Международная федерация йоги патанджали. О качествах богини сарасвати и поклонении ей

С арасвати (санскр. सरस्‍वती - «богатая водами», букв. перевод - «текущая река») – богиня мудрости, знаний, просвещения, красноречия, искусства, творчества и красоты. Некоторые из имен Сарасвати переводятся, как «дающая существование», «властительница речи и жизни», «высшее знание», в славянской традиции имя богини звучит «Царасвати» и означает «Царственный Свет», а также представляет собой аспект богини Тары.

В "Ригведе" Сарасвати посвящены три гимна, как о богине великой реки древних ариев.

"Она благодатна, полноводна, стремительна; течет из горы к морю; ее поток величием превосходит все другие воды; вода ее чиста, своими волнами Сарасвати разрушает горные вершины... Заполняет воздушное и все другие пространства. Ее просят спуститься с неба, с великой горы и принять участие в жертвоприношении; она называется асурской и божественной, что говорит о ее небесном происхождении."

Сарасвати - очистительница, в одной из легенд она вместе с небесными врачевателями исцеляет потерявшего силу Индру. Защитница и целительница несет дары, пищу, потомство, жизненную силу, бессмертие. Сарасвати представляется покровительницей наук и искусств, воплощением духовного разума, мудрости и красноречия. Ей приписывают изобретение санскрита и алфавита деванагари.

Главными чертами богини являются чистота и благородство, она всегда спокойна и доброжелательна. Богиня Сарасвати часто изображается красивой светлокожей женщиной в белоснежных одеждах, восседающая на цветке лотоса или на белом лебеде - символе духовной чистоты и совершенства, напоминающий, что нужно отделять шелуху от зерна истинного знания. Она держит в одной руке древнейшие на Земле книги мудрости - Веды, в другой - джапамалу (чётки), символизирующие трансцендентные вибрации (мантры), которые изменяют пространство и время, создают гармонию Вселенной. Двумя другими руками она играет на древнейшем музыкальном инструменте Вине. Четыре руки отражают Манас (ум), Буддхи (интеллект), Читта (обусловленное сознание) и Ахамкара (эго). Манас и Буддхи вместе держат Вину - лютню, это показывает, что истинно знающие учителя настраивают ум и интеллект ищущего ученика и извлекают из него музыку жизни. Если ум не «настроен», то доминирует умственное возбуждение и дисгармония с миром. Читта держит книгу Знаний (древние писания, Веды), подразумевая, что знания и мудрость предков помогут привести к Истине. Ахамкар держит четки, показывая важность духовного развития.

«Самая материнская», «самая лучшая богиня», «не ошибающаяся», «приносящая радость», «госпожа добра», «та, в которой покоятся все сроки жизни», «несущая награду» - вот тот неполный перечень восторженных эпитетов, которыми награждалась в древнейших Ведах богиня Сарасвати.

Богиня Сарасвати проявляет свою энергию через все цветы, имеющие очень сильный и приятный аромат. Например, цветы сирени, жасмина, черемухи, магнолии, яблони. Из минералов с энергией Сарасвати связаны аметист, гелиотроп, оливин, перламутр, чароит, хризолит и белый нефрит. Из металлов – серебро.

В человеке Сарасвати вместе с Варуной (Нептуном) управляет творческим интеллектом, вишудха-чакрой, почками и водно-солевым обменом. Она контролирует работу эндокринных клеток поджелудочной железы.

OM AIM SARASWATYAI NAMAH
АУМ АЙМ САРАСВАТЬЯЙ НАМАХ
ОМ AIM SRI SARASWATYAI NAMAH
АУМ ШРИ САРАСВАТЬЯЙ НАМАХ
OM SHREEM HREEM SARASWATYAI NAMAHA
АУМ ШРИМ ХРИМ САРАСВАТЬЯЙ НАМАХА
OM SARASWATYAI VIDMAHE
BRAHMAPUTRIYE DHIMAHI
TANNO SARASWATYAI (DEVI) PRACHODAYAT
АУМ САРАСВАТЬЯЙ ВИДМАХЕ
БРАХМАПУТРЬЯЙ ДХИМАХИ
ТАННО САРАСВАТИ (ДЕВИ) ПРАЧОДАЯТ

"Ом! Давайте медитировать на Шри Сарасвати Деви. Пусть же славная супруга Господа Брахмы вдохновит и просветить наш разум и понимание."

АЙМ - биджа-мантра Сарасвати (семенная мантра), которую рекомендуют повторять предварительно 108 раз перед другими мантрами, посвященных богине. Читающий эту мантру с истинной концентрацией может обрести мудрость, все знания, развить качества личности, речи, тонкого восприятия, памяти. С помощью аскез, обета молчания, очищения и повторения биджа-мантры "АЙМ" канал нади Сарасвати, расположенный на языке, активизируется, и тогда все, что бы ни говорил человек, сбудется.

Повторение Сарасвати-мантр дарует божественную мудрость и здравомыслие, позволяет контролировать речь и внутренний диалог, приносит осознание большего сострадания, милосердия, тепла по отношению к близким и окружающим.

Скачать разные вариации исполнения мантры можно .

У Сарасвати существует множество имен: Шарада (дающая существование), Брахми (супруга Брахмы), Вагишвари (богиня слова, повелительница речи), Махавидья (высшее знание), Савитри (солнечная). В переводе с санскрита «сарас» означает богатая водой, полноводная, водяная, изящная. Второе значение Сарасвати - это та, которая дает сущность (сара) нашему собственному Я (сва-).

Некоторые повествования утверждают, что сам бог Брахма создал Сарасвати, а затем женился на ней. Она была настолько прекрасна, что он сразу же влюбился в неё и не мог оторвать от любимой глаз, а Сарасвати, пытаясь спрятаться от взгляда Брахмы, кружилась вокруг него. Тогда у Брахмы образовалось четыре головы, а когда Сарасвати поднялась вверх над ним, то появилась и пятая.


Есть еще другая версия о происхождении трёх богинь - Дурги, Лакшми и Сарасвати - одновременно. Однажды Брахма посетил Вишну, чтобы посоветоваться о каком-то важном деле, и они своей божественной силой призвали в Вайкунтху Шиву. Пока три бога сидели и совещались, из их объединенной энергии появилась сияющая женская фигура, освещавшая весь небосвод. Все три бога захотели обладать ею, и она разделила себя натрое, породив Сарасвати, Лакшми и Дургу.

Часто Сарасвати отождествляют с Гаятри. Но имеется миф, который называет Гаятри второй женой Брахмы.

Однажды Брахма вместе со всеми богами решил совершить торжественное жертвоприношение, в котором каждый бог должен выполнять строго определенные обязанности. Когда всё было готово, оказалось, что среди богов не было Сарасвати. Будучи женатым богом, Брахма, когда совершал жертвоприношения, должен был выполнять определённые обряды вместе с женой. Разгневанный Брахма отправил за ней жреца, но Сарасвати ответила посланнику, что очень занята своим туалетом, а Брахма вполне может подождать.

Тогда разгневанный Брахма попросил Индру немедленно найти ему другую жену. Индра отправился на поиски и вскоре встретил юную и прекрасную пастушку Гаятри и привел её на собрание богов. Брахма сказал, что берёт её в супруги и она станет теперь опорой благочестия на небе и земле. Небожители согласились с этим решением и жрецы подготовили Гаятри для участия в обряде.

Но тут появилась Савитри и увидела на своем месте другую женщину в уборе невесты. Богиня разгневалась и предсказала всем беды:

Брахме - что люди не будут почитать его как прежде; Индре - что враг отнимет у него власть; Вишну - что в одной из его земных жизней у него будет похищена любимая жена; Шиве - что он будет лишён мужественности; Агни - что он будет пожирателем всего, чистого и нечистого; жрецам и священникам - что с этих пор они будут совершать обряды из корысти.

Негодующая Сарасвати ушла. Но за удручённых богов вступилась кроткая Гаятри. Она смягчила проклятия разгневанной богини, сказав, что прославляющие Брахму будут благословенными, что унижение Индры будет недолгим, что Вишну вернёт себе любимую жену, что Шиве будут поклонятся в качестве лингама и что корыстолюбием будут отличаться только земные жрецы.

После этого боги завершили обряд и Брахма послал Вишну за своей женой. Гордая Сарасвати не хотела их слушать, но потом вернулась в собрание богов. Обрадованный Брахма передал в её руки судьбу Гаятри. Гаятри умиротворила Сарасвати своим красноречием, а также тем, что согласилась занять второстепенное по отношению к ней положение. Видя смирение пастушки, Сарасвати смягчила свой гнев и сама предложила ей стать второй женой и во всём ей повиноваться. Так у Брахмы появилась вторая жена.

Сарасвати является одной из самых древних Богинь Индийского пантеона.

В Ригведе проводится связь Сарасвати с поэзией, её значение как богини священной речи. В Брахманах же она прямо отождествляется с Речью - Вач или Вак. Сарасвати почитается как изобретательница алфавита деванагари и самого языка санскрит, покровительница наук, искусств и, соответственно, тех, кто ими занимается.

Согласно одной из пуранических легенд, Сарасвати была благосклонна к риши Вьясе, избрав его своим местопребыванием, и Вьяса записал Веды и Махабхарату. Также она поднесла перо для письма и чернила Ганеше, когда он записывал Махабхарату.

Часто ёё называют Сараха (поток, суть). Часто говорят «Вача Сарасвати Бишак» - струящийся поток речи, где Бишак - ещё одно имя Сарасвати.

Сарасвати - богиня красноречия, мудрости и всех наук, связанных с творчеством. Она покровительствует музыке и поэзии. Она - покровительница мудрых и благочестивых людей, олицетворение правильного способа произнесения священных текстов. Происхождение замысловатой индийской науки о музыке также восходит к Сарасвати. Считается, что первые две Веды были составлены на берегах реки Сарасвати, поэтому её называют «Матерью Вед» и она известна как «Манас Канья» - дитя ума и муза Брахмы.

Сарасвати является силой, стоящей за всеми божествами, так как посредством речи проявляется и выражается истинное знание.
Говорится, что местопребывание Сарасвати в теле человека - это язык. Существует тонкий энергетический канал Сарасвати, который простирается от Аджна чакры к кончику языка и связывает ум с речью, пробуждая вдохновение у поэтов, провидцев и многих других.

Один из сыновей Сарасвати - Риши Нарада, праджапати (отец живых существ). Он - сын Брахмы и любимый сын Сарасвати. Поэтому он наделен всевозможными талантами - музыкальными, ораторскими и дипломатическими способностями, и, подобно матери, изображается в произведениях искусства с виной в руках.

Также Сарасвати является покровительницей Васту - науки о гармонии внешнего пространства. За Сарасвати всегда следуют тысячи киннаров (в западной мифологии это кентавры), основной обязанностью которых является гармонизация посещаемых ими мест.

Сарасвати позволяет человеку постигать священные писания, узнавать, что является истиной, а что нет, даёт способность постигать то, что написано между строк, в чем состоит тонкий смысл всех писаний.

Считается, что каждая женщина должна овладеть 64 искусствами Сарасвати. Все они перечислены в Кама-шастрах. Некоторые из них: пение; игра на музыкальных инструментах; танцы;рисование;нанесение знака на лбу; украшение цветами; ритуальная раскраска одежды и тела; приготовление ложа; плетение различных гирлянд; искусство нарядов; украшение ушей; приготовление ароматов; ношение украшений; приготовление съедобных отваров из различных овощей; приготовление питья, соков, возбуждающих крепких налитков; искусство шитья и тканья; чтение книг; знание пьес и рассказов; дополнение заданной части стиха; плетение различных тканей и тростника; искусная резьба; знание происхождения и окраски драгоценных камней; искусство ухода за деревьями; искусство массажа и растирания; различные виды условного языка; способы ввести в заблуждение; прикрывание (тела) одеждой; различные азартные игры; игра в кости; детские игры; знание правил приличия; телесные упражнения и т.п.

В древнеиндийской мифологии Сарасвати выступает олицетворением священной реки. На её берегах сами боги возносили жертвы и жили великие риши и муни: ашрам риши Васиштхи находился на её берегах, риши Вьяса начитывал Махабхарату на её берегах и т.п. Река Сарасвати - символ плодородия, очищения, жизни, так как считается, что сама жизнь возникла из её первородных истоков.

В Бхагавата-пуранах легенды о происхождении Сарасвати весьма разнообразны.

Некоторые повествования утверждают, что сам бог Брахма создал Сарасвати, а затем женился на ней. Она была настолько прекрасна, что он сразу же влюбился в неё и не мог оторвать от любимой глаз, а Сарасвати, пытаясь спрятаться от взгляда Брахмы, кружилась вокруг него. Тогда у Брахмы образовалось четыре головы, а когда Сарасвати поднялась вверх над ним, то появилась и пятая.

Сарасвати изображают в виде красивой женщины, одетой в белое, что символизирует чистоту истинного знания и саттва гуну. Она сидит или стоит на белом лотосе, в некоторых случаях еще и на раскрытой книге или белом лебеде. Восседающая на лотосе, она в своих четырех руках держит:

В одной руке - акшмалу (четки из жемчуга), символизирующие все духовные науки или йогу, включая тапас (аскетизм), медитацию и джапу (повторение священного имени);

В другой руке - пустаку (книгу), символизирующую все области знания, духовные и мирские;

В двух других руках - вину, музыкальный инструмент, ибо является повелительницей и покровительницей звука во всех его аспектах, от самого грубого до самого тонкого; в нада-йоге звук вины является музыкой очень высокой сферы, где дуальность сознания прекращает существовать; вина символизирует гармонию личности, её всестороннее развитие.

Ваханой (ездовым животным) богини Сарасвати является лебедь (вахана Брахмы) и, в других случаях, может быть павлин. Павлин, с его прекрасным оперением, символизирует мир во всей его славе. Поскольку тяга к миру уводит с пути стремящегося к богу, павлин означает авидью (невежество). Но при помощи Сарасвати, которая символизирует истинное знание, можно преодолеть все помрачения сознания и открыть истинный источник - Брахмана. С другой стороны, лебедь означает вивеку (мудрость, различение) и, следовательно, видью (истинное знание).

Также есть и другая форма Сарасвати - Ваджра Сарасвати или Махасарасвати. Её изображают пятиликой, восьмирукой, с тремя глазами и синей шеей (Нилаканта). Она объединяет в себе аспекты Кали-Парвати, проявляя более грубые энергии мира. Тогда в её руках можно видеть: паша (петлю), анкуша (стрекало), тришула (трезубец), чакра (диск), шанкха (раковина), падма (лотос).

Изображение Сарасвати, поскольку она является богиней мудрости, можно увидеть в храмах, посвященных Вишну и Ганеше, так как храмов бога Брахмы в Индии сейчас, можно сказать, нет.
Сарасвати посвящены два наиболее известных народных праздника в Индии:

Наваратри

Божественная Мать почитается в течение девяти дней и ночей Наваратри. Она почитается в трех формах: Дурги, Лакшми и Сарасвати.

В течение трех первых дней Наваратри делает акцент на удалении грубых, поверхностных препятствий с помощью богини Дурги. Именно Дурга, сидящая на тигре, входит в сердце человека и уничтожает все те загрязнения, которые живут в нём.

В течение следующих трёх дней Наваратри Дэви (богиня) почитается в ёе созидательном аспекте. Это богиня Лакшми. Она является воплощением мягкости и гармонии, совершенства в человеке. И человек познает её благосклонность в виде материального и духовного процветания. Лакшми символизирует развитие божественных качеств - сострадания, отсутствия страстей (благости), чистоты, самоотречения, милосердия, вселенской любви, единства, великодушия сердца, равновесия ума. Лакшми приносит устойчивость ума, обогащает дух и устраняет то, что отвлекает внимание.

Последние три ночи Наваратри посвящены почитанию богини Сарасвати, которая дарует мудрость. Сарасвати приходит, чтобы сделать нас просветленными, показывая нам богатство души. Сарасвати описывается как обладающая белым цветом лица, подобно гималайским снегам. Она сияет, все её одежды и сверкающие украшения испускают чистый, снежный свет. Это значит, что богиня изобилует саттвой - чистотой и знанием. Когда саттва развивается в человеческой личности, она проясняет интеллект и ведет к просветлению. Сарасвати сравнивается с цветком жасмина. Этот цветок не только белый, но также и ароматный. Где есть чистота, там есть и аромат.

Кульминационный момент почитания Дэви символизируется празднованием Виджайя-Дашами, празднованием окончательной победой Дэви над всеми пороками в десятый день Наваратри.

Васанта - Панчами

Праздник Васанта - Панчами ещё известен как Сарасвати-Джайанти - день Сарасвати, считается, что в этот день родилась Сарасвати. Отмечается каждый год в пятый лунный день месяца Магха.

Святые и духовные люди придают большое значение почитанию Сарасвати. Люди образования и обучения почитают Сарасвати для просвещения и просветления. Они говорят, что нет никакого сравнения между статусом короля и статусом духовного или ученого человека. Король ограничен пределами своего королевства, в то время как ученый или духовный человек является достоянием всего мира.

Во время Васанта - Панчами начинается следующий сезон года - приходит начало весны. Начинается новый этап в циклах жизни.

Наиболее важной особенностью этого дня является то, что в этот день детей учат впервые читать и писать, поскольку это благоприятный день, чтобы начинать обучение чтению и письму.

Этот праздник начинается с чистки чернильниц и ручек, уборки рабочего места, приведения в порядок бумаг. Школьники, студенты и музыканты совершают поклонение Сарасвати. Перед её изваянием или мурти (изображением) помещают книги и музыкальные инструменты, организовывают специальные церемонии, представлении и чтения священных книг. Считается, что ритуал приглашает желаемое Божество подойти поближе к людям. Милостью Сарасвати человек может получить знание предыдущего рождения, освобождения от цепи рождений и смерти и достичь Единства с Высшей Душой.

2006—2012 «Международная федерация йоги Патанджали»

Богиня Сарасвати – красивая, белокожая, хорошо сложенная женщина, изображаемая на картинках с четырьмя руками. Грациозно, сидящая в позе лотоса, молодая красавица, держащая в руках: четки – знак духовности, лютню – символ принадлежности к искусству, священную книгу Вед – главный символ науки и чашу с водой – символ очищения. Богиня искусств и наук – она грациозна и текуча, как сама река Сарасвати – одна из трех главных рек Индии. Рядом с богиней всегда находятся павлин и лебедь. Павлин – олицетворяет символ мира, а лебедь – символ истинной мудрости, отделяющей молоко от воды.

Легенда о Сарасвати

Сарасвати появилась изо лба своего отца – высшего божества – Брахмы. Она была настолько красивой, что Брахма стал неустанно преследовать ее, желая заполучить себе в жены. Из-за желания постоянно видеть ее, Брахма отрастил себе четыре лица по всем сторонам шеи и еще одну голову, чтобы наблюдать за ней всегда и везде. Настойчивость могущественного создателя дала свои плоды – Сарасвати стала его женой. Увы, этот брак не был долговечным. Прогневавшись, Брахма изгнал ее, сразу же женившись на дочери мудреца Гайатри.

Жизнь в изгнании не стала наказанием для Сарасвати – она сама его желала. Богиня воспринимает прошлое, как дарованный свыше, полезный опыт. Благодаря ему, она дарует своим детям – писателям, музыкантам и всем людям искусства – возможность и силу вспоминать о прошлом без гнева и старых обид. Суть учения богини заключается в том, что невозможно создать что-либо новое и светлое, не разорвав связи с прошлым.
В сопровождении Сарасвати состоит большое число кентавров, несущих людям свет божественного знания. В тех местах, где они оставили свой след – царит гармония и равновесие.

Однако, люди погрязли во лжи и низменных чувствах, причинив обиду своим поведением, прекрасной богине. Кентавры ее свиты перестали посещать землю. И теперь, если верить легенде, человечество обречено на мучения благодаря своей собственной глупости, жестокости и лицемерию. А прекрасная Сарасвати посещает отныне только избранных, чистых мыслями и поступками.

Попросить великую Сарасвати о даровании помощи можно, практикуя Сарасвати мантры.

Мантра Сарасвати – путь к просвещению

Сарасвати Мантра – это, своего рода, молитва богине искусства и просвещения. Благодаря правильному чтению мантры, человек может добиться больших успехов в учении, работе, а также стать обладателем идеальной памяти. нужно ежедневно, очистив свои мысли от темных дум и сконцентрировавшись только на прекрасном.

Учащимся практикование мантры поможет добиться наибольших достижений в освоении непознанного. Если практиковать мантру, то это может способствовать усилению внутренней концентрации, упорядочиванию мыслей и знаний, будет способствовать усидчивости.

Человек, на которого богиня обратит внимание, получит дар красноречия, ему станут подвластны ораторские способности, его мысли будут легко складываться в слова и фразы. Вместе с тем, человек получает обаяние и внешнее преображение. Богиня наделяет его прекрасным чувством вкуса. Таким образом, практикуя регулярно мантру, человек достигает не только гармонии в своем внутреннем, духовном мире, он получает также гармонию внешнего облика.

Сарасвати – покровительница водной стихии, поэтому практика мантр этому божеству помогает внутреннему очищению, просветлению и избавлению мыслей человека от отрицательного настроя.

Помимо этого, вокруг человека, читающего мантры, улучшается энергетическая атмосфера, идет на поправку здоровье. Объясняется это тем, что человек получает большие порции положительной энергии, которые как потоки воды, смывают все лишнее и ненужное.

Практики мантры Сарасвати

ОМ ШРИМ ХРИМ САРАСВАТТЕЕЙ НАМАХА

Она совершенно небольшая и выучить её будет не затруднительно. Проговаривать её можно в удобное для вас время, но преимущественно, когда необходимо постигать новые знания. Мантру Сарасвати полезно читать перед экзаменом, защитой курсового или дипломного проекта. Она поможет лучше собраться и сосредоточиться.

Чтобы ощутить божественное влияние богини Сарасвати, важно сосредоточиться на волнующей вас проблеме, но обязательно иметь при этом кристальной чистоты мысли и уверенность в собственных силах.

Только для чистых сердцем и светлых мыслью

Сарасвати мудрая и терпеливая богиня, обладающая колоссальным терпением. Однако, несмотря на все свое благообразие, она нетерпима к таким проявлениям человеческих качеств, как зависть, злоба, лицемерие, ложь, жестокость. Ее помощи бесполезно просить людям, проявляющим малодушие, супружескую неверность и способным на предательство.

Нельзя держать наполнять сердце плохими мыслями и завистью, жаждать зла и заболеваний другим. Иначе, в соответствии с мудростью Сарасвати, человек погибнет в хаосе, создаваемым им самим своими собственными мыслями и поступками. Это касается и творческих людей. Отрицательную энергию нельзя нести даже через творения искусства – книги, картины, фильмы, музыку.

Приступая к работе с мантрой, очистите мысли, впустите свет в свой разум, откройте сердце для добра. В этом состоянии вы обязательно получите поддержку и великую милость этой могущественной прекрасной богини – защитницы, целительницы, несущей здоровье, красоту и дарующей потомство и бессмертие.

Видео версия мантры

Я вознесу хвалу святой богине, чьё лицо
прекрасно, совершенно, -
женщине святой, богине высшей
в мирах богов, гандхарв, владык асур.
Той, чьё имя Сарасвати

Священная сутра золотистого цвета

С арасвати (санскр. सरस्‍वती - ‘полноводная’ или ‘богатая водами’) является богиней речи, мудрости и знания в ведическом пантеоне богов. Она покровительствует искусствам, творчеству, наукам и различным ремёслам, также считается создательницей священного алфавита деванагари и божественного языка санскрита. Сарасвати имеет много имён: Савитри, Вак, Сатрупа, Сати и другие.

Сарасвати - супруга бога Брахмы, выступает как персонификация женской ипостаси его творческой энергии. Богиня Сарасвати является также и дочерью творца Вселенной - он породил её из половины своего тела, разделив его на две части, для того, чтобы с её помощью творить Вселенную. Брахма во время Великого акта созидания Мира, своим выдохом оживляет изначальную природу (Пракрити), которую олицетворяет Сарасвати.

Сарасвати деви, или Махадэви Сарасвати

Богиня Сарасвати является деви (санскр. देवी, devī - ‘божество в женском проявлении’), или дэви, то есть представляет собой женское начало божественной природы, которая обычно обозначается как богиня-мать. Согласно «Дэвибхагавата-пуране», Сарасвати поклоняются как Махадэви, или Великой божественной матери. Она, проявляя свою божественную природу в различных аспектах жизни, выступает в лице всех богинь, которые по своей сути являются её проявлениями, но также Сарасвати являет собой верховную богиню, которая даёт начало всем остальным божествам, не только в женском, но и в мужском проявлении. Наряду с богиней процветания Лакшми (женой Вишну) и богиней плодородия и изобилия Парвати, или Дургой (супругой Шивы), она представляет собой силу проявленной Вселенной (шакти), несущую потоки женской (творческой) созидательной энергии в проявленный Мир. Согласно «Шива-Самхите», боги Шива, Брахма и Вишну всегда присутствуют в Великом Духе, однако любые объекты материального мира - это различные проявления Авидьи. Если Авидья преисполнена Тамасом, то она проявлена как Дурга, через неё управляет разум , когда в Авидья преисполнена Саттвой, то она являет себя как Лакшми, и управляющий разум - Вишну, если же Авидья наполнена Раджасом, то она проявлена как Сарасвати, и управляющий разум - это Брахма.

Изображение богини Сарасвати

Изображается богиня Сарасвати как прекрасная женщина в белоснежном одеянии, олицетворяющем чистоту и сияние её божественной сути. Как правило, она предстаёт взору сидящей на лотосе, символизирующем вечную божественную природу, духовное пробуждение, а также весь проявленный космос. У богини Сарасвати четыре руки, в которых она держит различные атрибуты-аллегории: музыкальный инструмент «вина» - олицетворение искусства и гармонии; акшамала - жемчужные чётки - символ духовности; чаша со священной водой как метафора исцеляющей силы; Веды - символ мудрости и священных знаний. Иногда она изображается без «вины», и тогда рука её сложена в защитной абхая-мудре () или в благословляющей варада-мудре. Вахана (ездовое животное богини) - лебедь, символизирующий светлую истину, творческое начало Вселенной, отражающий представление об изначальной водной стихии. Также рядом с богиней можно увидеть птицу Солнца - павлина, как символ красоты и беЗсмертия.

Изначально Сарасвати почитали как богиню реки. В Ведах упоминается о могущественной реке Сарасвати, которая течёт меж рек Ганги и Ямуны. Место слияния этих рек, именуемое «Праяг», считается самым благоприятным. Река Сарасвати, согласно древневедическим текстам, является единственной крупной рекой, текущей на север от Ямуны и на юг от Ганги, и впадает в Ямуну у её устья.


Согласно «Шива-Самхите» («Тайное Тривени: Прайаг»), Сарасвати ассоциируется с центральным и наиважнейшим каналом нади (санскр. नाडी - ‘канал’, ‘вена’, ‘нерв’) - Сушумной, Ганга - это лунный канал, расположенный слева, - Ида, а солнечный правый канал - Пингала, ассоциируется с рекой Ямуной. Эти три канала являются основными среди всех 72 тысяч нади (согласно «Шива-Самхите» - 350 тысяч). Месту слияния трёх «рек» (прайаг) как каналов нади символически соответствует Аджна-чакра.

Между Гангой и Ямуной течёт Сарасвати. Омовением (в месте слияния трёх рек)
счастливый получает спасение. Ганга - Ида, дочь Солнца, Ямуна - Пингала, а в середине - Сарасвати (Сушумна).
То место, где три реки соединяются - наиболее неприступное

«Шива-Самхита», Тайное Тривени: Прайаг 5.132–5.133

Река Сарасвати описывается в «Ригведе» и во многих других ведических текстах. В десятой мандале «Ригведы», в гимне о прославлении рек «Надистути-сукта» упомянуто, что река Сарасвати расположена меж Ямуной на востоке и Шутудри на западе. Позже в «Махабхарате» повествуется о том, что течение Сарасвати идёт на север от Ямуны и на юг от Ганги, а также о том, что впоследствии эта река высохла в пустыне. И если предположить, что река Сарасвати протекала на севере древней Индии, то теперь она течёт по подземному каналу в пустыне Тар на северо-западе Индии, в Раджастхане, который некогда был зелёной и плодородной землёй с приятным прохладным климатом, но впоследствии превратился в засушливую пустыню по причинам, связанным со смещением тектонических плит; соединяются три реки в месте, где находится священный город Аллахабад (до XVII века именуемый «Праяга»).


Однако, вполне вероятно, что место расположения великой божественной реки Сарасвати в далёкие ведические времена, описываемые как в «Ригведе», «Махабхарате», так и в других ведических текстах, находится не в Индии, а на территории России. В частности, согласно исследованиям выдающегося русского этнографа и искусствоведа Светланы Васильевны Жарниковой, (), земли Индии несут память о своей ведической прародине, то есть названия рек и городов были перенесены на впоследствии заселённую территорию Индостана. Ведической Ганге соответствует река Волга, а Ямуне - Ока. Меж рек Ганги (Волги) и Ямуны (Оки) пролегают земли, которые именуются «Курукшетра», а единственная крупная река к северу от Ямуны (Оки) и к югу от Ганги (Волги) - это река Сарасвати - Клязьма, именно она впадает в Оку недалеко от её устья. Получается, что ведическую реку Сарасвати мы можем найти на карте современной России.

Жарникова развивает «теорию полярной прародины индоевропейцев», продолжив исследования, начатые в начале XX века: Б. Г. Тилаком - индийским учёным, автором «Полярной гипотезы» и книги «Арктическая родина в Ведах» (1903 г.), согласно исследованиям которого, вплоть до четвёртого тысячелетия до нашей эры предки некоторых народов Азии и Европы жили в Восточной Европе, в частности, иранцы и индийцы жили в приполярье и заполярье; а также русским учёным Е. Елачичем - автором книги-исследования «Крайний Север как родина человечества» (1910 г.), где он высказывает своё предположение, что изначальная родина индоевропейцев лежала на далёком севере, в местах, где некогда была благоприятная среда обитания, а ныне суровый морозный климат, и подтверждает это множеством соображений. Тексты индийской «Ригведы» содержат практически прямое указание на северную прародину народов, переселившихся позднее на территории Индостана, к чему их вынудила длительная засуха, случившаяся в конце третьего - начале второго тысячелетия до нашей эры, и унесших с собой все обычаи и обряды северной прародины. Например, полярная звезда («неколебимая»), упоминаемая в Ведах, видна лишь в северных широтах, а полярное сияние, сопровождаемое пронзительным звуком, наблюдается только на брегах Баренцева и Белого морей; об этих и других обстоятельствах пишет С. В. Жарникова в своей книге «След Ведической Руси».


Стоит также указать на важный момент, что слова «речь» и «река» тождественны по сути, так как река является древнейшим архетипическим образом речи. Стоит обратить внимание на такие фразы, как «речь льётся», «река течёт», «поток речи», а также фразеологизмы, как например «переливать из пустого в порожнее», - в сознании два этих образа перекликаются - речь льётся словно воды поток, и вполне возможно, что эти слова ранее имели один корень. Такое отождествление существовало и в давние времена в далёком прошлом человеческого сознания. Поэтому немудрено, что богиня реки является также и богиней речи (Вак).

Сарасвати - богиня мудрости и красноречия

Сарасвати несёт истинное знание, помогая каждому стремящемуся познать суть бытия и достичь истины. Она сопровождает человека на Пути духовного совершенствования, приводит к пониманию священных писаний.

Тот, кто пьёт воздух своим ртом две сандхьи и
последние два часа ночи, - в том через три месяца
воцаряется благостная Сарасвати (богиня речи),
присутствуя в его вак (речи)

«Шандилья-Упанишада»

Богиня Сарасвати является создательницей древнего божественного языка санскрита (санскр. संस्कृता वाच् - ‘совершенный’), который дал начало всем современным языкам индоевропейской языковой семьи. В Пуранах упоминается о том, что под воздействием энергии Сарасвати на высших материальных планетах все живые существа говорят только возвышенным поэтическим языком.


Сарасвати отождествляют с богиней речи Вак (или Вач). Вак является мистическим олицетворением речи. Она едина с воплощением творческих сил космоса Вирадж (санскр. Virāj - ‘сияющая’, ‘лучезарная’ - женское творческое начало, сотворённое в женской половине тела Брахмы). Согласно «Ригведе», Вак происходит от Пуруши - прообраза всех мужских форм проявления, которая, в свою очередь, порождена Вирадж, являющейся прообразом всех женских форм. Вак выступает как символ той речи, благодаря которой люди смогли получить духовное знание. Также она олицетворяет священную возвышенную речь, которая снизошла на первых мудрецов - Риши. Она по сути своей - та сила, которая, эманируя из Творца Вселенной, принесла в материальный мир речь, являющуюся проявленной формой мыслеобраза.

Сарасвати - богиня красноречия, помогающая облачать мысли в слова, выражая их посредством речи. Мысль, перед тем как предстать в форме слова, проходит несколько этапов транформации: сначала звук проходит три стадии на тонком плане, чтобы впоследствии превратиться в материальном мире в проявленную форму слова. Существует четыре разновидности Вак, или четыре формы звука: пара, пашьянти, мадхьяма и вайкхари. Высшая трансцендентная форма звука - это пара-вак; когда у звука возможно различить форму и цвет - это пашьянти-вак; мадхьяма-вак - тот уровень, на котором «звучат» наши мысли; а низшей формой звука является вайкхари-вак (земная речь, её материальный аспект, грубая форма проявления изначального звука Вселенной, посредством которой мы общаемся с другими людьми, и действует она через Вишудха-чакру). Обычно человек слышит только на уровне вайкхари-вак, однако восприимчивость к остальным трём высшим стадиям звучания зависит от уровня его духовного развития, а также от того, в какой степени чисто его сознание.


Давая побег в паре, вак (речь) выбрасывает листья в пашъянти, даёт бутон в мадхьяме и расцветает в вайкхари. Вак достигает стадии поглощения звука в обратном порядке, то есть, начиная с вайкхари. Пара, пашъянти, мадхьяма и вайкхари - вот четыре вида вак. Пара - самый высокий звук. Вайкхари - самый низкий звук. В эволюции вак начинается с самого высокого звука и заканчивается самым низким. В инволюции вак принимает обратное направление, растворяясь в паре, самом высшем тонком звуке. Кто считает, что великий Владыка речи (вак), Недифференцированный, Просветляющий, и есть «Я», - кто так мыслит, того никогда не затронут слова, высокие или низкие, хорошие или плохие

«Йога-кундалини-упанишада»

Янтра Сарасвати

Янтра (санскр. यन्त्र् - ‘поддержка’, ‘опора’, ‘инструмент’) - это некая геометрическая конструкция, которая действует на сознание созерцающего её как инструмент медитации и концентрации, и оказывающая неоценимую поддержку на духовном Пути. Когда человек концентрируется на янтре, прекращается шум от разнородных мыслей, хаотично вращающихся в его уме, и разум его беЗпрепятственно входит в резонанс с энергией, генерируемой геометрической формой янтры. Каждая янтра излучает энергии определённой частоты и позволяет их воспринять. Традиционные янтры пришли через откровение, посредством ясновидения, что позволило принести их из мира тонких энергий и проявить в наш мир ту форму, которая отражает суть определённого божества на материальном плане, энергия которого представлена в физической материальной плоскости янтры. Когда вы произносите мантру Сарасвати (), желательно, чтобы янтра находилась пред вашим взором. Созерцание этой янтры благотворно влияет на человека, в его сознании формируются только благостные позитивные мысли. А творческим людям она принесёт вдохновение. Считается, что эта янтра стимулирует работу правого полушария мозга, а также помогает контролировать чувства.

Янтра привлекает силу прекраснейшей мудрой богини. Поскольку Сарасвати - повелительница образования, культуры, искусства, творчества, знаний, визуализация или созерцание янтры Сарасвати помогает постичь многие духовные истины, ценить прекрасное в искусстве, развивает в человеке понимание различных видов творчества, изобразительного искусства, музыки, дарит чистоту мыслей, ясность сознания, ораторские способности, возможность творческой самореализации.


Ранее Ригведа связывала имя богини Сарасвати с рекой и водой, но постепенно ее стали ассоциировать с литературой, музыкой, живописью и другими видами искусства.

Очень часто богиню представляют красивой белокожей женщиной, которая одета в белую одежду. Она может сидеть верхом на лебеде или лотосе. Лебедь считается олицетворением Истины.

Ее связывают с белым цветом, который символизирует чистоту помыслов, истинные знания. У нее почти нет украшений из драгоценных камней и золота, так как она предпочитает знания и мудрость, а не богатство и благополучие.

Если в магической практике используются изображения божества, то к выбору символа стоит подходить очень аккуратно, поскольку эффект мантр находится в зависимости от изображения богини. Если на изображении у божества четыре руки, в которых она держит четки, музыкальный инструмент или книгу, то такое изображение подходит для духовного совершенствования, освоения наук и достижения успехов в учебе и искусствах.

Руки богини - это отдельные веды, представляющие определенный вид искусства:

  • Яджурведа - проза;
  • Самаведа - музыка;
  • Ригведа - поэзия.

Более воинственное изображение богини с восемью руками, в которых находятся лук, стрелы, деревянный пестик, колесо или раковина используется для обращения в целях достичь материального благополучия, карьерного роста, получения сил для преодоления трудностей.

Изображение богини Сарасвати с десятью руками, в которых находятся лук, колесо, чаша-череп, петля, Веды, лотос и четки, предназначено для духовных практик и медитации. Его используют люди, имеющие практический опыт и осознающие свои поступки.

Изображение божества окажет помощь каждому обратившемуся во всех начинаниях.

Сущность Сарасвати

Богиня является покровительницей мудрости и искусства. Она помогает получать новые знания, творить и делать окружающий мир прекрасней. Ее очень часто изображают в белых одеждах, которые символизируют чистоту, совершенство и большую силу.

Сила Сарасвати не является ее главным достоинством. Очень часто рядом с ней находится павлин, символизирующий умиротворение и покой.

По легендам, свита божества состоит из кентавров, которые несут в мир людей божественные знания. Там, где побывали эти существа, наступает покой, равновесие и гармония. Но люди обидели богиню своими низкими чувствами и поступками, поэтому она перестала посылать на землю кентавров. С того времени люди страдают от жестокости, лжи, глупости. Богиня помогает только избранным.

Получить благосклонность богини можно только через духовную практику - пение мантр.

Сарасвати готова помочь людям, получающим знания в учебных заведениях - школах, колледжах, университетах. Она поддержит тех, кто решил освоить новые науки и получить знания самостоятельно.

Мантры Сарасвати помогают быстрее узнать новое, постичь истину и освоить ораторское искусство , поскольку богиня отличается красноречием. Она дарит всем, получающим знания, мудрость, духовное просветление, помогает постичь Божественный разум.

Мантры могут быть полезны тем, кто ежедневно получает большое количество новой информации, изучает самостоятельно иностранные языки или осваивает новую профессию без посторонней помощи.

Регулярное прослушивание мантры для учебы помогает быстрее и качественнее усвоить новые знания, открыть в себе талант оратора. Люди, практикующие мантры Сарасвати яснее выражают свои мысли, обладают даром убеждения.

В повседневной жизни многие часто сталкиваются с богиней, не подозревая об этом. Это происходит, когда человек старается улучшить свою жизнь при помощи Фен-шуй. Сарасвати покровительствует этим знаниям, поскольку гармонизирует окружающее пространство с энергией космоса.

Мантра Сарасвати

Этому божеству в индуизме посвящено множество мантр. Каждое обращение предназначено для определенной сферы жизни.

Сарасвати покровительствует красоте и олицетворяет совершенство, творчество и искусство. Она является вдохновительницей ученых, мудрецов, художников и музыкантов. Древние тексты упоминают, что богиня имеет 108 разных имен.

Если эта мантра будет произноситься правильно, человек достигнет больших успехов в получении знаний. Он может развить память и никогда не забывать услышанное и прочитанное.

Ом Шрим Хрим Сарасвати Намаха

  • Мантра богини читается в определенном ритме или напевом. Следует четко произносить согласные звуки и протягивать гласные.
  • Текст молитвы несложен для запоминания. Она способна оказать помощь в случае, если человек испытывает сложности в усвоении новых знаний, не может сосредоточиться перед экзаменом или важной работой.
  • Для того чтобы ощутить поддержку богини, следует расположиться в уединенном месте, сконцентрироваться, отбросить посторонние мысли. Необходимо поверить в свои силы.

Результат практики

Духовная практика помогает ученикам и студентам добиться успехов в учебе, успешно сдать экзамены и усвоить новые науки.

Чтение этой мантры позволяет развить усидчивость, внимательность, упорядочить знания .

Регулярное чтение мантры мудрости помогает достичь благоразумия и духовного спокойствия. Люди, практикующие мантру, легко излагают свои мысли. У некоторых открывается писательский дар.

Почему мантра не действует?

Богиня отличается большим терпением, сдержанностью и мудростью. Она не приемлет в людях малодушие, неверность, лицемерие, ненависть, зависть и жестокость.

Люди, обладающие этими качествами, по мнению богини, должны погрязнуть в беспорядке, который создали для себя сами. Это касается не только мыслей и поступков человека. Сарасвати не станет помогать человеку, несущему негатив через картины, книги и музыку.

Важно при чтении мантр иметь чистые мысли и доброе сердце . Только в этом случае можно рассчитывать на благосклонность божества.

Внимание, только СЕГОДНЯ!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: