Мощи иоасафа белгородского где. Святитель Иоасаф Белгородский, чудеса от его мощей и Песчанской иконы Божией Матери

Издавна январь считался не самым хорошим месяцем для регистрации брака. Все дело в том, что первая половина месяца знаменуется православными праздниками и, согласно традиции, в это время принято радоваться рождению Христа, а не рождению новой семьи. Планировать свадьбу лучше на последнюю неделю января.

Свадьба в феврале обещает столь же крепкий брак, сколь крепким будет мороз в день торжества. Желающим связать себя узами брака в феврале 2016 года, стоит ориентироваться на конец месяца. Астрологи говорят, что наиболее благоприятными будут дни 18, 20 и 25 февраля.

Март наступившего года вряд ли обещает молодым долгий и крепкий брачный союз. Кроме того, в марте 2016 года ожидаются два затмения (солнечное и лунное), которые зарядят негативной энергетикой весь первый весенний месяц.

Благоприятным и подходящим месяцем для свадеб в 2016 году станет апрель , который предоставит молодым широкий выбор удачных дат для заключения брака. Если вы планируете организацию торжества на первую половину месяца, то удачными будут следующие числа: 2, 3, 10, 13. Что касается второй половины месяца, то гармонию в личной жизни принесет регистрация брака 17, 24 и 27 апреля.

Вопреки общепринятым убеждениям, что в мае играть свадьбу нельзя (муж с женой будут маяться всю жизнь), в 2016 году этот месяц станет чуть ли не самым удачным для желающих связать себя узами брака. В этом месяце не стоит планировать торжество лишь на 10 и 19 мая.

Так как в июне текущего года ожидаются два затмения, то можно с полной уверенностью заявить, что этот месяц совершенно не подходит для проведения свадебной церемонии. Считается, что вступать в законный брак лучше за две недели до затмения или через две недели после него. Иначе велика вероятность скорого развода.

Жаркий и солнечный июль всегда манил молодоженов своей замечательной погодой. Но так сложилось, что в этом году самый теплый и солнечный месяц будет полон неблагоприятных дней для создания новой ячейки общества. Из июльского календаря можно остановиться лишь на 5, 7, 10, 11, 21 и 27 июля.

Почти весь август в 2016 году будет под покровительством Меркурия, который, как известно, не несет ничего хорошего новоиспеченным семьям. Поэтому чтобы не обрекать себя на несчастливое семейное будущее, лучше не назначать день свадьбы с 3 по 26 августа. 31 августа также не самый лучший день для "соединения сердец".

Сентябрь – один из самых любимых свадебных месяцев. Знойное лето уже позади, а дождливая осень еще "за горами". Но будет ли удачливым сентябрь в 2016 году? Вряд ли. Во избежание слишком быстрого разрыва отношений лучше перенести мероприятие, либо выбрать наиболее приемлемые для росписи дни – 1, 22 и 24 числа месяца.

Октябрь пленит молодых своей "золотистой" красотой, счастье и гармонию в отношения и этот месяц не обещает. Астрологи могут порекомендовать всего лишь четыре удачных для бракосочетания дня в октябре. Если вы успеете зарегистрировать отношения с 5 по 8 октября, считайте, что ровная бесконфликтная супружеская жизнь вам гарантирована.

Ноябрь текущего года также готовит нам затмение, которое случится 25 числа, поэтому о проведении свадьбы во второй половине месяца лучше не думать. Что же касается первой половины месяца, то вполне приемлемыми для оформления отношений станут даты с 6 по 11 ноября.

Если вы при выборе даты свадьбы решили остановиться на холодном декабре , то лучше успеть заключить союз до 19 числа. Единственной категорически неудачной датой торжества будет 10 декабря.

Любая девушка видит себя в своих мечтах в шикарном свадебном платье, торжественную церемонию, красивый зал, множество гостей. Создание новой семьи – это очень важный и ответственный шаг, который требует к себе особого внимания. Здесь нельзя пренебрегать мелочами, молодая пара должна учесть все нюансы в организации торжества. Очень часто современные девушки и парни идут в ЗАГС, заранее зная точную дату их росписи. Принято считать, что семейная жизнь начинается именно со свадьбы, поэтому необходимо продумать каждую деталь этого знаменательного события.

Чтобы будущая жизнь была удачной, а брак крепким стоит определиться с датой, ведь не каждый день в году благоприятен для создания семьи. Некоторые пары идут за советом к родителям, а те в свою очередь отталкиваются от народных примет, другие же предпочитают довериться астрологам и планируют торжество, доверяясь . Многие делают все так, как предписывают церковные обычаи, следуя указаниям батюшки. Но существуют и такие пары, которые не верят ни в одни приметы, а назначают дату свадьбы просто из-за того, что им нравится сочетания цифр. В организации торжества главное настрой, тогда все получится.

Свадьба в високосный год 2016

Когда влюбленные начинают задумываться о свадьбе в високосном году, они не раз услышат от знакомых, что этого делать нельзя, ведь такое решение не сулит ничего хорошего. Многие уверенны, что год, состоящий из 366 дней, не приносит счастья, а наоборот пропитан негативом и опасностями. Действительно ли все так плохо, и парам, желающим создать семью, стоит удержаться от заключения брака , или же это все простые разговоры?

Так уж повелось, что многие пары верят в суеверия и полностью уверены, что женитьба в 2016 году не принесет ничего хорошего, а брак будет обречен на развал. Но что делать людям, не желающим ждать еще год, чтобы объединить свои сердца? Если обратиться к истории, то можно проследить один удивительный факт. Раз в четыре года в доме невесты не устраивались веселья, но влюбленные пары все равно могли пройти обряд венчания. Причем свататься должны были идти исключительно девушки. А все потому, что високосный год является покровителем невест , именно в этот период девушки могли сами выбирать себе суженого. И тогда новоиспеченная невеста могла получить отказ от сватов в самом крайнем случае.

Существует множество примет и обрядов, которые помогают справиться с суеверием, и понять, что свадьба в високосный год не отличается от свадеб в другие года. Во время церемонии бракосочетания кто-либо из родственников может произнести «Венцом венчаю, а не високосным концом», и в таком случае брак обещает быть удачным, долгим и счастливым. Кроме этого, если свадьбу играют в високосный год, то идя на бракосочетание жениху и невесте нельзя оглядываться назад.

Также есть приметы, которые касаются свадебного наряда. Если платье невесты будет ниже колен, то и брак продлится долго. После бракосочетания ни в коем случае нельзя делиться своими свадебными нарядами и аксессуарами. Считается, что женитьба в високосный год 2016 принесет радость и счастье молодым людям в том случае, если на торжество пригласят какую-то важную персону, будут включать лишь позитивную и зажигательную музыку, а также придумают нечто экстраординарное на мероприятие. Свадьба в 2016 должна проходить под эгидой творчества, поэтому стихотворения, сценки, увлекательные конкурсы от гостей будут только приветствоваться.

Благоприятные дни для свадьбы в 2016 году

Каждая влюбленная пара, в планах которой заключить брак, обязательно задумывается о дне, когда случиться самое главное и удивительное мероприятие в их жизни. Астрологи утверждают, что от правильности выбора даты свадьбы так же важна, как например, совместимость характеров будущих супругов. В високосном 2016 году также имеются даты, на которые стоит обращать внимание при планировании бракосочетания. Итак, дни, сулящие удачу в долголетия будущему браку таковы:

  1. В январе благоприятных дней не наблюдается, потому что весь месяц пройдет под знаком «холостяка». Этот период больше склонен создавать дружеские союзы, нежели любовные. Брак, заключенный в январе сможет устоять перед развалом только в том случае, если пара не станет ущемлять свободу друг друга и не будет скучной.
  2. Февраль предоставляет молодым парам несколько дат, начиная с 14 по 18 число. Свадьба в эти дни обещает принести долгую и крепкую семейную жизнь. Подходящим днем станет также 20 и 25 числа.
  3. Март не сможет порадовать влюбленных датами для свадьбы, потому что их в нем нет. В этот период партнеры не слишком настроены дарить любовь друг другу. Свадьба в марте лишь подтолкнет людей к спорам и соперничеству, поэтому лучше удержаться от заключения союза.
  4. Подходящих дней в апреле для свадьбы нет, ведь в 2016 Великий пост припадает на весь месяц. Церковь негативно относится к свадьбам и другим увеселительным мероприятиям в данный период.
  5. Считается, что люди, женившиеся в мае , всю дальнейшую жизнь будут маяться. Несмотря на это май предоставил нам много дней для соединения двух любящих сердец в крепкий союз: с 15 по 27 число. Конечно, на будние дни обращают внимание те пары, которые не хотят закатывать пышный банкет либо венчаться. Если в планах стоит грандиозное мероприятие вкупе с венчанием, то лучше обратить внимание на выходные дни.
  6. В июне можно выделить самую благосклонную дату для свадеб – 17 июня. Также стоит выделить 25 число – день, для долгого и счастливого брака.
  7. Очень символично сыграть свадьбу 6 июля , ведь этот день считается Днем поцелуев. Официальный брак станет крепким, если будет основываться на любви и доверии, а замечательной датой для заключения подобных браков в 2016 году являются 13, 15, 18, 20, 25.
  8. Август не богат на благоприятные числа для вступления в брак. Учитывая все церковные праздники и посты, которые припадают на август, то самым счастливым днем станет 12 августа.
  9. Сентябрь также не густ на удачливые дни для брака, но все же из всех дат можно выделить 18. Именно в этот день женитьба принесет достаток, удачу и любовь молодоженам.
  10. Тоже самое можно сказать и про октябрь – от бракосочетания в этот период лучше отказаться.
  11. Не так уж много дат принесет ноябрь . Здесь выделяют единственное число – 3 ноября.
  12. Наконец, декабрь. Под конец високосного года лучше всего создавать семью 6 и 11 декабря.

Как видно, високосный год не очень-то богат на дни, благосклонные к союзам, поэтому молодым людям нужно со всем вниманием отнестись к подбору даты для свадьбы. Кроме того, существуют и неблагоприятные даты, которые также следует учитывать во время планирования будущего торжества.

Неблагоприятные дни для свадьбы в 2016 году

Все астрологи едины в одном мнении: лучше повременить с росписью в новолуние, полнолуние и смены четверти луны. Определить дату этих моментов поможет лунный календарь. Также астрологи советуют удержаться от заключения брака во время лунных затмений.

Помимо этого , поминок, больших церковных праздников, святок следует отказаться от проведения свадебного мероприятия. Ниже приведен список всех неблагоприятных дат на протяжении 2016 года:

  • Январь – с 5 по 25 число, 28, 30.
  • Февраль – практически весь месяц, за исключением 7, 10, 13, 19, 21, 24 и 26 числа.
  • Март – полностью весь месяц является неподходящим для заключения брака. А все потому, что в марте случится несколько затмений: лунное и солнечное.
  • Апрель – с 1 по 12 и с 12 по 28 числа. Так же стоит помнить, что на апрель припадает церковный пост, во время которого церковь не слишком одобряет различные свадебные обряды.
  • Май – с 1 по 15 число, а также 28, 29, 30, 31.
  • Июнь – практически весь месяц не сулит счастья в будущем браке, если его заключить в этот период.
  • Июль – весь месяц, за исключением 2, 6, 9, 13, 11, 15, 18, 20, 21, 24, 25 числа.
  • Август – с 2 по 22, и с 22 по 31 – нежелательно расписываться.
  • Сентябрь – с 1 по 21, а также 23, 24, 27, 30. В этом месяце случится 2 затмения (солнечное и лунное), поэтому нежелательно заключать браки в этот период.
  • Октябрь – практически весь месяц не предвещает крепких браков, кроме 2, 10, 15, 16, 20 и 21 числа.
  • Ноябрь – с 1 по 14 и с 18 по 28 числа.
  • Декабрь – 1, 3, 4, 7, 8, 14, 15 и с 19 по 31.

Учитывая все эти данные, молодым парам будет легче подобрать день, чтобы запланировать грандиозное мероприятие, которое станет самым значимым праздником в их жизни. Так или иначе, не стоит откладывать свадьбу еще на 366 дней, ведь високосный год ничуть не хуже других. Главное помнить, что всякие предсказания, приметы и календари бессильны перед любовью, уважением и пониманием, которые должны присутствовать между влюбленными.


Святитель Иосаф Белгородский. Чудеса у мощей

Первое обретение мощей

В сентябре 1911 года в Белгороде были великие торжества по случаю канонизации и обретения мощей святого , которые длились целую неделю – со 2 по 9 сентября по старому стилю. Днем 3 сентября к мощам святого приложилась, специально приевшая по такому случаю, великая княгиня Елисавета Феодоровна. В Белгород, который был тогда тихим уездным городом Курской губернии с населением в 40 тысяч человек, прибыло до 200 тысяч паломников. Начиная с 28 августа 1911 года и в дни торжеств ежедневно к мощам святителя прикладывались по 16–20 тысяч паломников. Пещерка, где хранились мощи святителя Иоасафа, вмещала не более 40–50 человек. Чтобы припасть к мощам святого угодника Божия, нужно было сутки простоять в очереди без пищи и отдыха! Да и в очередь допускали сначала паломников дальних и ближних крестных ходов, а затем уж частные лица. Но ропота не было. Это был настоящий подвиг веры и благочестия во имя святителя-подвижника Иоасафа.

Надругательство над мощами в советское время

В 1920 году произошло надругательство над святыней: мощи св. Иоасафа были извлечены из гробницы, отправлены в Москву, где они выставлялись в музеях.

Анастасия Цветаева (сестра Марины Цветаевой) вспоминает, как в 1924 году увидела их в музее Наркомзема в Москве. «Он лежал остриженный под первый номер еле серебристой головы. Я видела образ его, и сразу узнала нос с горбинкой, строгие благородные черты. Высокого роста, епископ лежал обнаженный, с куском картона на чреслах, закрытые глаза - не видели, слава Богу!»

С целью доказать, что это мумия (при мумификации удаляются все внутренние органы и первым делом печень), а не мощи, рядом в стеклянном гробике положили труп бывшего фальшивомонетчика, убитого во время дележа денег. Он был найден в сухом подвале. И рядом здесь же лежала засохшая мертвая крыса. Но вскоре полка со стеклянным гробиком исчезла, точно ее и не было - фальшивомонетчик «плохо пахнул». Но это было не всё.

Через 10 лет Анастасия случайно разговорилась с одной женщиной об этом музее. А она, как оказалось, работала в лаборатории, имевшей отношение к больнице Склифосовского. К ним привезли мумифицированного фальшивомонетчика. «Он стал издавать дурной запах, а его надо было вернуть обратно в зал Музея Наркомзема. Фальшивомонетчика принялись бальзамировать. Сколько над ним старались! Все усилия, все знания приложили. Но, должно быть, перестарались - потому что он у них под руками вдруг рассыпался в вонючий прах». И Анастасия рассказала женщине начало этой истории.

Из Москвы мощи святителя Иоасафа перевезли в Ленинград. В 1970-е годы они экспонировались в музее религии и атеизма, располагавшемся в здании Казанского собора. Когда появилась угроза их уничтожения из-за самодурства коменданта музея, мощи святителя были спрятаны в шлаковой засыпке чердака собора.
Второе обретение мощей

Второе обретение мощей произошло 28 февраля 1991 года. Бывший бригадир плотников, Аркадий Соколов, который участвовал в сохранении мощей, рассказал об истории захоронения и указал место. Для этого на чердак собора пришлось пробираться тайно. Интересно, что до этого чердак неоднократно обследовался, но мощи никто не находил.

Комиссия установила, что это мощи епископа Иоасафа Белгородского. Одним из убедительных аргументов идентификации с его телом был обнаруженный в районе печени разрез. Мощи вскрывались в декабре 1920 года с целью доказать, что это искусственная мумия. Известный патологоанатом, приглашенный из Харькова профессор, который бальзамировал Ленина, скальпелем сделал Н-образный разрез в районе печени, т.к. при мумификации первый орган, который удаляется, – это печень. Сохранились документы, подтверждающие, что печень и все внутренние органы оказались на месте, что мумификация не проводилась. Разрез был не зашит, а прикрыт.

Пещерка Святителя Иоасафа

Когда произошло второе обретение мощей, то мощи святителя были перенесены в Спасо-Преображенский собор, а затем в Белгород в Преображенский собор, где и находились до 2011 года, пока не были перенесены в «пещерку».
Известно, что "пещерка святителя Иоасафа", в которой 156 лет находились его нетленные мощи (с 1754 года до момента канонизации – до 1911 года), была засыпана и утрачена в конце 1920-х годов, когда снесли монастырь и началась застройка этого места.

В 2010 году усилиями и трудами белгородских краеведов во время археологических раскопок она была найдена. В 2011 году рядом с пещеркой была построена часовня, а над пещеркой установлен стеклянный купол, увенчанный статуей ангела с крестом. Часовня построена на месте, где когда-то стоял разрушенный Свято-Троицкий кафедральный собор.

К 100-летию со дня прославления святые мощи свт. Иоасафа были вновь перенесены в место первоначального погребения святителя - склеп, получивший в народе название «пещерка». Теперь каждый паломник может побывать в пещерке и помолиться возле ее древних стен.

Длинными вереницами идут теперь богомольцы к гробнице архиерея Божия, чтобы поклониться его нетленным мощам… А целые миллионы верующих, лишенных возможности посетить Белгород, духовно идут к святой гробнице сердцем своим - своею верою. И всех объемлет святитель своею любовью: он всем является с своей благодатной помощью - и поклоняющимся его святым мощам, и духовно притекающим к ним с верою и молитвою. Прислушайтесь к тому, что говорят о святителе Иоасафе верующие люди. Они расскажут вам, как он исцелял и исцеляет тяжкие недуги, как он являлся и является в ночных видениях и старцам, и детям. И особенно много в недавнее время было благодатных явлений святого архипастыря детям. Значит их чистые сердца дороги святителю Божию…

Как при жизни своей он особенно жалел матерей с детьми, так и по смерти он не оставляет их без своего благодатного заступления. Матери чувствуют это и в скорбях своих о детях прибегают к святителю. И сколько дивных знамений Божественной помощи детям явлено по молитве святителя!

Так, например, в 1880 году у мощей святителя Иоасафа получила исцеление слабоумная девочка Ксения Фоменко. Упав однажды в воду, эта девочка перестала говорить, ноги ее ослабли; рот был у нее перекошен и из него постоянно текла слюна. Мать привела ее к гробнице святителя Божия. И после трех панихид девочка совершенно исцелилась.

Один дворянин Н. И. Дмитриев рассказывает, что лет 15 - 16 назад его четырехлетняя дочь Ольга, всегда хилая, золотушная, заболела скарлатиной. Врачи приговорили ее к смерти. Но отец слезно молился у гробницы святителя или о даровании ей скорой смерти или выздоровления. И по молитве святителя Иоасафа девочка скоро встала с постели.

Купец из города Курска Дулеев рассказывает, как он, болевший с детства и ходивший на костылях, получил полное исцеление после того, как помолился у гробницы Белгородского святителя. Жена обер-кондуктора Южных ж. д. Торопова, жившая в Обояни и потом в Белгороде, сообщила о том, как ее семилетний мальчик, не говоривший от рождения, у гробницы святителя Иоасафа получил способность говорить. Теперь этому мальчику 17 лет и он хорошо учится в Белгородском училище. Помогал и помогает святитель не только детям, но и всем верующим.

Так о святителе Иоасафе известно, что он помог одному своему отдаленному потомку освободиться от японского плена. Призвав на помощь святителя Иоасафа, русский офицер ускользнул от вражеских пуль (из книги Евгения Поселянина).

Современные чудеса
Позвольте рассказать о чуде святителя Иоасафа, которое произошло со мной. 5 марта 2003 года мой отец, который жил в Белгороде, попал в больницу с инфарктом. Приехав из Москвы, 8 марта я впервые в жизни приложилась к мощам святителя, ничего о нем не зная. 9 марта, молясь в Преображенском соборе, испытала катарсис, а в своем дневнике записала: «Стояла вблизи от архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна и одна из первых получила от него в дар освященную на Афоне иконку Серафима Саровского». Конечно, я молилась тогда о выздоровлении отца, но 11 марта он умер.
После защиты кандидатской диссертации по творчеству Достоевского я мечтала посвятить себя науке. Но жили мы с мужем-биологом и маленькой дочкой очень бедно, постоянной работы у меня не было. И вдруг 13 марта заведующий отделом гуманитарных проблем газеты «Московская правда» Леонид Гвоздев (Царство ему Небесное), с которым я сотрудничала внештатно, предложил мне по телефону работу. Уверена, что именно святитель Иоасаф «трудоустроил» меня. Немного позже от газеты меня аккредитовали на первый Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций», который с тех пор ежегодно проходит на греческом острове Родос. Это было вторым чудом.
Потом было много чудес по молитвам апостола Андрея Первозванного, святителей Николая Чудотворца и Спиридона Тримифунтского, Матроны Московской, святых преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары. 20 ноября 2011 г. я вымолила помощь Божией Матери, приложившись к ее честному Поясу в храме Христа Спасителя. Но мощи святителя Иоасафа стали первой святыней, в благодатной силе которой я смогла убедиться

Икона XX в.

Святитель Иоасаф (в миру Иоаким Андреевич Горленко) родился в Полтавской губернии в благочестивой семье полковника Прилуцкого казачьего полка Андрея Димитриевича Горленко. С ранних лет мальчик отличался глубокой религиозностью. Еще в детские годы он, по его словам, «возлюбил монашество». Однажды отцу мальчика было чудесное видение. Андрей Димитриевич сидел вечером на крыльце своего дома и вдруг, при заходе солнца, увидел за горизонтом на воздухе Пресвятую Богородицу с ангелом и сына своего Иоакима, стоящего на коленях и приносящего молитвы Божией Матери. Потом он услышал слова Пресвятой Богородицы: «Довлеет Мне молитва твоя», и в этот момент слетел ангел Господень и облачил Иоакима в архиерейскую мантию. Пораженный дивным и знаменательным видением, отец Иоакима имел дерзновение сказать: «Нам же, родителям, Пречистая Богоматерь, что оставляешь?» Ответа не последовало, и явление кончилось. Так Господь предсказал то, что сбылось в свое время, и великий угодник Божий святитель Иоасаф с самых ранних лет встал на путь любви Христовой, любви, которая впоследствии изливалась из его сердца.

Будущий святитель окончил Киевскую Духовную академию. В 1727 году, в возрасте 22 лет, он принял монашеский постриг в киевском Братском монастыре, а десятью годами позже был назначен игуменом Мгарского Преображенского монастыря. Игумен Иоасаф проявил себя как строгий постник, усердный молитвенник и деятельный организатор восстановления обители. В сентябре 1742 года ему в тонком сне явился архиепископ Киевский Рафаил и предсказал: «Будешь архимандритом». Через два года предсказание владыки исполнилось.


Святитель Иоасаф Белгородский

Три года жизни святителя Иоасафа связаны с его служением в обители преподобного Сергия. В ноябре 1744 года архимандрит Преображенского Мгарского монастыря Иоасаф был вызван в Москву. 29 января 1745 года последовал указ о назначении его наместником Троице-Сергиевой Лавры с оставлением в должности настоятеля Мгарского монастыря. В годы служения в Лавре архимандрит Иоасаф, как и прежде, ревностно трудился на ниве Христовой. Преодолевая телесные немощи, вызванные суровой аскетической жизнью, и возрастая духом, он со всем усердием исполнял возложенные на него обязанности и явил себя надежным соработником священноархимандрита Лавры Арсения (Могилянского), архиепископа Московского. Как член Святейшего Синода владыка Арсений подолгу находился в Санкт-Петербурге и потому в деле управления Лаврой полагался на своего ближайшего помощника - наместника архимандрита Иоасафа.

Время его пребывания в Лавре отмечено значительными переменами в жизни обители. В короткий срок были восстановлены и перестроены храмы и другие монастырские здания, пострадавшие при сильном пожаре. Стараниями наместника возобновлено Троицкое подворье в Москве, приведена в порядок монастырская библиотека, отлит лаврский Царь-колокол весом 4000 пудов, продолжено сооружение колокольни, начато строительство церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери. Все это стоило колоссальных усилий. Необходимо было не только изыскать средства для выполнения масштабных работ, но и найти хороших мастеров. По делам монастыря архимандрит Иоасаф часто совершал поездки в Москву, Ростов Великий и Кострому. При его слабом здоровье и тогдашних средствах передвижения это было связано с большими нагрузками.

Архимандриту Иоасафу Лавра обязана также быстрым восстановлением храмовых росписей, пострадавших при пожаре. С этой целью отец Иоасаф пригласил в обитель насельника Межигорского монастыря иеромонаха Павла (Казановича). Под его руководством в Лавре был создан иконописный класс. По эскизам иеромонаха Павла воссоздан, в частности, интерьер главного здания Московской Духовной академии.



Портрет из Красного зала Митрополичьей гостиницы
Троице-Сергиевой Лавры

В начале XX века настоятель Вознесенской церкви Санкт-Петербурга протоиерей Александр Маляревский, один из горячих почитателей святителя Иоасафа, писал: «Благочестивый паломник знаменитой Свято-Троицкой Сергиевой Лавры! Услышишь ли бархатистый звучный благовест четырехтысячного лаврского колокола, придешь ли в восхищение при виде величественной монастырской колокольни, переступишь ли порог храма богословской науки - академического актового зала, вспомни с благодарностью беззаветно вложившего во все это свой Богом благословенный труд архимандрита Иоасафа!»

В обители преподобного Сергия отец Иоасаф прослужил до 15 марта 1748 года, когда был назначен епископом Белгородским и Обоянским.

Став правящим архиереем, владыка Иоасаф посетил все церкви, находившиеся в епархии. Святитель старался, чтобы его посещения были необременительными для приходов. Он предпочитал останавливаться не в домах богатых помещиков, а в жилищах священников или крестьян. Часто во время поездок по епархии владыка простаивал целую ночь на молитве.

Епископ Иоасаф проявлял большую заботу о духовном просвещении паствы. Владыка рассылал по епархии указы с предписанием всем священникам в воскресные дни после литургии учить прихожан молитвам, произносить проповеди с обличением распространенных суеверий. Епископ настойчиво требовал искоренения языческих обычаев.

Исполненный евангельской любви к ближним, святитель Иоасаф неустанно творил дела милосердия. Перед большими праздниками он посылал своего келейника, чтобы тот, не привлекая внимания, оставлял перед домами бедных людей одежду и деньги. Бывало и так, что сам святитель, переодевшись, отправлялся ночью втайне помогать неимущим.


Святитель Иоасаф Белгородский.
Икона из ризницы Троице-Сергиевой Лавры

Своей подвижнической жизнью святитель Иоасаф снискал дар прозорливости. Вскоре по вступлении своем на Белгородскую кафедру святитель собрал городских и окружных пастырей. Среди них он заметил одного престарелого священника, на которого устремил свой испытующий взор. Святитель задержал старца и, узнав, что тому минуло 130 лет, сказал: «Поведай мне: не опорочена ли твоя совесть каким-либо тяжким грехом, который связывает тебя и не дает умереть». Изумленный старец, считавший долголетие особою милостью Божией, был настолько ошеломлен словами святителя, что только и мог повторять: «Не знаю, не помню». Но пристальный взор епископа, устремленный на него, отеческая ласка и бесконечная любовь, которая светилась в очах святителя, воскресили в памяти старца давно забытое прошлое... Заливаясь слезами, пал он к ногам владыки и рассказал об ужасном случае, который произошел несколько десятков лет назад. Однажды, совершив в своем храме Божественную литургию и собираясь идти домой, он был остановлен посланцем местного помещика, который потребовал совершить литургию вторично. Но этого требования он не мог исполнить, поскольку в храме был только один престол. Никакие доводы не в состоянии были вразумить ни посланца, ни самого помещика. Под угрозою наказания священник вернулся в храм и приступил к совершению литургии на том же престоле. Но услышал таинственный и грозный голос: «Остановись, что ты делаешь!»

Содрогнулся священник, однако страх перед помещиком был сильнее страха перед Богом. Оправившись от смущения, батюшка возгласил: «Благословенно Царство...», как вдруг услышал еще более грозное предостережение: «Не дерзай, аще же дерзнешь, проклят будешь». В порыве безумия он ответил: «Сам будь проклят» - и затем продолжал службу. С тех пор прошло уже свыше семидесяти лет, ветхая церковь разрушилась, а там, где она стояла, теперь было чистое поле.

Трапезный храм Троице-Сергиевой Лавры с боковыми приделами
в честь Святителя Иоасафа Белгородского (левый придел)
и преподобного Серафима Саровского (правый придел)

Святитель с ужасом выслушал рассказ старца и сказал ему: «Несчастный, что ты сделал. Ты проклял ангела Божия, хранителя места святого. Так вот причина долголетия твоего». Он велел немедленно приготовить походную церковь, разыскать то место в поле, где раньше стоял храм, и вместе со старцем отправился туда. Владыка приказал ему совершить там Божественную литургию, по окончании которой епископ подозвал к себе старца и велел прочитать ему «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко...». Затем святитель благословил его и сказал: «Прощаю и разрешаю тебя от всех твоих грехов».


Святитель Иоасаф Белгородский

Кротко и любовно взирал епископ Иоасаф на бедного пастыря, спасенного от погибели, и, наклонившись к нему, обнял его. Склонилась глава священника на плечо святителя, и, прощенный Богом, он испустил последний вздох. Святитель Иоасаф повелел здесь же, на месте бывшей церкви, совершить погребение старца и сам отпел его.

Однажды, собираясь в очередную поездку по епархии, владыка увидел во сне церковь и в ней в груде мусора образ Божией Матери. От иконы исходило сияние и раздавался голос: «Смотри, что сделали с ликом Моим служители сего храма». Пораженный сновидением, святитель Иоасаф при осмотре храмов стал обращать пристальное внимание на иконы Пресвятой Богородицы. В притворе небольшого храма, расположенного в предместье города Изюма, он обнаружил образ Божией Матери, используемый в качестве перегородки, за которую ссыпали уголь для кадила. По повелению владыки образ был помещен в киот за левым клиросом. Впоследствии эта икона Божией Матери стала называться Песчанской по названию села Пески, в которое она была перенесена из предместья города Изюма. Песчанская икона прославилась многочисленными чудесами.


Незадолго до своей кончины святитель Иоасаф с благословения Святейшего Синода отправился в Киевскую епархию и в родной город Прилуки для свидания с родителями. Прощаясь со своей паствой, он сказал, что жители Белгорода уже не увидят его более живым, просил у всех прощения и, в свою очередь, сам всех простил и благословил. Свидание святителя с родителями было весьма трогательным. Отец святителя, почтенный старец, преисполненный радости, хотел земным поклоном воздать должную честь сыну-архиерею и вместе с тем признавал нужным соблюсти достоинство, которое приличествует отцу. Встретив сына своего при выходе его из кареты, отец нарочно уронил свою трость и, поднимая ее, поклонился до земли проходящему в это время святителю. Заметив такое действие родителя, владыка со слезами наклонился к ногам его и поспешил поднять трость отца. В этом родственном объятии соединились почтительность сына к отцу и благоговейное уважение отца к сыну.


Святитель Иоасаф скончался на обратном пути в Белгород в селе Гайворон 10 декабря 1754 года. Нетление его мощей и множество чудес, совершавшихся по молитвам святителю, дали основание для прославления владыки. Канонизация епископа Иоасафа Белгородского состоялась в 1911 году. На докладе Святейшего Синода о его прославлении император Николай II начертал: «Благодатным предстательством Св. Иоасафа да укрепляется в державе Российской преданность праотеческому Православию ко благу всего народа Русского».

В Троице-Сергиевой Лавре святитель Иоасаф издавна пользовался большим почитанием. В его честь в 1957 году в Трапезном храме Преподобного Сергия был освящен северный придел, в местном ряду которого помещена ростовая икона святителя. Епископ Иоасаф представлен с Евангелием в руке на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» и «Собор святителей, в земле Российстей просиявших» письма монахини Иулиании (Соколовой) (середина XX в.).

Молитва святителю Иоасафу Белгородскому

О святителю Христов Иоасафе, чудотворче Белоградский! Веруем, грешнии и недостойнии, яко очи Господни на праведных и уши Его на молитву их, и того ради к молитвам твоим прибегаем и ходатайства твоего за нас просим, по глаголу апостольскому уповающе, яко любы твоя николиже отпадает. Во гресех и болезнех наших льну курящемуся и трости сокрушенней уподобихомся, и, аще живем, милостию Бога живем и за молитвы праведников Его. Преклони убо и ты, отче праведне, сердце твое к молению нашему, и предстательством твоим даждь роду христианскому от Господа мир и благословение. Православие укрепи, нападения же лукавнующих и беззаконных на Церковь Божию отжени. Умоли Отца Небеснаго избавитися нам от нашествия вражескаго, от междоусобий же и смятений народных, от губительных поветрий и смертоносныя язвы, от глада, огня и потопа и иных бед и обстояний. Испроси у Христа Бога душам нашим крепость и телесем нашим потребное здравие, болезнем же исцеление: хромым хождение, слепым прозрение, разслабленным утверждение, печальным утешение и от всех скорбей избавление. Отпадшия же лозы Христовы ветви паки с тою соедини, еяже и сам причастник быти сподобился еси, да тако прославится тобою пречестное и великолепое имя Бога нашего, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Святитель Иоасаф родился в Прилуках, бывшей Полтавской губернии, 8 сентября 1705 г., на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. При крещении назван Иоакимом. Он происходил из древнего благочестивого малороссийского рода Горленковых. В 1712 г. семилетнего Иоакима отец отдал в Киевскую Духовную Академию. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни. В течение семи лет испытывал себя будущий святитель, наконец, открылся родителям. Долго мать с отцом упрашивали сына-первенца не принимать монашеский постриг. Но в 1725 г. он тайно от них принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре, а 21 ноября 1727 года был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре. Это событие совпало с завершением обучения в духовной академии.


Святитель Иоасаф, епископ Белгородский. Икона XIX века.

Через год инок Иоасаф был хиротонисан архиепископом Варлаамом (Вонатовичем) в сан иеродиакона. Его оставили преподавателем в Киевской Духовной Академии. После смерти преосвященного Варлаама Киевской кафедрой стал управлять архиепископ Рафаил (Заборовский). Архиепископ Рафаил обратил внимание на выдающиеся способности молодого подвижника и привлек его для более широкого служения Церкви. Ему было поручено ответственное послушание в должности экзаменатора при Киевской архиепископии.

В ноябре 1734 года архиепископ Рафаил посвятил иеродиакона Иоасафа в сан иеромонаха и перевел из училищного Братского монастыря в Киево-Софийский архиерейский дом. Одновременно он был назначен членом Киевской Духовной Консистории. Исполняя должность экзаменатора, он преложил много усилий к исправлению нравственных недостатков приходского духовенства. Консисторская должность святителя была прекрасной школой для его организаторских способностей. В это время он хорошо изучил нужды священно­служителей, достоинства и недостатки епархии. Здесь ясно определилась всесторонность деловых качеств Иоасафа, сочетающаяся с большими внутренними подвигами. Он быстро восходил во лествице духовного совершенства, о чем свидетельствует сохранившееся его произведение «Брань седми честных добродетелей с седми грехами смертными».

24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Свято-Преображенского Мгарского монастыря с возведением в сан игумена. В своем монастыре все силы игумен полагал на благоустройство обители, в прошлом бывшей оплотом Православия в борьбе с унией. В монастыре находились мощи свт. Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца (память 2/15 мая). Несколько раз патриарх Афанасий являлся игумену Иоасафу, свидетельствуя о своем покровительстве.

В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита. В конце того же года он был вызван в Москву и вскоре распоряжением Святейшего Синода назначен наместником Свято-Троицкой лавры. В обители преподобного Сергия он также самоотверженно исполнял послушания Церкви (в те годы требовалось много сил для восстановления монастыря после пожара).

2 июня 1748 г. в Петропавловском соборе Петербурга архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского. Вступив на архиерейскую кафедру, свт. Иоасаф строго следил за благочинием и состоянием храмов, за правильностью совершения богослужения и особенно нравственностью паствы. Большое внимание святитель уделял образованию духовенства, правильному соблюдению ими устава и церковных традиций. Как и прежде, свт. Иоасаф все силы отдавал архипастырскому служению, не щадя своего здоровья. Своему келейнику Стефану накануне своего преставления святитель запретил домогаться священного сана и предупредил, что в случае непослушания его постигнет безвременная кончина. Другому келейнику, Василию, святитель указал, что он будет диаконом, а сана священника никогда не достигнет. И это предсказание впоследствии исполнилось. 10 декабря 1754 г. святитель преставился. Прославление свт. Иоасафа в лике святых состоялось 4 сентября 1911 года.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: