О нательных крестиках и крестном знамении. Смиренный инок Сергий - реформатор духовной жизни Руси

Крéстное знáмение — это малое священнодействие, в котором христианин, изображая на себе знамение (знамение — знак с церковно-славянск.) Креста Господня с призыванием Имени Божьего, привлекает на себя (или на того, кого он осеняет, например, своего ребёнка) Божественную Благодать Святого Духа.

В том, что это действительно так, можно убедиться из многочисленных примеров, описанных в духовной литературе или передаваемых изустно, когда от крестного знамения исчезали демоны или демонические наваждения, лопались сосуды с отравленным питьем, протухала вода, ”заряженная” колдунами, экстрасенсами или ”бабками”, успокаивались плачущие младенцы, ослабевали или проходили недуги и мн. др.

В благодатной силе крестного знамения вы сами неоднократно сможете убедиться по мере вхождения в практику духовной жизни.

Благодатная сила дана крестному знамению потому, что Христос Своей смертью на Кресте, являющейся актом величайшего Божественного Самопожертвования из любви к Своему погибающему творению, победил Сатану с его гордыней, освободил человека от рабства греха, освятил Крест как победоносное оружие, и даровал это Оружие нам для борьбы с врагом рода человеческого — диаволом.

Кстати, обратите внимание на то, что абсолютное большинство еретиков и сектантов ненавидят Крест и, считая Его лишь орудием страдания, попирают Его.

Нам же, православным христианам, должно знать, что крестное знамение тогда только имеет благодатную силу, когда совершается благоговейно и правильно.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или машут рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

Так вот, чтобы не радовать, но прогонять нечистых духов крестным знамением и получать от Бога благодатное освящение, совершать его положено так: три первых пальца правой руки (большой, указательный и средний) складываем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого как Единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий, по сошествии Своём на землю, будучи Богом, стал человеком, то есть означают две Его природы: Божественную и человеческую.

Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу — для освящения нашего ума, к животу — для освящения наших внутренних чувств, потом к правому, затем левому плечам — для освящения наших телесных сил.

Когда мы осеняем себя крестным знамением, то мысленно произносим: ”Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь”, выражая этим нашу веру в Святую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию.

Слово ”аминь” — означает: истинно, да будет так.

Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, мы, в знак нашего смирения, сопровождаем нашу молитву поклонами. Они бывают поясными, когда наклоняемся до пояса, и земные, когда, кланяясь и становясь на колена, касаемся головою земли.

Вопрос: Когда надо креститься?

— Осенять себя крестным знамением следует в начале молитвы, во время молитвы и после её окончания, а также при приближении к всему святому: при входе в храм, при прикладывании к кресту, иконам, к святым мощам. Креститься надо и во всех важных случаях жизни: в опасности, в горе, в радости, перед началом всякого дела и после его окончания, перед едой и после еды, перед выходом из дома и при входе в дом и во многих других ситуациях.

Крестным знамением освящаются все Божественные Таинства, им же совершается освящение и всякой вещи, необходимой для жизни.

Вопрос:Почему надо носить нательный крест?

— Освящённый нательный крест — это символ веры. Крест ограждает от злых духов. Человек, забывший надеть крест, похож на охотника, который забыл взять оружие, выходя на медведя. А тот, кто не желает носить крест, сам отвергает помощь Божию.

Вопрос: Какой выбрать крестик — золотой или серебряный?

— Не имеет значения, из какого материала изготовлен крест — никаких правил о материале для крестов нет. Очевидно, здесь приемлемы и драгоценные металлы, ибо для христианина не может быть ничего дороже креста — отсюда стремление его украсить. Однако деревянные или железные крестики ближе по духу к Кресту Господню.

Но главное заключается в том, чтобы крест носили, не снимая, и он был бы православным и освященным.

Вопрос: Можно ли носить крестик на цепочке?

— Принципиальной разницы между цепочкой и тесьмой нет. Важно, чтобы крестик прочно держался.

Вопрос: Можно ли на одной цепочке носить крестик и знак зодиака?

— Надо определиться: или человек верит в Бога и после Крещения носит крест, или предпочитает суеверия и «обереги».

Крест, который верующие носят — это не украшение и не «оберег», а свидетельство верности Святому и Животворящему Кресту Господню. Крест защищает, потому что Сам Господь верующих в Него оберегает: «Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста и сохрани мя от всякаго зла». А «обереги», знаки зодиака и прочие амулеты большинство людей носят из суеверий.

Вопрос: Можно ли носить крестик, который носила сестра, если она купила новый?

— Можно. Крест — это святыня, символ спасения, неважно, кто его носил.

Вопрос: Как отличить православный крест от католического?

— Православная Церковь исповедует, что Христос был распят не тремя, а четырьмя гвоздями. Поэтому на православном кресте Спаситель изображён распятым четырьмя гвоздями, а на католическом — тремя (обе ноги — одним гвоздём). На обороте православных крестиков по традиции делают надпись «Спаси и сохрани».

Вопрос: Можно ли поднимать найденный на улице крестик и что с ним делать?

— Найденный на улице крестик обязательно надо поднять, так как это святыня, и она не должна попираться ногами. Найденный крестик можно отнести в Церковь и там оставить, или освятить и носить (если нет своего), или отдать тому, кто будет его носить.

Вопрос: Можно ли носить неосвящённый крестик?

— Можно. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что бесы обходят место, где просто две палочки (веточки) упали с дерева и легли крестообразно. Но лучше всё-таки попросить священника освятить крестик.

Вопрос: Надо ли снимать крест при мытье в бане?

— Нательный крест никогда не надо снимать, так как без креста человек не защищен, и более вероятно, что в это время можно попасть в беду или даже умереть.

Вопрос: Потерялся нательный крестик. Что делать?

— Необходимо отметить, что в Церкви потеря крестика не рассматривается как предзнаменование чего-то плохого. Для христианина его потеря не говорит о том, что он стал незащищенным от злых сил. Ведь крестик – это знак любви к Богу. Именно как символ веры в спасительную силу Креста Христова каждый христианин бережно носит этот предмет. В Церкви нет такого понятия, как примета. Поэтому если вы потеряли нательный крестик, то необходимо просто приобрести в церковной лавке новый.

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.

2 0

Святой был Язычником. Святой подвижник Сергий Радонежский всю жизнь прятался в дремучих лесах от преследований… православной церкви. Да, именно так, он молился Богу, и считал, что отношение к Богу должно быть безо всякого начальства и сценария, ибо человек – создание Божье и только Бог может утверждать святые каноны, но не церковники со своим церковным уставом, тоесть Библии. Так же христианские гонители его очень боялись, ибо он сам был чудотворцем, которых мир не видел.

«Как река многоводная течёт и не умиляет струй своих, так и чудеса от святых мощей Преподобного Сергия не иссякают. Но если все эти чудеса, бывающие по его святым молитвам, и рассказы о них записывались, то не хватит чернил и бумаги, да и не какого усердия человеческого» (из летописи). То есть это о том, как люди исцелялись на могилке Святого первые 30 лет, усердия бы не хватило все дела чудотворные записать.(и никто без ответа не уходил) Церковники его боялись и старались подкупить, предлагали ему высокие должности, но Святой Сергий им отвечал, что он не имеет ничего общего с Христианством и Иисусом Христом, и отношение его с Богом не имеет каких-то названий и молится он Сердцем и Душою. Там, где проходил Сергий, там начинала жизнь бурлить, и после смерти Сергия (1392 год), его сподвижники разошлись по Руси, и возникло более 40 монастырских обителей, а церквей ещё больше, с монастырскими землями и крестьянами. Территория и народ уходили к Сергиевым церквям, и православная церковь могла остаться и без людей, и без земли. А на могилу к Святому шли и шли люди, и никто без помощи святого не возвращался.

Да, вера Сергия была проста и чиста без библий и имён Бога, они просто молились Богу, не называя его имени. Через тридцать лет после смерти Святого Сергия (1422 г.) церковникам всё же удалось раскопать могилу святого, якобы потому, что он был похоронен против его воли, и мощи занесли в храм, но после этого мощи перестали исцелять, ибо, скорее всего, были подменены другими, чьими-то костями. А сами мощи святого были перезахоронены (если можно так казать), и в тело был вбит осиновый кол, из-за страха наказания от Святого (это одна из версий). И конечно, если мощи перестали исцелять, то они принадлежали другому человеку. «Печатники, служившие на Печатном дворе, многие чудеса Преподобного оставили в небрежении. Пренебрегли чудесами святого, потому что некоторые из них сами проводили жизнь свою в небрежении.

Истину они называли ложью, и чудеса считали случайностью. Так об источнике новоявленного колодца, они не стали печатать всю правду (источник исцелял все болезни), а добавив некую ложь, по своим домыслам… Не знаем, по какой причине, остались в небрежении книги и были утеряны печатниками» (из летописи). Но они не только написали ложь о житии Святого, но и уничтожили многочисленные духовные сочинения Святого. Сам же Сергий после таких процедур не смог помогать последователям своей новой русской религии. Таким образом, через тридцать лет земли и крестьяне из Сергиевых монастырей были отобраны христианами, которые уговорили царя применять царскую армию в уничтожении Сергиевой русской религии, церкви Сергиевы переименовали в христианские, а самого Сергия Православная церковь сделала своим Святым, то есть канонизировала (1452 г.),чтобы присвоить его духовные подвиги.(Вот вам лицо христианства,всегда Сергия христианство преследовало,многократно пытались его убить церковники,от которых он прятался всю жизнь в дремучих лесах, сделали своим Святым.

Разве можно так гнусно и подло обманывать народ) «Быть может, кто-нибудь засомневается и сочтёт это ложью, то пусть не удивляется этому. Сергиев монастырь имеет множество вотчин, и много ссор затевается соседями. А если кто-нибудь все-таки захочет убедиться в том, что у Сергиева монастыря действительно много спорных земель в разных городах и уездах, пусть прочтёт, взяв списки – не менее сотни статей найдёт и узнает, как обитель Преподобного страдает от обид» (из летописи). Но это ещё не всё, в 1919 году, по приказу Ленина, Олсуфьев, Кропид, Флоренский, Ваиханен, и т.д. (снимал это кинооператор Дзига Кауфман), вскрыли святые мощи (и ещё 58) и осквернили. Они забрали голову Сергия, и положили туда череп графа Трубецкого, хотя, скорее всего, это были уже давно не мощи Святого. Такие ужасные действия без лютой ненависти к русскому народу сделать невозможно. К сожалению, люди еще пока живут в невежестве, и по нашим пророчествам скоро найдут истинные чудотворные мощи Святого и откроется чудотворный всеисцеляющий колодец, и найдутся сочинения и духовные труды Святого и будет Сергий Радонежский на Руси, как Буда в Индии. С уважением Михаил Левадный.

Это последняя 28 глава из истинного жизнеописания пророка Руси Сергия Радонежского,которое было напечатано полностью в украинской газете «Дедушка».Благо,что мне удалось найти истинную правду и теоретически восстановить эту удивительную, необыкновенно могучую и благодатную веру.созданную Сергием Радонежским,которая чуть не стерла с лица земли русской чужое христианство. Но Святой Сергий оставил послание вам,дорогие Соотечественники: «Я ЕЩЕ ВЕРНУСЬ,ЧТОБЫ СПАСТИ ВАС» P.S.К сожалению на иконах изображен не Святой Сергий, он никогда не носил ряс и всегда одевался в простую,льняную крестьянскую одежду, был небольшого роста и со светлым,очень выраженным славянским лицом.

Отдел информации

13.04.2013 - 19:53

Широкая публика не знает, что в наших фондах хранится крест, которым в 1380 году преподобный Сергий Радонежский благословил игумена и основателя Троицко-Сергиевского монастыря великого князя Московского Дмитрия перед знаменитой Куликовской битвой, закончившейся победой над полчищами хана Мамая, - говорит заведующий отделом Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Константин Крайний. - У этой реликвии очень интересная история. После Куликовской битвы она хранилась в Москве в великокняжеской ризнице как святыня, символ победы в грандиозном сражении. Веря, что крест приносит воинскую удачу, царь Иван Грозный, отправляясь в 1552 году завоевывать Казань, благословил этим крестом свое войско и взял его с собой. По одной из версий, святыня была прикреплена к древку знамени. Поход завершился успехом и присоединением Казанского ханства к Московии. В Смутные времена (начало XVII века), наступившие после смерти Бориса Годунова, крест исчез. О том, где он находится, не было известно два с половиной века.

- Куда же делся крест Сергия Радонежского? - спрашиваю у Константина Крайнего.

Вы, наверное, знаете, что в 1610 году польское войско и входившие в его состав украинские казаки заняли Москву. Царская ризница была разграблена, крест исчез. В поле зрения историков он вновь попал благодаря французскому инженеру и собирателю предметов старины Траншеру, который участвовал в строительстве железной дороги из Москвы в Киев в 1860-е годы и пополнял здесь свою коллекцию древностей.

Как выяснил профессор Киевской духовной академии Владимир Завитневич, этот крест Траншер купил на Слобожанщине в казацкой семье, где реликвия переходила по наследству из поколения в поколение, и вместе с другими сделанными в Украине приобретениями вывез в Париж. Кстати, его коллекция отличалась исключительной тщательностью подбора экспонатов.

Знаете, многие ценители старины скупают все подряд, в том числе подделки, но Траншер в этом отношении был весьма осмотрителен.

В Париже инженер встретил бывшего городского голову Киева князя Павла Демидова-Сан-Донато и продал ему коллекцию. Замечу, что князь Павел был первым в истории Киева избранным городским главой.

-Фамилия у него необычная…

Он из рода знаменитых уральских промышленников Демидовых. А Сан-Донато – это название небольшого итальянского княжества, которое находится недалеко от Флоренции. Вместе с княжеским титулом его купил дядя Павла Анатолий Николаевич, женившийся в 1847 году на племяннице императора Наполеона принцессе Матильде де Монфор. У Анатолия и Матильды не было детей, поэтому титул князя и длинную фамилию унаследовал Павел, племянник Анатолия Николаевича.

Кстати, отец князя Павла – Павел Николаевич – скончался вскоре после рождения сына. Его женой была бесприданница Аврора Шернваль, славившаяся не только красотой, но и тем, что два предыдущих ее жениха умерли перед свадьбой. Влюбившегося в нее Демидова это не остановило. В качестве свадебного подарка невесте он купил один из легендарных в истории Европы бриллиант «Санси» (11,046 карата). Интересно, что правивший в XVII веке английский король Яков I не смог позволить себе заплатить сразу всю сумму, поэтому купил драгоценность в кредит. Так вот, молодожен Павел Демидов дожил до рождения сына, но вскоре заболел и оставил службу, чтобы заняться лечением. Увы, врачи помочь не смогли – Павел Николаевич скончался через три года после свадьбы в возрасте 42-х лет.

- Купив в Париже крест Сергия Радонежского, князь Демидов-Сан-Донато привез его в Киев?

Нет. Павел Павлович осел в Европе, где и умер, - говорит Константин Крайний. - Свою коллекцию завещал (по другой версии – продал.). католическому монастырю в Риме. Вдова князя Елена Павловна рассудила, что эта реликвия должна храниться на родине, поэтому выкупила крест и остальные вещи из коллекции мужа. Сколько ей пришлось заплатить, к сожалению, неизвестно. Она подарила все это Церковно-археологическому музею при Киевской духовной академии. Его закрыли во время Первой мировой войны – опасаясь оккупации Киева немцами, экспонаты подготовили к эвакуации. В 1920-е их перевезли в Киево-Печерскую лавру – здесь планировалось создать новый музей на основе многих коллекций.
Собственно, таким образом у нас и оказался крест Сергия Радонежского.

Да, в XIX веке было немало скептиков, заявлявших, что это подделка. Тогда за проведение экспертизы взялись знаменитый искусствовед, академик архитектуры Адриан Прахов (возглавлял работы по раскрытию старинных фресок в Кирилловской церкви и роспись Владимирского собора в Киеве) и академик Николай Петров. Они пришли к выводу, что крест изготовлен не позже XVI века – времен Ивана Грозного. Об этом свидетельствует печать мастера Мюллера, сделанная на этом серебряном окладе. Есть еще один оклад – серебряный с позолотой, изготовленный в XVIII веке, с надписью «Сим побеждай врага». Эту фразу произнес Сергий Радонежский, благословляя великого князя Дмитрия перед Куликовской битвой.

Историю этого креста до времен Ивана Грозного проследил уже упоминавшийся профессор Владимир Завитневич.

Кстати, преподобный направил в войско двух своих воспитанников Пересвета и Ослябю, - вступает в разговор преподаватель Киевской духовной академии Игорь Храненко. - Пересвету выпало в самом начале сражения на Куликовом поле сойтись в бою с богатырем из вражеского стана Челубеем. Они убили друг друга. Пересвет и Ослябя были причислены к лику святых.

Сергий Радонежский вручил великому князю Дмитрию крест, которым благословил его на битву, - продолжает Константин Крайний. - Профессор Владимир Завитневич сравнил этот крест с другими крестами Сергия Радонежского. Оказалось, они очень похожи по форме и размерам, как и все распятия той эпохи, сделаны из дерева.

То, что для креста затем изготовили серебряные оклады, свидетельствует об особом его почитании. Показ этого раритета на Всероссийском археологическом съезде в Москве в 1890 году стал сенсацией.

Доказательством подлинности креста является и то, что на нем есть следы отверстий, которые были проделаны перед походом Ивана Грозного на Казань – с их помощью реликвию прикрепили на древко флага в качестве навершия, - замечает Игорь Храненко.

Иван Грозный пытался наследовать политику своего предка Дмитрия Донского, победившего Мамая на Куликовом поле, - подчеркнул Константин Крайний. - Мол, великий князь Дмитрий начал освобождение от ордынского владычества, а Иван Грозный завершил, завоевав Казанское и Астраханское ханства.

В нашей коллекции есть еще несколько очень ценных крестов. Например, преподобного Марка Печерника – монаха Киево-Печерской лавры, жившего в конце XI века. Также имеется подпрестольный крест, заложенный в основание Троицкой церкви в XII веке. Еще есть крест патриарха Иерусалимского Феофана III, который пришел в 1620 году в Украину, чтобы восстановить православную иерархию, упраздненную после Брестской унии.

Сейчас историческая реликвия находится в сокровищнице Нацбанка Украины.


Кроткий монах, который вел аскетичный образ жизни вдали от людей, защитил русских от истребления и рабского существования под татаро-монгольским игом. Игумен Сергий, живя в скромной обители, совершал чудеса исцеления тел и душ, примирял князей и наставлял на путь единомыслия в темное время феодальной раздробленности Руси.


Сергий Радонежский родился в сложное время, когда русские люди пребывали в страхе

Православный святой Сергий Радонежский (Варфоломей при крещении) родился в 1314 году. Эту эпоху следует считать одной из самых тревожных в истории Руси. Тогда население постоянно жило в страхе лишиться своего имущества или не пережить очередное вторжение татаро-монгольских воинов. Ситуация усугублялась тем, что среди княжеской элиты не было единства, владельцы вотчин боролись за власть, проливая кровь соплеменников, наиболее жестоким это противостояние стало в начале XIV века.


Дмитрий Михайлович тверской убивает Юрия московского в Орде. Миниатюра из "Царственного летописца"./Фото: rushist.com

Защитой от жестокой действительности Варфоломею служила горячая вера в Бога, а также христианские книги. Евангелие стало главной темой для размышлений отрока. Заповеди Иисуса Христа являлись для Сергия Радонежского не утопичным красивым учением, а каждодневной работой над собой - в этом состояло различие между юным подвижником и его современниками.


Варфоломей с детства был отмечен благодатью

Первое чудесное знамение случилось еще до рождения святого. Когда его мать Мария, будучи на позднем сроке беременности, присутствовала на воскресном богослужении, младенец трижды заплакал во чреве во время литургии.

Придерживаться поста Варфоломей начал с первых недель жизни - он отказывался от материнского молока в среду и пятницу. А в возрасте 7 лет ему явился ангел в облике старца-монаха, который предсказал, что отныне грамота будет даваться ребенку легко, и он превзойдет своих сверстников в обучении.


Признание Варфоломея о желании уйти в монастырь его отец встретил холодно. Кирилл ожидал от среднего сына продолжения рода и возрождения его славы, поэтому отказался благословить постриг будущего сподвижника. И Варфоломей, не решившись идти против воли отца, смиренно остался жить в его доме и отдался воле Божьей. Лишь после смерти родителей в возрасте 23 лет Варфоломей стал монахом.

Смиренный инок Сергий - реформатор духовной жизни Руси

Варфоломей со старшим братом в лесу построили келью и часовню - так началась отшельническая жизнь монахов. Суровый климат, поиски пропитания, тяжелый ежедневный труд - такими были будни братьев. Стефан через непродолжительное время покинул это место, отправившись в Москву на поиски иного призвания. Сергий же продолжил жизнь монаха-отшельника, отрекаясь от борьбы за место в иерархии.


Монах отрёкся от мирского, но не смог достичь полного уединения в радонежских лесах. О Сергии пошла молва в монашеской среде. Вокруг него начало формироваться сообщество единомышленников, готовых поселиться рядом с ним и служить Господу. Когда число поселенцев достигло 12, желающим присоединиться к общине отказывали, если только один из поселенцев не умирал или не решался покинуть монастырь.

Принципиальным решением Сергия был отказ от принятия подаяний - монахи сами заботились о своем пропитании. Следует признать, что скудная лесная нива не позволяла обеспечить даже самое необходимое для поддержания существования. Когда запасы истощались, происходило необъяснимое - кто-то привозил значимое количество крупы, хлеба и других нехитрых продуктов и поспешно устранялся. Братья считали это чудом и благодарили в молитвах Бога за заботу.

Пустынный монастырь, основанный Варфоломеем, послужил образцом для создания аналогичных в других городах. Преподобный популяризировал аскетичное монашество, без стяжательства и иерархических устремлений.

Как кроткий монах-исихаст спас русский народ

Преподобный Сергий Радонежский имел кроткий нрав. Но этот духовный человек стал влиятельной личностью в обществе помимо своей воли. Одно из важнейших событий в биографии Сергия Радонежского - явление монаху Богоматери в сопровождении апостолов Петра и Иоанна. Это произошло в его скромной келье на Маковце приблизительно в начале 1380 года, незадолго до Куликовской битвы, решающего события в истории Руси.


Богородица сказала, что обитель Сергия будет под защитой. Также исследователи биографии святого утверждают, что Царица Небесная обещала покровительствовать и всей Русской земле. Сергий Радонежский стал проводником и толкователем воли небесной, а также значимой фигурой, объединившей русских князей.

Мамай обстоятельно готовился к битве. Известие о том, что войско Орды движется на русские города спровоцировало большое волнение и всплеск религиозного воодушевления. Московский и владимирский князь Дмитрий Иванович, принимая во внимая численное превосходство татарских войск, просит старца Сергия объявить войну против Мамая священной и призвать на помощь русскому войску всех, кто может держать оружие - крестьян, кожевников, гончаров, кузнецов и прочий люд.

В результате встречи со старцем Сергием Дмитрий получил благословение. Также с разрешения Преподобного к войску присоединились два брата из Маковецкого монастыря. Отправив своих учеников на бой, Сергий нарушил строгие церковные правила. Но это событие сплотило русский народ, продемонстрировав, что сражение с Мамаем - дело каждого человека, даже далекого от военного искусства. В грамотах от Сергия Радонежского русским воеводам говорилось, что они одержат победу над татарами, выживших воинов ждет слава, а погибших - венцы мучеников.


Так и произошло, Мамаево побоище завершилось разгромом татар, многие из русского воинства погибли в героическом сражении. Мамай бежал, союзное литовское войско было в пути к месту сражения, но после известия о разгроме татар повернуло обратно. Убитых в ходе Мамаевого побоища хоронили на протяжении 8 суток. Это была самая значимая победа, с которой началось освобождение от ига и рост самосознания русского народа.

Откуда появилась традиция ношения нательных крестиков? Зачем его носить? «Я верю в Бога в душе, а крестик мне не нужен. В Библии нигде не написано, что надо носить крестик, и нигде не написано, что первые христиане носили крестики. » Так или примерно так говорят люди, считающие себя православными христианами, но никак не выражающие свою веру. Большинство невоцерковленных людей не имеют христианского понимания того, что такое крест и зачем его носить на теле. Так что же такое нательный крестик? Почему так ненавидит его сатана и делает все, чтобы никто его не носил, или носил просто как бессмысленное украшение?

Происхождение и символика нательного креста

Обычай вместе с Крещением надевать на шею новокрещеного нательный крест появился не сразу. В первые века христианства крест не носили, а носили медальоны с изображением закланного Агнца или Распятия. Но Крест как орудие спасения мира Иисусом Христом был предметом величайшего чествования у христиан с самого начала Церкви. К примеру, церковный мыслитель Тертуллиан (II–III вв.) в своей «Апологии» свидетельствует, что почитание креста существовало с первых времен христианства. Еще до нахождения в IV веке царицей Еленой и императором Константином животворящего Креста, на котором был распят Христос, уже среди первых последователей Христа был распространен обычай всегда иметь при себе образ креста – как в напоминание о страданиях Господа, так и для исповедания своей веры перед другими. По рассказу Понтия, биографа св. Киприана Карфагенского, в III веке некоторые христиане изображали фигуру креста даже у себя на лбу, по этому признаку их узнавали во время гонений и предавали на мучения. Известны также первые христиане, носившие крест на груди. Упоминают его и источники II века.

Первые документальные свидетельства о ношении нательных крестов относятся к началу 4-го века. Так, акты VII Вселенского Собора свидетельствуют, что святые мученики Орест (†304) и Прокопий (†303), пострадавшие при Диоклетиане, носили на шее крест, выполненный из золота и серебра.

После ослабления и последующего прекращения гонений на христиан ношение креста стало повсеместным обычаем. В это же время на всех христианских храмах стали устанавливать кресты.

На Руси же этот обычай переняли именно с крещением славян в 988 году. Начиная с византийских времен на Руси существовало два рода нательных крестов: собственно сами «тельники» (носимые на теле под одеждой) и т.н. «энколпионы» (от греческого слова «нагрудный»), носимые не на теле, а поверх одежды. Про последние скажем два слова: первоначально благочестивые христиане носили с собой (на себе) ковчежец с частицами св. мощей или иными святынями. На этом ковчежце помещался крест. Впоследствии сам ковчежец приобрел форму креста, и такой крест стали носить епископы и императоры. Современный священнический и епископский наперсный крест ведет свою историю именно от энколпионов, то есть ящичков с мощами или иными святынями.

Русские люди на крестах клялись в верности, а обмениваясь нательными крестами, становились крестовыми побратимами. При постройке церквей, домов, мостов крест закладывали в основание. Существовал обычай из разбившегося церковного колокола отливать множество крестиков, которые пользовались особым почитанием.

Крест Христов – это символ христианства . Для современного человека символ – это всего лишь опознавательный знак. Символ является как бы эмблемой, указывающей на что-то, с чем мы имеем дело. Но символ имеет гораздо более обширное значение, чем просто значение эмблемы. В религиозной культуре символ сопричастен той реальности, которую он символизирует . Какова же реальность, которую символизирует для христиан Крест Христов?.. Эта реальность: Искупление человеческого рода, совершенное Господом Иисусом Христом через Крестную Смерть .

Почитание Креста всегда понималось Учением Церкви как поклонение Иисусу Христу в свете Его искупительного подвига. Крест Христов, который православные христиане всегда носят на теле, указывает нам и напоминает, какой ценой куплено наше Спасение.

Для христиан крест – не просто знак. Для христиан крест – символ победы над диаволом, знамя торжества Божьего . Крест напоминает верующему о Христе, о том, какую жертву принес ради нас Спаситель.

Значение Креста

Что же символизирует собой нательный крестик?

Крест — величайшая христианская святыня, видимое свидетельство нашего искупления.

Крест как орудие страшной и мучительной казни благодаря жертвенному подвигу Христа Спасителя стал символом искупления и орудием спасения всего человечества от греха и смерти . Именно на Кресте через боль и страдание, смерть и Воскресение Сын Божий совершает спасение или исцеление человеческой природы от смертности, страстности и тленности, привнесенных в нее грехопадением Адама и Евы. Таким образом, человек, который носит на себе Распятие Христово, свидетельствует о своей сопричастности страданиям и подвигу Своего Спасителя, за которыми следует надежда на спасение, а значит, и воскресение человека для вечной жизни с Богом.

О форме нательного креста

Нательный крест - это не талисман и не ювелирное украшение . Как бы красив он ни был, из какого бы драгоценного металла он не был бы сделан, это в первую очередь зримый символ христианской веры.

Православные нательные кресты имеют очень древнюю традицию и потому бывают весьма разнообразными по своему виду, в зависимости от времени и места изготовления.

Иконография православного Распятия получила свое окончательное догматическое обоснование в 692 году в 82-м правиле Трульского собора , утвердившего канон иконографического изображения Распятия .

Главным условием канона становится сочетание исторического реализма с реализмом Божественного Откровения. Фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест и Господь открывает Свои объятия всем к Нему обращающимся. В этой иконографии художественно решается сложная догматическая задача изображения двух ипостасей Христа - Человеческой и Божественной - показывающая одновременно и смерть, и победу Спасителя.

Католики, отказавшись от своих ранних взглядов, не поняли и не приняли правил Трульского собора и соответственно символического духовного изображения Иисуса Христа. Так в средние века возникает новый тип Распятия, в котором преобладающими становятся черты натурализма человеческих страданий и муки крестной казни: тяжесть тела провисающего на вытянутых руках, глава, увенчанная терновым венцом, перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем (новшество конца XIII века). Анатомические подробности католического изображения передавая правдивость самой казни, тем не менее скрывают главное - торжество Господа, победившего смерть и открывающего нам жизнь вечную, концентрируют внимание на муках и смерти. Его натурализм обладает лишь внешним эмоциональным воздействием, вводя в соблазн сравнения наших греховных страданий искупительными Страстями Христа.

Изображения распятого Спасителя, сходные католическими, встречаются и на православных крестах, особенно часто в XVIII-XX вв., впрочем, как и запрещенные Стоглавым собором иконописные изображения Бога Отца Саваофа. Естественным образом православное благочестие требует ношение креста православного, а не католического, нарушающего догматические основы христианской веры.

Наиболее распространенная форма православного креста – крест восьмиконечный, на оборотной стороне чаще всего бывает нанесена молитва «Спаси и сохрани» .

Смысл ношения крестика и той надписи, которую мы читаем на его обороте: «Спаси и сохрани»

Христиане, которые носят нательный крестик, как бы воздают бессловесную молитву Богу. И он всегда защищает носителя.

Среди христиан распространено мнение, что крест Христов, образ Божий, Сам Господь должен нас хранить именно от житейских неурядиц и бед. И, конечно, многие из тех, кто носит нательный крест, руководствуются именно этим прагматическим мотивом. Но на самом деле смысл ношения крестика и той надписи, которую мы читаем на его обороте: «Спаси и сохрани» , совершенно иной.

Само по себе наличие крестика на груди еще не спасает и не имеет никакого значения для человека, если он осознанно не исповедует то, что символизирует собой Крест Христов . Хотя, конечно, Господь, несомненно, хранит верующего в него от многих бытовых несчастий и бед. То есть, если человек носит крестик с верой и упованием на милость Божию, он, условно говоря, «включён» в особенный «план Божий» и с ним никогда не случится ничего фатально-непоправимого в вечности . Понятие «план Божий» тут означает именно план нашего спасения, а не управление миром в широком, вселенском масштабе, потому что весь мир, конечно, содержится десницей Божией и управляется Его Божественным промыслом. Но, как это не страшно звучит, именно «нуждная» а иногда и мучительная смерть становится для человека дверью в Царствие Божие. Это не значит, что Бог хочет для нас такого конца, но значит, что, претерпевший несправедливую муку, обязательно обретёт и великое утешение. Если угодно – это закон Божий.

Так от чего сохранить обещает нас Господь? Не от житейских бед, напастей и трудностей в первую очередь, потому что всё это бывает даже необходимо душе, увы, склонной к расслабленности и забвению цели своего бытия. Но сохранить нас обещает Господь, прежде всего, от страшной власти греха, посредством которой враг рода человеческого губит наши души . И власть эта поистине велика настолько, что ни один человек не может освободиться от неё одними своими силами. Но с помощью Божией это возможно. Возможно! Святые отцы говорят: «Враг силён, но Господь всесилен!»

Простые слова «Спаси и сохрани» означают неустанное, от всего сердца, обращение наше к Богу с просьбой о том, чтобы Он помог нам приобщиться благодатной вечности.

Почему надо носить нательный крест

Нательный крест возлагается на нас в Таинстве Крещения во исполнение слов Господа ИисусаХриста: «Кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34).

Мы должны нести свой жизненный крест, а тот крест, который у нас на груди, нам об этом напоминает. Крест «всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов» , - пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Когда происходит Таинство Крещения, при освящении нательного креста священник читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он в крест влил небесную силу и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов, чародеев, от всяких злых сил . Вот почему на многих нательных крестах есть надпись «Спаси и сохрани!» .

Кстати, часто задают вопрос: должны ли быть уже освященными продающиеся в магазинах кресты или крест следует отнести в храм для освящения? Крестик необходимо освящать в храме. Окропить его святой водой дома будет недостаточно – он должен быть освещен именно священником, т.к. в храме крестики освящаются особым чином.

Существует суеверие, что при освящении нательный крест приобретает магические защитные свойства . Но следует избегать суеверий. Церковь учит, что освящение материи позволяет нам не только духовно, но и телесно – через эту освященную материю – приобщиться к Божественной благодати, необходимой нам для духовного роста и спасения. Но благодать Божия действует небезусловно . От человека требуется правильная духовная жизнь по заповедям Божиим, и именно эта духовная жизнь дает возможность благодати Божией спасительно на нас воздействовать, исцеляя от страстей и грехов.

Для православного христианина ношение креста является большой честью и ответственностью. Снять с себя крест или не носить его понималось всегда как богоотступничество . За 2000-летнюю историю христианства многие люди пострадали за свою веру, за отказ отречься от Христа и снять с себя нательный крест. Этот подвиг повторялся и в наше время.

Если вы сейчас, когда можно свободно исповедовать свою веру, не носите креста, то вряд ли осмелитесь надеть его, когда за это придется пострадать. Сможете ли вы повторить подвиг простого русского парня Евгения Родионова ?

…Он был гранатометчиком, служил в 479-м погранотряде особого назначения. Ровно месяц Женя прослужил на заставе в Чечне, а 13 февраля 1996 года он попал в плен. Вместе с ним были три его друга: Саша Железнов, Андрей Трусов, Игорь Яковлев. В плену они пробыли 3,5 месяца. За это время над ними издевались как только могли. Но у Евгения был выбор, каждый день к нему подходили и говорили: «Ты можешь жить. Для этого тебе надо снять крестик, принять нашу веру, стать нашим братом. И все эти кошмары для тебя сразу кончатся» . Но Женя не поддался на эти уговоры, креста он не снял. И 23 мая 1996 года, в праздник Вознесения Господня, в селении Бамут Евгения и его друзей убили. День смерти Евгения был и днем его рождения. Ему исполнилось всего 19 лет. Женю обезглавили, но даже с мертвого тела Жени враги не посмели снять крестик.

Я думаю, что этот великий подвиг воина Евгения должен послужить примером для многих, для всех тех, кто по таким глупым причинам не носит крестик или носит его как какое-то украшение. А то и меняют святой крест на амулет, знак зодиака и прочее… Давайте не будем забывать об этом никогда! Помните об этом, нося свой крестик.

О благоговейном почитании нательного креста

Великие русские старцы советовали, что надо всегда носить нательный крест и не снимать его никогда и нигде до самой смерти . «Христианин без креста, - писал старец Савва, - это воин без оружия, и враг может легко одолеть его» . Нательный крест потому так и называется, что его носят на теле, под одеждой, никогда не выставляя наружу (снаружи крест носят только священники). Это не означает, что нательный крест необходимо скрывать и прятать при любых обстоятельствах, но все же нарочито выставлять его на всеобщее обозрение не принято. Церковным уставом установлено целовать свой нательный крест по окончании вечерних молитв. В минуту опасности или когда на душе тревожно, хорошо поцеловать свой крестик и прочесть на его обороте слова «Спаси и сохрани».

«Не носите крестик как на вешалке, - часто повторял Псково-Печерский старец Савва, - Христос оставил на Кресте свет и любовь. От крестика исходят лучи благодатного света и любви. Крест отгоняет злых духов. Целуйте свой крестик утром и вечером, не забывайте его целовать, вдыхайте эти лучи благодати, из него исходящие, они невидимо проходят в душу, сердце, совесть, характер. Под действием этих благодатных лучей нечестивый человек становится благочестивым. Целуя свой крестик, помолитесь за близких грешников: пьяниц, блудников и других, кого знаете. Чрез ваши молитвы они исправятся и будут хорошими, ибо сердце сердцу весть подает. Господь всех нас любит. Он за всех пострадал ради любви, и мы должны всех любить ради Него, даже врагов своих.Если вы так начнете день, осеняясь благодатию от своего крестика, то и весь день проведете свято. Не будем забывать так делать, лучше не поесть, чем забыть о крестике!».

МОЛИТВА СТАРЦА САВВЫ ПРИ ЦЕЛОВАНИИ НАТЕЛЬНОГО КРЕСТИКА

Старец Савва составил молитвы, какие нужно читать при целовании крестика. Вот одна из них:

«Пролей, Господи, каплю Святейшей Крови Твоей в мое сердце, иссохшее от страстей и грехов и нечистот душевных и телесных. Аминь. Имиже веси судьбами спаси меня и сродников, и знаемых моих (имена) ».

Нельзя носить нательный крест как амулет, как украшение. Нательный крест и крестное знамение есть только внешнее выражение того, что должно быть в сердце христианина: смирения, веры, упования на Господа .

Крест нательный – видимое свидетельство принадлежности к Православной Церкви, исповедания христианской веры, средство благодатной защиты.

Сила Креста

Крест - это реальная сила. Им совершались и совершаются многие чудеса. Крест – это великая христианская святыня. В службе на праздник Воздвижения Церковь воспевает древо Креста Господня многими похвалами: «Крест — хранитель всея вселенной, красота Церкви, царей держава, верных утверждение, ангелов слава и демонов язва» .

Крест является оружием против диавола . О чудотворной, спасительной и целительной силе креста и крестного знамения Церковь может достоверно говорить, ссылаясь на опыт из жизни своих святых, а также на многочисленные свидетельства простых верующих людей. Воскрешение мертвых, исцеление от недугов, защита от злой силы – все эти и другие благодеяния по сей день через крест являют человеку любовь Божию.

Но непреоборимым оружием и всепобеждающей силой крест становится лишь при условии веры и благоговения. «Крест не делает чудес в вашей жизни. Почему? - вопрошает святой праведный Иоанн Кронштадтский и сам же дает ответ: - По неверию вашему ».

Надевая на грудь нательный крест или осеняя себя крестным знамением, мы, христиане, свидетельствуем, что готовы нести крест безропотно, смиренно, добровольно, с радостью, ибо любим Христа и хотим сострадать с Ним, ради Него. Без веры и благоговения нельзя и осенять себя или других крестным знамением.

Вся жизнь христианина, со дня рождения до последнего вздоха на земле, и даже после смерти, сопровождается крестом. Крестным знамением осеняет себя христианин при пробуждении (надо приучить себя, чтобы оно было первым движением) и при отходе ко сну - последним движением. Крестится христианин перед и после вкушения пищи, перед и после учения, при выходе на улицу, перед началом каждого дела, перед принятием лекарства, перед вскрытием полученного письма, при неожиданных, радостных и горестных известиях, при входе в чужой дом, в поезде, на пароходе, вообще при начале всякого пути, прогулки, путешествия, перед купанием, навещая больных, идя в суд, на допрос, в тюрьму, в ссылку, перед операцией, перед боем, перед научным или иным докладом, перед и после собрания и совещания и т. д.

Крестное знамение надо творить со всем вниманием, со страхом, с трепетом и с крайним благоговением. (Полагая на чело три большие перста, говори: «во имя Отца» , потом, опустив руку в том же виде на грудь, говори: «и Сына» , перенося руку на правое плечо, затем на левое, говори: «и Святого Духа» . Сделав на себе это святое знамение креста, заключи словом «аминь» . Или, когда изображаешь крест, можешь говорить: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного. Аминь» .) Демоны, как пишет преподобный Симеон Новый Богослов, боятся образа Креста и не терпят видеть знамение креста изображаемым даже и на воздухе, но бегут от него тотчас. «Если ты будешь всегда употреблять святой Крест в помощь себе, то «не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему» (Пс. 90,10). Вместо щита ограждай себя Честным Крестом, запечатлевай им свои члены и сердце. И не рукою только полагай на себя крестное знамение, но и в мыслях запечатлевай им всякое свое занятие, и вход свой, и исхождение свое во всякое время, и сидение свое, и восстание, и постель свою, и любое служение… Ибо весьма крепко это оружие, и.никто не может никогда сделать тебе вреда, если ты им защищен» (преподобный Ефрем Сирии).

Слава, Господи, Кресту Твоему Честному!

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: