Мощи в Троице-Сергиевой лавре. Портной для преподобного

Портал продолжает публикацию новейших чудес, явленных по молитвам к . В этот раз мы печатаем несколько пространных историй из жизни мирян.

Конечно, данное от Бога чудо само по себе не делает человека святым и не избавляет от дальнейших ошибок, жизненных трудностей и преткновений. Но всякое такое чудо подтверждает уникальную истину: Господь Бог и Его святые любят нас, таких подчас немощных и грешных, святые не гнушаются быть рядом с нами и помогать в земных ситуациях.

История Лидии Сергеевны

В 1997 году в Лавру приехала немолодая женщина по имени Лидия. Она была совершенно невоцерковленным человеком и ехала не для того, чтобы молиться или искать разрешения каких-то духовных проблем. Была проблема совсем другого рода. Лидия Сергеевна хотела забрать свою дочь Татьяну, которая, закончив университет, вдруг сказала, что не будет жить в миру, стала ездить по святым местам, древним обителям и наконец поселилась у . Здесь Татьяна встретила прекрасного духовника отца Онуфрия, который однажды, прозревая будущее, сказал: «Скоро приедет твоя мама. Приведи ее ко мне». И вот действительно, мама приехала, чтобы вернуть свое чадо к мирской жизни. Дочь, как и было условлено, повела ее к батюшке. Во время беседы с отцом Онуфрием с Лидией что-то произошло, из глаз ее потекли слезы, а в сердце неожиданно родилось желание покинуть бессмысленную суету жизни мирской и посвятить себя чистой, духовной жизни возле святой обители. Вместо того, чтобы забрать дочь, Лидия Сергеевна осталась сама, стала снимать жилье в Сергиевом Посаде и трудилась при храме. Через некоторое время, - это был 1998 год, - у нее обнаружили опухоль в горле, врачи сказали, что делать что-то бессмысленно - это стало серьезным искушением для только что обратившегося к Богу человека.

Святые отцы говорят, что скорби никогда не посылаются людям случайно - они помогают как можно раньше увидеть непрочность земных благ. Только в скорбях, лишениях и болезнях мы понимаем, что чего бы ни стремились достичь на земле: богатство, славу, удовольствия, все равно придет момент, когда все это будет отнято. Более важно то, с чем душа встретит вечность. Именно скорби помогают обратить сердце к благам подлинным, вечным, духовным.

У Лидии было чувство и твердая вера, что если она приложится к открытым мощам преподобного Сергия, то Бог подаст ей исцеление

Для Лидии стала испытанием, насколько серьезно она обратилась своей душой к Богу. Теперь каждый день, с самого утра и до вечера, на протяжении всех акафистов в Троицком соборе Лавры она молилась преподобному Сергию. Ее уже хорошо знали лаврские монахи, совершавшие служение в Троицком храме, а она изо дня в день от всего сердца молилась. При этом в глубинах души у нее было чувство и твердая вера, что если она приложится к открытым мощам преподобного Сергия, то Бог подаст ей исцеление. Обыкновенно все прикладываются только к раке - серебряному ковчегу, в котором почивают мощи Сергия, а на уровне главы Преподобного помещается стеклянная створка, которая лишь изредка открывается, и тогда можно приложиться к покрытой покровом главе святого Сергия.

Наступило 7 октября, то есть день накануне осеннего праздника преподобного Сергия. К этому празднику в Лавру съезжаются все архиереи Русской Православной Церкви, которые во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси совершают торжественное богослужение. Лидия стояла недалеко от святых мощей, молилась. В это время в Троицкий собор вошел кто-то из приехавших архипастырей. Иеромонах, совершавший служение (то был отец Ираклий), открыл мощи Преподобного, пропустил владыку, а затем подозвал приложиться Лидию: «Матушка, давай, подходи» (имени ее он не знал, но часто видел в Троицком соборе). С какой верой, с какой надеждой и горячей молитвой она приложилась! Как сама вспоминает, слезами оросила покров Преподобного. Вечером на Всенощной на помазание она подошла самой последней, незнакомый ей архиерей помазал ей лоб, после чего она открыла ворот одежды, освободив пораженное опухолью горло, и владыка, поняв ее, произнес: По вере вашей да будет вам (Мф. 9:29) - Лидия Сергеевна еще и слов-то таких не знала, что они из Евангелия взяты - и святым елеем изобразил на ее горле большой крест. Ночью наступило исцеление, опухоль исчезла, как будто ее и не было. Сама Лидия Сергеевна рассказывала, что, проснувшись, почувствовала, как слизь выходит через рот. Праздник преподобного Сергия Радонежского Лидия встретила совершенно здоровой!

Незнакомый архиерей помазал пораженное опухолью горло и произнес: По вере вашей да будет вам (Мф. 9:29)

Вот так преподобный Сергий призывает людей к себе, под свой благодатный покров, и удивительным образом помогает в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях.

Сама Лидия Сергеевна после чудесного исцеления пережила еще много скорбей. Едва она наскребла средств на покупку комнаты в коммунальном доме, как через каких-то год-полтора дом сгорел, как говорится, дотла. Пожар случился ночью, в мае 2011 года, пожарные оказались бессильны помочь. А милиционеры, развернув полотно, кричали сгрудившимся у окон второго этажа перепуганным жильцам: «Прыгайте, прыгайте». Но полотно милиционеры держали так, что все, кто прыгнул, получили повреждения. Лидия Сергеевна, семидесятилетняя женщина, сломала при падении позвоночник. Что говорить о других ее травмах - переломаны были все ребра - если о позвоночнике врачи ей сказали, что она уже не сможет ходить. Перелом позвоночника получила и дочь, но если Татьяна в результате лечения смогла ходить и обслуживать себя, то Лидия Сергеевна первое время оказалась прикована к кровати. Будучи без жилья, здоровья и денег, она в полной немощи взывала ко всем, кто только мог бы помочь. Найти тихий угол ей удалось с огромным трудом.

При посещении ее удивительно было видеть, что в самых скорбях она всегда оставалась бодрой духовно. С трудом научившись передвигаться по помещению, она не роптала, более того, укрепляла тех, кто ее навещал.

Представим жизнь в простой деревянной келии, срубленной собственными руками

Путь к возвышенному всегда сопряжен с трудом и усилиями. Вспомним, что сам преподобный Сергий испытывал в своей жизни большие трудности. Когда он пришел на место будущего монастыря - холм, называемый горой Маковец, был покрыт непроходимым лесом, в котором водились хищные звери. А ведь наша, русская зима отличается жестокими морозами! Представим жизнь в простой деревянной келии, срубленной собственными руками. Ни централизованного отопления, ни водопровода, ни живущих рядом людей. Но преподобного Сергия согревала молитва, а его верность Богу и чистота его души преобразили и окружавший его мир. Как описывает ученик Сергия Епифаний Премудрый в житии своего святого наставника, возле преподобного Сергия дикие звери теряли хищные нравы, так что даже медведя Преподобный кормил из собственных рук. И в наши дни угодник Божий помогает в скорбях, помогает преодолевать страсти людские, но нам не подается полностью беспечальная жизнь, чтобы в жизненных испытаниях мы могли укрепляться духовно.

Живя в Сергиевом Посаде, еще до травмы позвоночника Лидия Сергеевна участвовала в благотворительной деятельности, собирала помощь для детских домов, сама раздавала ее и беседовала с детьми о Боге. Некоторое время она посещала детский дом для слепоглухонемых. Долго посещать не смогла, так как при виде слепых детишек у нее слезы текли ручьем. Батюшка сказал, что со временем сердце ее привыкнет и станет пожестче, но этого она так и не дождалась, ушла. В детском доме она познакомилась со слепым мальчиком Владиком, так звали и ее собственного внука. Лидия Сергеевна все время общалась с мальчиком. Когда она приходила, то он говорил: «Пришла бабушка Владика и моя». Узнав о возможности пересадки органов, Лидия Сергеевна предложила забрать у нее один глаз для Владика: «Я уже пожилая, мне он не нужен, а ему пригодится», но врачи сказали, что в случае Владика это невозможно - у него с рождения не только отсутствовали глазные яблоки, но и не было ведущих к ним нервных стволов.

Господь всегда спасает от тоски и уныния тех, кто имеет любовь к ближним и оказывает им деятельное добро

Лидия Сергеевна помогала и автору этих строк. В лице этой женщины многие видели бескорыстного, доброго человека. В итоге она лишилась всего, но, даже будучи прикована к кровати, умела душевно укреплять других. Господь всегда спасает от тоски и уныния тех, кто имеет любовь к ближним и оказывает им деятельное добро. Скажу более: Лидия Сергеевна после ряда испытаний стала еще добрей, хотя и до испытаний доброты у нее было немало.

Вот допустим, отец Онуфрий благословил Лидии Сергеевне помогать одной сильно пострадавшей женщине. Звали ее Светлана и трудилась она в подмосковном лепрозории. Лепрозорий - место нахождения и лечения прокаженных — долгое время был засекречен. К несчастью Светланы, муж ее сильно страдал алкоголизмом. Однажды, в пьяном бреду он схватил ружье и выстрелил в супругу - она не успела от него убежать, дробь поразила позвоночник в четырех жизненно важных местах. Так она стала калекой, передвигалась с трудом на колясочке.

Лидия Сергеевна регулярно навещала ее, пока Светлана жила в Сергиевом Посаде рядом с храмом . Но потом по какой-то причине Светлане пришлось переехать в дом, находившийся на территории лепрозория. Поселилась она в котельной на втором этаже. Лидия Сергеевна время от времени приезжала туда. Как-то в морозный зимний день она с двумя сумками продуктов поехала на автобусе к Светлане. Автобус сделал крюк и приехал к конечной остановке, миновав нужный поселок.

Выйдя на улицу, на морозном ветру Лидия Сергеевна стала сильно скорбеть, совершенно не зная, что делать, и от всей души молилась преподобному Сергию помочь в этой ситуации. Тут совершенно неожиданно подъезжает такси. Водитель, словно прочитав скорбь Лидии на ее лице, вежливо спрашивает: «Вам куда надо?», довозит до нужного места и не берет за это денег. Пока Лидия Сергеевна поднимала свои сумки, обернулась, чтобы еще что-то сказать водителю, а машины как будто и не было.

Подошла к дому, и уже на первом этаже подъезда услышала, как рыдала навзрыд Светлана. Мобильных телефонов тогда ни у кого почти не было. О том, что Лидия Сергеевна должна приехать, Светлана не знала, но именно в это время с ней случилась сильнейшая болезнь, при которой требовалась чья-нибудь помощь. Светлана просила преподобного Сергия послать ей кого-нибудь. Появление Лидии Сергеевны она приняла как величайшую милость Божию по молитвам преподобного Сергия Радонежского. Светлана прожила еще шестнадцать лет и покинула земной мир в конце 2013 года.

История с теплообменником без особого чуда

Есть случаи, в которых имеет место явное чудо, а есть случаи, в которых за обыкновенным скрывается необыкновенное.

Павел, молодой человек, учившийся в военном училище, с ранних лет увлекался эзотерикой, нехристианской мистикой, много читал сатанинскую литературу, в итоге дошел до полного разрушения своей души, и в храм, можно сказать, не пришел, а приполз.

Здесь первые исповеди и регулярное стали ему помогать. Кто-то посоветовал читать аскетическую литературу, он очень увлекся монашескими идеалами, хотя был уже человеком женатым. Ему очень хотелось соприкоснуться с монашеским духом. Кроме того, духовник посоветовал пройти отчитку.

В Лавру продали теплообменник, но из монастыря вскоре поступила жалоба, что техника неисправна

В 2011 году Павел работал в торговой сфере, отвечая за реализацию холодильных систем. Однажды в Лавру продали теплообменник, но из монастыря вскоре поступила жалоба, что техника неисправна. Приехавшие для экспертизы инженеры посчитали, что теплообменник вполне исправен, но, возможно, кто-то из нанятых работников Лавры предпринимал попытки украсть фреон для дальнейшей наживы. Из Лавры снова поступила жалоба ответственного лица. И тогда Павел самым сердцем почувствовал, что это точно его призывает Господь поехать в святую обитель. Он договорился с организацией о командировке и на три дня приехал в Лавру.

Ответственный, отец Флавий, рассказал, что сам учился на инженера, хорошо разбирается в холодильниках, и что утечка фреона из купленного аппарата наверняка есть. Павел выполнял положенную работу. Но главное оказалось совсем другим: все эти дни отец Флавий организовывал ему посещение святынь, Павел присутствовал на монастырских богослужениях, участвовал в трапезах братии и был невероятно счастлив от того, что самым делом соприкоснулся с духом монашеской жизни. Потом ему с женой от отца Флавия достался пригласительный билет на пасхальную службу, и много после этого Павел посещал братские молебны в Троицком соборе у мощей преподобного Сергия.

Прошло какое-то время. Отца Флавия перевели на другое , теплообменник как работал, так и продолжил работать, жалоб больше не поступало, и из всего этого ясно было одно, что неисправность или мнимая неисправность установки (до конца так никто и не понял) была нужна только лишь для того, чтобы на тот момент еще не достаточно воцерковленный Павел стал ближе к Богу посредством неожиданной поездки в обитель святого Сергия.

Преподобный Сергий постоянно участвует в устроении жизненных судеб людей. Чудным образом в обыкновенном совершается необыкновенное, а за решением жизненных ситуаций стоит теплая забота Преподобного.

«Мама скоро придет»

Вот вроде бы совершенно житейская ситуация - детские страхи. Но и здесь преподобный Сергий явил свою любовь, представ маленьким детям и укрепив их до прихода мамы. История эта реальна, ибо люди, с которыми она произошла, близко знакомы автору.

Маленькая девочка, о которой пойдет речь, ныне мама главного редактора одной известной радиостанции в Москве. Она до сих пор трудится в Лавре, хотя и достигла уже пенсионного возраста. А ее собственная мама работала в Сергиевом Посаде в больнице, в самом конце улицы Кирова. Уходя на работу, она вынуждена была оставлять дома детей одних: дочку Софию лет четырех и сына Михаила лет шести.

Дети больше всего на свете боялись грозы

Эти дети больше всего на свете боялись грозы. И вот однажды их мама во время работы заметила, что на город надвигается страшная грозовая туча. Реакция детей была заранее известна, и мама, тут же отпросившись, поспешила домой. Но разве быстро пройти такое расстояние? Гроза уже во всю бушевала. А бедная женщина всю дорогу горячо молилась преподобному Сергию.

Подойдя к дверям, она с удивлением обнаружила, что в квартире тихо и спокойно. Когда открыла дверь, то дети, проявляя странное спокойствие и , словно никакой грозы и не было, сразу стали говорить про старца, который их только что посетил. А именно, когда тучи стали сгущаться и пошел дождь, они увидели, как в комнату зашел благообразный старец, причем они нисколько его не испугались. Старец стал ласково с ними разговаривать, успокаивать: «Не пугайтесь, мама скоро придет». Он говорил что-то еще, что к настоящему времени уже забылось, а в то время записать никто не догадался. Когда же их мама подошла к двери, она была заперта, и никто из посторонних не мог ее открыть. Куда делся старец, дети понять не могли, так же как и откуда он появился. Брат впоследствии вспоминал, что старец был в монашеском одеянии, такой, как изображается преподобный Сергий, очень ласковый, даже прикоснулся и погладил детей, а потом он просто исчез. Так детям явился сам преподобный Сергий, утешающий даже в таких малых волнениях.

В комнату зашел благообразный старец и сказал детям: «Не пугайтесь, мама скоро придет»

Впрочем, автор не может не добавить, что жизненный путь этих детей оказался на странность различным. Если маленькая Соня выросла глубоко церковной женщиной, всецело преданной преподобному Сергию, то старший брат Миша со временем стал проявлять к вере полное безразличие. Уехав заграницу, проживая в комфорте и внешнем благополучии, он как-то остыл к вопросам духовной жизни. При личной беседе автора с ним Михаил Ильич высказывал редкостную индифферентность к вопросам духовного мира, и даже о посмертном бытии души высказывался скептически: «Никто не видел того, что там. Да и есть ли там что-то вообще, мы не знаем». Но даже при такой закостенелой личной апатии к вере он все-таки с удивлением вспоминает и признает, что в далеком детстве им действительно явился старец, очень похожий на преподобного Сергия, и сам Михаил Ильич, противореча себе, убежденно заключает: «Вероятно да, пришел он оттуда».

Бабушка с Украины

Матушка Елена Гусар рассказала свою историю, в которой также за обыкновенным скрывается необыкновенное:

«Уже более шестисот лет мощи преподобного Сергия являются источником благодатной помощи для многих людей. Исцеление больных, изгнание бесов, помощь в скорбных семейных и других жизненных обстоятельствах, избавление от опасностей и помощь в учебе - множество чудес, подобных этим, не перестает совершаться по молитвам Преподобного.

На паперти сидела слепая старушка. Она сказала, что ей некуда идти

Господь судил так, что мне довелось жить некоторое время в Сергиевом Посаде и потрудиться в Лавре преподобного Сергия в качестве экскурсовода. Однажды вечером 9 октября я вела экскурсию, рассказывала о Лавре и ее святынях группе немцев. Вечерняя служба в храмах уже закончилась, и, по обыкновению, экскурсоводы закрывают храмы на ключ. Но в тот вечер на паперти Успенского храма сидела сгорбленная старушка, совершенно слепая. сказала, что ей некуда идти, и она останется ночевать на улице.

Она рассказала, что одна в свои восемьдесят с лишним лет приехала с Украины, из Киева на праздник преподобного Сергия, будучи совершенно незрячей. Говорила, что очень горячо молилась преподобному Сергию и просила его помощи, чтобы ей добраться до Лавры. Ведь там живет и ее духовник - известный лаврский старец архимандрит Наум (Байбородин), и ей нужно было попасть к нему на исповедь и получить жизненно важный совет.

«Всю дорогу я ехала на электричках, - рассказывала мне бабушка Анна (позже мы с ней познакомились), - добиралась из Киева до Москвы несколько дней, ночевала на вокзалах. Добрые люди помогали, я ведь ослепла совсем, ничего не вижу, не знаю, в какую электричку садиться. Только молюсь, прошу помощи у преподобного Сергия; зацеплюсь рукой за прохожего, а он проводит до нужной электрички, поможет зайти, спрашиваю его имя, чтобы помолиться о здравии, а он отвечает: «Сергеем меня зовут, бабуля». И так несколько раз в пути мне разные Сергеи помогали. Это мне преподобный Сергий всех их послал», - рассказывала с улыбкой баба Аня. Разве это не чудо?!

Я попросила бабушку Аню подождать, пока я закончу экскурсию, обещала помочь ей устроиться на ночлег. Но мои немцы так растрогались этой историей, что сразу дали денег и попросили позаботиться о паломнице. На проходной у лаврских ворот мы нашли несколько адресов, где можно было переночевать недалеко от Лавры. Бабушка Аня взяла меня под руку, и мы пошагали с ней, прося помощи преподобного Сергия. На беду все места оказались уже занятыми, нам везде отказали. Уже отчаявшись, мы постучались в один из домов, и каково же было наше изумление, когда нам открыла женщина, оказавшаяся землячкой бабы Ани, тоже из Киева. Они и жили раньше недалеко друг от друга. У них даже нашлись общие знакомые. И какая же была у всех радость, как промыслительно все устроил Господь по молитвам преподобного Сергия. Теперь я была спокойна за бабу Аню. Хозяйка дома радушно приняла паломницу, пообещав на следующий день проводить ее в Лавру к отцу Науму и отвезти потом на вокзал.

Вот так преподобный Сергий заботится обо всех, с верой приходящих к нему».

«Ты довольна?»

Иногда случающиеся беды воспринимаются нами как безысходные. Но обращение всем сердцем к преподобному Сергию и в таких ситуациях находит благодатный ответ. Вот какой историей поделилась Людмила С., слушательница Высших богословских курсов при Московской духовной академии, где автор преподает.

У офицера украли восьмимесячную девочку

В ноябре 1994 года в городе Краснознаменске Одинцовского района, где расположена военная часть, произошло ЧП. У офицера, друга мужа Людмилы, украли восьмимесячную девочку вместе с коляской возле универмага. Хотя по тревоге подняли всю часть, солдаты и офицеры обыскали все подвалы, чердаки, обошли все квартиры, ребенка нигде не нашли. А коляска валялась за чертой города.

Все были в ужасном состоянии, переживали, как это так — в закрытом военном городке — пропал ребенок. От такого горя Людмила с мужем поехали в Лавру, потому что слышали и читали, что от мощей преподобного Сергия Радонежского происходят чудеса. Когда они приехали (это было 8 ноября) и помолились у мощей преподобного Сергия, чтобы девочка нашлась, то Людмила еще попросила святого угодника о себе, чтобы ей забеременеть. Ей было уже тридцать пять лет, а детей никак не было.

Людмила молилась у мощей преподобного Сергия, чтобы девочка нашлась, а ей забеременеть

Хочется отметить, что они молились и просили преподобного Сергия, будучи совершенно невоцерковленными на тот момент людьми, не состоя в церковном браке и даже не будучи зарегистрированы. Не обладая пониманием храмовой культуры, Людмила приехала в Лавру в брюках, с накрашенными губами. Тем не менее, как говорит сама Людмила, преподобный Сергий сжалился и исполнил их просьбу и желание. На следующее утро девочка лежала целая и невредимая, завернутая в одеяльце, на коврике возле квартиры ее родителей. Сама же Людмила после этого забеременела.

Когда прошло два месяца, во сне она увидела, как к ней идет сам преподобный Сергий - в необыкновенном свете, улыбается, столько доброты и любви было в его глазах, что Людмила вспоминает: «Никто меня так в жизни не любил. До сих пор я вспоминаю, и у меня текут слезы, и сердце согревается теплом». Преподобный Сергий ласково спросил: «Ты довольна?» А после этого, в сентябре 1995 года у нее родился сын, которого назвали Сергием в честь Преподобного.

Преподобный Сергий ласково спросил: «Ты довольна?»
А после этого родился сын

После чудесной поездки в Лавру Людмила воцерковилась. Когда ребенку было шесть месяцев, мама купила ему икону преподобного Сергия Радонежского. Малыш все время тянулся к иконе, говорил: «Папа! Папа!» Мама давала ему эту икону в руки, он прижимал ее к себе и без нее не спал. Отца папой он почему-то не называл, за что тот все время ругался: «Я твой папа».

К великому сожалению, гражданский супруг на тот момент к Богу не обратился. Не сложилась в дальнейшем и их семейная жизнь. Мама с ребенком старались ходить в храм, шли тайно от отца, а он все равно безошибочно определял их хождение. Людмила спрашивала: «Ты следишь за нами что ли или кто-то докладывает?». Он отвечал: «Да вы на рожи-то свои поглядите, вы ведь все светитесь».

Людмила не смогла, рассталась с ним. Будучи еще слишком духовно неопытной, она дала обет, что воспитает ребенка в любви Божией. Отсюда делала вывод, что с таким супругом разве сможет воспитать сына правильно. Затем священник ей говорил: «Как можно давать такие обеты? Надо ведь сначала себя укрепить». О бывшем супруге известно, что, обзаведясь новой семьей, он все же пришел к вере и тоже приезжал в Лавру молиться преподобному Сергию.

Вкратце представим дальнейшую судьбу Людмилы с сыном до настоящего времени. Они переехали в Ленинградскую область. Людмила пошла работать в воскресную школу преподавателем. Сын постоянно ходил с ней, а затем поступил в кадетский корпус. По воскресеньям посещал храм. В шестнадцатилетнем возрасте испытал период охлаждения в вере. Так, когда они приехали в Саввино-Сторожевский монастырь и подошли к святым мощам, сын сказал: «Чего ты меня сюда привезла? Чему тут поклоняться? Косточки какие-то». Мама заплакала, припала к святым мощам и стала просить преподобных Сергия Радонежского и Савву Сторожевского, чтобы они вернули ребенка к вере. Она сказала: «Я отсюда не уйду, пока кто-нибудь из монахов с тобой не поговорит». Тут подошел один монах и спрашивает: «Что случилось?» Он стал разговаривать и объяснять смысл почитания святых мощей. После этого сын не только укрепился в вере, но и стал ходить на службу в алтарь, помогать за богослужением, вставал раньше матери и ехал в церковь. А потом он поступил в военно-космическую академию.

Увидел преподобного Сергия

Обыкновенно, когда говорят о чудесах, то думают услышать об исцелении безнадежно больных, о том, что кто-то просил помощи в тяжелой земной ситуации и получил небесный ответ. Такие случаи есть - у Бога милости много. Однако далеко не всегда чудо бывает ответом на просьбу о чем-то земном.

Неисповедимым Промыслом Божиим одним подается чудо в самом начале духовного пути, при обращении к Богу, как особое благодатное вдохновение, призывающее к жизни духовной и на протяжении всех последующих лет согревающее душу. Другим подается в середине пути, когда они, ослабев, приходят к духовному спаду - чудо возвращает им стимул к духовному деланию. Третьим подается чудо в самом конце жизни, после долготерпеливого земного странствия как утешение за понесенные тягости.

Достаточно близкий автору человек, преподаватель духовной семинарии, Михаил, рассказал о ключевом событии в его жизни, связанном с преподобным Сергием. Ему было дано чудо именно в начале духовной жизни. Еще совсем юным человеком он стал трудиться на подворье Троице-Сергиевой Лавры в Москве - это было в самом начале возрождения подворья, когда приходилось много работать, заниматься ремонтами и реставрацией.

Сначала на подворье был открыт храм, потом появились монахи. По делам они ездили в Лавру. Однажды Михаил с несколькими иноками поехал в обитель Сергия в надежде приложиться к святым мощам. Не так давно обратившись к вере, он весь горел искренним желанием помолиться преподобному Сергию.

В то время Троицкий собор был открыт лишь до 17:00. В Лавре братия с подворья занялась необходимыми делами: что-то приобретали, выписывали, погружали. Время тянулось, и с самого начала Михаил скорбел душой, что они не успеют зайти в Троицкий собор, а так хотелось придти к Преподобному, приложиться к его мощам и от души помолиться. Как уже было сказано, недавно всем сердцем обратившись к Богу, Михаил с чистым, детским благоговением стремился ко всему духовному, и теперь, оказавшись в Лавре и не успевая к преподобному Сергию, он очень в душе огорчался. В 16:45 приехавшая с подворья братия неожиданно вспомнила, что пора бы зайти к Преподобному - все поспешили в собор, подошли к раке.

Михаил вдруг совершенно отчетливо и реально увидел преподобного Сергия

Михаил с благоговением и душевным трепетом шел вслед за монахами. И вот он у святых мощей. Приложился к ногам Преподобного, стал проходить дальше, чтобы приложиться к рукам, но вдруг совершенно отчетливо и реально увидел преподобного Сергия. Никогда больше, ни до, ни после этого с Михаилом не было ничего подобного, да он и сам никак не ожидал и не искал такого видения. Но всё воспринималось как в обыкновенной действительности, только с удивительно новым чувством в душе: собственно, вроде бы ничего особого, Михаил только увидел, как Преподобный восстает из раки, ласково смотрит на Михаила, прикасается руками к его голове и тепло целует в лоб. Михаил ощутил и душой и телом благодатную, неземную, теплую любовь Преподобного, в уме и сердце воцарились мир и покой. Он был словно на Небе. На лбу, в том месте, где поцеловал преподобный Сергий, было тепло-тепло. А в душе оставалось необыкновенное, благодатно-радостное воодушевление, которое сохранилось по выходе из собора.

Это было в 1995 году. Через год Михаил поступил в семинарию, затем закончил и ее и Духовную академию, стал преподавателем духовных школ и церковным ученым. На протяжении всех последующих лет, когда случались разные жизненные проблемы, для Михаила бывшее видение являлось утешением и духовной опорой. Оказывается, мы не оставлены, нас видят святые, они любят нас и готовы помочь, только бы мы обращались к ним самым сердцем.

Главные мощи России

В России торжественно отмечается 700-летие Сергия Радонежского. Из этих семи веков игумен земли русской уже на протяжении 592 лет официально почитается святым. Обретенные в 1422 году мощи преподобного с той поры остаются для православных россиян главной святыней в стране. О них слышали все, поклониться им в Троице-Сергиеву лавру приходят тысячи людей. Однако в столь долгой истории существования мощей можно обнаружить необычные и даже детективные эпизоды. Несколько раз нетленные останки по разным причинам выносили из Троицкого собора, а однажды под покровом темноты группа людей похитила голову Сергия. Но это были не злоумышленники, это были спасители.

Корреспондент «МК» попытался разобраться в хитросплетениях биографии знаменитой святыни.

На самом деле 18 июля празднуется очередная годовщина чудесного обретения мощей Сергия Радонежского. Через 30 лет после смерти своей он явился во сне некоему благочестивому мирянину и велел передать игумену и братии Троицкой обители: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» Такое известие побудило монахов раскопать гроб. По свидетельствам участников этих событий, оказалось, что тело и одежды погребенного остались нетленными, хотя домовину действительно залили грунтовые воды. Преподобный Сергий был канонизирован, а день 5 (18-го — по новому стилю) июля, когда мощи его подняли из земли, с тех пор отмечается как церковный праздник.

Мощи радонежского святителя поместили в старейшем монастырском храме — Троицком соборе. Первоначально они находилась в деревянной раке, но летом 1585 года это вместилище заменили новым: по воле царя Ивана Грозного для мощей была изготовлена серебряная позолоченная снаружи рака-ларец. В 1737 году, правительница Анна Иоанновна «устроила над ракой великолепную серебряную сень на четырех столбах, на которую пошло серебра более 25 пудов».

Место это весьма почиталось, толпы богомольцев ежедневно приходили к преподобному, причем многие из них — в надежде на избавление от болезни, на помощь Сергия. В церковной литературе можно найти упоминания о происходивших время от времени подобных чудесных случаях с верующими у раки святого. Известный путешественник барон Герберштейн, несколько раз посетивший Русь в XVI веке, писал в своих заметках: «Говорят, что погребенный (в Троице-Сергиевом монастыре) святый Сергий творит чудеса; удивительное стечение племен и народов прославляет его; туда ездит часто сам князь…» По степени значимости собор Троицкого монастыря с его главной святыней соперничал в старину даже с главными кремлевскими соборами: в XV-XVI вв. именно здесь крестили наследников московского престола, а важнейшие договоры скрепляли целованием креста у гроба преподобного Сергия.

В старых хрониках упомянут по крайней мере один случай, когда мощи радонежского святителя покидали стены основанного им монастыря. 17 мая 1746 года в лавре и в примыкавших к ней с юга посадах вспыхнул большой пожар, который в итоге опустошил южную половину монастырской территории. Разбушевавшееся пламя могло накрыть раку святого, а потому монахи вынесли мощи преподобного через задние Каличьи ворота на пустырь, находившийся в ту пору к северо-востоку от обители. Когда пожар был потушен, Сергия вернули на территорию монастыря, а на том месте, где находились в эвакуации его мощи, была позднее построена в городе церковь Всех Святых.

Есть сведения, что без малого сто лет назад огонь еще раз угрожал главной святыне лавры. Но тогда дело обошлось далеко не так благополучно. Вот фрагмент из опубликованного письма-воспоминания одного из послушников Троице-Сергиевой лавры, а впоследствии архиепископа Ярославского и Ростовского Михея: «...В 1916 году в газетах было опубликовано сообщение о пожаре в Троице-Сергиевой лавре, во время которого сгорели мощи преподобного Сергия. Дело было так: до 1916 года мощи были нетленными. Их обкладывали ватой, которую раздавали верующим в благословение. Случилось так, что гробовой иеромонах не заметил, как в раку попала искра от свечи, и, уходя на обед, он закрыл раку крышкой. Искра эта попала на вату, при малом доступе воздуха вата тлела потихоньку. Когда же пришел с обеда гробовой иеромонах и открыл крышку, при большом притоке воздуха вата вспыхнула и загорелась, сгорели одежды и обгорела сама плоть, остались лишь кости...»

Однако самыми трагическими, самыми детективными стали события, произошедшие в Троицком соборе вскоре после революции.


Череп князя Трубецкого

16 февраля 1919 года коллегия наркомата юстиции приняла постановление об организованном («по требованиям трудящихся, красноармейцев...») вскрытии мощей, хранящихся в храмах и монастырях. Весной 1919-го очередь дошла и до преподобного Сергия. В протоколе общего собрания Совета рабочих и крестьянских депутатов Сергиева Посада, состоявшегося 1 апреля, отмечено, что фракция депутатов-коммунистов потребовала произвести вскрытие, «считая, что мощи Сергия являются средством пошлой эксплуатации малосознательных масс и почвой для злостной агитации черного духовенства».

«Акцию» наметили провести 11 апреля. По распоряжению властей, опасавшихся возможных волнений и антикоммунистических выступлений верующих и монастырской братии (в ту пору в лавре насчитывалось 180 монахов), для охраны порядка была мобилизована рота курсантов, к монастырю подтянули конную милицию. Патрули красноармейцев перекрыли все входы в лавру, а на стенах ее и даже на колокольне (чтобы кто-нибудь не вздумал ударить в набат) поставили часовых.

Сама процедура вскрытия мощей длилась 2 часа — с 20.50 до 22.50. В это время в Троицком соборе присутствовали официальные лица — члены городского исполкома, представитель губернских властей, а также 2 специалиста-медика, группа операторов кинохроники, монахи во главе с наместником лавры.

Из донесения троицких монахов, отправленного 12 апреля патриарху Тихону: «...отцу-наместнику предложено было вскрыть святые мощи, а отец-наместник поручил вскрыть святые мощи игумену Анании и игумену Ионе. Когда начали снимать покровы, то каждое действие вскрывающих было снято кинематографическими и фотографическими аппаратами. Были сняты со святых мощей покровы, схима и мантия, по снятии последней оказались святые мощи, сохранившиеся в следующим виде: череп с нижнею челюстью и зубами и все кости преподобного за исключением ступней, волосы и немного волос, завернутых в бумагу. По окончании освидетельствования комиссией был составлен акт... Сегодня в 2 часа дня получено от комиссара лавры постановление исполкома Сергиевского совета о принятии мер к тому, чтобы останки преподобного Сергия находились в должной сохранности, почему предложено, не изменяя настоящего расположения и вида останков, сделать непосредственно над ними покрышку из зеркального стекла...»

На протяжении еще некоторого времени рака с лишенными покровов останками преподобного, которые загородили стеклянной крышкой, была доступна для верующих. Потом, после окончательного закрытия в 1920 году лавры, этот объект почти на 25 лет стал одним из экспонатов устроенного в бывшей Троице-Сергиевой обители атеистического музея. Судя по всему, за эти четверть века поруганную святыню неоднократно вывозили из монастыря — «на гастроли». Как писал уже упомянутый архиепископ Михей, «мощи преподобного Сергия не раз вывозились в Москву, выставлены были в трапезной церкви...»

На рубеже 1920-1930-х гг. существовала реальная угроза уничтожения некоторых мощей, отданных в качестве экспонатов в атеистические музеи Москвы и Сергиева Посада, — в том числе и преподобного Сергия. Активисты созданного в столице в 1927 году Общества развития и распространения идей кремации (ОРРИК), неоднократно выступили с идеей показательного сожжения нетленных мощей, предлагая для пущей наглядности кремировать останки нескольких православных святых, чтобы доказать, что они сгорят точно так же, как тела простых покойников. К счастью, этот варварский план не был реализован.

Детективная история разыгралась с «похищением» головы Сергия: несколько священнослужителей и верующих решили унести и спрятать череп преподобного, чтобы уберечь его от поругания и возможного уничтожения после вскрытия мощей и превращения их в музейный экспонат.

Существует две версии начала этой истории. Согласно первой из них, заговорщики решили действовать еще до проведения вскрытия мощей — едва узнав, что большевистские власти задумали такое глумление. Выбрав удобный момент, они ночью тайно вошли в Троицкий собор, открыли раку и забрали из нее голову Сергия, подменив ее заранее припасенным дубликатом — черепом, взятым из фамильного склепа князей Трубецких, находящегося на территории лавры.

Согласно другому изложению событий, такую подмену спасители головы совершили позднее, в 1920 году, — уже после того, как мощи были обнажены и публично выставлены в соборе. В пользу именно этой версии говорит текст из протокола вскрытия, где упоминается, что, по заявлению присутствовавшего при этой процедуре медика, доктора Попова, «череп соответствует по своей древности костям». Да и простая логика подсказывает: заговорщикам куда проще было выкрасть череп из раки, когда мощи в ней хранились уже в обнаженном виде.

Впрочем, основная фабула событий в обоих случаях совпадает. Главными инициаторами и исполнителями похищения стали служащий в Троицком храме монастыря отец Павел Флоренский, наместник лавры архимандрит Кронид, член Комиссии по охране памятников истории и старины Троице-Сергиевой лавры Ю.А. Олсуфьев, а также граф В.А. Комаровский и двое будущих священников — С.П. Мансуров и М.В. Шик. Изъятую из раки (есть сведения, что благословение на это было получено от патриарха Тихона) голову Сергия Радонежского спрятали в монастырской ризнице, а потом Олсуфьев, живший в Сергиевом Посаде, положил реликвию в дубовую коробку-ларец и перенес к себе домой. Там святыня хранилась вплоть до 1928 года, когда Олсуфьев, предполагая свой возможный арест, закопал ларец в саду.

Опасения оказались не напрасными. В 1933-м был отправлен в тюрьму Павел Флоренский, а сам Олсуфьев вынужден был бежать в Нижний Новгород, где он поделился тайной головы преподобного с будущим епископом Новгородским Сергием — в ту пору мирянином Павлом Голубцовым. Некоторое время спустя этот новый участник спасательной операции сумел приехать в Сергиев Посад, пробраться в сад, выкопать заветный ларец и тайно переправить его в маленький поселочек Мешаловка неподалеку от подмосковных Люберец, где к тому времени поселился Олсуфьев. (Из воспоминаний П.А. Голубцова: «Главу я переносил в хозяйственной закрытой сумке, чтобы не было подозрений, а сверху прикрыл газетой, как будто в сумке кочан капусты...»)

В 1938 году арестовали «главного хранителя головы» Олсуфьева, и бремя заботы о спасении святыни легло на Голубцова. Вскоре после начала войны, когда его должны были вот-вот призвать в армию, он сумел эту часть мощей переправить в село Виноградово, расположенное к северу от столицы. Святыня хранилась в алтаре местного храма, о чем знал только служивший в этой церкви духовник Голубцова отец Иларион.

За несколько месяцев до Победы наступили счастливые перемены в судьбе мощей Сергия Радонежского. В начале 1945 года было намечено провести Поместный собор Русской православной церкви, на него должны были приехать зарубежные церковные иерархи, для которых предполагалось организовать посещение закрытой Троице-Сергиевой лавры. Чтобы «экскурсия» выглядела пристойно, сверху поступило распоряжение: вновь облачить мощи преподобного Сергия в схиму и покровы, которые хранились в музейной экспозиции. Раку с благоустроенными мощами переставили на ее старое место в Троицком соборе.

И все-таки это еще не было полным преодолением мерзости запустения. Лавра была вновь возвращена Русской православной церкви лишь почти год спустя. А накануне праздника Пасхи в 1946 году появилось официальное распоряжение о передаче возрождающейся обители ее главной святыни — мощей Сергия Радонежского. Поскольку Троицкий собор тогда еще оставался в распоряжении музея, тяжелую (почти 60 пудов) раку пришлось на некоторое время переносить в Успенский собор монастыря.

Однако в этом роскошном вместилище вместе с останками преподобного находилось и инороднее тело — голова одного из князей Трубецких, о чем не догадывались даже монахи, а уж тем более — толпы верующих, которые выстраивались в длинные очереди для поклонения великому святому. Впрочем, такое положение вещей сохранялось совсем недолго.

Когда Павел Голубцов, служивший в армии санитаром, вернулся в 1945-м после демобилизации, он забрал ларец из виноградовского храма и передал реликвию наследнице Олсуфьева, его приемной дочери Екатерине Васильчиковой. Та хранила святыню в комнате, поставив на ларец, для пущей конспирации, горшок с цветком. Когда стало известно, что Троице-Сергиева лавра вновь открывается и ей возвращают мощи радонежского святителя, Васильчикова сумела передать хранившуюся у нее голову преподобного патриарху Московскому Алексию, который и благословил возвратить ее на место во время переоблачения мощей в новую схиму. Такую честь доверили тому самому схиархимандриту Илариону, что был хранителем святыни в годы войны. «Обратная замена» также была совершена в глубокой тайне. А подробности этой эпопеи со спасением головы стали известны много позднее — благодаря внуку Павла Флоренского, Екатерине Васильчиковой, Павлу Голубцову, епископу Михею...

Портной для преподобного

Как ухаживают за мощами Сергия Радонежского? Некоторые сокровенные эпизоды нынешнего существования этой святыни удалось узнать от старшего смотрителя Троицкого собора отца Корнилия.

— За те более 10 лет, что я являюсь смотрителем собора, внутренние покровы ни разу не заменяли. В зависимости от богослужебного годичного круга мы периодически меняем лишь наружные покровы — схимку и наглавник. Обычно они зеленого цвета, а к Пасхе переоблачаем мощи в красные убранства, к празднику Преображения — в белые...

По словам отца Корнилия, время от времени гардероб преподобного обновляют. Но старые обветшавшие покровы не выбрасывают. Их разрезают на маленькие кусочки, и эти святыни вставляют в иконы, которые могут получить верующие. Новые покровы изготавливают золотошвейки лавры.

— Уже несколько лет, как при иконописной школе, которая работает в лавре, открылось отделение лицевого шитья. Эскизы новых покровов разрабатывают либо выпускницы отделения, либо те, кто уже трудится в мастерской при обители. До недавнего времени не было для убранства мощей преподобного Сергия ни одного покрова с лицевым шитьем: ведь все старые, считающиеся произведением прикладного искусства, хранятся в музее. Но сейчас уже созданы мастерицами в технике лицевого шитья два полотнища с изображением радонежского святителя. Причем одно из них скопировано с древнейшего покрова, изготовленного еще в 1425 году (рисунок на нем, возможно, воспроизводит портретные черты самого Сергия, и даже есть предположения, что прорисовки для шитья сделал великий иконописец Андрей Рублев).

Рака с мощами закрыта массивной стеклянной крышкой: это необходимая мера безопасности. Однако почти каждый день в 5.30 утра в Троицком соборе проводится братский молебен перед мощами преподобного Сергия. Помимо монастырской братии на таком богослужении могут присутствовать и богомольцы. Согласно существующему правилу, при этом открывают небольшое окошко над головой преподобного и те, кто находится в храме, прикладываются непосредственно к наглавнику. Мы стараемся предоставить такую возможность не только монахам, но и паломникам, пришедшим в столь ранний час в Троицкий храм.

Когда окошко в стеклянной крышке раки открыто, можно ощутить сильное благоухание, исходящее от мощей. Некоторые считают, что подобное происходит потому, что мощи специально обрабатывают какими-то ароматическими веществами. Однако хочу заверить: ни покровы святого, ни саму раку внутри мы ничем пахучим не протираем, никаких пузырьков с благовониями туда не кладем.

Адрес: г.Сергиев Посад, Лавра.
Время работы: с 05:00 до 21:00.
Как добраться:
- с Ярославского вокзала до станции Сергиев Посад (время в пути 1,5 часа);
- от метро ВДНХ на автобусе № 388, отправляются каждые 15 мин. (время в пути более 1 часа);
- на автомобиле по Ярославскому ш. (трасса М-8), 45 км. от МКАД,
далее 10 км. по Проспекту Красной Армии до Лавры.

Вряд ли найдется человек, который хотя бы раз не слышал о Троице-Сергиевской Лавре . Те, кому удалось побывать в самой главной православной достопримечательности России, наверняка вспоминают поездку с огромной душевной теплотой. Сегодня это крупнейший православный мужской монастырь , который не зависит от духовенства (ставропигиальный).

История Свято-Троицкой Сергиевской Лавры

Свято-Троицкая Сергиевская Лавра обязана своим появлением двум братьям - Стефану и Варфоломею, родившимся в боярской семье. Варфоломей с самого детства стремился служить богу, однако, родители не давали ему благословения на это. Когда мать и отец, состарившись, решили уйти в монастырь, братья все-таки смогли покинуть мирскую жизнь.

Становление монастыря

В 1337 году неподалеку от города Радонеж на холме в лесистой местности Стефан и Варфоломей собственными руками возвели келью и небольшую церквушку. Старший брат не смог долго жить в уединении, а Варфоломей смиренно молился и служил Богу. Мог ли 23-летний молодой мужчина представить, что место, которое выбрал он для своей отшельнической жизни станет величайшей православной святыней? Игумен одного из монастырей, находившегося неподалеку, постриг Варфоломея в монахи под именем Сергия. Так началась славная жизнь Сергия Радонежского, который в будущем оказал огромное влияние на духовную жизнь не только близлежащих сел и деревень, но и всей Руси.
Ведя отшельнический образ жизни, Сергий научился смирению - он работал на земле, усиленно молился и совсем не желал славы. Однако, судьба распорядилась по-другому. Его церквушка стала привлекать все больше людей, которые просили научить их, как вести благочестивую жизнь. Около кельи Сергия стали появляться другие жилища. Постепенно местность была заселена людьми, которые проповедовали православие. Можно говорить о появлении в этот период времени монастыря, точная дата основания которого неизвестна (по одним источникам - это 1337 год, по другим - 1342). Сначала игуменом был тот самый монах, который постриг Варфоломея - Митрофан. После его кончины это место занял преподобный Сергий.
В 1355 году произошли некоторые изменения на монастырской земле: ее разделили на 3 зоны: жилую, хозяйственную и защитную. Возведена новая Троицкая церковь из дерева, рядом находились жилые постройки - кельи и трапезная. В общественной зоне располагались хозяйственные постройки и обработанные земли. Территорию монастыря оградили забором, у центральных ворот находилась деревянная церковь имени Дмитрия Солунского. Общее расположение сооружений на территории не претерпело сильных изменений.
Популярность Троицкого монастыря как духовного центра русских земель нарастала с необычной силой. Все больше московских князей искали здесь благословения. Известен факт, что Сергий Радонежский оказал огромную поддержку Дмитрию Донскому, благословив его перед Куликовской битвой. Преподобный Сергий отправил с войском двух монахов - Пересвета и Ослаблю, вопреки строгим монастырским правилам.
В 1932 году Сергий Радонежский ушел на вечный покой, его похоронили внутри главного храма. В тот момент игуменом значился один из его учеников Никон.

Новая жизнь монастыря

В 1408 году случилась беда: хан Едигей практически стер монастырь с лица земли. Но, возможно, это послужило началом нового этапа развития обители. В 1415 году игумен Никон заложил первое здание из камня - Троицкий собор. Строительство осуществляли мастера из Косово, которые с некоторых пор обрели здесь кров. Роспись храма внутри осуществляли известные мастера иконописной живописи Андрей Рублев и Даниил Черный. Интересен факт, что знаменитая икона "Троица" была написана целенаправленно для украшения иконостаса данного собора.
В 1469 году стартовало строительство еще одного каменного здания - трапезной. Ее особенностью было то, что она имела тип одностолпной палаты, этот прием впоследствии стали широко применять в зодчестве. На нижнем этаже находились трапезные для братии, а на верхнем - царские палаты. В 1476 году вблизи собора появился еще один храм.
Во времена царствования Ивана Грозного, который часто посещал монастырь, территорию снова видоизменили. В частности, по периметру возведены стены из белого камня. Их длина составляла почти полтора километра. Благодаря устроенным запрудам и окружению высокими стенами монастырь превратился в настоящую крепость. В середине XVI века монастырь получил новый статус - архимандрии.
Иван Грозный способствовал заложению первого камня в строительстве крупного Успенского собора. Однако, через пять лет строительство остановили из-за пожара, вследствие которого многие строения сильно пострадали. Успенский собор все-таки достроили, но Ивану Грозному не суждено было увидеть построенный храм, его освещение состоялось после смерти государя в 1585 году.
Ко второй половине XVI века равных Троицкому монастырю в государстве не существовало: в его ведении находились почти 3000 поселений, которые не только полностью обеспечивали себя всем необходимым, но и осуществляли торговлю за рубежом.

Непростые времена - XVII век

В 1608 году началась осада монастыря польско-литовскими захватчиками. Но это было не самое страшное: через год внутри монастыря люди стали повально гибнуть от цинги. Но это, к счастью, не стало причиной захвата земель. Неведомая сила позволила отстоять монастырь. Вовремя подоспела помощь: зимой 1610 года войско под руководством Михаила Скопина-Шуйского освободило монастырь. Через несколько лет Троице-Сергиевский монастырь снова подвергся атаке, на этот раз завоевать его пожелал польский королевич Владислав. Но мечтам его тоже сбыться было не суждено.

Процветание монастыря в XVII-XVIII веках

После осады быстрыми темпами началось восстановление: существенно укреплены стены, башни приобрели вид, дошедший до наших дней. Появились новые сооружения: большая колокольня, церковь Михаила Малеина, царские хоромы, чуть позже - дополнительные кельи из камня, больничный комплекс и еще 2 церкви. Жизнь процветала - владения монастыря стали превышать царские и патриаршие.
При Петре I здесь появились трапезная и церковь в честь Сергия Радонежского, а также надвратная церковь. Чуть позже монастырь был укреплен из-за неожиданной возможности захвата шведами. Был выкопан ров, сооружены 2 каменных моста. Земляные укрепления существуют до сих пор.
После Петра I интерес к Троице-Сергиевскому монастырю угас, существовал даже вариант переноса его поближе к Петербургу. Однако, в 1738 году управлять жизнью здесь стал Духовный совет.

Новая веха в развитии Лавры

С приходом на трон Елизаветы Петровны начинается следующая эпоха развития. В 1742 году здесь открывается духовная семинария, а в 1744 году монастырю присвоили титул Лавры, руководителем ее становится Митрополит Московский. Императрица очень любила бывать в Лавре, она способствовала тому, что почти все строения внутри монастыря изменили свой внешний вид по сравнению с первоначальным. Появилась колокольня в 1770 году, для которой отлили огромный колокол, вес его - 4065 пудов. Лавра продолжает оставаться крупнейшим духовно-культурным центром, роль ее еще более усилилось после перевода сюда в 1814 году Духовной академии. Если исключить тот факт, что из-за этого пришлось нарушить общую целостность архитектурного комплекса строений монастыря, то Духовная академия сделала Лавру еще более мощным средством формирования духовного наследия.
XVIII - XIX века - время небывалого расцвета Лавры. Богатства монастыря с каждым годом приумножались. Этому способствовало огромное количество принадлежащих ему земель, крестьянских душ, а также активная торговая деятельность. Троицкий монастырь был настоящей сокровищницей: именно там находились мощи многих святых, в том числе Сергия Радонежского, Никона, митрополита Иосафа и др. К тому же именно стены этого храма украшало самое известное творение Андрея Рублева - икона Святой Живоначальной Троицы.

В начале XX века началось сложное время, отразившееся на всей монастырской жизни. В один из майских дней 1920 года в последний раз здесь встретили прихожан, после чего Лавру закрыли, распустили Духовную академию. В годы Советской власти многие здания были реконструированы и стали выполнять функции хозяйственных и жилых построек. Переплавлена большая часть древних колоколов. В 1940 году начались работы по устройству здесь государственного историко-художественного музея-заповедника, власти пытались полностью изменить территорию, недостаточное внимание уделялось сохранности святынь и объектов, представляющих огромную ценность. После Великой Отечественной войны здесь открыли училище, а годом позже Успенский собор был возвращен Патриархии. В послевоенный период проводились масштабные восстановительные работы по приданию объектам архитектуры вида, максимально приближенного к первоначальному.

Троице-Сергиевская Лавра сегодня

В 1993 году Троице-Сергиевской Лавра включена в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России. Сейчас территория монастыря включает в себя множество архитектурных памятников, подобия которым нет нигде. Современная Лавра - уникальный действующий мужской монастырь, в котором насчитывается примерно две сотни монахов. Приехать в это удивительное место может любой желающий - ежедневно для паломников и туристов со всего мира проводятся интереснейшие экскурсии.

Памятники архитектуры на территории Лавры


Отправляясь на экскурсию в Троице-Сергиеву Лавру , нужно потратить немало времени, чтобы не только увидеть внешнюю красоту памятников архитектуры, но и по возможности попасть внутрь и насладиться их уникальным убранством, поклониться мощам Великих людей, похороненным здесь. Древнейшие сооружения, сохранившиеся на территории до настоящего времени, поразят своим величием. Троицкий и Успенский соборы, Михеевская, Никоновская, Трапезная и Духовская церкви, Предтеченский храм, колокольня и другие православные сооружения восхищают и поражают своей красотой и неповторимостью. Такого разнообразия и одновременно с этим гармоничности в архитектурном ансамбле нет ни в одном монастыре мира. Поездку в Сергиев-Посад и Лавру невозможно забыть, она придаст небывалую силу духа на долгие годы.

Молитвы читаются о налаживании благочестия семьи, содействии в формировании нравственно-религиозного характера детей.

Преподобный Кирилл и Мария были выходцами из знатного боярского рода и проживали свою жизнь в старинном Ростовском княжестве. Благочестивое семейство уже имело одного сына по имени Стефан, как Господь подарил им ещё одного сына, которого пара именовала Варфоломеем. Младшему сыну Варфоломею в будущем довелось стать преподобным Сергием Радонежским.
Праведность преподобного Кирилла и его супруги Марии славилась и была известна не только Господу. Супруги всегда были строгими блюстителями всех божественных статутов, они помогали бедным, однако особо свято берегли заповедь священного апостола Павла: «Страннолюбия не оставляйте, тем бо не ведяще неции странноприяша Ангелы». Всему этому они учили и детей своих, привязывая им идею не упускать случай пригласить к себе в обитель странствующего инока или другого утомленного паломника. До нашего времени не убереглось более подробной информации о благочестивой жизни этой счастливой пары, однако мы можем совместно со святителем Платоном заявить, что сам порожденный ими плод показал лучше всякой сладкоречивой хвалы добросердечность благословенного рода. Блаженны родители, чьи имена вечно славятся в их потомстве и отпрысках! Блаженны и дети, кои не только не постыдили, но и усилили и возвеличили почет и благородство своих отцов и именитых предков, поскольку подлинное благородство заключается в добродетели!

В конце своего жизненного пути преподобные Кирилл и Мария решили по собственному желанию принять монашество. Они устремились в Покровский монастырь, который был расположен в 3-х верстах от Радонежа, и на тот период связывавший 2 обители: для старцев и для стариц. В этом месте преподобный Кирилл и его супруга Мария провели свои последние дни, готовясь к вечной жизни. Сначала они приняли монашеский постриг, а позднее и схиму. Обремененные старостью и недугами, схимники в течение непродолжительного промежутка времени подвизались в новом звании. Примерно в 1337 г. супружеская чета с миром отошла в царство Божие.

В 1992 году Архиерейским Храмом РПЦ было постановлено причесть преподобного Кирилла и супругу его Марию к лику святых.
Святителем Филаретом Московским были написаны строки, в которых он говорит, что бессмертные мощи святых благоденствуют славой их добродетелей так, что они, часто бывая преуменьшенными в смертной жизни, обретают величество по смерти. И после кончины выказывают в себе духовную силу жизни, чудным образом источающуюся и на окружение. Иисус Христос предпочитает жить в избранниках своих даже физически, поскольку располагает их к внутреннему с Ним общению. Он поселяется в сердце и привносит в него новую жизнь. И тело, беспрерывно очищаемое аскетизмом и подвигами, даже в бренной жизни становится богоносным и переполняется силой Господней для других... А поскольку сила Христова вечна, то самоочевидно, что она, поселяясь в существ человеческих, иже Христовы суть (Гал. 5, 24), и телесам их вещает бессмертие; поскольку силе Господа нету предела, то согласно и то, что она посредством них чудодействует, когда этого соблаговолит Господь... Данное бессмертие и исцеляющая сила, которая исходит из них, учит нас благочестию и подталкивает к подражанию их вере.

Сила заступничества Богоматери, преподобного Кирилла и жены его Марии, а также их сына Сергия проявляется в дивах, которые совершались в течение всей истории Хотькова монастыря. В тяжкий для русского человека и Святой Церкви период не раз выказывалось ходатайство перед Господом за своих земных братьев преподобных Кирилла и Марию, а также их сына Сергия.

Мощи Преподобных Кирилла и Марии Радонежских находятся в Покровском Хотьковском ставропигиальном женском монастыре , Московская обл., Сергиево-Посадский р-н.


Дни почитания - 18 июля- обретение честных мощей, 20 июля, 8 октября- Преставление.

Молятся, чтобы испросить у Святого помощи в избавлении от физических недугов и душевных. Особенно часто богомольцы взывают к Преподобному, моля об усмирении гордыни, как одного из тяжелейших грехов. Просят не только за себя, но и за своих друзей и врагов.

Особым почётом этот образ пользуется у родителей, чьи дети не показывают успехов в учении. Сам Сергий Радонежский долго не мог совладать с грамотой и отлично усвоил её лишь после горячих молитв к Господу нашему. Теперь он сам стоит подле Бога и просит его за тех, кто не может лишь собственными силами преуспеть в учении. Обращаются к Сергию Радонежскому и сами ученики, накануне экзамена или при освоении сложных наук.

Чтится Сергий Радонежский и как Святой заступник праведников и честной жизни. Поэтому перед его иконами молятся накануне важных судебных дел или во время тяжбы: помогает Преподобный всякому, кто в помыслах и делах искренен и чист и в суде за правду против лжи борется.

Православные христиане ведают Сергия Радонежского, как Варфоломея. Жил он с 3-го мая 1314 г. по 25-е сентября 1392 г., и был монахом церкви Русской. Преподобный Сергий стал основателем Троицкого монастыря (г. Москва), который ныне известен как Троице-Сергиева лавра, а также преобразователем монашества в Северной Руси.

Родился Варфоломей в селе Варницы возле Ростова. Отцом преподобного был боярин Кирилл, мать звали Марией. С 10 лет Сергия обучали грамоте в церковной школе. В обучении мальчик не был так успешен, как двое его братьев, за что учитель постоянно ругал его. Сергий молился со слезами на глазах, но учеба и дальше приносила огорчения для него и родителей. И тогда случилось нечто, что изменило всю жизнь святителя.

История жизни Сергия Радонежского

После того, как родители Варфоломея умерли, он отправился в тот же Хотьково-Покровский монастырь, где на тот период уже находился его овдовевший брат Стефан. Желая пригнуть к «строжайшему монашеству» Варфоломей с братом основали пустынь у реки Кончуры среди Радонежского бора. Здесь в 1335 г. была возведена церковь во имя Святой Троицы. Сегодня в месте этом стоит соборный храм с таким же названием.

Стефан слишком суровых порядков не выдержал, уехал он в московский Богоявленский монастырь, где через некоторое время стал игуменом. Варфоломей в это время принял постриг под именем Сергия, призвав некоего игумена Митрофана. Такое имя выбрал он, поскольку отмечался тот день, как день памяти мучеников Сергия и Вакха. Было тогда ему 23 года.
Образовалась здесь обитель, оформленная как Троице-Сергиев монастырь, первым игуменом был Митрофан, вторым – Сергий, с 1354 г. ставший пресвитером. Запретил он подаяние, желая, чтобы иноки жилы от труда своего. Пример он и сам подавал. Постепенно слава обители распространялась. Пустынь превратилась в богатый монастырь, поскольку многие приносили пожертвования.

Благословил митрополит Алексей, а Сергий сделал – ввел общинножительский устав, многие русские монастыри последовали примеру такому. Перед смертью митрополит Алексей хотел, чтобы Сергий стал приемником ему, но игумен отказался.
Одним современником было очень точно подмечено: «Сергий тихими и кроткими словами мог достучаться к самым загрубелым и ожесточенным сердцам». С его милостыни многие князи примирялись. Обращались к нему князи, бояре и воеводы за благословением.
В 1382 г., в дни, когда Тохтамыш наступить на Москву решил, Сергий покидает свой монастырь на определенный период, отправляясь к князю Михаилу Александровичу Тверскому под защиту.
Кроме Троице-Сергиева монастыря Сергием было основано еще несколько храмов, среди которых Благовещенский монастырь, Старо-Голутвин, Высоцкий и Георгиевский монастыри. Учениками его было возведено более 40 обителей.

В «Житии» преподобного Сергия (написанном в 1417-1418 гг.) рассказывается о том, что много чудес он в своей жизни совершил, многих исцелил, а однажды воскресил святой мальчика, которого отец на руках принес к нему.

За полгода до то кончины своей, которую чудотворец предвидел, собрал он братию и благословил преподобного Никона на игуменство.25 сентября 1392 г. отошел Сергий в Царство Небесное.

Мощи преподобного в 1919 г. подвергались вскрытию. Останки святителя найдены были в виде костей, волос и одеяния монашеского, точнее, фрагментов его. В период с 1920 г. по 1946 г. находились они в лавре. С 20 апреля 1946 г. мощи переданы церкви.

Канонизация

День памяти преподобного отмечается 25 сентября (8 октября), а также в день, когда мощи его обретены были – 5(18) июля, в Соборе Радонежских святых это 19 (6) июля. Информации о том, с какого момента Сергия приписали к лику святых, не сбереглось. В 1427 г. на родине служителя Божьего возведен был Троице-Сергиев Варницкий монастырь.

Были и такие, что сомневались в святости Сергия. Но всяческие грамоты говорят о том, что причисление преподобного к святым все же было. В светских энциклопедиях даже дата указана – 1452 г.

Сегодня по одобрению папы римского почитают Сергия Радонежского в восточнокатолических церквях.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: