Можно хоронить на следующий день после смерти. Траурный этикет для приглашенных: советы что делать и как быть в скорбный час

Смерть близкого человека всегда застаёт врасплох, даже если он долго болел, и было понятно, к чему идёт дело. Люди, окунувшись с головой в большое горе, как правило, теряются и не знают, с чего начинается организация похорон. В такие моменты нужно постараться собрать всю волю и сдержать эмоции.

С чего начать организацию похорон: первым делом после обнаружения смерти человека нужно позвонить в полицию на «02» и скорую на «03» и сообщить о происшедшем. Дальнейшие действия зависят от того, где и по какой причине наступила кончина.

Если близкий болел тяжёлой, неизлечимой болезнью, независимо от того, наблюдали его в стационаре или нет, следует при его жизни обратиться к участковому терапевту в свою поликлинику и сообщить о наличии диагноза. В медицинской карточке больного обязательно должны быть соответствующие записи.

Если такой больной скончался дома, и в его карточке есть записи о болезни, то, кроме вызова скорой, стоит позвонить участковому врачу в поликлинику. Как правило, в таких случаях участковые врачи дают свой личный телефон и просят перезвонить и сообщить сразу, если больной умрёт. В данном случае врач скорой помощи и участковый полицейский приедут и составят свои документы.

Врач скорой помощи даст первые советы, такие, как:

  • закрыть зеркала;
  • при необходимости, наглухо закрыть окна.

Так как при наступлении кончины вследствие определённых диагнозов, например, рака, усопшие мгновенно покрываются чёрными пятнами. Чтобы этого не произошло, следует перекрыть доступ свежего воздуха.


Врач и полицейский могут дать готовый план, как организовать похороны близкого человека с нужными телефонами. Потом участковый терапевт пригласит прийти и забрать заключение о смерти. На все уйдёт несколько часов. В этом случае патологоанатомическая экспертиза не проводится.

Обращение в скорую и полицию существенно облегчит проведение похорон.

Проведение нужных обрядов

Если семья не отрицает наличие бога и хочет в процессе похорон провести положенные религиозные обряды, при наличии неизлечимой болезни, которая в скором времени может привести к гибели, лучше заблаговременно обратиться в храм, и сообщить об этом духовному лицу во избежание возможных неприятных сюрпризов во время похорон.

Как правило, в этом случае за больным закрепляется священник, который бесплатно ходит на дом к больному и проводит все нужные таким больным обряды и таинства.

В обязанности священника могут входить:

  1. Исповедание больного.
  2. При необходимости крещение умирающего.
  3. Отпевание.

Эти действия служитель церкви проводит по просьбе родных почившего.

Если заблаговременно не уведомить в храме о диагностировании неизлечимой болезни, потом могут отказать в проведении религиозных погребальных обрядов. После звонка в скорую помощь и полицию нужно сообщить о случившемся священнику. Он ознакомит со своим планом дальнейших действий. Организация похорон на кладбище полностью или частично может лечь на его плечи.

Что делать, если врач не знал о болезни

Если человек болел тяжёлой неизлечимой болезнью, умер дома, но при жизни не сообщили об этом участковому врачу в поликлинику, не были сделаны соответствующие записи в карточку, даже если есть все заключения о протекании болезни из стационара, полиция откроет дело относительно кончины усопшего.

В обязательном порядке будет проводиться патологоанатомическая экспертиза причин гибели. В этом случае врач скорой, который официально зафиксирует смерть, вызовет машину и после отработки места кончины полицейским, отправит тело на экспертизу.

В случае наступления кончины в больнице экспертиза тоже будет проводиться.При криминальном характере кончины будут произведены следующие действия:

  • на место обнаружения покойника выедет опергруппа;
  • будет открыто уголовное дело по факту гибели;
  • будет проводиться экспертиза установления её причин.

Эти действия необходимы, чтобы в случае насильственной гибели быстро найти виновника.

Уже на этом этапе стоит подумать, на каком кладбище будет производиться захоронение и как именно. Пока в стране получили распространение два варианта:

  • кремация;
  • захоронение в гробу в землю.

В таком случае стоит прислушаться к просьбе умершего.


Если умерший и его родные проживают в сельской местности и вопроса о том, где хоронить не возникает, так как кладбище одно, проблем не будет. Если же семья проживает в большом городе, вопрос может оказаться очень тяжело решаемым.

Если родственник был неизлечимо болен, лучше к вопросу, где и как хоронить подготовиться заранее. Прозвонить несколько кладбищ и узнать стоимость кремации и захоронения без кремации. Найти документы на захоронение ваших родственников, которые умерли давно и куда вы будете подхоранивать усопшего.

Семья имеет полное право отказаться от помощи должностных лиц, которые будут предлагать вам воспользоваться готовыми телефонами фирм, занимающихся подготовкой усопших к похоронам.

Если родные решили всё делать самостоятельно, то после ухода полиции и врачей можно на пару часов отключить телефон, чтобы не травмировали навязчивые агенты ритуальных услуг.

Доставку тела усопшего на вскрытие будут организовывать полиция и скорая, за это родные не должны платить.Если экспертизу делать не надо, тело в морг можно не вести.

Как организовать похороны и с чего необходимо начать оформлять документы – сложно сразу сориентироваться. Документ про причину смерти получают в поликлинике у участкового терапевта в том случае, когда человек умер дома от тяжёлой болезни и об этом есть записи в его медицинской карточке.

Для его получения нужно взять с собой:

  1. Паспорт покойного.
  2. Медицинскую карточку.
  3. Полис медицинской страховки.
  4. Паспорт родственника, который пришёл за оформлением свидетельства.

При всех остальных причинах смерти тело покойного отправляют на экспертизу в морг, там и выдают заключение о причине гибели.

Чтобы получить свидетельство в больничном морге потребуется тот же набор документов, что и для поликлиники.

Если причина гибели имела криминальный характер и экспертиза проводилась в судебном морге, достаточно иметь при себе паспорт погибшего, если его невозможно найти, нужна выписка из домовой книги. А также паспорт лица, которое пришло оформлять медицинское свидетельство о причинах кончины.

Полученное свидетельство внимательно нужно вычитать. В нём не должно быть исправлений и сокращений.

Имея на руках медицинское заключение о причине гибели необходимо ехать оформлять гербовое свидетельство о смерти, которое выдаёт ЗАГС. Обращаться можно в ЗАГС по месту кончины, регистрации проживания, нахождения морга, выдавшего заключение о причинах смерти, а также в центральный ЗАГС в большом городе.

Для получения гербового свидетельства, на основании которого потом можно проводить погребение, оформлять наследство, получить денежную помощь, специальный отпуск на работе для участия в обряде, надо с собой иметь:

  • паспорт покойного, при его отсутствии подаётся выписка из домовой книги по адресу последнего проживания усопшего,
  • свидетельство о смерти, выданное врачами с заключением о причинах смерти,
  • паспорт лица, которое прибыло получить гербовое свидетельство о смерти.

Кроме гербового свидетельства,сотрудники ритуальной службы обязаны выдать справку для оформления финансовой помощи на погребение формы № 33.

Перед выездом нужно выяснить режим работы ЗАГСа и время, которое придётся потратить на то, чтобы доехать в морг за документом о причине смерти, а оттуда добраться до ЗАГСа.

Начинать эти поездки стоит как можно раньше. На оформление и очередь в ЗАГСе у вас уйдёт почти весь день. Можно просто стоит планировать поездку в ЗАГС на следующий день. При желании ритуальное агентство может взять оформление свидетельств на себя.

Если семья намерена проводить санацию трупа, его одевание самостоятельно или пригласив в помощь соседей, надо помнить, что через несколько часов после того, как человек умер, наступает трупное окостенение. После его наступления будет чрезвычайно тяжело одеть скончавшегося и придать ему необходимую позу в гробу, практически невозможно.

Соответствующая контора в комплексе услуг могут предложить санацию, бальзамирование, одевание, приведение в порядок лица (подкрашивание). Необходимо учесть, что одежду для подготовки покойника необходимо передать минимум за 1 сутки до дня погребения.

У многих фирм есть услуга, при которой компания предоставляет одежду для подготовки покойника к церемонии прощания, в комплект может входить:

  • только нижнее бельё;
  • вся необходимая одежда.

Это новая, недорогая, приличная одежда, пошитая специально для погребения. Обувь желательно, чтобы была чуть великовата.

Как похоронить человека – знания, которые хотелось бы никогда не иметь. В дальнейший порядок действий входит выбор кладбища и определение дня похорон. Заказ их проведения, выбор способа погребения. Для того чтобы сделать захоронение без кремации необходимо предварительно съездить на кладбище, кремацию можно заказать по телефону, а потом оплатить её непосредственно до или после церемонии.

Выбор дня

При выборе дня похорон, необходимо учесть, что:

  1. 1 день займёт оформление свидетельств о смерти.
  2. Морги в выходные и праздничные дни не работают, а хранилища трупов работают постоянно.
  3. Если придётся лично ехать на кладбище договариваться о предоставлении места и проведениизахоронения на это может уйти ещё целый день.

По этой причине лучше не организовывать процесс прощания в одиночку. Этим должно заниматься ещё несколько близких или знакомых или необходимо обратиться к услугам профессионалов.

Если обратиться в бюро похоронных услуг, находящееся при кладбище, на котором планируется хоронить покойного, там могут предоставить полный комплекс услуг, начиная от подготовки покойного до проведения траурной церемонии с соблюдением всех русских традиций.

В ритуальных компаниях могут подсказать, что нужно для похорон. Гроб, венки, саван можно приобрести в ритуальном или интернет-магазине. Все эти покупки может произвести фирма, которая будет готовить прощальную церемонию, если вы определитесь в ценовой политике для этих покупок.

Гроб необходимо подбирать из расчёта прибавления к росту 20 или 25 см. В зависимости от полноты идут специальные модели. Покрывало подбирается согласно вероисповеданию и традициям семьи усопшего.

Если семья покупает гроб, венки самостоятельно, необходимо подумать о доставке к месту нахождения покойника. Можно использовать свой транспорт. Можно доплатить, и магазин доставит сам. При использовании личного транспорта, необходимо уточнить, откуда придётся их забирать, это может быть адрес в другой стороне города.

Заранее стоит выяснить время приёма гроба моргом. В разных учреждениях разные правила. В одних местах принимают заранее, а в других незадолго до выдачи. Все эти условия необходимо согласовать, выстроить последовательный план действий.

Нужно определиться, планируется ли подвозить гроб к последнему месту проживания или из морга сразу на кладбище. В последнее время к дому почти не возят. Надо обзвонить родственников, друзей, знакомых, которые будут присутствовать на церемонии прощания.

Если гроб не будут подвозить к дому, то нужно попросить пришедших собраться сразу на кладбище.В этом случае можно не оплачивать транспорт для перевозки прощающихся. Оплатить только транспорт для перевозки гроба с покойником.

Также необходимо заказать людей, которые выкопают яму, перенесут гроб везде, где его необходимо переносить. Закопать могилу должны рабочие, которые её вырыли.

Порядок действий завершается организацией поминок. Поминальный обед можно приготовить дома, можно заказать в ритуальном или обычном кафе.

Ритуальное кафе удобнее тем, что:

  • помещение будет иметь соответствующее убранство;
  • там предложат список блюд, которые готовятся специально на поминки;
  • будет учтён пост, если поминки с ним совпали;
  • цены в них в среднем доступные.

Учитывая эти плюсы, всё-таки стоит выбрать ритуальное кафе.

Смерть – это естественный процесс, через который предстоит пройти каждому человеку. Во всех культурах существуют определенные ритуальные действия, направленные на проводы покойного. Как проходит обряд похорон у русских? Внимательно разберемся в процедуре.

Что это такое

У всех народов существовали определенные традиции прощания с человеком. Различия погребения связаны с религиозными и национальными обычаями. Тело отдавали какой-либо из стихий:

  • земле (захоронение в склеп, могилу);
  • огню (кремация);
  • воздуху (подвешивание останков);
  • воде.

Сейчас можно встретить комбинированные ритуалы, которые совмещают в себе несколько обрядов. Покойника хоронили в естественном состоянии или подгибали конечности. Современные традиции отдают предпочтение земному погребению.

Во многих культурах смерть – это переход из одного мира в другой. Чтобы не помешать усопшему, надо соблюдать определенные ритуальные действия. Некоторым народам запрещалось плакать и горевать при прощании. Другим наоборот необходимо было максимально проявлять свою скорбь.

Христианство оказало огромное влияние на многие культуры. Особенность религии в том, что она не разрушала полностью старые обычаи, а незаметно подстраивалась. Похоронные обряды в православии сохранили отголоски древних языческих верований.

Как эволюционировало погребение

Традиционный ритуал намного длиннее того, что происходит сейчас. Он начинался с того момента, как показались первые признаки смерти. Знания о таинстве утратили, а современное погребение сократили.

Еще в 19 веке русские крестьяне готовились к уходу заранее. Считалось хорошим тоном, если гроб человек делал самостоятельно. Его ставят на чердаке и наполняют зерном. В день похорон злаки высыпали птицам.

Одежду для последнего наряда так же шили загодя. Существовала специальная методика, которая позволяла сотворить убранство без единого узла и пуговиц. Женщины готовили «приданое» как себе, так и супругу. В узелок завязывали все необходимые атрибуты для смерти.

В 20 веке начинается активная борьба с православием, поэтому ритуал максимально приземляется и упрощается. Разрушение веры в загробный мир сделало обряд скучным и постным. Исчезло сакральное значение всех действий, а осталось банальное погребение мертвого тела.

Проводы

Похороны — это такое событие, что случится с каждым человеком. Если провести все действия по правилам, то умершему будет легче покинуть дом. Разберем основные аспекты.

В этот этап надо подготовить тело к таинству. Для омовения останков приглашали людей, не связанных кровными узами. Усопшего моют теплой водой, читая молитвы «Господи, помилуй» или «Трисвятое». Помните, что для процедуры подходят только представители пола покойника.

Для похорон у русских принято использовать чистую, новую одежду. Нельзя брать чужие наряды, особенно родственников. В этом случае покойник «заберет» человека с собой. Наших предков одевали в лучшее убранство. Холостых принято было наряжать, как на свадьбу.

Тело укладывали на стол и накрывали саваном – белым покрывалом. Перед тем, как переложить усопшего в гроб, останки и «деревянный дом» окропляли освященной водой. Под голову устанавливали подушку, а на лоб – «венчик». Помните о том, что глаза обязаны быть закрыты, а губы сомкнуты.

Руки сложены крестообразно – правая поверх левой. Чтоб зафиксировать конечности, их связывали специальными путами, которые перед погребением освобождали. Обязательно надевали крестик, а на грудь клали икону: для мужчин Спасителя, а для женщин Богородицу. Пока в помещении находится усопший, в доме горит лампадка или свеча у изголовья.

Суеверия пока покойник дома

Похоронные обряды русских плотно обросли приметами. Какие существуют правила поведения до того, как гроб вынесут из помещения? Есть много моментов, о которых не стоит забывать.

Есть суеверие, что нельзя оставлять покойника одного в комнате. Все предметы, связанные со смертью, являются желаемым артефактом для колдунов. Находящиеся поблизости следят, чтобы ничего не пропало или не подложили в гроб.

Плохой приметой были открытые глаза мертвеца. Считается, что тот человек, на которого упадет взгляд, вскоре умрет. Внимательно осматривают тело, не допуская даже малейшей щели между веками.

Старые люди говорят, что если умерший человек случайно заглянет в зеркало, то он будет пленен, и уйти без помощи знающего человека уже не сможет.

Пока гроб стоит в помещении, нельзя заметать, иначе можно «вымести» всех живущих в доме. После того, как останки увезли на кладбище, остается человека, который занимается уборкой. Чтобы выгнать смерть, тщательно моют пол и выбрасывают веник, ведро и тряпку.

Предметы мебели, на которых стоял саркофаг с умершим, потом переворачивают ножками вверх. Установить его в нормальном состоянии можно только спустя сорок дней. Чтобы дух не тревожил жильцов, в деревнях разбивали табуретки и сжигали на костре.

Вынос

Традиции на русских похоронах требовали, чтобы гроб стоял в центре комнаты. Отпевание назначается в период между полднем и заходом солнца. Любые погребальные мероприятия вечером у православных запрещены. В жилище закрывали зеркала и останавливали часы. Часто на окнах вывешивали полотенца, на которых отдыхала душа.

Чтобы покойник никого не забрал из родственников, надо выносить ногами вперед. Наши предки верили, что такая манипуляция заставит умершего забыть дорогу домой. При перемещении гроба, необходимо стараться не задеть им дверь или стены. На севере России после того, как усопший покинет дом, под угол здания клали камень. Такой оберег защищал всех близких от скорой смерти.

Вынос покойника – это важная процедура, сопровождающаяся эмоциональным состоянием родных. Общество осуждало тех, кто не плакал на похоронах или недостаточно горевал. При этом матерям запрещено было проливать слезы за умершими детками. Считалось, что после смерти они превращались в ангелов, поэтому нельзя было грустить.

У славянских народов традиции запрещали оставлять умерших одних. Всегда рядом сидел кто-то из друзей, соседей или знакомых людей. Считается, что душа очень уязвима в первые три дня, поэтому максимально оказывали поддержку – произносили молитвы из Псалтыри или приглашали специальных чтецов.

Шествие

К похоронам в православии относились очень трепетно, поэтому процессия сопровождалась рыданиями родных. Во главе шел мужчина, который нес на погребальном полотенце распятие или икону. По церковным правилам, гроб с останками обязаны нести кровные родственники и друзья. Но укрепились суеверия о том, что действие доверяли исключительно посторонним людям.

С языческих времен остались страхи перед смертью, поэтому старались не прикасаться руками к атрибутам похорон. Крышку и саркофаг переносили в перчатках или на специальных полотнищах. Зимой на кладбище привозили на санях. Сейчас такую миссию выполняют катафалки.

Первому человеку, с которым процессия встречалась по пути, надо было дать завернутый в полотенце хлеб. Это древний ритуал символизировал свидание мира живых и обиталища мертвых. «Путник» обязан был помолиться о душе покойного.

До кладбища или церкви останавливаться шествию было запрещено. Единственными исключениями могли стать только места, дорогие умершему. Считалось, чем более уважаемым был покойник, тем дольше носили гроб.

Приметы похоронной процессии

После того, как гроб вынесли из дома, существовали определенные суеверия. Если траурный ход шел мимо окон, то наши предки старались разбудить всех спящих. Считалось, что покойный забирал с собой любого человек, пребывающего в дреме.

Обряд похорон у православных запрещал смотреть на процессию через стекло. Согласно приметам, душа находилась рядом и могла обидеться на такое некультурное поведение. Наказанием наглецу становились болезни и быстрая смерть. Старики советовали не пялиться в окно и на мертвеца, а отвести взор, осенить себя крестным знамением.

Нельзя переходить дорогу перед траурным шествием. Если человек умер от несчастного случая или хвори, то неприятность «перескакивала» на нарушителя табу. Лучше переждать процессию в стороне, чем получить негативный удар по ауре.

Когда мертвеца выносят из дома, старики не советовали заглядывать в окна. Неосторожное движение головой притянет смерть в эти жилища. Чтобы родственники покойного не умерли, во время процессии нельзя оборачиваться назад.

Панихида

Церковная служба по усопшему проводилась перед захоронением. Ее можно осуществлять как в храме, так и дома. Священник читает молитвы и псалмы, помогающие успокоить душу и адаптировать ее для нового мира. В текстах образно рассказывают о земном пути человека и его жизненных мытарствах. В конце упоминают о небесном проведении и великой любви к людям.

Зачем нужна панихида? Когда дух выходит из тела, вокруг него собираются бесы и пытаются утащить в ад. Именно в этот момент нужна максимальная помощь церкви, а действие ритуала облегчает переход. В течение трех дней после смерти душа будет находиться в местах, где о ней молятся.

Светская панихида – это церемония прощания у гроба, которая предшествует погребению. Гражданский обряд не несет никакого религиозного подтекста, хотя часто проходит в присутствии батюшки. Каких-либо серьезных требований к ритуалу нет, поэтому он проводится по сложившимся традициям или воле покойника.

Похоронные приметы - суеверия, традиции, ритуалы

Православные похороны. Обряд похорон

5 ВИДОВ ПОХОРОН В РАЗНЫХ СТРАНАХ | Де-Факто

Погребение

Похоронные обряды у христиан совершаются до тех пор, пока солнце не начнет садиться за горизонт. Осталось языческое верование, что дневное светило забирает с собой и душу покойного. Если близкие не успеют закопать гроб до этого периода, то вслед за усопшим уйдет кто-то из родственников.

Прощаясь с умершим, надо целовать его в венчик на лбу. Разрешается плакать и причитать. Священник произносит молитвы. Крышку прибивают гвоздями и тело аккуратно опускают в яму. Сакральным действием является горсть почвы, брошенная в могилу со словами: «Земля пухом».

В яме гроб располагают лицом к востоку. В ногах устанавливают крест, обращенный к западу. Согласно верованиям, «взор» умершего должен падать на христианский символ. Древние традиции требовали, чтобы на могиле был только деревянный памятник, изготовленный вручную родственниками. Современные каменные плиты не соответствуют народным верованиям.

Иногда на кладбище проводили ритуал выкупа земли. Присутствующие брали мелкие монеты и бросали в яму. Это осколки языческих обрядов, которые дошли до наших времен. Православные традиции исключают любые нехристианские обычаи.

Возвращаясь с кладбища, было важно не принести с собой частицу мира мертвых. С обуви тщательно струшивали землю, а контактирующие с покойником мылись в бане. Нельзя для похорон у русских христиан приглашать оркестр. Запрещено совершать погребение на Рождество или Пасху.

Приметы на кладбище

Вырытая не по размерам могила – это верная примета смерти одного из членов семьи. Такое же значение имеет забытая дома крышка или траурные венки. Помните о том, что заколачивать гроб нужно исключительно на месте захоронения. Смерть заберет не только человека, нарушившего запрет, но и семью усопшего.

Детям и беременным запрещали присутствовать на похоронах. У малышей нет естественной энергетической защиты, поэтому возможна негативная атака со стороны злых сил. Женщины на сносях могли получить сильную порчу, которая перейдет по наследству крохе. Первому встречному полагалась пища «на помин».

Уже на кладбище входят через калитку, а усопшего провозят через главные ворота. На обратной дороге можно выбрать любой путь. Помните о том, что впереди покойника тоже не идут. Вначале проносят гроб, а потом подходят живые.

Когда забивают гвозди в крышку, необходимо следить, чтобы тень человека не попала на саркофаг или могилу. Старые люди обращали внимание, чтобы на мертвеце не было колец, а пуговицы расстегивали. Перед опусканием в яму обязательно развязывают узелок, скрепляющий путы. Если забыть это сделать, то кто-то из близких умрет.

Если внутренняя сила отталкивает человека от покойника, то не стоит насиловать себя и целовать ушедшего в венчик. Живые часто боятся мертвецов, поэтому не могут пересилить страхи. Кстати, в древности можно было избавиться от боязни обычным прикосновением к ноге усопшего.

Поминки

Согласно обрядам, после погребения организовывают скромный стол для копателей ямы. Обязательными блюдами являются кутья, блины, а остальное уже по желанию родственников. Алкоголь не был необходимым продуктом, поэтому его наличие обсуждали заранее. На холмике оставляли хлеб или печенье для птиц, которые считались душами умерших.

Проводили поминки в день похорон, через 9 и 40 суток после смерти. Наши предки верили, что ангелы приносили душу умершего в дом, где ее ждали. В этот период надо было пойти на кладбище, чтобы отведать пищи вместе с почившим. Немного оставляли на могиле, а также раздавали людям.

Поминальный обряд собирал за одним столом родственников, друзей и убогих. Считалось, что пока дух путешествует по земле, он испытывает те же потребности, что и живые. Для него отводилось специальное место под образами и ставили отдельный прибор. В тарелку клали ложку кутьи, а стакан с напитком накрывали куском хлеба.

Христианские традиции запрещали людям употребление алкоголя. Хмельное питье – это пережиток языческих тризн. Избыток спиртного наводит человека на грешные мысли, мешая душе усопшего переходу в иной мир.

Нельзя проводить церемонию в будние дни Великого поста. Мероприятие переносят на ближайшие субботу или воскресенье. После поминок принято было раздавать милостыню. Сейчас эта процедура трансформировалась в обряд дарения печенья и конфет.

Приметы после похорон

Правила гласят, что после кладбища нельзя было ходить в гости. Считалось, что человек несет в себе частицу смерти, поэтому возможна трагедия в этом доме. Покидая погост, предки не рекомендовали оглядываться.

Во время поминок ставят изображение ушедшего, а возле него – стакан с напитком и хлеб. Любой, кто выпьет или съест пищу мертвого, скоро умрет. Это же касается и животных. Чтобы предоставить несчастье, жидкость выливали вне дома, а продукт закапывали или сжигали.

После того, как приезжали с кладбища, люди всегда согревали руки живым (открытым) огнем или мыли в горячей воде. Принято было зажигать свечи и держать над ними конечности. Пламя сжигает всю негативную энергию, которая находится в местах смерти.

На поминках запрещено горевать и сильно плакать. Предки верили, что человек отправляется в лучший мир, а в слезах близких может утонуть. Нельзя напиваться на траурном обеде. Такой необдуманный поступок накладывает на род проклятье алкоголизма. Первый блин, ложку кутьи и кисель отдают усопшему.

Уже дома наливают стакан с водой, который накрывают сверху хлебом и посыпают солью. Предмет стоит в течение сорока дней, после чего все выливают и закапывают вне дома. Следует следить, чтобы никто случайно не разлил жидкость или не забрал продукты.

Трапеза на девятый день

Православные традиции требуют от родственников, чтобы они собирались за одним столом спустя 9 суток после смерти. Ритуал перешел от языческих предков и прочно укрепился в православии. Зачем нужен этот обряд?

Считается, что с девятого по сороковой день душа блуждает по мытарствам – преградам в виде грехов. Помощниками со злом выступают добрые ангелы. Только после прохождения «экзамена» человек может предстать перед Богом для получения окончательного приговора.

Близкие усопшего создают соответствующую атмосферу в помещении, где будет проходить поминовение. Выделяют отдельное место, на которое можно поставить стакан с водой, хлеб и зажечь свечу. С утра в храме заказывают молебен и раздают милостыню за упокой.

За столом собираются не только кровные родственники, друзья, но и коллеги. Чем больше будет людей, тем легче душе. Согласно традиции, на поминки никого не приглашают. Приходят только те, кто считает важным вспомнить об умершем. Но если боятся, что кто-то забудет о дате, то разрешается за несколько дней до события напомнить.

Обязательными блюдами являются компот, кутья или любая каша. Именно они становятся тем связующим звеном, который соединяет потерянного близкого и окружающих. Помните о том, что собрались не просто поесть. В этот день вспоминают лучшие моменты из жизни покойника.

Особенности сорока дней

Завершает похоронные обряды важный ритуал. Согласно поверьям, душа в течение 40 суток после смерти еще находится на земле. За это время она проходит через мытарства и подготавливается к переходу в иной мир. Последняя грань, после которой человек попадает в рай или ад.

Христианские обычаи рекомендуют близким в этот день собраться вместе за одним столом. Ритуал поминок – это проводы усопшего, поэтому важно правильно подготовиться к действию. Заранее заказывают молебен за упокой и дают милостыню нищим. С утра отправляются с цветами на кладбище: на могилке зажигают освященную свечу и оставляют сладости на холмике.

Помните о том, что мероприятие – это не способ для встречи с родственниками или знакомыми. На трапезе запрещены песни, веселье и употребление спиртных напитков. Обязательным блюдом на столе являются кутья и блинчики, разрешены овощные салаты и рыбные яства. В доме выделяют место для покойного, располагая стакан с водой и кусок хлеба.

Застолье начинается с минуты молчания. Каждый из собравшихся произносит доброе слово об усопшем. Важно сдерживать эмоции и не плакать: близкий человек находится последний день на земле, поэтому не надо омрачать его пребывание.

Важные мелочи для родственников

Смерть – это горе для близких людей, которое выбивает из привычной жизни. Этим часто пользуются колдуны для свершения магических ритуалов. Чтобы избежать подобных ошибок, разберем наиболее вероятные действия.

Ничего нельзя класть в гроб, особенно это касается чужих вещей, фотографий, денег. Закопанный в землю предмет «позовет» хозяина за собой. Это очень страшное колдовство, которое бьет как по владельцу, так и по конечному исполнителю.

Около саркофага часто расстилают полотенце. Помните о том, что запрещено наступать на него: все, что связано с похоронным ритуалом, надо опустить в могилу или сжечь. Исключением являются освященные иконы. Православные традиции запрещают уничтожение святынь, но и дома их хранить нельзя. Рекомендуем отнести образы в храм.

Путы, омывальная вода и предметы гигиены – это самые сильные магические артефакты. Каждый колдун охотится за подобными вещами и старается любыми способами добыть. Веревки закапывают вместе с гробом, а жидкость выливают далеко от дома. Расческу и мыло, которыми очищали тело, оставляют в могиле.

Особенности жизни после похорон

Православные правила требовали от близких придерживаться траура. В этот период нежелательны любые увеселительные мероприятия, в том числе телевизор и социальные сети. Чаще всего соблюдают девятидневный срок, а уже потом можно переходить к привычной жизни.

Черная одежда – это не обязательный атрибут. Церковь не рекомендует ломать голову над нарядами. Лучше уделить время молитве и поминанию умершему. Наши предки жертвовали деньги на колокол, каждый звук которого отмаливал грехи покойному.

Можно ли после похорон делать свадьбу? Часто к событию готовятся в течение нескольких месяцев. Если эмоциональное состояние пары позволяет совершать церемонию, то мероприятие не отменяют. В православии разрешают венчание до сорокового дня после смерти.

Существует суеверие, что после похорон нельзя мыться и стричься в течение срока траура. Примета является отголоском языческих верований, а церковь не считает нужным следовать таким требованием. В этот период ставят свечи за упокой в храме и раздают нищим милостыню.

В течение 40 дней нельзя ничего делать с вещами покойного. Исключением является кровать, на котором человек умер – ее выбрасывают или сжигают. По окончании траура, одежду раздают на память близким людям или беднякам. Нежелательно продавать или менять на что-то другое.

Мы разобрались, как проходят похороны у русских. Древние языческие традиции так тесно переплетены с православием, что сложно определить, что правильно, а что – суеверие. Наши рекомендации помогут соблюсти тонкости последнего ритуала.

Тема похорон очень грустная, но сталкиваться с ней раньше или позже приходится каждому. Многие теряются от неожиданности, ведь смерть всегда приходит внезапно. Даже если человек тяжело болел, и кончина по всем прогнозам была неизбежна, печальный исход всегда воспринимается окружающими трагично. В такие моменты близкие люди теряют душевное равновесие, чувствуют себя покинутыми и беспомощными. Своим искренним участием мы можем поддержать их и облегчить страдания.

Траурный этикет требует особо тактичного поведения с родственниками усопшего, внимательного отношения к любым, даже самым мелким деталям церемонии погребения. Чтобы в такой нелегкий момент не огорчить кого-либо неуместными действиями или словами, следует заранее поинтересоваться правилами поведения на похоронах.

Во время отпевания

Если родственники покойного заказывают церемонию отпевания в храме, то решать вам, присутствовать на ней или нет . Самое правильное - узнать об этом заранее и уточнить, какие погребальные обряды приняты в определенной религии.

К примеру, у православных христиан все присутствующие держат в руках зажженные свечи и, стоя у гроба, читают молитвы. В еврейской традиции неуместно приносить на похороны венки или цветы. А католики рассылают письменные приглашения на панихиду - мессу.

На панихиде первые места у гроба всегда предназначены для близких родственников. Поэтому садиться или становиться нужно чуть дальше. К тому же, если вы несведущи в ритуалах, оттуда будет легче сориентироваться и повторять за другими то, что делают все: поклоны, наложение креста или повторение слов молитвы.

Если вы придерживаетесь иной веры и религиозных взглядов, вам необязательно выполнять обряды чужой веры . Можно просто постоять или посидеть в сторонке со скорбно опущенной головой и этим выразить уважение к покойнику и ко всем присутствующим.

Правильно будет выключить телефон или перевести в бесшумный режим. Неприлично и бестактно во время церемонии вести переписку по телефону, а также снимать церемонию на камеру без предварительного согласования с родственниками или распорядителем похорон.

  • В старые времена похоронная процессия двигалась пешком от храма до кладбища. Для переноса гроба с телом и крышки требуется несколько человек. Нельзя нести гроб близким родственникам. Традиционно сразу за гробом идут родные и друзья. Они же несут первые венки. Сейчас этот путь представляет собой расстояние до катафалка, а сопровождающие затем едут следом до кладбища на транспорте.
  • Траурный этикет предписывает для похорон соответствующий . Он должен соответствовать атмосфере скорби и печали. Одежда не обязательно должна быть черной, достаточно спокойных тонов, лучше темных. Мужчинам подойдет темный классический костюм.
  • Если прощальная церемония проходит в церкви, то женщинам нужно покрыть волосы платком или шарфом. Неуместно женщине надевать на похороны брюки. Обувь лучше использовать в этот день максимально удобную.
  • Поскольку на родственников в день похорон наваливается не только горе, но и целая лавина забот, у вас, при желании, будет возможность оказать посильную помощь. Этим вы не только облегчите их страдания, но выкажете уважение и отдадите последнюю дань .
    Возьмитесь за то, что вы в состоянии будете реально сделать. Например, помочь со столом на поминках, присмотреть за детьми, спасти кого-то от эмоционального срыва или отвезти людей на вокзал. Главное, чтобы ваша помощь была конкретной, а какой она может быть, вы увидите сами, по обстоятельствам.

Цветы и венки на похоронах

Погребальные венки издавна имели свою символику. В них используются вечнозеленые растения , как проводники в мир иной, а также искусственные и живые цветы - символ возрождения. Круг ритуального венка означает непрерывность и цикличность, вечную жизнь через умирание и возрождение души.

Последнее подношение покойному в виде венка готовят родные, друзья, коллеги. В венок вплетают ленты с памятными надписями. На лентах нежелательно писать чьи-либо имена, обычно указывают «От родных», «От коллег» и т. п. Венки несут за гробом, а после захоронения укладывают на могилу. Сохраняются они очень долго и украшают могилу яркими красками даже зимой.

Траурный этикет предписывает выбирать для похорон определенные сорта и расцветки живых цветов. На время церемонии, при прощании их кладут в гроб к усопшему, а перед погребением вынимают и выкладывают уже сверху на могиле.

Красные цветы , в том числе и красные розы, как символ любви, могут приносить на похороны только самые близкие родственники. Однако по некоторым поверьям розы являются неуместным цветком на похоронах из-за своих шипов. Можно оформить траурный букет с черной лентой из четного количества хризантем, гвоздик, калл, лилий или даже орхидей .

На кладбище

Некоторые предпочитают не ездить на кладбище, особенно люди не очень близкие для покойника. Правила на похоронах не предусматривают обязательное присутствие на всех этапах церемонии. Ведь главная цель пришедших на похороны - выразить соболезнование семье покойного и попрощаться с ушедшим из жизни человеком.

Если же вы решили присутствовать на погребении, то на кладбище соблюдается определенный церемониал.

  1. Сначала подходят к родным, чтобы сказать . Можно также пожать руку или обнять, в зависимости от вашей степени родства или знакомства с умершим.
  2. Во время похорон родные размещаются по левую руку от покойного, а знакомые и друзья - по правую. Это эмоционально самый тяжелый этап прощания, когда покойника предают земле и приходит осознание, что с ним больше невозможно будет увидеться. Так что, отправляясь на кладбище, запаситесь салфетками, водой и лекарствами - если не для себя, то для тех, кому намного сложнее пережить этот день.
  3. Мужчины на похоронах должны снимать головные уборы. Зимой, в холод, это нужно сделать обязательно хотя бы на короткое время опускания гроба в землю. Родственники бросают по три горсти земли на гроб, в знак прощания и отпускания - предания тела земле.
  4. Иногда на кладбище над гробом говорят слова прощания. Это своего рода гражданская панихида. Каждый может высказаться, если ему есть что сказать. Уместно будет поблагодарить покойного и попрощаться. Ведь о покойниках - или хорошо или ничего. Не следует говорить пустые банальные фразы, вроде «ему там лучше» или «время лечит».
  5. После погребения и возложения венков обычно немного задерживаются у могилы в молчании. Перед уходом уместно поклониться родственникам покойного. После кладбища участники похорон едут на поминальный обед.

Поминки после похорон

На поминки обычно приходят люди, которых туда пригласили. Оно и понятно, ведь обед заказывают на определенное количество человек. На поминках за тихим неспешным разговором поминают добрыми словами покойного. Можно сказать речь для всех присутствующих, а можно просто беседовать с ближайшими соседями по столу.

Обычно делают поминки на 3-й день после смерти, то есть в день похорон. Славяне считают, что именно в этот день душа усопшего предстает в первый раз перед Господом. Поэтому главным и первым блюдом на поминках является поминальная кутья – славянское ритуальное блюдо. Зерна кутьи символизируют воскрешение к новой жизни, а мед - сладость умиротворения в мире ином.

На поминках неуместны громкие шутки, шум, смех и бранные слова. Смеяться можно, если такая атмосфера возникает по инициативе родных покойника, когда, например, в разговоре вспоминают какой-то связанный с ним забавный случай. Это доброе воспоминание, которое действует не хуже молитвы. На поминках не принято употреблять спиртное.

В конце обеда вам могут дать с собой пирожки, печенья или конфеты. От угощения нельзя отказываться, им вы можете угостить других людей. Ведь принято считать, что чем больше людей по-хорошему помянет усопшего, тем легче будет его душе вознестись на небеса и попасть в рай.

После поминок, прощаясь, нужно еще раз подойти к родственникам и сказать простые слова сочувствия. Затем можно уходить. Будет очень благородно не оставлять убитых горем людей без внимания. Можно позвонить или заехать в ближайшие дни, показать, что жизнь продолжается, и ваше общение будет тоже продолжаться.

Мы так привыкли к тому, что похороны совершают на третий день, что малейшее изменение этого обычая вызывает множество вопросов. Но исследование этого вопроса приводит нас к неожиданным выводам.

Конечно, у нас нет церковных или государственных установлений, которые бы регламентировали порядок и сроки похорон. Нет такой регламентации и в общехристианских установлениях. Поэтому мы можем воспользоваться имеющимися указаниями на смерть в летописях и иных источниках. Некоторые сведения мы можем почерпнуть из воспоминаний западных путешественников, которые описывали обычаи московитов. Но, даже если указывается день смерти, лишь в нескольких случаях мы имеем сведения о времени самих похорон. За период ХI-ХVII вв. их чуть более сорока. Появление этой даты было связано с некоей задержкой похорон, связанной с перемещением тела, смутой, или иными обстоятельствами. Иногда дата похорон выделялась для придания повествованию большей подробности. Но даже из весьма ограниченного материала можно сделать определенные выводы. В большинстве случае похороны проходили в ближайшее время после времени смерти, в течение дня, или на следующий день после смерти.

В остальных случаях удлинение времени до предания земле связаны с перемещением усопших к месту своего захоронения. Хотя известны и другие причины переноса похорон. В 1473 г. похороны князя Юрия Васильевича были отложены из-за отсутствия в Москве великокняжеской семьи. Юрий Васильевич умер 12 сентября, в субботу. Великий князь вернулся в Москву 16 сентября, в среду. В тот же день, немедленно по приезду великого князя, состоялось погребение. В 1175 г. тело Андрея Боголюбского было на следующий день после убийства положено в церковь, где оно лежало два дня и две ночи, так как смута в городе не позволяла произвести погребение.

«И так положил его в притворе, накрыв плащом, и лежало тут тело два дня и две ночи. На третий день пришел козьмодемьянский игумен Арсений и сказал: «Хотя мы и долго ждали старших игуменов, но долго ли этому князю лежать так? Отоприте мне церковь, отпою его и положим в гроб. А когда уляжется эта смута, то, придя из Владимира, перенесут туда князя». И пришли клирошане боголюбские, взявши тело его, в церковь внесли и вложили в каменный гроб, отпев над ним погребальные песни с игуменом Арсением вместе». (Повесть об убиении Андрея Боголюбского).

В традиции Киево-Печерского монастыря важным считалось скорое погребение усопшего. Так Феодосий Печерский рано утром 3 мая 1074 г., перед самой своей смертью, счел необходимым указать братии монастыря: «В ночь похороните тело мое», что и было исполнено монахами. А в Патерике этого монастыря есть несколько рассказов о чудесах, связанные со временем похорон. Первый рассказ говорит об Афанасии Затворнике. Сам Афанасий был монахом строгой жизни, но он заболел и умер. Тело его омыли, приготовили к погребению, но так как он был очень беден, то монахи в небрежении не похоронили его, оставив лежать в кельи. Так усопший и пролежал два дня без погребения. Ночью игумену обители было явление — он слышал голос, который говорил: «Человек Божий Афанасий два дня лежит непогребенным, а ты об этом не заботишься». Как только наступило утро, игумен с братиею поспешили к умершему, чтобы исправить свою оплошность и совершить его погребение, но вдруг увидели его воскресшим.

В другом рассказе, о преподобном Марке пещернике рассказывается о двух случаях, когда этот святой подвижник не успевал сделать место для погребения усопших братий монастыря в день их смерти. В первом случае могила была столь узкой и нерасширенной, что не позволяла ни поправить одежды на усопшем, ни возлить елей. Тогда Марк сказал мертвому: «Так как тесна могила эта, брат, окропись сам: возьми елей и возлей на себя». Мертвый же, приподнявшись немного, протянул руку, взял елей и возлил себе крестообразно на грудь и на лицо, потом отдал сосуд и перед всеми сам оправил на себе одежды, лег и снова умер. В следующий раз тот же монах Марк, не успевая закончить своей работы, попросил мертвого воскреснуть и прожить еще сутки.

Потом другой брат, после долгой болезни, умер. Некто из друзей его отер тело губкой и пошел в пещеру посмотреть могилу, где будет лежать тело друга его, и спросил он о ней блаженного. Преподобный же Марк ответил ему: «Брат, пойди, скажи брату: «Подожди до завтра, я выкопаю тебе могилу, тогда и отойдешь от жизни на покой». Пришедший же брат сказал ему: «Отче Марко, я уже губкой отер мертвое тело его, кому мне велишь говорить?» Марк же опять сказал: «Видишь, могила не докончена. И как велю тебе, иди и скажи умершему: «Говорит тебе грешный Марко: брат, поживи еще этот день, а завтра отойдешь к возлюбленному Господу нашему. Когда я приготовлю место, куда положить тебя, то пришлю за тобой».

Послушался пришедший брат преподобного, и когда пришел в монастырь, то нашел братию совершающей обычное пение над умершим. Он же, став пред мертвым, сказал: «Говорит тебе Марко, что не приготовлена еще для тебя могила, брат, подожди до завтра». Удивились все словам таким. Но только что произнес их пред всеми пришедший брат, тотчас мертвый открыл глаза и душа его возвратилась в него, весь тот день и всю ночь пробыл он с открытыми глазами, но никому ничего не говорил.

На другой день тот брат, который ходил к Марку, пошел в пещеру, чтобы узнать, готово ли место. Блаженный же сказал ему: «Пойди и скажи умершему: «Говорит тебе Марко — оставь эту временную жизнь и перейди в вечную, вот уже место готово для принятия тела твоего, предай Богу дух свой, а тело твое положено будет здесь, в пещере, со святыми отцами». Пришел брат, сказал все это ожившему, и тот пред всеми, пришедшими посетить его, тотчас сомкнул глаза и испустил дух. И положили его честно, в предназначенном ему месте в пещере. И дивились все такому чуду: как по одному слову блаженного ожил мертвец и по повелению его снова преставился.

Сходный сюжет находим в «Слове о князьях» — произведении второй половины XII века. Согласно этому тексту, после смерти князя Давыда Святославича его перенесли в построенную им церковь Бориса и Глеба. Отпел епископ князя, а гроб ему еще не был готов. Сказал тогда епископ: «Уже солнце заходит, — завтра похороним его». Услышав эти слова, сидящие у князя вышли и, вернувшись назад в церковь, поведали епископу: «Солнце не заходит, но во едином месте стоит». Подивился епископ и восхвалил Бога. Когда камень сровняли и положили князя в гроб, — тогда солнце зашло.

Как мы можем увидеть, данные чудеса совершаются для того, чтобы соблюсти суточный срок между смертью и погребением. При этом сам срок воспринимается как некая норма и случаи длительного разрыва между смертью и похоронами воспринимаются как отступления от данной нормы. Остается задать вопроса, на чем же могла базироваться данная норма. Надо сказать, что быстрые похороны присущи различным религиозным традициям. В этом сказывалось как архаичная боязнь смерти и мертвого человека, так и меры элементарной предосторожности, особенно в жарких странах, где тело усопшего достаточно быстро начинало разлагаться. Но для христианина есть тот образец, который задает ориентир в жизни верующего — это земная жизнь Иисуса Христа. Смерть Господа на Кресте является ключевым событием мировой истории и ориентация на него может быть прослежена во многих произведениях как общехристианской, так и древнерусской литературы. Захоронение тела Христа состоялось в соответствии с требованиями иудейской религии, в день его смерти, т. е. менее чем через сутки. Возможно, что именно ориентацией на этот значимый образец вызвано восприятие краткого, в течение суток, срока погребения, как нормы.
Творцом новой традиции трехдневного срока между смертью и погребением является Петр Первый. 28 января 1704 г. вышел указ императора о порядке погребения умерших. В нем говорилось:

«Умерших всяких чинов мужеска и женска пола, которые будут надлежать к погребению у святых церквей, и тех до трех дней не погребать, а выносить их из домов в церкви, и в третий день их погребать по обыкновению».

Данный указ предписывает не погребать усопших прежде третьего дня. При этом требуется нахождение тела усопшего во время промежутка до похорон в храме. Как видно, Петр I законодательно вводит новую норму, отходя от предыдущего обычая, погребать тело в течение суток после смерти. В самом указе никак не объясняются причины его появления. Но можно говорить, что царь не стремился соблюсти традиции русского Православия. Цель у этого указа была иная. Возможно, что выяснить причины этой новации Петра I помогут более поздние этапы законотворчества. В «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных» — первом уголовном кодексе Российской империи, подписанном императором Николаем I в 1845 году в статье 1081 трехдневный срок между смертью и похоронами также вводится как обязательный. Текст статьи разъясняет причину столь жесткой регламентации срока похорон. Если человек будет похоронен раньше трехдневного срока и: «… впоследствии окажется, что похороненный таким образом человек находился в летаргическом сне или в припадке оцепенения, принятом за смерть, и умер от преждевременного погребения, то виновный в сем приговаривается...» и дальше приводиться перечень наказаний.

Объяснением нормы погребения на третий день является опасение похоронить человека еще живого. Думается, что плодотворно будет сравнить этот факт с наблюдениями французского исследователя Филиппа Арьеса. Он отмечает, что уже со второй половины XVII века, а особенно в XVIII — первой половине XIX века на западе Европы умами овладевает, по его определению, «всеобщая паника», «страх быть похороненным заживо, очнуться от долгого сна на дне могилы». В обществе начинает распространяться множество историй об оживших покойниках. Эти страхи проникли и в Россию. Известно, что страх быть похороненным заживо преследовал Н.В. Гоголя. «Мнимая смерть» как литературный мотив используется в таких широко известных и вроде бы далеких от нашей темы произведениях, как сказка «Спящая царевна» В.А. Жуковского, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина и другие. Летаргия стала «общим местом» культуры.

Приведенный выше текст «Уложения о наказаниях» позволяет утверждать, что именно эта фобия, охватившая всю Европу, стала причиной жесткой регламентации срока похорон в российском законодательстве середины XIX века. Срок в три дня восходил, безусловно, к приведенному выше Указу Петра I от 28 января 1704 г. Но не исключено, что и сам этот указ был вызван теми же причинами. А трехдневный срок до похорон преследовал цель наглядно увидеть, что человек умер. К третьему дню необратимые изменения тела усопшего будут уже явно видны. И именно этот факт неопровержимо указывает на действительную смерть. И здесь указ Петра I почти на столетие опередил появления моргов, специальных хранилищ, где тела усопших оставались вплоть до начала разложения. Так церковь выполняла не только функции современных ЗАГСов, но и моргов.

Тем не менее, к концу XIX века страхи мнимой смерти сошли на нет, но процесс сакрализации трехдневного срока похорон зашел так далеко, что он стал общепринятой нормой.

После смерти человека у близких людей ему людей возникают резонные вопросы: «на какой день хоронят умершего? Когда похороны проводить?»

По православным традициям хоронить нужно на 3-ий день после наступления смерти. При этом ведут отсчет со дня, когда умер человек - если даже это произошло поздно вечером, до 24.00 часов. Часто люди ошибаются, начиная отчет дня похорон со следующего дня после смерти.

Неправильный подсчет: например, 5 июля – день смерти, по подсчетам получается 8 июля – день захоронения (5+3) – это неверно.

Цифра три - особенная для христиан

На вопрос о, том, почему хоронят на 3 день после смерти существуют несколько ответов на этот вопрос:

  • По церковным канонам – душа человека 3 дня после смерти продолжает свое нахождение рядом с телом усопшего. За этот срок завершается I этап отделения души от тела. Тело будет направлено вниз, а душа направиться вверх, в сопровождении ангела-хранителя, в Царство Небесное. На 3-ий день происходит разрыв всех нитей поддерживающих тело с душой.
  • Связано с распятием Иисуса Христа. После его распятия на кресте, возрождение произошло именно на 3-ий день.
  • Цифра 3 является особенной. Связана со Святой Троицей: Бог-отец, Бог-сын (Христос), Святой дух.

Церковь совершает поминовение усопшего в 3-й день после его смерти в честь образа Пресвятой Троицы.

Третина - это третий день после смерти

В православной религии 3-й день после смерти получила название «Третина».

3-ий день после смерти в православной религии

На Третину проводятся прощание с усопшим. В этот день приходят проводить в последний путь любой желающий, кому усопший был дорог или просто знаком.

На Третину происходит наиболее массовое посещение дома, где находится тело усопшего.

Прощание происходит до опускания гроба в землю. После захоронения в этот же день организовывают поминальный обед.

Попробуем осветить ряд вопросов, возникающих в момент организации похорон, объединённых общим вопросом — на какой день нужно хоронить умершего.

Как было, сказано выше, связь между телом и душой разрывается только на 3-ий день. Если человека похоронить на 2-ой день, то связь души и тела будет насильно разорвана и ей некуда будет отправится.

Похороны на 2-ой день все же возможны.

Но это связано с природными явлениями. В частности в очень жарких района Земли, где тело просто начнет разлагаться.

Возможно проведение похорон на 4-ый день. Могут быть особенности в смерти человека: ДТП, в больнице.

Возможно проведение похорон и после 4-го дня, учитывая особенности смерти человека.

Хоронить в день рождения можно

Таких случаев не так много, но они все же имеют место быть. На вопрос, можно ли похоронить умершего человека, в день его рождения, церковь не ставит запретов на проведение похорон в день рождения усопшего.

Первые три года после смерти, близкие люди умершего обязательно должны приходить на могилу в день рождения и смерти для его поминания.

Есть дни, когда православных не хоронят

В православной вере есть запреты, когда не проводятся отпевания и захоронения по церковным канонам. Приводим перечень, в какие дни не хоронят:

Праздник Седмицы

в христианстве период, включающий в себя Пасхальное воскресенье и шесть последующих дней

  • Пасха,
  • Рождество Христово,
  • Праздник Седмицы.

В воскресенье хоронить можно

Многие люди сталкивались с такой дилеммой: если 3-ий день после смерти человека выпадает на воскресенье, можно ли хоронить в воскресенье.

Существует мнение так называемых «знающих людей», что нельзя хоронить человека в воскресенье. Объясняя это тем, что это «выходной день Христа».

На этот вопрос, почему не хоронят в воскресенье ответ таков: официальная Церковь никогда не запрещали проведение похорон в воскресенье.

Похороны у православных

Попробуем ответить на вопрос «почему людей хоронят» не с точки зрения физиологии, а с точки зрения религии.

Предание земле – это особый, и, к сожалению, необходимый обряд в православии.

По мнению, православной, церкви, жизнь на земле – это подготовка к жизни вечной.

Умерших людей называют «усопшими», то есть уснувшими. Достойное внимание к телу усопшего соответствуют одному из правил христианской веры - «Догмату о всеобщем воскресении людей и будущей жизни».

Православие учит, что после того, как человек умрет, он не уходит в «никуда». Тело засыпает, а душа попадает к Всевышнему, на его высокий суд.


Красные розы, могут приносить на похороны только самые близкие родственники. Многочисленные обряды подготовки к погребению и само погребение во многом пересекаются с обрядом «крещения». Это говорит, о том, что «крещение» - это перерождение от земных грехов к покаянию и принятию Бога в себе.

Смерть – это покидание жизни земной, жизни грешной к жизни вечной, жизни с Богом.

Обряд подготовки тела умершего к захоронению сложился с давних времен и включает в себя:

  • омовение тела;
  • облачение тела в одежду;
  • положение в гроб.

Подготовка к погребению

Похороны у православных начинаются с омовения тела усопшего. Процедуру омовения могут проводить либо близкие родственники усопшего, либо нанятые специалисты.

Завершив омовение, тело усопшего одевают в чистую одежду, в светлых тонах.

Одежда усопшего имеет важное значение. По преданиям, светлая одежда – символ чистоты, перевоплощения, готовность предстать перед Богом.

Отсюда и пошла традиция облачать покойников в костюмы.

Значение подготовки к погребению - это очищение усопшего, чтобы он был готов к новой вечной жизни на небесах.


Погребение

Закончив проведение всех обрядовых процедур, гроб с покойником опускают в могилу.

По православным традициям, музыкальное сопровождение момента погребения считается неуместной, как и установление памятных монументов.

Монументы на могилах в христианстве принято ставить у католиков, а православным крест с распятием.


Мы постарались дать сжатые и точные ответы на наиболее острые вопросы возникающие в скорбный час, а главное чтобы было понятно на какие сутки хоронят человека по православным традициям.

В ролике кратко рассказано, почему по православным канонам принято хоронить на третий день после смерти.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: