Не нам, господи, не нам, но имени твоему дай славу. Смотреть что такое "не нам, не нам, а имени Твоему" в других словарях



Не нам, не нам, а имени Твоему

Ср. Не нам, а имени Твоему! я человек тоже, как и вы; оставьте меня жить, как человек, и думать о своей душе и о Боге.

Гр. Л.Н. Толстой. Война и мир. Эпилог. 1, 4.

Эти слова находятся на медали, в память Отечественной войны и освобождения России от нашествия Наполеона I.

Ср. Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей.

Пс. 113, 9. Ср. Паралипом. 16, 35.


Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1-2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896-1912 .

Смотреть что такое "не нам, не нам, а имени Твоему" в других словарях:

    Не намъ, не намъ, а имени Твоему (слава). Ср. Не намъ, а имени Твоему! я человѣкъ тоже, какъ и вы; оставьте меня жить, какъ человѣкъ, и думать о своей душѣ и о Богѣ. Гр. Л. Н. Толстой. „Война и Миръ“. Эпилогъ. 1, 4. Поясн. Эти слова находятся на… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    - (т. е. слава). См. БОГ ВЕРА … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    НАМ, дат., мест. мы. Куда туда нам, где впору и ва!/ Где нам, тут дай Бог и вам! Не нам, не нам, но имени Твоему (т. е. слава). Дай Бог умереть хоть сегодня, только не нам. В чужих руках ломоть (пирог) велик; а как нам достанется, мал покажется.… … Толковый словарь Даля

    Медаль «В память Русско турецкой войны 1877 1878» … Википедия

    Праздничный хор Свято Никольского женского монастыря (г.Могилёв) православный молодёжный певческий коллектив, существующий при Свято Никольском женском монастыре Белорусского экзархата Русской православной церкви. Праздничный хор Свято… … Википедия

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    Запрос «Акиндинов» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Алексей Акиндинов Алексей Акиндинов … Википедия

    Георгий Апполонович Гапон Дата рождения: (5 февраля (17 февраля) 1870, Место рождения: Российская империя, Полтавская губерния … Википедия

«Аллилуия». И сия песнь исчисляет благодеяния, оказанныя Богом Иудеям, изображает Божие могущество и осмеивает безсилие идолов. Приличествует же песнь эта уверовавшим из язычников и освободившимся от идольской прелести; потому что дознают они, какое разстояние от не сущих до сущаго Бога.

. Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова – из народа иноплеменного.

. Иуда сделался святынею Его, Израиль – владением Его.

«Во исходе Израилеве от Египта, дому Иаковля из людей варвар», «Бысть Иудея святыня Его, Израиль область Его». Владыка, освободив Израиль из Египта и избавив от рабства иноплеменникам и варварам, признал народ сей Своим собственным, и построил в Иудеи собственный Свой храм. Ибо «святынею» Пророк назвал храм.

. Море увидело и побежало; Иордан обратился назад.

. Горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы.

«Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять»: «Горы взыграшася яко овни, и холми яко агнцы, овчии». Пророк олицетворяет поименованныя им вещи, и провозглашая в слове своем Божие могущество, неодушевленным приписывает чувство. Когда предводительствовал Ты народом, говорит он Богу; тогда море убоявшись отступило туда и сюда, и доставило безпрепятственное шествие, река остановилась, удержав стремление токов, подобно некоему словесному существу, представляя себе в кивоте могущество Твое, и холмы и горы подвиглись, и казались ликующими, как приявшие на себя Владыку небес. Разумеет же горы Синай и Хорив, потому что на них явил присутствие Свое. Потом к сказанному пред сим Пророк присоединяет и вопрос:

. Что с тобою, море, что ты побежало, и [с тобою], Иордан, что ты обратился назад?

. Что вы прыгаете, горы, как овны, и вы, холмы, как агнцы?

«Что ти есть море, яко побегло еси, и тебе Иордане, яко возвратился еси вспять?» «Горы, яко взыграстеся яко овни, и холми яко агнцы овчии?» И Поелику они безсловесны и неодушевленны; то Пророк сам дает за них ответ.

. Пред лицем Господа трепещи, земля, пред лицем Бога Иаковлева.

. Превращающего скалу в озеро воды и камень в источник вод.

«От лица Господня подвижеся земля, от лица Бога Иаковля», «Обращшаго камень во озера водная, и несекомый во источники водныя». Все сие, говорит Пророк, совершилось ради явившагося Господа; – вот причина и колебания земли и разделения моря. Безплодный камень, лишенный всякой влаги, и по твердости недопускающий сечения, наполнил Он множеством вод, повелев дать из себя обильные источники. Поэтому ни мало сие не удивительно, говорит Пророк. Творец повелел, и разделилось море, несекомый камень источил воду, небо ниспослало манну, ветры собрали во едино крастелей, и все прочее совершилось по Его мановению.

. Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей.

. Для чего язычникам говорить: «где же их»?

«Не нам Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу о милости Твоей и истине Твоей»: «Да не когда рекут язы ́цы : где есть их?» Сущим древле от обрезания, прося Божией помощи и воспоминая прежние дары, прилично было говорить это: не отврати от нас взора Твоего, Владыка, и не презри нас по многим прегрешениям нашим; потому что неведущие справедливости наказания в рабстве нашем будут предполагать Твое безсилие, и скажут: «где есть их?»

. Бог наш на небесах [и на земле]; творит все, что хочет.

«Бог наш на небеси и на земли: вся елика восхоте, сотвори» . Они говорят: «где есть их?» Но мы знаем, что Ты – Бог, Творец всего, что жилище Твое – небо, что могущество Твое соразмерно изволению. Потом Пророк, по сравнению, делает обличение идолов.

. А их идолы – серебро и золото, дело рук человеческих.

«Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих». Ты творишь все, что угодно Тебе; а идолы, которым покланяются язычники, не созидают, но созидаются, и ценятся по веществу; потому что уготовляются из золота, серебра и красок, получают благообразие от искусства; их приуготовляют серебренники, золотари и живописцы; поэтому от вещества и искусства заимствуют идолы состав свой. Потом Пророк во многих чертах представляет их безсилие, говоря:

. Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят.

. Есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют.

. Есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят; и они не издают голоса гортанью своею.

«Уста имут, и не возглаголют: очи имут, и не узрят»: «Уши имут, и не услышат: ноздри имут, и не обоняют»: «Руце имут, и не осяжут: нозе имут, и не пойдут». Приданы им изображения чувствилищ, но лишены они деятельности; поэтому малоценнее не только их сделавших, но и самомалейших животных. Мухи, комары и другия еще более мелкия твари, одарены деятельностию чувствилищ, – видят, слышат, летают, ходят; но идолы, которым кланяются как Богам, не имеют деятельности безсловесных и мелких животных.

«И не возгласят гортанем своим». Поелику действовавшие в идолах демоны, дававшие ложныя прорицания, произносили их не с помощию идолов, но с помощию словесных тварей, людей, или выражали иное какими-либо знаками; то Пророк справедливо сказал: «не возгласят гортанем своим»; потому что идолы совершенно недвижимы и неодушевленны.

. Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них.

«Подобни им да будут творящии я, и вси надеющиися на ня». Но им да уподобятся и кланяюшиеся и делающие; потому что тем, которые одарены разумом и впали в такое неразумие, справедливо принять на себя безчувственность удостоенных ими поклонения.

. [Дом] Израилев! уповай на Господа: Он наша помощь и щит.

. Дом Ааронов! уповай на Господа: Он наша помощь и щит.

«Дом Израилев упова на Господа: помощник и защититель им есть». «Дом Ааронь упова на Господа: помощник и защититель им есть». Они от поклонения идолам получили вред, а не пользу; а дом Израилев, приобретя упование на сущаго Бога, всегда пользуется промышлением Его. Раздельно же Пророк сделал сие упоминание, воздавая сим честь священству, и научая живших тогда, какое отличие имеют священники пред прочими.

. Боящиеся Господа! уповайте на Господа: Он наша помощь и щит.

«Боящиися Господа уповаша на Господа: помощник и защититель им есть». Это – иный чин отличный от прежних. Показывает же пророческое слово, что, если кто и не имеет сана священства, не принадлежит к сродству израильскому, но, украшаясь Божиим страхом, прилагает попечение о добродетели, то и он от Бога всяческих сподобится такого же промышления. У Иудеев же и древле было много таковых, не от Авраамова произшедших корня, но пришедших от других народов, которые назывались пришельцами, и высоко чтили Божественное. И ныне язычники не имеют сродства с Авраамом по плоти, но, стяжав веру Авраамову, именуются Авраамовыми чадами.

. Господь помнит нас, благословляет [нас], благословляет дом Израилев, благословляет дом Ааронов.

. Благословляет боящихся Господа, малых с великими.

«Господь помянув ны, благословил есть нас: благословил есть дом Израилев: благословил есть дом Ааронь»: «Благословил есть боящияся Господа». И здесь Пророк сделал тоже разделение, и показал плод упования; потому что с упованием совокупил благословение и сказал, что передается оное не только дому Израилеву и дому Ааронову, но и боящимся Господа. Потом опять делает разделения по возрастам и по достоинству.

«Малыя с великими;» потому что благословил не только юных, но и престарелых, не только изобилующих богатством, но и живущих в нищете, не только отличенных свободою, но и принужденных влачить иго рабства.

. Да приложит вам Господь более и более, вам и детям вашим.

«Да приложит Господь на вы, на вы, и на сыны ваши». Стяжавшим упование на Бога пророческое слово желает приращения и множества.

. Благословенны вы Господом, сотворившим небо и землю.

«Благословени вы Господеви, сотворшему небо и землю». Всего же этого сподобились вы, говорит Пророк, как приявшие благословение от Творца всяческих.

. Небо – небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим.

«Небо небесе Господеви: землю же даде сыновом человеческим». Селение Его на небе, не на этом видимом, но превысшем онаго, которое видимому служит кровом, как нам видимое. Обитает же на небе Господь всяческих, не как имеющий описуемое естество, но как веселящийся о жительствующих там ликах святых Ангелов. А землю уделил Он человеческому роду. Поэтому промышляет не об Иудеях токмо, но и о всех человеках, которым дал в жилище землю.

. Ни мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу.

. Но мы [живые] будем благословлять Господа отныне и вовек. Аллилуия.

«Не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже вси нисходящии во ад»: «Но мы живии благословим Господа, от ныне и до века».

«Мертвыми» назвал Пророк служащих неодушевленным идолам. Ибо что безчувственнее их? А "живыми" называет поклоняющихся живому Богу, которым и предоставил сию божественную песнь. Сверх сего учит, что служителям Божиим надлежит песнословить Бога, находясь еще в сей жизни; потому что препятствует делать это. А посему и в другом псалме сказует: «восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему Дóндеже есмь» ().

Не нам Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу. По-видимому, дает разуметь отпадение народа из обрезанных, и сообщает им молитву для исповедания, что не имеют уже посещающей их силы Божественной. Учит же, говоря: хотя недостойны мы благодати, какой сподобляется всякий народ, однако же ради имени Твоего сотвори с нами, что от начала призвано было на нас, но не воздай нам по правде, как Бог истинный, а не подобный идолам. Почему и присовокупил Псалмопевец:

Толкование на Псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Не для нас, говорит, не для того, чтобы нас сделать более славными и знаменитыми, но чтобы стала известною сила Твоя. А имя Его как тогда про­славляется, когда Он защищает и помогает, так просла­вляется и тогда, когда мы живем добродетельно и блистаем своим поведением. «Так да светит свет , сказал Господь, ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16) . И как добродетельною жизнью нашею оно прославляется, так напротив по­рочною жизнью хулится. Указывая на это, Он сказал через пророка: «вас ради… имя мое хулится во языцех» (Ис.52:5) . Та­ким образом, не имея возможности ничем оправдать их, псалмопевец прибегает к этому, как делал и Моисей.

Впрочем, Бог, пекущийся о спасении людей, не всегда так поступает. Если бы Он всегда так поступал, то многие из людей беспечных сделались бы еще худшими, имея вели­чайшую надежду на безопасность от бедствий в том, что Бог будет постоянно спасать их для Своей славы. Но этого не бы­вает, потому что Бог заботится не столько о своей славе, сколько о спасении людей. Если люди иногда презирают славу, то тем более Бог, Который ни в чем от нас не нуж­дается. Но пророк, принимая на себя ходатайство за них, как я сказал, представляет в защиту их то, что было возможно, и два раза повторяет выражение: «не нам, Господи, не нам , по­казывая великое недостоинство спасаемых, а имени Твоему дай славу» . Мы достойны бесчисленных бедствий, но «по милости Твоей и истине Твоей!». Другой пере­водчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: «по милости твоей» (διά τό έλεόζ σου). Видишь, как ясно и сам пророк знал, что Бог часто, забывая о собственной славе, заботится только об исправлении грешников. Поэтому он и присовокупляет: «по милости Твоей и истине Твоей», т.е. по милости Своей окажи нам помощь; если Ты не желаешь Себе славы от людей, то – «по милости Твоей и истине Твоей» . Бог мо­жет, да – может, не только милуя, но и наказывая, достигнуть славы; но не так, говорит, поступи с нами, а «по милости Твоей» . Нам следовало бы воздать славу имени Твоему своею жизнью и поведением; но так как мы этого не сделали, то по­ступи с нами по Своему снисхождению, по милости и человеко­любию.

Беседы на псалмы. На псалом 113.

Прп. Иоанн Лествичник

Прп. Серафим Саровский

Всякий успех в чем-либо мы должны относить ко Господу и с Пророком говорить: Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждъ славу .

Поучения.

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу о милости Твоей и истине Твоей

Все доброе и славное христианин относит не к себе – своим способностям и трудам, но к Богу. Его славят и кланяются Ему… Это так и по существу, потому что без Бога ничего мы не можем делать. Весь смысл человека и всей мировой жизни – в том, чтобы люди познали, что только с Богом имеет значение все: вся трагедия людей в уклонении от Бога, когда человек, гордо рассчитывая на свои силы, на каждом шагу делает ошибки, погружаясь в злобу, ненависть и другие страсти, и в конце концов приближается к вечной своей гибели, которая и будет в вечной жизни без Бога (Мф. 25:41, .

Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 9-10 «Не нам Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу о милости Твоей и истине Твоей»: «Да не когда рекут языцы: где есть Бог их?». Сущим древле от обрезания, прося Божией помощи и воспоминая прежние дары, прилично было говорить это: не отврати от нас взора Твоего, Владыка, и не презри нас по многим прегрешениям нашим; потому что неведущие справедливости наказания в рабстве нашем будут предполагать Твое безсилие, и скажут: «где есть Бог их?».

Евфимий Зигабен

Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу, о (чрез) милости Твоей и истине Твоей.

Изложив выше древние благодеяния, оказанные Богом евреям, теперь Давид молится здесь Богу о современных ему иудеях, и говорит: не для нас, Господи, делай милость, не за наши добродетели; ибо мы не имеем добродетелей и вовсе недостойны сего, как недостойны были и древние наши предки, пользовавшиеся выше упомянутыми благодеяниями, но дай, т. е. сделай, чтобы прославилось имя Твое. Чем? милостью Твоею и притом милостью и истиною, т. е. оказав нам милость и истинно помиловав нас. Ибо Давид милостью и истиною часто называет милость истинную (т. е. существенную), употребляя последнюю (истину) вместо прилагательного и собственно Божию в сравнении с человеческою (милостью), которая по отношению к Божией ложна и есть милость только по участии в первой.

Евсевия : Быть может Давид здесь принимает на себя лице израильтян, просящих о сопричислении их к призванным народам, и говорящих: мы недостойны той благодати, которой удостоились все народы. Но, Владыко, сделай сие не для нас, но для имени Твоего, которым мы наречены в начале, и не ради правд наших, но даруй сие, по Твоей милости и истине. Златоуста : Не для того, чтобы сделать нас славнейшими и знаменитыми, но чтобы сделать известным везде Твое могущество. Имя же Его прославляется как тогда, когда Он заступает нас и помогает нам, так и тогда, когда мы живем и блистаем жизнию добродетельною. Исихий под милостью и истиною разумеет, Христа; и славою называет ту, которую Отец дал самому Cебе чрез воплощение Единородного, чрез которого прославился и сделался известным. Так Господь говорил и в Евангелии: Отче! прославь Твое Имя. Как же Он прославил? Чрез спасение нас.

Лопухин А.П.

Ст. 9-10 Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей: да не когда рекут языцы: где есть Бог их?

Помоги нам, Господи, чтобы высоко чтилось Твое имя, чтобы язычники не смеялись: где же Бог их?

Молитва писателя о ниспослании милости евреям есть ревность по славе имени Иеговы. Тяжелое положение евреев в означенное время, неудачи, постигшие их при устроении своей жизни по возвращении из плена и при построении второго храма, и зависимое положение от иноземных правителей могли возбудить у язычников пренебрежение к Богу, как бессильному защитить и поддержать своих чтителей. Такой вывод от гражданско-политической слабости народа к суждению о слабости и бессилии бога этого народа, было обычным на Востоке, где военные удачи и политическое могущество народа объясняюсь степенью силы его национального Бога. Таким национальным богом евреев язычники считали Иегову.

«Не должно ни у кого спрашивать, нужно ли распространять славу Божию пишущей рукою, или словесно, или добрыми делами. Это мы обязаны делать по мере сил своих и возможности. Таланты надо употреблять в дело. Коли будешь задумываться об этом простом деле, то диавол, пожалуй, внушит тебе нелепость, что тебе надо иметь только внутреннее делание».

Так писал святой праведный Иоанн Кронштадтский. Попробуем вдуматься в эти слова. Итак, «не должно ни у кого спрашивать». Какие, то есть, могут быть сомнения, колебания — нужно ли, не нужно ли нам славу Его распространять меж людьми, должны ли мы это делать, не должны ли! В самом вопросе уже… что? Может быть, ложный стыд, комплекс, порожденный гордыней; страх показаться смешным, нелепым, неуместным, униженным в общественном мнении. О чем это все в конечном итоге говорит? О малодушии. О маловерии. О неверности. О лукавстве перед Ним. Да вы не пугайтесь, мне самой страшно от того, что я написала сейчас, поскольку ведь и о себе пишу тоже, ровно настолько же, насколько о других. Однако — кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов (Лк. 9 , 26).

Далее. «Таланты надо употреблять в дело». У каждого из нас есть та или иная способность, талант, природная склонность к какой-то деятельности, и мы употребляем свои способности в дела, конечно, но в дела самые разные. Не о всяком деле скажешь, что оно есть дело Божие и распространение славы Его. Зачастую наше дело служит — лишь нашему личному выживанию, скажем, или удовлетворению низменных потребностей общества (потребности в развлечениях и в удовольствиях).

Но дело вот в чем: каждого из нас Бог создал. Эта фраза может восприниматься как некое общее место, может годами скользить по поверхности нашего сознания — пока мы не содрогнемся однажды, по-настоящему осознав: каждого из нас, таких бесконечно и неисчерпаемо разных, создал Бог, и создал с любовью Своею, такою же безмерною, как и Он Сам безмерен. И способности наши, индивидуальные полезные свойства нашей натуры Он в нас вложил. Для чего? Для того чтобы мы — только на кусок хлеба себе зарабатывали с их помощью? О куске хлеба мы принуждены заботиться со времен Адамова падения (в поте лица твоего будешь есть хлеб — Быт. 3 , 19). Однако Новый Адам завещал нам искать прежде Царства Божия и правды Его (ср.: Мф. 6 , 33). Таланты наши должны служить Царству, Царю. Они по-разному могут Ему служить. Не всегда это непосредственно проповедь Евангелия. Например, если учитель в школе — не просто профессионально набивает мозги детей знаниями, а в каждого ученика вкладывает частицу своего сердца, каждого, как может, учит добру — разве это не Царству служит? Это есть распространение славы Божией добрыми делами, как пишет отец Иоанн. Особенно если учитель при этом не скрывает своей принадлежности к Православной Церкви.

Сложнее с «пишущей рукою». Это и про пишущих священников (таковых сейчас много), и про нас, грешных: журналистов, либо работающих в Церкви, в церковных изданиях, либо просто верующих и решивших служить вере своим пером (клавиатурой). Почему сложнее? Потому что написать легче, чем сделать, прежде всего — сделать что-то с самим собой. Мы все время ходим как под наганом — под вопросом: а сами-то мы насколько соответствуем тому, что изо дня в день письменно излагаем? Благой вопрос, безусловно: он заставляет задуматься о себе и смиряет. Если мы не отмахнемся от этого вопроса, каждый наш текст, каждая публикация будет определенным шагом ко смирению. А значит, будет и успех — Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу о милости Твоей и истине Твоей (Пс. 113 , 9).

Но не всякий из нас журналист, понятно, и большинство из нас призвано распространять славу Божию именно в повседневности — в семье, среди близких, на работе, на улице… И не о том, конечно, речь, чтоб непрерывно и назойливо проповедовать и поучать, это уж скорее сектантская практика. Речь, для начала, о том, чтобы, как сказано уже выше, не скрывать. А ведь и это не так уж просто, оказывается! И даже в своей, православной среде мы не всегда единодушны в вопросе, как нам следует вести себя «на людях».

Однажды я рассказала в Интернете эпизод из своей жизни: едучи в темной вечерней маршрутке, я беззвучно молилась и в какой-то момент осенила себя крестным знамением. Мне казалось, что никому до этого дела нет, однако — пассажир, сидевший напротив, вышел из себя: «Что вы тут креститесь! В церкви своей креститесь, а здесь общественный транспорт! Меня, например, это раздражает!». Так вот, меня удивила и опечалила реакция многих православных на форуме под этим моим текстом: «А зачем вы крестились в маршрутке? Мы не должны выпячивать свою веру. Не нужно смущать окружающих». «Человек, сделавший вам замечание, был по-своему прав, вокруг нас не только верующие, мы должны с этим считаться». Кого-то из участников дискуссии даже духовник не благословил осенять себя крестом и молиться в общественных местах…

Я позволила себе выйти на форум и написать кое-что в свою (надеюсь, все же не только свою!) защиту. Попыталась объяснить разницу между понятиями «выпячивать» (что я «выпятила», перекрестившись в темной набитой маршрутке?!) и «не скрывать». А еще задала вопрос: с каких это пор на Святой Руси человек не имеет права крестом себя осенить при народе?.. Опять же, не могу здесь навязывать всем свою точку зрения, но внутренне уверена, что эти реплики на форуме порождены неосознанным малодушием. Тем более что («Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего…») и сама в себе это малодушие, этот страх подчас узнаю. Сама в свое время боялась сказать на работе, что в церковь хожу. От предложенного куска торта в пост отказывалась со словами: «Вообще сладкого не люблю». Слушала подсказки лукавого — на хвастовство, дескать, это похоже, если скажешь всем, что пост соблюдаешь. А это не хвастовство на самом деле, это наше свидетельство: мы православные христиане. Мы ведем соответствующий этому образ жизни и не собираемся это скрывать. Мысль о том, что дело веры должно быть лишь нашим внутренним «глубоко личным» делом, отец Иоанн, заметим, называет нелепостью, внушенной диаволом. Если бы апостолы и их ученики считали свою веру «глубоко личным делом», христианства не существовало бы сейчас.

Конечно, мы должны в достаточной мере свою веру знать и уметь отвечать на неизбежно задаваемые нам вопросы, а для этого нужно учиться. Это не всегда просто, но гораздо сложнее другое — нравственно, душевно, духовно соответствовать той вере, которую исповедуешь… Вот здесь кто-то, может быть, даже возмутится: «Что значит — соответствовать? Соответствуют святые. Вот отец Иоанн — он соответствовал, а мы, жалкие грешники, что мы можем?». Но мне кажется, что это совершенно ложное смирение: объявив себя «жалким и ничтожным», прекратить всякие попытки стать другим. Ведь и отец Иоанн, и иные наши духовные светильники — изначально такие же несовершенные и грешные люди, как и мы.

Но главное для нас как носителей миссии выражено, скорее всего, в словах апостола Павла из Первого послания к Коринфянам: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так, что могу и горы переставлять, а не имею любви — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (13 , 1-3).

Журнал «Православие и современность» № 31 (47)

Гроза двенадцатого года
Настала
кто тут нам помог?

Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?

А.С.Пушкин. Евгений Онегин


Отечественная война 1812 года изумила прежде всего само русское общество. За отчизну готовы были драться и умереть, но такой чудесной и скорой победы над лучшим полководцем мира не ожидал никто. Помощь свыше казалась наиболее разумным объяснением случившегося. Недаром на памятной медали в честь окончания войны были выбиты слова: «Не нам, не нам, а имени Твоему». Почему же победа над Наполеоном представлялась современникам необъяснимым чудом?


Чтобы вполне оценить опасность, которая угрожала тогда нашему отечеству, надо принять во внимание соотношение сил. Мы привыкли к тому, что Россия превосходит по численности любую страну Европы и обычно думаем, что так было и в прошлом. Но в начале XIX века демографическая ситуация была совершенно другой. Франция с ее 45-миллионным населением была тогда гораздо более населенной страной, чем бескрайняя Российская империя, в которой проживало около 36 миллионов человек, причем русское население, из которого собственно и комплектовалась армия, не превышало 30 миллионов. Всего же во Французской империи насчитывалось 71 миллионов жителей (из 172 млн, населявших Европу)*. Ежегодно Наполеон мог ставить под ружьё от 300 до 400 тысяч призывников. Имея столь подавляющее численное превосходство, император французов с полным правом мог рассчитывать на успех.

*Наполеон: Избранные произведения . — М .: Воениздат, 1956 . В этом коренное отличие Отечественной войны 1812 года от Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, в которой мобилизационные ресурсы СС СР намного превосходили человеческие ресурсы Третьего Рейха и его союзников.

Общая численность сформированной им Великой армии достигала 678 000 солдат и офицеров. В ней разговаривали на 12 европейских языках, поскольку примерно половину ее составляли союзники Франции — поляки, австрийцы, немцы, швейцарцы, итальянцы, голландцы, датчане, испанцы, португальцы, хорваты и другие народы*. Помимо этих корпусов, Наполеон располагал еще полумиллионом солдат, расквартированных во Франции, Италии и Испании. Таким образом, всего он поставил под ружье 1 178 000 человек.

Этой армаде Александр I мог противопоставить 267 000 человек в первой линии обороны, из которых в основных боевых действиях приняло участие всего 150 000, разделенных к тому же на две армии. Резервы составляли около 200-250 000 человек. С военной точки зрения поражение России было предрешено.

12 июня 1812 года Наполеон дал приказание форсировать Неман — границу Французской и Российской империй. Солдатам Великой армии было зачитано воззвание, которое заканчивалось словами: «Россия увлечена роком!». В конце воззвания Александра к русской армии стояло: «На зачинающего Бог!» Россия в этой войне была слабой, но вместе с тем правой стороной.

Действительно, злой рок преследовал самого Наполеона с самого первого его шага по русской земле. Сначала ему не удалось помешать соединению двух русских армий под Смоленском. Затем были Бородино, где он остался победителем без победы, и Москва, превратившая Великую армию в сборище мародеров. Была народная война, против которой оказался бессильным его гений полководца. В конце концов Наполеон оказался выкинут из России, не потерпев формально ни одного поражения.

В начале декабря генерал Дюма (отец знаменитого писателя), командующий французскими частями на неманской переправе, увидел на другом берегу горстку изможденных людей со знаменем Империи. «Кто вы?» - крикнул он высокому человеку в эполетах. «Арьергард Великой армии, — прозвучало в ответ. — Я маршал Ней». К тому времени от Великой армии остался лишь призрак. Наполеон вывел из ледяного ада всего 18 000 человек. Вся верная ему Европа осталась погребенной в русских снегах.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: