так разгневался, что приказал обойтись с младшим Маккавеем еще жестче, чем с его братьями…

Соломония склонилась над обезображенными телами своих сыновей и, помолившись Господу, умерла. Ее материнское сердце не смогло выдержать такого горя.

Возмездие

«Взирая на пролитие крови рабов своих, Господь умилосердился над народом еврейским: Он воздвиг среди них Иуду, происходившего из священнического рода и прозванного Маккавеем».

Восстание, поднятое евреями во главе с Иудой, окончилось поражением войск Антиоха. Главный иудейский храм был освобожден от идолов, очищен и освящен. В память этого выдающегося для евреев события появился праздник Ханука.

Антиох же вскоре после своего поражения тяжело заболел. Внутренности его стали гнить, в них завелись черви. Смрад от царя шел такой, что не помогали никакие благовония. Ни лекари, ни греческие боги помочь Антиоху не смогли, и тогда, как и предсказывал младший Маккавей, царь вынужден был признать всемогущество Саваофа. Но Господь не пожелал его простить, и Антиох умер в страшных муках.


День памяти: Август 1/ 14

В 166 г. до Р. X. жил в Иудее некто Елеазар, священник и законоучитель, уже достигший старости, но весьма благообразный видом, славный своею мудростью и благочестием. Его привели к мучителю и стали заставлять есть свиное мясо, что было строго запрещено Богом в Ветхом Завете. Но Елеазар согласился лучше умереть славной мученической смертью за закон Божий, нежели сохранить через его нарушение бесчестную и прогневляющую Бога жизнь. Во время великих мучений, когда от ран священник Божий уже приближался к смерти, он, застонав, сказал: «Господу, имеющему совершенное ведение, известно, что я, имея возможность избавиться от смерти, принимаю жестокие страдания и охотно терплю их по страху перед Богом».

Были схвачены и семь учеников святого Елеазара, братья Маккавеи Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл, и с ними их мать Соломония. Их привели к беззаконному царю и также стали принуждать есть недозволенную пищу. Тогда один из них, отвечая за всех, сказал: «Мы готовы лучше умереть, чем преступить законы». Царь приказал отрезать ему язык, содрать с тела кожу и отсечь руки и ноги на виду у прочих братьев и матери. Лишенного всех членов, но еще дышащего юношу бросили на огромную раскаленную сковороду. Когда умер первый, вывели на поругание второго, и он принял мучение таким же образом. Уже при последнем издыхании он сказал: «Ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной». Когда мучили третьего и хотели ему отрезать язык, он тотчас выставил его, неустрашимо протянув и руки, и мужественно сказал: «От Бога я получил их, и за законы Его не жалею их, и от Него надеюсь опять получить их». Даже мучители были изумлены таким мужеством юноши. Потом славную мученическую кончину приняли еще трое братьев Маккавеев. Седьмому же, самому младшему, мать их святая Соломония сказала: «Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий. Не страшись этого убийцы, но будь достойным братьев твоих и прими смерть, чтобы я по милости Божией опять приобрела тебя с братьями твоими». После сыновей скончалась и мать, радостно благодаря Бога за то, что она сама и дети положили души за закон Господа Вседержителя.

Тропарь мучеников Маккавеев
глас 1

Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша,/ умолен буди, Господи,/ и вся наша болезни исцели,// Человеколюбче, молимся.

Кондак мучеников Маккавеев
глас 2

Премудрости Божия столпи седмочисленнии/ и Божественнаго Света светильницы седмосвещнии,/ Маккавеи всемудрии,/ прежде мучеников превелии мученицы,/ с нимиже всех Богу молитеся// спастися почитающим вас.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: