Одному господу богу служу. Христианские проповеди, семинары, учебные материалы

Сразу же посл е крещения Иисус Христос пошел еще дальше в пустыню Иерихонскую.

Там было еще страшнее, чем в той пустыне (Иорданской), где жил Иоанн Креститель. Там было много диких зверей и жило много разбойников.

В этой пустыне Христос провел сорок дней, молился и постился. Как! Ужели Он ничего не ел целых сорок дней? Да! Ничего! Не помните ли вы, кто еще постился такое долгое время? Моисей и пророк Илия.

Наконец, чрез сорок дней Иисус Христос почувствовал голод. Ему захотелось есть.

Тогда приступил к Нему диавол и стал говорить: «Охота Тебе морить Себя голодом», «если Ты Сын Божий, скажи, чтобы эти камни сделались хлебами».

«Написано: не хл ебом одним живет челове к, но всяким словом, исходящим из уст Божьих» .

Вы, дети, помните, как Господь питал иудеев манною, когда у них не было хлеба? Бог может послать нам пищу и кроме хлеба. Не о хлебе только должен заботиться человек, но и о добрых делах. Не о том только следует хлопотать, чтобы быть сытым, а о том, чтобы исполнять волю Божию.

Потом диавол повел Иисуса Христа в святой город Иерусалим, поставил Его на перилах, которые были вокруг крыши на храме. Оттуда вниз страшно было даже и смотреть. Внизу на улице было много народу. И сказал диавол Иисусу Христу: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Смотри, сколько народу. Если Ты сделаешь чудо, бросишься вниз, они все поверят, что Ты Сын Божий. А Тебе нечего бояться. Бог приказал ангелам хранить Тебя. Ты бросишься, а они и подхватят Тебя на руки, так что Ты даже и не споткнешься о камень».

Иисус Христос отвечал диаволу: «Написано также не искушай Господа Бога твоего» . Зачем просить, чтобы Бог без всякой нужды творил для нас чудеса.

Наконец, диавол возвел Иисуса на высокую, высокую гору. - Далеко оттуда видны были и города, и деревни, и зеленые луга, и темные леса, и желтеющие зрелым хлебом поля, и синее море. С этой горы диавол показал Иисусу Христу, как будто на картине, все царства мира и сказал: «Все это дам Тебе, если Ты поклонишься мне». Диавол хвастает и хочет обмануть Иисуса. Мы все во власти Божьей, и Бог над всем царствует, а не диавол. Как же он может дать другому то, чего сам не имеет?

Иисус Христос тогда прогоняет от Себя диавола и говорит ему: «Отойди от Меня, сатана; ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».

После этого диавол перестал искушать, соблазнять Господа и отошел от Него.

Тогда к Иисусу Христу явились ангелы и стали Ему служить.

Любезные дети! К каждому из нас со дня его крещения приставлен от Бога особый ангел-хранитель. Мы не видим его, но он близ нас и хранит нас. Он удерживает нас от худого и учит доброму.

Бывает же иногда с вами: не хочется, например, учиться, хочется побегать, пошалить, и вдруг, как будто кто шепнет тебе: «Нет, сначала нужно выучить урок: уже после ты побегай и поиграй». Сделал ты что-нибудь худое и хочешь запереться в своей шалости; ты уже совсем решился обмануть родителей или начальников, и вдруг, как будто кто-то напомнил тебе: «Не обманывай: это грешно; скажи лучше правду и признайся». Голоден ты, или хочешь полакомиться, или нравится тебе чужая вещь, и ты хочешь уже протянуть руку, чтобы потихоньку, без спроса взять что-нибудь чужое или чего тебе не велено трогать; ну, проще, захотел ты что-нибудь украсть; вдруг, как будто кто-нибудь толкнул тебя, схватил за руку и сказал тебе: «Грешно и стыдно воровать». Кто же это говорит тебе, удерживает тебя от худого и учит доброму? Это твой добрый ангел-хранитель, который любит тебя. И как он радуется, когда ты слушаешься его, делаешь добро. И как он жалеет тебя и печалится, когда ты грешишь. Ты огорчаешь своего ангела­

На всем протяжении своего повествования Библия учит поклоняться Единому Живому Богу – Творцу неба и Земли. Вторая заповедь Декалога однозначно и четко дает запрет верующим на идолопоклонство - божественное почитание идолов, кумиров и изображений. Вот так она изложена в Священном Писании и, соответственно, была выбита на каменных скрижалях:

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20:4-6>).

Иисус повторил эту мысль: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10 , Лук. 4:8), цитируя Ветхий Завет (см. Втор. 6:13 , Втор. 10:20 , 1 Пар. 7:3).

Со стороны некоторых представителей православия можно услышать объяснение: «У нас нет идолопоклонства. Мы Единому Богу поклоняемся, а не идолам других богов. А к святыням обращаемся для «приближения» к Творцу».

Однако вторая заповедь дает запрет не просто на идолопоклонство, как на поклонение идолам, символизирующим иных богов, а на почитание всего живого и неживого, что не является Самим Богом. Посмотрите, поклонение иным богам Создатель уже запретил первой заповедью Декалога: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:3). Значит, вторая заповедь, не повторяя первую, возвещает не только о других богах. Посмотрите, она и говорит конкретно об ином: кумирах и изображениях . Так что, во второй заповеди речь идет не только об идолах, являющихся чужеземными богами. Второй заповедью Бог возвещает, что внимание, направленное Ему, должно все принадлежать только Ему , а не кому-либо или чему-либо. Здесь и в иных местах Писания, говоря о Своих взаимоотношениях с человеком, Творец называет Себя ревнителем (см. Исх. 20:5 , Исх. 34:14 , Втор. 4:24 , Втор. 5:9) - мужем, где Его женой является избранный Им народ: «Творец есть супруг твой» (Ис. 54:5 , см. также Иер. 3:1 , Ос. 1:2 , Еф. 5:25 , Откр. 12:1,6 , Откр. 19:7). Из текстов Библии четко видно к чему (кому) ревнует Бог-ревнитель . Какому мужу понравится, если его жена часть любви будет отдавать кому-либо или чему-либо? Каждый супруг будет в гневе, даже если прелюбодеяние не дойдет до интимной близости, а ограничится лишь поцелуями, знаками внимания или ласками. Я думаю, мало кто будет спорить с тем, что обращаясь к Богу через икону, мощи или святого, верующий этому «посреднику» передает часть своей любви. В отношения между двумя супругами вступает третий, четвертый, пятый… лишние . Все «святые посредники» не являются для людей безликими «проводниками» к небесному Супругу, а приобретают черты, присущие живым личностям : каждая из мощей воспринимается частью земного тела ныне живущего на небесах заступника; знаменитые иконы имеют имена собственные, люди выбирают между двумя иконами дома и пятью в храме - одна всегда милее остальных, и именно ей приятнее молиться, а если какая-то икона не помогает, верующий идет к другой; если святой не защищает, проситель обращается к следующему и т.д. Но ведь Бог Один. Верующие, целуя иконы и мощи, предметы внутри которых нет Бога, знают, что Бог Живой, но продолжают прелюбодеяние. Именно это и вызывает ревность Творца.

Как мы увидели в предыдущих главах, только Бог отвечает на молитвы. Молитва втайне (см. Мф. 6:6) иллюстрирует интимность отношений между Творцом и каждым человеком. Только Создатель - вторая сторона взаимоотношений. Поэтому понятна категоричность Бога в вопросе любого из разновидностей идолопоклонства. Господь муж-ревнитель через Библию не раз грозно предупреждает о грядущем наказании за неверность:

«За все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо… Иудея … явным блудодейством …осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом» (Иер. 3:8,9 , см. также Иер. 3 (вся глава) , Иез. 16 (вся глава) , Иез. 23 (вся глава) , Ос. 2 (вся глава) .

Бог через Священное Писание поясняет бессмысленность и опасность идолопоклонства - почитания людьми любых изделий рук человеческих:

«Что за польза от истукана, сделанного художником, этого литаго лжеучителя, хотя ваятель, делая немые кумиры, полагается на свое произведение? Горе тому, кто говорит дереву: «встань!» и бессловесному камню: «пробудись!» Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром, но дыхания в нем нет. А Господь - во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!» (Авв. 2:18-20).

Как мы уже заметили, Творец в Библии, говоря об идолопоклонстве, запрещает почитать все кумиры и изображения, даже связанные с Ним. Господь знает, что идолом может стать все, что отдаляет от Него Живого, даже то, что Ему посвящено . Ведь любой предмет, служащий сначала лишь символом Бога, со временем начинает обретать в глазах людей творческую силу , присущую только Создателю. Поэтому именно во 2-й заповеди Господь сказал, что Он ревнитель .

Посмотрите, сразу после получения заповедей и заключения завета с Богом народ израильский, не дождавшись Моисея, взошедшего на гору за скрижалями завета, впал в идолопоклонство - сделал себе скульптуру бога Израилева :

«И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! » (Исх. 32:3,4).

Здесь люди не нарушили 1-ю заповедь Декалога, ведь они не нашли себе другого бога. Израильтяне не говорили: «Теперь наш бог телец». Они лишь изобразили Бога, который вывел их из земли Египетской , каким они представляли Его себе - в виде сильного тельца. Однако, Творцу это было не угодно, так как народом была нарушена 2-я заповедь об идолопоклонстве:

«Развратился народ … скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему» (Исх. 32:7,8).

В Писании также есть пример, когда народ израильский начал служить медному змею, через которого Бог спасал их в пустыне (см. Чис. 21:7-9). Яд змей символизировал убивающий грех. А взгляд на змея, вознесенного Моисеем на знамени по указанию Бога, исцелял людей, будучи актом веры (без целования и прикасания) в небесного Спасителя. Однако впоследствии израильтяне сделали из медного змея кумира, что тоже является разновидностью идолопоклонства. Несмотря на то, что этот предмет являлся прообразом Христа (см. Ин. 3:14), такое почитание не было угодно Творцу:

«И делал он (царь Езекия. – Прим. авт.) угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его; он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан » (4 Цар. 18:3,4).

Посмотрите, люди здесь обличаются в том, что они начали служить змею – кадить перед ним и даже дали ему имя собственное Нехуштан. К сожалению, сегодня многие не внимательно читают Слово Божие. А ведь во второй заповеди об идолопоклонстве запрещено не только поклонение, но и служение кумирам и изображениям «не поклоняйся им и не служи им » (Исх. 20:5). Поэтому заявление некоторых представителей исторических церквей: «Мы не поклоняемся, а только почитаем», не является аргументом. Ведь в любом случае, если православные христиане не поклоняются, то уж определенно служат иконам, мощам и святым, что имеет признаки идолопоклонства и также является прямым нарушением второй заповеди Декалога. Служение - это действие для кого-то или чего-то. Очевидно, что иконам и мощам устраиваются именно служения : посвященные им крестные ходы, молитвословия, песнопения, праздники, свечи, каждения, служения в храме и т.д.

Библейская история о Гедеоне также ярко демонстрирует запрет поклонения предметам, посвященным Богу. Чтобы слава победы не была приписана людям, Гедеон по повелению Господа распустил свое войско и всего тремястами человек одолел армию Мадианитян. Спасенные израильтяне из трофеев отдали ему каждый по серьге. В память о великой победе, дарованной Богом, Гедеон из собранных украшений сделал ефод, который затем превратился в предмет поклонения для народа, что было не угодно Творцу:

«Из этого сделал Гедеон ефод и положил его в своем городе, в Офре, и стали все Израильтяне блудно ходить туда за ним, и был он сетью Гедеону и всему дому его» (Суд. 8:27).

А в 17 и 18 главах книги Судей Библии высмеивается некий Миха, живущий на горе Ефрем, который поставил в своем доме посвященные Богу Израилеву истукан, литой кумир, ефод и терафим. Для служения в домашней скинии он нанял левита. Впоследствии израильтянами из колена Дана у него были украдены предметы домашней скинии и перекуплен священник. Идолы, понятно, не сопротивлялись краже. Но Миха, владелец «личного храма», погнался за грабителями. Слово Божие обличает Миху: он жалок, в отчаянии, разрушен весь его мир, он канючит перед обидчиками: «Вы взяли богов моих, которых я сделал, и священника, и ушли». Хотя Живой Бог, как был, так и оставался с ним рядом. Затем сыны Дана неподалеку поставили город, истребив живших на том месте людей. Там они служили украденным у Михи идолам, хотя настоящая Божия скиния была в то время в Силоме (см. Суд. 18:31 , Иис. Нав. 19:51 , 1 Цар. 1:3,24).

Согласно тексту Писания, не поклонялись иудеи ни ковчегу, ни храмовой утвари. В скинию, затем в храм Соломона, а потом и во второй храм, построенный после Вавилонского пленения, вообще никто из простых людей не имел права входить. В соответствии с законом Моисея, в святилище совершали служение (жертвоприношения, возложение хлебов предложения, каждение фимиамом на жертвеннике курений перед завесой, поддержание огня в семисвечнике) только священники из рода Аарона – каждая семья определенное время в году (см. Чис. 4:16 , 2 Пар. 13:10,11). А в святая-святых входил лишь Первосвященник и только один раз в году в День Искупления – Йом Киппур (см. Лев. 16:2,34). Вспомогательные функции ааронидам в служении при храме помогали осуществлять израильтяне из колена Левина:

То есть ни ковчег, ни храмовую утварь простые верующие и даже левиты, не входящие в семью Аарона, никогда не видели. При перемещении святилища все находящиеся в нем предметы предварительно заворачивались представителями рода Аарона, чтобы их никто не видел, в том числе левиты из рода Каафа, которые носили скинию и ее внутреннее наполнение:

«Когда стану надобно подняться в путь, Аарон и сыны его войдут, и снимут завесу закрывающую, и покроют ею ковчег откровения; и положат на нее покров из кож синего цвета, и сверх его накинут покрывало все из голубой шерсти, и вложат шесты его; и стол хлебов предложения накроют одеждою из голубой шерсти, и поставят на нем блюда, тарелки, чаши и кружки для возлияния … и возложат на них одежду багряную … и покроют светильник и лампады его… Когда … Аарон и сыны его покроют все святилище и все вещи святилища, тогда сыны Каафа подойдут, чтобы нести … не погубите колена племен Каафовых из среды левитов … сами они не должны подходить смотреть святыню , когда покрывают ее, чтобы не умереть » (Чис. 4:5-20).

Вышеприведенные библейские тексты доказывают, что в ветхозаветные времена не было, да и не могло быть, поклонения и служения верующих святым вещам святилища (см. 2 Пар. 2:4), ведь никто, кроме священников ааронидов, их никогда даже не видел. Объясняется это просто: Бог запретил верующим лицезреть утварь храма, чтобы исключить возможность идолопоклонства - обожествлять вещи святилища и поклоняться им, ведь важны были не сами эти предметы, а их функции в служении «очищения» людей от грехов, о чем мы уже размышляли в главе «Обряды» .

Сделаем вывод: Библия не только не поощряет почитание посвященных Богу предметов и служение им, но, наоборот, запрещает подобные действия верующим.

Так как дьявол согрешил теперь уже против Бога Отца, называя вселенную, которая принадлежит Ему, своей, и осмелился выдавать себя за Бога, как будто бы он был зиждителем мира, то Христос, наконец, запретил ему, но и тут не с гневом, а просто: «отойди, сатана» . Да и это было скорее повеление, нежели запрещение, потому, что лишь только Христос сказал ему: «отойди », дьявол, - он тотчас убежал и не смел уже более искушать Его.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Иларий Пиктавийский

Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи

Вот уже третье ухищрение дьявола пришло в действие - искушение властью. Итак, поставив Господа на высокой горе , он предложил Ему все царства земли, если только Он ему поклонится. Однако двойной ответ Господа развеял все надежды дьявола. Дьявол соблазнил Адама пищей, от райской славы увел к месту греха, то есть в область, где находилось запретное древо, и обольстил жаждой обладания божественным именем, посулив, что он будет подобен богам. Таким образом, дьявол ополчается против Господа всей властью мира и предлагает своему Создателю обладание всей вселенной, чтобы, сохраняя порядок древнего обмана, теперь искусить жаждой власти Того, Кого он не соблазнил пищей и не сдвинул с места. Однако Господь Своим ответом перевел речь к достойному Его [разговору] о высшем, ибо сказал: Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи . Это был подобающий ответ на безрассудство дьявола, когда он услышал имя «сатана», обличающее его преступления, и узнал в человеке своего Господа Бога, Которому подобает поклонение. Действием этого ответа Господь преподал нам великолепный пример того, чтобы мы, презрев славу земной власти и отбросив жажду обладания мирскими [благами], помнили, что следует поклоняться одному только Богу и Господу, особенно когда почитание дьявола стало обычным делом всякого века. Итак, после этого бегства дьявола Христу служили ангелы , показывая, что после того, как дьявол побежден и обезглавлен нами, нам будут помогать и служить ангелы и небесные силы.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Свт. Хроматий Аквилейский

Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи

Это показывает и Давид, когда говорит о Господе так: И язва не приблизится к жилищу твоему (Пс 90:10) , потому что никакой грех дьявольской язвы не смог приблизиться к телу Господа. Итак, Господь выдержал искушение врага, чтобы человеку доставить победу, а дьявола посрамить, как Давид прежде предсказывал, говоря: Этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем (Пс 103:26) . И еще: И смирит притеснителя (Пс 71:4) . И еще: Ты сокрушил голову левиафана в воде (Пс 73:13-14) . Господь прежде, в Книге Иова, говорил, что этот левиафан в искушении будет посрамлен и обманут: Можешь ли ты удою вытащить левиафана? (Иов 40:20) .

Трактат на Евангелие от Матфея.

Блж. Иероним Стридонский

Тогда говорит ему Иисус: Иди , сатана, ибо написано

Вопреки мнению многих, сатана и апостол Петр осуждаются не одним и тем же выражением. Действительно, Петру говорится: «Иди за Мной , сатана» , то есть ты, противящийся Моей воле, следуй за Мной; а дьявол слышит: иди, сатана , но ему не говорится: за Мной , чтобы подразумевалось - «Иди в огонь вечный, который уготован тебе и ангелам твоим».

Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи (Втор 6:13)

Дьявол, говорящий Спасителю: Если, пав, поклонишься Мне , в ответ себе от Него слышит, что он сам должен больше поклоняться Ему, своему Господу и Богу.

Блж. Феофилакт Болгарский

Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи

Господь разгневался на него, когда увидел, что он присваивает себе Божие, и говорит: «все это дам Тебе» , якобы свое собственное. Узнай отсюда, какую пользу приносит Писание, ибо Господь им заставил врага замолчать.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Тогда глагола ему Иисус: иди за Мною сатано: писано бо есть: Господу Богу твоему поклонишися и Тому единому послужиши

И это написано во Второзаконии (6, 13) . Обрати внимание на то, что в первых искушениях Он терпеливо отвечал; но когда заметил, что тот бесстыдно ищет себе божеского поклонения и требует божеской чести, тогда упрекнул его, говоря: отойди, сатано , – т.е. удались, противник. Лука написал: иди за Мною, сатано (4, 8) , т.е. удались от Моих взоров, потому что находящийся сзади кого-нибудь бывает для того невидим. И не удержался Христос от изобличения во лжи того, который говорит, что ему передан весь мир, но отразил его Писанием. И бичом для лукавого стал Его упрек, потому что больше он уже не перенес (ελαρτερησε). Почему Матфей последним записал искушение любостяжания, а Лука – тщеславия? Потому что Матфей заботился о порядке искушений, а Лука только о повествовании. Чему же нас поучают искушения Спасителя? Никогда не верить врагу, даже в том случае, если он советует полезное что-нибудь и необходимое, потому что он льстит полезным, а оканчивает злым; ни ради голода, ни ради другой подобной нужды не исполнять воли демона, но прибегать к Богу; не искушать Бога и не обращать внимания на дьявола, ищущего знамений, потому что он ищет их, скрыв под ними свое коварство. Некоторые говорят, что дьявол показал Христу все царства мира и славу их не посредством восприятия внешних чувств – местно, а в представлении – описательно. Говорят это потому, что написано, что он показал это во мгновении времени .

Толкование Евангелия от Матфея.

Анонимный комментарий

Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи

Господь положил конец дьявольскому соблазнению, сказав: Отойди от Меня, сатана , чтобы он не шел дальше в своем соблазнении. Дьявол же (что вполне понятно, то есть как это можно осмыслить разумом) отступил не потому, что послушно внял повелению, но дьявола прогнала либо сама Божественность Христа, либо бывший в Нем Святой Дух. И это особенно подает нам утешение, ибо дьявол искушает Божиих людей не столько, сколько хочет, а лишь пока ему дозволяет это Христос или Дух Святой, Который в них.

Лопухин А.П.

Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи

(Лк. 4:8) . Несмотря на краткость, слова Христа (особенно на греческом) дышат здесь энергией и силой. Ύπάγε на греч. сильнее, чем “отойди ,” и значит: “прочь с Моих глаз”. Сила искушения вызвала окончательное и гневное удаление сатаны. Прибавка ὀπὶσω μου, что значит отойди назад от Меня, т.е. почти “следуй за Мною”, имеющаяся в некоторых, сравнительно неважных, кодексах и подтвержденная Иустином Мучеником (Dial. 103), Афанасием Александрийским, Златоустом, Феофилактом и другими, хотя, след., и очень древняя, считается, однако, вставкой из Матфея 16:20 ; Мк. 8:33. Ориген прямо говорит, что ее не следует присоединять (χωρὶς τῆς ὀπίσω μου προσθήκης). Игнатий, Ириней, Иероним, Евсевий и др. ее выпускают. Ее нет в важнейших кодексах, Синайском и Ватиканском. Вероятнее всего, слова эти были опущены в первоначальном тексте. Это предположение подкрепляется тем, что подобные же слова Петру (с прибавкой ὀπίσω μου) не означают повеления ему отходить от Христа, а только - не становиться на Его пути и не препятствовать Его намерениям. Отсюда, если бы такое же повеление дано было и диаволу, то он не был бы отогнан, а или мог, или должен был следовать за Христом. Диавол отступил от Христа только до времени; но весьма невероятно, чтобы Христос мог дать повеление, чтобы диавол постоянно следовал за Ним. Текст в ответе Христа взят из Втор. 6:13 . У LXX это место читается: “Господа Бога твоего будешь бояться и Ему одному служить”. Букв. с еврейского: “Господа Бога твоего бойся и Ему служи (будь рабом)”. Ввиду такой разности одни думают, что текст переведен в вольном переводе с еврейского, другие - взят у LXX с небольшими изменениями. Откуда действительно был заимствован текст, решить трудно. Вероятно из LXX.

В Библии рассматриваемый текст приведен почти рядом с другим, указанным Христом во втором искушении, и имеет тот смысл, что Господу Богу должен был служить Израиль и Ему одному поклоняться. Следовательно, и в рассматриваемом месте Евангелия речь идет не об Иисусе Христе, а о Боге Отце, и смысл тот, что, вместо поклонения диаволу, Иисус Христос должен поклоняться Богу и служить Ему. Но в переносном и отраженном смысле слова эти могли иметь отношение и к диаволу. Спаситель говорит ему как бы так: ты искушаешь Меня поклониться тебе и служить; но ты сам должен поклоняться Богу и служить Ему. А так как перед диаволом был Бог, равный Отцу и Духу по существу, то слова Христа могут иметь и такой смысл: вместо того, чтобы Мне поклоняться и служить тебе, ты сам должен поклоняться и служить Мне. Блаж. Иероним, в своем толковании, кратко и ясно выражает эту мысль: “диавол, говорящий Спасителю: если, падши, поклонишься мне, слышит противоположное, что ему самому должно более поклоняться Ему, как своему Господу и Богу”.

Троицкие листки

Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи

Но не знал он, всегубитель, с Кем имел теперь дело, не знал, что перед лицом Сына Божия он хулит Бога Отца. И Господь Иисус более не потерпел такого ужасного богохульства: Тогда Иисус говорит ему , говорит все тем же спокойным, но в то же время и Божественно властным словом Своим: отойди от Меня , отойди прочь от Меня, сатана , противник Божий! И Свое Божественное повеление подтвердил словом Писания: ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Втор. 6:13). Вострепетал диавол от этих слов Господа и поспешил со стыдом удалиться.

Троицкие листки. №801-1050.

1–13. Искушение Иисуса Христа в пустыне. – 14–15. Выступление Христа в Галилее. – 16–30. Проповедь Христа в синагоге Назаретской. – 31–44. Посещение Капернаума.

. Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.

. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.

. И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.

. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.

. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени,

. и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;

. итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое.

. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.

. И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз,

. ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя;

. и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.

. Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего.

. И, окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени.

Историю искушения евангелист Лука, в общем, передает согласно с евангелистом Матфеем (). Но в порядке отдельных искушений евангелист Лука отличается от Матфея: на втором месте он ставит то искушение, какое у Матфея поставлено на третьем месте (искушение на крыле храма). На это различие критики нередко указывают как на доказательство противоречия, существующего вообще между Евангелиями, но на самом деле особенно серьезного значения этому различию придавать нельзя. Оно свидетельствует только о том, что евангелист Лука излагает искушение не в хронологическом порядке, как Матфей, а в систематическом. Так как путь из пустыни, где происходило первое искушение, в Иерусалим, – где, как верно сообщает евангелист Матфей, происходило второе искушение, – лежал через горы, то Лука, мысленно проходя этим путем, и решил, попутно, так сказать, изобразить искушение, бывшее на горе, ранее, чем искушение, имевшее место в Иерусалиме. А за то, что евангелист Матфей правильно в хронологическом отношении ставит это искушение на горе последним, говорит то обстоятельство, что оно оканчивается словами Господа: «отойди от Меня, сатана» . Едва ли после такого запрещения сатана мог обратиться ко Христу с новым искушением.

«Сорок дней Он был искушаем...» (см. ).

«Ничего не ел» . Это отмечает только евангелист Лука. Христос соблюдал полное воздержание от всякой пищи.

«Этому камню» . У Матфея – "камни сии" . Превращение одного камня в хлеб казалось уже достаточным сатане.

«Вселенной» (стих 5) точнее, чем у евангелиста Матфея – "мира" (; ср. ).

«Во мгновение времени» – в одной точке времени, в одном моменте (ἐν στιγμῇ χρόνου ). Это значит, что все царства мира не последовательно, одно за другим явились пред взором Христа, а в одном мгновенном образе, несмотря на то что они находились в разных частях света.

«Дам власть над всеми сими царствами...» Вследствие грехопадения людей мир действительно подчинился власти диавола в том, конечно, смысле, что диавол увлекает людей в свои сети и ведет их своими путями. Он может, следовательно, направить их и ко Христу, если захочет. Но, конечно, сущая неправда, будто бы эта власть передана ему (конечно, Богом). Он если и владеет людьми, то только в силу своей хитрости, коварства, Единый же владыка всего – Бог ().

«Поклонишься мне» – точнее: «предо мною» (ἐνωπίον ἐμοῦ ). Отсюда видно, что диавол имеет в виду действительное поклонение.

«Иисус сказал ему в ответ: сказано...» . Точнее: «Иисус в ответ сказал ему, что сказано: не искушай:» (ὅτι εἴρηται οὐκ ). Евангелист Лука, таким образом, слова «что сказано» употребляет в смысле «как сказано», и речь Христа у него начинается словами «не искушай» . Ясно, что это звучит как повеление сатане от Самого Христа «не искушай, сатана, Меня – Господа Бога Твоего!»

«И, окончив все искушение» – этими словами евангелист дает понять, что диавол истощил все свое искусство для искушения Христа и более ничего не мог измыслить.

«До времени» . Таким удобным временем для нового искушения оказалось, по представлению евангелиста Луки (), выступление Иуды-предателя перед врагами Христа с предложением предать Его.

. И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране.

. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.

«В силе духа» , т.е. снабженный силой Святого Духа. Эта сила сказалась, конечно, в чудесах, которые стал совершать Христос.

«Молва о Нем» , т.е. молва об этих чудесах. Отсюда видно, что, по представлению Луки, деятельность Господа в Галилее была довольно продолжительна.

«В синагогах их» , т.е. галилеян.

. И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.

"Назарет" (см. комментарии к ).

«Был воспитан» (см. Лк. 2и сл.).

«По обыкновению Своему» . Во время Своей открытой деятельности Христос имел обыкновение по субботам посещать синагоги. Это замечание показывает, что описываемое дальше событие происходило в сравнительно поздний период Галилейской деятельности Христа («обыкновение» могло создаться в течение известного периода времени).

«Встал читать» . Обыкновенно начальник синагоги предлагал кому-либо из известных ему лиц взять на себя чтение из Священного Писания для собравшихся в синагогу богомольцев, и тот, на приглашение начальника, вставал – прочие богомольцы сидели. Но Христос, встав Сам, выразил этим желание читать, и так как Он был достаточно известен начальнику синагоги как местный житель – о чудесах Его в Назарете евангелист Лука еще не сообщал, – то Ему и подали книгу или свиток.

. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:

«Книгу пророка Исаии» . По-видимому, чтение отдела из Закона («параша́») было уже закончено, когда Христос выразил желание читать. Поэтому Ему подали книгу Исайи и Он прочитал из нее, вероятно, положенный по порядку отдел (гафтара́). Евангелист, говоря, что Христос, как только раскрыл книгу, так тотчас нашел нужный Ему раздел, очевидно, этим хочет отметить, что книга Исайи раскрылась не случайно на известном листе, а что здесь было дело Божественного Промысла. Книга Исайи, как и другие, конечно, представляла собой пачку листов, обвернутых вокруг скалки и завязанную шнуром. Писали в то время только на одной стороне листа. Такие свитки ставились в особый ящик, причем головки скалок были все наверху, и на каждой было написано название известной священной книги, так что их легко было находить при надобности.

. Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,

. проповедывать лето Господне благоприятное.

Сокрушенные сердцем – то же, что плачущие (см. ).

Пленные и слепые – термины, обозначающее духовное рабство и невежество людей, которых от этого освободит Мессия.

«Слепым прозрение» – это прибавка Семидесяти.

«Проповедывать лето Господне благоприятное» . Очевидно, здесь содержится указание на так называемый юбилейный год, который, действительно, по обилию назначенных для него по закону льгот (Лев. 25и сл.), был лучшим годом, установленным Богом для еврейского народа. Конечно, под этим «летом» понимается Мессианское время спасения для израильского народа и для всего человечества. Замечательно, что в этом пророчестве Исайи содержится обозначение всех видов помазания, существовавших в Ветхом Завете:

а) пророческое помазание обозначено словами: «благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем» ;

б) царское: «проповедывать» (возвещать) "пленным" и т.д. – все прерогативы царя, которому предоставлено везде право помилования, и

в) первосвященническое: «проповедывать лето...» т.к. возвещали наступление юбилейного года священники, по приказу первосвященника. Таким образом, Христос есть Пророк, Царь и Первосвященник. Нужно еще заметить, что, пользуясь словами 19-го стиха о «лете» или «годе Господнем» (ἐνιαυτὸν κυρίου ), еще древние еретики валентиниане, а затем и многие церковные толкователи утверждали, что деятельность Христа продолжалась только один год. Но выражение «год», очевидно, у евангелиста Луки обозначает мессианский период вообще, а разве этот период мог евангелисту представляться таким малым, как один год? Не говорим уже о том, что в Евангелии Иоанна служение Христа определяется не менее как тремя годами...

. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.

Служитель синагоги взял от Христа опять свернутый Им свиток книги Исайи, и Христос, намереваясь говорить по поводу прочитанного пророчества, сел, согласно обычаю. Все устремили на Него очи: ясно, что Христос в то время уже пользовался известностью среди жителей Назарета.

. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.

Евангелист сообщает только главную мысль речи Христа, обращенной к богомольцам.

«Исполнилось писание сие, слышанное вами» – перевод не совсем точный. Правильнее: «исполнилось это писание (т.е. это писанное; ср. , где также под «писанием» понимается отдельное пророчество) в ваших ушах». Голос Того, о Котором говорил Исайя, дошел теперь до ушей назаретян – Христос проповедует им избавление и потом, конечно, и совершит его (ср. – «исполнилось время» ).

. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?

«Свидетельствовали Ему», т.е. выражали мысль, что дошедшие до них слухи о Христе (стихи 14 и сл.) вполне точно изображали Его личность.

«Словам благодати» , т.е. приятным речам.

«И говорили...» . Из приводимого далее ответа Христа на эти слова назаретян видно, что в своих словах они выражали недоверие к тому, чтобы сын Иосифа мог осуществить все обетования, заключающиеся в приведенном выше месте из книги пророка Исайи. Христос был для них простой житель Назарета, и в Нем доселе назаретяне не видели никаких особенных качеств, которые, по их мнению, должен иметь Мессия.

. Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме.

"Конечно" , – т.е. Я уверен в том (ср. ).

"Врач..." . Пословица эта часто встречается у раввинов, а также у греческих и римских писателей. Смысл ее в настоящем случае такой. Как врач, который хочет лечить других, должен сначала показать свое искусство на себе самом, так поступи и Ты. Если хочешь Ты выступить в качестве богопосланного Избавителя Своего народа (ср. стих 21 со стихами 18–19), то помоги прежде всего Самому Себе избавиться от того, что мешает Тебе добиться Своей цели – заставь нас забыть о Твоем ничтожном происхождении и Твоей скромной жизни, какую Ты вел до сих пор в Назарете: сделай такое чудо, которое действительно и сразу возвысило бы Тебя в глазах всех нас. Тогда мы поверим, что Ты послан от Бога.

«В Твоем отечестве» – в Твоем отечественном городе.

«Было в Капернауме» . Здесь сказывается соревнование незначительного городка, каким был Назарет, с богатым Капернаумом. Очевидно, Господь раньше был в Капернауме и творил там чудеса, о которых, однако, доселе евангелист еще ничего не говорил.

. И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.

. Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле,

. и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую;

. много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.

Сказав, что неприятие пророков их согражданами – общеизвестный факт, Христос теперь, чтобы объяснить Свое, бросившееся в глаза Его согражданам, некоторое предпочтение чужого города – Капернаума, указывает на то, что и в Ветхом Завете пророки иногда совершали чудеса не для своих сограждан, а для чужих людей, даже для язычников.

Три с половиной года не шло дождя при Илии, по исчислению Господа. Между тем в книге Царств сказано, что дождь пошел на третий год (). По всей вероятности, здесь как и в Послании апостола Иакова (), ведется счет этих лет согласно иудейскому преданию (Ялкут Шимони к 3 Цар.), в котором вообще цифра 3 1/2 года была обычным термином для обозначения преимущественно несчастной эпохи (ср. ).

«По всей земле» – выражение гиперболическое.

Сарепта Сидонская – город, стоявший в зависимости от Сидона и лежавший на берегу Средиземного моря. Ныне – деревня Сюрафенд (ср. 3Цар. 17и сл.).

«Прокаженных» (см. Мф. 8и сл).

«При пророке Елисее» (см. 3Цар. 19и сл).

О Неемане см. .

. Услышав это, все в синагоге исполнились ярости

. и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его;

. но Он, пройдя посреди них, удалился.

Увлечение речью Христа быстро сменяется в душе назаретян страшной яростью против Того, Кто посмел поставить их ниже язычников. Последние оказывались в Его представлении лучшими, чем евреи, – этого уже никак не могли стерпеть присутствовавшие в синагоге, и, несмотря на то что день был субботний, они начали теснить Христа из Синагоги и потом из города. Дорога из города, лежавшего на склонах гор, резко поднималась кверху (на западном краю города), и назаретяне, очевидно, оттесняя Христа на эту дорогу, незаметно сбросили бы Его с утеса, к которому вела эта дорога и около которого был обрыв футов в сорок над лежащей внизу долиной (место это находится над маронитской церковью). Но вдруг Христос остановился и, Своим одним повелительным взглядом заставив расступиться теснивших Его людей, спокойно прошел среди них. Так как Он, очевидно, пошел дорогой в Капернаум, которая ведет прямо от этого утеса, то теснившие Его должны были остановиться: там дальше уже не было возможности как будто нечаянно столкнуть Христа с утеса.

Одно ли это и то же событие с тем, которое описывают евангелисты Матфей () и Марк ()? Нет, это событие другое. Рассказ евангелиста Луки относится к началу служения Христа, а рассказы евангелистов Матфея и Марка – к позднейшему времени. Это – первое доказательство. Во-вторых, здесь Христос является без Своих учеников, а там – с учениками. В-третьих, согласно Евангелию от Луки, Христос оставляет Назарет после описанного покушения на Него, а у Матфея и Марка – остается некоторое время в Назарете и после того, как назаретяне не обнаружили к Нему доверия. Наконец – и это самое важное – у Матфея и Марка совсем нет речи о покушении на Христа, о чем здесь сообщает евангелист Лука. Не ясно ли, что Лука описывает другое событие? Некоторые же сходные детали в рассказах у него и двух других синоптиков объясняются просто тем, что подобные речи о происхождении Христа должны были слышаться нередко среди невежественных назаретян.

. И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние.

. И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью.

"Пришел" – точнее: сошел (κατῆλθεν ). Назарет лежал выше расположенного у Тивериадского моря Капернаума (см. ).

«Слово Его было со властью» (ср. стих 14).

. И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?

. И разнесся слух о Нем по всем окрестным местам.

«Нечистого духа бесовского» – правильнее: «духа демона нечистого». К слову «демон» прибавлено употребленное и у Марка прилагательное «нечистый» ввиду того, что у греков слово «демон» (δαιμόνιον ) не означало непременно существо злое или нечистое.

"Оставь" . Это не глагол, а просто восклицание: «Га!» (ἔα !), выражающее удивление, смешанное с ужасом.

«Нимало не повредив ему» – замечание, находящееся только у одного Луки.

«Что это значит» – точнее: что это за слово или речь такая? В 32-м стихе удивление выражается пред учением Христа, здесь – пред Его повелениями (стих 35).

"Что Он" (стих 36) – правильнее: потому что Он: Евангелист указывает причину, вызвавшую удивление.

«Со властью и силою» . Первое (ἐξουσία ) означает – Христос, второе (δύναμις ) – силу, какая получается отсюда.

. Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона; теща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней. ), и потому Христос у него является здесь идущим в одиночестве.

«Сильною горячкою» . Такая сравнительная точность в определении болезни естественна у Луки как врача.

«Просили Его» , конечно, об исцелении, Петр и его домашние.

«Подойдя к ней» – точнее: «стал над нею склонившись».

«Запретил горячке» . Эта болезнь представляется здесь как бы враждебной личной силой.

. При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их.

"Народ" (точнее «толпы») "искал Его" . Так как евангелист Лука еще не сказал о призвании апостолов, то у него ищущим Христа является вообще народ, а не Симон и бывшие с ним, как у Марка.

«Придя к Нему» – точнее: «доколе не пришли к Нему» (ἦλθον ἕως αύτοῦ ). Они не прежде кончили искать Христа, чем нашли Его.

«На то Я послан» , – т.е. на то, чтобы повсюду в иудейской стране проповедовать.

«В синагогах галилейских» . По более удостоверенному чтению: «Иудейских». Но при этом под Иудеей понимается, конечно, не провинция Иудея, а иудейская страна вообще, включая и Галилею (ср. ).

Я смотрю на народ Богом званный,
Что других словом,секта” клеймят,
Порой взгляд их как будто стеклянный-
Когда им о Христе говорят.
-
Убегают, страшась, иль ругаясь,
Будто здесь их хотят заразить
Духом, секты, который касаясь,
Может их навсегда изменить:
-
Мол, иконам не молятся - черти,
И для мёртвых свечи не кадят,
И на Библии их нет печати,
Что проверено – можно читать.
-
Много лет нас не правдой кормили,
Будто, Истина только у нас,
А иные все в секту попали:
Получается - Бог лишь за нас?!
-
Не искавшие Слова Святого!
Брат на брата пошёл воевать,
И не слышат уж Бога Живого:
Я ж за всех вас пошёл умирать!
-
Правда Божья во всех и на каждом,
Кто крестился в Иисуса Христа,
Ведь различия нет – грешен каждый,
Но омоет вас Кровь со Креста.
-
Вы святые, омытьем Святого,
Не искавших Меня - Я нашёл.
Не хулите же Духа Святого,
Чтоб живыми всех вас Я нашёл.
-
Не творит Мой Апостол плохого -
Он за веру Христа умирал,
Прославлял он лишь Бога Святого,
А иной - ушедших святых ублажал.
-
Диво дивное – плачут иконы!
Лики святых мироточат и днесь,
Нам, крича: почитайте законы!-
Бог в святых Его - это не здесь!
-
Возлюбили вы славу людскую,
Умаляя тем Славу Творца.
Бог сказал: посмотрите, живу Я.
И творю, всё во Славу Отца!
06.06.11г.
" На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы".(2Кор.10:7)


Владимир Анисимов 24.11.2014 15:39:31
Отзыв: положительный
Видно, что Вас интересуют духовные вопросы, но на них уже есть выверенные ответы, и надо лишь с ними ознакомиться. Крайне опасно здесь опираться лишь на свои мнения и рассуждения, ибо очень велика вероятность сказать что-то противное церковному разуму, а, значит, любезное сатане. А это конец. Очень рекомендую посмотреть для начала хотя бы такие доходчивые основания:
http://krotov.info/library/18_s/em/enov_00.htm
http://azbyka.ru/vera_i_neverie/o_smysle_zhizni/1g56-all.shtml
а потом изучить близко к тексту:
http://azbyka.ru/dictionary/08/zakon_bozhiy_001-all.shtml
Пока же Вы откровенно богохульствуете. Извините.

Ирина Назарова (Юрганова) 24.11.2014 19:02:46

Владимир, я удивлена тем что 1 заповедь для вас является богохульством и потом к чему столько ссылок на различные источники, когда Богом дан один стандарт Истины - Его Слово коим является Священное Писание, иных стандартов я не признаю "Все Писание Богодухновенно..." и именно это нужно изучать и на это ссылаться при апологетических дискуссиях. Привожу вам Библейские ссылки на которые я опираюсь и уверяю- можно найти еще не мало в этом же контексте.(Привожу в сокращении при желании по ссылкам можно прочесть подробнее)
Народ Божий, помни, что говорит тебе Господь, и доныне ещё говорит:
ЗАПОВЕДЬ!
Красной нитью сквозь все Писание

Книга Исход 20:3-4.Библия.
-Да не будет у тебя иных богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения…

Исаия 42:8 Библия
- Я Господь, это–Моё имя, и не дам славы
Моей иному, и хвалы Моей истуканам

Исаия43:7 Библия
-Каждого, кто называется Моим именем,
кого Я сотворил для славы Моей
образовал и устроил.

Римлянам1:22-25 Библия
-Называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку,…
Они заменили истину Божью ложью и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.

Иоанна12:43 Библия
-ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.

Пророк Софония1:4-12 Библия
-Истреблю с места сего…и тех, кто поклоняется воинству небесному, и тех, кто отступили от Господа, не искали Господа и не вопрошали о Нём

Пророк Исаия8:19-20 Библия
-тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? Спрашивают ли мертвых о живых? Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света

Исаия 28:10-13 Библия
-И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило

(Втор.4:15,16)
- Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину
-проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте! Весь народ возгласит и скажет: аминь.
(Втор.27:15)
Может быть мы друг друга не поняли? Пусть Господь нам поможет встать в одном Духе ибо как написано в Писаниях "Един наш Бог, един и посредник между Богом и человеком - Человек Иисус Христос" А нам дан Дух Святой для утешения и наставления в Истине.Извинения принимаю. Не обижаюсь. Это нормально когда вдруг появляется кто то, кто видит иначе.И все же принимаю свидетельством и обвинителем в богохульстве только Священное Писание. Хранит вас Бог и благословляет. С любовью Христа к вам И.Н.

К сожалению, Ваш ответ, Ирина, только еще более выказал отсутствие базового богословского образования, а без него практически все, что ни скажи, будет ересью. Видимо, нам нет здесь смысла продолжать полемику, но обратить Ваше внимание на следующее хотел бы:
1) Вы не различаете для себя, судя по ссылкам, да и самому названию стиха, Ветхий и Новый Заветы, а это принципиально;
2) не признаете единства Св.Писания и Предания, говоря только о Писании, надо полагать, об Евангелии. Но к чему тогда ссылки на тексты Ветхого Завета? Или он для Вас есть единый с Евангелием? Хоть Вы и не любительница, как признаете, чего-либо читать, все-таки рекомендовал бы Вам посмотреть, как Церковь понимает отношения Св.Писания и Предания;
3) в словах:
"Я смотрю на народ Богом званный,
Что других словом,секта" клеймят...

Много лет нас не правдой кормили,
Будто, Истина только у нас,
А иные все в секту попали:
Получается - Бог лишь за нас?!"
звучит откровенная ересь экуменизма, отрицание того, что истин не может быть много, но она лишь одна, и как сказал Спаситель в Евангелии от Иоанна (14,6): "Исус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня". И к этому же, как бы в детализацию: "Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне..." (Мф.7,24). Всякий же, кто не слушает и не исполняет есть еретик и раскольник, и таких, к сожалению, много, и они находятся вне благодати Св.Духа. Как писал ап.Павел: "«Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1,8). Видите: "если бы даже я или Ангел с неба...". А люди позволяют.
Что-то мне кажется дискуссия наша безперспективной, и я готов ее прекратить. Советую сделать такое же и Вам. Помогай Вам Бог.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: