Мокша освобождение. Мокша – это высшая цель существования в философии индуизма

Дхарма – поддерживает наше существование. Дхарма это знание закона и следование ему, мораль, благочестие, долг и его исполнение, ответственность, религиозный долг, поддержка закона бытия. Дхарма это естественный закон о том, как нужно относиться ко всем живым существам. Задача джйотиш растолковать настоящую дхарму человека, но и сам человек способен увидеть свою дхарму, снизив уровень гун: тамас и раджас в своей жизни.

Артха – материальное благосостояние, заработки, экономический потенциал. Артха это ни что иное, как ресурсы и экономические развитие человека. Артха включает в себя: достижение славы, накопление богатства, получение знаний и профессиональных навыков, обретение высокого соц.положения. Другими словами артха — это успех в нашем материальном мире.

Кама – это желания и удовлетворение своих чувств на разных уровнях, физические наслаждения, чувственное удовольствие, вожделение, страсть. Так же кама это и отношения с другими живыми существами.

Мокша – освобождение от бренного тела, освобождение из сансары, от страданий, растворение заблуждений/иллюзий.

Обратите внимание:

  • Дхарма – 1,5,9 дома
  • Артха – 2,6,10 дома
  • Кама — 3,7,11 дома
  • Мокша – 4,8,12 дома

Если разобраться чуть глубже в теме домов гороскопа и то, как связаны между собой четыре цели в жизни человека, то возможно заметить, как переплетаются между собой дома дхармы, артхи, камы и мокши. В домах дхармы, так или иначе, проявляются темы долга и ответственности человека, его моральные ценности, знание закона, религии, следование этому пути и т.д. В домах артха, то, как человек достигает процветания и успеха в этой жизни, то, как накапливает ресурсы для нормального существования здесь. В домах камы проявляются самые сильные желания человека, то, что он хочет в этой жизни больше всего. В домах мокши проявляются темы чего-то запредельного, тайного, тема трансформации человека.

Как можно применить данное знание на практике?

Все просто, открываете свою натальную карту и смотрите в каком из домов находится большее количество планет. Данное знание расскажет вам немного о себе, о том, что для Вас важно в жизни: дхарма и следование пути дхармы по жизни, возможно мокша и именно поэтому у вас не складываются финансовые дела, т.к. сама душа перед рождением пожелала заняться вопросами, которые будут касаться мокши и духовного развития в жизни. Знание должно быть практично, поэтому применяйте это, изучайте себя. Только поняв себя и разобравшись в своей судьбе можно понять других.

одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, высшая цель человеческих стремлений, состояние «освобождения» от бедствий эмпирического существования с его бесконечными перевоплощениями (сансара).

Отличное определение

Неполное определение ↓

МОКША

санскр. moksa, от глагольного корня «тис» - оставлять, покидать, освобождаться, через дезидератив «мокш» - желать освобождения) - в индийской религиозно-философской традиции - окончательное освобождение от сансары, т. е. дурной бесконечности все новых и новых рождений. Мокша как одна из четырех целей человеческой жизни (см. Пурушартха) превосходит три остальные (артху, или материальное благополучие, каму, т. е. чувственные радости, и дхарму, или морально-религиозный закон) и тем самым отменяет их; она предполагает выход из-под власти кармы. Представление о мокше сложилось уже в Упанишадах, а затем было окончательно оформлено в философских даршанах.

С точки зрения ньяя-вшшешики мокша, называемая также «апаварга», представляет собой отказ от каких бы то ни было свойств или характеристик опыта; душа при этом освобождается от всяких уз, связывающих ее с телом, т. е. от любых ощущений и переживаний. К мокше можно прийти через постижение сущности категорий и следование этическим нормам, вместе с тем мокша здесь отнюдь не означает полного разрушения индивидуального «Я». Дня пурва-мимаясы мокша - это «высшее благо» (нихшреяса), обычно отождествляемое с достижением «неба» (сварга); обретение такого блага зависит от неуклонного следования предписаниям Вед (видхи), более того, движение к мокше уже заранее определено внутренней энергией становления (бхавана), проявляющейся в императивных командах ведического откровения. В учении санкхьи мокша понимается как разделение сознания (см. Пуруша) и первоматерии (см. Пракрита); это возвращение Атмана, или Пуруши, в свое изначальное чистое (кайвалья) состояние, когда он перестает ложно отождествлять себя с образованиями Пракрити, вт. ч. и с эмоционально-психическими особенностями личности.

Наиболее последовательно трактует мокшу в духе учения Упанишад адвайта-веданта Шанкары. Мокша здесь - это реализация истинной сущности Атмана, иначе говоря, внезапное постижение адептом абсолютного тождества Атмана и высшего Брахмана. Подобно пурва-мимансе, адвайта также считает опору на Веды принципиально важной для освобождения, однако в учении Шанкары акцент смещается с непреложных команд и ритуальных предписаний на т. н. «великие речения» (маха-вакья): «Ты еси То» (Брихадаранъяка-уп. III.9; Чхандогья-уп. VI.8.7), «Этот Атман есть Брахман» (Брихадараньяка-уп., 2.5.19) идр.; эти речения лишены прагматической ценности, они никуда не ведут и никого не воспитывают, они лишь помогают сменить угол зрения, подводя адепта к моменту, когда для него окажется возможным внезапный переворот и прорыв к истинной реальности. С точки зрения адвайты накопление «благой заслуги» (пунья) - это всего лишь предварительное условие, необходимое, но отнюдь не достаточное для достижения мокши. Тот, кто платит аскезой, благочестием или любовью, получает всего лишь «благую долю» (бхага) в новом рождении, это не более чем способ ориентации в мире кармы, не выводящий за ее пределы. По словам Шанкары, «все эти обряды и средства, ношение священного шнура и тому подобное, полностью отделены от постижения единства с высшим Атманом» («Упадеша-сахасри», 1.30). Если в вшишита-адвайте Рамануджи душа постепенно продвигается к освобождению, накапливая знания, опираясь на собственные благие поступки и помыслы, а также на любовь и помощь персонифицированного Бога-творца Ишвары, то в адвайте любые вспомогательные средства оказываются недостаточными и ущербными, ничем не помогая адепту в достижении мокши. Потому-то, с точки зрения Рамануджи, даже после выхода из сансарного круга перерождений душа преображается, но сохраняет свою индивидуальность - своего рода сжатую историю своих прежних рождений, между тем как для Шанкары мокша, тождественная высшему Брахману, абсолютно противопоставлена эмпирическому миру, а реализация освобождения предполагает снятие индивидуальных особенностей личности. Мокша в адвайте определяется лишь апофатически, через снятие всех свойств и характеристик; она «не-двойственна» (адвайта) и «лишена качеств» (ниргуна). Вместе с тем, в отличие от буддийской нирваны, обретение мокши в адвайте - это «достижение уже достигнутого» (праптасья прапти), иными словами, освобождение не просто задано как «цель человека» (пурушартха), к которой следует стремиться; мокша, тождественная высшему Брахману и чистому Атману, «пред-шествует» эмпирическому миру и предполагает его. В отличие от относительной реальности вселенной, освобождение реально абсолютно, и потому оно существует до и помимо всей иллюзорной игры творения (см. Лила, Майя).

Несмотря на крайний радикализм санкхьи и особенно адвайта-веданты в их подходе к мокше, именно эти два учения разделяют идею, касающуюся практической реализации освобождения. В отличие от прочих ортодоксальных школ индийской философии, они допускают возможность т. н. освобождения при жизни (дживанмукти). Согласно этому представлению, мокша отменяет действие всей кармы, связывающей данного индивида, за исключением той, что уже начала «приносить плод» (прарабдха-карма), иначе говоря, той кармы, инерция которой уже действует. В этом случае адепт, достигший освобождения, сохраняет свое тело вплоть до естественной смерти, вместе с тем уже не чувствуя себя связанным этим телом. На этой стадии атман уже осознает себя как сакшин, т. е. внутренний свидетель актов восприятия и действия, отличающий себя от соответствующих ментальных функций. Ему больше не приходится заботиться о сообразовании своего поведения с моральными и религиозными нормами: те не имеют над ним никакой власти, но теперь чистота и благо сопровождают его без каких-либо специальных усилий. Прочие ортодоксальные школы полагали, что полное освобождение возможно лишь при «сбрасывании тела» после смерти (концепция видеха-мукти - освобождение без тела).

Лит.: PanikkarR. The Vedic Experience. Poona, 1958; Ramachanclra Rao S. K. Jivanmukti in Advaita. Candinagar, 1979; Oberhammer G. La Delivrance, des cette vie (jivanmukii). P., 1994.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Антарикша повествует о природе Иллюзии и разрушении вселенной. Прабуддха подчеркивает важность принятия духовного наставника и необходимость нахождения в обществе преданных слуг Господа. Пиппалаяна описывает свойства Высшего Существа и природу сознания. Авирхотра повествует о практике поклонения Божеству как пути освобождения.

Градация учителей

Абсолютный интерес. Прогресс подразумевает отказ от худшего и выбор лучшего. Почему гуру низшего уровня не может инициировать в присутствии высшего гуру? Шридхар Махарадж - шикша-гуру Бхактиведанты Свами Прабхупады. Принимать учеников значит принимать ответственность. Количество учеников определяется способностями учителя. Типы Гуру. Освобождение двух типов. Стадии предания. Природа Баладева. Природа Вриндавана.

Долг и достижение высшей цели

Истинный смысл дхармы, артхи, камы и мокшы. О физической и духовной близости. Шрипад Джаятиртха (Бхакти Виджай Тиртха) Махарадж цитирует шлоку «Прабхупадаштакам». Шрипад Джаятиртха Махарадж рассказывает о планах опубликовать брошюру, посвящённую отношениям Шрилы Шридхара Махараджа со Свами Махараджем и ИСККОН. Преданность редко достижима: «паспорт и виза».

Как выйти из матрицы?

Иллюзия нашей жизни. Город материальных наслаждений. В чём смысл нашего существования? Нужно ли думать об иллюзиях? Способ выхода из иллюзии. История об «уходе». Какими могут быть отношения с Богом. Наставник гуру в ваших отношениях с Богом. Ответы на вопросы.

Глава 10. Освобождение Налакувары и Манигривы

Сыновья Куверы, хранителя райских сокровищ, деградируют в плену пьянства и разврата. Мудрец Нарада решает освободить братьев. Нарада обрекает братьев родиться деревьями во дворе Нанды. Кришна ломает деревья из которых появляются Налакувара и Манигрива. Молитва полубогов обращенная к Кришне. Кришна дарует братьям окончательное освобождение.

Кали Юга – период эпидемий

Лекция Б.Р. Шридхара Свами от 19 декабря 1982 года. Темы лекции: Служение ачарьи. Об оскорблениях Вайшнава и прощении. О стадии, на которой человек избавляется от кармы. Крипа-сиддха. Рассказ о нескольких женщинах-преданных. «Семейная жизнь с Богом». Стадии заблуждения.

Преодоление препятствий на духовном пути

Четыре жизненных уклада. Четыре вида препятствий на духовном пути. Четыре вида оскорбления. Четыре типа материальных желаний. Четыре вида слабости сердца. Четыре вида непонимания духовного знания. Шесть врагов. Шесть волн страдания. Виды освобождения (мокша). Признаки духовного прогресса. Пуруша и пракрити. Свобода выбора и ум. Привязанности.

Семья как высшая школа отношений

Сознательное обучение: нужно прибыть в настоящее. Мы берем больше, чем нам нужно. Какие образы формируют сознание? У каждого из нас должны быть исцеляющие фразы. Эмоциональная скупость ведет к проблемам во взаимоотношениях. С чего начинается женская измена. Ответственность мужчины. Почему незамужние женщины беззащитны? На уровне мыслей жадность - мы не даем пространство другим людям. Бхагавад Гита - Песнь Бога. Жизнь – это великий тестер. Мы должны найти людей, которые бесконечно влюблены в Бога. Дхарма. Дхарма человека. Мы вечные слуги Бога. Миллиарды бесполезных людей. Принять свою судьбу и быть благодарным. У нас каждый раз есть выбор внутри. Женщина только для одного мужчины женщина, а для всех остальных сестра или мать. Чем больше мы сосредоточены на себе, тем меньше у нас возможностей. Высшая цель человека - освобождение.

Амритабинду упанишада

Чистый и нечистый ум. Связанность и освобождение. Успокой ум в сердце. Ощущение духа. Когда человек освобождается от пристрастий – он достигает Брахмана. Качества Брахмана. Высшая истина. Превзойди три состояния. «Отражение луны в разных сосудах». Притча о горшке и пространстве. Брахман-слово и Высший Брахман. «Смотри на знания – как на молоко, а на различные учения – как на коров». Господь – обитель всех существ, и Он - в каждом существе.

Подлинная свобода

Описание Сатья Юги. Трета Юга. Двапара Юга. Кали Юга - век деградации и варварства. Преимущество Кали юги над другими югами. Величайший дар Махапрабху. Для чего нужны негативные обстоятельства? Как мы можем помочь страдающим людям? Материальный мир - мир страданий и боли. Истинная благотворительность. Определение мукти (освобождения) с точки зрения вайшнавов. Духовное богатство преданного. Единство - это высочайшая концепция. Все ли пути ведут к истине? Что значит подлинный вайшнав?

Йога

Что такое йога? Цель йоги. Виды йоги. Для чего нужны физические упражнения в йоге? Первоэлементы в йоге. Сверхспособности йогов, сиддхи. Природа экстаза йога. Высшая ступень йоги - бхакти-йога. Как достичь умиротворения? Что значит принцип йоги «отречься от всего, что тебя окружает»? Каким образом мы себя связываем понятиями материального мира? Что значит стать свободным? Иллюзорность окружающего мира. Чувства, ум, разум и я. Для чего нужна еда телу? Внутренняя мольба преданных. Махамантра и мантра «Ом». Что значит Кришна и Шива? Понятие Красоты и Счастья. Самоубийство и освобождение. Почему Саи Баба не йог? Доктрина буддизма. В чем заблуждается буддисты? Природа божественного откровения. Как нужно относиться к Священным писаниям? Какие Писания являются Священными? Методы поиска Счастья.

Шримад Бхагаватам. Книга 7. Глава 13 - Глава 14.

Поведение отрешенного. Долг имеет смысле только в случае наличия цели. Как определить отрешенного человека. Среди двух спорящих прав тот, у кого больше смирения. Прахлада отправляется встретить отрешенного человека. Царь обращается к отшельнику. Нищий молвит в ответ. Трое врат при рождении человека: страдание, счастье, освобождение. Всякое действие сопряжено с беспокойствами. У кого нет ничего - тот свободен и счастлив. Пчела и удав. Жизнь в благочестии. Обязанности домохозяина. Отношение к труду и общественным обязанностям. Отношение к богатству. Отношение к животным. Отношения с людьми. Все имущество – остатки жертвоприношений Господу. Жертвенные подношения. Храм живого существа – храм божий. Самое прилежное соблюдение обрядов не принесет блага, если человек не уважает живых существ.

Причина материального рабства, в котором находится каждый из нас. Как описывается зависть в Шримад Бхагаватам. Что мы знаем о зависти? Различные толкования понятия заваисть. Зависть и Критика всегда вместе. Вторая стадия зависти - желание чтобы нам завидовали. Хвастовство. Причина тройственных страданий. Зависть - двигатель материального и тормоз духовного прогрессов. Как зависть делает человека злонравным и непорядочным? Зависть причина критики. Зависть причина вожделения. Зависть причина злорадства. Зависть причина лицемерия. Зависть причина ложного отречение. Благая зависть. Библейская история зависти. Почему дурной пример заразителен? Индра завидует Брихаспати. Дакша завидует Шиве. Самоедство. Как связаны злость и зависть? Подражание.

Мой анализ мокши будет только астрологический, не трансцендентный. Как вы знаете, мокша - это выход из цепи перерождений . В большинстве случаев это невозможно сделать без гуру. Гуру должен вести вас, дать определенные знания, мантры, медитации, чтобы вы разрушили вашу прарабдха и санчита карму. Эти два типа кармы и есть причина вашего рождения.

Как понять мокшу астрологически?

Для этого нужно знать типы домов - дхарма, артха, кама и мокша.

Все огненные знаки - это знаки дхармы.

Например, для лагны Овен огненные знаки попадают в 1-5-9 дома, который для него является треугольником дхармы.

2-6-10 дома становятся артха триконом.

3-7-11 дома - кама триконом.

4-8-12 дома - мокша триконом

Можно задуматься о том, почему знаки воды обладают свойством мокши. Вода имеет свойство течь и также свойство растворять вещи. Символизм воды в стирании, растворении вашей кармы всех жизней, которые вы прожили.

Второй символизм - это то, что первой накшатрой водных знаков управляет Юпитер , который представляет гуру. Гуру, необходимый нам, чтоб выйти из круга перерождений.

Чтобы понять суть астрологии, мы должны понять основы. Дхарма это огонь, это способ понять самого Бога . Потому что Бог творит посредством огня.

Артха показывает, что мы должны делать на этой Земле . Особенно она связана с благосостоянием. Если я брошу денежную купюру в небо, она улетит. Если в воду - она утонет. Если в огонь - она сгорит. И только если я ее брошу на землю, то смогу наклониться и поднять ее))

Но мы помним, что Артха трикон будет во 2-6-10 домах только для Лагны Овен и других знаков огня.

Возьмем к примеру Козерога . У него знаки воды попадают в 3-7-11 дома. Поэтому если он хочет освобождения, мокши, то у него должно быть очень сильное желание этого . Это прежде всего. Желание номер один - это достичь мокши.

Как некоторые люди страстно желают иметь часы Ролекс или роскошный Мерседес, и готовы проделать все необходимое, чтобы их получить. Так и Козероги должны иметь страстное желание мокши, чтобы начать процесс ее достижения. Надо совершенно ясно понять - Я не хочу ни БМВ ни Мерседеса, я хочу именно мокши.

12-4-8 дома для Козерога становятся возможностью понять свою дхарму. Чтобы достичь мокши (изначально это дома мокши) им нужно понять свою дхарму.

Сначала им нужно желание, чтобы достичь мокши. Затем трудиться по Артхе. И далее делая свою работу, выполняя свои обязанности на этой планете, Козероги начинают понимать, что такое просветление, и начинают понимать Бога. Тогда для них открывается и мокша.

Поэтому для любой Лагны нужны все 4 стихии для достижения мокши .

В любом случае даже имея сильное желание мокши, вы не уйдете сразу с этой планеты. Нужно работать для этого! Нужно читать и учиться понимать священные тексты.

К примеру с Лагной Телец люди думают, что моя дхарма это 1-5-9 дома. Это правильно в широком смысле. Но настоящая дхарма это всегда огненные знаки. Настоящая артха это всегда земные знаки и.т.д.

Поэтому вы найдете Тельцов, сильно стремящихся к материальному успеху - биржи, финансы, банки. Они сильны в этом, они чувствуют это своей обязанностью. И возможно считают, что обретают Бога через деятельность финансового менеджера.

Но так ли это?

Нет. Чтобы понять Бога нужно идти к знакам огня.

Огонь у восходящих Тельцов в треугольнике Мокши. А значит им нужно найти гуру. Если вы очень интуитивны и умеете читать древние тексты, то можете понять, что гуру на самом деле находится внутри нас.

Слово гуру расшифровывается следующим образом - «гу» означает двигаться вверх, «ру» означает дух.

Для всех земных Лагн очень важно найти гуру, чтобы обрести просветление .

Знаки мокши находятся у Тельца в триконе камы. Т.е. для обретения освобождения им нужно иметь страстное желание этого:

7 дом - найти партнера, который бы помогал достичь мокши. Т.е. партнера, который бы имел похожий интерес и тоже стремился к мокше. Это, конечно, не просто.

11 дом - найти или создать правильную систему поддержки - круг друзей, единомышленников, которые бы способствовали цели выйти из круга перерождений. А также личные достижения.

Возьмем Лагну Рак . Для них знаки мокши это 1-5-9 дома. Причина их рождения - это найти просветление. Это обязанность №1. Они должны уметь понимать и изучать вещи, поскольку 5 и 9 дома прямо связаны с обучением и образованием. И через эти знания они могут понять мокшу.

Самостоятельное чтение и изучение текстов поможет им найти своего гуру.

Хороший способ это изучение астрологии, понимание планет, знаков.

Как говорит К.Н.Рао: «Астрология - это мост между духовными и материальными знаниями». И астрология, руководствуясь бытовыми математическими знаниями вначале, ведет нас к знаниям божественным.

Для воздушных Лагн водные знаки мокши попадают в дома артхи. Это значит, вы должны работать ради понимания мокши . Вы не можете просто читать тексты. Даже поиск гуру не должен идти вначале. Прежде всего вы должны работать, совершать поездки в разные места и т.д.

Поскольку вы слишком воздушны, вы везде и нигде, у вас нет якоря. И для мокши вам надо укорениться.

текст Kapiel Raaj

перевод мой (Анна Кушнир)



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: