Обители Святой Горы Афон оберегают многочисленные христианские святыни, среди которых чудотворные иконы Божией Матери, пояс Пресвятой Богородицы, святые мощи великомученика Пантелеймона, мощи святых и Дары Волхвов.
Икона Божией Матери «Алтарница» («Ктиторисса»)
Икона «покровительница» Обители Ватопед, находится на горнем месте алтаря соборного храма монастыря. По преданию, сын императора Феодосия Великого, Аркадий, попав в кораблекрушение, чудесным вмешательством Божией Матери был вынесен на сушу под куст в местность, где позднее был построен Ватопед, и там же он обнаружил эту икону.С этой иконой связано произошедшее чудо - когда турецкие пираты напали на монастырь, монах успел опустить икону Божией Матери вместе с частицей животворящего креста Господня в колодец под помостом алтаря и оставил перед святынями зажженной лампаду. Сам же он не успел спастись - его схватили и продали в рабство на Крит. Спустя 37 лет Крит был освобожден от турок, и тогда же получил свободу и монах, который вернулся в обитель. Там он указал тогдашнему игумену Николаю место и попросил, чтобы открыли колодец. И обнаружили, что икона и частица Креста не повреждены, а лампада, которую монах зажег 37 лет назад, по-прежнему горит! То есть совершилось двойное чудо: священные реликвии, попавшие в воду, не погибли, благодаря чуду и заботе Божией Матери, и лампада горела 37 лет, не сгорая!
Так как обе святыни были найдены в понедельник, то, начиная со времени их обретения, в этот день в Ватопедской обители совершается торжественный молебен Божией Матери в соборе, а на следующий день, во вторник, в том же соборе служится торжественная литургия с благословением колива и возношением части просфоры в честь Богоматери. Такое постоянное празднование продолжается вот уже девять столетий и как нельзя лучше свидетельствует об истинности события, глубоко запечатленного в преданиях Ватопедской обители. Особая торжественность этого празднования видна уже из одного того, что литургия во вторник служится в соборном храме, тогда как, по установившимся правилам, она на Святой Горе служится в соборах только по воскресным и праздничным дням, в будни же всегда в придельных церквах, или параклисах. Ктиторская икона ныне находится в алтаре соборного храма, на горнем месте, почему называется еще «Алтарницею», а Крест остается запрестольным.
Икона Божией Матери «Всецарица»
![](https://i0.wp.com/orthodox-shop.ru/common/upload/image/vsecarica.jpg)
Сохранился рассказ приснопамятного старца об этой иконе. В ХVІІ веке перед иконой Божией Матери «Всецарица» появился странный человек. Он стоял, что-то невнятно бормоча. И вдруг лицо Богородицы блеснуло, подобно молнии, и какая-то невидимая сила бросила молодого человека на землю. Придя в себя, он сразу отправился исповедоваться отцам обители в том, что он жил далеко от Бога, занимался оккультизмом и пришел в монастырь, чтобы проверить свою силу на святых иконах. Чудотворное вмешательство Богородицы вдохновило молодого человека изменить свою жизнь. Он исцелился от душевного недуга и после этого остался на Афоне.
Так эта икона впервые проявила свою чудотворную силу. Позже стали замечать, что эта икона оказывает благотворное влияние и на больных с различными злокачественными опухолями. Само имя иконы - Все-госпожа, Bсe-повелительница - говорит о ее особой, всеобъемлющей силе. Впервые явив свою чудотворную силу против волшебных чар - а ведь увлечение оккультными "науками" распространилось подобно раковой опухоли, - «Всецарица» имеет благодать исцелять не только страшнейшую из болезней современного человечества, но и зависимости детей от алкоголя и наркотиков, что подтверждено многочисленными чудесами и перед первообразом на Афоне и перед списками иконы во всем мире.
Икона Божией Матери «Геронтисса»
![](https://i1.wp.com/orthodox-shop.ru/common/upload/image/gerontissa.jpg)
История появления этого наименования связана с чудом. Благочестивый игумен Пантократора заболел и, получив откровение о своей скорой смерти, попросил отслужить литургию и причастить его. Священник медлил, пока не услышал исходящий от иконы (которая тогда находилась в алтаре) голос, призывавший его незамедлительно исполнить волю игумена. Испуганный иеромонах поспешил выполнить повеление Богородицы: приступил к богослужению и причастил умирающего, после чего тот мирно отошёл ко Господу.
Следующее чудо случилось во времена владычества турок на Балканах - монастырь подвергся нападению мусульман. Иноверец, попытавшийся расколоть образ на щепы, чтобы раскурить от них трубку, был поражен слепотой. Испугавшись, икону бросили в колодец неподалеку от обители. Там «Геронтисса» и пролежала 80 лет и была обретена, в целости, афонскими монахами. Местонахождение иконы им было указано родственниками ослепшего святотатца, который раскаялся перед смертью.
Еще одно поразительное чудо произошло в XVII веке. В монастыре случился тогда столь сильный голод, что братия начала постепенно уходить. Игумен убеждал всех просить о помощи Божию Матерь и сам усердно молился. И Пресвятая Владычица не посрамила его упования! Однажды утром братья заметили, что из кладовой, где находились в то время лишь пустые сосуды, льется елей. Войдя внутрь, они были поражены: из одного кувшина, сохраняющегося, как говорят, до сих пор, масло непрерывно лилось через край. Иноки возблагодарили Пресвятую Заступницу за скорую помощь, а в память этого события на иконе был изображен кувшин с переливающимся через край елеем. Совершалось от образа и много других чудес. Так, по молитвам перед этой иконой Богоматерь многократно являла Свое особое попечение о пожилых людях, излечивала от различных болезней, в том числе и от рака. Ее списки стали появляться во многих храмах Греции, и было замечено, что она исцеляет от бесплодия, помогает при родах, оказывает явную помощь в работе и учебе. От этого и почитание иконы Божией Матери «Геронтисса» в Греции сейчас широко распространено.
Икона Божией Матери «Достойно Есть»
![](https://i0.wp.com/orthodox-shop.ru/common/upload/image/dostoino_est.jpg)
Всю ночь провел послушник в славословии пред иконою Богородицы и к утру пел эту Божественную песню наизусть. Старец, возвратясь из Кареи, застал его поющим новую чудную песнь. Послушник показал ему каменную плиту и рассказал всё, как было. Старец объявил о том собору святогорцев, и все, едиными устами и единым сердцем, прославили Господа и Матерь Божию и воспели новую песнь. С тех пор Церковь воспевает архангельскую песнь «Достойно есть», а икону, пред которою она была воспета Архангелом, перенесли в Протатский собор торжественным крестным ходом. Плита с начертанною Архангелом песнью доставлена была в Константинополь в царствование Василия и Константина Порфирородных, в патриаршество св. Николая Хризоверха (983-996). Келья и поныне известна на Афоне под именем «Достойно есть». Каждый год во второй день Пасхи на Афоне проводится Крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери «Достойно есть». Этот традиционный святогорский праздник проходит с удивительной торжественностью и по своему масштабу напоминает Крестные ходы Византийской империи.
Икона Божией Матери «Иверская»
![](https://i0.wp.com/orthodox-shop.ru/common/upload/image/iverskaya.jpg)
Первое известие о ней относится к IX веку – временам иконоборчества, когда по приказу еретической власти в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы. Некая благочестивая вдова, жившая недалеко от Никеи, хранила у себя заветный образ Богоматери. Скоро это открылось. Пришедшие вооруженные воины хотели отнять икону, один из них ударил святыню копьем, и из лика Пречистой потекла кровь. Со слезами помолившись Владычице, женщина пошла к морю и опустила икону в воду; образ стоя двинулся по волнам. Об иконе с пронзенным ликом, пущенной по морю, узнали на Афоне: единственный сын этой женщины принял монашество на Святой горе и подвизался рядом с тем местом, где когда-то причалил корабль, везший на Кипр Саму Божию Матерь. Однажды насельники Иверского монастыря увидели на море огненный столп высотой до неба – он поднимался над образом Богоматери, стоящим на воде. Иноки хотели взять икону, но чем ближе подплывала лодка, тем дальше в море уходил образ. Братия стали на молитву в главном соборе Иверского монастыря и стали просить Богородицу позволить забрать Её чудотворную икону. Икону смог взять только старец Гавриил, который жил в Иверском монастыре. Получив во сне указание от Богородицы, он пешком пошёл по воде, взял икону и вынес её на берег. Монахи святыню разместили в алтаре, однако уже на следующий день образа на месте не оказалось. После долгих поисков его нашли на стене над монастырскими вратами и отнесли на прежнее место. Однако наутро икона опять оказалась над воротами. Так повторялось до тех пор, пока образ не оставили на этом месте. Его назвали Вратарницей, или Привратницей, а от имени обители икона получила наименование Иверская и после этого «Вратарница» никогда не покидала пределов Иверона. В ответ на просьбы мирян монахи посылали списки чудотворного образа. Икону лишь три раза в году выносят из параклиса, где она пребывает постоянно:
– накануне Рождества Христова после девятого часа она торжественно переносится братией в собор и остается там до первого понедельника после праздника Собора Иоанна Предтечи;
– с Великой Субботы до понедельника Фоминой недели. Во вторник Светлой седмицы совершается торжественный Крестный ход по территории монастыря;
– на Успение Пресвятой Богородицы.
Главное служение Иверской иконы – помощь страждущим – прекрасно выражена словами тропаря: «От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно, с верою и любовию приходящим к Ней, тако и мою немощь посети, и душу мою помилуй Благая, и тело исцели благодатью Твоею, Пречистая» .
Икона Божией Матери «Игуменья Горы Афонской»
![](https://i1.wp.com/orthodox-shop.ru/common/upload/image/igumeniya.jpg)
Икона Божией Матери «Млекопитательница»
![](https://i1.wp.com/orthodox-shop.ru/common/upload/image/mlekopitatelnica.jpg)
Минуло шесть веков, шло четырнадцатое столетие. И вот пророчество сбывается - святитель Савва, первый архиепископ Сербский (сын князя, отказавшийся ради монашеской жизни наследовать отцовский престол) посетил Палестину. Когда он молился у гроба Саввы Освященного, своего небесного покровителя, стоявший тут же игуменский жезл преподобного неожиданно упал на пол, а икона Пресвятой Богородицы, стоявшая до того неподвижно, вдруг несколько раз наклонилась. Расценив все это как знак исполнения древнего пророчества, монахи отдали Савве Сербскому и завещанную ему «Млекопитательницу» (вместе с другой иконой Божией Матери - «Троеручицей»), и игуменский жезл.
Святитель Савва Сербский привез образ Божией Матери «Млекопитательница» на Святую Гору Афон и поставил её в церкви при приписанной к Хиландару келье, которая впоследствии была названа Типикарницей, так как там хранился устав (типик) святителя Саввы. В знак особого почитания чудотворная икона была поставлена в иконостасе не по левую сторону от царских врат, а по правую, где обыкновенно помещают образ Спасителя. Икону же Господа Вседержителя поставили по левую сторону от царских врат, то есть там, где должна стоять икона Богоматери.
Богословский смысл святого образа очень глубок: «Мать вскармливает Сына, так же Она питает наши души, так же и Бог кормит нас «чистым словесным молоком Слова Божьего (1 Петр 2,2), дабы мы, возрастая, переходили от пищи молочной к твердой (Евр. 5,12)». Также икона Божией Матери «Млекопитательница» защищает матерей и детей, а также помогает кормящим матерям.
Икона Божией Матери «Одигитрия»
![](https://i0.wp.com/orthodox-shop.ru/common/upload/image/odigitriya.jpg)
В 1730 году святыня (несмотря на запертые двери храма и монастыря) внезапно исчезла из обители. Насельники Ватопеда посчитали, что чудотворный образ был похищен кем-то из братии, и приступили к его поискам. Вскоре до монахов дошел слух, что «Одигитрия» находится в Ксенофонтской обители, расположенной в трех часах ходьбы от Ватопеда. В Ксенофонт была послана делегация ватопедских монахов, которые поинтересовались у ксенофонтской братии, как у них очутился этот образ и услышали, что он был найден в соборе и монахи сами не знали, как он туда попал.
После этого насельники Ксенофонта предложили ватопедским монахам забрать чудотворную икону Божией Матери «Одигитрии» и возвратить ее на обычное место. И действительно чудотворный образ Божией Матери вернули в Ватопед, поставили его в собор на прежнее место и приняли все необходимые меры, чтобы случившееся не повторилось.
Однако некоторое время спустя икона Пресвятой Богородицы вторично покинула Ватопедскую обитель и непостижимым образом снова явилась в Ксенофонте. Узнав о том, что икона вновь найдена в Ксенофонтской обители, насельники Ватопеда поспешили в этот монастырь и в течении нескольких часов молились перед иконой. После этого возвращать икону не стали. Ватопедские монахи поняли случившееся чудо как волю Богородицы и побоялись забирать «Одигитрию» в свой монастырь, но в знак своего благоговения они решили доставлять для чудотворного образа в Ксенофонт свечи и елей для лампады.
В 1875 году в Ксенофонте произошло еще одно удивительное событие. В монастырь прибыл некий протестант (который, как и другие сторонники этого учения, не почитал икон). Во время экскурсии по храму ему показали чудотворный «Ксенофонтский» образ Божией Матери и рассказали о многочисленных чудотворениях совершаемых по молитвам у этой святыни. Выслушав монахов, протестант с сарказмом и насмешкой «обратился» к Богородице:
- Так это ты, та самая прославленная «Одигитрия», которая творит чудеса? Неужто и мне сможешь сделать сейчас какое-нибудь чудо, чтобы я поверил?
Он не успел даже договорить свои слова, как внезапно, словно пораженный молнией, пал на землю. Монахи поспешили прийти к нему на помощь, но протестант не мог пошевелиться. Парализованным он оставался вплоть до самой своей смерти.
В настоящее время образ Одигитрии в Ксенофонте находится в соборном храме у колонны левого клироса, то есть на том же месте, на каком она стояла в Ватопеде. День ее памяти торжественно празднуется и в Ватопедской и в Ксенофонтской обители.
Икона Божией Матери «Отрада и Утешение» («Парамифия»)
![](https://i2.wp.com/orthodox-shop.ru/common/upload/image/otrada_i_uteshenie.jpg)
В древности в Ватопеде был обычай, согласно которому, выходя из собора после утрени, монахи прикладывались к находившейся тогда во внешнем притворе иконе Божией Матери и игумен давал привратнику ключи от закрытых в вечерние часы врат Обители, чтобы тот их отворил. Монастырское предание говорит нам о том, что 21 января 1320 года, когда игумен по обыкновению вручал ключи привратнику, икона ожила и Божия Матерь сказала: «Не открывайте сегодня врата, но поднимайтесь на стены и прогоните разбойников». Тогда младенец Иисус, находившийся в объятиях Богородицы, пытался ручкой заградить уста Своей Матери, сказав Ей: «Не надо, Мати моя, не говори им. Пусть они получат то, что заслужили, потому что небрегут о своих монашеских обязанностях». А Богородица, взяла ручку Христа, отвела от своих уст и воскликнула, обращаясь к монахам второй раз: «Не открывайте сегодня врата Обители, но поднимайтесь на стены, прогоните разбойников и покайтесь, потому что Сын Мой гневается на вас».
По завершении диалога, Богородица и Младенец снова замерли на иконе, но уже в том виде, в каком это видно сегодня: Божия Матерь удерживает ручку Христа чуть ниже Своих уст, голова Её повёрнута в попытке уклониться от неё, а выражение лица таково, что исполнено безграничного снисхождения, сострадательной любви и материнской нежности, в то время как Христос имеет грозный вид. Услышав предостережение, монахи поспешили на стены обители и увидели, что пираты, действительно, окружили Ватопедский монастырь и ожидали, когда откроют ворота, чтобы его разграбить. Так благодаря чудесному вмешательству Богородицы монастырь был спасен. В память об этом событии монахи затеплили и поддерживают неугасимой лампаду перед иконой. Каждую пятницу в параклисе, где хранится чудотворный образ, совершается Божественная литургия, и каждый день служится молебен. Кроме того в Ватопеде долгое время существовал обычай совершать монашеские постриги в приделе «Парамифии». Икона Богородицы «Отрада и Утешение» известна своей защитой от стихийных бедствий, а также покровительством солдат во время военных действий.
Икона «Пояс Пресвятой Богородицы»
![](https://i1.wp.com/orthodox-shop.ru/common/upload/image/poyas_pb.jpg)
После падения Константинополя святыня покинула город. Часть Пояса и доныне хранится в монастыре Ватопед на Святой Горе Афон, где прославилась множеством чудес и особенно помощью семьям страдающим бесплодием.
Икона Божией Матери «Скоропослушница»
![](https://i0.wp.com/orthodox-shop.ru/common/upload/image/skoroposlushnica.jpg)
Слух о произошедшем перед иконой чуде быстро разошёлся по всему Афону, приводя множество иноков на поклонение образу. Братия Дохиарской обители построила храм, освященный в честь образа Божией Матери «Скоропослушницы». Перед иконой повесили негасимые лампады, и оформили позолоченное поклонное место. Многие чудеса, которые через свою икону совершала Богородица, наполнили его приношениями. Об этом свидетельствует огромное количество пожертвований в виде маленьких серебряных изображений излеченных частей тела, родившихся детей, спасшихся корабликов и так далее, находящихся на цепочках у самой иконы, а также в застеклённом шкафу около неё и на большой фотографии, сделанной, когда переносили накопившиеся изображения с иконы в шкаф. Тогда же был избран особо благоговейный иеромонах (просмонарий) для постоянного нахождения у иконы и совершения перед нею молебнов. Это послушание исполняется и поныне. Также вечером каждого вторника и четверга вся братия монастыря поет перед иконой канон Божией Матери (по греч. «параклис»), священник поминает на ектеньях всех православных христиан и молится о мире всего мира.
Икона Божией Матери «Сладкое Лобзание»
![](https://i2.wp.com/orthodox-shop.ru/common/upload/image/sladkoe_lobzanie.jpg)
По молитвам у иконы Богородицы свершилось множество чудес и в наше время. Одно из них произошло в годы немецкой оккупации. Рассказ о нем содержится в книге старца Паисия Святогорца «Отцы святогорцы и святогорские истории»: Во время немецкой оккупации запасы пшеницы в монастыре преподобного Филофея были на исходе, и отцы решили прекратить принимать посетителей. Один благочестивый старец отец Савва, узнав обо всём - начал упрашивать совет обители не делать этого, потому что этим они опечалят Христа и монастырь лишится благословения. Он привел множество примеров из Священного Писания, и его, наконец, послушались. Однако по прошествии какого-то времени в кладовых монастыря оставалось лишь двадцать пять окад пшеницы и больше ничего, и монахи начали довольно язвительно выговаривать отцу Савве: - Отец Савва, пшеница закончилась, что теперь будет? Но благочестивый и исполненный веры старец на это отвечал: - Не теряйте надежды на Гликофилусу. Замесите оставшиеся двадцать пять окад, испеките из них хлеб и раздайте его братии и мирянам, а Бог, как Благий Отец, позаботится о всех нас. Когда у них закончился последний хлеб, то не успели они даже проголодаться, как к пристани монастыря причалил корабль, шедший из Кавалы, и капитан предложил обменять пшеницу, которую он вез, на дрова. Монахи, видя очевидный Промысл Божией Матери, Которая, как Добрая Мать, позаботилась о Своих детях, прославили Бога.
От иконы Божией Матери «Сладкое лобзание» происходило и происходит много чудес. В Греции она очень известна, её списки есть почти во всех храмах. По молитвам к ней больные исцеляются, бесплодные рожают детей, духовно ищущие находят утешение и мир.
Икона Божией Матери «Страстная»
![](https://i2.wp.com/orthodox-shop.ru/common/upload/image/strastnaya.jpg)
Образ перевезли в монастырь, где до сих пор происходит много чудес, о чем свидетельствуют отцы монастыря и паломники. Вот одно из них: Недавно в лесу монастыря был пожар, монахи побежали на место с образом на руках и вскоре сильный дождь остановил катастрофу.
Совершалось от образа и много чудес. Так, по молитвам перед этой иконой Богоматерь многократно являла Свое особое попечение о людях имеющих проблемы со зрением, излечивала от других различных болезней, в том числе и от рака. Ее списки стали появляться во многих храмах Греции, и кроме вышеописанных чудес было замечено, продолжение явной помощи при пожаре. Находится в одноименной часовне, которая была построена в 1733 году. На Иконе изображена Богородица, держащая Христа в левой руке, ангел, держащий Крест, копье, губу и трость. Вокруг изображены пророки.
Это одна из любимых икон старца Паисия из монастыря Кутлумуш. Он часто приходил в этот монастырь и занимал стасидию прямо напротив этой иконы и молился пока хватало сил.
Икона Божией Матери «Троеручица»
![](https://i0.wp.com/orthodox-shop.ru/common/upload/image/troeruchica.jpg)
В XIII веке икону Божией Матери «Троеручица» преподнесли в дар святителю Савве Сербскому, который перенёс её на свою родину. Во время турецкого нашествия на Сербию, во избежание надругательства над святыней, хранители иконы пешком отправились на Афон, только икону Богородицы везли на осле. Беспрепятственно достигнув Афонского монастыря Хиландар, где святыня была с благоговением принята братией - образ был помещён в алтаре.
Вскоре в монастыре не стало игумена, и насельники обители приступили к выбору нового наставника, но начались распри и разделение. В одно утро, придя на службу, все неожиданно увидели на игуменском месте икону Божией Матери «Троеручица». Подумав, что это проявление человеческих шалостей образ унесли в алтарь, но на следующий день он вновь появился на игуменском месте. Решив испытать это необыкновенное явление, монахи запечатали дверь и окна храма и утром, сняв печати с двери, они вновь увидели икону на игуменском месте. В эту же ночь одному монастырскому старцу явилась Божия Матерь и сказала, что Сама благоволит управлять обителью. С тех пор в Хиландарском монастыре нет должности игумена, а иноки для получения благословения на те или иные монастырские послушания прикладываются к руке Пресвятой Богородицы.
Икона Божией Матери «Троеручица» известна своими исцелениями повреждённых рук и ног, а также при раздорах в семье, тоскливых жизненных ощущениях и прочем душевном неспокойствии.
Икона Божией Матери «Экономисса»
![](https://i0.wp.com/orthodox-shop.ru/common/upload/image/economissa.jpg)
Согласно воле Царицы Небесной в Великой Лавре с той поры и до сегодняшнего дня не бывает эконома, а только подэконом, или помощник Экономиссы. В память чудесного явления Богоматери св. Афанасию в лавре написана икона Пресвятой Богородицы-Домостроительницы. На этой иконе Богоматерь изображена сидящей на престоле с Богомладенцем на левой руке. С правой стороны престола изображен в молитвенном положении преподобный Михаил Синадский, а с левой св. Афанасий, держащий в руках вид своей лавры, символически изображая тем особенное попечение, покровительство и заботливость, оказываемые обители со стороны Божией Матери. И эту уникальную икону также назвали: «Экономисса». И произошло множество чудес связанных со спасением от безденежья, преодолением финансовых неурядиц, а в современное время и защиты от финансового кризиса и помощью в бизнесе. Афонская икона Божией Матери «Экономисса» стала чрезвычайно популярна и списки с нее расходятся по всему свету.
На месте явления Богоматери св. Афанасию, по дороге к Карейскому монастырю, воздвигнута в честь Ее небольшая церковь во имя Живоносного источника. В этой церкви находится икона, изображающая совершившееся чудо. Здесь же устроена открытая галерея для отдыха поклонников и богомольцев. Источник и доселе обильно струится, утоляя жажду пришельцев и паломников и подавая верующим исцеление.
Икона св. Георгия Победоносца
![](https://i1.wp.com/orthodox-shop.ru/common/upload/image/sv-georgii.jpg)
Икона «Аравийская»: Предание монастыря гласит, что икона долго плыла по морским волнам от Аравийского полуострова и, наконец, прибилась к Святой Горе. Среди братии различных монастырей Афона возник спор, какой обители должен принадлежать бесценный образ. Для разрешения раздора старцы предложили положить икону на спину мула и пустить его в самостоятельное путешествие. Монахи выполнили благословение и промысел Божий вывел животное к вратам Зографа. С сердечной радостью иноки этой обители приняли к себе вторую икону великомученика Георгия. В память об этом чудесном событии на том самом месте, где когда-то остановился мул с чудотворной иконой, монахи построили часовню во имя святого Георгия Победоносца.
Икона свт. Николая Чудотворца
![](https://i1.wp.com/orthodox-shop.ru/common/upload/image/svt-nikolai.jpg)
Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона
![](https://i1.wp.com/orthodox-shop.ru/common/upload/image/sv-panteleimon.jpg)
В монастыре растет маслина, пустившая свой побег от косточки, которую русский монах в начале 20 века принес от древа где по преданию состоялась казнь великомученика. К ней его привязали, чтобы отсечь голову и когда голова святого Пантелеимона покатилась по траве, из раны вместо крови потекла белая жидкость - как молоко. И после того как она впиталась в землю под маслиной - прямо на глазах у людской толпы, на иссохшем дереве появились спелые плоды. Те, которые брали и ели эти чудесные маслины, исцелялись от любых болезней. Когда нечестивый царь Максимиан узнал о таких удивительных событиях, он приказал срубить маслину и сжечь ее вместе с телом великомученика. Но огонь не тронул тела, которое нашли под пеплом догоревшего костра неповрежденным. Через некоторое время на старом корне выросла новая маслина. Именно от этой «воскресшей» маслины была и взята косточка. В 1968 году в русском монастыре на Афоне возник страшный пожар, от которого сгорела почти половина всех строений, вместе с другими горел и больничный корпус, неподалеку от которого была высажена никомидийская маслина. Во время пожара, когда все здание было объято пламенем, вырывавшимся из окон, у которых росла маслина, уже загорелись поленницы дров, окружающие ее с двух сторон, но ни один листочек на самой маслине не сгорел. Это было не единственным ее чудом. Многие из заболевших монахов и паломников, с верой и молитвой съедавших ее плоды, исцелялись от различных болезней и душевных недугов.
Две чудотворных иконы святого Пантелеимона находящихся в соборе Покрова Пресвятой Богородицы и в Пантелеимоновом соборе прославились различными чудотворениями. Кроме исцелений и помощи людям приходящим с верой и молитвой – один образ, во время возмущения братии монастыря, светлыми лучами указал на виновников нарушения спокойствия. Другой образ чудесным образом переносился в Пантелеимонову обитель и изволением Божиим, постоянно уже пребывает в ней на утешение братии.
Икона святого Силуана Афонского
![](https://i2.wp.com/orthodox-shop.ru/common/upload/image/sv-siluan.jpg)
Глава старца Силуана была выставлена в храме афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, и паломники прикладывались к ней. Однажды, в Петров пост, приехал на Афон грек с четырнадцатилетним сыном, который страдал тяжелой болезнью (пляской святого Витта): мальчика всего трясло и дергало. Отец попросил, чтобы их подвели к главе старца Силуана. По просьбе отца главу старца Силуана приложили к голове и к рукам мальчика, а к ногам забыли приложить. Через месяц отец с сыном приехали опять. Голова и руки у мальчика были в нормальном состоянии, а ноги по-прежнему дергались. Главу старца Силуана приложили к ногам отрока, и ноги перестали дергаться. Это было первое чудо от святых мощей старца. Вторым чудом было истечение мира от частицы мощей старца Силуана, а произошло это так: игумен Иеремия, сам почитавший преподобного, иногда давал частицы его мощей для монастырей и храмов. Одну из таких частиц он передал архимандриту Эмилиану – игумену соседнего греческого афонского монастыря Симонопетра. В то время книга старца Силуана уже была переведена на греческий язык и многие люди благодаря этой книге смогли сделать жизненный выбор, приведший их на Афон к монашескому служению. Эта, подаренная о. Иеремией, частица мощей стала источать миро. И после начались несчётные чудеса исцелений.
Святая глава старца, хранившаяся в монастыре в алтаре одного из пределов в деревянном ковчеге, по благословению игумена Иеремии еще в 1980-е гг. впервые была перенесена в Покровский собор и поставлена для всеобщего поклонения.
В 1988 году Константинопольский Патриархат причислил старца Силуана к лику святых, а в 1992 году Российской Православной Церковью.
Честные Дары Волхвов
![](https://i2.wp.com/orthodox-shop.ru/common/upload/image/dary_volhvov.jpg)
В Евангелии не сказано, сколько именно волхвов пришло к Младенцу, но принято считать, что их было трое - по числу даров. Их имена - Каспар, Мельхиор и Валтасар - впервые встречаются у преподобного Беды Достопочтенного (†735). В некоторых повествованиях имеются данные и об их внешнем виде: Каспар оказывается «безбородым юношей», Валтасар - «бородатым старцем», а Мельхиор - «темнокожим» или «черным», происходящем из Эфиопии. Итак, войдя, волхвы «пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2:11). Каждый из этих даров имел символическое значение. Золото было принесено Иисусу как Царю Иудейскому, ладан - как Богу. Смирна (мирра) - дорогое ароматическое вещество, применявшееся для бальзамирования тел при погребении, - как Спасителю, Ставшему Сыном Человеческим, которому были предсказаны «многие страдания и погребение».
Честные дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. Незадолго до Своего Успения Она передала их Иерусалимской Церкви, где они находились вместе с поясом и ризой Богоматери до 400 года. Позже дары были перенесены византийским императором Аркадием в Константинополь, где их поместили в храме Святой Софии.
Золото, принесенное волхвами, - это 28 небольших золотых пластин-подвесок в форме трапеций, четырехугольников и многоугольников, украшенных изящным, филигранно выполненным орнаментом. Рисунок ни на одной из пластинок не повторяется. Ладан и смирна, принесенные раздельно, когда-то были соединены в небольшие, величиной с маслину, шарики темного цвета. Их сохранилось около семидесяти. Соединение это очень символично: ладан и смирна, принесенные Богу и Человеку, соединены так же неразрывно, как во Христе соединились две природы - Божественная и человеческая.
В 1453 году султан Мухаммед (Мехмед) II осадил и взял Константинополь. Византийская империя пала. Матерью молодого султана была сербская принцесса Мария (Мара) Бранкович. Во времена османского владычества европейские монархи часто стремились породниться с Портой, чтобы хоть как-то облегчить своё существование. Так дочь сербского правителя Георгия Бранковича Мария оказалась замужем за султаном Мурадом (1404–1451). Мария не приняла ислам и до конца своих дней оставалась православной. Невозможно даже представить себе, что чувствовала она, видя, как рушатся стены великого христианского города и гибнут в муках ее братья и сестры по вере! Но эта личная трагедия сербской принцессы обернулась настоящим счастьем для христианской истории. Благодаря ей были спасены и сохранились многие православные святыни. Мехмед II, очень любивший свою мать и уважавший её религиозные чувства, не препятствовал этому. Помимо собирания святынь султан позволил матери взять под свое личное покровительство и защиту Святую гору Афон - монашескую страну, помогать которой считали за честь все предыдущие правители Константинополя. Традиция, заведенная Марией Бранкович, так понравилась султаншам последующих веков, что они, даже будучи мусульманками, истово берегли эту твердыню Православия вплоть до падения Порты.
В 1470 году Мария Бранкович решилась посетить Афон, который она так любила с детства и на земле которого мечтала побывать, несмотря на тысячелетнюю монашескую традицию, запрещавшую женщинам приезжать на Святую Гору. Больше всего ей хотелось увидеть монастырь святого Павла Ксиропотамского, в котором подвизалось тогда много сербов. Эту обитель очень любил её отец - Георгий Бранкович. Он построил здесь храм во имя своего святого покровителя Георгия Победоносца. Корабль Марии пристал к берегу неподалеку от монастыря святого Павла. Мария везла с собой 10 ковчегов со спасенными святынями, среди которых были и Дары волхвов. Во главе торжественной процессии Мария стала подниматься в гору. На полпути к монастырю она в изумлении остановилась, услышав голос: «Не приближайся! Отсюда начинается царство Иной Владычицы, Царицы Небесной, Госпожи Богородицы, Предстательницы и Охранительницы Святой горы». Мария упала на колени и стала молиться, прося прощения за своеволие у Царицы Небесной. Навстречу Марии из монастыря вышел игумен с братией, которому она передала ковчеги со святынями. После этого Мария вернулась на корабль. На том месте, где стояла когда-то коленопреклоненная Мария, был поставлен крест, называемый Царицыным. В стоящей рядом часовне изображена встреча иноками этих великих святынь.
А драгоценные Дары с благоговением сохраняются в монастыре святого Павла по сей день. Монахи хорошо понимают, сколь велика духовная и историческая ценность святыни, поэтому после ночного богослужения выносят дары из ризницы в небольшом серебряном ковчеге на поклонение паломникам. Дары источают сильное благоухание, и когда их открывают, благоуханием наполняется вся церковь. Монахи-святогорцы заметили, что дары подают исцеления душевнобольным и одержимым беснованием.
Некоторые паломники рассказывают, что когда монахи подносили к их уху одну из золотых подвесок, от нее чудесным образом слышался как бы шепот, рассказывающий о чудесном Рождении в мир Предвечного Младенца...
Паломничество на Афон
Паломнический центр «Благословенный Афон» занимается организацией паломнических поездок на Гору Афон для мирян и священнослужителей. Нами разработаны 7 программ посещения Святой Горы Афон:
- (организованные группы от 8 до 12 чел);
- (жена в отеле, муж с сыном на Афоне);
- (весь Афон за 2-3 дня);
- (несколько раз в месяц);
- (проживание в монастыре Ватопед);
- (программа по определенным святыням Афона);
Наш паломнический центр предоставляет:
- Исчерпывающую информацию о Святой Горе Афон и поездках по телефону и в нашем ;
- Прямые авиа перелеты Москва-Салоники-Москва;
- Выполняем прямые авиа перелеты из 15 регионов РФ в Салоники.
- Оформление диамонитириона (за сутки, общий или от конкретного монастыря);
- Оформление медицинской страховки на период пребывания в Греции;
- Быстрое оформление шенгенской визы, без анкеты (за 2 рабочих дня)
- Любой трансфер на автомобиле и автобусах по Греции;
- Резервацию любого отеля в Греции и Уронополисе.
- Предоставление скоростного катера и автомобиля (джип, минивен, автобус) на Горе Афон;
- Предоставление переводчика, сопровождающего и путеводителя по Афону;
- Резервация ночлега в необходимых монастырях по факсу;
- Консультирование, планирование маршрутов и советы по пребыванию;
- Обеспечение картами и необходимыми материалами (памятка паломника на 12 листах );
- Служба поддержки по телефону в Москве, Салониках и на Афоне;
- Организация отдыха и паломничества в Греции для жен и детей;
- Скидки монашествующим и священнослужителям;
- Скидки группам;
- Услуга срочный вылет. Через 3 дня после обращения уже на Афоне;
- Оперативно отвечаем на email и осуществляем деятельность на основе договора;
— читайте тут.
Святая Гора Афон… Сердце православного человека замирает в священном трепете при этих словах.
Второй Удел Богородицы на земле. По преданию, Пресвятая Богородица на корабле направилась на Кипр, чтобы навестить епископа Лазаря Четверодневного. Внезапно налетевшая буря вынесла корабль к греческому полуострову-горе Афон, названному в честь мифического греческого героя Афона. Жители острова исповедовали язычество, поклоняясь обитателям пантеона, собрания божеств, известных нам по древнегреческим мифам. До сих пор на афонской земле находятся камни, на которых приносили кровавые жертвы богам.
Пресвятая Владычица наша Дева Мария силой своей проповеди обратила местных жителей в христианство и, покидая гору Афон, сказала: «Се в жребий Мне бысть Сына и Бога Моего! Божия благодать на место сие и на пребывающих в нем с верою и со страхом и с заповедями Сына Моего; с малым попечением изобильно будет им вся на земле, и жизнь небесную получат, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века, и аз буду тепла заступница к Сыну Моему о месте сем и о пребывающих в нем». С тех пор гора Афон находится под особым покровительством Пресвятой Богородицы.
Когда-то множество русских верующих бывало на Афоне. Но после революции поток паломников иссяк, русские монастыри Святой Горы опустели. И только с 90-х годов ХХ столетия паломничество на Афон вновь стало доступно многим верующим. Спустя годы забвения мы как будто снова открываем для себя эту частичку Рая на земле, сад Богородицы, как нежно с сыновней любовью называют его наши паломники.
За два прошедших дестятилетия волна русских на Афон только набирала силу. Едут сюда изо всех уголков русской земли, чтобы вознести свои молитвы Богородице, нашей Заступнице усердной, чтобы Ей исповедать все свои печали и горе, принести благодарные молитвы Богородице за исцеление и помощь, поклониться местам, по которым ступала нога Пресвятой Владычицы, открыть душу той благодати, которая окружает полуостров, ведь неспроста именуют его Святая Гора Афон. После долгих лет незнания словно открылась плотина, и поток паломников хлынул в Удел Богородицы.
Учителя и бизнесмены, врачи и военные, епископы, митрополиты и смиренные послушники монастырей, инвалиды и те, кого Бог не обделил здоровьем, направляют свои стопы к саду Богородицы вкусить плода божественной благодати, впитать молитвенную атмосферу полуострова, почувствовать явное присутствие Матери Божьей, Которая не оставляет свой Удел и по сей день. Нет другого места на земле, где Пресвятую Владычицу нашу не видели бы столь часто, как на горе Афон.
Паломнический центр «Благословенный Афон» специализируется на организации паломничества на Афон. Поездки на Афон, организованные нашим центром, дают возможность без волнений и лишних затрат воплотить в реальность несбыточное прежде желание посетить это благодатное место. Паломнический центр «Благословенный Афон» подготовит вас к поездке с учетом всех нюансов. Мы будем сопровождать вас в вашем путешествии, и в любой момент вы сможете обратиться к нам за консультацией и поддержкой. Паломничество с центром «Благословенный Афон» дает нам уникальную возможность соприкоснуться с древним, почти не изменившимся христианством, с его чистотой и непосредственностью, с его великими святынями, Богом дарованной красотой и щедростью благословенной Богородицей земли.
Многим кажется, что организация путешествия на Святую Гору сопряжена с большими трудностями, но на самом деле паломничество на Афон вполне осуществимо. Поэтому мы решили дать советы паломнику, чтобы помочь избежать возможных ошибок, а также сориентироваться на самом Афоне.
1. Чтобы подготовиться к паломничеству на Афон, хорошо бы прочитать книги о Святой Горе (сейчас в России их издано довольно много). Однако к выбору литературы нужно подходить очень осторожно, особенно стоит остерегаться навязчивых эсхатологических суждений некоторых современных авторов. Для прочтения можно смело рекомендовать следующие книги: «Афонский Патерик», «Письма Святогорца», «Жизнеописания афонских подвижников благочестия XIX века», «Из удела Божией Матери» и «Современные подвижники Святой Горы» архимандрита Херувима Карамбеласа, «Приближение к Афону» Павле Рака, «Отцы Святогорцы и святогорские истории» Старца Паисия Святогорца, беседы с современными старцами Афона.
2. Можно взять с собой в паломничество на Афон своих сыновей и внуков. Но дети должны быть достаточно взрослыми и понимать зачем отправляются в такое дальнее путешествие.
3. Для того чтобы совершить паломничество на Афон необходимо получить греческую (точнее, шенгенскую) визу. В крупных городах, где есть греческие консульства, визу можно оформить самостоятельно. Однако мы советуем заблаговременно обратиться за визами в турфирму, чтобы поберечь своё время, а билеты на чартерный авиарейс (такие билеты стоят в полтора-два раза дешевле регулярных рейсов) самостоятельно купить невозможно.
4. Все паломники, желающие посетить Афон, должны предварительно получить диамонтирион — разрешение в Бюро паломников (Графио Проскинитон) в Салониках. Эта процедура занимает какое то время. Поэтому, если вы не можете решить этот вопрос самостоятельно, также советуем заранее обратиться в Паломнический отдел, через который вы хотите организовать поездку.
5. Перед паломнической поездкой на Святую Гору Афон необходимо созвониться с каким-либо из монастырей и договориться, чтобы этот монастырь Вас принял. Это особенно важно в периоды Пасхи и Рождества, когда существует большой наплыв паломников. Договариваться с монастырями необходимо потому, что в некоторых обителях не всегда существует достаточно мест для приёма посетителей. Но во время своих панигиров афонские монастыри принимают всех паломников без исключения. Все телефоны афонских обителей можно .
6. Совершать паломничество на Афон лучше всего небольшой группой – вдвоём или втроём.
7. Не бойтесь заводить знакомства с паломниками и монахами. Многие греки сносно изъясняются по-английски; тем же из паломников, кто не знает ни греческого, ни английского языков, предлагаем вам небольшой русско-греческий .
Пригодится и знание европейских языков. На Афоне подвизаются монахи со всего мира. Есть среди них немцы, французы, финны, австралийцы, латиноамериканцы. Можно говорить и на родном языке – русские монахи и послушники есть во многих обителях Афона (в частности, Дохиаре, Агиу Павлу, Лавре, Филофее).
8. Совершить паломничество на Афон можно, конечно, в любое время года, однако необходимо учитывать местные климатические особенности. Летом в Греции очень жарко (на солнце до 55 С), а с конца осени до начала весны идут проливные дожди. Поэтому мы советуем отправляться туда в апреле-мае или в сентябре-октябре.
9. Если вы соберётесь отправиться в паломничество на Афон в конце весны или в начале осени, то одеваться следует по-летнему: температура в эти времена года в Греции обычно бывает 25–30 С, а дожди выпадают чрезвычайно редко.
Не забудьте, что вы едете в место, которое является тысячелетним центром православного монашеского делания, и, стало быть, ваша одежда должна быть не пляжных расцветок; рубашки необходимо выбрать с длинными рукавами. Не забудьте также про головной убор, который защитит вас от палящего южного солнца.
10. Очень важно правильно выбрать обувь, потому что вам придётся много ходить. Дороги на Афоне в основном двух типов: новые грунтовые и старые, выложенные камнями тропы. Поэтому паломникам лучше взять с собой две пары обуви: сандалии и кроссовки. Последние особенно необходимы тем, кто вознамерится подняться на вершину Святой Горы Афон.
11. Собирая вещи в дорогу, стремитесь свести их количество и вес к минимуму, отбирая только самое необходимое. Кроме одежды, рекомендуем взять с собой в паломничество на Афон:
- молитвослов;
- флягу (в пути, да ещё в жару, всегда необходимо много воды; кроме того, на Афоне множество святых источников: пластиковую же бутылку неудобно нести ни в руках, ни в рюкзаке);
- немного провизии, например, сухарики;
- складной нож;
- фонарик;
- путеводитель;
- карту Афона;
- русско-греческий словарь или разговорник.
12. Тому, кто возьмёт с собой в паломничество на Афон фотоаппарат, стоит захватить дополнительные носители цифровой информации. На Афоне фотографировать разрешают во многих храмах, хотя и не во всех (следует всякий раз испрашивать на это разрешение), а вот видеосъёмка строго запрещена везде, и камеру лучше с собой не брать.
13. Передвигаться между афонскими обителями можно пешком, на катере, а также на микроавтобусах, курсирующих в разные точки Святой Горы из Кареи. Цена билета будет прямо зависеть от количества пассажиров: чем больше попутчиков, тем дешевле обойдётся проезд.
14. Планируя паломническую поездку на Афон многие паломники не берут с собой много денег. С одной стороны это резонно, но определенную сумму на случай непредвиденных расходов всё же взять с собой следует. Вам понадобятся деньги на афонские сувениры, оплату попутного транспорта на Святой Горе, на дополнительную еду и тому подобное.
15. Совершая паломничество на Афон не следует торопиться. Если путешествовать по Святой Горе на машине, желая увидеть как можно больше, потихоньку перестаешь воспринимать череду встреч с драгоценными свидетельствами благодати Божией. Прочувствовать монастырь и получить настоящую духовную помощь можно, добираясь до обителей пешком и проживая в каждой хотя бы день. Не надо превращать афонское паломничество в гонку за впечатлениями.
17. В некоторых афонских обителях, в которых вы захотите переночевать, вас попросят предъявить диамонитирион. В этом документе указывается срок и место вашего пребывания – всего четыре дня. Но святогорцы на эти ограничения обычно смотрят сквозь пальцы, так что вы можете пробыть на Афоне столько, сколько позволит ваша греческая виза, посетив при этом далеко не одну обитель. Но можно и продлить свой диамонитирион. Это можно легко сделать в Протате в Карее.
18. В период с ноября по март афонское море часто штормит, и случается отмена паромного рейса. Иногда бывают случаи, когда паломники оказываются «запертыми» на Афоне на один-два дня, не имея возможности вернуться в мир в запланированные сроки. Если начался шторм не стоит опускать руки: если отменены рейсы на Урануполис, часто есть возможность выехать с Афона на пароходе курсирующем вдоль северного побережья до городка Неа Рода.
19. Паломникам, желающим пользоваться услугами скоростных катеров, необходимо заранее бронировать свои места. Это можно сделать на английском языке позвонив в пароходную компанию. Расписание катеров и все необходимые телефоны вы найдёте .
20. Нужно помнить, что на Афоне запрещено купаться, загорать, включать музыкальные записи.
21. Первое, что следует сделать паломнику, пришедшему в афонский монастырь, – это найти архондарик (ищите греческую надпись «APXONTAPIKI» – так на Афоне называют помещение для приёма паломников). Здесь следует записаться в книгу для посетителей и, если вы пожелаете остаться на ночлег, сообщить об этом архондаричному. Также заранее следует сказать о своём желании исповедаться или причаститься. Разрабатывая маршрут своего паломничества, имейте в виду, что с заходом солнца монастырские ворота закрываются до утра.
22. Вообще, если паломники приходят в тот или иной афонский монастырь не на час-два, а с ночёвкой, то посещение богослужений и трапезы подразумевается само собой. Богослужения обычно совершаются по правилу: Вечерня и Повечерие вечером, Утреня и Литургия – утром. Перед праздниками обычно служится Бдение (греч. «агрипния»), которое можно назвать Всенощным в самом прямом смысле этого слова – оно служится всю ночь и отделяется от Литургии только очень кратким перерывом. На наиболее почитаемые престольные праздники (панигиры) в афонских монастырях служится торжественное Всенощное бдение, которое может продолжаться до 14 часов кряду. Советуем посещающим Афон паломникам, если будет возможность, обязательно посетить один из этих удивительных праздников.
23. После вечерней трапезы и перед Повечерием в центр соборного храма паломникам выносят для поклонения ковчеги с частями Животворящего Креста, мощами Святых и другими святынями. Эти ковчеги открыты, святыни издают дивное благоухание, и можно приложиться к ним непосредственно, без защитного стекла. Если вы захотите уточнить, что за святыня находится перед вами, не стесняйтесь спросить: «Ти и́нэ авто́ ?» (что это?). Вас поймут и постараются разъяснить.
24. Если вы пришли в афонский монастырь утром или днём и не планируете оставаться в нём на ночлег вы также сможете поклониться некоторым святыням обители (к сожалению только чудотворным иконам, а не Святым мощам). Для этого надо попросить открыть храм дежурного монаха.
25. Если вы собираетесь причащаться, помните, что, подходя к Чаше, не надо крестообразно складывать руки. Сами возьмите край плата, который за другой конец держит священник, и после принятия Святых Даров отрите губы. К Чаше прикладываться не следует.
26. Если вы хотите обратиться к афонскому монаху за благословлением, произнесите: ευλογειτε! (эвлогитэ), что означает « благословите». Священник ответит вам «ο Κυριος» (о Кириос), то есть «Бог благословит».
27. Не стоит стремиться объять необъятное и посетить все обители Святой Горы. Задача афонского паломника увидеть не только внешнее: архитектуру, быт и искусство, но и погрузиться во внутреннюю жизнь обителей. Главная цель и внутреннее содержание паломничества на Афон — молитва.
28. Как писать записки о здравии (υπέρ υγείας) и упокоении (υπέρ αναπαύσεως) в обителях Святой Горы.
- Крест ставится только на записках об упокоении.
- В записках должно быть не более 15 имен
- Рядом с именем греки не пишут «младенец», «болящий» и пр.
- Имена в записках следует писать по-гречески в родительном падеже.
Для удобства мы приводим таблицу русских имен и их греческих аналогов:
Русское и мя | Греческий аналог в И.п | Произношение | Написание по-гречески в Р.п так следует писать в записках |
Афанасий | Αθανάσιος | Афанасиос | Αθανασιου |
Александра | Αλεξάνδρα | Александра | Αλεξανδρας |
Алексей | Αλεξιος | Алексиос | Αλεξιου |
Анастасия | Ανασταοια | Анастасия | Αναστασιας |
Андрей | Ανδρεας | Андреас | Ανδρεα |
Анна | Αννα | Анна | Αννας |
Антон | Αντωνιος | Антониос | Αντωνιου |
Варвара | Βαρβαρα | Варвара | Βαρβαρας |
Виктор | Βικτωρ | Виктор | Βικτορος |
Владимир | Βλαντιμιρ | Владимир | Βλαντιμιρ |
Галина | Γαλινη | Галини | Γαλινης |
Георгий | Γεωργιος | Георгиос | Γεωργιου |
Герасим | Γερασιμος | Герасимос | Γερασιμου |
Григорий | Γρηγοριος | Григориос | Γρηγοριου |
Даниил | Δανιηλ | Даниил | Δανιηλ |
Денис | Διονυσιος | Дионисиос | Διονυσιου |
Дмитрий | Δημητριος | Димитриос | Δημητριου |
Евдокия | Ευδοκια | Эвдокиа | Ευδοκιας |
Елена | Ελενη | Элени | Ελενης |
Елизавета | Ελισαβετ | Елисавэт | Ελισαβετ |
Екатерина | Αικατερινη | Экатэрини | Αικατερινης |
Зинаида | Ζηναιδα | Зинаида | Ζηναιδας |
Иаков | Ιακωβος | Иаковос | Ιακωβου |
Илья | Ηλιας | Илиас | Ηλιου |
Иоанн | Ιωαννης | Иоаннис | Ιωαννου |
Иосиф | Ιωσηφ | Иосиф | Ιωσηφ |
Ирина | Ειρηνη | Ирини | Ειρηνης |
Ксения | Ξενια | Ксениа | Ξενιας |
Константин | Κωνσταντινος | Констандинос | Κωνσταντινου |
Косма | Κοσμας | Космас | Κοσμα |
Лазарь | Λαζαρος | Лазарос | Λαζαρου |
Леонид | Λεωνιδας | Леонидас | Λεωνιδου |
Лидия | Λυδια | Лидиа | Λυδιας |
Лука | Λουκα | Лукас | Λουκα |
Любовь | Aγαπη | Агапи | Αγαπης |
Маргарита | Μαργαριτα | Маргарита | Μαργαριτας |
Марина | Μαρινα | Марина | Μαρινας |
Мария | Μαρια | Мария | Μαριας |
Марк | Μαρκος | Маркос | Μαρκου |
Марфа | Μαρθα | Марфа | Μαρθας |
Михаил | Μιχαηλ | Михаил | Μιχαηλ |
Надежда | Ελπιδα | Элпида | Ελπιδος |
Наталия | Ναταλια | Наталиа | Ναταλιας |
Никита | Νικητας | Никитас | Νικητα |
Никодим | Νικοδημ | Никодим | Νικοδημου |
Николай | Νικολαος | Николас | Νικολαου |
Ольга | Ολγα | Ольга | Ολγας |
Павел | Παυλος | Павлос | Παυλου |
Петр | Πετρος | Пэтрос | Πετρου |
Серафим | Σεραφειμ | Серафим | Σεραφειμ |
Сергий | Σεργιος | Сергиос | Σεργιου |
Светлана Фотиния |
Φωτεινη | Фотини | Φωτεινης |
София | Σοφια | Софиа | Σοφιας |
Степан | Στεφανος | Стэфанос | Στεφανου |
Тамара | Ταμαρα | Тамара | Ταμαρας |
Татьяна Татиана |
Τατιανη | Татиана | Τατιανης |
Филипп | Φιλιππος | Филиппос | Φιλιππου |
Федор | Θεοδωρος | Феодорос | Θεοδωρου |
Юлия Иулия |
Ιουλια | Иулиа | Ιουλιας |