Научные дисциплины имеющие практическое значение называются. Наука

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный университет»

Дисциплина: «История науки»

Реферат

Тема: Наука как социальный институт

Выполнил:

студентка группы СР(м)-41

Киселева Алина Геннадьевна

Проверил:

Хабаровск

2015 год

Введение………………………………………………………………………3

Становление науки……………………………………………………………4

Основные функции науки…………………………………………………… 6

Структура науки………………………………………………………………9

Фундаментальное и прикладное в науке …………………………………..11

Социальные и психологические особенности в науке……………………15

Заключение…………………………………………………………………...22

Список использованной литературы……………………………………….23

ВВЕДЕНИЕ

Наука является одной из определяющих особенностей современной культуры и, возможно, самым динамичным ее компонентом. Сегодня невозможно обсуждать социальные, культурные, антропологические проблемы, не принимая во внимание развитие научной мысли. Ни одна из крупнейших философских концепций XX в. не могла обойти феномена науки, не выразить своего отношения к науке в целом и к тем мировоззренческим проблемам, которые она ставит. Что такое наука? Какова главная социальная роль науки? Существуют ли границы научного познания и познания вообще? Каково место основанной на науке рациональности в системе других способов отношения к миру? Возможно ли вненаучное познание, каков его статус и перспективы? Можно ли научным способом ответить на принципиальные вопросы мировоззрения: как возникла Вселенная, как появилась жизнь, как произошел человек, какое место занимает феномен человека в всеобщей космической эволюции?

Обсуждение всех этих и множества других мировоззренческо - философских вопросов сопровождало становление и развитие современной науки и было необходимой формой осознания особенностей как самой науки, так и той цивилизации, в рамках которой научное отношение к миру стало возможным. Сегодня эти вопросы стоят в новой и весьма острой форме. Это связано прежде всего с той ситуацией, в которой оказалась современная цивилизация. С одной стороны, выявились невиданные перспективы науки и основанной на ней техники. Современное общество вступает в информационную стадию развития, рационализация всей социальной жизни становится не только возможной, но и жизненно необходимой. С другой стороны, обнаружились пределы развития цивилизации односторонне технологического типа: и в связи с глобальным экологическим кризисом, и как следствие выявившейся невозможности тотального управления социальными процессами.

В последние годы внимание к этим вопросам в нашей стране заметно снизилось. Думается, что одна из главных причин этого в общем резком падении престижа научного знания в нашем обществе, в той катастрофе, которую переживает наука России в последние годы. Между тем совершенно ясно, что без развитой науки Россия не имеет будущего как цивилизованная страна.

базовая форма организации профессиональной науки, объединяющая на предметно-содержательном основании области научного знания сообщество, занятое его производством, обработкой и трансляцией, а также механизмы развития и воспроизводства соответствующей отрасли науки как профессии. Представление о научной дисциплине используется как максимальная аналитическая единица исследования науки в работах по социологии науки, науковедению, истории, философии, экономике науки и научно-технического прогресса.

Дисциплинарная форма организации науки проявилась в том, что она оказалась инвариантной относительно социально-экономического и культурного окружения и в настоящее время практически не имеет организационных альтернатив. Более того, по дисциплинарному принципу строится организация знания и система подготовки специалистов во всех сферах профессиональной деятельности (к примеру, медицина, инженерное дело, искусство), вынужденных в процессе передачи опыта новым поколениям специалистов оперировать с обработкой и трансляцией больших массивов знания.

Несмотря на то, что конкретные события и процессы, определяющие существование дисциплины, рассредоточены в пространстве, на значительных временных интервалах и протекают в различном социокультурном и организационном окружении, дисциплина обладает механизмами, обеспечивающими ее устойчивость и инвариантность. Столь высокая эффективность дисциплинарной организации напрямую связана с постоянной интенсивной работой по поддержанию и развитию организационной структуры дисциплины во всех ее аспектах (организация знания, отношений в сообществе, подготовка научной смены, взаимоотношение с другими институтами и пр.), причем в эту работу вовлечены практически все участники дисциплинарного сообщества, какой бы конкретной научной или научно-организационной деятельностью они ни занимались в данный момент. Для осуществления этой работы в истории науки сформировались специальные механизмы, которые постоянно совершенствуются и развиваются. (См. социология науки, научное сообщество).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДИСЦИПЛИНА НАУЧНАЯ

от лат. disciplina-учение)-базовая форма организации профессиональной науки, объединяющая на предметно-содержательном основании области научного знания, сообщество, занятое его производством, обработкой и трансляцией, а также механизмы развития и воспроизводства соответствующей отрасли науки как профессии. Представление о научной дисциплине используется как максимальная аналитическая единица исследования науки в работах по науковедению, истории, философии, социологии, экономике науки и научно-технического прогресса. Формирование научной дисциплины происходило вместе со становлением научной профессии еще в средневековых университетах, своего современного развития эта форма организации науки достигла в 17-19 вв., опираясь на образцы социальной организации, характерные для эпохи Просвещения, а также на организационные инновации внутри европейского естествознания (принципы британской эмпирической школы, академии, научные журналы и т. п.). Эффективность дисциплинарной формы организации науки особенно наглядно проявилась в том, что она оказалась инвариантной относительно социально-экономического и культурного окружения и в настоящее время практически не имеет альтернатив. По дисциплинарному принципу строится организация знания в системе подготовки специалистов во всех сферах профессиональной деятельности (к примеру, медицина, инженерное дело, искусство), которые в процессе обучения должны обрабатывать для передачи новым поколениям большие массивы знания. Организационные механизмы научной дисциплины успешно обеспечивают ее единство, несмотря на то что формирующие ее конкретные события и процессы рассредоточены в пространстве и протекают в различном социокультурном и организационном окружении. Столь высокая эффективность дисциплинарной организации обеспечивается постоянной интенсивной работой по поддержанию и развитию организационной структуры дисциплины во всех ее аспектах (организация знания, регулирование отношений в сообществе, подготовка научной смены, взаимоотношения с другими институтами и пр.), причем в эту работу вовлечены практически все участники дисциплинарного сообщества, какой бы конкретной научной или научно-организационной деятельностью они ни занимались в данный момент. Для осуществления этой работы в истории науки сформировались специальные механизмы, которые постоянно совершенствуются и развиваются.

Центральное место занимает методологическая и логическая работа по организации дисциплинарного знания, его актуализации, превращению в набор инструментов для проведения нового исследования. Это необходимо для того, чтобы сформулировать нерешенные проблемы как «вопросы» к изучаемой реальности, т. е. перевести теоретические трудности на язык действий исследователей и тех средств (наблюдения, эксперимента, моделей, логико-математического или текстологического анализа), которыми располагает данная дисциплина. При этом на практическом уровне анализируются также и взаимоотношения между идеологией данной дисциплины и изучаемой ею реальностью.

Когда эта работа завершается успешно проведенным исследованием, начинается следующий этап научной деятельности, на котором полученные ответы «реальности» должны быть приведены в связь с существующим дисциплинарным знанием. Это требует тех или иных изменений системы знания-ее наращивания, уточнения, а иногда и довольно существенной структурной перестройки. В любом случае ее организация подвергается специальному исследованию.

Систематический анализ архитектуры научной дисциплины регулярно проводится и на макроуровне. Он требуется и для решения конкретных практических задач: подготовки учебных курсов, классификации специальностей при проведении крупных научных конгрессов и т. п. Целью методологической работы при этом является уточнение представлений о строении дисциплинарного знания и месте данной научной дисциплины в системе наук, особенно в связи с интенсивными процессами дифференциации и интеграции науки. Спецификой работы по организации знания определяется и характер усилий по поддержанию профессионального единства в научном сообществе дисциплины. Это сообщество объединяет тысячи профессионалов, работающих в разных странах, социально-культурных системах и различном непосредственном организационном окружении (университетские кафедры, академические или федеральные лаборатории и службы, экспедиции и т. п.). В таких условиях эффективная и целеустремленная согласованная работа сообщества не может опираться на какие-либо институты власти и управления, предполагающие прямое принуждение.

Механизмы самоорганизации сообщества, на которых основана система социального управления, вынужденно просты и могут действовать оперативно только из-за высокой степени организованности дисциплинарного знания. Благодаря этому может быть задана общая цель сообщества и каждого входящего в него профессионала-увеличение и развитие дисциплинарного знания. Соответственно определяется и дискретное представление одного шага на пути к этой цели - конкретный вклад в это знание, и главные регулятивы: профессиональное признание, которым вознаграждается автор вклада, или рассеянная санкцияжесткая и немедленная реакция сообщества на действия его членов, случайно или намеренно затрудняющие достижение цели (плагиат, фальсификация результатов, публикация непроверенных данных и т. п.).

В экспертизе, т. е. оценке результата, претендующего стать вкладом в знание, в той или иной форме обязаны принимать участие все члены сообщества. Обеспечить компетентную критику в таких условиях становится возможным только благодаря организованности и четкой структурированности всей системы дисциплинарного знания и соответствующей ей иерархической структуре сообщества. В этом научное сообщество существенно отличается от сообществ других творческих профессий, в которых институт экспертизы (критики) существует отдельно от собственно творческих подразделений.

Это четко прослеживается уже на уровне самоидентификации членов сообщества. Один и тот же ученый с полным правом считает себя, к примеру, членом сообщества микологов в дискуссии с альгологами, ботаником по отношению к зоологам, биологом в полемике с физиком или философом и т. п.

Непреложным условием эффективного взаимодействия участников и институтов научной дисциплины является максимальная прозрачность и доступность сведений о состоянии знания и сообщества для всех его членов. Ключевую роль в этом играет система представления знания, а вместилищем информации о состоянии знания, способах его обработки, группировке и отношениях участников работы со знанием в каждый момент времени выступает массив дисциплинарных публикаций.

Пространственно-временная структура массива дает возможность отделить актуальное знание дисциплины (находящееся в данный момент в обработке) от дисциплинарного архива, а каждому участнику - работать с относительно небольшим фрагментом знания и свой вклад оформлять достаточно экономно как за счет развитой рубрикации дисциплинарных изданий, так и за счет системы ссылок, определяющих пространственные «координаты» каждого фрагмента знания в пространстве более широкого дисциплинарного окружения.

Благодаря такой системе представления знания постоянно пополняющееся содержание научной дисциплины в каждый момент времени может быть сформулировано в виде некоторого компендиума, по своему объему доступного для усвоения одному человеку, причем полнота этого усвоения такова, что позволяет новичку достаточно быстро стать полноценным участником исследований.

Актуальное оперативное взаимодействие внутри научной дисциплины предполагает хорошо структурированную и технологически оснащенную систему научной коммуникации-профессионального общения ученых, которая и является главным средством самоорганизации дисциплинарного сообщества. См. также ст. Наука.

Лит.: Мирский Э. М. Междисциплинарные исследования и дисциплинарная организация науки. М., 1980; Научная деятельность: структура и институты. М-, 1980; Огурцов А. П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988; Петров М. К. Социально-культурные основания развития современной науки. М., 1992.

Отличное определение

Неполное определение ↓

основная организационная единица профессиональной науки, объединяющая когнитивные и соц.-куль-турные ин-ты, обеспечивающие относительно самостоятельное функционирование и развитие нек-рой отрасли науки. В качестве Д.н. выступает объект изучения науковедения, социологии науки (см.), методологии науки. Формирование Д.н. и дисциплинарной структуры европейской науки относится к концу XVII в. Согласно современным представлениям, к соц.-культурным ин-там Д.н. принадлежат: фиксированный корпус научн. знания; набор явлений и процессов, считающихся традиционными объектами изучения данной Д.н.; совокупность филос. и теоретико-методологич. представлений о природе исследуемой реальности, а также средств и методов ее эмпирич. изучения; определенные схемы и каналы коммуникации между коллегами; профессиональные ассоциации, журналы, издания, кафедры и науч. собрания; сфера специальной подготовки и определения профессиональной квалификации специалистов; единая писаная история успехов и неудач Д.н. и представления о перспективах ее развития (включая сюда как список проблем, так и обсуждения подходов к их постановке и решению). Системное объединение этих ин-тов в Д.н. достигается за счет активной экспертной деятельности членов научн. сооб-ва по оценке, организации и кодификации полученных на переднем крае исследований рез-тов, постоянной работы по обновлению дисциплинарного знания при сохранении его единства и целостности (а в случае необходимости - его дифференциации с выделением новой Д.н.), по трансляции элементов знания Д.н. в практику и образование. В этой связи центральная роль в соц. и когнитивном регулировании внутри Д.н. принадлежит системе дисциплинарной коммуникации и ее ядру - единому и доступному всем членам сооб-ва массиву дисциплинарных публикаций, содержание к-рого в каждый момент времени и представляет собой корпус знания данной Д.н. Многослойное строение публикационного массива предполагает возможность многократной экспертизы каждого сообщения о новом рез-те, претендующем на статус фрагмента дисциплинарного знания: обсуждение доклада, рецензирование рукописи; ссылки на статью и отбор статей для обзора проблемы; включение сообщений в монографию, учебник, хрестоматию и т.п. с обязательным указанием автора. Подобная организация публикационного массива обеспечивает встраивание отдельного рез-та в ткань знания Д.н., а его автору - соответствующий ранг в структуре научн. сооб-ва, что гарантирует мотивацию к оформлению и публикации полученных рез-тов. В отличие от довольно стабильных соц.-организационных и культурных норм и стандартов дисциплинарной экспертизы,закрепленных в традиции Д.н., содержание когнитивных стандартов и критерии оценки (представления о научности, достоверности, релевантности, значимости вклада) постоянно меняются и обновляются по мере развития дисциплинарного знания. Эффективность дисциплинарных ин-тов обеспечила устойчивость Д.н. в качестве основной организационной единицы науки, быстрый рост и дифференциацию Д.н., выразившиеся прежде всего в усложнении структуры науки в целом, появлении новых неклассических наук (технич., сельскохозяйственных, военных и т. д.), отличавшихся по предмету и ориентации, но четко воспроизводящих основные черты дисциплинарной организации. В настоящее время списки Д.н. включают значительное их число (от 300 до 5000 в зависимости от дробности классификации). Дисциплинарная организация знания способствует междисциплинарному сотрудничеству на переднем крае исследований, формированию так называемых гибридных сооб-в, члены к-рых заинтересованы не только в решении междисциплинарной проблемы, но и в выделении, оформлении и публикации рез-тов, служащих развитию отдельных Д.н. Лит.: Мирский Э.М. Междисциплинарные исследования и дисциплинарная организация науки. М., 1980; Научная деятельность: структура и институты. М., 1980; Взаимодействие наук: теоретические и практические аспекты. М., 1984; Дисциплинарность и взаимодействие наук. М., 1986; Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки: ее генезис и обоснование. М., 1988. Э.М. Мирский.

Лекция № 1.

ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Тема: «Конституционное право как отрасль российского права,

Понятие конституционного права в современной юридической литературе используется в трех значениях. Во-первых, конституционное право – это отрасль права; во-вторых, конституционное право – это наука; в-третьих, конституционное право – это учебная дисциплина.

В основном значении конституционное право представляет систематизированную совокупность правовых норм, регулирующих публичные отношения, определяющие общественный и государственный строй, положение личности в общественной и государственной жизни, а также принципы взаимоотношений личности и государства.

Конституционное право возникло как результат эволюции отрасли государственного права и является высшей формой ее проявления на современном этапе. Возникновение отрасли государственного права было обусловлено появлением государства и права. В этом смысле история государственного (конституционного) права неразрывно связанна с историей человеческой цивилизации. Избрав отправной точкой периодизации истории конституционного права формирование и совершенствование источников и институтов государственного (конституционного) права на различных этапах в развитии государства, права и общества, можно выделить четыре периода в эволюции данной отрасли:

1. государственное право в древности;

2. государственное право в средние века;

3. конституционное (государственное) право в новое время;

4. современное (новейшее) конституционное (государственное) право.

До настоящего времени не разрешен спор о наименовании отрасли. В России долгое время существует конкуренция между двумя терминами, используемыми для наименования отрасли: государственное право и конституционное право. В основном, учеными используется название «конституционное право», но встречается – «конституционное (государственное) право» и «государственное право».

Так же, как и название отрасли, вопрос о понятии конституционного права как отрасли права и проблема определения предмета отрасли сохраняют свою дискуссионность по сей день. С точки зрения объема правового регулирования можно выделить два подхода к предмету отрасли конституционного (государственного) права: широкий и узкий. В России наблюдается тенденция расширения предмета конституционного регулирования. В одних сферах конституционное право непосредственно и в полном объеме регулирует общественные отношения (политическая сфера), а в других – лишь основополагающие, т.е. такие, которые предопределяют содержание остальных отношений в этих сферах (экономическая, духовная, социальная и культурная).



Определение предмета конституционного права России в современный период следует проводить с учетом функционального назначения данной отрасли, ее особенности тенденций развития. Исходя из этого, современное конституционное право РФ можно определить как ведущую фундаментальную отрасль российского права, которая объединяет в единую систему конституционно-правовые нормы устанавливающие:

Основы общественного и государственного строя;

Основы взаимоотношений личности и государства;

Отношения по организации и осуществлению публичной (общественной и государственной) власти.

Конституционное право является именно тем правовым механизмом, который должен гарантировать полноправное участие в этих отношениях личности, общества и государства, их взаимную меру ответственности.

Для формирования любой отрасли права важное значение имеет наличие собственного метода правового регулирования.

Для конституционного права характерно разнообразие методов правового регулирования.

В конституционном праве основные методы правого регулирования (императивный и диспозитивный) используется в полном объеме и дополняют друг друга.

Названные методы могут быть подразделены в свою очередь на следующие способы воздействия: предписание, запрет и дозволение.

Предписание или позитивное обязывание – способ правового воздействия, суть которого состоит в предписании совершения определенных обязательных и юридически значимых действий на условиях, предусмотренных правовой нормой (ст. 82, ст. 92, ст. 57 Конституции РФ и др.).

Запрет – способ правового воздействия, выражающийся в запрете совершения определенных действий (ч.3 ст. 3, ст. 21, ч.2 ст.34 Конституции РФ и др.).

Дозволение – способ правового воздействия, выражающийся в разрешении совершения определенных действий или бездействий, которые имеют или могут иметь юридическое значение. Через дозволение раскрывается диспозитивный метод правового воздействия. Но дозволение не означает полную свободу поведения субъекта права, а предполагает также установления пределов для совершения действий или бездействий (ст. 111, ст. 117, ст. 39 Конституции РФ и др.)

Конституционное право является фундаментальной отраслью публичного права и ведущей отраслью российской системы права. Во-первых, конституционное право отличается особой значимостью и широтой своего предмета регулирования. Во-вторых, главным источником отрасли является Конституция, которая содержит нормы, полностью относящиеся к конституционному праву. В-третьих, нормы конституционного права определяют базовые ценности и принципы для всех отраслей российского права. В-четвертых, посредством конституционного права создается система основных критериев формирования отраслей права. В-пятых, развитие содержания конституционных норм влияет на изменение норм других отраслей права.

Наиболее тесно конституционное право связано с административным, финансовым, муниципальным правом. Конституционное право содержит исходные начала для уголовного права и процесса, гражданского, хозяйственного и других отраслей российского права.

Система отрасли конституционного права в каждой стране формируется, исходя из традиций правовой культуры и особенностей развития. Вместе с тем существуют общие закономерности систематизации отрасли.

У отрасли конституционного права России как системы можно выделить три типа элементов: структурообразующие (нормы права – институты – подотрасли), функциональные (конституционно-правовые отношения функциональные ()рообразующие.в: структурообразующие. одя из традиций правовой культуры и особеннотей развития кого права.

пра) и формальные (источники конституционного права).

Конституционно-правовые нормы – нормы права, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли.

Нормы конституционного права отличаются от норм других отраслей:

1) по степени важности;

3) по источникам, в которых они закреплены;

4) по их юридической силе;

5) своеобразием (особенностью) видов. В конституционном праве встречаются особые нормы общего характера – это нормы-дефиниции, нормы-декларации, нормы-принципы, нормы-задачи (нормы-цели), нормы-программы, нормы-разъяснения, диспозитивные нормы, нормы-справки, нормы-символы;

6) по степени обязательности;

7) особым механизмом их реализации;

8) особенностью структуры.

Конституционное правовые нормы могут быть подразделены по различным основаниям на императивные и диспозитивные; на материальные и процессуальные, на управомачивающие, обязывающие и запрещающие; на постоянные и временные и другие.

Конституционно-правовые нормы образуют институты конституционного права. В конституционном праве институты выстраиваются в иерархической последовательности, которая задается их юридическими свойствами.

Развитие конституционного права и усложнение задач, стоящих перед данной отраслью, приводит к постепенной эволюции того или иного института либо группы институтов и трансформации их в более сложную систему норм – подотрасль конституционного права.

При реализации норм конституционного права возникают конституционно-правовые отношения.

Конституционно-правовые отношения имеют следующие особенности:

1. Конституционно-правовые отношения возникают в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.

2. Им свойственен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не являются участниками других видов правоотношений.

3. Характеризуются значительным разнообразием.

4. Возникают по поводу особых объектов (государственная власть, свобода и достоинство личности и другие).

В общей теории права под источниками права в широком смысле понимают нормы или факторы возникновения права, в узком значении – юридический способ изложения смысла и содержания права, воплощенный в конкретную ритуальную и формальную оболочки.

Факторами, определяющими систему и иерархию источников права, являются: политико-правовая культура государства, форма государственного устройства.

Место конкретного источника в иерархии определяет его юридическая сила. К числу источников конституционного права РФ относятся Конституция РФ; решения Конституционного Суда РФ, содержащие в себе положение нормативно-доктринального характера; федеральные конституционные и федеральные законы; акты Президента РФ, Правительства РФ, палат Федерального Собрания РФ; договоры; постановления Верховного Суда РФ, конституции и уставы субъектов РФ; законы субъектов РФ; решения конституционных и уставных судов субъектов РФ; нормативно-правовые акты высших органов исполнительной власти субъектов РФ; нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

В научной литературе, освещающей проблемы конституционного права, выделяется конституционно-правовая ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности. Субъектами конституционно-правовой ответственности в России могут быть следующие участники конституционно-правовых отношений: Президент РФ; Правительство РФ; Государственная Дума РФ; субъект РФ; органы государственной власти субъектов РФ; органы МСУ; общественные отношения; участники избирательного процесса. Основанием конституционной ответственности является конституционный деликт.

Конституционно-правовые санкции – это предусмотренные федеральным законом меры государственного принуждения, влекущие наступление неблагоприятных последствий морального и материального характера для правонарушителя, наступающие за совершение им конституционно-правового деликта. Виды конституционно правовых санкций:

Лишение общего или специального конституционно-правового статуса, досрочное прекращение (лишение) полномочий, например: роспуск, отзыв, расформирование, отстранение от должности, отмена регистрации и другие;

Отказ, например: в регистрации, в назначении референдума и другие;

Ограничение, лишение субъективного конституционного права;

Оценочные санкции (выражение недоверия, предупреждение);

Принуждение к исполнению конституционных обязанностей;

Отмена (приостановление) правовых актов.

Конституционное право является отраслевой наукой, т.к. ей соответствует отрасль в системе российского права.

Наука конституционного права – совокупность знаний, учений и теорий о целесообразном и закономерном возникновении, функционировании и развитии конституционного права как отрасли права.

Наука конституционного права использует различные методы научного познания: исторический, сравнительно-правовой, системный, формально-логический и другие.

Источниками науки конституционного права являются факторы, составляющие основы научного познания: труды отечественных и зарубежных ученых; конституционное законодательство, государственно-правовая практика и общественно-политическая деятельность.

Наука российского государственного (конституционного) права сформировалась значительно позже первых западных школ.

В развитии и формировании российской науки конституционного (государственного) права можно выделить три этапа:

I. развитие науки дореволюционного государственного (конституционного) права России;

II. эволюция науки советского государственного (конституционного) права;

III. формирование современной науки конституционного (государственного) права РФ.

Конституционное право как учебный курс представляет собой систему знаний об отрасли и науке конституционного права, формируемую в образовательных целях, эти знания необходимы специалистам в области государствоведения и юриспруденции для понимания основ и сущности государственно-правовой материи, механизмов ее функционирования в политической и общественной жизни страны.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт гуманитарных наук
Кафедра религиоведения

УТВЕРЖДАЮ
Председатель СПС
____________ Г.П. Худякова
«___» __________ 2009 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ

Дисциплины Наука и религия
по специальности 031801 «Религиоведение»
форма обучения очное / заочное (6 лет) / заочно-сокр. (3г. 10 мес.)
курс 2 / 2 /1
семестр
лекции
практические занятия
экзамен
зачет
к/работа 3-4 /3-4/1-2
70 / 20/20
35 / 16/16
4 / 4 /2
3 / 3/1
4 / 3

Самостоятельная работа 95 час

Тюмень 2009

При разработке методических указаний по изучению дисциплины в основу положен Государственный образовательный стандарт по специальности 031801 «Религиоведение».
Выписка из ГОС
ОПД.Ф.07 Наука и религия
Наука и религия в системе культуры; особенности выражения в религии знаний о человеке, обществе, мире; становление и развитие науки и ее влияние на религию; религиозная и научная картины мира; конфликты науки и религии; от конфликтов к диалогу; теологические интерпретации достижений современного человековедения, обществознания, естествознания; особенности богословских обоснований теизма, креационизма, теологии, финализма с помощью данных наук. 200

Методические указания по изучению дисциплины рассмотрены на заседании кафедры «Религиоведение»
Протокол № 1 «10» сентября 2009 г.
Заведующий кафедрой ______________ Г.П.Худякова

Методические указания по изучению дисциплины разработал:
Преподаватель кафедры
«Религиоведения» Д.Н. Майоров, ст. преп.
E-mail: [email protected]

____________________

Методические указания по изучению дисциплины должны содержать:
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Цель и задачи дисциплины…………….………………………………….3 стр.
2. Место дисциплины в учебном процессе…………………………………4 стр.
3. Содержание дисциплины………………………………………….………4 стр.
3.1. Тематика лекционных и практических занятий……….…...………….5 стр.
3.5. примерная тематика рефератов, курсовых и дипломных работ…...…6 стр.
3.6. примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу...7 стр.
3.7. перечень примерных контрольных вопросов и задания для самостоятельной работы……………………………………………………..8 стр.
3.8. рейтинговая оценка знаний студентов…………………………………9 стр.
4. содержание самостоятельной работы студентов……………..…………9 стр.
4.1. календарный график самостоятельной работы студентов по дисциплине «наука и религия»……………………………………………...……………10 стр.
5. учебно-методическое обеспечение……………………….……………..11 стр.
5.1. Основная литература……………………………….…………………..11 стр.
5.2. дополнительная литература…………………………………………...11 стр.
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Цель дисциплины
Изучить историю взаимоотношения между наукой и религией и показать перспективы их сотрудничества.
1.2 Задачи изучения дисциплины
На основе государственного стандарта по дисциплине «Наука и религия» дать ответы на следующие вопросы:
наука и религия в системе культуры;
особенности выражения в религии знаний о человеке, обществе, мире;
становление и развитие науки и ее влияние на религию;
религиозная и научная картины мира;
конфликты науки и религии;
от конфликтов к диалогу;
теологические интерпретации достижений современного человековедения, обществознания, естествознания;
особенности богословских обоснований теизма, креационизма, теологии, финализма с помощью данных наук
Кроме этих задач необходимо:
рассмотреть историю взаимоотношений науки религии
предложить перспективные модели взаимодействия науки и религии на примере их взаимодействия на Западе и Востоке в XX и XXI веке.
показать, как в различных религиозных течениях решался вопрос в древности и в настоящее время.
1.3. Результаты обучения
иметь четкое представление об объекте, предмете и методах соответствующей дисциплины;
владеть основным понятийно-категориальным аппаратом и методологией;
понимать соотношение религии и науки, особенности выражения в религии знаний о человеке, обществе, мире, различного характера взаимоотношения религии и науки в зависимости от исторических обстоятельств, от содержания религиозных и научных концепций, понимать смысл религиозных и нерелигиозных интерпретаций данных науки.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
В рамках изучения дисциплины необходимо знакомство с историей естествознания, изучаемом в курсе концепции современного естествознания, философией науки, изучаемой в истории философии, основными представления о религии, которые изучают в истории религии.

3.1. Содержание лекционных занятий

1 Научное и религиозное освоение действительности. 10/2/2 Вводная лекция
2 Научная картина мира 10/2/2 Лекция
3 Человечество 8/4/4 Лекция
4 Теизм 8/2/2 Лекция
6 Христианское богословие 8/4/4 Лекция
7 Мировые религиозные традиции 10/4/4 Лекция
8 В поисках знания и мудрости 8/2/2 Лекция
ИТОГО 70/20/20
3.2. Содержание практических занятий

№ п/п Наименование тем и их содержание Кол-во часов Методы преподавания
1 Научное и религиозное освоение действительности. 5/2/2 Обучающий контроль
2 Научная картина мира 5/2/2 Обучающий контроль
3 Человечество 5/2/2 Обучающий контроль
4 Теизм 5/2/2 Обучающий контроль
6 Христианское богословие 5/2/2 Обучающий контроль
7 Мировые религиозные традиции 5/2/2 Наглядный метод (проект)
8 В поисках знания и мудрости 5/2/2 Дискуссия
ИТОГО 35/16/16
ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Научное и религиозное освоение действительности. Область взаимодействия.
Наука и религия как феномены культуры. Особенности научного и религиозного освоения действительности. Источники знания в религии и науке: опыт, разум и Откровение. Мистический опыт и научный эксперимент сравнительный анализ. Религиозная и научная структуры знания. Вера, разум, Откровение. Эксперимент, гипотеза, теория. Исторические этапы развития культуры и место в ней религиозных и научных форм освоения действительности. Некоторые исторические примеры. Галилей. Дарвин. Природа науки. Сложности. Некоторые ответы. Критический реализм. Природа богословия. Богословская дискуссия. Виды взаимодействия. Конфликт. Независимость. Диалог. Интеграция. Гармония. Ассимиляция. Модели, метафоры и символы. Модели. Метафора. Символ.
Тема 2. Научная картина мира.
Квантовая теория. Принцип наложения/совмещения (суперпозиции). Измерение. Другие составляющие квантовой теории. Метафизические следствия. Космология. Квантовая космология. Антропный принцип. Эволюция: случайность и необходимость. Хаос и теория сложности. Теория хаоса. Порядок из хаоса. Сложность. Время. Обратимость. Стрела времени. Одновременность. Блок-вселенная. Споры о сущности науки в начале XX века. Философские проблемы теории относительности и квантовой механики. Гравитационное, электромагнитное и ядерное поле. Гравитационная постоянная, постоянная скорости света и постоянная Планка - как конституенты реальности. Возможно ли божественное знание о мире: дискуссия Н. Бора и А. Эйнштейна. Случайность и необходимость в квантово-механической модели микромира. Континуальность и дискретность в квантово-механических процессах. Принцип неопределенности В. Гейзенберга. Проблемы квантовой теории света. Концепция дополнительности Н.Бора. Теологическое понимание научной революции XX века. Антиномия и парадокс в науке и теологии. Проблема иррационального в науке XX века.
Тема 3. Человечество.
Редукционизм и холизм. Компонентный редукционизм. Редукционизм процесса. Физикализм. Идеализм. Дуализм. Двухаспектный монизм. Философия процесса. Непознаваемость. Сознание. Философия сознания. Функционализм. Эмержентизм. Комплементарность. Личность и душа. Грехопадение.
Тема 4. Теизм.
Природа Бога. Естественное богословие. Исторический обзор. Возрождение естественного богословия. Познаваемость (интеллигибельность). Антропная вселенная. Богословие природы. Сотворение. Творение из ничего. Непрерывное творение. Гуманитарная реальность. Восприятие ценности. Знаки надежды. Заключение.
Тема 5. Божественная деятельность
Однократное действие. Первопричина. Философия процесса. Аналогии с человеческой деятельностью. Воплощение. Нисходящая причинность. Открытая вселенная. Временная соотнесенность Божественной реальности. Чудо. Теодицея.
Тема 6. Христианское богословие.
Откровение. Писание. Традиция. Подход с точки зрения разума. Иисус Христос. Воскресение. Смерть Иисуса. Воскресение Христа. Христология. Свидетельства Нового Завета. Отцы церкви. Современные идеи. Троица. Эсхатология. Человеческая судьба. Судьба вселенной.
Тема 7. Мировые религиозные традиции
Божественное. Варианты отношения. Эксклюзивизм. Плюрализм. Инклюзивизм. Продолжение диалога. Наука как место встречи.
Тема 8. Религиозные и научные представления о космическом и эволюционном. процессе
Две дисциплины. Этические проблемы. Границы. Роль эксперимента. Целостность природы. Основы этики.

3.5. Примерная тематика рефератов, курсовых и дипломных работ
1. Религия, магия, наука.
2. Миф и наука.
3. Мистика и наука.
4. Отношение религии и науки в эпоху античности.;
5. Отношение религии и науки в Средние века и эпоху возрождения.
6. Отношение религии и науки в эпоху Нового времени.
7. Основные элементы мифопоэтических космогонии.
8. Отношение религии и науки в концепции В. Гейзенберга.
9. Отношение религии и науки в концепции А. Эйнштейна.
10. Отношение религии и науки в концепции П. Тейяра де Шардена.
11. Отношение религии и науки во взглядах Макса Планка.
12. Источники знания в религии и науке.
13. Религия и наука о критериях истинности знания.
14. Принцип детерминизма и идея чуда.
15. Пространство в религии и науке.
16. Время в науке и мифе.
17. Время в науке и религии.
18. Научное понимание числа и религиозная символика чисел.
19. Попытки синтеза науки и религии в XX веке.,
20. Гипотеза Томпсона - Клаузевица с точки зрения линейной и нелинейной термодинамики.
21. Дискуссии между наукой и религией по вопросу возможных миров.
22. Религиозная критика концепций Дарвинизма и их научная оценка.

3.6. Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу
1. Форма, гармония, мера - в религиозно-мифологических и натурфилософских воззрениях античности
2. Наука о числах и мистика чисел пифагорейцев. Божественное и человеческое в знании чисел
3. Нехристианские представления о Космосе и Земле (Бытие, Иезекииль, Исайя, Апокалипсис)
4. Источники знания в Средние века: опыт, разум и Откровение Космос Клавдия Птолемея и мир Средних веков
5. Место "естественных наук" в средневековой системе знания.
6. "Естественные и сверхъестественные модели вещества" в средневековье.
7. Учения о веществе, природе и космосе в традиции средневековья.
8. Естественная теология и "сверхъестественная наука" в высокой и поздней схоластике.
9. Проблемы движения, "пустоты" и бесконечного пространства как проблемы теологии и науки
10. Проблема центра Вселенной в религии и науке Нового времениБесконечная Вселенная Дж. Бруно
11. Теофания, иерофания и понятие "центра тяжести" Вселенной механики Ньютона.
12. От вопроса "почему?" "естественной теологии" к вопросу "как?" науки.
13. рационалистическое обоснование науки Р. Декартом
14. Деистические и пантеистические представления о Боге. Завершение формирования механистической картины мира в трудах Лагранжа и Лапласа
15. Обоснование "естественной теологии" на основе "второго начала термодинамики" гипотеза Томпсона-Клаузевица. Механистическая и термодинамическая модели Вселенной
16. Взаимоотношение религии и науки в конце XIX века " Споры о сущности науки в начале XX века Проблемы метода теологии и науки: объяснение и понимание
17. Аналогии между квантово-механическими моделями эксперимента и религиозным,опытом: Н. Бор и У. Джеймс.
18. Возможно ли божественное знание о мире: дискуссия Н. Бора и А. Эйнштейна.
19. Принцип дополнительности и диалектика С. Кьеркегора.
20. Теологическое понимание научной революции XX века.
21. Антиномия и парадокс в науке и теологии.
22. Проблема иррационального в науке XX века.
23. Неклассическая термодинамика и проблемы креационизма, финализма и телеологизма. Проблемы происхождения жизни и человека в теологии и эволюционных теориях XX века.
24. Попытки синтеза науки и религии: концепция эволюционного монизма П. Тейяра де Шардена. Синтез. Шри Ауробиндо.

3.7. Перечень примерных контрольных вопросов и задания для самостоятельной работы
1. Укажите принципиальное различие ритуально-символического и логико-дискурсивного типов мышления.
2. В каких из перечисленных феноменах "чудо" играет большое значение: магия, религия, наука.
3. В какой гипотезе второе начало термодинамики соединяется с доказательством бытия Бога. Приведите основные математические понятия, употребляемые к характеристике Бога в христианстве.
4. В какой религиозной традиции модель Вселенной аналогична волновым научным представлениям.В какой религиозной традиции модель Вселенной аналогична корпускулярным научным представлениям. Кто автор принципа дополнительности религии и науки. Назовите основные концепции синтеза религии и науки XX века. Приведите примеры антиномии в теологии и науке. Приведите примеры парадокса в теологии и науке. Сравните атомарную и дхармическую модели вещества. Что такое дхармо-элементы.
5. Является ли эволюция в концепции Тейяра де Шардена ограниченной во времени.
6. Понятия полезной и бесполезной энергии и второе начало термодинамики.
7. Источники знания в науке и христианском богословии. \
8. Основная характеристика отношения науки и теологии у Фомы Аквинского.
9. В какой традиции решался вопрос о возможности Бога передвинуть Вселенную.
10. Сравните понятия: пустота, бесконечное пространство, вакуум.
11.

Таблица 1
Максимальное количество баллов за каждую текущую аттестацию

1 аттестация 2 аттестация 3 аттестация Итого
30 30 40 100

Таблица 2
Виды контрольных мероприятий в баллах

№ Виды контрольных мероприятий Баллы № недели
1 Активная работа на лекции 2
2 Работа на семинаре по одному заданному вопросу


8
10
3 Текущая проверочная работа 5
4 Активное участие в дискуссии 7
5 Письменная домашняя работа 0-10
6 Создание проекта 5-12
7 Конспект первоисточника 10
ИТОГО 35
8 Активная работа на лекции 2
9 Работа на семинаре по одному заданному вопросу
Работа на семинаре по двум заданным вопросам
Работа на семинаре по трем заданным вопросам 6
8
10
10 Письменная домашняя работа 5
11 Активное участие в дискуссии 7
12 Контрольная работа, тест 0-25
13 Рецензирование научной литературы (10 источников) 10
14 Защита курсовой работы 15
ИТОГО 65
ВСЕГО 100

4. Содержание самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студента с преподавателем включает в себя индивидуальные консультации студентов в течение семестра.
Самостоятельная работа с группой включает проведение текущих консультаций перед семестровым контролем, зачетами или экзаменами.
4.1. Календарный график самостоятельной работы студентов по дисциплине «Наука и религия»

Неделя Тема для самостоятельного изучения Количество часов Самостоятельная работа Форма контроля Литература
(номера источников указаны в библиогра-фии рабочих про-грамм)

Без пре-подава-
теля с препода-вателем с груп-пой

1 2 3 4 5 6 7 8
1-17 Лекции
Практические занятия. 56

46 85,5 3,8 5,7
3, 8 час. Индивидуальные консультации студентов в тече-ние семестра
5,7 час. Консультации в группе перед семестровым контролем, зачетом или экзаменом
1-3 Тема 1. Научное и религиозное освоение действительностиОбласть взаимодействия. 12 12 1,3 Вопросы
для семе-стрового контроля 1 -с.9-32
4-7 Тема 2. Научная картина мира. 12 10 1,2 Вопросы для семе-стрового контроля 4 -с.43-56
8-11 Тема 3. Человечество 12 10 1,2 Вопросы для семе-стрового контроля 1 -с.60-73
12-13 Тема 4. Теизм 12 10 1,4 Вопросы
для семе-стрового контроля 2 -с.76-93
14 Тема 5. Божественная деятельность 12 12,2 1 Вопросы для семе-стрового контроля 3 -с.95-103
15 Тема 6. Христианское богословие 12 11,3 1 Вопросы для семе-стрового контроля 1 -с.108-126
16 Тема 7. Мировые религиозные традиции 12 10 1,2 Вопросы
для семе-стрового контроля 1 -с.129-134
17 Тема 8. В поисках знания и мудрости 11 10 1,2 Вопросы для семе-стрового контроля 5 -с.136-152
Всего: 95 85,5 3,8 5,7

5. Учебно-методическое обеспечение
5.1. Основная литература
1. Ересько М.Н. Введение в диалоговое религиоведение [Текст] : учебное пособие / М. Н. Ересько. - Тюмень: Печатник, 2006. - 204 с.
2. Игнатов С. Б. Современная научная картина мира [Текст] : учебник для слушателей групп дополнительного образования с присвоением квалификации "Преподаватель / Преподаватель высшей школы", аспирантов и докторантов педагогических специальностей / С. Б. Игнатов, В. А. Игнатова; ТюмГНГУ. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. - 240 с.
3. Игнатов С. Б. Современная научная картина мира [Электронный ресурс] : учебник для слушателей групп дополнительного образования с присвоением квалификации "Преподаватель / Преподаватель высшей школы", аспирантов и докторантов педагогических специальностей / С. Б. Игнатов, В. А. Игнатова; ТюмГНГУ. - Электрон. текстовые дан. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. - эл. опт. диск (CD-ROM).
4. Лобазова О.Ф. Религиоведение [Текст] : учебник для студентов, обучающихся по специальности "Социальная работа", а также гуманитарных и социально-гуманитарных вузов, колледжей, лицеев и гимназий / О. Ф. Лобазова; Российский гос. соц. ун-т. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Дашков и К?, 2008. - 488 с.
5. Пивоваров Д.В. Философия религии [Текст] : учебное пособие / Д. В. Пивоваров; Уральский гос. ун-т им. А. М. Горького. - М. : Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. - 640 с.

5.2. Дополнительная литература

1. Абрамович В. Под знаменем Николы Теслы [Текст] / Велимир Абрамович // Наука и религия. - 2011. - N 11. - С. 28-29
2. Волкова Л. Не бубен, а компьютер! [Текст] / Лилия Волкова // Наука и религия. - 2011. - N 10. - С. 59
3. Геворкян Э. Время худых коров [Текст] / Эдуард Геворкян // Наука и религия. - 2011. - N 11. - С. 26-28
4. Гончаров В. П. О взаимоотношении науки и религии в прошлом и настоящем [Текст] / В. П. Гончаров // Социально-гуманитарные знания. - 2011. - № 5. - С. 147-161.
5. Костылев П. Н. М. В. Ломоносов и научное изучение религии [Текст] / П. Н. Костылев // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2011. - № 5. - С. 74-82.
6. Лобачев В. Времена кризисов и надежд [Текст] / Валерий Лобачев // Наука и религия. - 2011. - N 7. - С. 2-6
7. Лотман Ю. М. Испытание прогрессом [Текст] / Ю. М. Лотман // Наука и религия. - 2011. - N 7. - С. 6-9
8. Москаленко М. Р. Естественнонаучная картина мира и религиозный экстремизм [Текст] / М. Р. Москаленко // Alma mater: Вестник высшей школы. - 2012. - № 4. - С. 71-75 .
9. Рашковский Е. Б. Судьбы религий и революций: от реформации до постмодерна [Текст] / Е. Б. Рашковский // Мировая экономика и международные отношения. - 2011. - N 6. - С. 99-107.
10. Сизинцева Л. И. Плоды любомудрия [Текст] / Л. И. Сизинцева // Наука и религия. - 2011. - N 10. - С. 29-31
11. Штуден Л. Л. "Барьер непроходимости" для новой науки [Текст] / Л. Л. Штуден // Наука и религия. - 2011. - N 11. - С. 30-31



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: