Новодевичий монастырь история для детей. Изразцовая печь в Лопухинских палатах

Склон, на котором был поставлен монастырь, вел вниз от города к Лужникам. Изначально стены и башни монастыря были деревянными, но высокими и очень красивыми. Главный собор монастыря – в честь Смоленской Иконы Божией Матери – был возведен в 1525 г. По некоторым данным, его приписывают работе Алевиза Нового, но другие исследователи полагают, что строил его зодчий Нестор, погибший при строительстве.

Первой настоятельницей монастыря была Елена Девочкина из Суздаля, причисленная впоследствии к лику святых. Здесь принимали постриг только знатные женщины – представительницы царского или дворянских родов и при поступлении сюда жертвовали значительные средства на монастырь. Здесь приняла постриг дочь царя Михаила Федоровича царевна Татьяна, вдова царя Феодора Иоанновича Ирина Годунова, сёстры Петра I Екатерина и Евдокия, здесь же содержалась и первая жена Петра I Евдокия Лопухина. Для многих из них Новодевичий стал темницей.

При царевне Софье Алексеевне здесь развернулось новое грандиозное строительство. Практически весь ансамбль монастыря, за исключением старого собора, стен и Ирининых палат, выполнен в новом для того времени стиле московского барокко. За очень короткое время появились высокая колокольня (приписываемая зодчему Якову Бухвостову), надвратные церкви на северных и южных воротах, трапезная палата с Успенским храмом. По злой иронии судьбы, царевна Софья столь много сделавшая для этого монастыря стала в нем узницей - в 1689 г. по приказу Петра I она была заточена в Новодевичий монастырь и насильственно пострижена в монахини под именем инокини Сусанны.

После стрелецкого бунта, последовали казни стрельцов, причем Петр, дабы продемонстрировать свою окончательную победу в борьбе за власть приказывал вешать стрельцов под окнами Новодевичьего монастыря. Вот как об этом пишет историк Николай Костомаров: «Этим занимались, по приказанию царя, бояре и думные люди, а сам царь, сидя на лошади, смотрел на это зрелище. В разные дни под Новодевичьим монастырем повесили 195 человек прямо перед кельями царевны Софьи, а троим из них, висевшим под самыми окнами, дали в руки бумагу в виде челобитных». Говорили и то, что здесь, на льду Новодевичьего пруда, Петр лично рубил головы восставшим стрельцам. Отрубить голову не всегда удавалось с первого раза, а поэтому многие стрельцы умирали в страшных муках и страданиях. До сих пор пруд пользуется дурной славой, так как души замученных стрельцов бродят в окрестностях, находясь в бесконечном поиске своих мучителей.

С именем опальной царевна в Новодевичьем монастыре связана еще одна легенда: если приложиться к белокаменным стенам Софьюшкиной башни и загадать романтическое желание, то оно обязательно потом сбудется. По поверью души заточенных монастырских узниц до сих пор здесь обитают и помогают всякому пришедшему к этим стенам. В 1724г. при монастыре был открыт приют для девочек-подкидышей на 250 человек. Девочек обучали плетению голландских кружев мастерицы, выписанные Петром I из Брабанта.

Во время Отечественной войны 1812 года монастырь едва не погиб. В начале сентября здесь разместились на постой французские солдаты, а вскоре пожаловал и сам Наполеон. Не сходя с лошади, он осмотрел монастырь, приказал взорвать церковь во имя Иоанна Предтечи и уехал. В ночь с 8 на 9 октября, когда наполеоновская армия бежала из Москвы, непрошеные постояльцы Новодевичьего перед уходом прилепляли к деревянным иконостасам зажженные свечи и кидали их в разбросанную повсюду солому. В подклете Смоленского собора монахини обнаружили раскупоренные бочонки с порохом, на которых лежали тлевшие фитили. Считанные секунды оставались до губительного взрыва, но монахини успели загасить фитили и потушили пожар в монастыре.

А потом оказалось, что опасность была еще более страшной, и что несостоявшийся поджог был не простым актом вандализма. Существует такая легенда: потрясенный красотой русской столицы Наполеон не хотел отступать из Москвы, не уничтожив ее достояния. Особенно это касалось Новодевичьего монастыря – Наполеон заявил, что не уйдет пока своими глазами не увидит его гибели. Будто бы он долго стоял на Воробьевых горах, ожидая огненного зарева на другом берегу Москвы-реки. И тогда один москвич, имевший владение рядом с монастырем, запалил свой дом. Огонь полыхал так сильно, что император решил, будто это горит Новодевичий, и покинул Москву. В 1909 году, тоннель, ведущий от монастыря к Москве-реке – видимо предназначавшийся для сообщения с внешним миром во время осад.

После 1917 года, когда наступили времена воинствующего атеизма, Новодевичий монастырь не избежал скорбной участи. В 1922 г. монастырь был закрыт, и новые хозяева начали с того, что открыли в нем «Музей раскрепощения женщины». В 1926г. его преобразовали в Историко-бытовой и художественный музей. Часть зданий отдали под немузейные нужды: в кельях разместили ясли, общежитие Наркомпроса, прачечные, в трапезной устроили гимнастический зал. С 1939 по 1984 гг. в монастыре жил и работал знаменитый историк-реставратор П.Д.Барановский, чьими силами были спасены от гибели многие памятники отечественной культуры.

В 1930-х годах территорию монастыря было решено реконструировать, превратив в сквер с зелеными газонами и асфальтовыми аллеями. В некрополе Новодевичьего монастыря до его «реконструкции» было свыше 2000 захоронений, после реконструкции осталось около сотни. Большая часть надгробий была снесена, а о месте расположения могил все забыли. По-прошествии некоторого времени начали внезапно появляться воронки в земле. Грунт оседал, а стены некоторых более современных построек покрывались трещинами. О многих старых захоронениях и склепах никто не помнил, а тем более нигде не сохранились карты и планы с указанием мест этих захоронений. Однажды под землю рухнула одна из сотрудниц музея - ни о чем не подозревавшая женщина провалилась в склеп с пятью гробами. После обследования территории монастыря, геофизиками была составлена карта с подробным указанием 20-ти максимально опасных районов.

На месте некогда гигантского монастырского кладбища стоит сейчас лишь несколько надгробий. Уничтоженный большевиками местный некрополь попытались восстановить наши с вами современники, но памятники, которые удалось найти в укромных уголках Новодевичьего, расставили не там, где они стояли изначально. Никто не знает – где находятся могилы… Об этом известно лишь тем, кто в них похоронен. Среди монастырских старожилов ходят слухи, что местонахождение каждой могилы определяется лишь ночью – по слабому свечению из-под земли... На монастырской территории сохранились могилы героя войны 1812 года и поэта Дениса Давыдова, декабристов князя Сергея Трубецкого, создателя «Союза спасения» А. Н. Муравьёва и подполковника М. И. Муравьёва-Апостола, покоятся поэт А. Н. Плещеев создатель сиротского приюта Николай Рукавишников, командующий юго-западным фронтом генерал А. А. Брусилов.

В ХХ веке появилось «новое» Новодевичье кладбище – за монастырской стеной, с южной стороны. Оно стало одним из самых престижных мест захоронений – в Советском Союзе – после кремлевской стены. Здесь похоронен Н.В. Гоголь - в 1930-е годы его прах перенесли сюда из закрытого Даниловского монастыря – и это еще более увеличило количество легенд, связанных с этим место – всем известная скандальная история об исчезновении черепа великого писателя…

По иронии судьбы на Новодевичьем кладбище покоятся рядом палачи и их жертвы. Здесь похоронены сотни тех, кто прошел все круги гулаговского ада, тюрьмы и лагеря - главный маршал авиации Новиков, академики, Туполев, Ландау, поэты Заболоцкий, Смеляков. И здесь же лежат те, кто выполнял волю вождей. Например, соратник Сталина Лазарь Каганович. Разрешение покоиться на Новодевичьем ему должны были подписать автоматически, так как партстаж покойного перевалил за 50 лет, но к моменту своей смерти он лишился партбилета, проиграв в 1957 году схватку за власть вместе с Молотовым и Маленковым. Дочь покойного в своем письме к властям не стала перечислять все регалии отца, лишь попросила разрешения похоронить пожилого человека в одной могиле с его женой. Остается лишь закончить рассказ стихотворной строкой: «От коммуниста и до дворянина недвижны все до Страшного Суда»...

Aдpec: г.Mocквa, Hoвoдeвичий пpoeзд, дoм 1. Как доехать: м. Cпopтивнaя, автобус 64, 132, троллейбус 5, 15. Или oкoлo 10 минyт пeшкoм - сначала идти по улице Савельева, потом пересечь сквер, затем по Учебному переулку выйти прямо к обители. Время посещения: - вход на территорию с 10:00 до 17:00 ежедневно. Вход свободный. - музеи работают с 10:00 до 16:30 ежедневно, вторник - выходной день, первый понедельник каждого месяца санитарный день. Вход платный: 300 р. - взрослый билет, 100 р. - льготный (школьники, пенсионеры).

Москва по концентрации духовных ценностей и памятников архитектуры ничем не уступает ведущим европейским городам, а может даже и в чем-то превосходит. Во-первых, не нужно визы, чтобы посетить этот замечательный город - столицу Российской Федерации с многомиллионным населением и вековым наследием современности в виде архитектурных сооружений, построенных много веков тому назад. Во-вторых, только будучи в Москве можно по-настоящему понять, насколько красивой может быть архитектура XVI-XVII веков, сохранившаяся и дошедшая до наших дней и нашедшая отражение в церквях, соборах, монастырях и других не менее важных сооружениях. В экскурсионной программе по Москве обязательно должен присутствовать Новодевичий монастырь, один из самых старейших и красивейших действующих женских монастырей.

История создания

Обет Василия III - начало пути строительства монастыря

Князь Василий Темный совместно с князем Казимиром заключили соглашение, согласно которому Москва отказывалась от владения смоленскими землями и Смоленском. Договор был заключен в 1449 году, но уже при властвовании Василия Третьего во время русско-литовской войны были совершены попытки присоединить Смоленск к Москве. Так как в это время город находился под управлением литовцев. Именно тогда в 1514 году Василий Третий дал обещание, что если присоединит к Москве Смоленск, возведет он в честь этого важного для него события женский монастырь. Взятие Смоленска началось 29 июля 1514 года, Литовский гарнизон не устоял перед напором русских солдат и уже 31 июля жители города давали присягу князю Московскому. Первого августа Великий князь приехал в Смоленск, где в честь этого события была вынесена чудотворная Смоленская икона.
Свое обещание великий князь сдержал и уже 13 мая 1524 года был возведен Новодевичий Монастырь во главе с соборным храмом в ознаменование Смоленской иконы. Место для строительства было выбрано знаковое - на Девичьем поле в излучине Москвы-реки, где в свое время москвичи возвращали в 1456 году икону Смоленску. Для строительства князем было выделено 3000 рублей, также обитель в будущем полностью освобождалась от поборов и податей в государственную казну. В 1525 году был организован целый крестный ход в честь переноса Смоленской чудотворной иконы из Кремля в монастырь.
Сегодня однозначно сказать, что стало причиной строительства монастыря, сложно. По одной из версий - после отвоевания Смоленска у литвинов князь Василий исполнил данный ранее обет, что в случае взятия города, он возведет в честь этого события в Москве Монастырь. Однако есть и еще одна версия, согласно которой монастырь был построен как пристанище для жены князя Василия - Соломонии, с которым та расторгнула брак. Бракоразводный процесс, к слову, пришелся аккурат на период начала строительства монастыря.
Сложно ответить, почему монастырь назвали Новодевичьим. По одной версии - у первой настоятельницы монастыря была фамилия Девочкина, по второй версии - обитель предназначалась исключительно для девиц, третья версия - в месте будущего строительства во времена правления Золотой Орды шел регулярный отбор самых красивых и титулованных девушек для главенствующих особ в качестве дани от Руси.
Первая версия - обитель была построена в ознаменование взятия Смоленска и названа в честь главной святыни города иконы Божией Матери "Одигитрия" - самая правдоподобная. Но исключать другие тоже не стоит. После возведения монастыря здесь часто можно было увидеть царских особ: дочери великих людей проходили в обители процедуру пострига, а Иван Грозный поселил здесь свою невестку - вдову старшего сына Ивана, а также вдову младшего брата. В свое время в Новодевичьем монастыре проживали Борис Годунов со своей сестрой - царицей Ириной Годуновой, которая переехала жить в обитель сразу же после смерти своего мужа. Некоторое время монастырь был своеобразной резиденцией царицы, где она отдавала приказы, подписывала грамоты, принимала бояр, иными словами выполняла царскую работу. Многие представительницы женского рода боярских, княжеских семей были послушницами монастыря. Правда, не все они приходили в это духовное место по своей воле. К примеру, сестра Петра Первого - сестра Софья - прошла процедуру пострига в монахини насильно. Брат принял такое решение в отношении сестры после прошедшего Стрелецкого восстания. Чуть позже в монастырь насильно были сосланы и остальные сестры Софьи. К слову, показательная казнь в отношении стрельцов проходила прямо у стен монастыря. К слову, Софья активно участвовала впоследствии в строительстве и финансировании основных зданий духовной обители. На деньги царевны были возведены Успенская церковь, трапезная, церковь Преображения Господня и церковь Покрова Богородицы.
Через два года после заточения Софьи была построена колокольня в стилистике московского барокко, которую многие называли и считали одной из самых красивых и выдающихся колоколен во всей Москве.
Немалоизвестной монахиней была и Евдокия Лопухина - супруга Петра Первого, которую насильно постригли в монахини и сослали в Суздаль в женский монастырь в 1698 году и только через двадцать девять лет она вернулась в Москву в Новодевичий Монастырь по разрешению своего внука Петра Второго. Палаты, где жила Евдокия Лопухина после ее смерти стали называться Лопухинским корпусом. Евдокии вернули звание царицы специально изданным указом и назначили годовое содержание в 4500 рублей, позже Петр Второй распорядился увеличить ей содержание и выплачивать в год около шестидесяти тысяч рублей. Умерла Евдокия Лопухина в 1731 году и была захоронена с южной стороны Смоленского собора. Там же захоронены царевна Софья и ее родная сестра - Екатерина. Пристанищем для представительниц царской семьи и местом их заточения монастырь служил практически двести лет.
Название "новодевичий" появилось не с проста. В момент появления обители на территории сегодняшней Москвы уже действовал Зачатьевский монастырь, который в те времена именовался Стародевичьим. Поэтому, с названием нового монастыря решили не мудрить и назвать Новодевичьим.
Практически все строения датируются XVI-XVII веками. Изменений с момента возведения и до наших дней практически никаких внесено в архитектуру не было. Сохранность монастыря и построек, ему принадлежащих - исключительна, что было оценено международными ассоциациями и внесено в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Самый богатый монастырь XVII века в России!

В XVII веке обитель считалась одной из самых богатых в России - на постриг приходили достаточно знатные по тем временам представительницы царских семей, вносящие в качестве пожертвований драгоценности, серебряные монеты, жемчуг и другие дорогостоящие вещи. Война 1812 года не сказалась на монастыре, который полностью сохранился во время наступлений наполеоновской армии. За сохранность обители рьяно боролись жившие в ней монахини. Предание гласит: Наполеон, отступая, установил в монастыре пороховые бочки и поджег фитили, однако женщины вовремя сумели затушить фитили и воспрепятствовать взрыву и уже начинающемуся пожару. Обитель действующая, поэтому посетить ее может каждый желающий. С 2010 года в монастыре работает церковный музей, а также располагается резиденция митрополита Ювеналия - митрополита Коломенского и Крутицкого, управляющего Московской областной иепархией с 1977 года.

Икона Богородицы "Одигитрия" - как переходящий символ веры, надежды, силы

В переводе с греческого языка " Одигитрия" означает - наставница, путеводительница. Именно так назывался образ Божией Матери, написанный в древние времена Лукой и хранившийся долгое время в греческом храме Одигон.
Впервые в Россию икону Богородицы привезла в XI веке царевна Анна - дочь византийского императора Константина Девятого. Именно этой иконой отец благословил девушку, вступающую в брак с князем Всеволодом Ярославичем. Впоследствии святыня стала переходить из поколения в поколение и служить оберегом для русских князей. Нередко икону отождествляли с символом преемственности поколений, родственной близости Руси и Константинополя.
В XII веке Владимиром Мономахом святыня была перевезена в Смоленск и размещена в построенном соборе Успения Богоматери. Именно с тех пор было принято решение называть икону Смоленской. А сам город считался городом Пресвятой Богородицы. Именно икона, по преданию и легендам, спасла город во время нашествия Батыя (1239 год).
В Москву икону "Одигитрию" перевезли в XV веке. На сегодняшний день существует целых три мнения (легенды) по поводу того, как икона оказалась в российской столице. По преданию, она была похищена в момент ограбления и привезена в качестве презента князю московскому Василию. Вторая легенда гласит, что эту икону передал своей дочери князь Витовт, которая была женой князя Василия. По третьей версии - последний князь Смоленска, убегая из города, забрал с собой самые ценные иконы, среди которых и оказалась небезызвестная сегодня "Одигитрия".
Икона была возвращена князем Василием Вторым Темным в Смоленск после просьбы Смоленского епископа Мисаила в 1456 году. После возврата в Смоленск икону поместили в Благовещенский собор и только практически через 80 лет она была перенесена в монастырь.

Новодевичий монастырь сегодня

Монастырь был закрыт в 1922 году и преобразован в художественный, историко-бытовой музей. Внутри помещений и покоев собрана впечатляющая коллекция икон, древнерусской живописи, тканых полотен, сохранившихся и дошедших до наших дней с шестнадцатого века. Будет интересно ознакомиться с изделиями, изготовленными из драгоценных и полудрагоценных металлов, камней в XVI-XVII веках. В музейной коллекции присутствуют документы монастыря, архивные данные, а также целая библиотека старинных книг: как рукописных, так и старопечатных. Что еще обязательно привлечет в музее, так это собрание облачений XVII-XX веков, богослужебных предметов, вкладных икон и многое другое. В Смоленском соборе до сих пор сохранилась фресковая живопись, нанесенная на стены еще в XVI веке. А великолепие и величие резного иконостаса поражает воображение даже самых требовательных к достопримечательностям туристов.
Монастырский комплекс окружен впечатляющими по высоте и мощи крепостными стенами, на которых сооружено более десяти башен. Каждая из башен отличается своей стилистикой и архитектурными особенностями. Всего в комплекс входит более двадцати пяти объектов, каждый из которых представляет особую архитектурную ценность. Большинство объектов сохранилось до наших дней в своем первозданном виде и практически не потребовало никаких реставрационных мероприятий.

Смоленский собор

Центральная часть монастыря построенный в 1525 году пятиглавый Соборный храм Смоленской иконы Богоматери. Внешне он практически ничем не отличается от кремлевского Успенского собора. В Смоленском соборе сохранился до наших дней пятиярусный иконостас, покрытый позолотой и удивляющий своей искусной резьбой. Иконостас был сделан мастерами из Оружейной палаты. Помимо основной реликвии - Смоленской чудотворной иконы, в соборе хранятся старинные святыни, принесенные в дар храму Борисом Годуновым, Иваном Грозным и другими царями, правящими на Руси.

Колокольня

В непосредственной близости находится Колокольня высотой в 72 метра со стенами, украшенными "кружевом", построенная еще под руководством царевны Софьи. В те времена Колокольня считалась одной из самых высоких и славилась своим невероятно красивым колокольным звоном. Колокола отлиты в разное время, но самым старым считается колокол, сделанный еще во времена правления Ивана Грозного. Всего в Колокольне предусмотрено шесть ярусов, однако проведенные в недавнем времени исследования подтвердили - согласно имеющимся пропорциям объект должен был быть семиярусным. Последний ярус не был достроен в связи со свержением царицы.
К Колокольне примыкает два храма: Святого апостола Иоанна Богослова и преподобных Варлаама и Иоасафа. Первый храм находится прямо под колокольней, второй - занимает средний ярус звонницы.

Преображенская церковь (находится над центральными воротами)

На сегодняшний день это действующий храм, однако, не предполагает свободного доступа туристов и прихожан. Причина проста - это домовой храм митрополита Крутицкий и Коломенский. Внешне очень красивое сооружение с большими дугообразными окнами-витражами. По стилистике храм напоминает украинский барокко и отличается торжественной "внешностью".

Лопухинские палаты

Являются продолжением Преображенского храма, возведены в конце XVII века по приказу царя Алексея для его дочери - Екатерины. Названы Лопухинскими в связи с тем, что в XVIII веке в палатах проживала Евдокия Лопухина. Палаты примечательны сохранившимися и дошедшими до наших дней в первозданном виде солнечными часами - самыми старинными в Москве. Украшением интерьера являются печи с изразцами. На сегодняшний день Лопухинские палаты являются резиденцией Ювеналия - митрополита Крутицкого и Коломенского.

Мариинские Палаты

Являются продолжением Покровской надвратной церкви, которая на сегодняшний день закрыта для посещения. Палаты отличаются белоснежными каменными стенами и возведены в XVII веке практически в тоже время что и Лопухинские палаты. Названы в честь царевны Марии - дочки царя Алексея, которая проживала в палатах в конце семнадцатого века. Первоначально палаты состояли из двух этажей, но позже был пристроен третий этаж с двухскатной крышей и напоминающий терем.

Амвросиевская церковь

Построена из белоснежного камня и сохранившаяся фактически в идеальном состоянии до наших дней. Изначально была посвящена Иоанну Предтече, затем объект прошел обряд переосвещения в честь Святого Амвросия. По историческим данным, строение неоднократно перестраивалось. Церковь совмещена с трапезной.

Палаты Ирины Годуновой

Являются продолжением Амвросиевской церкви, к которой примыкало два двухэтажных здания, одно служило в первое время трапезной. Затем после окончания строительства Успенской церкви, трапезная перебазировалась в другое здание. Другое предназначалось для проживания Ирины Годуновой. По сведению историков, два строения считаются самыми старейшими в монастырском комплексе.

Певческие палаты

Одноэтажные палаты, являющиеся самыми большими жилыми помещениями в монастырском комплексе. Изначально это были братские кельи. Чуть позже в палатах проживала наместница монастыря. В XIX веке строение было передано для проживания монахинь, которые пели в хоре.

Казначейские палаты

Здание, построенное в XVII-XVIII веках из камня. Изначально здесь находилась игуменская келья и само по себе строение было одноэтажным. Однако уже в начале XIX века была установлена деревянная надстройка с узорчатым украшением.

Палаты царевны Софьи

Сегодня в помещениях размещен музей, сам интерьер украшает печь с изразцами, выложенная еще в семнадцатом веке. В палатах очень маленькие окна. Можно сказать окошки, из которых в те далекие времена Софья наблюдала за казнью стрельцов, участвующих в Стрелецком восстании. Палаты выстроены в два яруса. Верхний - разделен на небольшие комнатки, нижний - не имеет перегородок и является одним большим помещением.

Часовня Прохоровых

Обязательно стоит посетить часовню, построенную в 1911 году архитектором В.А. Покровским. Здание является ярчайшим представителем неорусского стиля. Внутреннее убранство - очень красивые мозаики.
В монастырский комплекс на сегодняшний день входит Филатьевское училище, где в свое время воспитывали и растили осиротевших девочек и обучали их кружевному плетению.
Также в комплекс входила больница, где осуществлялось лечение и уход за русскими солдатами-ветеранами, богодельня и нескончаемые палаты царских особ: Евдокии Лопухиной, Ирины Годуновой и других величественных женщин.

Некрополь - старинное новодевичье кладбище

С момента строительства Смоленского собора он служил знаковым местом для царских особ женского пола, которые были острижены в монахини и похоронены после смерти у стен монастыря. Собор вообще служил местом, где хоронились насельницы, представители знати. В 1771 году был издан указ, согласно которому хоронить в городах было запрещено, поэтому на территории монастыря было выделено место, где городские жители проводили похороны своих усопших родственников. К началу двадцатого века свободных участков в разрешенных для захоронения местах практически не осталось, поэтому городские власти приняли решение выделить под кладбище территорию с южной стороны монастыря, которое стало называться Новым Новодевичьим кладбищем. А место прежнего захоронения - Старым.
Уже в советские годы на Новодевичье кладбище был перенесен прах многих деятелей культуры, выдающихся личностей с территорий других некрополей, которые могли быть в скором времени уничтожены. В середине XX века кладбище становится фактически элитным с учетом того, кто хоронится на нем. Кладбище является особенной достопримечательностью Монастырского комплекса. Здесь захоронены Борис Ельцин, Любовь Орлова, Никита Хрущев и многие другие небезызвестные российские личности.

Новодевичий Монастырь - это яркий представитель московского барокко, идеально сохранившийся до наших дней. Даже сегодня кажется неприступной крепостью с высоченными стенами и башнями, сложенными из кирпича и отделанными белоснежным камнем. Большинство зданий, входящих в комплекс монастыря, возводились во второй половине семнадцатого века в барочном стиле.

Что есть что в церкви

Обитель поставили на том месте, где в 1456 москвичи провожали в Смоленск чудотворную «Одигитрию». Эти земли были известны под двумя названиями - Самсонов луг и Девичье поле. Московские краеведы часто вспоминают о легенде, по которой здесь татарские баскаки отбирали из согнанных московских девушек рабынь, которых в уплату дани отправляли в Орду. Но есть и более прозаичное объяснение: на этом поле девушки гоняли коров. А новым девичий монастырь назвали по отношению к более древним - Зачатьевскому (Стародевичью) и Вознесенскому монастырю в .

Основание обители совпало также с бракоразводным процессом Василия III и Соломонии Сабуровой. За 20 лет у четы так и не родился наследник, и князь решил сослать жену в монастырь, чтобы вступить в новый брак. Поэтому есть версия, что он «вспомнил» о своем обете и выстроил Новодевичий монастырь для великой княгини Соломонии Сабуровой. Но закончила она земную жизнь в Покровском монастыре в городе Суздале.

Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь много раз оказывался в центре исторических событий.

В 1571 году сюда вторглось войско крымского хана Девлет-Гирея, а в 1606 в обители разместил воинов князь Шуйский, собираясь на решающее сражение с крестьянским войском Ивана Болотникова.

Постриг в Новодевичьем монастыре принимали представительницы знатных родов. А при Иване IV в Новодевичьем поселились его ближайшие родственницы: 30 апреля 1564 года в монастыре приняла постриг с именем Александра княгиня Иулиания Палецкая, вдова великого князя Юрия Васильевича, младшего брата Ивана IV. Она жила в собственных кельях с домовой церковью, содержала штат придворных, имела погреба, ледники и поварни. А в 1582 в Новодевичьем монастыре поселилась царевна Елена Шереметева (сестра Леонида), вдова сына Ивана IV. Она находилась в обители как вдовствующая «царица» и ни в чем себе не отказывали. Тогда за монастырем закрепился статус придворного.

В январе 1598 года, на девятый день после смерти царя Федора I Иоанновича, из в Новодевичий переселилась его вдова - царица Ирина Годунова. В то время она была единственной наследницей престола, и ее уход в монастырь был равносилен отречению. Тем не менее обитель на несколько месяцев стала резиденцией главы государства: царица-инокиня продолжала принимать доклады бояр и подписывать указы.

С ней за стенами монастыря укрывался брат Борис Годунов. Трижды бояре и народ приходили на Девичье поле просить Годунова на царство. Наконец, 22 февраля 1598 года в Смоленском соборе Борис принял избрание на царство. О монастыре он не забыл и организовал строительство новых мощных стен длиной 900 метров. Они превратили обитель в крепость, а на ее территории появились даже караульни с выходом на куртины.

Во время смут Новодевичья обитель была убежищем для царственных персон. Из-за этого монастырь много раз страдал. Например, в 1605 году Лжедмитрий I «взял в долг» из монастырской казны 3 000 рублей. Конечно, деньги он не вернул.

Лишь с воцарением Михаила Федоровича Романова Новодевичий восстановили и освободили от податей в казну. А у московских царей установилась традиция каждый год 28 июля, в день празднования Смоленской Богоматери, приезжать на богомолье в монастырь. Под стенами обители ставили шатры и ночевали в них, ожидая утренней службы. После нее угощали народ. Отсюда пошел обычай гуляний на Девичьем поле, а после строительства Клинического городка гуляния перенесли на Пресню.

Новодевичья обитель также была темницей. Здесь в 1689 году после стрелецкого бунта по приказу Петра I насильно постригли в монахини под именем Сусанны царевну Софью.

Верные стрельцы попытались освободить ее и даже устроили подкоп, но тщетно. Чтобы подобное не повторилось Петр устроил при Новодевичьем монастыре отделение Преображенского приказа - здесь допрашивали бунтовщиков, а готовы казненных нанизывали на зубцы монастырских стен.

Всего казнили 200 человек, а перед окнами кельи Софьи в Напрудной башне повесили самых верных ее сторонников. Теперь в народе эту башню называют башней желаний. Говорят, если приложить руку к стенам и обратиться в Софье, желание исполнится. Некоторые оставляют на стенах Напрудной башни целые сообщения для царевны.

Вообще имена есть у всех башен Новодевичьего монастыря: Лопухинская, Царицынская, Иосафовская, Швальная, Покровская, Предтеченская, Затрапезная и четыре угловые - Напрудная, Никольская, Чеботарская, Сетуньская.

Также до 1868 года церковная власть использовала Новодевичью обитель в качестве исправительного учреждения для женщин, осужденных за неверие.

А в 1724 году в Новодевичьем открылся приют для девочек-подкидышей на 250 человек. Их обучали плетению голландских кружев. Для этого Петр I специально выписал мастериц из Брабанта.

В 1922 году Новодевичий монастырь закрыли и устроили там «Музей царевны Софьи и стрельцов».

Путеводитель по архитектурным стилям

В 1926 его преобразовали в «Историко-бытовой музей «Новодевичий монастырь». В 1930-1934 годах в монастыре работал «Музей раскрепощения женщин», а в 1934 обитель стала филиалом Государственного Исторического музея.

С 1994 года монашеская община находится в ведении митрополита Крутицкого.

Центр монастыря - пятиглавый (изначально, вероятно, девятиглавый) Смоленский собор. В его интерьерах сохранилась фресковая живопись XVI века работы Симона Ушакова и чудотворная икона Смоленской Божией Матери. По преданию, ее написал евангелист Лука. Смоленский собор в Новодевичьем монастыре построен по образцу в Кремле. Возможно, руководил строительством также Алевиз Фрязин. Возведение храма высотой около 42,5 м завершилось в 1525 году.

В конце XVII века Смоленский собор стал центром пересечения двух главных осей. Ось «север-юг» образуют две надвратные церкви, а ось «запад-восток» - колокольня и трапезная. Архитектором этого ансамбля и большинства сооружений Новодевичьего монастыря был Петр Потапов - создатель церкви Успения на Покровке.

Шестиярусную колокольню высотой 72 метра построили при участии Осипа Старцева. Она стала в то время самой высокой колокольней в Москве после .

А недалеко от колокольни находились больничные палаты, где в 1939-1984 годах жил реставратор Петр Барановский.

Рядом с Новодевичьим монастырем расположено самое престижное в Москве кладбище.

Первые захоронения появились на территории Новодевичьего монастыря в XVI веке. Там хоронили насельниц, знать, а позже - представителей других сословий.

К началу XX века свободного места на территории некрополя практически не осталось. В 1898 году для расширения кладбища выделили 2 га земли за южной стеной монастыря. Официально эту часть кладбища открыли в 1904, но захоронения стали производить раньше. Сейчас территорию за южной стеной монастыря принято называть «старое Новодевичье кладбище». В 1949 году кладбище еще раз расширили, а в конце 1970-х добавилась территория «новейшего Новодевичьего кладбища».

Сейчас Новодевичье кладбище включает 4 территории, на которых захоронено около 26 000 человек. На Новодевичьем некрополе покоятся Денис Давыдов, генерал Брусилов, Михаил Булгаков, Борис Ельцин.

Говорят, что... ...сначала Новодевичий монастырь заложили на месте, из которого бил сильный ключ. Строительство пришлось перенести, а колодец и ручей назвали Вавилон. На этот источник положили плиту, а позже заложили часовню. На рубеже XVIII-XIX веков митрополит Платон (Левшин) передал ее кремлевскому Чудову монастырю. Одна из стариц-монахинь так поясняла происхождение названия: «Вавилонским он назван потому, что, как Вавилонскую башню не достроили, так и тут: начали строить монастырь и ключ помешал» .
...колокольня Новодевичьего монастыря должна была быть семиярусной - но ее не достроили из-за свержения царевны Софьи в 1689 году. Колокольню украшают часы, которые отбивают каждую минуту: так Петр хотел напомнить Софье о ее преступлении.
...после стрелецкого бунта на льду Новодевичьего пруда Петр лично рубил головы восставшим стрельцам. Этот пруд пользуется дурной славой, так как души замученных стрельцов бродят в окрестностях в поиске своих мучителей.
...Наполеон заявил, что не уйдет из Москвы, пока не увидит гибели Новодевичьего монастыря. Он велел поджечь обитель. Но французам не удалось выполнить приказ Наполеона: монахини вовремя потушили тлеющие фитили. Чтобы спасти монастырь, живший рядом москвич поджог свой дом. Именно это зарево увидел ожидавший на Воробьевых горах Наполеон. Император решил, что Новодевичий горит, и покинул Москву.

Новодевичий монастырь August 30th, 2011

Новодевичий монастырь - православный женский монастырь Русской Церкви в Москве. Он был основан великим князем Василием III в 1524 году - в честь Смоленской иконы Божией Матери "Одигитрия" - главной святыни Смоленска, в благодарность за овладение Смоленском в 1514 году. В 2004 году Новодевичьему монастырю исполнилось 480 лет и его архитектурный ансамбль был включен ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества. Само собой также является памятником архитектуры федерального значения . Монастырь считается одним из старейших и красивейших монастырских архитектурных ансамблей России.


Монастырь расположен на Девичьем поле в излучине Москвы-реки, близ Лужников, в самом конце исторической Пречистенки (в настоящее время Большой Пироговской улицы). Является одновременно действующим монастырем и филиалом Государственного исторического музея. Добраться до него просто - нужно доехать до станции метро "Спортивная" и пройти 500 метров по улице 10-летия Октября в сторону Москва-сити. Перед самым входом в монастырь, да и вокруг него разбит сквер.
2.


Прямо над входом в монастырь находится храм Спаса Преображения , построенный в 1687-1689 годах. Проход внутрь бесплатен, а вот съемка официально стоит 100 рублей. Хотя в монастыре много туристов, поэтому никто билет на фотосъемку не спрашивал.
3.


Прямо сразу около входа расположены Лопухинские палаты . Они построены в 1687-1688 годах для царевны Екатерины Алексеевны, дочери царя Алексея Михайловича. Название - по имени Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I, проживавшей здесь в 1727-1731 годах.
4.


Территория монастыря, конечно, хорошо ухожена.
5.


И не спроста - Новодевичий монастырь является одним из обязательных мест для посещения всех туристов, приехавших в Москву.
6.


7.


На территории монастыря похоронены не только его настоятели, но и другие известные московские деятели.

Среди построек выделяется высокая часовня-усыпальница семьи Прохоровых в стиле столпообразных древнерусских храмов.
8.


Она построена в 1911-1914 годах предположительно архитектором В.А.Покровским по заказу последнего владельца знаменитой "Трёхгорной мануфактуры" Н.И.Прохорова.
9.


10.


11.


Центр монастыря - монументальный пятиглавый (первоначально - видимо, девятиглавый, с четырьмя приделами по углам, как у Благовещенского собора Московского Кремля) собор Смоленской иконы Божией Матери , в интерьере которого сохранилась фресковая живопись XVI века. Высота собора - 42,5 метра.
12.


К сожалению, вход в собор платный (250 рублей), так как он является филиалом Государственного исторического музея, который на Красной площади.
13.


Собор был построен по образцу Успенского собора в Кремле.
14.


В конце XVII века, в правление царевны Софьи, вокруг Смоленского собора был создан центрический архитектурный ансамбль, в котором собор оказался центром пересечения двух главных осей. Ось "север-юг" образуют две надвратные церкви, а ось "запад-восток" - колокольня и трапезная.
15.


16.


Недалеко от Смоленского собора находится храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной палатой. Она действующая и вход туда свободный.
17.


Церковь была построена в 1682-1687 годах.
18.


Интерес представляют и Певческие палаты , являющееся самым большим жилым зданием в комплексе монастыря. Они возведены в 1718-1726 годах. Первоначально являлись братскими кельями, затем здесь проживала и наместница, а в XIX веке постройка переделана для монахинь-певчих (отсюда и название). Позади них видна Саввинская башня монастыря.
19.


Постепенно огибаем Успенскую церковь и справа оказывается часовня-мавзолей Волконских . Она была поставлена над могилой героя Отечественной войны 1812 года Д.М.Волконского, а затем превращена в усыпальницу его семьи. Сооружена в 1830-х годах в стиле позднего классицизма. Впереди также можно заметить Предтеченскую, или Ирининскую башню .
20.


Позади Успенской церкви, если смотреть относительно главного входа, находится храм святителя Амвросия Медиоланского с трапезной и палатами Ирины Годуновой .
21.


Церковь была построена в 1560-х годах. Эта группа зданий - самые старые постройки монастыря после Смоленского собора.
22.


Около Сетунской башни в углу монастыря находится караульня , построенная в XVI веке.
23.


Над южными (ныне закрытыми) воротами в 1683-1688 годах был построен храм Покрова Пресвятой Богородицы .
24.


Через эти ворота действительно самый короткий путь из монастыря на Новодевичье кладбище.
25.


Рядом с южными воротами находятся Маринские кирпичные палаты с белокаменными деталями. Они построены в 1683-1688 годах и названы по имени дочери царя Алексея Михайловича, царевны Марии Алексеевне, жившей здесь в 1690-х годах. А за палатами - Покровская (Воробьёвская, Богородицкая) башня .
26.


По центру - Чеботарная башня , а рядом с ней - Стрелецкая караульня , построенная в конце XVII века.
27.


Есть в монастыре и шестиярусная колокольня в нарышкинском стиле высотой в 72 метра, построенная в конце XVII века.
28.


В то время это была самая высокая колокольня в Москве после Ивана Великого. И действительно - ее видно еще издалека при подходе к монастырю.
29.


Существует мнение (подтверждённое анализом пропорций), что колокольня должна была быть семиярусной - но не была достроена из-за свержения царевны Софьи в 1689 году.
30.

Завершая прогулку по монастырю, стоит взглянуть на его макет.
31.


Даже с разных сторон.
32.


Находится макет недалеко от главного входа (слева) между Казначейскими палатами , построенными на рубеже XVII и XVIII веков...
33.


... и Стрелецкой караульней при Никольской башне .
34.


Неполным посещение Новодевичьего монастыря было бы без того, чтобы не посетить пруд и взглянуть на него с другого берега. Но вначале я обошел монастырь вокруг по часовой стрелке.

Вообще крепостные стены и башни были впервые возведены при Борисе Годунове, но в конце XVII века были полностью выстроены заново, с башнями, имеющими ажурные завершения, как например Царицынская (ближняя на фото) и Никольская башни .
35.


Вдоль стен монастыря. Вдали виднеется "Дом на Мосфильмовской".
36.


Рядом с монастырем в 1957 году был разбит парк "Новодевичьи пруды" . По субботам здесь всегда много свадебных групп.
37.


38.


С берегов Новодевичьих прудов открывается красивый вид на монастырь.
39.


40.


Прямо около прудов находится Напрудная башня , а за ней - Лопухинская (которая ближе к центральному входу).
41.

В историческом месте, именуемом Девичьим полем, и не перестает привлекать своей красотой и многовековой историей нескончаемый поток туристов и паломников.

Тайными событиями и легендами овеян Новодевичий монастырь. В Москве, где находится древняя обитель, во времена татарского ига русские люди собирали дань для Золотой орды. Дань татарам платилась не только золотыми монетами и мехами. Именно сюда приводили русских девушек-красавиц, чья судьба предопределена была временем порабощения. С тех пор поле называли Девичьим, а земля здесь, видевшая нескончаемое горе, осталась пропитанной слезами. Здесь и был заложен Новодевичий монастырь в Москве, история основания которого уходит вглубь веков, ко времени укрепления могущества Руси.

Пришло время объединения московских земель

Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь начинает свою историю с 1524 года, а появление его обязано знаковому событию для Руси - завершению объединения Московского государства. Великий Московский князь Василий III, именуемый «собирателем земель русских», олицетворял собой и наследование византийских императоров, и защиту православия от иноверцев.

Великое объединение земель на Руси завершилось освобождением из-под литовского господства Смоленска - города, имевшего стратегическое значение для русского государства. Историческая битва произошла в 1514 году, а через 10 лет, выполняя свое обещание, данное перед походом на Смоленск, князь основал монастырь с храмом, освященным иконой Смоленской Божией Матери Одигитрии («Путеводительницы»).

Великий путь Смоленской иконы

Икона Смоленской Божией Матери добралась до русской земли еще в XI веке, до появления Московии. По преданию, написанная при земной жизни Богородицы апостолом Лукой, она прошла долгий путь из древнего Иерусалима в византийскую столицу Константинополь, а затем уже к русскому князю Всеволоду Ярославичу. Ей суждено было стать святыней рода русских князей. И долгое время чудотворный образ бережно хранился в Богоматери. С этого времени она именовалась иконой Смоленской Божией матери, а город теперь хранила от бед Пресвятая Богородица. В летописях XIII века особо описывалось чудо, сотворенное иконой, когда она уберегла Смоленск от нашествия войска Батыя.

С 1398 года чудотворный образ находился в Московии. Ее привезла Софья Витовтовна, супруга московского князя Василия I. Во время визита в Смоленск к отцу, литовскому князю, Софья получила благословение родителя и наставление хранить икону у себя. Место ей было определено в Благовещенском соборе Кремля.

Долгие годы послы из Смоленска обращались с просьбой к Василию III о возвращении иконы. Но только решение об объединении земель русских и желание привлечь жителей Смоленска на сторону русского князя позволило этому событию свершиться.

Прежде чем отправить святыню в долгий путь к Смоленску, по велению князя с иконы сняли точный список, который был оставлен в Благовещенском соборе. В Новодевичий монастырь в Москве, где находится сегодня список с иконы, он попал в 1525 году.

В Смоленск святыню провожали крестным ходом от стен Кремля к Саввину монастырю. И только после великого молебна она двинулась по смоленской дороге.

Это знаковое событие с тех пор ежегодно отмечается праздничными службами и крестным ходом к месту, где сегодня раскинулся Новодевичий монастырь. Москва, Россия, все православные русские славят 28 июля икону Смоленской Божией матери. На этом месте, уже после победоносной битвы за Смоленск, была заложена первая деревянная церковь новой обители.

Как появилось название монастыря на Девичьем поле

Монастырь свое название «Новодевичий» получил неслучайно. К началу XVI века Москва уже имела две женских обители - старейший Зачатьевский монастырь, именуемый тогда Стародевичьим, и располагавшийся на территории Московского Кремля Вознесенский. Первоначальное название монастыря на Девичьем поле, упомянутое в летописях 1598 года, - Пречистыя Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь.

Существует и другая версия появления названия. Настоятельницей монастыря была посвящена схимонахиня Елена, старица и подвижница Суздальско-Покровского монастыря. Из Суздаля в новый монастырь игуменья отписала и 18 монахинь, верой и правдой служивших ей во всех начинаниях. Жизнь монахинь в обители основана была на принципах старого общежития и подчинялась строгому уставу. До нынешних времен сохранился уникальный рукописный документ, составленный настоятельницей Новодевичьего монастыря, - устав и распорядок женской обители начала XVI века.

Старица Елена слыла «всеизрядной учительницей девственного чина» и имела у прихожан прозвище Девочкина из-за особого внимания к попечительству девиц. Любовь и опека над ними со стороны настоятельницы были столь велики, что она закрепилась в старомосковском названии приюта для женщин.

Из истории Новодевичьего монастыря известно, что во времена Петра I здесь был организован приют для младенцев-девочек, рожденных незаконно. Монахини растили и воспитывали их в строгости, прививая им покорность и послушание. Именно Петру I принадлежала мысль обучать послушниц монастыря плетению кружев на голландский манер. Приют стал первым прообразом будущего Московского воспитательного дома для девиц высоких сословий.

Историю обители для женщин и приюта для девочек-сирот впоследствии продолжил и Воскресенский Новодевичий монастырь, основанный по приказу императрицы Елизаветы Петровны в 1746 году. В то время она решила перенести опыт московских монахинь в Санкт-Петербург. А особой популярностью эта обитель стала пользоваться в годы расцвета монашества среди женщин в XIX веке.

Одна из версий причин основания монастыря

Историки почти единодушно сходятся во мнении, что одной из причин основания нового женского монастыря была и личная драма Василия III. Параллель проводится между строительством монастыря и бракоразводным процессом князя. Выбранная им Соломония Сабурова за 20 лет брака не смогла подарить князю наследника. Опасаясь своих братьев, претендующих на правление, он добился разрешения от церкви на повторный брак. Не справившуюся со своим супружеским долгом жену Соломонию Василий III насильно заставил принять постриг и сослал ее в Рождественский монастырь. В 1525 году ее окрестили Софией.

Многие историки считают, что Новодевичий монастырь в Москве, где находится список Смоленской иконы, был предназначен именно для Соломонии. А Василий III, «первопроходец» из монархов в насильственном отдалении жены за стены монастыря, пытался тем самым смягчить свою вину.

От Кремля до Новодевичьего монастыря было всего три версты. Но перебраться в живописное место близ Москвы инокиня София так и не смогла, проведя отпущенные ей дни в Суздали, за стенами Покровского Своей праведной жизнью она заслужила причисление к святым, и сегодня почитается верующими как София Суздальская Преподобная.

Годуновы в Новодевичьем монастыре

Печальную практику ссылок особ царских фамилий продолжил Иван Грозный. Он спрятал сюда вдов своего брата и собственного сына. Монастырь принял и вдову Федора I Иоановича, Ирину Годунову, оберегающую от смерти и своего брата Бориса. Ее решение об уходе в монастырь после кончины мужа было тогда равносильно отречению от престола. Но здесь инокиня-царица продолжала государственные труды, сделав обитель царской резиденцией. Именно сюда трижды приходили на поклон бояре, просившие Бориса на царство.

Особое внимание и покровительство Новодевичьему монастырю начал оказывать именно Борис Годунов, принявший власть в 1598 году. Для своей сестры Ирины Федоровны он построил новые просторные кельи, домовую церковь и трапезную. Впоследствии они будут названы Ирининскими палатами. Дополнительно были выделены средства для полного обновления Смоленского собора, отреставрированы росписи и иконостас, а чудотворные образа облачили в новые оклады с драгоценными камнями.

Пленницы царского рода

Нескончаемой оказалась череда обитателей монастыря из родов боярских и княжеских. Были среди них и те, что оказывались за крепкими стенами не по собственной воле.

Продолжил заточения родственниц и Петр I. В 1689 году сюда спрятали Алексеевну, сестру монарха и зачинщицу Стрелецкого восстания. Участь ее сподвижников была печальна известна. Их казнили напротив Новодевичьего монастыря, а головы были нанизаны на каменные зубцы стен обители. Сюда же была сослана первая супруга Петра I, Лопухина Евдокия, по преданию проклявшая любимый его сердцу город на Неве.

«Новодевичий монастырь в Москве, где находится множество особ знатного рода, самый богатый и предназначенный для особ высших», - свидетельствовал патриарх Никон. Как в былые времена в Стародевичий, так и сюда прибывали жены царей, вдовы, дочери и сестры бояр.

К несметным богатствам, полученным обителью при основании, постоянно прибавлялись и драгоценности будущих монахинь, и дарственные грамоты на владение их землями.

Обитель или крепость?

По велению Василия III монастырь должен был стать миниатюрной копией Московского Кремля. Придворные зодчие и живописцы трудились не столько над обороноспособностью стен, сколько над их красотой. Превратить стены монастыря в крепостные решил Борис Годунов, начав после восхождения на престол архитектурные преобразования обители. Новые каменные прочные стены с новыми башнями и бойницами окружили территорию монастыря. Высота их теперь увеличилась до 13 метров, а протяженность - почти до километра. Для несения караула на территории монастыря разместили стрелецкий гарнизон численностью в 350 сабель, к XVII веку обитель стала настоящей сторожевой крепостью на границе Москвы.

Гравюры с видами Москвы и Новодевичьего монастыря рассказывают нам о временах Великой Смуты, когда судьба монастырской крепости была трагичной. Стоящая на рубеже города, она подвергалась многочисленным набегам иноземцев, бунтующих отрядов стрельцов и обыкновенных разбойников. К стены монастыря были практически разрушены, а обитель разграблена. Именно под разрушенными стенами Новодевичьего монастыря произошло историческое сражение с польским войском, после которого князь Пожарский повел дружины к Кремлю.

Новая жизнь монастыря: восстановление и расцвет

Восстановление Новодевичьего монастыря началось с приходом к правлению первых Романовых. Михаил Федорович, освободивший обитель от податей, к 1650 году очистил монастырь от следов войны, восстановил и укрепил стены. Он сделал из монастыря место для богомолий царских особ. Поскольку тогда Новодевичий монастырь располагался за городом, под его стенами разбивались шатры, где оставались на ночь, «дабы не пропустить утреннюю молитву». Благодаря монастырю Москва получила название улицы Пречистенки - теперешнего символа старого города. Именно по ней идут прихожане в праздничные дни.

Обычай гуляний под Новодевичьим пришел в жизнь москвичей с тех времен. И сегодня тысячи людей стремятся попасть в Новодевичий монастырь в Москве. Как доехать до места, где проводятся праздничные гуляния?

Праздничные гуляния в историческом центре

Со временем место народных гуляний было перенесено от стен монастыря на Пресню и Девичье поле. Первые народные гуляния устраивались только по церковным праздникам. Появление знаменитой улицы Пречистенки тоже связывается с Новодевичьим монастырем.

Дорога, по которой ежегодно верующие шли от стен Кремля к монастырю, существовала и ранее. Но царским повелением 1658 года она стала называться именем Пречистой Девы, чудотворный лик которой сопровождал каждый праздник.

Постепенно в этом историческом месте начали отмечать и мирские важные события. Вплоть до XVIII века территория Девичьего поля оставалась не застроенной. Здесь цвели сады и разбивались аптекарские огороды. Загородные дома знати на этом месте стали появляться только к концу века.

Сегодня территория Девичьего поля застроена полностью, а основными улицами этого исторического центра принято считать Большую Пироговскую, Малую Пироговскую и Погодинскую. Народные гуляния проводятся в нескольких местах, в пешей доступности друг от друга, поэтому ориентиром для поиска мест их проведения будут служить именно эти улицы.

Как добраться до Новодевичьего монастыря

Ни один из туристических маршрутов столицы не обходит своим вниманием Новодевичий женский монастырь. Москва - это отправная точка для желающих проехать по Золотому Кольцу.

Как обитель монастырь просуществовал до 1922 года. Он был сохранен советским правительством как архитектурный памятник вплоть до 30-х годов, когда решением Наркомата здания монастырского комплекса были отданы Государственному историческому музею (филиалу). Еще до окончания войны на территории женского монастыря начали возрождаться духовные школы. И только в 1994 году монашеская жизнь в обители была возрождена.

Туристические путеводители всегда дают информацию для тех, кто желает посетить Новодевичий монастырь. Адрес и как добратьсяони указываютво всех подробностях со схемами. Заблудиться будет трудно.

Так как сегодня это исторический центр столицы, и многие достопримечательности находятся друг от друга на небольшом расстоянии, то от метро «Спортивная» лучше совершить 10-минутную пешую прогулку по ул. 10-летия Октября.

Территория монастырского комплекса ограничивается Новодевичьей наб., Лужнецким проездом и Хамовническим валом. Помимо осмотра архитектурного комплекса, туристам и поклонникам многих великих людей интересно посещение Новодевичьего кладбища. Оно также относится к особым достопримечательностям Москвы. Здесь похоронены многие выдающиеся личности нашей страны: военачальники, яркие представители науки и культуры, политики.

Наследие русской истории и духовность веры объединило в себе знаковое для России место - Новодевичий монастырь в Москве. Адрес: метро «Спортивная», Новодевичий проезд, д.1.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: