Мой брат Дэниел Крейг. Почему Голливуд снял фильм о четырех белорусских евреях

Вышедший в польский кинопрокат фильм режиссера Эдварда Цвика «Вызов» вызвал волну возмущения в этой стране, сообщает британская газета «Гардиан». Поляки были оскорблены героическим изображением неких четырех братьев Бельских, которые бежали с оккупированной нацистами польской территории, а затем организовали еврейскую банду на территории современной Белоруссии.

Сегодня известно, что эта банда участвовала в нападении на деревню Налибоки, в результате которого евреями были зверски убиты 128 ее мирных жителей, включая детей, сожжены дома и угнаны почти 100 коров и 70 лошадей.

Например, консервативная газета «Rzecpospolita» в статье, посвященной выходу картины Эдварда Цвика, сообщает, что еврейские шайки в годы войны не особенно стеснялись в средствах, когда приходили в деревни за продовольствием. «Очень часто эти визиты сопровождались убийствами и изнасилованиями» , — цитирует «Гардиан».

Аналогично с возмущением встретила информацию о премьере фильма Э. Цвика и наиболее популярные газеты в Польше – «Газета Выборча» (придерживающаяся, кстати, в целом либеральных взглядов – скажем в вопросе украинско-польского конфликта 1942-44 гг.) и консервативная «Жечьпосполита».

Старшего из братьев, Тувья, главаря еврейской ОПГ, газета называет «помесью бандита и героя», а более либеральное издание «Gazeta Wyborcza», хотя и не упоминает вину Бельских в нападении на Налибоки, описывает командира отряда как алкоголика, садиста и насильника.

Когда немцы оккупировали территорию Белоруссии, братья Бельские (Тувия, Асаел, Зусь и Аарон) ушли в лес. В лесу вокруг четверки объединились евреи, сбежавшие из гетто Новогрудка и Лиды. Вместе они основали лагерь, который прозвали «Лесным Иерусалимом». К лету 1944 года в нем находилось около 1200 человек. Это был так называемый «семейный лагерь». Банда Бельских была автономна в своей деятельности и не уделяла внимания борьбе с гитлеровцами, сконцентрировавшись на самосохранении в «Лесном Иерусалиме» и грабеже местных жителей. В материалах, посвященных деятельности отряда, не раз подчеркивается, что, по словам братьев Бельских, для них важнее было «спасти одного еврея, чем убить десять немецких солдат». Вскоре после войны «партизан» Тувия уехал освобождать Израиль, а оттуда в 1954 году перебрался в США.

В современных польских СМИ доминирует негативная оценка отряда Бельских. Так, в частности, газета «Наш Дзенник», ссылаясь на результаты следствия Института Национальной Памяти, утверждает, что это подразделение совместно с советскими партизанами принимало участие в уничтожение мирных поляков в городке Налибоки. (жыхары Налібок ніколь не былі палякамі, гэта беларуская энічная тэрыторыя і там жылі толькі беларусы — ІБГК) Исследователь массового убийства в Налибоках Лешек Жебровский, которого цитирует это издание, утверждает, что отряд Бельских практически не действовал против немцев, а занимался грабежом окрестных сёл и похищением девушек.

Л. Жебровский подчёркивает, что в лагере Бельских происходили ужасные вещи, доходило до убийств, из молодых девушек создали своего рода гарем. Признавая, что целью отряда было выжить, историк отмечает, что даже после признания верховенства над собой командования советского партизанского движения, Бельские не активизировали антинемецкую борьбу.

Еврейские, или как говорят поляки «жидовские»,
партизаны на территории Польши

«Наш Дзенник» утверждает, что в результате реквизиций у местного населения отряд Бельских накопил значительные припасы еды, его бойцы ни в чём себе не отказывали, мясо было ежедневной пищей. При этом цитируется польский коммунист Юзеф Мархвинский, который был женат на еврейке, а к отряду Бельских откомандирован советским командованием. Тот так описал те времена: «Бельских было четыре брата, рослые и видные парни, поэтому неудивительно, что имели симпатии девушек в лагере. Были они герои по части выпивки и любви, но не желали воевать. Самый старший из них (командир лагеря) Тевье Бельский руководил не только всеми евреями в лагере, но и довольно большим и привлекательным «гаремом» — словно король Сауд в Саудовской Аравии. В лагере, где еврейские семьи часто ложились спасть с пустыми желудками, где матери прижимали к запавшим щекам своих голодных детей, где молили о дополнительной ложке тёплой пищи для своих малышей – в этом лагере цвела иная жизнь, был иной, богатый мир!».

Среди прочих обвинений в сегодняшней польской прессе в адрес братьев Бельских, прежде всего – Тевье – присвоение золота и ценностей, отданных евреями, жившими в лагере, на закупку оружия.

Ещё один щекотливый момент – участие бойцов отряда братьев Бельских в столкновениях Армии Крайовой и советских партизан на стороне последних во второй половине 1943 г. Но это уже тема для другого разговора. Заметим только, что «Наш Дзенник» также указал на то, что 26 августа 1943 г. группа бойцов отряда Бельских вместе с другими советскими партизанами уничтожила около 50 бойцов АК во главе с поручиком Антонимом Буржиньским-«Кмицицем». В мае 1944 г. произошло ещё одно столкновение отряда Бельских с бойцами АК – шестеро аковцев были убиты, остальные отступили.

Согласно данным «Белорусской газеты» уже осенью 1942г. отряд Бельских начал боевую деятельность: совместно с соседними партизанскими отрядами было совершено несколько нападений на автомобили, посты жандармерии и железнодорожные разъезды, сожжен лесопильный завод на станции Новоельня и восемь сельскохозяйственных имений. В январе, феврале, мае и августе 1943г. немцы предпринимали карательные операции, чтобы уничтожить лагерь. Так 5 января 1943 года были обнаружены и расстреляны две группы из отряда Бельских. В этот день погибла жена Тевье Соня. Но благодаря умелым действиям и исключительной изобретательности командира каждый раз удавалось спасти большинство жителей лесного лагеря.

В итоговом донесении отряда Т. Бельского отмечено, что бойцы его отряда пустили под откос 6 эшелонов, взорвали 20 железнодорожных и шоссейных мостов, 800 метров железнодорожного полотна, уничтожили 16 автомашин, убили 261 немецких солдат и офицеров. В то же время польский историк из ИНП Пётр Гонтарчик утверждает, что «Большинство битв, в которых принимали участие еврейские отряды, были полностью высосаны из пальца. 90 процентов акции, которые потом были описаны как бои с немцами, были на самом деле нападениями на гражданское население» .

Главная цель, которая была у жителей еврейских семейных лагерей – выжить. Этим объясняется и небольшая антинемецкая активность. Признают это и еврейские исследователи. Так польская газета «Жечьпосполита» цитирует проф. Н. Тец:

«Помню, как я говорила с Тевье за две недели до его смерти. Спросила почему решился на это героическое действие? «Знал, что делают немцы, — ответил он. – Хотел быть иным. Вместо убивать, хотел спасать». Он не воевал с немцами, это правда. Потому что считал, что «одна спасённая еврейская старушка более важна, чем 10 убитых немцев»».

Этот принцип можно изложить и другими словами: «одна еврейская старушка более важна, чем 10 советских солдат». Или так: «одна еврейская старушка более важна, чем один голодный польский ребенок, у которого мы отняли еду». Стратегия еврейских банд была простой: вы воюйте, а мы пока в сторонке будем грабить местное население.

Отношения еврейских бандитов и местного гражданского населения – одна из наиболее сложных и болезненных страниц истории ВМВ на территории ЦВЕ. Не исключение и отряд Бельских. В одном из еврейских СМИ говорится об этом так:

«Жители близлежащих деревень сотрудничали с евреями, поскольку быстро усвоили, что для них Бельские опаснее нацистов. Партизаны, не колеблясь, уничтожали доносчиков и коллаборационистов. Однажды местный крестьянин сдал нацистам группу евреев, которые пришли просить у него еды. Партизаны убили самого крестьянина, его семью и сожгли его дом».

По воспоминаниям Леонида Окуня, который в 12 лет сбежал из минского гетто и жил в другом семейном еврейском лагере, «Бельского определенно боялись. У отряда Бельского были «острые зубы» и отборные ребята-головорезы, польские евреи, не отличавшиеся излишней сентиментальностью».

Именно еврейские банды польское подполье особенно сильно обвиняло в реквизициях и грабежах польских мирных жителей. В т.ч. одним из условий на переговорах с советской стороной, выдвигаемых поляками, было ограничение деятельности еврейских банд. Так, на первой встрече офицеров Новогрудского округа АК с командирами Ленинской партизанской бригады 8 июня 1943 г. аковцы потребовали, чтобы на реквизиции не высылались еврейские банды:

«…не присылайте евреев, они по своему усмотрению хватаются за оружие, насилуют девушек и малых детей… оскорбляют местное население, угрожают дальнейшей местью советской стороны, не имеют меры в своей необоснованной злости и в грабежах».

В рапортах Делегатуры Жонда (подпольное польское гражданское управление) говорилось о событиях в бывшем Новогрудском воеводстве:

«Местное население измучено постоянными реквизициями, а часто и грабежом одежды, продуктов и инвентаря. Чаще всего это совершают, главным образом относительно поляков, т.н. семейные отряды, состоящие исключительно из евреев и евреек».

Еду у людей брала и АК, как впрочем и советские партизаны. Это была армия и они должна была есть, чтобы сражаться. Однако еврейские бандиты не были армией, с немцами не сражались, думали лишь о своем спасении и при этом во время своих экспроприационных акций действовали особенно жестоко. «Убить человека все равно, что выкурить сигарету», - вспоминал позже о тех временах один из бойцов отряда Бельских Ицке Резник.

Поляки откровенно недолюбливали евреев – они не могли им простить сотрудничество с советской властью во время оккупации в 1939-41 гг. (в воспоминаниях бывших жителей Налибок о сентябре 1939 г. неизменно фигурируют евреи с красными повязками на рукаве, вступившие в советскую милицию).

После войны Тевье и Зус с семьями переехали в Польшу, а оттуда в Палестину. Они поселились на окраине Тель-Авива в Холоне и работали водителями. По некоторым данным старший брат принимал участие в войне с арабами 1948 г., даже считался некорое время пропавшим безвести. Позже Тевье иммигрировал в Нью-Йорк, где работал до конца жизни таксистом (по другим данным – водителем грузовика) и умер в 1987 году в возрасте 81 год. Через год Тевье Бельский перезахоронен с воинскими почестями на Кладбище Героев на горе Герцль в Иерусалиме. Зус также переехал в США, где со временем основал небольшую транспортную компанию, умер в 1995 г.

В 2007 г. разгорелся скандал вокруг младшего из братьев Бельских – 80-летнего Аарона, живущем теперь под именем Арона Белла. Он и его 60-летняя жена-полька Генрика были арестованы в США по обвинению в похищении человека и завладении чужим имуществом. По словам следствия, дело обстояло так: супруги привезли в Польшу свою соседку в Палм-Бич во Флориде 93-летнюю Янину Заневскую, которая хотела лишь посмотреть на свою родину, и обманом оставили её в частном доме престарелых. Оплачивали её пребывание там (около тысячи долларов в месяц), несколько раз звонили, но не забирали назад в Штаты. Кроме того, незаконно сняли со счёта Заневской как её законные опекуны 250 тыс. долларов (наследство от богатых мужей). Всё это тянуло на 90 лет тюрьмы. Согласно данным польской «Газеты Выборчей» летом прошлого года Арон с женой пребывал под домашним арестом. Более свежих новостей об этом деле отыскать не удалось.

Сценарий фильма «Вызов» основан на книге исследователя «холокоста» некоего Нехамы Тека, еврея, который якобы чудом спасся в Польше во время войны, выдавая себя за поляка-католика.

Необходимо отметить, что еврейские банды на территории западной части современной Белоруссии действительно активно действовали в годы Великой Отечественной войны. Обычно они старались уходить от боестолкновений с местными партизанами, будь то советские диверсанты или антикоммунисты из польской «Армии Крайовой». Не говоря уже о стычках с немцами, которых евреи стремились всячески избегать. В то же время именно еврейские банды наиболее активно грабили и убивали белорусских крестьян. Примером чему может служить книга «Кровь и пепел Дражно» журналиста и краеведа Виктора Хурсика, который описал имевшее место в 1943г. уничтожение белорусской деревни еврейской бандой под предводительством Израиля Лапидуса:

«Мы побежали спасаться на огород, а мама вернулась в дом, хотела что-то вынести. Соломенная крыша хаты к тому времени уже пылала. Я лежал, не двигался, долго не возвращалась мама. Повернулся, а ее человек десять, даже женщины, колют штыками, кричат: «Получай, сволочь фашистская!» Видел, как ей перерезали горло. — Старик снова сделал паузу, его глаза были опустошены, казалось, Николай Иванович снова переживал те ужасные минуты. — Катя, сестра моя, вскочила, просила: «Не стреляйте!», достала комсомольский билет. До войны она была пионервожатой, убежденной коммунисткой. Билет и партийное удостоверение отца во время оккупации зашила в пальто и носила с собой. Но высокий партизан, в кожаных сапогах, обмундировании начал целиться в Катю. Я закричал: «Дзядзечка, не забівайце маю сястру!» Но раздался выстрел. Пальто сестры вмиг набрякло кровью. Она умерла на моих руках. Я навсегда запомнил лицо убийцы. Помню, как я отползал. Смотрю, соседку Феклу Субцельную вместе с малюткой-дочкой три партизана живьем бросили в огонь. Свою кроху тетка Фекла держала на руках. Дальше, у дверей пылающей хаты, лежала старушка Гриневичиха, обгоревшая, в крови»…

В районе Деречина был собрана банда под командованием доктора И. Атласа, в районе Слонима - отряд «Щорс 51»; в районе Копыля евреи, бежавшие из гетто Несвижа и двух других гетто, создали банду «Жуков», евреи из района Дятлово - банду под командованием Ц. Каплинского. Евреи из гетто Белостока и прилегающих к нему городов и местечек создали еврейскую банду «Кадима» и ещё несколько небольших банд. Только из Минского гетто убежало в леса несколько тысяч евреев, из которые объединились в 9 крупных банд. В Польше в 1942-1944 годах насчитывалось 27 крупных еврейских банд, в Литве первоначально было 7 еврейских банд. Кстати, в сентябре 1943 года начальник Центрального штаба партизанского движения Пантелеймон Пономаренко специальной директивой запретил принимать в партизанские отряды беглецов из гетто, так как среди них находилось большое количество предателей и провокаторов.

Особенную проблему создавало то обстоятельство, что евреям нужно было кормиться. Они добывали себе продукты и одежду у местного населения. Во время этих снабженческих операций евреи вели себя, как обычные грабители, во всяком случае, так воспринимало их население. Они реквизировали женское белье, детскую одежду, хозяйственный скарб…

Немцы на эти банды смотрели сквозь пальцы — ведь активных боевых действий они избегали, поэтому проблему еврейского мародерства пытались решить польские и советские партизаны.

20 ноября 1943 года недалеко от деревни Дубники Ивенецкого района конный взвод польского батальона N 331 под командованием хорунжего Нуркевича (кличка Ночь) расстрелял 10 «советских партизан» из отряда Шолома Зорина. Вот их имена: Зяма Аксельрод, Израиль Загер, Зяма Озерский, Леонид Опенгейм, Михаил Плавчик, Ефим Раскин, Хаим Сагальчик, Леонид Фишкин, Григорий Чарно, Шолом Шолков. (В 1965 году их прах был перезахоронен в Ивенце). А случилось вот что: в ночь на 18 ноября в деревне Совковщизна Ивенецкого района евреи отбирали у крестьян продукты для своей банды. Один из крестьян пожаловался Нуркевичу, что «жиды грабят». Бойцы Армии Крайовой (АК) окружили бандитов и открыли огонь, после чего увели у них 6 лошадей и 4 повозки. Мародеров разоружили и расстреляли.

Процитируем документ — Приказ № 116 командующего АК генерала Бур-Коморовского от 15 сентября 1943 года:

«Хорошо вооруженные банды бесцельно шатаются по городам и деревням, нападают на имения, банки, торговые и промышленные предприятия, дома и фермы. Грабежи часто сопровождаются убийствами, которые совершаются советскими партизанами, скрывающимися в лесах, или просто разбойными бандами. В нападениях принимают участие мужчины и женщины, особенно еврейки. <…> Я уже издавал приказ местным командирам в случае необходимости применять оружие против этих грабителей и революционных бандитов.»

Согласно еврейским источникам, больше всего евреев находилось в лесах и болотах Беларуси — около 30 тысяч. Число подпольных евреев на территории Украины превышало 25 тысяч. Еще 2 тысячи евреев насчитывали в прямом смысле слова банды, действовавшие в Прибалтике. Как видим, количество евреев «партизан» на территории СССР насчитывало 5 дивизий, однако они отличились в нанесении значительного ущерба местным жителям, а отнюдь не немцам.

По данным современных исследователей, только в Беларуси партизанскими/бандитскими отрядами командовали 47 евреев. Назовем некоторые имена…

— Исаак Аронович Зейфман, лейтенант Красной рабоче-крестьянской армии, правда в партизанах его знали под именем Иван Андреевич Гринюк, живёт теперь в США в Нью Йорке.

— Аркадий Григорьевич Лехтман, тоже славный командир партизанского отряда в Белоруси, но известен под именем Волков, теперь он говорит, что знал ещё 47 славных красных партизан-командиров в Белоруси, которые помогали проводить линию тов.Сталина.

— Ефим Коренцвит, лейтенант РККА, тоже помогал крестьянам в Белоруси, также командир партизан, отряда, правда потом ему доверили больше, его на парашюте сбросили в Татры в 1944г, где он организовал партизанское советское словакское движение, а потом он в Киеве помогал украинцам освобождаться от национал-патриотизма проводя идеи Ленина и Сталина в жизнь, этого палача знают под именем Евгения Волянского

— Иосиф Лазаревич Фогель, тоже командир и тоже случайно попал в окружение, известен под именем Иван Лаврентьевич Птицын по документам руководил красными партизанами-мстителями из бригады «Штурмовая»

— Аба Ковнер славный красный командир партизанских отрядов, в 1943 г. объединил славные красно-еврейские отряды: командиров Шмуэля Каплинского, Якова Пренера и Абрама Реселя, их отряд «Мститель» до сих пор должны помнят не изверги-фашисты захватившие советскую землю, а несознательные белорусские крестьяне. Товарищ Аба Ковнер дошёл до Берлина, где осенью 1945 года он возглавил «Бригаду еврейских мстителей» (ДIN) на территории поверженной Германии, выявляя и уничтожая нацистов и их пособников, замешанных в геноциде еврейского народа, удалось уничтожить без суда и следствия около 400 таких палачей, но к конце 1945 г. англичане желая остановить слишком скандальные зверства советского героя палача поймали Абу.., но видно трудно было судить, поэтому дорогой и всеми любимый красный командир оказался в Палестине, где он принимал активное участие в войне за Независимость защищая еврейство от арабского фашизма. Умер этот пламенный воин в 1987 году…

— Евгений Финкельштейн. известен под имеенем Миранович его отряд не давал спать фашистам, на его счету — 7 уничтоженных гарнизонов, 12 подорванных эшелонов, в сколько мирных жителей и спалённых деревень — то им и счёта нет — поэтому получил тов.Финкельштейн от ком.партии большевиков звезду Героя СССР.

— Шалом Зорин, тоже славный еврейский командир, родом из Минска, выехал Израиль в 1971г.

— Иехезкель Атлас, родился в Польше, врач, но после нападения на Германии на Польшу убежал в СССР, когда Германия напала на СССР, тов.Атлас организовал еврейский партизанский отряд и погиб этот славный еврейский мститель в бою летом 1942 года, его славные дела помнят в городах Деречин, Козловщина, Руда-Яворская;

— Шолом Зандвайс, его полутысячный еврейский отряд имени Кагановича был создан из беглых узников гетто Барановичей, Пинска, Бреста и Кобрина, это были отчаянные евреи, жизнь свою и чужую в грош не ставили и шли с охотой на любой риск и даже на верную смерть, но почти никто не погиб, хотя их жертвы среди мирного населения могут рассказать многое, да кто теперь спрашивает.

— Арон Аронович, командовал отрядом «Борьба», трудно сказать с кем он боролся и для чего награды отрабатывал, но несомненно память об нём не угасла в сгоревших деревнях с крестьянами вместе, хотя давно это было, многое стёрлось, теперь больше о Кока-Коле думают и о Лукашенко конечно тоже.

— Герой России (это звание ему присвоено относительно недавно) Юрий Колесников на самом деле Хаим Тойвович Гольдштейн, был командиром специального диверсионного отряда в Белоруссии.

— Командир Николай Никитин на самом деле Бейнес Менделевич Штейнгардт.

— Командир Николай Константинович Куприянов на самом деле Коган.

— Командир Юрий Семенович Куцин на самом деле Иегуда Соломонович.

— Командир Филипп Филиппович Капуста – тоже еврей.

— Командир отряда имени Кутузова, убийца мирного населения Израиль Лапидус – убежал из Минского гетто.

— Командир еврейского партизанского отряда имени Жаркова Шолом Халявский вместе с другими евреями убежал из Несвижского гетто.

— Командир бригады «Старик» Борис Григорьевич Бывалый и комбриг Семен Ганзенко — тоже евреи.

— Командир еврей Давид Ильич Федотов орудовал в Могилевской области.

— Командир отряда имени Дмитрия Пожарского еврей Аркадий Исаакович Колупаев

— Командир Дмитрий Петрович Левин

Резня в Налибоках

Перед войной 1939 г. в селе Налибоки, расположенном на краю одноимённой пущи, жило ок. 3 тыс. (по другим данным – ок. 4 тыс.) жителей, из них около 90% были римо-католиками. Также тут проживали 25 еврейских семей (по некоторым польским источникам – несколько сот человек). В начале оккупации в городке был размещён пост белорусской коллаборационной полиции. В середине 1942 г. его ликвидировали и по разрешению немецких властей в Налибоках был легально создан действовала группа польской самообороны. Согласно польским источникам эту самооборону тайно контролировала АК, существовало негласное соглашение о ненападении с советскими партизанами.

В начале мая 1943 г. партизаны напали на городок. Утверждается, что в нападении принимали участие отряды, которыми командовали Рафал Василевич и Павел Гулевич. Кроме того, в нападении и убийствах мирных поляков, согласно данным ИНП (его лодзьское подразделение начало следствие по этому делу ещё в 2001 г. по просьбе Конгресса поляков в Канаде) и других польских историков, принимали участие и партизаны отряда Бельского. Нападавшие хватали в основном мужчин, которых расстреливали, часть местных жителей была сожжена в собственных домах. Также среди погибших – 10-летний ребёнок и 3 женщины. Кроме того, было ограблено местные хозяйства – забрано еду, коней, коров, большинство домов сожжены. Также были сожжены костёл, почта и лесопилка. По данным польской стороны всего было убито более 130 человек.

Следователями ИНП было опрошено ок. 70 свидетелей. Прокуратор ИНП Анна Галкевич, которая ведёт дело, заявила в прошлом году, что следствие подходит к концу. Скорей всего дело будет прекращено в связи со смертью подозреваемых в массовом убийстве.

Тот же «Наш Дзенник» опубликовал и интервью с Вацлавом Новицким, бывшим жителем Налибок и свидетелем событий в ночь с 8 на 9 мая 1943 г. (ему тогда было 18 лет). По его словам, среди нападавших однозначно были евреи из отряда Бельских. В частности он слышал, как они разговаривали на еврейском языке (очевидно, на идиш), нескольких из местных евреев среди нападавших узнал его дед. По словам В. Новицкого жертв среди поляков могло быть значительно больше, если бы не майор Василевич, который защитил их от евреев-партизан. При этом В. Новицкий обвинил ИНП в том, что они отклонили его свидетельства. В то же время, ещё в 2003 г. в публичном выступлении прокуратор ИНП А. Галкевич заявила, что «среди атакующих были также еврейские партизаны из отряда под командованием Тевье Бельского. Свидетели называли известные им имена партизан, принимавших участие в атаке, указывая, что среди них также были женщины и жители Налибок еврейской национальности». Как указал В. Новицкий, нападение произошло приблизительно в 5 часов утра, атаковали ок. 120-150 советских партизан. Его односельчанин Вацлав Хилицкий так описывает это: «Шли напрямую, врывались в дома. Каждого, кого встречали, убивали хладнокровно. Никого не жалели».

В польских источниках утверждается также, что атакой на городок руководили его бывшие жители-евреи, которыми в лагере Бельских командовал Израэль Кеслер, до войны бывший профессиональным вором. К этой группе принадлежали также братья Ицек и Борис Рубежевский. Жена последнего Сулия Воложинская-Рубин в своих воспоминаниях, изданных в 1980 г. в Израиле, а также озвученных в документальном фильме в 1993 г., утверждала, что нападение на неназваное нею польское село, в результате которого было убито ок. 130 человек (число совпадает с количеством жертв в Налибоках), было инициировано её мужем из мести за нападения местных жителей на евреев, сбежавших из гетто, и на евреев-партизан, в частности – за убийство отца Рубежевских. Так ли это?.. Прибавьте к этой информации ту, что Кеслер был убит Т. Бельским за попытку захватить власть над лагерем (по другим данным Кеслера казнили по приговору суда лагеря за попытки развалить отряд).

В вопросе об банде братьев Бельских и ему подобных формирований никогда не будет единого мнения. Для кого-то они всегда будут героями, несмотря на нелицеприятную информацию, для других – всегда злодеями, без оглядки на условия и обстоятельства тех времён. Для одних Тевье Бельский всегда будет ассоциироваться со спасенной еврейской старушкой, для других с заживо сожженными 130 жителями Налибок…

БРАТЬЯ БЕЛЬСКИЕ

Илья Куксин

В августе 2003 года увидела свет книга под названием «The Bielski Brothers» 34-летнего журналиста из Нью-Йорка Питера Даффи. Книге дан подзаголовок «Правдивая история трех человек, которые победили нацистов, спасли 1200 евреев и построили деревню в лесу».

В официальной истории партизанского движения в Белоруссии в годы второй мировой войны, как в Советской Белоруссии, так и в ныне независимой Республике Беларусь, ни слова не говорится о трех братьях Бельских, которые не только внесли существенный вклад в борьбу с немецкими захватчиками, но и спасли свыше тысячи обреченных на смерть. Только архивы сохранили документы о их беспримерной борьбе с оккупантами. Эти три брата (Тувья, Асаел и Зусь) спасли столько же евреев, как и всемирно известный Оскар Шиндлер. Возглавляемый старшим из братьев партизанский отряд в сражениях с оккупантами уничтожил почти столько же врагов, как и герои восстания в Варшавском гетто. Много лет материалы об их подвигах упоминались только в нескольких изданных за пределами СССР книгах. Кто бы позволил в бывшем СССР писать о героических подвигах евреев, уехавших после войны в Израиль.

Питер Даффи однажды в Интернете встретил упоминание о так называемых лесных евреях. Заинтересовался и обнаружил, что в Бруклине недалеко от него живут потомки этих героев. Интервью с ними и постаревшими ветеранами отряда Бельских, опубликованные и неопубликованные мемуары, материалы белорусских архивов и архива Яд ва-шем в Израиле легли в основу этой интереснейшей книги.

Асаел

Начинается книга с истории семьи Бельских, предки которых в XIX веке поселились в небольшой деревушке Станкевичи, расположенной между городами Лидой и Новогрудком недалеко от знаменитой Налибокской пущи.

В годы первой мировой войны они пережили немецкую оккупацию, затем их местность отошла к независимой Польше. Осенью 1939 года, после раздела Польши между Сталиным и Гитлером, Бельские стали гражданами СССР.

Зусь

Тувья Бельский родился в 1906 году. После нападения Германии на СССР Тувья не стал подчиняться немецким законам, не стал регистрироваться, носить желтую шестиконечную звезду. Когда начались расстрелы еврейского населения, Тувья и два его брата ушли в леса. Отца, мать и младшую сестру немцы расстреляли. Чудом избежал расстрела 12-летний Арон, вскоре присоединившийся к старшим. Братья Бельские скрывались, когда в район прибыли гестаповские эйнзатцкоманды для «окончательного решения еврейского вопроса» (под этим эвфемизмом фашисты скрывали полное истребление еврейского населения). Братья стали пробираться в гетто Лиды, Новогрудка и других городов и местечек, призывая бежать из них. Так постепенно из небольшой группы в несколько десятков человек родился отряд, который стал сражаться с фашистами.

Тувья

Основной своей задачей Тувья считал спасти как можно больше евреев. Организовав побег большой группы узников из гетто Лиды, он обратился к ним со следующими словами: «Друзья, это один из самых счастливых дней в моей жизни. Вот ради таких моментов я и живу – посмотрите, сколько людей сумели выбраться из гетто! Я ничего не могу вам гарантировать. Мы пытаемся выжить, но мы все можем погибнуть. И мы будем стараться сохранить как можно больше жизней. Мы принимаем всех и никому не отказываем, ни старикам, ни детям, ни женщинам. Нас подстерегает множество опасностей, но если нам суждено будет умереть, мы, по крайней мере, умрем как люди». Отряд Тувьи влился в общее партизанское движение на оккупированной территории. Только четверть отряда составляли вооруженные бойцы. Бо€льшая часть состояла из женщин, стариков и детей. Когда секретарь Барановичского подпольного обкома партии Чернышев посетил этот семейный лагерь, он увидел хорошо оборудованные и замаскированные подземные блиндажи, в которых не только жили люди, но и располагались различные мастерские: сапожные, портновские, оружейные, кожевенные, а также подземный госпиталь. Лагерь содержал 60 коров, 30 лошадей, его люди не только находились на самообеспечении, но и помогали другим. Партизанский отряд братьев Бельских успешно участвовал в боях с немецкими войсками во время антипартизанских операций, подрывники отряда пускали под откос немецкие поезда, сжигали и взрывали мосты, повреждали линии связи. Когда немцы решили уничтожить отряд, о котором уже ходили легенды, около тысячи человек двинулись в глубь пущи на небольшой остров среди болот. Шли молча, даже дети не плакали. Густые леса на этом острове полностью укрывали от авиации. Утром немцы достигли опустевшего лагеря, двинулись за беглецами и, подойдя к болоту, попытались пройти его, но не смогли. Три дня они простояли вокруг этого болота, пытаясь найти проходы к острову, а затем покинули лес.

Отряд готовится к бою. 1943 г.

Летом 1944 года в результате операции «Багратион» немецкая группировка в Белоруссии была окружена и разгромлена. И в июле 1944-го окрестные жители с удивлением увидели, как из глубины пущи показался растянувшийся почти на километр отряд Тувьи Бельского. Его национальный состав не оставлял никаких сомнений. И это после того, как немецкая пропаганда утверждала, что Белоруссия «юденфрай», т. е полностью очищена от евреев. Вскоре Тувью вызвали в Минск, где он составил полный отчет о деятельности своего отряда. Питер Даффи нашел этот отчет в архиве Республики Беларусь и цитирует в книге наиболее значительные его части. После войны братья с семьями отправились в Польшу. Но враждебное отношение населения заставило их перебраться в Палестину. В середине 50-х годов Тувья и Зусь с семьями, а также Арон переехали в США. Поселились они в Бруклине, и Тувья стал водителем грузовика, второй брат, Зусь, – владельцем нескольких такси. Незадолго до кончины Тувьи, летом 1986 года, спасенные им люди сняли шикарный банкетный зал в отеле Хилтон в Нью-Йорке. Когда 80-летний Тувья Бельский появился перед собравшимися, 600 человек как по команде встали и встретили его громом аплодисментов. Один за другим люди поднимались на подиум и рассказывали о героических делах Тувьи. Скончался он в декабре 1986 года. Похоронили Тувью Бельского на еврейском кладбище в Лонг-Айленде, но через год по настоятельному требованию ассоциации партизан, подпольщиков и участников восстаний в гетто он был перезахоронен с воинскими почестями в Иерусалиме на кладбище, где покоятся самые известные герои еврейского Сопротивления.


Партизанский отряд Тувьи Бельского.

1944 г.

Зусь умер в 1995-м. Арон ныне живет в Майами.

Книга Питера Даффи – не единственное издание, посвященное братьям Бельским. Десять лет назад Нехама Тек, профессор сoциологии Коннектикутского университета, опубликовала книгу «Defiance. The Bielski Partisans». И если книга Даффи в основном базируется на документальных данных, то книга Нехамы Тек – на воспоминаниях членов этого отряда и родственников Бельских. Обе книги взаимно дополняют друг друга и воскрешают малоизвестную историю героического сопротивления евреев в годы второй мировой войны. Они являются красноречивым свидетельством того, что евреи, поставленные в нечеловеческие условия, не были бессловесными, безропотными жертвами, они воевали в партизанских отрядах на оккупированной нацистами территории, возглавляли подпольную деятельность, восставали в гетто и немецких лагерях уничтожения. Эти книги – достойный памятник тем, кто не стал на колени перед врагами и с оружием в руках защищал свою жизнь, честь и достоинство, а также тем, кто отдал свои жизни ради спасения других.

Слова Тувьи Бельского, которые Питер Даффи и автор этих строк привели в качестве эпиграфа, оказались пророческими. Героические деяния братьев Бельских получили, к сожалению, только посмертную известность.

Ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

Об этом еврейском партизанском отряде времен Великой Отечественной войны практически нет информации официальных госорганов постсоветского пространства – будто бы в истории Второй мировой его и не существовало вовсе.

Но отряд был. На его счету нет таких масштабных операций, как, скажем, у соединений Сабурова и Ковпака (у обоих знаменитых командиров, к слову, были в составе отрядов еврейские партизанские группы). Но Бельские, у которых расстреляли многих из родни, главным образом, стремились спасти как можно больше евреев от фашистов – в том числе, и с оружием в руках.

Как создавался отряд

В семье Давида и Белы Бельских до войны было 11 детей, старший сын Тувья воевал в Первую мировую в польской армии (тогда еще Западная Белоруссия не входила в состав СССР), дослужился до унтер-офицера. Владел шестью языками, в том числе, и немецким. Это была обычная еврейская семья, занимавшаяся крестьянским хозяйством и торговлей.

Когда в 1939 году территория, на которой проживали Бельские, отошла к Советскому Союзу, два брата Бельских, Асаэль и Зусь, были призваны в Красную Армию.

С началом Второй мировой и оккупацией немцами Белоруссии пошли массовые расстрелы евреев. Гитлеровцы убили двух братьев Бельских, Якова и Абрама, также в числе 4 тысяч расстрелянных евреев, уничтоженных в районе проживания этой семьи, были родители братьев, Давид и Бела Бельские, младшая сестра и жена Зуся Сила с новорожденной дочкой.

В декабре 41-го братья Бельские под руководством Тувьи в лесах в районе Нилибокской пущи создали партизанский отряд. В его составе поначалу было немногим более полутора десятков человек – оставшиеся в живых родственники Бельских, братья Асаэль и Зусь, ранее вышедшие из окружения, их младший, 12-летний Арон. Только в 1942 году отряд пополнился 250 евреями, бежавшими из Новогрудского гетто. Имеющий боевой опыт Тувья Бельский как командир этого соединения снискал доверие у руководителей партизанского движения края, и еврейский партизанский отряд вскоре получил официальное признание – в 1943 году группа была присоединена к партизанскому отряду «Октябрь», относящемуся к Ленинской бригаде (действовала в районе Барановичей).

Действия еврейского партизанского соединения

Они как могли, спасали евреев округи – Тувья благодаря своему знанию языков и нееврейской внешности нередко делал вылазки в гетто и убеждал соплеменников уйти с ним в лес. Женщины, дети, старики – всем находилось место. Собственно, это и было основной задачей отряда – вывести от гитлеровцев и спасти как можно большее количество евреев.

Вместе с тем, отряд Бельских считался серьезной боевой силой – о нем были наслышаны все – и фашисты, и другие партизаны, и мирное население. Партизаны Второй мировой далеко не всегда оказывались такими, какими мы привыкли их видеть – тех же евреев они часто брали в отряды неохотно, случалось, даже расстреливали. Отряд братьев Бельских воевал с немцами так же, как и остальные подобные соединения – устраивал диверсии, уничтожал живую силу и технику противника.

Они нещадно истребляли предателей-коллаборционистов, жестко отражали нападения фашистов на свой «Лесной Иерусалим». Летом 1943 года свыше тысячи членов еврейского партизанского отряда, уходя от немецкого окружения, несколько суток провели на болотах, и их там не нашли – фашисты решили, что все евреи утонули в трясине.

По подсчетам еврейских историков, опиравшихся на данные оставшихся в живых членов отряда, соединение братьев Бельских с 1941 по 1944 годы, до освобождения Белоруссии советскими войсками, приняло участие в 12 боях и засадах, уничтожило свыше 250 гитлеровцев и более полутора десятков вражеских боемашин, 6 немецких эшелонов с войсками и техникой, партизаны взорвали два десятка мостов. Голову Тувьи Бельского немцы оценили в 100 тысяч рейхсмарок.

Что с ними стало после войны

После Победы партизанское соединение братьев Бельских поляки пытались обвинить в зверствах против мирного населения, совершенного в Налибоках (120 км от Минска) в мае 1943 года. Подтверждения этот факт не нашел. Более того, установлено, что солдаты Армии Крайовой в том местечке сами сотрудничали с немцами и воевали против партизан.

Асаэль Бельский погиб в Германии в 1945 году. Тувья, Зусь и Арон эмигрировали. Тувью Бельского очень почитали эмигранты-евреи – многие из спасенных партизанами тоже после войны оказались за рубежом.

Систематизированных официальных данных о действиях отряда Бельских на их родине до сих пор не опубликовано, в основном, память о еврейском партизанском соединении хранят за рубежом – в Америке и Израиле. Разрозненная информация о действиях партизан Бельских имеется в белорусских музеях, но она зачастую достаточно поверхностна и должного значения ей не придается.

На Западе снято 2 документальных фильма об отряде братьев Бельских и один художественный, «Вызов», где Тувью Бельского сыграл знаменитый Джеймс Бонд Дэниел Крэйг. Эта военная драма, по мнению оставшихся в живых свидетелей тех событий, является весьма схематичным и далеким от реальности воспроизведением истории еврейского партизанского соединения.

Джаред Кушнер, зять избранного президента США Дональда Трампа, гордится тем, что его предки воевали в отряде братьев Бельских.

Партизанский еврейский отряд. Командир - Тувье Бельский,седьмой справа в верхнем ряду. Фото из Викапедии.

Я славлю мира торжество
Довольство и достаток.
Спасти приятней одного,
Чем истребить десяток.

Р. Бернс пер. С. Маршака.

Советская пропаганда молчала о многом. В том числе и об участии евреев в ВОВ. В частности - в партизанском движении на териитории Белоруссии. Это одна из малоизвестных страниц истории ВОВ. Но что ещё печальнее – о многом и сегодня граждане, проживающие на постсоветском пространстве, почти ничего знают. Или знают очень мало. Есть, разумеется, и такие, кто и не желает знать. Понятно, эти читать мой пост не будут.

Но тем, кому тема покажется интересной, я постараюсь просто и доступно поведать о событиях, которые уже покрыты довольно плотной 70-ти летней пеленой забвения. Их свидетелей осталось совсем немного. Но мне посчастливилось кое с кем из них пообщаться в Белоруссии и на Земле Обетованной.

Предварю рассказ короткой справкой. На оккупированных фашистами территориях Советского Союза в подпольных организациях гетто, концлагерях и партизанских отрядах с нацистами сражалось около 20 тысяч евреев. В том числе в составе 70-ти чисто еврейских партизанских отрядов воевало более 4000 человек.

Эти партизанские отряды создавались евреями, бежавшими из гетто и фашистских концлагерей. Многие из организаторов еврейских отрядов до побега активно участвовали в подпольных организациях, существовавших там.

Главной задачей еврейских партизанских отрядов было спасение остатков еврейского населения, ещё не попавшего под безжалостный нацистский каток. Рядом с партизанскими базами нередко создавались семейные лагеря. В них находили убежище беглецы из гетто. В основном инвалиды, женщины, старики и дети.

Бойцы еврейских отрядов мужественно сражались с фашистами, защищая семейные лагеря. Несли большие потери. А случалось, что отряды в неравной борьбе гибали почти целиком вместе с гражданским еврейским населением, которое защищали...

В лесах Белоруссии и Украины нелегко было воевать всем. Но еврейским партизанам пришлось особенно туго. Они не могли рассчитывать на помощь местного населения. Не могли, в случае необходимости, раствориться в нём. Не могли партизаны-евреи получить поддержку и от своих соплеменников, запертых в гетто.

Ситуация усугублялась и антисемитскими настроениями имевшими место среди советских партизан. Вот, что я обнаружил в одной докладной записке на имя руководителя подпольного обкома КПСС:

«…Партизанские отряды им (евреям) не помогают, еврейскую молодёжь принимают к себе крайне неохотно. Отмечены факты, когда партизаны из отряда Н.Н.Богатырева, отняв у пришедших оружие, отправляли их безоружными назад. Практически на убой нацистам. Отмечены случаи расстрела еврейских добровольцев. Антисемитизм в партизанской среде развит довольно сильно…

…Некоторые командиры партизанских отрядов всё-таки принимают евреев. А вот в отряде у В. Грозного евреев довольно много. Они неплохо воюют. Есть евреи и у Зотова. А у Маркова и Стрелкова ни одного. Не принимают, даже с оружием…»

Сугубо еврейские отряды поначалу в лесах Белоруссии находились на автономном положении. Сами добывали себе оружие, провизию, одежду. Сами намечали, и проводили боевые операции. Однако со временем еврейские отряды превратились в интернациональные. В отличие от своих белорусских коллег, еврейские командиры принимали в отряды всех, желавших сражаться с фашистами.

Легендарную известность, по крайней мере, среди еврейского населения, получил еврейский партизанский отряд имени Калинина. Его организаторами и бессменными командирами на протяжении всей партизанской войны на белорусской земле, были знаменитые братья Бельские.

В семейном лагере Бельских насчитывалось более 1,2 тыс. евреев. Это были люди, главным образом бежавшие из района небольшого белорусского городка Новогрудка. Группа беглецов из минского гетто во главе с Шаломом Зориным (1902-74) создала ещё один семейный лагерь. Именного названия он не имел. В архивных документах проходит как отряд № 106. Отряд насчитывал более 800 евреев.

В районе местечка Деречина был образован отряд под командованием доктора И. Атласа, в районе Слонима - отряд имени Щорса 51. Недалеко от районного центра Копыль евреи, бежавшие из гетто города Несвижа и двух соседних гетто, создали большой отряд имени Жукова. Евреи из района Дятлово – отряд под командованием Ц. Каплинского (1910-42).

Бежавшие из гетто Белостока подпольщики и беглые евреи из прилегающих к нему городов и местечек создали большой еврейский партизанский отряд «Кадима». В отряде из молодых крепких ребят были образованы несколько небольших хорошо вооружённых боевых мобильных групп. Они наносили фашистам и местным коллаборационистам полицаям очень чувствительные удары.

О еврейских партизанских отрядах мужественно и эффективно воевавших в белорусских лесах, талантливый белорусский режиссёр Александр Ступников, которого А.Лукашенко давно изгнал из Беларуси, в 2009 году снял замечательный документальный фильм «Изгои».

Теперь после небольшого вступления перейду непосредственно к событиям 1941-1944 годов. Расскажу захватывающую документальную историю, наверное, о самом знаменитом в белорусских лесах еврейском партизанском отряде братьев Тувья, Асаэль и Зусь Бельских.

Мой рассказ основывается на информации, почерпнутой, что называется, из первых рук. От последних живых участников тех давних событий, с которыми повезло встретиться в Израиле. Кое-что удалось «нарыть» в архивах Минска и Иерусалима.

Прочитал я и скромную информацию в открытой печати на русском. И более обширную – на иврите и английском. Так что материала набралось порядочно, и с удовольствием поделюсь с теми, кого интерес или элементарное любопытство подвинет к прочтению этого поста.

Начну с рода Бельских. Предки знаменитых братьев ещё в самом начале XIX века поселились в деревне Станкевичи, расположенной между белорусскими городами Лида и Новогрудок, недалеко от Налибокской пущи. В этой деревне они были единственной еврейской семьей.

Дело в том, что в Российской империи после Второго раздела Речи Посполитой (1791 г.) указом Императрицы Екатерины II была введена так называемая «Черта постоянной еврейской оседлости». На российской административной карте появилась точно очерченная граница территории, за пределами которой евреям категорически, под страхом уголовного ответственности, запрещалось постоянное проживание.

Правда, делалось исключение для нескольких категорий еврейского населения. В разное время это были купцы первой гильдии, лица с высшим образованием, рекруты, отслужившие в российской армии все 25 лет, ремесленники, приписанные к соответствующим цехам и пр.

Евреям запрещалось жить в городах и одновременно – в сельской местности. Они не имели право заниматься сельскохозяйственным трудом, так не могли владеть землёй. Продавать её евреям было категорически запрещено. Вот тогда-то и появились на исконно русской земле легендарные еврейские местечки. «Штетел» на языке идиш.

Бельские принадлежали к уникальной прослойке белорусских евреев-крестьян. Поскольку в царской России евреи не имели права владеть землей, то им изредка удавалось арендовать небольшие участки у соседей.

С польскими и белорусскими соседями евреи жили, не то, чтобы душа в душу, однако вполне можно сказать – терпимо. Тем не менее в семейной летописи Бельских зафиксирован случай, когда братьям Бельским пришлось силой остановить попытку захвата части их земли.

Произошла, выражаясь по-современному, крупная разборка. Или попроще - крепкий мордобой. Никто, к счастью, не погиб, но крови пролилось порядочно. Польской - больше. Возможно, по этой причине вплоть до 1939 года жизнь у Бельских проистекала плавно, без особых неприятных инцидентов с соседями.

Короче, можно даже сказать так: жизнью своей, довольно редкие в Польше сельские евреи, были вполне довольны. Даже немецкую оккупацию времён Первой мировой Войны их огромная семья, в которой было 11 детей, перенесла относительно благополучно.

Настоящие проблемы у Бельских начались в 1939 году. Как теперь очень хорошо известно, в том году случился очередной передел многострадальной Польши. Её лидеры всегда называли, изредка называют и теперь, свою страну наследницей Речи Посполитой.

Некогда огромного государства, расположенного на территории современных Польши, Украины, Беларуси и Литвы, а также частично России, Латвии, Эстонии, Молдавии и Словакии. Собственно, эти воспоминания после поражения Польши в очередной войне, порой служили формальным поводом для бесконечных переделов её земель.

В 1939 году Сталин и Гитлер посредством своих министров Молотова и Риббентропа опять, уж в который раз, перекроили карту Польши. В результате чего все члены семьи Бельских с их внушительным хозяйством оказались в Стране Советов.

Как это не парадоксально звучит, при этом никто из них не сделал даже одного шага в восточном направлении. Мельницу советская власть, разумеется, тут же национализировала. От некогда большого ухоженного хозяйства, приносящего приличную прибыль, тоже мало что осталось.

Взамен все 13 человек огромной семьи Бельских превратились во, вроде бы, полноправных граждан страны рабочих и крестьян. Формально она стала их «родной» страной. Ведь все Бельские были потомственными крестьянами. И даже неплохими. Слава Богу не раскулачили, и в Сибирь не сослали.

Теперь пару слов о самой семье. Начну со старшего сына Бельских, Тувьи. Он родился в 1906 году. Вначале учился в еврейской религиозной школе, затем в светской, но уже польской. В результате овладел 6-ю языками. Помимо родного идиш, хорошо знал иврит, в совершенстве польский, белорусский, немецкий. На русском тоже неплохо говорил, правда, с сильным еврейско-польским акцентом.

Тувья служил в польской армии. За проявленную доблесть и мужество был награждён и дослужился до унтер-офицера. Демобилизовавшись, женился на красивой девушке Хае.В приданое получил небольшой магазин. Двух младших братьев Тувьи, Асаэля и Зуся, после вхождения Западной Белоруссии в состав СССР, сразу же призвали в ряды Красной Армии.

Опять, вроде бы, Бельские достаточно мирно пережили очередной политический катаклизм. Однако относительно спокойная жизнь продолжалась недолго. В 40 году НКВД начал акцию по выявлению буржуазных элементов в Западной Белоруссии. Покатилась широкая волна повальных репрессий. А вскоре дошло и до высылки в Сибирь.

Тувья, будучи владельцем магазина, вполне подходил под категорию этого вредного с точки зрения большевиков и коммунистов элемента. Ну, а уж после того как магазин национализировали, он понял, что вскоре придут и за ним.

Бельские побросали большой дом, хорошо налаженное хозяйство, коров, кур и прочую живность и драпанули всей семьёй в Белосток. Тувья устроился на работу в небольшую контору на должность помощника бухгалтера. Зарплата была скромненькой, но еврей-крестьянин владел многими городскими рабочими профессиями. Они то и выручали.

Там они жили вплоть до 22 июня 1941 года. После вторжения вермахта в Белоруссию сразу же началось поголовное уничтожение еврейского населения. Двух братьев Бельских, Якова и Абрама, нацисты расстреляли ещё летом. А 7 декабря родители, младшая сестра Бельских, жена Зуся Села и их двухмесячная дочь были расстреляны в числе 4000 местных евреев.

Товья, выбравшиеся из окружения Асаэль, Зусь, и их младший 12-летний брат Арон, чудом избежавший расстрела. В конце декабря 1941 года они ушли в лес недалеко от родной деревни. Братья успели вывести туда часть своих родичей. Вот они-то и составили костяк будущего отряда. Вначале в отряде было всего 17 человек, а из оружия – один ТТ с неполной обоймой. Командиром единодушно избрали Тувью Бельского.

Стояли жуткие крещенские морозы и Бельским пришлось здорово помёрзнут. Тем не менее очень скоро они добыли оружие для всех членов небольшого отряда. Кое-что нашли. Но большую часть добыли в боях.

В начале лета 1942 года в отряд влились более двухсот евреев, бежавших из Новогрудского гетто. Численность еврейской дружины достигла 250 человек. Осенью 1942 года боевое формирование во главе с братьями Бельскими начало громить фашистов, что называется вовсеоружие.

Вскоре слава о еврейских партизанах разнеслась по всей округе. С каждой удачной операцией против нацистов она росла и ширилась. А командир отряда Тувья Бельский за на редкость эффективную боевую деятельность завоевал авторитет среди белорусских партизан.

Тувья зарекомендовал себя решительным, смелым, неординарно мыслящим командиром. Много тому способствовал его былой опыт службы в польской армии. К концу 1942 года отряд под командованием Тувьи Бельского был официально признан Главным Командованием белорусского партизанского движения.

Хорошее знание местности и связь с местным населением позволяли отряду Бельского довольно долго избегать серьёзных столкновений с немцами. В августе 1942г. еврейские партизаны наладили связь с Новогрудским гетто.

Это удалось сделать 15-ти летнему пареньку Арону, самому младшему из братьев Бельских. Он смог проникнуть в гетто и с помощью подпольщиков организовать побег почти 150 евреев. Главным образом женщин, детей и стариков.

Из 250 членов отряда вооружённых бойцов насчитывалось чуть более трети. Тем не менее, осенью 1942 г. партизаны Тувии Бельского провели несколько дерзких операций. Они уничтожили большой гараж фашистов с восьмью грузовикаи и бронетраспортёрами. В одном из ночных боёв перебили десятка полтора палицаев и фашистских солдат.

Разгромили несколько постов жандармерии. Подорвали железнодорожный разъезд, и сожгли лесопильный завод на станции Новоельня. В этих боях бойцы Бельского завладели большим количеством трофейного оружия. В том числе двумя крупнокалиберными пулемётами и большим количеством боеприпасов.

И всё-таки главным успехом первых боёв с фашистами следует считать авторитет, который завоевал отряд у славянских товарищей по оружию. Командир отряда Тувия Бельский зарекомендовал себя как решительный и опытный командир, и это признали многие.

Весной 1943 года в еврейском отряде уже насчитывалось 750 человек. Его выделили в отдельное партизанское подразделение Кировской бригады. Отрядом по-прежнему командовал Тувия Бельский. Заместителем и командиром боевого крыла, в котором насчитывалось примерно 150 человек, стал Асаел.

Зусь командовал разведкой и контрразведкой. Арон, самый младший брат Бельских, отвечал за связь с гетто, другими партизанскими отрядами и местным населением. Командиры соседних партизанских отрядов часто заявляли, что Бельские должны избавиться от непомерно разросшегося, по их мнению, «семейного лагеря». Они настаивали на активизации диверсионно-боевой деятельности.

Однако Тувия Бельский считал иначе. Разумеется, бить фашистов он никогда не отказывался, но при этом всегда наставлял своих бойцов: «СПАСТИ ЕВРЕЯ НАМНОГО ВАЖНЕЕ, ЧЕМ УБИТЬ НЕМЦА» Основной своей задачей Тувия всегда считал спасение как можно большего количества евреев.

Однажды его бойцы организовали побег большой гуппы узников гетто из городка Лида. Кода евреи добрались до партизанской базы, Тувья обратился к ним со следующими словами: «Друзья, это один из самых счастливых дней в моей жизни. Ради таких моментов я и живу: посмотрите сколько людей сумело выбраться из гетто!

Я ничего не могу вам гарантировать. Мы пытаемся выжить, но можем и погибнуть. Конечно же, я и мои бойцы сделаем всё, чтобы сохранить как можно больше жизней. Мы принимаем в отряд всех. Никому не отказываем в шансе выжить: ни старикам, ни детям, ни женщинам.

Однако нас подстерегает множество опасностей. И всё-таки, если суждено будет погибнуть, то мы умрём не как стадо перепуганных овец, а достойно с оружием в руках, как умирали когда-то воины Бар-Кохбы и Маккавеев»

Такой подход к партизанской войне шёл вразрез с практикой белорусских партизанских отрядов. Их командиры, как правило, принимали в свои ряды только боеспособных мужчин. А часто только тех, кто уже добыл оружие.

Вообще-то, такую суровую тактику можно было, если не оправдать, то, по крайней мере, понять. Возле баз партизанских отрядов существовали так называемые «семейные лагеря». В них жили члены семей партизан – жёны, дети, престарелые родители. Эти лагеря порой до катастрофически
низкого уровня снижали мобильность и скрытность партизанских соединений.

«Семейников» нужно было охранять, кормить, одевать, лечить. Там, где это было возможно, женщин и детей переправляли по воздуху в советский тыл или выводили через линию фронта:

Но абсолютное большинство родственников белорусских партизан, которым угрожала смерть, вынуждены были прятаться в лесах. Они прибивались к партизанским базам, образовывая «семейные лагеря». Охрана и снабжение этих лагерей отвлекали партизан от главной задачи - борьбы с оккупантами.

Поэтому очень часто людей, пришедших к партизанам, отправляли назад. Туда, откуда они пришли. Мотивировка всегда была стандартной: «У нас боевой отряд, а не богадельня». Для евреев такой отказ был равносилен смертному приговору. Ведь возвратиться они могли либо в гетто, либо того хуже – в лагерь смерти.

Можно было, конечно, попытаться обратиться за помощью к местному населению. Но это было невероятно опасно: немецкая пропаганда разжигала жестокие антисемитские настроения. Ну, и, как хорошо известно, людям, укрывавшим евреев, грозила смертная казнь. Печально, но это исторический факт – спасали евреев очень-очень немногие.

Ситуацию усугубляли и антисемитские настроения среди белорусских партизан. В одной докладной записке на имя секретаря Барановичского подпольного обкома партии генерал-майора Василия Чернышева я обнаружил следующую запись: «…Партизанские отряды евреям не помогают.

Даже еврейскую молодежь принимают к себе неохотно. Были факты, когда партизаны из отряда Н.Н.Богатырева, отняв у пришедших еврейских ребят оружие, отправляли их назад. Докладываю - антисемитизм в партизанской среде развит довольно сильно…»

А вот ещё одна цитата из того же документа: «…Некоторые партизанские отряды иногда принимают евреев, некоторые прогоняют. Отмечены несколько случаев, когда их даже расстреливали. В отряде Грозного евреев порядочно, довольно их и у Зотова. А вот у Маркова и Стрелкова –ни одного еврея?!…»

Но больше всего меня потряс рассказ престарелого израильтянина Лазаря Гельмана. Двенадцатилетним подростком он с матерью и старшей сестрой угодил в минское гетто. Однако вскоре смог бежать в лес. Лазарь добрался до партизанского отряда им.Пархоменко. Как ни странно, его приняли в отряд.

Смышленого и смелого паренька командование отряда быстро заметило, и стало поручать ему очень сложные и опасные задания. Мальчишка, рискуя жизнью, стал выводить из минского гетто евреев. Но не всех подряд. А исключительно по «разнарядке» своих командиров. Отряду нужны были евреи строго определённых профессий и специальностей.

К примеру, врачи. Но тоже не все. В основном хирурги и травматологи. Евреи, хорошо разбирающиеся в оружии, служившие в рядах РККА и т.д. Иногда Лазарь получал записку, в которой сразу называлась фамилия человека какой-то определённой, очень нужной специальности. Привести случайного еврея паренёк права не имел. Даже свою мать и взрослую сестру с её двухлетним сыном.

Однажды юный партизан узнал, что в гетто в самое ближайшее время предстоит очередная «акция». Парень бросился в ноги к начальнику штаба, умоляя принять в отряд его семью. Но тот наотрез отказался. Даже заявил, что они для отряда ненужный балласт. После этого случая Лазарь сбежал из отряда. Какое-то время бродил по лесу. А затем прибился к отряду Бельских.

Тувье Бельскому в конце концов надоели нападки коллег-партизан, и однажды он пригласил посетить базу своего отряда секретаря Барановичского подпольного обкома партии генерал-майора Василия Чернышева. Это был один из немногих в Белоруссии пламенных революционеров интернациональной закалки. Генерал-секретарь увидел хорошо оборудованные и замаскированные подземные блиндажи – землянки в три наката.

В них не только жили люди, но и располагались различные мастерские: сапожные, пошивочные, оружейные, кожевенные, а также подземный госпиталь. Генералу даже подарили кожаное обмундирование и отличные хромовые сапоги, изготовленные в мастерских лагеря.

В лагере имелось 60 коров, 30 лошадей, какая-то другая живность. Люди здесь не только находились на полном самообеспечении, но ещё и помогали другим отрядам. После посещения отряда Бельских Чернышев приказал прекратить всякие разговоры о ликвидации «семейного лагеря».

Боевое крыло отряда Бельских было относительно невелико. Немногим более 150 бойцов. Ими командовал Зуся, брат Тувье Бельского. Но эта, по-существу боевая рота, отлично воевала. Успешно участвовала в боях с немецкими войсками во время антипартизанских операций.

На её счету было немало пущенных под откос немецких поездов с вооружением. Диверсанты отряда сжигали и взрывали мосты, повреждали линии связи, устраивали нападения на участки полицаев. Они как огня боялись еврейских партизан.

Семейный лагерь отряда Бельского представлял собой настоящее, хотя и кочующее, селение. Со своими хлебопекарней, скотом, скотниками и мясниками. Здесь же находились мыловарня и баня, больница. И название у кочующей деревни было подходящее - «Лесной Иерусалим».

Всё это немалое хозяйство обслуживалось профессионалами: поварами, портными, кузнецами, механиками и слесарями. Были тут и отличные музыканты -клейзмеры, игравшие по праздникам и на свадьбах. И даже – синагога, где вел службы освобожденный из гетто раввин Давид Брук.

А вот ещё один документ, который я «откопал». В марте 1944 года обитатели семейного лагеря отряда Бельских собрали и передали в фонд обороны страны 5321 рубль, 1356 немецких марок, 45 долларов, более 250 золотых и серебряных монет, около 2 кг золота и серебра лома.

В целом, если сравнивать с другими партизанскими формированиями, боевая деятельность отряда Бельских была не очень значительной. Но нужно учитывать при этом, что отряд не имел практически никакой материальной поддержки с Большой земли.

За все время существования отряда им было получено, цитата из документа, хранящегося в музее партизанского движения Белоруссии: «2 (два) автомата, 2500 патронов, 32 гранаты и 45 кг тротила». Правда, братья Бельские ничего и не просили у советского командования, а потому могли позволить себе держаться достаточно независимо.

В июле 1944 года Бельские вывели из леса более 1200 спасенных ими евреев. Асаел Бельский вместе со своим боевым отрядом влился в ряды Красной Армии. К большому горю, он погиб в боях на подступах к Берлину совсем незадолго до Победы. Тувия и Зусь выжили и с семьями переехали в Польшу, а оттуда в Израиль.

Лесные евреи -

братья Бельские

Лесные евреи - братья Бельские Три брата - Тувья, Асаел и Зусь - спасли столько же евреев, сколько и всемирно известный Оскар Шиндлер. Возглавляемый старшим из братьев партизанский отряд в сражениях с оккупантами уничтожил почти столько же врагов, сколько герои восстания в Варшавском гетто. Много лет материалы об их подвигах только упоминались в нескольких изданных за пределами СССР книгах. Кто бы позволил в бывшем СССР писать о героических подвигах евреев, уехавших после войны в Израиль?!

Тевье, Зус и Асаель Бельские

Питер Даффи однажды в интернете встретил упоминание о так называемых "лесных евреях". Заинтересовался, что это такое, и обнаружил, что в Бруклине недалеко от него живут родственники и потомки этих героев. Расспросы и интервью с ними и постаревшими ветеранами отряда Бельских позволили журналисту окунуться в малоизвестную историю еврейского сопротивления нацистам. Но журналист не ограничился этим. Он обнаружил, что имеются опубликованные и неопубликованные мемуары. Однако написаны они были на иврите, которого Питер не знал. Ему перевели их. Затем он поехал в Беларусь. Побывал в местах, где родились, жили, сражались братья Бельские, и посетил остатки бывшего подземного лагеря. Около месяца Питер работал в белорусских архивах, затем поехал в Израиль и в архивах института Яд Вашем нашел дополнительные сведения. Из всего этого материала и родилась затем интереснейшая и захватывающая книга.

Начинается она с истории семьи Бельских, предки которых в XIX веке поселились в небольшой деревушке Станкевичи, расположенной между городами Лидой и Новогрудком, недалеко от знаменитой Налибокской пущи. Они были в этой деревне единственной еврейской семьей и принадлежали к небольшой части белорусских крестьян-евреев. Так как в царской России евреи не имели права владеть землей, то они арендовали небольшие участки у соседей. Но доходы от этого хозяйства не могли обеспечить самое скромное существование, и Бельские построили водяную мельницу. Дело свое вели честно и заслужили уважение окружающих. Когда в конце XIX века царское правительство запретило евреям владеть какими-либо предприятиями в деревнях, Бельские нашли человека, который юридически стал числиться хозяином мельницы. Об этом знали многие, но доносчиков не нашлось.

Начало ХХ века внесло много изменений в жизнь семьи Бельских. В годы Первой мировой войны они пережили немецкую оккупацию, затем местность отошла к Польше. Осенью 1939 года, после раздела Польши между Сталиным и Гитлером, Бельские стали гражданами СССР. Мельницу советская власть, разумеется, национализировала.

В семье Давида и Бейли Бельских заметно выделялся старший сын Тувья. Он родился в 1906 году. Еврейское образование получил в хедере в соседней деревне, затем учился в польской школе. Как и все жившие в этом районе знал русский, белорусский и польский языки, не говоря уже об идиш. Знал он и иврит. (В 1946 году в Иерусалиме на иврите были опубликованы его мемуары "Лесные евреи"- И. К.). Во время Первой мировой войны овладел и немецким. В их деревне в пустующем доме расположилось небольшое подразделение немецких солдат. Им понравился этот шустрый мальчишка, напоминавший им своих детей. Тувья дневал и ночевал среди своих новых знакомых, и после их ухода выяснилось, что он прекрасно знает немецкий. Действительную военную службу прошел в польской армии. Из рядовых вырос до унтер-офицера. Вернулся домой, женился. Как приданое жены ему достался небольшой магазин.

После вхождения Западной Белоруссии в состав СССР два младших Бельских - Асаел и Зусь - были призваны в Красную Армию. Незадолго до нападения Германии на СССР НКВД начало акцию по выявлению буржуазных элементов и высылке их в Сибирь. Тувья, как владелец магазина, также подходил под эту категорию. После того как магазин национализировали, он понял, что вскоре придет и его черед, и покинул небольшой городок, где раньше жил, и устроился в другом месте помощником бухгалтера.
Вскоре после нападения Германии на СССР немцы заняли весь этот район. Сразу начались анти еврейские акции: гетто, а затем и уничтожение евреев. Тувья не стал подчиняться немецким законам, не стал регистрироваться, носить желтую шестиконечную звезду. Большое количество друзей среди местного населения, знание немецкого языка, нетипичная для еврея внешность спасали от многих проверок. Начались расстрелы еврейского населения. Отец Тувьи сказал ему, чтобы тот уходил в лес. Вместе с ним ушли и два его брата, которые, выйдя из окружения, сумели добраться до дома. К этому времени нашлись коллаборационисты, которые донесли немецким властям на братьев Бельских. Родителей арестовали и пытали, чтобы те признались, куда девались трое взрослых сыновей, но они ничего не сказали, и вскоре отца, мать и младшую сестру немцы расстреляли. Чудом избежал расстрела двенадцатилетний Арон, вскоре присоединившийся к старшим братьям. Вначале Бельские скрывались у знакомых крестьян, но вскоре поняли, что их спасение - в густых лесах Налибокской пущи. Они знали эти леса с раннего детства.

Партизаны отряда Бельского в Налибокской пуще, 1944 г.

В первую очередь Тувья решил спасти всех своих ближайших родственников, призывая их присоединиться к ним. Затем, когда в район прибыли гестаповские эйнзатц команды для "окончательного решения еврейского вопроса" (под этим эвфемизмом фашисты скрывали полное истребление еврейского населения), он и его братья стали пробираться в гетто Лиды, Новогрудка, других городов и местечек, призывая бежать из них. Так постепенно из небольшой группы в несколько десятков человек родился отряд, который стал сражаться с фашистами. Очень плохо было с оружием. Тувья вступил в контакт с несколькими небольшими партизанскими отрядами, во главе которых стояли бывшие командиры Красной Армии. Но у тех были такие же сложности. Оружие пришлось добывать в боях с оккупантами и их пособниками. Основной своей задачей Тувья считал спасение как можно большего количества евреев. Организовав побег группы узников гетто из Лиды, он обратился к ним со следующими словами: "Друзья, это один из самых счастливых дней в моей жизни. Вот ради таких моментов я и живу: посмотрите, сколько людей сумело выбраться из гетто! Я ничего не могу вам гарантировать. Мы пытаемся выжить, но мы все можем погибнуть. И мы будем стараться сохранить как можно больше жизней. Мы принимаем всех и никому не отказываем, ни старикам, ни детям, ни женщинам. Нас подстерегает множество опасностей, но если нам суждено будет умереть, мы, по крайней мере, умрем как люди".


Бойцы отряда братьев Бельских

Отряд Тувьи рос и влился в общее партизанское движение на оккупированной территории. Вскоре его отряду было присвоено имя Орджоникидзе и он стал частью партизанской бригады имени Кирова. Командиром отряда был Тувья, заместителем стал Асаел, а Зусь командовал разведкой и контрразведкой. Стало легче с оружием - оно теперь поступало партизанам с "большой земли". Появилась возможность отправлять туда самолетами тяжелораненых. Отряд Тувьи вместе с другими стал дежурить и охранять партизанский аэродром. Вскоре Тувью пригласил на встречу командующий всеми партизанскими соединениями области генерал Платон. Это был псевдоним секретаря Барановичского подпольного обкома партии Василия Чернышева. Тувья, кроме умения командовать, оказался и опытным дипломатом. Он произвел хорошее впечатление, и Чернышев впоследствии во многом помогал отряду. Не все партизанские командиры хорошо относились к еврейскому партизанскому отряду. Ведь только четверть отряда Тувьи составляли вооруженные бойцы. Большая часть состояла из женщин, стариков и детей. И многие считали, что не следует тратить силы и средства для защиты и охраны этого семейного лагеря. Чернышев решил сам посетить отряд. Он увидел хорошо оборудованные и замаскированные подземные блиндажи, в которых не только жили люди, но и располагались различные мастерские: сапожные, пошивочные, оружейные, кожевенные, а также подземный госпиталь. Генералу подарили кожаное обмундирование и сапоги, изготовленные в мастерских лагеря. Он узнал, что в лагере имеется 60 коров, 30 лошадей, что люди здесь не только находятся на самообеспечении, но и помогают другим. После посещения отряда Бельских Чернышев прекратил всякие разговоры о ликвидации семейного лагеря.

Партизанский отряд братьев Бельских успешно участвовал в боях с немецкими войсками во время антипартизанских операций, подрывники отряда пускали под откос немецкие поезда, сжигали и взрывали мосты, повреждали линии связи. Немцы решили уничтожить отряд, о котором ходили легенды. Специально обученные немецкие подразделения начали самую крупную за все время войны блокаду. Казалось, не было никакого выхода, но он нашелся. Тувья и его люди действительно знали окрестные леса, как свой собственный дом, и отряд численностью около тысячи человек двинулся в глубь пущи. Они знали, что среди болот есть небольшой остров. Ночью они достигли болота, которое пришлось форсировать временами по грудь в воде. Шли молча, даже дети не плакали. Густые леса на этом острове надежно укрывали от вражеской авиации. Летом 1944 года в результате операции "Багратион"немецкая группировка в Белоруссии была окружена и разгромлена. И в июле 1944года окрестные жители с удивлением увидели, как из глубины пущи показалась почти километровая процессия отряда Тувьи Бельского. Впереди шли хорошо вооруженные партизаны, многие из них были одеты в кожаные куртки, изготовленные в лагере. А за ними остальные бойцы отряда. Национальный состав его не оставлял никаких сомнений. И это после того, как немецкая пропаганда утверждала, что Белоруссия "юденфрай", то есть полностью очищена от евреев. Утром немцы достигли опустевшего лагеря, двинулись за беглецами и, подойдя к болоту, попытались пройти через него, но не смогли. Три дня они стояли вокруг этого болота, пытаясь найти проходы к острову, а затем покинули лес. "Cмотри, сколько их, - с удивлением говорили друг другу крестьяне, - и как они сумели уцелеть..."

Вскоре Тувью вызвали в Минск, где он составил полный отчет о деятельности своего отряда. Питер Даффи нашел этот отчет в архивах Республики Беларусь и цитирует в книге наиболее значительные его части. Ознакомился он и с личным делом Тувьи Бельского. Один из братьев, Асаел, был призван в Красную Армию и погиб незадолго до Победы. Тувья и Зусь стали работать в советских учреждениях. Тувья вскоре понял, что ему могут припомнить его "буржуазное" прошлое. В то время бывшим польским гражданам разрешалось репатриироваться в Польшу. Братья со своими семьями поехали в Вильнюс, оформили соответствующие документы и вернулись в Польшу. Но враждебное отношение местного населения заставило их перебраться в Палестину.


Евреи из семейного отряда братьев Бельских

Вскоре после создания государства Израиль они приняли участие в войнах с соседними арабскими странами, которые стремились уничтожить еврейское государство. В середине 50-х годов Тувья и Зусь с семьями, а также Арон переехали в США. В Израиле Тувья Бельский чувствовал себя не совсем уютно. Какое дело было тогдашним израильским политикам до бывшего командира партизанского отряда в далеких белорусских лесах?! Многие члены отряда Тувьи, перебравшиеся после войны в Палестину, были шокированы, когда увидели своего боевого командира за баранкой такси. Так пришлось ему зарабатывать на хлеб насущный.
И в Америке пришлось несладко. Поселились они в Бруклине, и Тувья стал водителем грузовика, второй брат Зусь стал владельцем нескольких такси. Росли дети, появились внуки, состарился и болел Тувья. Его бывшие подчиненные, которые эмигрировали в США, решили отметить 80-летиесвоего командира. За несколько месяцев до кончины Тувьи, летом 1986 года, спасенные им люди сняли шикарный банкетный зал в отеле "Хилтон" в Нью-Йорке. Когда во фраке с розой в петлице Тувья Бельский появился перед собравшимися, 600человек в переполненном зале встали и встретили его громом аплодисментов. Зал с трудом успокоили, один за другим люди стали подниматься на подиум и рассказывать о героических делах юбиляра. Впервые многие из них увидели слезы в глазах, казалось бы, железного Тувьи. Скончался он в декабре 1986 года. Зусь умер в 1995 году. Арон ныне живет в Майами. Похоронили Тувью Бельского на еврейском кладбище в Лонг-Айленде, но через год, по настоятельному требованию ассоциации партизан, подпольщиков и участников восстаний в гетто, он был перезахоронен с воинскими почестями в Иерусалиме на кладбище "Гиват-Шауль".

Книга Питера Даффи, посвященная братьям Бельским, не единственная и не первая. Десять лет назад Нехама Тек, профессор сoциологии Коннектикутского университета, опубликовала книгу "Defiance. The Bielski Partisans". Отличие книги Даффи от книги Тек в том, что первый в основном базирует свою книгу на документальных данных, а вторая преимущественно на воспоминаниях партизан этого отряда и родственников Бельских. Тек пишет, что неоднократно обращалась к белорусским властям с просьбой допустить ее к работе в архивах или прислать копии необходимых ей материалов, но не получила никаких ответов. Но обе книги органично дополняют друг друга и воскрешают малоизвестную историю героического сопротивления евреев в годы Второй мировой войны. Книги - достойный памятник тем, кто не стал на колени перед врагом и с оружием в руках защищал свою жизнь, честь и достоинство, а также тем, кто отдал свои жизни ради спасения других.

Илья Куксин

Мишпоха



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: