Мужское и женское: основные отличия. Разница между мужским и женским мировоззрением

Никому не будет хорошо рядом с вами, пока вам плохо наедине с самим собой…

В партнерских отношениях мы часто хотим достичь того, что нам не удалось в любви к своим родителям.
Но этого не будет, если сначала не заструится поток любви к родителям.
Берт Хеллингер

Быть женщиной - значит научиться быть "последователем", а не "рулевым".

Лучшее что может сделать женщина для мужчины – принять его таким, какой он есть, независимо от его достижений. Ему важно чувствовать, что его все равно любят. Энергия безусловной любви матери и жены дает внутреннюю опору. Так вырастает из мальчика – лидер, из неуверенного мужа – мужчина. Именно женщина дает энергию обрести силу.
.

Мужчина находит правильную цель в жизни, а женщина – мужчину с правильной целью.

Притча об идеальных женщине и мужчине.
Жил один мужчина, избегавший уз брака всю жизнь, и когда он умирал в возрасте девяноста лет, кто-то спросил его:
- Ты так и не женился, но никогда не говорил почему. Сейчас, стоя на пороге смерти, удовлетвори наше любопытство. Если есть какой-то секрет, хоть сейчас раскрой его - ведь ты умираешь, покидаешь этот мир. Даже если твой секрет узнают, вреда это тебе не причинит.
Старик ответил:
- Да, я держу один секрет. Не то чтобы я был против брака, но я всегда искал идеальную женщину. Я провел все время в поисках, и так пролетела моя жизнь.
- Но неужели на всей огромной планете, населенной миллионами людей, половина из которых - женщины, ты не смог отыскать одну-единственную идеальную женщину?
Слеза скатилась по щеке умирающего старика. Он ответил:
- Нет, одну я все-таки нашел.
Спрашивающий был в полном недоумении.
- Тогда что же произошло, почему вы не поженились?
И старик ответил:
- Та женщина искала идеального мужчину...

Однажды, на прием к психотерапевту пришла молодая женщина лет 30 и сказала: «Я хочу выйти замуж, но только за миллионера. Он мне поможет привести себя в порядок – сделать пластическую операцию, выучится на дизайнера и воспитать моих детей…». Это было амбициозное заявление, психотерапевт тут же уточнила: «А как ты будешь его привлекать, чтобы хотя бы познакомиться?». Она посмотрела с удивлением: «Пусть сам со мной знакомиться…(а потом добавила после паузы)…Ну….не знаю…я ему готовить буду, ведь ресторанная пища ему надоела…». «Зачем, ведь у него есть повар?» Клиентка призадумалась. Она думала о себе, о решении своих проблем, как и старик из притчи, но никак не об интересах своей второй половинки. А, тем не менее, отношения – это целая наука, это интересы двух сторон.

Видеоролик о предназначении, о конфликтах в семье, о стадиях любви, о том, почему женщина не может выйти замуж, почему мужчина в 38 лет никак не может жениться, о деньгах и о том, какой бизнес процветает, о женской и мужской ответственности. И еще много мудрого о жизни.

И снова цитаты:
Верность – это сила, которая держит отношения. Мужчина, если он не видит в глазах женщины верность, он не может строить с ней отношения. Он не может приносить ей зарплату, потому что для него зарплата – это жизнь. Он отдает свою жизненную энергию той женщине, Которая ему верна. Верность означает: вот это мой единственный человек, с которым я связала свою жизнь, других мне не надо.
Олег Торсунов.

Влечение душ превращается в дружбу, влечение ума превращается в уважение, влечение тел превращается в страсть. И только все вместе может превратиться в любовь.

Мужчина несет в семью благосостояние, активность, защиту, а женщина - настроение и теплую атмосферу.

Любовь Мужчины - лучший рецепт молодости и красоты Женщины…
А Любовь Женщины - лучший рецепт силы и успешности Мужчины.

Реальная близость возникает только тогда, когда вы становитесь полностью открытыми. Мы все скрываем тысячу и одну вещь не только от других, но и от самих себя.
И если вы готовы к близости, другой человек благодаря вашей смелости тоже решится на ответную близость. Ваши простота и доверие позволят и ему насладится своей простотой, невинностью, доверием и любовью.
Если вы начинаете осознавать, что боитесь близости, это может стать для вас моментом истины, стать революцией. Тогда вы начинаете отбрасывать все то, чего раньше стыдились, и принимаете свою природу такой, какая она есть.
Говорите только то, о чем вы думаете. Эта жизнь так коротка, и вы не должны тратить ее понапрасну, думая о всякого рода последствиях.
На этой земле жили миллионы людей, но кто помнит их имена? Вы здесь всего лишь на несколько дней, и они даны вам не для того, чтобы вы тратили их, живя в лицемерии и страхе.
Вы можете прожить всю свою жизнь, веря только в то, что о вас говорят, завися от чужих мнений. Мы всегда боимся-что о нас подумают другие? Когда о вас думают плохо, когда вас начинают осуждать, вы тоже начинаете осуждать самих себя.
Не учите других, не старайтесь их изменить.
Быть истинным - значит быть правдивым по отношению к себе. Это очень-очень опасно, и люди достигают этого очень редко, но когда вы достигаете этого, вы достигаете всего-вы достигаете такой красоты, такого благородства, о котором вы не могли и мечтать.
Ошо.

Косметика, красивая одежда, украшения, танцы, комплименты, массаж, цветы и сладкая пища улучшают состояние гормональной системы женщины. Ей нельзя это запрещать. Это ее здоровье.

Мужчина, это тот кто действует, а женщина это та, кто даёт силы или забирает силы, действовать. Женщина это среда, которая или катализирует деятельность, или наоборот сжигает ее.

Мужчины испытывают душевный подъем и прилив сил, когда чувствуют себя нужными.
Женщины испытывают душевный подъем и прилив сил, когда чувствуют, что о них заботятся.

Согласно ведическому знанию человек должен уменьшить свои ожидания от близких и увеличить выполнение своих обязанностей.
Насколько он будет способен это сделать, настолько он будет счастлив в семейной жизни.

Мужчины не решаются строить отношения, не берут ответственность за женщину, потому что боятся, что у них недостаточный материальный уровень. Но на самом деле женщине не нужна материальная помощь. Ее негативная судьба не приходит через то, что лишает ее денег или признания в обществе, а через глубокое чувство изолированности. Самое страшное из проявлений, как говорят Веды, тяжелой судьбы женщины - это ее ощущение: "Несмотря на то, что вокруг меня тысячи людей, я чувствую себя ужасно одинокой, изолированной". Самая большая помощь, которую можно ей оказать мужчине - это просто быть рядом, чтобы смягчить это ощущение.
.

Семья - это где муж почитаем, жена любима, дети беззаботные и счастливые...

Гражданский брак – это, вроде бы дается возможность очень большие права людям – возможность жить, не расписываясь, очень удобно, да? Но, кто страдает от такого брака? Никто не думает об этом. Страдает женщина, потому что гражданский брак мужчину ничем не обязывает, если он уходит, женщина остается с ребенком. Она начинает страдать, потому что ей надо себя содержать и своего ребенка, а женское тело не предназначено для того, чтобы очень много работать и деньги добывать. Оно предназначено совсем для других целей.В результате, женщина испытывает огромные трудности. Таким образом, гражданский брак – это не достижение человечества!

Берегите друг друга, сейчас такое время, что очень сложно найти что-то действительно стоящее, настоящее! A мы из-за своей глупой гордости при малейшей ошибки, сразу же отказываемся от своего счастья...

Уважение мужчины к женщине - это принятие ответственности за нее и забота. Необходимо признать, что жена - самое хрупкое, нежное и важное существо во Вселенной - и в током настроении с ней общаться. Мужчине это очень сложно, потому что больше всего от женщины он хочет с e к c a.

Верность женщины красива тогда, когда она направлена на человека, который хоть сколько-то это ценит. А не на того, который всем своим видом показывает: "Ну, хочешь быть верной, давай, будь верной".
Поэтому у женщины вера связана с качеством верности. Если она слишком верит мужчине, она может стать наивной дурочкой. Если она совсем не верит мужчинам, она станет умной и одинокой. Вот два варианта: наивной и с разбитым сердцем или умной и одинокой.
Поэтому женщине важно выбрать достойного мужчину, чтобы не впадать в эти две крайности. И никогда не нести "досрочную верность" тому мужчине, который находится еще на стадии неопределенности, в то время как женщина уже придумала себе в голове, что он ее муж.

Девушкам надо знать, что именно серьезные молодые люди, которые ведут себя более сдержанно и есть настоящие мужья.

У мужчины на лбу написано, как к нему относиться. И пишет это жена.
- Что нужно сделать женщине, чтобы мужчина добился всего?
- Уважать своего мужчину.

Уважать женщине мужчину - это признавать его мнение. Если женщина соглашается с мнением мужчины, признает его, он готов сделать для нее все, что она захочет. А если она хочет показать, что она лучше, важнее и умнее, - то мира в семье не будет.

Женщине очень полезно на листок записывать положительные качества мужа - и постоянно список пополнять. Лучше даже в большую общую тетрадь:)

Почему в начале отношений человек воспринимается по одному, а через несколько лет, совсем по другому? Человека нужно воспринимать таким, как Вы к нему относились в начале отношений и понимать, что все остальное, это просто испытания, которые нужно преодолеть.

Ссоры не продолжались бы так долго, если бы виновата была только одна сторона.

Согласно Ведическому знанию, самая основная проблема в семейных отношениях, это незнание своих обязанностей. Как ни странно, многие люди считают, что обязанности в семье создают сами люди, которые живут в семье, т.е. я сам решаю, что должна делать женщина, что должен делать мужчина, и в результате этого происходят большие проблемы.

В Ведах говорится, что ум и разум бегут оттуда, где есть насилие. Когда сказано просто, человек принимает. Когда сказано с давлением, человек не может принять.

Мужчина отвечает за внешнюю жизнь семьи, за ее достаток, за ее отношение в обществе, за то, как будут жить дети в семье, как они будут воспитаны, за то, как семья прогрессирует в духовной жизни – за это отвечает муж. Жена отвечает за внутреннюю жизнь семьи. И, если женщина это не понимает, то никаких шансов у ней иметь счастливую семейную жизнь нет. Потому, что в женском теле существует преимущество одно – ум женщины, чувства женщины в шесть раз сильнее мужских. Поэтому женщина создает атмосферу в семье, которая действует по всем направлениям.

Сила женщины в ее слабости. В мужчине на уровне инстинкта заложено защищать слабого. Когда женщина начинает бороться с мужчиной (например, обвинениями, претензиями), тогда мужчина перестаёт чувствовать, что её нужно защищать и заботиться о ней.

Индусы говорят, что для каждого мужчины своя женя - самая красивая. Но если мужчина не заботится, тонкая природа женщины не раскрывается. Женщина живет, как закрытый цветок.

Люди, которые не обладают знанием о том, как правильно поступать, чаще всего делают прямо противоположные вещи. Они пытаются изменить своих родственников и, согласно Ведическому знанию, эта идея сама и такие поступки еще больше усугубляют проблемы в семейных отношениях, что ведет к полной деградации этих отношений.

Кокетство с не своим мужем - вид измены.

Если человек действительно изучает духовные знания, он знает, что не бывает дружбы между мужчиной и женщиной, а значит, эта дружба – не просто дружба, и дальше все пойдет по известной схеме. Те кто этого всего не понимают находятся под влиянием первого врага человека – вожделения.

Разум женщины - пушинка, он часто меняет свое мнение. У мужчины разум - паровоз. Его сложно двинуть, но если сдвинешь, то сложно остановить. И двинуть его можно только Любовью.

Жена - чистота мужа, муж - решимость жены.

Только внешне женщина слаба, но все силы в семью идут через женщину.

Если женщина слишком скупа - то мужчина не хочет работать, и тогда она сама начинает много работать.

Когда мужчина начинает ухаживать за женщиной, заботиться о ней, заботиться, выполнять обязанности, – это тоже обязанность, – вся гормональная система женщины силой ее спокойного ума начинает действовать так, что она вдруг становится потрясающе красивой именно для этого мужчины.

Если взять и глазами Святого посмотреть на скандал: Два человека ругаются, обзывают друг друга, начинают драться... Он видит, что один человек мучается и другой мучается, и они друг другу пытаются объяснить, что им больно...

Про женские аскезы.
Женская аскеза направлена на формирование характера, мужская связана с лишениями. Женщина не должна голодать, слишком рано вставать, водой холодной обливаться. Но женщины в основном это делают, потому что это проще для них. Но такие аскезы, мужские, огрубляют женское сердце.
Женские аскезы – это стирать с любовью, не просто стирать, а с любовью; не просто готовить, а с любовью, бескорыстно, не жадничать. Учиться благословлять: муж пошел на работу – благословить его: чтобы у тебя все хорошо было… Ребенок пошел гулять – то же самое. Женские аскезы связаны с женской жизнью: любить, заботиться, кормить голодных… Жертвовать, отдавать что-то из дому.
Женские аскезы очищают семью. Тогда женщина становится счастливой в жизни.

Верная жена становится лучшим другом для мужа, если этого нет, тогда в доме нет процветания, бедность.
Если вы относитесь к любимому как к самому лучшему, он будет хорошо к вам относится и в дом придет достаток.

Один раз Учитель спросил у своих учеников:
- Почему, когда люди ссорятся, они кричат? - Потому, что теряют спокойствие,- сказал один.
- Но зачем же кричать, если другой человек находиться с тобой рядом?- спросил Учитель. - Нельзя с ним говорить тихо? Зачем кричать, если ты рассержен?
Ученики предлагали свои ответы, но ни один из них не устроил Учителя. В конце концов он объяснил:
- Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. Для того чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильнее они сердятся, тем громче кричат.
- А что происходит, когда люди влюбляются? Они не кричат, напротив, говорят тихо. Потому, что их сердца находятся очень близко, и расстояние между ними совсем маленькое.
А когда влюбляются еще сильнее, что происходит? - продолжал Учитель. - Не говорят, а только перешептываются и становятся еще ближе в своей любви. В конце даже перешептывание становится им не нужно. Они только смотрят друг на друга и все понимают без слов. Такое бывает, когда рядом двое любящих людей.
Так вот, когда спорите, не позволяйте вашим сердцам отдаляться друг от друга, не произносите слов, которые еще больше увеличивает расстояние между вами. Потому что может прийти день, когда расстояние станет так велико, что вы не найдете обратного пути.

Абсолютное условие любви - это открытость; в идеале - взаимная, но порой - открытость со стороны одного любящего человека такая, что её хватает на двоих. Но открытость нам бывает страшна. Открыться значит стать уязвимым; открыться значит зависеть в своей радости и в своей боли от другого человека. А это сделать можно,только если в нас хватает веры в другого человека. ...

Однажды, один очень хороший человек рассказывал мне о любви… Он сравнивал сердце со скотчем, обычным клейким скотчем… Он сказал очень мудрую вещь, объяснив очень просто…
«Наше сердце, как скотч. Вот оторвали кусочек и приклеили на стену… Отклеили от стены и приклеили к шкафу, но он уже плохо клеится…Отклеили от шкафа и приклеили к подоконнику и все… клейкость пропала… скотч еле держится на подоконнике и его клейкости не хватит на то, чтобы приклеить действительно нужную вещь… Так же и сердце… Отдаешь одному, другому, третьему, а когда встречаешь того самого, единственного и самого лучшего – клейкости нет, нет огня, нет той былой нежности... и тогда уже поздно задумываться.»

Притча:

Однажды два моряка отправились в странствие по свету, чтобы найти свою
судьбу. Приплыли они на остров, где у вождя одного из племён было две
дочери. Старшая - красавица, а младшая - не очень.

Один из моряков сказал своему другу:

Всё, я нашёл своё счастье, остаюсь здесь и женюсь на дочери вождя.

Да, ты прав, старшая дочь вождя красавица, умница. Ты сделал правильный выбор - женись.

Ты меня не понял, друг! Я женюсь на младшей дочери вождя.

Ты что с ума сошёл? Она же такая… не очень.

Это моё решение, и я это сделаю.

Пригнал он десять коров и подошёл к вождю.

Вождь, я хочу взять замуж твою дочь и даю за неё десять коров!

Это хороший выбор. Моя старшая дочь красавица, умница, и она стоит десяти коров. Я согласен.

Нет, вождь, ты не понял. Я хочу жениться на твоей младшей дочери.

Ты что, шутишь? Не видишь, она же такая… не очень.

Я хочу жениться именно на ней.

Хорошо, но как честный человек я не могу взять десять коров, она того не стоит. Я возьму за неё три коровы, не больше.

Нет, я хочу заплатить именно десять коров.

Они поженились.

Прошло несколько лет, и странствующий друг, уже на своём
корабле, решил навестить оставшегося товарища и узнать, как у него
жизнь. Приплыл, идёт по берегу, а навстречу женщина неземной красоты.
Он её спросил, как найти его друга. Она показала. Приходит и видит:
сидит его друг, вокруг детишки бегают.

Как живёшь?

Я счастлив.

Тут входит та самая красивая женщина.

Вот, познакомься. Это моя жена.

Как? Ты что женился ещё раз?

Нет, это всё та же женщина.

Но как это произошло, что она так изменилась?

А ты спроси у неё сам.

Подошёл друг к женщине и спрашивает:

Извини за бестактность, но я помню, какая ты была… не очень. Что произошло, что ты стала такой прекрасной?

Просто, однажды я поняла, что стою десяти коров.

12. Второй пол и философия

Симона де Бовяар: «Женщиной не рождаются, женщиной становятся»

В 1949 году увидела свет книга «Второй пол» французской писательницы Симоны де Бовуар, жены выдающегося философа Жан-Поля Сартра. В книге было показано, что, во-первых, понимание мужского и женского определяется культурными, в том числе и философскими, нормами; во-вторых, с незапамятных времен мужская культура признается положительной, а женская негативной. Писательница дала своей книге название не случайно. Имеется в виду, что первый пол - это биологические признаки, по которым биологи отличают мужчину от женщины. Самое главное биологическое отличие женщины от мужчины состоит в ее детородной способности. Но наряду с первым полом есть еще и второй, сотворение мужественности и женственности в социальной жизни человека, выработка и культивирование мужских и женских ценностей. Вот почему Симона де Бовуар утверждает, что «женщиной не рождаются, женщиной становятся».

Первые книги в защиту женщин появились еще в XV веке. Но вплоть до второй половины XX века женскую проблематику не удавалось поднять на философские высоты. В последние 30 лет это удалось. Теперь женский вопрос становится сквозным для всей культуры. Что значит быть мужчиной, что такое женщина? Эти, на первый взгляд, простые вопросы при детальном рассмотрении оказались наполненными философскими тонкостями, разветвленной проблематикой, о которой раньше и не подозревали. Из поля зрения философов выпало подлинное значение единства и различия мужественного и женственного. Исподволь, незаметно для себя традиционная философия не только не поставила под сомнение правомерность подчинения женщины мужчине, но и способствовала укреплению патриархата (власть отцов). Тем самым философия неправомерно сузила свои горизонты, абстрагировалась от множества проблем, имеющих важнейшее значение не только для женщин, но и для мужчин (материнство и отцовство, семья, общество, неравенство в семье, сексуальное насилие, проституция и т. д.).

Женщина и мужчина, женственность и мужественность

О качествах женщин и мужчин написаны миллионы страниц. Очень часто приходят к следующим двум выводам:

Сколько-нибудь уверенное проведение границ между мужчиной и женщиной возможно лишь на среднестатистическом уровне. На индивидуальном уровне признаваемые типично мужскими или же, наоборот, женскими качества мигрируют от мужчин к женщинам и в обратном направлении. Так, высокую рациональность и научную дерзость обычно приписывают мужчинам. Но как быть с полькой Марией Склодовской-Кюри, которая дважды удостаивалась Нобелевской премии - первый раз по физике, второй раз по химии (к тому же она была обаятельной женщиной)? Говорят, что женщины пасуют перед опасностями, но относится ли сие к летчицам и космонавткам? Опять же некоторые мужчины способны соперничать в изяществе с женщинами.

Качества «среднестатистических» мужчины и женщины дополняют друг друга. Нельзя утверждать сколько-нибудь обоснованно, что качества мужчины непременно лучше качеств женщины.

Ниже мы приводим в сопоставлении качества (добродетели) среднестатистических мужчины и женщины. Речь идет о мужественности и женственности, о второй природе мужчин и женщин.

Фактически как в левом, так и в правом столбце указаны ценности. Сложите все мужские ценности (M 1 …, М n) и вы получите то, что можно назвать мужской философией. Соответственно сумма Ж 1 …., Ж n даст женскую философию.

Возьмите теперь какую-либо философскую систему, например рационализм. Он попадет под рубрику мужской философии. Если же мы изберем в качестве объекта ту или иную конкретную личность, то в ней наверняка обнаружатся как мужские, так и женские качества. Мы получим записи типа: Сидоров Алексей (M 1 , M 4 , Ж 3 , Ж 7), Иванова Марина (М 2 , М 5 , Ж 1 , Ж 3).

В качестве вывода отметим: так называемая женская философия составляет органическую часть современной философской картины мира.

Философия любви

«Любовь, - отмечал писатель А.П. Платонов, - есть соединение любимого человека со своими основными и искреннейшими идеями - осуществления через него (любимого - любимую) своего смысла жизни». Любовь - это взаимное влечение мужчины и женщины, это биологические инстинкты, одухотворенные и нравственно, и эстетически. Нет такой ценности человека, которая бы не входила так или иначе в нежное таинство любви. Самое, пожалуй, короткое определение любви гласит: любовь - это одухотворенная плоть. Любовь - это, по В.Г. Белинскому, не просто каприз чувств или прихоть сердца, а уважение достоинств человека.

О любви много размышляли философы. Платон был первым, кто в систематически развитой философии возвысил духовную любовь над чувственной (отсюда выражение - «платоническая» любовь, т. е. духовная, а не физиологическая). В средние века любовь считалась главной добродетелью Бога. В Новое время любовь по преимуществу приписывалась человеку, но достаточно часто символ любви - сердце противопоставлялся символу разума - уму. В XX веке любовь то низводят до физиологических инстинктов (как у Фрейда), то приравнивают к ценностям эстетики или этики. «Любовь - это цветы нравственности…» (В.А. Сухомлинский).

Отметим одно весьма любопытное обстоятельство. Довольно часто на фоне поэтической лирики философские рассуждения блекнут, им недостает свежести, проникновенности. Чтобы не быть голословным, послушаем поэта. Вот что писал А.С. Пушкин о любви соответственно в 14, 25 и 36 лет:

Сердце страстное пленилось;

Признаюсь - и я влюблен!

И сердце бьется в упоеньи,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Я думал, сердце позабыло

Способность легкую страдать,

Я говорил: тому, что было,

Уж не бывать! уж не бывать!

Прошли восторги, и печали,

И легковерные мечты…

Но вот опять затрепетали

Пред мощной властью красоты.

Вряд ли возможно перевести строчки Пушкина в философский текст. Мы и не будем пытаться сделать это. Нам остается пожелать философии достичь поэтического совершенства (не обязательно в стихах, ведь поэтика в прозе тоже отнюдь не заказана).

Сформулируем теперь основные выводы.

Любовь - философская тема постольку, поскольку она в жизни человека занимает наиважнейшее место.

Любовь - это одухотворенная плоть, путь к совершенству посредством природно данных инстинктов. Любовь - критерий духовной красоты.

Понимание любви зависит от духовного уровня эпохи и отдельного человека.

В любви, как и в других делах, человек сам кузнец своего счастья: хочешь быть любимым - совершенствуй себя.

В философии любви так называемой мужской философии недостаточно, ее необходимо дополнить женской философией.

Обсуждение многочисленных дискуссионных вопросов философии любви (проблема первой любви, выбор объекта любви, трагедии любви, целомудрие, роль танца, музыки, искусства), рассмотрение которых выходит далеко за пределы этой книжки, требует должной философской подготовки.

Забавную телевизионную передачу довелось автору этих строк наблюдать в Германии. Там в престижном дамском клубе еженедельно разыгрывается звание «Мужчина недели», победителя прилично награждают. В конкурсе участвуют 10 молодых людей, судьи - девушки, неудачников под общий хохот сталкивают в бассейн. Каково же было наше удивление, когда однажды среди красавцев оказался довольно тщедушный паренек с лысиной и оттопыренными ушами. Он оказался студентом-философом. И - настоящее чудо! - философ выиграл приз! Дамы полюбили его за ум, юмор, умение превращать свои слабости в силу.

Хорошая философия - это всегда любовь, а подлинная любовь - это всегда философия, сложный слалом на пути к желаемым призам.

Легко ли быть молодым?

«Легко ли быть молодым?» - это название фильма, который был очень популярен в конце 80-х годов. Оказывается, быть молодым точно так же нелегко, как быть взрослым мужчиной или взрослой женщиной. Во всех случаях, молод ты или стар, дорожи человеческим достоинством. С ним не рождаются, оно не достается по наследству, его вырабатывают, лелеют, за него приходится бороться. Молодым не становятся в потоке времени, который, вроде бы, увлекает каждого от детства к юности. Молодым нужно уметь стать.

С философским осмыслением молодости дело обстоит приблизительно так же, как с философским осмыслением женственности. Подобно женщинам и молодежь является социальной группой. В обществе всякая биология нагружается социальностью. Это относится как к молодым, так и к пожилым, как к мужчинам, так и к женщинам.

Итак, молодежь - это особая социальная группа людей, выделяющаяся как своей биологией, так и ценностями. Эта вроде бы простая мысль, как ни странно, была выработана не где-то в глубине истории, а в конце 60-х - начале 70-х годов нашего столетия. Решающее значение имели три обстоятельства: 1) достигшее апогея в середине 60-х в США движение молодежи против войны во Вьетнаме; 2) молодежные волнения во Франции в мае 1968 года, когда недовольство молодых своим положением вылилось в массовые беспорядки; 3) создание особой молодежной культуры с ее акцентом на рок- и поп-музыке, рок-н-ролльном стиле танца, модной одежде с ее игрой в обнаженность, кожу и прозрачность, наконец, откровенной сексуальной революции. Во всех трех случаях налицо самостоятельность молодежи, невозможность втиснуть ее в старый стереотип: молодежь - это всего лишь люди, еще не ставшие взрослыми. Если пластинки Майкла Джексона и Элтона Джона расходятся 30-миллионными тиражами, то это очевидным образом указывает не только на своеобразие молодежной культуры, но и на ее размах, массовость. Об этом же свидетельствуют заполненные фэнами спорта и поп-музыки стадионы и огромные концертные залы.

Первоначально молодежную культуру считали исключительно формой протеста против тех или иных устоявшихся общественных порядков (отсюда название «контркультура»). Впоследствии стало ясно, что хотя молодежной культуре действительно присущ пафос протеста и бунтарства, она вместе с тем есть просто новая культура. Когда в начале 1998 года Борису Гребенщикову, лидеру российских рок-музыкантов, была присуждена престижная премия «Триумф», то тем самым отмечался его вклад в музыкальную культуру страны.

Итак, молодежь - это самостоятельный субъект социального творчества.

Ценности молодых

Между ценностями молодых и пожилых нет резкой границы. Что же касается самих ценностей молодых, то там на каждом шагу встречаются неопределенности, все максимально подвижно, крайности то и дело сходятся. Это затрудняет характеристику ценностей молодых. Даже перечислить их непросто.

Итак, среди ценностей молодых, на наш взгляд, доминируют следующие:

Стремление к максимальной жизненной непосредственности, противостоящей чопорности и надменности;

Поддержка групповой, формальной или неформальной общности («мы - это мы, а они - это они»);

Непрактичность, переходящая порой в свою противоположность - прагматичность;

Изобретательность и новаторство, сменяющиеся непрактическим следованием стандартам;

Бунтарство и экстремизм, сменяющиеся социальной пассивностью;

Безудержное стремление к свободе и анархии, то и дело дополняемое иждивенчеством;

Опора на воображение, фантазию, конструирование виртуальной (ускользающей) реальности в противовес строгой логичности;

Игривость, противопоставляемая плановости;

Ирония, смех, карнавальность культуры;

Переплетение мужского и женского (парни похожи на девушек, а девушки на парней).

Молодежная философия перед новым вызовом

Совокупность ценностей молодых образует основу того, что можно назвать философией молодых. Из всех философских систем философия молодых больше всего напоминает постмодернизм. Их роднит стремление наполнить новое сверхновым, протест против строгой логики, придания эстетическим и этическим ценностям характера обязательных норм. Естественно, при сопоставлении философии молодых и постмодернизма следует учитывать, что в первом случае речь идет об умонастроении, складывающемся не за письменным столом ученого-философа, а в общении молодых; во втором же случае мы имеем дело с глубоко профессиональной философией.

И, наконец, еще одно очень важное обстоятельство. В философской культуре молодых указанные выше ценности не обязательно доминируют, чаще всего они дополняются веером других философский ценностей, всех тех, которые обсуждаются с первых страниц этой книги. В конечном счете молодые задумываются над теми же проблемами, что и взрослые. Тем и другим нет резона отказываться от достижений философии как единого целого.

Наше время - вызов каждому, и молодому, и пожилому. Чтобы ответить на вызов достойным образом, нужна хорошая философия. С этой точки зрения сами по себе ни мужская, ни женская, ни молодежная философия не являются самодостаточными.

Молодежь изначально находится в философском поле, где она проявляет известное своеобразие.

Сложность современной ситуации требует от молодежи включения в мировую философию (молодостью жизнь не заканчивается).

Леонардо да Винчи справедливо заметил: «Приобретай в юности то, что с годами возместит тебе ущерб, причиненный старостью».

Основные выводы

Быть женщиной, мужчиной, а также молодым (или пожилым) означает не только обладать некоторой биологией, но и соответствующими социально-ценностным содержанием;

Традиционная философия недостаточно учитывает особенности философствования женщин и молодежи.

Новации так называемых женской и молодежной философий вполне возможно обогатят современную мировую философию.

Основные термины

МУЖЕСТВЕННОСТЬ

ЖЕНСТВЕННОСТЬ

МОЛОДЕЖЬ

ЖЕНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

МОЛОДЕЖНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Вопросы и задания

1. Согласно греческой мифологии, по воле Зевса в наказание людям за похищение Прометеем огня у богов Гефест создал из воды и земли Пандору. Пандора пленила красотой брата Прометея Эпиметея и стала его женой. Увидев в доме у мужа ящик, любопытная Пандора открыла его. Ящик был наполнен бедствиями, которые распространялись по земле. Дайте философскую характеристику мифу о ящике Пандоры.

2. В христианстве есть Бог-отец и Бог-сын, но нет Бога-матери. Придумайте возможное объяснение этому факту.

3. Назовите по три главные черты мужественности и женственности.

4. Как вы понимаете смысл выражения: любовь - это одухотворенная плоть?

5. Почему, на ваш взгляд, влюбленные, поженившись и даже прожив счастливо несколько лет, вдруг расходятся?

6. Каковы особенности так называемой женской философии?

7. Что значит быть молодым?

8. Каковы особенности так называемой молодежной философии?

Из книги Хрестоматия по философии автора Радугин А. А.

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

11. Философия аль-Фараби. Философия Ю.Баласагуни. Его труд: «Благодатное знание» Абунасыр Мухаммед ибн Мухаммед Фараби (870–950) является одним из величайших мыслителей раннего Средневековья. Он многогранным ученым-энциклопедистом и одним из основоположников восточного

Из книги Я и мир объектов автора Бердяев Николай

27. Казахская философия: история и современность (Абай, Валиханов, Алтынсарин), истоки черты, традиции и новации. Профессиональная философия в Казахстане. (Рахматуллин -

Из книги Лекции по истории философии. Книга вторая автора

1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и общество Поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии, и притом с самых разнообразных сторон. Философия

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизнь Киркегард особенно настаивает на личном, субъективном характере философии, на жизненном присутствии философа во всяком философствовании. Он противополагает это

Из книги Философия истории автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Раздел второй. Второй период: Догматизм и скептицизм В этом втором периоде, предшествующем периоду александрийской философии, мы должны рассмотреть догматизм и скептицизм: догматизм, который распадается на два философских учения, на стоическое и эпикурейское, и третье

Из книги Краткий очерк истории философии автора Иовчук М Т

8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы. Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума Немецкая классическая философия рассматривается в качестве самостоятельного этапа развития философии, потому что на

Из книги Трагедия философии автора Булгаков Сергей Николаевич

15. Аналитическая философия ХХ столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия науки Аналитическая философия (Мур, Рассел, Витгенштейн) сформировалась в XX веке и видела задачу философии не в синтезе научного знания, а в

Из книги Я познаю мир. Философия автора Цуканов Андрей Львович

Отдел второй. РИМ ОТ ВТОРОЙ ПУНИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ ДО ИМПЕРИИ По нашему разделению, второй период начинается со второй Пунической войны, т.е. с того решительного момента, когда установилось римское господство. В первую Пуническую войну римляне показали, что они могут

Из книги Лекции по истории русской философии автора Замалеев Александр Фазлаевич

Глава XVII Буржуазная философия в странах Западной Европы во второй половине XIX в. Во второй половине XIX в. упадок буржуазной философской мысли продолжается: будучи неравномерным, по-разному проявляясь в различных странах и в различные периоды, он повсеместно обнаруживает

Из книги Марксистская философия в XIX веке. Книга вторая (Развитие марксистской философии во второй половине XIX века) автора

Глава XVIII Идеалистическая философия в России второй половины XIX - начала XX в. Развитие капитализма в России во второй половине XIX - начале XX в. проходило при наличии значительных остатков феодально-крепостнических отношений. Капитализм в сельском хозяйстве развивался

Лекция 5 ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII в. Время и идеалы эпохи Екатерины II. Либерально-правовое направление: Я.П. Козельский, Д.И. Фонвизин. Патриархально-консервативное направление: М.М. Щербатов. Радикально-демократическое

Из книги автора

МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В XIX ВЕКЕ. Книга вторая. Развитие марксистской философии во второй половине XIX

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА

УДК 130.2:392

ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СУЩНОСТИ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

О.Ю. ШИБАРШИНА

В статье рассмотрены взгляды античных философов классического периода и философов эллинистических школ на место мужчин и женщин в обществе. Определен порядок формирования тендерных отношений в античный период. Осуществлен критический анализ концепций Пифагора, Сократа, Платона, Ксенофонта и Аристотеля, рассматривающих тендерные проблемы, сделан вывод о доминировании идеи приоритета мужчин по отношению к женщинам в социальных отношениях.

Ключевые слова: античная философия, пол, тендер, социальный пол, миф об андрогине.

Сегодня человек с его правами и свободами является ключевым звеном любой философии, но были и другие времена. В античный период во главу угла ставилась отнюдь не личность, а окружающий людей мир. Тайны мироздания объяснялись мифами, а природные неурядицы -волей богов. Первопроходцем в становлении античной философии считается Пифагор. Он основал Пифагорейский союз, который исходил из постулата, что человек является частью мироздания, космоса, природы, а основой природы выступает число. С этой позиции объяснялись все события, происходящие в жизни людей. Подобно тому как почва ежегодно дает щедрые урожаи, женщина дарит миру дитя. Ответ на вопрос о том, что же выделяет человека от окружающих его природных сил, животных, можно найти в глубинах культуры. Культура сопровождается установлением законов в обществе, которым все подчиняются, в то время как в природной среде отношения строятся на силе.

Эпоха античности была далека от феминизма. В те времена многие мужчины считали женщин людьми второго сорта, средством для продолжения рода. Подтверждением этому служит одно из сохранившихся высказываний античной поры, принадлежащее Фалесу Милетскому. Философ сказал, что благодарен судьбе за то, что родился человеком, а не животным, эллином, а не варваром, мужчиной, а не женщиной. То есть женщина в противопоставлении мужчине ставилась в один ряд с варварами и животными.

Однако не все мужчины Античности придерживались такого мнения. Прогрессивный Пифагор, напротив, всячески подчеркивал и обособлял важную роль женщины. В Пифагорейском союзе был даже учрежден женский филиал, в котором дамы постигали суть обрядов и знакомились с сакральными заповедями своих высоких обязанностей. Пифагор учил женщин тому, как любовь преображает сердца двух людей в браке, и какую роль в этом процессе играет жена.

Эллинский мыслитель уже тогда знал, что гармоничный союз - это слияние душ. В своих работах он писал о мужской силе как начале творческого духа и о женском могуществе как олицетворении пластичности природы. И когда две эти силы сливаются в одно целое как физически, так и духовно, рождается нечто новое - целая вселенная. То есть Пифагор употребил тезисы, соответствующие принципам Инь-Ян. Он явно продемонстрировал, что считает мужчину и женщину одни целым, а значит, их место и роли в обществе одинаково важны и нужны.

Последователи философа смотрели на устройство мира несколько иначе. Они представляли его миксом упорядоченности и хаотичности. При этом мужское считалось активным, оформленным, а женское - пассивным, неоформленным. Впервые такое противопоставление можно увидеть в одном из сохранившихся документов VI в. до нашей эры. Пифагорейцы предложили таблицу пар, в которой были следующие противопоставления:

Предел - беспредел;

Чет - нечет;

Покой - движение;

Свет - тьма;

Левое - правое;

Квадрат - прямоугольник;

Добро - зло;

Прямое - кривое;

Одно - множество.

Десятой парой противопоставления стала цепочка «мужчина-женщина».

Что примечательно, в теории философы присваивают строго определенные качества как мужскому, так и женскому началам. Если первое считается рациональным, то второе -эмоциональным. Но на практике ситуация была далека от прогрессивной, и интересами, мнением женской половины человечества никто не интересовался. Фактически женщины не имели никаких прав. Они не могли участвовать в выборах, получать образование, владеть имуществом и т.д. В обществе царил строжайший патриархат, а роль женщины была второстепенной. Ее рассматривали, как инструмент для продолжения рода, причем жена считалась собственностью мужа .

Первым философом, который обратился к личности человека, считается Сократ. Именно он начал исследовать феномен души, называя ее связующим звеном между материей и идеями. Сократ обозначил важное место внутреннего мира человека в его жизни. Он указал на необходимость познания самого себя, как важнейшей цели в жизни каждого. По мнению философа, самопознание - это главная задача, призвание человека.

Сократу принадлежит ряд крылатых фраз, которые актуальны и в наши дни. Например, высказывание о необходимости жениться. Философ проявил чувство юмора, когда сказал, что «если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая - станешь философом». Или другой пример - о том, что любовь женщины подобна приятному, но опасному яду, и ее нужно остерегаться больше, чем ненависти со стороны мужчины. Очевидно, Сократ имел в виду ситуации, когда разгневанная женщина начинает мстить, и объектом ее нападок становится бывший возлюбленный.

Его ученик Платон продолжает развивать тему души. Уже в его ранних работах появляются высказывания о дуализме интеллектуального и материального, рационального и эмоционального. Именно учение Платона впоследствии стало основополагающим в философии Запада. Оно разделяло понятия души и тела, отчетливо формировало образ женского начала.

Платон возвеличивает душу, принижая тело. Физическую ипостась человека ученик Сократа находит недостойной, низшей материей. Этим его учение противостоит философии софистов, которые говорят о единстве души и тела.

Платон категоричен и в отношении женщин. Он считает их более низкими созданиями по сравнению с мужчинами. Об этом говорит созданная им повесть о сотворении мира. Согласно ей, изначально существовали только мужчины, пришедшие на землю с далеких звезд. Каждый, кто достойно проживал свои дни, в итоге возвращался домой - на звезду. Его душа при этом обретала чувство гармонии и удовлетворения. Если же мужчина сделал что-то недостойное при жизни, он не мог покинуть землю и рождался на ней вновь, но уже в теле женщины. При этом, по мнению Платона, ее душу то и дело одолевает дьявол. Слабые женщины, которые не могут ему сопротивляться, постепенно опускаются все ниже в цепочке перерождений, достигая состояния животного.

Таким образом, согласно Платону, женщина - это связующее звено, переходный элемент эволюции между мужчиной, высшим творением, и животным, бессловесной скотиной.

Стоит отметить, что философ предложил и другой миф о появлении человека. Согласно ему, возникновение полов связано с разделением сущности первочеловека. Миф рассказывает, что были времена, когда на земле жили мужчины, женщины и смешанные обоеполые существа

Андрогины. Описание последних очень напоминает сиамских близнецов: сросшиеся тело, двойная голова, по четыре руки и ноги. При этом андрогины были невероятно сильны - сам Зевс их опасался. Чтобы избавиться от потенциальной угрозы, он разделил «сиамских близнецов». С тех пор мужчины и женщины стремятся друг к другу, ищут вторую половину. Причем если одна из сущностей умирала, живущая искала другого партнера, не обращая внимания на пол. Из-за того, что однополые люди не могли продолжать род человека, Зевс сделал так, чтобы разнополые союзы давали потомство. То есть разделение полов было неизбежным .

В своих работах, касающихся социального порядка, Платон описывает структуру государства. Философ рассматривает два варианта функционирования общества: «наилучший» и «второй после наилучшего». В первой утопической модели роль женщины по-прежнему остается второстепенной. Она должна родить младенца, после чего он передается на воспитание в общину. Обязанности по выращиванию детей выполняют либо мужчины, либо рабы. В таком обществе нет привычного нам института семьи и брака. Все дети являются общими, как и хозяйство. При этом нет такого понятия как глава семьи - женщина не подчиняется мужчине .

Стоит отметить, что в некоторых работах философ ставил женщин наравне с мужчинами в вопросах выполнения одних и тех же обязанностей в идеальном обществе. Например, первые должны были осваивать военное дело, а вторые - участвовать в воспитании детей. То есть Платон стал первым писателем для своего времени, который допустил, что женщина может быть на равных с мужчиной, занимать одинаковое положение в обществе (идеальном, утопическом).

Более того, некоторые современные философы считают, что Платон был первым феминистом в истории человечества. Его феминизм носил вынужденный характер. Согласно работам Платона, существование частной собственности рождает необходимость появления института наследства, а это невозможно без наличия частной семьи и частной жены.

Другая утопическая теория о «втором после наилучшего» обществе низводит женщину до состояния частной собственности. В основе её положений лежит андроцентричный взгляд на отношения мужчин и женщин. При этом мужчина является хозяином, а женщина должна во всем ему подчиняться. Конечно, такой подход полностью исключает наличие у жены каких -либо прав. Она может только следить за порядком в доме и растить детей, причем на бытовом уровне - кормить, стирать и т.д. Мать не имеет права обучать ребенка письму, чтению и прочим интеллектуальным знаниям - эта почетная обязанность ложится на плечи мужчины.

В Древней Греции эта теория находила отголоски в реальной жизни людей. В домах существовали специальные «флигеля» - гинекеи, где женщины выполняли бытовую работу. Они не имели права наследовать имущество, иметь собственность, выступать свидетелями на судебных разбирательствах и самостоятельно выбирать мужа. То есть и дома, и женщины, и дети принадлежали мужчинам.

Зажиточные семьи имели рабынь, которые под руководством «хозяйки» занимались рукоделием. Большую часть дня женщина проводила в гинекее. В качестве милости ей разрешалось встречаться с подругами, ходить в театры на представления, посещать могилы умерших родственников и участвовать в мероприятиях религиозного характера в честь богов Олимпа.

Исключением из правила являлись гетеры. Они выполняли роль любовниц, имели хорошее образование. Греческие мужчины не скрывали, что жены созданы для рождения потомства, а гетеры - для развлечений.

Следует обратить внимание на мнение Ксенофонта по поводу обязанностей полов. В своем высказывании современник Платона обратил внимание на тот факт, что природа создала мужчину для походов и путешествий, сделав его тело сильным и выносливым. Женщина же более слабое создание, которое должно находиться дома и обустраивать семейный очаг. Мужчине же зазорно проводить свой досуг в стенах жилища - он должен заниматься решением внешних задач как полагается его природе. По мнению Ксенофонта, такой порядок в ролях

полов установил Бог, наделив их соответствующими телами.

Еще одним отъявленным приверженцем патриархата является Аристотель. Как и его учитель, Платон в ранних работах, он не считал женщину равной мужчине. По мнению Аристотеля, абсурдна сама идея сравнивать неравное. Это вполне укладывается в иерархическую модель устройства мира, созданную умом мыслителя. Согласно его идеям и космос, и общество являют собой структурированную лестницу. Одни элементы (мужчины) находятся на верхних ступенях, в то время как другие (женщины) - на нижних.

Иерархическое устройство согласно философским гипотезам Аристотеля состоит из пяти слоев. Внизу находится материя, затем вещи, люди, животные, душа и, наконец, дух, который венчает структуру. При этом низшее создано для того, чтобы служить высшему, обеспечивать его лучшими ресурсами.

Аристотель был невысокого мнения о женщинах. Прежде всего, это связано с некой, по его мнению, недоразвитостью их характера. Философ обвиняет женщин в отсутствии рациональности и, как следствие, логики, способности рассуждать, делать обоснованные выводы. Поэтому он располагает их ниже мужчин в своей иерархической структуре устройства мира. Аристотель прямым текстом говорит то, за что сегодня на него бы обрушился справедливый хор феминистического движения. А именно: «Самка является самкой в силу отсутствия определенных качеств. Характер женщины мы должны рассматривать как страдающий от природного изъяна» .

Аристотель отождествляет пассивную женскую энергию с хаосом и располагает ее на нижней ступени иерархии. Единственной ролью женщины в обществе является деторождение, а ценностью - способность к размножению половым путем. Мужчина же, напротив, олицетворение активного начала, дух, стремящийся к новым открытиям .

Интересно, что философ не считал существование полов необходимостью, в отличие от Платона, указывающего на это, как на божественную данность. Аристотель упоминал о двуполых животных, которые способны самооплодотворяться и продолжать человеческий род. Однако он соглашался с тем, что существование полов является более желанным явлением, нежели двуполость. А все потому что лучше не смешивать высшее и низшее в одном теле . Такие высказывания Аристотеля впоследствии были названы классическим андроцентризмом в отношении женщин. Неудивительно, что западные феминисты раскритиковали учения эллинского мыслителя.

Эпоха учений Сократа, Платона, Аристотеля и других - это классический период античной философии. Он знаменовался многими открытиями, расширением идейного мировоззрения древних греков, патриархальными, антифеминистическими взглядами на роли полов в обществе. На смену ему пришла эпоха эллинистических учений: стоицизм, скептицизм, эпикурейство.

Основным отличием новой античной философии стала ориентация на моральное поведение человека. Были внесены коррективы и в представления относительно природы мужского и женского начала, достигнуто большее идейное равенство полов. Например, стоик Зенон как-то сказал, что у дружбы нет критерия по одежде (брюки или юбка). При оценке характера человека во внимание принимается его моральный облик, а не половая принадлежность.

Единомышленник Зенона Сенека утверждал, что «мужчину пробуют женщиной». То есть той, кого он выбирает себе в пару. Философ приводит слова Марка Аврелия о пресыщенности мужчин и неумении чувствовать по-настоящему, испытывать сильные желания, решаться на героические поступки во имя обожаемой избранницы. При этом женщине в этом высказывании отводится почетная роль носительницы вселенского смысла - трепетной любви.

Высказывания обоих философов подтверждают тот факт, что стоицизм высоко оценивал роль института брака в человеческом обществе. Союз супругов должен основываться на дуальной гармонии - гармонии души и тела. Именно представители этого эллинского течения оказали большое влияние на формирование христианской философии и неоплатонизма.

Подводя итоги, отмечаем, что период Античности характеризуется разными

представлениями о роли мужчины и женщины в человеческом обществе. Философы Древней Греции признавали силу и значимость любви, но она в их глазах могла иметь как положительный, так и отрицательный характер. Ее рождение приравнивалось к вселенскому подарку, некой космической неизбежности, ниспосланной на человека. При этом сами люди считались участниками этого процесса, а не его творцами.

К институту брака в античные времена было особое отношение. Его считали союзом противоположных сущностей, у каждой из которых свои функции и роль. Такие умозаключения стали следствием сравнения общественных процессов с теми явлениями, которые происходят в природе (каждое из них якобы имеет мужской или женский характер). Подобный подход к позиционированию полов привел к обоснованию неравенства мужчин и женщин в социальных отношениях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аристотель. О возникновении животных. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1940. 250 с.

2. Воронина О.А. Гендер // Словарь гендерных терминов. М.: Информация ХХ1 век, 2002. С. 20-24.

3. Воронина О.А. Основы гендерной теории и методологии // Теория и методология гендерных исследований: курс лекций / под общ. ред. О.А. Ворониной. М.: МЦГИ - МВШСЭН-МФФ, 2001. С. 101-105.

4. Обидина Ю.С. Специфика гендерных ролей в античном полисе: роль греческой драмы в становлении женской идентичности // Вестник Марийского государственного университета. 2014. № 1 (13). С. 150-153.

5. Платон. Государство //Платон. Диалоги / пер. с древнегр. С.Я. Шейнман-Топштейн / под ред. А.Ф. Лосева. М., 1986. С. 8-114.

6. Шибаршина О.Ю. Гендерные модели мифологических систем Европы и современность // Научный ВестникМГТУГА. 2014. № 203. С. 85-90.

DEVELOPMENT OF IDEAS OF THE SUBJECT-MATTER OF A MAN AND A WOMAN

IN ANCIENT PHILOSOPHY

Shibarshina O.Yu.

In the article concepts of ancient philosophy of the classical period, and also philosophy of the Hellenistic schools in which the problem of regulation of the relations between the man and the woman was considered are analyzed. The features of formation of the gender relations in antique society are defined, conditions of emergence of the concept "social gender" are opened. A valid conclusion that in the period of Antiquity in the system of the gender relations the androtsentrizm dominated, priority value belonged to the man.

Keywords: ancient philosophy, the gender relations, the myth about the androginakh, an androtsentrizm, feminism.

1. Aristotel". O vozniknovenii zhivotnyh. M.-L.: Izd-vo Akademii nauk SSSR. 1940. 250 p. (In Russian).

2. Voronina O.A. Gender // Slovar" gendernyh terminov. M.: Informacija HHI vek. 2002. Pp. 20-24. (In Russian).

3. Voronina O.A. Osnovy gendernoj teorii i metodologii // Teorija i metodologija gendernyh issledovanij: kurs lekcij. Pod obshh. red. O.A. Voroninoj. M.: MCGI - MVShSJeN-MFF. 2001. Pp. 101-105. (In Russian).

4. Obidina Ju.S. Specifika gendernyh rolej v antichnom polise: rol" grecheskoj dramy v stanovlenii zhenskoj identichnosti // VestnikMarijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 1 (13). Pp. 150-153. (In Russian).

5. Platon. Gosudarstvo. Platon. Dialogi. Per. s drevnegr. S.Ja. Shejnman-Topshtejn. Pod red. A.F. Loseva. M. 1986. Pp. 8-114. (In Russian).

6. Shibarshina O.Ju. Gendernye modeli mifologicheskih sistem Evropy i sovremennost". Nauchnyj VestnikMGTU GA. 2014. № 203. Pp. 85-90. (In Russian).

Шибаршина Ольга Юрьевна, окончила РГРТА (2002), кандидат социологических наук, доцент НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет» (филиал, г. Рязань), автор 18 научных работ, область научных интересов - социальная философия, философская антропология, гендерология, социология молодежи.

Введение

В человеческой природе, как и в человеческом существовании, нет ничего заведомо заданного, предопределенного - нет никакой «сущности». «Существование предшествует сущности». Сущность человека складывается из его поступков, она - результат всех совершенных им в жизни выборов, его способности к реализации своего «проекта» - им же предустановленных целей и средств, к «трансценденции» - конструированию целей и смыслов. А побудители его поступков - воля, стремление к свободе. Эти побудители сильнее всех законов, нравственных правил и предрассудков. Они же должны определять семейный уклад, отношения в любви. Наша объективная сущность предполагает существование другого. И наоборот, именно свобода другого служит обоснованием нашей сущности».

Симона де Бовуар попыталась выяснить для себя и объяснить читателю, что же такое этот «женский удел», что стоит за понятием «природное назначение пола», чем и почему положение женщины в этом мире отличается от положения мужчины, способна ли в принципе женщина состояться как полноценная личность, и если да, то при каких условиях, на каких путях, какие обстоятельства ограничивают свободу женщины и как их преодолеть.

Книга Симоны де Бовуар «Второй пол» представляет собой попытку - и попытку удавшуюся - размежевания с марксистским подходом к «женскому вопросу». В центре ее внимания - не «женские массы» и их «коллективная борьба» за общее дело «пролетариата». В центре ее внимания женская личность или «ситуация» женщины в истории, заданная физиологией и анатомией, психологией и социальными традициями. Симона де Бовуар рассматривает эту «ситуацию», используя понятиями свободы воли, автономии, самоосуществления через «проект». Она сосредоточивает свой анализ главным образом на теме межличностных отношений мужчины и женщины - отношений Одного и Другого, увиденных сквозь призму «подлинного бытия» - бытия субъекта, способного к трансценденции, то есть к полаганию смыслов и целей своей жизни, С этой точки зрения Симона де Бовуар перечитывает мифы и легенды о «тайне пола», «предназначении женщины», «загадке женской души». Для нее очевидно, что такой загадки не существует. В пылу полемики она формулирует свой знаменитый афоризм: «Женщиной не рождаются, женщиной становятся».

Она доказывала, что физиологические различия между мужчиной и женщиной вовсе не предопределяют их экзистенциального различия - различия в качестве субъектов истории, когда один является господином, а другой - его рабом. Это разделение труда не задано умыслом, оно навязано вполне определенными социально-историческими условиями.

Симона де Бовуар подчеркивает, что поскольку именно мужская деятельность сформировала понятие человеческого существования как ценности, которая подняла эту деятельность над темными силами природы, покорила саму природу, а заодно и женщину, то мужчина в обыденном сознании предстает как творец, создатель, субъект, женщина же - только как объект его власти. Против этого предубеждения и направлен тезис «женщиной не рождаются, женщиной становятся». Симона де Бовуар стремится рассеять любые сомнения в том, что изначально в женщине заложены те же потенции, те же способности к проявлению свободы воли, к трансцендентности и саморазвитию, что и в мужчине. Их подавление ломает женскую личность, не позволяет женщине состояться в качестве человека. Конфликт между изначальной способностью быть субъектом и навязанной ролью объекта чужой власти и определяет специфику «женского удела». Но Симона де Бовуар убеждена в том, что этот конфликт постепенно разрешается. Стремление к свободе одерживает верх над косностью, имманентностью женского бытия.

Симона де Бовуар, обозначив перспективу «подлинного существования», сумела ярко описать «неподлинность» обычных женских будней - этой повседневной кабалы, угнетающей женщину в наши дни ничуть не менее, чем в прошлом. Обличение, разоблачение повседневных форм дискриминации - одно из главных достоинств книги «Второй пол». Ее другое достоинство связано с тем же понятием «подлинного существования» и его этики, предполагающей обретение своего «я» на пути к свободе, то есть предполагающей существование независимой женской личности, ее автономию, способность «присвоить» собственную жизнь. Переведенное в лозунг «самореализации» или «самоосуществления», это понятие стало новым символом веры для феминизма второй половины XX века.

Она доказывала, что быть женщиной - это не призвание, а состояние, что женщина, как любой человек, должна стремиться к самоутверждению в качестве личности - в творчестве, труде, самораскрытии. Она - не машина для воспроизводства человеческого рода. Ее материнство может быть только актом свободного решения, а не обязанностью.

Многоликость, многогранность, пестроту социального пространства, в котором действует не один субъект и которое держит в напряжении не один конфликт, а множество по-разному разрешаемых конфликтов. И один из них - самый древний - конфликт между мужчиной и женщиной.

Глава 1. Различия между мужчиной и женщиной

Достаточно пройти по улице с открытыми глазами, чтобы признать, что человечество делится на две категории индивидов, чьи одежда, лицо, тело, улыбка, походка, интересы, занятия явно различны; может быть, это различие поверхностно, может быть, ему суждено исчезнуть. Но бесспорно одно - в настоящий момент оно существует с поразительной очевидностью.

Мужчина мыслит себя без женщины. Она же не мыслит себя без мужчины». Она - лишь то, что назначит ей мужчина. Таким образом, ее называют «полом», подразумевая под этим, что мужчине она представляется прежде всего существом определенного пола: для него она является полом, а значит, является им абсолютно. Она самоопределяется и выделяется относительно мужчины, но не мужчина относительно нее; она - несущественное рядом с существенным. Он - Субъект, он - Абсолют, она - Другой.

В сущности, разделение полов - биологическая данность, а не момент человеческой истории. Пара - это фундаментальное единство, обе половины которого прикованы одна к другой, и никакое расслоение общества по признаку пола невозможно. Именно этим определяется женщина: она - Другой внутри единого целого, оба элемента которого необходимы друг другу.

Мир никогда не принадлежал в равной степени обоим полам. И даже сегодня положение женщины еще очень невыгодно, хоть оно и меняется. Почти нет стран, где бы она по закону имела одинаковый статус с мужчиной; часто мужчина существенно ущемляет ее интересы. Но даже тогда, когда права ее абстрактно признаются, устоявшиеся, привычные нравы не дают им обрести конкретного воплощения в повседневной жизни. С экономической точки зрения мужчины и женщины - это практически две касты; при прочих равных условиях мужчины имеют более выгодное положение и более высокую зарплату, чем недавно ставшие их конкурентами женщины. В промышленности, политике и т.д. мужчин гораздо больше, и именно им принадлежат наиболее важные посты. Помимо имеющейся у них конкретной власти, они еще облечены престижем, который традиционно поддерживается всей системой воспитания детей: за настоящим проступает прошлое, а в прошлом историю творили исключительно мужчины.

Женщина - это не застывшая реальность, а становление; и только в становлении следует сопоставлять ее с мужчиной, то есть следует определить ее возможности; огромное количество дебатов теряют смысл из-за желания свести женщину к тому, чем она была, или к тому, что она есть сегодня, в то время как речь идет о ее способностях; не подлежит сомнению, что способности проявляются со всей очевидностью, только когда они реализованы, - но не подлежит сомнению также и то, что, рассматривая существо, суть которого есть трансценденция и выход за пределы своего «я», никогда нельзя подводить черту.

Порабощение женщины родом, пределы ее индивидуальных возможностей являются фактами чрезвычайной важности; тело женщины - это один из основных элементов, определяющих положение, которое она занимает в мире. Но одного тела недостаточно, чтобы дать женщине определение; оно живет лишь той реальностью, что воспринята ее сознанием через действия и в рамках общества. Одной биологии недостаточно, чтобы ответить на занимающий нас вопрос; почему женщина - это Другой?

Таким образом, нельзя рассматривать женщину просто как организм определенного пола: среди биологических данных значимы лишь те, что в ее действиях приобретают конкретную ценность; самосознание женщины определяется не только ее сексуальностью, оно отражает ситуацию, взаимосвязанную с экономической структурой общества; а в ней в свою очередь находит выражение уровень технического развития, достигнутый человечеством.

Разделение утвердилось как раз в те эпохи, когда женщина воспринималась как Другой, общество особенно упорно отказывалось принять ее как человека. Сегодня она становится равным Другим ценой утраты мистического ореола. Реальная власть всегда была в руках мужчины; с самого начала эпохи патриархата они считали полезным держать женщину в состоянии зависимости; их законодательство было направлено против нее; и таким образом она была конкретно конституирована как Другой. Это положение отвечало экономическим интересам мужчин, но оно также удовлетворяло их онтологические и моральные запросы. Когда субъект пытается утвердить себя, ограничивающий и отрицающий его Другой все же ему необходим, ибо он может достичь себя только через такую реальность, что не есть он сам.

Глава 2. Девушка

Взрослая девушка становится менее романтичной, чем была в отрочестве, и больше думает о замужестве, чем о любви. Ее будущий муж уже не рисуется ей в божественном ореоле, она стремится лишь к прочному положению в мире, хочет начать вести свою жизнь женщины. Для большинства взрослых девушек, независимо от того, работают они или нет, живут взаперти в родительском доме или пользуются какой-нибудь свободой, самая важная жизненная задача заключается в том, чтобы найти мужа или хотя бы постоянного любовника.

И мужчины и женщины – представители человеческого рода. Между ними много общего, но различного еще больше. Видимые различия в строении тела и половых органов – вершина айсберга.

Психологические и социальные отличия личности представителей двух полов существенны настолько, что мужчины и женщины кажутся друг другу самой сложной загадкой на планете Земля.

Чем отличается мужчина от женщины? Почему так важно знать и учитывать эти отличия?

Определение мужского и женского

Несмотря на то, что говорной мозг, нервная система мужчин и женщин устроены одинаково, воспринимают и реагируют они на окружающий мир по-разному. Мысли, чувства, эмоции, потребности имеют разную направленность. Привычки, поведение и мировоззрение разнятся настолько, что порой представители обоих полов не понимают друг друга, словно говорят на разных языках. У мужчин и женщин разный стиль и образ жизни, .

Качества личности, черты характера, темперамент и другие особенности психики объективно одинаковы для сильной и слабой половины человечества. Разделение на «мужские» и «женские» качества условно принято в обществе, как преимущественно свойственные тому или иному полу особенности.

Мужчина – активный, целеустремленный, сильный смелый, волевой Деятель и Защитник. Он ориентируется на внешний, предметный мир. Женщина добрая, нежная, эмоциональная, интуитивная, стремящаяся к постоянству и стабильности. Она – ориентированная на внутренний мир, отношения и чувства Хранительница домашнего очага и Мать.

Мужчины стремятся достичь конкретной цели, результата, женщины – создать отношения и гармонию. Мужчина предпочитает действовать, женщина – чувствовать и переживать.

Женщина живет так, как подсказывает ей сердце, мужчина – руководствуется доводами разума.

У мужчины бывает немало чисто женских, феминных качеств, у женщины – мужских, мускульных. Некоторые мужчины , а некоторые женщины – мужественны. Отличие мужчины от женщины в психологическом плане условно. Воспитание, самовоспитание, образование, образ жизни накладывают отпечаток на личность, обуславливают развитие женских или мужских черт характера.

Отличия в мировосприятии и мироощущении

Каждый человек – индивидуальность, с особенным сочетанием черт и качеств личности. Наукой изучается психология не конкретных мужчин и женщин, а среднестатистические данные, полученные путем исследований и экспериментов. Ученые опираются на представления о типичном представителе того или иного пола.

Мужчины и женщины по-разному смотрят на мир и воспринимают его неодинаково, несмотря на то, что органы чувств у них одинаковые. Зрение, слух, осязание, обоняние, вкус определяют картину мира. Информация об окружающей среде поступает от органов чувств к головному мозгу человека, где проходит обработку.

Мужской головной мозг крупнее женского и больше весит, но соотношение размеров мозга с размерами тела у мужчин и женщин одинаковое. Левое и правое полушария женского головного мозга имеют между собой большее количество нейронных связей, что позволяет представительницам прекрасного пола заниматься большим количеством дел одновременно. Мужчины предпочитают концентрироваться на одной задаче в конкретный момент времени, проблемы решают поэтапно.

Отличия в мироощущении и мировосприятии мужчин и женщин изучены не до конца, так как поле исследований этой сферы необычайно широко.

Некоторые отличия женского от мужского взгляда на жизнь и особенности восприятия мира:

  • Ориентация в пространстве. Мужчины лучше женщин ориентируются в пространстве и понимают карты. Женщине легко заблудиться, даже имея в распоряжении план местности. Мужчины определяют километраж и стороны света, женщины ориентируются на отличительные признаки ландшафта и направления движения.
  • Обоняние. Женщины лучше ориентируются и легче различают запахи, чувствительнее к интенсивности и силе аромата. В выборе мужчины женщина ориентируется на его естественный запах. Он бессознательно оценивается как показатель здоровья мужчины (сильного или слабого иммунитета и набора генов) и сексуальной совместимости с женщиной.
  • Зрение. У мужчин от природы зрение острее, они лучше видят вдаль и в темноте. Женщины лучше различают и разбираются в оттенках цвета и света. У них лучше развито периферическое, боковое зрение. Если женщина видит объект, не поворачиваясь к нему, не разворачивая голову, мужчина вынужден это делать.

  • Боль. У женщины больше рецептов, отвечающих за ощущение боли, поэтому чувствуют они ее острее, сильнее и дольше. Мужчины менее чувствительны к боли, интенсивность болевых ощущений снижена восприятием. Но у женщин больше механизмов, справляющихся с болью и призванных ее устранить.
  • Реагирование в экстремальной ситуации. В острой экстремальной ситуации мужчина сохраняет трезвость ума и скорость реакций, действует правильно и спокойно. Женщины больше , волнениям и панике. Они не любят не только экстремальные, но и любые новые ситуации, в которых раньше не приходилось бывать.
  • Сексуальное удовольствие. В среднем мужчина способен получить сексуальное удовлетворение уже после четырех минут занятия сексом, у женщин этот показатель варьируется от десяти до двадцати минут. После секса тело женщины запрограммировано оставаться в положении лежа неподвижно, так как в этом случае вероятность зачатия увеличивается. После оргазма и у мужчин, и у женщин активируется правое, творческое полушарие головного мозга.

Психологические отличия женщин и мужчин

Отличие мужчины от женщины в психологическом плане заметили еще философы в древности. От философских рассуждений к психологическим исследованиям отличий в мужской и женской психологии ученые перешли в позапрошлом столетии. С тех пор и до наших дней проводится немало исследований, результаты которых подтверждают, что различия в психологии мужчины и женщины существенные и значительные.

Знать чем отличается мужчина от женщины нужно им обоим, чтобы понять друг друга и построить отношения.

Особенности психологии полов учитываются во взаимоотношениях не только конкретных мужчины и женщины, но и мужчин и женщин в целом.

Отличия женского от мужского в психологии:

  • Мышление. Женщины мыслят образами, опираются , у мужчин преимущественно логическое мышление, они опираются на ощущения и разум.
  • Эмоционально-волевая сфера. Испытывать глубокие и сильные чувства могут как мужчины, так и женщины. Но эмоциональность как черта характера больше свойственна женщинам. Женщинам сложнее управлять эмоциям и настроением. Это связано с частой сменой гормонального фона, его цикличностью. Женщины часто нервничают, тревожатся, испытывают стихи и фобии. Сила воли, бесстрашие, больше развиты у мужчин.
  • Темперамент. Мужчины чаще бывают активными холериками и , а женщины – и
  • Самооценка. и самооценка женщин часто занижены. Они больше тревожатся о том, что не вписываются в идеалы и принятые стандарты, как внешнего облика, так и поведения.
  • Приоритеты и социальные потребности. Мужчина хочет достичь успеха в карьере, реализоваться как профессионал, приобрести статус в обществе. Женщина хочет быть любимой, создать семью, стать гармоничной личностью, реализоваться как жена и мать.

Сочетание мужского и женского начал рождает целостную систему, где элементы дополняют и подчеркивают друг друга.

Женщина ищет своего мужчину, а мужчина – женщину. Одновременно похожие и разные, они испытывают друг к другу притяжение, которое перерастает в любовь.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: