«Монах – это человек, который не себе служит…. Духовник Троицкой братии

Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде - один из самых красивых и значимых монастырей Москвы и Подмосковья. Краеведы утверждают, что царь Алексей Михайлович придал ему статус первой в России лавры (по значимости и по счёту), и лишь только затем такой же статус получили Киево-Печерская и Троице-Сергиева обители. Для посещения туристами этот монастырь совершенно обязателен.

Он имеет только один небольшой недостаток - пилить до него это чёрт знает куда, да и находится он не на трассе, а на бетонке между Новой Ригой и Можайкой. Расположен монастырь не в самом городе, а недалеко от него. Свернув с бетонки, надо проехать весь город по улице Московской, и в самом конце её повернуть направо, а там вдоль Москва-реки ещё два километра, пока слева не увидим вот такой указатель.

Поднимаемся на крутую горку и видим ворота монастыря, в которые попасть на машине невозможно. Парковки здесь нет.

Но если подняться ещё выше до вот этих зелёных церковных строений, рядом обнаружится очень удобная парковка. Оттуда до монастыря два шага.

Основал монастырь Преподобный Савва Сторожевский, звенигородский чудотворец, один из первых учеников Сергия Радонежского. До этого около 6 лет Савва был игуменом Троице-Сергиевого монастыря.

Святыня расположена на горе Сторожи у места впадения речки Сторожки в Москву-реку в двух километрах западнее города Звенигорода.

Монастырь основан Саввой в 1398 году по просьбе и при поддержке звенигородского князя Юрия Димитриевича, сына Дмитрия Донского. Князь с самого основания Саввино-Сторожевского монастыря опекал его, стремясь превратить в свою придворную обитель.

В монастыре готовят легендарный квас, настаивающийся на изюме (дающем дополнительное «винное» брожение). Перед наливанием его продавщица спрашивает - "А вы не за рулём?" Квас моментально вставляет, как хорошая брага.

Сразу при входе мы видим первую вот такую экспозицию обители.

А мы, конечно, идём сразу в церковную лавку, чтобы полакомиться, чем Бог послал, а там всего полно. Например, монастырский сбитень.

Но горячий сбитень пить в жару не очень хочется, и я сразу заинтересовался вот этим напитком. Будучи человеком жадным, я купил сразу все виды медовухи, кроме одной, голубой, "В меру трезвой", которая оставалась в одном экземпляре на витрине.

Зайдём в Провиантскую башню, но булки брать не будем, пока доедем, они успеют остыть и засохнуть. Кстати сказать, вот этот усатый очкарик, который мелькает уже второй раз, не имеет ко мне никакого отношения, и похож на меня, как хрен на колбасу.

Выпечка превосходна, и её запахи висят в воздухе.

Мы идём вверх по башенной лестнице, и видим вот такую парочку, которая многие месяцы подряд сидит и пьёт чай с баранками.

Из Провиантской башни есть тайный выход на монастырскую стену. Дверь незаперта и мы поднимаемся наверх.

Обойти обитель по периметру стены нельзя, везде запертые двери, но можно посмотреть на внутренний двор сверху.

И вот мы упёрлись, а спускаться как-то надо. С этой лестницы очень легко навернуться, особенно после монастырского кваса.

Мы идём мимо Трапезной на главную площадь. Справа остаётся вот эта часовня-беседка, построенная на фундаменте церкви преподобного Иоанна Лествичника.

Саввино-Сторожевский монастырь занимает по посещаемости третье место в России, уступая только Троице-Сергиевой лавре и Дивеево. Хотя по значимости лично я бы поставил его сейчас на шестое место в России. Паломников тут множество, и для них везде установлены лавочки.

Мы в сердце обители. Главный храм монастыря - белокаменный Рождественский собор, сооруженный в начале 15 века. В нём в 1407 году был погребен игумен Савва. В соборе установлена рака с его мощами, которой приходят поклониться паломники со всей России.

Монастырь начинался с маленького деревянного храма Рождества Богороицы, при котором была обустроена келья св. Саввы. А вот на этом месте давным-давно стояла церковь Сергия Радонежского. Вот всё, что от неё осталось.

Вот эти окошки когда-то были первым этажом храма. О, какой древностью из них тянет. По этим кирпичам ходила нога самого Ивана Грозного.

В середине 17 века царь Алексей Михайлович выбрал этот монастырь своей подмосковной резиденцией, и велел заново его отстроить.

Тогда же были установлены основные здания и крепостные стены, длина которых около 800 м. Руководил работами мастер Иван Шарутин. Крепость имела семь башен, из которых сохранилось пять.

Башни монастыря имеют названия: Красная (над Святыми воротами), Житная, Водовзводная, Усовая, Больничная (почти не сохранилась).

Красные ворота. На осыпающихся фресках изображены Сергий Радонежский и Савва Звенигородский. Между ними два ангела держат на руках Спас Нерукотворный.

Красные ворота во времена Алексея Михайловича были главными воротами монастыря. Сейчас они открываются только по большим праздникам.

Устроены они были достаточно хитро, чтобы входящий не видел дворцов Алексея Михайловича и царицы, а видел только главный храм и ничего лишнего.

Как мы можем увидеть, ничего подобного в русской архитектуре больше нигде нет.

Дворец самого Алексея Михайловича был для своего времени просто огромным и имел четыре корпуса с отдельными входами.

Уже при царевне Софье надстроили второй этаж с анфиладой комнат по всей длине здания. Вместо внутристенных лестниц были сооружены наружные каменные крыльца на второй этаж.

Но не везде. Тут есть двери на втором этаже без лестницы. Вероятно, царь сигал вниз просто так без парашюта, каждый раз думая: "Надо, блин, всё-таки лестницу приделать".

Царицины палаты, находящиеся напротив дворца Алексея Михайловича предназначались для визитов его первой жены Марии Ильиничны Милославской.

Сейчас здесь находится музей, в котором проходят довольно интересные экскурсии, на которых объясняют, например, почему царице нельзя худеть.

Оказывается, во времена Алексея Михайловича в женщинах ценилась прежде всего "дородность и обильность", и худющая "глистунья" с размерами 90-60-90 вызвала бы у самодержца одну брезгливость.

Главный собор монастыря просто чудо искусства. Стиль этот называется "раннее московское зодчество", и таких соборов во всём Подмосковье всего четыре. Внутри он имеет фрески, расписанные мастерами круга Андрея Рублёва.

Самое сильное впечатление обитель производит во время цветения пионов, от ароматов которых просто кружится голова.

К собору Рождества Богородицы ведёт ещё дополнительная лесенка, по которой подниматься вроде бы запрещено.

По ней можно попасть на древнее монастырское кладбище, на котором уже давно никого не хоронят.

Некоторые захоронения здесь - 16 века, полтысячелетия назад.

Возможно, монахи и знают, кто здесь покоится, но нам этого уже не узнать.

Где-то здесь, в монастырских подвалах, Пётр Первый собственноручно пытал пленённых после бунта стрельцов.

К Красным воротам примыкает надвратная Троицкая церковь, последний храм такого рода на Руси, потому что сразу после этого строительство шатровых храмов было запрещено церковью.

А к Троицкой церкви примыкает жёлтенькая Трапезная церковь. Над ней слева - Преображенская церковь, которая была построена в конце 17 века на пожертвования царевны Софьи в память пребывания её в монастыре во время стрелецкого бунта.

Доминанта монастыря - четырёхярусная колокольня, построенная в середине 17 века. Она славилась своим малиновым звоном на всю Россию. По легенде, Фёдор Шаляпин специально приезжал в Звенигород послушать главный колокол и говорил: "Мне это петь помогает".

На колокольне находился главный благовестный колокол весом 35 тонн, отлитый здесь же в монастыре мастером Александром Григорьевым. Говорят, его звон был слышен даже в Москве. Здесь мы видим его приемника - новый 37-тонный колокол.

Старый колокол разбился в дни Великой отечественной войны, когда фашисты его стали снимать. От него остался только язык весом 700 кг.

Царь Алексей Михайлович придал Саввино-Сторожевскому монастырю статус первой в России лавры (по значимости и по счёту), и лишь только затем такой же статус получили Киево-Печерская и Троице-Сергиева обители.

С горы Сторожи, на которой стоит монастырь, открывается величественный вид на окрестности.

Карта для тех, кому надо карту.

Fais se que dois adviegne que peut.

В одном из живописнейших уголков Подмосковья, близ древнего Звенигорода, под сенью вековых лип белеют стены православной обители. За шесть столетий своего существования Саввино-Сторожевский монастырь пережил много событий. Приход преподобного Саввы на Звенигородскую землю и собирание первой братии по сей день остаются легендарным и недосягаемо ярким периодом в истории монастыря. Стабильное, обеспеченное положение в ХV-XVI веках было уничтожено пожарами и грабежами Смуты. Расцвет монастыря при первых Романовых сменился экономическим упадком в XVIII веке, а благополучное состояние XIX столетия - разорением советского времени. Но, несмотря на опустошение, намоленность храмов и благодатное прошлое влекли сюда православных.
"Даже в самые тяжелые годы испытаний наш многострадальный народ находил утешение в молитве и верил в возрождение духовных начал и веры Христовой в Отечестве нашем. Эти молитвы ныне сбываются, и мы являемся свидетелями возобновления монашеской жизни во многих святых обителях и, в частности, в обители, основанной преподобным Саввой Сторожевским", - отметил Святейший Патриарх Алексий на торжествах празднования 600-летия основания Саввино-Сторожевского монастыря 22 августа 1998 года.
С этого момента была открыта новая страница в летописи обители.
...Покои наместника монастыря, обязанности которого ныне исполняет игумен Савва, располагаются в старинном здании дворца царя Алексея Михайловича. Интерьер приемной по-монашески скромен, но уютен. Сквозь малые оконца в саженной толщины дворцовых стенах в кабинет заглядывают лучи заходящего солнца. Игумен Савва гостеприимным жестом предлагает устраиваться поудобнее. В его напряженном расписании выкроился десяток минут для беседы.

- Ваше Высокопреподобие, известно, что в следующем году будет официально отмечаться 600-летие со дня кончины преподобного Саввы Сторожевского. Но по некоторым предположениям дата преставления преподобного - 1406 год. Как бы вы прокомментировали эти разночтения?
- Речь можно вести о мнении некоторых историков, согласно которому кончина преподобного Саввы датируется декабрем 1406 года. Наверное, для такого утверждения имеются свои основания, свои аргументы. Продолжается поиск, продолжаются кропотливые изыскания в архивных документах. Этот процесс, несомненно, еще не закончен, но стоит ли затягивать по этому поводу диспут?
В главном - высочайшей оценке преподобного Саввы Сторожевского в духовной истории нашего Отечества, в становлении российской государственности - светские историки, работники культуры и церковная общественность единодушны. Поэтому мы приняли приглашение к участию в научно-исторической конференции, посвященной памяти преподобного, которую проведет Звенигородский музей в конце этого года.
- Какие имеются аргументы в пользу утверждения, что кончина преподобного Саввы последовала в 1407 году?
- Весьма веские. История Церкви - это, прежде всего, история деяний и подвигов святых праведников и подвижников. Естественно поэтому, что и от церковной истории, и от церковного историка следует ожидать - "по тщательном исследовании всего сначала", как пишет евангелист Лука (Лк. 1, 3), - благочестивого повествования о событиях. И здесь в первую очередь для нас важна церковная традиция. А согласно ей, дата преставления преподобного Саввы Сторожевского приходится на 3/16 декабря 1407 года. В этом контексте уместно вспомнить, что 500-летие кончины преподобного широко отмечалось по всей Российской империи именно в 1907 году.
В качестве аргумента можно привести строки из Слова святителя Дмитрия Ростовского "Преставление преподобного Саввы Сторожевского": "Преподав всем мир и последнее целование, святой Савва в добром исповедании передал душу свою в руки Божии в 3-й день декабря месяца в 1407-м году". Эта же дата приводится в популярнейшей книге авторитетного русского духовного писателя ХIХ века графа Михаила Владимировича Толстого "Рассказы из истории Русской Церкви", ее придерживаются и такие знатоки истории Звенигорода, как С.Смирнов, Б.Огнев, Н.Воронин, Ю.Робинов. Этот список можно продолжить.
- Отец Савва, пожалуйста, расскажите подробнее о предстоящих празднованиях.
- По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия празднование юбилея будет проходить на общецерковном и государственном уровне. Уже составлена предварительная программа мероприятий на весь 2007 год. Они начнутся в январе театрализованным рождественским спектаклем, который представят воспитанники Социально-реабилитационного центра Саввино-Сторожевского монастыря. Вниманию общественности будут предложены тематические выставки, научные конференции, праздничный вечер в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, фестиваль колокольного звона. Предусмотрены также спортивный и детский проекты.
Надеемся, что в день памяти преставления преподобного Саввы 16 декабря 2007 года Святейший Патриарх Алексий совершит в обители праздничное богослужение и подведет итоги юбилейного года. Мы намерены показать, что дух преподобного Саввы, выработанный им образец церковно-государственных и внутренних монастырских взаимоотношений жив и по сей день. Хочется подчеркнуть, что юбилейные мероприятия, подготовленные Саввино-Сторожевским монастырем, рассчитаны не только на православных верующих и людей, увлекающихся русской историей. Они заинтересуют и тех, кто занимается проблемами церковно-государственных отношений, кто пытается оценить роль и место Церкви на современном этапе развития российского общества. Кому, в конце концов, не безразлична судьба Отечества в наступившем тысячелетии.
Судьба государства часто переплеталась с бытием нашей обители. Начиная со времени своего основания, монастырь служит примером церковно-государственных отношений, взаимовыгодного сотрудничества между духовенством и светскими властями. Так, преподобный Савва наставлял и ободрял князя Юрия Дмитриевича, молился за него, и тот с великим уважением и благоговением оказывал всяческую поддержку новому монастырю. Царь Алексей Михайлович Романов, чья жизнь была спасена по молитвенному предстательству преподобного Саввы, возвысил монастырь до статуса Лавры, расширил и украсил его, часто подолгу пребывал здесь и даже лично руководил монашеским хором. Сестра Петра I царевна Софья укрывалась на Стороже во время Стрелецкого бунта, в благодарность построив в обители просторную Преображенскую церковь. Весьма благоволила к обители и часто инкогнито посещала монастырь святая великомученица Елизавета Федоровна, пожертвовавшая особую лампаду к мощам преподобного Саввы.
А вот пример уже из сегодняшней жизни - в день Рождества Христова 2004 года монастырь посетил глава нашего государства В.В. Путин. Постоянное внимание монастырским нуждам оказывает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который является настоятелем обители. Часто нашими гостями оказываются министры и главы регионов. Надежное, плодотворное сотрудничество сложилось у монастыря с Правительством Московской области, администрацией Одинцовского района, звенигородскими властями.
Так, поддерживая друг друга, опираясь на нравственные заповеди, власти духовная и светская могут и должны совместно выстраивать здание российской государственности, крепить духовность российского народа. Именно в таком союзе - несокрушимость и самобытность нашего земного Отечества. Не случайно в Юбилейном послании Святейший Патриарх Алексий приводит слова из службы, которые именуют преподобного Савву "забралом Москве, царству утверждением, всем сирым прибежищем".
- Вы упомянули, что при монастыре действует Социально-реабилитационный центр. Не могли бы вы рассказать о нем подробнее?
- Для нас это особо важный, можно сказать, бессрочный проект, в рамках которого при обители действует приют для "проблемных" подростков. Впрочем, мы не отказываем в попечительстве и детям из просто малообеспеченных семей. Дети, в силу жизненных обстоятельств лишенные детства, порой с не по-детски исковерканными судьбами, - это наша общая боль и забота. Те, кто нашел призор под кровом монастырского приюта, всегда сыты, одеты, обуты, получают нормальное образование и воспитание, а главное, духовно растут и крепнут под неусыпным пасторским водительством. В плане социального служения монастырская братия окормляет также военнослужащих, заключенных, престарелых. Кроме того, при обители учреждены богословские курсы, паломнический центр, работает издательский отдел...
Наша беседа прерывается настойчивым телефонным звонком. Отец игумен извиняется - ничего не поделаешь, времени на разговоры больше нет...
Отшумят торжества по поводу 600-летия преставления преподобного Саввы Сторожевского, завершится череда величественных богослужений, смолкнут торжественные песнопения. Жизнь братии вернется в прежнее, умиротворенно молитвенное русло. Но затеплится и окрепнет огонек любви, упования и духовной радости в сердцах тысяч православных - тех, кто молитвой и посильной помощью помогал монастырю провести торжества и возвеличить Господа, славимого во святых Его. И придет осознание того, что православные подвижники прошедших веков - наши верные спутники и помощники в наступившем третьем тысячелетии.

Беседовал И.Тарасевич

Многими молитвенниками богата была русская земля. Один из самых известных современников преподобного Сергия Радонежского - его ученик Савва Сторожевский. Он по сей день пользуется заслуженной славой и любовью верующих.


История жизни

Еще юношей пришел в монастырь, потому что всю свою жизнь решил посвятить Господу. Мысли его уже тогда пребывали только лишь в Царстве небесном, поэтому святой всегда выходил из храма позже всей братии. Такая преданность Христу не могла остаться незамеченной. Монахи сделали Савву Сторожевского своим духовником - это очень почетная обязанность и большая ответственность.

  • Очень быстро о духовных дарах инока стало известно окружающим. К нему стали приходить князья и простой люд - все просили мудрого совета в духовной жизни. Хотя монах любил молиться в уединении, это не всегда ему удавалось.
  • Преподобный постоянно находился в трудах - сам носил воду из реки, подавая пример другим жителям монастыря. Ведь лень и праздность являются началом многих грехов.
  • Князь поручил мудрому священнику основать новую обитель, что он и сделал. Монастырь был построен и освящен в честь Рождества Девы Марии.

Уже при жизни преподобный обладал даром предвидеть грядущие события. Например, он предсказал князю Георгию победу в сражениях с болгарами. Спустя несколько месяцев так и произошло, первым делом воины пришли благодарить своего наставника.

Скончался старец в преклонных летах. В летописях точно не указана дата его рождения. Умер он в 1407 г. Церковь прославила его как святого через сто с лишним лет. Мощи Саввы Сторожевского в настоящее время находятся в Саввино-Сторожевском монастыре, который был основан самим преподобным.


Святая обитель

Хотя в нашей стране великое множество монастырей, есть самые знаменитые. Они прославлены благодаря великим подвижникам, которые жили в их стенах. Такой обителью является Саввино-Сторожевский монастырь. Находится знаменитое место паломничества в Звенигороде, основана обитель в конце 14 в.

Начиналось все по просьбе местного князя с одной деревянной церквушки, которая стояла на горе Стороже. Поначалу Савва жил там один в своей пещерке, но вокруг него собирались единомышленники.

  • Монастырь находился в стратегически важном месте, являясь защитой Московской области с западной стороны. Здесь любили молиться многие представители царской семьи - Иван Грозный, Алексей Михайлович и др.
  • После кончины великого монаха сюда была проложена специальная дорога, по которой цари приезжали в обитель на моление. Сейчас это Рублево-Успенская трасса.
  • В монастыре хранились великие святыни - Иверская икона Божией Матери, Владимирский образ Богородицы.
  • Обитель благополучно пережила многие страшные времена, но в годы революции большевиков все же была закрыта.
  • Здесь находился огромный колокол, чей благовест было слышно даже в столице, но большевики уничтожили его.

Возрождение монашеской жизни началось в 1995 г., сегодня здесь проживают несколько десятков монахов.


Почитание

В православной культуре принято приобретать для дома лики святых. Люди верят, что эти святыни способны защитить их, подарить душевный покой. Икона Саввы Сторожевского пишется в традиционном восточном стиле.

Прямо на молящегося смотрит старец с длинной бородой, волосы с проседью немного вьются, лоб открыт.

  • Изображен монах на золотистом фоне - это символ райских обителей, где будут обитать души праведников. Православная Церковь верует, что там находятся святые, которые своими молитвами могут помогать живущим на земле.
  • Монашеская мантия накинута поверх облачения, она символизирует ангельскую душу тех, кто отрекается от грешного мира.
  • Правой рукой наставник благословляет верующих, в левой держит свиток (символ мудрости и просвещенности Духом Святым).

Перед образом можно не только произносить молитву святому, но и петь акафист Савве Сторожевскому. Это поможет преодолевать страсти, сосредоточиться на том, что действительно важно - жизни духа, его воспитания в христианских добродетелях.

Чтобы приложиться к святым мощам, верующие стараются совершить паломничество в храм Саввы Сторожевского, он находится в Звенигороде. Там можно посетить скит, где который находится немного в стороне от монастыря, среди леса. Именно над оврагом, где совершались молитвенные подвиги, был возведен храм. Это сделано ради сохранения памяти подвижника православной веры. Средства на строительство были пожертвованы одним достойным купцом.

Здесь была начата традиция крестного хода, который совершается в день церковной памяти преподобного. Сюда приезжали для молитвы многие известные люди. Сегодня монахи стараются вести такую же строгую жизнь, образец которой показал преподобный Савва. Считается, что по молитвам преподобному можно исцелиться от болезней тела, обрести душевный покой, найти правильный путь в жизни. Молитвами преподобного Саввы, помилуй нас, Господи!

Текст православной молитвы Савве Сторожевскому

О пречестная и священная главо! Небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея и о всех по духу чадех твоих. Не премолчи вопия за ны ко Господу и не презри верою и любовию чтущих тя. Испроси предстательством твоим у Царя царствующих мир Церкви, под знамением креста воинствующей, архиереом святительства благолепие, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление, юным и младенцам благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обучение, и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление, плененным отраду и возвращение, болящим исцеление, малодушным успокоение, заблуждшим исправление, согрешающим дух сокрушения, бедствующим, и всем, благодатной помощи требующим, благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих, споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управи в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя. Идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и Святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Савва сторожевский - храм, икона, мощи was last modified: Июнь 6th, 2017 by Bogolub

Эрнест Лисснер. «Троице-Сергиева лавра»

Памятник св.преп.Сергию Радонежскому и икона.


Сергий Радонежский (в миру Варфоломей ; 3 мая 1314 (дата условная) — 25 сентября 1392) — монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра), преобразователь монашества в Северной Руси. Дни памяти: 25 сентября (8 октября) — преставление; 5 (18) июля — обретение мощей; 6 (19) июля — Собор Радонежских святых. В 1452 он был причислен к лику святых.

Преподобный Серафим Саровский Чудотворец (в миру — Прохор Исидорович Мошнин , в некоторых источниках — Машнин ; 19 июля 1754 (или 1759), Курск — 2 января 1833, Саровский монастырь) — иеромонах Саровского монастыря, один из наиболее почитаемых русских святых. Основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 по инициативе царя Николая II. Стоит отметить, что икона Серафима Саровского написана с его прижизненного портрета, сделанного художником Серебряковым (впоследствии иноком Иосифом Саровской обители) за 5 лет до кончины старца. Также известны множество пророчеств преподобного Серафима о России, о нашем времени.

Св. Серафим Вырицкий. Икона и фото.

Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьёв ; 31 марта (13 апреля) 1866, д. Вахромеево, Арефинская волость, Рыбинский уезд, Ярославская губерния — 3 апреля 1949, Вырица) — русский купец; святой Русской православной церкви, прославленный в 2000 году в лике Собора новомучеников и исповедников российских. Святой иеросхимонах Серафим Вырицкий (в миру Василий Муравьев), духовник Свято Александро-Невской Лавры. С ранних лет в отроке жило стремление к монашеской жизни. В 14 лет он получил от одного из старцев Александро-Невской Лавры пророческое благословение: до поры оставаться в миру, творить богоугодные дела, создать благочестивую семью, воспитать детей, а затем, по обоюдному согласию с супругой, принять монашество. Вся дальнейшая жизнь в миру стала для него подготовкой к жизни иноческой. Это был подвиг послушания, который длился более 40 лет... Около 1890 г. он вступил в брак, в 1892 г. Василий Николаевич открыл собственное дело и стал купцом 2-й гильдии. Со временем его контора по заготовке и продаже пушнины вышла на международный рынок. Вскоре его предприятие стало широко известным не только в России, но и во многих европейских столицах. Молодой купец всего за несколько лет вышел в число крупнейших мехоторговцев Петербурга. В 1895 г. Василий Муравьев стал действительным членом Общества по распространению коммерческих знаний в России, целью которого служило всемерное содействие Государю Императору и правительству в области национального экономического развития. В 1897 г. Василий Николаевич закончил Высшие Коммерческие курсы, организованные при Обществе. В годы старчества батюшка называл всех ласкательно: "Милые, родные, любимые..." Обнимал, целовал в голову, гладил, лечил и ободрял ласковой шуткой. Он много жертвовал на храмы, а также батюшка несказанно радовался, отдавая последнее. Уж у него-то ничего не залеживалось. Какие-либо вещи принесенные в дар или продукты - фрукты, сласти, хлеб, - все тут же раздаривалось другим посетителям, расходилось по рукам неимущих или прибывших издалека паломников. Все два десятилетия на вырицких квартирах его бессменно окружала одна и та же скромная обстановка - небольшой столик, кожаное потертое кресло, пара стульев, узенькая железная кровать. По детской простоте своей души старец всегда проявлял ту же простоту и в отношении своей внешности. Потертый ватный подрясничек, старенькая полинявшая ряса, все та же летом и зимою теплая скуфеечка - составляли все его одеяние. Если батюшке приносили какие-нибудь новые вещи, он всегда находил, кому их отдать. Подвиги поста, бдения и молитвы, которые в течение двух десятилетий смиренно нес вырицкий старец, можно сравнить лишь с подвигами древних аскетов-отшельников. Отец Серафим был необыкновенно строг к себе от первых шагов в подвижничестве до самой кончины. Об о. Серафиме можно было сказать: "Он питается Святым Духом". Истонченная плоть старца была воистину прозрачным покровом его чистейшей души, светящейся любовью. Тонкие, с прожилками руки, впалые щеки и, при этом - огромные голубые глаза, которые более всего поражали людей в дивном облике вырицкого подвижника. Из них смотрело на землю небо. Они-то буквально пронзали души и сердца посетителей, проникая в самые сокровенные их уголки. Богомольцы сравнивали глаза о. Серафима - по силе их проникновенности - с глазами прп. Серафима Саровского на его прижизненных портретах. В святом Серафиме Вырицком будто воскрес великий саровский подвижник... Подражая своему небесному учителю, вырицкий старец принял на себя новый подвиг. После переезда в дом на Пильном проспекте он молился в саду на камне перед иконой Саровского чудотворца. Это бывало в те дни, когда несколько улучшалось здоровье старца. Первые свидетельства о молении святого Серафима Вырицкого на камне относятся к 1935 г., когда гонители обрушили на Церковь новые страшные удары. На протяжении 10 лет совершал старец свой непостижимый подвиг. Это было воистину мученичество во имя любви к ближним. Со многими горячими слезами умолял Господа подвижник о возрождении Русской Православной Церкви и о спасении всего мира. Это был великий плач о всем человечестве; это была святая скорбь о мире, не ведающем Бога и любви Его. Сердце старца было исполнено невыразимой жалости ко всем заблудшим и погибающим. Отец Серафим молился за всех людей - верующих и неверующих, за врагов и гонителей Церкви, желая вечного спасения всем до единого человека. Это была великая молитва покаяния за грехи людские. Такие молитвы удерживают мир от катастрофы... Сама жизнь старца была молитвою за весь мир, но она не удаляла его и от частного служения людям. Чем грешнее был человек, который приходил к отцу Серафиму, тем больше батюшка жалел его и слезно за него молился. Смиренное сердце подвижника необыкновенно скорбело от того, что кто-то, может быть, будет страдать целую вечность! Любовь старца не могла понести такого... Отец Серафим был человеком необыкновенно высокой созерцательной жизни. На нем исполнилось обетование Господа: "Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе" (Мк. 9, 1). Случалось, что старец на несколько дней прекращал прием посетителей, оставаясь в уединении и безмолвии. В такие моменты домашние старались ничем не нарушать покой батюшки, а на калиточке появлялось объявление, что в ближайшее время приема не будет. Эти дни и ночи подвижник посвящал молитвенному созерцанию. Такое бывало не часто, но именно тогда старец, видимо, получал откровения от Господа и укреплялся для дальнейших подвигов. "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф. 5, 8). Он мог сказать подобно апостолу Павлу: "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим... что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным" (1 Кор. 2, 9-10, 13). Еще по Александро-Невской Лавре о. Серафим был знаком со многими известными в то время людьми: учеными, врачами, деятелями культуры. Академик И. П. Павлов - отец современной физиологии, часто приходил на исповеди и беседы к иеросхимонаху Серафиму (Муравьеву). Авве Антонию Великому и авве Зосиме повиновались львы, преподобным Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому - медведи. Отцу Серафиму Вырицкому не раз повиновались самые лютые звери - звери в человеческом обличье... Многие люди, впервые входившие в келлию старца, непроизвольно падали на колени, заливаясь слезами. Душа человеческая не выдерживала осознания духовной чистоты и начинала оплакивать собственное убожество, оказавшись рядом с белоснежными одеждами души о. Серафима. От батюшки как бы исходил некий неземной свет. В то же время этот свет явственно ощущали практически все люди, ныне свидетельствующие о жизни и подвигах о. Серафима. С любовью подавал он посетителям бесценные практические советы, исцелял духовные, а часто и телесные недуги. Порою старец делал это незаметно, под видом ласковой шутки. После посещения батюшки очень многие люди просто забывали, что их когда-то мучили сильные головные боли, простуды, ревматизм, радикулит и другие болезни. Невзирая на холод и зной, ветер и дождь, старец настойчиво требовал помочь добраться ему до камня; невзирая на многие тяжкие болезни, продолжал он свой непостижимый подвиг.Так изо дня в день, в течение всех долгих изнурительных военных лет... Сколько душ человеческих спасли те молитвы, известно только Господу. Несомненно было одно, что они незримой нитью соединяли землю с небом и преклоняли Бога на милость, тайным образом изменяя ход многих важнейших событий. Известно, что в самой Вырице, как и было предсказано старцем, при ВОВ не пострадал ни один жилой дом и не погиб ни один человек. С первых дней войны о. Серафим открыто говорил о предстоящей победе русского оружия. Война поломала несметное количество судеб, и многие спешили в Вырицу со всех концов России в надежде узнать о судьбе своих ближних от о. Серафима. Кто-то узнал о пропавших без вести, другие по молитвам старца устроились на работу, третьи обрели прописку и кров, но главное - веру. В годы войны напротив вырицкого Казанского храма, на другом берегу реки Оредеж, возник небольшой скит, где под руководством схиигумении Херувимы подвизалось несколько монахинь. Одну из них, монахиню Серафиму (в миру Анну Павловну Морозову), о. Серафим пригласил читать Псалтирь по усопшей схимонахине Серафиме. После похорон матушки старец, по согласованию с родными, благословил монахине Серафиме остаться у него келейницей... Ранним утром преподобному Серафиму в ослепительном сиянии явилась Пресвятая Богородица и жестом правой руки указала на небо. Около двух часов ночи о. Серафим благословил читать молитву на исход души и, осенив себя крестным знамением, со словами: "Спаси, Господи, и помилуй весь мир " отошел к вечным обителям. Три дня шел ко гробу праведника нескончаемый людской поток. Все отмечали, что его руки были удивительно мягкими и теплыми, словно у живого. Некоторые ощущали возле гроба благоухание. В первый день после кончины старца исцелилась слепая девочка. Мать подвела ее ко гробу и сказала: "Поцелуй дедушке руку". Вскоре после этого девочка прозрела. Этот случай хорошо известен вырицким старожилам. "Плотские, грешные человеки недостойны видеть ангелов и святых. Им свойственно общение только с падшими темными духами, которое, как правило, становится причиной погибели. Будем молиться, чтобы Господь избавил нас от искушений лукавого ", - назидал ближних батюшка Серафим.

На памятнике Кирилл Белозерский. Справа - Преп. Ферапонт и Мартиан Белозерские. XVIII в.

Ферапонт Белозерский , Ферапонт Можайский (в миру — Феодор Поскочин, 1331(1331)—1426) — святой Русской православной церкви, почитается как чудотворец. Основатель Белозерского Ферапонтова и Лужецкого Ферапонтова монастырей. Память совершается 27 мая и 27 декабря (по юлианскому календарю). Согласно житию, монашеское служение начал в сорок лет в Симоновом монастыре в Москве, где провёл много времени в общении с Кириллом Белозерским и часто навещавшим Симонов монастырь Сергием Радонежским. После полученного Кириллом откровения о том, что ему с Ферапонтом следует оставить Симонову обитель и основать монастырь в Белозерье, они оба отправились на вологодскую землю и поселились в небольшой келье — в том месте, где позже образуется Кирилло-Белозерский монастырь.
Мартиниан Белозерский , игумен (ок. 1397-12.01.1483). Память прп. Мартиниану отмечается 12/25 января, 7/20 октября (обретение мощей в 1514).

Димитрий Прилуцкий (начало XIV века — 11 февраля ок. 1406 ) — монах Русской церкви , основатель Спасо-Прилуцкого монастыря . Святой Русской православной Церкви в лике преподобных . Дни памяти по юлианскому календарю : 11 февраля (преставление), 3 июня (сретение образа). В 1354 году Димитрий впервые встретился с Преподобным Сергием Радонежским , приходившим в Переславль к епископу Афанасию. С тех пор неоднократно беседовал с Преподобным Сергием и сблизился с ним. Слава о переславском игумене так распространилась, что он стал восприемником детей великого князя Дмитрия Донского . Под влиянием Сергия Радонежского решил удалиться в глухое место и вместе с учеником Пахомием отправился на Север. Особенною добродетелию, коею отличался Святой Димитрий, было необыкновенное смирение, побуждавшее его скрывать от взоров людей не одну красоту душевную, но и самое благообразие лица его. Скончался преподобный в глубокой старости 24 февраля ок. 1406 года и был погребён у южной стены деревянного Спасского храма.Чудеса от мощей святого Димитрия начались в 1409 году , в течение XV века почитание его распространилось по всей Руси, а в конце столетия иконописец Дионисий написал его житийную икону.


Св.Савва Сторожевский. Саввино-сторожевский монастырь

Савва Сторожевский (Савва Звенигородский) — преподобный Русской церкви , основатель и первый игумен Богородице-Рождественского (Саввино-Сторожевского ) монастыря в Звенигороде ; Звенигородский чудотворец. Один из наиболее известных русских святых, духовный подвижник России, «покровитель царей» и «защитник Москве», исцелитель, прозорливец, «всем грешным прибежище». Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский, в ранней юности ушел от мира, приняв пострижение от преподобного Сергия Радонежского , и был одним из первых его учеников и сподвижников. Преподобный любил жизнь безмолвную, избегал бесед с людьми и пребывал в постоянном труде, плаче о нищете души своей, памятований суда Божия. Преподобный Савва для всех людей был образом простоты и смирения, он приобрел столь глубокую мудрость духовную, что еще "в монастыре Сергия был духовником всему братству, старцем почтенным и весьма учительным". Когда великий князь Димитрий Донской , в благодарность за победу над Мамаем, устроил на реке Дубенке обитель Успения Божией Матери , ее игуменом, но благословению преподобного Сергия, стал Савва. Сохраняя простоту своей подвижнической жизни, он питался только растительной пищей, носил грубую одежду, спал на полу. Скончался святой Савва в глубокой старости 3 декабря 1406 года. Почитание преподобного местными жителями началось сразу по его кончине. Чудодейственная целительная сила, истекавшая от гроба преподобного, его многочисленные явления убедили всех, что игумен Савва "есть воистину Божественного света светило незаходящее, чудес лучами всех просвещающе". В грамоте 1539 г. преподобный Савва называется чудотворцем. Особенно чтил его царь Алексей Михайлович, неоднократно ходивший пешком нa поклонение в обитель преподобного. Предание сохранило для нас замечательный рассказ о том, как преподобный Савва спас его от свирепого медведя.



Саввино-сторожевский монастырь


Обитель св. Саввы


Андрей Рублев. Троица.

Андрей Рублёв (около 1375/80. — 17 октября 1428, Москва; погребён в Спасо-Андрониковом монастыре) — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Поместным собором Русской православной церкви в 1988 году канонизирован в лике преподобного. На формирование мировоззрения Рублёва большое влияние оказала атмосфера национального подъёма 2-й половины XIV — начала XV веков, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. В 1405 Рублёв совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами — Успенский собор во Владимире. В 1425—27 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры. Совершенство его творений рассматривается как результат особой исихастской традиции. Уже при жизни Андрея его иконы весьма ценились и почитались как чудотворные. Преподобный Сергий Радонежский, под влиянием идей которого сформировалось мировоззрение Андрея Рублева, был святым подвижником и выдающейся личностью в истории человечества. Он ратовал за преодоление междоусобиц, деятельно участвовал в политической жизни Москвы, способствовал ее возвышению, мирил враждовавших князей, содействовал объединению русских земель вокруг Москвы. Особой заслугой Сергия Радонежского было его участие в подготовке Куликовской битвы, когда он своими советами и духовным опытом помогал Дмитрию Донскому, укреплял в нем уверенность в правильности избранного пути и, наконец, благословил русское воинство перед Куликовской битвой. Личность Сергия Радонежского обладала особым авторитетом для современников, на его идеях было воспитано поколение людей эпохи Куликовской битвы, и Андрей Рублев как духовный наследник этих идей воплотил их в своем творчестве.


Андрей Рублев. Архангел Михаил и архангел Гавриил, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире.

Александр Свирский (в миру Амос ; 1448 — 30 августа 1533) — русский православный святой, почитаемый в лике преподобного, игумен. Память совершается 17 апреля и 30 августа (по юлианскому календарю). Согласно агиографической литературе, прославился многими чудесами и праведным образом жизни. Он воспитал много учеников в монастыре и привел к вере многих мирян. Какое-то время святой жил в полном уединении и вел суровую жизнь. После 25 лет затворничества, согласно житию, Александр единственным из русских святых был удостоен явления Святой Троицы. Всего дважды за всю историю человечества открывался Троичный Бог телесному человеческому взору — первый раз святому Аврааму у Мамврийского дуба, знаменуя великое милосердие Божие к роду человеческому; второй раз — на русской земле святому преподобному Александру Свирскому. Александр Свирский - одни из немногих русских святых, которого прославили совсем скоро после его кончины (1533 г.) - через 14 лет ввиду многих чудес и праведного образа жизни. Мощи святого были обретены 17 апреля 1641 года нетленными. 20 декабря 1918 года они были изъяты из монастыря и объявлены восковой куклой. 30 июля 1998 года мощи Александра Свирского были обретены повторно в военно-медицинской академии Санкт-Петербурга, где они хранились как неэтикетированный анатомический препарат.


Так выглядят мощи св.Александра Свирского спустя почти 450 лет.


Св.Иоанн Кронштадский Иоанн Кронштадтский (настоящее имя Иван Ильич Сергиев ; 1829, Сура , Архангельская губерния — 1908, Кронштадт , Санкт-Петербургская губерния ) — священник Православной Российской Церкви , митрофорный протоиерей ; настоятель Андреевского собора в Кронштадте ; член Святейшего правительствующего синода с 1906 года (от участия в заседаниях уклонился), член Союза русского народа . Проповедник, духовный писатель, церковно-общественный и социальный деятель право -консервативных монархических взглядов (крайне негативно оценивался официальной пропагандой в СССР ). Тезоименитство — 19 октября (по юлианскому календарю ) — перенесение мощей Иоанна Рыльского . Погребён в основанном им Иоанновском монастыре на Карповке (Санкт-Петербург ). Канонизирован в лике праведных Русской Православной Церковью заграницей 19 октября (1 ноября ) 1964 ; впоследствии, 8 июня 1990 года , — Русской Православной Церковью (святой праведный Иоанн Кронштадтский ). Память совершается 20 декабря по юлианскому календарю Русской Зарубежной Церкви — также 19 октября).


Дионисий Глушицкий (1363 — 1 июня 1437 ) — святой Русской церкви , почитается в лике преподобных . Основатель и игумен нескольких монастырей на реке Глушице в Вологодской области , иконописец . Справа -Памятник Нилу Столбенскому . Нил Столобенский (конец XV века, Деревская пятина — 7 декабря 1554 года, остров Столобный на оз. Селигер) — святой Русской православной церкви, основатель Нило-Столобенской пустыни. Причислен к лику святых как преподобный, память совершается 7 (20) декабря, 27 мая (9 июня) и в Соборе Тверских святых.


Нило-столобенская пустынь


Преподобный Феодосий Кавказский и Иерусалимский (1800-1948), икона пустыньки, где зеленеет барвинок (пос. Горный).

Преподобный Феодосий Кавказский чудотворец (правильнее, пожалуй, называть его Феодосием Иерусалимским и Кавказским) - величайший угодник Божий и один из самых загадочных святых. Присноиерей Горнего храма Воскресения Христова, служитель Благодатного Огня и Благодатной Иорданской воды, великий старец, блаженный Христа ради юродивый, ставший еще при жизни Ангелом во плоти и земным небожителем... Его посещала Царица Небесная, ему помогал Архистратиг Михаил, ему являлись великие святые. В их числе апостол от 70-ти Иаков, брат Господень. Св. пророк Илия и св. праведный Енох в одно из посещений трое суток неотступно пребывали в его келии, беседуя о последних временах и о том, что ему надлежит сделать для приготовления народа Божия к этим временам. В последние годы жизни Ангел приносил ему манну небесную; маленькой пиалочкой риса или кутии он мог накормить много людей, и рис чудесным образом не оскудевал в пиалке, пока все не насытятся. С именем Батюшки Феодосия связано множество тайн, на которые он порой намекал, говоря притчами или иносказательно. В 1906 году в преклонном возрасте старец вернулся в Россию, где посетил родительский кров, но местом жительства выбрал все же не Урал, а Кавказ, где и жил в станице Кавказской. Немало поистине великих чудес и исцелений совершил он в своей пустыньке. И снова к нему приходил пророк Божий Илия вместе с апостолом Иаковом, братом Господним по плоти, но приходили они, уже видимые сторонним взглядом, как обыкновенные странники, три дня пробеседовав с ним в его келии. В марте 1927 года, за две недели до Пасхи, отец Феодосий был арестован и увезен в Новороссийск. Следователи, стремясь опорочить старца, пытались приписать ему преступление по бытовым статьям Уголовного кодекса. Так продолжалось до января 1929 года, когда старец был все же осужден по статье 58 (антисоветская агитация и пропаганда). Постановлением особого совещания при коллегии ОГПУ отец Феодосий был заключен в концлагерь сроком на три года. Стоит отметить, что он был полностью реабилитирован Прокуратурой Краснодарского края 18 октября 1991 года. Затем концлагерь заменили на Карагандинскую ссылку. Туда за батюшкой поехала послушница Любовь и прислуживала ему до конца срока. Одновременно с этим матушка Тавифа и Наталия из пустыньки приехали в Минеральные Воды, где с Божией помощью приобрели хатку и остановились на жительство, ожидая возвращения батюшки. В ссылке отец Феодосий пробыл до 1932 года. После освобождения он приехал в Минеральные Воды, остался здесь на жительство и принял подвиг юродства: ходил по улицам, одетый в цветную рубашку, играл с детьми, которые называли его «дедушкой Кузюкой». Вероятно, это было единственно верное решение для того времени и того положения, в котором оказался отец Феодосий, и единственно возможное, чтобы творить людям добро. Старец говорил перед смертью: «Кто меня будет призывать, с тем всегда рядом буду».
Святой Источник Феодосия находится у поселка Горного Крымского района в живописном ущелье. Это место замечательно тем, что в нем святому Феодосию являлась Пресвятая Богородица. Этот источник появился после его молитв. Только в ущелье растет плетущийся барвинок. Рядом с источником ныне стоит часовня и проходит тропа, по которой ходил святой старец, у тропы стоит камень, где молился Феодосии. Евангелие он знал наизусть. В примечании к самому первому акафисту преподобному (вне всякого сомнения, духоносному), говорится: «Автору Акафиста в сновидении было показано изображение старца Феодосия, стоящего на вершине горы Фавор и благословляющего свет преображения народа русского». После своей блаженной кончины старец Феодосий в явлениях своих назвал своими братьями прп. Серафима Саровского и свт. Николая Чудотворца - святых, изображенных на иконе Божией Матери. Он чрезвычайно чтил Царя, почитал Царскую власть, в крушении Монархии видел корень всех бед России. Он несомненно знал о грядущих последних временах и о грядущем Царе, который должен явиться в силе и духе Государя Иоанна IV, как и Предтеча пришел в силе и духе пророка Илии. И именно ему в Предвечном Совете поручено было стать Предтечею Воскресения Святой Руси. «Только Верой и только в Церкви можно обрести нам спасение», - говорил отец Феодосий своим чадам и неуклонно вел их к этому спасению. Советы:
. «Земная жизнь для того человеку и дана, чтобы он свободно избрал Бога или диавола - кому здесь служишь, с тем и по смерти будешь...».
«Спасение дается только через осознание грехов и сердечное покаяние, а также через терпение скорбей».
. «Что бы ни случилось, принимайте со смирением и любовью».
. «Ближних же своих спасайте, сколь можете - тех, кто еще слышать может. Не гнушайтесь ни старым, ни малым - даже капля святости, пролитая в душу ближнего, даст вам воздаяние».

Русский Символ веры

(молитва преподобного Феодосия Кавказкого)
Верую, / Господи, в Православное Царское Самодержавие, / Духом Святым клятвенно утвержденное на вечные времена / освященным Собором и Русским народом / для мира и благоденствия нашего Отечества и для спасения души, / как учили о том же / и все святые угодники Божие русские / последних веков. Аминь.


Источник Феодосия Кавказского на Кубани


Св.Тихон Луховской. Трифон Печенгский

Преподобный Тихон Луховской , Костромской (в миру Тимофей), родился в пределах Литовского княжества и был там на военной службе.
Трифон Печенгский — русский православный монах, провёл аскетическую жизнь на Кольском полуострове в XVI веке. Он считается основателем Печенгского монастыря. Почитается Русской церковью как святой в лике преподобных, память совершается 15 декабря (по юлианскому календарю). Первое явление преподобного Трифона было самому благочестивому царю Феодору Иоанновичу при осаде Нарвы, в феврале 1590 года. Немцы на рассвете направили пушки свои на шатер, где спал царь. Некий старец в иноческой одежде предупредил его об опасности:
- Встань, государь, выйди из шатра, иначе будешь убит.
- Кто ты такой?
- Я тот Трифон, которому ты подал свою одежду, чтобы твоя милостыня опередила другие. Господь Бог мой послал меня к тебе.
Царь только вышел из шатра, как ядро ударило прямо в царскую постель.


Печенгская обитель .

***
http://www.savvastor.ru
http://drevo-info.ru/
http://andrey-rublev.ru/
http://days.pravoslavie.ru
www.hrono.ru
www.ru-icon.ru
википедия

подвижники

Вверху: Последний обер-прокурор Синода

А.Д. Самарин - один из фигурантов «дела церковников».

Вверху справа: Зима. Вид со звонницы.

Справа: Молчаливая стена.

дучи вызван для осмотра раки преподобного. Некоторые другие члены совета вели себя в алтаре не менее нагло. Когда святые мощи вновь поместили в раку, безбожники сами разложили их так, «чтобы посмешнее выглядели», и запретили что-либо менять.

Несколько дней спустя в Москву, в наркоматы внутренних дел и юстиции, было направлено письмо-жа-лоба с просьбой прекратить безобразия. Его подписали 113 человек, среди которых были монахи обители и местные жители (почти всех их в дальнейшем ожидала страшная участь). Но ничего не помогло: уже 5 апреля мощи преподобного вывезли из монастыря.

15 апреля несколько прихожан отправились в Москву к профессору церковного права Н.Д. Кузнецову, бесстрашному защитнику церковных святынь. На следующий день в Совнарком было подано заявление с протестом по поводу увоза святых мощей и просьбой произвести дознание и привлечь виновных к ответственности. Заявление завершалось кратким объяснением со ссылками на святых отцов, что под святыми мощами подразумеваются любые останки (не только нетленные) и поэтому борьба большевиков против так называемого церковного обмана нелепа.

Вести следствие поручили следователю Наркомюс-та Шпицбергу. Этот специалист по борьбе с религией, открыто подтасовав показания свидетелей и, видимо,

не побрезговав физическим воздействием, перевернул дело с ног на голову: одинаковыми штампованными фразами свидетели отказывались от своего апрельского заявления и по большей части признавали, что никаких кощунств не было. Игумен Иона направил из Таганской тюрьмы обширное заявление в трибунал, в котором разоблачал лживые показания, сфабрикованные Шпицбергом.

Карикатурное «расследование» закончилось обвинением монахов и прихожан в дискредитации советской власти. Действия распоясавшихся хулиганов признали «правильными и соответствующими революционной дисциплине». Профессора Кузнецова привлекли к делу в качестве обвиняемого как «интеллектуального руководителя всей этой компании» (хотя арестован он был еще до выводов «следствия»), монахов обвинили в инсценировке событий. Дело о кощунствах при вскрытии мощей переросло в «дело церковников». Профессора Кузнецова и последнего обер-прокурора Синода А. Д. Самарина приговорили к расстрелу (по амнистии заменили расстрел на фактически пожизненный срок - «до окончательной победы рабоче-крестьянской власти над мировым империализмом»), а отца Иону - к пятнадцатилетнему сроку (по амнистии срок сократили до пяти лет). Остальные получили по десять лет (по амнистии - три).

Освободившись из заключения (сокращенного в результате очередной амнистии до 20 месяцев), отец Иона вернулся игуменом в Гефсиманский скит, откуда пропал (возможно, будучи репрессирован) в 1929 году.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: