Могут ли католики и православные молиться вместе. О молитвенном общении с инославными с канонической точки зрения

Вопрос:

Здравствуйте Батюшка. Вразумите. Так вышло, что на этой неделе, ко мне в гости зашли мои соседки (очень давно не виделись, попросились в гости, я не смогла отказать) они протистантки (с ними я о предметах веры не спорю и вообще, если общаемся то только на отвлеченные темы) но, тут им позвонила другая соседка тоже их сестра по вере и попросила их срочно помолиться о болящей...и они давай тут же молиться, призвав к молитве и меня...меня конечно немного смутил этот момент, но я не выказав им своего смущения просто молилась про себя "Господи Иисусе Христе помилуй меня грешную и нас грешных...ну и здравия для болящей тоже конечно просила, в конце молитвы перекрестилась...Вечером того же дня та болящая скончалась (тоже наша соседка)...мы с моей матерью отправились выразить свои соболезнования детям (простите батюшка за каламбур, но семья та смешанная мусульмане и половина детей так же ходят все в туже протистантскую церковь, но живем все рядом вместе и по этому как бы и не чужие при этом)...и вообщем там опять же протистанты снова начали молиться....я опять же творила молитву Иисусову и просила милости Божьей для умершей и утешения ее оставшимся детям....Все это время меня мучил вопрос... Грешу ли я молясь вместе с протистантами, хоть и не по ихнему? Просто как то уже давно я прочла где то на коком то православном сайте что православным даже молиться нельзя с проистантами, анафема....так ли это батюшка?....В такой ситуации я оказалась как видите не раз за столь короткое время...не по своей воле, как вести себя может не сразу поняла и возможно невольно согрешила....мне просто как подумолось. что если не знаю как поступить, то нужно просто любовь....и просто быть рядом....не смотря на то что они протистанты... Вразумите батюшка, нет мудрости своей...иногда я может как фарисей, законник...стыдно, запуталась....Но в писании ведь говориться что любовь превыше всего... Согрешила ли я? Спасибо заранее и за терпение.

На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов

Ответ священника:

Здравствуйте Анастасия. Термин "Православие" можно интерпретировать как правильное, спасительное прославление Бога. Это прославление, прежде всего, осуществляется в молитве. "Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них" (Мф. 18.22) - говорит Спаситель. Значит, Православие с одной стороны - это опыт, правила верной, спасительной молитвы. Этот опыт выработан и отточен в многовековой подвижнической жизни ее святых. С другой стороны, сама молитва в Православии воспринимается как выражение истины Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, Глава которой - Христос. Он говорит о Себе: "Я есмь путь, истина и жизнь". Значит молитва - это единство верующих в Истине, которая есть Иисус Христос. Вот почему каноническими правилами Церкви православному христианину запрещается совместная молитва с инославными (католиками, протестантами, сектантами) и иновенцами (мусульманами, иудеями и пр.). В инославных исповеданиях молитва имеет другое направление, интонацию, акценты. Например, новейшие католические святые (Франциск Асизский, Тереза Авильская, Игнатий Лойола и др.), признанные современным католичеством в качестве вселенских учителей, практиковали молитвенную медитацию, или т. н. воображательную молитву, которая, по единодушному мнению как древних так и современных православных святых, является недопустимой и приводит человека в состояние прелести (самообмана). Протестантизм - же, вообще не знает законов правильной молитвы, поскольку отверг Предание - опыт жизни Церкви в Духе Святом. Здесь не признаются и не используются образцы молитвы, которыми являются молитвы святых и каждый рядовой протестант молится экспромтом (своими словами). Тем более, правильной молитвы не знают иноверцы, ибо они находятся за границами Церкви и не знают ее Богооткровенного учения. И поэтому, что - бы православный христианин, молясь с инославными или с иноверными, не заразился от них духом неправильной молитвы, 10 правило святых Апостолов гласит: «Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучен» (τ. 2, σσ. 81-82 ППЦ, с. 142, правило 65). Тем более, недопустимым для православных является участие в еретических богослужениях и совместное участие в главном Таинстве - Евхаристии (совместное причащение).45 правило святых Апостолов гласят следующее: «Епископ, или пресвитер, или дьякон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям церкви: да буде извержен». В Вашем случае, Анастасия, греха совместной молитвы с протестантами не было, ибо Вы молились не вместе с ними, а в их присутствии, но про себя и своими словами. Господь Вам в помощь! С уважением, священник Димитрий Шушпанов

Я сегодня была свидетелем, на мой взгляд, не очень приятной сцены. Дело в том, что я по вероисповеданию католичка, но почему-то считала, что могу заходить в православную церковь для того, чтобы помолиться и попросить о здравии за своих родных и близких, да и вообще, когда мне плохо или наоборот хорошо, когда просто чувствую, что хочу подышать церковным воздухом. А сегодня мне объяснила женщина (которая принимает записки с именами о здравии), что католики не имеют права здесь находиться и ни о чем просить здесь не могут! Причем она сделала это в грубой форме! Мне до слез стало обидно, я была с сыном, и теперь он спрашивает, почему так, а я и сама не знаю, почему, ведь бог любит нас всех независимо от вероисповедания!

домохозяйка, занимаюсь воспитанием сына

Уважаемая Евгения, рискну все же напомнить, что для христиан всех исповеданий благочестиво было бы писать слово Бог с большой буквы. Здесь католики с православными едины. Находиться в православном храме католикам, безусловно, позволительно. Хотя формулировка, которую Вы дали в вашем письме, «с тем чтобы подышать церковным воздухом», имеет несколько двусмысленный характер. Не думаю, что такое намерение встретило бы одобрение и со стороны пастыря католического исповедования. В церковь мы ходим не для того, чтобы проникнуться некоей аурой, атмосферой, а прежде всего для того, чтобы в трезвенном сознании молитвенно предстоять пред Богом. Не вполне корректно, а может быть, вполне некорректно сделанные Вам замечания имели одну рациональную составляющую. Евхаристического общения между Православной и Католической Церковью нет. Поэтому поминовение католиков в записках (заздравное и заупокойное) на Божественной литургии не принимается. Повторюсь, речь идет не о форме сделанного Вам замечания, а о сути, почему это происходит. Есть некая конечная честность. Поминовение на Евхаристии возможно по отношению к тому человеку, который в церковной Евхаристии участвует. Православие и Католицизм на сегодня разделены достаточно фундаментальными вероучительными разностями. Несомненно то, что Господь Вседержитель любит каждого человека, о чем и свидетельствует нам Евангелие. Это, впрочем, никак не отменяет особого значения христианства как богоустановленной религии и Церкви как духовного таинственного организма, основанного Самим Господом нашим Иисусом Христом, как плода Его искупительной жертвы и Воскресения для спасения человеческого рода.

Молиться лично -- безусловно, да.

Участвовать молитвой в службе. Тут сложнее.

Радикальный взгляд, по общему правилу, нельзя. Так как нельзя молиться с теми, кто молится не правильно. Т.е. там в службе могут содержаться формулы, с которыми православные не согласны.

Конкретно про католиков официальная позиция такова:

― Как православным следует относиться к Таинству Причастия в Римско-Католической Церкви, к его действенности и благодатности? Что объединяет нас в этом плане?

― Этот вопрос на сегодня не имеет однозначного и общепринятого ответа в Православной Церкви; существуют разные точки зрения в разных Поместных Православных Церквах, внутри одной Церкви и даже внутри одного прихода два священника могут по-разному относиться к вопросу действенности таинств у католиков и в других христианских общинах.

Существуют определенные правила и установки, которые можно считать официальной позицией Московского Патриархата, они изложены в «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию». Там не говорится о признании или непризнании действенности Таинств, но отмечается, что в диалоге с Римско-Католической Церковью мы должны исходить из того, что эта Церковь обладает апостольским преемством рукоположений. Кроме того, де-факто существует признание таинств Католической Церкви в случае, если католик, например, становится православным. Здесь нужно различать признание Таинства Крещения и признание других Таинств. Мы принимаем в Православие людей, не перекрещивая их, даже из протестантских конфессий, но при этом, если протестантский пастор перешел бы в Православную Церковь, то он бы принимался как мирянин. Если же католический священник или епископ перейдет в Православную Церковь, то он принимается как соответственно священник или епископ, то есть фактическое признание совершенного над ним Таинства в данном случае имеет место.

Другое дело ― как трактовать это Таинство. Здесь есть очень широкий спектр мнений. Могу сказать одно: евхаристического общения между православными и католиками не существует. Есть определенная церковная дисциплина, не позволяющая верующим Православной Церкви причащаться у католиков.

У католиков же есть официально принятый документ, что в случае крайней необходимости они могут причащаться в православном храме и, тоже, в случае крайней необходимости, они могут причащать православных.

Лично я думаю, что с католиками, англиканами можно молиться вместе не участвуя в службе. Также, лично я думаю, что и с армянами также, хотя тут, конечно, много возражений, но и аргументы за тоже есть. Думаю это все не то, за что нас осудит Бог.

Почему не молиться вместе, если есть, например, мой любимый гимн, который, кстати, в эти дни очень уместен. С праздником!

На греческом:

На русском:

На французском:

На испанском:

На английском: На сербском:

На арабском:

На албанском:

На грузинском:

На итальянском:

На румынском:

Ну и кто же запретит нам молиться вместе?)

18.07.2017

Очень часто представители разных конфессий – католики и православные взаимодействуют друг с другом. Они обмениваются опытом и обсуждают вопросы, связанные с современными проблемами общества. Такого рода встречи, как правило, начинаются и оканчиваются совместной молитвой. Возникает вопрос, насколько это правильно? Ведь, известно, что церковь выступает против общей молитвы с людьми другой веры. Итак, попробуем разобраться с этим поподробней.

На что распространяется запрет

Вопреки бытующему мнению, церковные каноны не только накладывают табу на коллективную молитву людей разных конфессий, но и не позволяют этим людям кушать вместе, принимать баню и даже лечиться друг у друга. Следует сказать о том, что когда эти самые правила были приняты, врачи не только лечили больных, но и общались с пациентами, а также традиционно молились при них. Таким образом, получалось, что пациент в любом случае знакомился с ересью врача. Это считалось большим соблазном для неискушенного в богословии индивидума. Именно поэтому нельзя было и мыться в банях вместе с инославными, так как там тоже люди часто заводили беседу между собой, которая могла коснуться вероисповедания. Подобные запреты существуют и по сей день, но они приобрели более современный характер.

Что лежит в основе запрета

Принято считать, что если человек недостаточно тверд в своей вере, то общая молитва с представителями иных конфессий может только ввести в заблуждение и даже изменить его взгляды. Литургия для представителя определенной религии всегда несет конкретный смысл, и поэтому компромисс по поводу коллективной молитвы тут не совсем уместен. Ведь именно тогда теряется истина, а значит, и пропадает сила такой молитвы. Но это совсем не означает, что католики и православные не могут обсуждать общие дела и делиться между собой размышлениями и опытом. Это все разрешено, и даже поощряется церковью.

Между разными верующими должны существовать добрососедские отношения, без унижения и оскорбления друг друга. Если же за общей трапезой собрались люди разных конфессий, то лучше всего, если каждый будет читать молитву согласно своему вероисповеданию. В таком случае не будет измены Богу.

Таким образом, общая молитва с особой другой веры является недопустимой, так как вводит его в заблуждение и привлекает к соблазну. Важно укреплять свою собственную веру, раскрывать ее истинность и красоту.




Наиболее мощная вещь которую католической родители могут сделать для своих детей-это научить их молиться. В зависимости от ребенка, это может быть простой или сложной задачей. Обучая ваших детей молиться, вы...



Шарон Коспер знает важность молитвы. В течение многих лет она начинает свои дни с тихой преданностью, и когда она делает усилие, чтобы провести время в молитве, Шарон замечает разницу. Но в некоторые дни, с тремя...



Каждый знает, что для того, чтобы быть услышанным Богом, нужно молиться. Но не каждый из нас делает это правильно. И дело не в сочетании слов в молитве. Согласитесь, что очень часто мы во время домашней молитвы отвлекаемся...




Здравствуйте, Илья.
Вовеки Слава!
Ересь - сознательное уклонение от ясно сформулированного Вселенской Церковью догмата христианской веры и вместе с тем выделение из состава Церкви новой общины.
Святые Отцы Православной Церкви единодушно характеризуют папизм и римо-католичество в целом, как ложную, оторванную от истинного апостольского христианства, еретическую веру и обличают противоречащие Божественному Откровению новвоведения и новоучения Ватикана.
Не буду я сейчас говорить о том, что в РКЦ много обрядовых отступлений - пост в субботу, совершение Евхаристии на опресноках, совершение миропомазания одними только епископами, безбрачие духовенства. Наконец, не стану говорить о невероятном новвоведении - Римском Папе, как о главе и верховном судье всей Вселенской Церкви. Между прочим, отойду немного от темы разговора, есть в Деяниях Апостольских такое место: "Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм. Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас. И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи" (Деян.3,1-6). Серебра и золота нет у меня...
Основные догматические нововведения западной церкви:
1) Учение об абсолютной, единоличной власти Римского епископа (папы) над Церковью, и о его непогрешимости!
2) Учение об исхождении Святого Духа "и от Сына" (филиокве).
3) Изменилось учение о спасении, о первородном грехе, вследствие чего возникли догматы (!) об удовлетворении Богу за грехи, о чистилище, сокровищнице заслуг и индульгенциях;
4) в XIX - XX вв. были провозглашены два новых, так называемых, мариальных догмата: о непорочном зачатии Девы Марии (1854) и Её телесном вознесении на небо (1950).
5) в 1962-1965 году на II Ватиканском Соборе подверглось коренному пересмотру учение о Церкви и о её роли в спасении человека.
Давайте вспомним, что одной из основной причин отпадения РПЦ от Восточной Церкви стали её претензии на абсолютную власть римского первосвященника в Церкви.
5 июля 1054 легаты папы Льва IX сами положили в храме святой Софии, положили на престол акт отлучения на Константинопольского Патриарха Михаила Керуллария и Всю Восточную Церковь. Перед своим отъездом они опубликовали еще одну анафему, - на всякого, кто стал бы принимать причащение от грека, порицающего римскую евхаристию.
А Вы знаете, было время, когда католические модернисты служили мессу на пепси-коле (1965-67гг)? А разве Христос вечерял со своими учениками-апостолами на пепси-коле? Ну да, ладно, скажете Вы, это нас не касется. Касается, уважаемый Илья, вся жизнь РКЦ исполнена "чудес" и что не век, то все "чудесатее и чудесатее".
Вы говорите, что все в РКЦ основано на любви? А как же св.инквизиция, например? А знаменитый труд Генриха Инсисториса и Якова Шпренгера: "Молот ведьм"? Вернемся к нашему времени. В июне 1991 года Иоанн Павел II выступил с речью перед польскими раввинами (!), в которой сказал: "встречи с представителями еврейских общин являются постоянным элементом моих апостольских поездок". Этот факт говорит сам за себя и подчеркивает особым образом уникальное исповедание веры, которая объединяет сыновей Авраама, исповедующих религию Моисея и Пророков, с теми, кто идентичным путем признает Авраама, как их "отец в вере".
В начале 1990-х годов Иоанн Павел II заключает открытое соглашение католиков с иудеями. Из официальных документов католицизма исключается любое упоминание об убийстве Христа иудеями, о надругательствах "сынов дьявола" над Спасителем. Кощунственно пересматривается сама Библия, из которой рекомендуется исключить все слова Христа против иудеев и другие "неудобные для евреев места".
21 сентября 1993 года в Кастель Гандольфо папа встретился с главным раввином Изаиля Меир Лау, а 30-го декабря между Ватиканом и Израилем было заключено соглашение о признании друг друга и установлении дипломатических отношений.
Вы пишете: "Иисус сам говорил, правда, точно где, не знаю:" Не заботьтесь о прошлом".
Илья, Иисус этого не говорил, вот Его слова: "Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний (сам) будет заботиться о своем: довольно для (каждого) дня своей заботы. (Мф.6,34)
И много еще могу писать Вам, но не хватает времени...
Христос Воскресе!
Прот.Алексей



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: