«Наука есть ясное познание истины, просвещение разума…. Наука есть ясное познание истины

Наука является самой лучшей, прочной, самой светлой опорой в жизни, каковы бы ни были ее превратности.
К.А.Тимирязев

Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение в жизни, похвала юности, старости подспорье.
М.В.Ломоносов - 1748 г.

Наука есть знание необходимейших и важнейших для жизни человеческой предметов знания.
Л.Н.Толстой

Наука является основой всякого прогресса, облегчающего жизнь человечества и уменьшающего его страдания.
Мария Склодовская-Кюри

Научный гений оставляет на человечестве намного более глубокий след, чем государственный деятель или полководец.
Пол Джонсон

Кто в 1820 году обратил внимание на сообщение Эрстеда, что стрелка компаса резко отклоняется к проволоке, по которой пропущен ток? Людей тогда волновала судьба Наполеона, доживавшего последние дни на острове Святой Елены, убийство герцога Беррийского. А стрелка компаса – этакая, прости, господи, чепуха. Но от неё вздрогнула История, началась новая промышленная эра, электричество вошло в жизнь и изменило её, изменился мир, изменились мы сами.
Владимир Тендряков. – 1987 г.

Ученый важнее царя Израиля, потому что если ученый умрёт, некому будет заменить его, а если умрет царь, то весь Израиль может его заменить.
Талмуд (Горайот, 13а)

Sine doctrina vita est quasi mortis - Без науки жизнь подобна смерти (лат).

Не будь наук и искусств, не было бы человека и человеческой жизни.
Л.Н.Толстой

Где высоко стоит наука, стоит высоко человек.
А.И.Полежаев

Но будет время- лишь бы оно скорее пришло - когда во всех и каждого проникнет убеждение, что в России всё есть, а нужны только три вещи: наука, наука и наука.
В.Ф.Одоевский

Наука должна быть самым возвышенным воплощением отечества, ибо из всех народов первым будет всегда тот, который опередит другие в области мысли и умственной деятельности.
Луи Пастер

Тот, кто идет за другими, никогда не опередит их.
Микеланджело Буонарроти

Наука необходима народу. Страна, которая ее не развивает, неизбежно превратится в колонию.
Фредерик Жолио-Кюри

В клетке бюрократизма наука не может двигаться вперед.
Карл Либкнехт

Страшное проявление нашей отсталости – бюрократизм вообще, и в науке, в частности.
В.Л.Гинзбург. – 1988 г.

По мнению одного из руководителей видной американской компании, компетентность лиц, ответственных за научно-исследовательские работы, быстро падает по мере подъема по ступенькам иерархической лестницы вплоть до её высшего звена – совета вице-президентов компании, который ухитряется ошибаться во всех случаях.
А.А.Силин. – 1983 г.

У науки имеется собственная специфическая логика развития, которую весьма важно учитывать. Наука всегда должна работать в запас, впрок и только при этом условии она будет находиться в естественных для неё условиях.
С.И.Вавилов

Новое всегда появляется из подполья настоящего.
В.В.Налимов

Судьба новой истины такова: в начале своего существования она всегда кажется ересью.
Томас Генри Гексли

Многие великие истины поначалу были кощунством.
Бернард Шоу

Вся история науки на каждом шагу показывает, что отдельные личности были более правы в своих утверждениях, чем целые корпорации ученых или сотни и тысячи исследователей, придерживавшихся господствующих взглядов.
Жизненность и важность идей познается только долгим опытом. Значение творческой работы ученого определятся временем.
В.И.Вернадский

Заблуждение не перестаёт быть заблуждением, оттого что большинство разделяет его.
Л.Н. Толстой

Мерилом справедливости не может быть большинство голосов.
Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер

Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как никто не думал.
Альберт Сент-Дьерди

Открытие - всегда разрушение сложившегося представления.
А.Плутник

Всякая доктрина проходит три этапа: сначала её атакуют, объявляя абсурдной, потом допускают, что она, очевидно, справедлива. Признают, наконец, её истинную важность, и тогда её противники оспаривают честь её открытия.
У.Джеймс

Но прогресс науки таков, что вызывающее заметный скепсис спустя полтора десятка лет уже кажется банальной истиной
Н.В.Лазарев

Кроме прочего, научные достижения, в отличие от художественных, неотвратимо стареют. Даже величайшие открытия со временем бледнеют, растворяясь в последующих теориях и экспериментах. Иначе прогресс науки был бы невозможен.
Г.Горелик. - 1989 г.

Наука двигается вперед, постоянно перечеркивая себя.
Иоганн Вольфганг Гёте

Мои последователи должны опережать меня, противоречить мне, даже разрушать мой труд, в то же время продолжая его. Только из такой последовательно разрушаемой работы и создаётся прогресс.
И.В.Мичурин

Истина - орудие познания, и придавать временной истине значение «вечной» - значит превращать орудие познания в оковы критической творческой мысли.
Максим Горький

Принимая догму, наука совершает самоубийство.
Томас Генри Гексли

В науке нет откровения, нет постоянных догматов, всё в ней, напротив того, движется и совершенствуется.
А.И.Герцен

Вы не думайте, дорогой Иван Ильич, чтобы, писавши это, я восторгался своей работой.
Наоборот, я вижу, что эти мои теоретические выводы временны и должны скоро уйти, как ушло многое из более важного. Но странно, что это временное влияние совершилось так поздно: их скоро придется заменить другими построениями, которые дадут другие. Но миновать их как будто было нельзя.
В.И.Вернадский (из письма к И.И.Петрункевичу, Париж) - 1924 г.

Наука не умеет одного - останавливаться на достигнутом.
Владимир Покровский

Наука не является и никогда не будет являться законченной книгой. Каждый новый успех приносит новые вопросы.
Альберт Эйнштейн

Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно, чего еще не видел свет.
М В.Ломоносов

В начале всяческой философии лежит удивление, её развитием является исследование, её концом - незнание. Надо сказать, что существует незнание, полное силы и благородства, в мужестве и чести ничем не уступающее знанию, незнание для постижения которого надо ничуть не меньше знания, чем для права называться знающим.
Мишель де Монтень

Ты знаешь, почему я многое прощаю умным людям – кроме подлости, конечно, - это потому, что они многого не знают и никогда этого не скрывают. А дурак – ты заметил это? – всегда все знает. Всегда и все…
А.Т.Твардовский

Несчастны те люди, которым всё ясно.
Луи Пастер

Ключом ко всякой науке является вопросительный знак.
Оноре де Бальзак

Наука всегда оказывается неправа. Она никогда не решает вопроса, не поставив при этом десятка новых.
Джордж Бернард Шоу

То, что мы знаем, - ограниченно, а то, чего не знаем, - бесконечно.
Пьер Симон Лаплас

Истины бывают ясные и глубокие. Ясной истине противостоит ложь. Глубокой истине противостоит другая истина, не менее глубокая.
Нильс Бор

Под каждой бездной глубже бездна есть.
Эмерсоп

Познание тайны есть углубление подлинной тайны.
Николай Бердяев

В книге науки никогда не бывает последней страницы.
Ф.Видаль

Пределы наук походят на горизонт: чем ближе подходят к ним, тем более они отодвигаются.
Пьер Буаст

Разум не должен останавливаться там, где останавливается глаз, ибо дух видит гораздо дальше, чем тело.
Н.Мальбранш

Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, что бы он мог потом долго размышлять и многое понять.
Джордано Бруно

Но для проницательного ума этих слабых следов достаточно, и уже по ним с достоверностью можешь узнать остальное.
Тит Лукреций Кар

По одной капле воды человек, умеющий мыслить логически, может сделать вывод о возможности существования Атлантического океана или Ниагарского водопада, даже если он не видал ни того, ни другого и никогда о них не слыхал. Всякая жизнь – это огромная цепь причин и следствий, и природу её мы можем познать по одному звену.
Артур Конан Дойль

Научная гипотеза всегда выходит за пределы фактов, послуживших основой для её построения.
В.И.Вернадский

Научные мысли всегда парадоксальны, если судить на основании повседневного опыта, который улавливает лишь обманчивую видимость вещей.
Карл Маркс

Тебя может съесть не тот медведь, которого ты видишь.
Эскимосская пословица

Близорукая очевидность застилает от людей сплошь и рядом подлинный смысл и правду событий, их перспективы, красоту и значение.
А.А.Ухтомский. - 18 июля 1929 г.

Трудно познать все на свете так, как оно есть. Потому что на свете то, что кажется правильным, оказывается неправильным, а то, что кажется неправильным, оказывается правильным. Неразумные люди не могут понять этого мира.
Учение Будды

Все, то, что видим мы, видимость только одна.
Далеко от поверхности моря до дна.
Полагай несущественным явное в мире,
Ибо тайная сущность вещей не видна.
Омар Хайям

Все это оболочка, самое главное то, что не видишь глазами.
Антуан де Сент-Экзюпери

Глаз ушибается о скорлупу природы,
Ища к заветной сердцевине хода.
Постигнув мир во всей его красе,
Не зрит пружин, что тайно движут всем.
Альбрехт фон Галлер

В действительности все совершенно иначе, чем на самом деле.
Антуан де Сент-Экзюпери

Логика предполагает неожиданное.
Осип Мандельштам

Логика - одно из могучих средств мысли, но далеко не единственное. Есть еще воображение, дающее возможность охватывать сложность конкретных явлений.
В.Г.Короленко

Воображение важнее знания, ибо знание ограничено, воображение же охватывает всё на свете. Строго говоря, воображение – это реальный фактор в научном исследовании.
Альберт Эйнштейн

Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти её решение. Для первого требуется воображение, а для второго – только умение.
Дж.Бернал

Наука выигрывает, когда ее крылья раскованы фантазией.
Михаил Фарадей

Резерфорд первый нашел, что физические явления, связанные с радиоактивностью, сразу же объясняются, если предположить, что радиоактивность является процессом распада материи. Для того, чтобы это увидеть, от Резерфорда не требовалось глубокой эрудиции, но, главное, нужно было воображение, прозорливость и смелость. На таких начальных этапах развития науки точность и пунктуальность, присущая профессиональным ученым, может скорее мешать выдвижению такого рода смелых предположений.
П.Л.Капица. – 1956 г.

Как много мы знаем и как мало понимаем.
Альберт Эйнштейн

Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего не знает так, как должно быть.
Первое послание к Коринфянам святого Апостола Павла. Гл. 8:2

Орлы, которые поднимаются так высоко, находятся не ближе к солнцу, чем пресмыкающиеся, столь они далеки от него. Так же и ученые, и невежды далеки от первых причин.
Клод Адриан Гельвеций

Тогда я увидел все дела Божии и нашел, что человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он всё-таки не постигнет этого, и если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого.
Книга Екклесиаста, или Проповедника. Гл. 8: 17

Из самых верных посылок люди часто выводят самые ложные заключения.
Анатоль Франс

До какой степени люди, считающие себя мудрецами, не понимают, сколь зыбки их рассуждения, и всё потому, что они исходят из понятий совершенно неясных, если оценивать их по математическим меркам.
Альфред Реньи. - 1967 г.

При открытии университета мы совсем упустили кафедру математики.
О’Генри

Наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой.
Карл Маркс

Измерить все, что измеримо, и сделать измеримым все, что неизмеримо.
Галилео Галилей

Но здесь необходимо постоянно иметь в виду следующее обстоятельство: когда конкретный вопрос приводится к вопросу математическому, то всегда приходится делать ряд допущений, ибо математика вместе с механикой оперируют над объектами идеальными, лишь более или менее близкими к объектам реальным… Ясно, что, сколько бы ни было точно математическое решение, оно не может быть точнее тех приближенных предпосылок, на коих оно основано. Об этом часто забывают, делают вначале какое-нибудь грубое приближенное предположение или допущение, часто даже не оговорив таковое, а затем придают полученной формуле гораздо большее доверие, чем она заслуживает, и это потому что её вывод сложный.
А.Н.Крылов. - 1938 г.

Garbagе in – garbage out. – Мусор на входе – мусор на выходе (англ).

Математика, подобно жернову, перемалывает то, что в него засыпают, и как, засыпав лебеду, вы не получите пшеничной муки, так, исписав целые страницы формулами, вы не получите истины из ложных предпосылок.
Томас Генри Гексли

Для новой истины нет ничего вреднее старого заблуждения.
Иоганн Вольфганг Гёте

Ничто так не заразительно, как заблуждение, поддерживаемое громким именем.
Жорж Бюффон

Девиз науки – терпимость и гуманность, ибо наука чужда фанатизма, преклонения перед авторитетом.
Л.С.Берг

Один человек солгал, а сто человек выдают эту ложь за истину.
Китайская пословица

Одна собака залает впустую - остальные подхватят всерьез.
Японская пословица

Каждый человек может и должен пользоваться всем, что выработал совокупный разум человечества, но вместе с тем может и должен проверять данные, выработанные всем человечеством.
Л.Н.Толстой

Убеждение должно быть дорого потому только, что оно истинно, а совсем не потому, что оно наше.
В.Г.Белинский

В 1643 году врач Канбьер выступил против анатома Вирзунга, открывшего за год до этого проток поджелудочной железы. Последний публично доказал, что прав все-таки он. Тогда Канбьер только за это убил его прямым выстрелом из ружья.
Лев Этинген. - 1982 г.

Никогда не считай себя правым больше других. Уважай чужие, даже враждебные тебе мнения.
А.И.Солженицын

Все честные и настоящие ученые не считают позором менять своё мнение, если правдоподобность и явное доказательство этого требуют.
Уильям Гарвей

Интеллигентность - это совестливость, это прежде всего понятие нравственное, терпимое отношение к чужим мнениям.
О.В.Волков

Уж лучше беспокойство в сомнении, чем успокоенность в заблуждении.
Алессандро Мандзони

Убеждение – это не начало, а конец всякого познания.
Иоганн Вольфганг Гёте

Как ни странно, самые твердые, непоколебимые убеждения - самые поверхностные. Глубокие убеждения всегда подвижны.
Л.Н.Толстой

Вам кажется, что я взираю на труд моей жизни со спокойным удовлетворением. Вблизи все это выглядит иначе. Нет ни одного понятия, в устойчивости которого я был бы убежден. Я не уверен вообще, что нахожусь на правильном пути.
Альберт Эйнштейн. – 1949 г.

В науке необходимо одновременно верить и сомневаться.
Людвиг Гиршфельд

Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением.
М.В.Ломоносов

Слова и иллюзии гибнут, факты остаются.
Д.И.Писарев

Все научные явления воспроизводимы, их при известных условиях можно повторить.
Иммануил Кант

Prjvando e riprovando (Путем доказательств и еще раз путем доказательств).
Данте Алигьери

«Доказательство» - само по себе слово очень туманное, оно полностью не правомерно: ничто не может быть доказано до конца. Настоящие ученые знают, что в любой области, особенно в точных науках, в конце концов все идет к аксиоматике: где начинается аксиома, которая не доказывается, а на ней строятся уже целые системы.
Отец Александр Мень

Я не сомневаюсь, что человек, обладающий, как философ, великой способностью проникать в тайны природы и угадывающий при помощи гипотез способ её проявления, сумеет ради своего собственного интереса отличить способ познания, состоящий из теорий и гипотез, от самого знания, включающего в себя факты и законы.
Майкл Фарадей

Мы ценим факты, потому что они непреходящи и образуют почву для идей, но истинное свое значение факт получает только через идею, которая из него может быть развита.
Юстус Либих

Алексей Максимович Горький произнес однажды слова, которые мне лично сильно помогли и помогают в моей работе
- Факт, сказал он, - дурак. Важна логика факта.
Борис Камов. – 2011 г.

С полным устранением гипотезы, то есть направляющей мысли, наука превратилась бы в нагромождение голых фактов.
К.А.Тимирязев

Из всех гипотез выбирайте ту, которая не пресекает дальнейшего мышления об исследуемых вещах.
Джеймс Клерк Максвелл

Созерцание без мышления утомляет. Когда у меня нет все новых и новых идей для обработки, я точно больной.
Иоганн Вольфганг Гете

Знанию предшествует предположение.
Александр Фридрих Вильгельм фон Гумбольд

Философы полагают, что некоторые факты рождают идеи, и в некотором смысле это верно. Но я нахожу в истории естествознания следующее: для того, чтобы понимать факты, необходимо иметь в голове определенные идеи и что глазами можно не увидеть того, что увидит разум.
Юстус Либих.. - 29 июня 1865 г.

Всякий, кто удаляется от идей, в конце концов остается при одних ощущениях.
Иоганн Вольфганг Гёте

Факты, полученные нами, должны быть верными; для гипотез, если они плодотворны, это необязательно, а будучи полностью подтвержденной теория лишается оплодотворяющей силы. Она вызывает к жизни опыты, дающие новые факты, только до тех пор, пока мы сомневаемся в её справедливости.
Ганс Селье

Великие идеи нужно сразу же разрабатывать, не дожидаясь их добросовестной проверки по явлениям природы.
Альберт Эйнштейн

Ничто не удаётся без предвзятой идеи. Надо только настолько обладать благоразумием, чтобы не делать из неё выводов, не подтвержденных опытом. Предвзятые идеи, подвергнутые строгому контролю опыта, представляют собой оживляющее пламя наблюдательных наук.
Луи Пастер

Ньютон требовал считать правильным всякое утверждение, полученное из опыта с помощью индукции, то есть путем умозаключения от отдельных фактов и положений к общим выводам, до тех пор, пока не будут обнаружены другие явления; которые ограничивают данное утверждение или противоречат ему.
В.С.Виргинский

Когда попадается факт, противоречащий господствующей теории, нужно признать факт и отвергнуть теорию, даже если таковая поддерживается крупными именами и всеми принята.
Клод Бернар

У факта больше власти, чем у лондонского лорд-мэра.
Английская пословица

Исключения не всегда подтверждают старые правила. Они могут быть предвестниками нового порядка.
Мария фон Эбнер-Эшенбах

Движение вперед нашего познания природы происходит тогда, когда между теорией и опытом возникают противоречия. Эти противоречия дают ключ к более широкому пониманию природы, они заставляют нас развивать нашу теорию. Чем крупнее эти противоречия, тем фундаментальнее перестройка тех законов, которыми мы объясняем процессы, происходящие в природе и на основании которых мы используем природу для нашего культурного развития.
П.Л.Капица. – 1966 г.

Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия - критерий заблуждения.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Интересны не столько сами законы, сколько отклонения от них.
П.Л.Капица

Если я сталкивался с новым наблюдением или мыслью, которая противоречила моим общим выводам, я обязательно делал короткую запись о них, ибо, как я убедился на опыте, такого рода факты или мысли обычно ускользают из памяти гораздо скорее, чем благоприятные для тебя.
Чарльз Дарвин

Факты, не объяснимые существующими теориями, наиболее дороги для науки, от их разработки следует по преимуществу ожидать её развития в ближайшем будущем.
А.М.Бутлеров

Развитие науки возможно при условии непрестанного внимания к новым фактам, к новым неизведанным на прежнем этапе знаниям, закономерностям.
В.В.Парин

Первопроходцев толкает любопытство, а следом идет наука.
Жак Ив Кусто

Не важно, что ты ищешь, а важно, что находишь.
Блез Паскаль

В жизни, как и в науке, всякая почти цель достигается окольными путями, и прямая дорога к ней делается ясною для ума лишь тогда, когда цель достигнута.
И.М.Сеченов. – 1866 г.

Случайные открытия делают только подготовленные умы.
Блез Паскаль

Основной чертой каждой возникшей в науке новой идеи является то, что она связывает определенным образом два различных вида явлений.
Макс Планк

Нефтяные пятна собирает магнит
Однажды Давид Гуревич спросил у Шломо Бама: «Слушай, у меня тут получился порошок из всяких отходов, который в воде не тонет и ею не смачивается, зато притягивается магнитом». Нефтехимик Шломо Бам порекомендовал в ответ: «Попробуй, будет ли он смачиваться нефтью». Попробовали – смачивается.
Роман Ефимов (Информационный журнал «Первые шаги». – 2002.- № 16)

С другой стороны, еще в XIII веке Роджер Бэкон заметил, что все науки изучают одно и то же. Мы исследуем закономерности, существующие в одном и том же материальном мире. Они не только сосуществуют, а необычайно взаимосвязаны (учение о всеобщей связи явлений в природе и обществе). А отсюда даже просто как логически неизбежное следствие вытекает заключение, к которому часто эмпирически приходят все изучающие закономерности развития науки. Новое в той или иной сфере науки очень часто рождается из идей и фактов, сделавшихся уже прочно установленными в других областях.
Н.В.Лазарев, Р.О.Амиров. - 1968

Наука - это организованное знание.
Герберт Спенсер

Наука заключается не только в установлении единичных фактов, но также и в правильной группировке, во вскрытии их связи и, тем самым, в их объяснении.
Карл Шорлеммер. – 1889 г.

Наука заключается в такой группировке фактов, которая позволяет выводить на основании их общие законы или заключения.
Чарлз Роберт Дарвин

Знание некоторых принципов полностью возмещает незнание некоторых фактов.
Л.Н.Толстой

Любая отрасль науки не может называться наукой, пока она остается лишь набором не связанных между собой фактов. Только когда сформулированы и экспериментально проверены общие законы, можно сказать, что совершился переход от простого описания к науке.
Э.Корниш-Боуден

Без веры, что природа подчинена законам, не может быть никакой науки.
Норберт Виннер

Основой всей научной работы служит убеждение, что мир представляет собой упорядоченную и познаваемую сущность. Это убеждение зиждется на религиозном чувстве. Моё религиозное чувство – это почтительное восхищение тем порядком, который царит в небольшой части реальности, доступной нашему слабому разуму.
Альберт Эйнштейн

В науке мы неизменно наблюдаем, что чем фундаментальнее открытая закономерность, тем короче ее можно сформулировать. Так, например, для формулировки основного закона механики для равновесия инерционных сил с обычными Ньютону понадобилось четыре буквы. Для описания квантовой закономерности фотоэффекта Эйнштейну нужны были только три буквы.
П.Л.Капица. – 1979.

Ведь чем крупнее достижения ученого, тем короче и точнее можно их описать.
П.Л.Капица

Надо так уметь посмотреть на самое сложное явление, чтобы сразу найти лежащую в его основе простоту. Талант находить простейшее в самом сложном - вот что необходимо настоящему ученому.
Митчел Уилсон

Упрощайте сложное и вы получите самый существенный результат.
Генри Бокль

Все должно быть представлено так просто, как возможно, но не проще.
Альберт Эйнштейн

Не все сложное - ложное.
Не все простое - пустое.
Николай Глазков

Натура тем паче удивительна, что в простоте своей многохитростна и от малого числа причин произносит неисчислимые образы свойств, перемен и явлений.
М.В.Ломоносов. – 1756 г.

Когда имеешь дело с трансцендентальными вопросами, будь трансцендентально ясен.
Рене Декарт

Наука должна быть веселой, увлекательной и простой. Таковыми должны быть и ученые.
П.Л.Капица

Истина - это то, что упрощает мир, а не то, что создает хаос, это язык, выделяющий из многообразия общее.
Антуан де Сент-Экзюпери

У истины простая речь.
Григорий Сковорода

Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного.
Старец Амвросий

Природа весьма проста; то, что этому противоречит, должно быть отвергнуто.
М.В.Ломоносов. – 1752 г.

Благословен господь, кто содеял всё нужное несложным, а всё сложное ненужным.
Григорий Сковорода

Чем более вникают в деяния природы, тем видима наиболее становится простота законов, коим следует она в своих деяниях.
А.Н.Радищев

Нужно обращать острие ума на самые незначительные и простые вещи и долго останавливаться на них, пока не привыкнешь отчетливо и ясно прозревать в них истину.
Рене Декарт

Когда однажды, в думу погружен,
Увидел Ньютон яблока паденье,
Он вывел притяжения закон
Из этого простого наблюденья.
Джорж Байрон

Цель научного мышления - видеть общее в частном и вечное в преходящем.
Альфред Норт Уатхейд

Увидеть мир в одной песчинке To see a World in a Grain of Sand
И космос весь в одной травинке, And a Heaven in a Wild Flower,
Вместить в ладони бесконечность Hold Infinity in the palm of your hand
И в миге мимолетном вечность And Eternity in an hour
Уильям Блейк. – 1794 г.

Величайшие истины - самые простые.
Л.Н.Толстой

Истина бывает настолько проста, что в неё не верят.
Фанни Левальд

Красота и величие человеческого разума в том и состоит, чтобы вечно искать истину.
Анатоль Франс

Истина есть духовное завоевание. Истина познается в свободе и через свободу.
Николай Бердяев

Может быть истина вне науки, но наука вне истины не существует.
Б.П.Хашдеу

От гения мы требуем прежде всего любви к истине.
Иоганн Вольфганг Гёте

Любовь к науке - это любовь к правде, поэтому честность является основной деятельностью ученого.
Людвиг Фейербах

Ученый во всем должен быть честен. Малейшее отклонение от этого качества является тягчайшим преступлением.
К.И.Скрябин

Уже не в первый раз лицей №1575 собирает на своей площадке лучшие умы района и города, молодых, энергичных, целеустремленных ученых и изобретателей, представителей научного сообщества, преподавателей и студентов, молодых инноваторов, представителей бизнеса и власти, с каждым годом увеличивается количество школьников, заинтересованных в продвижении своих проектов в научной и инновационной сферах. Гостям праздника была представлена выставка «Молодежь - науке», демонстрирующая проектные разработки школьников и студентов колледжей, особое внимание привлекли проекты учащихся лицея, основанные на применении нанотехнологий, дающих возможность работать с ничтожно малыми объектами, размеры которых измеряются в нанометрах («Магнитная жидкость», «Получение наночастиц серебра методом зеленой химии», «Фильтр для очистки воды на наномембране»). Посетителей выставки заинтересовал опыт проведения Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо», представленный гимназией №1409. Проект-номинант Сколкова «Создание чип-программ для использования в социальной сфере», медиапроекты в различных предметных областях наглядно продемонстрировали широту интересов школьников и серьезность научного подхода к выполнению работ.
Почетными гостями «Праздника науки» стали руководитель внутригородского муниципального образования Аэропорт С.Буткова, начальник управления программ развития и аналитической деятельности МГПУ О.Заславская, проректор по научной работе МАДИ А.Иванов, ведущий научный сотрудник Центра педагогического мастерства П.Семенов, доцент МГТУ им. Н.Э.Баумана О.Белова, декан факультета довузовской подготовки МАДИ А.Соловьев, профессор МАДИ Н.Баурова.
В своем обращении к участникам праздника Ольга Заславская сказала: «Среди юных москвичей немало увлеченных исследованиями и техническим творчеством. Мы гордимся их достижениями и разработками, которые прославили наш город. Именно здесь, в лицее, на площадке фестиваля, участники получают реальную возможность заявить о себе, пообщаться с экспертами, обменяться опытом, установить партнерские отношения и договоренности. Темы «Праздника науки» всегда актуальны и перспективны. Сегодняшнее мероприятие знакомит с успехами науки, как отечественной, так и мировой, позволяет из первых уст узнать, что происходит на передовой исследований. Уверена, что обмен опытом позволит нам в дальнейшем успешно реализовать новые инициативы».
После торжественной церемонии открытия фестиваля его участники и гости задали вопросы ведущим вузовским ученым: какими качествами должен обладать человек, чтобы стать ученым, какие инженерные специальности можно приобрести в университете им. Н.Э.Баумана, в каких значимых - международных, всероссийских, городских - проектах участвуют представители вуза, педагоги и студенты, может ли изобретение, созданное школьником, быть использовано в серьезном производстве, в работе, например, конструкторского бюро «Сухой»? На каждый вопрос был дан компетентный и исчерпывающий ответ специалистов разных научных областей.
В рамках «Праздника науки» в лицее состоялись первые межрайонные математические игры, ведущим которых стал Павел Семенов. Математику не зря называют царицей наук, поскольку математические знания и мышление лежат в основе многих точных наук. Математические игры, собравшие команды школ районов, - это не просто решение задач, а проверка умения логически мыслить, искать нестандартные подходы, работать в команде.
Главное место на «Празднике науки» заняла работа интерактивных площадок, демонстрирующих, что наука - это интересно, что наука есть в каждой вещи и в каждом процессе, которые нас окружают. Интерактивные площадки - это в первую очередь научные лаборатории, в каждой из которых происходило что-то интересное. В «Волшебной лаборатории НАНО» участники ознакомились с нанотехнологиями, смогли самостоятельно выполнить некоторые опыты, получить хроматограммы, узнали, что такое «эффект лотоса», коллоидные растворы, как вырастить кристаллы и как создать нанофильтр. Посетители лаборатории «Химия на перекрестке наук» ознакомились с опытом межпредметных исследовательских проектов, выполненных учащимися лицея №1575, узнали, как с помощью ананаса можно увидеть ДНК, чем отличается наночай от наномыла, смогли самостоятельно раскрыть секреты превращений на кухне, решив экспериментальные задачи, разгадали некоторые наносекреты технологий будущего. В интерактивной лаборатории «Загадка многообразия микромира» с помощью цифровых микроскопов участники фестиваля ознакомились со строением и многообразием клеток таких организмов, как бактерии, грибы, растения и даже животные. Необыкновенно познавательным стало проведение интерактивной игры «Зеленые помощники нашего здоровья. Лечебные растения», где посетители узнали о полезных свойствах витаминов в растительной пище: фруктах, овощах, злаках. В лаборатории легоконструирования участники не только ознакомились со спектром возможностей для реализации собственных инженерных задумок, но и смогли создать небольшой технический проект в режиме реального времени.
Гости образовательного марафона приняли участие в нескольких мастер-классах. Один из них - «Дополненная реальность». Дополненная реальность (augmented reality, AR) - это технология компьютерного зрения, которая дополняет изображение реального мира виртуальными элементами. У каждого участника мастер-класса, среди которых было много родителей, остался собственный образовательный проект, позволяющий дополнять восприятие реального мира виртуальными элементами с помощью камеры планшета/телефона или web-камеры.
Лицей №1550, ЦТПО МАИ и ОКБ «Сухой» предложили участникам мероприятия побывать на авиашоу: провели соревнования на дальность полетов летательных аппаратов, созданных собственными руками гостей в студии авиамоделирования на мастер-классе. Колледж архитектуры и строительства №7 пригласил на мастер-класс «Стилизация ландшафтных пространств в малых садах», где прямо на глазах обычная дачная территория превратилась в уголок японского садика. На фестивале со своими мастер-классами «Центр прототипирования» и «Механические колебания и волны. Звук» выступил политехнический колледж №8 им. И.Ф.Павлова. Огромную аудиторию заинтересованных зрителей и участников собрал клуб «Техно-Профи» политехнического колледжа, устроившего показательные выступления радиоуправляемых летательных аппаратов. На площадке перед лицеем работала мастерская «От проекта - до реализации. Автодром «Багги», где участники фестиваля узнали, как в условиях образовательного учреждения можно сконструировать спортивный автомобиль, прокатились на действующей модели.
На церемонии закрытия фестиваля, продемонстрировавшего результаты работы и возможности образовательных организаций межрайона, состоялось награждение победителей первых межрайонных математических игр и участников «Праздника науки».

Только в бодром горячем порыве,
в страстной любви к своей стране,
смелости и энергии родится победа…

М.В.Ломоносов

История человечества знает много примеров разносторонне одарённых людей. Крупнейший итальянский художник Леонардо да Винчи одновременно был талантливым учёным. Александр Порфирьевич Бородин был одновременно медиком, выдающимся химиком и замечательным музыкантом. И хотя число примеров талантливых людей можно было бы значительно увеличить, мы не нашли бы среди них человека, столь разносторонне одарённого природой, как великий ученый Михаил Васильевич Ломоносов.

Так сложились традиции колледжа, что малые Ломоносовские чтения – это первое мероприятие в учебном году, где студенты представляют свой учебно-исследовательский опыт. 21 ноября 2017 года в колледже состоялось это мероприятие!

Работа проходила в двух секциях. Секция 1 объединила обучающихся, которые представили исследования в области истории области и колледжа, краеведения. Во второй секции были исследовательские работы общего гуманитарного направления.

В первой секции студенты представили исследовательские работы о развитии гастрономического туризма в Архангельской области, об Устьянском районе, о Евгении Ивановиче Овсянкине, о достижениях нашей области в освоении алмазов.

Темы исследований участников второй были актуальными, интересными и очень разнообразными. Рассматривались самые разные темы: от цветочных мотивов в интерьере и скетчинга в подготовке дизайнеров до деятельности М.В.Ломоносова в Марбурге и особенностях музыкального образования в Великобритании.

Особенно важно, что все участники старались подойти к выступлению очень ответственно, а ведь для некоторых это был первый опыт научного выступления. Подробно формулировался методологический аппарат, кратко раскрывалась теоретическая часть исследования, но заострялось внимание именно на практической части, что, безусловно, важно для будущей профессиональной деятельности. В конце подводились итоги, делались выводы. К слову, аудитория активно участвовала в работе секции, и в конце выступления всех участников ждали вопросы. Члены жюри отметили, что с каждым годом исследовательские работы учащихся становятся более глубокими по содержанию, составляют конкуренцию друг другу. В заключении члены жюри дали такие рекомендации: работать над «живой» свободной речью во время выступления, следить за научным стилем изложения материала.

По итогам работы малых Ломоносовских чтений определились победители и призеры:

Мигунова Ольга, гр.21(9), специальность «Преподавание в начальных классах». Тема: «Цветовая и звуковая символика в стихотворении С.А.Есенина». Научный руководитель - Сухондяевская Екатерина Сергеевна, преподаватель.

Савелов Сергей, группа 30, специальность «Туризм». Тема: Развитие социально-патриотического туризма на примере «Верхнетоемского туристического комплекса». Научный руководитель – Семенова Лариса Ивановна, преподаватель.

Домашняя Екатерина, гр. 27(9), специальность «Документационное обеспечение управления и архивоведение». Тема: Стоит ли учиться на документоведа!?. Научный руководитель - Опехтина Ирина Игоревна, преподаватель.

Бондарева Диана, группа 11 (9), специальность «Преподавание в начальных классах». Тема: Смысл заглавий рассказов-миниатюр сборника Ф.А. Абрамова «Трава-мурава». Научный руководитель - Сухондяевская Екатерина Сергеевна, преподаватель.

Федорова Анастасия, гр. 33, специальность «Музыкальное образование». Тема: Интеграция музыкального образования и экологического воспитания детей. Научные руководители - Тихомирова Наталья Николаевна, преподаватель; Кудрявцева Нэлли Аркадьевна, преподаватель.

Потапов Артем, группа 22ф(9), специальность «Педагогика дополнительного образования». Тема: Спорт в жизни великих людей. Научный руководитель – Овсянкина Марина Александровна, преподаватель.

Благодарим за плодотворную работу и желаем успехов в исследования!

Ю.А.Спехина, руководитель по инновационному и методическому развитию,

Кузнецова Е.В., преподаватель

В современном мире одновременно с расширением спектра политических свобод намечается тенденция к разностороннему пониманию истины. В какой-то мере это соответствует достигнутому уровню развития науки, который позволяет с различных точек зрения представлять целостную картину бытия. Нет ничего важнее и загадочнее истины. Любой человек наделён природой удивительным свойством – стремлением поведать тайны бытия, заглянуть за горизонт наблюдаемого мира и тем самым познать истину. Познанная истина – это величайшая сила человечества. К истине стремится каждый, но она открывается лишь немногим. Очень трудно восходить к её вершине. К этим кажущимся очевидным утверждениям можно добавить и многие другие, которые высказывались мыслителями разных времён и народов и которые превратились в поговорки и пословицы. Приведем некоторые из них. В делах спорных суждения различны, но истина всегда одна (Петрарка Франческо (1304–1374)). Душа Вселенной – истина (Авиценна (980–1037)). Истина была единственной дочерью времени; истина в конце концов не остается скрытой (Леонардо да Винчи (1452–1519)). Речь истины проста (Платон (428/427–348/347)). Будь другом до мученичества, но не будь её защитником до нетерпимости (Пифагор (6 в. до н. э.)). Это долг – ради спасения истины отказаться от дорогого и близкого (Аристотель (384–322 до н. э.)). Купи истину, и не продавай мудрости и учения, и разума (Библия, книга притчей Соломоновых гл. 23, с. 23). Наука есть ясное познание истины, просвещение разума; разум с помощью науки проникает в тайны вещества, указывает, где истина (М.В. Ломоносов (1711–1765)). Истина открыта для всех, но ей никто не завладел (Сенека (ок. 4 до н. э.– 65 н. э.)). Главное препятствие истины есть не ложь, а подобие истины (Л.Н. Толстой (1829–1910)). Непроницаемым туманом покрыта истина для нас (Н.М. Карамзин (1766–1826)). Идущему по проторённому пути трудно найти истину. Часто легкомыслие и заблуждение мешает найти истину. Трудно найти истину, легче найти ошибку, особенно чужую. В Библии сказано, что мы заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас. Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага общества и правдивость (Пифагор). Мудрец истинный убеждён в такой истине: «Все в этом мире идёт к лучшему» (Климент Александрийский). Размышления об истине. Многим кажется: слово «истина» имеет ясный и понятный смысл. Каждый человек понимает это слово по-своему, в силу своих способностей познавать окружающий мир. В повседневной жизни под словом «истина» подразумевается правда и производные от неё: правдивость, справедливость, правосудие, правота. Видя несправедливость, люди верят, что правое дело восторжествует: правда в огне не горит и в воде не тонет. Неприятно слышать горькую правду: правда глаза колит. Когда на правду не приходится надеяться, тогда говорят: правда хорошо, а счастье лучше. У каждого своя правда, и это означает относительность истинности всего того, что принимается за правду. «Все на свете только относительно важно или неважно». «Как, – скажут нам, – истина и добродетель – понятия относительные?» – Нет, как понятие, как мысль они безусловны и вечны; но как осуществление, как факт, они относительны. Идея истины и добра признавались всеми народами, во все века; но что непреложная истина, что добро для одного народа или века, то часто бывает ложью и злом для другого народа, и в другой век», – утверждал русский критик и философ В.Г. Белинский (1811–1848). Истина, как и правда, воспринималась и воспринимается по-разному в разные времена, начиная с древности. Так, величайший древнегреческий философ Платон (428/427–348/347 до н. э.) считал: истина – это вечное неизменное абсолютное свойство идеальных объектов. Его ученик Аристотель (384–322 до н. э.) придерживался несколько иной точки зрения: истина есть соответствие знания вещам. Августин Блаженный (354–430), христианский теолог и философ в определении истины был близок к Платону. Истина – это соответствие мышления ощущением субъекта, – так полагал английский философ-идеалист Д. Юм (1711–1776). Немецкий философ И. Кант (1724–1804), один из родоначальников немецкой классической философии, трактовал истину как согласие мышления с самим собой, с его априорными формами. В «Толковом словаре живого великорусского языка» русского писателя и лексикографа В.И. Даля (1801–1872), истина определена как противоположность лжи, все что верно, подлинно, точно. Здесь же приводится пояснение: истина от земли, достояние разума человека, а правда с небес, дар благостыни; истина относится к уму и разуму. В современном представлении истина – соответствие знания действительности, объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания. Разные и в то же время взаимно дополняющие подходы в определении истины свидетельствуют о том, что истина – сложное понятие, несмотря на то, что известные широко распространённые утверждения часто называют избитой истиной, а то, что не вызывает сомнений – святой истиной. Величайшие истины всегда кажутся простыми и очевидными. В приведённых определениях истины отражаются разносторонние достояния человеческого разума, посредством которого познаётся окружающий мир. Однако в них не затрагивается духовный мир, выходящий за пределы нашего познания разумом. «Нет познания, которое не имело бы связи с верой; ровно как нет и веры, которая не зависела бы от познания», – сказал греческий философ Климент Александрийский. Развивая эту мысль, он отмечал, что человек должен стремиться к познанию Бога не из-за желания спастись, но ради божественной красоты и величия, святости, превосходства и сверхъестественности самого знания. Действительно, в любой сфере познания, в том числе и при познании естественно-научной истины, критерием которой является эксперимент и опыт, некоторые утверждения принимаются без доказательств (например, в виде постулатов) и, следовательно, являются элементами веры. По мнению английского философа Бертрана Рассела (1872–1970), истинность есть свойство веры и, как производное, свойство предложений, выражающих веру; истина заключается в определённом отношении между верой и одним или более фактами, иными чем сама вера; когда это отношение отсутствует, вера называется ложной. Гениальный французский учёный Блез Паскаль (1623–1662), математик, физик и философ, признавал превосходство веры над разумом: «Последний шаг разума заключается в том, чтобы признать множество таких вещей, которые выходят за пределы нашего познания, и, если разум не приходит к этому познанию, то он весьма слабый разум».

Вера как неотъемлемый элемент сложнейшего процесса познания никак не противоречит научному пониманию истины. Известный немецкий естествоиспытатель, врач по профессии, Роберт Майер (1814–1878), впервые математически обосновавший закон сохранения энергии, не сомневался в том, что, если поверхностные умы щеголяют отрицанием чего-нибудь высшего, сверхматериального и сверхчувственно воспринимаемого мира, то такое жалкое признание отдельных умов не может быть поставлено в вину науке».
Любой человек, какими бы огромными возможностями он не обладал, способен познавать разумом лишь небольшую часть окружающего мира – видимого мира, называемого в космологии Метагалактикой, которая ограничена космологическим горизонтом. С течением времени этот горизонт расширяется – круг познанного человечеством постепенно увеличивается. Однако, чем шире круг познанного мира, тем больше граница его сопряжения с неведомым миром. Кроме того, даже в Метагалактике известно лишь немногое, относящееся к естественно-научному познанию. И такому познанию наиболее доступна только небольшая часть Метагалактики – макромир, – мир объектов и явлений, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни и в котором можно измерять, взвешивать и таким образом ставит эксперимент и проводить опыт. Гораздо труднее познавать микромир – мир атомов, атомных ядер, элементарных частиц и связанных с ними явлениями, так как при этом необходимо использовать сложнейшие технические устройства – ускорители заряженных частиц. Эксперименты в области микромира даются большой ценой, и их осуществление становится возможным благодаря научному сотрудничеству учёных многих государств. Постепенно открывает свои тайны самая большая часть Метагалактики – мегамир, мир планет, звёзд и галактик. Прошедшее столетие вооружило человечество мощнейшими средствами наблюдения объектов мегамира. Появилась возможность наблюдать небесные тела не только в оптическом, но и в других диапазонах электромагнитного излучения. Современная космическая техника существенно расширяет границы естественно-научного познания мегамира. Вне сомнения, шаг за шагом познаются и микромир, и мегамир, и макромир. Однако познанное человечеством – лишь крохотная часть невидимого мира, даже макромира, для которого многие законы уже известны. И в наше время можно повторить откровенные слова выдающегося древнегреческого философа Сократа (ок. 470–399 до н. э.): «Я знаю только то, что ничего не знаю», – произнесённые им около двух с половиной тысячелетий назад. До сих пор познаваемый видимый мир полон загадок, полон таинственного и непостижимого для разума. Великие мыслители античности: древнегреческие философы Анаксагор (500–428 до н. э.) и Демокрит (р.ок. 470 или 460 до н. э.), а также римский писатель и оратор Цицерон (106 – 43 до н. э.) и др. пришли к заключению: чувства наши ограничены, дух слаб, течение времени кратко, а истина лежит глубоко; только мнения и привычки господствуют повсюду, для истины не осталось места, все покрыто мраком. Пытаясь проникнуть в тайны окружающего мира, древнегреческий мыслитель Платон сказал: «Мы подождем того, будь это Бог или Богоодушевленный человек, который научит нас религиозным обязанностям и отнимет мрак от глаз наших». А это означает, что ещё в античные времена многие понимали: без откровения свыше сам по себе не рассеется мрак, покрывающий тайны окружающего нас мира. Согласно определению В.И. Даля, откровение означает просветление свыше, открытие истин, до коих человек умом своим не доходит; зачатки понятий и убеждений духовных или нравственных. Вера в Бога и в будущую жизнь дана нам откровением; сама совесть есть откровение. Вдохновение, наитие, вразумление сверху – эти слова также раскрывают глубокий смысл откровения. Известны откровения пророков, Откровение Иоанна Богослова, Апокалипсис. «И когда лучи Божественного откровения достигают ока человеческого, тогда открывается Истина, тогда человек созерцает Бога в небесах и Божественное на земле, и его страдания просветляются,» – сказал русский философ И.А. Ильин (1882–1954), профессор Московского университета.

Во все времена были люди, которым не нужно Божественное откровение, ибо они отрицают все сверхъестественное, к которому относится и откровение. Они отрицают все то, что не может познать человеческий разум и все то, что ему противоречит. Такие люди не хотят понять, что человек, обладая возможностями открывать тайны Вселенной, способен познать лишь небольшую часть видимого мира. А ведь существует безграничный материальный мир, неведомый человеку и безбрежный духовный мир, управляемый неизвестными нам законами. В окружающем мире иногда наблюдаются явления, необъяснимые в рамках логических разумных рассуждений, т. е. встречается то, что принято называть чудом. Есть ли основания утверждать: раз мы не понимаем как это могло произойти, то этого и не может быть? Конечно, нет. Ведь мы многое не понимаем и многое не можем объяснить. Откровение – это величайшее чудо Божие. Оно непременно должно противоречить разуму человеческому и вести гораздо дальше, чем может идти человек, подчиняясь только разуму. Откровение вводит нас в великие тайны бытия. Святой апостол Павел говорил о божественном происхождении Евангелия: «Возвещаю вам братия, что Евангелие, которое я благоветствовал, не есть человеческое; ибо я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.» Святая церковь учит о боговдохновенности всего Святого Писания, о том, что в его книгах и прежде всего в Евангелие и писаниях апостольских, сам Дух Святой говорит нам. Это не просто повествование, это – божественное откровение. «Можно вполне допустить, что если бы Евангелие не научило нас всеобщим нравственным законам в их полнейшей чистоте, то разум доселе не понимал бы их в таком совершенстве», – утверждал один из величайших философов XVIII века И. Кант (1724–1804), высоко оценивая безмерное нравственное превосходство Евангелия над всем, что может понять ум человеческий. Он сказал: «Две вещи наполняют душу мою все новым удивлением и нарастающим благоговением: звёздное небо над моей головой и нравственный закон во мне». Действительно, нравственное богатство человека способно поднять его до небес. Представление истины как объекта познания разумом мира и неведомого мира отражает определение выдающегося французского философа, математика и физика Рене Декарта (1596 – 1650): «Истина в собственном своём смысле означает соответствие мысли предмету, но в применении к вещам, находящемся в недосягаемости мысли, оно означает, что эти вещи могут служить объектами истинных мыслей – наших или Бога; однако мы не можем дать никакого логического определения, помогающего познать природу истины».
Действительно, познать природу истины не менее трудная задача, чем найти истину как великое сокровище. Какими же качествами должен обладать познающий истину? Ответ на этой на этот непростой вопрос содержится в высказывании И.А. Ильина. По его мнению, безразличным людям недостаёт «силы очевидности, этой великолепной способности что-то окончательно понять и признать истиной, этой творческой способности быть настолько захваченным истиной, что вся душа растворяется в ней». Для этого нужно многое: глубина восприятия, которая исключает скольжение мимо великого дела; дар собраться, сконцентрироваться, чтобы не расколоться на куски, столкнувшись с многообразным шумным миром; пророческая, интуитивная одарённость, как бы незамутнённое духовное око, которое без помех верно воспринимает лучи света в мире; целостность внутренней сущности, что не позволяет вести вечную «гражданскую войну» между мышлением и чувствами, волей и старостью, фантазией и активностью. Путь к очевидности, как полагал И.А. Ильин, лежит через сомнения. Если они истинные, глубокие, то это и есть ничто иное, как «жажда очевидности», т. е. первозданной истины, которая наполняет человека светом осознанности бытия и высоким смыслом собственной устремлённости. Тогда сам предмет светит нам, «свидетельствует» о самом себе, говорит безмолвным, но могучим языком и окончательно убеждает нас. Тогда мы переживаем полную ясность, «чёткую достоверность» (Лейбниц), счастье встречи, после которой не будет разлуки. Что же такое естественно-научная истина? Способность глубоко восприни-мать познаваемый объект, собранность и пророческая интуиция – все эти качества важны для познания естественно-научной истины. Среди них особую роль играет интуиция – способность постижения истины путём прямого её усмотрения без основания с помощью доказательств. Интуиция зарождается в подсознании без предварительного логического рассуждения. «Нет ясного логического пути к научной истине, её надо угадать некоторым интуитивным скачком мышления», – говорил Альберт Эйнштейн (1879–1955). В основе естественно-научного познания окружающего мира лежит сложная творческая работа, включающая сознательную и подсознательную деятельность мозга. Особенности и специфика такой деятельности придают индивидуальный характер решению разными учёными даже одной и той же естественно-научной проблемы. «И хотя представители различных школ считают свой стиль единственно правильным, разные направления дополняют и стимулируют друг друга; истина не зависит от того, каким способом к ней приближаются», – сказал российский физик-теоретик А.Б. Мигдал (1911–1991).
Несмотря на индивидуальность и специфику решения разных и даже одних и тех же научных задач, все же можно назвать вполне определённые правила научного познания:

– ничего не принимать за истинное, что не представляется ясным и отчётливым;
– трудные вопросы делить на столько частей, сколько нужно для их разрешения;
– начинать исследование с самых простых и легко познаваемых объектов и восходить постепенно к познанию трудных и сложных;
– останавливаться на всех подробностях, на все обращать внимание, чтобы быть уверенным, что ничего не упущено.

Эти простые и понятные правила впервые сформулировал французский учёный Рене Декарт. Они составляют сущность метода познания Декарта. Как писал сам учёный, именно этим четырём правилам он отдавал предпочтение среди множества правил, образующих логику – науку о способах доказательств и опровержений. Метод познания Декарта в одинаковой мере применяем как для естественно-научного, так и для гуманитарного познания. Естественно-научные знания, или знания о природе, играют важную и определяющую роль в процессе познания. «Что касается материальных наук, то они кажутся мне прямой дорогой к любой научной истине... Сумма знаний берет значительную долю своей ценности от идей, полученных путём проведения аналогий с материальными науками...», – утверждал, выдающийся английский физик Дж.К. Максвелл (1831–1879). Одна из главных целей естественно-научного познания заключается в открытии истины. При таком утверждении можно предполагать, что истина существует вне зависимости от воли и цели познающего, и её надо найти как некое сокровище. Великий философ древности Демокрит ещё в V в. до н. э. говорил: «Истина скрыта в глубине (лежит на дне морском)». Что же означает открыть естественно-научную истину в современном представлении? При ответе на этот вопрос возможны два взаимно дополняющих подхода: эмпирический и теоретический. Эмпирический подход заключается в определении сущности объекта познания посредством эксперимента или опыта с последующим их теоретическим обобщением, включающем количественное описание причинно-следственной связи полученных результатов эксперимента или опыта. При теоретическом подходе сначала устанавливается и количественно описывается причинно-следственная связь явлений либо свойств объектов природы, а затем полученные теоретические выводы подтверждаются экспериментом или опытом. Оба подхода часто переплетаются и завершаются оценкой истинности полученных результатов – определением относительности естественно-научной истины. Важнейшая задача естественно-научного познания заключается в объяснении явлений, процессов и свойств объектов природы. Для объяснения необходимо понимание, например, свойства познаваемого объекта. Понять свойство объекта – это, во-первых, выяснить то, что является определяющим в этом объекте и, во-вторых, раскрыть причину обусловливающую это свойство. Что обычно подразумевает человек, утверждая: “Я понимаю свойство того или иного объекта”? Как правило, это означает, что он знает, чем обусловлено это свойство, в чем его сущность и к чему оно приведёт, т. е. он может объяснить связь между причиной, познаваемым объектом и следствием. Количественное описание причинно-следственной связи служат основой научной теории. Такое описание базируется, как правило, на математическом аппарате с применением специальной терминологии, системы научных понятий, имеющих однозначный смысл и связанных между собой правилами логики. При этом учитываются известные законы, принципы, определения и проводится строгое логическое доказательство, приводящее к конкретным выводам. Если при количественном описании используются не факты, характеризующие явления либо свойство объектов природы, а аксиомы – недоказуемые положения, – то полученные (посредством доказательств в соответствии с правилами логики) результаты составляют сущность математической истины. Для установления естественно-научной истины количественного описания причинно-следственной связи с полученными теоретическими утверждениями и выводами недостаточно – необходимо подтвердить их экспериментом или опытом, т. е. связать с «действительным ходом вещей». Если эксперимент или опыт подтверждает полученные теоретические результаты, то количественное описание причинно-следственной связи переходит из разряда гипотезы в научную теорию, а теоретические утверждения, подтверждённые экспериментом или опытом, представляют собой естественно-научную истину. При эмпирическом познании результаты эксперимента или опыта вместе с их теоретическим обоснованием также составляют естественно-научную истину. Теоретическое описание с выводами, не подтверждёнными экспериментом или опытом, носит гипотетический характер. Только при доказательстве экспериментом или опытом из теоретического описания рождается истинная естественно-научная теория. К сожалению, в настоящее время многие научные журналы, особенно отечественные, переполнены статьями о так называемых теоретических исследованиях, результаты которых редко когда находят экспериментальное или опытное подтверждение. Авторы таких статей относят свои теоретические упражнения к теории, к фундаментальной науке, хотя по своей сути они представляют собой описание гипотез с применением чаще всего сложного математического аппарата с запутанной схемой доказательств, и их вряд ли можно отнести к серьёзным фундаментальным исследованиям. Практическая значимость и полезность подобных исследований весьма сомнительна. По мнению французского философа П. Гольбаха (1723–1789), некоторые исследователи предпочитают бредни своего воображения и свои вздорные гипотезы настоящим экспериментам, которые только одни могут вырвать у природы её тайны; ...они привыкли считать эти гипотезы священными, общепризнанными истинами, в которых им не дозволено усомниться ни на мгновение; лишь только мы покидаем опыт, как ниспровергаемся в пустоту, где нас сбивает с пути наше воображение; ... будем остерегаться разгула воображения, возьмём в руководители опыт, обратимся к природе, постараемся почерпнуть в ней самой правильные понятия о заключающихся в ней предметах. В современной научной сфере подобный разгул воображений с математическими изысками становится серьёзным препятствием в развитии естественно-научного познания, основу которого составляют эксперимент и опыт. Научная теория, эксперимент и опыт, или, в обобщённом понимании, наука и практика – это два кита, на которых держится ветвистое древо познания. «Влюблённый в практику без науки словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет... Наука – полководец, а практика – солдат» – сказал выдающийся итальянский учёный, живописец и скульптор Леонардо да Винчи (1452 – 1519). Проведение эксперимента или опыта – это важнейший этап естественно-научного познания. Эксперименты и опыты чаще всего включают измерения. Подчёркивая важную роль измерений, выдающийся российский учёный Д.И. Менделеев (1834–1907) писал: «Наука началась тогда, когда люди научились мерить; точная наука немыслима без меры». Однако измерений абсолютно точных не бывает, как бы тщательно не проводился эксперимент или опыт. Неточность результатов эксперимента или опыта обусловливается двумя факторами: объективным и субъективным. Один из объективных факторов – динамизм познаваемого мира. Вспомним слова древнегреческого философа Гераклита (ок. 544–483 до н. э.): «Все течёт, все изменяется; в одну и ту же реку нельзя войти дважды». Действительно свойства материальных объектов природы с течением времени изменяются. Хотя такие изменения за время проведения эксперимента или опыта, как правило, незначительны, но все равно они не позволяют получить абсолютно точные результаты. Другой объективный фактор неточности результатов эксперимента и опыта связан с несовершенством технических средств измерений. Чем выше чувствительность и разрешающая способность приборной техники, тем ближе результаты экспериментальных измерений к абсолютной естественно-научной истине. Эксперимент и опыт проводит человек, органы чувств и интеллектуальные способности которого далеки от совершенства. Errare humanum est – ошибаться свойственно человеку (известное латинское выражение). Это и есть субъективный фактор неточности естественно-научных результатов. Например, человек посредством зрения способен воспринимать информацию в чрезвычайно узком интервале электромагнитных волн – только в области видимого спектра. Это означает, что возможности органов зрения воспринимать информации в довольно широком диапазоне электромагнитных волн ограничены. Конечно, человек может воспринимать информацию и в радио-, и в рентгеновском, и в других диапазонах электромагнитных волн. Однако при этом используются технические средства, которые, как и любая измерительная техника, не позволяют получить абсолютно точных результатов, а ведь речь идёт о факторе, ограничивающем точность результатов.
Сформулируем три основных положения естественно-научного познания:

– в основе естественно-научного познания лежит причинно-следственная связь;
– критерий естественно-научной истины – эксперимент, опыт;
– любая естественно-научная истина относительна.

Этим положениям соответствуют три этапа естественно-научного познания. На первом этапе устанавливается и количественно описывается причинно-следственная связь согласно принципу причинности. Первое и достаточно полное определение причинности содержится в высказывании Демокрита: «Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости». В современном понимании причинность означает связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессе её движения и развития. Возникновение любых материальных объектов и систем, а также изменение их свойств во времени имеют свои основания в предшествующих состояниях материи в процессе её движения и развития; эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения – следствиями. Процесс естественно-научного познания представляет собой длинную цепь причинно-следственных связей, составляющих, кроме того, основу любых других деятельности человека. Второй этап естественно-научного познания заключается в проведении эксперимента и опыта. Естественно-научная истина – это объективное содержание результатов эксперимента и опыта. Для всех естествоиспытателей эксперимент и опыт – высшая инстанция: их приговор не подлежит пересмотру. Все естественно-научные знания: экспериментальные результаты, понятия, идеи и даже законы – ограничены и относительны. Определение их границ соответствия истинным знаниям и их относительности – это третий этап естественно-научного познания. Например, граница соответствия, называемая иногда интервалом адекватности, для классической механики означает, что её законы описывают движение макроскопических тел, скорости которых малы по сравнению со скоростью света в вакууме. Определение относительности экспериментальных результатов заключается в установлении интервала неточности, который сужается по мере совершенствования методов и технических средств эксперимента. Естественно-научное познание – это последовательное приближение к абсолютной естественно-научной истине. Познание естественно-научной и божественной истины рождает самое дорогое – свободу. Стремление человека к божественной истине пробуждает в его сердце нравственную чистоту, делает его свободным от легкомыслия и заблуждений, прокладывает путь к возвышенному и просветляет ум для естественно-научного познания, которое освобождает человека от необдуманных, поспешных действий и поднимает его на новый виток развития цивилизации.

Литература
Ильин И.А. Собрание сочинений. Т.8. М.: Русская книга, 1998.
Архиепископ Лука. «Сила моя в немощи совершается». М.: Отдых христианина, 2001.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: ГИИНС, 1956.
Карпенков С.Х. Устойчивое развитие и естественно-научное образование // Высшее образование сегодня. 2004, №8.
Карпенков С.Х. Экология: учебник. М.: Логос, 2014.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов. Изд. 12-е. М.: Директ-Медиа, 2014.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Краткий курс. Изд. 4-е. М.: Высшая школа, 2004.
Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания. Изд. 3-е. М.: Высшее образование, 2007.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Справочник. М.: Высшая школа, 2004.

Профессор Карпенков Степан Харланович

Что такое истина? – вечный вопрос философии. Ответ на него подразумевает выяснение того, в какой форме истина существует и как можно ее достичь. Путь достижения истины – познание, которое человек осуществляет с помощью своих познавательных способностей . Поиск ответа на вопрос о формах существования истины привел к созданию целого ряда философских концепций. Самый первый философский ответ на вопрос "Что такое истина?" дали еще античные философы, для них истина была особого рода бытием .

Квинтэссенцией античного понимания стало учение Платона об истине. Философ понимал истину как одну из идей, которые существуют независимо от человека в особом царстве мысли.

В Средние века сложилось схожее, по сути, представление об истине как об особом бытии – истина есть Бог, она неоспорима, абсолютна и вечна, а человек лишь стремится к истине, причем не столько с помощью знания, сколько с помощью веры.

Представлению об истине как об особом бытии противостоит понимание истины как свойства знания. При таком подходе истина определяется как характеристика знания, которая не может существовать без знания, а значит, и без человека, который этим знанием обладает. Именно это понимание истины получило самое широкое распространение в философии.

Общепризнанной в философии является классическая концепция истины , в которой истина понимается как соответствие знаний действительности. Классического понимания придерживаются как идеалисты, так и материалисты, однако философы разных направлений по-разному понимают, что такое действительность и что значит соответствие ей. В материализме под действительностью понимается материя и природа, в идеализме действительность – это сознание, дух. Иными словами, классическая концепция истины в трактовке материалистов и идеалистов не одно и то же. Классического понимания истины придерживались такие разные философы, как Аристотель, Джон Локк, просветители, диалектические материалисты, Бенедикт Спиноза, Рене Декарт, Георг Гегель и др.

В классической концепции истине приписывается ряд характеристик. Объективность истины означает, что по содержанию истинное знание не зависит от познающего субъекта.

Абсолютность истины означает, что в истинном знании существуют фрагменты, которые сохраняются с развитием науки и философии, это полное знание о какой-то части реальности. Абсолютность истины, кроме того, понимается как идеал знания, к которому движется человечество. Иными словами, абсолютная истина существует как нормативный, регулятивный принцип познания, но не как реальное содержание знания.

В реальном познании истина существует в относительной форме. Относительность истины означает ее неполноту, незавершенность, условность. В истине есть такие компоненты, которые в процессе развития знания устраняются или ограничиваются определенной сферой своего применения.

Единство относительности и абсолютности, объективности и субъективности в знании определяет еще одно свойство истины – динамичность истины . Истина динамична, поскольку абсолютное в ней существует через относительное, а объективное через субъективное. Отсюда вытекает следующее свойство – процессуальность истины . Оно означает, что истина существует в движении, она развивается, это не окончательный результат познания, а само познание, движение познания ко все более полному и совершенному знанию.

Конкретность истины означает, что не существует неизменной для всех ситуаций истины, истинное знание спроецировано па те обстоятельства, в которых оно получено, на условия места и времени. Конкретность истины связана с ее относительностью и историчностью.

Кроме классической концепции истины, существует и ряд других. Конвенциональная концепция истины , получившая широкое распространение в современной философии, трактует истину как соглашение между учеными. Прагматическая концепция истины утверждает, что истина – это полезность знания, истинным признается такое знание, которое ведет к успеху. Когерентная концепция истины понимает истину как согласованность знания на разных уровнях: внутри научной теории, между различными теориями в рамках одной научной дисциплины, между различными дисциплинами, между наукой в целом и другими элементами духовной культуры, и прежде всего философией. Истинным в когерентной концепции признается такое знание, которое вписывается в уже существующую систему общепринятого знания и не противоречит ему.

Неклассические концепции истины получили широкое распространение в современной философии, которая столкнулась с проблемами, связанными с классическими представлениями о разуме, науке и человеке . У неклассических концепций свой объективный фундамент, а сами эти концепции указывают на такие свойства истины, о которых умалчивает классическая теория. Это свойства простоты, красоты, непротиворечивости, прагматичности, системности, эвристичности знания.

Критерием различения истинного и неистинного знания является практика – предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем. Практика рассматривается в теории познания в качестве ведущего критерия истины. Если знание истинно, то основанная на нем практика будет успешной. Напротив, если практическая деятельность неудачна, то лежащее в ее основе знание с большой вероятностью является ложным. Практика имеет двойственную природу. С одной стороны, в ней есть объективный компонент – это предметная деятельность по законам объективного мира. С другой стороны, в практике всегда выражаются достижения человека, она основана на знании, которое с помощью действий человека воплощается в материальные предметы и объекты. Практика, таким образом, с одной стороны, субъективна, а с другой – объективна.

Критерий практики, однако, не всегда можно использовать, поскольку существуют такие знания, которые напрямую непереводимы в материально-чувственный план. Например, невозможно найти такой тип практики, который позволил бы проверить теоретические идеи высшей математики или квантовой физики, выводы современной астрономии и космологии, суждения о прошлом в истории или философское знание. Для подтверждения или опровержения такого рода знания используются другие критерии истины: логическая непротиворечивость, когерентность (системность), эвристичность, красота, простота. Эти критерии описываются в неклассических концепциях истины.

Критерий непротиворечивости предполагает, что истинное знание должно выражаться в логически непротиворечивых формах. Логическое противоречие свидетельствует либо о заблуждении, либо о лжи.

Когерентность (системность) предполагает, что новое знание должно быть хорошо согласовано с теми результатами, которые уже признаны истинными. Таким фундаментальным знанием, с которым согласуются новые результаты и выводы, выступают философские принципы причинности, единства мира, сохранения энергии, самоорганизации мира и т.п. Критерий когерентности позволяет выбрать между двумя равнозначными, логически непротиворечивыми теориями, которые невозможно проверить на практике. Из двух теорий истинной признается та, которая более совместима с фундаментальным знанием.

Критерий эвристичности вступает в силу, когда перечисленные выше способы отграничения истинного знания от неистинного не позволяют принять решение. Эвристичность характеризует потенцию знания к росту. Из двух теорий более эвристичной, а следовательно, истинной, признается та, которая помогает предсказывать новые факты, обеспечивает прирост знания, а нс просто систематизирует и объясняет уже известное.

В качестве дополнительного критерия истины может также использоваться полезность . Знание, которое ведет к успеху, следует рассматривать как истинное независимо от его содержания.

Суть критерия простоты заключается в том, что из двух теорий предпочтение следует отдать более простой, той, что объясняет действительность, опираясь на меньшее количество предпосылок и допущений. В оценке критерия простоты пет единства, одни философы считают его реальным, действенным способом отбора знаний, другие называют его теоретической химерой и требуют исключить из науки. Но не только современная философия обратила внимание на критерий простоты. В Античности Аристотель сформулировал требование минимизации допущений при объяснении. В Средние века Уильям Оккам сформулировал свое суждение, так называемую "бритву Оккама": не умножай сущности без необходимости, которое также требовало простоты знания. В Новое время ту же идею выразил Готфрид Лейбниц. Позицию современных философов можно проиллюстрировать словами представителя аналитической философии Уилларда Куайна: "...разумно искать простейшее решение. Но это предполагаемое свойство простоты намного легче почувствовать, чем описать... действующие нормы простоты, как бы их ни было трудно сформулировать, играют все более важную роль".

Еще более субъективный критерий истины – красота – выражает личностную удовлетворенность ученого или философа результатами познания. Английский физик Поль Дирак утверждал, что красивая, внутренне согласованная теория не может быть неверной. Суть принципа красоты заключается в том, что хорошая теория отличается особой эстетической гармонией, элегантностью, ясностью и стройностью. Как считает Томас Кун, "значение эстетических оценок может иногда оказываться решающим. Хотя эти оценки привлекают к новой теории только немногих ученых, бывает так, что это именно те ученые, от которых зависит ее окончательный триумф". Несмотря на неопределенность, критерий красоты применяется и в науке, и в философии.

Необходимо отметить, что ни один из критериев истины не является абсолютным, ни один из них невозможно применить без от других, и только в комплексе все критерии позволяют с большей точностью отграничить истинное знание от неистинного.

  • См. параграф 4.5.
  • См. параграф 3.1.
  • См. параграфы 7.9, 3.2 и 3.3.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: