Ошо. Любовь возможна, только если есть глубокое принятие себя, другого, мира

Прежде всего, нужно подумать о теле.

Тело — это твоя база, твоя основа, твой фундамент. Не любить свое тело — значит разрушать себя, значит стать шизофреником, стать несчастным, породить ад. Ты — это тело.

Конечно, ты больше, чем тело, но это «больше» придет потом. Ты являешься, прежде всего, телом.

Тело — это твоя основополагающая истина, никогда не будь против него. Если ты против тела, то ты отрицаешь Бога. Когда ты неуважительно относишься к своему телу, ты теряешь контакт с реальностью, ибо именно тело обеспечивает этот контакт. Твое тело — это мост. Твое тело — это храм. Тело великолепно. Это величайшая тайна.

Однако тебя учили пренебрегать телом.

Случается, тебя очаровывает таинство дерева, зеленого дерева, или таинство луны и солнца, или цветка, но тебя никогда не очаровывает собственное тело. Но твое тело — это самый сложный феномен в жизни. Ни у одного цветка, ни у одного дерева нет такого прекрасного тела, как у тебя. Ни луна, ни солнце, ни звезда не выработали такого механизма, какой есть у тебя.

Тебя же учили ценить красоту цветка, простого цветка.

Тебя учили ценить красоту дерева, простого дерева. Тебя учили ценить красоту камней, скал, гор, рек, но тебя никогда не учили уважать свое собственное тело, никогда не учили очаровываться им. Да, оно очень близко, потому и легко забыть о нем. Но тело — самый прекрасный феномен.

Когда кто-то любуется цветком, люди восклицают: «Как эстетично!» А когда кто-то любуется прекрасным лицом женщины или мужчины, то люди говорят: «Это похоть».

Если ты подойдешь к дереву, станешь радом с ним и будешь зачарованно смотреть на цветок — широко раскрытыми глазами, всеми своими чувствами впитывая всю прелесть цветка, то люди сочтут тебя поэтом, художником, мистиком. Но если ты подойдешь к женщине или мужчине, и с уважением и восторгом посмотришь на женщину широко раскрытыми глазами, всеми своими чувствами упиваясь ее красотой, то тобой заинтересуется полиция.

Прежде всего, нужно научиться уважать свое тело, забыть всю ту бессмыслицу о теле, которой тебя учили.

В противном случае тебе никогда не обратить себя наружу, не обратить себя внутрь, не выйти за пределы себя. Начни с начала. Тело — вот твое начало.

Тело нужно очистить от любого насилия.

Телу нужен великий катарсис. Тело стало отравленным, потому что ты была против него, ты всячески подавляла его. Твое тело обходится минимумом, вот почему ты несчастлива. Блаженство возможно лишь в том случае, когда ты живешь по максимуму, и никак не иначе. Блаженство возможно тогда, когда ты живешь интенсивно.

А как можно жить интенсивно, если ты выступаешь против тела?

Человек ведет серенькую жизнь, огонь его жизни еле теплится. Огонь фактически погас. Этот огонь уничтожался веками. Его нужно разжечь вновь. Вначале нужно очистить свое тело, очистить тело от всех видов насилия. Нужно возобновить течение его энергии, ликвидировать все зажимы.

Очень трудно встретить человека, у которого нет энергетических зажимов, трудно найти того, чье тело не напряжено.

Расслабься, напряженность лишь блокирует твою энергию.

Из-за этого напряжения свободное течение энергии становится невозможным.

Почему все люди такие зажатые?

Почему так трудно расслабиться? Видела ли ты спящего, дремлющего в послеполуденное время кота? Как просто и как умело он расслабляется. Разве ты не можешь расслабиться так же? Ты ворочаешься с боку на бок в постели, не в состоянии сбросить с себя напряжение.

С самого детства человека учили жить в напряженности.

Человек не дышит — из-за страха. Из-за страха сексуальности люди перестали дышать, ибо, когда дышишь глубоко, дыхание идет напрямую в центр секса и бьет туда, массирует его изнутри, возбуждает его.

Поскольку взрослые учат, что секс опасен, все дети начинают дышать поверхностно, на уровне грудной клетки. Ребенок никогда не дышит глубже, ибо внезапно он может почувствовать возбуждение: появляется сексуальный интерес, а вместе с ним и страх.

Если дышать глубоко, то освобождается сексуальная энергия.

Сексуальную энергию необходимо освобождать.

Она должна свободно струиться по всему телу. Тогда твое тело станет оргазмическим. А ты боишься дышать, так боишься, что почти половина твоих легких наполнена углекислым газом… В легких шесть тысяч альвеол, и, как правило, три тысячи из них никогда не очищаются, всегда оставаясь наполненными углекислым газом.

Вот почему ты выглядишь так уныло, вот почему тебе недостает живости, вот почему осознанность дается с трудом. Углекислый газ не нужен человеку, он должен постоянно удаляться легкими. Тебе нужно вдыхать новый, свежий воздух, нужно вдыхать больше кислорода. Кислород зажжет твой внутренний огонь, кислород будет способствовать тому, что тебя охватит пламя. Но кислород также охватит пламенем и твою сексуальность.

Вся суть в том, что, когда ты абсолютно свободен, можно многого добиться.

Разумными могут быть только очень, очень сексуальные и энергичные люди. Кроме того, постулат о том, что секс греховен, нанес удар по интеллекту, и удар этот, должно быть, оказался очень сильным. Когда у течения сексуальной энергии нет преград, когда в сексуальной сфере нет конфликтов, когда ты развиваешь свою сексуальность, твой ум функционирует в оптимальном режиме. Ты будешь разумным, осознающим, живым.

С телом нужно подружиться.

Ощущаешь ли ты свое собственное тело, или ты чувствуешь себя как в мертвом склепе?

Вот что происходит. Люди находятся почти в замороженном состоянии, они носят свое тело с собой, как гроб. Он тяжелый, он неудобный, он мешает ощущать реальность. Если ты разрешишь электричеству своего тела течь от пальцев ног к голове, если ты дашь энергии, своей биоэнергии, полную свободу, то ты станешь рекой, ты совсем не будешь чувствовать тело. Ты станешь почти бестелесным.

Если ты не будешь бороться с телом, то станешь бестелесным. И наоборот, тело станет обузой, если ты будешь с ним бороться. А если ты несешь свое тело как обузу, то ты никогда не войдешь в царство Божие.

Нелегко будет начать уважать свое тело. Ты осуждала его, всегда находила в нем недостатки. Ты никогда не ценила его, никогда не любила; и вдруг тебе захотелось чуда, чтобы кто-то пришел и полюбил твое тело. Если ты сама не можешь полюбить его, то никто не будет любить его, так как твои вибрации будут отталкивать людей.

Можно влюбиться в человека, который любит себя, но не наоборот.

Вначале нужно полюбить себя, только из этого центра может вырасти другая любовь. Ты не любишь свое тело. Ты прячешь его тысячами способов. Ты прячешь запах тела, ты кутаешь его в одежды, ты прячешь свое тело под украшениями. Ты пытаешься создать какую-то красоту, которой, как тебе постоянно кажется, тебе недостает; таким образом ты становишься искусственной.

Как только ты начнешь принимать себя, ты станешь красивой.

Когда ты будешь в восторге от своего тела, ты станешь восхищать и других. Многие влюбятся в тебя, потому что ты сама влюблена в себя. Сейчас же ты недовольна собой. Ты знаешь, что ты уродлива, ты знаешь, что ты отвратительна, ужасна. Такое представление о себе лишь оттолкнет людей, твое представление о себе не поможет им влюбиться в тебя, они будут сторониться тебя. Даже подходя к тебе, они почувствуют твои вибрации и уйдут прочь.

Нет смысла бегать за кем-то.

Необходимость гоняться за кем-то появляется лишь тогда, когда мы сами себя не любим.

Иначе в твоей жизни кто-нибудь появился бы. Нельзя не влюбиться в тебя, если ты сама себя любишь. Люби свое тело, подружись с ним, почитай, уважай его, заботься о нем, это подарок Бога. Хорошо к нему относись, и оно приоткроет тебе большие тайны. Все твое развитие будет зависеть от того, как ты относишься к своему телу.

Жми «Подписаться» и получай самые интересные статьи нашей страницы в Фейсбуке!

Текущая страница: 3 (всего у книги 14 страниц) [доступный отрывок для чтения: 10 страниц]

Тело – ваш друг

Все религии учили вас бороться с природой. Все, что естественно, подвергается осуждению. Религии говорят, что вы должны достичь чего-то противоестественного, и лишь тогда вы сможете выбраться из тюрьмы биологии, физиологии, психологии, преодолеть все окружающие вас стены. Но если вы будете продолжать жить в гармонии с телом, с умом, с сердцем, тогда, – говорят религии, – вы никогда не сможете выйти за пределы самих себя. Именно в этом я возражаю всем религиям. Они вкладывают в ваше существо ядовитые семена, чтобы вы жили в теле, но не любили тело.

Тело служит вам семьдесят, восемьдесят, девяносто, даже сто лет, и нет другого механизма, который удалось бы изобрести науке и который можно было бы сравнить с телом. Его изощренность, чудеса, которые оно постоянно для вас совершает… а вы даже его не благодарите. Вы обращаетесь с телом, как с врагом, а тело – ваш друг.

Оно заботится о вас, как только возможно, пока вы бодрствуете, пока вы спите. Оно продолжает о вас заботиться даже во сне. Если вы спите, и у вас по ноге ползет паук, нога его сбрасывает, не беспокоя вас. У ноги есть собственный небольшой мозг. Ради таких мелочей нет надобности обращаться к центральной нервной системе, к мозгу – с этим может справиться и сама нога. Вас кусает комар, и руки сами его отгоняют или убивают, и ничто не тревожит ваш сон. Даже когда вы спите, тело постоянно вас защищает, и делает даже те вещи, которые ему делать не полагается. Руке не полагается иметь мозг, но, несомненно, в ней есть что-то, что можно назвать только небольшим мозгом. Может быть, в каждой клетке вашего тела есть свой небольшой мозг. А в теле клеток миллионы, миллионы небольших мыслительных центров, сохраняющих бдительность, всегда заботящихся.

Вы продолжаете есть всевозможные вещи, не заботясь о том, что происходит, когда вы их проглатываете. Вы не спрашиваете тело, сможет ли его механизм, его химия, переварить то, что вы съели. Но каким-то образом вашей внутренней химии удается продолжать работать почти столетие. В нем есть система автоматической замены частей, которые вышли из строя. Оно постоянно выбрасывает старые и создает новые, и вам ничего не нужно делать, все продолжается само собой. Тело обладает некой собственной мудростью.

Эти религии постоянно вам говорят: «Вы всегда должны бороться, должны двигаться против течения. Не слушайте тело, что бы оно ни говорило, делайте противоположное». Джайнизм говорит: «Тело голодно, пусть оно остается голодным. Морите его голодом, оно нуждается в таком обращении». Оно просто служит вам, без всякой платы с вашей стороны, без всяких льгот, без всякого отпуска – а джайнизм говорит идти против него: когда оно хочет спать, пытайтесь продолжать бодрствовать.

Конечно, это дает вам определенную силу эго. Когда тело хочет пищи, вы говорите «нет». В «нет» содержится большая власть. Вы – хозяин. Вы низводите тело до раба – и более того, принуждаете тело держать язык за зубами: «Делай все, что бы я ни решил; ты не должно вмешиваться».

Не боритесь с телом. Оно вам не враг, оно вам друг. Это подарок, данный вам природой. Это часть природы. Оно всеми возможными путями соединено с природой. Вы связаны не только с дыханием; вы связаны с лучами солнца, с ароматом цветов, с лунным светом. Связи окружают вас со всех сторон; вы – не отдельный остров. Отбросьте эту идею. Вы – часть всего этого континента, и все же… он дал вам индивидуальность. Вот что я называю чудом.

Вы – неотъемлемая часть существования, но все же у вас есть индивидуальность. Существование совершило чудо, сделало возможным нечто невозможное.

Будьте в гармонии с телом, будьте в гармонии с природой, с существованием. Вместо того, чтобы двигаться против течения, следуйте течению. Будьте в позволении . Позвольте жизни случаться. Ничего не вызывайте принуждением, даже во имя чего-то великого. Ни ради какой святой книги, ни ради какого святого идеала не нарушайте свою гармонию.

Нет ничего более ценного, чем быть в гармонии, в сонастроенности с целым.

Чтите жизнь, почитайте жизнь. Нет ничего более святого, чем жизнь; нет ничего более божественного, чем жизнь. А жизнь состоит не из великих вещей. Эти глупцы от религии вам говорили: «Делайте великие вещи», – но жизнь состоит из небольших вещей. Стратегия ясна. Они вам говорят: «Делайте великие вещи, что-то большое, что-то, за что ваше имя будут помнить потомки. Сделайте что-то великое». И конечно, это привлекательно для эго. Эго – это агент священника. У всех церквей, у всех синагог, у всех храмов есть лишь один агент – и это эго. Они не прибегают к услугам никаких других агентств. Никаких других агентств нет. Есть только одно агентство, и это эго – сделайте что-то великое, что-то большое.

Я хочу вам сказать: нет ничего большого, нет ничего великого. Жизнь состоит из очень небольших вещей. И если вы слишком увлечетесь так называемыми большими вещами, то упустите жизнь.

Жизнь состоит из того, чтобы смаковать чашку чая, беседовать с другом; совершать утреннюю прогулку, не ведущую никуда в особенности и не преследующую никакой цели, кроме самой прогулки, без точки назначения, без конца, когда в любой момент можно вернуться; жизнь состоит из того, чтобы приготовить еду для кого-то, кого вы любите; приготовить еду для себя, потому что вы любите и свое тело; из того, чтобы выстирать свою одежду, подмести пол, полить сад… эти небольшие вещи, очень небольшие вещи… поздороваться с незнакомцем, – что было совершенно не нужно, потому что у вас нет и не было к этому незнакомцу никакого дела…

Человек, который может поздороваться с незнакомцем, может поздороваться и с цветком, может поздороваться и с деревом, может спеть песню птице. Птицы поют каждый день, а вы совершенно не заботитесь о том, что хотя бы однажды нужно сделать ответный жест. Лишь небольшие вещи, очень небольшие вещи…

Относитесь с почтением к своей жизни. В этом почтении вы начнете почитать жизнь в других.

Призрак «так-надо»

Все наше образование – получаемое в семье, в обществе, в школе, в колледже, в университете – создает в нас напряжение. И основание этого напряжения состоит в том, что вы не делаете того, что «надо».

И это продолжается всю жизнь; это следует за вами, как кошмарный сон, продолжает витать вокруг вас. Это «так-надо» никогда не оставляется вас в покое, никогда не позволяет вам расслабиться. Если вы расслабляетесь, оно говорит: «Что ты делаешь? Ты не должен расслабляться; надо что-то делать». Если вы что-то делаете, оно говорит: «Что ты делаешь? Ты должен немного отдохнуть, так надо, иначе ты сведешь себя с ума – ты и так уже на грани».

Если вы делаете что-то хорошее, оно говорит: «Ты дурак! Если делать хорошие вещи, это не окупается; люди тебя обманут». Если вы делаете что-то плохое, оно говорит: «Что ты делаешь? Ты готовишь себе дорогу в ад; тебе придется за это страдать». Оно никогда не оставляет вас в покое; что бы вы ни делали, оно всегда вас осуждает.

Этот судья был в вас внедрен. Это величайшее бедствие, случившееся с человечеством. И пока мы не избавимся от этого судьи внутри нас, мы не можем быть по-настоящему человечными, не можем быть по-настоящему радостными, не можем участвовать в праздновании этого существования.

Никто не может этого отбросить, кроме вас. И это проблема не только ваша, это проблема почти каждого человеческого существа. В какой бы стране вы ни родились, к какой бы религии вы ни принадлежали, неважно – католицизм, индуизм, коммунизм, ислам, джайнизм, буддизм, – неважно, к какого рода идеологии вы принадлежите, суть остается прежней. Суть состоит в том, чтобы создать в вас расщепленность, чтобы одна часть вас всегда осуждала другую. Если вы последуете первой, вас начнет осуждать вторая. Вы остаетесь во внутреннем конфликте, в состоянии гражданской войны.

Эта гражданская война должна быть отброшена, иначе вы упустите всю красоту, все благословение жизни. Вы никогда не сможете смеяться от всего сердца, никогда не сможете любить, никогда и ни в чем не сможете быть тотальны. Но только в тотальности человек расцветает, только в тотальности приходит весна, и ваша жизнь начинает приобретать цвет, музыку и поэзию.

Только в тотальности внезапно вы начинаете ощущать вокруг себя присутствие Бога. Но ирония в том, что эта расщепленность была создана самими вашими так называемыми святыми, священниками и церквями. Фактически священник явился величайшим врагом Бога на Земле.

Мы должны избавиться от всех священников; они являются коренной причиной человеческой патологии. Они привели всех и каждого в состояние перенапряжения, они распространили эпидемию невроза. И этот невроз стал таким повсеместным, что мы принимаем его как должное. Мы думаем, что это и есть жизнь. Мы думаем, что в жизни больше ничего не бывает – страдание, долгое, долгое, бесконечное страдание; болезненное, подобное агонии существование; автобиография, полная большого шума из ничего.

И если мы посмотрим на нашу так называемую жизнь, кажется, все так и есть, потому что в ней никогда не расцветает ни одного цветка, в сердце никогда не возникает ни одной песни, ни одного луча божественной радости.

Неудивительно, что разумные люди во всем мире задаются вопросом, в чем смысл жизни. «Почему мы должны продолжать жить? Почему мы так трусливы, что продолжаем жить? Почему мы не можем собрать немного храбрости, чтобы положить конец всему этому вздору? Почему мы не можем покончить с собой?»

Никогда раньше в мире столько людей не думало о том, что жизнь так абсолютно бессмысленна. Почему это случилось в эту эпоху? Это не имеет ничего общего с эпохой. Много веков, по крайней мере пять тысяч лет, священники продолжали причинять свой вред. Теперь эта деятельность достигла кульминационной точки.

Это не наша работа; мы – ее жертвы. Мы – жертвы истории. Если человек становится немного более сознательным, первое, что ему нужно сделать, – это сжечь все книги по истории… Забыть прошлое; оно было кошмарным. Начать заново, с самых азов, словно Адам только что родился. Начать так, словно мы снова в Эдемском саду, невинные, незагрязненные…


Один человек искал себе хорошую церковь и, в конце концов, пришел в такую, где все прихожане читали вместе со священником:

– Мы оставили несделанными те вещи, которые должны были сделать, и сделали те вещи, которых делать были не должны.

Этот человек опустился на сидение и вздохнул с облегчением, говоря себе:

– Слава Богу, наконец я нашел себе правильную компанию.


Делайте то, что хочет ваша природа, чего жаждут ваши внутренние качества. Не слушайте писаний, слушайте собственное сердце; вот единственное писание, которое я предписываю. Да, слушайте очень внимательно, очень сознательно, и вы никогда не ошибетесь. И, слушая собственное сердце, вы никогда не будете расщеплены. Слушая собственное сердце, вы начнете двигаться в правильном направлении, даже не раздумывая о том, что правильно, а что неправильно.

И весь секрет рождения нового человечества будет состоять в искусстве слушания сердца, сознательно, бдительно, внимательно. Следуйте ему всегда и во всем, идите, куда бы оно вас ни вело. Да, иногда оно заставит вас подвергнуться опасностям – но тогда вспомните: эти опасности необходимы, чтобы сделать вас зрелыми. Иногда оно заставит вас сбиться с пути – но вспомните снова, что из этих заблуждений состоит рост. Много раз вы будете падать. Поднимитесь снова, потому что именно так человек становится сильным – падая и снова поднимаясь. Именно так человек становится цельным.

Но не следуйте правилам, навязанным извне. Никакое навязанное правило никогда не может быть правильным, потому что эти правила были изобретены людьми, которые хотят вами управлять. Да, иногда в мире были и великие просветленные люди – Будда, Иисус, Кришна, Мухаммед. Они не давали миру правил, они дали миру свою любовь. Но рано или поздно ученики собираются и начинают создавать кодекс поведения. Как только мастера не стало, как только свет угас и они остались в глубокой тьме, они начинают нащупывать определенные правила, которым можно следовать, потому что теперь света, в котором они могли видеть, больше нет. Теперь им придется полагаться на правила.

То, что делал Иисус, было шепотом его собственного сердца, но то, что продолжают делать христиане, – не шепот их сердец. Они подражают, а в то мгновение, как вы начинаете подражать, вы оскорбляете свою человечность, вы оскорбляете своего Бога.

Никогда не будьте подражателем, всегда будьте оригиналом. Не становитесь штампованным отпечатком. Но именно это происходит во всем мире – ничего, кроме штампов…

Если вы оригинал, только тогда на самом деле жизнь становится танцем – а вам предназначено быть оригиналом. И никакие два человека не похожи, и мой образ жизни никогда не может стать вашим образом жизни.

Впитайте дух, впитайте молчание мастера, научитесь его духовному изяществу. Пейте как возможно глубже от его существа, но не подражайте ему. Впитайте его дух, вберите в себя его любовь, примите его сострадание, и вы сможете слушать шепот собственного сердца. А сердце говорит только шепотом. Сердце говорит очень негромко; его голос тих; оно не крикливо.

Забудьте все о том, что вам говорили: «Это правильно, это неправильно». Жизнь – не настолько застывшая. То, что правильно сегодня, может перестать быть правильным завтра, а то, что в это мгновение неправильно, в следующее может оказаться правильным. Жизнь нельзя разложить по полкам; нельзя так легко разметить ее ярлыками: «Это правильно, это неправильно». Жизнь – это не аптека, где на каждой бутылочке наклеена этикетка, и вы знаете, что где. Жизнь – это тайна; в одно мгновение что-то уместно, и тогда это правильно. В другое мгновение… – столько воды утекло в Ганге, это больше не уместно и стало неправильным.

В чем мое определение правильного? Правильно то, что гармонично с существованием, а неправильно то, что негармонично с существованием. В каждое мгновение вам придется быть очень бдительными, потому что в каждое мгновение это приходится решать заново. Нельзя полагаться ни на какие заготовленные заранее ответы: что правильно, что неправильно.

Жизнь движется так быстро; это – динамизм, не статичность. Это не застойный водоем, это – Ганг, и он постоянно течет. Жизнь никогда не остается прежней даже в два следующих друг за другом мгновения. Таким образом, что-то может быть правильным в это мгновение и не быть правильным в следующее.

Что же тогда делать? Единственный возможный выход для вас – стать настолько осознанными, чтобы самим решать, как откликнуться на изменяющуюся жизнь.


Старая дзэнская история.

Было два храма, и они соперничали. Оба мастера – должно быть, они были так называемыми мастерами, должно быть, на самом деле они были священниками, – они настолько не любили друг друга, что каждый из них велел своим последователям никогда даже не смотреть на другой храм.

У одного из священников был мальчик для поручений, для услуг, которого посылали за необходимым на рынок. Священник первого храма сказал этому мальчику-слуге:

– Никогда не заговаривай с мальчиком из другого храма. Эти люди опасны.

Но мальчики есть мальчики. Однажды они встретились на дороге, и мальчик из первого храма спросил второго:

– Куда ты идешь?

Другой сказал:

Наверное, в своем храме он слышал великие дзэнские учения. Поэтому он сказал:

– Туда, куда меня несет ветром.

Великие слова, сущее дао.

Но первый мальчик был очень смущен и обижен. Он не смог найти, что на это ответить. Он был разочарован и рассержен, и к тому же чувствовал себя виноватым: «Мой мастер мне запретил разговаривать с этими людьми. Эти люди действительно опасны. Что это за ответ? Он меня унизил».

Он пришел к своему мастеру и рассказал ему, что произошло.

– Я сожалею о том, что с ним заговорил. Ты был прав, это странные люди. Что это за ответ? Я его спросил: «Куда ты идешь?» – простой формальный вопрос, – хотя и так знал, что он идет, как и я, на рынок. Но он сказал: «Куда меня несет ветром».

– Я тебя предупреждал, – ответил мастер, – но ты не послушал. Теперь смотри, завтра встань на то же самое место. Когда он придет, спроси его: «Куда ты идешь?» – и он скажет: «Куда меня несет ветром». Тогда ты тоже можешь прибегнуть к некоторой философии. Скажи: «А что, если у тебя нет ног? Потому что душа бестелесна, и ветер никуда не может унести душу! Что ты скажешь на это?»

Он хорошо подготовился, всю ночь он снова и снова повторял эти слова, а на следующее утро, очень рано, он пришел на то же самое место, и точно в то же время появился второй мальчик. Первый мальчик был очень рад: сейчас он ему покажет, что такое настоящая философия.

– Куда ты идешь? – спросил он и стал ждать ответа.

Но второй мальчик сказал:

– Я иду на рынок купить овощей.

Что же теперь делать с той философией, которой он научился?


То же самое происходит и в жизни. К ней нельзя подготовиться, ее нельзя отрепетировать. В этом ее красота, в этом ее чудо, – она всегда застигает вас врасплох, всегда приходит как неожиданность. Если у вас есть глаза, вы увидите, что каждое мгновение полно неожиданности, и ни один заготовленный заранее ответ никогда не может быть уместен.

Я просто учу вас закону о внутреннем свойстве жизни: будьте послушны собственному существу, будьте светом самому себе и следуйте этому свету, и подобных проблем никогда не возникнет. Тогда, что бы вы ни сделали, значит, так было нужно, а если вы чего-то не сделали, значит, делать этого было не нужно…

И единственный способ оставаться в связи с жизнью, единственный способ не отставать от жизни – это не нести в сердце чувства вины, чтобы сердце оставалось невинным. Забудьте все о том, что вам говорили: что вы должны делать, чего не должны, – никто другой не может этого решать за вас.

Избегайте тех притворщиков, которые пытаются решать за вас; возьмите бразды правления в собственные руки. Решать вам. Фактически в самой этой решимости рождается ваша душа. Когда за вас решают другие, ваша душа остается спящей и притупленной. Когда вы начинаете решать за себя сами, появляется острота. Решать – значит рисковать, решение означает, что вы можете решить неправильно, – кто знает?…это рискованно. Кто знает, что будет дальше? Это рискованно, никакой гарантии нет.

Все старое предоставляет гарантию. Ему следовали миллионы и миллионы людей; как может ошибаться такое множество людей? Это предоставляет гарантию. Если такое множество людей говорит, что что-то правильно, наверное, так и есть.

Пойдите на любой риск, если это необходимо, чтобы вы стали индивидуальностью, и примите любой вызов, брошенный жизнью, если это отточит ваше существо и придаст вам блеск и разум.

Истина – это не верование; это сущий разум. Это вспышка ваших внутренних жизненных источников, это просветляющий опыт вашего сознания. Но, чтобы это случилось, вы должны обеспечить правильное пространство. А правильное пространство состоит в том, чтобы принять себя таким как есть… Ничего не отвергая, не становясь расщепленным, не испытывая никакого чувства вины.

Прекратить цепляться за страдание

Страдание, душевную боль, несчастье должно быть легко отбросить. Это не должно быть трудным: вы не хотите быть несчастными. Значит, за этой трудностью стоит какое-то глубокое осложнение. И это осложнение состоит в том, что с самого детства вам не позволяли быть счастливыми, быть блаженными, быть радостными.

Вас принуждали быть серьезными, а серьезность предполагает грусть. Вас принуждали делать вещи, которых вам никогда не хотелось делать. Вы были беспомощны и слабы, зависимы от окружающих; естественно, вам приходилось делать, что вам говорили. Вы делали все это, но неохотно, чувствуя себя несчастными, с глубоким сопротивлением. Так много вещей вас заставляли делать вопреки самим себе, что мало-помалу вам стало ясно одно: все, что вы делаете вопреки себе, правильно, а все, что вам не претит, обязательно окажется неправильным. И этот непрерывный процесс воспитания наполнил вас грустью, которая не естественна.

Быть радостным настолько же естественно, как естественно быть здоровым. Когда вы здоровы, вы не идете к врачу и не спрашиваете: «Почему я здоров?» О здоровье нет надобности ничего спрашивать. Но когда вы больны, вы тут же спрашиваете: «Почему я болен? В чем причина моей болезни, что ее вызвало?»

Совершенно правильно спрашивать, почему вы несчастны. Неправильно было бы спрашивать, почему вы блаженны. Вы были воспитаны в патологическом обществе, в котором быть блаженным без причины считается безумием. Если вы просто улыбаетесь, улыбаетесь без всякой причины, люди подумают, что у вас в голове разошлись какие-то контакты, – почему вы улыбаетесь? Почему вы выглядите таким счастливым? И если вы скажете: «Не знаю, я просто счастлив», – ваш ответ только укрепит их в убеждении, что с вами что-то не в порядке.

Но если вы несчастны, никто не спросит, почему вы несчастны. Быть несчастным естественно; несчастны все. В этом нет ничего особенного. Вы не делаете ничего уникального.

Эта идея постоянно утверждается у вас в бессознательном: несчастье естественно, блаженство неестественно. Блаженство нуждается в доказательствах. Несчастье не нуждается ни в каких доказательствах. Мало-помалу это просачивается в вас все глубже – входит в плоть и кровь – хотя, естественно, это против вас. Таким образом вас вынудили прийти в состоянии шизофрении; вам было навязано нечто противное вашей природе. Вас увели от самих себя, направив к чему-то, что не имеет к вам никакого отношения.

Вот что создает все несчастья человечества: никто в нем не там, где должен быть, никто не делает то, что должен делать. И поскольку он не может быть там, где ему нужно, – на что он имеет право от рождения, – каждый несчастен. И вы продолжаете уходить прочь от себя, дальше и дальше. Вы забыли дорогу домой. Где бы вы ни были, вы думаете, что это и есть ваш дом, – несчастье стало вашим домом, душевная боль стала вашей натурой. Страдание стало считаться здоровьем, не болезнью.

И если кто-то скажет: «Отбросьте эту несчастную жизнь, отбросьте это страдание, вы носите его с собой напрасно», – возникает очень значительный вопрос: «Но ведь это все, что у нас есть! Если мы это отбросим, то станем никем, потеряем всякую тождественность. По крайней мере, сейчас мы кто-то: кто-то печальный, кто-то несчастный, кто-то страдающий. Если мы все это отбросим, под вопросом окажется, кто мы такие, и в чем наша тождественность. Кто мы такие? Мы не знаем дороги домой, а ты отнимаешь это лицемерие, этот ложный дом, который был создан обществом».

Никто не хочет остаться голым посреди улицы.

Лучше быть несчастным – по крайней мере, вам есть что на себя надеть, хотя это и несчастье… но ничего страшного, все остальные носят точно такую же одежду. У тех, кто может себе это позволить, несчастья более дорогие. Те, кто этого себе позволить не может, несчастны вдвойне: им приходится жить в несчастье дешевого сорта, в несчастье, которым нельзя похвалиться. Таким образом, есть богатые несчастные люди и бедные несчастные люди. И бедные несчастные люди изо всех сил пытаются достичь статуса богатых несчастных людей. Существуют только эти две разновидности.

Третья разновидность оказалась совершенно забытой. Третья разновидность – это ваша реальность, в которой никакого несчастья нет. Свойственная человеку природа – блаженна.

Блаженство – это не то, чего следует достигать.

Оно уже есть; мы с ним родились.

Мы его никогда не теряли, мы просто ушли от него в сторону, повернулись к нему спиной.

Оно совсем рядом, прямо у нас за спиной; небольшой разворот – и великая революция…

Но весь мир полон фальшивых религий, которые вам говорят, что вы несчастны, потому что в прошлой жизни совершили плохие поступки. Полный вздор! Почему существование должно ждать следующей жизни, чтобы вас наказать? Кажется, никакой необходимости нет. В природе все происходит незамедлительно. Вы кладете руку в огонь в этой жизни, а обжигаетесь в следующей? Странно! Вы обожжетесь тут же, здесь и сейчас. Причина и следствие неразрывны; не может быть никакого расстояния.

Но эти фальшивые религии продолжают утешать людей: «Не беспокойтесь. Просто совершайте хорошие поступки, побольше поклоняйтесь, ходите в храм, в церковь, и в следующей жизни вы не будете несчастными». Кажется, никто не платит наличными; все – в следующей жизни. А из следующей жизни никто не возвращается и не говорит: «Эти люди вас обманывают! Это абсолютная ложь!» Религия – это всегда наличные, это даже не чек.

Разные религии нашли разные стратегии, но причина – одна и та же. Христиане, иудеи, мусульмане – религии, рожденные вне Индии, – говорят людям: «Вы страдаете, потому что Адам и Ева совершили грех». Первая пара, тысячи лет назад… и грех был невелик – вы его совершаете каждый день. Они просто ели яблоки, а Бог им запретил есть яблоки.

Но дело не в яблоках, дело в том, что они ослушались. Тысячи лет назад кто-то ослушался Бога. И они были наказаны, изгнаны из Эдемского сада, изгнаны из рая Бога. Почему мы страдаем? – потому что они были нашими праотцами.

Но в реальности все обстоит совершенно по-другому. Дело не в плохих поступках, дело в том, что вы были уведены прочь от самих себя, от своего естественного блаженства. И ни одна религия не хочет, чтобы вы были блаженными так легко; что тогда будет с их дисциплинами? Что будет с их великими практиками, аскетическими практиками?

Если отбросить страдание – так легко, как я говорю, все эти фальшивые религии потеряют бизнес. Весь вопрос в их бизнесе. Блаженство нужно сделать таким трудным – почти невозможным – чтобы люди могли на него надеяться только в какой-то следующей жизни, после долгого и трудного путешествия.

Но я вам говорю по собственному авторитету: это случилось со мной именно так легко. Я тоже прожил много прошлых жизней и, несомненно, должен был совершить больше плохих поступков, чем любой из вас, – потому что я ничто не считаю плохим поступком. Восхищение красотой, восхищение вкусом, восхищение всем, что делает жизнь более радостной, более достойной любви, – для меня это не плохие поступки.

Я хочу, чтобы вы стали чувствительными, эстетически чувствительными ко всем этим вещам. Это сделает вас более человечными, это создаст в вас больше мягкости, больше благодарности к существованию.

И для меня это не теоретический вопрос. Я просто принял ничто 1
Здесь и далее в термине ничто курсив переводчика.

Как двери – это я называю медитацией, и это не более чем другое название для ничто … И в то мгновение, когда случается ничто , внезапно – вы стоите лицом к лицу с собой, и все несчастье исчезает.

Первое, что вы делаете, – это просто смеетесь над собой, над тем, каким вы были идиотом. Никакого несчастья никогда не было; вы создавали его одной рукой, а другой пытались уничтожить – и, естественно, оставались в расщепленном, шизофреническом состоянии.

Это абсолютно легко и просто.

Самое простое в мире дело – быть собой.

Никаких усилий не нужно. Вы – уже вы.

Лишь немного вспомнить… просто выбраться из всех глупых идей, которые навязало вам общество. И это так же просто, как просто змее выскользнуть из старой кожи, чтобы никогда даже на нее не оглядываться. Это всего лишь старая кожа.

Если вы понимаете, это может случиться в это самое мгновение.

Потому что в это самое мгновение вы можете увидеть, что нет никакого несчастья, нет никакой душевной боли.

В молчании вы стоите у дверей в ничто 2
Конец курсива переводчика.

; лишь один шаг вовнутрь – и вы нашли величайшее сокровище, которое вас ожидало тысячи жизней.

До тех пор, пока ты не принимаешь себя, ты остаешься обеспокоенным и удрученным, говорит Ошо.

Нам с самого детства вбивают в голову какие-то идеалы, которым мы почему-то «должны» соответствовать. Если мы рождаемся в христианской семье, мы должны стать подобными Христу, в буддийской семье ребенок должен стать Буддой... Мы рождаемся в несовершенном обществе, где люди, которых воспитали таким же самым образом, и которые сами не смогли принять себя, пропитывают наш ум порочной идеей, что мы должны стать кем-то другим, тем самым отвлекая нас от своей собственной сути.

Человек должен научиться принимать себя и быть собой, а не пытаться быть Буддой, Иисусом или Кришной.

В тот момент, когда человек принимает себя таким, какой он есть, не оценивая и не сравнивая себя с другими, исчезает и чувство превосходства, и ощущение униженности. Исчезает напряжение, прекращаются безуспешные попытки стать кем-то другим, уходят стрессы и депрессии, которые возникали из-за неприятия себя.

В этот момент, когда вы принимаете себя, вы не лучше других, и не хуже других. Вы такой, какой вы есть, и другие такие, какие есть, никто не лучше и никто не хуже, все просто разные. У каждого свои тараканы в голове, у каждого свой набор плюсов и минусов, но разве это повод считать кого-то лучше или кого-то хуже?

Лучше и хуже – это порожденные несовершенным умом понятия, которые не имеют смысла в глазах Бога. Для Бога все равны, и только человек пользуется концепцией «лучше и хуже».

Чем больше человек принимает себя таким, какой он есть, тем больше он принимает и других – такими, какие они есть. Принятие себя и принятие других – эти два явления тесно связаны между собой.

Как принять себя и других?

Для этого нужно увидеть и понять, что каждый человек – проявление Бога, Божественный инструмент, через который Творец проявляет себя. Через вас Бог проявляет себя таким образом, через других – другим. Душа каждого человека – неотъемлемая часть Бога, и каждый человек – неотъемлемая часть этого мира, и каждый из нас в каждый момент времени играет отведенную ему роль – в соответствии с теми качествами, талантами и желаниями, которыми наделяет нас Жизнь.

Ошо говорит: «Не сравнивайте себя с другими». Когда вы сравниваете себя с другими, это вызывает неприятие себя, амбиции, соревнования, неудовлетворенность и страдания. Каждый человек уникален и неповторим.

Бог не хочет делать клонов, одинаковых людей, поэтому каждого индивидуума он наделяет неповторимым набором качеств, способностей и желаний. Какой смысл не принимать себя? Не принимая себя, вы только создаете себе проблемы и страдания.

Кроме того, если вы сами не можете принять себя таким, какой вы есть, как вы можете ожидать, что вас будут принимать другие? И если вы не принимаете других такими, какие они есть, как вы можете ожидать, что они примут вас?

Концепции, помогающие принять себя

Есть несколько концепций, которые помогут в приятии себя таким, какой вы есть:

НА ВСЁ ВОЛЯ БОГА. Эта концепция отвергает идею свободы выбора. Свобода выбора означает личную независимую (автономную) причинность и авторство в отношении всех «своих» мыслей, эмоций, реакций и действий. Но давайте рассмотрим этот вопрос тщательно, и будем честны перед самим собой.

Являетесь ли вы создателем своих мыслей? Понаблюдайте за своим мышлением хотя бы минуту. Закройте глаза и попробуйте ни о чем не думать – не допускать ни одной мысли – и вы заметите, что не можете остановить мыслительный поток. Мысли приходят и уходят. Вы даже не можете предсказать, какая мысль придет следующей. Теперь попробуйте минуту думать только одну мысль, не более, и не терять ее из поля своего внимания. Опять же, это невозможно. Теперь попробуйте минуту не думать о зеленой обезьяне. Очевидно, что мыслительный процесс подчиняется своим законам, а не нашим желаниям. Таким образом, мы обнаружили, что не являемся автономными творцами своих мыслей, и процесс мышления нам неподвластен.

Являетесь ли вы создателем своих эмоций и реакций? Опять же, попробуйте проделать минутные эксперименты. Или вспомните, когда вы слишком бурно на что-то реагировали, понимая, что ведете себя неадекватно, но не могли себя остановить и успокоить. Также можете вспомнить, когда все вокруг было хорошо, но у вас было плохое настроение, и вы никак не могли настроиться на позитивную волну. Таким образом, мы видим, что эмоции и реакции тоже неподвластны нам – мы не можем мгновенно включить или отключить эмоцию или реакцию.

Являетесь ли вы автономной (независимой) причиной своих действий, деятельности? Нет конечно. Человек – обусловленное существо, и причиной его действий являются самые разнообразные факторы, в том числе неконтролируемые мысли, реакции, эмоции, а также другие люди, образование, воспитание, привычки, социальное положение, игровые роли в социуме и т.д.

Концепция «На все Воля Бога» указывает на то, что человек не является независимым автором или творцом своих мыслей, эмоций и действий. Вы представляете, что началось бы, если бы 7 миллиардов людей имели свободу выбора? Каждый делает что хочет – и в результате полный хаос. Это бы означало, что нет Высших Законов, которым подчиняется вся жизнь и каждый человек в отдельности. Бог не может предоставить свободу выбора семи миллиардам живых существ, и чтобы при этом планета не превратилась облачко радиоактивной пыли.

Понимание (пусть даже поверхностное), что на все Воля Бога, и что у меня нет свободы выбора, ведет к принятию себя таким, какой я есть. Но на такое понимание тоже нужна Воля Бога.

ЧЕРЕЗ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ДЕЙСТВУЕТ БОГ – это следующая концепция, способствующая принятию себя и других. Если вы понимаете, что Бог является источником и первопричиной всего, и все энергии, явления и объекты проявленного мира исходят из Него, вы также можете понять, что Бог действует через каждого человека в каждый момент времени. И это помогает принять себя и других.

Также помогает принять себя САМОПОЗНАНИЕ – познание своей истинной природы. Чем больше вы осознаёте, что вы не тело и не ум, а чистое сознание, душа, воспринимающая это тело и через тело, тем легче вам принять себя (как человека).

Страх в принятии себя

Ошо говорит, что нужно принять себя таким, какой ты есть, но это не следует воспринимать как призыв перестать работать над собой, познавать себя. Некоторые люди боятся принять себя, так как «если я буду принимать себя таким, какой я есть, я перестану работать над собой и буду духовно деградировать». Нет, Ошо не призывает к этому, он говорит, что работать над собой нужно, нужно развивать осознанность, быть сознательным. Приятие себя таким, какой вы есть, дает умиротворение и покой, но не заменяет . Только в самопознании возможно тотальное приятие себя и других.

Притча Ошо о принятии себя

Однажды, придя в свой сад, царь увидел, что деревья, цветы и кусты вянут и погибают. Тогда царь начал спрашивать их, почему они гибнут.

Дуб ответил, что умирает, потому что не может стать таким же высоким, как сосна. Сосна сказала, что не может плодить виноград, как виноградная лоза. А виноградная лоза увядала потому, что не способна цвести, как роза.

Затем опечаленный царь увидел прекрасный цветок, цветущий и источающий божественный аромат. На расспросы царя, цветок ответил:

– Когда ты посадил меня, ты хотел получать радость именно от меня – того, чем я являюсь. Если бы ты хотел розу, дуб или виноград – ты посадил бы их. Но ты выбрал меня, поэтому мне нет необходимости пытаться быть чем-то другим.

Вы такой, каким являетесь, только потому, что само существование нуждается в вас – именно таком, какой вы есть. В противном случае вместо вас был бы кто-то другой, или вы были бы другим. Поэтому расслабьтесь и примите себя.

Вы можете быть только тем, кем вы являетесь в каждый момент времени. И жизни вы нужны именно таким.

Зачем тебе быть Буддой? Если бы Бог захотел еще одного Будду, он бы его создал. Но он создал тебя – таким, какой ты сеть, и он принимает тебя таким.

Ты можешь быть только тем, кем являешься в каждый момент сейчас, ты не можешь быть другим. Ты можешь цвести, подобно цветку, источать божественный аромат и радоваться, если принимаешь себя таким, какой ты есть, или можешь увянуть, не принимая себя.

OSHO является зарегистрированной торговой маркой и используется с разрешения OIF.

Все права защищены.

Публикуется на основе Соглашения с Osho International Foundation, Banhofstr/52, 8001 Zurich, Switzerland, www.osho.com

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Предисловие

Миру нужно совершенно нового рода образование, в саму основу которого заложено, что каждого нужно ввести в молчание сердца, – другими словами, в медитацию, – и каждого нужно научить быть сострадательным к собственному телу. До тех пор, пока вы не сострадательны к собственному телу, вы не можете быть сострадательным и ни к кому другому. Тело – живой организм, и он не причинил вам никакого вреда. Он неустанно вам служит с момента вашего зачатия и будет служить до самой смерти. Он сделает все, что вы захотите, даже невозможное, но никогда вас не ослушается.

Нельзя даже вообразить другой подобный механизм, настолько же послушный и мудрый. Если вы осознаете все функции своего тела, то удивитесь: вы никогда не думали, что все это делает тело. Оно так чудесно, так таинственно. Но вы никогда в это не заглядывали. Вы никогда не беспокоились о том, чтобы ознакомиться со своим телом, но притворялись, что любите других. Вы этого не можете, потому что все другие люди доступны вашему восприятию только как тела.

Тело – величайшая тайна во всем существовании. Его тайна нуждается в любви; его тайны, его жизнедействие – нуждаются в пристальном исследовании…

К несчастью, религии были абсолютно телоненавистническими. Но это дает явственный намек, очевидно указывает, что если человек научится мудрости тела и тайне тела, он никогда не станет заботиться о священнике и Боге. Он найдет величайшую из тайн внутри себя и внутри тайны тела – сам алтарь своего сознания.

Как только человек начинает осознавать собственное сознание, собственное существо, нет никакого Бога выше него.

Только такой человек может быть уважительным к другим человеческим существам, к другим живым существам, потому что они настолько же таинственны, что и он сам, – разные формы выражения, многообразие, от которого жизнь становится богаче. И как только человек находит сознание в самом себе, одновременно он находит ключ к высочайшему. Никакое образование, которое не учит любить тело, которое не учит быть сострадательным к телу, которое не учит проникать в его тайны, не сможет вас научить, как войти в собственное сознание.

Тело открывает двери – тело служит трамплином. И любое образование, которое не касается темы тела и сознания, не только абсолютно незаконченно, но и крайне вредно, потому что оно не принесет ничего, кроме разрушения. Только цветение сознания внутри вас предотвращает разрушительность и сообщает вам непреодолимое желание творить – создавать в мире больше красоты, больше комфорта. Человек нуждается в лучшем теле, в более здоровом теле. Человек нуждается в более сознательном, бдительном существе.

Человек нуждается во всем комфорте и во всей роскоши, которые готово ему предоставить существование. Существование готово дать вам рай, здесь и сейчас.

Тело – это видимая душа, а душа – невидимое тело.

Тело и душа никак не отделены друг от друга, они – части друг друга, части одного целого. Тело следует принимать, любить, почитать, быть ему благодарным…

Тело – самый сложный механизм в существовании – оно просто чудесно!

И блаженны те, кто изумляется чудесам.

Начните с чувства изумления собственным телом, потому что оно к вам ближе всего.

Ближайшая точка, в которой к вам приблизилась природа, в которой к вам пришло существование, – это ваше собственной тело. В нем есть вода океанов, в нем есть огонь звезд и солнц, в нем есть воздух; оно сделано из земли.

Ваше тело символизирует все существование, все стихии. И какая трансформация! Какие превращения! Посмотрите на землю, посмотрите на тело: какая трансформация, – а вы никогда не изумлялись этому чуду! Пыль превращается в божественное – возможна ли большая тайна? Можно ли ждать больших чудес? И свершение этого чуда вы видите каждый день. Из грязи рождается лотос… и из пыли возникло это прекрасное тело.

1. Разум тела

Западная медицинская наука рассматривает человека как отдельную единицу – оторванную от природы. В этом один из ее величайших промахов. Человек – это часть природы, и его здоровье – не что иное как непринужденные взаимоотношения с природой.

Западная медицина рассматривает человека как механизм, и во всем, в чем может быть полезной механика, она достигает успеха. Но человек – не машина; человек – это органическое единство и как таковое нуждается в лечении не только той части организма, которая больна. Больная часть организма – это только симптом того, что весь организм испытывает трудности. Больная часть, как самая слабая, указывает на болезнь всего организма.

Вы лечите больную часть, достигаете успеха… но тогда болезнь проявляется в какой-то другой части. Вы помешали болезни выразиться посредством больной части; вы укрепили эту часть. Но вы не понимаете, что человек – это целое: он или болен, или здоров, и промежуточного состояния нет. Его следует воспринимать как целый организм.

Вот одна из фундаментальных основ, которые нужно понимать: тело всегда готово вас слушать – вы никогда с ним не говорили, вы никогда не пытались с ним общаться. Вы были в нем, им пользовались, но никогда его не благодарили. Оно вам служит, и служит так разумно, как только возможно.

Природа знает, что тело разумнее вас, и поэтому ничто важное в теле вам не предоставлено, все это предоставлено самому телу. Например, дыхание, или сердцебиение, или кровообращение, или пищеварение – ничто из этого не предоставлено вам; иначе вы бы уже давно пришли в хаос.

Если бы управлять дыханием было предоставлено вам, вы бы уже умерли. У вас не было бы никакой возможности жить, потому что вы можете об этом забыть в любой момент. Если, например, вы с кем-то поссоритесь, вы забудете, что нужно дышать. Ночью, во сне, вы можете забыть, что сердце должно биться. Как вы будете помнить? А знаете ли вы, какую работу выполняет пищеварительная система? Вы постоянно что-то глотаете и думаете, что совершаете большую работу. Глотать может кто угодно.

Во время второй мировой войны случилось так, что одному человеку в горло попала пуля. Он остался жив, но есть и пить при помощи горла больше не мог, весь проход пришлось закрыть. Врачи прорезали небольшой проход в стенке его желудка, из которого выходила трубка, и ему приходилось вкладывать пищу в трубку, но никакой радости это не доставляло. Даже мороженое… он был очень сердит:

– Это невыносимо… Я не чувствую никакого вкуса.

Тогда один из докторов предложил:

– Сделайте вот что: сначала пробуйте еду на вкус, затем вкладывайте в трубку.

И он это делал сорок лет. Сначала он пережевывал пищу и наслаждался, потом вкладывал в трубку. Его трубка была ничем не хуже других, потому что и в вашем теле тоже есть такая же трубка, только она скрыта внутри. У этого бедняги она была снаружи. И она была даже лучше вашей, потому что ее можно было чистить… делать что угодно.

Система пищеварения творит настоящие чудеса. Ученые говорят, что, если бы нам приходилось делать все, что делает наша небольшая пищеварительная система – система одного человека, потребовалась бы большая фабрика, чтобы превращать пищу в кровь, сортировать все ее элементы, направлять все необходимые элементы по назначению. В некоторых элементах нуждается мозг, и их нужно направить с потоком крови в мозг. Другие нужны где-то в другой области: в тканях глаз. Третьи нужны еще где-то – в тканях ушей, или костей, или кожи, и тело выполняет все это так безупречно, семьдесят лет, восемьдесят лет, девяносто лет – а вы так и не видите его мудрости.

Мудрость тела

Вы слышали об алхимиках, которые пытались превращать грубые металлы в золото; ваше тело делает гораздо большее – оно превращает всевозможный мусор, которым вы себя набиваете, в кровь, в кости. И более того: из этого мусора оно создает ваш мозг. Все ваше мороженое и кока-колу оно постоянно превращает в мозг – мозг, способный создать Рупперфорда или Альберта Эйнштейна, Будду, Заратустру, Лао-Цзы. Просто посмотрите на это чудо!

Мозг, такая небольшая вещь, замкнутая в небольшом черепе… Один-единственный мозг может содержать все библиотеки мира. Его вместимость почти бесконечна. Это величайшая система памяти. Если вы захотите создать компьютер такой же мощности, для действия этого компьютера потребуется много миль пространства. Ваш мозг содержится в таком маленьком черепе. И как бы наука до сих пор ни развивалась, она все еще не умеет превращать мороженое в кровь. Ученые пытались это сделать, но не могут найти способа – что делать? Как превратить мороженое в кровь? Нельзя даже говорить о том, чтобы создать из мороженого мозг! Может быть, этого никогда не случится. Или, если даже это случится, то случится посредством мозга; снова это будет чудом мозга.

Разговаривайте с телом

Как только вы начинаете общаться с собственным телом, все становится очень легко. Тело не нуждается ни в каком принуждении; его можно убедить. С телом не нужно бороться – это уродливо, насильственно, агрессивно, и любого рода конфликт только будет создавать больше и больше напряжения. Не следует создавать никакого конфликта – пусть правилом будет комфорт. Тело – это такой прекрасный дар Бога, что бороться с ним значит отвергать самого Бога. Это алтарь… мы вознесены на этот алтарь. Это храм. Мы в нем существуем и должны, как только возможно, о нем заботиться. Это наша ответственность.

Таким образом, семь дней… Поначалу это покажется немного абсурдным, потому что нас никогда не учили разговаривать с собственным телом – а это может творить чудеса. Чудеса уже происходят, хотя мы о них и не знаем. Когда я что-то вам говорю, моя рука, в жесте, следует за словами. Я с вами говорю – это мой ум что-то вам сообщает. Мое тело за этим следует. Тело сонастроено с умом.

Когда вы хотите поднять руку, вам ничего не нужно делать – вы ее просто поднимаете. Одной идеи, что вы хотите ее поднять, достаточно, чтобы тело последовало; это чудо. Фактически биология или физиология пока не смогли объяснить, как это происходит. Потому что идея есть идея; вы хотите поднять руку – это идея. Как эта идея трансформируется в физическое сообщение руке? И это совершенно не занимает времени – доля секунды; нечто без всякого временного промежутка…

Например, я с вами говорю, и моя рука продолжает сотрудничать; временного промежутка нет. Тело словно движется параллельно уму. Оно очень чувствительно – нужно научиться с ним разговаривать, и тогда можно будет сделать многое.

Слушайте тело

Следуйте телу. Никогда и никаким образом не пытайтесь главенствовать над телом. Тело – это ваше основание. Как только вы начинаете понимать собственное тело, девяносто девять процентов вашего страдания просто исчезает. Но вы не слушаете. Тело говорит: «Прекрати! Не ешь!» Вы продолжаете есть, вы слушаете ум. Ум говорит: «Это так вкусно, великолепно. Еще немного!» Вы не слушаете тело. Тело чувствует тошноту. Желудок говорит: «Прекрати! Довольно! Я устал!» – но ум говорит: «Подумать только, какой вкус… еще немного!» Вы продолжаете слушать ум. Если бы вы слушали тело, девяносто девять процентов проблем просто исчезло бы, а оставшийся один процент был бы просто случайностями, не настоящими проблемами.

Но с самого детства нас отвлекают от тела, уводят от тела в сторону. Ребенок плачет, ребенок хочет есть, а мать смотрит на часы, потому что доктор сказал, что ребенку нужно дать молоко только после трех. Она не смотрит на ребенка. Ребенок – вот настоящие часы, на которые нужно смотреть, но она продолжает смотреть на часы на стене. Она слушает доктора, а ребенок плачет; ребенок просит пищи, ребенок нуждается в пище прямо сейчас. Если прямо сейчас ребенку не дать пищи, вы уведете его от тела. Вместо того, чтобы дать ему пищу, вы даете ему соску. Это с вашей стороны обман и жульничество. Вы даете что-то ложное, пластмассовое, пытаетесь его отвлечь и разрушить чувствительность тела. Мудрости тела не дается права голоса; вмешивается ум. Соска успокаивает ребенка, и он засыпает. Теперь часы говорят, что три часа прошло, и молоко нужно дать. Теперь ребенок крепко спит, теперь его тело спит; вы его будите, потому что доктор сказал, что нужно дать молоко. Вы снова нарушаете его ритм. Мало-помалу вы приводите в замешательство все его существо. Приходит момент, когда он теряет всякий контакт с телом. Он не знает, что хочет его тело: хочет ли его тело есть, он не знает; хочет ли его тело заниматься любовью, он не знает. Все управляется чем-то извне. Он видит журнал «Плэйбой», и ему хочется заниматься любовью. Это глупо; это – из ума. Такая любовь не может быть качественной; она будет просто чиханием, не более; разгрузкой. Это совершенно не любовь. Как может любовь прийти из ума? Ум ничего не знает о любви. Это становится долгом. У вас есть жена, у вас есть муж, вы должны заниматься любовью – это становится долгом. Из чувства долга, неукоснительно, каждую ночь вы занимаетесь любовью. Теперь в этом нет никакой спонтанности. И тогда вы начинаете беспокоиться, потому что чувствуете, что это не приносит вам удовлетворения. Тогда вы начинаете искать какую-то другую женщину. Вы начинаете мыслить логически: «Может быть, эта женщина мне не подходит. Может быть, она – не моя духовная половина. Может быть, она не создана для меня. Я не создан для нее, потому что она меня не волнует».

Проблема не в женщине, проблема не в мужчине: вы – не в теле, она – не в теле. Если бы люди были в теле, никто не упускал бы красоты, называемой оргазмом. Если бы люди были в теле, в своих опытах оргазма они узнали бы проблески Бога.

Слушайте тело, следуйте телу. Ум глуп, тело мудро. И если вы глубоко войдете в тело, в самих этих глубинах вы найдете свою душу. Душа скрыта в глубинах тела.

Тело чудесно

Оно безмерно красиво, безмерно сложно. Нет ничего другого, настолько же сложного, настолько же тонкого. Вы ничего о нем не знаете. Вы видите его только в зеркале, вы никогда не смотрели на него изнутри; иначе вы знали бы, что это вселенная в себе. Именно это всегда говорили мистики, называя тело вселенной в миниатюре. Если вы видите его изнутри, оно так безгранично – миллионы и миллионы клеток, и каждая живет собственной жизнью, и каждая действует так разумно, что это кажется почти невероятным, невозможным, невообразимым.

Вы принимаете пищу, и тело преобразует ее в кровь, плоть, кости. Вы принимаете пищу, и тело преобразует ее в сознание, мысль. В каждое мгновение происходит чудо. И каждая клетка действует так систематически, так упорядоченно, с такой внутренней дисциплиной, что это кажется почти невозможным – клеток миллионы. Семьдесят миллионов клеток содержится в одном вашем теле – семьдесят миллионов душ. У каждой клетки есть собственная душа. И как они действуют… с какой последовательностью, как ритмично и в какой гармонии! Одна и та же клетка может стать глазом, может стать кожей, может стать печенью, сердцем, позвоночником, умом, мозгом. Одни и те же клетки специализируются – становятся клетками определенных тканей – но это одни и те же клетки. И как они движутся, как тонко и безмолвно они работают!..

Проникните в это, глубоко войдите в эту тайну, потому что в ней вы укоренены. Тело – это почва, на которой вы растете; вы укоренены в теле. Ваше сознание в теле подобно дереву. Ваши мысли подобны плодам. Ваши медитации подобны цветам. Но вы укоренены в теле; тело поддерживает вас во всем. Тело поддерживает все то, что вы делаете. Вы любите; тело это поддерживает. Вы ненавидите; тело это поддерживает. Вы хотите кого-то убить; тело это поддерживает. Вы хотите кого-то защитить; тело это поддерживает. В сострадании, в любви, в гневе, в ненависти – в чем угодно – тело вас поддерживает. Вы укоренены в теле; тело обеспечивает вас питанием и поддержкой. Даже когда вы начинаете осознавать, кто вы такие, тело поддерживает вас и в этом.

Тело вам друг; тело вам не враг. Вслушайтесь в его язык, расшифруйте его язык, и мало-помалу, по мере того как вы проникаете в книгу тела и листаете ее страницы, вы осознаете всю тайну жизни. Она сжато изложена в вашем теле. Увеличенная в миллионы раз, она простирается на весь мир, но, сжатая в небольшую формулу, она содержится в вашем теле.

В теле скрыты все тайны

Тело содержит все тайны; все тайны, которые только есть во всей вселенной; это – вселенная в миниатюре. Разница между телом и вселенной – только в количестве. Точно так же, как один-единственный атом содержит все тайны материи, тело содержит все тайны вселенной. Не стоит искать никаких тайн снаружи; достаточно просто обратиться вовнутрь.

И о теле следует заботиться. Нельзя быть против него, нельзя его осуждать. Осудив его, вы уже осудили Бога, потому что в глубочайшем тайнике тела обитает Бог. Бог выбрал этот дом тела своим жилищем. Почитайте свое тело, любите свое тело, заботьтесь о своем теле.

Так называемые религии создали в человеке много враждебности к телу. Это правда, вы – не тело. Но это не значит, что вы должны быть к нему враждебны; тело вам друг. Тело может привести вас в ад, но может привести вас и в рай. Это просто средство передвижения. Оно нейтрально. Куда бы вы ни направлялись, оно готово. Это механизм безмерной сложности, красоты, порядка. Чем более человек понимает свое тело, тем больше он чувствует благоговение. Что тогда сказать обо всей вселенной? – даже это небольшое тело содержит столько чудесного. Поэтому я называю тело храмом божественного.

И как только ваше отношение к телу меняется, идти вовнутрь становится легче, потому что тело становится вам открытым. Оно вам позволяет идти вовнутрь, оно открывает вам свои тайны. Именно так впервые были познаны все секреты йоги. Именно так впервые были познаны все секреты дао. Йога возникла не из расчленения мертвых тел. Современная медицинская наука изучает мертвые тела, расчленяя их. В самой основе этого что-то неправильно. Науке пока не удалось познать живое тело. Расчленять мертвое тело – это одно, узнать что-то о нем – это одно, а узнать что-то о живом теле – совершенно другое. Но у современной науки нет метода, чтобы получить знание о живом теле. Единственный способ его узнать – это обращаться с ним, как мясник: разрубить его, но в то мгновение, как вы его разрубаете, это больше не прежнее явление. Понять цветок на стебле, на дереве – это одно; разрезать, расчленить его – совершенно другое. Это больше не прежнее явление. Его качество – совершенно другое.

У Альберта Эйнштейна есть определенные качества, которых не может быть у трупа; это невозможно. Поэт умирает – есть тело, но где поэзия? Умирает гений – есть тело, но где гениальность? Тело идиота и тело гения – одно и то же. Расчленяя тело, вы не сможете узнать, принадлежало ли оно гению или идиоту, принадлежало ли оно мистику или кому-то, кто никогда не осознавал таинственного в жизни. Это будет невозможно, потому что вы просто заглядываете в дом, а существа, которое в нем жило, больше нет. Вы просто изучаете клетку, а птицы больше нет; и изучать клетку не значит изучать птицу. Но все же тело несет в себе божественное.

Настоящий путь – это войти вовнутрь себя и наблюдать собственное тело оттуда, из самой глубины своего существа. Тогда это безмерная радость… просто видеть, как оно действует, как оно работает. Это величайшее чудо, которое только случилось во вселенной.

Связи тела и ума

Большинство проблем – психосоматические, потому что тело и ум – не две разные вещи. Ум – это внутренняя часть тела, а тело – внешняя часть ума, и что угодно может начаться в теле и перейти в ум, или наоборот: начаться в уме и перейти в тело. Разделения нет, нет никакой герметичной перегородки.

Таким образом, у большинства проблем есть два конца: к ним можно подходить и со стороны ума, и со стороны тела. И до сих пор в мире практиковалась однобокость: некоторые люди – физиологи, последователи Павлова, бихевиористы – верят, что все проблемы относятся к телу… Они лечат тело и, конечно, в пятидесяти процентах случаев достигают успеха. Они надеются, что с развитием науки успеха будет больше и больше, но этого никогда не случится более чем на пятьдесят процентов; развитие науки здесь не при чем.

Есть другая партия, – которая заблуждается настолько же, что и первая, – считающая, что все проблемы относятся к уму: сторонники христианской науки, гипнотизеры, месмеристы; они думают, что проблемы – в уме… психотерапевты. Они также достигают успеха в пятидесяти процентах случаев. Они тоже думают, что рано или поздно успеха будет больше и больше. Это вздор. Они не могут достигать успеха более чем в пятидесяти процентах случаев. Это предел.

Мое собственное понимание состоит в том, что к каждой проблеме нужно подходить одновременно с обеих сторон; ее следует атаковать через обе двери. Наступление на двух фронтах… Тогда человека можно излечить на сто процентов. Когда наука станет совершенной, она будет использовать оба пути.

Первый путь связан с телом, потому что тело – это центральный вход ума… парадный подъезд. И поскольку тело принадлежит грубому плану, им легко манипулировать. Сначала тело должно быть освобождено от всех приобретенных структур, и, одновременно, ум должен быть вдохновлен и поощрен двигаться вверх и сбросить тяжелый груз, тянущий его вниз.

«Вопрос: Я сам себе не нравлюсь, особенно мне не нравится мое тело!

Ошо: У тебя есть картинка в голове, каким должно быть твое тело, и если это так, ты будешь страдать. Тело такое, какое оно и должно быть. Если у тебя свое представление о теле, тогда ты обречен на страдания, поэтому отбрось все идеи. У тебя есть это тело, у тебя есть тело, которое дал тебе бог. Пользуйся им… наслаждайся им! И если ты начнешь любить его, ты увидишь, как оно будет меняться, потому что если ты его любишь, ты будешь заботиться о нем, а забота выражается во всем.

Тогда ты не будешь наполнять его ненужной едой, потому что ты заботишься о нем. Тогда ты не будешь мучить его голодом, потому что ты заботишься о нем. Ты будешь прислушиваться к его потребностям, слушать его намеки, что оно хочет, когда оно хочет. Когда ты заботишься, когда ты любишь, ты сонастраиваешься со своим телом, и тело автоматически приходит в норму. Если тебе твое тело не нравится, это создаст проблемы, правильно? Потому что постепенно тебе тело станет безразлично, ты будешь его игнорировать, потому что кто же заботиться о своих врагах? Ты не будешь смотреть на него; ты будешь его избегать.

Ты перестанешь слушать его послания, и ты будешь его еще больше ненавидеть. Ты создашь целую проблему из этого. Тело никогда не создает проблем; это дело рук ума. Теперь такова идея ума. Ни одно животное не страдает от идеи, каким должно быть их тело, ни одно животное… даже гиппопотам! Никто не страдает, они абсолютно счастливы, поскольку ум не вмешивается и не создает идеи. В противном случае гиппопотам бы подумал, - «Почему я так выгляжу?» В этом нет проблемы. Просто отбрось все идеалы.

Люби свое тело. Это твое тело. Это дар бога. Тебе следует наслаждаться им и заботиться о нем. Когда ты заботишься, ты кушаешь, спишь, тренируешь его. Ты заботишься о теле, потому что оно - твой инструмент, как машина, которую ты моешь, к которой ты прислушиваешься, как она работает, чтобы знать все ли в порядке. Ведь так? Ты заботишься даже о царапине на ней.

Просто заботься о своем теле, и оно будет совершенным! Это такой прекрасный механизм, такой сложный, но работающий так эффективно, что может работать целых семьдесят лет. Спишь ты или бодрствуешь, осознан или нет, тело продолжает работать и это происходит так незаметно. Даже без твоей заботы оно продолжает работать, продолжает служить тебе. Мы все должны быть благодарны нашему телу. Просто поменяй свое отношение и увидишь, в течение шести месяцев тело поменяется.

Как будто вы влюбились в женщину, и вы видите, как она тут же преображается. Она, возможно, до этого не заботилась о своем теле, но когда ее полюбил мужчина, она начинает заботиться о себе. Она часами крутиться вокруг зеркала…. Потому что кто-то ее любит! То же самое происходит с вашим телом: вы любите свое тело, и вы увидите, как оно начнет меняться. Его любят, о нем заботятся, в нем нуждаются. Это очень хрупкий механизм, но люди пользуются им очень грубо и жестко. Просто поменяй свое отношение и увидишь!»



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: