На пути познания истины. Духовное познание ради истины

Только в бодром горячем порыве,
в страстной любви к своей стране,
смелости и энергии родится победа…

М.В.Ломоносов

История человечества знает много примеров разносторонне одарённых людей. Крупнейший итальянский художник Леонардо да Винчи одновременно был талантливым учёным. Александр Порфирьевич Бородин был одновременно медиком, выдающимся химиком и замечательным музыкантом. И хотя число примеров талантливых людей можно было бы значительно увеличить, мы не нашли бы среди них человека, столь разносторонне одарённого природой, как великий ученый Михаил Васильевич Ломоносов.

Так сложились традиции колледжа, что малые Ломоносовские чтения – это первое мероприятие в учебном году, где студенты представляют свой учебно-исследовательский опыт. 21 ноября 2017 года в колледже состоялось это мероприятие!

Работа проходила в двух секциях. Секция 1 объединила обучающихся, которые представили исследования в области истории области и колледжа, краеведения. Во второй секции были исследовательские работы общего гуманитарного направления.

В первой секции студенты представили исследовательские работы о развитии гастрономического туризма в Архангельской области, об Устьянском районе, о Евгении Ивановиче Овсянкине, о достижениях нашей области в освоении алмазов.

Темы исследований участников второй были актуальными, интересными и очень разнообразными. Рассматривались самые разные темы: от цветочных мотивов в интерьере и скетчинга в подготовке дизайнеров до деятельности М.В.Ломоносова в Марбурге и особенностях музыкального образования в Великобритании.

Особенно важно, что все участники старались подойти к выступлению очень ответственно, а ведь для некоторых это был первый опыт научного выступления. Подробно формулировался методологический аппарат, кратко раскрывалась теоретическая часть исследования, но заострялось внимание именно на практической части, что, безусловно, важно для будущей профессиональной деятельности. В конце подводились итоги, делались выводы. К слову, аудитория активно участвовала в работе секции, и в конце выступления всех участников ждали вопросы. Члены жюри отметили, что с каждым годом исследовательские работы учащихся становятся более глубокими по содержанию, составляют конкуренцию друг другу. В заключении члены жюри дали такие рекомендации: работать над «живой» свободной речью во время выступления, следить за научным стилем изложения материала.

По итогам работы малых Ломоносовских чтений определились победители и призеры:

Мигунова Ольга, гр.21(9), специальность «Преподавание в начальных классах». Тема: «Цветовая и звуковая символика в стихотворении С.А.Есенина». Научный руководитель - Сухондяевская Екатерина Сергеевна, преподаватель.

Савелов Сергей, группа 30, специальность «Туризм». Тема: Развитие социально-патриотического туризма на примере «Верхнетоемского туристического комплекса». Научный руководитель – Семенова Лариса Ивановна, преподаватель.

Домашняя Екатерина, гр. 27(9), специальность «Документационное обеспечение управления и архивоведение». Тема: Стоит ли учиться на документоведа!?. Научный руководитель - Опехтина Ирина Игоревна, преподаватель.

Бондарева Диана, группа 11 (9), специальность «Преподавание в начальных классах». Тема: Смысл заглавий рассказов-миниатюр сборника Ф.А. Абрамова «Трава-мурава». Научный руководитель - Сухондяевская Екатерина Сергеевна, преподаватель.

Федорова Анастасия, гр. 33, специальность «Музыкальное образование». Тема: Интеграция музыкального образования и экологического воспитания детей. Научные руководители - Тихомирова Наталья Николаевна, преподаватель; Кудрявцева Нэлли Аркадьевна, преподаватель.

Потапов Артем, группа 22ф(9), специальность «Педагогика дополнительного образования». Тема: Спорт в жизни великих людей. Научный руководитель – Овсянкина Марина Александровна, преподаватель.

Благодарим за плодотворную работу и желаем успехов в исследования!

Ю.А.Спехина, руководитель по инновационному и методическому развитию,

Кузнецова Е.В., преподаватель

Что такое истина? – вечный вопрос философии. Ответ на него подразумевает выяснение того, в какой форме истина существует и как можно ее достичь. Путь достижения истины – познание, которое человек осуществляет с помощью своих познавательных способностей . Поиск ответа на вопрос о формах существования истины привел к созданию целого ряда философских концепций. Самый первый философский ответ на вопрос "Что такое истина?" дали еще античные философы, для них истина была особого рода бытием .

Квинтэссенцией античного понимания стало учение Платона об истине. Философ понимал истину как одну из идей, которые существуют независимо от человека в особом царстве мысли.

В Средние века сложилось схожее, по сути, представление об истине как об особом бытии – истина есть Бог, она неоспорима, абсолютна и вечна, а человек лишь стремится к истине, причем не столько с помощью знания, сколько с помощью веры.

Представлению об истине как об особом бытии противостоит понимание истины как свойства знания. При таком подходе истина определяется как характеристика знания, которая не может существовать без знания, а значит, и без человека, который этим знанием обладает. Именно это понимание истины получило самое широкое распространение в философии.

Общепризнанной в философии является классическая концепция истины , в которой истина понимается как соответствие знаний действительности. Классического понимания придерживаются как идеалисты, так и материалисты, однако философы разных направлений по-разному понимают, что такое действительность и что значит соответствие ей. В материализме под действительностью понимается материя и природа, в идеализме действительность – это сознание, дух. Иными словами, классическая концепция истины в трактовке материалистов и идеалистов не одно и то же. Классического понимания истины придерживались такие разные философы, как Аристотель, Джон Локк, просветители, диалектические материалисты, Бенедикт Спиноза, Рене Декарт, Георг Гегель и др.

В классической концепции истине приписывается ряд характеристик. Объективность истины означает, что по содержанию истинное знание не зависит от познающего субъекта.

Абсолютность истины означает, что в истинном знании существуют фрагменты, которые сохраняются с развитием науки и философии, это полное знание о какой-то части реальности. Абсолютность истины, кроме того, понимается как идеал знания, к которому движется человечество. Иными словами, абсолютная истина существует как нормативный, регулятивный принцип познания, но не как реальное содержание знания.

В реальном познании истина существует в относительной форме. Относительность истины означает ее неполноту, незавершенность, условность. В истине есть такие компоненты, которые в процессе развития знания устраняются или ограничиваются определенной сферой своего применения.

Единство относительности и абсолютности, объективности и субъективности в знании определяет еще одно свойство истины – динамичность истины . Истина динамична, поскольку абсолютное в ней существует через относительное, а объективное через субъективное. Отсюда вытекает следующее свойство – процессуальность истины . Оно означает, что истина существует в движении, она развивается, это не окончательный результат познания, а само познание, движение познания ко все более полному и совершенному знанию.

Конкретность истины означает, что не существует неизменной для всех ситуаций истины, истинное знание спроецировано па те обстоятельства, в которых оно получено, на условия места и времени. Конкретность истины связана с ее относительностью и историчностью.

Кроме классической концепции истины, существует и ряд других. Конвенциональная концепция истины , получившая широкое распространение в современной философии, трактует истину как соглашение между учеными. Прагматическая концепция истины утверждает, что истина – это полезность знания, истинным признается такое знание, которое ведет к успеху. Когерентная концепция истины понимает истину как согласованность знания на разных уровнях: внутри научной теории, между различными теориями в рамках одной научной дисциплины, между различными дисциплинами, между наукой в целом и другими элементами духовной культуры, и прежде всего философией. Истинным в когерентной концепции признается такое знание, которое вписывается в уже существующую систему общепринятого знания и не противоречит ему.

Неклассические концепции истины получили широкое распространение в современной философии, которая столкнулась с проблемами, связанными с классическими представлениями о разуме, науке и человеке . У неклассических концепций свой объективный фундамент, а сами эти концепции указывают на такие свойства истины, о которых умалчивает классическая теория. Это свойства простоты, красоты, непротиворечивости, прагматичности, системности, эвристичности знания.

Критерием различения истинного и неистинного знания является практика – предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем. Практика рассматривается в теории познания в качестве ведущего критерия истины. Если знание истинно, то основанная на нем практика будет успешной. Напротив, если практическая деятельность неудачна, то лежащее в ее основе знание с большой вероятностью является ложным. Практика имеет двойственную природу. С одной стороны, в ней есть объективный компонент – это предметная деятельность по законам объективного мира. С другой стороны, в практике всегда выражаются достижения человека, она основана на знании, которое с помощью действий человека воплощается в материальные предметы и объекты. Практика, таким образом, с одной стороны, субъективна, а с другой – объективна.

Критерий практики, однако, не всегда можно использовать, поскольку существуют такие знания, которые напрямую непереводимы в материально-чувственный план. Например, невозможно найти такой тип практики, который позволил бы проверить теоретические идеи высшей математики или квантовой физики, выводы современной астрономии и космологии, суждения о прошлом в истории или философское знание. Для подтверждения или опровержения такого рода знания используются другие критерии истины: логическая непротиворечивость, когерентность (системность), эвристичность, красота, простота. Эти критерии описываются в неклассических концепциях истины.

Критерий непротиворечивости предполагает, что истинное знание должно выражаться в логически непротиворечивых формах. Логическое противоречие свидетельствует либо о заблуждении, либо о лжи.

Когерентность (системность) предполагает, что новое знание должно быть хорошо согласовано с теми результатами, которые уже признаны истинными. Таким фундаментальным знанием, с которым согласуются новые результаты и выводы, выступают философские принципы причинности, единства мира, сохранения энергии, самоорганизации мира и т.п. Критерий когерентности позволяет выбрать между двумя равнозначными, логически непротиворечивыми теориями, которые невозможно проверить на практике. Из двух теорий истинной признается та, которая более совместима с фундаментальным знанием.

Критерий эвристичности вступает в силу, когда перечисленные выше способы отграничения истинного знания от неистинного не позволяют принять решение. Эвристичность характеризует потенцию знания к росту. Из двух теорий более эвристичной, а следовательно, истинной, признается та, которая помогает предсказывать новые факты, обеспечивает прирост знания, а нс просто систематизирует и объясняет уже известное.

В качестве дополнительного критерия истины может также использоваться полезность . Знание, которое ведет к успеху, следует рассматривать как истинное независимо от его содержания.

Суть критерия простоты заключается в том, что из двух теорий предпочтение следует отдать более простой, той, что объясняет действительность, опираясь на меньшее количество предпосылок и допущений. В оценке критерия простоты пет единства, одни философы считают его реальным, действенным способом отбора знаний, другие называют его теоретической химерой и требуют исключить из науки. Но не только современная философия обратила внимание на критерий простоты. В Античности Аристотель сформулировал требование минимизации допущений при объяснении. В Средние века Уильям Оккам сформулировал свое суждение, так называемую "бритву Оккама": не умножай сущности без необходимости, которое также требовало простоты знания. В Новое время ту же идею выразил Готфрид Лейбниц. Позицию современных философов можно проиллюстрировать словами представителя аналитической философии Уилларда Куайна: "...разумно искать простейшее решение. Но это предполагаемое свойство простоты намного легче почувствовать, чем описать... действующие нормы простоты, как бы их ни было трудно сформулировать, играют все более важную роль".

Еще более субъективный критерий истины – красота – выражает личностную удовлетворенность ученого или философа результатами познания. Английский физик Поль Дирак утверждал, что красивая, внутренне согласованная теория не может быть неверной. Суть принципа красоты заключается в том, что хорошая теория отличается особой эстетической гармонией, элегантностью, ясностью и стройностью. Как считает Томас Кун, "значение эстетических оценок может иногда оказываться решающим. Хотя эти оценки привлекают к новой теории только немногих ученых, бывает так, что это именно те ученые, от которых зависит ее окончательный триумф". Несмотря на неопределенность, критерий красоты применяется и в науке, и в философии.

Необходимо отметить, что ни один из критериев истины не является абсолютным, ни один из них невозможно применить без от других, и только в комплексе все критерии позволяют с большей точностью отграничить истинное знание от неистинного.

  • См. параграф 4.5.
  • См. параграф 3.1.
  • См. параграфы 7.9, 3.2 и 3.3.

Эта мысль, озвученная еще до нашей эры римским государственным деятелем, оратором и писателем Цицероном, нашла отклик не только у великого М.В. Ломоносова. 3 сентября 2012 г. сразу после того, как отзвучали парадные речи, в кабинете ректора ИГУМО, д.ю.н., профессора М.В. Волынкиной собрался ученый ареопаг: проректор по учебной работе института - д.т.н., профессор К.А. Магомедов, проректор по научной работе и международным проектам - д.ф.н., профессор Г.Н. Гумовская, главный научный сотрудник ИГУМО - заслуженный деятель науки РФ, д.ю.н., профессор Ю.М. Антонян. Темой обсуждения стали научные исследования в институте, перспективы развития научных школ ИГУМО.

Почти традиционно в ходе разговора возникла рабочая научная дискуссия: чем фундаментальная наука отличается от прикладной? И можно ли в высших учебных заведениях, ориентированных в основном на гуманитарные дисциплины, вести фундаментальные научные исследования? Точка зрения профессора Ю.М. Антоняна была категоричной: многие гуманитарные исследования можно и нужно относить к фундаментальным, нельзя рассматривать фундаментальную науку только в аспекте исключительно глобальных исследований, осуществляемых на основе эмпирических данных. Профессор Г. Н. Гумовская также считает, что фундаментальная наука является базовой, с опорой на которую ученые создают новые теории. Отсутствие четких формул не должно исключать гуманитариев из числа ученых-фундаменталистов.

Извечный спор «физиков» и «лириков», который совершенно не умаляет достоинств ни той, ни другой стороны, проходил в деловой и в то же время непринужденной обстановке. И важно отметить, что обозначенная дискуссия может продолжаться бесконечно, ведь полет научной мысли прервать невозможно.

Главным итогом встречи ученых мужей стало решение провести 27 ноября 2012 г. итоговую научно-практическую конференцию, обязав всех докторов наук, состоящих в штате института, а также заведующих кафедрами выступить с научными докладами по темам своих исследований, проводимых в 2012 г. Предварительно им предстоит оформить свои выступления на итоговой конференции в формате научных статей и представить их для публикации в сборнике научных трудов ИГУМО 2012 г. (до 20 ноября).

Ученый секретарь ИГУМО профессор М.И. Могачев подведет итоги данной работы в подробном отчете о публикациях результатов научных исследований, проводимых учеными ИГУМО (статьях в зарубежных и национальных профессиональных изданиях, в журналах, рекомендуемых ВАК; а также о монографиях, учебниках и учебных пособиях).

Подобные научные встречи с подведением итогов в масштабах института проходят в ИГУМО один раз в 5 лет - накануне очередной государственной аккредитации. Они позволяют создать полную картину научной работы в вузе, оценить достижения, определить ориентиры на будущее.

Предстоящая конференция, в ходе которой будут заслушаны доклады обо всех исследованиях, проводимых научным корпусом ИГУМО, позволит выявить направления, перспективные в плане номинирования на гранты: их присуждение стало хорошей традицией института.

Результаты поиска

Нашлось результатов: 516 (1,16 сек )

Свободный доступ

Ограниченный доступ

Уточняется продление лицензии

1

Естественно-научная истина не противоречит божественной истине – так считают многие выдающиеся учёные, внёсшие весомый вклад в мировую науку

2

размышления о творчестве Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского

Здесь позволю себе привести одно из основных положении 156 труда П. А. Флоренского "Столп и утверждение Истины ": Флоренский объединяет несколько постулатов - познание Истины есть познание Бога, познание Истины возможно только в любви одного...

3

Теперь в Китае во многих вузах, где есть факультет русского языка,открывают лекции или занятия преподавания русской литературы. Только изучение биографии писателя и объяснение произведений, это далеко не преподавание литературы. Я думаю, что лекции или занятия литературы – это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, урок, реализующий принципы научности, историзма в подходе к литературным явлениям и, конечно, ориентированный на развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств учащихся, на формирование их мировоззрения, эстетического сознания, вкусов и потребностей.

Члены Царства Божия совершенно свободны от эгоизма и потому они творят лишь абсолютные ценности: нравственное добро, красоту, познание истины , блага неделимые и неистребимые, служащие всему миру.

4

ИЗУЧЕНИЕ курса русского языка в основной школе на основе компетентностного подхода призвано обеспечить формирование и развитии коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций. Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа; формирование умений выявлять единицы языка с национальнокультурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах. О развитии личности, возможных путях этого развития отечественная методика говорит не только в связи с новыми стандартами. Взгляд на формирование образа человека сквозь призму культуры характерен для российских философов, гуманистов-просветителей, психологов. У Н.А.Бердяева культура – это обязательный личностный багаж, накопленный прошлым историко-культурным опытом человечества. Основные идеи П.А.Флоренского в отношении образования заключаются в том, что последнее берет на себя миссию воспитания человека культуры, который выступает как главная сила в сохранении, возрождении и развитии культуры как системообразующей среды

О научных исследованиях М.В.Ломоносова Текст 1 (1) Михаил Васильевич Ломоносов, русский ученый, просветитель, поэт, о главном деле своей жизни сказал: «Наука есть ясное познание истины , просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала...

5

Статья посвящена анализу одного из основных принципов ранней профилактике преступности несовершеннолетних - принципу приоритета духовности. Определяется его содержание, подчеркивается неразрывная связь между духовностью, правосознанием и преступностью несовершеннолетних. Указывается, что сегодня реализация этого принципа на практике проявляется в формировании «отложенных» потребностей несовершеннолетних

Воли в человеке как познание Истины и следование ей. Беляева в своей работе предлагает наглядную схему взаимосвязи духовности с другими личностными характеристиками5: Как видно из схемы, духовный идеал и ценности составляют ядро личности, на...

6

М.: ПРОМЕДИА

Прослеживается тенденция к систематическому сближению интуитивного и дедуктивного.

«Понятие интуиции у Декарта, – отмечает В.В.Соколов, – основное выражение и даже синоним «естественного света» (lumen naturale), гарантирующего познание истины »6. Усмотрение умом.

7

в статье рассматриваются некоторые проблемы современности, вытекающие из специфической философской проблемы эпистемо логической рефлексии об окружающей действительности

Эти размышления могут показаться весьма абстрактными, однако речь идет в полной мере о конкретном вопросе: имеем ли мы возможность при данной степени сложности претендовать на познание истины , и тем более сущности, о которых мы почти забыли...

9

Статья посвящена философу Ивану Александровичу Ильину и его философскому мышлению

Его философия сливается с богословием, разум - с волей, познание истины - с переживанием красоты и добра.

10

Памятные медали, как правило, посвящены разным событиям деятельности человека, представляют памятники архитектуры и скульптурные памятники. Это медали с изображениями зданий Академии наук, Московского Государственного университета и Физического института Академии наук, Большого и Малого театров, Министерства иностранных дел, заводов имени Лихачева и Ленинского комсомола, памятники Пушкину и Лермонтову, спортивных комплексов Лужники и аэропорта Домодедово, Государственного Исторического музея и Музея Изобразительных Искусств и другие. Мы остановимся на архитектурных памятниках Москвы, которые отразили главные вехи истории столицы и являются ее визитной карточкой.

На медали изображен фасад старого здания на Моховой со всеми его архитектурными особенностями. Над зданием на развернутом свитке слова М. Ломоносова: «Наука есть ясное познание истины , просвещение разума..»

11

Рассмотрены драматические последствия провальных реформ отечественной науки и образования. Показано, что восстановив вертикаль развития, основанную на причинно-следственной связи, можно решить многие проблемы отечественной науки и образования и тем самым укрепить силу и могущество нашего государства

«Наука есть ясное познание истины , просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастии, в счастии – украшение, везде верный и безотлучный спутник», – так...

12

М.: ПРОМЕДИА

В статье обсуждается специфика творческих (исполнительских) коллективов, выделены их основные признаки; особое внимание уделено специфике феномена лидерства применительно к творческим коллективам; определены устойчивые черты лидера творческого коллектива (музыкального/драматического).

Искусство есть познание истины , художественной истины . Истина искусства иная, нежели истина науки.

13

Существует европейская традиция дифференциации на любовь ума и любовь тела. Языческое упоение телесностью стало парадигмой современного Запада, любовь понимается исключительно в романтическом ключе в противоположность сексу. В сравнении с предыдущим, русская любовь между мужчиной и женщиной – той же природы, что и любовь к родине. Но «нравы портятся», говорил И. Ильин, а современные исследователи, – что «новорусская нация» оторвалась от почвы – «носительницы матрицы». Однако «толща народная» остается привержена традиционным ценностям в противовес элите. Вопрос «Сохранится ли выбор за большинством?» – остается открытым.

«Любящий действительно видит, зрительно воспринимает не то, что другие», – говорил Вл. Соловьев . П. Флоренский определял, что «существенное познание истины … реальное вхождение в недра божественного триединства возможно только через...

14

ВОПРОС об эстетической ценности искусства довольно сложен и определял свое содержание в зависимости от временных категорий развития государства и общества. Определялся он в основном в культурно-историческом контексте, в связи с острыми проблемами времени, когда возникала потребность объяснить взаимоотношения художника с миром.

Познание истины никогда не лежит на поверхности, стремиться открыть ее должен каждый художник. А задачей учителя на уроке становится возможность донести голос художника, поэта до сердца и сознания учащегося.

15

Сияющий Коран. Взгляд библеиста учеб. эл. издание

М.: Теревинф

«Он милосерд: он Магомету / Открыл сияющий Коран, / Да притечем и мы ко свету, / И да падет с очей туман» – эти пушкинские строки послужили отправной точкой для комментария к Корану, написанного известным теологом библеистом, автором многотомного «Введения в Ветхий Завет» и большого числа публикаций по истории и учению иудаизма, христианства и ислама. В книге сопоставляется учение Корана с откровениями библейских пророков, раскрываются те аспекты мусульманской традиции, которые мало освещаются или игнорируются другими исследователями.

2, 21) 255 …Если мы, получив познание истины , произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, Но некое страшное ожидание суда и ярость огня, го тового пожрать противников. (Евр.

Предпросмотр: Сияющий Коран. Взгляд библеиста. - 4-е изд. (эл.).pdf (0,3 Мб)

16

Основания исламского мистицизма: генезис и эволюция

М.: Языки славянской культуры

Предпросмотр: Основания исламского мистицизма генезис и эволюция.pdf (7,9 Мб)

17

Основы исламского мистицизма (Генезис и эволюция)

М.: Языки славянской культуры

Работа посвящена исследованию онтологических и гносеологических оснований одного из ведущих направлений классической арабо-мусульманской философии - суфизма. В книге исследуются причины возникновения мистического течения в исламе и его превращения в философский суфизм. На основе обширного текстологического материала суфизм рассматривается во всех исторических формах его бытования как единое явление. В центре внимания автора - экспозиция основных суфийских концепций в свете их становления и развития. Книга снабжена предметным и именным указателями, списком арабоязычных терминов и понятий.

Сахл ибн ‘Абдаллāх, движимый желанием оградить суфийское познание Истины от спекуляций и злоупотребления, утверждал, что все в состоянии «нахождения Бога» (ваджд), что не находит обоснования в Коране и Сунне, - ложь (бāтил)5 невековая арабская...

Предпросмотр: Основы исламского мистицизма.pdf (0,7 Мб)

18

Свод основных законов мышления Логика. Психологика.

Отеч. тип.

Полное, доступное челов ческому уму, познаніе истины -лишь въ В р.Такое познаніе приводитъ челов ка къ правильному и праведному прославленію самой Истины , еже есть Богъ, а прославленіе не могкетъ быть выражено иначе, какъ слов.омъ, т. е. логосомъ...

Предпросмотр: Свод основных законов мышления.pdf (1,1 Мб)

19

№8 [Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2014]

Электронный научный журнал, освещающий актуальные проблемы образовательного процесса, общественных и гуманитарных наук. Его корреспондентами являются как именитые ученые, так и молодые авторы. Журнал включен в Перечень ВАК.

По итогам проведенного исследования сделан вывод о том, что познание истины не может являться целью стороны защиты. Обязанностью защитника является познание истины лишь в той мере, в которой это способствует защите прав обвиняемого.

Предпросмотр: Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки №8 2014.pdf (0,7 Мб)

20

Антропологизм русской религиозной этики ХIХ века учеб. ...

Изд-во ЗабГГПУ

Задача учебного пособия – привлечь внимание читателей к теме человека не только «физического», но и «внутреннего», «метафизического» (эта тема варьируется в произведениях вышеперечисленных мыслителей), к вопросу о смысле и цели его жизни. Обращение к сути и истории таких этических категорий, как совесть, сердце, «внешний» и «внутренний человек», «ум», «разум», «рассудок» и др. позволяет вскрыть, в определенной степени, тайну человека как существа духовно-нравственного.

Познание истины невозможно без сердечной веры, которая является одной из основ нравственности человека. Славянофилы полагали, что верующий человек еще не является цельной личностью, но к этому идеалу стремится.

Предпросмотр: Антропологизм русской религиозной этики ХIХ века.pdf (0,8 Мб)

21

№3 [Машиностроитель, 2014]

Журнал рассчитан на широкий круг руководителей, специалистов и работников предприятий различных отраслей промышленности. В нем освещаются различные аспекты производственной деятельности предприятий. В значительном объеме представляются статьи по экономическим и правовым вопросам, касающимся развития промышленности и производства. Публикуются информационно-технические материалы по разработкам в области машиностроения. Рассматриваются вопросы социальных отношений на производстве. Представляются аналитические обзоры тематических мероприятий.

М Карпенков С.Х., д-р техн. наук ПОЗНАНИЕ ИСТИНЫ Естественно-научная истина не противоречит божественной истине – так считают многие выдающиеся уч¸ные, вн¸сшие весомый вклад в мировую науку.

Предпросмотр: Машиностроитель №3 2014.pdf (0,1 Мб)

22

Основные этапы в истории развития западной философии [учеб. ...

Издательство СГАУ

Основные этапы в истории развития западной философии. Используемые программы: Adobe Acrobat. Труды сотрудников СГАУ (электрон. версия)

Познание истины недемократично, она не доступна каждому в процессе обучения. Отсюда высокая оценка личности и ее творчества. Человек реализует себя как личность в истории и культуре.

Предпросмотр: Основные этапы в истории развития западной философии.pdf (0,2 Мб)

23

История философии. Кн. 1. Древний мир. Античность учебник

М.: ЮНИТИ-ДАНА

Дается содержательная характеристика основных этапов и тенденций развития философского знания. Излагаются наиболее значимые идеи основных философских школ и учений видных философов Древнего мира (Древняя Индия и Древний Китай) и Античности: ранняя, средняя и высокая классика, эллинистическо-римская философия, религиозная философия позднего эллинизма и ранние христианские ереси. Лучшему пониманию учебного материала способствуют схемы.

Итак, согласно Пифагору, смысл философии (любомудрия) - исследование природы вещей и познание истины . Поэтому сама этимология1 данного понятия раскрывает природу философского постижения бытия и определенный мыслительный процесс постижения истины .

Предпросмотр: История философии. Древний мир. Античность. Книга 1. Учебник. Гриф УМЦ Профессиональный учебник. (Серия Cogito ergo sum)..pdf (0,8 Мб)

24

История философии. Кн. 2. Средние века. Возрождение. Новое...

М.: ЮНИТИ-ДАНА

Дается содержательная характеристика основных этапов и тенденций развития философского знания. Излагаются наиболее значимые идеи основных философских школ и учений видных философов Средневековья, Возрождения, Реформации и Нового времени. Основные разделы: «Средневековая философия в странах Арабского халифата и Западной Европы», «Европейская философия эпохи Возрождения» и «Европейская философия XVII-XVIII вв.». Лучшему пониманию учебного материала способствуют схемы.

Последние влечения являются атрибутом высшей части души и направлены на познание истины и нравственных ориентиров жизнедеятельности людей. Этика и социально-политическое учение.

Предпросмотр: История философии. Средние века. Возрождение. Новое время. Книга 2. Учебник. Гриф УМЦ Профессиональный учебник. (Серия Cogito ergo sum)..pdf (0,9 Мб)

25

Православное богослужение: в переводе с греческого и...

М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт

Издание подготовлено в московском Свято-Филаретовском православно-христианском институте проф.-свящ. Георгием Кочетковым с группой филологов. Эти переводы являются плодом многолетней научно-богословской и духовно-педагогической работы. Они выполнены с греческих и славянских источников. Они целиком ориентированы на существующую в Русской православной церкви традицию и могут служить уникальным пособием не только для студентов-богословов и катехизаторов, но и для всех ищущих полноты духа и смысла в богослужении христианской православной общины.

воспылала духовным пламенем и дабы отч¸тливее явилась изображ¸нная на н¸м/них печать. Запечатлиt в сердце/-ах и помышлениях его/их знаtмением Креста Христа Твоего надежду на Тебя и познание Истины , дабы он/они познавал/-и Тебя, одного истинного...

Предпросмотр: Православное богослужение в переводе с греческого и церковнославянского языков. Т. 4 Последование таинств Крещения и миропомазания и другие чины воцерковления с приложением церковнославянских текстов.pdf (1,0 Мб)

26

М.В. Ломоносов: «Я духом зрю минувше время...»: собрание...

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова

На основе анализа трудов М.В. Ломоносова, опубликованных в его полном собрании сочинений, систематизированы и представлены изречения великого ученого на самые разные темы. В личности и творчестве М.В. Ломоносова нашли яркое выражение героические черты великого русского народа, стремление к преобразованию России, его страсть к науке, глубокая вера в таланты и творчество своего народа. Они имеют огромное воспитательное значение для молодых ученых, для молодежи.

Наука есть ясное познание истины , просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков крепость, утеха в несчастии, в счастии украшение, везде верный и безотлучный спутник.

Предпросмотр: М.В. Ломоносов «Я духом зрю минувше время...» собрание цитат.pdf (1,0 Мб)

27

В статье рассматривается экологическая проблема как глобальная проблема современности; проанализирована ее обусловленность ценностями техногенной цивилизации. Охарактеризованы формы экологического движения - это не только деятельность «зеленых», но и школы экологической этики, новые практики, такие как глубинная экология, многочисленные экологические научные дисциплины. Показано, что экология становится философией, когда осознается аспект, связывающий ее с формированием нового сознания личности и общества. Проанализированы пути преодоления глобального экологического кризиса через экологизацию сознания, формирование новой философии природы

Познание истины сопрягается с состоянием «делания себя» под знаком истины . Истина здесь понимается не в форме отношения человека к действительности, а как отношение в самой действительности12.

28

Слово пред отпеванием профессора философии Василия...

Тип. Департамента уделов

Значитъ умъ, изсл дователь и носитель истины , не им етъ въ себ м ры истинности своихъ познаній; значитъ занятіе наукою, хотя бы и самое настойчивое, познаніе умомъ, хотя бы и самое глубокое, сами по сео еще не приводятъ несомн нно къ истин...

Предпросмотр: Слово пред отпеванием профессора философии Василия Николаевича Карпова, сказанное ректором С.-Петербургской духовной академии протоиереем И. Янышевым.pdf (1,0 Мб)

29

Религия в трактовке философов постмодернизма и символистов: развитие духовной культуры, духовного раскрепощения творческих сил личности.

Художественную деятельность Р. Барт определяет как самостоятельный модус философствования. Поэзия представляется философу универсальной сферой проявления творческого духа. Познание истины требует духовной жизни, а слово - это «строительный...

30

В статье рассматривается одна из наиболее актуальных и обсуждаемых тем в современной когнитивной науке – проблема происхождения и значение понятия «когнитивное бессознательное», а также истоки этой концепции в философии Платона. Автор приводит взгляды таких философов и психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Килстром, Г. Хант и В.М. Аллахвердов. В статье демонстрируется, что под общим понятием «когнитивное бессознательное» объединяется множество психологических феноменов, подразумевающих возможность неосознаваемой когнитивной деятельности. Также автор проводит аналогии между концепцией когнитивного бессознательного и учением Платона о знании как припоминании (анамнеcис). В античной традиции внутренний мир человека и его процессы идентифицируются с душой. По Платону, деятельность души находится в сфере бессознательного, она же является вместилищем знаний человека. В момент же ее взаимодействия с окружающим миром (извлечения знания) с помощью органов чувств можно говорить о сознательной деятельности. Познание по Платону – это процесс извлечения неосознаваемого знания, находящегося в области бессознательного в область осознаваемого. Сознательное и бессознательное в философии Платона – атрибуты души человека, хранящей знания всех предыдущих реинкарнаций.

Сердце души – это, скорее всего, высшие чувства души (вера в познание истины , любовь к мудрости) в единстве с рациональным мышлением создают истинное знание.

31

Н. Белевцева. Наука как религия, или Религия как философия...

Заочный спор либерала Бориса Чичерина и славянофила Ивана Аксакова.

Говорилось только о том, что познание истины дается только цельному разуму, что не только логический разум, но и Любовь (чувство) есть орудие познания". И еще в одном месте.

Предпросмотр: Н. Белевцева. Наука как религия, или Религия как философия.pdf (0,1 Мб)

32

Это лицемерие, которое ненавистно Богу. «По силе жития бывает познание истины », - говорит Исаак Сирин. Сила жизни стяжается в испытаниях, борьбе, в многообразии жизненных ситуаций.

33

(Письма из Сибири) Переписка

Это странное и последнее сообщение между нашими умами служит признаком, что он вспомнил обо мне, и предвещанием о скором соединении нашем в мире, где познание истины не требует более ни пожертвований, ни усилий.

Предпросмотр: (Письма из Сибири).pdf (0,1 Мб)

34

Обосновывается значение трудов профессора Л. Д. Кокорева для развития нравственных гарантий уголовно-процессуальной деятельности, без которых правовые гарантии неэффективны. Делается вывод, что содержание научных работ Л. Д. Кокорева, как и его жизнь в науке (прямо и косвенно), являлись значимой гарантией нравственности отечественного уголовного судопроизводства. Приводятся некоторые воспоминания о профессоре, иллюстрирующие его высокие нравственные качества как педагога и ученого

Ясно представляя, что нужное обществу уголовное судопроизводство немыслимо без нравственного здоровья общества, Л. Д. Кокорев считал воспитательные задачи правосудия – первостепенными, даже если их решение осложнит познание истины .

35

в статье анализируется место романтизма как универсального социокультурного течения в истории общественной и философской мысли, обосновывается его тесная связь с философской, научной, социальной, политической, эстетической, этической и другими формами художественно-образного, рационального и иррационального освоения мира, оценивается роль романтических традиций в развитии литературы, музыки, театра, экономической теории, герменевтики, социологии как науки

По его мнению, задача искусства – истина, красота, 2011. № 1 Научные сообщения добро, познание истины и творение в себе вечной красоты божественного совершенства. Искусство – это путь...

36

в статье рассматривается трактовка известным польским историком Вл. Татаркевичем (1886–1980) философии марксизма как философского направления в философии XIX – первой половины ХХ в. Рассмотрены мировоззренческие, политические и теоретико-познавательные основания; проанализированы истоки, влияние гегельянства на формирование основных идей марксизма, его методологические установки в онтологии, теории познания, социальной философии

Классовость и партийность проявляют себя и имеют отношение к познанию истины , к выделению ее критерия. В марксизме критерием истины является практика, общественная практика. Познание истины опирается на нее.

37

Рассматриваются философия В.В. Розанова, его суждения о мнимых и подлинных целях жизни. Его идеи можно воспринимать как своего рода предупреждение человечеству XXI века, во многом отвернувшемуся от высших ценностей в пользу удовлетворения утилитарных потребностей.

В.В. Розанов к ним относит истину, добро и свободу. Познание истины – главное призвание человека как существа разумного. Это его природная обязанность и одновременно право на радость познания.

38

Уголовное судопроизводство основывается на познании всех обстоятельств совершенного преступления с принятием последующих процессуальных решений, включая основное – решение о виновности или невиновности подсудимого в совершении преступления. В соответствии со ст. 73 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации при производстве по уголовному делу подлежат познанию следующие обстоятельства: событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершенного преступления); виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы; обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого; характер и размер вреда, причиненного преступлением; обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния; обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания, и др. Обстоятельства, подлежащие познанию при производстве по уголовному делу, в теории уголовного процесса принято называть предметом доказывания1.

А. И. Гришин Познание истины в уголовном судопроизводстве осложняется тем, что позна37 ние в нем всегда носит ретроспективный характер.

39

Анализируются специфика и различные формы проявления конвергентной традиции соотношения религии и науки (диалоговая, диалектическая и взаимодополнительная модели). Выделены мировоззренческие, этические, экологические, антропологические, методологические основания их сближения. Доказывается, что интеграция обозначенных аспектов позволяет сформулировать обобщенно-универсальный когнитивно-когитальный (познавательно-мыслительный) аспект исследования взаимосвязи религии и науки, который позволяет перевести обозначенную проблему в плоскость изучения веры и разума.

На первых страницах своей «Науки логики» мыслитель пишет: «Религия есть та форма сознания, в которой истина доступна всем людям, какова бы ни была степень их образования; научное же познание истины есть особая форма ее осознания, работу над...

40

Исследуется проблема истины в философской концепции В.С. Соловьева. Рассматривается проблема конкретной взаимосвязи истины, смысла и действительности. Раскрывается значимость категорий «всеединство» и «сущее». Обращается внимание на отличие подходов к пониманию «бытия» в философских концепциях В. Соловьева, Г. Гегеля и М. Хайдеггера. Уделяется внимание единству познания, творчества и нравственности в концепции «цельного знания». Анализируется проблема соотношения истины и субъекта в творчестве «позднего» В. Соловьева.

Согласно Соловьеву, в картезианской философии субъекту придается самодовлеющее значение, безотносительное к самой истине. Конечно, с момента своего возникновения новоевропейская мысль в лице того же Декарта ставила своей задачей познание истины .

41

Одной из форм познаваемости книги является изучение такого ее свойства, как гравитация, понимаемая как притяжение. Это свойство универсально, оно присуще как печатной, так и электронной книге. Изучать проявление гравитации предлагается через процессы чтения. Чтение определяет уровень притяжения текста к человеку. В статье рассматриваются виды чтения и реакции читателя на восприятие и понимание книги

Это означает, что познание истины еще впереди, нужно приложить немало усилий на пути к ее постижению. 2 Имеется в виду издание: Russel B. The principles of mathematics. 2nd Allen & Unwin, 1937.

42

Что такое хорошо, а что такое плохо – это этика. Что такое хорошо, а что такое лучше – это эстетика. А что такое хорошо и кому всё это нужно – это наша жизнь. Инженерия жизни – наша задача. Если раньше (в эпоху сельского бытия) каждый мог быть кузнецом своего счастья, то сейчас (в эпоху технического всесилия) каждый может стать инженером своего счастья или своих несчастий – в зависимости от рациональной организации своей жизни, правил управления своей жизнью и от уровня контроля над процессом своего жизненного производства. Принципы, правила и законы жизненного производства формируют «я» как живую кибернетическую систему, соотнося ее с природой как живым организмом, с социальным организмом себе подобных и с духовным организмом самого себя как божественной средой. Человеческое достоинство – это умение владеть и управлять собой: инженерия человеческого достоинства – наша задача. Для этого нам нужна истина и фабрика по ее производству, которая именуется наукой

Понятие интуиции у Декарта – основное выражение и даже синоним «естественного света» (lumen naturale), гарантирующего познание истины и противопоставленного «сверхъестественному свету» мистиков от религии.

43

В статье раскрывается социальный контекст, актуализирующий трансдисциплинарную проблематику, рассматриваются различные представления о трансдисциплинарных исследованиях, обусловленные эпистемологическими предпочтениями участников дискурса, предлагается авторское понимание особенностей трансдисциплинарных исследований как особого вида кросс-дисциплинарных исследований

Трансдисциплинарность» как «современный тип производства научного знания, который представляет собой гибрид фундаментальных исследований, ориентированных на познание истины , и исследований, направленных на получение полезного эффекта.

44

Статья посвящена сравнительному анализу концепций цельного знания выдающихся представителей русской философии – В.С. Соловьева и П.А. Флоренского. Автор детально рассматривает основы и сущность философских методов В.С. Соловьева и П.А. Флоренского, дает их критическую оценку в отношении к проблемам поиска цельной истины и оснований творческой деятельности человека

Постижение антиномичности как сущности истины и сущности действительности есть, по П. Флоренскому, подвиг личной веры. «Познание истины требует духовной жизни и, следовательно, есть подвиг. А подвиг рассудка есть вера, т. е. самоотрешение.

45

Статья посвящена литературно- и религиозно-философскому течению русской общественной мысли, оформившееся в 40-х годах XIX века, ориентированное на выявление самобытности России, ее типовых отличий от Запада, представители которого выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского русского пути, развиваясь по которому, по их мнению, Россия способна донести православную истину до впавших в ересь и атеизм европейских народов.

Однако вне сферы религии рациональное мышление вполне допустимо для постижения частных истин. Киреевский писал: „Все ложные выводы рационального мышления зависят только от его притязания на высшее и полное познание истины .

46

А такое высшее благо, как показывает даже и помимо света веры один природный разум, есть не что иное, как познание истины по ее первопричинам, то есть, мудрость; занятие последнею и есть философия» .

47

Homo sapiens – человек созерцающий и размышляющий, homo intellectus – человек думающий и делающий, а вот homo rationalis – это не только то и другое вместе взятое, но и в дополнение – человек оценивающий и вычисляющий с точки зрения жизненной значимости, целевой стратегии и личностного смысла. Жизненно мудрый человек – это человек рациональный

«Понятие интуиции у Декарта, – отмечает В.В. Соколов, – основное выражение и даже синоним «естественного света» (lumen naturale), гарантирующего познание истины » . Усмотрение умом.

49

Моральное учение Спинозы рисует разные типы морально совершенной личности. Один из них представляет мудреца как своеобразного гедониста, воспринимающего жизнь как праздник. Другой характеризует мудреца как свободного человека, который наделен интеллектуальными добродетелями и способен преодолевать аффекты.

Декарт говорит о «всеобщей» или «высшей» мудрости, ставящей своей целью «познание истины по ее первопричинам». Она составляет предмет философии как таковой [Декарт, 1989, с. 78, 303].

50

Анализируются представления об астрологии и магии в ранних трудах итальянского философа Джованни Пико делла Мирандола.

Из «Тезисов» следует, что существует целый комплекс магических занятий, опирающихся на разные древние философские учения, и все виды этих практик имеют одну цель - познание истины путем проникновения в сокровенные тайны мира.

Уже не в первый раз лицей №1575 собирает на своей площадке лучшие умы района и города, молодых, энергичных, целеустремленных ученых и изобретателей, представителей научного сообщества, преподавателей и студентов, молодых инноваторов, представителей бизнеса и власти, с каждым годом увеличивается количество школьников, заинтересованных в продвижении своих проектов в научной и инновационной сферах. Гостям праздника была представлена выставка «Молодежь - науке», демонстрирующая проектные разработки школьников и студентов колледжей, особое внимание привлекли проекты учащихся лицея, основанные на применении нанотехнологий, дающих возможность работать с ничтожно малыми объектами, размеры которых измеряются в нанометрах («Магнитная жидкость», «Получение наночастиц серебра методом зеленой химии», «Фильтр для очистки воды на наномембране»). Посетителей выставки заинтересовал опыт проведения Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо», представленный гимназией №1409. Проект-номинант Сколкова «Создание чип-программ для использования в социальной сфере», медиапроекты в различных предметных областях наглядно продемонстрировали широту интересов школьников и серьезность научного подхода к выполнению работ.
Почетными гостями «Праздника науки» стали руководитель внутригородского муниципального образования Аэропорт С.Буткова, начальник управления программ развития и аналитической деятельности МГПУ О.Заславская, проректор по научной работе МАДИ А.Иванов, ведущий научный сотрудник Центра педагогического мастерства П.Семенов, доцент МГТУ им. Н.Э.Баумана О.Белова, декан факультета довузовской подготовки МАДИ А.Соловьев, профессор МАДИ Н.Баурова.
В своем обращении к участникам праздника Ольга Заславская сказала: «Среди юных москвичей немало увлеченных исследованиями и техническим творчеством. Мы гордимся их достижениями и разработками, которые прославили наш город. Именно здесь, в лицее, на площадке фестиваля, участники получают реальную возможность заявить о себе, пообщаться с экспертами, обменяться опытом, установить партнерские отношения и договоренности. Темы «Праздника науки» всегда актуальны и перспективны. Сегодняшнее мероприятие знакомит с успехами науки, как отечественной, так и мировой, позволяет из первых уст узнать, что происходит на передовой исследований. Уверена, что обмен опытом позволит нам в дальнейшем успешно реализовать новые инициативы».
После торжественной церемонии открытия фестиваля его участники и гости задали вопросы ведущим вузовским ученым: какими качествами должен обладать человек, чтобы стать ученым, какие инженерные специальности можно приобрести в университете им. Н.Э.Баумана, в каких значимых - международных, всероссийских, городских - проектах участвуют представители вуза, педагоги и студенты, может ли изобретение, созданное школьником, быть использовано в серьезном производстве, в работе, например, конструкторского бюро «Сухой»? На каждый вопрос был дан компетентный и исчерпывающий ответ специалистов разных научных областей.
В рамках «Праздника науки» в лицее состоялись первые межрайонные математические игры, ведущим которых стал Павел Семенов. Математику не зря называют царицей наук, поскольку математические знания и мышление лежат в основе многих точных наук. Математические игры, собравшие команды школ районов, - это не просто решение задач, а проверка умения логически мыслить, искать нестандартные подходы, работать в команде.
Главное место на «Празднике науки» заняла работа интерактивных площадок, демонстрирующих, что наука - это интересно, что наука есть в каждой вещи и в каждом процессе, которые нас окружают. Интерактивные площадки - это в первую очередь научные лаборатории, в каждой из которых происходило что-то интересное. В «Волшебной лаборатории НАНО» участники ознакомились с нанотехнологиями, смогли самостоятельно выполнить некоторые опыты, получить хроматограммы, узнали, что такое «эффект лотоса», коллоидные растворы, как вырастить кристаллы и как создать нанофильтр. Посетители лаборатории «Химия на перекрестке наук» ознакомились с опытом межпредметных исследовательских проектов, выполненных учащимися лицея №1575, узнали, как с помощью ананаса можно увидеть ДНК, чем отличается наночай от наномыла, смогли самостоятельно раскрыть секреты превращений на кухне, решив экспериментальные задачи, разгадали некоторые наносекреты технологий будущего. В интерактивной лаборатории «Загадка многообразия микромира» с помощью цифровых микроскопов участники фестиваля ознакомились со строением и многообразием клеток таких организмов, как бактерии, грибы, растения и даже животные. Необыкновенно познавательным стало проведение интерактивной игры «Зеленые помощники нашего здоровья. Лечебные растения», где посетители узнали о полезных свойствах витаминов в растительной пище: фруктах, овощах, злаках. В лаборатории легоконструирования участники не только ознакомились со спектром возможностей для реализации собственных инженерных задумок, но и смогли создать небольшой технический проект в режиме реального времени.
Гости образовательного марафона приняли участие в нескольких мастер-классах. Один из них - «Дополненная реальность». Дополненная реальность (augmented reality, AR) - это технология компьютерного зрения, которая дополняет изображение реального мира виртуальными элементами. У каждого участника мастер-класса, среди которых было много родителей, остался собственный образовательный проект, позволяющий дополнять восприятие реального мира виртуальными элементами с помощью камеры планшета/телефона или web-камеры.
Лицей №1550, ЦТПО МАИ и ОКБ «Сухой» предложили участникам мероприятия побывать на авиашоу: провели соревнования на дальность полетов летательных аппаратов, созданных собственными руками гостей в студии авиамоделирования на мастер-классе. Колледж архитектуры и строительства №7 пригласил на мастер-класс «Стилизация ландшафтных пространств в малых садах», где прямо на глазах обычная дачная территория превратилась в уголок японского садика. На фестивале со своими мастер-классами «Центр прототипирования» и «Механические колебания и волны. Звук» выступил политехнический колледж №8 им. И.Ф.Павлова. Огромную аудиторию заинтересованных зрителей и участников собрал клуб «Техно-Профи» политехнического колледжа, устроившего показательные выступления радиоуправляемых летательных аппаратов. На площадке перед лицеем работала мастерская «От проекта - до реализации. Автодром «Багги», где участники фестиваля узнали, как в условиях образовательного учреждения можно сконструировать спортивный автомобиль, прокатились на действующей модели.
На церемонии закрытия фестиваля, продемонстрировавшего результаты работы и возможности образовательных организаций межрайона, состоялось награждение победителей первых межрайонных математических игр и участников «Праздника науки».



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: