Мы празднуем день рождения кришны, потому что он — верховная личность бога. Шри кришна джанмаштами - день явления господа шри кришны День явления кришны

По случаю прекрасного празднования Шри Джанмаштами, явления Кришны в этом мире, я прочту из Вишну сахасра-намы, которая описывает качества, деяния, славу, атрибуты, благодаря которым Вишну известен как Верховная Личность Бога. В конце концов мы празднуем день рождения Кришны, потому что Он - Верховная Личность Бога.

Есть миллионы, миллиарды разных живых существ, которые рождаются каждое мгновение, умирают каждое мгновение. Так зачем праздновать день явления Кришны? Особенно с точки зрения нашего очень ограниченного времени, это же было очень-очень давно. Хотя с точки зрения вечного времени нет такого понятия как давным-давно. Так зачем это праздновать? Ну потому что Он - Бог. А что делает Его Богом? Каждый может сказать: «Я - Бог». И на самом деле есть много людей, которые ходят и говорят, что они Бог, и позволяют другим говорить, что они Бог. Но у них нет качеств, которые делают их Верховным Господом.

Эти качества обобщены в стихе, который часто цитирует Шрила Прабхупада, где дается определение Бхагавана:

айшварьясья самаграсья вирьясья яшаса шрия
гьяна-вайрагьяйош чайва шаннабхагаитингана
(Бхагавата-сандарбха 46.10)

Того, кто во всей полноте обладает достояниями: богатством, силой, славой, знанием, красотой и отречением, называют Бхагаваном. Шрила Прабхупада использовал этот термин - Верховная Личность Бога. Он обладает бесконечными качествами. И некоторые из них упомянуты в именах, которые приводятся здесь, в Шри Вишну сахасра-наме.

Итак, мы празднуем день рождения Кришны, потому что Он - Бог. Разве это не так? Но во Вриндаване они празднуют, потому что Он - сын Нанды Махараджа. У Нанды Махараджи родился сын спустя долгое время. Он не считал Его Богом, и они никогда не думали, что Он - Бог. Даже когда было очевидно, когда были все доказательства, свидетельствующие о том, что Он - Бог. Это еще одно доказательство того, что Он - Верховный Господь. Оно состоит в том, что Он показывает это тем, кто хочет видеть Его как Верховного Господа и Он скрывает это. Он скрывает тот факт, что Он Верховный Господь от тех, кто не хотят это видеть - это относится к самым худшим негодяям и к обычным негодяям. Он скрывает это от них. И также Он скрывает это от величайших преданных. С нашей точки зрения, мы должны признавать Его как Верховного Господа и тогда мы можем развиваться дальше.

Как Кришна Сам говорит в Бхагавад-гите (10.8):

ахам сарвасйа прабхаво
маттах сарвам правартате
ити матва бхаджанте мам
будха бхава-саманвитах

«Все исходит из Меня». И затем Он снова говорит, чтобы уже не оставить сомнений: «ити матва» - «понимая это, признавая это, они поклоняются Мне». Кто они? Разумные люди, бхава-саманвитах, будха бхава-саманвитах, охваченные чувствами по отношению к Кришне.

Итак, я продолжу комментировать Вишну сахасра-наму, имя 365-е - Викшарах. «Кшара» значит «конец», в санскритском алфавите это слово начинается с «а» и заканчивается «кша». Звук «кша» называется «кшара». Так что «акшара», «викшара» означает - «нет конца», то есть Он никогда не увядает, никогда не кончается. Итак, Кришна никогда не увядает, не уменьшается, не убывает, как обычно говорят про Луну. Она постепенно убывает, сейчас Луна как раз посередине этой стадии убывания.

Кришна явился как раз в темную половину месяца, убывающую. Он явился на убывающей луне, Он явился в династии Луны, и Луна была счастлива, она светилась во всей своей славе. Он никогда не увядает, Он никогда не уменьшается, не стареет. Есть много могущественных людей, в этом мире люди очень заинтересованы во власти, могуществе, доминировании над другими. Они в основном думают, что Бог очень могущественен. Хотя это также понимание Кришны, но среди гаудия-вайшнавов Его власть, могущество не подчеркивается. Среди гаудия-вайшнавов и также среди других, последователей пушти-марга (течение в индуизме, основанное ачарьей Валлабхой, одна из ветвей бхакти - ред.), подчеркивается именно сладость Кришны.

Итак, мы подчеркиваем больше сладость, красоту, очарование, игры. Тех, кого больше интересует власть, могущество, видят в Нем могущественного, величайшего. Но их могущество ограничено и пространством, и временем. Самый могущественный человек XX столетия, похоже, был Адольф Гитлер, но его власть не была полноценной, он не завоевал все места, он даже Германию полностью не контролировал. Были заговоры, чтобы его убить, и, конечно же, он потом погиб.

Но Кришна всегда полностью контролирует все, и Его сила никогда не убывает, и, помимо этого, Его красота никогда не убывает. Тот, кто является очень красивым, должен знать, что так или иначе его красота ограничивается лишь кожей, и это долго не продлится. Это трагедия юности: прекрасной женщине суждено увидеть, как увядает ее красота, как потихоньку она уходит. Это такой разбивающий сердце процесс, сначала она морщинку на лице замечает, она растет, затем еще морщины возникают. Сколько бы крема, пудры и витамина А она ни наносила, постепенно эти морщины появляются, и красота уходит.

Но с Кришной такого никогда не происходит, Он никогда не стареет, хотя Микеланджело и изобразил Бога в Сикстинской капелле очень старым, потому что Он - наистарейший. Это просто показывает, что несмотря на то, что Микеланджело и окружавших его современников считали гениями, великими умами, которые сформировали западную цивилизацию, они сформировали ее на основе разных неверных представлений. Например: «Бог старый, и значит Он должен выглядеть старым, у Него должна быть длинная борода». Но Кришна адвайтам ачьютам анадим ананта-рупам адьям пурана-пурушам нава-яванам ча (Брахма-самхита, 33).

Кришна - единственная личность, непогрешимая, анади, и у Него нет источника. Он предстает во всевозможных, бесконечных формах. Он источник, Он начало, Он - наидревнейшая личность, но тем не менее Он всегда выглядит юношей, потому что Он не во власти времени, Его красота никогда не увядает, Его слава, Его величие никогда не увядают, Он всегда Верховный.

Даже если Он выставляет себя меньше, чем Верховный, становясь дорогим ребенком мамы Яшоды, Он при этом всегда Верховный, у Него нет конкурентов, не существует опасности, что Его сбросят с Его положения. В отличие от мерзких правителей, Он никогда не боится, что Его подчиненные объединятся против Него, займут Его положение, устранят Его. Об этом не может быть и речи. Его сладость никогда не увядает, на самом деле она не только не убывает, она всегда прибывает. Как Луна прибывает, возрастает слава Кришны. Его слава, красота, сила, знание, сладость, игры, Его спутники и все остальное бесконечно. Его милость, Его доброта также всегда увеличиваются.

Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Викшарах, Рохитах, Маргах, Хетух, Дамодарах, Сахах»

#статьи_bvks

Мы празднуем день рождения Кришны, потому что Он - Верховная Личность Бога – Статьи – Бхакти Викаша

Джанмаштами: День рождения Господа Кришны

В конце августа или начале сентября жители Индии, а также индуисты, живущие за ее пределами, отмечают один из самых ярких и масштабных праздников Krishna Janmashthami, известный также как Дахи Ханди, Джанмаштами, или же день рождения (явления) бога Кришны. Учитывая, что индусы склонны превращать все общенациональные праздники в красочные фестивали, туристы стремятся побывать в Индии именно в это время, чтобы увидеть, как все это происходит, своими глазами.

Кришна является богом песни и танца, что и легло в основу праздника, который отмечается всенародными гуляниями и танцами, изображающими танцы самого юного Кришны с пастушками при лунном свете. Широко распространен обычай наряжать в костюмы Кришны детей, которые и символизируют новорожденное божество. Также в связи с данным праздником в Махараштре (в центральной и одновременно западной части Индии) популярен обычай «дахи-ханди», инсценирующий шалости маленького Кришны. Высоко к потолку на веревках подвешивают глиняные горшки с йогуртом (дахи-ханди) и под радостное пение «Говинда, Говинда» (имя Кришны, означающее "доставляющий радость коровам"), малыши сооружают под горшками "пирамиду", чтобы легче добраться до йогурта, так его любит воровать маленький Кришна.

Фестиваль Джанмаштами это благодатное время для индусов, которые обожают яркие наряды и украшения. В этот день и взрослые, и дети наряжаются в красочную одежду и разукрашивают лица, чтобы быть похожими на образ бога Кришны и его возлюбленной Радхи.

Синие лица с витиеватым орнаментом, короны и пышные прически, обилие браслетов, ожерелий и сережек в ушах и носу - обычное дело для этого праздника. Поскольку Джанмаштами является всенародным праздником, в Индии его отмечают все, независимо от вероисповедания.

Да и кто откажется от удовольствия пройтись по улицам города, красиво украшенным к празднику, увидеть традиционные развлечения и забавы, а то и поучаствовать в традиционных же шалостях, которые устраивают специально, чтобы угодить Кришне?

Кришна является одним из воплощений индуистского бога Вишну и сочетает в себе беззаботное озорство и всемогущество.

Согласно ведическому знанию Кришна, хотя и является источником материального творения, он никогда не соприкасается с материей и является в своем изначальном духовном теле, состоящем из вечности, знания и блаженства.

Ежегодно празднества проходят в районах Матхура и Вриндаван, где, согласно преданию, родился и вырос Кришна.

Считается, что Кришна родился пять тысяч лет тому назад в Аштами (8-й лунный день), когда Луна была убывающей. Поэтому праздник планируется на разные дни месяца.

Согласно Ведам, когда настало время явления Кришны, все планеты заняли самое благоприятное положение. В этот момент повсюду установилась благоприятная атмосфера мира и процветания, а в небе были видны благоприятные знаки, а на земле людей воцарилось счастье.

Кришна родился в полночь, поэтому подготовка к празднику обычно начинается еще накануне, так как в этот день принято, чтобы женщины как можно меньше времени проводили на кухне и больше занимались с детьми.

По сути Кришна является богом песни и танца, что и легло в основу праздника. Он отмечается всенародными гуляньями и танцами, изображающими танцы самого юного Кришны с пастушками при лунном свете. Дети в День Рождения Кришны окрашивают лица в синий цвет и одеваются как Кришна.

Кришна-Джанмаштами в Индии празднуют все – и индусы, и мусульмане, и даже атеисты. И потому, естественно, существует множество разных традиций проведения этого праздника.

В Южной Индии Джанмаштами – это большей частью семейный праздник, на который собираются все родственники, что вроде Рождества в западных странах.

С раннего утра мурти (Божество, скульптурное изображение) Кришны омывают, кладут в колыбель и проводят Ему церемонию поклонения.

На севере Индостана явление Кришны празднуется несколько иначе: здесь Джанмаштами - это шумное, яркое действо, напоминающее карнавал.

Веселье может продолжаться по нескольку дней. Повсюду звучат песни и стихи, прославляющие Кришну, устраиваются театральные постановки об играх Кришны и Его вечной спутницы Шримати Радхарани.

Глава главного храма Удупи Кришна-матха соблюдает в этот день полный пост, а ночью, когда восходит луна, совершает омовение и проводит Шри Кришне особую пуджу, в ходе которой Господу предлагаются разнообразные сладости.

На следующий день, после особой утренней пуджи, собравшимся гостям раздают угощение. А в полдень проводят шествие – глиняное мурти Господа Кришны помещают на золотую колесницу в золотых украшениях и везут по роскошно украшенной по такому случаю центральной площади Удупи.

На площади возводят многочисленные арки, туда приносят и разбивают глиняные горшки с подкрашенной водой, сладостями и йогуртом.

Актеры устраивают пантомимы, рядятся в карнавальные костюмы и маски и смешат публику.


После карнавала местные брахманы устраивают праздник для себя. Они устраивают различные состязания, поливают друг друга цветной водой, а затем купаются.

По окончании праздника глиняное мурти (изображение) Кришны опускают в озеро Мадхвы, а всем собравшимся раздают ладду, лакомство из гороховой муки и сахара.

В это время на улице царит веселье – женщины в разноцветных сари, мужчины в лучших одеждах обходят храм и поют хором.

Мимо дефилирует роскошный парад колесниц, слонов, верблюдов и... джипов. Церемониймейстеры несут на головах канделябры, а оркестры играют бравурные марши.

По материалам

День рождения Бога Кришны в Индии или Кришна Джанмаштами - индуистский праздник, который отмечается в восьмой день индуистского месяца Бхадрапада. Он обычно приходится на август или сентябрь по Григорианскому календарю. Одновременно с этим Джанмаштами отмечается в Индии на государственном уровне. Это значит, что он является выходным днём для всего населения. Прочитав статью, вы познакомитесь с тем, как индусы отмечают День рождение Бога Кришны.

1. Время проведения праздника «День рождения Бога Кришны»

День рождения Бога Кришны (Кришна Джанмаштами) — один из самых важных индуистских праздников. Джанмаштами - это сложное слово. Джанма означает «рождение» и Аштами — «восемь». Согласно индуистскому календарю, праздник отмечается в шестом месяце (Бхадрапада) на восьмой день (Аштами).

По Григорианскому календарю эта дата может выпасть как с августе, так и в сентябре. В 2019 году праздник отмечался 24 августа. В 2020 году это будет 11 августа. Дату каждый год надо уточнять. Джанмаштами отмечается в Индии на государственном уровне. Это значит, что он является выходным днём для всего населения.

2. Коротко о Боге Кришна

Согласно индуистской мифологии, около 5000 лет назад родилась восьмая реинкарнация или восьмое воплощение Господа Вишну — Бог Кришну. Вскоре он стал почитаться как один из самых важных и могущественных индуистских богов.

О жизни Кришны можно прочитать в таких священных писаниях индуизма, как Пураны, «Харивамша» и «Махабхарата».
Он родился в тюрьме под стражей Кансы в Матхуре. После рождения младенца его отец Васудев сразу же вспомнил о своем друге Нанде. Он решил передать ему своего ребенка, чтобы спасти Кришну из рук злого царя Кансы.
Кришна вырос в Гокуле. Единственной целью его жизни было освободить землю от злых демонов. В конце концов он убил своего дядю, царя Кансу.

Находчивый и веселый по своей природе, Кришну стал любимым Богом среди преданных ему людей, которые с любовью поклоняются ему как во «взрослой», так и в «детской форме».

3. Как в Индии отмечается День рождения Бога Кришны?

День рождения Бога Кришны, как известно, отмечается каждый год по всей Индии как Кришна Джанмаштами. Он считается одним из важных праздников индусов, так как в этот день родился Господь Кришна.

Жители Индии, исповедующие индуизм, соблюдают пост до полуночи, украшают свои дома. А также хозяйки готовят лакомства для подношения младенцу Кришне.

Фактическое празднование Джанмаштами происходит в полночь, поскольку Шри Кришна, как полагают, появился на свет в тёмную и ветреную ночь. Он родился, чтобы положить конец правлению и насилию своего дяди Кансы.

В полночь по всей Индии последователи индуизма читают молитвы. Затем младенцу преподносят дары...


По всей Индии День рождения Кришны празднуется песнями и танцами, пуджами (обрядами поклонения и почитания), Арти (религиозными ритуалами).

В Тамилнаде в этот день устанавливаются столбы с горшками денег, привязанными к вершине. Мальчики, одетые как Кришна, пытаются взобраться на эти столбы, чтобы получить деньги... В это время зрители обливают их водой.

В Махараштре, где этот праздник известен как Говинда, горшки с пахтой висят высоко над улицами. Команды из мальчиков строят пирамиды, чтобы разбить горшки.

На Фиджи этот праздник называется «Кришна Аштами», и празднование длится восемь дней и заканчивается кульминацией Дня Рождения Господа Кришны. В течение этих восьми дней индусы Фиджи собираются в храмах, поют песни, танцуют, читают молитвы.


С 1902 года на Кришна Джанмаштами по улицам Старой Дакки проходила религиозная процессия. Шествие было приостановлено в 1948 году после разделения Индии и Пакистана. Церемония возобновилась в 1989 году.

Однако в Индии есть два места, где этот праздник отмечается с непревзойдённым энтузиазмом.

4. Торжества на День рождения Кришны в Матхура и Вриндаван

Главные Торжества на День рождения Кришны происходят в Матхура и Вриндаван. Матхура - это место рождения Господа Кришны, а во Вриндаван он провел свои детские и юношеские годы. Люди со всего мира собираются сюда, чтобы увидеть ритуалы и принять участие в торжествах.

Святой город Вриндаван - это место, где Кришна провёл свое детство и юность. Он расположен на берегу реки Ямуна. Торжества начинаются за 10 дней до Дня рождения Кришны. Пьесы о жизни Кришны и даже сцены из эпической Махабхараты, в которой Господь Кришна был незаменимой частью, по случаю Джанмаштами исполняются профессиональными актёрами. Эти пьесы привлекают большое количество туристов во Вриндаван.


Во Вриндаване насчитывается более 4000 храмов, среди которых несколько главных (Банке-Бихари Мандир, Храм Ранганатхи, Храм Исккон, Храм Радхараманы). Сюда стекаются люди для своих церемоний и ритуальных событий, которые происходят в течение дня Джанмаштами.

Мадхубан, район около реки Ямуна, как полагают, является точным местом, где Господь Кришна 5000 лет назад, как говорят, совершал прогулки со своими любимыми девушками-пастушками (Гопи). Местный фольклор говорит, что даже до этой даты Господь Кришна спускается в это место, чтобы выполнить танцевальные драмы с Гопи. Таким образом, ни один местный житель не ступает в этот район после наступления сумерек, хотя, Мадхубан ярко освещён и украшен во время Джанмаштами.


В дневное время здесь исполняются танцы и пьесы из жизни Кришны. Большинство туристов приезжают в Мадхубан, чтобы увидеть знаменитые представления с Раса-лила (эпизодами из жизни Кришны), прежде чем отправиться в Матхуру.

В городе Матхура с тысячами храмов, торжества начинаются более чем за месяц до дня рождения Кришны. Один наиболее важных аспектов фестиваля Джанмаштами, отмечаемого здесь, — это Джхуланоцав.

Джхуланоцав (Jhulanotsov) — это ритуал, когда люди ставят украшенные цветами качели на площадках во дворах своих домов или около храмов. Это делается для того, чтобы приветствовать рождение Господа Кришну. Качели символизируют «колыбель младенца Кришны».

В дни, предшествующие празднику танцевальные драмы (Rasleelas) показываются здесь различными группами, часто 10-13-летними детьми. Подобные танцы широко исполнялись самим Кришной в дни его жизни. Кроме того по всему городу Матхура можно увидеть глиняные фигуры Джанки, изображающие различные сцены из жизни Кришны.

Младенец Кришна родился в полночь, поэтому основные празднования проходят в это время... В храмах проводятся различные Пуджи (молитвы и поклонения) и ритуалы. Главное событие, однако, проводится в фактическом месте рождения Кришны (Кришна Джанма Бхуми Мандир). Там находится комната под названием Гарбха Гриха. Внутри среди очень аскетичной обстановки находится небольшой алтарь с идолом младенца Кришны. В полночь младенцу Кришне даётся ритуальная ванна с молоком и творогом. Затем ему одевают традиционную одежду и помещают в колыбель.

Раскачивается колыбель, последователи индуизма читают молитвы и поют гимны. Распространено мнение, что любое желание, сделанное во время качания колыбели в день Джанмаштами, сбывается. Во время приветствия Господа Кришны, ему преподносят Панчамрит (мёд, молоко, йогурт, сахар и гхи) и Чаппан-бхог (56 блюд). Еда после раздаётся присутствующим... Пробуя её, индусы завершают свой пост.


Об ещё одном индуистском празднике - Наваратри вы можете прочитать, если перейдёте по ссылке ниже...

Вот так в Индии отмечается День рождения Бога Кришны! Уважаемые читатели! Ждём ваших комментариев! Ставьте лайки, если статья понравилась!

Предание гласит, что 5 тысяч лет назад жестокий царь Камса заточил в тюрьму свою сестру Деваки и ее мужа по имени Васудева. В свое время некий голос с неба предупредил Камсу, что восьмой ребенок Деваки станет причиной его смерти. Вот почему Камса бросил Деваки и Васудеву в темницу. Царь внял небесному голосу и решил убивать всех младенцев Деваки сразу при рождении. Однако отец мальчика сумел вынести маленького Кришну, восьмого ребенка, из дворца. Все обитатели дворца погрузились в сон, а река Ямуна на миг остановила свой бурный поток, чтобы пропустить Васудеву с божественным ребенком на другой берег. Васудева принес сына в Гокулу, в дом своего дорогого друга Нанды Махараджи, жена которого, Яшода-Деви, только что родила прелестную девочку. Оставив своего сына и забрав девочку, Васудева вернулся в тюрьму, и никто не заметил его отсутствия. Камса узнал, что младенец, которого он так боялся, уже родился и играет где-то неподалеку, и постоянно посылал своих друзей-демонов убить Кришну, но безуспешно. Все эти демоны олицетворяют различные пороки: лицемерие, злобу, зависть, гордыню, - и любой, кто читает или слушает о событиях той далекой эпохи, очищает свое сердце от этих извечных врагов души.

День рождения (явления) того, кто есть «нить, на которой держатся жемчужины ожерелья» - для индийцев такой же праздник как для европейцев Рождество.

Считается, что если загадать в этот день желание, даже мирское, оно непременно дойдет до ушей самого именинника и обязательно сбудется.

Возможно, поэтому Джанмаштами в Индии встречают все, независимо от вероисповедания: и кришнаиты, и шиваиты, и даже христиане с мусульманами. Людской поток устремляется в храмы, чтобы предложить божеству Кришны разные подношения: сладости, фрукты, цветы, светильники, благовония, песни, танцы. Божество Кришны в алтаре брахманы омывают ключевой водой, йогуртом, молоком, фруктовыми соками и медом. С раннего утра и до поздней ночи люди славят Бога, воспевая Его имена, говорят и просто помнят о Нем. Яркая иллюминация, толпы паломников в нарядных одеяниях, вездесущие торговцы - Джанмаштами на редкость зрелищное действо.

Но если на минуту отвлечься, уйти с шумной, праздничной улицы и заглянуть в окна домов, то вы обнаружите, что Джанмаштами - вполне себе домашний и семейный праздник, поскольку божество Кришны есть в каждом доме. И, без преувеличения, это полноправный член семьи, требующий любви и заботы и отвечающий людям тем же. Такое «небогобоязненное» ощущение близости с Богом считается высшим совершенством жизни.

В Джанмаштами держат пост до полуночи, а затем, в назначенный час, раздают угощение из 108 блюд

Это и обжаренные на сливочном масле лепешки, и тушеные овощи с пряностями и обжаренным сыром, и фруктовые салаты, и рис в сладком молоке с камфарой, и шарики из творога и медового сиропа, и множество других не менее изысканных блюд, практически незнакомых среднестатическому европейцу.

Сегодня Джанмаштами стал праздником, популярным во всем мире. Американские, английские, немецкие и французские туристы тысячами отправляются в Индию, чтобы принять участие в различных церемониях и ритуалах, которые устраиваются для удовольствия Божеств в храмах. Более того, благодаря Шриле Прабхупаде, праздник перешагнул границы государств, и теперь Джанмаштами официально отмечают в английском парламенте, в храмах Кришны во всех крупных европейских городах. В том числе и в Москве.

Согласно официальной версии, в России праздновать явление Кришны на чали в 1980-х годах, а в столице - с 1988 года. Однако, есть и другие мнения. Так в частности, по некоторым сведениям, Джанмаштами праздновали еще при первых купцах-индусах в Астрахани чуть ли не 400 лет назад. Так что, похоже, у Джанмаштами в России довольно богатая история. Что же касается современности, то театральные постановки, классические танцы, выступления известнейших индийских звезд сделали фестиваль Джанмаштами крупнейшим событием в совместной культурной жизни России и Индии.

Большое внимание привлекают и Дни индийской культуры, которые проходят в Москве в преддверии Джанмаштами. В эти дни все желающие могут послушать лекции по йоге, аюрведе, ведической философии, астрологии, музыке, архитектурной науке Васту, традиционным ведическим обрядам для долголетия, здоровья и счастливой семейной жизни. Волшебным образом организаторам удается сотворить кусочек самой настоящей Индии в обыкновенном российском городе. Ну, и кульминация - день явления Кришны. Цифры говорят сами за себя: в 2005 году на празднование пришли семь тысяч гостей, в 2006-м, пока рекордном, свыше восьми тысяч.

На празднование Джанмаштами в Москве приходят послы Индии, Непала, Шри-Ланки, Маврикия, других стран, где распространен индуизм.

Здесь можно встретить видных деятелей культуры, ученых, политиков, журналистов, звезд эстрады. В прошлом году церемонию торжественного открытия посетил Джаяпатака Свами, вице-президент Всемирной федерации индусов (World Hindu Federation), известный как самый странствующий монах в мире. Книга рекордов Гиннеса утверждает, что ему удается читать свои лекции в один и тот же день в разных странах. «Я просто знаю, в какую сторону лететь, чтобы обогнать время», - говорит саньяси.


Яркое шоу, огненное жертвоприношение, праздничный фейерверк, виртуальное путешествие по священному Вриндавану, где Кришна провел свое детство - масса впечатлений и сказочная атмосфера, которую невозможно забыть. Джанмаштами не требует от человека ничего, кроме, пожалуй, одного - «просто радоваться и быть счастливым». Ведь звезды нынче сошлись в самой благоприятной точке, и душа любого человека способна очиститься, чтобы вернуться в свое изначальное духовное состояние, исполненное вечной радости.
















Кришна Джанмаштами - День явления Кришны - это знаменательный ведический праздник, который отмечается очень широко в Индии и является всенародным, несмотря на вероисповедание. Кришна, являясь восьмым воплощения бога Вишну, представляет абсолютное значение жизни, которое находится в основе мироздания за пределами всего.

Датой рождения Кришны принято считать 19 июля 3228 года до н. э. По преданию Кришна появился на свет в полночь восьмого дня месяца Шраван (июль-август), когда Чандра (Луна) была убывающей. Когда настало время Его рождения, все планеты заняли самое благоприятное положение. В этот момент повсюду установилась благоприятная атмосфера мира и процветания. В небе видны были благоприятные знаки, а на земле воцарилось счастье.

Кришна родился в царской семье в Матхуре, и был восьмым сыном принцессы Деваки, и её мужа Васудевы. В то время Матхура была столицей союзнических кланов Вришни, Андхака, и Бходжа, которые были известны под общим именем Ядавов и носили это имя в честь своего предка Яду.

Васудева и Деваки принадлежали к этим кланам. Брат Деваки, царь Камса, для того чтобы взойти на престол заключил в тюрьму своего отца, царя Уграсену. Опасаясь за свою жизнь из-за пророчества, в котором Камсе было предсказано, что он погибнет от руки восьмого сына Деваки, он бросил супружескую чету в тюрьму, намереваясь убивать всех новорожденных детей Деваки.

После убийства первых шести малышей, и седьмого мнимого выкидыша, у Деваки родился восьмой ребёнок Кришна. Так как жизни младенца угрожала опасность, его чудесным образом перенесли за пределы Матхуры и отдали на воспитание приёмным родителям Яшоде и Нанде в маленькой деревне Гокула. Двое других младенцев Деваки также выжили, - Баларама (седьмой ребёнок Деваки, который мистическим образом перешёл из чрева Деваки в чрево Рохини, первой жены Васудевы), и Субхадра (дочь Васудевы и Рохини, которая родилась уже после Баларамы и Кришны).

Место рождения Кришны в Матхуре является местом паломничества для индусов и называется Кришна-джанма-бхуми. Там расположен храмовый комплекс, воздвигнутый в честь этого события.

Кришна, хотя и является источником материального творения, Он никогда не соприкасается с материей и является в своем изначальном духовном теле, состоящем из вечности, знания и блаженства.

В буквальном переводе с санскрита слово кришна означает «чёрный», «тёмный» или «тёмно-синий». В «Брахма-самхите» цвет кожи Кришны описывается как «имеющий оттенок голубых облаков». Сравнение облака и Кришны по признаку цвета является традиционным для индийской поэзии. Основное значение имени Кришны - «всепривлекающий». Согласно Шанкаре, Кришна - это 57-е имя Вишну, которое означает «естество знания и блаженства».

Кришна также известен под другими именами, которые отражают различные его качества и атрибуты. Говинда и Гопала являются одними из наиболее распространённых имён, указывающих на образ Кришны как пастуха коров. Другие имена Кришны - Джаганнатха, Васудева, Кешава, Санкаршана, Прадьюмна, Анируддха.

Жизнь, деяния и учение Кришны описываются в таких священных писаниях, как Пураны («Бхагавата-пурана» и «Вишну-пурана»), «Харивамша» и «Махабхарата». В этих текстах Кришна предстаёт в различных образах: очаровательного и игривого Бога-ребёнка, весёлого и беззаботного мальчика-пастушка коров, идеального возлюбленного, божественного героя-воина и верховного божества.

Детство и юность

Нанда был главой общины пастухов коров, проживавших в районе Вриндавана. В историях о детстве и юности Кришны описывается его жизнь под защитой этих пастухов. Когда Камса узнал, что младенцу удалось вырваться из его рук, он начал посылать различных демонов (таких как Агхасура), с заданием уничтожить Кришну.

Все эти демоны погибли от рук Кришны и его брата Баларамы. Многие самые популярные истории Кришны связаны с этим периодом его жизни, такие как поднятие холма Говардханы и его игры с Радхой и другими деревенскими пастушками гопи. Истории любовных игр Кришны с гопи, известные как раса-лила, позднее были описаны в поэме «Гита-Говинда» авторства Джаядевы.

Кришна как принц

Когда Кришна подрос, он возвратился в Матхуру, убил своего демонического дядю Камсу и восстановил на престоле династии Яду отца Камсы Уграсену. Сам Кришна стал главным принцем при дворе. В это же время он подружился с Арджуной и другими принцами Пандавами царства Куру, которые были его двоюродными братьями.

Позднее, Кришна переселился с династией Яду и своими подданными в город Двараку (в современном Гуджарате) и женился на Рукмини, дочери царя Бхишмаки из Видарбхи.

Согласно некоторым писаниям, у Кришны было 16 108 жён, из которых восемь были главными — в их число входили Рукмини, Сатьябхама и Джамбавати. Остальные 16 100 девушек, были прежде в плену у демонического царя Наракасуры, пока Кришна не убил его и не освободил их всех.

В согласии со строгими обычаями того времени, девушки, побывав в плену, не имели никаких шансов выйти замуж, так как считались падшими, но Кришна несмотря на это, взял их себе в жёны и сделал их принцессами. Все жёны Кришны считаются воплощениями Лакшми.

Кришна приходился двоюродным братом обеим сторонам в войне - Пандавам и Кауравам. Кришна предложил предводителям каждой из сторон выбрать или свою армию, или самого себя. Кауравы выбрали для себя армию Кришны, а сам Кришна встал на сторону Пандавов и в предстоящей великой битве согласился быть возницей колесницы своего друга принца Арджуны.

«Бхагавад-гита» представляет собой философский диалог между Кришной и Арджуной перед началом битвы на Курукшетре, в котором Кришна даёт наставления Арджуне, который не мог решиться поднять оружие против родичей.

Поздний период жизни

После битвы на Курукшетре, в течение 36 лет Кришна жил в Двараке. Затем, в ходе одного празднества, между Ядавами развязалась битва, в которой они полностью уничтожили друг друга. После этого старший брат Кришны, Баларама, оставил своё тело в йогическом трансе. Кришна удалился в лес и сел медитировать под сенью дерева. Проходивший мимо охотник, увидев сквозь листву часть стопы Кришны, принял его за оленя и смертельно ранил его стрелой.

В согласии с «Махабхаратой», Кришна погиб из-за проклятия матери Кауравов Гандхари. Она очень сильно огорчилась и разгневалась после смерти своих сыновей на поле битвы Курукшетра и прокляла Кришну за то, что тот не приложил достаточно усилий для того, чтобы остановить войну. После того как Кришна узнал об этом проклятии, он просто улыбнулся и принял его, заявив, что его долгом было сражаться на праведной стороне, а не предотвращать войну.

Празднование Кришна-Джанмаштами

Кришна-Джанмаштами в Индии празднуют все - и индусы, и мусульмане, и даже атеисты. И потому, естественно, существует множество разных традиций проведения этого праздника.

В Южной Индии Джанмаштами - это большей частью семейный праздник, на который собираются все родственники, что-то вроде Рождества в западных странах. С раннего утра мурти Кришны омывают, кладут в колыбель и проводят Ему церемонию поклонения.

На севере Индостана явление Кришны празднуется несколько иначе: здесь Джанмаштами - это шумное, яркое действо, напоминающее карнавал. Веселье может продолжаться по нескольку дней. С особым почтением Джанмаштами празднуется в Матхуре и Вриндаване, где, по преданию, проходило детство Кришны. В эти дни Кришне воздаются почести как Богу танца, а потому основной элемент этого праздника - театрализованные сцены «Раса-лила», во время которых возрождаются в памяти танцы юного Кришны с юными пастушками (гопи) при лунном свете. «Раса-лилы» воскрешают перед глазами зрителей веселые проказы любимого Бога-пастуха, победившего злобного демона.

А вот в Махараштре (в центральной и одновременно западной части Индии) популярен обычай «дахи-ханди», инсценирующий шалости маленького Кришны. Высоко к потолку на веревках подвешивают глиняные горшки с йогуртом (дахи-ханди) и под радостное пение «Говинда, Говинда» (имя Кришны, означающее «доставляющий радость коровам»), малыши сооружают под горшками «пирамиду», чтобы легче добраться до йогурта (так его любит воровать маленький Кришна).

Глава главного храма Удупи Кришна-матха соблюдает в этот день полный пост, а ночью, когда восходит луна, совершает омовение и проводит Шри Кришне особую пуджу, в ходе которой Господу предлагаются разнообразные сладости. На следующий день, после особой утренней пуджи, собравшимся гостям раздают угощение.

А в полдень проводят шествие - глиняное мурти Господа Кришны помещают на золотую колесницу в золотых украшениях и везут по роскошно украшенной по такому случаю центральной площади Удупи. На площади возводят многочисленные арки, туда приносят и разбивают глиняные горшки с подкрашенной водой, сладостями и йогуртом. Актеры устраивают пантомимы, рядятся в карнавальные костюмы и маски и смешат публику.

После карнавала местные брахманы устраивают праздник для себя. Они устраивают различные состязания, поливают друг друга цветной водой, а затем купаются. По окончании праздника глиняное мурти Кришны опускают в озеро Мадхвы, а всем собравшимся раздают ладду, лакомство из гороховой муки и сахара.

В это время на улице царит веселье - женщины в разноцветных сари, мужчины в лучших одеждах обходят храм и поют хором. Мимо дефилирует роскошный парад колесниц, слонов, верблюдов и... джипов. Церемониймейстеры несут на головах канделябры, а оркестры играют бравурные марши.

Рождение Кришны - событие уникальное. Это - праздник души, вечно свободной, любящей и счастливой.

«Душа не рождается и не умирает - ни в прошлом, ни в настоящем и ни в будущем. Она вечна и неизменна; она древнее всего сущего. Душа не гибнет с гибелью тела». (Бхагавад-гита 2.20)



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: