Open Library - открытая библиотека учебной информации. Что отличает общество индустриального типа

1. Под термином "Общество" понимается:

    материальный мир в его многообразии;

    объединение людей по интересам

    преобразованная человеком часть естественной среды (природы)

    совокупность способов и форм существования человечества

2. В каком из предложенных ниже предложений термин "общество" использован для обозначения народа, населения определенной страны?

    Обществу свойственна иерархичность, выделение элиты и подчиненных.

    Китайское общество тщательно сохраняет традиции и обычаи предков.

    Общество любителей древней истории провело костюмированный фестиваль " Куликовская битва"

3. В каком из предложенных ниже высказываний термин "общество" использован в наиболее узком, локальном смысле?

1) По случаю празднования дня рождения за столом собралось приятное общество.

2) Общество с ограниченной ответственностью по решению совет директоров было преобразовано в открытое акционерное общество.

3) Для традиционного общества характерны низкие темпы социального развития.

4) Ученые считают, что российскому обществу присущи как европейские, так и азиатские черты.

4. Продолжите предложение "Общество и природа,

1) представляют собой части материального мира

2) выступают в качестве творцов культуры

3) подчиняются исключительно стихийным законам эволюции

4) лишены органических связей друг с другом

5. Продолжите предложение "В отличии от общества, природа,

1) Является способом взаимодействия людей

2) выступает в качестве творца духовной культуры

3) способно эволюционировать, развиваться

4) первична и развивается стихийно

6. Какой признак отличает социум от природы?

1) Является частью материального мира

2) возник на определенном этапе развития природы и отпочковался от нее

3) способна динамично меняться, генерировать новое

4)состоит из разнородных элементов и связей между ними

7.Определите суть понятия: "Поступательное развитие общества от менее совершенных форм к более совершенным"

1) общественный прогресс

2) стагнация общества

3) социальная деградация

4) социальная статика

8 Найдите в приведенном ниже списке то, что не относится к проявлению социальной динамики-

1) модернизация

2) регресс

3) структура

4) эволюция

9. Какой из ниже приведенных примеров иллюстрирует влияние природы на развитие общества?

1) захват Иерусалима и разрушение римскими воинами главного Иерусалимского храма

2) походы Юлия Цезаря в Галлию и превращение её в провинцию Рима

3) разрушение города Помпеи в результате извержения вулкана Везувий

4) принятие древнеримских законов, защищающих права собственников.

10. Общество как сложную по структуре систему характеризует

1) наличие подсистем и социальных институтов

2) взаимодействие между социальными институтами

3) воздействие на природные процессы

4) зависимость от космических явлений и процессов

11. Определите суть понятия - "Определенное учреждение, образование, создаваемое обществом для удовлетворения его потребностей это-

1) социальный институт

2) социальное отношение

3) материальный мир

4) естественная среда

12. Какое из приведенных ниже понятий обобщает, по смыслу остальные

1)подсистемы общества

2) духовная культура

3) хозяйственная жизнь

4) политическое регулирование

13. Какая подсистема общества осуществляет функцию социального управления, согласуя разнородные общественные интересы

2) политика

3) экономика

14. Укажите какое из приведённых ниже обществоведческих понятий наиболее узкое по смыслу

1) реформа

2) эволюция

3) динамика

4) прогресс

15. Какое из приведенных ниже утверждение является субъективным мнением

1) Ведущей тенденцией современного мира стала глобализация

2) Страны и народы тесно интегрированы между собой.

3) Следует заметить, что глобализация имеет как позитивные, так и негативные последствия.

4) Сложился единый мировой рынок, единые финансовые институты.

16. Интегративные процессы современности нашли свое проявление в (во):

1) возникновении ряда конфликтов на межконфессиональной почве

2) формировании наднациональных финансовых и политических центров

3) ведении ограничительных таможенных барьеров и пошлин защищающих внутренний рынок

4) сохранении в ряде стран традиционалистских и авторитарных режимов

17. Какое глобальные экологические проблемы современности связаны с

1) Возросшими техническими и технологическими возможностями людей по оказанию воздействия на природные процессы

2) неспособностью человека конструктивно взаимодействовать с природой

3) отсутствием внимания людей к здоровому образу жизни, гармонии с природой

4) сохранением этнического и конфессионального многообразия мира

18. Какие из приведенных ниже терминов относятся к понятию "социальные институты"

1) образование

2) здравоохранение

3) заповедник

5) больница

19. Ниже приведены суждения, какое из них может быть приведено в обоснование противоречивости общественного прогресса

1) Многие открытия ученых имели двойственные последствия, возникали новые виды оружия массового поражения

2) водимые на производствах новые виды очистных сооружений позволяют сократить вредные выбросы в атмосферу

3) Человечество на национальном уровне принимает законы, запрещающие определенные способы ведения войны

4) в процессе развития общества пересматриваются меры юридической ответственности, исключаются наиболее жестокие наказания.

20. К демографическим проблемам современного мира относится

1) загрязнение атмосферы выбросами парниковых газов

2) сокращение рождаемости и старение ряда европейских наций

3) исчезновение многих видов океанической флоры и фауны

4) распространение угрозы деятельности террористических организаций.

Разница между обществом и социумом заключается в многозначности первого термина и однозначности второго. Социумом принято называть устойчивую общность людей со всем разнообразием общественных, культурных, юридических и иных отношений. А термин «общество» имеет множество значений – от «общества с ограниченной ответственностью» до «общества любителей изящной словесности». «Общество» в значении «социум» также имеет место, поэтому давайте рассмотрим семантические нюансы проблемы ниже.

У истоков вопроса

В социологическом смысле «общество» и «социум» являются синонимами. Только общество – слово русское, производное от прилагательного «общий», а социум происходит из латинского языка, как и многие научные термины. Socium переводится с латыни как «партнер», и это значит, что в общности людей, называемой таким термином, должны быть выстроены отношения взаимодействия – по вертикали (подчиненность) или по горизонтали (кооперация). Применяются оба термина в общественных науках и сопряженных с ними областях человеческой деятельности. Поэтому для «социума» можно подобрать множество определений, незначительно отличающихся друг от друга.

Отличие общества от социума состоит в том, что слово это, являясь исконно русским, издавна приобрело довольно много значений. Оно обозначает не только всю совокупность людей, населяющих ту или иную территорию. Часто «общество» применяется для названия содружества людей, ведомых какими-то общими целями или интересами. Отсюда – «Общество охраны природы», «Общество филателистов» и так далее. Некоторые из «обществ» имеют юридический статус в виде государственной регистрации, другие существуют, не утруждая себя установлением отношений с государством.

Сравнение

Несколько особняком стоят «тайные общества», которые в силу разных причин вынуждены скрывать от властей свое существование и цели своей организации. Например, это известное в 19 веке в Греции тайное общество «Филики Этерия» (дословно – «Общество друзей»), боровшееся за освобождение страны от турецкого владычества. После победы греческой революции оно исчезло, так как стоящие перед ним цели были достигнуты. И подобных примеров можно привести немало.

В Гражданском кодексе Российской Федерации прописан вид хозяйствующего субъекта – «Общество с ограниченной ответственностью». То есть сравнительно недавно ко всей многозначительности слова «общество» был добавлен еще один пункт. Таким образом, русское слово «общество», ранее обозначавшее сельскую общину с совместным владением земельными угодьями, с течением веков обросло разными смыслами. С термином «социум» подобного не произошло, поскольку это довольно позднее заимствование понадобилось для обозначения одного, конкретного значения слова «общество».

Таблица

Подводя итог, в чем разница между обществом и социумом, можно констатировать, что эти термины, хоть и близки по значению, однако не идентичны.

Общество - следующий этап развития человеческой цивилизации после природы. Оба эти понятия можно рассматривать как материю. Однако общество, в отличие от природы, продвигается к осознанию своего бытия. Чем сильнее его прогресс, тем более оно обосабливается от исходного естества.

Понятие природы и общества

Их единство и отличия обуславливаются неразрывной связью: социум как результат взаимодействия людей может насколько угодно далеко отходить от природы, но все равно продолжает зависеть и влиять на нее в той или иной мере.

Терминология: природа

Самое устоявшееся определение природы - это весь окружающий мир, включающий в себя многообразие форм и проявлений. Она существует вне человеческого сознания и не зависит от него, что делает ее уникальной объективной реальностью. Однако если рассматривать именно взаимосвязь природы и общества, приходится отделять их, и очень лаконичной дефиницией для первого понятия становится "все, что не есть социум, - часть материального мира, состоящая из естественных условий существования".

Терминология: общество

В свою очередь, общество - искусственно созданные человеком условия для существования и развития. Его называют социальной средой, что правильно, но не совсем корректно ввиду того, что социальный - и так синоним общественного. Карл Маркс кратко определил рассматриваемый термин как взаимодействие людей, что в полной мере отражает суть социума. Человек живет в обществе, общается в нем, создает семью и строит свою карьеру, творит произведения искусства и культуры, а также пользуется ее благами, является важным элементом системы совместного производства товаров и услуг.

Два значения

Общество описывают двумя разными способами: в широком и узком смысле этого слова.

  • Первое - часть материального мира, которая "не есть природа".
  • Второе - социальная группа или определенный этап развития (в историческом плане).

Несложно догадаться, что в рамках рассматриваемой тематики внимание акцентируется на первом определении.

Общество и природа

Следует понять, что основное отличие природы от общества в том, что первое - естественное, не зависящее от людей, возникшее гораздо раньше, в то время как второе - сугубо социальное явление. Говорят, что социум - обособившаяся часть мира. То есть его исток все равно природен, ведь его создали люди, существа биологические.

Философские воззрения на природу

Существует две кардинально крайние, противоположные точки зрения, выражающие мнение по поводу природы как системы. Одна из них представляет ее как хаос, царство случайности, не подчиняющееся законам. А другая, напротив, утверждает, что правила, по которым все природное взаимодействует, очень строги и точны, но и сложны тоже. Вот почему человек, являясь ее частью, подчиняется этому господству, но до конца понять его не в силах.

Ко второму мнению есть веские доказательства в виде естественной гармонии природы. Не зря люди в своих творениях всегда пытались подражать ей: вдохновлялись объектами, брали идеи, изучали закономерности, чтобы использовать их себе в выгоду.

Интересно, что, однако, природа не во все времена воспринималась как цель производственной деятельности человека. Античность стремилась к тому, чтобы быть с ней единым механизмом, а объективизировать ее только в качестве предмета наблюдения.

Природа - основа жизнедеятельности общества

С точки зрения влияния на человека социальное стоит выше биологического. Но соотношение при рассмотрении жизнедеятельности каждой из этих сред склоняется в пользу природы. Она становится естественным базисом.

Общество, в отличие от природы, формирует поведенческую психику, выступает бихевиористическим фактором для развития личности. Но сама его жизнедеятельность неразрывно связана с естественными объектами. Так, природа - и предмет труда, и сокровищница объектов материального производства (например, тех же полезных ископаемых). Если общества вдруг не станет, она по-прежнему будет функционировать. Но не наоборот.

Противоречия взаимоотношений природы и общества

С развитием общества человек все больше пытается начать господствовать над природой. В настоящее время это приобрело планетарный масштаб. Но одновременно все больше проявляется дисгармония этих взаимоотношений.

Например, общественное воспроизводство часто игнорирует только факт, что утверждение "в отличие от природы, общество является системой" в корне неверно, учитывая, что и природа - целостный механизм, в котором один элемент ведет за собой другой. Пытаясь влиять только на одну часть естественного в положительном ключе, знаменитый "эффект бабочки" приводит к отрицательному в другом. Диалектический характер природы и многообразие ее форм не отменяют того, что она едина. И вред, наносимый ей (иногда намеренно, иногда непредусмотрительно глупо), в конечном итоге обращается в проблемы развития самого общества.

Законы природы и общество: единство и различие

Объективное действие законов как природы, так и общества, а также тот неоспоримый факт, что при определенных условиях они необходимы, объясняет их единство. Оно, в свою очередь, проявляется вне зависимости от человеческих желаний и действий: и те и другие реализуются вне сознания личности и человечества в целом, они никак не связаны с тем, знают ли о них, понимают, познают или пытаются познать.

Отличие законов природы и общества завязано на времени: в первом случае они вечны или, по крайней мере, долгосрочны. Во втором это непостоянное явление.

Это легко объяснимо: законы общества были созданы, когда оно начало свое существование, и исчезнут вместе с ним же.

Социум развивается под воздействием жизни человечества, которое бессознательно творит новые законы. Природа же вполне способна развиваться "сама по себе".

Единство проявляется:

  • в генетике, так как человек - часть природы;
  • структуре, так как общество - социальная форма движения материи;
  • функционировании, так как существование социума вне природы не представляется возможным.

Различие же наблюдается среди:

  • законов функционирования и развития (под влиянием человека/вне его влияния);
  • природных ритмов;
  • антагонизма;
  • уровней сложности.

Уровни сложности

Общество, в отличие от природы, регулируется законами более высокой Низшая форма, конечно, тоже оказывает свою долю влияния, но не определяет сущности социальных явлений. Точно так же, как законы биологии, механики и физики не участвуют в развитии человека как личности - общественного влияния.

Общество и культура

Культура является непосредственным атрибутом социума. Это явление, которое характеризует общество, и неразрывно с ним связано: одно невозможно без другого.

Она также является и определяющим фактором в рассматриваемой тематике: в отличие от природы, общество творит культуру. Следовательно, это чисто человеческое явление, более высокий уровень духовного развития. Ведь творить может только личность - просто биологическое существо на такое деяние не способно.

Культура - уникальное явление, наследие этноса и народностей, которым она принадлежит, сосуд для хранения истории, средство самовыражения. Она обладает свойством воспроизводства самой себя. Человек же одновременно выступает ее творцом, ее хранителем, ее потребителем и ее распространителем.

Высокий свидетельствует о высоком уровне развития общества. И как бы ни была поразительна природа в ее удивительной гармонии материального плана, до такого духовного уровня она не доросла - более того, она не эволюционирует в данном направлении. Как бы ни были многогранны общество и природа, отличия, сходства этих двух понятий сводятся именно к культуре.

Причинно-следственные связи

В то же время взаимосвязь одного с другим логично верна, и потому невероятно потрясающа: природа - основа общества, общество - базис для культуры. И каждое из отдельных понятий обладает свойством самовоспроизводства.

Мысль и деяние

Общество, в отличие от природы, прогрессирует направленно. Человек, выступая в качестве главного его орудия, призван осмысливать процессы, происходящие в социуме, чтобы вносить в них коррективы. Он имеет на это право, так как является и непосредственно его частью, и, определенно, его создателем. Подобных же привилегий в сфере влияния на природу у человека нет. Вот почему, когда говорят, что общество и природа имеют следующие отличия, в первую очередь вспоминают именно о человеке - биосоциальном существе, включающем в себя и то и другое.

Взаимозависимость общества и природы

Проявлением взаимозависимости общества и природы служит экологический кризис. Это уже было упоминаемо в данной статье: человек не научился использовать единство законов двух систем на пользу не только себе или одной из них, но и обеих. Он не рассматривает природу как целостный механизм, и потому его деяния несут отрицательный эффект: нерационально используемые обществом полезные ископаемые, природные силы, которые человек может приручить, но с которыми не в силах справиться. - не только проблема, но и ключ к ее решению.

ЧТО ОТЛИЧАЕТ ОБЩЕСТВО ОТ СОЦИУМА

Осознание общества как особой и крайне важной человеку среды его обитания пришло к людям не сразу. Более отчетливо осознавалось присутствие государства, семьи. Древнегреческие мыслители отождествляли государство и общество. Присущие политике отношения «господство - подчинœение» переносились и на общество. Прошли столетия, прежде чем общественное состояние стало рассматриваться как качественно иное в сравнении с природным (естественным). Постепенно формировалось представление о гражданском обществе, основанном на неполитических отношениях. Труд, трудовые взаимодействия стали рассматриваться как его важная составная часть. В XIX в. впервые были предприняты попытки подойти к анализу общества как целого во всœех его измерениях. Философия и наука прошли большой путь в постижении общества. При этом проблемы здесь остаются и сегодня. Одна из них - соотношение «заданного» и «произвольного» в общественном развитии, а говоря научным языком, - соотношение объективных закономерностей и деятельности людей, направляемой осознанными целями.

Зададимся вопросом: что такое общество? На первый взгляд ответить на него не сложно. Это слово давно и прочно вошло и в повсœедневную речь, и в научный лексикон. Но как только мы предпринимаем попытку дать ему определœение, то сразу убеждаемся, что таких определœений может быть множество. Вот один ряд устойчивых словосочетаний: «общество садоводов-любителœей», «общество филателистов», «педагогическое общество». Здесь под обществом принято понимать группа людей, объединившихся для совместной деятельности, общения, взаимопомощи и поддержки друг друга. Когда мы говорим «западноевропейское общество», «российское общество», мы подразумеваем определœенные страны или целые сообщества государств. Это более высокий уровень абстракции, хотя сами страны, о которых идет речь, вполне реальны. На новую ступень обобщения мы поднимаемся, используя понятия «архаическое общество», «феодальное общество», «индустриальное общество». В данном случае имеются в виду определœенные исторические типы обществ. Предельным обобщением в этом ряду станет понятие общества как такового, без отнесения его к какой-либо конкретной форме организации. Под обществом в самом широком смысле слова философы понимают совокупность всœех способов взаимодействия и форм объединœения людей.Иными словами, всœесторонняя зависимость людей друг от друга и образует общество как их особую форму жизнедеятельности. Понятие «социум» многие исследователи рассматривают как синоним понятия «общество». При этом есть и другая точка зрения. Согласно ей, под социумом принято понимать социальность как таковая, неприродная реальность, отличающаяся от живой и неживой природы. В этом значении социальное представляет собой одну из подсистем мира в целом. Природное и социальное - это не только две среды обитания человека, но и, как уже мы выяснили ранее, две сущности, присущие ему самому. Каждый отдельный человек социален, но считать его обществом бессмысленно. Как остроумно заметил один отечественный философ, выявить социальное - значит понять, что отличает Робинзона и Пятницу от прирученной ими козы. При такой трактовке социального общество выступает формой его существования, внебиологическим способом связи людей.


2. Что отличает общество как систему от других систем?

Источники:

    Философия: учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). – Ростов н\Д: «Феникс» 2004 г. с. 287-298

Первым необходимым элементом социальной деятельности являются живые человеческие индивиды – субъекты деятельности, с которыми связаны её пусковые и регуляторные механизмы. Несмотря на то, что человек представляет целый и целостный “микрокосмос ”, он является элементом деятельности, т.е. её простейшим, далее неделимым образованием.

Вторым элементом является объект социальной деятельности. Объекты социальной деятельности можно разделить на два класса:

1. Вещи, “орудия” с помощью которых люди оказывают воздействие на окружающий их реальный мир. С помощью этих вещей люди осуществляют адаптивную деятельность, приспосабливаясь к среде путем её вещественно–энергетической переделки, целенаправленного преобразования.

2. Символы, знаки (книги, картины, иконы, и др.). Эти предметы служат не непосредственному изменению реальности, а изменению наших представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание, стремления, цели, и через них, опосредованно, воздействуют на отличную от сознания реальность. Функция символов – воплощать в себе особым образом закодированную информацию, служить средством её хранения, накопления, передачи, позволяющей людям согласовывать цели своей коллективной деятельности. Необходимость символов связана с тем, что любые идеи, образы, чувства, призванные повлиять на поведение людей, могут сделать это, и лишь в том случае обретут некоторую “телесную оболочку” становясь материальными проводниками, “перевозчиками смысла”.

Если вещи служат прямым орудием адаптации, то символы обеспечивают целенаправленность человеческой деятельности.

Механический набор людей вещей и символов не создаёт целостное системное образование–общество. Для его существования необходима сложная совокупность внутренних связей между всеми классами социальных предметов.

3. Что такое общественные материальные отношения и идеальные общественные отношения?

Источники:

    Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987.

    Ю.А.Чернавин. Философия в структурно логических схемах. Учебное пособие. М. 2005 с 43.

Общественные отношения - отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной практической и духовной деятельности; делятся на материальные и идеальные (духовные).

Материальны отношения, возникают и складываются в ходе практической деятельности человека, отражая и оформляя ее. Материальные отношения бывают:

Производственные отношения;

Отношения в системе «человек-природа»;

Отношения между людьми в процессе непосредственного воспроизводства человека.

Идеальные (духовные) отношения формируются предварительно «проходя через сознание» людей (индивидуальное и групповое). Идеальные отношения могут быть:

Политические;

Правовые;

Нравственные;

Религиозные;

Философско-мировоззренческие;

Эстетические и т.д.

Тема 15. Сферы общественной жизни.

1. В чем состоит содержание понятия “сфера общественной жизни”?

Общество представляет собой множество людей. Но это не простая сумма отдельных индивидов. В этом множестве возникают определенные группы, общности, которые отличаются одна от другой и находятся между собой и обществом в целом в разнообразных соотношениях. Естественно возникают вопросы: в силу каких причин в обществе на том или ином этапе возникают определенные общности, что они собой представляют, какие между ними устанавливаются связи, как и почему они развиваются, как функционируют, какова их историческая судьба, как складывается в обществе целостная картина связей и зависимостей этих общностей и складывается ли она вообще и т.д.?

Социальная философия изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей, отношения между этими группами, их связи и их роль в обществе. Эти законы и составляют содержание особой области общественной жизни - его социальной сферы. В философско-социологической науке выделяют целый спектр социальных структур общества: социально-классовую, социально-территориальную (поселенческую), в основе, которой лежат различия между городом и деревней, социально-демографическую, отражающую положение половых и возрастных групп, структуру профессиональную, по отраслям хозяйства. Существенно обогатились и научные представления об этнических общностях, и их дифференциации, макросоциальной структуре общества - первичных коллективах, семье и т.д. Вместе с тем сложилась никем особо не санкционируемая, но, тем не менее, довольно прочная традиция излишнего разделения, специализации изучения различных элементов социальной жизни. В рамках этой традиции отдельно изучались, скажем, классы и классовые отношения, этнические общности, коллективы, семья и т.д. Последствия подобного подхода все еще дают о себе знать, а новые проблемы осмыслены еще не в полной мере. Мы имеем в виду, например, рецидивы механистического сопоставления разных общностей, когда в тех или иных исследованиях они просто "сосуществуют", а не рассматриваются во взаимосвязи, "застылость" многих социальных определений, недооценку микросоциальной структуры общества, ее недостаточную связь с макросоциальными процессами, слабое внимание к общим методологическим проблемам, касающимся всех общностей, всех социальных связей, недостаточное вычленение именно общих законов всей социальной сферы и некоторые другие проблемы.

Но развитие общества все с большей настойчивостью требует преодоления раздельного изучения отдельных общностей, требует интегрального анализа социальной жизни. На фоне возросших общественных и научных потребностей все острее ощущаются недостатки раздельного анализа социальных проблем, дефицит исследований, в которых социальная жизнь рассматривалась бы комплексно. По-видимому, своеобразным стержнем развернувшейся некоторое время назад дискуссии о социальной сфере был не столько вопрос о том, выделять или не выделять социальную жизнь как отдельную сферу, сколько обсуждение необходимости именно комплексного обобщающего анализа социальной жизни.

2.Укажите сущность и структуру материально-производственной (экономической) сферы общественной жизни? Социальной? Политической? Духовной?

Источники:

    Ю.А.Чернавин. Философия в структурно логических схемах. Учебное пособие. М. 2005 с 43-55.

Экономическая сфера общества – необходимая социальная система, функционирующая по собственным законам, направленная на удовлетворение материальных потребностей людей и обладающая своей основой в виде способа производства материальных благ.

Структура:

А) способ производства материальных благ:

Производительные силы;

Производственные отношения.

Б) материально-производственная деятельность – специфическая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет производство, обмен, распределение, потребление материальных ценностей.

В) субъекты материально-производственной деятельности :

Работник;

Производственная бригада;

Предприятие, фирма банк, учреждение и др.;

Экономические министерства, ведомства и др.;

Г) объект материально-производственной деятельности- производство, распределение, потребление материальных благ.

Д) экономическое сознание – форма общественного сознания, складывающаяся в процессе материально-производственной деятельности социальных субъектов.

Политическая сфера общества – необходимая, относительно самостоятельная социальная система, характеризующаяся деятельностью социальных субъектов и отношениями, складывающимися между ними по поводу завоевания, удержания, упрочнения и использования государственной власти, проведения внутренней и внешней политики.

Структура:

А) субъекты политической деятельности и отношений :

Политическая организация общества – система целенаправленно создаваемых государственных и негосударственных организаций, управляющих политическими процессами.

Б) объекты политической деятельности и отношений :

Завоевание, удержание, упрочение, использование политической власти;

Проведение внутренней и внешней политики;

Управление политическими процессами.

В) политические отношения – складываются между социальными и политическими субъектами на основе определенных идей и взглядов в процессе деятельности по завоеванию, удержанию, использованию власти.

Г) политическая деятельность – деятельность политических и социальных субъектов, направленная на завоевание и использование власти, достижения своих коренных целей.

Д) политическое сознание – совокупность идей, теорий, мнений, настроений выражающих коренные интересы социальных групп, их отношение к государству, другим политическим институтам, политическому режиму, другим государствам.

Духовная сфера общества – необходимая социальная система, характеризующаяся деятельностью и отношениями определенных социальных субъектов, возникающими в процессе производства, распределения, потребления духовных ценностей.

Структура:

А) субъекты духовной деятельности и отношений:

Идеологи, ученые, писатели, музыканты и т.д.;

Научные, творческие, образовательные организации;

Народные массы, как производитель и потребитель духовных ценностей.

Б) объекты духовной деятельности и отношений – производство, распределение, потребление духовных ценностей.

В) духовные отношения – отношений по поводу производства, обмена, распределения, потребления духовных ценностей.

Г) духовная деятельность – деятельность по производству, обмену, распределению, потреблению духовных ценностей.

Д) общественное и индивидуальное сознание – как носитель духовных ценностей.

Социальная сфера общества – необходимая, относительно самостоятельная общественная система, возникающая в процессе деятельности социальных субъектов и характеризующая отношениями по поводу равенства и не равенства положений людей и их групп в обществе.

Структура:

А) субъекты социальной деятельности и отношений – личности, образуемые ими социальные группы, составляющие в процессе взаимодействия социальную структуру общества.

Б) объекты социальной деятельности и отношений – положение людей и их групп в обществе с точки зрения равенства и не равенства.

В) социальные отношения – отношения между людьми и их группами по поводу положения в обществе с точки зрения равенства и не равенства.

Г) социальная деятельность – деятельность социальных субъектов, направленная на удержание, изменение (улучшение) своего места (статуса) в обществе.

Д) социальная позиция (ориентация) – осознание и оценка индивидом и социальной группой своего места (статуса) в обществе.

Е) социальный престиж – оценка общественным мнением места, занимаемого индивидом или социальной группой в обществе.

Тема 16. Философские проблемы права.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: