Онуфрий, митрополит Киевский и всея Украины (Березовский Орест Владимирович). Вы были пионером, комсомольцем? Об отношениях с Русской Православной Церковью

А также архиепископа Бероунского Иоакима и игумена афонского монастыря Дохиар архимандрита Григория .

«Блаженнейший Владыка — пример мужества, стойкости, глубины веры»

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич) , управляющий делами Украинской Православной Церкви Московского Патриархата:

— Каждое поколение христиан убеждается в том, что именно Сам Господь Иисус Христос управляет Своей Церковью. Посылая определённые испытания, Он всегда посылает и утешения. И, конечно, в период особых испытаний Господь посылает тех пастырей, которые нужны именно в этот сложный момент для земной Церкви.

Благодарим Бога, что в этот непростой период церковной истории, истории нашего Отечества, Господь дал нам такого Предстоятеля — Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. Своей простотой в вере, но очень дерзновенной, Владыка Онуфрий — ориентир всем нам: от епископата до простых верующих людей. Блаженнейший Владыка — пример мужества, стойкости, глубины веры. А именно эти качества определяют наши жизненные поступки.

Время, которое мы сегодня переживаем, показывает, насколько человек верует. Не по формальным признакам, а по своей внутренней наполненности: чем он дышит, о чём говорит, как поступает.

И Блаженнейший митрополит Онуфрий, говоря о том, как надо жить, собственным примером показывает на деле этот путь — путь стойкости и внутреннего борения. Ведь именно в этом сила Церкви, Церкви истинной, которую Господь создал Своей Кровью.

«С ним — торжество веры!»

Митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий (Генсицкий) :

— Слава Богу, что наша Церковь в непростые времена имеет такого Предстоятеля. Это большое счастье и милость Божья! Дай Бог, чтобы через Блаженнейшего Онуфрия мы начали свое спасительное доброделание. И надо ему в этом помочь молитвой! Есть время для покаяния. Господь видит нашу немощь и дает возможность не погибнуть. Невзирая ни на что, Блаженнейший своим служением совершает торжество Православия. С ним — торжество веры! Это такая радость!

«Мы знакомы с тех пор, как я учился в Троице-Сергиевой лавре»

Митрополит Ловчанский Гавриил (Болгарская Православная Церковь):

— Владыку Онуфрия я знаю много лет. Когда я учился в Троице-Сергиевой лавре, . С тех пор мы и знакомы. Потом встречались в Черновцах у него в гостях. Там есть такой прекрасный монастырь! Владыка Лонгин, с которым я тоже дружу, и братия монастыря заботятся о 550 детях, у которых нет родителей, которые безнадежно больны, которых никто не хочет взять в семью. И вот меня пригласили на празднование 1000-летия памяти равноапостольного князя Владимира. Прекрасный праздник получился! Я сказал владыке Онуфрию, что, с одной стороны, было очень скромно, а с другой — очень торжественно! И роскошь здесь совершенно не нужна! Меня хотели и в Россию направить, но до этого я уже пообещал владыке Онуфрию приехать. И я рад, что приехал: мне все очень понравилось.

«Владыка Онуфрий — человек святой жизни»

(Православная Церковь Чешских земель и Словакии):

— Есть священнослужители, которые думают о Церкви и способны жертвовать собой для Церкви, для соборности. А есть такие, которые думают только о себе и жертвуют Церковью. Это и есть раскол.

И, конечно, в расколе нет никакой благодати — только одна политика и гордыня. Это очень чувствуется на Украине. И мы в Чехии очень рады, что Украинскую Церковь возглавил такой человек как владыка Онуфрий.

В наше непростое время очень важно, чтобы во главе Церкви стоял святой человек, подвижник. И мы все знаем, что владыка Онуфрий — человек святой жизни. И для Украины великая милость, что он возглавил Церковь. Это свидетельство того, что эта Церковь благодатная.

Также прошу, чтобы помолились за нас, за Чехию, чтобы устояла Церковь от соблазнов и искушений. Самое страшное — внутренний раскол. Хуже всего. Потому что если враги есть снаружи, не тяжело с ними бороться. А если Церковь разрушают враги изнутри — это очень сложно и тяжело.

Все они разрушают не только Церковь, но и народ. И это видно на Украине.

«Нам бы в Грецию такого Предстоятеля»

Архимандрит Григорий (Зумис) , игумен монастыря Дохиар на Святой Горе Афон:

— Очень люблю и почитаю Блаженнейшего Митрополита Онуфрия. Мы знакомы много лет. Нам бы в Грецию такого Предстоятеля.

Некоторые люди, как бы они ни пытались это скрыть, привлекают к себе как мед пчел. Владыка Онуфрий — как раз такой привлекательный. Человек мягкий, благой. Спокойный, но решительный.

Внешне может показаться, что Владыка — наивный добряк. Но на самом деле он очень жесткий. Грамотно делает всё, что нужно Церкви, всё правильно делает.

Я не верю, что он любит «витрину», показуху. К нам на Афон он всегда приезжает в одной и той же рясе. Никогда не соглашается брать жезл. Я даже как-то думал сделать ему посох из тростника, но у нас на Афоне его просто нет. А в моей деревне дедушки и бабушки всегда ходили с такими посохами.

«Сегодня состоялся Собор епископов Украинской Православной Церкви, на котором состоялось избрание нового Предстоятеля нашей Церкви после кончины Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира.

Кроме этого, Собор обсуждал ряд вопросов, которые волнуют и нашу Церковь, и наше общество.

Собор выражает благодарность властям за то, что сделали все от них зависящее, чтобы Собору не помешали никакими обстоятельствами, чтобы мы могли в мирной обстановке решить свои проблемы. Собор молится за нашу власть, чтобы Господь помог в это сложное время найти пути для установления мира на нашей земле и для улучшения благосостояния нашего народа.

Мы молимся Богу, чтобы Господь тем людям, которые воюют сегодня, дал дух мира, чтобы они поняли, что убивать друг друга – это не заповедь Божия. К миру призывает нас Господь. И мы должны быть сынами мира.

Наши общие пожелания были в том, что мы хотим видеть нашу Украину соборной, красивой, мощной и обновленной. Мы понимаем, что это обновление может быть только одним путем: когда каждый человек приложит усилия для того, чтобы себя же обновить, себя усовершенствовать духовно. Если это будет у нас, то мы будем иметь новую страну, лучше, чем ту, которую сегодня имеем. Без этого не может быть роста духовного, и трудно что будет делать по-новому. Потому что люди, которые сегодня населяют нашу землю, одни и те же. И новая страна может стать только тогда, когда мы станем обновленными людьми.

Я желаю всем мира, счастья и Божьего благословения ».

Об объединении с Киевский патриархатом

– Скажите, пожалуйста, будет ли объединение Церквей во время Вашего правления? Будете ли Вы стремиться к этому?

– У нас такой вопрос обсуждался. Мы всегда были и остаемся открыты для диалога между различными ветвями православия, и мы хотим объединения. Но у нас есть свои принципы. Это каноны Святой Православной Церкви. И объединение может быть только по этим канонам. Другие аргументы не могут быть достаточными для нашего объединения.

Мы будем общаться с нашими православными братьями, будем искать пути. Думаю, что Бог нам поможет в этом.

– В 90-х Вы были за отстранение владыки Филарета от сана. Как Вы теперь будете искать диалог?

– Я ищу диалог не с Филаретом, а с Церковью.

– Но он глава этой церкви!

– Ну и что! Я глава церкви, но я не Церковь!

Об отношениях с Русской Православной Церковью

– Вас уже поздравил Патриарх Кирилл. Как Вы будете строить отношения с РПЦ и какой будет позиция УПЦ?

– Мы будем строить отношения с РПЦ на тех канонического основах, правилах, которые существуют в нашей Церкви, по Которым мы сегодня живем.

Мы имеем независимость в управлении, самостоятельность и совершая свое служение, учитываем только наши внутренние реалии. Мы имеем эту свободу. А то, что мы стремимся ко Христу, то в этом мы едины.

– Есть ли уже подтверждение из Москвы от Московской Патриархии выбора епископата УПЦ?

– Уже есть подтверждение. Патриарх уже благословил наш выбор.

О помощи востоку Украины

– Будет ли Украинская Православная Церковь отправлять какую-то специальную гуманитарную миссию на восток Украины?

– Мы уже это делаем. Уже около 700 тысяч гривен собрали для жителей, пострадавших в восточных областях. Мы доставили уже 120 тонн гуманитарной помощи: медикаменты, средства гигиены. И продолжаем собирать и отправлять. Мы принимаем беженцев, детей, создаем им условия для того, чтоб они могли нормально жить.

– А кто виноват в конфликте на востоке Украины?

– Я не политик, на этот вопрос не могу ответить. И не призван давать политические анализы. Я призван к тому, чтобы молиться за всех. Чтобы Господь всех людей примирил.

– Вы отправляете туда капелланов?

– Отправляем, у нас есть капелланы.

О встрече с главой УПЦ КП

– Когда Вы планируете встретиться с патриархом Филаретом? Ранее было объявлено о создании комиссии.

– Здесь есть свой процесс. И Ваш вопрос о том, что «я должен встретиться с патриархом Филаретом» показывает, что Вы «взялись за голову» этого дела, а сначала надо поставить ее на ноги.

О первых шагах в должности

– Какими будут Ваши первые шаги на этом высоком посту?

– Мои первые шаги будут в том, чтоб сделать все возможное и зависящее от меня, чтоб я стал лучше и все мы стали лучше духовно и нравственно. А это – путь к миру. Без этого не будет мира нигде. Потому что война начинается вот здесь вот (показывает на сердце).

О пожеланиях своей пастве

– Сегодня поминали нашего почившего Предстоятеля. Он 22 года возглавлял Церковь. Мы ему все благодарны, он был для нас отцом. Сложилась многомиллионная паства Украинской Православной Церкви. Теперь этой паствой будете заниматься Вы. Что бы Вы пожелали своей пастве в день своего избрания?

– Я бы пожелал, чтобы все мы терпели друг друга такими, какие есть. И чтобы мы молились друг за друга.

Всем вам большое спасибо и желаю Божьего благословения. Спасибо за внимание к нашей Церкви.

После того как митрополит Онуфрий стал предстоятелем УПЦ, многие вздохнули с большим облегчением. Его считают пророссийским религиозным деятелем, не поддерживающим евроинтеграцию Украины, поскольку он является твердым последователем принципов единства Русской Православной Церкви.

Новый митрополит Украины

По окончании благодатной молитвы УПЦ в Успенском Соборе лавры митрополит Киевский Онуфрий устроил брифинг для журналистов.

Они задавали животрепещущие и очень волнующие вопросы на тему того, возможно ли объединение двух православных церквей после их раскола, и как предстоятель Онуфрий собирается искать диалог с Филаретом, на что мудрый митрополит Киевский ответил, что объединение возможно, но только по священным канонам Святой Православной Украинской Церкви, и что он будет искать диалог не с Филаретом, а, прежде всего, с Церковью. Потом его спросили об отношениях с Московским патриархатом. На этот вопрос он ответил тем, что Украинская Православная Церковь (УПЦ) имеет самостоятельность и независимость в управлении, но в молитве ко Христу мы все едины. Когда же его спросили о том, кто виноват в конфликте на Донбассе и помогает ли церковь пострадавшим людям, митрополит Онуфрий тут же ответил, что церковь вне политики. А вот что касается то она, конечно же, есть. Для пострадавших собираются деньги, им высылаются медикаменты и средства гигиены.

В Украине православная церковь разделена на:

  • УПЦ Московского патриархата, возглавляемого митрополитом Онуфрием.
  • УПЦ Киевского патриархата - церковь под управлением митрополита Филарета, преданного анафеме, отказавшуюся от Московского патриархата.
  • Несколько неканонических автокефальных церквей, в том числе Украинскую автокефальную церковь, созданную в 1921 году и возобновившую свою деятельность в конце 80-х годов.

Митрополит Онуфрий. Украина и ее политика

Еще недавно никто и представить себе не мог, что осенью 2014 года в Украине начнутся такие страшные события. Произошедший государственный переворот привел к гибели людей на Майдане, а потом и на Донбассе. Новая власть стала навязывать людям свои идеалы и порядки: отмену закона о языках, героизацию Бандеры, Шухевича, солдат УПА и многое другое. Все это вызвало огромное негодование и раскол в обществе. Ко всем этим неприятным событиям добавилась и смерть блаженнейшего Владимира, который скончался после тяжелой болезни 5 июля 2014 года. Это положение было опасно тем, что в церкви есть пророссийское и проукраинское крыло, и тут тоже существуют определенного рода сложности. Настораживало и то, что с выбором нового митрополита начнутся серьезные разногласия или еще какие-нибудь непредвиденные события. Но ко всеобщей радости все обошлось.

Через определенное время Синод собрал со священниками всей Украины, которые в большинстве своем проголосовали за единого кандидата, которым и оказался Онуфрий, митрополит Черновицкий и Буковинский. На него ни у кого не нашлось никакого компромата, он имел репутацию очень строгого и скромного монаха. Теперь именно ему придется продолжать заложенную Владимиром Мудрым политику единства и гармонии. Для этого стоит вспомнить историю возникновения и поговорить о том, для чего оно было нужно людям.

Христианская религия и ее возникновение на Руси

Тремя основными религиями мира являются ислам, буддизм и христианство, которое, в свою очередь, делится на православие, католицизм и протестантство. В основе христианства лежит вера в Иисуса, главный источник вероучения - Библия, а приобщение к вере происходит при участии в священных таинствах.

В Киевской Руси христианская религия появилась через тысячу лет после прихода Христа Спасителя. Мудрая княгиня Ольга стала первой правительницей, принявшей крещение в Царьграде (в тогда еще византийском Константинополе). Ее крестным отцом стал Цесарь Константин. После этого события княгиня Ольга стала умолять своего сына Святослава тоже принять крещение, но он пренебрег ее советом, боясь того, что засмеют его воины. За это он поплатился собственной головой. Когда опытный полководец Святослав пал в бою, из его черепа хан Печенежский сделал обрамленный золотом кубок для вина и пил из него за свою победу.

Крещение Руси

Киевская Русь все более утопала в разрозненности и междоусобных войнах. Тогда внук Ольги, Владимир, понимая неспособность языческой веры объединить княжества и племена, пожелал принять такое религиозное верование, которое смогло бы это сделать. В 986 году он встретился с болгарскими мусульманами, но их законы не сильно понравились ему. Потом пришли немецкие католики, и отцы русские тоже не приняли их религию. Очередь дошла и до хазарских евреев, но и их религия не пришлась по душе русскому князю. И вот однажды пришел к нему греческий философ, с которым князь общался несколько дней. Все это время гость излагал ему суть Священного Писания и практически убедил Владимира принять христианство. Потом даже бояре принялись уговаривать князя сделать это, ссылаясь на то, что его бабка Ольга была христианкой и самой мудрой из всех женщин на Руси.

В 988 году князь Владимир заболел, стал терять зрение, и к нему прислали греческих посланников, которые посоветовали ему поскорее креститься, иначе он совсем ослепнет. Когда князь Владимир крестился, он в ту же секунду прозрел и воскликнул: «Я познал Бога Истинного!» Через некоторое время он собрал весь киевский народ возле реки Днепр, и там все они приняли крещение, после чего Владимир попросил у Бога помощи в том, чтобы он дал возможность всем этим людям познать его и укрепить в них истинную христианскую православную веру.

Биография

В миру митрополит Онуфрий звался Орестом Владимировичем Березовским. Он появился на свет в ноябре 1944 года в семье православного священника, которая жила в селе Корытное Черновицкой области. Так же, как и все дети, он ходил в среднюю школу, потом закончил Черновицкое техучилище. В 1966 году Орест поступил в Черновицкий университет, однако после третьего курса пошел учиться в Духовную семинарию, а затем и в Духовную академию города Москвы, откуда выпустился в 1988 году в степени кандидата богословия.

Постриг в монахи

Молодой Орест готовил себя к постригу в монахи и поэтому на протяжении 18 лет был на послушании в где у него были свои обязанности. Весной 1971 года он принял монашество, и его окрестили Онуфрием в честь святого преподобного Онуфрия. В этом же году он получил сан иеродиакона, потом сан иеромонаха. Затем, в 1980 году, он уже был игуменом, а в 1984 году стал настоятелем Московского Афонского подворья Спасо-Преображенского храма в Лукине (Переделкино). В 1985 году получил должность благочинного, а еще через год его возвели в сан высшего монашеского чина - архимандрита.

Путь от послушника до митрополита Киевского

С 1988 с 1990 годы архимандрит Онуфрий был наместником Почаевской лавры. Еще через некоторое время Синод УПЦ назначил его епископом Черновицким и Буковинским.

За отказ подписать в 1992 году обращение Архиерейского Собора УПЦ к Московскому Патриарху Алексию II, в котором говорилось о предоставлении УПЦ автокефалии, митрополит Филарет (Денисенко) перевел епископа Онуфрия на Ивано-Франковскую кафедру. Но через некоторое время опального священника все же восстановили на Черновицкой кафедре.

Однако дальше всем составом Архиерейского Собора УПЦ, в котором тоже присутствовал отец Онуфрий, было высказано недоверие митрополиту Филарету, которого сразу же уволили с Киевской кафедры и запретили проводить священнослужения.

В 1994 году будущего возвели в сан архиепископа и он получил постоянное членство в Священном Синоде. В 2000 году прошло его посвящение в сан митрополита, а потом он занимал чин председателя Канонической комиссии Священного Синода и председателя Церковного Суда РПЦ (Русской Православной Церкви). Священослужитель Онуфрий также входил в состав Общецерковного Суда РПЦ, где тоже был председателем. Уже с 2009 года митрополит Онуфрий входил в состав Межсоборного присутствия РПЦ.

Почетных титулов и санов у блаженнейшего митрополита Онуфрия было много, всех их даже не перечислишь. Но все же главным событием в его жизни стало избрание предстоятелем УПЦ, митрополитом Киевским, одобренное Святейшим Архиерейским Синодом УПЦ. В Киево-Печерской лавре за божественной литургией от 17 августа 2014 года прошла его торжественная интронизация.

Церковные награды и труды

В 1973 митрополит Онуфрий в качестве высшей награды получил наперстный крест. В 2013 году удостоился права ношения второй панагии. Он был награжден Орденом святителя Иннокентия Московского и Коломенского II степени и Орденом преподобного Сергия Радонежского I степени, которые были торжественно вручены ему в 2014 году. Летом 2013 года митрополит Онуфрий получил от Российской Федерации за огромный вклад в развитие дружественных отношений между двумя братскими государствами и укрепление их духовных традиций.

Его трудами стали «Слово архимандрита Онуфрия (Березовского) при наречении во епископа Черновицкого и Буковинского» и Акафист Боянской иконе Божией Матери.

Дата рождения: 5 ноября 1944 г.
Дата хиротонии: 9 декабря 1990 г.
Дата пострига: 18 марта 1971 г.
День ангела: 25 июня
Страна: Украина
Биография:
Постоянный член Священного Синода Украинской Православной Церкви

Родился 5 ноября 1944 г. в с. Корытном Вашковского р-на Черновицкой обл. Украины в семье священника.

В 1964 г. окончил Черновицкое техническое училище, работал в строительной организации, в 1966 г. поступил на общетехнический факультет Черновицкого ГУ. В 1969 г. оставил университет и поступил в Московскую духовную семинарию.

В 1970 г. принят в число братии Троице-Сергиевой лавры.

18 марта 1971 г. пострижен в монашество, 20 июня - рукоположен во иеродиакона, 29 мая 1972 г. - во иеромонаха.

В 1980 г. возведен в сан игумена.

28 августа 1984 г. назначен настоятелем Преображенского храма Афонского подворья в с. Лукине Московской обл.

В 1988 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия.

9 декабря 1990 г. во Владимирском соборе Киева хиротонисан во епископа Черновицкого и Буковинского.

22 января 1992 г. отказался подписать обращение архиерейского совещания Украинской Православной Церкви к Святейшему Патриарху Алексию II о предоставлении автокефалии Церкви на Украине, 23 января митр. Филаретом (Денисенко, впоследствии анафематствован) переведен на Ивано-Франковскую кафедру.

28 июля 1994 г. возведен в сан архиепископа и назначен постоянным членом Священного Синода Украинской Православной Церкви.

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 2-5 февраля 2013 г. избран заместителем председателя Общецерковного суда Русской Православной Церкви.

23 ноября 2013 г. Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром удостоен права ношения второй панагии.

Решением Синода УПЦ от 24 февраля 2014 г. избран Местоблюстителем Киевской митрополичьей кафедры.

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 19 марта 2014 г. (журнал № 1) включен в состав Синода на правах постоянного члена на время занятия должности Местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры с определением по протокольному старшинству места, занимаемого Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины - первым среди архиереев Русской Православной Церкви.

На Соборе епископов УПЦ, состоявшемся 13 августа 2014 г. в Киево-Печерской лавре, избран Предстоятелем Украинской Православной Церкви. Интронизация состоялась 17 августа 2014 г. в Киево-Печерской лавре.

Решением Синода УПЦ от 16 сентября 2014 г. (журнал № 39) в связи с избранием Митрополитом Киевским и всея Украины освобожден от должности председателя Церковного суда Украинской Православной Церкви; назначен (журнал № 56) председателем новообразованного Митрополичьего совета по вопросам культуры.

Решением Священного Синода от 23 октября 2014 г. (журнал № 92) освобожден от должности заместителя председателя Общецерковного суда Русской Православной Церкви.

Образование:
Московская духовная семинария.
1988 г. - Московская духовная академия (кандидат богословия)

Предстоятель Украинской Православной Церкви митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий отказался от встречи с т.н. «экзархами» Константинопольского Патриархата, так как они прибыли на чужую каноническую территорию самочинно, об этом сообщил управделами Украинской Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний .

Как сказал владыка Антоний в интервью украинскому изданию «Вести» , сейчас с Константинопольским Патриархатом у канонической Церкви на Украине прямого диалога нет, «поскольку грубо нарушен сам принцип существования Поместной Православной Церкви».

Материал по теме

События с дарованием Константинополем незаконной автокефалии уже случались. И сегодня он снова рискует создать ситуацию, которая, прежде всего, скажется негативно на простых верующих, об этом «Фоме» сказал доктор церковной истории, протоиерей Владислав Цыпин.

– Те представители Константинопольского Патриархата, которые прибыли в Украину с определенным заданием, по нашему мнению, находятся здесь и действуют антиканонично. Поэтому, когда они попросили, чтобы их принял Предстоятель нашей Церкви, то Блаженнейший митрополит Онуфрий категорически отказался это делать. В частности, потому что сам их приезд на территорию нашей Церкви должен быть обговорен заранее, и они должны были бы получить на это позволение со стороны Украинской Православной Церкви, – отметил митрополит Антоний.

Владыка особо указал на то, что указанные епископы «приехали самочинно, и не просто, как паломники, а с четкой целью – заниматься реализацией каких-то своих проектов».

Недавнее Русской Православной Церкви о приостановлении поминовения Патриарха Константинопольского и участия в форумах под председательством Константинопольской Церкви митрополит Антоний назвал полумерой.

– Евхаристическое общение не разорвано, что предоставляет нашим священникам возможность участвовать в совместных богослужениях и причащаться. Вот это как раз и является сигналом того, что возможность для диалога еще есть. Это явный призыв к диалогу, а также еще один шанс для того, чтобы одуматься, – подчеркнул управделами Украинской Церкви, добавив, что взаимоотношения Церквей «должны приносить пользу этому миру, а не стать с чьей-то внешней подачи еще одним предлогом для разобщения людей, тем более – людей одной веры».



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: