Оценка и значение. Богословское и литературное наследие

(Греч.)

Состоятельный горожанин из г. Назианз (Каппадокия), Григорий до перехода в Христианство был членом секты ипсистариев . К этой секте он, видимо, принадлежал с рождения, т. к. известно, что мать Григория хотела лишить его наследства, узнав о переходе сына в Христианство, но впоследствии передумала. Св. Григорий, отличавшийся высокой нравственностью, был обращен в Христианство своей женой св. Нонной , принадлежавшей к Церкви от рождения; будущий святитель крестился в возрасте ок. 45 лет от Леонтия, еп. Кесарии Каппадокийской , перед тем как тот отправился на I Вселенский Собор в Никею . Свт. Григорий Богослов сообщает о чудесном свете, который осиял новопросвещенного.

Существует большая часть мощей, издавна чтимая как останки "святителя Григория", и ныне предположительно отождествляемая с мощами святителя Григория Назианзина Старшего. До года эта святыня хранились в храме святителя Григория в каппадокийском селении Карвали , а после обмена населением была принесена греческими беженцами на новую родину - в посёлок Неа Карвали близ Кавалы, где также был построен храм святителя Григория , куда и были положены мощи.

Литература

  • Greg. Nazianz. Or. 18 // PG. 35. Col. 985-1044;
  • idem. Or. 6, 7, 8 // Grégoire de Nazianze. Discours 6-12 / Éd. par M. A. Calvet-Sebasti. P., 1995. (SC; 405);
  • idem. De vita sua / Hrsg. v. C. Jungck. Hdlb., 1974;
  • idem. Or. 43 // Grégoire de Nazianze. Discours funèbres en l"honneur de son frère Césaire et de Basile de Césarée / Éd. par F. Boulenger. P., 1908;
  • idem. Epitaphia in Patrem // PG. 38. Col. 38-43 (рус. пер.: Собр. творений. , 1994р. Т. 2. С. 327-328);
  • SynCP. Col. 365
  • Tillemont. Mémoires. T. 9. P. 347;
  • Clémencet C. Vita Gregorii // PG. 35. Col. 181-188;
  • DCB. Vol. 2. P. 741;
  • Gallay P. La vie de St. Grégoire de Nazianze. Lyon; P., 1943. P. 24, 75-82;
  • Hauser-Meury M. M. Prosopographie zu den Schriften Gregors von Nazianz. Bonn, 1960. S. 88-89;
  • Janin R. Gregorio // BiblSS. Vol. 7. Col. 204-205;
  • Kopecek Th. A. The Social Class of the Cappadocian Fathers // Church History. Phil., 1973. Vol. 42. P. 453-466;
  • Zeigler A. Gregor der Ältere von Nazianz, seine Taufe und Weihe // Münchner Theologische Zeitschrift. Münch., 1980. Bd. 31. S. 262-283;
  • Bonis C. G. [Докл.] // IX Intern. Conf. of Patristic Studies. Oxf., 1983.

Использованные материалы

  • Михайлов П. Б., "Григорий, еп. Назианза (старший)", Православная энциклопедия , т. 12, с. 479-480:
  • "Церковь святого Григорий Назианзина Богослова", туристический сайт Kavala Tour :

Спасский. История. С. 409

Grégoire de Nazianze. Discours 6-12. Р. 30-31

Bernardi J. Introduction // Grégoire de Nazianze. Discours 4-5. P., 1983. P. 37. (SC; 309)

Greg. Nazianz. Or. 43. 37; Or. 18. 36

Grégoire de Nazianze. Or. 18. 18

Greg. Nazianz. Or. 18. 6, 7, 8, 15; 43. 37; idem. De vita sua. 41-56, 345, 494-517; idem. Epitaphia in Patrem // PG. 38. Col. 38-43

Greg. Naz. Or. 18. 28

Григорий Назианзин Старший
Γρηγόριος

Свт. Григорий Богослов и его отец проповедуют христианам Назианза (миниатюра из «Гомилий Григория Богослова », XII век)
Смерть
День памяти

Григорий Назианзин Старший (? - ) - епископ Назианзский, отец Григория Богослова . Почитается в лике святителей , память совершается в Православной церкви - 1 (14) января , в Католической церкви - 1 января .

Жизнеописание

Относительно деятельности Григория на назианзской кафедре, которую он возглавлял всю свою жизнь, подробных сведений не сохранилось. В 361 году , желая иметь помощника в делах управления епархией , он против воли возвёл своего сына в сан пресвитера. В конце 363 года Григорий, не вникая в тонкости богословия, подписал омиусианский символ веры, чем вызвал раскол в своей епархии. Раскол продолжался недолго, но его сыну пришлось защищать отца - он написал «Слово по случаю возвращения монахов в лоно церкви ».

  • Кесарий Назианзин (около 331 - после 368)
  • Горгония († ок. 372)

Все члены семьи Григория Назианзина Старшего почитаются как святые.

Напишите отзыв о статье "Григорий Назианзин Старший"

Примечания

Отрывок, характеризующий Григорий Назианзин Старший

De retour en France, au sein de la patrie, grande, forte, magnifique, tranquille, glorieuse, j"eusse proclame ses limites immuables; toute guerre future, purement defensive; tout agrandissement nouveau antinational. J"eusse associe mon fils a l"Empire; ma dictature eut fini, et son regne constitutionnel eut commence…
Paris eut ete la capitale du monde, et les Francais l"envie des nations!..
Mes loisirs ensuite et mes vieux jours eussent ete consacres, en compagnie de l"imperatrice et durant l"apprentissage royal de mon fils, a visiter lentement et en vrai couple campagnard, avec nos propres chevaux, tous les recoins de l"Empire, recevant les plaintes, redressant les torts, semant de toutes parts et partout les monuments et les bienfaits.
Русская война должна бы была быть самая популярная в новейшие времена: это была война здравого смысла и настоящих выгод, война спокойствия и безопасности всех; она была чисто миролюбивая и консервативная.
Это было для великой цели, для конца случайностей и для начала спокойствия. Новый горизонт, новые труды открывались бы, полные благосостояния и благоденствия всех. Система европейская была бы основана, вопрос заключался бы уже только в ее учреждении.
Удовлетворенный в этих великих вопросах и везде спокойный, я бы тоже имел свой конгресс и свой священный союз. Это мысли, которые у меня украли. В этом собрании великих государей мы обсуживали бы наши интересы семейно и считались бы с народами, как писец с хозяином.
Европа действительно скоро составила бы таким образом один и тот же народ, и всякий, путешествуя где бы то ни было, находился бы всегда в общей родине.
Я бы выговорил, чтобы все реки были судоходны для всех, чтобы море было общее, чтобы постоянные, большие армии были уменьшены единственно до гвардии государей и т.д.
Возвратясь во Францию, на родину, великую, сильную, великолепную, спокойную, славную, я провозгласил бы границы ее неизменными; всякую будущую войну защитительной; всякое новое распространение – антинациональным; я присоединил бы своего сына к правлению империей; мое диктаторство кончилось бы, в началось бы его конституционное правление…
Париж был бы столицей мира и французы предметом зависти всех наций!..
Потом мои досуги и последние дни были бы посвящены, с помощью императрицы и во время царственного воспитывания моего сына, на то, чтобы мало помалу посещать, как настоящая деревенская чета, на собственных лошадях, все уголки государства, принимая жалобы, устраняя несправедливости, рассевая во все стороны и везде здания и благодеяния.]
Он, предназначенный провидением на печальную, несвободную роль палача народов, уверял себя, что цель его поступков была благо народов и что он мог руководить судьбами миллионов и путем власти делать благодеяния!
«Des 400000 hommes qui passerent la Vistule, – писал он дальше о русской войне, – la moitie etait Autrichiens, Prussiens, Saxons, Polonais, Bavarois, Wurtembergeois, Mecklembourgeois, Espagnols, Italiens, Napolitains. L"armee imperiale, proprement dite, etait pour un tiers composee de Hollandais, Belges, habitants des bords du Rhin, Piemontais, Suisses, Genevois, Toscans, Romains, habitants de la 32 e division militaire, Breme, Hambourg, etc.; elle comptait a peine 140000 hommes parlant francais. L"expedition do Russie couta moins de 50000 hommes a la France actuelle; l"armee russe dans la retraite de Wilna a Moscou, dans les differentes batailles, a perdu quatre fois plus que l"armee francaise; l"incendie de Moscou a coute la vie a 100000 Russes, morts de froid et de misere dans les bois; enfin dans sa marche de Moscou a l"Oder, l"armee russe fut aussi atteinte par, l"intemperie de la saison; elle ne comptait a son arrivee a Wilna que 50000 hommes, et a Kalisch moins de 18000».
[Из 400000 человек, которые перешли Вислу, половина была австрийцы, пруссаки, саксонцы, поляки, баварцы, виртембергцы, мекленбургцы, испанцы, итальянцы и неаполитанцы. Императорская армия, собственно сказать, была на треть составлена из голландцев, бельгийцев, жителей берегов Рейна, пьемонтцев, швейцарцев, женевцев, тосканцев, римлян, жителей 32 й военной дивизии, Бремена, Гамбурга и т.д.; в ней едва ли было 140000 человек, говорящих по французски. Русская экспедиция стоила собственно Франции менее 50000 человек; русская армия в отступлении из Вильны в Москву в различных сражениях потеряла в четыре раза более, чем французская армия; пожар Москвы стоил жизни 100000 русских, умерших от холода и нищеты в лесах; наконец во время своего перехода от Москвы к Одеру русская армия тоже пострадала от суровости времени года; по приходе в Вильну она состояла только из 50000 людей, а в Калише менее 18000.]
Особенности

Наименование «Богослов» носят трое — Иоанн Богослов, Григорий Богослов и Симеон Новый Богослов.

Григорий Назианзи н.

Рождение

Родина св. Григория находилась в юго-западной части Каппадокии недалеко от г. Назианза (почему и называется он Григорий Назианзин). Он родился в имении Арианз, которое принадлежало его отцу, приблизительно в 329 году.

Семья

Сестра — Горгония

Образование
  1. у своего дяди Амфилохия в его доме в Назианзе .
  2. вместе с братом Кесарием в Кесарии Каппадокийской
  • Получает образование в области древней литературы, в области риторики, учится у знаменитого ритора Картерия.
  • Здесь он впервые знакомится с Василием Великий, который тоже учился у ритора Картерия.
  • в Кесарии Палестинской
    • там была своего рода школа Оригена.
    • Там св. Григорий приобрел очень основательные, фундаментальные познания в области Свящ.Писания.
    • Здесь он учится также у ритора Феспесия.
  • в Александрии .
  • в Афинах .
    • Он прибыл в Афины в 350 году, где второй раз встретился со своим другом св. Василием Великим.
    • Около 355 года в Афинах учился юноша Юлиан, который станет императором, получив именование Юлиана Отступника. Знакомство с Юлианом уже тогда вызывало у Григория Богослова предчувствие, что он принесет много зла Церкви Христовой.
    • В 357 году Григорий уезжает из Афин. Ему было почти 30 лет.
  • Крещение

    Очевидно, в 357 году он принял крещение — т.е. в возрасте почти 30 лет.

    Служение

    358-359 гг. Григорий проводит в поместье Василия Великого на реке Ирис, которое тот преобразовал в монастырь «Понтийское уединение».

    • Григорий впоследствии с восторгом вспоминал это время
    • В это время они с Василием Великим составляют Филокалию (Добротолюбие) из проповедей Оригена – что касается нравоучения христианского и аскезы.

    В 362 году по желанию жителей Назианза, но против своей воли, он был отцом рукоположен во пресвитеры .

      • Григорий опять бежит к своему другу Василию в Понтийское уединение, скрывается в этой обители. Через непродолжительное время ч он возвращается в Назианз помогать отцу в управлении епархией.
      • Здесь он произносит свое первое слово на Пасху.
      • Но его бегство на реку Ирис дало повод к различным толкам в Назианзской Церкви: говорили о страхе перед арианами, перед Юлианом Отступником. Некоторые говорили о гордости, что он почитал для себя пресвитерство слишком низким, желал епископства. И святитель был вынужден защищаться, и произнес знаменитое слово о священстве.

    363-364 годы

    Епископ Назианзской Церкви Григорий, отец св. Григория Богослова, подписался под полуарианским исповеданием веры – это т.н. «формула примирения ».

    Епископ возбудил этим против себя некоторых монахов, ревнителей никейского исповедания, которые прекратили общение с епископом, увлекли какую-то часть его паствы.

    Григорию Богослову предстояла задача восстановить в Церкви мир. Он объяснил отцу, в чем несовершенство этой формулы примирения.

    Отец послушался его, несмотря на епископский сан, публично исповедовал свою православную веру и публично покаялся, мир наступил в Церкви Назианзской.

    В 364 году Григорий примиряет Василия Великого с Евсевием, епископом Кесарии Каппадокийской

    В 368 году умирают брат Кесарий и сестра Горгония. При погребении он произносит 2 очень содержательных слова.

    В 370 году св. Григорий вместе со своим отцом Григорием поддерживает избрание Василия Великого на Кесарийскую кафедру и примиряет его с каппадокийскими епископами, многие из которых были недовольны его избранием.

    В 372 году св. Василий рукоположил Григория в епископа г. Сасимы .

    • в 372 году, произошло разделение Каппадокии на 2 провинции по инициативе императора Валента, который отторгнул от Василия Великого часть епархий, желая этим ослабить его влияние в этой большой провинции. Анфим Тианский стал претендовать на начальство в этой митрополии во главе с г. Тианами.
    • Для упрочения своего положения, чтобы доказать свою юрисдикцию в пределах второй Каппадокии, Василий Великий основывает кафедру в поселоке Сасимы и рукопологает Григория.
    • Рукоположил его св. Василий в начале 372 года, после Пасхи, а Григорий там пробыл менее, чем до конца 372 года. Он не собирался втягиваться в борьбу между Василием Великим и Анфимом Тианским, и после хиротонии он вторично удалился в пустыню.

    В 374 году умер отец Григория в возрасте почти 100 лет. Вскоре за смертью отца последовала смерть матери. Жители Назианза хотели поставить епископом Григория, но ещё до выявления ими этих намерений он удалился из Назианза в Селевкию Исаврийскую , где почти 5 лет проводил в созерцании и молитве.

    Здесь он, будучи нездоровым человеком, в 379 году получил известие о смерти св. Василия, которое произвело на него совершенно ошеломляющее и удручающее впечатление.

    В начале 379 года Григорий приезжает в Константинополь .

    • Он поселился в доме своего родственника. Здесь и происходили молитвенные собрания, здесь Григорий Богослов произнес подавляющее большинство своих знаменитых поучений и проповедей.

      Эта домовая Церковь у родственников называлась храмом Анастасии (Воскресения), и православные ожидали воскресения Православия в столице империи.

    • Во время очередной болезни Григория в Константинополе оказались египетские епископы, которые ночью приступили к хиротонии Максима Циника . Народ узнал об этом, их изгнали из храма, и хиротонию они закончили в частном доме.

      Св. Григорий был так поражен вероломством, что вообще решил оставить город, но православные со слезами умоляли его и он остался. Максим бежал из Константинополя.

    • 27 ноября император решил ввести Григория в главный храм столицы – в храм Святых Апостолов (тогда ещё не было Святой Софии).
    • православные единодушно требуют признания Григория архиепископом Константинополя.

      Для официального утверждения Григория на кафедре был созван Собор, который вошел в историю под именем II Вселенского Собора.

      Возникшие несогласия заставили его оставить Константинополь; ещё до окончания заседаний, до 9 июня 381 года, Григорий покинул город, удалился в Назианз.

    Кончина

    Последние годы св. Григорий проводит в маленьком доме в Арианзе, где предается молитвенному подвигу и созерцанию.

    Там он пишет стихотворения. Здесь же он в мире скончался.

    Точная дата его смерти неизвестна.

    Наиболее распространенная дата – 390 год – умер он на 61 или 62 году жизни.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: