Методы изучения права метафизика диалектика конвенционализм. Метафизический и диалектический методы познания

Рассмотрение первого вопроса: "Диалектика и ее историческое развитие. Альтернативы диалектики: метафизика, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм" следует начать с исторического анализа понятия диалектики. Первоначально под диалектикой понималось искусство вести спор, дискуссию, однако со временем в античной философии вызрело понимание мира как вечного потока, вечного процесса изменения, движущей силой которого является борьба противоположностей (Гераклит, Сократ, Платон). Считается, что первым в философский лексикон термин "диалектика" ввел Сократ. Аристотель считал диалектикой науку о вероятных мнениях, он называл эту часть своего учения "первой философией" или "мудростью". В средние века и в Новое время диалектикой называли формальную логику.

С начала XIX в., после создания Гегелем универсальной теории познания и учения о бытии, диалектикой стали называть всеобщий метод познания, который рассматривает все предметы и явления как развивающиеся и взаимосвязанные, а также учение о бытии, основанное на этом методе.

Диалектика - в современной философии теория развития всею сущего и основанный на ней философский метод

Схематически структуру диалектики можно изобразить следующим образом (см. схема 46).

Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие философские теории, которые иначе рассматривают процессы развития. Диалектика имеет ряд альтернатив. Альтернатива (от фр. alternative чередование) наличие взаимоисключающих друг друга возможностей и необходимости выбора между ними.

К альтернативам диалектики относятся:

  • метафизика:
  • софистика:
  • эклектика;
  • догматизм;
  • релятивизм.

Метафизика понятие "метафизический" происходит от греческого слова "мета" (после) и "физюс" (природа) и обозначает: размышления после изучения природы. Это понятие было введено Аристотелем и имеет в философии два значения: первое - философия, второе – диалектический метод познании.

Метафизика является главной альтернативой диалектики. Это объясняется тем. что:

  • метафизика, как и диалектика, является развитой теорией;
  • на многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций, противоположных диалектике.

Отличия метафизики от диалектики:

  • по вопросу связей старого и нового дна пришлет наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое;
  • по вопросу о причине движения - согласно метафизике, движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок, диалектика видит причину движения в противоположностях;
  • по вопросу взаимосвязи количества и качества - сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством; по их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т. д.), качество изменяется благодаря качеству (то есть само по себе улучшается, ухудшается); диалектика видит этот переход в виде скачка;
  • по вопросу направленности движения, развития - если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития;
  • в системе мышления диалектический способ мышления сводится к шагам "тезис - антитезис - синтез", то метафизический опирается на формулы "или - или", "если не то, значит - это", то есть метафизическое мышление негибкое и однобокое;
  • в отношении к окружающей действительности - диалектика видит мир во всем его многообразии (цветное видение мира), а метафизика - однообразно, по принципу "черное белое";
  • в отношении к познанию - согласно диалектике, познание есть постепенный и целенаправленный процесс продвижения к абсолютной истине, через последовательное постижение пока познаваемых (относительных) истин (то есть от простого к сложному и абсолютному с учетом их единства); согласно метафизике, абсолютную истину можно познать сразу с помощью над чувственных и сверхопытных приемов, носящих "умозрительный" характер;
  • в отношении к окружающему миру - диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика - состоящим из отдельных вещей и явлений.

Таким образом, метафизика и диалектика есть две противоположные теоретические системы осмысления действительности, развития. Их основные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движения, связей старого и нового, количества и качества, направленности развития, мышления, познания, целостности окружающего мира отношения к окружающему миру.

Однако не следует думать, что метафизика - сугубо реакционная теория. В современной философии (особенно Запада) метафизика признана как равноправная теория, метод, наряду с диалектикой, а некоторые философы предпочитают метафизический образ мышления.

Наряду с диалектикой и метафизикой существуют (приемы, методы), альтернативные диалектике, но не являющиеся самостоятельными теориями:

  • эклектика;
  • софистика;
  • догматизм;
  • релятивизм.

Эклектика - (от греч. тот, кто выбирает) это механическое соединение в одном учении разнородных, органически несовместимых элементов.

Софистика - сознательное использование неправильных доводов, которые некорректно подаются как правильные, но воспринимаемого правильным по логической форме.

Догматизм - это способ усвоения и использования знании, в котором то или иное положение воспринимаются как окончательная истина, как догма, используется без учета конкретных условии жизни.

Релятивизм - интерпретация уже готовых результатов познания.

Важно осознать, что софистика и эклектика выступают как альтернатива диалектике в логических обоснованиях, а догматизм и релятивизм - это альтернатива диалектике как теории познания.

Рассматривая второй вопрос: "Принципы диалектики. Основные законы диалектики и их роль в философском осмыслении процесса развития" следует отметить, что существуют основные принципы диалектики к которым относят:

  • принцип всеобщей связи;
  • принцип развития;
  • принцип системности;
  • принцип причинности;
  • принцип историзма.

Принцип всеобщей связи является отражением организованности и упорядоченности мира, в котором все связано со всем. Наиболее закономерные связи и отношения реальной действительности и познания отражаются в философских категориях, например, форма и содержание, причина и следствие,

Принцип развития является результатом применения принципа всеобщей связи и взаимодействия. Развитие есть не что иное, как необратимое, определенно направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению нового качества.

Развитие - это направленные, необратимые качественные изменения системы.

Развитие высшая форма движения. В свою очередь, движение -основа развития.

Развитие может быть прогрессивным (переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному) или регрессивным (переход от высшего к низшему, деградация).

Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядочено. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность - наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

  • - вечность истории, мира;
  • его существование и развитие во времени. Как философская наука диалектика имеет своим предметом всеобщие законы. Они раскрывают природу любого развивающегося явления в любой области. Законы диалектики действуют всюду и везде, охватывают все стороны нашей действительности - природу, общество. Поэтому они имеют всеобщее познавательное, методологическое значение. Прежде чем познакомиться с основными законами диалектики дадим определение, что же такое закон? Понятие закона это не только философское понятие. Законы есть в любой науке, в природе, обществе, есть законы мышления. Закон - это внутренняя и устойчивая необходимая, повторяемая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение. За схемою (см. схема 47) прокомментируйте определение закона.

Можно выделить три группы законов. Обратимся к схеме (см. схема 48).

  • 1. Закон единства и борьбы противоположностей (закон диалектического противоречия).
  • 2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
  • 3. Закон отрицания отрицания (диалектического синтеза). За схемою это выглядит так (см. схема 49).

Каждый из законов имеет методологическое значение, т.е раскрывает ту ли иную сторону механизма развития. Это выглядит так (см. схема 50).

Рассмотрим эти законы.

Как видим из схемы (см. схема 51) закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник развития. Этот закон дает ответ на вопрос: "Что есть причиной развития". Борьба противоположностей дает внутренний импульс к развитию, ведет к нарастанию противоречий, который разрешается исчезновением старого и возникновением нового.

Объяснением есть то, что каждое явление внутренне раздвоено, содержит взаимоисключающие, противоположные тенденции, например, положительно заряженное ядро атома и отрицательно заряженные электроны, ассимиляция и диссимиляция в организме, болезнь и здоровье, вдох и выдох, реакции соединения и разложения в химии, молодость и старость, интересы борющихся классов в обществе и т. д.

Для современной медицины значение имеет рассмотрение проблемы болезни как единства и борьбы противоположных процессов: слом физиологических механизмов под воздействием чрезмерных раздражителей и активизация компенсаторных механизмов. Таким образом, болезням свойственны две противоположные тенденции - разрушение, которое связано с чрезмерным раздражителем, и обновление под действием защитных сил организма (это выработка антител, фагоцитоз, тканевая устойчивость).

Чтобы стать источником развития, противоположности должны быть сторонами единого, т. е. не только взаимоисключать, но и взаимопредполагать, взаимодополнять друг друга (см. схема 52).

Противоречия не есть нечто неподвижное, неизменное. Они возникают, развиваются, проходят определенные стадии, ступени развития. Бывают следующие противоречия (см. схема 53):

Второй закон диалектики.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Закон перехода количественных изменений в качественные изменения раскрывает общий механизм развития. Этот закон дает ответ на вопрос: "Как происходит переход от старого к новому?". Сущность этого закона состоит в том, что изменение качества данной вещи, т. е. переход от старого качества к новому, совершается тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенной границы.

Количество - исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.). Количество и качество диалектически взаимосвязаны. Примером может быть Ог и Оз. Более глубоко связь количества и качества определяется с помощью категории меры.

Единство количества и качества. Мера выступает как интервал количественных изменений, в пределах которого вещь сохраняет свою качественную определенность. Выход за пределы меры приводит к изменению качества вещи, к превращению количественных изменений в качественные (см. схема 54).

Понятие "мера" имеет большое значение для медицины. Философское понятие "меры" в медицине используется в виде медицинского понятия "норма".

Норма - это биологический оптимум для человека психосоматического (функционирования живой системы организма, его нормальное физиологическое функционирование.

Процесс перехода в новое качество осуществляется путем скачка.

Скачок - это момент, способ превращения одного качества в другое (см. схема 55).

Завершая какой-либо процесс, скачок означает момент качественного изменения предмета, перелом, разрешение назревших противоречий, скачков (см. схема 56).

Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры - температуру, то вода будет изменять свое качество - станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды - она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя "система координат" процесса нагревания - вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) -скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Нельзя не заметить и обратную связь. Наряду с переходом количества в качество происходит и обратный переход - качества в количество. Новое качество влияет на исчезновение одних и становление других "количеств".

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений имеет важное значение для медицинской науки и практической деятельности врача. Врач должен иметь правильное представление о качественных характеристиках той или иной болезни, об особенностях больного организма.

Третий закон диалектики.

Закон отрицания отрицания указывает на направленность развития и отвечает на вопрос: "В каком направлении происходит развитие?". Суть закона заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. "Не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования". Согласно этому закону, развитие есть процесс, складывающийся из определенных циклов (см. схема 57).

Категория "отрицание" отражает определенный этап развития, отличающий превращение объекта в нечто иное, определенным образом связанное с отрицаемым объектом. Отрицание является содержательным процессом и означает не просто уничтожение старого явления, но и возникновение нового, находящегося в определенной связи с отрицаемым. Схематически это можно изобразить таким образом (см. схема 58).

Например:

  • - Развитие человека происходит на основе постоянного отрицания, эмбриональное формирование отрицается младенчеством, младенчество - подростковым возрастом, последнее - юностью, она - зрелостью, затем - старостью. Как видим организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);
  • - исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами - расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, Новое время и т. д.).

Обратим внимание на то, что понимание, отрицания метафизикой и диалектикой очень существенно отличаются. Это различие состоит в следующем:

  • 1. На вопрос, каковы причины отрицания, метафизика отвечает, что отрицание вызывается внешними причинами. А диалектика утверждает, что причины отрицания заключены в развитии внутренних противоречий.
  • 2. Отвечая на вопрос: "На любом ли этапе развития возможно отрицание?", метафизика отвечает на любом. А диалектика считает, что отрицание возможно лишь тогда, когда противоречия назрели, когда количественные изменения подошли к границе меры.

Всё ли уничтожается в процессе отрицания: метафизика дает положительный ответ уничтожается все. А диалектика - наоборот, считает, что уничтожается только изжившая себя форма, сохраняется вес жизнеспособное.

На вопрос: "К чему приводит отрицание?", метафизика отвечает: "К прекращению развития данного явления". А диалектика учит, что отрицанием явление в своем развитии поднимается на новую, высшую ступень.

Таким образом, развитие идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

Изучая третий вопрос "Универсальные связи бытия и категории диалектики" следует обратить внимание на то, что категориями (с греческого языка означает высказывание, свидетельство) называются наиболее общие понятия, отражающие существенные закономерные связи между процессами и явлениями реальной действительности и познания. При этом следует отметить, что истоки учения о категориях уходят в далекое прошлое. Обратимся к схеме (см. схема 59).

Все многообразие объективного мира (предметы, явления, процессы, связи, отношения) находятся в постоянном взаимодействии между собой, связанны друг с другом, зависимы друг от друга. Философские категории, отражая многообразие реальной действительности, также взаимозависимы, взаимодействуют, взаимосвязаны, находят свое выражение в их "парности":

  • единичное, особенное, всеобщее;
  • причина и следствие;
  • необходимость и случайность;
  • возможность и действительность;
  • сущность и явление;
  • структура, форма и содержание
  • - категории познания: единичное, особенное, общее; сущность, явление;
  • - категории связи: форма и содержание; целое и частное; элемент, система, структура;
  • - категории детерминации: причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность.

Категории диалектики находятся в тесной связи с ее основными законами, основные законы диалектики обнаруживаются и формулируются только через определенные категории, а иначе они никак не могут быть выявлены.

Кратко остановимся на их содержании и взаимодействии.

Категории единичное, особенное, всеобщее.

Единичное - это индивидуальное, неповторимое в предметах и явлениях.

Общие свойства, присущие ряду объектов какого-либо класса, составляют содержание особенного.

Свойства, приятие всем без исключения объектам какого-либо класса, являются всеобщим.

Рассмотрим это на примере.

Все реальные предметы единичны. Общее в отличие от единичного характеризуется чертами сходства и подобия предметов (см, схема 60).

Единичное и общее находятся в диалектическом единстве, их связь носит противоречивый характер, поскольку они полярно противоположные стороны реальных процессов. Они отрицают но, и взаимно обусловливают друг друга. Единичное содержит в себе общее. В свою очередь, общее существует лишь в единичном.

Категория "особенное" - общее для группы предметов, которое одновременно являются отличительным. Приведем пример. Разум человека является общей особенностью всех homo sapiens, с одной стороны, а с другой - разум выделяет наш биологический вид среди других приматов. С точки зрения медицины любое заболевание как такое, имеет черты общие и отличительные. Болезнь как нозологическая единица выступает при этом как особенное, как то, что даст возможность отнести это заболевание к соответствующей нозологической единице (общее для всех больных такого типа) и отделить это заболевание от остальных. Медицинская традиция утверждает, что врач должен "лечить не болезнь, а больного". Но болезнь является одновременно и общим и единичным. Поэтому в своей практической деятельности врач должен основываться на учете единичного и общего в норме и патологии.

Категории сущность и явление

Сущность и явление - важнейшие диалектические категории, в которых выражаются основные свойства всех существующих в мире объектов. Сущность и явление всегда взаимосвязаны.

Сущность - это внутреннее, недоступное чувствам содержание предмета, его смысл, совокупность глубинных связей. Например, сущность человека - в его социальности.

Явление - это внешние свойства предмета, которые человек познает опытным путем через органы чувств: зрение, слух и др. Оно наблюдаемое, подвижное и изменчивое. Понятие явление определяется как форма проявления сущности, как внешнее обнаружение сущности. Сущность предмета человек может постичь только с помощью разума. Процесс познания идет от явлений к сущности.

Категории сущность и явление имеют важное значение для медицины. Болезнь всегда представляет единство сущности и явления. Не сущностью выступают определенные анатомо-физиологические изменения в больном организме. Внешними проявлениями выступают симптомы. Врачебное познание начинается с изучения симптомов, затем ставится формальный диагноз, т.е. определяется нозологическая форма заболевания. Затем врач переходит к диагнозу больного, т.е. выяснению специфических проявлений заболевания у данного больного. Таким образом, диагностический процесс идет от познания внешних явлений к раскрытию глубинных анатомо-физиологических изменений, составляющих сущность заболевания данного организма.

Категории содержания и форма

Форма - это порядок, в котором сосуществуют эти составные части, способ внешнего выражения содержания. Содержание всегда оформлено, а форма содержательна. Содержание и форма - понятие диалектические. В чём выражается их диалектика?

  • 1. Содержание определяет форму.
  • 2. Содержание активно, форма - статична, она изменяется в зависимости от изменения содержания. Форма, порождается содержанием, в то же время она активно влияет на содержание, способствуя или замедляя его развитие.
  • 3. Новое содержание сбрасывает устаревшую фору и заменяет ее новой формой, соответствующей содержанию.
  • 4. Форма активно влияет на развитие содержания: новая ускоряет, устаревшая тормозит развитие. Обратимся к схеме (см. схема 61).

Близкими к категориям "содержание" и "форма" выступают медико-биологические понятия структура и функция. Так врач должен рассматривать здоровый и больной организм как единство функции и структуры, физиологии и морфологии.

Категории причина и следствие

Диалектика считает, что изолированных явлений не существует. Каждое явление было обусловлено какими-то другими, предшествующими явлениями и само определяет, обусловливает какие-либо последующие явления. Эти явления оформляются у принцип причинно-следственной связи. Это принцип детерминизму, согласно которому природные, общественные, психические явления возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в результате действия определенных причин. Из двух явлений, если одна из них является источником изменений или возникновения второго, то первое явление будет называться причиной, а второе следствием. Обратимся к схеме (см. схема 62).

Причина - это то, что вызывает, порождает другое явление (следствие), предшествуя ему.

Следствие - это то, что следует за причиной.

Между причиной и следствием могут быть разные соотношения. Рассмотрим их.

1. Одно и тоже следствие может быть вызвано несколькими причинами (см. схема 63).

Например, головная боль может быть следствием нескольких причин: солнечного удара, высокого или низкого давления, температуры, и др.

2. Одна причина может привлечь за собой несколько следствий (см. схема 64).

Например, дождь может стать причиной нескольких следствий: грязи на улице, изменения температуры, повышения уровня воды, повышения влажности.

3. Одна причина может вызвать целую цепочку следствий, но при этом каждое следствие может стать причиной следующих явлений:

П - Сі - Сг -- С3.....

Например, солнечный удар может вызвать цепь следствий: повреждение коры головного мозга, это повреждение может вызвать потерю сознания человека, а потеря сознания может вызвать падение человека на землю, это падение может стать причиной сотрясение мозга и т.д. Здесь, как вы заметили, следствие становиться причиной следующего явления.

Кроме того, причиной может стать цель, которая может стать импульсом действий. Например, цель построить дом становиться причиной строительства дома.

Выделяют также условия - обстоятельства, которые помогают или мешают действию причины. Условие, которое не имеет прямого отношения к следствию и принято за причину, называют поводом. Важно различать причину и условия: хотя условия и влияют на следствие, но они в отличие от причины, не порождают следствия. Следствие является причиной другого явления, в результате чего образуются сложные причинно-следственные цепи. Одна и та же причина может привести к разным следствиям, и наоборот, одно и то же следствие может быть вызвано разными причинами (например, огонь может быть следствием удара молнии, трения спички, замыкания электропроводки).

Причинная обусловленность всех явлений называется детерминизмом (от лат. "determinare" - определять). Идеалисты противопоставляют детерминизму индетерминизм, отрицающий причинную обусловленность явлений объективного мира, во всем господствует одна случайность.

Категории случайность и необходимость

Причинно-следственная связь может иметь необходимый или случайный характер.

Необходимость - это такая связь явлений, которая обязательно вытекает из внутренних взаимоотношений и обуславливается предшествующим развитием. Необходимость - это то, что обязательно должно произойти при надлежащих условиях, то что закономерно и предопределено существенными причинами.

Случайность - такая связь явлений, которая вытекает из внешних, несущественных взаимоотношений, т.е. то, что может или не может случиться.

Например, если два человека встречаются в определенном месте, не договариваясь о такой встрече, то встреча рассматривается как случайная; она не входит в линию существования этих двух людей; она могла быть, могла и не быть. С другой стороны если эта встреча планируется с обеих сторон и определяется интересами этих людей, то она является необходимой. Примером может служить также несчастные случаи: производственные травы, дорожные аварии. Известно, что организация производственного процесса включает правила техники безопасности, соблюдение которых исключает травматизм. Относительно этих правил несчастный случай на производстве не является необходимым, и если он происходит, то в силу случайного стечения обстоятельств. Но следует учитывать, что любое случайное событие причинно обусловлено и по отношению к определенной группе детерминирующих факторов является закономерным. Что относиться к заболеванию человека, то оно является одновременно и необходимым, и случайным. Врач должен учитывать это в своей практической деятельности.

Категории возможности и действительности

Возможность - это совокупность предпосылок для возникновения нового явления, которое содержится в данном явлении. Это то, что пока не существует, но может осуществиться при определенных условиях.

Действительность - это существование какого-либо явления, это реализованная возможность, то, что уже возникло, существует и развивается. Обратимся к схеме (см. схема 65).

Так, каждый организм имеет возможность заболеть. Но эта возможность еще не является болезнью. Возможность заболевания становится действительностью только тогда, когда под действием патогенных факторов при соответствующих условиях возникает и развивается патологический процесс. Обратим внимание на то, что возможность превращается в действительность только в том случае, когда создаются для этого необходимые условия. Это особенно важно в медицине. Каждый здоровый организм имеет возможность заболеть в связи с наличие множества патогенных факторов. Поэтому врач, исходя из знания этиологии болезней, обязан применить необходимые профилактические меры на пути патологии. Лучшее лечение - это профилактика, которая опирается на знания защитных физиологических механизмов организма.

Целое - это такая взаимосвязь, такое единство частей, которое характеризуется признаками и закономерностями, которые не свойственны отдельным частям целого.

Часть это элемент целого. Они относительны, взаимно переходят друг в друга, но в то же время они противоположны друг другу.

В медицине диалектика части и целого проявляется в проблеме местного и общего в развитии патологии. При решении вопроса: "Является ли болезнь целостным или местным процессом?" современная медицина рассматривает болезнь как целостное явление, охватывающее весь организм, но в то же время она поражает отдельные органы, ткани, подсистемы заболевшего организма.

Основные понятия и термины

Единичное - индивидуальное, неповторимое в предметах и явлениях.

Закон единства и борьбы противоположностей свидетельствует о том, что развитие представляет собой процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многочисленных противоречии. Внутренняя противоречивость, борьба противоположностей дает толчок к развитию, к нарастанию противоречии, к исчезновению старого и возникновению нового.

Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, что количественные изменения постепенно накапливаясь, при достижении границ меры приводят к качественным изменениям, протекающим в виде скачка.

Выражая сложный, спиралеобразный характер развития, показывает, что на определенном этапе развития повторяются на качественно новой основе некоторые особенности пройденных этапов.

Метафизика - ранее (а также в некоторых современных системах философствования) синоним философии вообще. Противоположный диалектике философский метод, отрицающий качественное саморазвитие бытия через борьбу противоположностей.

Необходимость и случайность - это категории, отражающие тип существующей связи между явлениями. То, что обязательно должно было произойти, вызвано необходимой связью явлений. То, что могло бы и не произойти, вызвано случайной связью между явлениями.

Случайность - это тип связи между явлениями, определяемый побочными, несущественными факторами.

Необходимость - явление, которое имеет причину в самом себе, и при наличии определенных условий, обязательно происходит.

Общее - то, что присуще всем предметам и явлениям.

Противоречие - взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций, предметов и явлений, находящихся одновременно во внутреннем единстве и взаимопроникновении, которое выступает источником самодвижения и развития. Всякое развитие есть возникновение противоречий, их разрешение и возникновение новых противоречий

Развитие - необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта.

Софистика - рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, представление лжи вместо истины.

Случайность - явление, причина возникновения которого лежит во внешних обстоятельствах. Она может произойти, а может и не произойти.

Структура - взаиморасположение, связь элементов целого.

Сущность - это главная, внутренняя, относительно устойчивая сторона предмета или процесса. Она определяет природу предмета, характеризует его признаки.

Форма - структура содержания, внутренне присущая ему.

Часть - относительно самостоятельный элемент целого.

Элемент - это относительно неделимая часть целого.

Эклектика - беспринципное, механическое объединение в единое целое несовместимых между собой идей, связей и отношений.

Явление - более изменчивая, подвижная, внешняя сторона предметов, это форма, в которой обнаруживается сущность.

Диалектика и метафизика

Термин "диалектика" (гpeч.dialectica) в древнегреческой философии первоначально означал способ достигать истину посредством ведения беседы, столкновения мнений (dialogo). По словам Аристотеля, первым открыл такой метод Зенон. В практике же Сократа диалог стал основным методом нахождения истины. Аристотель рассматривал диалектику как науку о вероятностных суждениях и отделял ее от аналитики как науки о доказательствах.

Конечно, диалектика, прежде всего, обращается к действительности, к определенному аспекту действительности, стремясь представить мир в целостности. Этот аспект есть беспрестанное движение, изменение в действительности, то, что предстает как процесс. В действительности нет ничего постоянного, вечного, неизменного. Жизнь есть поток. Все явления в бытии находятся между собой в прямой или опосредованной связи. В этом свете впервые и древней Греции мир представил Гераклит (VI в. до н.э.). Абсолютную неизменность бытия пытались обосновать лишь элеаты. Зенон из Элеи, можно сказать, впервые открыл внутреннюю противоречивость любого явления. Зенон первым осуществил логический анализ понятия движения, открыл присущее движению противоречие и, поскольку считал противоречие невозможным, заключил, что движения нет.

Диалектика в истории философии прошла три этапа. Первый этап - античная диалектика. Ее можно назвать диалектикой целого. Иногда ее называют диалектикой бытия. Античной диалектике еще неизвестна или - лучше сказать - неприемлема идея развития. Если рассматривать с точки зрения познания, то это объясняют тем, что античные греки не дошли до открытия в мире развития - вечного неуклонного совершенствования мира. Но, с точки зрения ценностного предпочтения, вечное совершенствование, вечные изменения - негативное явление, ценностно нечто другое, ибо совершенное не изменяется, оно вечно. Такой подход подспудно содержится во взглядах всех направлений, но ясно и осознанно выражен Платоном. Уже говорилось, что вечные идеи у Платона неизменны, ибо они - само совершенство, первичные образцы. По Платону высшая ценность лишь в устойчивости, в неизменности. Если нечто изначально имеет или достигло гармоничной целостности, то оно является в высшей степени устойчивым, у него нет необходимости меняться. Оно будет лишь вечно воспроизводить себя в своем движении. Платон, конечно, не отрицает, что в мире имеет место и устойчивость, и изменчивость, но из всего, что есть, позитивным значением обладает лишь устойчивость. Своей жизненной целью он считал придумать такой государственный (общественный) строй, который имел бы все необходимые части, чтобы образовать гармоничное целое. Такой государственный строй, будучи совершенным, был бы вечным и неизменным. Для народа нет большего несчастья, чем постоянные перевороты, изменения в государственном устройстве. Люди, народы постоянно мечутся, исходя в основном из интересов частей, не находят совершенного устройства, так как не желают часто признавать верховенство целого (государства) над частями (отдельными людьми, сословиями и т.д.).

Совершенное целое - высшее благо как для всего космоса, так и для людей. Такое целое есть то, у которого, во-первых, имеются все необходимые части; во-вторых, то, части которого в точности соответствуют своему назначению внутри целого, занимают те места, которые им предназначены.

Диалектики античности также высказали мысль, что целое внутри себя построено на противоречиях, на отрицании самого себя, что в нем противоположности переходят друг в друга. Эта идея была свойственна особенно философии Гераклита.

Идее диалектики античности присуще сочетание познавательного отношения, отражения объекта с ценностным долженствованием. Во всех философских направлениях античности показ объективного состояния предмета всегда делается под углом зрения должного. У первых так называемых материалистов, натурфилософов можно нередко встретить суждения о том, что космические силы, действуя по своим законам, тем самым следуют всеобщей справедливости и т.д. По их убеждениям, справедливость лежит не только в основе человеческого, социального, но и космического устройства.

Второй этап - это эпоха Нового времени и Немецкой классической философии. И третий этап - марксистская философская мысль. XVIII, XIX, XX столетия стали Классической эпохой диалектического метода мышления. В эту эпоху диалектические концепции основывались на различных принципах, но их всех объединяют такие особенности: идея развития, принцип деятельности, принцип активности.

Однако есть существенное общее, что связывает античную и классическую, особенно немецкую философию - все они исходят из того, что всякое целое образуется из одной субстанциальной основы, зиждется в ней, несмотря на многообразие форм, входящих в целое. Вообще весь мир есть целостность, а не собрание не связанных между собой явлений. Ни с чем другим не связанных явлений не бывает. Только, естественно, связи эти различны.

Существенной особенностью диалектического мышления Нового времени является рассмотрение всего в его развитии. Суть движения и изменения - развитие, только оно соединяет прошлое, настоящее и будущее.

Поскольку в Новое время наука постепенно стала ведущей силой, определяющей духовный облик общества, то и философия окончательно укрепилась в вере, что она и есть главная наука, так сказать, "Наука наук", призванная открыть и обосновать исходные начала для построения "научной картины" мира, т.е. каков есть он в себе и для себя по терминологии Гегеля, а не картины того, каким должен быть мир человека и сам человек, каким он себя строит и утверждает. Так как основным объектом мышления теперь по принципу отражения того, что есть, становятся причинно - следственные отношения вещей и процессов, то чувственные формы в нем не могут играть основную роль. На первый план по своей значимости выходят логические формы и операции, насколько возможно очищенные от чувственных примесей. В научном познании высоко ценятся строгие, неуклонно вытекающие друг из друга отношения между мыслями. И в философии также вместо свободных ассоциаций и рассуждений на первый план выдвигаются неумолимые (часто кажущиеся) по силе доказательности выводы, основоположения и т.д. Стремление Спинозы строить свое учение, свою "Этику" по образцу геометрии, а Декарта - положить в основу своей теории ясную и не требующую доказательств аксиому ("Я мыслю, следовательно, существую") являются примерами этого. Построение философских систем по образцу науки и в качестве образца для науки в определенном уровне завершил Гегель. Свой основной труд он так и назвал "Наука логики", поскольку логику, логическое в мышлении ставил превыше всего. Если развитие Абсолютного Духа есть в то же время его самосознание посредством отчуждения и опредмечивания себя вовне в природе и истории, то логическое движение и развитие оказывается чистой формой развития как такового. В гегелевском понимании развитие есть восхождение от Абсолютного Духа до Абсолютной идеи. Все логические формы, категории, являясь одновременно формами бытия, выступают в этом движении мимолетными образами его Духа. Источник непрестанного движения Духа, его конкретных форм находится не вне его, а в нем самом, им является внутреннее противоречие. Каждое явление содержит в себе свое противоречие, противоположные характеристики, тенденции и т.д. Оно есть одновременно утверждение этим явлением самого себя и отрицанием себя, его выхождением за собственные пределы и возвращением в себя. И в античности и в Новое время противоречие в сущности явлений долго не признавалось как позитивное, оно часто отрицалось даже как факт, а если и признавалось, то это воспринималось как доказательство ущербности, нежизненности явления, его содержащего. Поэтому все явления тождественны себе и одновременно нетождественны, поэтому они всегда в движении. Впервые Гегель объявил противоречие источником жизненности и силы.

Диалектические традиции Гегеля продолжил К.Маркс, считая себя его учеником. Но диалектический характер имеет не внемировой Дух, а природа и человеческая история. Диалектика в своей наиболее развитой форме, по Марксу, свойственна человеческой деятельности, общественной жизни. К. Маркс и его соратник Ф. Энгельс в целом относили философию к науке. Известно, что они называли свои философские воззрения материалистическими, материалистической диалектикой.

Материалистическая диалектика, согласно Ф.Энгельсу, есть наука о всеобщих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Именно из всеобщности преобразовательного, а в его рамках - познавательного - отношения к миру вытекает марксовское положение, что бытие определяет сознание. Хотя бытие у него является для человека прежде всего общественным бытием, но именно оно предшествует и предопределяет сознание людей.

По Марксу диалектику внешнего мира человек постигает не путем созерцания и пассивного наблюдения, а путем активного изменения, осваивает диалектику природы и истории. Человеческая история - высшая форма развития. Только на его высших ступенях нечто достигает своей действительной сущности, становится тем, что оно есть по природе. Это идея также была гегелевской, но у него, как нам уже известно, природа и история не могут претендовать на статус внешних форм развития - они всего лишь внешние формы, в которые выливается Дух на разных ступенях своего развития. У Маркса же, наоборот, в движении находятся природа и история человечества. История является высшей формой развития, которую мы знаем. В ней законы диалектики достигают наиболее ясной выраженности. Поэтому диалектику лучше изучать в развитых формах любого явления.

Законы диалектики, развертывающиеся в природе и в истории согласно диалектическому материализму, неумолимы, их можно лишь изучать, понять и освоить, но человек не может их отменить. Они объективны, тогда как мышление человека лишь отражает их и постольку диалектично, поскольку верно отражает их. В советской философии, во многом расходившейся и с Марксом, было несколько направлений, по-разному толковавших диалектические идеи, среди которых были и находившиеся на уровне прежней натурфилософии. Но особенно сильной вульгаризации подверглась диалектика в области так называемого исторического материализма. Поскольку здесь главной заповедью выступало положение, что общественное бытие определяет общественное сознание, то идея о деятельной природе, человека, а следовательно, о его творческой функции, связанной главным образом с его мышлением, подвергалась особенно злобному остракизму. Здесь не могло быть места элементарной мысли о том, что если человек сам творит свою историю, то он может творить ее сначала лишь в своей голове, в мышлении и потом только на деле, в поступках и деяниях. Тоталитарной системе, где отчуждение проникло во все поры жизни, невозможно было выпячивать творческую функцию человеческого мышления. Все это обрекло философскую мысль на догматизм. Диалектика развивалась в рамках марксистской концепции вопреки идеологии тоталитаризма и главным образом представителями концепции диалектической логики (П.В. Копниным, Э.В. Ильенковым, Г".С. Батищевым, Ж.М. Абдильдиным и др.) О глубокой разработке противоречий социалистического общества не могло быть и речи.

Как и во всей философии в диалектическом мышлении в XX в. произошли серьезные перемены. В советское время западная философия XX в. для советского читателя была во многом закрыта. Лишь последние десятилетие произошли существенные изменения, которые коснулись не просто характера и тем философских размышлений, но главным образом самой природы философии как духовной деятельности. Можно сказать, что изменилось само понимание философии как особой духовной сферы, совершенно отличной от науки. На западе заметный перевес приобрело теперь убеждение о том, что философия призвана отвечать на самые жгучие вопросы о жизни, о ее смысле, о назначении человека, о способах его бытия в мире.

В связи с этим многих мыслителей западной философии постигло сильное разочарование, касающееся способа жизни западного мира, ее культуры, произошедшее после второй мировой войны, усилилась критика устоев его жизни, получило распространение убеждения о "Закате Европы". Значительно изменилось отношение к восточной культуре в плане отказа от прежних предубеждений, усилился интерес к ней.

Все эти изменения явственно отразились и на различных концепциях диалектики, на ее онтологическом содержании. Здесь нужно отметить одно появившееся в этот период существенное отличие: особенное внимание, более высокая оценка статуса единичного, индивидуального, отдельного. Речь идет не только о человеческой индивидуальности, единичности человеческого бытия. Это понимание пересматривает статус единичного и отдельного во всем мироустройстве. Но, прежде всего, место отдельной человеческой судьбы, неповторимого, бытие отдельного человеческого индивидуума, а через них и все остальные. Хотя такой поворот произошел в XX столетии, особенно во второй его половине, но тенденция в этом направлении наметилась уже в XIX в. Мыслители разных стран - датский философ С.Къеркегор (1813-1855), немецкие философы А. Шопенгауэр (1788-1860) и Ф.Ницше (1849-1900), французский философ А.Бергсон (1859-1941) - в разное время противопоставили свое принципиально иное видение проблем тогдашнему засилью гегелевской философии и вообще идеи превосходства общего над индивидуальным. С. Къеркегор, например, пытался, показать, что человеческие переживания, не имеющие никакой ценности с точки зрения гегелевского панлогизма, не могут бесследно исчезнуть во всемирном потоке необходимости. Рассматривать индивидуальности как всего лишь моменты в движении общего, есть, по мнению Къеркегора, насилие над жизнью. Он считал, что индивидуальные, преходящие моменты в принципе непознаваемы. В XX в. эта традиция получила развитие, породив в ее рамках различные концепции.

Диалектическую мысль XX в. можно разделить на два течения. Одно из них: рассмотрение проблем диалектики в лоне человеческой жизни, его деятельности, душевного мира, понимание диалектики именно как проявление человеческой жизни. Первыми в этом направлении были выступившие в начале века французские неогегельянцы Жан Валь, Ж. Ипполит, А. Кожев и немецкий - А. Либерт. Они попытались сочетать идеи Гегеля с экзистенциалистскими идеями.

Вторая волна, развившая диалектические идеи в этом направлении, связана с творчеством представителей экзистенциализма: немецких философов К.Ясперса, М.Хайдеггера и Франкфуртской школы Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас и др., а также французских мыслителей - .Ж.П.Сартра, М. Мерло-Понти и др.

Большинство названных философов, а также представители Франкфуртской школы считают, что в природе нет диалектики. В этом они в определенном смысле солидарны с Гегелем.

Особняком от них стоят исследователи течения неореализма Г. Башляр, Н. Мулуд, находящиеся в русле прежней традиции. Они видят диалектику в развитии научного творчества и считают, что диалектика заключена не в автономности единичного и отдельного, а в общих результатах обобщающей деятельности мышления, в их историческом становлении и динамизме.

Под влиянием различных социально-исторических нужд в истории диалектики были эпохи, когда философская мысль крайне преувеличенно и односторонне превозносила субстанциональное значение общего, а также были и периоды, когда реальными признавались одни лишь единичности, а общее - как плод разума и т.д. Но в целом в диалектическом мироощущении и миропонимании имеется глубокий жизненный смысл. В этом, по-видимому, кроется причина того, что диалектические воззрения в истории философии были преобладающими.

МЕТАФИЗИКА. Впервые термин "метафизика" употребил Аристотель. Известно, что мыслитель, благодаря своей плодотворной деятельности, систематизировал накопившиеся к тому времени во всех сферах знания. Оперируя материалом из различных областей науки, он изложил проблемы, знания и мысли, которые мы сейчас относим к области философии, вслед за физикой, и назвал их метафизикой, т.е. то, что находится за физикой. Совокупность их он обозначил как первую философию, которая должна, по его мнению, заниматься предметами, недоступными нашей чувственности, но которые могут быть постигаемы только разумом. Эти предметы он назвал первыми началами. В дальнейшем этот термин закрепился за данной областью знаний наряду с философией. И в современной западной философии он употребляется в большинстве случаев именно в этом значении. диалектика метафизика гегель

Термин "метафизика" в значении метода, противоположного диалектике, впервые употребил Гегель. Именно в этом содержании он относит его к способу мышления, сложившегося в науке XVII и XVIII столетий, и философии, с ней связанной. Метафизика в этом значении означает односторонность, игнорирование становления и изменения предмета и, тем более - развития при рассмотрении явления, фиксация явления в его изолированности, вне его многосторонних связей и т.д. Интенсивное развитие опытного естествознания в эту эпоху, когда собрание фактов, данных об отдельных свойствах, проявлениях и т.д., сменяло общее внешнее наблюдение, созерцание в античности, породило привычку, больше оценивать единичный факт, установленный опытным путем, чем с помощью любой теории, а иногда проявлялось просто пренебрежение обобщающей способностью мышления. В такой науке важно было выделить любое частное свойство и рассмотреть его в полной изолированности. Стало необходимым разлагать каждую изучаемую вещь на его составные части. Таким образом, анализ в познании вышел на первый план. Это, разумеется, ценность познавательного отношения к миру, но, как мы уже знаем, в эту эпоху в истории Европы интенция к преобразованию, переделке мира вышла на первое место среди всех ценностей.

Метафизика преимущественно была присуща материализму XVII и XVIIII вв., тесно связанного с наукой того периода. Кроме рассмотрения вещей в неизменном состоянии, она не признавала в вещах, в их сущности никакого противоречия. Противоречия, различия, нетождественность, по мнению философов, имеют место не внутри самих вещей, а между вещами, и их сопоставлении между собой. Они лишь внешние характеристики. Движение имеет место, но оно не ведет к развитию, изменениям. Вселенная, если не признавать творца, не возникла и не исчезает. Однако многие метафизически настроенные ученые и философы допускали возможность сотворения мира. Движение воспринималось в то время преимущественно как механическое.

Эта позиция особенно укрепилась во времена, когда наука именно механическое движение знала лучше других форм. Но это, однако, было единственной и даже не главной причиной - как философско-мировоззренческий метод, способ видения мира она связана главным образом с определенной ведущей ценностью, исповедуемой людьми. В эпохи, когда утвердившиеся нормы и порядки в жизни, как мы знаем, стали жизненной позицией большинства людей, именно такие умонастроения делают их более склонными к подобным воззрениям.

Если посмотреть с позиции отражения мира человеком в его мышлении, то и диалектика, и метафизика выглядят как всего лишь различные, противоположные познавательные концепции, по-разному объясняющие мир, рассматривающие его каждая с одной определенной стороны. Но они говорят не только о мире - каков он в себе независимо от нашего мышления, их главная цель - предложить людям ценности, по которым следует строить жизнь, единственно достойную для них. В мире, конечно, имеет место и устойчивость, и изменчивость. Воспроизвести их в нашем мышлении только такими, каковы они во внешнем нам мире и в нас самих необходимо и должно без субъективистских искажений. Но и устойчивость, и изменчивость суть определенные ценности, которые человек то превозносит как идеальную и достойную жизнь, то низвергает, как неприемлемое, дурное и т.д. Конечно, возможно и такое отношение, когда желанным и должным воспринимается их сочетание, гармоническое единство.

Диалектика и метафизика

Факт развития природы и общества отрицать невозможно; с принципом развития согласны всœе философы, но понимают его по-разному. Исторически сложились два базовых подхода к развитию: метафизический и диалектический.

Одной из базовых особенностей метафизической концепции развития является взгляд на природу как на случайное скопление предметов, явлений, оторванных друг от друга и независимых друг от друга, находящихся в состоянии покоя и неподвижности. Метафизический взгляд на мир господствовал в философии и науке вплоть до XIX века.

Метафизика рассматривает развитие как чисто количественные изменения, без качественных скачков, без борьбы противоположностей, полагая, что источник развития находится вне данной системы. Им является внешний толчок другой системы, либо первотолчок (И. Ньютон). Общая тенденция, направленность процесса развития – восходящая или нисходящая линия, круговорот. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, особенностью метафизического способа мышления является односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого при рассмотрении различных проблем, явлений и процессов действительности.

Разновидностями метафизического способа мышления являются: догматизм, релятивизм, софистика и эклектика.

Догматизм отрицает, прежде всœего, принцип развития. Главным признаком догматизма при решении теоретических и политических проблем является отказ от признания зависимости истины от условий, места и времени. Положения, бывшие истинными в одних обстоятельствах, догматик превращает в застывшие, неизменные догмы, которые якобы сохраняют свою истинность на всœе времена.

Релятивизм абсолютизирует момент изменчивости. Различие между диалектикой и релятивизмом можно проиллюстрировать, сопоставив положения Гераклита из Эфеса и Кратила из Афин. Гераклит утверждал, что ʼʼв одну и ту же реку нельзя войти дважды, ибо на вступающих в одну и ту же реку всœе новые и новые вода текутʼʼ. Кратил же, в противоположность Гераклиту, полагал, что в одну и ту же реку нельзя вступить и единожды. В положении Гераклита момент изменчивости сочетается с моментом устойчивости. В положении Кратила момент устойчивости отрицается и абсолютизируется момент изменчивости. Событие превращается в сплошной поток изменения и исчезает, в связи с этим в одну и те же реку нельзя вступить и единожды. Релятивизм - ϶ᴛᴏ также абсолютизация условности знания, отрицание возможности познания объективной истины. В современной методологии и философии науки существует ʼʼметодологический релятивизмʼʼ – принципиальный отказ от абсолютных научных предпочтений (ʼʼэпистемологический анархизмʼʼ П. Фейерабенда ). Релятивизм должна быть ʼʼэтическимʼʼ (у каждого – ʼʼсвояʼʼ мораль); ʼʼэстетическимʼʼ (ʼʼсуждения вкусаʼʼ не являются всœеобщими); ʼʼисторическимʼʼ (теория О. Шпенглера ).

Софистика - ϶ᴛᴏ сознательное использование для обоснования и доказательства тех или иных положений таких доводов, которые по форме выглядят как правильные, а по существу являются заведомо ложными. Основным примером софистики является использование так называемых софизмов. К примеру, на обвинœение во лжи софист отвечает: ʼʼКто лжет, говорит то, чего нет. Но того, чего нет, нельзя сказать. Следовательно, никто не может лгатьʼʼ.

Эклектика - ϶ᴛᴏ соединœение различных, противоположных взглядов, идей, принципов и теорий. Кажущаяся многосторонность эклектики оказывается простой видимостью, так как эклектика лишь формально сочетает разные признаки предмета͵ не выясняя их подлинной взаимосвязи, не умея выделить среди этих признаков главного, определяющего. Для эклектики также характерны: подмена понятий, нарушение принципов целостности, объективности, конкретности рассмотрения предметов и явлений.

Прямую противоположность метафизического понимания процесса развития составляет диалектическая концепция развития. Диалектика есть учение о всœеобщих законах развития и изменения природы, общества и мышления.

Впервые слово ʼʼдиалектикаʼʼ применил Сократ (VI в. до н.э.) (стихийная диалектика ): искусство вести спор, диалог, метод раскрытия противоречий в мышлении, рождение истины. Метод Сократа получил название ʼʼмайевтика ʼʼ. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, диалектика с самого своего появления была тесно связана с поиском, развертыванием и разрешением мыслительных противоречий, с которыми сталкивается любой человек в своей познавательной практике.

Большой вклад в развитие диалектического взгляда на мир внесли Кант и Шеллинг . При этом наивысшей ступени развития идеалистическая диалектика получила в философской системе Гегеля . Диалектика Гегеля (а также других немецких философов) является методом познания и мышления, т.к. ее основное внимание связано с изучением процессов развития в духовных, познавательных, субъективных системах бытия. Философия Гегеля выстроена согласно триадичным (троичным) принципам. Как объективный идеалист он вводит понятие о трех ступенях саморазвития Абсолютного Духа: Логика (развитие понятий), Субъективный Дух (развитие индивидуального сознания человека), Объективный Дух (развитие духовной общечеловеческой культуры). Философия - ϶ᴛᴏ наивысшая форма Объективного Духа, в рамках которой и завершается саморазвитие и самопознание Абсолютного Духа. Троичный принцип был положен Гегелœем в основу построения диалектики как метода познания и мышления: тезис (утверждение), антитезис (отрицание) и синтез (отрицание отрицания или ʼʼснятиеʼʼ).

Автором материалистической диалектики XIX века был К. Маркс . Он построил диалектику на базе материалистического понимания исторического процесса и развития познания. В ней органически сочетаются законы развития как бытия, так и познания. Материалистическая диалектика не только онтологическое, но и гносœеологическое учение, рассматривающее мышление и познание равным образом в становлении и развитии.

Рассмотрим принципы диалектики – основные, исходные положения.

Важнейшим принципом диалектики является принцип всœеобщей связи . Диалектика утверждает, что всœе в мире взаимосвязано и взаимообусловлено. Связь представляет собой отношение между предметами и событиями, когда изменение одного ведет к изменению другого.

Принцип развития является центральным, исходным началом диалектики. Диалектика считает, что развитие объективно, так как развивается сам объективный мир, а сознание лишь отражает это развитие. Развитие всœеобще, объективно, необратимо, обязательно включает качественные изменения.

Принцип объективности предполагает рассмотрение действительности такой, какой она является на самом делœе; требует от субъекта сознательного использования проверенной информации, а также – ясного признания познаваемости материальных систем.

Принцип системности требует всœестороннего рассмотрения объектов; стремится к охвату наиболее важных сторон, к выделœению определяющей, интегративной стороны, от которой зависят остальные (принцип субстанциональности ); а также – отграничению необходимых связей от случайных, существенных от несущественных (принцип детерминизма ).

Принцип историзма (или исторический подход) опирается на диалектику как теорию познания и включает требование к познающему субъекту рассматривать материальные системы в их динамике. Этот принцип включает: 1) Ретроспективность. Требуется иметь неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ предварительное представление о сущности предмета в настоящий момент, что позволяет установить исходную стадию его развития. 2) Изучение предпосылок возникновения предмета. 3) Применение базовых законов диалектики. 4) Выделœение этапов развития предмета͵ диалектики общего и единичного. 5) Определœение направления и характера развития или изменения предмета. 6) Изучение не только истории объекта͵ но и истории отражающих ее понятий и положений.

Принцип восхождения от абстрактного к конкретному . Конкретное выступает в качестве синтеза, системы определœений. Каждое определœение отражает отдельную сторону, свойство, оно абстрактно. В процессе синтеза всœе новых определœений мы восходим от абстрактного знания (неполного) к конкретному (более полному). Конкретное в мышлении отражает существенные стороны изучаемого явления в их связи.

Принцип единства исторического и логического помогает понять, как конкретное в действительности трансформируется в конкретное в познании. Логическое - ϶ᴛᴏ теоретическое воспроизведение закономерностей реального развития. Историческое – процесс развертывания действительности во времени во всœем многообразии ее конкретных форм.

Общее понимание характера поступательного развития человеческого познания выражено Гегелœем через формулировку трех законов диалектики , которые были впоследствии включены К. Марксом в материалистическую диалектику. Закон единства и борьбы противоположностей подчеркивает наличие внутренних импульсов к развитию, определœенных столкновением различных сил и тенденций в самом мыслительном процессе. Берет верх та сторона, которая является более жизнеспособной и прогрессивной, и тем самым происходит разрешение противоречия. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений подчеркивает наличие скачков – взрывов, обозначающих ʼʼпрерывность в непрерывностиʼʼ. Под воздействием количественных накоплений (вещества, энергии информации) наступает скачок как процесс перехода предмета в принципиально иное состояние (качество). Закон отрицания отрицания характеризует поступательность развития: результат содержит в себе свое начало. Главное здесь не отрицание, а синтез, объединœение всœего того, что было рациональным на предыдущих этапах и повтор на высшей ступени черт и структур исходной ступени. Этот момент связан с механизмом прогрессивного развития познавательных и мыслительных структур.

Основные законы диалектики необходимым образом реализуются в процессе развития предмета͵ но при этом не исчерпывают собой всœех существенных характеристик развития. По этой причине помимо трех базовых законов диалектика включает в себя и так называемые не основные законы, содержание которых выражается через взаимосвязь соответствующих категорий (от греч. kategoria – высказывание). Категории представляют из себяфундаментальные понятия, в которых выражаются наиболее существенные характеристики изучаемой какой-либо наукой области действительности. Коснемся наиболее важных категорий диалектики.

Качество , количество , мера . Качество есть определœенность предмета͵ представляющая собой целостную и относительно устойчивую совокупность его специфический свойств. Количество - ϶ᴛᴏ степень развития данного качества, это такая определœенность предмета͵ которая в известной мере безразлична к данному качеству. Мера - ϶ᴛᴏ допустимый интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется данное качество. Мера выражает внутреннюю связь качества и количества.

Тождество , различие , противоположность , противоречие . Тождество - ϶ᴛᴏ понятие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ отражает постоянство предмета͵ его относительную устойчивость. Различие отражает изменчивость предмета͵ несходство его сторон, тенденций. Тождество и различие не существуют друг без друга. В тождестве всœегда есть различие, а различие предполагает тождество. к примеру, два атома одного элемента тождественны и в то же время различны (изотопы, ионы, энергетические уровни). Противоположности - ϶ᴛᴏ различия в предметах, явлениях, сторонах, которые в определœенной целостности взаимно исключают друг друга (к примеру, положительно и отрицательно заряженные частицы, имущие и неимущие слои населœения). Отношение между противоположностями – есть противоречие. Противоречие есть понятие для обозначения отношения между сторонами, тенденциями целого предмета͵ при котором они взаимополагают, взаимообуславливают, взаимоотрицают друг друга.

Общее , единичное , особенное . Общее – философская категория, отражающая сходные, повторяющиеся черты и признаки, принадлежащие ряду единичных предметов или всœем предметам определœенного класса. Своеобразие предметов фиксируется категорией единичного. Единичное - ϶ᴛᴏ философская категория, выражающая специфику именно данного предмета͵ его уникальность. Предметам и явлениям окружающего мира одновременно присуще общее и единичное. Единство общего и единичного выражается как особенное. Особенное – философская категория, выражающая синтез общего и единичного, их взаимопереход, который всœегда происходит в особенной форме, присущей только данным явлениям и никаким другим. Эти категории выступают также как ступени процесса познания предмета или явления. Сначала познается единичное, затем особенное и в итоге – общее (индукция) или наоборот (дедукция).

Целое и часть . Целое является исходным пунктом теоретического анализа объекта потому, что оно представляет собой ту форму, посредством которой объект изначально предстает перед исследователœем, затем выясняется структура объекта – его части. Целое, однако, не сводится к сумме частей, а включает и способ объединœения частей, их взаимосвязи и т.д. Отношение частей и целого - ϶ᴛᴏ взаимодействие, благодаря которому целое обладает свойствами, отсутствующими у каждой из частей в отдельности. Взаимодействие частей приводит к появлению у целого новых, интегративных свойств. Категории ʼʼэлементʼʼ -ʼʼсистемаʼʼ сопоставимы с категориями ʼʼчастьʼʼ и ʼʼцелоеʼʼ, но вместе с тем отношение ʼʼэлементʼʼ-ʼʼсистемаʼʼ включает категорию структуры – этой совокупность устойчивых связей объекта͵ обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, то есть сохранение базовых свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

Форма и содержание . Эти понятия древние (к примеру, их определœения давал Аристотель), многозначные, с несколько размытыми значениями. Под содержанием понимают совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета͵ явления, процесса. К примеру, содержание кинофильма – его сюжет, содержанием производства – изготовление определœенной продукции. Форма – принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. К примеру, для художественного произведения, это его композиция, приемы выражения чувств и мыслей. Форма очень важна, т.к. организует то или иное содержание, закрепляет определœенную ступень развития, нормализует ее. Реально форма неотделима от предмета͵ но в тоже время она имеет относительную самостоятельность. К примеру, существует целый ряд наук, специально изучающих различные формы: геоморфология, структурная лингвистика, геометрия, кристаллография. В науке успешно применяется метод формализации знания (языка). Он представляет перевод содержательных фрагментов знания на искусственный символический и формульный язык, подчинœенный четким правилам построения формул и их преобразований. Это обеспечивает успешное решение познавательных задач во многих научных дисциплинах. Единство формы и содержания, их тонкая прилаженность друг к другу ярко проявляется, к примеру, в искусстве. Отнюдь не всякое содержание может становиться предметом художественного творчества. Не устройство атомов, не производственные процессы, а человек, его проблемы составляют содержание искусства. Исключительное значение в искусстве имеет мастерское владение формой, к примеру, не каждое стихотворение может называться поэзией.

Необходимость и случайность . Необходимость - ϶ᴛᴏ такое явление или событие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ обязательно наступает или происходит при наличии определœенных условий. Случайность может проявить себя в какой-либо форме, а может и не проявить вообще, являясь не значительной и внешней для исследуемого процесса. Необходимость порождается внутренней природой развивающегося явления, а случайность – внешними воздействиями. Необходимость определяет главное направление в развитии предмета͵ случайность же выражает отклонение от данного направления. Необходимость и случайность взаимосвязаны и объективны. Случайность есть форма проявления и дополнение крайне важно сти, а крайне важно сть прокладывает себе дорогу через массу случайностей. Возможен переход их друг друга. Случайные изменения окружающей среды приводят постепенно к изменению генетического аппарата животных и, соответственно, наследственности.

Сущность и явление . Сущность – система необходимых и устойчивых, прежде всœего внутренних, и потому скрытых от непосредственного наблюдения сторон предмета͵ взятых в их естественной взаимосвязи; то, без чего данный предмет не должна быть самим собой. Явление - ϶ᴛᴏ совокупность внешних, часто случайных, а потому изменчивых сторон предмета; способ обнаружения сущности через свойства и связи, доступные чувствам. Сущность и явление тесно связаны друг с другом, хотя непосредственно и не совпадают. Сущность обнаруживается через явление, но не раскрывается при этом полностью. Вместе с тем раскрытие сущности невозможно без изучения ее внешних проявлений.

Причина и следствие . Познание сущности предмета с крайне важно стью предполагает уяснение причин, его порождающих и изменяющих. Причина - ϶ᴛᴏ взаимодействие между предметами, их сторонами и элементами, вызывающее определœенное изменение в них. Следствие – результат такого взаимодействия, в котором фиксируются указанные изменения. Причина, таким образом, первична по отношению к следствию. Эти категории имеют первостепенное значение для процесса познания. Любая научная теория обязательно предполагает выяснение причин исследуемого объекта. Знание причин способствует его предсказанию, а во многих случаях позволяет активно воздействовать на ход того или иного процесса. В познании мы идем, как правило, от следствия к причинœе. И диалектическое их понимание делает эти категории необходимыми звеньями, ступеньками научного познания действительности.

Возможность и действительность . В широком смысле слова под действительностью принято понимать весь объективно существующий мир, объективная реальность во всœей ее конкретности. В более узком смысле слова под действительностью принято понимать конкретное бытие отдельного объекта в определœенное время, в определœенных условиях. Это его актуальное бытие. В этом значении категория действительности и сопоставляется с категорией возможности. Возможность - ϶ᴛᴏ такое состояние (или ситуация), когда имеется одна часть детерминирующих факторов, но отсутствует другая их часть, или когда детерминирующие факторы недостаточно зрелы, чтобы возникло новое явление. Под возможностью принято понимать также то, тенденции возникновения и развития чего уже имеются в действительности, но что еще не стало наличным бытием. Антонимом понятия возможности является понятие невозможного, ᴛ.ᴇ. таких событий и явлений, возникновение которых исключается закономерностями, присущими действительности. Имеются различные виды возможностей: существенная и несущественная, обратимая и необратимая, формальная и реальная и др.
Размещено на реф.рф
Обратимой принято называть такая возможность, с превращения которой в действительность первоначальная действительность становится возможностью. Пример – превращение жидкого состояния в газообразное. Необратимой принято называть такая возможность, с превращением которой в действительность первоначальная действительность становится невозможностью. Пример – смерть человека. Формальные – возможности, обусловленные случайными свойствами и связями, к примеру, выигрыш машины в лотерее. Реальные – возможности, обусловленные необходимыми сторонами и связями объекта͵ к примеру, созревание овощей на огороде. Диалектическая связь возможности и действительности проявляется в ряде отношений. Прежде всœего, они предполагают друг друга: всякая конкретная действительность содержит в себе возможность своего дальнейшего изменения и развития, и всякая конкретная действительность возникла как результат реализации ранее существовавших возможностей.

Диалектика и метафизика - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Диалектика и метафизика" 2017, 2018.

Для современного человека представление о развитии мира является необходимой составляющей его мировоззрения. Но выработать целостное теоретическое представление о мире, который постоянно развивается и изменяется, достаточно трудная задача. Эту задачу философы решали на протяжении двух с половиной тысяч лет, в ходе которых формировалась и разрабатывалась теория развития, которая получила название диалектики .

Слово «диалектика» (от греч. dialektike – искусство вести беседу) имеет много общего со словом «диалог» (от греч. dialogos – разговор между двумя или несколькими людьми). Сначала диалектику понимали как искусство вести беседу, имея в виду дискуссию, направленную на взаимно заинтересованное обсуждение проблемы путем столкновения противоположных мыслей, взглядов. Такую беседу любил вести Сократ ради достижения истины. Считалось, что диалектик – это человек, который умеет спрашивать и отвечать.

Позже древние мыслители заметили, что противоречивость и изменчивость проявляется не только в мыслях, но и в реальном бытии. В истории философии выделяют три исторические формы диалектики .

Первая историческая форма диалектики – стихийная диалектика древних мыслителей. Она отражала зарождающиеся представления об изменчивости мира, его развитии. Ее представителем был Гераклит . Мир представлялся ему в образе «живого огня» или потока реки, в которую нельзя «войти дважды». Самая главная заслуга Гераклита заключается в том, что он указал на источник развития, которым является борьба противоположностей. В изменяющемся мире со временем все теряет бывшие черты, переходит в свою противоположность: влажное высыхает, а сухое становится влажным, переходит одно в другое холодное и горячее, живое и мертвое и т.д. В этих рассуждениях Гераклита были сформулированы основы диалектики в современном ее понимании.

Второй исторической формой диалектики стала идеалистическая диалектика Гегеля. В ней развитие мира представлялось как процесс развития абсолютной идеи, т.е. в непрерывном движении, изменении и развитии. Он первым разработал законы и категории диалектики как формы человеческого мышления. Диалектика Гегеля отражала не объективную реальность, а ее осмысление, в котором она находима свое отражение. Для философии Гегеля характерно противоречие между методом и системой.

Третьей исторической формой диалектики является материалистическая диалектика , возникновение которой было обусловлено развитием научного познания. К.Маркс и Ф.Энгельс попытались сделать новый шаг – соединить материализм и диалектику. Эта диалектика вобрала в себя выдающиеся открытия XIX века, а именно: открытие закона сохранения и превращения энергии, создание клеточной теории и эволюционную теорию Дарвина. Данные научные открытия дали возможность раскрыть механизм развития мира. В создании этой формы диалектики существенную роль сыграло открытие Марксом материалистического понимания истории, благодаря чему удалось осуществить синтез диалектики не только с материализмом, но и гуманизмом. Материалистическая диалектика стала не только методом познания, но и философской теорией развития. Диалектика стала рассматриваться не сама по себе, а с точки зрения решения конкретно-исторических проблем человеческой жизнедеятельности.

Таким образом, диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Материалистическая диалектика признает существование диалектики объективной и субъективной .

Объективная диалектика – это взаимосвязь и развитие природных и социальных явлений. Субъективная диалектика – это диалектика мышления субъекта и познания им объективного мира. Субъективная диалектика отражает объективную. Объективная и субъективная диалектика совпадают по содержанию (в них общим является содержание – единая диалектическая закономерность развития действительности). В то же время он различаются по форме, поскольку мышление имеет свои особенности по сравнению с другими областями действительности. Объективная диалектика отражается в мышлении в субъективной, идеальной форме.

Диалектика имеет ряд альтернатив. Альтернатива (от фр. «altternative» - чередование) – наличие взаимоисключающих друг друга возможностей и необходимости выбора между ними. Альтернативами диалектики являются: метафизика, догматизм, софистика и эклектика .

Метафизика – это такое понимание мира и такой способ мышления, при котором игнорируются или упрощенно рассматриваются взаимосвязи и взаимодействия предметов, а процесс развития представлен односторонне, как количественное увеличение объектов без их качественного изменения. Понятие «метафизический» происходит от греческого слова «мета» (после) и «физюс» (природа) и обозначает: размышления после изучения природы. Это понятие было введено Аристотелем и имеет в философии два значения : первое – философия , второе – антидиалектический метод познания .

Метафизический метод познани я был обусловлен начальным состоянием естествознания, которое рассматривало природу как разделенную на отдельные, не связанные между собой части. Обоснование этого метода дали Ф.Бэкон и Дж.Локк.

Метафизика имеет следующие исторические формы.

Первой исторической формой метафизики была метафизика XVII-XVIII вв., главной чертой которой был классический механицизм (сведение всех форм движения к механической). Именно эту форму метафизики Г.Гегель определил как антидиалектику.

Второй исторической формой метафизики стала «неометафизика» , которая имеет две разновидности: творческий эволюционизм (признает в развитии только скачки – качественные изменения) и плоский эволюционизм (отрицает скачки в развитии, признает только количественные изменения). Неометафизика вынуждена была признать объективное развитие, но не способна была раскрыть диалектическое единство количественных и качественных форм развития.

Одним из негативных проявлений метафизического способа мышления является догматизм . Это способ усвоения и использования знаний, в котором то или иное положение воспринимаются как окончательная истина, как догма, используется без учета конкретных условий жизни.

Альтернативой диалектики является также эклектика (от греч. eklektikos – тот, кто выбирает) – это механическое соединение в одном учении разнородных, органически несовместимых элементов.

Диалектика и метафизика являются противоположными философскими понятиями, а их методы считаются важнейшими для познания мира. Эти понятия достаточно многозначны и со времени своего появления прошли определённый эволюционный путь, однако их диаметральность прослеживается по всей Они состоят из совокупности различных приёмов, которые обусловлены общими представлениями о мироздании. Рассмотрим, что же обозначают эти термины и в чём различия их методов.

Впервые понятие диалектики ввел Сократ, он произвёл это слово от глагола «дискутировать», «беседовать», в результате чего оно стало означать искусство речи, аргументации, спора. Считалось, что борьба двух взглядов («диа» - означает два, а «лектон» - в переводе понятие) приводит к истине. Позднее Платон развивал этот подход, полагая, что диалектическая техника сочетает и разбирает понятия, приводя к их определению. Дальше этот термин все чаще стал ассоциироваться с изучением развития существования.

Античная диалектика, основоположником которой был Гераклит, имела новое значение. В ней подчёркивался постоянный процесс движения, который лежит в основе всего. Древний философ утверждал, что факт изменчивости вещей противоречит характеру их бытия, так как движущийся предмет существует и не существует одновременно (по его мнению «невозможно войти два раза в одну и ту же воду»).

В настоящее время диалектика подразумевает учение о закономерностях и законах

развития общества и природы, которые основываются на внешней и внутренней взаимосвязи всего сущего, их постоянном движении и развитии. Причём развитие имеется в виду качественное, то есть отмирание старого и возникновение более совершенного нового. Эта трансформация происходит за счет того, что каждое явление имеет два полюса, соединяющихся и отрицающих друг друга (например, мужское и женское).

Теперь узнаем, как диалектика и метафизика различаются. Наш второй термин вначале обозначал философские работы Аристотеля, а потом ещё долгое время под ним понималось мировоззрение о принципах и основании бытия, которые были выявлены с помощью простых умозаключений. Затем метафизике придали отрицательное значение (в сравнении с философией),

потому что её смысл уже не совпадал с новыми взглядами на вещи, и этим словом стали называть разные утверждения, которые никак не подтверждались опытом.

Сторонники этого подхода считали, что все явления и предметы связаны между собой только внешне и никакого движения и противоречия в них нет. Развитие они видели только в физическом росте (увеличении) имеющихся неизменных свойств вещей под влиянием внешних сил (например, семена - это растения в зародышевом состоянии и качественно они никак не изменяются). Здесь диалектика и метафизика расходятся в своих мнениях в противоположные стороны. Кроме этого, основное состояние вещей, по их мнению - это покой, из которого может вывести только постороннее вмешательство (бог).

Как видно, диалектика и метафизика существенно разнятся во взглядах на развитие, его источники, на взаимодействие предметов и их движение.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: