Неисповедимы пути твои господи. Откуда возникло выражение «Пути Господни неисповедимы»? Разбор и происхождение фразы

Имеют колоссальный авторитет даже среди тех, кто предвзято относится к религиям. Обычные люди, ощутившие тяжесть своего положения, нередко прибегают к поискам утешения и надежд внутри Библейских текстов. Многие желают правильно понять смысл фразы «Пути Господни неисповедимы». Для этого необходимо проследить историю появления афоризма и его церковную трактовку.

Толкование значения в православии

Впервые фраза «Пути Господни неисповедимы» (Investigabiles viae Domini) была озвучена апостолом Павлом в Книге Нового Завета. Выражение понуждает людей принять на веру могущество справедливейшего Всемогущего Отца, знающего все события во все времена. Эта фраза обладает величайшей способностью утешать в периоды несчастий.

Читайте о библейских текстах:

Библия, Священное Писание

Рациональные материалисты считают, что эта фраза не является чистым ответом на таинственный вопрос, потому что не увеличивает степень человеческого познания. Они считают, что здесь скрыто простое утверждение о невозможности истинного познания вещей и понятий.

О православной вере:

Чтобы правильно осмыслить этот афоризм человеку необходимо понимать сказанное душой, а не беспокойным умом. Существует несколько интерпретаций, поясняющих нам суть выражения:

  1. Человек не обладает величайшим разумом, чтобы осознать абсолютность бытия, в отличие от Всевышнего, который, даже воссоздавая вселенную, не тратит своей бесконечной энергии.
  2. Невозможно узнать путь (судьбу), который Бог определил для каждой личности, существующей в природе.
  3. Церковь понимает эту фразу еще одним образом: стремление познать будущее, всегда спрятанное от нас завесой мистического запрета, является страшным грехом. Поэтому православие всегда осуждало гадания и прочие испытания судьбы.
  4. Человеческая гордыня , провоцирующая большие неприятности, постоянно наказывается могущественной десницей Господа. Ошибочно думать, что совершение каких-либо действий без разрешения и помощи Бога позволительно.

Каждый верующий должен полагаться на Всевышнего и свято чтить его всемогущество, а также проявлять благодарность за самое малое добро, которое получает. Если судьба преподнесла тяжелейшие испытания, следует проявить терпение и мужество, ежедневно читая молитвенные правила . Господь открывает завесу своих тайн тем, кто с чистой совестью проходит индивидуальный путь без уныния или хулы.

В прошлом Всевышний почитался лучше, большинство людей свято верили в Небесного Отца и знали, что посланная им судьба справедлива, и просить другой жизни кощунственно. Верующие понимали: праведный путь, данный Всемогущим Господом, непременно ведет душу к очищению и воссоединению с Абсолютом.

Господь никогда не покидает своих детей, даруя все необходимое для завершения цели

Сегодня людьми овладела гордыня, которая стимулирует думать, что высшие силы не вершат судьбы. Бо́льшая часть человечества надеется только на собственные силы, совершенно игнорирую Священные Писания и существование Единого Творца. Гордецы строят планы, касающиеся только их эго. Однако когда хрупкие надежды разбиваются о волны мироздания, люди начинают искать поддержки и утешительных слов.

Важно! Источником этого великого афоризма о путях Господа являются сказанные апостолом Павлом слова в послании к римлянам. Святитель здесь изумляется безграничным величием и нескончаемой премудростью Божественного Провидения.

Господь никогда не покидает своих детей, справедливо даруя им все необходимое для завершения определенной цели. Апостол говорил, что пути Бога невозможно проследить, постигнуть умом, в них нет никакого следа, который мог бы дать нам возможность распознать великий замысел.

Притчи, помогающие понять смысл изречения

«Пути Господни неисповедимы» - перефразированное выражение из Нового Завета, которое является для человека моральным утешением в трудные моменты жизни. Эти слова поддержки часто слышат из уст мудрых и спокойных людей, священников.

Человек должен всецело положиться на Творца, не впутываясь в бесполезные спекуляции, потому что самые горестные происшествия способны перерасти в большую радость, и наоборот.

Господь открывается тем, кто с чистой совестью проходит свой путь

Притча о справедливости

Жил один старец, прошедший долгий путь страданий и мимолетных наслаждений. Он не желал мириться с мирской несправедливостью и внутренним голосом взывал к Богу, требуя объяснений. Однажды к нему явился ангел, повел забраться на крону дерева и понаблюдать за всем происходящим на земле.

Вскоре старец увидел всадника, потерявшего мешочек с золотом. На следующее утро это богатство обнаружил отдыхавший под деревом простой крестьян. На третий день сюда пришел нищий и нашел обед, оставленный счастливым фермером. Однако вскоре вернулся жестокий всадник и одним ударом меча убил бездомного, считая его тем, кто украл золото.

Старик спустился на землю в глубоком разочаровании и решил отречься от Отца из-за показанной жестокости. Ангел же милосердно объяснил суть происшедшего. Он дал понять, что всадник - это циничный сборщик податей, работа которого состоит в разорении народа. А нищий - бывший разбойник, моливший Господа о прощении его чудовищных грехов. Фермер же с помощью этих денег получил возможность рассчитаться с долгами и прокормить семью.

О православных символах:

Притча об отшельнике

Долгие годы одинокий и праведный монах молился в своей пещере. Его ум был беспокоен, ему хотелось проникнуть в тайны бытия и получить сакральные знания. Во сне к монаху пришел странный человек, позвавший его с собой. Дорога длилась три дня и принесла только огорчения, как показалось вначале.

В первые часы пути спутник монаха забрал из дома простого крестьянина золотую чашу - подарок соседа в честь долгожданного примирения. На второй день путеводитель сжег хижину приютившего их бедняка. А в последние часы он сбросил в реку юношу, который вызвался быть провожатым.

Монах негодовал, но спутник был непоколебим и отсылал к фразе «Пути Господни неисповедимы». Вскоре замысел происшествий раскрылся: золотая чаша была цинично отравлена; на пепелище хижины бедняк обнаружит клад, спрятанный его предками; а погибший юноша стал бы кровожадным разбойником по наущению жестокого отца. Последний изменил свои взгляды после смерти единственного сына и встал на праведный путь.

После пробуждения монах осознал могущество Высшего Разума.

Видео беседы с батюшкой. Пути Господни неисповедимы

“Пути Господни неисповедимы” – в чем смысл известной крылатой фразы? Кто был её автором? На эти вопросы Вы сможете найти ответ, прочитав статью на Правмире.

“Пути Господни неисповедимы” – кто автор фразы?

На самом деле, автором выражения, которое “ушло в народ” является никто иной, как апостол Павел: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его ! (Рим.11:33).

“Пути Господни неисповедимы” – смысл этих слов заключен в том, что человеческий разум не имеет возможности полноценно осознать ход исторических событий и понять причинно-следственные связи даже в собственной жизни. Лишь Господь знает Свой замысел о мире и о каждом из нас.

Апостол Павел не говорил о том, что за замыслом Господа надо следить, а восхищался мудростью Творца. Блаженный Феофилакт говорил о послании апостола: «О путях же не сказал: непостижимы, но: неисследимы, то есть не могут даже быть исследуемы. Пути Его, то есть способы домостроительства, не только не могут быть постигнуты, но даже исследованы, то есть нельзя даже видеть следа их» .

“Неисповедимый” на старославянском языке так говорили не о поступке, которое нужно исповедовать, а о чем-то, что невозможно выразить словами или познать. Фактически “неисповедимо” в данном случае – синоним слова “неисследимо”.

Известные слова встречаются и в Отечнике: «Рассказывают, что авва Антоний, будучи однажды приведен в недоумение глубиною домостроительства Божия (управления миром) и судов Божиих, помолился и сказал: “Господи! Отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою?” Долго был он занят этим размышлением, и пришел к нему глас: “Антоний! Внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это душевредно”» .

«Бедственно любопытствовать о глубине судеб Божиих, ибо любопытствующие плывут в корабле гордости», – писал Преподобный Иоанн Лествичник.

Та же мысль часто встречалась в произведениях древних писателей. Сюжет трагедии Софокла (496-406 гг. до н. э) “Царь Эдип” также строится вокруг непредсказуемости и неотвратимости Божественной воли.

На латыни фраза “пути Господни неисповедимы”, глубокий смысл которой помогает людям пережить тяжелые испытания до сих пор, звучит как Investigabiles viae Domini или Viae Domini imperceptae sunt.

Существуют известные притчи, раскрывающие смысл фразы:

Спасение после крушения корабля

Потерпев крушение, корабль затонул неподалеку от острова. Выжил лишь молодой мужчина, который подплыл к острову и стал ждать спасения счастливый, что выжил.

День за днем он ждал и молился, но помощи все не было.
В один из дней он возвращался в дом, который построил и увидел, что дом горит. Сгорело и все имущество, которое он использовал для жизни на острове.

Мужчину охватили ярость и отчаяние.

Я столько дней здесь молился! Я просил Тебя! – Обратился он к Господу, – Ты же не только не спасаешь меня, но отнимаешь все, что у меня было.

В изнеможении он заснул рядом с пепелищем.

Следующим утром мужчина проснулся и увидел на горизонте корабль, который подплыл и забрал его с острова. Он спросил у капитана: “Как вы меня нашли? Я ждал столько дней”. “Мы увидели большой костер на острове”, – ответил капитан.

О справедливости

Жил один старец, который мучился вопросом: “Почему одни становятся бедными, а другие богатыми? При этом бедняки часто одарены, а в богатых семьях растут обычные люди, которым просто повезло?”. Он часто задавал этот вопрос Богу и однажды Бог послал к старцу своего ангела. Ангел поместил старца на высокое дерево и велел три дня наблюдать за тем, что происходит вокруг.

В первый день старец увидел всадника в дорогих одеждах и сверкающих латах. Всадник проскакал мимо на вороном коне и обронил мешок.

На второй день к тому же месту пришел пообедать фермер. Он увидел мешок, раскрыл его, в мешке было золото. Фермер бросил свою еду и скорее убежал с мешком.

На третий день появился нищий странник, который обрадовался еде и сел ее есть. Тут вдруг появился богатый всадник. Решив, что странник забрал его золото, всадник пытал странника, но, ничего не добившись, убил его.

Старец был возмущен, он сказал “я должен был увидеть высшую справедливость, но увидел еще больше несправедливости”. Тогда к нему снова явился ангел, чтобы растолковать смысл увиденного. Ангел сказал: “Всадник был сборщиком податей. Его гнала прочь жадность, поэтому он потерял свой мешок. Фермер был разорен со злым умыслом. Если бы он не нашел мешок, погибла бы вся его семья. Нищий в молодости совершил страшное убийство, он раздал имущество и бродил по свету в поисках мученической смерти, моля о том, чтобы мученическая кончина искупила его тяжкий грех. Всадник, убивший его, от мук совести перестанет собирать подати и обратиться к Богу”.

Нам часто трудно понять и принять многие события, которые происходят в нашей жизни, особенно, в тот момент, когда мы находимся внутри этих событий. Но проходит время и мы понимаем, что то, что казалось в тот момент несчастьем на самом деле было полезным для нас. Мы хотим чего-то, стремимся к этому, но почему-то не получаем. А через время понимаем, что это «что-то» на самом деле было нам не нужно. Просто мы не можем знать наверняка, что для нас лучше, что для нас полезнее.

Вот только один пример. Моя подруга поступала в политехнический институт. И не поступила. Это было трагедией в тот момент. Ей «пришлось» пойти в экономический. Но к тому моменту, когда она закончила университет, всем были нужны только бухгалтеры, а инженеры были вообще не востребованы (это были 90-е). Вот как позаботился о ней Бог. Но увидеть и осознать этот промысел Божий можно только через время.

При этом не следует думать, что всё предопределено и мы не можем ничего изменить. Это заблуждение. Наша жизнь зависит от нас, от нашего выбора и наших решений. И каждое следующее событие или обстоятельства появляются в зависимости от наших предыдущих решений. Но как принять правильное решение? Об этом можете прочитать в этой статье ?

Притча о молодом монахе, который хотел узнать, почему пути Господни неисповедимы

Однажды молодой монах решил пойти в далекую страну к мудрому, прозорливому старцу, чтобы тот растолковал ему, что значат слова ПУТИ ГОСПОДНИ НЕИСПОВЕДИМЫ. Путь был дальним и опасным и поэтому он стал искать попутчика. По дороге он встретил старого монаха и узнал, что тот тоже идёт к тому же старцу. Дальше они путь держали вместе.

После долгого пути два монаха вышли к большой реке и увидели дом на ее берегу. Попросились переночевать. Хозяин дома оказался благочестивым и гостеприимным купцом. Он накормил путников и дал им ночлег. Утром, провожая путников, хозяин вынес им на серебряном блюде провизию в дорогу. Молодой монах стал благодарить гостеприимного хозяина, а старый монах вдруг неожиданно схватил блюдо и выбросил его в реку . Хозяин дома горько заплакал и ушел, а молодой монах стал укорять старого в неблагодарности.

Следующую остановку они сделали в еще более богатом доме. Хозяин его также тепло и гостеприимно встретил путников. Утром, провожая их, хозяин дома попросил старого монаха благословить его сына . Тот же вместо этого схватил молодого человека и задушил его . Молодой монах пребывал в недоумении и уже ничего не спрашивал у своего попутчика.

Последнюю остановку они сделали в заброшенном доме в лесу. Дом укрыл их от дождя . Но утром старый монах разрушил дом до основания . Молодой монах стал упрекать его, что теперь путники не смогут укрываться от дождя и получить ночлег. Но старый монах ничего не ответил.

Когда они пришли к прозорливому старцу, молодой монах рассказал ему о злых и непонятных поступках старого монаха. На что старец ему ответил: «Неужели ты не понял, что тебя сопровождал не монах, а сам Бог!»

  • Серебряное блюдо Он выбросил, потому что хозяин дома, принявший Вас был действительно благочестив и это блюдо было единственным, что было приобретено им обманом . Но по слабости человеческой он никак не мог избавиться от него. Когда он заплакал, он был рад тому, что избавился от блюда и пошел искренне каяться в этом своём грехе.
  • Сына доброго и богатого хозяина Он забрал в тот момент, когда он еще был молод и чист. А если бы он оставил его в живых, то богатство отца и блуд погубили бы его душу . За что в ответе были бы оба, и отец, и сын.
  • Дом Он разрушил, потому что принадлежал тот дом разбойникам. В стенах дома разбойники хранили награбленные сокровища. Многие люди искали в лесу этот дом. И если бы дом остался цел, многие бы нашли его и золото погубило бы души многих .

Одному из философов принадлежит мысль, что даже если бы Бог открыл нам все тайны мироздания, мы того всё равно не смогли бы вместить . Потому что все события, происходящие во вселенной и с нами, можно сравнить с бушующей бурей в океане . Нас можно сравнить с пассажиром корабля, который несётся сквозь эту бурю . Этот пассажир, выглядывая в узкую щель, может видеть только узкую полоску 9-го вала бушующего океана. Так и мы не можем объять необъятное. Но всё-таки можем видеть и понять хотя бы малую толику того, что Бог хотел бы нам открыть. Надо только захотеть!

Ведь мы знаем, что многие аскеты, например, монахи и философы древности, смогли достичь прозорливости и вИдения того, что недоступно нам, обычным мирянам.

Мы никогда не знаем, что для нас лучше. Поэтому в традиции, и западных, и восточных религий правильным считается в молитве не просить что-то конкретное у Бога, а благодарить за то, что у нас есть и просить послать то, что лучше для нас. Только Бог знает, что лучше для нас!

Мой духовный отец — монах — советует, если что-то просишь, говорить такую христианскую молитву: «Твори волю Твою, Господи!»

Думаю Вам тоже понравилась эта редкая притча. Которая так ярко объясняет, что не стоит спешить плакать и огорчаться по поводу того, что случается с нами . Лучше принять всё это. Потому что со временем становится ясно, что для нас это было лучше!

Посмотрите замечательное видео в конце статьи ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ. Этот клип всего за несколько минут заставляет задуматься и показывает, действительно, как трудно быть Богом.

Желаю всем не сдаваться, верить в себя и в людей!

Радоваться тому, что есть, радоваться жизни, любить и прощать всех людей!

Клип (7 минут) Как трудно быть богом!

После приветствия задаю слушателям одну библейскую загадку: кто из героев Библии три раза говорил неправду, и Бог был с ним, а как только один раз сказал правду – Бог оставил его. Для ответа всего лишь откроем книгу Судей 16:4-22.

Давайте теперь обратимся к 11-й главе книги Иова, стихи 7-8. «Можешь ли ты исследованием найти Бога…» Об этом же мы сможем прочитать и в послании к Римлянам 11:33 « …как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!»

В книге Иисуса Навина мы можем прочесть о Раав-блуднице (И. Навина 2:1 и 6:16-24), во 2-й книге Царств 11-й главе о Давиде и Вирсавии.

В этом удивительном сне к нему подошёл какой-то человек и просто потребовал, чтобы монах отправился с ним. Они тут же, без долгих сборов, ушли из пристанища этого отшельника, а вечером заночевали в отдалённой деревне у какого-то человека, который поделился с ними великой радостью. Между ним и его соседом была давняя вражда, не просматривалось никаких путей, чтобы помириться, никаких точек соприкосновения, но буквально сегодня (вот в этот день) сосед пришел к нему с миром и в знак примирения подарил ему золотую чашу.

Но утром, когда оии отправились в путь, отшельник очень удивился, когда его спутник показал ему прекраснейшую чашу, украденную им у этого гостеприимного хозяина. Опешив от подобного коварства, монах едва открыл рот, как этот человек строго сказал ему: «Молчи, это пути Божии…»
Так они прошли ещё целый день и к вечеру подошли к одной едва не падающей от ветхости хижине. Им казалось неудобным беспокоить такого бедняка, но хозяин очень дружелюбно принял их и даже угостил тем, что сам имел на ужин – миской постной похлёбки.

На следующий день, когда они снова отправились в путь, отшельник увидел, что его спутник немного поотстал. Когда же он услышал шаги своего попутчика, то, обернувшись, увидел, как горит хижина, в которой им довелось переночевать. На прямой вопрос этот непонятный спутник ясно ответил, что это он поджёг хижину. Огорченный таким его поведением, отшельник хотел отвернуться и уйти от него, но тот снова произнёс вчерашнюю фразу: «Пойми, это пути Божии…»

Молча шли они дальше, и отшельник рассуждал про себя – ну, как же это может быть Божьими путями, Бог бы так никогда не поступил!
Вечером им пришлось заночевать в первом попавшемся доме, хотя взгляд угрюмого хозяина вовсе не вызывал доверия. Но быстро стемнело, и они всё же остались на ночлег в этом доме. Им казалось, что этот человек вряд ли способен на что-то доброе, следовало, судя по всему опасаться этого хозяина. Лишь ненадолго его лицо просветлело, когда он обратился с какой-то просьбой к сынишке, возившемуся в углу. Прошла ночь, и на следующее утро спутник нашего монаха попросил хозяина, чтобы мальчонка проводил их до главной дороги в этой местности.

Хозяин долго не соглашался, но всё же был вынужден отпустить малыша с ними. Через некоторое время они подошли к узкому мостику, переброшенному над горной речкой. А, если быть более точным, это были всего несколько жёрдочек, внизу же порогами и водопадами шумела и клокотала река. Отшельник рискнул идти первым.
Достигнув противоположного берега, он обернулся. О ужас! Его спутник столкнул мальчика в бурлящий поток. Шум потока заглушил его предсмертные крики, а вскоре он совсем скрылся из глаз.

Совершенно возмущённый монах закричал в сердцах: «Да ты – сам сатана! Я больше не сделаю вместе с тобой ни шагу…» Но спутник и в этот раз повторил ему:
«Молчи, это пути Божии!» При этом неописуемый небесный свет озарил его лицо.

Желая успокоить отшельника, он продолжал говорить – «Ты хочешь знать причину эти событий?! Да, я забрал в первом доме чашу, так как примирение было притворным, а чаша – отравленной. Едва хозяин попытался бы воспользоваться ею, как тут же погиб бы на месте. Не ясен был тебе и второй случай. А он ещё проще…

В мусоре сгоревшей хижины хозяин должен найти драгоценные камни, оставленные кем-то из его предков. Они помогут бедняку, и отстроить новый дом, и начать новую, на сей раз безбедную жизнь. Вот теперь и сегодняшнее происшествие. Хозяин из любви внушил бы мальчику стать таким же, как и он, разбойником и убийцей.
Скорбь же о потерянном сыне ещё может помочь ему измениться, будет отцу в благословение. Не так ли?.. Видишь, у Бога в каждом случае были добрые и мудрые намерения, хотя тебе они были непонятными и даже казались неугодными Богу».

Закончив свой рассказ, таинственный спутник (а это был ангел Божий!) просто растворился в воздухе. Отшельник проснулся со слезами на глазах. Этот сон научил его доверять Богу, не пытаясь рассуждать и осмысливать Его, Божьи, поступки.

Напоследок мне хотелось бы привести вам ещё один пример из Библии. Откроем Бытие, 43-ю главу. Домоправитель, начальник над домом Иосифа беспрекословно принимал повеления хозяина. «Брось этих людей в темницу!» или «Пойди, пригласи их обедать со мной!» или «Возврати им их серебро!» или «Приведи их скорее обратно!..» Он умел доверяться и принимать все решения и просьбы, какими бы странными и противоречивыми они бы не выглядели на первый взгляд. Много позже он узрел великий план Божий в отношении Иосифа. Я думаю, что каждый из нас должен выработать в себе эту важную привычку – в доверии Господу идти до конца. Не зря же в Послании Иакова написано – «Человек с двоящимися мыслями не твёрд во всех путях своих». (Иакова, 1:8)

Здравствуйте! Очень бы хотелось узнать: откуда возникло выражение: «Пути Господни неисповедимы» и что оно означает.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Источником этого афоризма являются слова св. апостола Павла: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его ! (Рим.11:33).

Апостол изумляется величием и премудростью Божественного Промысла, который непостижимыми для человека путями ведет человечество к предназначенной Им от века цели. «О путях же не сказал: непостижимы, но: неисследимы, то есть не могут даже быть исследуемы. Пути Его, то есть способы домостроительства, не только не могут быть постигнуты, но даже исследованы, то есть нельзя даже видеть следа их» (блаж. Феофилакт). Славянское слово неисповедимый значит «невыразимый словами», «неизреченный».

О путях Божественного Промысла мы знаем в той мере, в какой Сам Господь нам открывает для нашего спасения. Все, что сверх этого, сокрыто в бесконечной Премудрости Божией. «Рассказывают, что авва Антоний, будучи однажды приведен в недоумение глубиною домостроительства Божия (управления миром) и судов Божиих, помолился и сказал: “Господи! Отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою?” Долго был он занят этим размышлением, и пришел к нему глас: “Антоний! Внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это душевредно”» (Отечник ).

В наш век, когда смирение является редчайшей добродетелью, часто встречаешь людей, которые самонадеянно оценивают пути Господни. Это происходит от скрытой или явной гордости. «Бедственно любопытствовать о глубине судеб Божиих, ибо любопытствующие плывут в корабле гордости» (Преп. Иоанн Лествичник).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: