Намаз по мазхабу имам шафии. Источники права, используемые мазхабом шафи‘итов

Ислам как религия в последние десятилетия становится объектом пристального изучения со стороны не только мусульман, но и представителей других конфессий. Этому способствуют мировая политическая ситуация, литература и кинематограф. Кратко рассказать об исламе вряд ли получится, но для начального знакомства можно изучить мазхабы - религиозно-правовые школы. Один из популярных в мире, и в частности в России, - шафиитский мазхаб. Кто его основатель и что он собой представляет?

Общая информация об исламе

Ислам - одна из трех мировых монотеистических религий, которая была создана в VII веке. Основоположником был пророк Мухаммед. По преданию, он потомок который со своим отцом Ибрахимом построил на территории нынешней Мекки Каабу - святыню всех мусульман мира. Интересная особенность этого города заключается в том, что на его территорию допускаются только мусульмане. Ислам, несмотря на множество исторических и географических изменений, остался практически в первозданном виде, благодаря тому что основные религиозные источники - Коран и Сунна - написаны на арабском языке.

Что представляет собой шафиитский мазхаб?

В исламе под мазхабом понимают религиозно-правовую школу, основанную на понимании имамом священных текстов Корана и Сунны. В начале формирования исламской правовой школы появились сотни мазхабов, но распространение получили всего четыре - ханбалитский, маликитский, шафиитский и ханафитский.
В данный момент шафиитский мазхаб - одна из распространенных школ, но самое большое количество ее последователей живут в Сирии, Палестине, Ливане, Иордании, Египте, Малайзии, Индонезии, Индии, Пакистане, Ираке и на Кавказе. Основная масса суннитов шафиитского толка проживает в Йемене и Иране.

Имам Аш-Шафии: биография

Основателем шафиитской правовой школы был - потомок из семьи пророка Мухаммада. Этот факт часто упоминается в хадисах, и как доказательство можно указать родственную связь между родителями Али ибн Абу Талиба и матерью имама. Он родился в Газе, но после смерти отца, еще в младенческом возрасте, был перевезен матерью в Мекку, к семье отца. Город оказал значительное влияние на становление его как богослова, так как находился в среде знатоков фикха, хадисов и арабского языка.

Для углубления знаний в 20 лет переехал в Медину, где изучил тонкости арабского языка и маликитский фикх. Его учителем стал Малик ибн Анаса - создатель маликитской религиозно-правовой школы. В 796 году его учитель умер, и имам вернулся в Мекку, где его назначили на должность судьи в Наджране (Саудовская Аравия). Но позже был арестован по ложному обвинению и освобожден благодаря заступничеству багдадского верховного судьи Аш-Шайбани, бывшего ученика Абу Ханифы. Изучив ханифитский мазхаб, разработал собственный, в котором объединил основы маликитской и ханифитской школ. Его шафиитский мазхаб обрел популярность.

После переезда в Египет он вносит изменения в свои сочинения и фетвы, так как знакомится с ранним богословским наследием. По этой причине работы Аш-Шафии делят на ранние и поздние, что приводит к спорам внутри мазхаба.

Общие черты мазхабов

Все мазхабы имеют одну информационную базу - Коран и Сунну (сборник хадисов - историй из жизни пророка Мухаммада), и поэтому их объединяет несколько общих черт:

  • Шахада - формула, после произнесения которой человек становится мусульманином. Звучит она так: "Я свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха. И я свидетельствую, что Мухаммад — его раб и посланник".
  • Совершение намаза - пятикратной молитвы.
  • Пост в предполагает отказ от еды, воды, курения и полового акта в дневное время. Носит духовный характер, так как предназначен для воспитания и укрощения нафса (отрицательных желаний и страстей, присущих нечистой силе). Таким образом мусульмане желают добиться довольства Всевышнего.
  • Выплата закята - ежегодного налога мусульман в пользу неимущих.
  • Совершение хаджа - паломничество в Мекку к Каабе 1 раз в жизни. Одно из обязательных условий - материальная возможность для совершения путешествия.

Отличительные черты шафиитского мазхаба

Несмотря на обязательность соблюдения столпов, основатели мазхабов и их последователи до нынешнего времени расходятся во мнениях по соблюдению религиозных ритуалов. Это объясняется тем, что столпы ислама прописаны в Священной книге, а их исполнение растолковывается в Сунне, и некоторые истории из жизни пророка до одних богословов могли дойти, а другие - нет. Таким образом, между мазхабами имеются различия. Так как шафиитский мазхаб базируется на правовой школе Абу Ханифы, в частности, следует рассмотреть, чем отличается ханафитский мазхаб от шафиитского:

  • При вынесении правовых предписаний Коран и Сунна являются информационной базой с одинаковой ролью и ценностью. Но если какие-то хадисы противоречат, то главную роль занимает Коран, а хадис считается слабым. Большой ценностью обладают хадисы от сподвижников пророка и единичных передатчиков.
  • Иджма разделена на 2 категории: решения, основанные на прямом и недвусмысленном доводе из Откровения, и решения, имеющие неоднозначную и спорную основу.
  • При отличии мнений отсутствует предпочтение одного высказывания другому.
  • Кияс, или суждение по аналогии из ситуаций, описанных в Коране или Сунне. При этом методе отсутствует предпочтение при несоответствии кияса какому-либо постулату религии и учет интересов в соответствии с главными целями шариата.

Совершение намаза. Омовение

Совершение намаза по шафиитскому мазхабу - обязательное условие для мужчин и женщин, достигших 14-15 лет, имеющих рассудок и находящихся в ритуальной чистоте. Таким образом, омовение - обязательное условие для совершения намазов. Оно бывает полным (гусль) и малым (вуду). Вуду-омовение по шафиитскому мазхабу имеет следующий порядок:

  • Ният (намерение) совершить намаз ради Аллаха. Например: "Я намереваюсь совершить фарз (суннат) ради Аллаха".
  • Умывание лица следует начинать со лба и продолжать по границе, где начинается линия волос. Если на лице есть борода или усы, через которые видно кожу, их нужно полностью намочить, чтобы вода коснулась кожи.
  • Умывание рук с локтями. Если на ногтях или под ними есть лак или грязь, то от них нужно избавиться, чтобы вода попала под них.
  • Протирание головы следует делать с намоченной рукой от начала границы волос в районе лба и до затылка. Если волос нет, то нужно протереть кожу.
  • При мытье ног и щиколоток вода должна попасть между пальцами, под ногтями, а при наличии ран и трещин и на них.

Омовение считается принятым, если совершено в данном порядке.

Гусль - полное омовение, совершаемое после половой близости, семяизвержения, менструального цикла и родовых кровотечений. Порядок гусля:

  • Сделать ният о совершении полного омовения и произнести "Бисмиллях".
  • Умыть руки и промыть половые органы.
  • Сделать малое омовение, промыть рот и нос.
  • Трижды облить и промыть водой голову, правое и левое плечи. По остальным частям тела пройтись рукой, чтобы не осталось ни одного непромытого места, включая ушные проходы и пупок.

Условия для намаза, читаемого мужчинами

Основные условия намаза одинаковы для обоих полов, но есть некоторые различия в совершении ритуала, которые исходят из сущности мужчин и женщин и их роли в исламе. Итак, во время молитвы следует:

  • прикрывать аурат с пупка до колен;
  • в поясных и земных поклонах не нужно касаться бедер животом и оставлять локти широко расставленными;
  • во время сунна намазов мужчины могут вслух читать суры и дуа;
  • в джамаат-намазе должны стоять близко к имаму;
  • во время молитвы должны стоять позади имама;
  • произносят в сунна-намазе.

Условия для намаза, читаемого женщинами

Намаз по шафиитскому мазхабу для женщин имеет следующие отличительные черты:

  • Все тело должно быть покрыто свободно одеждой, кроме лица и кистей рук.
  • В поясных и земных поклонах следует максимально близко держать живот к бедрам, а локти - к телу.
  • Во время сунна-намазов нельзя читать суры и дуа вслух, если голос может услышать посторонний мужчина.
  • В джамаат-намазе женщины должны стоять от имама как можно дальше.
  • В намазе с женщиной-имамом выстраиваются в одну линию по правую и левую стороны от нее, но чуть дальше, чтобы пальцы ног не были в одном ряду с пальцами имама.
  • В обязательных намазах при отсутствии посторонних мужчин можно произносить икамат.
  • В сунна-намазе ни азан, ни икамат не произносится.

Таравих-намаз

Таравих-намаз по шафиитскому мазхабу относится к категории сунна, то есть желательный, и совершается каждую ночь во время поста в Рамадан. Включает 8 или 20 ракатов - 4 или 10 намазов по 2 раката. Завершить следует витр из 3 ракатов - 2 раката и 1 ракат. Как делать таравих намаз? Порядок совершения по шафиитскому мазхабу следующий:

  • Выполняются ночной (Иша) фард и ратиба намазы, читается следующее дуа (1) - "Ля хавля ва ля къуввата илля биллях. Аллагьумма салли "аля Мухаммадин ва "аля али Мухаммадин ва саллим. Аллаумма инна насъалукаль джанната фана"узубика минаннар".
  • Выполняется таравих намаз из 2 ракатов и читается дуа из первого шага.
  • Повторяется шаг 2, трижды читается следующее дуа (2): "Субхана ллахи вальххамду лилляхи ва ля иляха илля ллаху ва ллаху акбар. Субхана ллахи "адада халкъихи ва ризаа нафсихи ва зината "аршихи ва мидада калиматих". Читается дуа из первого шага.
  • Повторяется шаг 2, и читается дуа 1.
  • Повторятся шаг 3.
  • Совершается витр намаз из двух ракатов, и читается дуа из шага 1.
  • Совершается витр намаз из 1-го раката, и читается следующее дуа: "Субханаль маликиль къуддус (2 раза). Субханаллахиль маликиль къуддус, суббухун къуддусун раббуль маляикати варрух. Субхана ман та"аззаза биль къудрати валь бакъаъ ва къахараль "ибада биль мавти валь фанаъ. Субхана раббика раббиль "иззати "амма ясифун ва салямун "аляль мурсалина вальхамду лилляхи раббиль "алямин".

Таравих-намаз по шафиитскому мазхабу - одна из особенных молитв, так как состоит из 20 ракатов и является одним из почтенных суннат-намазов для верующих мусульман.

Важные сведения о совершении поста

Пост в месяц Рамадан обязательный для всех совершеннолетних мусульман, независимо от пола. Главное требование - отказ от еды, воды, курения и полового акта со времени намаза субх до намаза магриб. Что нарушает пост по шафиитскому мазхабу?

  • Вода или еда, проглоченная намеренно, независимо от размера.
  • Проникновение какого-либо физического тела через задний проход, половые органы, уши, рот или нос.
  • Намеренная рвота.
  • Половой акт или семяизвержение в результате мастурбации или поллюции.
  • Менструальные и послеродовые выделения.
  • Потеря рассудка.

Если какое-то из действий было совершено по забывчивости или независимо от постящегося, то пост не нарушается. В противном случае нужно возместить пропущенный день или выплатить штраф, если это возможно. Кроме этого, таравих при шафиитском мазхабе - одно из желательных действий именно в Рамадан.

Книги по шафиитскому мазхабу

Основы мазхаба можно изучить по книгам, которые написаны имамом Аш-Шафии и его последователями:

  • “Аль-Умм” Аш-Шафии.
  • “Нихаятуль матляб” Аль-Джувайни.
  • “Нихаятуль матляб” Аль Газали.
  • “Аль-Мухаррар” Ар-Рафии.
  • “Минхаджу т-талибин” Ан-Навави.
  • “Аль-Манхадж” Закарийа.
  • “Ан-Нахдж” Аль-Джаухарий.

Книги шафиитского мазхаба невозможно представить без их толкований:

  • “Аль-Ваджиз” и “Аль-Азиз” Ар-Рафии.
  • “Ар-Рауда” Ан-Навави.

Дорогие братья и сестры, сегодня мы будем говорить об условиях намаза - о том, какие условия должны быть соблюдены, чтобы человек был обязан молиться.

Таких условий шесть:

  1. Ислам (человек должен быть мусульманином).
  2. Совершеннолетие
  3. Разум
  4. Чистота от менструальных и послеродовых выделений
  5. Надо, чтобы до человека дошел призыв Пророка Мухаммада (с.а.в.).
  6. Надо, чтобы человек обладал либо слухом, либо зрением - хотя бы одним из этих двух чувств.

Если человек потерял рассудок, или потерял сознание, или опьянел не по своей воле, то он не обязан совершать намаз и не обязан возмещать пропущенные по этим причинам намазы. Но если он сам виноват в том, что он опьянел или потерял сознание, то он обязан возместить намазы, пропущенные во время опьянения и потери сознания.

Когда вероотступник возвращается в Ислам, он обязан возместить пропущенные намазы.

Женщина, у которой менструация или послеродовые выделения, не обязана молиться и не обязана возмещать пропущенные по этим причинам намазы, однако ей надо возмещать пропущенные дни обязательного поста!

Когда кяфир принимает Ислам, или ребенок становится совершеннолетним, или умалишенный обрел разум, или потерявший сознание пришел в себя, или же женщины закончилась менструация или завершились послеродовые выделения, то если (все эти люди) станут вновь обязанными молиться, так что у них остается время (из того, которое отпущено на намаз), чтобы произнести: «Аллаху Акбар», - (и сделать намерение на намаз), то они обязаны совершить этот намаз. Также вместе с первым намазом, который ты должен совершить, после того как вновь стал обязан молиться, возмещаются те намазы, которые ты имеешь право в путешествии совместить с этим намазом.

Пример:

Если у женщины завершится менструация, когда намаза Магриб останется всего пять минут, естественно, женщина не успеет совершить полное ритуальное купание и помолиться. Однако она обязана возместить третий намаз, поскольку она могла его совершить, ведь пяти минут для намаза хватает, и она могла за это время сделать намерение и произнести: «Аллаху Акбар». Итак, она должна возмещать намаз Аср. И также она должна возместить намаз Зухр, поскольку в пути его можно объединить с намазом Аср.

Если у женщины завершится менструальный цикл перед утренним намазом, например, тогда, когда до утреннего азана остается пять минут, она не успеет совершить полное ритуальное купание и сделать ночной намаз. Но она обязана его возместить, а вместе с ним и вечерний.

Повторим: если сестра очистилась во время намаза Аср или намаза Иша, то они должны возместить и тот намаз, который идет перед ним, так как в путешествии мы можем их совмещать. Вот что нужно понимать нашим сестрам! А то на практике женщины часто забывают об этом.

Когда детям исполняется семь лет, уже нужно учить их совершать намаз, как мальчиков, так и девочек. А уже после десяти лет их можно наказывать, если они пропускают намазы. Наказывать их за это - фарзуль-кифая, то есть их обязаны наказывать и отец, и мать, и дедушка, и опекун, который за ними смотрит. Если вдруг мы не будем учить наших детей намазу и после исполнения ими десяти лет не будем их наказывать за то, что они не делают намаз, мы будем отвечать перед Аллахом за то, что они не совершают намаз, даже тогда, когда они вырастут.

Теперь перейдем к основам намаза. Разница между условием и основой заключается в том, что условие должно быть соблюдено до намаза и сохраняться в намазе, а основы намаза соблюдаются на протяжении всего намаза. Тем не менее, все основы необходимо соблюсти еще до вступления в намаз (чтобы на протяжении всего намаза они сохранялись).

Таких основ семь:

  • Омовение (как полное, так и малое).
  • Чистота тела, одежды и места, на котором совершается намаз (кроме того, что прощается; об этом мы рассказали ранее). Речь идет о грязи и наджасе, которые не прощаются Шариатом.
  • Сокрытие аурата. Аурат для мужчины - это всё, что между коленями и пупком включительно. Аурат для женщины - это всё, кроме лица и кистей рук. Тот, кто собирается совершить намаз, обязан закрыть эти участки тела. Как? Надо не ограждение ставить, а использовать ткань, через которую нельзя различить цвет кожи! Нельзя молиться в капроновых чулках, они не скрывают аурат, поскольку через них можно различить цвет кожи.

Если при совершении намаза порвется одежда или откроется в каком-то месте аурат и человек сможет закрыть аурат рукой, он обязан, не прекращая намаз, закрыть его рукой и продолжать молиться (если, конечно, речь не идет о той части тела, от прикосновения к которой нарушается омовение). При совершении суджда в этом случае разрешается оставить аурат открытым (не закрывая рукой). Поскольку в земном поклоне в этой ситуации мы не можем закрыть аурат, его закрытие не становится обязанностью.

  • Знание о наступлении времени намаза: точное знание или примерное (например, в мыслях вы более, чем на 50%, склоняетесь к тому, что наступило время намаза).

Если человек сделал намерение на фарз-намаз до наступления времени данного намаза, этот намаз засчитывается как суннат, то есть желательный намаз.

Если же у него когда-то был пропущенный фарз-намаз, то этот намаз (который он совершил до наступления времени намаза) засчитывается за него.

Пример:

Допустим, человека посадили в тюрьму на 20 лет. И все эти 20 лет он думает, что время утреннего намаза наступает тогда-то. И 20 лет он делает так утренний намаз. Выйдя из тюрьмы, он понимает, что, оказывается, все это время он молился на 10 минут раньше наступления намаза. Что делать? Он обязан возместить только последний совершенный таким образом намаз! Почему? Потому что каждый намаз, который он совершает до наступления его времени, замещается намазом следующего дня, который он совершает до наступления времени намаза.

Есть еще одна тонкость. Если человек решает, что время намаза уже прошло и теперь нужно возместить этот намаз, возмещает его с намерением на возмещение, а потом оказывается, что время оставалось и он совершил намаз вовремя, то, хотя намерение было на возмещение, намаз засчитывается как своевременно выполненный.

  • Надо повернуться грудью в сторону киблы. Если человек находится непосредственно рядом с Каабой, то он точно должен знать направление и поворачиваться к самой Каабе. Если он далеко от Каабы, то в сторону Каабы он направляется как бы мысленно, полагая, что в этой стороне Кааба, и этого достаточно.

Есть ситуации, когда разрешается молиться не в сторону киблы:

А) Когда грозит опасность, то есть если человек находится в разрешенном Шариатом бою, и наступает время фарз-намаза, и не получается повернуться в сторону киблы, поскольку его могут убить или ранить. В этом случае он поворачивается в сторону киблы, когда получается, и молится так, как получается, будь то фарз или суннат.

Б) В суннат-намазе, в пути, если конкретное путешествие - халяль для этого человека. Например, если человек вышел в путь, чтобы совершать харам, то шариатские «льготы» он не получает. Если человек находится в дозволенном пути и он идет пешком, то он обязан обратиться в сторону киблы лишь тогда, когда делает намерение на намаз, когда совершает поясной и земной поклоны и когда садится между двумя суджда. Это относится только к суннат-намазам! Все остальное время намаза он может смотреть в другую сторону - но лишь туда, куда ведет его дорога.

Если человек скачет на лошади или едет на машине, если ему не трудно молиться в сторону киблы во всем намазе, в поясных и земных поклонах, то он обязан молиться в сторону киблы. Если это трудно, то он обязан повернуться к кибле лишь во время совершения намерения. Если и этого не получается, то и во время совершения намерения не обязан .

Если же человек находится на корабле и он моряк или даже капитан, то есть он смотрит за кораблем, он не обязан молиться в сторону киблы. Он может смотреть туда, куда ему нужно по работе.

  • Надо знать способ совершения намаза. Надо знать, что нарушает намаз, и не допускать этого.

Краткое изложение совершения намаза, более полное описание вы можете прочитать в нашей библиотеке

МАЛОЕ ОМОВЕНИЕ (ВУЗУЪ), ПОРЯДОК ЕГО СОВЕРШЕНИЯ

Прежде всего, следует отметить, что для совершения омовения необходимо пользоваться чистой водой, при омовении вода должна обтекать все моющиеся части тела.

Кроме того, на теле не должно остаться нажасы (нечистот). Ничто не должно изолировать омываемые части тела от соприкосновения с водой (например, лак на ногтях).

Перед омовением желательно применить сивак (зубочистку).

Омовение начинают с произнесения

«Агýзу биллáгьи мина-ш-шайтáни-р-ражúм. Бисмиллáгьи-р-рахмáни-р-рахúм» . («Я прошу спасения у Аллаха от шайтана, отлученного от Милости. Во имя Аллаха Милостивого ко всем на этом свете, Милосердного только к мусульманам на том свете!»), - и моют кисти рук до запястьев. Их моют трижды.

После мытья рук одновременно ополаскивают рот и нос набрав для этого воду правой рукой. Затем левой рукой высмаркивают, очищают нос. Эту процедуру тоже повторяют три раза.

Затем набирают воду в руки, произносят мысленно и языком нийят: «Я намереваюсь совершить обязанности омовения во имя Аллаха, Аллаху акбар», - и одновременно моют лицо.

Следует отметить, что произнесение нийята языком является суннатом (желательным), а мысленно - фарзом (обязательным). Кроме того, мысленное намерение должно совпасть с началом мытья лица.

Лицо также моют трижды.

Граница обязательной для мытья части лица проходит по нижней части подбородка, по границе ушей, включая виски, далее чуть выше границы волос на лбу. Но желательно мыть больше этого.

При мытье лица, как и других омываемых частей тела, для начала достаточно произносить шахадат.

Затем моют трижды правую руку по локоть и чуть выше .

При этом желательно ладонь левой руки положить на тыльную сторону правой руки и пальцами левой руки провести (помыть) между пальцами правой руки.

Затем точно так же, как и правую, моют (тоже трижды) левую руку.

После этого трижды совершают масху (масху) – поглаживание волос передней четверти (лучше полностью) головы (начиная со лба) намоченными руками.

Для этого на руки наливают воду, чтобы она протекла по ним, затем ими поглаживают переднюю четверть головы (лучше всю голову), проведя ими от лба в сторону затылка и наоборот.

И эту процедуру тоже повторяют трижды. Затем трижды моют (протирают) уши снутри и снаружи.

Для этого указательные пальцы обеих рук вставляют в ушные раковины, обхватывают уши большими пальцами и круговыми движениями протирают - указательными пальцами внутренние стороны, а большими пальцами внешние стороны ушей. После чего ладони рук прикладывают к ушам и слегка прижимают.

После этого трижды левой рукой моют правую ногу, включая щиколотки (лодыжки) и чуть выше. При этом вода должна проходить и между пальцами ног.

Для этого мизинцем левой руки с нижней стороны проводят между пальцами ног справа налево.

Затем точно так же, левой же рукой моют (трижды) и левую ногу.

И так же мизинцем левой руки проводят между пальцами ног справа налево.

На этом омовение завершается.

Мы описали порядок совершения омовения, включая все его арканы (обязательные элементы) и некоторые суннаты. Ниже разъясним, какие из описанных выше действий являются арканами, а какие суннатами.

Порядок совершения намаза

начала опишем порядок совершения 2-ракаатного намаза, ибо в 3-х и 4-ракаатных намазах первые два ракаата совершаются точно так же, как и в 2-ракаатном намазе, а после этого совершают еще один или два ракаата.

Порядок совершения 2-ракаатного намаза

Перед началом намаза надо встать ровно, повернувшись в сторону Киблы, ноги на ширине плеч (расстояние между ними - примерно одна пядь), стопы параллельны друг другу, руки опущены, взгляд направлен в точку, которой будет касаться лоб при земном поклоне (на расстоянии чуть больше метра от себя; молитвенный коврик имеет длину всего ната, то есть около 1,4 – 1,5 метра).

На эту же точку желательно смотреть и в течение всего намаза, кроме одного момента, когда смотрите на указательный палец правой руки при чтении "Аттахийяту" (об этом читайте ниже).
В течение всего намаза женщины должны проявить собранность тела: ноги у них вместе, руки прижаты к телу.

Схема намаза

Схема 2-ракаатного намаза

1-й ракаат

1. Стояние.

3. Произнесение "Аллаху акбар", вступая в намаз.

4. Чтение суры "Фатиха".

5. Руку" (поясной поклон).

6. И"тидаль (выпрямление после поясного поклона).

7. Сужда (первая).

8. Сидение между первой и второй суждой в позе ифтираш.

9. Сужда (вторая).

10. Вставание на второй ракаат.

2-й ракаат

11. Стояние.

12. Чтение суры "Фатиха".

13. Руку".

14. И"тидаль.

15. Сужда (первая).

16. Сидение между первой и второй суждой в позе ифтираш.

17. Сужда (вторая).

18. Сидение для чтения "Аттахийяту"

в позе таваррук.

19. Чтение "Аттахийяту".

20. Чтение "Салавата" (Аллахумма салли гала Мухаммадин ва гала али Мухаммад).

21. Произнесение "Салама" вправо.

22. Произнесение "Салама" влево.

Шафи‘и́тский мазха́б (ар. ُّاَلْمَذْهَبُ الشَّافِعِي [аль-маз̱хаб аш-ша̄фи‘ийй]‎) - одна из правовых школ в суннитском исламе, основателем которой является Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи‘и. Согласно многим источникам, имам аш-Шафи‘и основал свой мазхаб после глубокого изучения ханафитского, маликитского и других мазхабов своего времени .

Основатель

Имам аш-Шафи‘и родился в Газзе (Палестина), в 767 году, в год кончины имама Абу Ханифы. Имам аш-Шафи‘и является курайшитом, а его родословная восходит к роду пророка Мухаммада ﷺ и пересекается с ним на Абд Манафе. Аш-Шафи‘и рано осиротел и рос Мекке, куда он пе­ре­ехал со своей матерью в возрасте двух лет. В семь лет он выучил наизусть Коран , а в 13 лет - книгу аль-Муватта имама Малика, а также получил глубокие религиозные знания у мек­кан­ских учёных. После этого он с матерью переехал в Медину, где учился у имама Малика око­ло десяти лет .

Согласно некоторым источникам, имам аш-Шафи‘и обучался у многих шейхов из Мекки, Ме­ди­ны, Йемена, Ирака и получил глубокие знания об исламе и арабском языке. Более известными среди них являются двадцать наставников - пять из Мекки, наиболее известными среди которых являются великий хадисовед Суфйан ибн ‘Уйайна и муфтий Мекки Муслим аз-Занджи; шесть из Медины, наиболее известный среди них - основатель маликитского мазхаба Малик ибн Анас; четыре из Йемена, наиболее известный среди них - судья Саны Мутарраф ибн Мазин ас-Са­н‘а­ни; и пять из Ирака, а наиболее известный среди них - ученик имама Абу Ханифы Му­хам­мад ибн аль-Ха­сан аш-Шай­ба­ни . Он умер на 54 году жизни в последнюю ночь месяца раджаб 204 года по хиджре (820 г.).

Мусульманские богословы высоко ценили вклад имама аш-Шафи‘и в развитие исламского права. Дауд Али аз-Захири сказал: «Аш-Шафи‘и обладал такими достоинствами, которыми не объединились ни в ком другом: благородный род, правильная религия и убеж­де­ния, великодушие, знания о достоверности и слабости хадисов, об отменённых и отменяющих хадисах, знание Корана и сунны, жиз­не­о­пи­са­ния халифов, хорошие книги». Ахмад ибн Ханбаль сказал про него: «От Пророка ﷺ передается, что Всевышний Аллах по­сы­ла­ет этой общине в начале каждого сто­ле­тия человека, обновляющего религию. ‘Умар ибн ‘Абд аль-‘Азиз был в начале первого сто­ле­тия, и я надеюсь, что аш-Шафи‘и является обновителем другого столетия». Также имам Ахмад сказал: «Аш-Шафи‘и был как солн­це для этого мира, и как здоровье для тела. Разве существует им замена?» .

Имам аш-Шафи‘и оставил после себя огромное наследие по исламским наукам, наиболее яркими из его достижений считаются знания по фикху. Он также основал науку усуль аль-фикх , которую изложил в книге «ар-Рисаля» . Имам аш-Шафи‘и оставил после себя много учеников, которые систематизировали его мазхаб и распространяли его в разных уголках мусульманского мира. Их имена будут упомянуты далее, в разделе «Авторитетные учёные шафи‘итского мазхаба». Стоит также отметить, что наиболее известным учеником имама аш-Шафи‘и является великий хадисовед и основатель ханбалитского мазхаба Ахмад ибн Ханбаль .

Образование мазхаба

Имам аш-Шафи‘и объединил фикх Хиджаза (школа правовой мысли маликитов) с фикхом Ирака (школа правовой мысли ханафитов) и создал новый мазхаб, положения которого он диктовал своим ученикам в виде книги, называющейся «аль-Худжа» («Свидетельство»). Книга эта диктовалась в Ираке в 810 году и ряд его учеников (среди этих учеников были Ахмад ибн Ханбаль, а также Абу Саур, ос­но­ва­тель собственного мазхаба) запомнили её наизусть, пересказывая содержание другим. Эту книгу и начальный период преподава­ния аш-Шафи‘и обычно называют аль-мазхаб аль-кадим («старая школа мысли»), чтобы разграничить её со вторым периодом, начавшимся после прибытия аш-Шафи‘и в Египет . Здесь он впитал фикх имама аль-Ляйса ибн Са‘да и продиктовал своим ученикам аль-мазхаб аль-джадид («новая школа мысли») в виде другой книги, которая называется «аль-Умм» («Сущность»).

Благодаря его контакту с совершенно новой совокупностью хадисов и рассуждений по правовым вопросам, который он имел в Египте, аш-Шафи‘и в своей новом видении, аль-мазхаб аль-джадид пересмотрел и изменил многие из своих мнений по вопросам права, ко­то­рых он придерживался в Ираке. Имам аш-Шафи‘и знаменит ещё и тем, что он был первым имамом, систематизировавшим ос­но­во­по­ла­гаю­щие принципы фикха, которые он изложил в своей книге под названием ар-Рисаля .

Начальное распространение мазхаба

Имам аш-Шафи‘и оставил после себя множество учеников, которые после него начали усердно распространять шафи‘итский мазхаб. Однако так получилось, что вначале наибольшее распространение мазхаб получил в Ираке и Хорасане . Два этих направления в даль­ней­шем получили названия: «Иракская ветвь» и «Хорасанская ветвь». Обе эти мини-школы шафи‘итского мазхаба имели не­боль­шие разногласия между собой, но все они завершились в эпоху имама ар-Рафи‘и .

Имам ар-Рафи‘и и появившийся вслед за ним имам ан-Навави считаются реформаторами шафи‘итского мазхаба. Благодаря их ста­ра­ни­ям шафи‘итский мазхаб стал единым и прочным, так как они окончательно объединили иракскую и хорасанскую ветви, а также де­та­ль­но разобрали большинство вопросов шафи‘итского мазхаба, с последующим вынесением своих суждений по многим воп­ро­сам .

Источники права, используемые мазхабом шафи‘итов

Правоведы шафи‘итского мазхаба при вынесении правовых суждений опираются на следующие источники:

  • Коран . Имам Аш-Шафи‘и ничем не отличается от всех имамов суннитских мазхабаов в плане бескомпромиссной позиции от­носительно первенства Корана среди всех источников исламского права. Он в огромной мере полагался на Коран, как, впро­чем, и все до него, добавляя только те новые мысли, знания и понимание которые возникали у него в результате глубокого изучения смысла Корана.
  • Сунна . Имам аш-Шафи‘и заложил лишь одно условие приемлемости хадисов, а именно - их достоверность (сахих ). Он отверг все другие условия, установленные имамами Абу Ханифой и Маликом. Он также выделялся своим огромным вкладом в такую область науки, как критика хадисов.

Отдельно стоит отметить, что Коран и Сунну правоведы шафи‘итского мазхаба, подобно всем суннитским мазхабам, рассматривают как две части Божественного Откровения (вахй ). И они апеллируют к сунне для лучшего понимания Корана .

Аш-Шафи‘и отвергал принцип истихсан , применявшийся Абу Ханифой, и принцип истислях , применявшийся Маликом, ибо, по его мнению, они основываются главным образом на субъективных рассуждениях человека там, где уже есть законы Божественного От­кро­ве­ния .

Согласно некоторым источникам, также среди особенностей шафи‘итского мазхаба можно выделить следующее:

Авторитетные ученые шафи‘итского мазхаба

Ученые шафи‘итского мазхаба получили широкую известность по причине своих огромных знаний. Многие из них были известны всем мусульманам, а их труды стали книгами, которые заучивали наизусть представители всех мазхабов. Также следует отметить, что среди шафи‘итских учёных больше всего муджтахидов-мутляк , муджтахидов мазхаба, учёных усуль аль-фикха и так далее. Без сомнений, большинство этих имён известно не только студентам, приобретающим шари‘атские знания, но и простым мусульманам, читающим исламскую литературу. Все они оставили весомый вклад в развитии исламской уммы в общем и исламского права (фикх ) в частности .

У имама аш-Шафи‘и были ученики в Ираке, Хиджазе и Египте. К наиболее известным ученикам имама аш-Шафи‘и, передавшим его аль-мазхаб аль-кадим относятся:

  • аз-За’фарани;
  • аль-Карабиси;
  • Хармаля аль-Мисри;
  • Абу Саур.

А его аль-мазхаб аль-джадид передали:

К наиболее известным ученым шафи‘итского мазхаба относятся:

  • Абу Хамид Мухаммад аль-Газали;
  • Имам аль-Харамайн аль-Джувайни;
  • ‘Абд аль-Карим аль-Казвини ар-Рафи‘и;
  • Мухйи ад-дин ан-Навави;
  • Ибн Хаджар аль-‘Аскаляни;
  • Джамаль ад-дин аль-Иснави;
  • Ибн Хаджар аль-Хайтами и многие другие.

Известные труды шафи‘итского мазхаба

Ареал

На сегодняшний день шафи‘итский мазхаб распространён почти во всех странах, где проживают мусульмане, и занимает второе место по численности последователей после ханафитского. Он распространён в таких странах как Сирия, Палестина, Ливан, Иордания, Ирак, Иран, Египет , Йемен, Оман, Малайзия, Индонезия, Бруней, Таиланд, Филиппины, Сомали, Коморские острова, Индия, Па­ки­с­тан, Турция и многих других уголках исламского мира. В некоторых странах, как в Брунее, идеология шафи‘итского мазхаба стала го­су­дар­ст­вен­ной. В России шафи‘иты в основном живут в Дагестане, Чечне и Ингушетии .

Данный мазхаб имел очень большую популярность в Египте в начале девятого века. В Мавераннахаре и Ираке, по своей популярности, шафи‘итский мазхаб спорил с ханафитским. На сегодняшний день число шафи‘итов составляют 80 % курдов, мусульмане Юго-Вос­точ­ной Азии и большинство арабов на Ближнем Востоке . Согласно некоторым источникам, шафи‘итов насчитывается около 15 % от общего количества мусульман .

Примечания

  1. Schafiiten // Eslam.de . (нем.)
  2. الفرق بين المذاهب الأربعة في الإسلام // Mawdoo3.com . (ар.)
  3. من سيرة الإمام الشافعي // Saaid.net . (ар.)
  4. Альфия Аматуллах Краткая биография имама аш-Шафии // islamcivil.ru . (рус.)
  5. المذهب الشافعي.. الوسطية بين أهل الحديث وأهل الرأي // Islamist-Movements.com . (ар.)
  6. تعريف المذهب الشافعي // Ye1.org . (ар.)
  7. نبذة عن الإمام أحمد بن حنبل // IslamQA.info . (ар.)
  8. Шафиитский мазхаб // Mazhab.kz . (рус.)
  9. التعريف بالشافعية ومؤلفاتهم // AlUkah.net . (ар.)

Первые столетия распространения ислама были расцветом богословской мысли. В этот период интенсивно развивались разнообразные сферы коранических наук, хадисоведения и фикха. Интеллектуальное продвижение часто происходило через очные диспуты величайших мусульманских учёных, среди которых были основатели мазхабов.

Богословом, который совершенствовал своё учение не только посредством скрупулёзного исследования источников, но и через открытые дебаты с коллегами, был Мухаммад аш-Шафии. В честь этого учёного назван один из самых распространённых суннитских мазхабов в фикхе.

Жизненный путь имама аш-Шафии

А бу Абдулла Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии появился на свет в 150 году по Хиджре (767 году по Милади) в городе Газа. Родители были родом из Священной Мекки и оказались в Палестине, поскольку глава семейства занимался военным делом. Отец Мухаммада умер, когда сын был в двухлетнем возрасте. И его мать приняла решение вернуться обратно в Мекку. Сам Мухаммад аш-Шафии был из числа курайшитов, при этом его родословная соприкасается с кланом Бану Хашим, от которого происходит Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.).

В Мекке будущий основатель нового религиозно-правового мазхаба посвящал всё своё время учёбе и науке. Согласно некоторым источникам, уже в восемь лет Мухаммад аш-Шафии знал наизусть Священный Коран. К десяти годам он выучил фундаментальный труд «Аль-Муватта». Переехав из Мекки в Медину, Мухаммад стал ходить на уроки автора этой работы имама , которого поразила широта познаний и способности ученика.

Уже в более зрелом возрасте аш-Шафии посещал занятия одного из основателей ханафитского мазхаба Мухаммада аш-Шайбани . С последним его связывает любопытная история. Находясь в Наджране, имам аш-Шафии был обвинён в распространении призывов к смещению существующей в государстве власти. Кроме того, его поспешили причислить к шиитам, что ещё больше усугубило и без того непростое положение учёного. Имама аш-Шафии перевезли в Сирию, где у него состоялся разговор с главой государства Харуном ар-Рашидом . Взгляды имама вызвали у халифа симпатию, однако освобождение из тюрьмы наступило только после заступничества Мухаммада аш-Шайбани, работавшего в то время главным судьёй (кадыем) в Багдаде. Аш-Шайбани настоял на том, чтобы Мухаммад аш-Шафии перебрался к нему в город.

Вместе с тем посещение уроков багдадского кадыя оставляло у имама неоднозначные впечатления. С одной стороны, аш-Шафии с глубочайшим интересом открывал для себя тонкости ханафитского мазхаба, а с другой - ему решительно не нравилась критика имама Малика ибн Анаса, которая часто звучала из уст Мухаммада аш-Шайбани. При этом имам аш-Шафии не хотел устраивать публичный спор со своим другом. Аш-Шайбани, узнав о возражениях своего ученика, настоял на том, чтобы их интеллектуальный диспут могли наблюдать все желающие. В итоге победа на дебатах о наследии имама Малика ибн Анаса осталась за Мухаммадом аш-Шафии. Примечательно, что исход богословского противостояния никак не сказался на дружбе двух учёных. Мухаммад аш-Шайбани признал своё поражение, но добрые чувства по отношению к аш-Шафии у него только усилились. Этот пример хорош тем, что он показывает то, каким образом должны вестись дискуссии среди мусульман. Имеющиеся разногласия по поводу второстепенных моментов не должны становиться настоящим яблоком раздора между людьми, исповедующими одну веру.

Одновременно с этим основатель шафиитского мазхаба получил покровительство со стороны халифа Харуна ар-Рашида. Это заметно отразилось на его финансовом положении, что, в свою очередь, сказалось на возможности имама путешествовать и обогащать свои представления об окружающем мире. Впоследствии Мухаммад аш-Шафии обосновался в Каире, где и умер в 204 году по Хиджре (820 год по Милади).

Что отличает шафиитский мазхаб

Мазхаб имама аш-Шафии представляет собой своеобразную реакцию на и маликитскую богословско-правовые школы, под влиянием которых он первоначально образовался. В его рамках была проведена попытка снять некоторые противоречия между сформированными ранее мазхабами и упростить их. Так, например, шафииты в выведении богословско-правовых суждений обращаются к словам Пророка Мухаммада (с.г.в.) и практике мединских ансаров, не обращая на это слишком пристального внимания, как маликиты. Кроме того, находит своё отражение в рамках шафиитского мазхаба и маликитское положение о богословских решениях, принятых для общественной пользы (истислах). Не будет ошибочным утверждение, что шафиитский мазхаб занял промежуточное положение между сторонниками использования разума при выведении суждений (асхаб ар-райи) и лагерем буквалистов (асхаб аль-хадис).

Естественно, Священный Коран и Благородная сунна не перестают оставаться главными источниками права в рамках этого мазхаба. Однако к хадисам шафииты обращаются только в том случае, если соответствующие аспекты не отражены в Коране. При этом важно, чтобы хадисы передавались через мединских сподвижников. Единое мнение мусульманских учёных (иджма ) также занимает отдельное место в иерархии методов шафиитского мазхаба. Из созданных ранее богословско-правовых школ перекочевали такие источники, как кыяс (суждение по аналогии) и истихсан (исправление кыяса, если его нормы не работают в новых условиях).

Шафиитский мазхаб в настоящее время является одной из наиболее распространённых богословско-правовых школ. Его последователей можно встретить в самых разных уголках планеты: Малайзии, Индонезии, Египте, Восточной Африке, Ливане, Сирии, Пакистане, Индии, Иордании, Турции, Ираке, Йемене, Палестине. Кроме того, представлен этот мазхаб и в России - чеченцы, аварцы и ингуши традиционно придерживаются именно его положений в религиозной практике.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: