Миронова необычайное путешествие. Грамматика древнерусского языка для детей

Цели:

  1. Учить правильному написанию гласных О и Е в окончаниях существительных творительного падежа после шипящих и Ц.
  2. Развивать умение наблюдать, сравнивать и делать выводы. Обогащать словарный запас учащихся.
  3. Воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование:

  • карточки с согласными буквами щ, ш, ж, ч, ц,
  • карточки с заданием для работы в паре и группе,
  • таблица "Алгоритм правописания О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц",
  • сигнальные карточки.

Ход урока

1. Организационный момент

Сегодня на уроке предстоит большая и серьезная работа. Я хочу пожелать удачи. Возьмите за руки ребят, с которыми будете работать в группе, пожелайте успеха друг другу.

2. Актуализация знаний

Учитель. Какое слово рассыпалось? А, Ж, И, П, Е, Д

Дети. Падежи

У. Соедините стрелочками названия падежей и падежные вопросы

(карточки у каждого учащегося)

  • Именительный (Кого? Чего?)
  • Родительный (О ком? О чем?)
  • Дательный (Кого? Что?)
  • Винительный (Кто? Что?)
  • Творительный (Кому? Чему?)
  • Предложный (Кем? Чем?)

У. Что вы можете сказать о буквах?

На доске буквы: ш, щ, ж, ч, ц.

Д. Это согласные.

У. Какая буква лишняя?

Д. Буква Ц, остальные буквы шипящие.

У. Отодвинем букву Ц. На какие группы можно разделить оставшиеся буквы?

Д. Парные – непарные согласные, только твердые – только мягкие согласные.

У. Почему эти буквы пришли к нам на урок, мы узнаем чуть позже.

Прочитайте предложение, объясните орфограммы.

За рощ\о,е\й был широкий пруд с чистой водиц\о,е\й.

Д. Орфограммы: за – предлог, пишется отдельно. Широкий – сочетание ши пишем с буквой – и. Пруд – парный согласный в корне слова \ пруды\. С чистой – с – предлог – пишем отдельно, чистой – безударная гласная в окончании – ой \ какой?\. В словах рощей, водицей – орфограмма неизвестна.

3. Формулирование темы и цели урока

У. Назовите, в какой части слова орфограмма.

Д. Орфограмма в окончании существительных в творительном падеже, после основы, оканчивающейся на шипящий и Ц.

У. Определите цель нашего урока.

Д. Научиться правильно писать гласные О и Е в окончаниях существительных в творительном падеже после шипящих и Ц.

4. Работа в парах

На карточках записаны слова:

Задачей, моржом, ландышем, лещом, птицей, калачом, борцом, сторожем.

Задание:

а) определите падеж имен существительных,
б) выделите основу и окончания слов,
в) определите, какой согласный стоит на конце основы;
г) поставьте ударение.
д) Что можете сказать о написании окончаний имен существительных?
е) Сделайте вывод.

Д. В окончаниях имен существительных в творительном падеже после шипящих и Ц в ударном положении пишется О, безударном – Е.

У. Сравните этот вывод с правилом в учебнике. Молодцы, вы как ученые сделали сегодня открытие. Объясните, какие гласные напишем в нашем предложении.

За рощей был широкий пруд с чистой водицей.

Д. За рощей, с водицей – существительные в творительном падеже, окончания в безударном положении, напишем в окончании – Е.

5. Составление алгоритма

Итак, составим алгоритм правописания О и Е в окончаниях существительных в творительном падеже после шипящих и Ц:

  • прочитать слово;
  • поставить ударение;
  • определить окончание:

Физминутка: игра «Кто внимательный»

Мы гуляли рощей,
Мы гуляли речкой.
Побежали за зайцем,
Не догнали, конечно.
Побежали за птицей.
Улетела родная.
Помахала крылом нам,
Свою песнь напевая.

Назовите из текста физминутки слова на изученное правило.

Какую гласную напишем в окончаниях?

6. Самостоятельная работа

Прочитайте на доске словосочетания:

Наблюдаю за еж…м, любуюсь живц…м, гоняться за зайц…м, назвали Сердц…м, пользоваться душ…м.

У. Какие слова непонятны?

Д. Назвали Сердцем, любуюсь живцом.

У. Прочитайте объяснение с обратной стороны карточки.

Д. Сердце – высокогорное озеро на склоне хребта Хамар – Дабан в нашей республике Бурятии. По своему очертанию, если смотреть сверху, оно напоминает форму сердца. Это одно из любимых туристских мест.

Живцом называют в Бурятии родник. Вода здесь бьет ключом.

Задание:

а) Запишите словосочетания в два столбика по гласной в окончании:

б) Составьте и запишите предложение с одним словосочетанием.

Один учащийся распределяет карточки со словосочетаниями в два столбика на доске. Проверка с помощью сигнальных карточек.

7. Групповая работа

У. Сейчас приготовьтесь работать в группах.

Задание: Разгадать кроссворд, вписав слова в творительном падеже.

По горизонтали:

1. Вихрь, поднимающий столбом воду, песок.

2. Бельевое изделие в виде отреза ткани для вытирания.

3. Дом для временного проживания приезжающих с обслуживанием.

По вертикали:

4. Приспособление для обливания мелкими струйками воды.

5. Палочка из воска с фитилем внутри для освещения.

6. Медицинское учреждение для длительного лечения.

Ответы: по горизонтали 1-смерчем, 2-полотенцем,3-гостиницей. По вертикали: 4-душем, 5-свечой, 6-больницей

8. Итог урока. Рефлексия деятельности учащихся.

Почему буквы щ, ш, ж, ч, ц пришли к нам на урок?

Что нового узнали на уроке? Что интересного?

Где мы можем применить полученные знания?

Грамматика... - разочарованно протянет мой будущий читатель и наморщит нос. Постой! Не спеши закрывать книжку! Эта грамматика не простая. В ней много чудес.

Первое чудо. Ты узнаешь, как говорили твои предки семьсот лет назад. Ты услышишь, как они величали друг друга, как решали государственные споры, чему учили своих детей, даже как ссорились между собой, услышишь. Ты сможешь прочитать самые настоящие древнерусские письма, летописи, молитвы. И будь уверен, именно так писали и молились в Древней Руси. И детские считалки и дразнилки в этой грамматике тоже самые настоящие, древние, не придуманные.

Чудо второе. Ты увидишь, на какой земле жили твои предки, какие у них были города, монастыри, храмы, дома. "Грамматика" расскажет тебе, как создавали древнерусские люди книги и иконы, как они торговали и воевали, защищая родную землю от врагов. Еще ты узнаешь, как учились твои сверстники в древнерусских школах, в какие игры они играли, каких забавных человечков рисовали в своих ученических тетрадках. Все это не выдумано, не сочинено. Об этом узнали археологи и историки, читая берестяные грамоты и летописные своды, находя при раскопках потемневшие от времени воинские шлемы, оружие, осколки кувшинчиков для смешивания красок и ожерелья с угасшими каменьями. В "грамматике" старинные вещи ожили: обрели прежний нарядный блеск древнерусские мечи и шлемы, засияли теплым светом строгие лики святых на иконах, а вместо древних глиняных черенков - крутобокие расписные кувшины. Ты сможешь разглядеть их и... почти что рукой потрогать!

И, наконец, главное чудо. "Грамматика" выучит тебя древнерусскому языку. И тогда перед тобой раскроются листы рукописных книг глубокой, старины, они поведают тебе о многих удивительных делах, и ратных подвигах наших предков, вразумят, научат мудрости, дадут опору на долгие годы.

Так что не торопись закрывать эту книгу, мой будущий читатель, а отправляйся в Необычайное путешествие в Древнюю Русь...

КЛАДОИСКАТЕЛИ

Ваня открыл глаза. Найдя в ставнях дырку от сучка, в комнату просачивался бледный луч. Ходики на стене показывали половину шестого. Слава Богу, не проспал. В шесть часов они должны встретиться с Васькой на мосточке, что ведет к Чудиновскому оврагу, где, как вчера обнаружилось, уже неделю идут археологические раскопки.

С начала лета Ваня и Вася гостили у бабушек, чьи домишки на окраине Новгорода утопали в июльской буйной зелени. В какие только игры друзья не переиграли за месяц - и в войну, и в городки, и в чижика, в "классики" и то прыгали. Ваня даже книжки читал, да у бабушки, Веры Васильевны, их не больно много, новых-то книжек. Это старинных у нее целый сундук. Бабушка у Вани верующая. Каждый вечер открывает она толстую книгу в деревянном, обтянутом кожей переплете, книга лежит на столике перед иконами, и начинает размеренно читать:

ГОСПОДИ БОЖЕ НАШЪ, ЕЖЕ СОГРЕШИХЪ ВО ДНИ СЕМЪ СЛОВОМЪ, ДЕЛОМЪ И ПОМЫШЛЕНIЕМЪ, ЯКО БЛАГЪ И ЧЕЛОВЕКОЛЮБЕЦЪ ПРОСТИ МИ: МИРЕНЪ СОНЪ И БЕЗМЯТЕЖЕНЪ ДАРУЙ МИ: АНГЕЛА ТВОЕГО ХРАНИТЕЛЯ ПОСЛИ, ПОКРЫВАЮЩА И СОБЛЮДАЮЩА МЯ ОТЪ ВСЯКАГО ЗЛА: ЯКО ТЫ ЕСИ ХРАНИТЕЛЬ ДУШАМЪ И ТЕЛЕСЕМЪ НАШИМЪ, И ТЕБЕ СЛАВУ ВОЗСЫЛАЕМ ОТЦУ И СЫНУ И СВЯТОМУ ДУХУ НЫНЕ И ПРИСНО И ВО ВЕКИ ВЕКОВЪ. АМИНЬ.

Бабушка читает молитву, а Ваня, вслушиваясь в ее негромкое бормотание, удивляется незнакомым словам. Как это "согрешихъ"? Наверное, "согрешил"? Так бы бабушке и сказать. А вот это - "ныне и присно и во веки вековъ"... Чудно " ! Все порывается Ваня расспросить бабушку об этом, да перебивать бабушкино чтение стесняется, а дождаться, когда бабушка кончит читать, сил у Вани не хватает, он засыпает. Утром спросить уже не о чем, забываются за ночь услышанные с вечера диковинные слова...

Скука обволакивала Ваню и Васю как вязкая полуденная духота. Вчера вечером, сидя на пруду с удочками, они лениво грызли семечки, сплевывая шелуху в зеленое кружево прудовой ряски, изредка и неохотно вытаскивая удочки на берег, чтобы заменить червяка, обгрызенного хитрыми и осторожными карасями. Говорить и то было лень.

По ухабистому, отороченному высоким бурьяном проселку пропылил грузовик, в кузове которого, держась за борта, сидели ребята в зеленых просторных куртках и широкополых шляпах. Подпрыгивая на колдобинах, грузовик скрылся за поворотом.

Студенты поехали, - дремотно зевнул Вася. - Бабушка говорит, в Чудиновском овраге копают.

Трубы меняют? - лениво уточнил Ваня, он привык, что студентов, а его старший брат был студентом технологического института, всегда бросают срочно менять прохудившиеся трубы. Вася мотнул головой, рассматривая на ладони недоеденного карасями червяка:

Бабушка говорит, из университета они. К ней заходили, расспрашивали, что да где до войны тут было, они памятники старины раскапывают, монеты ищут, кольца...

Монеты?! - Сонливость как рукой сняло, Ваня вытаращился на Васю. - И ты молчишь! Они же клад ищут, ты что, не понял?! А мы тут с карасями рассиживаемся!

Ваня вскочил и торопливо выдернул из воды леску с болтающейся на ней пробкой и белым перышком, заменявшими поплавок, стал суетливо наматывать леску на длинное гибкое удилище. Продолжая быстро говорить, Ваня почему-то перешел на шепот:

Раз экспедиция приехала, значит, точно клад есть. Столько народу зря не пришлют, понял?! У них наверняка есть карта, а там и место схоронки крестиком обозначено. Знаешь, как это делается? "Остров сокровищ" читал? Шайка пиратов прячет награбленное, рисует план, помечает, где клад спрятан, потом главный пират всех убивает, а карту прикарманивает. Ну а после его смерти карта пошла кочевать из рук в руки. Глядишь, и попала к какому большому профессору, он и отправил студентов за кладом, сам-то уж не может, поди, больно старенький. Они клад копают, а мы с тобой поплавки караулим.

Ну, ты даешь! - неуверенно засмеялся Вася. - Пираты! У нас их сроду здесь не бывало.

Пиратов не бывало?! А ушкуйники?! Кто по Ильменю купцов грабил? Да после них сколько угодно кладов осталось! Бросай своих желтоперых. Пошли!

Они попрятали удочки под огромный, в три обхвата дуб, здесь же оставили ржавую банку из-под червей и по мягкой от толстой пыли колее торопливо двинулись к поросшему редким кустарником оврагу.

Место раскопок мальчишки увидели сразу. Это был огороженный невысокими свежеструганными кольями дворик, от которого узкими лучами уходили в глубину оврага прорытые коридоры. Несколько человек маленькими лопатками, а кто и руками, аккуратно разгребали землю, обметали ее метелочками и щетками. Просеянную землю в ведрах и на носилках носили к дороге и ссыпали в кучи. Рядом с кольями на расстеленном белесом брезенте лежали потемневшие от времени вещи, похожие на те, что Ваня с бабушкой видели в музее Новгородского кремля - черенки, бусины, зазубренный нож с костяной ручкой, зеленовато бурые колечки, обломок железной палки. "Не густо", - подумал Ваня и толкнул Васю в бок.

Вишь, до клада пока не добрались. Так что будем искать.

Где? Здесь?! Увидят же! - Вася покрутил головой, место действительно было открытое.

А ночь на что? - Ваня был настроен решительно.

Ну уж нет, - уперся Вася. - Чего в темноте откопаешь, да и бабушка не отпустит.

Тогда утром пораньше, - уступчиво согласился Ваня, он понимал, что и его бабушка Вера Васильевна не обрадуется ночным отлучкам внука.

На том они и порешили, окончательно договорившись обратной дорогой, что копать примутся рано утром, пока студенты спят, а бабушки пусть думают, что на речку пошли, рыбачить...

Утро выдалось туманное, солнечные лучи не могли пробиться сквозь плотную молочную пелену, покрывшую луг и лес. В густом тумане не было видно мосточка, но Ваня привычно шагал но дороге, зная каждый ее поворот. Вот и мосток, но Васи на нем не оказалось. "Проспал небось", - удрученно вздохнул Ваня, но, вглядевшись в туман, заметил двигающуюся к мосточку темную фигурку. Он было спешно шагнул навстречу, да тут же удивленно и разглядел, что не один человек впереди, а двое, идут, торопятся, чуть ли не бегом. Ваня юркнул под мост, в липкие от росы, жгучие заросли крапивы, притаился.

  • Обзор
  • Отзывы 0

Купить Миронова Т.Л. Необычайное путешествие в Древнюю Русь. Древнерусский язык для детей и взрослых

Это не просто учебник. А приключенческая повесть, в которой юный читатель вместе с героями книги совершает увлекательное путешествие в Древнюю Русь. Встречается с людьми из далекого прошлого, знакомится с историей и культурой своей Родины. учится понимать древнерусский язык, в оригинале читает подлинные памятники древнерусской литературы. На обратной стороне книги "Необычайное путешествие в Древнюю Русь" находится другая книга "Грамматика древнерусского языка" - нарядная детская книга с...

978-5-904552-76-3

Нет в наличии

Это не просто учебник. А приключенческая повесть, в которой юный читатель вместе с героями книги совершает увлекательное путешествие в Древнюю Русь. Встречается с людьми из далекого прошлого, знакомится с историей и культурой своей Родины. учится понимать древнерусский язык, в оригинале читает подлинные памятники древнерусской литературы. На обратной стороне книги "Необычайное путешествие в Древнюю Русь" находится другая книга "Грамматика древнерусского языка" - нарядная детская книга с многочисленными цветными рисунками. Предназначена - для школ, гуманитарных гимназий и лицеев, для семейного чтения.

ПЕРЕД ДАЛЬНЕЙ ДОРОГОЙ (вместо предисловия)

Грамматика... - разочарованно протянет мой будущий читатель и наморщит нос. Постой! Не спеши закрывать книжку! Эта грамматика не простая. В ней много чудес.

Первое чудо. Ты узнаешь, как говорили твои предки семьсот лет назад. Ты услышишь, как они величали друг друга, как решали государственные споры, чему учили своих детей, даже как ссорились между собой, услышишь. Ты сможешь прочитать самые настоящие древнерусские письма, летописи, молитвы. И будь уверен, именно так писали и молились в Древней Руси. И детские считалки и дразнилки в этой грамматике тоже самые настоящие, древние, не придуманные.

Чудо второе. Ты увидишь, на какой земле жили твои предки, какие у них были города, монастыри, храмы, дома. "Грамматика" расскажет тебе, как создавали древнерусские люди книги и иконы, как они торговали и воевали, защищая родную землю от врагов. Еще ты узнаешь, как учились твои сверстники в древнерусских школах, в какие игры они играли, каких забавных человечков рисовали в своих ученических тетрадках. Все это не выдумано, не сочинено. Об этом узнали археологи и историки, читая берестяные грамоты и летописные своды, находя при раскопках потемневшие от времени воинские шлемы, оружие, осколки кувшинчиков для смешивания красок и ожерелья с угасшими каменьями. В "грамматике" старинные вещи ожили: обрели прежний нарядный блеск древнерусские мечи и шлемы, засияли теплым светом строгие лики святых на иконах, а вместо древних глиняных черенков - крутобокие расписные кувшины. Ты сможешь разглядеть их и... почти что рукой потрогать!

И, наконец, главное чудо. "Грамматика" выучит тебя древнерусскому языку. И тогда перед тобой раскроются листы рукописных книг глубокой, старины, они поведают тебе о многих удивительных делах, и ратных подвигах наших предков, вразумят, научат мудрости, дадут опору на долгие годы.

Так что не торопись закрывать эту книгу, мой будущий читатель, а отправляйся в Необычайное путешествие в Древнюю Русь...

КЛАДОИСКАТЕЛИ

Ваня открыл глаза. Найдя в ставнях дырку от сучка, в комнату просачивался бледный луч. Ходики на стене показывали половину шестого. Слава Богу, не проспал. В шесть часов они должны встретиться с Васькой на мосточке, что ведет к Чудиновскому оврагу, где, как вчера обнаружилось, уже неделю идут археологические раскопки.

С начала лета Ваня и Вася гостили у бабушек, чьи домишки на окраине Новгорода утопали в июльской буйной зелени. В какие только игры друзья не переиграли за месяц - и в войну, и в городки, и в чижика, в "классики" и то прыгали. Ваня даже книжки читал, да у бабушки, Веры Васильевны, их не больно много, новых-то книжек. Это старинных у нее целый сундук. Бабушка у Вани верующая. Каждый вечер открывает она толстую книгу в деревянном, обтянутом кожей переплете, книга лежит на столике перед иконами, и начинает размеренно читать:

ГОСПОДИ БОЖЕ НАШЪ, ЕЖЕ СОГРЕШИХЪ ВО ДНИ СЕМЪ СЛОВОМЪ, ДЕЛОМЪ И ПОМЫШЛЕНIЕМЪ, ЯКО БЛАГЪ И ЧЕЛОВЕКОЛЮБЕЦЪ ПРОСТИ МИ: МИРЕНЪ СОНЪ И БЕЗМЯТЕЖЕНЪ ДАРУЙ МИ: АНГЕЛА ТВОЕГО ХРАНИТЕЛЯ ПОСЛИ, ПОКРЫВАЮЩА И СОБЛЮДАЮЩА МЯ ОТЪ ВСЯКАГО ЗЛА: ЯКО ТЫ ЕСИ ХРАНИТЕЛЬ ДУШАМЪ И ТЕЛЕСЕМЪ НАШИМЪ, И ТЕБЕ СЛАВУ ВОЗСЫЛАЕМ ОТЦУ И СЫНУ И СВЯТОМУ ДУХУ НЫНЕ И ПРИСНО И ВО ВЕКИ ВЕКОВЪ. АМИНЬ.

Бабушка читает молитву, а Ваня, вслушиваясь в ее негромкое бормотание, удивляется незнакомым словам. Как это "согрешихъ"? Наверное, "согрешил"? Так бы бабушке и сказать. А вот это - "ныне и присно и во веки вековъ"... Чудно" ! Все порывается Ваня расспросить бабушку об этом, да перебивать бабушкино чтение стесняется, а дождаться, когда бабушка кончит читать, сил у Вани не хватает, он засыпает. Утром спросить уже не о чем, забываются за ночь услышанные с вечера диковинные слова...

Скука обволакивала Ваню и Васю как вязкая полуденная духота. Вчера вечером, сидя на пруду с удочками, они лениво грызли семечки, сплевывая шелуху в зеленое кружево прудовой ряски, изредка и неохотно вытаскивая удочки на берег, чтобы заменить червяка, обгрызенного хитрыми и осторожными карасями. Говорить и то было лень.

По ухабистому, отороченному высоким бурьяном проселку пропылил грузовик, в кузове которого, держась за борта, сидели ребята в зеленых просторных куртках и широкополых шляпах. Подпрыгивая на колдобинах, грузовик скрылся за поворотом.

Студенты поехали, - дремотно зевнул Вася. - Бабушка говорит, в Чудиновском овраге копают.

Трубы меняют? - лениво уточнил Ваня, он привык, что студентов, а его старший брат был студентом технологического института, всегда бросают срочно менять прохудившиеся трубы. Вася мотнул головой, рассматривая на ладони недоеденного карасями червяка:

Бабушка говорит, из университета они. К ней заходили, расспрашивали, что да где до войны тут было, они памятники старины раскапывают, монеты ищут, кольца...

Монеты?! - Сонливость как рукой сняло, Ваня вытаращился на Васю. - И ты молчишь! Они же клад ищут, ты что, не понял?! А мы тут с карасями рассиживаемся!

Ваня вскочил и торопливо выдернул из воды леску с болтающейся на ней пробкой и белым перышком, заменявшими поплавок, стал суетливо наматывать леску на длинное гибкое удилище. Продолжая быстро говорить, Ваня почему-то перешел на шепот:

Раз экспедиция приехала, значит, точно клад есть. Столько народу зря не пришлют, понял?! У них наверняка есть карта, а там и место схоронки крестиком обозначено. Знаешь, как это делается? "Остров сокровищ" читал? Шайка пиратов прячет награбленное, рисует план, помечает, где клад спрятан, потом главный пират всех убивает, а карту прикарманивает. Ну а после его смерти карта пошла кочевать из рук в руки. Глядишь, и попала к какому большому профессору, он и отправил студентов за кладом, сам-то уж не может, поди, больно старенький. Они клад копают, а мы с тобой поплавки караулим.

Ну, ты даешь! - неуверенно засмеялся Вася. - Пираты! У нас их сроду здесь не бывало.

Пиратов не бывало?! А ушкуйники?! Кто по Ильменю купцов грабил? Да после них сколько угодно кладов осталось! Бросай своих желтоперых. Пошли!

Они попрятали удочки под огромный, в три обхвата дуб, здесь же оставили ржавую банку из-под червей и по мягкой от толстой пыли колее торопливо двинулись к поросшему редким кустарником оврагу.

Место раскопок мальчишки увидели сразу. Это был огороженный невысокими свежеструганными кольями дворик, от которого узкими лучами уходили в глубину оврага прорытые коридоры. Несколько человек маленькими лопатками, а кто и руками, аккуратно разгребали землю, обметали ее метелочками и щетками. Просеянную землю в ведрах и на носилках носили к дороге и ссыпали в кучи. Рядом с кольями на расстеленном белесом брезенте лежали потемневшие от времени вещи, похожие на те, что Ваня с бабушкой видели в музее Новгородского кремля - черенки, бусины, зазубренный нож с костяной ручкой, зеленовато бурые колечки, обломок железной палки. "Не густо", - подумал Ваня и толкнул Васю в бок.

Вишь, до клада пока не добрались. Так что будем искать.

Где? Здесь?! Увидят же! - Вася покрутил головой, место действительно было открытое.

А ночь на что? - Ваня был настроен решительно.

Ну уж нет, - уперся Вася. - Чего в темноте откопаешь, да и бабушка не отпустит.

Тогда утром пораньше, - уступчиво согласился Ваня, он понимал, что и его бабушка Вера Васильевна не обрадуется ночным отлучкам внука.

На том они и порешили, окончательно договорившись обратной дорогой, что копать примутся рано утром, пока студенты спят, а бабушки пусть думают, что на речку пошли, рыбачить...

Утро выдалось туманное, солнечные лучи не могли пробиться сквозь плотную молочную пелену, покрывшую луг и лес. В густом тумане не было видно мосточка, но Ваня привычно шагал но дороге, зная каждый ее поворот. Вот и мосток, но Васи на нем не оказалось. "Проспал небось", - удрученно вздохнул Ваня, но, вглядевшись в туман, заметил двигающуюся к мосточку темную фигурку. Он было спешно шагнул навстречу, да тут же удивленно и разглядел, что не один человек впереди, а двое, идут, торопятся, чуть ли не бегом. Ваня юркнул под мост, в липкие от росы, жгучие заросли крапивы, притаился.

Старенький бревенчатый мостик натужно заскрипел. Послышались голоса.

Ну и туманище, - услышал Ваня над головой, говорил один.

Оно и хорошо, - отвечал другой.

Стряхивая насыпавшуюся на голову труху и землю, потирая нажженные крапивой колени, Ваня еще долго смотрел вслед растворившимся в тумане парням. Они явно шли в раскоп. "Черти их принесли, - досадовал Ваня на некстати появившихся студентов. - Ладно, посмотрим, чего они в такую рань поднялись".

Тут и появился, наконец, Вася. Он бежал, прижав к груди двумя руками одежду и бумажный сверток.

Проспал, - запыхавшись, выпалил Вася, толкнул сверток Ване и всунул ногу в штанину, - видишь, одеться даже не успел.

Грамматика... - разочарованно протянет мой будущий читатель и наморщит нос. Постой! Не спеши закрывать книжку! Эта грамматика не простая. В ней много чудес.

Первое чудо. Ты узнаешь, как говорили твои предки семьсот лет назад. Ты услышишь, как они величали друг друга, как решали государственные споры, чему учили своих детей, даже как ссорились между собой, услышишь. Ты сможешь прочитать самые настоящие древнерусские письма, летописи, молитвы. И будь уверен, именно так писали и молились в Древней Руси. И детские считалки и дразнилки в этой грамматике тоже самые настоящие, древние, не придуманные.

Чудо второе. Ты увидишь, на какой земле жили твои предки, какие у них были города, монастыри, храмы, дома. "Грамматика" расскажет тебе, как создавали древнерусские люди книги и иконы, как они торговали и воевали, защищая родную землю от врагов. Еще ты узнаешь, как учились твои сверстники в древнерусских школах, в какие игры они играли, каких забавных человечков рисовали в своих ученических тетрадках. Все это не выдумано, не сочинено. Об этом узнали археологи и историки, читая берестяные грамоты и летописные своды, находя при раскопках потемневшие от времени воинские шлемы, оружие, осколки кувшинчиков для смешивания красок и ожерелья с угасшими каменьями. В "грамматике" старинные вещи ожили: обрели прежний нарядный блеск древнерусские мечи и шлемы, засияли теплым светом строгие лики святых на иконах, а вместо древних глиняных черенков - крутобокие расписные кувшины. Ты сможешь разглядеть их и... почти что рукой потрогать!

И, наконец, главное чудо. "Грамматика" выучит тебя древнерусскому языку. И тогда перед тобой раскроются листы рукописных книг глубокой, старины, они поведают тебе о многих удивительных делах, и ратных подвигах наших предков, вразумят, научат мудрости, дадут опору на долгие годы.

Так что не торопись закрывать эту книгу, мой будущий читатель, а отправляйся в Необычайное путешествие в Древнюю Русь...

КЛАДОИСКАТЕЛИ

Ваня открыл глаза. Найдя в ставнях дырку от сучка, в комнату просачивался бледный луч. Ходики на стене показывали половину шестого. Слава Богу, не проспал. В шесть часов они должны встретиться с Васькой на мосточке, что ведет к Чудиновскому оврагу, где, как вчера обнаружилось, уже неделю идут археологические раскопки.

С начала лета Ваня и Вася гостили у бабушек, чьи домишки на окраине Новгорода утопали в июльской буйной зелени. В какие только игры друзья не переиграли за месяц - и в войну, и в городки, и в чижика, в "классики" и то прыгали. Ваня даже книжки читал, да у бабушки, Веры Васильевны, их не больно много, новых-то книжек. Это старинных у нее целый сундук. Бабушка у Вани верующая. Каждый вечер открывает она толстую книгу в деревянном, обтянутом кожей переплете, книга лежит на столике перед иконами, и начинает размеренно читать:

ГОСПОДИ БОЖЕ НАШЪ, ЕЖЕ СОГРЕШИХЪ ВО ДНИ СЕМЪ СЛОВОМЪ, ДЕЛОМЪ И ПОМЫШЛЕНIЕМЪ, ЯКО БЛАГЪ И ЧЕЛОВЕКОЛЮБЕЦЪ ПРОСТИ МИ: МИРЕНЪ СОНЪ И БЕЗМЯТЕЖЕНЪ ДАРУЙ МИ: АНГЕЛА ТВОЕГО ХРАНИТЕЛЯ ПОСЛИ, ПОКРЫВАЮЩА И СОБЛЮДАЮЩА МЯ ОТЪ ВСЯКАГО ЗЛА: ЯКО ТЫ ЕСИ ХРАНИТЕЛЬ ДУШАМЪ И ТЕЛЕСЕМЪ НАШИМЪ, И ТЕБЕ СЛАВУ ВОЗСЫЛАЕМ ОТЦУ И СЫНУ И СВЯТОМУ ДУХУ НЫНЕ И ПРИСНО И ВО ВЕКИ ВЕКОВЪ. АМИНЬ.

Бабушка читает молитву, а Ваня, вслушиваясь в ее негромкое бормотание, удивляется незнакомым словам. Как это "согрешихъ"? Наверное, "согрешил"? Так бы бабушке и сказать. А вот это - "ныне и присно и во веки вековъ"... Чудно " ! Все порывается Ваня расспросить бабушку об этом, да перебивать бабушкино чтение стесняется, а дождаться, когда бабушка кончит читать, сил у Вани не хватает, он засыпает. Утром спросить уже не о чем, забываются за ночь услышанные с вечера диковинные слова...

Скука обволакивала Ваню и Васю как вязкая полуденная духота. Вчера вечером, сидя на пруду с удочками, они лениво грызли семечки, сплевывая шелуху в зеленое кружево прудовой ряски, изредка и неохотно вытаскивая удочки на берег, чтобы заменить червяка, обгрызенного хитрыми и осторожными карасями. Говорить и то было лень.

По ухабистому, отороченному высоким бурьяном проселку пропылил грузовик, в кузове которого, держась за борта, сидели ребята в зеленых просторных куртках и широкополых шляпах. Подпрыгивая на колдобинах, грузовик скрылся за поворотом.

Студенты поехали, - дремотно зевнул Вася. - Бабушка говорит, в Чудиновском овраге копают.

Трубы меняют? - лениво уточнил Ваня, он привык, что студентов, а его старший брат был студентом технологического института, всегда бросают срочно менять прохудившиеся трубы. Вася мотнул головой, рассматривая на ладони недоеденного карасями червяка:

Бабушка говорит, из университета они. К ней заходили, расспрашивали, что да где до войны тут было, они памятники старины раскапывают, монеты ищут, кольца...

Монеты?! - Сонливость как рукой сняло, Ваня вытаращился на Васю. - И ты молчишь! Они же клад ищут, ты что, не понял?! А мы тут с карасями рассиживаемся!

Ваня вскочил и торопливо выдернул из воды леску с болтающейся на ней пробкой и белым перышком, заменявшими поплавок, стал суетливо наматывать леску на длинное гибкое удилище. Продолжая быстро говорить, Ваня почему-то перешел на шепот:

Раз экспедиция приехала, значит, точно клад есть. Столько народу зря не пришлют, понял?! У них наверняка есть карта, а там и место схоронки крестиком обозначено. Знаешь, как это делается? "Остров сокровищ" читал? Шайка пиратов прячет награбленное, рисует план, помечает, где клад спрятан, потом главный пират всех убивает, а карту прикарманивает. Ну а после его смерти карта пошла кочевать из рук в руки. Глядишь, и попала к какому большому профессору, он и отправил студентов за кладом, сам-то уж не может, поди, больно старенький. Они клад копают, а мы с тобой поплавки караулим.

Ну, ты даешь! - неуверенно засмеялся Вася. - Пираты! У нас их сроду здесь не бывало.

Пиратов не бывало?! А ушкуйники?! Кто по Ильменю купцов грабил? Да после них сколько угодно кладов осталось! Бросай своих желтоперых. Пошли!

Они попрятали удочки под огромный, в три обхвата дуб, здесь же оставили ржавую банку из-под червей и по мягкой от толстой пыли колее торопливо двинулись к поросшему редким кустарником оврагу.

Место раскопок мальчишки увидели сразу. Это был огороженный невысокими свежеструганными кольями дворик, от которого узкими лучами уходили в глубину оврага прорытые коридоры. Несколько человек маленькими лопатками, а кто и руками, аккуратно разгребали землю, обметали ее метелочками и щетками. Просеянную землю в ведрах и на носилках носили к дороге и ссыпали в кучи. Рядом с кольями на расстеленном белесом брезенте лежали потемневшие от времени вещи, похожие на те, что Ваня с бабушкой видели в музее Новгородского кремля - черенки, бусины, зазубренный нож с костяной ручкой, зеленовато бурые колечки, обломок железной палки. "Не густо", - подумал Ваня и толкнул Васю в бок.

Вишь, до клада пока не добрались. Так что будем искать.

Где? Здесь?! Увидят же! - Вася покрутил головой, место действительно было открытое.

А ночь на что? - Ваня был настроен решительно.

Ну уж нет, - уперся Вася. - Чего в темноте откопаешь, да и бабушка не отпустит.

Тогда утром пораньше, - уступчиво согласился Ваня, он понимал, что и его бабушка Вера Васильевна не обрадуется ночным отлучкам внука.

На том они и порешили, окончательно договорившись обратной дорогой, что копать примутся рано утром, пока студенты спят, а бабушки пусть думают, что на речку пошли, рыбачить...

Утро выдалось туманное, солнечные лучи не могли пробиться сквозь плотную молочную пелену, покрывшую луг и лес. В густом тумане не было видно мосточка, но Ваня привычно шагал но дороге, зная каждый ее поворот. Вот и мосток, но Васи на нем не оказалось. "Проспал небось", - удрученно вздохнул Ваня, но, вглядевшись в туман, заметил двигающуюся к мосточку темную фигурку. Он было спешно шагнул навстречу, да тут же удивленно и разглядел, что не один человек впереди, а двое, идут, торопятся, чуть ли не бегом. Ваня юркнул под мост, в липкие от росы, жгучие заросли крапивы, притаился.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: